Новости ямщик что такое

Значение слова ямщик в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка.

Что значит слово «ямщик»?

За исключением "казённых ямщиков", поскольку однодворцы пользовались свободой выбора своего жизненного занятия, а ямщицкие сёла обязаны были обслуживать тракты. Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим. Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов. Ямщики Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов.

Русский ямщик – а вы знали, что…

Ямщик, опирающийся на кнутовище картина В. Тропинина , 1820-е У этого термина существуют и другие значения, см. Ямщик значения. Ямщик устаревшее, от тат. До широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важнейшее значение для экономики России , осуществляя львиную долю коммерческих наземных перевозок.

Название профессии «ямщик» происходит от слова « ям » от тат. Так в старину назывались станции на междугородних маршрутах. Согласно другой версии, слово «ямщик» происходит от слова «емчи». Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.

На тракте на расстоянии 30 — 50 вёрст друг от друга были основаны ямы — почтовые станции. Каждая новая почтовая станция заселялась русскими семьями для работы на государевом тракте. Семьи поселенцев со временем разрастались в роды, станции превращались в сёла, а сами ямские превратились в региональный субэтнос со своей материальной культурой, песнями, языковыми особенностями. Подворье знакомит гостей в том числе и с этой страницей истории Якутии. Авторский тур «Отдых в Синске по-ямщицки» включает в себя проживание в комфортабельных гостевых домиках, речные сплавы, походы на моторных лодках к главным природным достопримечательностям региона — к Ленским и Синским столбам, на Поющие скалы.

По вечерам гостей ждут вечерние посиделки в компании коллектива народной песни «Реченька», баня с купанием в реке Синяя, блюда русской народной кухни. Туристы приезжают на базу и в будние дни, и во время календарных праздников — здесь отмечают Новый год, Рождество, Троицу, день Ивана Купала. Развитие нашего туристического проекта идёт шаг за шагом. И мы рады тому, что возможность сделать ещё один важный шаг вперёд нам предоставило государство», — говорит Лидия Яйлиян.

Тем не менее, ямщиков России сохранялись до начала XX в. Занятие извозом на российских дорогах иногда было рискованным: сбившись с дороги зимней см.

Поэтому работа требовала от ямщиков удали, бесстрашия. В культуре В русском народном песенном творчестве существует жанр ямщицкой песни, обычно грустной, иногда тоскливой, сопровождавшей ямщика в дороге. Об этих песнях написал А. Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога»: Что-то слышится родное То разгулье удалое, То сердечная тоска… О ямщиках поётся во многих песнях и романсах, написанных в XIX в.

После появления в России первых железных дорог количество конных почтовых станций сильно сократилось. Тем не менее, ямщики в России выполняли свою нелепую службу до начала XX в. Служилые люди В допетровское время ямщики считались «служилыми людьми», точно так же, как и пушкари, стрельцы и городовые казаки. К середине XVI в. Так ямщики стали особой частью русского общества. Изба ямщика След в культуре Конная почтовая связь давно канула в Лету, однако образ ямщика сохранился во многих произведениях русской литературы, искусства и народного творчества.

В русском народном песенном творчестве существует особый жанр ямщицкой песни, обычно грустной и протяжно-ритмической, выражавшей мечты и надежды ямщика в долгой дороге. Об этих песнях упоминал А. Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога».

Слово Ямщик

Откуда произошло слово "ямщик" и что оно означает? Одной из особенностей любого языка является то, что он охотно рождает производные из «родных» ему слов. Классическим примером подобного русского слова является «лов». За время своего существования "лов" оброс множеством производных: ловля, ловить, ловкий, улов и так далее. А вот слова иностранного происхождения язык пускает к себе неохотно, и производных от них в нем гораздо меньше. Данное правило идеально подтверждает и наш «ямщик». Это слово было широко распространено на родных просторах нашей страны начиная с XIII века. А вот производных от него практически не было.

Каково же значение слова «ямщик»? Происхождение Понятие «ямщик» восходит к временам Золотой Орды.

Но отдельные места заслуживают внимания.

Так, Загорскому яму были приданы в 1560г. Крестьяне, жившие на деревнях Вокшерского яма, платили оброк охотникам Ярославского яма, к которому вокшерская слобода была придана еще до раззоренiя. Имела приданных крестьян и московская рогожская слобода еще при Иоанне IV и т.

Итак их примеров было не счесть [7, с. Не имея земли, не несли они и государственных повинностей. Массово они стали проявляться в русских документах после Смутного времени[7, с.

Применительно к ямскому делу, «ямскими бобылями» обычно называли неких приблудных «пришлых» людей, не нанятых общиной, не имевших, как следствие, своего надела выти в ямской слободе, не имевших и семьи как минимум, на момент прихода в слободу.

Денежно ли? На ям выделяли землю, на которой можно было вести хозяйство для самообеспечения. Быть крестьянином государственным - денежно?

Капитал не накопишь, но и не нищий, голодать не приходилось. Люблю читать и узнавать новое... Даля слово ямщик расположено в колонке ,,Ям",с татарского -селение.

Приговор Сената был сформулирован так: «…о показании под то строение мест писать к генералу фельт-маршалу, светлейшему князю, и при том письме послать ведение, сколько… той губернии ямщиков поселить велено; а о заплате с Сибирской губернии денег выписать без мотчания». Приговор Сената «1715 года февраля в 4 день», принятый по доношению казанского комиссара, приказывал «помянутые денги 211 рублев 2 алтына 4 денги, к строению ямов на подмогу Казанской губернии отдать» И. Полеологову «из наличных денег с распискою…» [85] Нельзя не отметить, что Иван Полеологов оказался «пробивным» человеком, и всю казну, причитающуюся к строительству яма для казанских ямщиков «на полпути до Волхова», сумел собрать. Пока строились дома для переселенцев, потянулись из Казанской губернии на Тосну обозы, на которых со своим нехитрым скарбом ехали семьи ямщиков, включая ветхих стариков и грудных младенцев. Можно себе представить, с какой тревогой «лучшие и семьянистые лошадные люди, добрые и пожиточные», переселялись на новое место. Лишь с упованием на милость Бога, предав себя и свои семьи Его святой воле, отправлялись ямщики в невозвратный путь, в неизведанный северный край, исполняя указы царя и его правительства.

Ивану Полеологову удалось выстроить ямской поселок на реке Тосне [86] уже в первой половине 1715 года, где и поселились прибывшие ямщики-переведенцы. Среди дел по ямщицкому вопросу, которые рассматривал Сенат в первом полугодии 1715 г. Это дело приоткрывает поспешность и поверхностность, с какими губернские власти высылали ямщиков с насиженных мест в новую столицу. Причем, подобное положение прослеживается и по другим губерниям. Во всех встречающихся делах по переселению ямщиков чувствуется торопливость и нервозность тех, кто за это переселение отвечал. Итак, 30 мая 1715 года ямщик Козма Вологженинов из города Козмодемьянска Казанской губернии подал в Сенат свое прошение об отъезде назад, в родной дом. Он писал, что по царскому указу должны были выслать из их города лучших ямщиков, «а он, Козма, …стар и дряхл и бездетен». И просил ямщик Козма сенаторов «для его старости и одиночества отпустить в Козмодемьянск». Рассмотренные выше дела дают возможность относительно точно установить время расселения ямщиков на Тосненском Яму: между 4 февраля и 30 мая 1715 года.

В прошении Козмы Вологженинова нет жалобы на отсутствие нормальных условий для жизни на новом месте, но уже сам факт, что он настоял на своем возвращении домой, говорит сам за себя: «от добра добра не ищут» — гласит русская пословица. И хотя комиссар Иван Полеологов оказался человеком расторопным и сумел подготовить на Тосне пригодные для жизни дома и дворы, трудностей и казанским ямщикам при переселении, надо полагать, выпало немало. Трудности устройства переселенцев на новом месте Исследователям истории ямской почты в Ингерманландии еще предстоит обнаружить материалы, иллюстрирующие трудности, с которыми столкнулись при переселении на новое место жительства переведенцы из Казанской губернии. Пока же мы можем представить себе непростые обстоятельства их расселения, ознакомившись с подробностями переселения ямских охотников на большую перспективную дорогу из других губерний. Часть губерний отправила ямщиков в соответствии с указом Сената сразу, «по первому зимнему пути», не построив для переселенцев жилья заранее. Ямщики прибыли в Петербург в начале зимы 1714-1715 гг. Ямщики, часть из которых прибыла в столицу с семьями, оказались в Санкт-Петербурге без крыши над головой и без пропитания. Так, переведенцы из разных городов Московской губернии в 1715 году жаловались в Сенат, что они высланы в Петербург «с женами и с детьми в скором времени», «неисправясь в нужде», «и до С. В своей жалобе переселенец сообщал, что «высланы они с Воронежа, с ямской слободы на житье на Волхово и для строения домов своих», но «им из ямской слободы с мирских людей никакой подмоги не дано и государева жалованья нигде не выдано», а потому «им построиться и кормиться не чем».

Воронежские ямщики просили, «чтоб великий государь пожаловал их, велел на строение домов и им на пропитание выдать жалованье, чтоб им чем было пробыть». Ямщики объясняли, что они сделали все по указу, были «высланы они к тому строению с лошадьми и плотничными снастями на Волхов всего 7 дворов по человеку». В губернии своей «велено им требовать» в Петербурге «под то строение места и других припасов у кого надлежит». Когда они «приехали в С. Потому что «ныне они живут в С. Так писали ямщики из Воронежа. Канцелярия Сената навела справки, и оказалось, что хотя ямщики и высланы из Азовской губернии, но «коммисара по 19 сего ноября для того поселения с деньгами не прислано». Не взирая на угрожавший наказанием указ Петра о порядке подаче челобитных, ямщики шли на его нарушение и пытались искать в Сенате правду. В своем доношении переведенцы писали, что они «самые скудные, одинокие и безлошадные люди»; что «ныне в С.

Не зная, что делать со скопившимися в Петербурге ямщиками, А. Меньшиков 15 марта 1715 года пишет в Сенат, что «царское Величество указал изо всех ямщиков», прибывших в столицу «на переведение, оставить здесь треть, а достальных отпустить в домы их до того времяни, как на здешних ямах дворы им построены будут; а для строения дворов их нарядить изо всех губерний», «из ямщиков, которые на переведение сюда не написаны», «со всякою плотничною снастью, и с подмогою и с провиантом до того времени, как они на здешних ямах все домы переведенцам построят»! Причем, построить эти дома должны были их же земляки, которым надо было прибыть в Петербург с плотниками и «плотничною снастью». Потом эти ямщики-«непереведенцы» должны были вернуться в свои губернии, а переведенцы снова возвращаться в Петербург! Такие решения Петра Первого и его помощников в комментариях не нуждаются. Можно только посочувствовать русским людям, добравшимся до новой столицы в столь сложное время и вынужденным возвращаться назад без средств к существованию. Вот так и ходила Русь-матушка туда и сюда по «прешпективной» большой дороге. Ходила и умывалась слезами. Часть ямщиков из Азовской губернии осела в Чудово, также претерпев немало.

Челобитные ямских людей в Сенат красноречиво рисуют картину обустройства в новом крае, по которой отчасти можно судить, как заселялся и Тосненский Ям. Он выделил дворянина Д. Шамшева для расселения ямщиков «на Волхове на Соснинке реке на новоочищенной большой дороге». А местные «крестьяне в скасках написали, что на том месте» ямщикам «жить и селиться невозможно, потому что то место ниско, вода… стоит на том месте многое число». А «хлеба пахать и сена косить негде, потому что подошли вблизости болота». Тогда дворянин Шамшев отвел ямщикам «под дворы землю на Чудове на Кересте реке на новоочищенной большой дороге». Место лежало «от реки Керести до деревни Чудова до сельца Куртова», где представитель власти «пашенную землю и сенных покосов и лесных угодий» ямщикам отвел и «приказал им на дворовое строение лес подряжать и самим рубить, кому что пригодно». Ямщики взялись за работу, и «на том месте себе строения хоромы сторговали и лес подряжали и сами рубили и на то место возили и клали, кому что надобно». Казалось бы, все устраивалось благополучно.

