Детские сады выполняли и иную роль: государство контролировало воспитание всех детей в духе новой советской идеологии, причем с самого раннего возраста. Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно». Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен. Советские педагоги изучали опыт трудового воспитания в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского. – О «правильном воспитании» молодёжи государство в последние годы твердит постоянно.
17 установок советского воспитания, от которых мало пользы, но многие им по-прежнему следуют
На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. Чем отличаются взгляды на воспитание детей в советские годы от современных. Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель. Воспитание того времени было более жёстким и если его сравнивать с теми трактатами, которые пишут современные психологи, то в корне неправильным. Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории. Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории.
Воспитание детей в советском плакате
В своем обращении к Госдуме и правительству РФ они указали на позитивный опыт советской школы по воспитанию общества, любящего труд, и предложили вернуть в образовательный обиход школьные мастерские, технопарки, ученические производственные бригады, трудовые отряды, летние лагеря труда и отдыха, сообщает «Коммерсантъ». Они выступили в поддержку поправок к закону об образовании, согласно которым из нормативной практики необходимо исключить термин «образовательная услуга».
Подготовка включает в себя комплекс обязательных и добровольных мероприятий, проводимых государственными, общественными и оборонными организациями, в т. Учащиеся, в частности, получают навыки оказания первой помощи, узнают о правах и обязанностях призывников и военнослужащих.
В некоторых школах практикуются занятия или учебные сборы со строевой и огневой подготовкой. С 2016 года в РФ действует Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение "Юнармия". Отряды движения создаются в т.
Более 1 млн юнармейцев в возрасте от 8 до 18 лет участвуют в военно-спортивных играх, спартакиадах по военно-прикладным видам спорта, вахтах памяти, походах по местам боевой славы и т. В октябре 2022 года министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что предмет ОБЖ может быть расширен различными элементами начальной военной подготовки. Зарубежный опыт Допризывная подготовка молодежи входит в программу средних общеобразовательных школ, в частности, в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Туркмении, Узбекистане и на Украине.
С 2024 года обучение гражданской обороне с военными инструкторами планируется сделать обязательным в школах Латвии. Военизированная подготовка входит в программу скаутского движения США, охватывающего около 5 млн человек.
Забота советского правительства о гражданине начиналась с самого рождения.
С 2-месячного возраста будущим строителям светлого будущего предлагались ясли при детских садах. И если ясельные группы становились вторым домом далеко не для всех, то уже непосредственно детсады навещали подавляющее число советских детишек. Кто-то сохранил с тех времен самые теплые воспоминания, другие помнят манку с комочками и сварливых воспитателей.
Но общее у всех одно: детский сад времен СССР возводился в ранг серьезной ступени воспитания и был не просто местом, где можно вынужденно оставлять ребенка. Высочайшие требования с довоенных пор к воспитателям яслей Сад часто становился вторым домом. Детский сад изобретением Советского Союза не является.
Говоря о России, стоит упомянуть, что первые дошкольные воспитательные общества открывались еще в дореволюционный период. По некоторым источникам детские комнаты работали при фабриках и домах трудолюбия еще на заре 19 века. Так матери получали возможность работать, пока маленькие дети находились под присмотром нянь.
Правда, женский труд на производстве в Российской империи использовался редко, поэтому дошкольные учреждения особого распространения не получили. С провозглашением страны рабочих и крестьян все резко изменилось. Государство нуждалось в миллионах рабочих рук — в области промышленности, на различных службах и в колхозах труд женщин решили использовать на полную катушку.
Тогда-то и выросли как грибы ясли и сады, позволявшие высвободить матерей из домашних дел. В ясли детишек принимали с 2 месяцев - именно столько длился в первое время декрет в СССР. Следующая стадия — детсад, куда принимали в возрасте 3 года и воспитывали до 7.
После выпуска ребенка ждала общеобразовательная школа, так что воспитание и образование советских детей вне дома было спланировано и организовано считай с самого рождения.
Каким только испытаниям не подвергали ее советские мальчишки! Самые счастливые часы детства проходили во дворе У уважающих себя советских школьников не было принято бездельничать. Очень многие из нас учились в музыкальных и художественных школах, серьезно занимались спортом. Тем не менее, времени всегда хватало и на игры, и на детские развлечения. Самые счастливые часы нашего детства проходили во дворе.
Советские девочки часами могли прыгать «в резиночку», а мальчики — с тарзанки, или заниматься на турниках и брусьях. Но, наверное, самым популярным «дворовым» занятием мальчишек была игра «в ножички». Помимо прочего, иногда нам поручали сдавать стеклотару, после чего у многих из нас появлялась мелочь на карманные расходы. На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое. Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях.
Следующая статья
- Миф о советской школе | Правмир
- Как в СССР воспитывали и обучали детей
- 5 неприятных моментов воспитания в СССР, о которых молчат не просто так | Femmie
- Отличия воспитания в советское и нынешнее время
- Всегда нужно слушаться старших
Читайте также
- Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского
- Как воспитывали детей в СССР - Дети
- Современное воспитание
- История начальной военной подготовки в советских и российских школах
- Воспитание детей в советском плакате | Материнство - беременность, роды, питание, воспитание
- Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября | Советские педагоги изучали опыт трудового воспитания в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского. |
Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского - Workingmama | Советское воспитание. Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота. |
Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР)
Но как же было на самом деле? Рассказываем о 5 фактах, которые разрушают стереотипы о счастливом детстве советского подрастающего поколения. Исполнилось восемь недель — пора в ясли В Союзе отпуск по беременности и родам составлял 112 дней: восемь недель до родов и восемь — после. Впоследствии появилась возможность воспользоваться дополнительным отпуском, но он не оплачивался. Поэтому для того, чтобы свести концы с концами, молодым мамам приходилось доверять ребенка опеке государственной системы здравоохранения, отдавая его в ясли. Страх от одиночества. Страх в ожидании матери, которая уезжает на работу рано утром и приезжает поздно вечером. Сначала ты боишься в яслях — тебя в них оставляют уже в год, и это везение, потому что кого-то сдают на казенный кошт уже в два месяца. Переходишь из яслей в садик и тоже боишься», — пишет журналист Анастасия Миронова. Сейчас такую ситуацию представить довольно сложно, ведь материнскому присуствию и его влиянию на ребенка посвящена масса исседований. Ученые в один голос твердят, что одиночество для ребенка недопустимо, и соверменные родители могут разве что испльзовать этот метод для наказания.
Домой — только по выходным В шестидесятых стало возможно не забирать ребёнка из садика ежедневно, а оставлять его там на всю рабочую неделю, с понедельника по пятницу.
Пресное, кипяченое молоко с пенкой нам не нравилось, конечно, но нам нравилось то, что какой-то урок обязательно заканчивался на пять минут раньше, и мы строем шли в столовую. А там потихоньку начинали шалить. К 7 ноября нас всех скопом, не спрашивая согласия ни у кого, приняли в октябрята. Мы гордо повесили значки, «звездочки», где был изображен маленький Ленин, кудрявый такой, похожий на ангелочка.
Во время приема в октябрята нам выдали по эклеру и стакан с какао. Это было круто. И я запомнил это и думал — что же нам дадут, когда мы будем вступать в пионеры? Если уж сейчас мы получили по эклеру. Мою первую учительницу звали Анна Семеновна.
Это была одинокая женщина, которая любила свою работу, любила нас. Среди учительниц всегда есть соперничество, Анна Семеновна была не очень хорошая учительница в смысле педагогического мастерства. Ольга Петровна и Лидия Максимовна учили куда успешнее, дети у них были грамотнее и лучше считали. Но я ни тогда, ни сейчас не поменял бы Анну Семеновну ни на кого. Она для нас стала родным человеком.
Как всякий педагог со стажем, как всякая женщина, она бывала не в духе, скандалила, была с нами несправедлива, но она нас любила, и мы это чувствовали. Однажды она как-то смущенно и даже раздраженно показала нам фото, на котором была вместе с Крупской. Я был потрясен. Получалось, что эта женщина могла видеть самого Ленина! Вот эта наша обычная Анна Семеновна могла прикоснуться к самому Ленину!
Это было не так, конечно, фотография относилась к середине 30-х годов, как я сейчас понимаю. На фото мне не понравилась ни Крупская, ее фотографии всегда у меня почему-то вызвали тоску, ни сама Анна Семеновна, это была мордастая девочка в буденовке. По моим тогдашним понятиям зрелая Анна Семеновна была куда приятнее. Коньком Анны Семеновны были уроки пения. Она как-то отдыхала душой в это время.
К тому же, она приносила из дома аккордеон, чем не могла похвастать ни одна учительница. И вот Анна Семеновна наяривала на аккордеоне, а мы пели. Почему-то мне кажется, что пели мы все время одну и ту же песню, видно она хотела довести наше исполнение до совершенства. Песня эта была про красного партизана, похороненного под кустом ракиты. И как доходили до этого места, то слезы текли из глаз моих, до того было жалко красного партизана.
И однажды я чтобы не показывать слез учительнице отвернулся и сел боком. Анна Семеновна в этот день была не в духе, и расценила мой поступок, как хулиганство. И тут не имеет смысла спрашивать, что в этом была такого плохого, в моем поступке. Ибо раз женщина не в духе, то логика тут ни при чем. Учительница внезапно, в разгар моих страданий по красному партизану, схватила меня за шкирку и вывела из класса.
Я ошеломлен этой абсолютной несправедливостью, жуткая и пустая в коридорах школа пугает, а тут идет наш директор. Это был настоящий «сталинский директор», такие в ту пору уже почти повывелись. Не директор, а красавец! Историк, фронтовик, огромный такой, в очках, с раскатистым голосом, по повадкам напоминал актеров в сталинских фильмах, которые играли профессоров. И вот он подходит ко мне, я в ужасе сжимаюсь, а он говорит какие-то ласковые слова, улыбается, берет меня аккуратно за руку и вводит класс.
И говорит: «Анна Семеновна, посадите этого молодого человека на место». Учительница злобно зыркнула в мою сторону, но больше в этот день не фордыбачила. Но все равно она была замечательная. Еще помню, как мы выбирали в классе начальников. Старосту, звеньевых, и прочее.
Должностей был очень много. Выборы были абсолютно демократические по советским меркам. Анна Семеновна предлагала кандидатуру, после чего мы дружно голосовали за этого товарища. И вот она раздала почти все должности и тут вспомнила про меня. И сказала, что предлагает меня сделать знаменосцем к слову, знамени у нас не было никакого, но должность была.
Учительница сказала, что это должен быть достойный мальчик. И меня выбрали в знаменосцы. Помню, как прибежал я домой и в полном восторге стал рассказывать, что я теперь не абы кто, а знаменосец. Родители порадовались за меня, но как-то деланно, почти равнодушно. Вот так с легкой руки Анны Семеновны я и иду по жизни.
Кому-то достаются должности, где власть и деньги, а я знаменосец. Когда в РФ стали вспоминать хороший опыт СССР в деле патриотического воспитания, то почему-то свели все это к учебникам истории и обществознания. На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. В 20-е и 30-е годы всякий несогласный с этой системой всячески дискриминировался или просто физически уничтожался. Потом, когда внутри государства в деле воспитания не стало конкурентов, в этом направлении все равно работал огромный механизм.
Но самое главное, во времена моего детства вокруг меня жили люди, уверенные, что никакой иной жизни быть не может. Что СССР это такая же неизбежность, как смена дня ночью, как восход солнца. Это было мощнейшее внушение со стороны государства, но это была и реальная установка в головах простых людей. Скажем, то же интернационалистическое воспитание. Я не помню, чтобы со мной кто-то персонально работал на эту тему, кто-то что-то мне объяснял, но это было просто разлито в атмосфере тогдашнего СССР.
Как-то урок у нас проводила пионервожатая, и она, как всякая девушка, сама верила и ждала чуда не будем уточнять какое. И вот она нам сказала, что бы мы в тетрадке записали свои желания. Это было уже в классе пятом или шестом. И мы, захваченные ее энтузиазмом и верой в то, что чудеса бывают, стали писать. Самым главным моим желанием было желание, чтобы мне купили настоящие коньки для хоккея.
Пока родители на работе, дети убираются и готовят, старшие следят за младшими. Детей приучают к самостоятельности и растят в строгости, не жалеют и не сюсюкаются. С 1960-х и до распада СССР. Принципы ответственности и общего дела пока никуда не делись. Но появились и другие: теперь родители уделяют больше внимания желаниям ребенка — речь даже о младенцах.
В 1960-е в СССР набирают популярность статьи педиатра Бенджамина Спока и его книга «Ребенок и уход за ним» впервые опубликована в 1946 году, на русский ее перевели только в 1956-м. Основные установки — уважать ребенка как личность, показывать ему свои чувства, больше развивать в игровой форме. Родители, которые раньше сдерживали проявления любви, меняют подход к воспитанию. Влияют и советская музыка, кино и мультфильмы, которые чаще выводят на первый план человека с его характером и проблемами. После распада СССР ценности, в соответствии с которыми растят детей, сменились на индивидуалистические.
Многие лишились работы и понимали, что родина сейчас им не поможет. Причем сами родители, которых воспитывали в других парадигмах, вынуждены буквально на ходу менять свои стратегии. Социолог Лидия Окольская сравнила, какие качества родители хотели воспитать в детях в 1989 году, а какие — в 1999 году. И если в конце 80-х многие еще говорят про любовь к родине, честность и порядочность, то уже через десять лет таких становится значительно меньше. А вот умения продвинуться в карьере, думать о собственном благополучии и не упускать своего, наоборот, кажутся родителям адекватными времени.
Если мы ставим задачу приобретения определенной суммы знаний вообще-то это прошлый век! А если мы стремимся научить ребенка учиться и создать максимально комфортные условия для гармоничного развития личности, то это не так делается. То есть совсем не так. Иными словами, школа есть, а вот зачем она — большой вопрос. Именно в этой плоскости, а не в злокозненной деятельности некоей группы могущественных тайных злодеев и лежит, по нашему мнению, ответ на вопрос: «почему так коряво». Когда трава была зеленее… Беспомощность тех, кто отвечает за государственную политику в сфере образования и воспитания молодежи, отлично передают периодически озвучиваемые призывы «вернуть как было».
Далеко не каждая семья, особенно многодетная, потянет кружки, особенно если ребенок хочет посещать разные кружки». Вот что поделаешь, если в сознании чиновницы проблема внеурочной занятости детей так прочно сцеплена с государственной идеологией кстати, прямо запрещенной п. А «программа» предыдущего образовательного министра Ольги Васильевой, не придумавшей за первые полгода своего нахождения в должности ничего нового, кроме возврата к единым учебникам, патриотического воспитания и восстановления УПК, дежурства по классу и школьных производственных бригад? Людям, ратующим за «восстановление лучшей в мире советской системы образования», хочется напомнить замечательные строки Александра Городницкого: «Ностальгия — тоска не по дому, а тоска по себе самому». Наши дети не станут ни счастливее, ни образованнее, если опрокинуть их в наше прошлое, которое кажется нам радужным только потому, что мы были молоды, перед нами открывались сияющие перспективы, а папа и мама были живы. Прошлое никогда не вернется.
Никогда учителя не будут пользоваться прежним авторитетом, поскольку перестали быть главным источником знаний. Шахматный кружок не будет играть в жизни ребенка такой роли, как во времена юного Толи Карпова — шахматное обучение да и сама игра в значительной степени переместились в интернет. Ребенок не станет день напролет сидеть в обнимку с книгой, теперь у него есть планшет и телефон, они интереснее и разнообразнее. Сегодняшний и особенно завтрашний специалист будут учиться всю жизнь, это уже понятно. В этой ситуации задача школы — учить работать с информацией, находить ее, проверять, систематизировать. Конечно, базовые навыки остаются, уметь считать надо, хотя бы на случай, если разрядится телефон с калькулятором.
Но вот учить наизусть столицы африканских государств, как это делал автор 30 с лишним лет назад к вступительному экзамену по географии — ей-Богу, лишнее… Можно неодобрительно цокать языком и сетовать на времена и нравы — собственно, наши предки всегда так делали, и им, по слухам, становилось легче; в любом случае от этого не будет вреда. А вот пытаться загнуть времена и нравы в обратную сторону через колено никому не удавалось. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина. В Госдуме планируют вернуть принципы воспитания советского времени. С развалом СССР многие принципы воспитания подрастающего поколения подвергли справедливой критике. Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина. Возможно, только благодаря этому советскому воспитанию мы выжили в эти 30 лет.
Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов
Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. Советское воспитание – это действительно особый термин, который характеризует определенные действия родителей по отношению к ребенку. Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории. Особое внимание уделялось детскому воспитанию человека коллектива, человека новой морали, будущего строителя мирового коммунизма.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3
Васильева считает, что каждый урок должен продолжать воспитательный процесс, в котором родителям нужно принимать активное участие. Ольга Васильева: «Часто упрекают молодежь в равнодушии. Нет, я много раз говорила, что очень люблю современную молодежь. Мне очень бывает жалко, есть нерешительность и отчасти робость в принятии решения». По словам министра, у прошлых поколений робости не было, так как были четкие формулировки, что хорошо, а что плохо. Накануне Васильева сообщила, что планируемое возвращение астрономии в школьную программу произойдет уже в будущем году.
Пример коллективной ответственности приводит американский академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х годах в книге «Два мира детства: Дети в США и СССР», рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе: «Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена».
Приучение к труду и самостоятельности Детей готовили к самостостельности с раннего возраста, они помогали старшим в домашних делах. В школах на уроках трудового обучения обучали простым трудовым премудростям: мальчики работали на станках, девочки шили,вязали, готовили.
И вот она раздала почти все должности и тут вспомнила про меня. И сказала, что предлагает меня сделать знаменосцем к слову, знамени у нас не было никакого, но должность была. Учительница сказала, что это должен быть достойный мальчик. И меня выбрали в знаменосцы.
Помню, как прибежал я домой и в полном восторге стал рассказывать, что я теперь не абы кто, а знаменосец. Родители порадовались за меня, но как-то деланно, почти равнодушно. Вот так с легкой руки Анны Семеновны я и иду по жизни. Кому-то достаются должности, где власть и деньги, а я знаменосец. Когда в РФ стали вспоминать хороший опыт СССР в деле патриотического воспитания, то почему-то свели все это к учебникам истории и обществознания. На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система.
В 20-е и 30-е годы всякий несогласный с этой системой всячески дискриминировался или просто физически уничтожался. Потом, когда внутри государства в деле воспитания не стало конкурентов, в этом направлении все равно работал огромный механизм. Но самое главное, во времена моего детства вокруг меня жили люди, уверенные, что никакой иной жизни быть не может. Что СССР это такая же неизбежность, как смена дня ночью, как восход солнца. Это было мощнейшее внушение со стороны государства, но это была и реальная установка в головах простых людей. Скажем, то же интернационалистическое воспитание.
Я не помню, чтобы со мной кто-то персонально работал на эту тему, кто-то что-то мне объяснял, но это было просто разлито в атмосфере тогдашнего СССР. Как-то урок у нас проводила пионервожатая, и она, как всякая девушка, сама верила и ждала чуда не будем уточнять какое. И вот она нам сказала, что бы мы в тетрадке записали свои желания. Это было уже в классе пятом или шестом. И мы, захваченные ее энтузиазмом и верой в то, что чудеса бывают, стали писать. Самым главным моим желанием было желание, чтобы мне купили настоящие коньки для хоккея.
Но тут я подумал, а что если мое желание действительно сбудется? Я то буду при коньках, а ведь идет война во Вьетнаме. После недолгой внутренней борьбы, я написал, что мое главное желание, чтобы прекратилась война во Вьетнаме. Мне было горько тогда, что не получу коньки, но приятно вспомнить об этом сейчас. Я думаю, что русские националисты вырастали в последствии все-таки из таких вот идеалистично настроенных мальчиков. Он пересказывал мне дореволюционные легенды о Петре I, и о Суворове.
Я потом нигде таких историй не встречал. Как бояре затеяли заговор против Петра, а он был в курсе, как начал выбрасывать их из окна одного за другим в руки своих гвардейцев. Меня захватывали эмоции деда, я чувствовал, как он восхищается Петром и Суворовым. Всякое развитие человека начинается именно с чужих эмоций. Другой вопрос, что мы не часто отдаем себе отчет в том, что наши нынешние взгляды начались с чьих-то эмоций. Раз человек так захвачен этим, значит, в этом что-то есть?
Моему деду была интересна история России. С ней нечто случилось в 1917 году, но все равно это была Россия. И никакие красные партизаны для него героями быть не могли, ибо он реально их видел этих красных в годы гражданской войны. Это любопытная «игра разума», когда «слона» не замечают, и когда мой дед «не замечал СССР» не есть что-то свойственное лишь для конкретного человека, или конкретной эпохи. Так жители Московской Руси в упор не видели империи Петра I. Великое нельзя выдумать из малого.
Я даже ребенком чувствовал, что, имея дело с Россией, я нахожусь перед чем-то грандиозным. Петр I при всем моем нынешнем отрицательным отношением к этому человеку, был потрясающей фигурой. Он был, кстати, абсолютным порождением Московской Руси. С ее пассионарностью и ее исканиями. При внешней какой-то вялости Московской Руси, при всей неспешности жизни, в народе шла огромная внутренняя работа, внутреннее самоопределение, которое выливалось порой в непонятные конфликты вроде восстания Степана Разина, когда казак хотел навязать стране казачью форму жизни - самоуправление. Зачем богатому человеку, каким был Разин это?
Тем более в цари он не метил. Еще более странная история с расколом, когда страна распалась, по сути, на две части из-за каких-то исправлений в церковных книгах и правилах. Но на Руси формальная сторона никогда не была важной. И вот Петр. Он человек Московской Руси до мелочей. Строил дворцы, а не мог спать в них из того, что слишком высокие были потолки.
Только царь Московской Руси мог быть токарем и плотником, корабелом и артиллеристом. Только царь Московской Руси мог пить с рядовыми матросами. А когда он приехал в Париж, то пил с отставными французскими солдатами в Доме Инвалидов. Ибо для царя Московской Руси в отличие от его восточных и западных «коллег» не было пропасти между ним и простым человеком. Как не было пропасти между московской знатью, воинами и крестьянами. И вот эти чисто московские повадки почему-то принимают за европейское поведение.
Ну представьте себе Людовика XYI с топором и в кабаке с простолюдинами? Другой вопрос, что своими реформами Петр уводил страну оттого, что ему самому было дорого. От демократизма Московской Руси. Европа шла от феодализма к демократии, Россия после Петра пошла от демократической соборности к свирепому феодализму. Но ведь Петр был личностью! Или Суворов!
Какой гигант! Этот человек с молодых лет понимал, что он на голову выше остальных, ибо был очень умным и проницательным, но опять же какой демократизм и простота! Он был рыцарь. Когда после Итальянского похода и побед Суворова молодые русские и австрийские генералы решили, что бить французов легко, против Суворова начали плести интриги, он же понял, чем это кончится. Он то ведь знал, что победы французов закономерны.
Участники круглого стола: - Священник Павел Бибин, магистр богословия, клирик Свято-Троицкого храма г. Москва - Ирина Пономарева, преподаватель рус. Архангельск - Татьяна Авилова, кандидат физико-математических наук, основатель группы «История рода в истории страны», г. Москва - Анна Антипова, организатор генеалогического клуба "В поисках рода", г.