Новости кшесинская матильда феликсовна биография

Николай Романов и Матильда Кшесинская © Фото: Wikimedia.

«Своей семье он был верен»: историк — о романе между Николаем II и Матильдой

Роман Матильды и Николая не был скоротечным. Долгое время они виделись лишь в театре или во время прогулок по центру Петербурга. Но оба чувствовали: что-то происходит. Матильда, даже танцуя сложные партии, успевала заметить, на кого посмотрел в бинокль цесаревич, ревновала и ждала первого шага с его стороны. Помог обычный фурункул на глазу. Николай пришел в дом, где Кшесинская жила с сестрой и родителями, чтобы справиться о ее самочувствии.

Представился он… гусаром Волковым! Среда, 11 марта 1892 г. Произошло нечто такое, чего я совсем не ожидала. Сегодня днем мне делали маленькую операцию над глазом обычный фурункул — прим. К вечеру я совсем расхворалась, у меня очень болел глаз, нос и голова.

Я даже стала плакать, и чтобы немного успокоиться, я легла; но почти сейчас же раздался звонок. Было 11 час. Горничная доложила, что меня спрашивает Евгений Николаевич Волков, один из сослуживцев Цесаревича по гусарскому полку — прим. Но каково же было мое удивление, увидев вместо Евгения пред собой Цесаревича! Впрочем, я не особенно растерялась и, поздоровавшись прежде всего, пошла сказать, чтобы никто не приходил ко мне в комнату.

Цесаревич пил у нас чай, был у нас почти до 1 час. Я все время сидела в углу в тени, мне было неловко: я была не совсем одета, т. Мы без умолку болтали, многое вспоминали, но я от счастья почти все перезабыла. Цесаревич сказал, чтобы я ему писала письма, он будет писать тоже и обещал написать первый. Я, признаюсь, не знала, что это можно, и была чрезвычайно обрадована.

Он выбрал несколько моих карточек и просил их ему прислать. Я очень была довольна, когда Цесаревич сказал, что будет нас [с сестрой] Юлией Кшесинской, тоже балериной — прим. Он непременно хотел пройти в спальню, но я его не пустила. Опять приехать к нам он обещал на Пасху, а если удастся, то и раньше. Перед уходом он вымазал себе руки сажей, и мы дали ему обмыть руки духами.

Воображаю, что подумает его Мама Императрица Мария Федоровна — прим. Я уже теряла всякую надежду, кажется, приходит конец моему терпению и вдруг. Как я счастлива! Сегодня ведь первый раз, что я с ним так много говорила, до этого я почти не разговаривала с ним, да и что за разговоры, когда кругом все стоят. И сегодня, когда я его узнала ближе, я очаровалась им еще больше!

Эта нежданная встреча была такая чудесная, такая счастливая. Оставался он в тот первый раз недолго, но мы были одни и могли свободно поговорить. Я так мечтала с ним встретиться, и это случилось так внезапно. Я никогда не забывала этого вечернего часа нашего первого свидания», — писала Матильда Кшесинская в своих мемуарах. Вскоре она получила от цесаревича первое послание: «Надеюсь, что глазок и ножка поправляются… до сих пор хожу как в чаду.

Постараюсь возможно скорее приехать. Суббота, 14 марта Утром я получила от Наследника письмо, большое! Я перечитывала его в продолжении дня несколько раз и каждый раз с истинным наслаждением. В этом письме Цесаревич предложил мне [перейти] на ты. Боже, как все скоро случилось, точно сон!

Понедельник, 23 марта С утра у меня было предчувствие, что вечером ко мне приедет Цесаревич, и потому весь день я ожидала с нетерпением письма. Наконец в 8-м час. Я так обрадовалась, получив такое известие! Но только приходилось еще ждать почти три часа! Подумаешь, сколько времени ждала, 2 года, а теперь только три часа, и уже кажется много.

Цесаревич приехал в 12-м час. Цесаревич мне привез свои карточки, из которых одна мне очень понравилась. Он снимался в Японии, в штатском. Я получила от Цесаревича подарок, чудный браслет. Сегодня 23-е число, ровно два года, как был школьный спектакль, на котором я узнала Цесаревича и так сильно им увлеклась.

Первый раз в жизни я провела такой чудный вечер! Мы много говорили. Я и сегодня не пустила Цесаревича в спальню, и он меня ужасно насмешил, когда сказал, что если я боюсь с ним идти туда, то он пойдет один! Сначала, как он пришел, мне было очень неловко говорить с ним на Ты. Я все путалась: Ты, Вы, Вы, Ты и так все время!

У него такие чудные глаза, что я просто с ума схожу! Цесаревич уехал, когда уже стало рассветать. На прощание мы несколько раз поцеловались. Когда он уехал, у меня больно сжалось сердце!

Хождению «налево» император предпочитал другое развлечение русских мужчин — потребление «беленькой» в компании приятелей. Однако ничего зазорного в том, что молодой человек до вступления в брак познает азы любви, Александр не видел.

Для того и толкнул своего флегматичного 22-летнего сына в объятия 18-летней красавицы польских кровей. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения», — писала о том вечере Кшесинская. В первый же сезон Кшесинская станцевала в 22 балетах и 21 опере. Одного таланта для получения такого количества партий, конечно же, было мало - Матильдой был увлечен наследник престола.

Практически сразу у них начался роман, протекавший при полном одобрении отца Николая. Подарки для Матильды Николай покупал на деньги из специально созданного для этого фонда Цесаревич Николай Александрович. Николай купил для нее дом на Английском проспекте - до этого он принадлежал композитору Римскому-Корсакову. Свой первый летний сезон Матильда танцевала в Красном селе, где были расквартированы на учения гвардейские части, к одной из который принадлежал наследник. Когда наследник был в зале, ОНА танцевала с невероятным блеском. Родители Матильды долго не подозревали о ее отношениях с Николаем.

Только когда в 1891 году он уехал в кругосветное путешествие, Матильда была вынуждена признаться - она очень тяжело переносила разлуку с Николаем. Их роман закончился в 1894 году в связи с помолвкой наследника. О помолвке Алисы Гессенской и Николая Александровича было объявлено 7 апреля 1894 года. Хотя говорить о большой любви я бы не стала. Просто обратимся к ее дневниковым записям. Они, к счастью, сохранились в Бахрушинском музее.

В 1918 году, когда революционные массы разгромили особняк Кшесинской в Петрограде, хранить ее архив было опасно. Но нашелся смелый человек возможно, из поклонников балерины , который спас ее личные вещи, в том числе домашний архив. Он принес четыре тетрадки, исписанные мелким женским почерком, и черновики ее писем своему знакомому Владимиру Александровичу Рышкову. Тот взял дневники почитать и переписал их, включая ремарки, исправления, заметки на полях. Для чего? Скорее всего, собирался показать их коллекционеру Алексею Бахрушину.

Поскольку считал, что эти рукописи «имеют громадный исторический интерес» и способны восстановить страницы из жизни Николая II. Возможно, в дальнейшем речь шла о покупке архива. Но таинственный владелец дневников исчез, и Рышков не смог их вернуть. Так, оригиналы и копии, которые сделал Владимир Александрович, попали в коллекцию Бахрушина. В конце сопроводительной записки к рукописям Кшесинской Владимир Рышков написал, что ему известно, где находятся остальные дневники, но, увы, до сих пор эти документальные свидетельства не найдены. Первый раз, когда мы остались вдвоем в комнате, Ники я не узнала - так он был ласков.

Но когда нам пришлось остаться наедине вторично, между нами произошел крайне тяжелый разговор. Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что если бы я уже была не невинна, тогда бы он не задумываясь со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз. Но каково мне было это слушать, тем более что я не дура и понимала, что Ники говорил не совсем чистосердечно. Он не может быть первым!

Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно, нет. Он боится просто быть тогда связанным со мной на всю жизнь, раз он первый будет у меня. В конце концов мне удалось почти убедить Ники, он ответил «пора» - слово, которое производит необъяснимое действие на меня, когда оно им произносится. Он обещал, что это свершится через неделю, как только он вернется из Берлина Николай уезжал на свадьбу младшей сестры императора Вильгельма. Однако я не успокоилась, я знала, что Ники мог это сказать, чтобы только отвязаться, и когда он уехал было 4 часа , я была в страшном горе, я была близка к умопомешательству...

Все же я поставлю на своем, сколько бы мне то трудов ни стоило! Но к ее огорчению, Ники, вернувшись из Берлина, к возлюбленной не приехал. Об этом свидетельствуют последние ее дневниковые записи от 23 января 1893 года. Вот и решайте, что это за любовь, которая умерла за неделю. Роман Матильды и Николая длился менее трех лет. В начале 1894-го эти отношения закончились.

О помолвке российского престолонаследника с гессенской принцессой было объявлено 7 апреля. В ноябре состоялось их бракосочетание. Любовные отношения с балериной были прекращены по инициативе цесаревича еще до помолвки. Гастроли прошли с большим успехом. Пока Кшесинская отсутствовала, на место первой балерины стала претендовать итальянка Пьерина Леньяни. Она сразу же покорила петербургскую публику своей искрометной техникой.

Но Матильда не осталась одна. Николай перед женитьбой поручил ее заботам своего друга и двоюродного брата, Великого князя Сергея Михайловича. Тот стал не только официальным «покровителем» Матильды, но и ближайшим ее другом. Великий князь Сергей Михайлович Ее сердце недолго было свободным. Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной.

Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Продолжали покровительствовать Кшесинской и старшие Великие князья, братья покойного императора, не меньше своего племянника очарованные этой маленькой балериной. Да и сам Николай продолжал следить за карьерой своей бывшей возлюбленной. В программе коронационного торжества значился парадный балет «Жемчужина» на сцене Большого театра, где для общих репетиций балетная труппа Мариинки должна была соединиться с труппой Большого театра. Балет ставил Петипа на музыку Риккардо Дриго.

Главные роли исполняли Леньяни и Павел Гердт. Выступление Кшесинской перед молодой императрицей сочли неуместным, и никакой роли не дали. Оскорбленная Кшесинская бросилась к Великому князю Владимиру Александровичу, который ей покровительствовал.

Чтобы дополнить мягкую пластику и выразительные руки, свойственные русской балетной школе, отчётливой и виртуозной техникой ног, которой в совершенстве владела итальянская школа, начиная с 1898 года брала частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд — трюк, которым до этого русскую публику удивляли только итальянки, в частности, Эмма Бессон и Пьерина Леньяни. Неудивительно, что, возвращая в репертуар свои популярные балеты, Мариус Петипа при их возобновлении зачастую видоизменял хореографический текст главных партий в расчёте на физические способности балерины и её сильную технику. Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона» Хотя имя Кшесинской часто занимало первые строчки афиш, оно не связано с постановками великих балетов из списка классического балетного наследия. Специально для неё было поставлено лишь несколько спектаклей, и все они не оставили особого следа в истории русского балета. В «Пробуждении Флоры», показанном в 1894 году в Петергофе специально по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, и затем оставшемся в репертуаре театра, ей была отведена главная партия богини Флоры.

Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены «Арлекинада» и «Времена года». В том же году балетмейстер возобновил специально для неё «Баядерку», исчезнувшую со сцены после ухода Вазем. Участвовала в летних спектаклях Красносельского театра, где, например, в 1900 году танцевала полонез с Ольгой Преображенской, Александром Ширяевым и другими артистами и классическое pas de deux Льва Иванова с Николаем Легатом. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей Аспиччия, Эсмеральда. Будучи академической балериной, она тем не менее участвовала в постановках хореографа-новатора Михаила Фокина «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915. Балерина Матильда Кшесинская В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления — сначала с оплатой по 500 руб. Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года. При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции.

Некоторым образом именно она послужила причиной ухода из театра князя Волконского: отказавшись восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника», он был вынужден подать в отставку с поста директора Императорских театром согласно воспоминаниям самой балерины, видимым поводом к конфликту послужили фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго». В 1911 году Кшесинская участвовала в «Русских сезонах» в Лондоне. Дягилев пошёл на контакт со «своим злейшим врагом» в надежде решить свои проблемы в российской столице: с помощью влияния и связей балерины он намеревался добиться возможности выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для ставшего военнообязанным Нижинского. В обмен на обещание «похлопотать» Кшесинская была приглашена танцевать во время лондонского сезона 1911 года балерину интересовал именно Лондон, где традиционно собиралась высшая аристократия — в отличие от Парижа, бывшего центром артистической жизни. Для её выступлений было выбрано «Лебединое озеро» — в том числе потому, что Дягилев хотел получить доступ к принадлежавшим ей декорациям балета. Балерина стала посредником Дягилева в его переговорах с директором Императорских театров Теляковским по поводу аренды Михайловского театра на сезон 1912 года. Последний отреагировал на этот альянс с раздражением: «Час от часу не легче. Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым». Попытки уладить дела при помощи Кшесинской полностью провалились.

Дягилев был настолько зол на неё из-за Нижинского, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину. Во время Первой мировой войны, когда войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами.

Увлеченная кокетка "От природы я была кокеткой", — признавалась Матильда и подробно вспоминала, что, например, в хореографическом училище девочки и мальчики обучались отдельно и "нужна была определенная сноровка и хитрость, чтобы перебрасываться записочками". Однако для нее, судя по всему, преград не было.

Однажды она отказалась отвечать урок по географии: ей было стыдно перед молодым учителем, который ей нравился, выходить к доске в клетчатых чулках и теплых ботинках. Или вот история с англичанином Макферсоном. Ей было 14 лет, а он, чуть постарше, приехал в загородное имение Кшесинских с невестой. Маля была в ярости и решила отомстить.

Добилась того, что он пошел гулять с ней, а после стал присылать цветы и писать любовные письма. Кончилось это тем, что свадьба Макферсона расстроилась. Она и правда писала, что в смутные дни 1917-го свой золотой венец сдала на хранение в Кредитное товарищество, 11 ящиков поместила в Азовско-Донской банк, квитанции от которого потом хранила до последнего. Лучшие ее украшения до переворота находились в сейфе у Фаберже, но потом их пришлось забрать — сам Фаберже опасался обысков и конфискации.

Я находилась в стесненном материальном положении и не могла потратить крупную сумму", — признавалась потом балерина. Впрочем, в июле 1917 года Матильда отправилась со своим сыном в Кисловодск — в надежде, что жизнь вернется в привычное русло. Этого не случилось, и в итоге она бежала из России. Страстный игрок Рассказывают, что уже в эмиграции Кшесинская любила играть в рулетку.

Напарницей ее якобы была балерина Анна Павлова. Ставила Матильда всегда на одно число, за что получила прозвище "Мадам Семнадцать". На самом деле впервые за игровой стол балерина села еще в 1891 году, оказавшись в Монте-Карло. Поставив 250 франков на число "17", она сразу выиграла.

Удача поначалу сопутствовала ей.

Матильда Кшесинская — биография балерины

Но танцовщица позволяла себе длительные перерывы. Она обожала азартные игры в карты. Всегда была смеющейся и веселой. По воспоминаниям балерин Мариинского, бессонные ночи не портили ее внешность. Бриллиантовая балерина Но спустя пару лет Кшесинская начала злоупотреблять высоким покровительством. Матильда танцевала даже нищенку в бриллиантовых серьгах и жемчужном ожерелье.

Она всегда представала перед зрителями в новом модном платье и по-парижски причесанной. Балерина блестела на сцене бриллиантами и сапфирами — подарками мужчин из рода Романовых. Однажды директор Императорского совета театров Волконский даже оштрафовал Кшесинскую за то, что та проигнорировала его распоряжение — играть в специальном костюме. Та пожаловалась, и через несколько дней министр двора штраф отменил. После этого князь Волконский подал в отставку.

Эта сиюминутная ее победа возмутила театральный мир России, ведь Волконского артисты уважали. Мог ли балетмейстер Мариинского, Морис Петипа, спорить с влиятельной фавориткой, уволившей его министра? Последний директор Императорских театров Теляковский позже написал в своих мемуарах, что балет для нее был не способом жизни, а средством обретения влияния. Поддерживаемая императорской семьей, Кшесинская поступала так, словно репертуар Мариинского театра принадлежал ей. Она назначала артистов на роли, неугодных же и вовсе лишала возможности танцевать.

Ее имя было в первых строках афиш, однако оно странным образом оказалось никак не связанным с Великими балетными постановками. В последнем по списку спектакле балетмейстер снизошел до того, что Матильде ассистировали артисты выше ее классом: Анна Павлова, Михаил Фокин, Юлия Седова, Михаил Обухов. С точки зрения балета, это было абсурдом. Отобразит ли октябрьский блокбастер то, что ведь фактически провалила спектакли «Дочь Микадо» и «Волшебное зеркало» прима Матильда Кшесинская? Фильм об этом, скорей всего, умолчит.

Об отношениях Кшесинской с Романовыми Дата помолвки Николая с Алисой Гессенской - 7 апреля 1894 года - стала точкой невозврата отношений балерины и Николая. Они расстались друзьями, ей было позволено обращаться в письмах к нему на «ты». Император также великодушно пообещал балерине помогать во всем, что она попросит. Страдала ли от разрыва с главным женихом России Матильда Кшесинская? Фото ее, улыбающейся, в обществе следующего своего любовника, Великого князя Сергея Михайловича, будет ответом.

Николай I поручил отставную любовницу заботам двоюродного брата. В 1902 году родился сын Матильды Кшесинской — Владимир, отцовство коего остается спорным и по сей день. На своем бенефисе в Мариинском театре мастерица фуэте закрутила роман с Великим князем Андреем Владимировичем, причем вскружила последнему голову так, что тот вел себя неподобающе для рода Романовых. Незавидна судьба Великого князя Сергея Михайловича, застреленного под Свердловском большевиками и без захоронения сброшенного в шахту. При жизни же Кшесинская превратила его в свою тень, оруженосца, а потом бросила.

Бедный Сергей Михайлович так до конца своих дней и не обзавелся семьей. Примечательно, что отчество сына балерины Владимира до десятилетнего возраста было Сергеевич, затем же он стал Андреевичем. Бенефис В 1900 году в честь Кшесинской, отдавшей сцене лишь десять лет жизни, Мариинским театром был дан бенефис. Хотя по театральным порядкам для этого следовало оттанцевать вдвое дольше. Министерство двора вручило ей в дар платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке Маля сказала Ники, что обычный для этих случаев перстень расстроит ее.

В 1904 году Кшесинская уволилась из Мариинского, подписав контракт с ним об участии в единичных спектаклях. Она умела держать себя в форме. Если судить «по-балетному», то Кшесинская преждевременно покинула большой балет. Соблазн богатой жизни увел ее от искусства. В 1908 году ее уговорили выступить в качестве приглашенной балерины, и Матильда с успехом гастролирует в театре Гранд-опера Париж , демонстрируя публике свои 32 фуэте.

По мнению специалистов, это был пик ее формы. Здесь же она закручивает роман с артистом Владимировым, окончившийся его дуэлью с Великим князем Андреем Владимировичем.

Матильда Кшесинская в юности События биографии В 1890 году, по окончании училища, Матильду приняли в Мариинский театр, где она радовала публику на протяжении 27 лет. В 1896 году получила звание прима-балерины. В театральной среде поговаривали, что такое стремительное восхождение по карьерной лестнице — результат связей балерины в высших кругах общества. Есть сведения, что главный хореограф Мариинского театра Мариус Петипа был против присвоения 23-летней балерине столь высокого статуса. Однако Кшесинская полностью соответствовала званию примы благодаря таланту и большой работоспособности. С 1898 посещала классы маэстро Энрико Чеккетти.

Его называли танцовщиком-виртуозом и по сей день считают выдающимся педагогом. Целью Кшесинской было овладение филигранной техникой, доступной на этот момент только итальянским танцовщицам. Благодаря упорным тренировкам Матильде стали подвластны 32 фуэте, которые пока не могли сделать другие русские танцовщицы. Матильда Кшесинская была исполнительницей главных партий в таких известных балетах, как: Принцесса Аврора из балета П. Чайковского и М. Петипа «Спящая красавица», 1892 год. Первая исполнительница Флоры в постановке Петипа и Л. Иванова «Пробуждении Флоры» на музыку Р.

Дриго, 1894. Гертеля, 1896. Аспиччия в балете-феерии Петипа «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, 1898. Никия в «Баядерке» Петипа, на музыку Л.

При этом сам Вова не раз прозрачно намекал, что может быть и вовсе Николаевичем. С 1935 года он именовался светлейшим князем Романовским-Красинским, а с 1942 года называл себя просто — Романовым. Пытавшемуся защитить его министру двора барону Фридериксу Николай II сказал: «Прежде всего я человек и не могу допустить, чтобы, зная, что между нами было, ее бы обижали». Но планы Сергея Павловича не оправдались, в результате чего и он сам, и Вацлав Фомич, и другие артисты его «Русского балета» остались за границей и уцелели в годы революции.

Хотя по театральным порядкам для этого следовало оттанцевать вдвое дольше. Министерство двора вручило ей в дар платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке Маля сказала Ники, что обычный для этих случаев перстень расстроит ее. В 1904 году Кшесинская уволилась из Мариинского, подписав контракт с ним об участии в единичных спектаклях. Она умела держать себя в форме. Если судить «по-балетному», то Кшесинская преждевременно покинула большой балет. Соблазн богатой жизни увел ее от искусства. В 1908 году ее уговорили выступить в качестве приглашенной балерины, и Матильда с успехом гастролирует в театре Гранд-опера Париж , демонстрируя публике свои 32 фуэте. По мнению специалистов, это был пик ее формы. Здесь же она закручивает роман с артистом Владимировым, окончившийся его дуэлью с Великим князем Андреем Владимировичем. Амбиции Кшесинской Маля, чувствуя, что вытянула счастливый билет в жизни, жила на широкую ногу. В Петербурге в ходу была шутка о том, что большая часть изделий придворного ювелира Романовых Фаберже в итоге оказывается в ее шкатулке. Факт остается фактом: из нищей танцовщицы она превратилась в богатейшую женщину в России. Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая. Показательно, что в 1984 году Кшесинская приобрела дворец в Стрельне, отремонтировала его капитально и даже электрифицировала, построив частную электростанцию. Весной 1906 она строит себе дворец по Кронверкскому проспекту. В его оформлении, согласно замыслу балерины, чередуются все европейские архитектурные направления, но доминируют русский ампир со стилем Людовика XVI. Дворец меблирован и освещен по парижскому каталогу. На вопрос о том, откуда же были взяты столь значительные вложения, по всей видимости, смог бы ответить ее любовник, Великий князь Сергей Михайлович, имевший доступ к военному бюджету России. Это не голословное обвинение. В дневнике Великого князя исследователями найдено его сетование о том, что аппетиты Кшесинской мешают ему произвести закупки провианта. Закат жизни Кшесинской Матильда была калифом на час, дамой, грезившей богатством и обретавшей его от богатых любовников. По жизни она была игроком, в казино ее прозвали «мадам-17» за ее частые ставки на этот номер. Ее ненавидел театральный мир России за интриганство. Если бы можно было создать такие весы, на одну чашу коих положить ее достижения в искусстве, а на другую — вред, нанесенный ею балету России и авторитету царского дома, то вторая чаша бы уверенно потянула вниз. После революции ее дворцы были разграблены. А 19 февраля 1920 г. Кшесинская отплыла в Стамбул на лайнере «Семирамида». В 1921 году она обвенчалась с Великим князем Андреем Владимировичем. Ей был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской. Муж признал родным ее сына Владимира. В спорной ситуации, благодаря влиянию балерины на государя, сын получил дворянский титул и якобы возвращенную фамилию разорившихся предков - Красинский. В 1929 году Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию в Париже, которая пользовалась большим успехом. Учиться туда летели даже из-за океана. А умерла балерина в возрасте 99 лет. Похоронена на русском кладбище Сен-Женевье в Париже. Заключение Какой она была? Самая богатая балерина России Матильда Кшесинская? Фильм, выходящий в прокат осенью сего года, попытается внушить нам: пылкой, романтичной. Следует признать, что русская дама польского происхождения имела балетный талант, но не горела желанием вписать свое имя в историю искусства. Для нее была важней светская жизнь. Балет был лишь средством привлечь внимание венценосных особ. Матильда жила не порывами души, а расчетом и интригами, попирая порядочность. Заручившись поддержкой государя, она устроила для себя безбедную, но неблагородную жизнь, закрутив романы одновременно с двумя великими князьями, вытаскивая доступные им казенные деньги у каждого.

Матильда Кшесинская - балетная звезда со скандальной репутацией (19 фото)

Светская львица дореволюционного Петербурга Матильда Кшесинская родилась ровно 145 лет назад — 31 августа 1872 года. Матильда Кшесинская была легендой русского и европейского балета — амбициозной, практичной, талантливой и очень сильной. Биография Матильда Феликсовна Кшесинская. 50 лет назад в Париже умерла балерина Матильда Кшесинская, не дожившая нескольких месяцев до своего столетнего юбилея.

Последние годы «великолепной Матильды»

Биография Матильды Кшесинской настолько яркая и богатая событиями, что ее не раз вспоминали в книгах и снимали кино. Дед Матильды Феликсовны прожил 106 лет, старшая сестра Юлия, в замужестве баронесса Зедделер, — 103 года, а сама Кшесинская умерла, не дожив лишь несколько месяцев до 100 лет, — 6 декабря 1971 года. 6 декабря 1971 года не стало Матильды Кшесинской. Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. С 1896 года прима-балерина Императорских театров Матильда Феликсовна Кшесинская, принятая в труппу Мариинского театра, получила там кличку "Кшесинская Вторая". Чтобы эта встреча состоялась, престарелая Матильда Феликсовна Кшесинская, которой уже было за 90 лет, готова была приплыть на пароходе в Одессу.

Матильда Кшесинская — биография балерины

Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета. Вскоре ее отец Константин Севенард дал пресс-конференцию, раскрыв семейную тайну о том, что его бабушка, Целина Кшесинская, вероятнее всего, дочь императора и Матильды Феликсовны. российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, балетный педагог, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров. Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем в 1890 году, а их романтическая связь продлилась четыре года.

Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь

Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, дети и внуки (фото) Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени.
Кшесинская Матильда Феликсовна — биография танцора, личная жизнь, спектакли и фото она родилась 31 (19 по старому стилю) августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской).

Матильда Кшесинская, балерина от артиллерии

Матильда-Мария Феликсовна Кшесинская (польск. Матильда Кшесинская: любовь с двумя Великими князьями Романовыми и жизнь в эмиграции. Матильда Кшесинская: как балерина стала самой богатой женщиной России. Матильда Феликсовна Кшесинская происходила из польской театральной семьи Кржезинских. Матильда Феликсовна Кшесинская, подобно деду Яну Кшесинскому, прожила яркую насыщенную жизнь, некоторые факты из которой кажутся фантастическими: романы с представителями императорской семьи, дуэты с легендарными танцовщиками её поколения. После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии.

Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь

Кстати, сын Матильды воспользовался этим, став Романовым. Что дальше Так, вплоть до начала 30-х годов семья путешествовала по Франции, встречалась с теми представителями русской интеллигенции, которые успели бежать из разваливающейся на глазах империи. Однако к 1929 году пришло понимание, что нужно на что-то жить, а деньги стремительно заканчиваются. Кроме того, Матильда, которая сама не отрицает, что всю жизнь была крайне азартна, начинает проигрывать остатки сбережений. Тогда Романовы назовём их так решают уехать в Париж, чтобы у балерины появилась возможность открыть свою танцевальную школу. Часть капитала и здание для неё "выбивают" по знакомству. К Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей.

Например, среди тех, кто берёт у неё уроки, дочери Фёдора Шаляпина! Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. К 1939 году — не менее 150. Вторая мировая война Летом 1939 года Матильда с мужем решает отдохнуть в имении родителей одного из своих учеников на берегу Женевского озера. Здесь они узнают, что нависла угроза новой войны. На вокзалах творилось нечто неописуемое.

Поезда брались с боя, — вспоминает Матильда. Тогда Кшесинская принимает решение перевезти всю семью на дачу на окраине Парижа, а сама продолжает заниматься студией. В какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Но чаще человек 10—20 всё же приходили на занятия. В это время семья, по сути, выживала. Но постигло новое горе.

На следующий день после вторжения фашистов на территорию СССР сына балерины как русского эмигранта задержали гестаповцы. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером. Вова был дома, но ни мы, ни он не были спокойны. Мы всё время трепетали за его судьбу — как бы снова его не взяли. По чьему приказу и почему его освободили, для нас так и осталось навсегда загадкой, — пишет балерина.

Современники говорили, что муж Кшесинской за это время сошёл с ума. Ему якобы уже и после войны везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына. Кроме того, он стал часто говорить, что скоро придёт его конец. Однако супруг Матильды дожил до 77 лет и умер в Париже в 1956 году. Она всё так же продолжала преподавать. После отъезда из России в дневнике Кшесинской не встречается ни одной фразы о последнем русском императоре.

Последняя запись в её дневнике датируется 1959 годом. Она много пишет о сыне и умершем муже.

Мария Феликсовна среди своих учениц.

Живя во Франции, Мария Феликсовна открыла собственную балетную студию. Существует довольно редкое фото, где она уже пожилая, опираясь на трость, умело ставит в правильную балетную позу свою юную ученицу. Имеется ещё одна интересная фотография, датированная 1935 годом, где полная сил Мария Феликсовна обучает искусству балета свою «бэби» — ученицу Татьяну Рябушинскую.

Как вспоминали очевидцы, во время уроков Кшесинская была тактична, никогда не повышала голоса на своих учеников, относилась к ним с должным уважением, проявляя чуть ли не материнскую любовь. Вилла Молитор, где провела свои последние годы великая русская балерина Последним пристанищем для Марии Феликсовны стала вилла Молитор, в престижном шестнадцатом округе французской столицы. Здесь она прожила дольше, чем в других местах.

Это был уютный трёхэтажный дом с садом в самом центре Парижа, с красивой верандой и удобными меблированными комнатами. Впервые Мария Феликсовна арендовала виллу ещё в 1937 году, поселившись в особняке с мужем и сыном. Мария Феликсовна с мужем и любимым сыном Вовой в Париже.

Здесь же в октябре 1956 года скончался Великий Князь Андрей Владимирович, что стало страшным ударом для Марии Феликсовны. В последние десять лет своей жизни некогда прославленной балерине было нечем платить за аренду жилья. Но хозяева виллы, войдя в тяжёлое материальное положение Кшесинской, не требовали с неё никаких денег, любезно предоставив право спокойно дожить свой век в тишине и покое.

Изредка небольшую сумму денег присылал князь Владимир Кириллович, племянник мужа Марии Феликсовны и претендент на российский престол.

После революции 1917 года Кшесинская покинула Россию и обосновалась во Франции. Уже здесь, в Каннах, в 1921 году состоялась ее свадьба с Андреем Владимировичем. Из воспоминаний Кшесинской: "Мы часто обсуждали с Андреем вопрос о нашем браке. Мы думали не только о собственном счастье, но и главным образом о положении Вовы… Ведь до сих пор оно было неопределенным" Танцовщик В 1911 году после долгих уговоров Кшесинская вернулась на сцену. Ее партнером стал молодой танцовщик Петр Владимиров. Он был моложе 44-летней балерины на 21 год. Кшесинская была влюблена, и вновь обрела, по ее словам, молодость. Однако это увлечение дорого стоило Владимирову - Великий Князь Андрей Владимирович вызвал его на дуэль и прострелил ему нос.

Но одного таланта для получения такого количества партий было мало — сыграло свою роль одно немаловажное обстоятельство: в артистку был влюблен наследник престола.

Они встречались при любой возможности — учитывая то, что Николай находился на военной службе и был связан множеством обязанностей при дворе, это было очень непросто. Николай купил для Кшесинской дом на Английском проспекте — до этого он принадлежал композитору Римскому-Корсакову. Матильда жила там вместе с сестрой Юлией. Ее театральная карьера складывалась отлично. Первой большой ролью Кшесинской стала партия Мариетты-Драгониаццы, главная в балете «Калькабрино», затем была партия Авроры в «Спящей красавице». Критики хвалили дебютантку за смелый и техничный танец, но самой Кшесинской было ясно, что ее техника отстает от виртуозного совершенства Брианца и Леньяни. Тогда Матильда, не прекращая занятий с Иогансоном, начала брать уроки у итальянского танцовщика и педагога Энрико Чекетти. Это позволило ей не только приобрести совершенную технику, свойственную итальянкам, но и обогатить ее лиризмом, естественностью и мягкостью, характерными для русской классической школы. К этому добавились пантомимический талант, унаследованный от отца, и драматизм, позаимствованный у Вирджинии Цукки. В таком виде талант Кшесинской лучше всего соответствовал классическому балету конца девятнадцатого века и именно в нем смог развиться наиболее полно.

У нее не было многих качеств, присущих ее современницам и соперницам по сцене: ни красоты Тамары Карсавиной и Веры Трефиловой, ни утонченности и легкости гениальной Анны Павловой. Кшесинская была небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами. Но она обладала неисчерпаемой энергией, пикантностью, затмевающим всех блеском, шиком, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием. У нее были превосходные, очень красивые зубы, которые Матильда постоянно демонстрировала в сияющей улыбке. Несомненными козырями были и врожденный практицизм, сила воли, удачливость и фантастическая работоспособность. Роман Кшесинской закончился в 1894 году в связи с помолвкой наследника. О ней было объявлено 7 апреля 1894 года. Приближались коронационные торжества, Императорский театр распределял роли для предстоящего парадного спектакля в Москве, а ей никакой роли в балете Дриго «Жемчужина» не предложили вовсе. Для самолюбивой артистки это было невыносимо. Она рассказала о своем горе великому князю Владимиру Александровичу.

Вот как вспоминала Кшесинская о тех событиях: «Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал. Дирекция своего прежнего решения не переменила бы… Я убедилась, что наша встреча с ним не была для него мимолетным увлечением, и он в своем благородном сердце сохранил уголок для меня на всю свою жизнь. Понятно, что такие выходки быстро создали Кшесинской соответственную репутацию. Интересно, что именно Кшесинская лучше всех поняла характер своего друга. Много лет спустя она писала: «Для меня было ясно, что у Наследника не было чего—то, что нужно, чтобы царствовать. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть.

Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола…» Николай перед женитьбой поручил ее заботам своего друга и двоюродного брата, великого князя Сергея Михайловича. Тот стал не только официальным «покровителем» Матильды на следующие несколько лет, но и ближайшим ее другом. В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. Но она выдвинулась не только благодаря благосклонности царской фамилии. Она была действительно чрезвычайно талантливой танцовщицей, с огромным упорством работавшей над собой. Любившая повеселиться и развлечься в свободное время, обожавшая приемы, балы и карточную игру, перед выступлениями Матильда преображалась. Вот как вспоминала о ней Тамара Карсавина: «Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима.

Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза. Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления, — ответила на мой вопрос она».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий