Новости блокада ленинграда глазами детей

Детям показали короткометражный фильм «Блокада Ленинграда глаза детей», в котором можно было увидеть своими глазами хроники тех событий.

Блокада Ленинграда глазами современных детей

В рамках военно-патриотического месячника ребята просмотрели посмотрели документальный фильм «Блокада Ленинграда глазами детей», посвящённый 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 125 блокадных граммов. Блокадный Ленинград на языке ребенка нового столетия. Детям уделяется особое внимание в этот день, потому что именно им предстоит принять эстафету памяти.

«Мама кормила нас землей с места сгоревшего склада». Они пережили блокаду Ленинграда детьми

Доска и шкаф, и стол, И, как всегда, стоит за партой парта, И, свежевымытый, сосною пахнет пол, И на столе — потрепанная карта. Как зачарованный, сегодня класс притих, Ведет наставница в извозчичьем тулупе Воспитанников колпинских своих Вслед за указкою — по знойной Гваделупе. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ.

Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе.

Еще мучительнее было видеть глаза людей, бесцельно простоявших в очередях с 4-5 утра до самого вечера. На улице темно, метет снег, а люди, покачиваясь, плетутся домой, где их ждут голодные рты. Когда же это закончится? Она сидела за столом и писала: «Это, наверное, как кризис в болезни. Хуже не будет. Это надо пережить, потом все наладится.

Скорей бы. А то сил становится с каждым днем меньше. Мне стыдно писать это, здоровой 16-летней девушке». Она провела ладонью по лицу. Оно опять опухло. А папа весь сгорбленный, он выглядит совершенным стариком, на работу ходит с палочкой, а ему ведь 46! Мама совсем больна, сердце… Транспорта нет, и ей приходится каждый день ходить пешком на работу в капеллу, а это так далеко.

Зачем из-за школы я бросила завод, зачем? Она прислушалась… Мертвая тишина. Мертвый город. Ни звона трамвая, ни сигнала автомобиля, ни гудка паровоза, ни звука человеческого голоса. Дома тоже тишина, радио молчит. Лидия с надеждой посмотрела на него: «Сказали бы хоть что-нибудь ободряющее». И вдруг словно исполняя ее желание, радио ожило, голос диктора громко проговорил: «Послушайте статью: «Зверские издевательства фашистских палачей над…».

Слова резали ее сердце, как нож: «Господи! Нет, пусть уж лучше тишина! Ночью ее разбудили гулкие раскаты. Разрывы снарядов где-то совсем близко. Лидия машинально отсчитывает секунды. Взрывы следовали один за другим секунд через 20. Она лежала и думала: «Боже, где-то рядом умирают люди.

Когда-нибудь придет и наша очередь. Как не хочется умирать! Убежать бы куда-нибудь в лес, в поле, к природе. Сейчас, именно сейчас слышать шум деревьев, обнимать их стволы и протягивать руки к теплому солнцу — какое это счастье! Неужели никогда, никогда не будет? Неужели все занятия были? Более того, если какой-нибудь учитель не приходил, пытались найти замену.

Мешали учиться обстрелы, и, конечно, голод и холод. Потом мы помогали городу, чем могли. Лишь к пятому уроку дети и учителя поднялись в классы. Немного осталось учеников. Кто работал, кто ослаб от голода. Не было и подруги Ирины — сидела дома. Их семья жила только на пайку, и девушка уже с трудом ходила.

Другая ее подруга — Маргарита — оптимистка, не унывала ни при каких условиях. Опять воздушная тревога. Свист, удар, еще удар, и еще. Три бомбы… Пол закачался под ногами. От страха Лида и Маргарита прижались друг к другу. Как оказалось, бомбы разрушили несколько домов совсем близко от школы. Девушки выбежали на улицу.

Мимо несли раненых. Развалины были уже оцеплены. Через пять минут — новый сигнал тревоги. И так каждый день: обстрел начинался в 12-13 часов, а кончался в 17-18. Теперь воду надо было набирать самим. Сначала ее брали из люка с помощью консервной банки, прикрепленной к шесту. Но потом все замерзло.

Воду брали из Обводного канала. Она была желтая и мутная. Иногда растапливали лед и снег. Но его с каждым днем все труднее было найти. Канализация не работала, и люди выбрасывали нечистоты прямо на улицу. В ее руках — кастрюлька, наполненная снегом. Подняться ребенок не мог.

