Читайте последние новости дня по теме Нагорный Карабах: Покинувшие Нагорный Карабах миротворцы РФ не могут остаться в Армении: депутат от власти, Временные пункты дислокации миротворцев РФ в Горисе и Сисиане закроют – Григорян.
Ереван забурлил. Ситуация в Нагорном Карабахе резко обострилась
В России начались конфликты армян и азербайджанцев, которые переросли в торговые войны и массовые драки. Нагорно-карабахский конфликт стал более медийным, чем когда-либо прежде, что позволяет армянам, азербайджанцам и другим людям по всему миру участвовать в местных событиях в режиме реального времени в обширном пространстве социальных сетей. Баку и Ереван стремительно приближаются к военному конфликту, формальной причиной которого может стать принадлежность нескольких сел на армянской территории, которые Азербайджан считает своими. По сообщению Министерства обороны Армении азербайджанские войска интенсивно обстреляли армянские позиции в направлении Гориса, Сотка и Джермука.
Запад нарушил нейтралитет в армяно-азербайджанском конфликте — мнение
«Постньюс» поговорил с армянами и азербайджанцами и выяснил, что они думают о происходящем и ждать ли в обозримом будущем оттепели в отношениях народов. Российско-армянская диаспора, скорее, открестится от премьер-министра Армении Никола Пашиняна, потому что это он, собственно говоря, всё провалил. Армянская диаспора займет пророссийскую позицию. В соцсетях уже грустно иронизируют — потребует ли Азербайджан у Армении столицу, назвав её "старой азербайджанской деревней Ереван", а также поедут ли находящиеся в РФ армяне и азербайджанцы на "войну 3.0" — или останутся "играть в нарды, курить кальяны.
Новая война в Закавказье может закончиться взятием Еревана?
По мере ослабления общей государственной структуры СССР положение в регионе все более ухудшалось. В Нагорном Карабахе появились засланные в основном из Армении вооруженные группы и террористы, занимавшиеся деструктивной деятельностью. Территориальные притязания против Азербайджана выдвигались не только националистическими группами, но и властными структурами Армении. Армения пыталась любой ценой захватить часть территории Азербайджана. В результате победы Армянского общенационального движения на парламентских выборах, проведенных в Армении в мае 1990 года, к власти в республике пришли ультранационалистические и шовинистические силы, пропагандирующие войну. Это ускорило начало армянской стороной агрессорской войны. Направив все усилия на создание неформальных воинских соединений и их вооружение, Армения предпочла решить проблему путем применения силы в соответствии с собственными целями. Именно поэтому Армения никогда не относилась к переговорному процессу всерьез, пыталась воспользоваться им только для создания видимости в международном общественном мнении. Как накануне войны, так и в последующий период позиция Азербайджана была абсолютно справедливой с точки зрения Конституции СССР и норм международного права. Однако бездеятельность политической элиты Азербайджана в тот период, отсутствие политического лидера в республике еще больше осложняли ситуацию.
Дальновидная личность, выдающийся государственный деятель, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, который мог всесторонне анализировать ход процессов, руководствовался волей народа, его принципиальной позицией в решении вопросов, был способен мобилизовать население вокруг единой цели, в тот период находился в вынужденной отставке. Отдаление его от политики оказало непосредственное влияние на дальнейшее углубление конфликта, как того хотели армяне. Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет. Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной.
Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы.
В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами.
О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции.
К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1.
Пресс-служба администрации президента Азербайджанской Республики Еще один сигнал заключается в том, что Азербайджан способен свести на нет любую помощь Армении со стороны союзников. Миротворцы были лояльны к армянскому населению и даже сотрудничали с силовыми органами Республики Арцах которых, с точки зрения Баку, просто не должно было существовать? Сначала им указали на их бессилие, блокировав Лачинский коридор небольшой группой « экоактивистов », а затем полностью вытеснили из региона. Теперь, когда Армения начала сближение с Вашингтоном и Брюсселем, в Азербайджане решили дискредитировать и этих посредников. Хотя встреча Пашиняна с представителями США и Евросоюза прошла почти две недели назад, азербайджанское издание Caliber. В только опубликованных « сенсационных подробностях » утверждается, что американские специалисты помогут Еревану разработать новую военную доктрину, окажут армянской армии финансовую поддержку и запустят программы по подготовке офицеров в США. Но есть и пункты, которые как будто специально ставят целью надавить на болевые точки двух важных для Армении партнеров — Москвы и Ирана. Они выглядят так: «Соединенные Штаты направят в Армению аналитические группы для проведения на месте оценки военно-воздушных сил и возможностей ПВО с учетом интеграции Армении в Объединенную систему ПВО ОДКБ» и «ЕС и Армения обсудили необходимость снижения зависимости Еревана от российской военной техники и технологий, а также уменьшения зависимости от предоставляемого Россией военного образования и подготовки», а также «Соединенные Штаты окажут необходимую помощь для значительного развития военного и оборонного потенциала Армении и укрепления пограничного контроля и безопасности границ, уделяя особое внимание границе с Ираном» В первом случае у Москвы должны появиться опасения, что некие ценные сведения о структуре ее ПВО могут оказаться в руках Вашингтона, во втором — Иран должен занервничать, что на его границах могут оказаться самые настоящие солдаты НАТО.
Ко всему этому стоит добавить, что убедительных доказательств реальности написанного в Caliber. Зато Мария Захарова, отвечая на вопрос RT, вполне уверенно назвала сведения « утечками » и заявила, что ожидает от Еревана «дезавуирования» этой информации. Если прибавить к этому еще и распространение публикации Caliber. С азербайджанской точки зрения, у Армении не должно быть адвокатов, а суд должен вестись в рамках ветхозаветной морали — око за око, зуб за зуб. Реализовать этот план до конца у Ильхама Алиева пока не получилось — хотя он делает все возможное. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Если рассматривать этот шаг Самвела Шахраманяна именно с такой точки зрения, то можно и нужно говорить о его благородстве, когда он не стал, как говорят на Востоке, пытаться присвоить себе уши дохлого ишака, а честно сказал, что ишак, то есть Арцах, сдох, и нам надо дать возможность его похоронить. Размен безопасности населения на юридическое признание факта смерти того, что уже давно само умерло, — это вполне взвешенный шаг, позволяющий армянам и азербайджанцам «разойтись краями» в Карабахе и без особых фактических потерь закрыть страницу истории, которая должна быть закрыта. Итак, с 1 января 2024 года Азербайджан де-юре и де-факто становится полноправным хозяином Карабаха, причем местное армянское население само отказывается от любых претензий на государственность, самоопределение и автономию без участия в этом деле властей Армении.
То есть после этого официальному Еревану, чтобы отказаться от претензий на Карабах, будет не нужно ни мирных переговоров с Азербайджаном, ни определения государственных границ, ни письменных гарантий от Баку в отношении переходящего под его юрисдикцию местного армянского населения, если таковое останется и захочет вступить в азербайджанское гражданство. От официального Еревана и лично от армянского премьер-министра Никола Пашиняна теперь уже абсолютно ничего не зависит, он не является субъектом взаимоотношений между азербайджанскими властями и армянской общиной Карабаха, которая уже отправила своих представителей в Баку с эскортом азербайджанской полиции. Отныне и навсегда судьба региона решена без его участия, что полностью развязывает ему руки в переговорах с Азербайджаном, которые после 1 января можно будет вести чуть ли не с чистого листа, не будучи обремененным «карабахским вопросом». Ни на секунду не сомневаюсь в том, что данный шаг Шахраманяна был заранее согласован с Баку, и даже вполне допускаю, что его придумал непосредственно азербайджанский президент Ильхам Алиев, являющийся, как показывает опыт, незаурядным и дальновидным дипломатом и знатоком международного права школа МГИМО сказывается. Как бы то ни было, факт остается фактом: карабахский вопрос закрыт окончательно и бесповоротно. Как заявил сам азербайджанский лидер, «серых зон» на карте Азербайджана не осталось. И не этот ли сценарий развития событий имел в виду другой дипломат — нынешний пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, когда заявил об этом 23 сентября? Ну а сейчас в сухом остатке мы имеем точную дату — 1 января 2024 года, когда армянский Карабах из государства-фантома превратится в факт истории, описание которого займет пару небольших абзацев в энциклопедии. После чего на всем Южном Кавказе установится если не мир, то временное затишье, которое станет предвестником долгого и прочного мира.
США же получат военную базу рядом с Россией и Ираном. Потом там размещаются ракеты и создается как минимум угроза сразу двум врагам да и еще и потенциальный плацдарм для нападения. Плюс Штаты автоматически начинают рулить в Закавказье, оттесняя там сразу три крупные державы — Россию, Турцию и Иран. Причем Штаты в любой момент могут спровоцировать в этом регионе войну, чтобы связать там силы России и Ирана. Ведь даже если они сами не воюют, то все равно вынуждены держать контингенты близко к конфликту — на случай его разрастания. Ни нас, ни Иран, ни Турцию такой вариант, конечно, не устраивает. По одной из версий, эта территория входила в состав Армянского царства, по второй была частью Кавказской Албании и является прародиной азербайджанцев. Жесткое давление тюркских элит вынудило армянское население покинуть родные края. После этого в Карабах устремились миграционные потоки армян из исламских Ирана и Османской империи. Но Карабах как спорная территория не вошел в Армению, а стал автономией в составе Азербайджана. Через несколько дней после распада СССР между самопровозглашенной Республикой Арцах Карабах , поддержку которой оказывала Армения, и Азербайджаном началась война, продлившаяся больше двух лет. Она унесла жизни примерно 20—25 тысяч человек. В итоге Карабах де-факто остался независимой, хоть и непризнанной даже самой Арменией, республикой. КСТАТИ Иран на прошлой неделе начал стягивать свой военный контингент к границам Армении и Нахичеванской автономии, прозрачно намекая на возможность вмешательства в случае попыток Баку силой решить свои проблемы с Ереваном. Корпус стражей исламской революции в своем ТГ-канале разместил ролик, акцентирующий внимание на неприкосновенности границ Армении и готовности Тегерана сделать все, чтобы сохранить их такими. При этом Баку посетила иранская военная делегация. По итогам работы которой ее глава — генерал-майор Мохаммад Ахади — заявил, что в последние дни некоторые силы пытались подорвать добрососедские отношения между странами, распространяя необоснованную и ложную информацию. Ахади подчеркнул важность взаимных визитов и встреч, проводимых на рабочем уровне. По мнению политологов, Иран умело демонстрирует как кнут, так и пряник. Дескать, воевать мы не желаем, но если возникнет необходимость, Армению поддержим. Таким образом, не исключено, что в Армении схлеснутся давние соперники — Иран и Турция. Алиев не хочет ссориться с Путиным Виталий Третьяков, главный редактор журнала «Политический класс»: — Ситуация в Закавказье сейчас очень накалена. С одной стороны, Азербайджан в любой момент способен взять под контроль те области Нагорного Карабаха, которые еще не контролирует. С другой стороны, военные действия так или иначе коснутся мирных жителей, а значит, Азербайджану воспрепятствуют российские миротворцы. Начнется вооруженный конфликт, будут раненые и погибшие. Руководству Азербайджана это точно не нужно — у Ильхама Алиева отношения с Россией куда лучше, чем у Никола Пашиняна, и ему нет резона их портить. Третий момент: и армянское общество, и армия Армении, которая, кстати, всегда была политической силой, крайне недовольны поражением в последнем карабахском конфликте, произошедшем три года назад. Да, одни хотя недовольны, но смирились, а другие имеют вполне реваншистские настроения и не против бы Нагорный Карабах вернуть. И даже готовы за это воевать. Есть и еще один важный момент.
Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области
В Ереване это восприняли как капитуляцию. Страну захлестнули массовые протесты с требованием немедленной отставки заключившего договор премьер-министра Армении Никола Пашиняна. В марте 2021 года он объявил о своей отставке, чтобы провести новые выборы. Они прошли в июне того же года, но на них вновь победила правящая партия. Пашинян вернулся к исполнению обязанностей премьера. Однако недовольных его политикой, особенно по вопросу Нагорного Карабаха, оставалось много. В апреле 2022 года оппозиционная фракция «Честь имею» начала бессрочную акцию протеста с требованием отставки Пашиняна. Поводом стало заявление премьера о необходимости «снизить планку» требований к статусу спорных территорий. Политическая обстановка внутри страны вновь накалилась.
И оказалось достаточно небольшой искры, чтобы эта бочка недовольства полыхнула вновь. Азербайджан считает, что Армения не выполняет обязательства по договору 2020 года, подразумевавшему, что страна проводит демилитаризацию Нагорного Карабаха и выводит все свои военные подразделения, оставив только российский миротворческий контингент. В свою очередь, армянская сторона считает, что она всё сделала, и возмущается тем, что Азербайджан нападает на Армению. Не уверен, что там действительно проводятся этнические чистки, сейчас вокруг этой ситуации наблюдается явный эмоциональный перекос в её освещении. Классическая война двух пропаганд. Позиция России Россия в этом вопросе выступает как третья сторона и не готова примкнуть к какому-то лагерю, но сам конфликт значительно осложняет отношение РФ с обоими союзниками. С каждым из них сильны и исторические, и экономические связи. Этот подход раскритиковали обе стороны, каждая из которых ожидала от страны особого отношения.
Россия же не собиралась конфликтовать ни с одной из дружественных ей постсоветских государств и хотела со всем дружить. Ей небезуспешно удалось подтолкнуть стороны к перемирию, но сейчас соглашения 2020 года могут начать пересматривать. В частности, руководство Азербайджана считает , что россияне не выполняют пункт соглашения о разоружении армянских формирований в Нагорном Карабахе. В свою очередь, Ереван считает, что русские военные недостаточно делают для того, чтобы сдерживать конфликт. Ситуацию осложняет явная заинтересованность со стороны важного геополитического игрока в регионе — Турции. Она с 2020 года активно вмешивалась в ситуацию, защищая интересы Азербайджана и настаивая, что российского миротворческого контингента в регионе недостаточно. В начале 2021 года в Агдамском районе Азербайджана открылся турецко-российский центр по мониторингу за соблюдением режима прекращения огня в Нагорном Карабахе. Турция и Россия подписались следить за сохранением перемирия.
При этом представители Анкары не скрывают, что готовы поддерживать своих союзников. UPD от 13 сентября Очередное обострение в армяно-азербайджанском конфликте случилось в середине сентября 2022 года. Около полуночи 13 сентября Минобороны Армении выпустило заявление, что азербайджанские военные «открыли интенсивный огонь по городам Горис, Сотк и Джермук» с использованием артиллерии, крупнокалиберного и стрелкового оружия.
Вашингтона осознаёт, что Армения станет сговорчивее под гром канонады и легче пойдёт на все условия, продиктованные «Белым домом». Война в регионе не выгодна России и Ирану. Первая сейчас уходит в сторону от процессов, происходящих в Закавказье, второй — пытается посредничать в переговорах между Баку и Ереваном, чтобы не допустить вспышки военного противостояния между ними. В этом деле Тегерану мощно противодействует Израиль, для которого Иран является экзистенциальным врагом. Иерусалим использует азербайджанские авиационные площадки для действий своих самолётов и дронов в небе Ирана для решения военных задач. Триггером для начала новой войны может стать попытка со стороны Турции и Азербайджана открыть Зангезурский коридор, для транспортного сообщения между основной территорией Азербайджана и Нахичеванью, который будет контролироваться со стороны Баку и практически отрежет Армению от Ирана. Однако и Баку, и Анкара жестко настаивают на реализации плана открытия данного коридора. Возможно, что достижение этой цели — только начало других более масштабных действий сто стороны Турции и Азербайджана, связанных с полной ликвидацией Армении, как независимого государства. Иллюстрация "Весник Кавказа".
Другие бежали за границу или пытались укрываться в горах. Число жертв за 1915-1916 и последующие годы до сих пор не удается точно установить. Оценки разных исследователей показывают, что погибло от нескольких сотен тысяч до полутора миллионов человек. Между тем, власти Турции и Азербайджана до сих пор официально отрицают геноцид армян. И это — одна из причин, по которым конфликт между Арменией и Азербайджаном в ближайшем будущем разрешить не удастся. Ситуация вокруг Нагорного Карабаха Проблема непризнанной республики, контроль над которой Армения и Азербайджан постоянно оспаривают — еще одна причина неутихающего конфликта между странами. И хоть конфликт в Нагорном Карабахе продолжается и теперь, проблеме этой уже больше 100 лет. Когда территории нынешних Армении и Азербайджана стали частью Российской империи, город Баку стал расти за счет разработки месторождений нефти. А после распада империи в 1917 году в Закавказье возникли две независимые республики. Уже тогда между ними встал вопрос о границе в районе Карабаха, и в 1920 году началась война между Азербайджаном и армянским населением этой территории. Тогда все закончилось в тот же год — установлением советской власти. Новый конфликт между Арменией и Азербайджаном назревал с конца 1980-х — тогда союзные власти уже ослабляли свой контроль над республиками, и конфликт в период перестройки снова обострился. В 1988-м начались первые столкновения, в республики направили дополнительные силы военных. Но полную силу конфликт набрал в 1991-1994 годы. Боевые действия по своему масштабу напоминали чеченский конфликт. В итоге столкновения принесли колоссальные жертвы и разрушения — до 6500 погибших военных с армянской стороны из общих сил в 20 тысяч , и 11,5 тысяч погибших и пропавших без вести со стороны Азербайджана. Среди мирных жителей жертвами стали почти 20 тысяч человек. Фактически победу тогда одержали силы Карабаха и Армении — территория под контролем республики заметно расширилась, в том числе и за счет прилегающей территории Азербайджана. Но, несмотря на подписанные Бишкекские соглашения, последствия конфликта в Нагорном Карабахе для обеих сторон были катастрофическими: Армения лишилась поставок энергоносителей и многих важных товаров, которые до войны поступали из Азербайджана и Турции. Как следствие — отключения электроэнергии по стране, иногда она подавалась на 2 часа в день. Азербайджан потерял часть территорий и столкнулся с волной беженцев, которые были вынуждены бежать с территорий, занятых армянской стороной. Экономику и политическую жизнь республики сотрясали перемены. И по сей день ситуация с этой территорией остается неурегулированной. Сухопутный коридор в Нахичевань Нахичеванская автономная республика — крупный эксклав Азербайджана, зажатый между Арменией и Ираном. Это не спорная территория, ее принадлежность Азербайджану никем не оспаривается. Но расположение в 40 километрах от основной территории приносит республике серьезные проблемы. Особенно сложно все стало с 1988 года, когда транзит через Армению почти прекратился. Решить проблему Нахичевани может Зангезурский или Сюникский коридор — полоса шириной в несколько километров на территории Армении около границы с Ираном.
Боевые действия положили конец фактическому перемирию, действовавшему с конца 2017 года и впоследствии подтверждённому президентом Ильхамом Алиевым и премьер-министром Николом Пашиняном в Душанбе год спустя. Каждый новый раунд армяно-азербайджанского насилия нарушает хрупкий баланс сил в регионе, предотвращающий новую крупную войну между Арменией и Азербайджаном. В этой статье приведены четыре вывода из последних событий. Проблемы, не связанные с Нагорным Карабахом, могут стать источниками нового армяно-азербайджанского конфликта Возможно, самой яркой особенностью июльских столкновений была их географическая локализация: примерно в 200 километрах от эпицентра армяно-азербайджанского антагонизма в Нагорном Карабахе. Они развернулись вдоль официальной границы между Арменией и Азербайджаном, проходящей между северо-западным регионом Армении Тавуш и северо-восточным регионом Азербайджана Товуз. Хотя ни Армения, ни Азербайджан не оспаривают эту границу, она во многих местах никогда официально не демаркировались. Ничейные земли, образованные нечётко очерченными официальными границами здесь и в Нахичевани, стали ареной для посягательств, поскольку каждая из сторон стремится к тактическому преимуществу. Однако предыдущие мелкие поползновения не приводили к такому крупномасштабному кровопролитию. Почему это произошло именно в июле, до сих пор не ясно. Похоже, дело было в том, что армянские войска установили новый пост за пределами своей предыдущей линии фактического контроля, но де-юре всё ещё на территории Армении, а азербайджанские силы попытались вернуть всё обратно. Примечательно, что ни одна из сторон не считала возможной деэскалацию ситуации, в которой на карту не были поставлены основные стратегические интересы, связанные с конфликтом в Нагорном Карабахе. Это может быть связано с тем фактом, что столкновение стало первым испытанием для Николы Пашиняна в реальном военном противостоянии в качестве нового лидера. Его репутация в сфере безопасности неоднократно подвергалась сомнению со стороны «серьёзных людей», связанных с прежним режимом. Их мотивы, конечно, частично заключались в том, чтобы отвлечь внимание от провала в сфере национальной безопасности Армении, который произошёл при их власти, в апреле 2016 года. А для Пашиняна важно было продемонстрировать большую боевую готовность по сравнению с тем, что было четыре года назад. Поддержание этого настроения могло повлиять на решение Баку в июле 2020 года, но на этот раз эйфории не было. Смерть популярного и широко уважаемого генерал-майора Полада Хашимова, в частности, была встречена гневом общества и массовыми протестами. Неспособность избежать сползания из незначительного инцидента в серьёзный конфликт — это новая тревожная тенденция, указывающая на растущую «тотализацию» конфликта и его выход за пределы оспариваемого суверенитета непосредственно в Нагорном Карабахе. Таким образом, июльские столкновения служат предупреждением о том, что любой инцидент может стать источником нового армяно-азербайджанского насилия — не обязательно из-за преднамеренной эскалации, но из-за внутренних издержек деэскалации. Политические эксперименты Армении: как будет руководить страной бывший диссидент? Николай Силаев Как будет работать в качестве главы государства человек, который много лет устраивал оппозиционные митинги и писал критические статьи, но не имеет опыта государственного управления? У вождей цветных переворотов в других постсоветских странах такой опыт, больший или меньший, имелся. О политических экспериментах Армении рассказывает ru.
Почему конфликт Армении и Азербайджана опасен для стран всего мира: мнения экспертов
В России начались конфликты армян и азербайджанцев, которые переросли в торговые войны и массовые драки. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Он постоянно обыгрывает вопрос геноцида армян и Карабаха в своих интересах", — отмечает ющий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Новиков также считает, что Запад пытается манипулировать армяно-азербайджанским конфликтом. Вот и закончился армяно-азербайджанский конфликт, который длился без малого 30 лет.
Ереван забурлил. Ситуация в Нагорном Карабахе резко обострилась
В ночь на 13 сентября на азербайджано-армянской границе начались вооруженные столкновения – стороны сообщили о погибших и обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня. Армения обратилась за военной помощью к ОДКБ. История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года. Как напомнил глава государства, после развала СССР был конфликт и этнические столкновения армян и азербайджанцев, в результате которого Ереван взял под контроль Карабах и прилегающие территории — всего 7 районов или 20% территории Азербайджана. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Ну а в 1987-88 годах армяне захватили власть и военные склады в Нагорном Карабахе и полностью изгнали из региона азербайджанцев и курдов, с чего начался новый виток армяно-азербайджанского конфликта.
Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области
Почему новый виток конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха и антитеррористические мероприятия Баку 19 сентября 2023 года могут угрожать всему миру, разбирались эксперты ФедералПресс. «На армянско-азербайджанской границе вспыхнули боевые действия. Самоликвидация армянского Карабаха или Арцаха открывает новую страницу в армяно-азербайджанских отношениях, основанную на реалистическом прагматизме без всякого идеологического флёра и прочей мишуры. Согласно официальной позиции Баку непризнанная НКР является оккупированной армянами территорией и под армянскими вооруженными силами Азербайджан подразумевает и собственную армию НКР. Итоги армяно-азербайджанского конфликта еще раз доказали целый ряд правил и законов системы международных отношений. ведущий поставщик новостей в регионе. Последние новости Азербайджана, Ирана, Турции, Грузии, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана.