это особый вид земельного владения, который существовал в России в разные исторические периоды. Вотчина. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Запоминаем базовые исторические понятия с учителем истории и обществознания Грищук Екатериной Григорьевной. Что такое вотчина?Что такое поместье?Чем отличает. ср.: "отчий дом"). Новости Новости.
Что такое вотчина — определение и отличие от поместья
древнейший вид частной земельной собственности на Руси. Принадлежала вотчина князьям и боярам, то есть высшему слою общества. Что такое вотчина кратко. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте. Собственно “купленная вотчина” есть бессмыслица, если принимать слово “вотчина” в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово “ют-чина” означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Уже Иван III запретил князьям уделов Северо-Восточной Руси (Ярославским, Суздальским и Стародубским), продавать свои вотчины без ведома великого князя, а также отдавать в монастыри.
Вотчина — краткое описание и особенности
Вотчина – это феодальное земельное владение на Руси, передававшееся по наследству. Возникли вотчины на заре становления Древнерусского государства – в IX-X веках. Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт (Grundherrschaft), а также поместье в широком смысле этого слова. вотчины (вместе с постройками и рабочим инвентарем), состоящие из сельхозугодий, садов и огородов, сенокосов, рыболовных и охотничьих угодий. это земельное владение, надел, передающийся по наследству от отца к сыну. Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, по. Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Что такое вотчина в истории 7 класс
от слова Отец) была восточнославянским земельным владением, которое могло передаваться по наследству. Термин "вотчина" также использовался для описания земель князя. древнейший вид частной земельной собственности на Руси. Принадлежала вотчина князьям и боярам, то есть высшему слою общества. Вотчина – это особая форма собственности на землю, которая существовала в России в средние века. родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. В словаре Синонимов.
Вотчина и поместье - общее и различия видов землевладения
Формы земельной собственности вотчина и поместье. Сходства вотчины и поместья. Различия вотчины и поместья. Община и вотчина в древней Руси. Вотчинное хозяйство древней Руси. Взаимоотношения общины и вотчины в древней Руси. Княжеские и Боярские вотчины. Вотчина 15 века. Формы землевладения. Вотчинное и поместное землевладение. Виды земельной собственности на Руси.
Системы землевладения. Вотчина и поместье. Соборное уложение вотчина и поместье. Формы землевладения вотчина и поместье. Вотчина в Киевской Руси. Что такое вотчина по истории. Поместье от вотчины отличалось. Вотчина наследственное земельное держание. Вотчина и поместье 15 век. Боярская вотчина.
Княжеские вотчины в древней Руси. Боярская вотчина Киевской Руси. Вотчина и поместье разница. Общие черты вотчины и поместья. Сравнительная таблица вотчина и поместье. Вотчина была земельным наделом. Что такое вотчина просто. Не надел а вотчина. Вотчины поместья 16 века. Вотчинное землевладение это в древней Руси.
Поместье на Руси. Вотчина поместье имение. Феод и вотчина. Структура вотчины. Лен Феод.
В пределах вотчины собственник имел административное, судебное право, право взимания налогов часто в форме барщины или оброка. Трудились на вотчине зависимые крестьяне и холопы. История вотчин Первые сведения о вотчинах относятся ещё в 10 веку. Их имели бояре - старшая дружина.
Женщины получали из них только часть «как можно прожить», а мужчины наследовали не далее четвертого колена. Так как при всем том служилые вотчины могли продаваться и отдаваться в монастыри, то, при постоянных денежных затруднениях, вызванных землевладельческим кризисом 16 в. Правительство пыталось бороться против этого путем установления в законе права родового выкупа и посредством запрещения отдавать вотчины монастырям. Правила родового выкупа были установлены судебниками Ивана Грозного и Федора ; в 1551 запрещено продавать вотчины в монастыри, в 1572 — отдавать «на помин души» в богатые обители; в 1580 родичам дано неограниченное право выкупа, «хотя кто далеко в роду», а за неимением их определено выкупать вотчины из монастырей «на государя». Служба с поместий была точно регламентирована; нарушителям грозило отнятие части или всей вотчины; «запустошивших» свою вотчины было велено бить кнутом 1621. Распоряжение первыми двумя разрядами вотчин было ограничено: женщины не могли наследовать родовых и жалованных вотчин 1627.
Такой принцип — не отнимать поместья отцов у сыновей — утверждается со времени Ивана Грозного. А в 1618 г. У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять ибо все делается, в конечном счете, во имя детей. Разрешается обмен поместий на вотчины с согласия правительства , а в конце XVII в. С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника.
ВОТЧИНА — это что? Значение слова ВОТЧИНА
- Смотрите также
- Вотчина и поместье
- Вотчина - это что означало на Руси? ::
- Домонгольский период
Вотчина и поместье - общее и различия видов землевладения
Они могли отчуждать их всякими способами, дарственно и возмездно, могли закладывать и пр. В XVII в. Из указов 1679 года узнаем, что вотчинники, имеющие детей, не только отказывали свои имения чужеродцем, но и при жизни своей дарили их посторонним людям. Такое положение вещей вызывало жалобы со стороны детей и других родственников; эти жалобы и повели к первым ограничениям завещательных распоряжений и дарений.
Но ограничения эти коснулись только родовых и выслуженных вотчин; купли же можно было и после указов 1679 года и дарить и завещать кому угодно, при наличности детей. Первое ограничение дарить вотчины и распоряжаться ими на случай смерти последовало в 1679 г. От этого года имеем доклад, сделанный государю, в котором говорится, что некоторые люди отдают свои выслуженные и родовые вотчины в чужие руки безденежно, а после их смерти дети их бьют челом, чтобы им те вотчины возвратить.
Доклад оканчивается вопросом, как поступать в этом случае возвращать ли вотчины родственникам или нет? Этот доклад был сделан государю, потому что в Уложении не было никакого запрещения дарить вотчины. На доклад последовала такая резолюция: если подаренные имения уже справлены за теки, кому подарены, то их назад к детям не поворачивать, а оставить за приобретателями; но впредь дарения родовых и выслуженных вотчин не допускать, если у дарителей есть дети и внуки.
Право дарения, следовательно, было ограничено для тех, у кого были нисходящие; если же были только боковые родственники, то дарить можно по-прежнему; у боковых родственников только право выкупа. В том же году состоялось и другое ограничение: было запрещено завещать родовые и выслуженные вотчины посторонним лицам не только помимо детей, но даже и помимо боковых родственников. Повод к запрещению дали такие же жалобы со стороны детей и боковых родственников.
Так как Уложение не ограничивало распоряжений на случай смерти, то и был сделан государю доклад, на который и последовала вышеприведенная резолюция. Право распоряжения купленными вотчинами осталось на прежнем основании, без всяких ограничений. Были и другие ограничения права распоряжения вотчинами, но более специального характера.
Таково: 1 Запрещение отдавать свои вотчины "по душе". Несмотря на запрещения, последовавшие в XVI в. Жалованные грамоты на вотчины начала XVII века предоставляют даже пожалованным лицам право отдавать пожалованные вотчины по душе Составители Уложения нашли нужным подтвердить прежние запрещения.
Служилым князьям воспрещалось продавать свои изстаринные вотчины помимо братьев и племянников и отдавать их в приданое за дочерьми и сестрами. В порядке законного наследования вотчины эти шли только наследникам мужеского пола, а в боковой линии не далее j-и степени родства. При отсутствии таких наследников вотчины шли в пользу государя.
Таким образом, была принята целая совокупность мер к тому, чтобы изстаринные вотчины служилых князей перешли мало-по-малу в собственность московского государя. Так, напр. Рядом с правом отчуждения вотчин стояло право их выкупа.
Право выкупа Принадлежало боковым родственникам, за исключением тех, которые подписались свидетелями в акте продажи. Подпись на акте рассматривалась, как отказ от права выкупа. Нисходящие не имели права выкупа, как и сам продавец.
Боковые родственники допускались к праву выкупа в том же порядке, в каком они допускались к наследованию. Судебник 1550 г. Под вотчинами, может быть, надо здесь разуметь родовые и выслуженные.
По Уложению купли выкупу также не подлежат, а между тем, в жалованных грамотах писалось: "А буде продаст в чужой род жалованную вотчину, a кто их роду захочет ту вотчину выкупить, и им выкупать по прежнему уложению, как их родовые и купленные вотчины выкупают". Отсюда надо, кажется, заключить, что допускается и выкуп купель. Что касается условий, при которых возможен выкуп, то до 1679 г.
Эта разница с течением времени исчезает; в 1679 г. По Судебнику выкупатель поставлен был в весьма стеснительные условия. Выкупленную вотчину он не мог продавать, закладывать же мог только своим родственникам.
Самый выкуп он должен был сделать на свои деньги, а не на занятые. Это, конечно, было сделано в видах ограждения прав первого покупщика, чтобы выкуп не перешел в перепродажу из выгоды.
Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси - земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Причина, по которой вотчина утратила свое значение, носит правовой характер. Как можно видеть, во времена раздробленности Руси служба при князе не была связана с землевладением - вольный слуга мог владеть землей в одном месте, а служить боярину в другом. Таким образом, приближенное положение какого-либо землевладельца никак не отражалось на количестве его земель. Платила только земля, а службу несли только люди.
Феодальная вотчина это четкое правовое разделение сделала настолько распространенным, что бояре и вольные слуги при ненадлежащем уходе за землей теряли на нее право, и угодья возвращались крестьянам. Постепенно вотчинное землевладение стало привилегией служивых лиц, находящихся в подчинении у самого царя. Так формировалась феодальная вотчина. Это землевладение было наиболее распространенным видом земельной собственности, государственные и церковные земли начали наращивать свои территории гораздо позднее. Возникновение поместий В 15 веке появилась новая форма владения земельными участками , которая постепенно меняла устаревшие принципы владения землей, такие как вотчина. Это изменение в первую очередь касалось землевладельцев. Отныне их право владеть и управлять вотчинами было стеснено - унаследовать землю и распоряжаться ею позволялось лишь узкому кругу лиц.
В Московии XVI века в гражданской переписке практически не встречается слово «вотчина». Оно исчезло из словоупотребления, а лица, которые не состояли на государственной службе, перестали называться вотчинниками. Те же люди, которые отслужили государству, имели право на земельный надел, называющийся поместьем. Служивых людей «помещали» на земли ради охраны или в качестве оплаты за службу государству. С прекращением срока службы земля возвращалась в царскую собственность, и позднее эта территория могла быть передана другому лицу за заслуги перед царем. Наследники первого владельца прав на поместную землю не имели. Две формы землевладения Вотчина и поместье - это две формы владения землей в Московии 14-16 веков.
И приобретенные, и переданные по наследству земли постепенно теряли свои различия - ведь на землевладельцев и той, и другой формы собственности налагались одинаковые обязанности. Крупные землевладельцы, получившие угодья как награду за службу, постепенно добились права передавать поместья по наследству. В сознании многих владельцев земли права вотчинников и служилых людей нередко переплетались, известны случаи, когда поместные земли пытались передать по наследству. Данные судебные казусы привели к тому, что государство всерьез озаботилось проблемой землевладения. Правовая путаница с порядком наследования поместья и вотчины вынудила царскую власть принять законы, уравнивающие оба этих вида землевладения. Земельные законы середины XVI века Наиболее полно новые правила землевладения были изложены в царских указах 1562 и 1572 годов. Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин.
Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то - только кровным родственникам. Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение - «на прожиток». Распоряжаться отданной землей женщина не могла. После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю. Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми - и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию. Итоги поместной реформы Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели: поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе ; не допустить переход «служебных» земель в частные руки.
Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения. Вотчина сравнялась с поместьем - из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти. Трансформировалось и понятие "вотчина". Это слово постепенно исчезло из деловых документов и разговорной речи.
С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. Превращение Московского великого княжения в Московское царство, растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы "в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила". Здесь под словом "земля" равно разумеется и поместье, и В.
Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшие многими землями и оскудевшие службою, — "не против государева жалованья т. Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта 1714 года, по которому "впредь... Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин. Государство старалось об обращении В. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права см.
Это были земли с малорусским населением, на которых затем сформировалось вотчинное по своей сути землевладение магнатских родов Вишневецких, Потоцких, Конецпольских и других. Крупное землевладение на территории современной Украины было практически ликвидировано в ходе национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648—1657 годах. Однако затем крупное землевладение было возобновлено на Правобережье, которое осталось под властью Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины. В Московском государстве В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси, где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и сепаратистскими устремлениями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее. Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр законы 1551 года и 1562 года , а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью «служба по отечеству». В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение.
Вотчина: определение и историческое значение
- Крупная собственность в Средневековье
- Какова история вотчины в средневековой России
- Понятие вотчина
- «Вотчина» — что это в истории
- Что такое вотчина:
Владенья милые мои: Вотчина и Поместье - в чем разница? 🏠
После распада Древнерусского государства, в период раздробленности Руси, они становились государями в своих вотчинах, а население — их подданными. Вотчинами иногда называют и удельные княжества уделы, полученные князьями в наследство от отцов. Происходило дробление вотчин между наследниками, вотчинные земли продавались, закладывались, передавались монастырям в залог посмертного повиновения и пр. По мере усиления великокняжеской власти и формирования централизованного государства права вотчинников ограничивались.
Начиная с Х и вплоть до XII столетия, вотчина являлась основной формой земельной собственности. Сам термин произошел от древнерусского слова «отчина», то есть то, что перешло сыну от отца. Также это могла быть собственность, полученная от деда или прадеда. Князья или бояре получали вотчину по наследству от своих отцов. Существовало три способа приобретения земельного угодья: выкуп, дарование за службу, родовое наследование. Богатые землевладельцы управляли одновременно несколькими вотчинами, они увеличивали свою собственность за счет выкупа или обмена земель, захвата общинных крестьянских угодий. Вотчина — это собственность конкретного человека, он мог землю обменять, продать, сдать или поделить, но только с согласия родственников. В том случае, если кто-то из членов семьи выступал против такой сделки, то вотчинник не мог обменять или продать свой надел.
Вотчинники и помещики. Вотчинники и помещики разница. Вотчина и поместье определения. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение. Термины древней Руси. Понятия феодальной вотчины. Термин феодальная вотчина. Понятие барщина. Барщина термин. Молитва вотчина. Вотчина определение по истории. Вотчина и поместье при Иване 3. Формы земельной собственности вотчина и поместье. Сходства вотчины и поместья. Различия вотчины и поместья. Община и вотчина в древней Руси. Вотчинное хозяйство древней Руси. Взаимоотношения общины и вотчины в древней Руси. Княжеские и Боярские вотчины. Вотчина 15 века. Формы землевладения. Вотчинное и поместное землевладение. Виды земельной собственности на Руси. Системы землевладения. Вотчина и поместье. Соборное уложение вотчина и поместье. Формы землевладения вотчина и поместье. Вотчина в Киевской Руси. Что такое вотчина по истории. Поместье от вотчины отличалось. Вотчина наследственное земельное держание. Вотчина и поместье 15 век. Боярская вотчина. Княжеские вотчины в древней Руси. Боярская вотчина Киевской Руси. Вотчина и поместье разница.
Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Киевской Руси владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В период раздробленности Киевской державы вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности.
Вотчина в Древней Руси и после ее распада
- Какова история вотчины в средневековой России
- ВОТЧИНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?
- Что значит вотчина в Истории 6 класса: исторический обзор и объяснение
Что такое вотчина и ее значение в истории 6 класса
Вотчина и поместье - YouTube | Вотчина является формой древнерусского землевладения, которая появилась в X веке на территории Киевской Руси. |
Вотчина и поместье - YouTube | родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. |
Что такое вотчина? Как она управлялась? Кто составлял население вотчины? - Универ soloBY | Вотчина является формой древнерусского землевладения, которая появилась в X веке на территории Киевской Руси. |
История 6 класс: что значит вотчина | что это такое? значение и описание» на канале «Делай То, Что Вдохновляет Творить» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 24 сентября 2023 года в 1:03, длительностью 00:00:10, на видеохостинге RUTUBE. |