С мольбой смотрела она на худую, шатающуюся от слабости женщину, что спускалась вниз. Глаза их встретились. Лидия поняла: «Надо помочь во что бы то ни стало». Она забрала у девочки кастрюльку, но та все равно не могла идти. Тогда Лида взяла ребенка на руки.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г. Мама в 13 мая в 7. Савичевы умерли Умерли все Осталась одна Таня Из семьи блокаду пережила только Нина, считавшаяся пропавшей без вести в феврале 1942 года. Выжил также Михаил, воевавший в партизанском отряде. Нина Савичева у памятника Тане Савичевой, 1983 год Тяжелобольная Таня попала в детский дом, который в августе 1942 года был эвакуирован в Шатковский район Горьковской области. Она умерла 1 июля 1944 года от туберкулеза. Ей было 14 лет. Записную книжку Тани нашла вернувшаяся в Ленинград сестра Нина. В 1953 году дневник передан в Музей истории Ленинграда Санкт-Петербурга. Копия выставлена в павильоне Пискаревского мемориального кладбища. Рядом расположена стела с ее барельефом и страницами из дневника. На доме, где жила девочка, установлена мемориальная доска. Анна Франк Еврейская девочка, уроженка Германии, погибла в концлагере. По версии журнала Time входит в число 20 героев XX века Анна родилась в 1929 году в ассимилированной еврейской семье. Ее мать была домохозяйкой, а отец — офицером в отставке. В начале 1930-х годов, после прихода Гитлера к власти, ее семья бежала из Германии в Амстердам. После оккупации Нидерландов в 1940 году началось преследование евреев. Семья Франк не смогла получить разрешение на выезд в США и летом 1942 года переселилась в убежище, устроенное сотрудниками фирмы, в которой работал отец Анны. Здание состояло из двух частей: в передней был офис, а задняя часть дома пустовала. Это помещение и было приспособлено под тайное убежище, вход в которое был спрятан в шкафу с документами. В потайной комнате они провели 25 месяцев. Все это время Анна вела дневник, который получила в подарок от отца на свой 13-й день рождения. В своих записях девочка обращалась к вымышленной подруге по имени Китти. Многих евреев — наших друзей и знакомых — арестовали. Гестапо обходится с ними ужасно. Их грузят в теплушки и отправляют в еврейский концлагерь Вестерборк. Это — страшное место. На тысячи человек не хватает ни умывалок, ни уборных. Говорят, что в бараках все спят вповалку: мужчины, женщины, дети. Убежать невозможно. Заключенных из лагеря сразу узнают по бритым головам, а многих и по типично еврейской внешности Из дневника Анны Франк, пятница, 9 октября 1942 года Первую запись в дневнике Анна сделала 12 июня 1942 года. Последнюю — в августе 1944 года. Сама же Анна назвала их "В задней части дома". В августе 1944 года голландская полиция и гестаповцы получили наводку от неизвестного информатора и провели обыски, во время которых задержали всех членов семьи Анны.

Мама принесла и говорит: «Дай, Женя, мне кусочек». И умоляюще смотрит на меня. А я не дала. Не дала я кусочка хлеба! Сколько лет мамы нет, а до сих пор не могу себе этого простить. Теперь-то я понимаю, что она нарочно, зная мой характер, подсунула мне, как я на это буду реагировать. Мама села перешивать воротник от зимнего пальто, а мы с Люсей спать легли. На утро проснулись: «Мама! Умерла… — плачет Евгения Афанасьевна. Мама умерла 31 января 1943 года. Люся пошла в ЖАКТ, сообщила о ее смерти. Маму зашили в одеяло — ватное, коричневое в клетку, как сейчас помню, и вынесли во двор в сарай дворницкая , куда собирали все трупы с округи. Потом, по мере наполнения, грузили на машины и вывозили за город и там штабелями жгли. Сестра Люся совсем слегла — у нее начался кровавый понос. Евгения пошла в столовую, которая располагалась в подвале дома, взяла по талону супа. Заходя в подъезд с кастрюлькой, услышала со второго этажа крик соседки: «Женя, Женя, иди сюда! Дурная была… Захожу с этим супом. Лиля выплеснула не то с горшка, не то с таза воду и орет приказным тоном: «Переливай суп! А Вера на диване. Мертвая и… вся обструганая. А у Лили, ее сестры, белки глаз кроваво-красные. Соседка тетя Паша случайно вышла, увидела меня и закричала мне: «Женя, беги отсюда! Видно, Лиля уже тронулась умом… Даже не помню, как я с этим супом со второго этажа сбежала вниз, в нашу квартиру. Сам факт, как я принесла, не помню. Но кастрюля стояла дома. Мы остались с Люсей вдвоем. Я сама пошла в ЖАКТ к начальнице. Не знаю, откуда у меня это вылезло в 9 лет, но я, примерная и послушная, взрослому человеку, да еще на такой должности, заявила с порога, стукнув со всей силы кулаком по столу: «Есть у нас Советская власть?! По итогу меня отправили в детдом, а Люсю — в ремесленное училище. Наверное, она сразу в больницу попала, но я этого не знаю. Как отдали меня в детдом, про сестру я ничего не слышала.

Настройка шрифта:

В создании творческих работ детям помогли мероприятия о Ленинградской блокаде с чтением рассказов Н. Ходзы и В. Семенцовой, проведенные библиотекарями.

К тому же мне хотелось быть сопричастной общему делу освобождения Родины от врага. Теперь ее норма хлеба — 125 граммов, как у мамы, бабушки и брата. Мама пыталась выкупить по карточкам оставшиеся продукты.

В магазинах — страшная давка. Что делать, у всех положение одинаковое. Отцу удалось достать немного касторового масла. На нем можно жарить хлеб. А в квартире холодно и нет электричества.

Но надо было жить и помогать другим. Дети во время блокады Ленинграда День 3 декабря выдался необычным. Вечером пришла тетя Лиза, живущая неподалеку, и сразу с порога: «Поздравляю с именинницей». Лидия схватилась за голову: «У мамы же сегодня день рождения и именины. Как это я забыла?

Немедленно был накрыт стол, белая скатерть напомнила о далеких мирных днях. Каждый получил по крошечному кусочку хлеба с вареньем. В декабре на людей стало страшно смотреть: серые худые или опухшие лица, отрешенные глаза. Каждый день Лидия видела, как мимо их дома эти истощенные голодом люди везут гробы, ящики, просто саночки с телами умерших родных, по направлению к Волковскому кладбищу. Ей казалась, что эта вереница с каждым днем делалась все длиннее.

Это было мучительно. Еще мучительнее было видеть глаза людей, бесцельно простоявших в очередях с 4-5 утра до самого вечера. На улице темно, метет снег, а люди, покачиваясь, плетутся домой, где их ждут голодные рты. Когда же это закончится? Она сидела за столом и писала: «Это, наверное, как кризис в болезни.

Хуже не будет. Это надо пережить, потом все наладится. Скорей бы. А то сил становится с каждым днем меньше. Мне стыдно писать это, здоровой 16-летней девушке».

Она провела ладонью по лицу. Оно опять опухло. А папа весь сгорбленный, он выглядит совершенным стариком, на работу ходит с палочкой, а ему ведь 46! Мама совсем больна, сердце… Транспорта нет, и ей приходится каждый день ходить пешком на работу в капеллу, а это так далеко. Зачем из-за школы я бросила завод, зачем?

Она прислушалась… Мертвая тишина. Мертвый город. Ни звона трамвая, ни сигнала автомобиля, ни гудка паровоза, ни звука человеческого голоса. Дома тоже тишина, радио молчит. Лидия с надеждой посмотрела на него: «Сказали бы хоть что-нибудь ободряющее».

И вдруг словно исполняя ее желание, радио ожило, голос диктора громко проговорил: «Послушайте статью: «Зверские издевательства фашистских палачей над…». Слова резали ее сердце, как нож: «Господи! Нет, пусть уж лучше тишина! Ночью ее разбудили гулкие раскаты. Разрывы снарядов где-то совсем близко.

Лидия машинально отсчитывает секунды. Взрывы следовали один за другим секунд через 20. Она лежала и думала: «Боже, где-то рядом умирают люди. Когда-нибудь придет и наша очередь. Как не хочется умирать!

Убежать бы куда-нибудь в лес, в поле, к природе. Сейчас, именно сейчас слышать шум деревьев, обнимать их стволы и протягивать руки к теплому солнцу — какое это счастье! Неужели никогда, никогда не будет? Неужели все занятия были? Более того, если какой-нибудь учитель не приходил, пытались найти замену.

Мешали учиться обстрелы, и, конечно, голод и холод. Потом мы помогали городу, чем могли. Лишь к пятому уроку дети и учителя поднялись в классы. Немного осталось учеников. Кто работал, кто ослаб от голода.

Не было и подруги Ирины — сидела дома. Их семья жила только на пайку, и девушка уже с трудом ходила. Другая ее подруга — Маргарита — оптимистка, не унывала ни при каких условиях. Опять воздушная тревога. Свист, удар, еще удар, и еще.

Три бомбы… Пол закачался под ногами. От страха Лида и Маргарита прижались друг к другу. Как оказалось, бомбы разрушили несколько домов совсем близко от школы. Девушки выбежали на улицу.

Снятие блокады Ленинграда - важная дата в истории Великой Отечественной войны. Чтобы расширить знания детей о войне и трагических страницах жизни в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда, советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями совместно с активом школы был проведён кинолекторий. Перед просмотром короткометражного фильма "Блокада Ленинграда глазами детей" и фильма "Крик тишины" перед обучающимися выступил директор школы Ульянов С.

По словам ведущего сотрудника Музея обороны и блокады Ленинграда Ирины Муравьевой, было очень сложно выбрать лучших.

Все дети проявили себя ярко, особенно в номинации «Рисунки» и «Плакаты». А главное, потрясло глубокое видение детьми темы блокады. Победители конкурса получили в подарок электронные книги, развивающие игры и usb-носители.

Блокада Ленинграда глазами детей 21 века

Но кушать все равно хотелось всегда. Однажды снаряд попал в сахарный завод, голодные и измученные люди шли и ели сладкую землю, пропитанную сахаром, и брали ее с собой, чтобы потом добавлять в еду. Зима была очень холодной. В квартире стояла буржуйка, а труба через окно выводилась на улицу. Жгли все: книги, мебель, а когда жечь было нечего ходили собирали топливо по пустым квартирам. Народ умирал от голода и холода. Хоронить было негде или просто не хватало сил, мертвых просто выносили на улицу, иногда во что-нибудь завернув. Весной, когда сошел снег, трупы на улицах были кругом. Казалось, весь город мертв.

Сначала было очень страшно, но потом привыкли. В декабре 1942 года нас эвакуировали. Мы переплывали через Ладогу, пробивая себе путь сквозь лед. Я не знаю, что было страшнее: переправляться или остаться в городе. Здесь негде было спрятаться, мы были как на ладони, а обстрелы продолжались. Каждый выстрел, казалось, был предназначен именно для нас. Даже когда все стихло, они эхом отдавались в моей голове. Мы эвакуировались в Костромскую область в деревню Власово, где жила моя вторая бабушка — папина мама.

Ребята узнали о том, как маленькие ленинградцы в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью, как с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными. Рассказ сопровождался электронной презентацией, кадрами из документальных фильмов, аудиозаписями воспоминаний очевидцев, переживших блокаду. К этому событию оформлена выставка-память «900 дней и ночей», на которой представлены документальная, художественная литература, поэзия, дневниковые записи, статьи из журналов и газет, рассказывающие о блокаде Ленинграда.

Петровых распределили в Курганскую область, в деревню Прудки Макушинского района. Ее на склад взяли зерно охранять, работать она не могла.

Смешно, конечно: какой из нее охранник — маленькая, худенькая, еле ходила. Но пожалели люди добрые. Зерно нам разрешили есть, кашу из него запаривали. До 1946 года прожили, окрепли маленько. Жили сначала в общежитии — 12 семей в комнате, где Петровым выделили одну кровать на троих. Через год дали комнатку размером 10 метров в финском домике.

Адрес отпечатался в памяти Зои Алексеевны: правый берег Невы, Веселый поселок, дом 55. Бутылку подберем, сдадим, пять рублей получим — вот и хлеб. Мама без выходных, без отпуска работала. На заводе талоны на одежду и обувь давали, нас одевала, а себе юбку сшила из того одеяла, что в эвакуацию с собой брали. Я хотела работать после 8-го класса пойти, она сказала — «учись». Мы с Борей оба техникумы закончили — вытянула нас.

Умерла, когда 50 лет было: сердце больше не выдержало, давление поднялось, парализовало прямо в трамвае. Боря ее с остановки на руках принес. После техникума Зоя Алексеевна уехала в Тамбов, где всю жизнь проработала на химическом предприятии: мастером, начальником цеха. На пенсии вместе с мужем перебрались в Омск, к дочери. Все война, будь она проклята. Я больная вся, Боря, братик мой, уже умер.

К маме на могилку в Ленинград, наверное, уже не съезжу. Но дочке, внуку показала — не забудут. В названии каждой — страшное слово «блокада»: — Внучка присылает: рассекретили все, наконец, — объясняет Нина Семеновна Махотина, председатель секции блокадников Омской городской общественной организации ветеранов. Чтобы знали. Немного нас осталось-то — на весь город 150 блокадников. Кто из дому уже не выходит, кто говорить не способен, кто просто не помнит.

Это мне семь было, когда эвакуировали, а Валентину Кобылкину, например, два. Остались в голове вода и детский рев: есть хотели, плакали, а какой-то добрый человек ходил, их по головкам трепал. Или Татьяна Балякина — ее годовалой возле мертвой матери подобрали, что она может вспомнить? Счастливое довоенное время почти стерлось из памяти Нины Семеновны, тогда — Нины Осиной: ходила в садик с младшей сестренкой Галей, по выходным всей семьей — в парк или в цирк. Жили на Лабораторном проспекте: комната в деревянном двухэтажном доме на восемь семей, общий коридор, туалет на улице. Отец работал на Ленинградском металлическом заводе имени Сталина.

Мама, ткачиха по профессии, хозяйничала дома, обшивала семью. А их прямо с дороги вернули — война началась. Завод сразу на военное положение поставили, сотрудников там и поселили, так что не скоро мы его увидели. Маму отправили на Лужский рубеж рыть противотанковые рвы. Приходила еле живая, руки в кровавых мозолях — ничего, кроме лопат и ломов, у них не было. Уже 29 июня началась эвакуация детей из Ленинграда.

Правда, проводили ее по довоенным планам, разработанным на случай угрозы со стороны Финляндии: южные районы области, которые тогда включали в себя и нынешнюю Новгородчину, считались наиболее безопасными. Нину и Галю отправили с группой на станцию Хвойная. Как обстрел начинается, нас воспитатели кого за руки, кого на руки хватают: «Ребятишки, бежим в лес». Потом до родителей слухи стали доходить, что мы в опасности, и мамы приехали. Это нам повезло, считай: пишут, что с 29 июня по 27 августа из Ленинграда было эвакуировано 395 091 детей, а возвращено только 175 400. Куда делись, никто не знает, и могилок не осталось.

Книги о блокаде дома у Нины Семеновны Детей усадили на подводы, которые выделил сельсовет, матери шли рядом.

Первая кошка в блокадном Ленинграде, после прорыва кольца! Может быть, кошки есть и другие, но их, наверное, еще очень мало. Собралась целая толпа, все долго глядели, улыбались, даже военные. Вернувшись домой, я позвонила немедленно маме на работу, рассказала об этом. Когда станет немножко полегче жить, мы тоже обязательно возьмем котеночка. Как подростки защищали Ленинград Великий автор «Молодой гвардии» Александр Фадеев рассказывал о детях Ленинграда, которые с 14 лет вступали в комсомол, наравне со взрослыми вставали к станкам, в том числе на Кировском танковом заводе. Они же дежурили по ночам на ленинградских крышах, чтобы не допустить пожаров от немецких зажигательных бомб либо вовремя потушить возгорание.

Они же работали в госпиталях санитарами, спасая жизни сограждан. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек», — писал Фадеев в заметках «В дни блокады». Семилетний Витя Тихонов еще не выговаривал букву «с». Зато в одну из ночей в Ленинграде погасил свою первую «зажигалку»: взял ее «за хвошт» и оттащил «в пешок». В формируемых рабочих батальонах организовать группы подростков для разведки, связи, снабжения личного состава батальонов боепитанием, продовольствием, водой. Какими были праздники в блокадном Ленинграде Несмотря ни на что, Новый год в самую жуткую блокадную зиму с 1941 на 1942 год ленинградские дети встречали с елкой и даже подарками. Школы и детсады по мере сил и возможностей устроили детям праздничный обед. Четвероклассник Юрий Байков писал в дневнике о чечевичном супе, котлетах с макаронами и желе.

Подарки, что логично, тоже были съестными — блокадник Павел Данилов вспоминал конфеты из льняного жмыха, пряник и два мандарина. Но еще чаще праздники устраивали сами маленькие и юные ленинградцы. Когда в блокадном городе заработал Дворец пионеров, многие ребята с артистическими способностями поднимали боевой дух раненых солдат и больных, ослабленных горожан выступлениями — вечно голодные подростки пели, танцевали, читали стихи, ставили сценки и выполняли гимнастические упражнения. В большом зале был концерт. Нас много раз вызывали. Особенным успехом всегда пользуется сценка про фрицев, увязших в русских снегах, — ее исполняют Женя Малеев с другими мальчиками. Вместо послесловия Из детей, оставшихся в блокадном Ленинграде, от голода, обстрелов или болезней погиб примерно каждый седьмой ребенок.

Блокада Ленинграда глазами детей 21 века

Пятаева , географии З. Корытова , биологии И. Кайряк, Ю. Васильева совместно с ребятами старшего звена. По мнению учащихся и педагогов, устный журнал был очень интересным, он позволил открыть неизвестные факты блокады. Учитель музыки О.

Среди страниц журнала — «Зоосад в годы блокады», «Растения, пережившие войну», «Дорога жизни» и другие. Каждая страница журнала сопровождалась презентацией. Готовили страницы учителя истории Е.

Пятаева , географии З. Корытова , биологии И. Кайряк, Ю.

Венчались они уже в Ленинграде, в Крестовоздвиженском соборе, старостой которого был отец Георгия.

Лидия сидит на кровати, жадно ловит каждое слово. Бабушка рассказывает ей истории из Евангелия. Странное у бабушки имя — Синклитикия. Девочка не сразу даже научилась его произносить.

И речь ее, кажется, такая простая, но что-то тревожит детскую душу, отчего сладко и жутко становилось на сердце… Лидия знала некоторые буквы, но еще не научилась читать. Она с бабушкой ходила в свой любимый храм Святой Троицы, что на углу Марата и Стремянной. Он весь в мозаиках, сказочный, нарядный. А напротив дом с башенкой, где той же мозаикой выложена непонятная надпись «Троицкая школа и книжный склад Общества распространения религиозно-нравственного просвещения».

Как любила Лидия церковь Святой Троицы! На цыпочки вставала, чтобы поцеловать иконы. Словно сам Господь тогда касался сердца ребенка. Бывали они и в Крестовоздвиженском соборе, где ее крестили.

Пройдет время, и не будет больше этих храмов. На месте Троицкой церкви появится общественная баня. Крестовоздвиженский собор будет закрыт в 1938 году, но Лидию это уже не будет волновать. Это нам внушили в школе, — взгляд Лидии Георгиевны затуманился.

Была весела, радостна и довольна. Еще бы, ведь я живу в самой счастливой стране, свободной и сильной. Весь мир с надеждой смотрит на нас и ждет, что с нашей помощью на всей земле наступит коммунизм. Отец и раньше уезжал.

Однажды, в благодарность за то, что он устранил сложную поломку и запустил динамо-машину на Волховской ГЭС, ему дали своеобразную премию — целый бидон сметаны. Его лицо было белым, как стена, нет, даже белее. Он был похож на снятого с креста. Мать поспешно сгребла в ладонь золотые часики и цепочку, как можно незаметнее сунула все это в руку сопровождавшего отца человека.

Тот молча положил все в карман и ушел. Позже Лидия узнала: отец был арестован. В стране проводилась «работа» по изъятию золота у населения, кто-то позавидовал счастливой жизни семьи, и случилось страшное. От детей это скрыли.

В первые дни войны Война пришла в жизнь Лидии внезапно. Еще 21 июня 1941 года ее подруга Ирина с жаром делилась впечатлениями о занятиях танцевальной группы во Дворце пионеров. Лидия мечтала о совместном выступлении она посещала хоровой кружок , строила планы: еще бы, ведь танцевальная группа должна была участвовать в физкультурном параде в самой Москве! А 22 июня, как раз тогда, когда Лида хотела поехать с братом и его друзьями на Кировские острова, от Ирины она узнала о нападении гитлеровской Германии на СССР.

По Лиговскому проспекту с утра до вечера шли колонны бойцов-добровольцев. Еще вчера этих людей можно было видеть на стадионах, улицах, в трамваях и кинотеатрах, а теперь они шли защищать свою Родину, город, своих близких и вот этих ребятишек, толпившихся у края мостовой. Лица бойцов были серьезные, но это не мешало им ласково отвечать на слова детей, улыбаться девушкам. Малыши кричали: «Дяденьки, до свидания!

Бейте немцев! Лидия смотрела на идущих воинов, радость охватывала ее душу: «Должно быть, ни в одной стране мира нет такого хорошего теплого отношения народа к своей армии. Нет, и не может быть! Слишком разные задачи у Красной армии и у армий империалистических стран!

Когда же он случился, Лидия оказалась просто не готова: окоп вырыть не успела. Немецкие самолеты летали над самой землей и сбрасывали бомбы. Защиты не было: ни зениток, ни убежищ. Девушка уткнулась лицом в раскопанную землю.

К горлу подкатывал ком, неизвестно, чего было больше в ее чувствах: ненависти к оккупантам или страха и боли? Она встала и пошла по дороге в сторону Стрельны, с удивлением отметив, что так сделали почти все. Словно во сне она слышала голос, раздававшийся из громкоговорителя: «Немедленно возвращайтесь! Кто не вернется, будет судим по законам военного времени!

Девушка шла, тихо повторяя про себя: «К школьникам это не относится! Завод делал противотанковые снаряды. Девушка работала в ОТК, выбраковывала сталь. Пресс Бринелля — механизм несложный.

Крутишь рукоятку, нагнетаешь масло. Маленький шарик вдавливается в плоскую поверхность снаряда. Затем надо определить диаметр ямки и выбить маркировку — твердость стали данной партии. Лидия старалась быть предельно внимательной, чтобы не ошибиться.

Город бомбили теперь постоянно. Вражеские снаряды падали и недалеко от завода, из-за чего на несколько минут гас электрический свет. Посторонних разговоров в цехе почти не было. Лишь иногда старшие сверстницы рассказывали о своих женихах, которых проводили на фронт.