Однако через несколько месяцев в 1715 г. Ямщики обратились к Меньшикову с просьбой оставить их на указанном месте, для чего «послать добраго человека… а его майора Путилова, ложному его челобитью не поверить». Через месяц, 16 февраля 1715 года, сенаторы «приказали: вышеписанных городов Касимова, Воронежа выборным ямщиком Андрея Симонова, Анисима Фролова с товарищи об отводе для поселения под дворы и пашенныя земли и сенных покосов и лесных угодий… указ учинить». Показательно в этом смысле прошение ямщиков Московской губернии, прибывших в Петербург числом 73 выти. Поселили московских ямщиков «от С. Упуская многие подробности их мытарств, все же предоставим им самим возможность хотя бы вкратце рассказать о своем устройстве в столице. И обратились они в Сенат потому, что «стало ныне пить и есть им нечего, и взять негде, помирают они, маломочные, голодною смертию, и во всем ином великую нужду имеют , а подмоги им… не дано», да «и его царскаго величества жалованья в С. Далее ямщики пишут о том, что им, ямщикам, «в новоучиненной их Ямской слободе» дворы строят и «с 50 фатер построено, и в тех избах их братья, ямщики, с жеребья ныне живут, а на другие выти достальных фатер еще не построено». А подрядчики, которые должны были строить ямщицкое жилье согласно договора, «без денег квартер им не строят и идут врознь…» «Для пребудущей ямской гоньбы и для исправления запасу и всякой своей нужды» ямщики просились у Сената отпустить их «в свои домишки, в которых ныне жены и детишки с достальными их пожитками без их такожде в нужде пребывают».

А так как от Московской губернии до Санкт-Петербурга «их жен и малолетних детей их, опричь их… сберечь и допроводить некому», а сами ямщики «без указу из С. И потому это надо сделать, объясняли ямщики «товарищам» из Сената, «чтобы живучи при С. Ведь первыми и главными почтальонами в то время были именно ямщики. Они общались друг с другом на постоялых дворах, были невольными свидетелями разговоров едущих по подорожным чиновников, многое видели своими глазами. Ямщики считались на Руси людьми не только добропорядочными, но и смышлеными, предприимчивыми, тороватыми … Они умели наблюдать за происходящим в стране, сравнивать нововведения с прежними порядками, делать выводы… Независимая жизнь на русском просторе при дорогах взращивала в ямщиках дух вольный, хотя и не бунтарский в силу их государева служения. Поэтому и неудивительно, что с переселением ямщиков из Нижегородской губернии на Тосненский Ям возникли осложнения. Переселение на реку Тосну ямщиков из Нижегородской губернии В доношении, посланном Нижегородским вице-губернатором Степаном Путятиным Сенату 20 января 1715 года, говорится, что «в Нижегородской губернии ямщиков в переведение выбрано: с Нижняго 3 выти, с Мурома 6, с Алатаря пол-6 выти, с Арзамаса 3 выти, и того 17 вытей, дворов 81 двор, людей в них мужеска пола 272 человека, лошадей 144 лошади». Он и явился в столицу с доношением князя Степана Ивановича Путятина. Рассмотрев письмо нижегородского губернатора, Сенат «1715 года февраля в 10 день» вынес приговор «об отводе мест для оного поселения к генералу-фельт-маршалу, светлейшему князю писать и при том с имянной росписи список послать».

В Петербург нижегородские ямщики прибыли только осенью 1715 г. С ним было послано «в Санкт-Петербург ямщиков, которым быть на вечном житье, 62 человека без жен». В сознании ямщиков, оставивших на родине 81 дом на 17 вытей, не укладывалось, как они могут поместиться теперь в 17 небольших, хотя и двухэтажных домах. Ведь ямщиков, намеченных к переселению, только «мужеска пола» насчитывалось 272 человека, не считая женской половины! Русский народ, воспитанный в благочестии, в своей основной массе был застенчивым, понимал стыд и совесть, и «на людях» жить не умел. Семьи вели довольно замкнутый образ жизни, женщины с детьми появлялись в общественных местах лишь на церковных службах. А судя по вышеприведенному документу из Нижнего Новгорода на Тосну ехало 62 многодетные семьи ямщиков посылали «семьянистых».

«Ямщик, не гони лошадей…». Когда почта еще не была электронной

Управление лошадьми и проведение необходимых маневров на дорогах, включая запряжку, оседлание и регулировку снаряжения. Оказание помощи владельцам лошадей и водителям колесниц на дорогах, включая оказание первой помощи при необходимости и решение различных проблем, связанных с лошадьми и колесницами. Ямщик — это не только работник, отвечающий за обслуживание лошадей, но и важный член общества, который способствует безопасности и комфортности движения на дорогах. История профессии ямщика Профессия ямщика имеет длительную историю, насчитывающую сотни лет. Еще в средние века, когда транспортные средства были не так развиты, ямщики играли важную роль в обеспечении передвижения людей и грузов. В то время, основным видом транспорта были повозки и кареты, которые использовали для перевозки людей и грузов.

Однако дороги того времени были неровными и плохо ухоженными, и постоянно возникала необходимость в ремонте и обслуживании. Здесь на сцену выходили ямщики, специалисты по уходу за дорогами. Задачей ямщика было исправление ям и выбоин на дороге, а также обеспечение ее безопасности. Для этого ямщики использовали различные инструменты, такие как лопаты, вилы, колесные и ломы. Они ремонтировали и укладывали дорожное покрытие, а также следили за состоянием мостов и прочих сооружений на пути следования.

Профессия ямщика была трудной и опасной. Работа выполнялась в течение всего года, независимо от погодных условий. Ямщики должны были быть готовы работать даже в самые холодные и жаркие дни. Они часто сталкивались с тяжелыми физическими нагрузками и рисковали своим здоровьем и жизнью. С течением времени профессия ямщика изменилась.

Развитие автомобильного транспорта привело к изменению задач и обязанностей ямщика. Теперь их главная задача — проверять и обслуживать дорожное покрытие, а также контролировать дорожное движение и регулировать его при необходимости. Несмотря на это, история ямщиков остается важным элементом истории транспорта и сооружения дорог. Они играли и продолжают играть важную роль в обеспечении безопасности и доступности дорог для всех участников дорожного движения. Профессиональные навыки Работа ямщика требует определенных профессиональных навыков, чтобы добиться эффективности и безопасности.

Основные профессиональные навыки ямщика: Владение основами коневодства, умение управлять лошадью и правильно обращаться с ней; Знание принципов и приемов тяговой работы, а также умение правильно пристегнуть лошадей к тяглу; Умение оценивать состояние дороги и опасности на ней, чтобы предотвратить непредвиденные ситуации; Навыки обслуживания и ремонта транспортных средств, чтобы обеспечить их надежную работу; Способность работать в команде и выполнять инструкции; Физическая выносливость и готовность к работе на открытом воздухе в различных погодных условиях; Осведомленность о правилах безопасности и умение соблюдать их во время работы.

Ведь ямщики часто подвергались нападению разбойников, так как перевозили крупные денежные суммы. Вся надежда была на добрых коней, способных уйти от погони, на свой грозный свист или громкий крик, да на собственную отвагу. При тщательном отборе работников предпочтение, в первую очередь, отдавалось тем, чьи предки уже были ямщиками, так что профессия часто переходила от одного поколения к другому. Селили Ямщиков с семьями в отдельных слободах, расположенных у почтовых трактов.

Водовозом мог сталь любой, кто имел большие специальные емкости в виде бочек и телегу с лошадью. Водоносам же приходилось тележку или сани возить вручную. Питьевая вода набиралась из специальных колодцев, городских бассейнов и фонтанов.

При том цвет, в который была окрашена бочка говорил о качестве находящейся в ней воды: из каналов перевозили воду в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Частенько водовоз ездил в сопровождении бегущей рядом с повозкой собаки, которая своим лаем оповещала горожан о прибытии бочки с водой. Водовозы, часто пользуясь тем, что выбора особого у жителей не было, за воду брали втридорога. По статистике еще столетие тому назад в Москве воду разносили и развозили около семи тысяч конных водовозов и около трех тысяч водоносов. Их количество постепенно уменьшалось пока города полностью не перешли на централизованный водопровод и канализацию. Что примечательно, в старину достаточно широко были востребованы и золотари, профессия которых в современном понимании приравнивается к профессии ассенизатора. И если работа водовоза была почитаемой, престижной и доходной, то работа золотаря была не очень приятна, так как дурно пахла. Золотарь должен был вывозить канализационные массы в бочках и чистить отхожие места, чтобы поддерживать санитарную чистоту в городе.

Свое название эта профессия получила из-за того, что нечистоты, сливаемые на улицы, в шутку назывались ночным "золотом". И просуществовали золотари в России до конца девятнадцатого века. Целовальник - одна из самых загадочных древних профессий на Руси. Целовальник на Руси. Целовальники были государственными служащими, отвечающими за сбор налогов и выполнение судебных решений. На эту должность избирали "всем миром" самых достойных. Во время принятия присяги они целовали крест и клялись "служить верно и честно", отсюда и пошло название "целовальник". Впервые упоминания о целовальниках на Руси появились в 15 веке и так называли их вплоть до начала 19 века.

Тогда эта должность и трансформировалась в должность судебного пристава. В средине 17 века должность перестала пользоваться уже большой популярностью, так как при правлении Ивана Грозного были выдвинуты определенные требования к этой службе. Они обязаны были собирать подать, налоги, недоимки и таможенную пошлину определенных размеров, а ежели сбор был меньшим, то недоимки ложились на целовальника как его личный долг. Поимка воров. Существовала еще и должность губного целовальника, обязанного помогать губному старосте ловить воров и разбойников, которых потом казнили или отправляли на каторгу.

На перекладных. Старик-ямщик, опирающийся на кнутовище. Тропинина и московских художников его времени, Москва Абрам Архипов. Рязанский ямщик. Васнецовых, Киров Константин Савицкий. Больная лошадь. В метель. XIX век Вятский областной художественный музей им. Васнецовых, Киров Василий Бакшеев.

"Наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве"

Чем занимался ямщик, происхождение слова Даже сегодня извоз остается одним из самых распространенных видов деятельности в нашей стране, уступая в этом отношении только торговле. Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях. проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сб. Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск. В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. ямщик, ямщики, ямщика, ямщиков, ямщику, ямщикам, ямщика, ямщиков, ямщиком, ямщиками, ямщике, ямщиках. Ямщик (устар. от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога; устар. ямской охотник) — кучер на государственной службе.

На ямах и в ямских слободах

По тем временам это были большие деньги: Соборное уложение царя Алексея Михайловича в 1649 г. По тем дорогам, где разгоны были небольшие, ямщикам платили гораздо меньше, например в Козьмодемьянске — 8, а в Свияжске — 2 руб. Кроме того, еще давали «хлебное жалование» по 8 четвертей ржи и столько же овса. Одновременно с развитием ямской гоньбы возникали промыслы для обеспечения ямщиков всем необходимым.

Иногда телеги, сани, кибитки, конскую упряжь гонщики мастерили сами, но обычно этим занимались умельцы в городских посадах — тележники, седельники и др. А знаменитые ямские ножи ковали в Туле. Охотники пользовались ими и как столовыми, и как шорницкими [49].

Но благополучие в ямских слободах было видимое. Изматывала гоньба. Нехватка людей на станах увеличивала разгоны.

Став государственным человеком, ямщик полностью зависел от правительства. А оно обращалось с ямщиками подчас хуже, чем помещик со своими крепостными. Ямщики бросали гоньбу и бежали.

Некоторые из них уходили на Дон, в вольные казачьи станицы. Большинство же селилось в посадах и оседало на помещичьих землях. Правительство строго наказывало беглых.

Штрафовали также и вотчинников, принявших бывших ямщиков. С них за это взимали штраф 10 руб. Кроме того, указ от 13 августа 1651 г.

Этот указ потом неоднократно подтверждался. Тверские ямщики попытались стать посадскими жителями. И без особого сопротивления со стороны властей перешли с яма на посад.

Вдовы ямщиков повыходили замуж за стрельцов, казаков и ремесленников. Шли годы, и никто не вспоминал про этот случай. И вдруг 24 ноября 1673 г.

Ну, а что делать с вдовами? Тут законодатели решили все очень просто: «которые ямщичьи жены вышли с домами своими замуж, в разные слободы и в дворцовые села, тех сыскивать, за кого вышли замуж. А сыскав, тех людей допрашивать: в ямские слободы вместо себя в замен, кому ямскую гоньбу гонять, в ямщики дадут ли?

И буде скажут: в замен в ямщики дадут, тем за них быть в ямщиках. А которые замену за себя не дадут, и тех брать в ямские слободы» [51]. Один из столбцов Разрядного приказа содержит документы по этому поводу — акты пропитаны слезами.

Царь любил показать себя добрым помещиком. Особенно в тех случаях, когда доброта ему ничего не стоила. Алексей Михайлович, государь всея Руси, досуг свой посвящал многим вещам.

Он сочинил «Устав сокольничьего пути», любил редкостных животных, разводил необычайные растения. В сады подмосковного села Измайлова деревья и кустарники везли со всех концов света. С нетерпением ждал царь, когда из далекого Хорезма в Москву доставят саженцы тутовых деревьев.

Но в пути получилась задержка. Сокольник Елисей Батогов привез деревья из Мурома во Владимир 6 апреля 1666 г. По симбирской подорожной ему нужно было дать с владимирского яма до Москвы 104 подводы.

Да в тот же день приехал из Астрахани грузинский царевич Николай Давидович, Таймуразов внук. Его пристав Андрей Елагин потребовал лошадей для царевича, для его чиновных людей и «под обиход». Всего 94 подводы.

Грузинскому царевичу поезд составили, и он отбыл в Москву. Когда же Елисей Батогов стал спрашивать подводы под тутовые деревья, то ямской приказчик Степан Назарьев да староста Андрей Мешков сказали, что подвод на стане нет. Батогов немедленно отправился с жалобой к воеводе Андрею Воронцову-Вельяминову.

Тот, как он сообщает в своей челобитной к царю, дал сокольнику «память о тех подводах на ям» и стрельцов. И велел «те подводы доправить тот час же». Но лошадей действительно не было — все ушли в разгоны.

Елисей взял на яме только четыре подводы для себя и под свой скарб и, не простившись с воеводой, отправился в Москву. Тутовые деревья он бросил во Владимире на произвол судьбы. В Москве Батогов, не мешкая, явился в Разрядный приказ и объявил, что «воевода Андрей Воронцов-Вельяминов с товарищи под то тутовое деревье подвод не дали.

И то деревье застояло в Володимире не моею, холопа твоего, оплошкою и нерадением, а ево андреевым умыслом». Дальше он сказал, что владимирские ямщики все находятся в разъезде. Доложили царю.

Государь осерчал и велел послать во Владимир грамоту с выражением своего гнева. И пока грамоту писали… Принятие присяги по рисунку А. Олеария 9 апреля распорядился воевода отправить саженцы в Москву.

Ямщики попросили отсрочки на один день. На другое утро Воронцов-Вельяминов приехал на стан со стрельцами и с пушкарями, чтобы с ямщиков «подводы править жестоким правежом». Был в старину такой способ взыскивать долги, штрафы, налоги.

Ответчика били до тех пор, пока он не согласится погасить свою задолженность. Но оказалось, что брать подводы не с кого: все ямщики за ночь разбежались. Остались только приказчик, староста, два десятника и два гонщика.

Он должен был обладать крепкой физической силой, иметь семью с ребёнком, причём мужского пола. Но чтобы в карты и кости не играл и не бражничал. Кроме всего этого надлежало знать грамоту и уметь…свистеть! Верно, чтобы не спасовать перед соловьём-разбойником, если вдруг повстречается по дороге. Далее кандидатуры рассматривались и утверждались «Ямским приказом» в Москве. Порядка в организации ямщицкой гоньбы стало больше. Но проблемы остались. Огромные расстояния России, низкая плотность населения, плохие дороги не способствовали развитию экономики и ямской службы. За 100 лет действия «Ямского приказа» до отмены его в 1711 году не удалось облегчить бремя ямской повинности. И только при Петре I ямской извоз был устранён, ямщики обрели форменную одежду: зипун из домотканого грубого синего сукна, матерчатого кушака красного цвета, шапки-малахая и ножа, привязанного к кушаку.

Вряд ли где нынче в России сыщешь настоящего ямщика, каким представил нам его в «Мёртвых душах» Николай Васильевич Гоголь. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». Больше века назад на смену гужевому транспорту — курьерским и фельдъегерским тройкам, кибиткам, каретам и разным другим повозкам вплоть до почтового дилижанса пришли автомобили, поезда, самолёты. В нынешнее время они развозят пассажиров, почту, разные грузы по всем российским дорогам. А тройка, та самая птица-тройка осталась символом России. Не случайны у современных скорых поездов имена: Сапсан, Ласточка, Стриж. Никакого сравнения по скоростям и комфорту не то, чтобы со старинной ямской, но даже если лет на 15 или того меньше, назад оглянуться. Название старинного городка свидетельствует о его достойной родословной — ямской слободе и удалых ямщиках. Музей ямщика Добрались до Гаврилова-Яма? Вот и славно!

Гостей-школьников радушно встречают ямщик Гаврила и супруга его, как раньше говорили, «ямщичка» Дуняша. Здесь они будто у себя в доме, — экскурсоводы. Как заговорили, да заокали по-волжски, по-местному, так и приворожили своими легендами и ямщицкими побывальщинами. Как ни как, за плечами русских ямщиков чуть ли не семь веков жизни России! Уместились экспонаты и богатые коллекции в небольших двух музейных домиках, поставленных по легенде, рассказанной Гаврилой, на пересечении старинных ямских трактов «Ярославль — Суздаль» и «Ярославль — Москва». Присоединяемся к экскурсии и вместе с ребятами заходим в каретный двор.

Хотя Петр своими указами попытался ввести для ямщиков специальные сигнальные рожки по немецкой моде, ямщики их жестко не приняли. Ходила даже легенда о ямщике, который обжег губы кислотой, лишь бы не прикасаться к «басурманскому» рожку.

О своем приближении ямщики сигнализировали свистом и криком, а ко второй половине XVIII века в моду вошли валдайские колокольцы, вешавшиеся под дугу лошадей. Правда, звонили они так громко, что в 1834 указом Николая I езда с валдайскими колокольчиками была предписана лишь фельдъегерским тройкам и пожарным при выезде на пожар. Ну а скорость ямщицкого экипажа была значительно выше, чем скорость карет в Европе — не зря боялись иностранцы! Расстояние от Новгорода до Москвы, составляющее 562 версты около 578 км , ямщик преодолевал меньше чем за трое суток. А Пушкин в «Евгении Онегине» вообще пишет: «Неутомимы наши тройки, и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают как забор». Верста, напомню, это 1066 метров! По словам Пушкина в примечаниях, эту гиперболу он заимствовал у некоего К. В общем, для тех времен скорость ямщицкой тройки и вправду была впечатляющей.

Тот же Кюстин пишет: «наша тройка понеслась со скоростью четыре с половиной или пять лье в час. Император ездит со скоростью семь лье в час. Железнодорожный поезд с трудом поспел бы за его каретой». Конечно, именно бурное развитие в России железных дорог, стартовавшее в 1851 году с открытием ветки Москва-Петербург, и положило конец ямщицкой профессии. Теперь вся корреспонденция и грузы стали доставляться поездами, на поезда вскоре пересели и пассажиры дальнего следования. Ямщики постепенно вернулись назад в свое сословие — крестьянство, и остались в народной памяти только в фольклоре и классической литературе. Что значит слово «ямщик»? Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях.

Древнерусское слово «ямъщикъ» образовано от тюркского существительного jam «ям» , что значит «почтовая станция» или «почтовая лошадь». Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим. Изначально ямщиком назвали государственного служащего, который собирал налоги за дорожные перевозки и отвечал за доставку корреспонденции. Он содержал почтовую станцию и лошадей. Фото: golos. Создавались ямские слободы, вводился специальный ямской налог на содержание станций. Возницам платили жалованье и выдавали землю, освобождая от уплаты налогов. Их нельзя было записать в крепостные.

Неудивительно, что многие крестьяне хотели попасть на ямскую службу. Фото: hitrovka.

Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию. Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу императора Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. Командир полка — майор Ф.

В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И. Дибича, В.

Как быстро гоняли ямщики в России

Ямщик занимался междугородней перевозкой, его услугами могли воспользоваться во время поездок из одного города в другой. Согласно указу государя, в ямщики следовало брать «людей добрых, лучших, семьянистых». Смотреть что такое «Ямщик» в других словарях: Ямщик: особая каста среди русских. Доставив путника на точку, ямщик возвращал коней обратно. Ямщик – это человек, занимающийся управлением лошадей во время передвижения транспортного средства, особенно в античной и средневековой эпохах. Что такое ямщик? В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий