Новости венчание на царство грозного

Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г.

В Александрове отметили День венчания на Царство Ивана Грозного

В Успенском соборе Московского Кремля после молебна Богородице св. Петру митрополиту Московскому, митрополит с молитвой возлагал на государя украшенные царские оплечья бармы , наперстный крест и шапку Мономаха. Затем следовали пение многолетия и поздравления от духовенства и вельмож. Завершалась церемония литургией обедней , «отслушав» которую, как говорит летопись, царь возвращался во дворец, осыпаемый золотыми и серебряными монетами. Обращает на себя внимание любопытная деталь: вместе с бармами и шапкой Мономаха на царя возлагался наперстный т. Для современного человека это может выглядеть странно.

Мирянин, хотя и непростой, носил наперстный крест поверх одежды. Более того, крест был неотъемлемой частью царского парадного облачения. При этом, что совсем уж покажется удивительным, в ту эпоху священнослужители в массе своей наперстных крестов не носили. Традиция ношения наперстные крестов священниками Русской православной церкви сравнительно молода. И она тоже связана с венчанием на царство.

Наперстными крестами были награждены императором Николаем II все русские православные священники по случаю его коронации 14 мая 1896 года. Скромный характер церемонии венчания на царство Ивана IV объяснялся отсутствием устойчивой традиции, которая только зарождалась, и, в частности, банальным отсутствием каких бы то ни было письменных документов, регулирующих процедуру. Венчание же сына Ивана IV царя Федора совершалось по книге, присланной константинопольским патриархом, вместе с грамотой о признании восточными патриархами царского титула Ивана IV.

Служился молебен, читались молитвы. На амвоне были устроены два возвышенных места, покрытых золотой тканью для московского князя и главы русской православной церкви. Перед амвоном стоял аналой с знаками царского достоинства: Животворящим Крестом, бармами, венцом. Митрополит Макарий возложил на московского правителя Ивана Васильевича Животворящий Крест, бармы, венец, которыми, как повествуют летописи, венчал ефесский митрополит на царство Владимира Мономаха. Ивану IV пропели еще раз многолетие.

Он слушал Литургию. Последствия и значение для Руси Венчание Ивана Васильевича с принятием титула царя означало создание особой духовной связи между народом и царем. Новый титул имел важное значение в изменении международного положения Московского государства. Титул царя подчеркивал преемство Руси по отношению к Византии. В 1561 году константинопольский патриарх Иоасаф прислал в Москву соборную утвердительную грамоту от восточной церкви, в которой признавался царский титул Ивана IV. На международной арене Англия с 1554 года признавала новый титул московского правителя. Речь Посполитая не хотела признавать его.

За месяц до сего события Иоанн, которому тогда шел семнадцатый год, призвал митрополита Макария и бояр и объявил, что хочет жениться, а перед женитьбой «по примеру наших прародителей и сродника нашего Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, который был венчан на царство, также исполнить тот чин венчания на царство и сесть на великое княжение». Он попросил на это благословение у митрополита. Он прибыл в собор в сопровождении всех вельмож, приложился к иконам, отслушал молебен, затем взошел на амвон в центре храма и сел на специально приготовленный трон. Рядом с ним расположился митрополит. Затем владыка возложил на Иоанна Васильевича знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, громогласно произнося слова молитвы, чтобы Господь оградил его силой Святаго Духа, посадил его на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Певчие пропели многолетие первому русскому Царю. После приобщения Святых Тайн Иоанн Васильевич был помазан миром. С этих пор Великий князь Московский стал именоваться Царем, что существенно упрочило его позиции в дипломатических сношениях с Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц», а титул «царь» — как «император». Таким образом, русский Самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В 1561 г. Так породнились династии Рюриковичей и Романовых. Вскоре после свадьбы молодая чета, прервав пиры, отправилась пешком в Троице-Сергиеву Лавру, где провела в усердных молитвах первую неделю Великого поста пост в 1547 г. Уже через три года умер его отец, а через пять лет была отравлена мать. Детство княжича Ивана было «испорчено» боярскими раздорами. Поэтому у Руси могло и не быть Царя, но он появился по Воле Божьей. Однако, бояре тут же нанесли мощный удар по самодержавию. Юный Иоанн перенёс сильное потрясение уже 29 июня 1547 года, когда всего через полгода после своего венчания на царство «толпы черни явились в селе Воробьеве у дворца царского с криком, чтобы государь выдал им бабку свою, княгиню Анну Глинскую, и сына ее, князя Михаила, которые будто спрятаны у него в покоях; Иоанн в ответ велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались по городам». Отметим, что те кто «натравил» на царя чернь знали свое дело. Расчет был прост: если молодой царь отдаст Глинских на расправу — значит, испугался. На этом независимость Иоанна от бояр и закончилась бы. Второй вариант состоял в том, что Иоанн не примет ультиматум и тогда чернь растерзает Глинских и царя. Для столь юного возраста Иоанн проявил и твердость и мудрость: когда «крикуны» были арестованы и казнены, толпа разбежалась, так как настоящие вожди заговора не решились объявить себя и открыто подняться на борьбу с Иоанном. Ключевский отмечал, что «ещё до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета царю. Более того, царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые «права». Царь не испугался: он принял вызов бояр. Царь сказал, что отныне в боярских вотчинах не боярский суд, а царский суд будет разбирать тяжбы бояр и детей боярских. Юный Иоанн сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой. Руководителем рады стал любимец царя Алексей Адашев. Царь Иоанн IV приступил к решению тех задач, которые были основополагающими ещё в политике Государя Иоанна III: борьба с жидовской ересью, ликвидация остатков Золотой Орды, разработка идеологических основ власти. Но к этим трем задачам добавилась новая: борьба с Римской курией за чистоту православия. Большое влияние на решение на юного царя об укреплении царской власти оказал один из наиболее ярких патриотов того времени Иван Семёнович Пересветов, подавший царю две челобитные с изложением обширной программы преобразования России. Идеалом Пересветова была военная монархия, основу которой составляло дворянское сословие. Иван Семёнович Пересветов в своих трудах сравнивал мощь Османской империи и слабость Византийской империи времён императора Константина Палеолога. Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога — знатные вельможи. Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И. Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»… «Государство без грозы, говорил он, — что конь без узды». И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту.

А после венчания на царство Иван Грозный стал не только царем — потому что титул царя воспринимался в средневековом мире как титул императорский. Русский царь стал императором православной империи, ибо, по христианскому учению, православная империя должна быть одна! Таким образом, после венчания Иван Грозный поднял Россию на недосягаемую для других стран высоту. Затем Александр Николаевич Миронов пригласил гостей из Москвы и членов Александровской общественной палаты к бюсту Ивана Грозного, установленному в селе Ирково Александровского района.

Иван Грозный

Иван IV Грозный Детские годы запомнились юному монарху бесконечными дворцовыми переворотами, интригами, насилием, жесточайшей борьбой за власть. Такая обстановка не смогла не отразиться на характере молодого человека, он становился все более жестоким. В то время его попечители не считали нужным обращать внимание на наследника престола, они вели свою игру, сводили счеты с его друзьями, самого Ивана держали в «черном теле». Он жил практически в нищете, у него не было вдоволь еды и необходимой одежды. Именно это породило в нем задатки жестокости и агрессии, которая сразу проявлялась в его расправе над животными, а впоследствии и с русским народом. В то время бразды правления страной были в руках князей Шуйских и Бельских, у дворянина Михаила Воронцова и родни по линии матери — Глинских. Во время их правления разбазаривалось госимущество, и это было отчетливо понятно даже несовершеннолетнему Ивану. Первый раз опекуны увидели нрав престолонаследника в 1543-м, когда он отдал приказ убить Андрея Шуйского. С тех пор они начали серьезно его опасаться, страной правили в основном Глинские, а они постарались втереться в доверие наследнику и поддержать в нем звериное начало. Несмотря на такую обстановку при дворе, Иван много учился, читал книги, и впоследствии он получил статус самого начитанного правителя того времени. И в то же время он сам ничего не решал, по-прежнему находился в заложниках у правителей страной.

Это сказалось в ненависти ко всему миру, и желанию любой ценой заполучить власть, причем полную и неограниченную, которая по его мнению не нуждалась ни в каких моральных законах и кодексах. Правление После достижения совершеннолетия в 1545 году Иван полноправно мог царствовать. Первое политическое решение молодого царя было в желании венчаться на царство, и после этого он мог единовластно править страной и следовать традициям православия. Кроме этого наличие царского титула очень благотворно сказалось на внешней политике России, потому что теперь она приобретала совершенно другой статус в плане дипломатических отношений со странами Западной Европы и выходила в лидеры среди других государств Европы. С приходом к власти молодого царя он начал реформы и изменения, которые одобрила Избранная рада, Россия постепенно переходила к самодержавию, когда власть сосредотачивалась в руках одного монарха. На протяжении последующих десяти лет Иван Грозный занимался глобальным реформированием. Он стал инициатором земской реформы, стал основателем нового судебника, который ужесточал жизнь низшего сословия, ввел в действие губную реформу, которая должна была перераспределить полномочия наместников, отведя основную роль дворянству. В 1550-м Грозный выделил поместья лучшей тысяче дворян из Москвы. Они располагались на расстоянии 70 км от столицы. Этот же год стал годом образования стрелецкого войска, которое получило на вооружение огнестрельное оружие.

В этом же периоде крестьяне еще больше попали в крепостное рабство, и европейским купцам запретили въезжать в Россию.

Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул соответствовал европейскому титулу «принц» или «великий герцог». Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император». Первыми новый титул правителя Руси признала Англия — в 1555 году.

Чуть позже — Испания, Дания и Флорентийская республика. В 1576 году Римский император Максимилиан II уступил Ивану Грозному в его желании назвать себя «царем всея Руси», чтобы получить его поддержку в союзе против Турции. А вот польские короли долго не признавали русских правителей царями, опираясь на поддержку папского престола, и это стало значимым камнем претконовения в будущих русско-польских конфликтах.

Он жил практически в нищете, у него не было вдоволь еды и необходимой одежды. Именно это породило в нем задатки жестокости и агрессии, которая сразу проявлялась в его расправе над животными, а впоследствии и с русским народом. В то время бразды правления страной были в руках князей Шуйских и Бельских, у дворянина Михаила Воронцова и родни по линии матери — Глинских. Во время их правления разбазаривалось госимущество, и это было отчетливо понятно даже несовершеннолетнему Ивану. Первый раз опекуны увидели нрав престолонаследника в 1543-м, когда он отдал приказ убить Андрея Шуйского. С тех пор они начали серьезно его опасаться, страной правили в основном Глинские, а они постарались втереться в доверие наследнику и поддержать в нем звериное начало. Несмотря на такую обстановку при дворе, Иван много учился, читал книги, и впоследствии он получил статус самого начитанного правителя того времени.

И в то же время он сам ничего не решал, по-прежнему находился в заложниках у правителей страной. Это сказалось в ненависти ко всему миру, и желанию любой ценой заполучить власть, причем полную и неограниченную, которая по его мнению не нуждалась ни в каких моральных законах и кодексах. Правление После достижения совершеннолетия в 1545 году Иван полноправно мог царствовать. Первое политическое решение молодого царя было в желании венчаться на царство, и после этого он мог единовластно править страной и следовать традициям православия. Кроме этого наличие царского титула очень благотворно сказалось на внешней политике России, потому что теперь она приобретала совершенно другой статус в плане дипломатических отношений со странами Западной Европы и выходила в лидеры среди других государств Европы. С приходом к власти молодого царя он начал реформы и изменения, которые одобрила Избранная рада, Россия постепенно переходила к самодержавию, когда власть сосредотачивалась в руках одного монарха. На протяжении последующих десяти лет Иван Грозный занимался глобальным реформированием. Он стал инициатором земской реформы, стал основателем нового судебника, который ужесточал жизнь низшего сословия, ввел в действие губную реформу, которая должна была перераспределить полномочия наместников, отведя основную роль дворянству. В 1550-м Грозный выделил поместья лучшей тысяче дворян из Москвы. Они располагались на расстоянии 70 км от столицы.

Этот же год стал годом образования стрелецкого войска, которое получило на вооружение огнестрельное оружие. В этом же периоде крестьяне еще больше попали в крепостное рабство, и европейским купцам запретили въезжать в Россию. Завоевание Казани Во внешней политике Ивана Васильевича преобладали многочисленные войны, которые проходили весьма успешно. Войско выступало под его командованием, и воодушевленные присутствием царя и предварительной, грамотно проведенной, военной организацией похода войска вскоре заняли Астрахань и Казань, а после этого в составе государства российского появились сибирские земли. В 1553-м Иван Грозный приступил к налаживанию торговых отношений с Англией, а в 1558 году пошел войной на Великое княжество Литовское, но вышел оттуда не только с громким поражением, но и остался без части земель русских.

Спустя положенное время супруга родила сына, который прожил всего месяц и умер. Иван Грозный разочаровался в супруге, и спустя восемь лет ее не стало. Они обвенчались в 1571-м и прожили вместе всего 15 дней.

Причины, по которым девушка умерла, так и остались неизвестными. Через полгода государь снова женится, на этот раз его выбор пал на Анну Колтовскую. В этом браке детей не было, и спустя год после венчания, четвертая царская жена оказалась в монастыре, где в итоге и скончалась. Пятую законную супругу Ивана Грозного звали Мария Долгорукая, и судьба ее оказалась еще печальнее, чем предыдущих женщин. Царь утопил ее в пруду сразу после первой ночи, потому что девушка не сохранила девственность. В 1575-м монарх снова принял решение жениться. Девушку звали Анна Васильчикова, но в царицах она проходила недолго, ее насильно отправил в монастырь, предположительно за измену мужу. В 1582 году она родила наследника Дмитрия.

После смерти Ивана Грозного, новый царь сослал Марию в Углич, и там ее силой заставили принять монашеский постриг. В истории России она осталась матерью Лжедмитрия, правление которого получило название Смутного времени. Смерть Иван Грозный умер 28 марта 1584 года в Москве. Это случилось за игрой в шахматы. Причиной смерти стали разросшиеся остеофиты, из-за которых он стремительно терял подвижность. Кроме серьезного недуга смерть могла быть спровоцирована нервными потрясениями и нездоровым образом жизни. Ему было всего 53 года, а внешне он был похож на древнего старца. Это и стало причиной смерти в столь раннем возрасте.

Ивана Грозного похоронили рядом с сыном Иваном. Местом захоронения стал Архангельский собор московского Кремля. После погребения государя, появились слухи, что его смерть не была естественной, и что он был отравлен Борисом Годуновым, который взошел на трон после Фёдора Иоанновича, сына Ивана IV.

466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси

16 января 1547 года был повенчан на царство Иван Грозный, вошедший в историю как кровавый тиран, взращенный в атмосфере дворцовых интриг. 16 января 1547 года Великий князь Московский Иван IV впервые в русской истории венчался на царство и принял новый титул «царя и великого князя всея Руси». Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен.

Как Иван Грозный на царство венчался

Сохранились две основные редакции «Чина венчания Ивана IV на царство» – летописная и формулярная. При венчании на царство Борис Федорович Годунов (3 сентября 1598 г.) использовал нетрадиционную клятву, пообещав разделить со своими подданными последнюю сорочку, если ему не удастся покончить с царившей в государстве нищетой. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. 16 января 1547 года Великий князь Московский Иван IV впервые в русской истории венчался на царство и принял новый титул «царя и великого князя всея Руси». Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. 25 января 1547 года на Руси состоялось первое венчание на царство — титул получил 16-летний Иван IV («Грозный»).

16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство

Сохранились две основные редакции «Чина венчания Ивана IV на царство» – летописная и формулярная. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял. В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу.

Кто являлся инициатором венчания на царство?

  • Обряд венчания
  • В Александрове отметили День венчания на Царство Ивана Грозного
  • ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ
  • Сегодня годовщина венчания на Царство Государя Иоанна Грозного

ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле

Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 16 января исполнилось 477 лет от венчания на царство первого русского царя – Ивана Грозного (1530-1584 гг.). В этот очень значительный для нашей истории день в 1547 года в Успенском соборе Кремля впервые состоялась данная торжественная церемония.

На Руси состоялось первое венчание на царство

Преподобномученик Корнилий пострадал от рук этого царя и позднее был причислен к лику святых. Вторая жертва царя Ивана Грозного — глава Русской Православной Церкви митрополит Московский Филипп, который один из немногих осмелился указать царю на его негативные стороны жизни, некие перегибы в его политике. Когда однажды Иван Грозный после Божественной литургии пошел поцеловать напрестольный крест, который священнослужитель дает лобызать каждому, митрополит Филипп отказал ему в этом, отказал в своем митрополичьем благословении, причем публично, принародно, потребовав от него прежде избавиться от каких-то греховных сторон жизни... Но, даже находясь в ссылке в Тверском Отроч монастыре, видимо, он не давал покоя царю: хотя нет достоверных сведений, что Иван Грозный дал на это личное указание, тем не менее в ссылке митрополита Филиппа посетил Малюта Скуратов он возглавлял опричников Ивана Грозного и задушил митрополита Филиппа в келье Отроч монастыря. Думаю, вряд ли это было личной инициативой Скуратова. Митрополит Филипп мученически скончался и причислен Церковью к лику святых. То есть в сонме святых Русской Православной Церкви есть люди, которые пострадали от руки Ивана Грозного. Поэтому возникает вопрос: как может относиться Церковь к тому, кто являлся мучителем многих?

С другой стороны, Иван Грозный погребен как царь, возглавлявший нашу державу, в исторической усыпальнице русских великих князей и царей. Таковой усыпальницей является Архангельский собор Московского Кремля. По сравнению со всеми другими государями нашего Отечества, в том числе причисленными к лику святых в частности, это Димитрий Донской , Иван Грозный, один из немногих, лежит в Архангельском соборе на территории алтаря. Конечно, это ни о чем не говорит, но именно там находится его гробница. Посещая во время экскурсий Архангельский собор и разглядывая надгробия царей, часто спрашивают: «Почему же мы не видим гробницы Ивана Грозного? С другой стороны, в жизни Ивана Грозного много таких эпизодов, когда он показывал примеры удивительного русского благочестия. Конечно, нельзя подходить к личности Ивана Грозного с мерками нашего XXI века, потому что XVI век был особым, и не только в истории нашего Отечества, а вообще в истории европейских государств.

Поэтому трудно оценивать его личность с позиции сегодняшнего дня. Будучи царем, он каждый день читал духовные книги, выполнял монашеское правило. В настоящее время не все монахи такое правило тщательно выполняют, а Иван Грозный тщательно держался этого правила. Он неизменно посещал богослужения, и не только в праздничные дни, но и в будни. Поэтому личность его противоречивая, какого-то однозначного общецерковного отношения к Ивану Грозному нет. Что касается людей церковных священнослужителей и мирян , то, наверное, сколько людей, столько существует и оценок его личности. Как, в общем-то, и среди историков, которые дают Ивану Грозному как однозначно положительные оценки, так и однозначно отрицательные.

Ну а правда, как всегда, находится, наверно, где-то посредине. Потому что, наверное, нет и не было ни одного человека в мире, которого можно охарактеризовать однозначно либо как исключительно светлую личность, либо как исключительно темную. Что касается Ивана Грозного, мне хотелось бы выступить несколько в защиту этого царя, против тех ярлыков, которые на него навешиваются. Ведь все познается в сравнении, и мы должны учитывать, во-первых, особенности XVI века, когда жил Иван Грозный. Если мы сравним жестокие методы правления Ивана Грозного с таковыми же методами правления монархов различных европейских государств, которые принято называть просвещенными, передовыми монархиями, то увидим, что Иван Грозный по сравнению с ними просто сизокрылый голубь. Потому что в Европе Англия, Франция и другие государства в то время лились просто реки крови от рук монархов. Во-вторых, мы знаем примеры не только XVI века, но и других периодов.

Например, время правления Петра I, который вошел в историю Русского государства под именем Петра Великого. До сих пор в Санкт-Петербурге и во многих других городах стоят его памятники, которые напоминают нам о каких-то великих достижениях государства Российского, но на самом деле жестокость этого правителя превосходила в разы жестокость Ивана Васильевича Грозного. Оценивая деятельность Петра I, мы оцениваем какие-то государственные достижения, которых было немало. Это не только основание Санкт-Петербурга, который явился не просто красивой столицей и своего рода воротами в Европу, но и неким военным рубежом, защищавшим северные пределы нашего Отечества от некоторых недружественных соседей. Мы помним слова Пушкина из произведения «Медный всадник»: «Отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу...

Нужно взять листочек бумаги и расписать, сколько времени и чему я уделяю. Всё расписать. И потом вспомнить слова Священного Писания: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». То есть, где сейчас моё сердце? Такая духовная кардиология.

Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству. Почему это важно сделать на следующей неделе? Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно. Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить. Но очень скоро на это не будет времени. Потому что будет не до этого... Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия. А какой вам больше распев нравится?

А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь.

Детство княжича Ивана было «испорчено» боярскими раздорами. Поэтому у Руси могло и не быть Царя, но он появился по Воле Божьей.

Однако, бояре тут же нанесли мощный удар по самодержавию. Юный Иоанн перенёс сильное потрясение уже 29 июня 1547 года, когда всего через полгода после своего венчания на царство «толпы черни явились в селе Воробьеве у дворца царского с криком, чтобы государь выдал им бабку свою, княгиню Анну Глинскую, и сына ее, князя Михаила, которые будто спрятаны у него в покоях; Иоанн в ответ велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались по городам». Отметим, что те кто «натравил» на царя чернь знали свое дело.

Расчет был прост: если молодой царь отдаст Глинских на расправу - значит, испугался. На этом независимость Иоанна от бояр и закончилась бы. Второй вариант состоял в том, что Иоанн не примет ультиматум и тогда чернь растерзает Глинских и царя.

Для столь юного возраста Иоанн проявил и твердость и мудрость: когда «крикуны» были арестованы и казнены, толпа разбежалась, так как настоящие вожди заговора не решились объявить себя и открыто подняться на борьбу с Иоанном. Ключевский отмечал, что «ещё до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета царю. Более того, царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые «права».

Царь не испугался: он принял вызов бояр. Царь сказал, что отныне в боярских вотчинах не боярский суд, а царский суд будет разбирать тяжбы бояр и детей боярских. Юный Иоанн сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой.

Руководителем рады стал любимец царя Алексей Адашев. Царь Иоанн IV приступил к решению тех задач, которые были основополагающими ещё в политике Государя Иоанна III: борьба с жидовской ересью, ликвидация остатков Золотой Орды, разработка идеологических основ власти. Но к этим трем задачам добавилась новая: борьба с Римской курией за чистоту православия.

Большое влияние на решение на юного царя об укреплении царской власти оказал один из наиболее ярких патриотов того времени Иван Семёнович Пересветов, подавший царю две челобитные с изложением обширной программы преобразования России. Идеалом Пересветова была военная монархия, основу которой составляло дворянское сословие. Иван Семёнович Пересветов в своих трудах сравнивал мощь Османской империи и слабость Византийской империи времён императора Константина Палеолога.

Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога - знатные вельможи. Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И. Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске».

Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»... И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение.

Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту.

В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии. В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси.

Переправы через реку защищались подводными частоколами. На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями. Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела.

Главное своё внимание царь Иоанн обратил на Казанское царство. Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. Город был взят штурмом.

В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать. Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям. Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью.

После взятия Казани, царя в Москве встречали как национального героя. И как национальное бедствие восприняли москвичи болезнь, поразившую Иоанна Грозного в 1553 году. По совету жены Анастасии Романовны царь написал завещание, в котором наследником назначил своего недавно родившегося сына Дмитрия.

Проводились и другие действа. В частности, у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней — иконой Владимирской Богоматери — удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю. В соборе также проводились бракосочетания, которые имели государственное значение. Здесь находятся 19 захоронений митрополитов и патриархов и гробницы с мощами московских святителей Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена. Текст: Вера Марунова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий