“Буржуазия своей эксплуатацией мирового рынка придала космополитический характер производству и потреблению в каждой стране. Участие страны в мировом хозяйстве через экономическую международную интеграцию имеет множество преимуществ. Сегодня прогресс любой страны неотделим от ее участия в мировом обмене материальными и духовными ценностями. Лучший ответ на вопрос «Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется» от пользователя АВРОРА ЗАМЯТНИНА в разделе Технология.
Остались вопросы?
Другие ответы на вопросы из темы экономика интуит. Понятие «интернационализация хозяйственной жизни» означает участие страны в мировом хозяйстве. Заходи и смотри, ответил 1 человек: расширения участия страны в мировом хозяйстве называется — Знания Сайт. Участие страны в Мировой экономике.
Глобализация мировой экономики
Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: расширения участия страны в мировом хозяйстве называется. Международная экономическая интеграция — процесс международного объединения экономики стран и государств в один, общий рынок. Ответил 1 человек на вопрос: Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется. Как мировая экономика связана с экономикой отдельной страны. Развитие государства по многом связано с его участием в мировой экономике. обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе участия государства в мировом хозяйстве. Участие страны в мировом хозяйстве через экономическую международную интеграцию имеет множество преимуществ.
Учебник Обществознание - А.Г.Важенин
- Мировая экономика
- Усиление участия страны мировом хозяйстве это
- Как называется расширение участия страны в мировом хозяйстве?
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
- § 28: Мировое хозяйство и международная торговля (обществознание, 8 класс)
- Ответы на вопрос
Участие стран в мировом хозяйстве
Ответил 1 человек на вопрос: Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется. Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык. Заходи и смотри, ответил 1 человек: расширения участия страны в мировом хозяйстве называется — Знания Сайт. Как определить уровень участия страны в мировом хозяйстве? Мировая экономика — многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. Уровень участия страны в мировой экономике Термин «интернационализация хозяйственной жизни» означает усиление.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА - ЭКОНОМИКА
Мировая экономика — многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. Интеграционные процессы в мировой экономике объединяют страны в один общий рынок, имеющий единую экономическую политику. Интеграция стимулирует рост э. Как мировая экономика связана с экономикой отдельной страны. Развитие государства по многом связано с его участием в мировой экономике. Как определить уровень участия страны в мировом хозяйстве?
Расширения участия страны в мировом хозяйстве называется
Object Economic Sciences is the economic reality.
Экономические интеграции статистика. Интеграция России в мировой экономике статистика.
Основные показатели мировой торговли. Основные показатели международной торговли. Показатели структуры международной торговли.
Международное Разделение труда рейтинг стран. Международное Разделение труда по странам таблица. Страны Лидеры в промышленности.
Международные отношения в экономике. Международные экономические отношения. Глобализация в экономике.
Схема стран по экономическому развитию. Типология стран по уровню социально-экономического развития схема. Мировое Разделение труда карта.
Место России в международном разделении труда. Участие России в мрт. Участие России в международном разделении труда.
Пространственная структура мировой экономики. Пространственная структура мирового хозяйства. Доли отраслей в мировой экономике.
Специализация стран в мировом хозяйстве. Отрасли мировой специализации. Отрасли международной специализации стран.
Показатели мировой экономики. Основные показатели мировой экономики. Какие показатели характеризуют место страны в мировой экономике.
Национальный рынок и мировой рынок. Факторы национальной экономики. Международные экономические операции.
Факторы формирования мирового рынка. Мировое хозяйство это исторически сложившаяся. Мировое хозяйство это совокупность национальных хозяйств.
Исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств. Международное Разделение труда картинки. Содружество независимых государств цели.
Интеграция стран СНГ. СНГ страны цели. Организации стран СНГ.
Место РФ В системе мирового хозяйства план. Место России в мировом хозяйстве. Место Росси в мировой экономики.
Международная экономическая интеграция. Региональные и отраслевые интеграционные группировки стран. Международная экономическая интеграция государств это.
Десятичленная модель мирового хозяйства страны. Пространственные модели мирового хозяйства. Глобальные экономические проблемы.
Глобальные проблемы экономики. Глобальныеэкономиеские проблемы. Экономические проблемы глобальные проблемы.
Система показателей развития стран мировой экономики. Показатели характеризующие место страны в мировой экономике. Пространственные модели мирового хозяйства география 10 класс.
Мировое хозяйство география 10 класс презентация. Географическая структура мирового хозяйства. Роль России в международном разделении труда.
Место России в мировом хозяйстве и международном разделении труда. Критерии классификации стран в мировой экономике. Классификация государств в мировой экономике.
Мировая экономика классификация по странам. Становление мирового хозяйства. Этапы становления мирового хозяйства.
Этапы развития мирового хозяйства схема. Международное Разделение труда места стран.
В статическом подходе принудительная экономическая интеграция представляется нам как неравноправное объединение экономических субъектов, в рамках которого доминирующая единица, игнорируя сторонние интересы, принуждает остальных участников к выгодному для неё сотрудничеству. Однако существует и несколько иная трактовка данного понятия: принудительная экономическая интеграция - это неравноправный, навязанный военно-политической силой союз 2х и более сторон государств в период военных действий на захваченной территории государства либо после капитуляции проигравшей стороны в период зависимости проигравшей стороны от агрессора с целью экономической эксплуатации захваченной страны. Примерами могут служить трехвековой гнет татаро-монгольского ига на Руси; колонизация африканских, азиатских стран развитыми странами Англии, Франции и т.
Однако эти два понятия мировой экономики все более сближаются, так как в каждой стране остается все меньше отраслей, не связанных с внешним рынком. Мировая экономика представляет собой сложную систему. На основе обмена товарами, услугами, ресурсами между странами возникают международные экономические отношения. Одна из их разновидностей — международная торговля. Другая — перемещение ресурсов, подразделяющееся на международное движение капитала, международную миграцию рабочей силы и международную передачу технологий. Природные ресурсы обладают минимальной степенью мобильности, поэтому участвуют в международных экономических связях через изготовленную на их основе продукцию. Международная торговля возникла в глубокой древности, когда первые появившиеся на Земле государства стали торговать между собой и с соседними племенами. Со временем в сферу мировой торговли вовлекалось все больше стран и народов. Большую роль в ее развитии сыграли великие географические открытия, а затем, в Новое время, — появление машинного производства, более совершенных средств транспорта и связи.
На процесс формирования всемирного рынка повлияло образование колоний ведущих индустриальных держав, завершившееся в XIX в. В этот период одновременно с товарами усилилось движение и факторов производства — капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, знаний. Сначала они направлялись из развитых стран в менее развитые и в колонии, а затем этот процесс принял обратное направление например, движение трудовых ресурсов из менее развитых стран в более развитые. В первой половине XX в. В 1950—1970-х гг. Начиная с 1980-х гг. Развитые страны постепенно вступают в период постиндустриального развития. Большинство социалистических стран перешли к рыночной экономике. На свое место в международном разделении труда начинают претендовать ранее слаборазвитые в экономическом отношении страны.
Все это объективно способствовало интеграции национальных экономик и становлению международного рынка. Как известно, на территории одной страны не могут находиться все ресурсы в полном объеме, необходимые для эффективного развития национальной экономики. Поэтому экономика каждой страны специализируется на производстве ограниченного круга продукции. Это, с одной стороны, позволяет совершенствовать технологию и увеличивать производительность труда, а с другой — вынуждает страны обмениваться между собой произведенной продукцией. Так возникаетмеждународное разделение труда, которое представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг, которыми они обмениваются друг с другом. Участвующим в международном разделении труда странам выгодно не только экспортировать произведенную продукцию и импортировать недостающие у них товары, но и привлекать недостающие факторы производства — капитал, рабочую силу, новые технологии. Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется интернационализацией.
Что такое БРИКС и какую роль он играет в мировой экономике
Достигнутый уровень интернационализации измеряется целым рядом показателей. Какие же это показатели [c. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира. Так, если в конце XIX в. Участие стран в мировой торговле в процентном отношении показано в табл. Это прежде всего экспортная квота, объем зарубежных инвестиций страны и ее внешнего долга по отношению к ее ВВП.
Международное разделение труда МРТ — можно определить как высшую ступень развития общественного территориального разделения труда между странами» которое опирается на устойчивую экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимовыгодному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях. Существует определенная совокупность факторов природного и общественного характера, которая воздействует на международное разделение труда, на характер участия в нем тех или иных стран. К основным факторам относят природно-географические различия, включающие в себя природно-климатические условия, запасы природных ресурсов, величину территории, численность населения, экономико-географические положение территории технический прогресс общественные условия политические и социально-экономические, включая достигнутый уровень экономического и научно-технического развития региона, особенности исторического развития производственных традиций и традиций внешних связей, идеология общества.
Россия, с другой стороны, имеет более низкий уровень конкурентоспособности во многих отраслях, хотя сохраняет сильную позицию в сфере энергетики.
Таким образом, каждая из этих стран имеет свои сильные и слабые стороны в международных экономических отношениях, и их влияние на мировую экономику зависит от многих факторов, включая политическую стабильность, инвестиции в инновации и развитие человеческого капитала. Как влияют на международное географическое разделение труда НТР и процесс интернационализации жизни в современном мире? Мировое разделение труда: НТР и интернационализация приводят к тому, что страны всё более специализируются в производстве определенных товаров или услуг. Например, Китай стал одним из главных мировых производителей электроники, а США - программного обеспечения.
Транснациональные компании: Крупные транснациональные компании ведут бизнес в разных странах. Они размещают производство и офисы там, где это выгодно с точки зрения затрат и ресурсов. Это также связано с разделением труда между странами. Мировая миграция рабочей силы: Люди мигрируют между странами в поисках работы и лучшей жизни.
Это изменяет мировое географическое разделение труда, так как люди предоставляют свои навыки и рабочую силу в разных частях мира. Развитие новых экономических центров: Развивающиеся страны, такие как Индия и Бразилия, становятся более важными в мировой экономике. Они выполняют специализированные задачи и конкурируют на мировой арене. Эффективное использование ресурсов: Разделение труда позволяет странам использовать свои ресурсы наилучшим образом.
Рассматривая укрепление России в качестве одного из ведущих центров развития современного мира, считая ее самостоятельную внешнюю политику угрозой западной гегемонии, Соединенные Штаты Америки США и их сателлиты использовали принятые Российской Федерацией меры по защите своих жизненно важных интересов на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрел всеобъемлющий характер и закреплен на доктринальном уровне. Это не было выбором Российской Федерации. Россия не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений и рассчитывает, что в дальнейшем государства, принадлежащие к западному сообществу, осознают бесперспективность своей конфронтационной политики и гегемонистских амбиций, примут во внимание сложные реалии многополярного мира и вернутся к прагматичному взаимодействию с Россией, руководствуясь принципами суверенного равенства и уважения интересов друг друга. На такой основе Российская Федерация готова к диалогу и сотрудничеству. В ответ на недружественные действия Запада Россия намерена отстаивать свое право на существование и свободное развитие всеми имеющимися средствами. Созидательную энергию Российская Федерация будет концентрировать на географических векторах своей внешней политики, которые имеют очевидные перспективы с точки зрения расширения взаимовыгодного международного сотрудничества.
Большая часть человечества заинтересована в конструктивных отношениях с Россией и укреплении ее позиций на международной арене в качестве влиятельной мировой державы, вносящей решающий вклад в поддержание глобальной безопасности и обеспечение мирного развития государств. Это открывает широкие возможности для успешной деятельности Российской Федерации на международной арене. Национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, стратегические цели и основные задачи внешней политики Российской Федерации 15. Исходя из национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на достижение следующих стратегических целей: 1 обеспечение безопасности Российской Федерации, ее суверенитета во всех сферах и территориальной целостности; 2 создание благоприятных внешних условий для развития России; 3 упрочение позиций Российской Федерации как одного из ответственных, влиятельных и самостоятельных центров современного мира. Приоритетные направления внешней политики Российской Федерации Формирование справедливого и устойчивого мироустройства 18. Россия стремится к формированию такой системы международных отношений, которая обеспечивала бы надежную безопасность, сохранение культурно-цивилизационной самобытности, равные возможности развития для всех государств независимо от их географического положения, размера территории, демографического, ресурсного и военного потенциалов, политического, экономического и социального устройства. Верховенство права в международных отношениях 20. Обеспечение верховенства права в международных отношениях служит одной из основ справедливого и устойчивого мироустройства, поддержания глобальной стабильности, мирного и плодотворного сотрудничества государств и их объединений, является фактором снижения международной напряженности и повышения предсказуемости мирового развития.
Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ международных отношений, добросовестно выполняет свои международно-правовые обязательства. При этом решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Механизм формирования универсальных международно-правовых норм должен основываться на свободном волеизъявлении суверенных государств, а ООН должна оставаться главной площадкой для прогрессивного развития и кодификации международного права. Дальнейшее продвижение концепции миропорядка, основанного на правилах, чревато разрушением международно-правовой системы и другими опасными последствиями для человечества. В целях повышения устойчивости международно-правовой системы, недопущения ее фрагментации и ослабления, предотвращения избирательного применения общепризнанных принципов и норм международного права Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 противодействию попыткам подменять, подвергать ревизии и произвольному толкованию принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г. Укрепление международного мира и безопасности 24. Российская Федерация исходит из неделимости международной безопасности в глобальном и региональном аспектах и стремится к ее обеспечению в равной мере для всех государств на основе принципа взаимности. На этой основе Россия открыта к совместным действиям по формированию обновленной, более устойчивой архитектуры международной безопасности со всеми заинтересованными государствами и межгосударственными объединениями.
В целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 использованию мирных средств, прежде всего дипломатии, переговоров, консультаций, посредничества и добрых услуг, для разрешения международных споров и конфликтов, их урегулированию на основе взаимного уважения, компромиссов и баланса легитимных интересов; 2 налаживанию широкого взаимодействия в целях нейтрализации попыток любых государств и межгосударственных объединений добиваться глобального доминирования в военной сфере, проецировать свою силу за пределы своей зоны ответственности, присваивать себе преимущественную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, проводить разделительные линии и обеспечивать безопасность одних государств в ущерб легитимным интересам других стран. Российская Федерация исходит из того, что ее Вооруженные Силы могут использоваться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Россия рассматривает статью 51 Устава ООН в качестве адекватной и не подлежащей ревизии правовой основы для применения силы в порядке самообороны. Использование Вооруженных Сил Российской Федерации может быть направлено, в частности, на решение задач по отражению и предотвращению вооруженного нападения на Россию и или ее союзников, по урегулированию кризисов, по поддержанию восстановлению мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности с участием России в их зоне ответственности, по обеспечению защиты своих граждан, находящихся за рубежом, по борьбе с международным терроризмом и пиратством. В случае совершения иностранными государствами или их объединениями недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе связанных с применением ограничительных мер санкций политического или экономического характера либо с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения в будущем. В целях предотвращения возникновения биологических угроз и обеспечения биологической безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расследованию случаев предполагаемой разработки, размещения и применения биологического и токсинного оружия, прежде всего на территориях сопредельных государств; 2 предотвращению террористических актов и или диверсий, совершаемых с использованием опасных патогенов, и ликвидации последствий совершения таких актов и или диверсий; 3 расширению сотрудничества с союзниками и партнерами в сфере обеспечения биологической безопасности, прежде всего с государствами - членами ОДКБ и государствами - участниками СНГ. В целях борьбы с незаконными оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ, представляющих серьезную угрозу для международной и национальной безопасности, здоровья граждан и духовно-нравственных основ российского общества, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расширению международного сотрудничества в интересах недопущения ослабления или пересмотра действующего глобального режима контроля над наркотиками в том числе недопущения легализации их применения в немедицинских целях , а также противодействия иным инициативам, которые могут повлечь за собой увеличение незаконных оборота и потребления наркотиков; 2 оказанию союзникам и партнерам практического содействия в осуществлении антинаркотической деятельности. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание расширению международного сотрудничества в интересах ликвидации "безопасных гаваней" для преступников и укреплению профильных многосторонних механизмов, отвечающих национальным интересам России.
В целях снижения на территории Российской Федерации рисков, связанных с возникновением за ее пределами стихийных бедствий и техногенных аварий, повышения устойчивости к ним иностранных государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 укреплению организационно-правовых основ и совершенствованию механизмов двустороннего и многостороннего взаимодействия в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наращиванию возможностей по раннему предупреждению и прогнозированию таких чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий; 2 оказанию иностранным государствам практического содействия в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с использованием уникальных российских технологий и опыта чрезвычайного реагирования. В целях противодействия нелегальной миграции и совершенствования регулирования международных миграционных процессов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание укреплению взаимодействия в этой сфере с государствами - участниками СНГ, проводящими конструктивную политику в отношении Российской Федерации. Обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, космическом и воздушном пространстве 36. В целях изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах обеспечения безопасности и развития России, противодействия односторонним ограничительным мерам недружественных государств и их объединений в отношении российской морской деятельности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 обеспечению гарантированного свободного, безопасного и полного доступа России к жизненно важным, важным и другим пространствам, транспортным коммуникациям и ресурсам Мирового океана; 2 ответственному и рациональному освоению биологических, минеральных, энергетических и других ресурсов Мирового океана, развитию морских трубопроводных систем, проведению научных исследований, защите и сохранению морской среды; 3 закреплению в соответствии с международным правом внешних границ континентального шельфа Российской Федерации, защите ее суверенных прав на континентальном шельфе.
В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание расширению международного сотрудничества в интересах ликвидации "безопасных гаваней" для преступников и укреплению профильных многосторонних механизмов, отвечающих национальным интересам России. В целях снижения на территории Российской Федерации рисков, связанных с возникновением за ее пределами стихийных бедствий и техногенных аварий, повышения устойчивости к ним иностранных государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 укреплению организационно-правовых основ и совершенствованию механизмов двустороннего и многостороннего взаимодействия в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наращиванию возможностей по раннему предупреждению и прогнозированию таких чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий; 2 оказанию иностранным государствам практического содействия в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с использованием уникальных российских технологий и опыта чрезвычайного реагирования. В целях противодействия нелегальной миграции и совершенствования регулирования международных миграционных процессов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание укреплению взаимодействия в этой сфере с государствами - участниками СНГ, проводящими конструктивную политику в отношении Российской Федерации. Обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, космическом и воздушном пространстве 36. В целях изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах обеспечения безопасности и развития России, противодействия односторонним ограничительным мерам недружественных государств и их объединений в отношении российской морской деятельности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 обеспечению гарантированного свободного, безопасного и полного доступа России к жизненно важным, важным и другим пространствам, транспортным коммуникациям и ресурсам Мирового океана; 2 ответственному и рациональному освоению биологических, минеральных, энергетических и других ресурсов Мирового океана, развитию морских трубопроводных систем, проведению научных исследований, защите и сохранению морской среды; 3 закреплению в соответствии с международным правом внешних границ континентального шельфа Российской Федерации, защите ее суверенных прав на континентальном шельфе. В целях мирного исследования и использования космического пространства, закрепления на лидирующих позициях на рынке космических товаров, работ и услуг, упрочения статуса одной из ведущих космических держав Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 продвижению международного сотрудничества в интересах предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, прежде всего посредством разработки и заключения соответствующего международного договора, а в качестве промежуточной меры - посредством принятия всеми государствами обязательства по неразмещению первыми оружия в космосе; 2 географической диверсификации международного сотрудничества в сфере космической деятельности. В целях использования международного воздушного пространства в интересах безопасности и развития России, противодействия односторонним ограничительным мерам недружественных государств и их объединений в отношении российских воздушных судов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 обеспечению гарантированного доступа России к международному открытому воздушному пространству с учетом принципа свободы полетов; 2 географической диверсификации маршрутов международных полетов российских воздушных судов и развитию сотрудничества в сфере воздушного транспорта, охраны и использования воздушного пространства с государствами, проводящими конструктивную политику в отношении России. Международное экономическое сотрудничество и содействие международному развитию 39. В целях повышения устойчивости системы международных отношений к кризисам, улучшения социально-экономической и гуманитарной ситуации в мире, ликвидации последствий вооруженных конфликтов, реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, укрепления позитивного восприятия России в мире Российская Федерация намерена содействовать международному развитию, уделяя приоритетное внимание социально-экономическому развитию Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, государств - членов ЕАЭС, государств - участников СНГ, поддерживающих добрососедские отношения с Россией, а также развивающихся государств, проводящих конструктивную политику в отношении Российской Федерации. Охрана окружающей среды и глобальное здравоохранение 41. В целях содействия охране здоровья и обеспечения социального благополучия народов России и других государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 повышению эффективности международного сотрудничества в сфере здравоохранения и противодействию его политизации, в том числе в рамках международных организаций; 2 консолидации международных усилий в целях предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, своевременного и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера, борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями, преодоления социально-экономических последствий пандемий и эпидемий; 3 повышению эффективности международных научных исследований в сфере здравоохранения, прежде всего направленных на разработку и внедрение новых средств профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Международное гуманитарное сотрудничество 43. Защита российских граждан и организаций от иностранных противоправных посягательств, оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, международное сотрудничество в сфере прав человека 45. В целях развития связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и оказания им всесторонней поддержки с учетом их значительного вклада в сохранение и распространение русского языка и российской культуры в связи с их систематической дискриминацией в ряде государств Российская Федерация, являясь ядром цивилизационной общности Русского мира, намерена уделять приоритетное внимание: 1 содействию консолидации конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, проживающих за рубежом, и оказанию им поддержки в защите их прав и законных интересов в государствах проживания, прежде всего в недружественных государствах, сохранении ими общероссийской культурной, языковой идентичности и российских духовно-нравственных ценностей, связей с исторической Родиной; 2 поощрению добровольного переселения в Российскую Федерацию конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, особенно тех, кто подвергается дискриминации в государствах проживания. Россия признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, считает отказ от лицемерия и добросовестное выполнение государствами своих обязательств в этой сфере одним из условий прогрессивного и гармоничного развития человечества. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности Российской Федерации 48. Региональные направления внешней политики Российской Федерации Ближнее зарубежье 49. Наиболее важными для безопасности, стабильности, территориальной целостности и социально-экономического развития России, упрочения ее позиций как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и цивилизации являются обеспечение устойчивых долгосрочных добрососедских отношений и объединение потенциалов в различных сферах с государствами - участниками СНГ и другими сопредельными государствами, связанными с Россией многовековыми традициями совместной государственности, глубокой взаимозависимостью в различных сферах, общим языком, близкими культурами. Арктика 50. Россия стремится к сохранению мира и стабильности, повышению экологической устойчивости, снижению уровня угроз национальной безопасности в Арктике, обеспечению благоприятных международных условий для социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации включая защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни проживающих в этой зоне коренных малочисленных народов , а также для развития Северного морского пути в качестве конкурентоспособной национальной транспортной артерии с возможностью его международного использования для осуществления перевозок между Европой и Азией. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 мирному решению международных вопросов, касающихся Арктики, исходя из особой ответственности арктических государств за устойчивое развитие региона и достаточности Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия 51. Особо важное значение для достижения стратегических целей и выполнения основных задач внешней политики Российской Федерации имеет всеобъемлющее углубление связей и координации с дружественными суверенными глобальными центрами силы и развития, расположенными на Евразийском континенте и приверженными подходам, принципиально совпадающим с российскими подходами к будущему мироустройству и решению ключевых проблем мировой политики. Россия нацелена на дальнейшее упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой и уделяет приоритетное внимание развитию обоюдовыгодного сотрудничества во всех сферах, оказанию взаимопомощи и укреплению координации на международной арене в интересах обеспечения безопасности, стабильности, устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях как в Евразии, так и в других частях мира. Россия будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и их объединений. Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания. Азиатско-Тихоокеанский регион 55. Исламский мир 56. Все более востребованными и надежными партнерами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской цивилизации, перед которой в реалиях многополярного мира открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития. Россия стремится укреплять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество с государствами - членами Организации исламского сотрудничества, уважая их общественно-политические уклады и традиционные духовно-нравственные ценности. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 развитию всеобъемлющего и доверительного взаимодействия с Исламской Республикой Иран, всесторонней поддержке Сирийской Арабской Республики, а также углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами - членами Организации исламского сотрудничества с учетом степени их суверенности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации; 2 формированию на Ближнем Востоке и в Северной Африке устойчивой всеобъемлющей архитектуры региональной безопасности и сотрудничества на основе объединения потенциалов всех государств и межгосударственных объединений регионов, включая Лигу арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Африка 57. Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки. Латинская Америка и Карибский бассейн 58. Европейский регион 59.
Показатели МРТ
- Глобализация мировой экономики: сущность, основные направления, последствия
- Интернационализация хозяйственной жизни. Уровень участия страны в мировой экономике
- Учебник Обществознание - А.Г.Важенин
- Проекты по теме:
- Правильный ответ:
- Глобализация — Карта знаний
Знаете ответ?
- Содержание
- Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран мира
- Усиление участия страны мировом хозяйстве это
- Глобализация и транснационализация мировой экономики
Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран мира
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги. Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
Возможность для страны расширить свой рынок сбыта и экспортировать свою продукцию за пределы своей территории. Появление новых возможностей для привлечения иностранных инвестиций и передачи технологий. Рост производительности и эффективности благодаря доступу к новым и современным технологиям. Улучшение качества жизни через увеличение доступа к разнообразным товарам и услугам. Однако глобализация также может иметь некоторые негативные последствия: 1. Риск потери рабочих мест из-за конкуренции со странами с низкими затратами на производство.
Импортная квота исчисляется в ценностном или натуральном выражении за определенный период в виде отношения объема импорта к объему внутреннего потребления. Используются и другие показатели для определения уровня участия страны в мировой торговле. Б участие страны в международном движении факторов производства, определяемые посредством ряда показателей. Например, показателями участия страны в международном движении капитала являются: объем накопленных капиталовложений в стране по отношению к ее ВВП; объем накопленных в стране иностранных инвестиций по отношению к ее ВВП и др. Показателями участия страны в международном движении других факторов производства могут выступать: доля иностранной рабочей силы в общей численности занятых или численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы, доля иностранных патентов в общей численности зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.
В то же время ряд отраслей значительно проигрывает от глобализационных процессов, теряя свои конкурентные преимущества из-за возросшей открытости рынка. Такие отрасли вынуждены прилагать дополнительные усилия, чтобы приспособиться к изменившимся не в их пользу хозяйственным условиям. Это означает возможность оттока капиталов и рабочей силы из этих отраслей, что послужит главной причиной для принятия адаптационных мер, сопряженных с очень большими затратами. Адаптационные меры чреваты для людей потерей работы, необходимостью поиска другого рабочего места, переквалификации, что приводит не только к семейным проблемам, но и требует крупных социальных расходов, причем в короткие сроки. В конечном итоге произойдет перераспределение рабочей силы, но поначалу социальные издержки будут очень велики. Это относится не только к отраслям, которые в Европе были существенно трансформированы в последние тридцать лет. Следует признать, что подобные перемены таят в себе серьезную угрозу сложившейся хозяйственной структуре, и правительства должны взять на себя тяжелое бремя социальных расходов, связанных с выплатой компенсаций, переподготовкой, выплатой пособий по безработице, оказанием поддержки малообеспеченным семьям. Второй угрозой многие считают деиндустриализацию экономики, поскольку глобальная открытость ассоциируется со снижением занятости в обрабатывающих отраслях как в Европе, так и в США. На самом деле, однако, этот процесс не является следствием глобализации, хотя и протекает параллельно с ним. Деиндустриализация — нормальное явление, порождаемое технологическим прогрессом и экономическим развитием. Действительно, доля обрабатывающих отраслей в экономике промышленно развитых стран резко снижается, но это снижение балансируется быстрым ростом удельного веса сферы услуг, включая финансовый сектор. Следующая угроза, которую таит в себе глобализация, связывается с заметным увеличением разрыва в уровнях заработной платы квалифицированных и менее квалифицированных работников, а также с ростом безработицы среди последних. Сегодня, однако, это отнюдь не обязательно является следствием интенсификации международной торговли. Более важно то обстоятельство, что повышается спрос на квалифицированные кадры в отраслях и на предприятиях. Это вызвано тем, что конкуренция со стороны трудоемких товаров, выпущенных в странах с низким уровнем заработной платы и невысокой квалификацией работников, влечет за собой снижение цен на аналогичную продукцию европейских фирм и сокращение их прибылей. В подобных условиях европейские компании прекращают выпуск убыточной продукции и переходят к производству товаров, требующих использования высококвалифицированного персонала. В результате рабочие с более низкой квалификацией остаются невостребованными, их доходы падают. В качестве четвертой угрозы отмечают перевод фирмами стран с высокой стоимостью рабочей силы части своих производственных мощностей в страны с низкой оплатой труда. Экспорт рабочих мест может оказаться нежелательным для экономики ряда государств. Однако подобная угроза не слишком опасна.
Как называется расширение участия страны в мировом хозяйстве?
Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Мировое хозяйство — это объединение хозяйств стран, которые тем самым образуют глобальное пространство экономики. обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе участия государства в мировом хозяйстве. 3. В мировом хозяйстве выделяются регионы, где процессы экономической интеграции наиболее выражены: Западноевропейский, Североамериканский и Азиатско-Тихоокеанский.
Процесс вхождения всех стран в единое мировое хозяйство называется
Страны окончательно привязывают курсы своих валют к евро. Начинает работать Центральный банк ЕС; 1999—2002 гг. Банки и другие финансовые институты переходят на пользование безналичным евро; 1 января 2002 г. Появляются банкноты евро, национальные валюты продолжают хождение; 1 июля 2002 г. Старые валюты прекращают свое существование. С 1 января 1999 г. Однако в валютный союз с 1 января 1999 г. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания и Швеция. По итогам 1998 г. Великобритания отложила свое вступление как минимум до 2002 г.
Швеция и Дания — против сокращения социальных расходов государства , что предусматривается в рамках ЕС. Данные соглашения предусматривали сближение законодательств ассоциируемых стран с законодательством ЕС, расширение внешнеэкономических связей, создание между сторонами в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров. По большинству промышленных товаров ЕС с 1995 г. Со второй половины 90-х гг. Но для того, чтобы иметь право претендовать на членство в ЕС, страны Центральной и Восточной Европы должны обеспечить выполнение целого ряда условий: стабильность институтов, гарантирующих демократию; правовой порядок; соблюдение прав человека и защита национальных меньшинств; наличие функционирующей рыночной экономики ; способность справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе; возможность принять на себя обязательства члена, в том числе задачи политического, экономического и валютного союза. Пока страны Центральной и Восточной Европы не обладают всеми необходимыми экономическими и социальными предпосылками для того, чтобы стать полноправными членами ЕС. Однако степень готовности этих стран вступить в Союз различна. И дело не только в значительном отставании в экономическом развитии от стран — членов ЕС. Разительна и внутренняя дифференциация претендентов по показателю ВВП на душу населения, структуре хозяйства, зрелости рыночных отношений, уровню заработной платы , инфляции.
Исходя из этого, Совет Евросоюза разработал для каждой из стран-претендентов специальную стратегию присоединения, разделив их на два эшелона. Предполагается, что расширение ЕС за счет этих стран начнется с 2003—2004 гг. Расширение Евросоюза имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, наращивается ресурсный потенциал ЕС за счет новых территорий и населения, значительно расширяется рынок для нынешних членов, усиливается политический статус ЕС в мире. С другой стороны, от ЕС потребуются огромные затраты, в частности, рост бюджетных расходов на субсидии и трансферты новым членам ЕС. Возрастет риск нестабильности в Евросоюзе, так как присоединятся страны с отсталой структурой экономики, требующей коренной модернизации. Развитие интеграции вширь несомненно будет происходить в ущерб ее углублению за счет сокращения расходов на социальную, региональную и структурную политику, проводимую в ЕС в настоящее время. Мальта в 1996 г. Партнерство России с ЕС юридически было оформлено в 1994 г.
Соглашением о партнерстве и сотрудничестве СПС признано, что Россия является страной с переходной экономикой. Соглашение предусматривает осуществление для сторон в их внешнеэкономических связях режима наибольшего благоприятствования в общепринятой в международной практике форме: расширение сотрудничества в многочисленных направлениях стандартизации, науке, технике, космосе, связи , расширение торговли товарами и услугами, поощрение частных инвестиций и т. Однако реализация СПС в полной мере стала возможна лишь после ратификации его парламентами всех стран — членов ЕС и России, для чего потребовалось определенное время. Чтобы приблизить момент выполнения достигнутых договоренностей, в июне 1995 г. С 1 декабря 1997 г. СПС вступило в силу. Евросоюз является главным торговым партнером России. При таком соотношении долларизация внешнеэкономических связей России не вполне оправдана и в перспективе евро может потеснить доллар с его определяющих позиций в экономических отношениях России с ЕС. Допуск евро во внутрирос-сийский валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.
В ближайшие годы главной задачей в отношениях с ЕС будет реализация СПС и решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности, по антидемпинговой политике, проводимой в отношении России. Вместе с тем Евросоюз считает, что необходимые экономические и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г. О масштабах экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.
Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям объему ВНП на душу населения, производительности труда к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям. Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются: ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г. В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран. В апреле 1998 г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки за исключением Кубы была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР является формирование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различна и имеет свою специфику.
В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе. Ассоциация возникла в 1967 г. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли в том числе и внутри АСЕАН приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.
Первая угроза в связи с глобализацией вызвана тем, что ее преимущества, которые людям понятны, будут, однако, распределяться неравномерно. В краткосрочной перспективе, как известно, изменения в обрабатывающей промышленности, сфере услуг приводят к тому, что отрасли, получающие выгоды от внешней торговли, и отрасли, связанные с экспортом, испытывают больший приток капитала и квалифицированной рабочей силы. В то же время ряд отраслей значительно проигрывает от глобализационных процессов, теряя свои конкурентные преимущества из-за возросшей открытости рынка. Такие отрасли вынуждены прилагать дополнительные усилия, чтобы приспособиться к изменившимся не в их пользу хозяйственным условиям. Это означает возможность оттока капиталов и рабочей силы из этих отраслей, что послужит главной причиной для принятия адаптационных мер, сопряженных с очень большими затратами. Адаптационные меры чреваты для людей потерей работы, необходимостью поиска другого рабочего места, переквалификации, что приводит не только к семейным проблемам, но и требует крупных социальных расходов, причем в короткие сроки. В конечном итоге произойдет перераспределение рабочей силы, но поначалу социальные издержки будут очень велики. Это относится не только к отраслям, которые в Европе были существенно трансформированы в последние тридцать лет. Следует признать, что подобные перемены таят в себе серьезную угрозу сложившейся хозяйственной структуре, и правительства должны взять на себя тяжелое бремя социальных расходов, связанных с выплатой компенсаций, переподготовкой, выплатой пособий по безработице, оказанием поддержки малообеспеченным семьям. Второй угрозой многие считают деиндустриализацию экономики, поскольку глобальная открытость ассоциируется со снижением занятости в обрабатывающих отраслях как в Европе, так и в США. На самом деле, однако, этот процесс не является следствием глобализации, хотя и протекает параллельно с ним. Деиндустриализация — нормальное явление, порождаемое технологическим прогрессом и экономическим развитием. Действительно, доля обрабатывающих отраслей в экономике промышленно развитых стран резко снижается, но это снижение балансируется быстрым ростом удельного веса сферы услуг, включая финансовый сектор. Следующая угроза, которую таит в себе глобализация, связывается с заметным увеличением разрыва в уровнях заработной платы квалифицированных и менее квалифицированных работников, а также с ростом безработицы среди последних. Сегодня, однако, это отнюдь не обязательно является следствием интенсификации международной торговли. Более важно то обстоятельство, что повышается спрос на квалифицированные кадры в отраслях и на предприятиях. Это вызвано тем, что конкуренция со стороны трудоемких товаров, выпущенных в странах с низким уровнем заработной платы и невысокой квалификацией работников, влечет за собой снижение цен на аналогичную продукцию европейских фирм и сокращение их прибылей. В подобных условиях европейские компании прекращают выпуск убыточной продукции и переходят к производству товаров, требующих использования высококвалифицированного персонала. В результате рабочие с более низкой квалификацией остаются невостребованными, их доходы падают. В качестве четвертой угрозы отмечают перевод фирмами стран с высокой стоимостью рабочей силы части своих производственных мощностей в страны с низкой оплатой труда.
Отсюда, рынок — это система или механизм реализации и приобретения товаров и услуг, в котором участвуют продавцы и покупатели, то есть он представляет собой систему соотношения спроса и предложения разных собственников. Короче говоря, рынок — это стоимостная система обмена разными продуктами труда товарного обмена. Обиходное толкование рынка отличается от научного. В обыденном смысле под рынком понимается место, где продаются и покупаются товары. В действительности же рынок не сводится к месту. Рынок это не место, а определенный механизм товарного производства. В то же время не надо относиться скептически к понятиям базар и супермаркет. Это разновидности все той же системы товарного обмена разными продуктами труда. Возникновение и становление рынка обусловлено развитием общественного разделения труда и товарного производства. С ростом товарного производства развивается и рынок. Рассмотрим как шел процесс становления и развития мирового рынка. При рабовладельческом строе товарное производство и товарное обращение внутри отдельных стран было развито слабо. А на внешний рынок отправлялась лишь совсем незначительная часть продукции. И все же именно при рабовладельческом способе производства возник мировой рынок. В то время он носил преимущественно внутриконтинентальный масштаб. Финикия, Древний Египет, Греция, Рим вели торговлю и между собой и с многочисленными городами Средиземноморья и Черного моря. Но рабство по своей сути не было товарным производством и потому лишь частично могло способствовать развитию рыночных отношений. Его основой стало начавшее развиваться ремесленное производство. Итак, сложившийся в эпоху рабства мировой рынок по своему социально-экономическому характеру был ремесленно-рабовладельческим рынком. В течение долгого времени и при феодализме также не наблюдалось широкого распространения товарного производства, поскольку господствующим было натуральное хозяйство. В силу этого можно выделить следующие условия возникновения феодального рынка: 1 в обмен поступала незначительная часть продукции сельского хозяйства и мелких ремесленных предприятий; 2 отсутствовала дифференциация общественного производства; 3 товарный обмен между отдельными товаропроизводителями охватывал лишь небольшие районы; 4 политическая и производственная разобщенность территорий; 5 товарный обмен носил нерегулярный характер, отсутствовал единый национальный рынок; 6 общественные потребности удовлетворялись преимущественно продукцией местного производства. Итак, слабое развитие общественного разделения труда внутри отдельных стран препятствовало установлению регулярных торговых связей между ними. Внешняя торговля еще не получила значительного развития и не имела существенного значения в удовлетворении потребностей феодального общества в целом. Тем не менее именно при феодализме древний мировой внутриконтинентальный рынок перерос в межконтинентальный. Последовавшие великие географические открытия путешествие Васко да Гама, открытие Америки Колумбом, кругосветное путешествие Магеллана объединили все региональные рынки в единую цепь. Так что мировой рынок возник не в ХIХ веке, а значительно раньше. Конечно, прочность его была слабой, а масштабы невелики. И все же он существовал. Основными поставщиками товаров на внешний рынок были феодалы и ремесленники. Поэтому сложившийся в эпоху феодализма товарный рынок по своему социально-экономическому содержанию был ремесленно-феодальным. Теперь дадим характеристику капиталистического мирового рынка. Можно выделить следующие условия его возникновения: 1 отделение промышленности от земледелия и появление капиталистических предприятий; 2 дифференциация производства на специализированные отрасли, углубление и расширение общественного разделения труда; 3 развитие товарного производства, расширение сферы обмена товаров и возникновение национального рынка; 4 развитие международного обмена и международной производственной специализации. На этой основе развивается новый мировой рынок. Таким образом, мировой рынок представляет собой совокупность рынков отдельных стран, которые связаны между собой товарообменом. Мировой рынок базируется на международной производственной специализации отдельных стран и является сферой, где в целях обеспечения расширенного воспроизводства осуществляется замещение изделий, произведенных одной страной, продуктами другой. Обмен товаров на мировом рынке представляет собой процесс, обеспечивающий непрерывность расширенного воспроизводства, поэтому связи между товаропроизводителями разных стран, осуществляемые через обмен товаров, расширяются по мере увеличения масштабов производства. Следует подчеркнуть, что решающее влияние на формирование единых национальных рынков, а затем и дальнейшее развитие мирового межконтинентального рынка оказала крупная капиталистическая промышленность. Эта роль крупной промышленности обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, капиталистическому производству свойственно стремление к получению максимальной прибыли. В погоне за ней предприниматели ищут оптимальные условия реализации своей продукции за пределами своей страны. Таким путем расширялись экономические связи между странами. Во-вторых, в отличие от ремесла и мануфактуры крупная машинная промышленность дает возможность производить огромные партии товаров. Предприниматели стремятся расширить продажу своих товаров за рубеж. Это приводит к расширению внешней торговли и к развитию емкости мирового рынка. В-третьих, острая конкурентная борьба приводит к тому, что некоторые отрасли начинают опережать в своем технологическом развитии другие отрасли и стремятся реализовать свою продукцию на внешних рынках. В-четвертых, массовое производство товаров на базе крупной машинной промышленности вызывает огромный спрос на сырьевые товары, главными поставщиками которых становятся находившиеся в колониальной зависимости от развитых стран государства. Как видим, с момента своего возникновения крупная машинная промышленность втягивает в мировой рынок различные страны и как покупателей своей продукции, и как поставщиков сырья. Мировой рынок мог достичь своего полного развития лишь при капиталистическом машинном производстве и вызванном им широкомасштабном международном разделении труда. Только в условиях капиталистического способа производства мировой рынок становится развитой экономической категорией, создается почва для регулярного и всестороннего международного товарооборота, опирающегося на постоянное массовое производство товаров для продажи на мировых рынках. Хотя мировой рынок возник на основе развития национальных рынков, тем не менее он не тождественен им. Мировой рынок проходит в своем развитии три стадии: 1. Стадия подготовки капиталистического способа производства эпоха мануфактуры. Стадия машинного производств. Стадия корпоративного капитализма. Рассмотрим коротко каждую из этих стадий. На стадии подготовки капиталистического способа производства мировой рынок находился в зачаточном, неразвитом состоянии. Определяющей чертой внешней торговли на этой стадии была преобладающая роль купеческого капитала, выступавшего в качестве посредника в процессе обращения товаров. Причем товары производились преимущественно мелкими товаропроизводителями и частично капиталистическими мануфактурами. На второй стадии развитие мирового рынка охватывает период от промышленного переворота в Англии в конце ХVIII века до конца 70-х годов ХIХ века, когда мировая капиталистическая торговля приобрела вполне развитые черты. Для этого этапа характерна победа крупной машинной промышленности в Англии и установление ею промышленной и торговой гегемонии. Мировой рынок выходит из своего начального состояния и начинает складываться как категория капитализма. Основой международного товарообмена становится вывоз изделий крупной капиталистической промышленности Англии и ввоз ею сырья и продовольствия. В 60-70-е годы ХIХ века определяющим признаком мирового рынка является окончательное закрепление господствующей роли промышленного капитала в хозяйственной жизни главных развитых капиталистических стран, прежде всего США и Германии, которые стали догонять Англию. Корпоративная стадия капитализма охватывает период с 80-х годов ХIХ века и до наших дней, когда осуществился переход от капитализма свободной конкуренции к разным формам господства корпораций. На этом этапе завершилось формирование всеохватывающего мирового рынка. Таким образом, мировой рынок охватывает все основные направления МРТ, а степень его развития характеризует уровень интернационализации общественного производства. В силу этого развитие мирового рынка в ХХ и начале XXI веков имеет свои специфические особенности и черты. Характерные черты современного мирового рынка и факторы, определяющие его развитие Современный мировой рынок имеет ряд черт, раскрывающих особенности его функционирования. Товарная природа капитализма приводит к тому, что экономические связи между отдельными странами осуществляются по принципу выгодности и прибыльности. Отсюда мировой рынок играет огромную роль в повышении нормы прибыли предприятий промышленно развитых стран за счет усиления эксплуатации экономически отсталых стран. Анархия производства и конкуренция способствуют тому, что производство в масштабе всей страны и в мире в целом протекает анархично. Распределение средств производства между различными отраслями экономики происходит стихийно. В результате этого в странах ив мире в целом возникают диспропорции. Анархия на мировом рынке и его неустойчивость еще более усиливаются в связи с тем, что стремление капитала к непрерывному расширению производства встречает на своем пути узкие рамки платежеспособного спроса многих импортирующих стран. Безраздельное господство ТНК на мировом рынке, которые осуществляют экономический раздел мира, сговорившись о разделе мирового рынка различных товаров и ценах на эти товары. Участие на мировом рынке стран с различным уровнем развития. Это и развитые в промышленном отношении страны, и развивающиеся, в числе которых есть такие экономически отсталые, где даже еще не сформировались капиталистические производственные отношения. Кризисное состояние мирового рынка. В ХХ веке мировой рынок пережил несколько глубоких кризисов. Первый из них был связан с первой мировой войной 1914-1918 годов, которая привела к нарушению международного товарообмена. К тому же социалистическая революция в России привела к исключению ее из мирового капиталистического хозяйства. Следующий глубокий кризис разразился вскоре после окончания второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений капитализма.
В рамках динамического подхода принудительная экономическая интеграция — это процесс принудительного формирования устойчивой зависимости одних экономических субъектов от других, их взаимопроникновение и сращивание, направленные на максимальное извлечение выгоды доминирующей стороной. В статическом подходе принудительная экономическая интеграция представляется нам как неравноправное объединение экономических субъектов, в рамках которого доминирующая единица, игнорируя сторонние интересы, принуждает остальных участников к выгодному для неё сотрудничеству. Однако существует и несколько иная трактовка данного понятия: принудительная экономическая интеграция - это неравноправный, навязанный военно-политической силой союз 2х и более сторон государств в период военных действий на захваченной территории государства либо после капитуляции проигравшей стороны в период зависимости проигравшей стороны от агрессора с целью экономической эксплуатации захваченной страны.