Мама хотела, чтобы я получила образование, а для этого надо было учиться. Я была против. У меня — рабочая карточка, а так я становилась нахлебником в семье. Голод уже начинался, хотя самое страшное было впереди.

К тому же мне хотелось быть сопричастной общему делу освобождения Родины от врага. Теперь ее норма хлеба — 125 граммов, как у мамы, бабушки и брата.

Она лежала, закрывшись с головой, очень строгая и требовательная. Когда я бросилась со слезами к ней на грудь, она отталкивала меня: «Дура, что ревёшь. Или думаешь, что я умираю». Вот давай-ка мы лучше на горшок с тобой сходим. Ну-ка, сними одеяло.

Так, теперь сними левую ногу, теперь правую, прекрасно». И я снимала с кровати на пол ноги, когда я дотрагивалась только до них, это ужасно. Я понимала, что маме осталось недолго жить. Ноги — это были как у куклы, кости, а вместо мышц какие-то тряпки. Да, мама, ты была человеком с сильным духом. Конечно, ты знала, что умрёшь, но не считала нужным об этом говорить». В начале июня 1942 года Лена Мухина была эвакуирована в город Горький.

Там она поступила в фабрично-заводское училище, училась на мукомола. Лена вернулась в Ленинград осенью 1945 года. Умерла она в Москве 5 августа 1991 года. Ей было 66 лет. Блокадный дневник Лены Мухиной хранится в Центральном госархиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. В 2011 году он был издан при содействии историка Сергея Ярова. Записывать все, что с ним происходит, он начал в первый же день войны — 22 июня 1941 года.

Сына и его младшую сестру Иру мать воспитывала одна: отец ушел из семьи в 1933 году, женился повторно и уехал в Карелию. Мама Юры, Антонина Михайловна Рябинкина, была интеллигентной, начитанной женщиной, в 1941 году работала заведующей библиотечным фондом. Когда началась война, Рябинкины решили остаться в Ленинграде. Это решение, как и для многих семей, стало для них фатальным. Осенью 1941 года Антонина посоветовала сыну поступить в военно-морскую спецшколу, чтобы в дальнейшем у него было больше шансов эвакуироваться, но Юра не прошел медкомиссию: у мальчика было плохое зрение и плеврит. В спецшколу не иду. Получаю паспорт.

Остаюсь в школьной команде. Прошу маму эвакуироваться, чтобы иметь возможность учиться. Пока езжу на окопы. Убьют не убьют. После войны иду в кораблестроительный институт или на исторический факультет. Попутно буду зарабатывать на физической работе сколько могу. Итак, долой политику колебаний!

Мое решение — сильный удар для меня, но оно спасет и от другого, еще более сильного удара. А если смерть, увечье — то все равно. Хорошо, очень хорошо, что у мамы еще есть Ира». Как и в других блокадных дневниках, характер записей Юры постепенно меняется, и изменения эти, хоть и постепенны, но жутки: от первых переживаний войны и размышлений о планах на дальнейшую жизнь — к полному отчаянию и единственному желанию — поесть досыта. Я очерствел, я… Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?.. Юре пришлось остаться: от голода и слабости он уже не мог ходить.

Антонина и Ирина прибыли в Вологду 26 января, в тот же день мать Юры умерла прямо на вокзале от истощения. Ирину отправили в детприемник, позднее — в детский дом в деревне Никитская, откуда после победы ее забрала тетя.

В Бердске взглянули на блокаду Ленинграда глазами детей

Дианова» Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. Огарёва В 2019 году в Мордовском государственном университете им.

Задачи: Привлечь внимание к истории нашей Родины. Расширить кругозор о блокаде Ленинграда, о жизни детей во время блокады. Учить сопереживать детям военных лет. В процессе занятия дети узнали, что такое блокада, о том, что испытывали дети во время блокады и о чем мечтали.

Как люди все ждали, что война и блокада закончатся, но, казалось, что осаде врага не будет конца.

Мама работала на заводе, и ей выдавали карточки на нее и дочерей. И сестры рассказывали, как она отрезала по маленькому кусочку от пайка каждой дочери, чтобы выжить самой и спасти их. И женщине это удалось: семью вывезли на большую землю, в Сибирь. И уже здесь в 1943 году мама Валентины Андреевны умерла. Девочки попали в детский дом… — Нам никогда не забыть того ужаса, который мы испытывали во время бомбежек в Ленинграде. У каждой семьи был собран чемодан необходимых вещей: немного еды, вода.

Когда объявляли: «Воздушная тревога! Когда вражеский налет заканчивался, шли домой. И многие на месте своих домов обнаруживали руины и завалы. И еще долго потом, когда сестры находились в детском доме, глубоко в тылу, гул самолетов наводил на них ужас и страх. Они брались за руки и бежали прятаться под стол… Современные дети чувствуют в себе кровь поколения Победителей.

Фото отца Зои Алексеевны Зимой мать забрала детей на работу: Зоя слышала, что приходили какие-то люди, предупреждали, чтобы их не оставляли одних дома. Карточек у них не было, а жрать надо что-то, вот за слабыми и охотились. Да какая там охота — ни кричать, ни сопротивляться мы уже не могли. Двери не закрывали: то ли замок перекосило, то ли мама надеялась, что выбежим при бомбежке.

В соседней комнате потом уже другая семья поселилась — тоже мать с детьми. Мы еще передвигали ноги, а там одна девочка не вставала, лежала, распухшая от голода. А может, и мертвая — холодно, топить буржуйку было уже нечем, всю мебель сожгли. Но мама говорила, что пока она лежит, эта семья живет: карточку ее делит.

Папа не знал, что мы выжили На маминой работе было теплее. Зоя Алексеевна говорит, что это был завод «Вена», хотя в истории предприятия значится, что оно было закрыто с началом блокады. Но моя собеседница помнит нары в два яруса и главное — жмых, который выдавали рабочим: черную массу, оставшуюся после выжимки масла из семечек. Сама, наверное, оформлять документы пошла.

Забросили узел в грузовик, нас на него посадили. Понимаю, что надо маму подождать, а сказать не могу: сил нет ни говорить, ни плакать. Поехали уже, и тут женщина какая-то как закричит! Видим — мама наша бежит за машиной.

Падает, поднимается, снова бежит. Но остановились, подобрали. А папа, потом его сестра рассказывала, нас искал. И уже никто не подсказал, умерли, наверное, все в доме.

Больше мы его так и не увидели: пропал без вести при прорыве блокады. Я и сейчас не понимаю: как танк может без вести пропасть? Хотя военком сказал, что на Ленинградском фронте земля горела, не только железо. Танкист А.

Петров Эвакуированных везли сначала по Ладоге, потом по железной дороге. Не все добрались живыми. В поезде кормили, и не все могли удержаться, чтобы не съесть сразу тарелку пустого супа. После блокадной пайки это было смертельно для голодных людей.

Петровых распределили в Курганскую область, в деревню Прудки Макушинского района. Ее на склад взяли зерно охранять, работать она не могла. Смешно, конечно: какой из нее охранник — маленькая, худенькая, еле ходила. Но пожалели люди добрые.

Зерно нам разрешили есть, кашу из него запаривали. До 1946 года прожили, окрепли маленько. Жили сначала в общежитии — 12 семей в комнате, где Петровым выделили одну кровать на троих. Через год дали комнатку размером 10 метров в финском домике.

Адрес отпечатался в памяти Зои Алексеевны: правый берег Невы, Веселый поселок, дом 55. Бутылку подберем, сдадим, пять рублей получим — вот и хлеб. Мама без выходных, без отпуска работала. На заводе талоны на одежду и обувь давали, нас одевала, а себе юбку сшила из того одеяла, что в эвакуацию с собой брали.

Я хотела работать после 8-го класса пойти, она сказала — «учись». Мы с Борей оба техникумы закончили — вытянула нас. Умерла, когда 50 лет было: сердце больше не выдержало, давление поднялось, парализовало прямо в трамвае. Боря ее с остановки на руках принес.

После техникума Зоя Алексеевна уехала в Тамбов, где всю жизнь проработала на химическом предприятии: мастером, начальником цеха.

Блокада Ленинграда - глазами современных школьников

80-летняя Антонина Забалуева рассказала «АиФ-Черноземье», как ребенком пережила блокаду Ленинграда, как одна справка из сельсовета разрушила послевоенное счастье ее семьи и почему чиновники не хотят признавать ее прошлое. Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург). Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург).

Выставка рисунков "Блокада Ленинграда глазами детей"

Главная Наша деятельность Новости Троицкие школьники приняли участие в конкурсе «Блокадный Ленинград глазами детей». За всю блокаду по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Дети во время блокады Ленинграда. 24 января 2024 года в ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Машкова Н.А. провела для обучающихся 5-8 классов кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей».

Кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей»

Лента новостей ДНР. Официально. 12 октября в МБУ "Анадольский СДК" оформлена выставка детских рисунков "Блокадный Ленинград глазами ребёнка" посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. С 27 января по 26 февраля проходил VIII Смотр-конкурс творческих работ учащихся образовательных учреждений «Блокадный Ленинград глазами современных детей», посвященный 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. В память об этом дне, 27 января в социально-реабилитационном отделении прошёл просмотр кинофильма «Блокада Ленинграда глазами детей».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий