Каждый праздник Громницы я провожу занятие по сотворению громничной свечи в кругу силы.
30 апреля - 1 мая "Живин день", "Бельтайн", "Вальпургиева ночь", "Ночь костров".
Василевича, праздник сохранился с языческих времен и, скорее всего, был посвящён Громовнику , посылавшему на землю по весне животворные первые дожди [18]. Как перед большими праздниками, местами белорусы отмечали «Сретенские Деды » белор. Смоленские белорусы в тот день недели, в который был этот праздник, в течение всего года не снуют основ , чтобы не встретиться с волками [20]. К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, которые называли громницами.
У кого были пчёлы — делал из своего воска. Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной в 10 вершков полметра. В Громницы их носили в церковь для освящения.
Считается, что обычай этот утвердился в Белоруссии во времена унии. Униатская же церковь переняла его от польских католиков. Иезуит Ленцкий в Катехизисе , который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы».
Этот обряд в Римской Церкви утвердился при папе Римском Сергии и был установлен для противодействия языческому празднеству, которое под именем Фебруалий совершалось в первых числах февраля в честь Фебра , Прозерпины и всех богов подземного царства и сопровождалось возжжением факелов [21] [ страница не указана 2787 дней ]. Над лавкой в церкви, где лежали свечи, читалось пять специальных молитв по чину униатского требника , троекратно взмахивал над ними священник кадилом, кропил святой водой, троекратно же осенял крестом, после чего вручал свечи их хозяевам, которые зажигали их с возгласом священника «Благословенно царство! Если свечи, горя, трещали, летом можно было ждать гроз [22].
В Виленской губернии крестообразно слегка поджигали волосы на голове сретенской свечой — «на счастье и здравие» [12] [ страница не указана 2787 дней ]. В это день совершалось малое водосвятие. В народе особенно ценилась иорданская, крещенская и сретенская освещённые воды [23].
На территории современных Брестской , Минской и Гомельской областей в этот день зафиксирован обычай первой встречи весны песнями-веснянками , правда не такими громкими и массовыми, как на Благовещенье и Великдень [24]. Украинские обряды[ править править код ] Почтовая марка Украины. Украинцы и в некоторых местах русские на праздник Сретения освящают в церквах воду.
Освящённая сретенская вода считается лечебным средством против разного рода болезней, особенно так называемого «присрета» т. Чешские обряды[ править править код ] Праздник Громнице чеш. День этот называется и праздником свечей чеш.
Чехи в этот день ожидали первый гром, и если слышали его, то опускались на колени и целовали землю. Почти везде было запрещено шить, так как кончик иглы может навлечь молнию на дом. Пчеловоды обходили со свечами ульи, чтобы зимовка закончилась успешно [7].
Во многих местах существовал запрет на танцы, считали, кто будет танцевать — тот умрёт в течение года [7].
Делалось это крестообразно, а в качестве лучины использовались сретенские свечи. Существовало поверье, что именно такое поджигание защитит человека от головных болей на весь год.
А также можно было заниматься хозяйством. Например, с этого дня начинался выгон скота из хлевов в загоны. Делалось это для разминки перед будущими выпасами.
Кроме того, 15 февраля было принято белить плодовые деревья. Еще в этот день крестьяне обязательно считали оставшиеся запасы хлеба, соломы и других продуктов. Если была съедена только половина, это считалось большой удачей.
Если было съедено больше, в следующие месяцы необходимо было экономить. После работы, как правило, посещали бани, чтобы очистить водой тело и душу. Праздничный декор Основным праздничным декором выступали так называемые громничные свечи.
Масленица в Барнауле. Евгения Родочинская Кроме того, язычники посвящали Перуну и его жене "громничные свечи". По традиции их делали женщины или девушки. Три свечки сплетали в косу, и кверху они расходились небольшим трезубцем. Это был символ единства трех сторон бытия.
Свечи хранили в укромном месте в течение года и зажигали по праздникам и большим событиям. На 15 февраля выпадали не только Громницы, но и православный праздник Сретение.
Данный праздник был так же известен и под другим названием — Сретение, или просто встреча.
В эпоху двоеверия на Руси, праздник Громница — Сретение, совпадал с библейским эпизодом, который напоминал верующим о встрече Иисуса Христа с праведным человеком по имени Симеон. Согласно Библии, данная встреча произошла в Иерусалимском храме, на сороковой день после рождения Мессии. Множество проводимых в этот день обрядов было связано с водой.
Славяне называли животворящей воду, что была набрана при Большом Крещении воды, и на Сретение, при Малом Крещении воды. Например, в Белоруссии, в семьях до сих пор сохранилась традиция «освящать» такой водой сына, уходящего служить в армию. Именно с того времени, закрепилось поверье, что купание в холодной, освящённой проруби, может исцелять.
Даже если просто умыться такой водой, то всё равно можно было исцелиться от разных хворей. Здесь отчётливо прослеживается тесное переплетение языческих верований и православных обрядов. С данным праздником было связанно много поверий.
Например, если на праздник Громницы выпадали морозы, то стоило ожидать довольно холодной и поздней весны. Если выдавалась звёздная ночь, люди говорили, что ещё не скоро зима «плакать» начнёт, то есть не скоро ещё таять начнёт снег. Если на этот праздник выдавалась ясная и безоблачная погода, то верили, что урожай будет богатым.
Были свои приметы и на тот случай, если выпадал на Громницу снег. Если подобное случалось утром, то это означало, что стоило ждать раннего урожая пшеницы. Соответственно, если снег выпадал посреди дня, или вечером, урожай был бы своевременным, или наоборот поздним.
На Громницу существовал ещё один очень интересный обряд. Его называли заклинанием солнца. Люди выходили из домов и собирались перед самым закатом, чтобы всем вместе заклинать солнце.
Верили, что если солнце успевало перед закатом показаться из облачного марева, то это означало конец холодам и морозам. Если подобного не происходило, то древние славяне верили, что стоило ожидать жутких морозов, аккурат после Велесового Власьего дня, то есть после 11 февраля. Праздник Громницы иначе ещё называют и первыми закличками весны.
Напомним читателям, что вторые подобные мероприятия справляются девятого марта, а третьи заклички совпадают с Масленицей. Очень интересным является тот факт, что у данного праздника есть свои аналоги и в культурах других народов. Наглядным примером этому служит, например, древний кельтский праздник Имболк, который знаменовал собой окончание зимнего времени, и сопровождался ритуальными омовениями.
Этот праздник древними кельтами отмечался первого февраля. Свечи Громовые. Помимо водных обрядов, в день праздника Громницы важным атрибутом так же считались свечи.
Подобные свечи называли ещё Громницами, или Громовыми свечами. Их изготавливали для прославления бога Перуна и его супруги, богини Паляницы. Среди славянских народов, у каждого был свой особый ритуал, связанный с изготовлением этих свечей.
Вот, например, в Белоруссии, подобные свечи олицетворяли собой священный и живой огонь, и от того считались преимущественно мужским атрибутом. Отливом громовых свечей занимался исключительно глава семьи. Считалось, что чем больше будет громовая свеча, тем больше счастья и достатка она принесёт в дом.
Отливали свечи в последнюю субботу, перед самым праздником, в день, когда было принято так же прославлять свои предков. После того, как свеча освящалась на капище её, несли в дом, чтобы по очереди «освятить» каждого члена семьи, и каждый уголок в избе.
Праздники Кологода. Громница, Сретение, Имболк - 2 февраля
Вообще, из христианского календаря воспринимались и оставались жить в народной культуре именно те даты, которые соответствовали практическим критериям сельского хозяйства и уже существующей картине мира русского человека, душе этой земли. В этом смысле Громница — предание о том, что где-то в самой середине зимы можно услышать раскаты грома: то Перун силой своей предупреждает людей и в то же время защищает их от всякого зла и напастей. С этого дня силы света и тепла начинают заметно прибывать в мире, Перун будит жизненную силу во всем живущем. Сретенье у русских В северо-западных губерниях, также как и в Белоруссии, существовал обычай носить в Сретенье в церковь свечи для освещения. Распространён был на Руси символический обряд продажи ребёнка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребёнка, за которого она уплачивала какие-то деньги. Возвращая ребёнка родителям, она говорила: «Живи на моё счастье». На деньги, заплаченные за ребёнка, покупали свечи.
Считалось, что пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Так ребёнка «привязывают» к жизни. В Красненском районе Белгородской области гуляли по улице и пели песни «Молодка», «Деревня» и другие. В Воронежской области в ночь на Сретенье в 12 часов идут к трём колодцам набирать воду. Эта вода считается целебной. Ею брызгают больных родственников и скотину, купают и поят детей. На Громницу в саду трясут плодовые деревья, чтобы хорошо плодоносили.
Считалось, что в этот день нельзя собираться в дорогу. Хорошо в этот день поесть 7 раз, чтобы не голодать в будущем. Если в этот день петух напьётся воды, то весна будет ранняя и тёплая. Бабу ли ягу — Из-за гор-горы! Как она, лютая, Выгляни, солнышко, От весны ушла, До вешней поры! От красной бегла, Видело ль ты, вёдрышко, В мешке стужу несла, Красную весну? Холод на землю трясла, Встретило ли, красное, Сама оступилась, Ты свою сестру?
Под гору покатилась, Видело ли, солнышко, Встретимши весну Старую ягу? Солнцеву сестру. Если закликаемое "солнышко-вёдрышко" действительно выглянет перед закатом своим "из-за гор-горы", то веселая гурьба ребят приносит в деревню весть об этом, равнозначащую примете, что прошли последние морозы". Громницы в Белоруссии Народное поверье гласит: на Стретенье зима с весною встречается — какова эта встреча, такова и весна. Рассуждали так: если в этот день оттепель, то весна будет ранняя и теплая; холода держатся — весна выпадет холодная; посыплет снег — к затяжной и дождливой весне. Как перед большими праздниками, местами белорусы отмечали «Сретенские Деды» белор. Праздник сохранился с языческих времен и, скорее всего, был посвящён Громовнику, посылавшему на землю по весне животворные первые дожди.
У нас вдоволь хлеба — сойди к нам с неба! У нас вдоволь соли — не лиши нас доли! Сойди громливо, сойди счастливо, Сойди красиво — честным людям на диво! Додола славна, на надежду дана! Есть чудесный миф «О Змее Громовержце и Оленухе».
Суть его проста, как все гениальное. Он описывает основные процессы и вехи течения жизни и закономерность взаимоотношений Мужчины и Женщины , которые находят свое отражение в праздниках Кола. Жизнь есть единение и взаимодействие двух начал, двух разных энергий. Характер этого взаимодействия и определяет свойства и атрибуты времен года: зарождения, развития, апогея и жатвы урожая. Змей Громовержец спит в своих подземных чертогах.
На груди у него покоится чудесное ожерелье Силы — Огнедева. Мать всего живого Оленуха спускается в чертоги Змея и, воспользовавшись своими женскими чарами, похищает ожерелье Силы. Оленуха выносит на поверхность земли Огнедеву и Силой и Сиянием наполняется Земля. Змей же, заметив пропажу, пускается в погоню за Оленухой и тоже выходит на поверхность Земли Красная Горка, день весеннего равноденствия. Там её и настигает обманутый Змей.
Но не может он противостоять чарам Матери Всего Живого и соединяется с ней в экстазе любви Купала, день летнего солнцестояния. Громовержец возвращает себе Огнедеву. Теперь Сила на его стороне, и он увлекает за собою Оленуху в чертоги подземные. В момент вхождения в обитель Громовержца, Оленуха сбрасывает свои рога — символ Мудрости и Силы Матери. Рога остаются Детям Земли и дарят им Мудрость Богач, день осеннего равноденствия.
Змей, довольный своим успехом, успокаивается и засыпает. Коляда, день зимнего солнцестояния А у Оленухи, тем временем, вырастают новые рога, и, движимая желанием помочь своим детям, она вновь похищает Ожерелье Силы и выходит с ним на поверхность Земли Громница. Коло замкнулось. День, когда Оленуха дарит людям и земле Силу Огнедевы.
Поминание предков.
На Громницы также вспоминали ушедших на тот свет родственников, ставя на стол лишнюю тарелку в их честь. Это действие символизировало связь живых с миром предков и желание поделиться с ними домашним уютом и теплом. Запрет на тяжелый труд. Считалось, что в эти дни не следует заниматься серьезной работой или заключать договоры, чтобы не вызвать недовольство темных сил и не нарушить гармонию природы, готовящейся к весеннему обновлению. Использование громничных свечей.
Свечи, зажженные в этот день, считались мощным оберегом от злых духов. Их устанавливали на входных дверях и обходили с ними дом, освящая каждый уголок, чтобы очистить жилище от нечистой силы. Освящение дома и домочадцев. Хозяин дома рисовал крест над головами членов семьи, используя скрещенные свечи, что символизировало их защиту от всех бед и невзгод на предстоящий год. Громницы остаются одним из самых колоритных и загадочных славянских праздников, наполненным глубоким смыслом и связью с древними традициями.
Эти обряды и верования передаются из поколения в поколение, сохраняя связь времен и укрепляя духовные корни.
Использование громничных свечей. Свечи, зажженные в этот день, считались мощным оберегом от злых духов. Их устанавливали на входных дверях и обходили с ними дом, освящая каждый уголок, чтобы очистить жилище от нечистой силы. Освящение дома и домочадцев. Хозяин дома рисовал крест над головами членов семьи, используя скрещенные свечи, что символизировало их защиту от всех бед и невзгод на предстоящий год. Громницы остаются одним из самых колоритных и загадочных славянских праздников, наполненным глубоким смыслом и связью с древними традициями.
Эти обряды и верования передаются из поколения в поколение, сохраняя связь времен и укрепляя духовные корни. Приметы на Громницы 15 февраля Гроза на Громницы. Необычное явление в виде зимней грозы воспринималось как предвестник ранней и теплой весны. Гром в лесу. Считалось, что если на Громницы слышен гром, лето будет неурожайным. Это заставляло людей обращаться с молитвами к Перуну, богу грома и молнии, просить его о благоприятном исходе года.
Громница. Сретение. Встреча зимы с весной
Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с. Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с. Праздник Громница называется так потому, что 2 февраля можно впервые услышать гром и увидеть сверкание молний. Начало Зимоборья Обережный праздник Громница обычно отмечается славянами 1 или 2 февраля. [align=center]Солнечные праздники Славян[/align] Я упомянула о восьми праздниках КолоГодного цикла, так называемого Большого и малого солнечного креста.
Праздник Громница в 2024 году – когда праздновать, обряды, традиции
Праздник Громницы, одно из ярких событий славянской культуры, сопровождается множеством традиций, символов и обрядов, среди которых особое место занимают громничные свечи. ГРОМНИЦА (Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье) — отмечается 2 лютеня/февраля-месяца. Долгая зима никому не в радость, да добрая весточка есть у «Северной сказки» о приходе весны. Знаете ли, что 2 февраля – Громница, славянский праздник, перва. Подробнее рассмотрим такой славянский праздник, как Громница или Сретенье Господне. когда открываются границы между Мирами.
15 февраля – Громница — Сретение. Что можно заготовить в этот день для Знахарей и Целителей?
В ряде славянских народов Громницей называли день, когда вспоминали о предках, ушедших на небеса. Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз повороти. зимний праздник, пришедший к нам с языческих времен. В церковном календаре он отмечается 2 февраля у католиков, и 15 февраля - у православных. Главная → Новости / События → Новости → ЗАЧЕМ ОСВЯЩАТЬ СВЕЧИ НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (ГРОМНИЦЫ)-2023: ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ТРАДИЦИИ, ЗАПРЕТЫ, ПРИМЕТЫ.
Громница. Сретение. Встреча зимы с весной
В народе говорят, что в эту пору «зима с летом весной встретились», «Солнце — на лето, зима — на мороз». О сию же пору «лесной хозяин» медведь , любимец Велеса, по поверьям, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды в том числе с использованием специально изготовляемых к этому времени Громничных свечей , и просят Зимнюю Владычицу — Мару-Морену быть милостивой к ним. Сретение буквально: «Встреча» напоминало христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, якобы состоявшейся в иерусалимском храме на сороковой день после «рождества» Христа. Народный дневникъ.
Праздники и обычаи. Суворина, 1885. Русский народный календарь.
Юрий [Ярила, Перун? Поэтому, хотя и редко, с этого дня можно слышать громовые раскаты. Чехи и поляки верили, что на С[ретение] первый раз должен запеть жаворонок, даже если бы от этого он замерз.
В восточно- и западнославянских традициях большое значение придавалось свече, которую на С[ретение] освящали в церкви. Украинцы, белорусы и поляки называли ее сретенской или громничной ср. Gromnice, чеш.
Hromnice, бел. Громницы, словен. На С[ретение] с этой свечой обходили дом и хлев, подпаливая у животных крест-накрест шерсть на лбу.
Этнолингвистический словарь в 5 тт. Институт славяноведения РАН. В Ярославской губ.
В этот день в церкви или костеле освящали свечки. После того, как хозяин возвращался домой с громничной свечкой, хозяйка зажигала ее. Глава семьи опаливал крестообразно волосы на своей голове, а потом совершал подобное действие с волосами всех членов семьи, начиная со старших. Затем вся семья шла в хлев, где хозяин крестообразно опаливал шерсть каждого животного, дотрагивался огнем до стен и дверей. Этот обряд повторялся в каждом хозяйственном строении. Громничная свечка хранилась за образами.
Он говорит о важности ценить каждый момент и быть открытыми к переменам, которые несёт с собой приближающаяся весна. Этот день напоминает о цикличности жизни, о том, что после затишья всегда приходит время действия, а после холода — тепло. Все праздники 15. День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества День памяти воинов-интернационалистов. День войск правительственной связи РФ. Международный день детей, больных раком.
Международный день операционной медсестры. День завязывания узелков на счастье. Всемирный день бегемота. День Галилео Галилея День планетолога. День осведомлённости о холостом образе жизни. День звона колец.
Что нельзя делать сегодня 15 февраля 2024 по церковному календарю 15. В православной христианской традиции четверг не выделяется как день обязательного поста. В отличие от среды и пятницы, которые традиционно являются днями поста в память о предательстве Иуды и страданиях Иисуса Христа соответственно. В праздничные дни рекомендуется избегать тяжёлой работы, чтобы иметь возможность больше времени уделять молитве и посещению церкви. Нельзя допускать грубость, ссоры, скандалы и конфликты. Особенно важно сохранять мир и доброту в отношениях с окружающими.
Этот день говорит о важности милосердия, прощения и любви к ближнему, поэтому старайтесь избегать негативных эмоций и суждений о других. Нельзя допускать большое употребление алкоголя и чрезмерное веселье. Несмотря на то, что Сретение — радостный праздник, важно соблюдать умеренность и не забывать о духовном аспекте дня. Народные приметы на 15 февраля 2024 года Погода в день Сретения предсказывает характер предстоящей весны. Снежная буря указывает на позднее наступление весны.
Богиня Перуница, так же изображалась вооружённая золотым копьём. Интересную параллель проводят некоторые с кельтской богиней Бригитой, которая до пришествия христианства, почиталась кельтами, как покровительница всяких ремёсел.
В основном, её стезёй выступала именно кузничное дело, которое неразрывно связанно с культом огня и богов грома. Легенда о громовержце змее и Оленухе. Автор в своих поисках наткнулся на очень интересную легенду, которая может показать нам суть многих славянских праздников, с совершенно другого ракурса. Итак, перед нами очень интересная легенда о змее громовержце, который спит себе спокойно, в своих подземных владениях. На груди у спящего змея покоится дивное ожерелье, которое носит ещё более дивное название — Огнедева автору откровенно и честно слышится Огненная Дева. Так вот, это ожерелье является источником огромной силы, и является воплощением Живого огня, того самого, который дал начало всему мирозданию. В подземную обитель спускается сама Оленуха — олицетворение матушки природы.
Она, пользуясь своей красотой, искушает и соблазняет бедного громовержца. После обманного манёвра матушка всего живого, забирает у хвостатого чудища его чудодейственное ожерелье, выносит его на поверхность, к своим земным детям. Силой ожерелья Оленуха наполняет землю сиянием и новой жизнью. Данное явление символизирует перелом зимнего времени на весеннее, то есть речь идёт о двух больших славянских праздниках — Громница и Масленица. Когда змей громовержец замечает пропажу своего ожерелья, он наполняется свирепостью и вслед за матушкой Оленухой поднимается из своей подземной обители на поверхность. Подобное явление символизирует весеннее равноденствие. Змей хочет настигнуть ту, что украла у него Огнедеву, но матушка Оленуха не теряет время зря, и в попытках уйти от преследования, поднимается в небесную обитель.
Это символизирует славянский праздник Русалий день, и конечно Белтан. Всё же матери всего живого не удаётся избежать участи попавшиеся в лапы чудища жертвы, но настигнув её великий змей не в силах противостоять очарованию и притяжению богини. Таким образом оба божества соединяются в лихорадочном любовном экстазе, чем олицетворяют единство мужского и женского начала, и неизбежность притяжения между ними. Подобное божественное соитие находит свой отклик в таком славянском празднике, как Купала. Великий змей возвращает себе своё чудодейственное оружие, тем самым возвращая самому себе силы. После этого, змей не желая расставаться со своей возлюбленной Оленухой, увлекает её за собой, в свои подземные чертоги. Когда богиня повторно спускается в подземные владения великого змея, она избавляется от своих рогов автор немного в шоке, хотя наверно имя Оленуха, богиня получила не просто так.
Рога богини служили символом мудрости и её силы. Оленуха оставляла свои старые рога в подарок своим смертным и земным детям. Это символизирует осеннее равноденствие и славный праздник Богач. После всего этого, громовержец змей обретал покой и вновь предавался своему сну. Данное действие обозначало приход зимней поры. Здесь уже речь идёт о празднике Коляды и о зимнем солнцестоянии. Но, вопреки всему, матушка Оленуха, вновь стремилась выбраться наружу.
Она отращивала новые рога, и вновь отнимала у спящего змея его украшение. Она вновь поднималась наверх к своим земным детям, и таким образом замыкала цикл одного года, и приносила новую Громницу. Таким образом, праздник Громницы является олицетворением не только первой встречи весны и зимы, но и пробуждения земли, выхода первой силы. В этот день было принято танцевать обрядовый танец — Огнедеву какое совпадение, ведь именно так в легенде называется ожерелье великого змея. Этот танец олицетворяет женское начало и его силу. Танцевать Огнедеву было принято вокруг обрядовых свечей возможно, тут ввиду имеются именно громовые свечи.
Громница 2025
По погоде на Громницу, славянский праздник первой встречи с весной, судили долгой ли будет зима, ждать ли богатого урожая в нынешнем году. Главная → Новости / События → Новости → ЗАЧЕМ ОСВЯЩАТЬ СВЕЧИ НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (ГРОМНИЦЫ)-2023: ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ТРАДИЦИИ, ЗАПРЕТЫ, ПРИМЕТЫ. Славянские праздники Зимоборье: Громница и дни Велеса у славян — 1-11 февраля Первые числа февраля — это одна из восьми важнейших точек Кологода годового цикла славянских праздников, олицетворяющая встречу Зимы с Весной.
Народный праздник Громница 15 февраля, славянское Сретенье: почему свечи были главным символом дня
По своей силе она приравнивается к крещенской. Священной также считалась вода с растаявших сосулек, собранных в этот день. В сумерках дети выходили на пригорок и напевали солнышку заклинание, призывая его показаться. Если оно перед закатом выглядывало — будет тепло, если нет — еще будут холода. Родители«продавали» ребенка. Малыша передавали через окно какой-нибудь посторонней старухе, получая взамен деньги. Затем женщина возвращала его со словами «Живи на мое счастье». На вырученные деньги покупали свечи.
Их пламя зажигает и укрепляет жизненный огонь. В этот день начинали выгонять из хлева в загоны скот — для «разминки». Если позволяла погода, белили стволы плодовых деревьев.
Их борьба нашла отражение на древнем барельефе, который встречается и петроглифах, и в лубочных картинках как борьба воина-всадника-копьеносца со змеем. Позже этот мотив был перенесён в христианство: все знают знаменитое изображение Георгия Победоносца, попирающего змея. В этом противостоянии Перун выражает активное мужское начало, которое реализуется через победу над кем-то. Это возвышение духа через активную борьбу, а не через духовное подвижничество и созидательный труд. Велес в образе змея олицетворяет сразу несколько символов. Наши предки различали понятие гадов и понятие змеев. Змей — это положительный образ в славянской культуре. По-другому он именовался «уж» предок. Так же назывался один из самых распространённых символов в резьбе, вышивке, чеканке, литье и т. У всех народов такой простейший ужик змей изображался по низу подолов, бранниц , рушников и символизировал связь с предками. В то же время на Руси было понятие «гад ползучий», которое несло отрицательное значение. Он был связан не столько с физическими змеями, сколько с образом навных программ рода. Навные программы — это все те нерешённые ситуации, которые были в роду. Например, кто-то из рода не прошёл урок на крепость духовную и умение реализовывать свои мечты, даже несмотря на сопротивление, отрицание близких — значит, в роду появился алкоголизм на пятом поколении. Не прошёл кто-то в роду испытание любовью в трудностях — на шестом поколении появились семьи, когда женщина зарабатывает больше, чем мужчина, и гнобит его за это. Все навные программы рода — это несданные экзамены Богу. Велес в образе змея олицетворяет силу предков, которая, безусловно, достаётся каждому по праву рождения. Но с 21 года — со времени эмоционального и энергетического взросления — у человека раскрывается сила сердца, и он уже должен заслужить право на эту родовую силу. Для этого он должен начать преодолевать в себе родовую навь, то есть работать с родовыми программами осознанно. Копьё Перуна является символом оста. Остом наши предки называли не только копьё, но ещё и острие меча, кровосток на ноже или на мече, позвоночник и ту силу духа, которая есть у человека. Если с 21 года направлять силу духа на борьбу с навными программами рода, тогда человек становится достоин родовых сил, и они даются ему. Если же не преодолевать собственные негативные черты характера, которые на самом деле являются положительными, но в состоянии «зело» чрезмерно много ; если не пересматривать ограничивающих убеждений, которые также достаются по наследству от предков, то родовой силы у человека становится мало. Этому и посвящён период двух праздников — Перуново заговение зимний праздник Перуницы и Велесова Среча. Стыковка этих двух праздников в календаре — знак того, что враг находится не вовне, а в нас самих — и это наши родовые программы. Человеку же нужно быть борцом и преодолевать их. Именно поэтому февраль месяц лютень имел два образа животных, которые противостоят друг другу. С одной стороны — это образ Тура Златорогого, а с другой стороны — образ люта волка. В других родах культурах это Золотой Кабан и Волк. Данное противостояние в сказках и мифах отражало не столько противостояние Богов, сколько борьбу двух сил внутри каждого человека. Читайте также: «Выбор и осознание себя». С одной стороны, людям очень хочется повоевать, найти кого-то в качестве виновника собственных неприятностей, неурядиц, объявить его врагом революции и начать долбить. Но задача не в этом, а в том, чтобы научиться справляться со своими родовыми навями и негативными чертами характера. Именно поэтому период Громницы и Велесовой Сречи фактически, весь февраль был посвящён у наших предков различным действиям, как явным, так и со спрятанными внутри них магическими ритуалами, которые помогали изменить прежде всего самого себя и найти в себе того внутреннего «врага революции», чтобы погнать его поганой метлой. Магия для наших предков — это работа по принципу «кто могёт, тот и маг». Если ты можешь изменить самого себя с помощью простых действий, то ты маг своей судьбы, и у тебя получится всё то, что ты задумал. Если не можешь — у тебя не получится изменить и свою внешнюю жизнь. Современные этнографы переводят алчность как жадность, но это не совсем точный перевод. На самом деле, алчностью наши предки называли синдром поиска врага вовне, а не внутри себя, когда человек становится борцом за мнимую справедливость, и в итоге идёт по головам других людей ради торжества какого-то убеждения. Волк почитался ещё и символом верности, поэтому вся магия была направлена на то, чтобы быть верными своему слову, тем отношениям, которые у тебя есть, и не видеть в близких людях врагов самому себе. К сожалению, в современном мире отцы и дети, мужья и жёны чаще всего обвиняют друг друга, вместо того, чтобы совместно начать работать над общими тараканами. Ведь в семье общие не только мечты, но и проблемы. Недаром говорят: «Муж и жена — один лад и один ряд». Поэтому всё, что сотворялось в феврале месяце, было направлено на две цели — с одной стороны, усилить крепость рода , крепость отношений семейных, родительских, деловых, партнёрских , а с другой стороны, разобраться в самом себе: что во мне не так, что делает меня сложным партнёром, сложным другом, нерадивым учеником, нерадивым родителем. Существовало много различных вариантов простых магических действий, которые помогали обнаружить и исправить кривизну в себе. Традиции февраля Чем же таким особенным занимались в феврале наши предки? Во-первых, они часто прибегали к магии мороза: лепили снежных баб и различные снежные фигурки, шарики не только для красоты, но и для пользы. В этих ледяных фигурках они замораживали кусочки бересты с написанными на ней негативными ситуациями, от которых хотелось избавиться. Считалось, что когда весной ком растает или его разрушит вьюга, то вместе с ним начнут потихоньку уходить и проблемы. Нажимая на кнопку, ты подтверждаешь своё согласие на обработку персональных данных согласно Политике Конфиденциальности. Thank you! We will contact you soon. В это время часто обращались к магии воска и свечей. Изготавливали свечи, делали с помощью них очистительные обряды, очищая себя, пространство, в котором работали, жили, в которое собирались переехать весной или место для будущей постройки дома. Также с помощью воска делали различные обереги, в особенности для больных людей. В это время изготавливали различных кукол , в тело которых закладывали кусочки шерсти, притом не только овечьей или козьей, но и волосы белой лошади и чёрной кошки. Одним из таких оберегов являлась кукла Берегинюшка дома, в руках у которой был узелочек с шерстью чёрной кошки. Такую Берегиню часто изготавливали в феврале, потому что шерсть шерстяная ткань и шерстяные нитки для вязания, вышивания — это то, что связывает нас с образом Велеса. То, как у вас будут получаться изделия с шерстью, будет показателем, насколько вы готовы осознавать и менять себя. В это время часто обращались к магии огня и делали малые и большие огнищения, очищая пространство, самого себя, изготавливали различные подсвечники. Заготавливали различные смеси трав и специй, для того чтобы их сжигать в домашнем огне, в обрядовом костре, на капище, возле дома. Часто в феврале вешались новые железные засовы на амбар, на дом, изготавливались медные Берегини. Делались железные кольца, которые надевались на рога скотины, дабы уберечь её от лихоманок. Если дом находился в неспокойном месте либо в поселении, начинали замечать ходившую коровью смерть, то тогда железные гвозди втыкались в притолоку над воротами, дабы не пустить её в дом. В этот период совершали много действий, которые вроде бы внешне никак не связаны с этой темой, но на самом деле имеют к ней прямое отношение. По тому, как у вас идёт такое действие, можно определить, насколько вы находитесь в процессе очищения. Например, если вы, работая с металлом в феврале месяце, колетесь металлическими иглами, теряете ножницы, режетесь ножами режете руки, это говорит о том, что вы не умеете подчиняться мужчине если металл наказывает женщину. Вот ваш истинный враг и причина тех ссор, которые творятся дома.
Полуденный снег говорит о хорошем урожае пшеницы: По поверьям, если в полдень на Сретение идет снег, это предвестие хорошего урожая пшеницы. Сильный ветер обещает изобилие фруктов: Если в этот день дует сильный ветер, то это считается знаком того, что в текущем году можно ожидать изобилия фруктов. Спокойная погода предвещает много льна: Если Сретение проходит в атмосфере спокойствия и без ветра, то, согласно поверьям, можно ожидать богатого урожая льна. Именины Василия отмечают хитрость, но она направлена во благо окружающих: В этот день также отмечаются именины святого Василия Великого. По народным представлениям, хитрость этого дня связана с приходом весны и пробуждением природы. Когда отмечают праздник Громница? Громницы, также известные как Грамнiцы, представляют собой зимний праздник, берущий свое начало в древних языческих традициях. Этот уникальный праздник, вопреки времени и изменениям, до сих пор влечет за собой внимание как католиков отмечаемый 2 февраля , так и православных 15 февраля. Пронизанный мистическими преданиями, он уходит корнями в глубокую историю, связанную с язычеством, и с течением времени сливается с христианскими праздниками. В дни Громницы с восторгом и ожиданием ждали первого грома, который, согласно поверьям, предвещал приближение тепла и конец холодов. Важное значение придавалось моменту, когда гром звучал на фоне зеленых листьев, что сулило обильный урожай. Однако, если гром прогремел над обнаженным лесом, считалось, что предстоит год голода. Эти древние суеверия служили своего рода пророчеством, определяя благоприятные или трудные перспективы впереди. Говорилось, что гром — это грозный голос Перуна, бога молнии и грозы в языческой мифологии. В этот день совершались обряды и жертвоприношения, направленные на успокоение Перуна и обеспечение благосклонности природных сил. С течением времени, Громницы стали переплетаться с христианским праздником Сретенье Господне, создавая уникальный симбиоз языческих традиций и христианских обрядов. В народной традиции это событие приобрело свой оттенок и воспринимается как встреча зимы с весной. Церковное «Стрэчанне» стало неотъемлемой частью празднования, придавая ему особое значение и символизм. Громницы олицетворяют не только природные перемены, но и духовное единство различных культурных и религиозных традиций. Этот праздник, сохранивший свою уникальность и влияние на повседневную жизнь, продолжает напоминать нам о том, как история и верования сплетаются в удивительный мозаичный узор. Встречая Громницы, мы соединяем прошлое и настоящее, погружаясь в глубокие корни наших традиций в поисках понимания и связи с окружающим миром. Празднование Сретения: Традиции, Обряды и Значение Праздник Сретение, также известный как Крещение Господне, традиционно отмечается 15 февраля в соответствии со старым стилем юлианского календаря. Этот день важен для многих славянских культур, и его празднование связано с различными обрядами и ритуалами, направленными на благополучие, урожай и приход весны. Обряды и Традиции На Сретение древние славяне судили о предстоящей погоде, принимали меры к подготовке к посевам и начинанию весенних работ. Этот день был символом нового этапа в сельском хозяйстве и природе. Один из особых обрядов включал поджигание волос друг у друга крестообразно. Это действие рассматривалось как защита от головной боли и проблем с головой. Славяне верили, что огонь обладает очищающими свойствами и способен изгонять болезни. Значение и Ритуалы На Громнице, предшествующей Сретению, происходило выгоняние скотины из хлевов, а также начало подготовки к севу семян и кормлению племенных птиц. Это было связано с началом нового сельскохозяйственного цикла. Крестьяне тщательно делали расчёты запасов хлеба, сена и других кормов, готовясь к предстоящему сезону. Это было важным шагом для обеспечения достатка и благополучия в сельской местности. Религиозные Обряды и Верования На Сретение люди также поклонялись Солнцу, веря в его влияние на природу и жизнь. Жрецы Солнца совершали обряды, призывая тепло и благополучие. Одним из значимых ритуалов было сжигание куклы, символизирующей Дух Огня и бога Любви, с подношениями и дарами. Считалось, что это действие уничтожает холод, принося тепло летнего времени и обещание хорошего урожая. Питание и Кулинарные Традиции Сретение также ассоциировалось с особыми кулинарными традициями. В этот день пекли блины — символ солнца и прихода весны. Также домашний скот кормили баранками, веря, что это защитит животных от болезней и принесет им здоровье. Зима ещё не совсем отступила, но уже ощущается, что её власть угасает. Существует поверье, будто именно на Громницу зима и весна сражаются за господство, и от исхода этой борьбы зависит, насколько скоро наступит лето и каким будет его тепло. Праздник получил своё название благодаря особенности этого времени года — 15 февраля — когда впервые можно услышать гром и увидеть сверкание молний. Согласно преданиям, это исходит от Перуна, Бога-Громовника, который направляет свои молнии, чтобы помочь наступлению весны. В других мифах упоминается его супруга Дива Додола, или Перуница, Богиня Грозы, как та, кто управляет бурей и молниями. В данном контексте, традиционно считается, что в этот день мужчины и юноши обращаются к Перуну, а женщины и девушки — к Диве Додоле, прославляя их и принося благоприятные молитвы. Громница стала не только временем борьбы стихий, но и символом единства человека с природой. В этот день люди собирались вместе, проводили обряды, восхваляли богов и природу. Празднование Громницы стало своеобразным ритуалом, напоминающим о важности баланса в природе и в жизни человека. Этот древний праздник продолжает жить в сердцах тех, кто чувствует связь с традициями своих предков, сохраняя тем самым кусочек магии и мистики в современном мире. Праздник Громницы: Традиция и Символизм Громничных Свечей Праздник Громницы, одно из ярких событий славянской культуры, сопровождается множеством традиций, символов и обрядов, среди которых особое место занимают громничные свечи. Эти свечи, изготовленные из особого воска, играют ключевую роль в праздничных обрядах и являются важным элементом ритуала. Традиции изготовления громничных свечей Громничная свеча изготавливается из лучшего воска, который оставляют и специально приготавливают к этому празднику. Существуют разные обряды создания этих свечей и представления о том, как они должны выглядеть, каждый из которых несет свою уникальную символику. Первый обряд: Символизм главы семьи В одном из обрядов, глава семьи создает большую громничную свечу. Эта свеча зажигается на капище или домашнем алтаре, обычно располагаемом в красном углу, что символизирует связь с духовным миром и защиту дома. Однако, важно отметить, что громничную свечу не допускают до полного догорания — после зажигания ее обходят с ней жилье, двор и обносят вокруг членов семьи, принося благополучие и защиту. Второй обряд: Символика женского творчества Другой традицией связанной с Громницей является создание «косички» громничных свечей.
Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребёнка, за которого она уплачивала какие-то деньги. Возвращая ребёнка родителям, она говорила: «Живи на моё счастье». На деньги, заплаченные за ребёнка, покупали свечи. Считалось, что пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Так ребёнка «привязывают» к жизни [15]. В ночь со Сретения на Починки опасались домового. Во многих местностях существовало поверье, что в эту ночь домовой может «заездить коня». Также распространено было поверье о том, что нельзя ездить в дальний путь на Сретение: могут приключиться по дороге всякие напасти [16]. Если в этот день петух напьётся воды, то весна будет ранняя и тёплая [11]. Водосвятие на Громницы. Первая половина XX в. Белорусская монета, реверс Народное поверье гласит: на Стретенье зима с весною встречается — какова эта встреча, такова и весна. Рассуждали так: если в этот день оттепель, то весна будет ранняя и теплая; холода держатся — весна выпадет холодная; посыплет снег — к затяжной и дождливой весне. По утверждению В. Василевича, праздник сохранился с языческих времен и, скорее всего, был посвящён Громовнику , посылавшему на землю по весне животворные первые дожди [18]. Как перед большими праздниками, местами белорусы отмечали «Сретенские Деды » белор. Смоленские белорусы в тот день недели, в который был этот праздник, в течение всего года не снуют основ , чтобы не встретиться с волками [20]. К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, которые называли громницами. У кого были пчёлы — делал из своего воска. Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной в 10 вершков полметра. В Громницы их носили в церковь для освящения. Считается, что обычай этот утвердился в Белоруссии во времена унии. Униатская же церковь переняла его от польских католиков. Иезуит Ленцкий в Катехизисе , который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы». Этот обряд в Римской Церкви утвердился при папе Римском Сергии и был установлен для противодействия языческому празднеству, которое под именем Фебруалий совершалось в первых числах февраля в честь Фебра , Прозерпины и всех богов подземного царства и сопровождалось возжжением факелов [21] [ страница не указана 2787 дней ]. Над лавкой в церкви, где лежали свечи, читалось пять специальных молитв по чину униатского требника , троекратно взмахивал над ними священник кадилом, кропил святой водой, троекратно же осенял крестом, после чего вручал свечи их хозяевам, которые зажигали их с возгласом священника «Благословенно царство!