Новости кто такой челкаш

Ближе к обеду появляется Гришка Челкаш — безработный босяк-контрабандист — в поисках напарника Мишки, с которым он вместе ворует, для нового «дела».

Челкаш и гаврила кто достоин уважения почему. Анализ произведения «Челкаш» М

Челкаш: образ и характеристика Челкаша Сюжетная линия рассказа построена вокруг судьбы бывшего военного, чья жизнь превратилась в жалкое существование. челкаш это кто такой Писатель Максим Горький. Значение слова Челкаш на это Челкаш «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. челкаш это кто такой Писатель Максим Горький.

Челкаш: кто это и чем знаменит — подробный обзор | Название сайта

Жанр и направление «Челкаш» — небольшое по объему прозаическое произведение с одной сюжетной линией и малым количеством центральных персонажей, его жанр определяется как рассказ. Ранее творчество Максима Горького являет собой пример сочетания романтизма и реализма в русской литературе конца XIX столетия. В рассказе «Челкаш» присутствуют черты обоих литературных направлений. Сюжет описывает эпизод реальной жизни, важное место в контексте повествования занимают социальные аспекты. Подобно писателям-реалистам, Горький описывает действительность без прикрас. В то же время в рассказе присутствуют романтические мотивы: образ моря, играющий важную роль в повествовании, приключенческая составляющая в сюжете, колоритная атмосфера южного края, представленная в ярких и образных описаниях. Композиция Рассказ написан в соответствии с канонами традиционной композиции. В структуре повествования выделяются следующие элементы: Экспозиция — вводная часть, предшествующее первой главе — описание морского пейзажа, порта и побережья гавани. Завязка — появление Челкаша в порту, знакомство главных героев, Гришки и Гаврилы, их договоренность о совместном предприятии. Развитие событий, по ходу которых раскрываются образы и характеры героев, описываются во второй главе Кульминация — дележка добычи и драка героев Развязка — Челкаш бросает Гавриле деньги, герои расходятся.

Концовка — описание морских волн, смывших следы «маленькой драмы», конфликта, разыгравшегося между героями. Особенность композиции рассказа — обрамление. В начале и в конце повествования описание морской стихии. Тематика Жизнь городских низов «Босяки», то есть обездоленные, нищие, оказавшиеся по тем или иным причинам на дне жизни, — частые герои произведений Максима Горького. Эта тема очень волновала автора, она была актуальна для того времени и того общества, в котором жил и творил Горький, не утратила она свой актуальности и в наши дни. Тема жизни городских низов занимает важное место в творчестве писателя и является одной из центральных в рассказе «Челкаш». Судьба человека Отталкиваясь от «босяцкой тематики», на примере одного крошечного эпизода Горький затрагивает такую глобальную, общефилософскую тему, как судьба человека. Как известно, пути Господни неисповедимы, но многое в жизни зависит и от самого человека. Почему тот или иной персонаж оказывается на дне жизни?

Был ли это его осознанный выбор или необходимость? Человек-функция Семеныч, крепкий парень грузчик, чью повседневность составляет адский труд и портовые драки, свободолюбивый «честный вор» Челкаш и жадный, безвольный и жалкий крестьянин Гаврила — за каждым образом просматривается непростая судьба, и у каждого из героев своё отношение к тому положению, которое он занимает в обществе. О дальнейшей судьбе центральных персонажей — Гришки и Гаврилы — читатель может только догадываться. Горький не дает ответов, а дает лишь почву для размышлений. Проблематика Рассказ Горького охватывает обширное проблемное поле, сквозь повествование автор поднимает как вечные, так и злободневные проблемы. Свобода и рабство Проблема свободы — одна из основных в мировой литературе, к ней нередко обращались писатели-романтики. В произведении «Челкаш» она занимает центральное место, что сближает этот рассказ с романтизмом. Что такое свобода и несвобода — эти вопросы поднимает Горький в своем рассказе. Он противопоставляет стремление к свободе Челкаша и рабскую психологию Гаврилы.

Гаврила — свободный человек, но он не способен сам построить свою жизнь, вырваться из нищеты. Возможным выходом из бедственного материального положения ему видится удачная женитьба, он говорит о том, что ему придется «пойти в зятья». Сама эта формулировка очень четко расставляет акценты и приоритеты персонажа. Женитьба представляется не как жизнь с любимой женщиной, а как опека богатого родственника, то есть зависимость от тестя. Согласившись работать на Челкаша, Гаврила оказывается в состоянии раба, что подчеркивается в тексте рассказа. Сам Челкаш выходец из крестьянской среды. Он вспоминает, что отец его на селе был первым богатеем, послужил Гришка в гвардии, успел жениться на красавице Анфисе. Глядя на согнутого работой отца, Челкаш не захотел повторить его жизнь. Он оставил старых родителей, жену, рванул к морю в босяцкую жизнь за волей и приключениями.

И в этой жизни свобода была относительна. Одинокий, озлобленный Челкаш в диалоге с Гаврилой вдруг с увлечением говорит о преимуществе крестьянской жизни: свобода — на своём клочке земли крестьянин король. Так говорит он о жизни, утраченной им безвозвратно. Какой свободы он хотел? Свободы от нелёгкого крестьянского труда? От обязательств перед семьёй? В этом мире у человека есть только свобода выбора. Гордец и лодырь, искатель лёгких денег, Челкаш сделал свой выбор. За романтическим флёром воровской жизни героя скрывается пустота, бесцельность существования, отсутствие близких людей, грязь, нечистоплотность.

Уже в самом начале рассказа автор задаёт тон повествованию, поднимает проблему несвободы, изображая, насколько ничтожно смотрится рабочий люд на фоне шумного побережья и величественного морского пейзажа, тем самым показывая людей как «рабов собственной жизни». В окружающей жизни автор видит готовность «разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом». Он полагает, что после этой катастрофы воздух освежится, и станет кругом «тихо, ясно, славно». Проблема человеческого характера «Человеческая душа — потемки», — гласит известная пословица. За внешним обликом и ярлыками, которые навешивает общество, может скрываться совсем не тот человек, каким он кажется на первый взгляд. Именно в этих постулатах заключается основная мысль произведения Горького, раскрытая на контрасте образов Челкаша и Гаврилы. Нередко в жизни бывает так, что считающийся порядочным человек оказывается подлецом, а заклеймённый обществом негодяй в определенный момент совершает благородный поступок. Горький не случайно уделяет большое внимание внешности фоновых персонажей. Описывая тех или иных героев, выхватывая их из толпы, он позволяет читателю догадываться о том, что скрывается за этим внешним описанием, каковы эти люди на самом деле.

В рассказе встретились два разных, противоположных характера: сильный, хищный Челкаш и добродушный, слабохарактерный Гаврила. Между ними установились отношения господина и раба. Слабохарактерность опасна тем, что человек легко поддаётся искушению. В данном случае деревенский увалень с детскими голубыми глазами Гаврила не устоял перед соблазном ухватить весь куш и чуть не убил прожжённого вора. Он способен унижаться, в нём нет достоинства. Не злодей, но человек неприятный. На фоне Гаврилы этот разбойник привлекателен. У Челкаша свои принципы, он смел, любит риск, полон достоинства, точнее — гордости, которой и повреждён. Герою нравится испытывать чувство превосходства над другими.

Он отдаёт Гавриле все деньги не по доброте — делает широкий жест и тем утверждается в собственных глазах. Нравственная проблематика Высвечивая сложность человеческого характера, Горький поднимает нравственные вопросы, обличая такие человеческие качества как алчность, жадность и эгоизм. Носителем этих пороков выступает Гаврила. Сумев относительно легко заработать денег, он проявляет свои худшие черты, представляется в негативном свете даже на фоне вора-контрабандиста. Челкаш тоже не образец нравственности. Он эгоцентрист и одержим гордыней, он никого не любит, ни к кому не привязан, живёт только для себя. В его босячестве никто, кроме него, не виноват. Есть ли у вора нравственный стержень? Он легко берёт чужое, может и убить недрогнувшей рукой.

Роль пейзажа Рассказ Горького изобилует красочными описаниями: образный язык — одна из ярчайших художественных особенностей произведения. Автор уделяет немало внимания пейзажу, что играет роль в смысловой нагрузке произведения. Пейзажные описания, с которых начинается и которыми заканчивается рассказ, дополняют и раскрывают одну из центральных проблем рассказа — проблему свободы. Любовь к морю подчеркивает свободолюбие героя. Природа, в данном случае морская стихия, — часть окружающего нас мира, она красива. Экранизации По мотивам рассказа Горького было снято несколько короткометражных фильмов. Текст Горького переработал под киносценарий Алексей Симуков. Недавно рассказом Горького как первоисточником для фильма вдохновились сербы. Короткометражка вышла в 2019 году, режиссером выступил Ружица Тадич.

Скачать обзор: Мы старались для вас! Поделитесь с друзьями, если понравилось! Ягодкин Анатолий Автор материалов. Историк, журналист, популяризатор науки, музыкальный и литературный критик.

Челкаш спокойно посматривал на него из-под своих густых бровей и, не отпуская его руки, продолжал разговаривать: — Ты не торопи меня. Я вот наговорюсь с тобой вдосталь и уйду.

Ну, сказывай, как живешь?.. Ты, — не шути, дьявол костлявый! Я, брат, в самом деле… Али ты уж по домам, по улицам грабить собираешься? И здесь на наш с тобой век добра хватит. Ей-богу, хватит, Семеныч! Ты, слышь, опять два места мануфактуры слямзил?..

Смотри, Семеныч, осторожней! Возмущенный Семеныч затрясся, брызгая слюной и пытаясь что-то сказать. Челкаш отпустил его руку и спокойно зашагал длинными ногами назад к воротам гавани. Сторож, неистово ругаясь, двинулся за ним. Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки. Ему платили тем же.

Подошли к воротам. Два солдата ощупали Челкаша и легонько вытолкнули его на улицу. Челкаш перешел через дорогу и сел на тумбочку против дверей кабака. Из ворот гавани с грохотом выезжала вереница нагруженных телег. Навстречу им неслись порожние телеги с извозчиками, подпрыгивавшими на них. Гавань изрыгала воющий гром и едкую пыль… В этой бешеной сутолоке Челкаш чувствовал себя прекрасно.

Впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости. Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане явятся кредитные бумажки… Вспомнился товарищ, Мишка, — он очень пригодился бы сегодня ночью, если бы не сломал себе ногу. Челкаш про себя обругался, думая, что одному, без Мишки, пожалуй, и не справиться с делом. Какова-то будет ночь?.. Он посмотрел на небо и вдоль по улице. Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе.

Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно. Челкаш оскалил зубы, высунул язык и, сделав страшную рожу, уставился на него вытаращенными глазами. Парень, сначала недоумевая, смигнул, но потом вдруг расхохотался, крикнул сквозь смех: «Ах, чудак! Ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень с ребячьими светлыми глазами. Косили версту — выкосили грош.

Плохи дела-то! Нар-роду — уйма! Голодающий этот самый приплелся, — цену сбили, хоть не берись! Шесть гривен в Кубани платили. А раньше-то, говорят, три целковых цена, четыре, пять!.. Раньше-то за одно погляденье на русского человека там трёшну платили.

Я вот годов десять тому назад этим самым и промышлял. Придешь в станицу — русский, мол, я! Сейчас тебя поглядят, пощупают, подивуются и — получи три рубля! Да напоят, накормят. И живи сколько хочешь! Парень, слушая Челкаша, сначала широко открыл рот, выражая на круглой физиономии недоумевающее восхищение, но потом, поняв, что оборванец врет, шлепнул губами и захохотал.

Челкаш сохранял серьезную мину, скрывая улыбку в своих усах. Ведь и я говорю, что, мол, там раньше… — Поди ты!..

Трусость, алчность, любовь к деньгам отталкивают читателей от Гаврило. Челкаш по сравнению с ним оказывается более достойным человеком.

Такой вывод напрашивается и после того, как приходится наблюдать за жалким поступком Гаврило. Юноша произносит цитату, обращённую к нему: «Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…» Получается, он уверен, что у того нет будущего. И всё же у него есть свои представления о морали. Допустим, Челкаш презирает жадных людей и в то же время не испытывает иллюзий по поводу того, какой образ жизни ведет сам.

Темы и проблематика Первая и основная тема — смысл жизни. Автор представляет 2 разные судьбы. Один из персонажей показывается, как опытный человек, повидавший на своем веку многое. А второй, Гаврило, только начинает входить в нее, обретать счастье.

Для него смысл жизни состоит в создании семьи и наличии денег. Челкаш же, понимая всю тяжесть бытовой жизни, осознанно отказался от такого мировоззрения, а также от привязанности к семье, дому и другим ценностям. Для героя счастье состоит в полной свободе его действий и решений, возможности провести день в спокойствии. Остальные темы: Природа.

Она играет важную роль в рассказе, автор возвышает ее мощность, силу над людьми. Настроение и внутреннее состояние героев передается с описанием природы. Эта среда выступает в качестве символа независимости. Она является главной темой рассказа, так как цель обоих героев состоит в ее достижении.

Однако понимание этого слова у них разное. Для Челкаша важна свобода в своих действиях. Ему необходимо не быть привязанным к чему-либо, спокойно проживать день здесь и сейчас. А для Гаврило свобода больше связана с финансовой независимостью.

Ему хочется иметь возможность обеспечить мать и любимую жену. В рассказе поднимается целый ряд проблем. Они занимают важное место в произведении. Среди ключевых моментов можно обозначить: Алчность.

Это основная тема, которую затрагивает автор с помощью противопоставлений. Тот, кто нуждается больше всех в деньгах, босяк, не имеющий средства даже на завтрашний день, не имеет такой страсти к деньгам, как крестьянин, у которого есть дом, семья и работа с хорошим доходом.

В таких случаях значение слова «челкаш» должно искаться и пониматься исходя из контекста. Челкаш: что это такое и откуда пошло?

Такое значение имени Челкаш скорее всего возникло из-за негативного образа героя комедии, который олицетворяет самые отрицательные черты человеческого характера. Салтыков-Щедрин использовал персонажа Челкаша для высмеивания главных недостатков российского общества того времени: коррупции, бездарности и жадности. Скажин нередко используют слово «челкаш» для обозначения того, кто несерьезен, непостоянен, недостаточно умён или просто балагурит. Второе значение может быть более нейтральным и связано с покровительственными оттенками нашего общения со знакомыми людьми.

История возникновения слова «челкаш» Слово «челкаш» имеет свое происхождение из города Санкт-Петербурга, который славится своим разнообразием культур и национальностей. Интересно, что именно в Санкт-Петербурге это слово приобрело свое сленговое значение. В 19 веке, Петербург был центром русской культуры, где смешивались разные слои общества. В то время было характерно использование различных прозвищ и кличек, которые отражали особенности поведения или внешности людей.

Так, слово «челкаш» происходит от глагола «челкать», что означает шумно разговаривать, выражая свое мнение, или называть людей не по имени, привлекая к ним внимание. Слово «челкаш» стало употребляться для обозначения человека, который не только стремится привлечь внимание к себе, но и называет других людей необычными кличками или прозвищами. Таким образом, слово «челкаш» приобрело сленговое значение и стало обозначать человека, который активно разговаривает, проявляет инициативу в общении и использует оригинальные клички или прозвища для обозначения окружающих. Челкаш в международном контексте В международном контексте термин «Челкаш» не имеет прямого эквивалента, поскольку происходит от русского сленга.

Тем не менее, его можно сравнить с аналогичными понятиями в других языках и культурах. В английском языке существует выражение «smart aleck» или «smartass», которые использоваться для обозначения человека, который всегда находится при слове и проявляет излишнюю самоуверенность. Это выражение имеет схожее значение с «Челкашем». В испанском языке можно использовать термин «sabelotodo» или «lista», чтобы описать человека, который думает, что знает все или умнее других.

В некоторых культурах, например в американской или канадской, также существуют различные местные сленговые термины, которые могут отвечать определенному значению «Челкаша». Челкаш: смысл и значения 1. Слезы на щеках: Это одно из самых распространенных значений слова «челкаш». Когда говорят, что у кого-то «челкаши на щеках», это означает, что у него текут слезы.

Такое значение возникло из-за аналогии с мельканием, быстрым движением слез по лицу. Мальчишка или шалун: В сленге «челкаш» обычно описывает молодого мальчика, который выходит из строя и затевает шалости.

Краткое содержание

  • История создания и жанр
  • Образы героев в рассказе “Челкаш” М. Горького
  • Другие работы автора
  • «Челкаш» М.Горький презентация

Главные герои и их характеристика

  • Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький) | Литерагуру
  • Челкаш герои - характеристика главных и второстепенных
  • Максим Горький. «Челкаш». Краткое содержание и анализ
  • Сочинение Образ и характеристика Челкаша
  • История создания челкаш кратко

Горький Максим - Челкаш

Горбатый хищный нос подчёркивал сходство со степным ястребом. Походка его тоже была ястребиной: он всё время как будто к чему-то прицеливался, зорко поглядывая вокруг — так ястреб подкарауливает свою добычу. Горький сравнивает его и с другими хищными животными: с волком «Челкаш молчал и по-волчьи скалил зубы» и кошкой «он походил на кошку, готовую прыгнуть». Большую часть года он ходил босиком, без шапки, носил старые вытертые плисовые штаны. Его ситцевая рубаха была с разорванным воротом. Характер Челкаш отличался весёлым, но едким нравом, часто отпускал колкие шутки и насмешничал. В порту его все знали и, видимо, уважали. Во всяком случае, доверяли: в трактире он обедает в долг, что воспринимается трактирщиком спокойно. Он отличается тонкой нервной организацией, впечатлительностью. Очень любит море и не устаёт наблюдать за ним ночью, очищаясь так от житейской скверны. Рядом с морем он видел себя лучшим, часто его душевное состояние зависело от моря.

Встреча с Гаврилой Эта встреча произошла случайно, когда Челкаш искал в порту своего напарника, с которым он ходил на «дело». В этот день напарника не было, он сломал ногу. И Челкаш заводит разговор с Гаврилой, который понравился ему своим здоровым, добродушным видом и ребячьими светлыми глазами. Описывая их разговор, Горький уделяет большое внимание личности Челкаша, подмечая даже мелочи, описывает чувства и мысли, которые возникли у героя в связи с этой встречей, и его намерения. Утонченный психологизм образа говорит о следовании писателя романтическому канону. На вопрос Гаврилы о том, чем занимается его новый знакомый, Челкаш ответил, что он рыбак, и пригласил парня поработать с ним ночью. Так он втянул его в «дело», которое оказалось контрабандой.

Несмотря на внешнюю суровость, герой может испытывать жалость и сочувствие. Его жизненная философия строится на свободе, из толпы он выделяется своей независимостью.

Челкаш не привязан ни к чему, живет одним днем, не думая наперед. Такое же отношение у него и к деньгам, он не привязан к ним, в нем отсутствует меркантильность, поэтому он с легкостью отдает всю выручку напарнику. Любит герой любоваться природой, больше всего его привлекает море. Именно широкое, бескрайнее и мощное море ассоциируется у него с настоящей свободой. Отношение к Гавриле меняется у главного героя на протяжении всего рассказа. Сначала он видит в нем молодого парня, «жизнь которого попала в его волчьи лапы». Ему по-отечески жаль его. Во время их плавания Челкаш начинает понимать, что из себя представляет юноша, ему начинает не нравиться его трусость. В конце же произведения, когда наружу вырывается вся жадность и подлость Гаврилы, главный герой испытывает к нему только лишь отвращение и брезгливость.

Гаврила — молодой бедный крестьянин. Он очень доверчив, добродушен и наивен, но при этом таит в себе и темную сторону. Герой вынужден был приехать на заработки, чтобы обеспечить себя и престарелую мать, но добыть достаточно денег не получается. Единственным выходом для него остается жениться на богатой невесте и всю оставшуюся жизнь работать на тестя, и такая перспектива не радует юношу. Он мечтает заработать достаточно средств, чтобы жениться на возлюбленной и не зависеть от ее отца. Помогая Челкашу, герой показывает свою трусость, пугается фонаря, плачет, просит отпустить его. В отличие от главного героя, отношение Гаврилы к морю иное, оно представляет для него только опасность, наводит на него страх. Но зато его отношение к деньгам иное: герой очень любит деньги, да настолько, что готов дважды убить Челкаша, только бы заполучить всю вырученную сумму. Показывает он свою робость и тогда, когда, кинув в Челкаша камень, убегает.

Но все-таки в нем есть человечность, он возвращается и просит прощения у главного героя, и сначала даже отказывается брать деньги, но, в конце концов, его алчность вырывается наружу, и он забирает большую часть заработанного ими обоими. Темы Тематика рассказа «Челкаш» характерна для романтизма Горького: Пейзаж. В рассказе огромную роль играет пейзаж. Природа является олицетворением истинной свободы и независимости. Пейзаж создает настроение и придает определенный окрас произведению, настроения героев передаются также при помощи описания погоды. Автор, хоть и сравнивает состояния персонажей и природы, но все же возвышает ее над человеческими чувствами, делает ее сильнее, мощнее и властнее по сравнению с мелкими и ничтожными людскими страстями. Свобода — основная тема рассказа. Для каждого она своя. Для Челкаша свобода — это быть независимым ни от чего, жить одним днем, не заботясь о том, что будет завтра.

В такой жизни кроется его моральное удовлетворение и успокоение. Для Гаврилы же свобода — иметь достаточно денег, чтобы обеспечить себя, свою мать и будущую жену. Оба героя борются за свою свободу. В конце рассказа каждый из них по сути оказывается в условиях своей свободы: Челкаш остается без большого заработка, не обремененный никакими заботами, а Гаврила получает достаточно денег, чтобы в ближайшее время не заботиться ни о чем. Из темы свободы плавно вытекает тема судьбы. Челкаш бродяжничает много лет, он по-настоящему одинок. Когда его напарник признается, что хотел убить его и выкинуть в море, не переживая, что кто-то его будет искать, он, скорее всего, оказывается прав. В самом конце рассказа, когда оба героя расходятся, судьба Челкаша остается нам неизвестной, кто знает, дошел ли он туда, куда хотел, или же умер в лесу от потери крови. Судьбу же Гаврилы можно предугадать.

По всей видимости, он вернулся в свою деревню, женится на своей возлюбленной и живет относительно безбедной жизнью. Проблемы Проблематика рассказа «Челкаш» интересна и насыщенна. Важная социальная проблема рабства была поднята Горьким в его рассказе. Рабами сначала изображаются рабочие в порту, трудящиеся в ужасных и опасных условиях. После своеобразным «рабом» Челкаша становится Гаврила, во время их плавания он исполняет все приказы главного героя. Для Челкаша крестьянская жизнь в общем является рабством, так как она всегда предполагает зависимость от земли, семьи и работы. Гаврила оказывается не только «рабом» Челкаша, но и рабом своих желаний. Именно ради средств, которыми он так грезит, он соглашается помогать вору, а после сам думает о краже и убийстве. Проблема алчности — основная в произведении.

Она ярче всего раскрывается персонажем Гаврилы. Ради денег он готов на многое, даже на убийство. С постепенным нарастанием проявления жадности в герое, раскрываются и другие его отрицательные черты: бездуховность, эгоизм, жестокость, подлость. После этого на фоне его предстает в лучшем свете даже вор-контрабандист Челкаш, который хоть и занимается незаконным делом, но имеет нравственные ценности. Кто из двух героев по-настоящему счастлив? Хоть на протяжении всего рассказа нам и показывается главный герой, который наслаждается полной свободой и независимостью, но счастлив ли он? Челкаш одинок, никому не нужен. Он с грустью вспоминает отца, мать и жену, свою прежнюю жизнь, от которой отказался в пользу бродяжничества. Гаврилу же в начале произведения мы видим опечаленным из-за сложившейся в его жизни ситуации, но в конце, когда он получил, что хотел, мы можем предугадать его дальнейшую, скорее всего, счастливую судьбу.

Основная идея Горькому всегда была близка тема жизни босяков. Главная мысль рассказа «Челкаш», которую автор хотел донести до читателей, что такие люди, как Челкаш, не хуже простых крестьянских работяг, а иногда даже наоборот, являются по сравнению с ними более нравственными и добросовестными людьми. Писатель сравнивает вольнолюбца, вора и пьяницу с молодым работящим крестьянином и доказывает, что не всегда первое впечатление бывает правильным. В начале рассказа читателю больше симпатизирует Гаврила, но с раскрытием персонажей и их характеров, все встает на свои места, и к концу благородным и великодушным перед нами предстает уже Челкаш. Проявляется авторская позиция, Горький явно на стороне Челкаша, ему также противны такие люди, как Гаврила, и импонируют свободолюбивые босяки. Смысл рассказа «Челкаш» и в том, чтобы показать разные жизненные ценности и то, к чему они приводят. Челкаш не нуждается буквально ни в чем, выделяется среди других высокими духовными качествами, но от этого он не становится самым счастливым на земле. Гаврила же придерживается устоев, на которых держится общество, он привязан к семье и дому, что делает его зависимым и толкает его на ужасные поступки, но зато, в конце концов, он оказывается по-своему счастлив. Чему учит?

Максим Горький в своем рассказе «Челкаш» преподал нравственные уроки читателям. Он показал, что не нужно судить о внутренних качествах человека по его внешнему облику или социальному статусу, что необходимо всегда оставаться честным, бескорыстным и благородным, что нельзя позволять себе становиться настолько меркантильным и алчным, чтобы не опускаться до самых ужасных и низменных поступков. Главным выводом в рассказе «Челкаш» является мысль о том, что деньги хоть и дают какую-то свободу, но также обременяют человека обязанностями и ответственностью, а совершенная свобода не является гарантом безграничного счастья. О чем же заставляет задуматься автор? Писатель хотел донести до читателей, что, несмотря на какие-либо жизненные ситуации, необходимо всегда оставаться человеком, быть щедрой, доброй и достойной личностью, не проявлять плохих и отвратительных качеств, как жадность, жестокость, безнравственность. Такова мораль произведения «Челкаш». Художественные детали В «Челкаше» важную роль играет пейзаж. Он создает своеобразное обрамление событий, происходящих в произведении. В самом начале мы видим индустриальный пейзаж: гавань, замутненное от пыли небо, жаркое солнце, зеленоватая вода, скованные гранитом волны моря.

Еще больший эффект погруженности создают описываемые звуки: звон цепей, грохот вагонов, «металлический вопль железных листов», свистки и крики. Вся эта мрачная картина наталкивает читателей на мысли о том, что впереди их ждет далеко не веселая и беззаботная история. Самой главной художественной деталью произведения является образ моря. Оно позволяет еще глубже передать настроение и характеры героев. Можно сказать, что море олицетворяет главного героя. Челкаш, как и оно, свободен и независим, живет «по течению». Герой любит море, оно, по его мнению, «вливает в душу человека спокойствие». Его напарник Гаврила, напротив, по отношению к морю испытывает только страх. Его необузданность и бескрайность пугает его.

Море подчеркивает и усиливает различие между героями рассказа. Заканчивает произведение также описанием моря и погоды, которые после конфликта персонажей взбунтовались и бесследно смыли все остатки их размолвки. Тем самым автор показал, что, в отличие от людей и их отношений, природа бесконечна, мощна и величественна. Критика Современники тепло и положительно восприняли рассказ начинающего писателя. Его стали уважать, в кругах литераторов к нему стали серьезно относиться. Писатель и государственный деятель А. Луначарский отмечал босяцкую направленность рассказа Горького, говоря, что писателю «удалось создать совершенно оригинальные и незабвенные картины и симфонии, в которых отдельные элементы правды почти сливались с коренной неправдой, то есть с романтическим взлетом к выправленному человеку, к свободной индивидуальности». Говорили о глубине, силе, чистосердечности и значительности рассказа писательница А. Аничкова, критик В.

Львов-Рогаческий и публицист М. Восхищались также «Челкашом» поэт и журналист А. Коринфский и публицист и критик А. Они отмечали, что главный герой является сильной, откровенной и свободной натурой. Критика А. Скабичесвкого поразило произведение юного автора, он назвал рассказ «одним из лучших перлов русской литературы по своей поэтической прелести, драматизму и глубокому содержанию». Описывая события живым, образным и ярким языком, Горький на страницах своего рассказа поднимает социальные и философские проблемы. Ниже представлен краткий пересказ и анализ рассказа. Материалы можно использовать при изучении произведения в школьном курсе литературы за 8 класс.

Место и время действия Горький писал о людях своего времени, о той эпохе и среде, которая его окружала. Время действия рассказа соотносится с концом XIX века. Сюжет охватывает непродолжительный период времени — больше суток. Место действия не привязано к конкретной географической локации. Понятно, что события разворачиваются в некоем южном портовом городе. Можно предположить, что дело происходит на Черном море. Создавая образы и фон событий рассказа, автор, скорее всего, вдохновлялся колоритом прибрежных территорий современной Украины. Конкретное место расположения, название поселения и водоёма значения не имеют, так как история, рассказанная в «Челкаше», универсальна. Очень краткий пересказ Повествование начинается с описания морской гавани и расположенного в ней порта.

В разгар обеда в порту появляется вор Григорий, по прозвищу Челкаш. Он ищет своего подельника Мишку, чтобы вместе с ним провернуть очередное дельце и «срубить» деньжат. От портового сторожа Семеныча Челкаш узнает, что его приятель сломал ногу и теперь находится в больнице. Гришке придется обойтись без него и искать нового подельника. На улице он знакомится с деревенским парнем Гаврилой, представляется ему рыбаком. Гаврила очень нуждается в деньгах и ищет работу. Гришка предлагает простодушному деревенскому пареньку подработать, выдавая предстоящее криминальное мероприятие за поездку на рыбалку. Гавриил не слишком доверяет случайному встречному: больно подозрительно он выглядит, не походит на добропорядочного работягу, но всё же соглашается на его предложение. Вместе герои отправляются в трактир, где Гаврила напивается.

Ночью выходят на дело. Гаврила испытывает страх, он понимает, что они поехали далеко не на рыбалку, и дело связано с криминалом. Дав слабину, Гаврила просит Челкаша отпустить его, тот грубит, призывает не ныть, забирает у парня сумку с паспортом. Когда лодка подплыла к стене гавани, Челкаш исчезает, а вскоре в лодку сваливаются тюки с контрабандным товаром. Подельники преодолевают кордоны, оставшись незамеченными, они пристают к судну, смуглые люди встречают их, принимают товар. Дело увенчалось успехом. Герои остаются на ночлег. Наутро Гаврила осмелел, он готов и дальше работать с Челкашом, так как это хороший способ обогатиться. По возвращению на берег Челкаш рассчитывается с подельником, выделяя ему обещанную скромную долю.

Большую часть оставляет себе. В Гавриле пробудилась жадность, он просит вора отдать ему все деньги. В глазах Челкаша Гаврила выглядит жалко, герой отдает ему всё. Гаврила признается, что его посещала мысль убить Челкаша, чтобы завладеть награбленным. Эти слова разозлили вора. Между Гришкой и Гаврилой начинается драка. Завалив подельника, Гришка уходит с деньгами. Гаврила бросает ему в след камень и думает, что убил. Он не на шутку перепугался, хотел сбежать, но совесть вынудила его вернуться.

Гаврила рад, что Челкаш жив. Он просит прощения у напарника. Челкаш отдает ему вырученные ночью деньги, оставив себе лишь одну купюру. Характеристики персонажей рассказа «Челкаш» На страницах рассказа перед читателями предстают яркие образы, автор снабжает текст красочными описаниями, уделяя внимание не только центральным персонажам, но и второстепенным. Челкаш Гришка Челкаш — босяк, матерый вор, выпивоха и плут, «травленный волк», гордый, болезненно самолюбивый. У него малопривлекательная, даже отталкивающая внешность: высокий, костлявый и сутулый, с угловатым лицом, холодными глазами, всклокоченным волосами с проседью.

В полдень медный колокол пробил двенадцать раз. Эти удары были началом обеденного перерыва. Первая глава Иллюстрация Д.

Богословского Гришка Челкаш был беспробудным пьяницей и одним из самых умелых воров в порту, которого все хорошо знали. Он был костляв, имел густые и длинные усы, ходил ободранный и босой. От остальных босяков в порту Челкаш отличался схожестью со степным ястребом. В порту Гришка хотел найти товарища и напарника по воровскому ремеслу Мишку. Сегодня ночью он планировал провернуть выгодное дело, поэтому ему нужен был надежный помощник. Сторож на таможне сообщил Челкашу, что Мишка попал в больницу, а затем выпроводил его с территории порта. Сев у дверей кабака, Челкаш стал думать о предстоящем деле, сулившем большие деньги. Он опасался, что может не справиться в одиночку. Вор обвел взглядом улицу и увидел недалеко от себя парня в крестьянской одежде, в руках которого была завернутая в солому коса.

Крестьянин подошел к Челкашу и завязал с ним разговор. Гришка скрыл свою истинную «профессию» и назвался рыбаком. Он узнал, что парень возвращался с Кубани, где трудился косцом по найму. Большого заработка он не получил, потому что туда прибыло большое количество голодающих рабочих, и цены резко снизились. Челкаш поинтересовался, любит ли парень свободу. Тот сказал, что любит, но понимал это понятие по-своему. Отец крестьянина умер, оставив ему в «наследство» старую мать и небольшой участок неплодородной земли. Единственный способ поднять хозяйство — стать зятем в богатом доме. Но в этом случае парню придется долгое время работать на отца супруги.

Его заветная мечта — иметь хотя бы сто пятьдесят рублей. Тогда бы он построил собственный дом и приобрел хорошую землю.

Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения.

Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин — не только смиренным и честным работягой. Темы Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале.

Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне.

Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром.

Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода — независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…» Проблемы Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш».

Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека.

Это говорит о силе воли и твердом характере.

Челкаш — кто это и что означает это слово

К сожалению, многие жители попадаются на его удочку и верят в его способности предсказывать судьбу. Челкаш также известен своими ловкими пальцами и умением незаметно совершать кражи, пользуясь своими обманными и трюковыми навыками. Он легко маскирует свои преступные действия под искусство или развлечение. Таким образом, челка Челкаша — символ его мастерства в обмане. Он всегда находит способ убедить своих жертв в том, что он действительно обладает магическими способностями и может изменить их судьбу.

Но на самом же деле он только обманывает их и выигрывает на этом свою выгоду. Что означает слово «челкаш»? Однако, со временем, значение слова «челкаш» изменилось и стало ассоциироваться с обманом и шулерством. Таким образом, слово «челкаш» сочетает в себе элеме Челкаш — синоним слова «жулик» Челкаш отличается от простого мошенника или жулика тем, что он не только обманывает, но и предсказывает будущее своих жертв.

Он притворяется гадалкой или тарологом, используя для этого мистические карты — колоду Таро. С помощью своих псевдопророческих способностей, челкаш завоевывает доверие людей, а потом обманывает их, вытягивая деньги и имущество. Сама фигура челкаша имеет многолетнюю историю и является символом шулерства и обмана. В прошлом, челкаш мог быть простым мошенником или бывшим магом, который использовал свои тонкие навыки обмана для личной выгоды.

Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузовиков, матросов и таможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, — к ним вздымаются с земли всё новые и новые волны звуков — то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают всё кругом, то резкие, гремящие, — рвут пыльный знойный воздух. Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — всё дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, — машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, — в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии.

Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно… Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише.

Ищут, мол. Больше ничего.

И Челкаш с улыбкой посмотрел туда, где возвышался пакгауз Добровольного флота. Кто это тебя изукрасил? Ишь как испортили вывеску-то… Мишку не видал здесь? Челкаш шагал дальше, встречаемый всеми, как человек хорошо знакомый.

Но он, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. Откуда-то из-за бунта товара вывернулся таможенный сторож, темно-зеленый, пыльный и воинственно-прямой. Он загородил дорогу Челкашу, встав перед ним в вызывающей позе, схватившись левой рукой за ручку кортика, а правой пытаясь взять Челкаша за ворот. Куда идешь?

Эти качества толкают его на прямое преступление, когда утром он первый раз в жизни увидел большие деньги. Сначала Гаврила падает на колени перед Челкашом, выпрашивая деньги, потому что он всего лишь «подлый раб». Главный герой, испытывая к мелкой душонке брезгливость, жалость и ненависть, бросает ему все деньги. Узнав, что Гаврила хотел его убить, Челкаш приходит в ярость. Он впервые так сильно зол. Григорий забирает деньги и уходит. Гаврила, не в силах совладать с жадностью, стремится убить подельника, но от этого ничтожной душонке становится страшно. Он снова вымаливает прощение у главного героя — человека широкой души.

Челкаш бросает деньги жалкому Гавриле. Он, пошатываясь, навсегда уходит. Рассмотрев главных героев, можно проанализировать рассказ в целом. Жанр Небольшое по объему произведение, с небольшим количеством героев, относится к жанру рассказа. Описаны действительные события, что отвечает направлению реализма. Живое описание моря и облагораживание героя-бродяги, придает реалистическому направлению нотки романтизма. Рассказ «Челкаш» относится к ранним романтическим произведениям М. Он входит в цикл так называемых рассказов о босяках.

Писателя всегда интересовал этот «класс» людей, образовавшийся в России в конце 19 — начале 20 века. Горький считал босяков интересным «человеческим материалом», находящимся как бы вне общества. В них он видел своеобразное воплощение своих идеалов человека: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег». В центре повествования рассказа 1895 два героя, противопоставленные друг другу. Один — Гришка Челкаш, «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Это уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, Челкаш выделялся своей хищной силой и цельностью. Недаром Горький сравнивает его с ястребом: «он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».

По ходу развития сюжета мы узнаем, что Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей. Челкаш родом герой из деревни. Он такой же крестьянин, как и другой герой рассказа — Гаврила. Но как различаются эти люди! Гаврила молод, силен физически, но слаб духом, жалок. Мы видим, как Челкаш борется с презрением к этому «молодому телку», который мечтает о благополучной и сытой жизни в деревне, да еще и советует Григорию, как ему «получше пристроиться» в жизни.

Читайте также: Краткое содержание Трилогия о Кроше Рыбакова для читательского дневника Становится понятно, что эти совершенно разные люди никогда не найдут общего языка. Хоть они имеют одни корни, но натура их, природа совершенно различны. На фоне трусливого и слабого Гаврилы со всей мощью вырисовывается фигура Челкаша. Особенно четко этот контраст выражается в тот момент, когда герои «вышли на дело» — Григорий взял с собой Гаврилу, дав ему возможность заработать. Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену». Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.

Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, — страх: «Только боязно в нем». Отличается и поведение этих героев на море. В лодке Челкаш сидел прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки…» Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Челкаш продал награбленное и получил деньги. Именно в этот момент и проявляются истинные натуры героев.

Выясняется, что Челкаш хотел дать Гавриле больше, чем обещал: этот парень растрогал его своей историей, рассказами о деревне. Нужно отметить, что отношение Челкаша к Гавриле не было однозначным. Но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволил себе подлости или низости по отношению к нему. Гаврила же, этот мягкий, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он признается Григорию, что хотел убить его еще во время их поездки, чтобы заполучить себе все добычу.

Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

Главные герои произведения: вор, гуляка Челкаш и крестьянин Гаврила. При его поддержке «Челкаш» был впервые опубликован в 6 номере журнала «Русское богатство» 1895 года. Челкаш характеристика героев кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. За обедом Челкаш опаивает Гаврилу, и па-рень оказывается полностью в его власти. За обедом Челкаш опаивает Гаврилу, и па-рень оказывается полностью в его власти.

Челкаш — чувствительный вор, гуляка и оторванник из народа

челкаш это кто такой Писатель Максим Горький. Читать онлайн книгу «Челкаш» автора Максим Горький. Впервые напечатано, при содействии Короленко, в журнале «Русское богатство», 1895, номер 6. Первое произведение Горького, напечатанное в журнале. Челкаш видел, что в его окружении преуспевают только те, кто когда-то попал на преступный путь.

Челкаш: значение и особенности сленга

персонаж из пьесы М. Горького "На дне", представляющий собой жулика и хитреца. Челкаш обладает такими хорошими качествами, как сочувствие и жалость, он осуждает тех, кто способен идти на подлость и унижение, ради денег. Уже в 1895 году «Челкаш» был напечатан в журнале «Русское богатство» и принес автору широкую известность. Кто такой Челкаш? Челкаш — это литературный персонаж, придуманный писателем Антоном Чеховым.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий