Новости в советскую эпоху нормой стало

Главная» Новости» В советскую эпоху нормой стало строительство егэ ответы. В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением.

Эпоха ответственности: 5 самых советских норм, исчезнувших в наше время

На одного советского гражданина выделялась определенная норма, которую превысить было нельзя. музыка из программы новостей ссср. Во времена СССР «Советский спорт», «Литературная газета» и «Роман-газета» были самыми дефицитными газетами СССР. Распад Советского Союза, образование отдельных государств спровоцировала фактически распад всей системы журналистики, которая существовала в рамках СССР. Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны.

Коммуникация по-советски: телефон, почта и телеграф в СССР

Смотреть сейчас онлайн программу теле канала Россия 24 Новости на России 24 последний выпуск и все выпуски подряд. Советская пресса, конечно была достаточно информационной, но после развала СССР стало ясно то, что информировали нас, советских граждан – не очень хорошо, можно даже сказать — плохо. Последние Новости СССР, Все новости СНГ и договора ОДКБ; новостные ленты всех стран бывшего СССР сегодня. За всю историю СССР и РФ почти 750 сотрудников военной разведки удостоены званий Героя Советского Союза и Героя России, тысячи имеют высокие награды.

В советскую эпоху нормой стало строительство жилых домов егэ ответы

От редакции Власть и искусство в советскую эпоху. Распад Советского Союза, образование отдельных государств спровоцировала фактически распад всей системы журналистики, которая существовала в рамках СССР. В начале 1956 году «Телевизионные новости (Первая программа ЦТ)» стала выходить в эфир под названием «Последние известия».

№44 (15453), 25 апреля 2024 г.

Время от времени «случайности» возникали в эфире из-за технических неувязок или включения идеологически безобидного материала в «неправильный контекст»: «Во время трансляции первомайских речей с мавзолея на Красной площади в эфир попала фраза А. Рыкова: «Очень устал. Какого чёрта меня никто не сменяет» [8] «Допустим, идёт доклад о соцсоревновании, о субботниках и т. К середине 30-х годов число информационных и документальных передач резко снизилось — их место заняли чисто пропагандистские радиопрограммы, а также театральные радиопостановки. Уникальный инструмент ликбеза «ликвидации безграмотности» среди советских граждан, он имел три факультета: общеобразовательный, антирелигиозный и кооперативный. Чуть позже появились еще два: педагогический и сельскохозяйственный.

Уже в 1929 году был создан целый ряд других радиоуниверситетов: рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский. Эта инициатива концентрировала в себе надежды на «просвещение» народа, путём тотальной радиофикации — установки радиоточек на каждой улице, в каждой деревне, а потенциально — в каждом доме. Обратной стороной этого явления оказался его идеологический посыл, который в конце 20-х и в дальнейшем становился всё более линейным и однозначным. В СССР радиоуниверситеты просуществовали всего несколько лет, однако в середине десятилетия схожая пропагандистская форма была использована Йозефом Геббельсом в Германии в его программе «обучающих фильмов», из которых должно было состоять среднее школьное образование. Идеологические цели двух проектов схожи — максимально упростив процесс обучения и выведя из системы личность преподавателя, который может внести некую, пускай и незаметную на первый взгляд корректировку в идеи партии или государства, стремиться обеспечить систему «образованными» и лояльными гражданами.

Свой вклад в нормализацию доносов, конечно, вносила и мощная пропаганда. Из радиоприемников и со страниц газет граждан постоянно призывали к бдительности и предупреждали, что враг никогда не дремлет. Заметная часть пропагандистских плакатов тех лет посвящена именно необходимости противостоять вредителям в своих рядах. О разоблачении шпионов, предателей и вражеских диверсантов снимали кино и ставили спектакли. Например, большую популярность приобрела пьеса «Любовь Яровая», в которой убеждённая большевичка сдаёт красным своего мужа-белогвардейца. Советские граждане, как правило, верили партии и СМИ. Но больше всего влиянию были подвержены дети. Дозорники Символом доносительства в советскую эпоху по праву считается Павлик Морозов. История пионера, который в возрасте 13 лет якобы разоблачил преступления отца-кулака и был за это убит его родственниками, стала культовой в СССР. О нём слагали песни в том числе знаменитый Сергей Михалков, который позднее участвовал в написании советского гимна и поэмы, писали книги, ставили спектакли и даже оперу.

При этом Морозов был лишь одним из многих детей-доносчиков. В 1933 году, спустя год после гибели Павлика, газета «Пионерская правда» написала о новом герое — Мите Гордиенко из-под Ростова-на-Дону. Школьник доносил на своих односельчан, которые собирали опавшие колоски на колхозном поле в то время уже действовал так называемый «закон о трёх колосках», по которому могли казнить даже за кражу нескольких зёрен. По одному из доносов арестовали двух человек, мужчину и женщину. Её в итоге приговорили к десяти годам лагерей, его — к расстрелу. Гордиенко за свой подвиг получил именные часы, пионерский костюм и подписку на газету «Ленинские внучата». Известен также Проня Колыбин, который в похожих обстоятельствах донёс на собственную мать. Женщина получила срок, а мальчика отправили отдыхать в Артек. Воровали и воруют колхозное добро. Например, мой отец Григорий Семёнович вместе с Кузнецовым, бригадиром первой бригады, и сродником, кулаком Фирсовым В.

Ночью, когда все засыпали, к отцу являлись его друзья — бригадир Кузнецов Кузьма и Фирсов В. Все трое отправлялись воровать. Бригадир Кузнецов всё время назначал моего отца в Спасск к колхозным хлебам. Воза всё подвозили к нашему двору. Эти мошенники с возов брали хлеб. А в воза насыпали землю весом столько, сколько брали хлеба. Хлеб прятали в пустой избе, потом его продавали», — утверждала девочка. После её доноса на скамье подсудимых оказались 16 человек. Балыкин и Фирсов получили по 10 лет заключения строгого режима, остальных обвиняемых приговорили к разным срокам исправительных работ. Поступок Оли Балыкиной стал примером для нового движения дозорников, которое по сути представляло собой кузницу пионеров-осведомителей.

Детей учили следить за всеми подряд — за односельчанами, собирающими на уже убранных полях колоски для своей голодающей семьи, ненавистными советскому строю кулаками, за соседями и родителями.

Любопытно, что в разные времена СССР эти словески постоянно менялись, отражая особенности эпохи. Давайте вместе вспомним о некоторых легендарных речевых оборотах, которые были в обиходе у настоящего молодого гражданина СССР.

В конце 1970-х гг. Я был поражен объективностью и информативностью новостей из Европы. Такого я никогда не встречал в самых толстых изданиях либеральных авторов 1991—2016 гг. А мог ли советский человек знать, что в данный момент происходит в мире? Да, мог, если, конечно, хотел. Я не буду говорить обо всем советском периоде, а расскажу лишь о брежневских временах, свидетелем которых я был. Цена журнала 15 копеек.

Но оно было в свободном доступе во всех технических библиотеках советских НИИ, и его могли читать даже уборщицы. За вынос «Голубого ТАССа» за территорию предприятия никаких кар не предусматривалось, разве что выговор по службе. Двадцать копеек стоил журнал «Проблемы миры и социализма», издаваемый в Праге, где печатались статьи на весьма острые политические темы. Журнал не только свободно продавался в киосках, но кое-где на него принудительно подписывали членов КПСС. В киосках привилегированных учреждений свободно продавались журналы на русском языке «Англия», «Америка» и другие. На них можно было подписаться, но по блату или с переплатой, смешной по нынешним временам! Исключение представляла собой книга Черчилля «Вторая мировая война». Она имела какой-то гриф, мне недоступный. По сему поводу я ругал советскую власть. Но в «перестройку» мемуары Черчилля лежали на всех прилавках, но покупать их я не пожелал.

Дело в том, что в хрущевско-брежневские времена я приобрел пять томов серии «Большая стратегия». В 1957—1959 гг. Они были на порядок информативнее мемуаров Черчилля. Самое забавное, что я покупал эти тома в розницу, и часть их была уценена с 3 рублей до 1,5 и 1 рубля.

Основная навигация

  • 50 лет в эфире. Как программа «Время» стала лицом страны
  • О чём писали советские газеты (1987 год) - 1
  • На сайте ведутся технические работы
  • Газеты советского периода с 1917 по 1991 гг.
  • Телеграммы и лавочки: как жили без Интернета в СССР - Новости
  • Мониторинг повседневности: советские газеты от января к декабрю 1990 года

Вы точно человек?

В начале 1930-х годов при Наркомпочтеле создается Всесоюзный Комитет по радиовещанию, первым председателем которого стал Ф. И, наконец, в 1933 году возникает самостоятельный орган управления радиовещанием в СССР — Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию. И большевикам было жизненно важно им управлять. Появление звукозаписи в 1930 году коренным образом преобразило радиовещание. Оно позволило получать не только оперативную информацию, но и информацию, дистацированную от события как расстоянием так и временем. Возникает такая форма радиовещания, как радиофильм. А желание «вновь воскрешать исторические речи» привело к созданию Центрального фоноархива. В 30-е годы расширяется охват радиовещанием территории страны. С введением в октябре 1933 года Второй программы Центрального вещания радиопередачи стали доступны жителям Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. В 1936 году, учитывая разницу поясного времени, Радиокомитет ввел в действие пять сеток вещания, а в феврале 1937 года была принята единая всесоюзная сетка вещания. К 1940 году радио имело огромную аудиторию: число радиоточек в стране достигло 5 млн.

Телевидение 1 мая 1931 года в СССР состоялась первая экспериментальная телевизионная передача: с коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института Москва переданы сигналы, несшие изображения сотрудников лаборатории, без звукового сопровождения. Длилась она 25 минут и представляла собой эстрадный концерт. Основой малострочной телевизионной программы были эстрада и фрагменты театральных по преимуществу балетных и оперных спектаклей. Так во второй половине 30-х годов начинается история советского телевидения, но поначалу не как сферы журналистики, а как прокатной сферы других искусств: кино, театра, концертов, спорта. В этом же году состоялись опытные телепередачи московского телецентра на Шаболовке. В марте 1938 года осуществлена трансляция кинофильма «Великий гражданин». Тематика В целом, журналистика предвоенного времени была увлечена стремительным прорывом СССР в области экономики, который вышел на второе место в мире после США по общему объему промышленного производства, а также пропагандой других достижений СССР. Велась летопись новостроек. Широко освещались успехи наших летчиков: В. Чкалова, С.

Шестакова, ликвидация неграмотности в СССР к 1937 году. Безусловно, масштабный экономический прорыв СССР увлекал и издательское дело, так в 1931 году «Правда» стала печататься не только в Москве, но и одновременно в еще в 8 крупнейших городах СССР: Харькове, Тбилиси, Новосибирске… Второй по масштабу темой журналистики стала тема раскулачивания, коллективизации, а после убийства Кирова — дифирамбов в сторону Сталина, оправдания массовых политических репрессий. Печать и радио начали массовый поход против бюрократизма. Широкая критика стала развиваться с 1928 года. По примеру «Правды» в центральных и местных газетах появились «Листки РКИ рабоче-крестьянской инспекции — «Под контроль масс»» под заголовками: «Под контроль масс», «Перо рабкора бьет в цель» и так далее. Листок «Под контроль масс» содействовал чистке госаппарата, проходившей в 1928-1929 годах. СМИ выступили коллективным организатором социалистического соревнования. Инициаторы: «Правда» и «Комсомольская правда». Начало положила публикация ленинской статьи «Как организовать соревнование? Задачи журналистов состояли в оперативном и массовом распространении данных идей.

Например, 6 августа 1929 года все газеты и все передачи радио были посвящены Дню индустриализации. Журналисты нацеливали читателей и слушателей на повышение производительности труда. К февралю 1930 года число ударников достигло 2 миллионов. Особое внимание уделялось изотовскому и стахановскому движению. Советская журналистика конца 20-30-х годов представлена такими именами как: В. Маяковский, Л. Сосновский, М. Кольцов, Н. Погодин, И. Ильф, Е.

Широкую популярность завоевали тогда очеркисты: А. Колосков, М. Шагинян, Б. Именно в 20-30-х годах окончательно сформировалась система советской журналистики, утвердились все формы массовой работы, использовавшиеся на протяжении всей истории отечественной журналистики советского периода, проявили себя наиболее яркие публицисты. Новые формы массовой работы 1. Общественно-производственные смотры. Регулярно публиковался «дневник смотра». Под рубрикой «Бытовое»: «У ткача в гостях», «В рабочих квартирах по приглашению». Газеты вывешивались в наиболее людных местах. Широкий размах общественным смотрам в декабре 1928 года придала «Правда».

В октябре 1929 года были подведены итоги всесоюзного смотра производственных совещаний. Цель — повышение трудовой активности. Общественно-производственные переклички. В «Тверской правде» 28 мая 1927 года появилась рубрика «Митинг многомиллионной аудитории». Первый опыт — перекличка текстильщиков. Цель— вовлечение масс в обсуждение важнейших проблем реконструкции народного хозяйства. Широкий размах производственные переклички получили в «Уральском рабочем». Была проведена перекличка о качестве и стоимости сибирского угля и уральского металла, охватившая до 40 тысяч рабочих. Выездные редакции. Первая выездная редакция «Правды», созданная в январе 1929 года, работала на Харьковщине.

Выездные редакции выпускали специальные газеты, листовки, плакаты. В 1930 году появился первый специально оборудованный вагон. Другие формы массовой работы. Заочные совещания и конференции с участием специалистов помогали наметить конкретные меры по улучшению, например, сельского хозяйства. Читательские суды над газетами в «приговоре» содержали полезные советы по тематике и качеству. Производственные буксиры. Рабселькоровские посты. Формы массовой работы на радио. Радиопереклички, радиомитинги, радиорейды, выездные редакции. Одной из первых была радиоперекличка текстильщиков московской фабрики им.

Калинина в апреле 1929 года. В конце июля 1931 года печать и радиовещание провели совместную всесоюзную перекличку заводов-гигантов, которую транслировали по всему Союзу 57 радиостанций и 3500 радиоузлов. Заключение Если пресса имеет в России хоть короткую демократическую историю и традиции свободы слова, то радио и телевидение России, зародившиеся в самый активный момент укрепления советской власти и насаждения тоталитаризма, изначально предназначались только для проведения коммунистической идеологии в самые широкие массы и воспринимались лишь через призму мощного политического партийного инструмента. Общая характеристика Число центральных изданий сократилось с 39 до 18, в основном это коснулось отраслевых газет, вроде «Лесной промышленности». Значительно сократилось и число местных изданий, их к 1942 году осталось 4560 от 9000, издававшихся в 1940 году. Общий тираж прессы упал с 38 млн. Центральное радиовещание перешло от трех программ к одной. Многие радиостанции были эвакуированы из западных районов в восточные. Однако в отличие от прессы уже к 1943 году объем работы радиостанций превысил довоенный уровень. О развитии телевидения речи не было.

Пресса Главной стороной перестройки прессы на военный лад стало ее перепрофилирование. К концу 1942 года эта задача была решена. К этому времени выходило 4 центральных «Красная звезда», «Красный флот», «Сталинский сокол», «Красный сокол» , 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага. Кроме того, Главное политическое Управление Советской армии 1,5-миллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины». Советская военная печать того времени стала мощным противовесом антисоветской гитлеровской пропаганде на временно оккупированной территории. Журнальная периодика также претерпела изменения. Были созданы журнал «Славяне», «Война и рабочий класс»… только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный журнал военной поры — «Красноармеец». В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу 24 июня 1941 года было создано Советское информационное бюро. На заключительном этапе войны были созданы газеты для населения государств, освобожденных от фашистов, такие как «Свободная Польша», «Венгерская газета».

Уже 24 июня 1941 года на фронт отравились первые писатели-добровольцы. Горбатов — на Южный фронт. Твардовский — на Юго-Западный фронт. Долматовский — в газету 6-ой армии «Звезда Советов». Симонов — в газету 3-ей армии «Боевое знамя». Всего в рядах Красной армии и Военно-Морского флот в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя, из них 225 погибли, а 300 награждены орденами и медалями. Их работа — «душевные боеприпасы фронту» - так сравнивал слово писателя Н. Военная перестройка прессы не изменила расстановок сил в основных советских изданиях. Основные тиражи приходились на «Правду», «Известия», «Комсомольскую правду». Главной в работе прессы стала задача — вселить в сердца людей веру в победу и поднять их на героическую борьбу с врагом.

Героям Советского Союза посвящались специальные газетные номера. Не менее важны были и живые сообщения с фронта. Многие журналисты ушли на фронт, многие погибли. Так на передовой побывали 240 сотрудников газеты «Известия», 44 из них не вернулись. Особая роль в поднятии боевого духа принадлежала прифронтовым газетам «Ленинградской правде», «Сталинградской правде», «Московскому большевику», где печатались письма солдат с других фронтов, которые восхищались мужеством тех, кому выпала честь защищать наиболее тяжелые участки. Журналисты прифронтовых газет находились в тех же условиях, что и другие жители осажденных городов. Ленинградские журналисты также умирали от голода на работе. Много писали военные газеты о невиданном зверстве фашистов, показывая человеконенавистнический характер их идеологии. Не менее, чем подвиг солдат, высок подвиг тружеников тыла. Все для победы!

В связи с возрастанием его роли, радиовещание в военное время получило дополнительное развитие. Первый выпуск «Последних известий» вышел в эфир уже через 45 минут после передачи правительственного сообщения о нападении фашистов на СССР. А всего в выпусках «Последних известий» за время войны было передано около 7 тысяч корреспонденций из действующей армии. Ежедневные радиосводки «Совинформбюро» с замиранием сердца слушала вся страна. Конечно, передача в эфир большого количества военно-пропагандистской информации прошла за счет вытеснения из сетки радиовещания многих традиционных довоенных рубрик, также как и в прессе. Усиление централизации и высокий уровень цензуры стали нормой для радиовещания военного времени. В целях исключения приема иного, кроме советского, радио у граждан на не оккупированной территории, под угрозой ареста, были собраны личные радиоприемники. Радиоинформация потребителям поступала только по проводному радио. Заметным событием военной эпохи стал репортаж о военном параде с Красной площади 7 ноября 1941 года. Особое место в радиопропаганде, как и в прессе, заняли антифашистские выступления, разоблачения нацистской идеологии.

Недостатка в материалах не было, нужны были мощности. Перелом в широте распространения советских радиоинформаций наступил в 1943 году. В Куйбышеве была пущена в действие новая мощная радиостанция, голос которой звучал и на всей территории СССР, оккупированной врагом. Большую роль сыграли и радиотрансляционные узлы в тылу и прифронтовой полосе. Были созданы дополнительные филиалы Всесоюзного радиовещания, началось вещание на украинском и белорусском языках. Неизменными стали на радио «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». Формы массовой работы военного времени В годы войны советские журналисты использовали многие формы массовой работы, появившиеся в годы первых пятилеток. Особенно эффективной стала работа выездных редакций «Правды» и «Комсомольской правды». Военная публицистика Большую роль в битве за поднятие духа советских людей сыграл И. Его памфлеты по свидетельству современников «были действеннее автоматов».

И это образное высказывание имело вполне прямой смысл: партизаны в тылу врага охотно обменивали пистолет-пулемет на пачку вырезок его статей. Патриотическая публицистика А. Толстого оказывала огромное воздействие на читателя. В ответ он получал многочисленные солдатские письма. Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 года. Это история военнопленного, которого фашисты подвергли жестоким пыткам. Человеческая красота защитников Родины и испепеляющая ненависть к ее поработителям — главное в военной публицистике Н. Тихонова, начальника группы писателей при Политуправлении Ленинградского фронта. Публицистика военной поры отличалась глубокой лиричностью, любовью к родной земле.

Ярким представителем военной публицистики был К. Заметен очерк «На старой Смоленской дороге», который появился в «Красной звезде» 17 марта 1943 года.

Вместе с этим росла и статистика разводов. Все это спровоцировало дискурс о «новой» советской семье и морали нынешней молодежи.

Алиса Клоц, доктор исторических наук, рассказала «Афише Daily», что этот разговор развивался в трех направлениях: «Первое — традиционное, советское: будем делать так же, только больше. Больше денег в детские сады, больше женщин на производстве. Второе — протофеминистское: говорили, что неплохо было бы и домашние обязанности поделить, и устранить стеклянный потолок формально никак не обозначенный барьер, «потолок», в карьере. Но магистральным вариантом стал консервативный, когда было решено, что большевики перестарались и изъяли женщину из дома, а ее место — в семье.

Позднее, в период перестройки, это мнение стало доминирующим». Клоц считает, что идея знакомить граждан с помощью официальных газет в 80-е годы могла стать одним из вариантов решения демографической проблемы. В 80-х годах официальная партийная пресса начала разговор с общественностью о новых нормах. Почему у советских граждан не могло быть личной жизни Большевики хотели изменить страну к лучшему, когда разрешали аборты, запрещали церковные браки и отменяли уголовное преследование гомосексуалов.

Но, как верно отмечал Владимир Короленко в своих письмах к Анатолию Луначарскому, было глупо ждать поведения «идеального коммуниста» от необразованного населения, поэтому уже с 20-х годов в газетах стал моделироваться образ «правильного» гражданина. Правда, власти не смогли определиться с тем, что должен представлять собой «идеальный коммунист», поэтому перебрасывали людей из одной нормы в другую. Какие объявления о знакомствах давали в советские газеты «Любовь к песне, искусству характерны для привлекательной блондинки 48 лет рост 158 см , живущей в Москве с мамой в однокомнатной квартире, но это не мешает ее увлечению вязанием, кулинарией, что должно быть оценено будущим супругом, желательно мужественной профессии». Так, в 1926 году писали , что если в семье нет одного из родителей, государство берет на себя его финансовые обязательства.

А уже в 1936 году скрывающиеся от алиментов превратились в настоящих монстров и героев сатиры. То есть у одного человека первый ребенок мог родиться, когда о его судьбе можно было не беспокоиться, а второй — когда из-за такого же отношения к детям он становился преступником. У людей просто не существовало такого понятия, как неприкосновенность частной жизни. Власть вмешивалась абсолютно во все ее аспекты и находила этому объяснение: удовлетворяй мужа раз в 7—10 дней , потому что коммунистка; роди , потому что этого требует партия; воспитывай, как сказал Макаренко; отпусти ребенка на войну, потому что это твой долг.

Право на сексуальность существовало только в первые годы СССР, затем отобрали и его. Из прессы исчезают темы о менструации, а разговоры о «половой жизни» полностью поглощаются медицинскими статьями о том, «как жить, чтобы быть плодоноснее». Будут приняты во внимание также письма из Житомира». В 1984 году в Москве треть мужчин и женщин в возрасте от 18 до 30 лет оказались одинокими.

А в целом по стране людей брачного возраста, не состоящих в браке, стало более 40 миллионов. Молодые люди СССР перестали строить отношения, а разведенные не заводили новых. Люди не умели говорить друг с другом об ожиданиях и потребностях, а также мало кто получал удовольствие от секса и прорабатывал свои детские травмы. Разорвать брак, который не приносит ничего хорошего, стало самым простым решением.

В 80-х годах о психологических проблемах населения стали писать психотерапевты в отдельной рубрике «Работницы», где разбирали «типичные» обращения граждан. Правда, разговор с обществом через прессу велся в консервативном традиционалистском ключе: «Психологический климат семьи — это главным образом женское дело»«В поисках совместимости», «Работница», 1987 год. По сравнению с этим «мужской разговор» выглядит откровением: «Что ж, девушки, жены, матери — они вправе предъявить нам свой счет. Но они ведут разговор со своей позиции: какими ОНИ хотят нас видеть, как ИМ хотелось бы, чтобы мы себя вели.

Что ж, наверное, и вправду настало время для серьезного мужского разговора.

Немцы даже конфисковали у населения оккупированных советских территорий радиоприемники, чтобы уменьшить влияние коммунистической пропаганды. Однако и советские власти конфисковали радиоприемники, опасаясь вражеской пропаганды, и вещание шло только по проводным системам одного существующего канала. В 1945 году радиовещание в России стало двухпрограммным — была запущена «2-я программа Всесоюзного радио» с 1964 года — Радиостанция «Маяк». В 1947 г. В 1960 в Москве году была запущена 4-я программа Всесоюзного радио.

Это была переориентация на более широкий круг слушателей эфирного вещания, которых не удовлетворяла простота однопрограммного радио. Это сопровождалось проникновением зарубежных «радиоголосов», которые подрывали идейное единство советской нации. Тем более, что промышленность выпускала радиоприемники, принимавшие КВ сигналы. С этой бедой стали боролись с помощью «радиоглушилок», которые размещались на границах страны и у крупных городов. Проблема снабжения всего населения радиоприемниками была еще не решена и в 1962 г. Официоз первой программы радиовещания в 60-70-е гг.

Тем не менее основной тональностью передач было высвечивание позитивных моментов советской жизни, критика Запада. В следующие три десятилетия уверенный прием трех программ Всесоюзного радио был обеспечен на всей территории СССР, четвертая программа вещала в УКВ диапазоне на Москву и область. В послевоенное время радиопередачи стали более разнообразны и насыщены. В лучшую сторону выделялось радио «Маяк». Появились радиорепортажи с производства, спортивные репортажи, передачи для детей и юношества, наряду с классической музыкой, передавали советские песни и популярную музыку, специальные радиопостановки, выступления юмористов. Радиостанции «Голос Америки», ВВС, «Немецкая волна» в последние годы советской власти слушала в основном интеллигенция и молодежь.

Передачи этих радиостанций отличались более оперативной подачей новостного материала, критической точкой зрения на советскую действительность, на них транслировали западную популярную музыку, читали произведения советских диссидентов, сообщали о фактах сопротивления режиму. Большого влияния на советскую общественную жизнь «вражеские голоса» не оказывали, хотя ослабляли веру в коммунистические идеи. Первые регулярные телепередачи передачи в СССР начались в начале 60-х гг. В стране производились собственные телевизионные передатчики, ретрансляторы и приемники. Начинали с трех передатчиков, а к 1970 г. В 1957 г.

В 1967 г. В этом же году началось телевизионное вещание со спутника, что позволило охватить сигналом отделенные регионы и сделать возможным практически полный охват населением телевещанием. К этому времени центральное телевидение вещало по четырем каналам. Свои телевизионные центры были открыты и в союзных республиках. Они не только ретранслировали центральные передачи, но и организовывали вещание местных каналов на языках титульных народов. Первоначально телевидение передавало журналы, развлекательные и спортивные передачи, кинофильмы и мультфильмы, новости, потом перешло к специализированным выпускам для детей, любителей музыки, женщин, сельских жителей, обзоры культурной и научной жизни.

Первоначально телевизионные фильмы были односерийными, по-существу, съемками телекамерой небольших пьес, с минимумом декораций и костюмов. Такими были фильмы «Моцарт и Сальери» 1962 , «Аппасионата» 1963 , «Душечка» 1966 , «Юрий Гагарин» 1969 , «Безумный день, или женитьба Фигаро» 1974 , «Соломенная шляпка» 1974 , «Здравствуйте, я ваша тетя! Многие телефильмы снимали по произведениям классиков зарубежной литературы, знакомя таким образом с ними широкую телеаудиторию.

Маршак, И. В самые тяжёлые годы войны их слово вселяло веру в то, что враг рано или поздно будет повержен. Начавшаяся после прихода к власти Никиты Хрущёва оттепель, эпохальный XX съезд КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина, не могли не сказаться на отечественной журналистике. И вновь, как и в 20-е годы, ярко проявилась разница между двумя главными газетами страны. Летом 1959 года главным редактором «Известий» был назначен Алексей Иванович Аджубей — талантливый журналист и великолепный организатор газетного дела.

До этого он возглавлял «Комсомольскую правду» и сумел за несколько лет поднять её тираж до невиданных высот. К тому же Алексей Аджубей занимал, если можно так сказать, ещё одну «должность» — он был зятем Никиты Хрущёва, а такая приближённость к первому лицу государству значила очень много. С таким главным редактором «Известия» были просто обречены на успех. Газета стремительно меняла свой облик, становилась изданием, для которого главными были интересы читателя, а не обслуживание идеологических запросов власти. Избавить газету от чрезмерной идеологизированности и заштампованности, сделать её близкой читателю — этой цели стремился добиться Аджубей. Однажды он составил перечень запрещённых к употреблению в газете штампов, вроде «огромный интерес общественности», «немеркнущая дружба народов», «горячий приём» и прочее. И только когда корреспонденты буквально взмолились, прося главного редактора отменить это решение без привычных штампов их работа резко замедлилась , Аджубей отменил запрет. Естественно, что такая редакционная политика сразу же нашла отклик у народа.

В отличие от «Правды», которую выписывали по принуждению подписаться на главный орган партии обязан был каждый член КПСС , «Известия» выписывали «для себя». Уже через год после прихода в редакцию Аджубея «Известия» получили более 600 тысяч писем от читателей. С 1959 по 1964 год тираж «Известий» возрос почти в четыре раза: с 1,6 миллиона до 6 миллионов экземпляров. В конце 1964 года Алексей Аджубей должен был занять должность министра иностранных дел СССР, указ о его назначении уже был подготовлен. Но в октябре 1964-го Никита Хрущёв был снят с поста Генерального секретаря. Алексей Аджубей не только не стал министром, но и был уволен с должности главного редактора «Известий» и отправлен в «ссылку» в журнал «Советский Союз». Затем были годы «застоя», когда газеты «застаивались» вместе со всей страной, и перестроечный всплеск, во время которого народ жадно впитывал информацию, возле киосков «Союзпечати» выстраивались длинные очереди, а тиражи газет и журналов били все рекорды.

Телефон не роскошь, а средство общения

  • «Новости» – ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ
  • Новости Центрального телевидения | Телепедия | Fandom
  • Советское радио и телевидение
  • Выпуск новостей в 15:00 от 27.04.2024. Новости. Первый канал

История русского одиночества: как родился и умер газетный дейтинг в СССР

Дискуссии на самих заседаниях съезда, публичность всего политического процесса, показ на телеэкранах ораторов на многомиллионную аудиторию в одночасье создавали «героев» и «антигероев» перестройки, формировали политические приоритеты населения. Парадокс гласности «сверху» проявился в том, что долгожданный «Закон о печати и средствах массовой информации» готовился в глубокой тайне в недрах ЦК КПСС и был принят без публичного обсуждения только 12 июня 1990 г. Государственная монополия на вещание была ликвидирована. На базе государственных структур стали создаваться частные телевещательные компании. К 1990 г.

Реализация курса гласности привела к тому, что наряду с шагами союзных властей в стране в результате параллельного развития гласности «снизу» политическая жизнь обрела собственный вектор развития. Происходили публичные выступления деятелей культуры, Первомайская демонстрация в Москве. Первомайская демонстрация в Москве. В рамках гласности стало допустимым обсуждение вопросов об оппозиции КПСС, реформаторском курсе Горбачёва, изменении политико-экономической системы, о Народных фронтах 1988—1990 гг.

Отражение курса гласности в СМИ и культуре Гласность породила читательский бум и рост тиражей многих периодических изданий. Так, в 1985 г. Лидерами тиражей в 1990 г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине.

В киосках появились необычные для советских реалий бизнес-журналы «Деловой мир» и «Деловые люди», либеральные газеты «Куранты», «Российские вести», «Независимая газета» , журнал «Столица», немецкий журнал о западной моде и рукоделии «Бурда» Burda и др. История новейшей отечественной журналистики февр. Москва, 1999. Почти треть всей периодики составили частные издания.

Рост номенклатуры изданий в 1991 г. Параллельно с государственными изданиями стали активно действовать самиздатовские журналы и газеты. Геннадий Комольцев. В прессе открыто заговорили о многопартийности, рыночных отношениях, радикальном изменении экономических отношений.

В 1987 г. Подниекса «Легко ли быть молодым? Одной из наиболее популярных телепередач стала программа А. Невзорова в 2022 внесён в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента «600 секунд» 1987—1993.

Перестроечное кино отражало ранее замалчиваемые социальные проблемы советского общества: женские колонии, городские притоны, наркомания и др. Помимо этих тем кинодокументалистика начала освещать проблемы экологии, советской армии, теневой экономики, коррупции. Политика гласности внутри страны сопровождалась «открытием границ» для распространения информации из-за рубежа. Гласность содействовала активизации не только политических сил в поддержку реформ и демократизации существовавшего режима, но и антиправительственных организаций, в которых формировались программы кардинального переустройства СССР.

На страницах журналов начали публиковаться ранее запрещённые произведения: романы В. Гроссмана «Жизнь и судьба», Б. Пастернака «Доктор Живаго», Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей», рассказы и повести В.

Тендрякова , А. Битова , Ф. Искандера , М. Открытиями для советских читателей стали публикации произведений писателей-эмигрантов В.

Набокова , М.

Раздражал менторский поучающий тон этой газеты. В Крыму ещё «Юный ленинец» была газета. Вообще ни о чём.

Постепенно деревенские страсти накаляются, и на дне рождения Сундуковой-младшей между Телегиным и Лениным происходит «дуэль» в виде драки, завершающейся на мостках для прыжков в воду, с которых Володя срывается и разбивается о подводные камни.

После трагедии герой фильма немедленно возвращается в Ленинград, где его дожидается повестка в армию. По окончании срока службы в погранвойсках Евгений увольняется в запас, возвращается домой к прежней жизни и однажды на съёмках передачи про Виктора Цоя сталкивается с Татьяной, ставшей известной телеведущей и супругой телережиссёра. Осознав, что безумно влюблён, Телегин теперь сам бросается упражняться в эпистолярном жанре и всячески ищет свиданий с предметом обожания. Вот только молодая женщина, не желая окунаться в бурю былых переживаний, выбирает семью и покой. Словом, тихомировская Татьяна, как и пушкинская, «другому отдана и будет век ему верна».

Хотя, по мнению режиссёра, после пресс-показа пообщавшегося с журналистами, героиня вообще не должна была выходить замуж, поскольку в письме к Евгению призналась: «Я знаю, ты мне послан богом». В отчаянии от потери любимой, чувствуя вину за гибель Ленина, Телегин едет обратно в провинцию, где его ждёт встреча с подросшей и похорошевшей Варей, знаменующая новый этап в жизни героя. Кстати, в мелодраме, снимавшейся в Ленобласти, можно увидеть пейзажи кисти Виктора Тихомирова, часто мелькающие в кадре и написанные специально для Владимира, по воле литератора-режиссёра превратившегося из поэта в профессионального, но не слишком удачливого художника. Одно из полотен, «Девичьи мечты», персонаж даже дарит Татьяне на день рождения. В принципе фильм — яркий образец современного неоромантизма, где главной темой, естественно, остаётся любовь, которой «все возрасты покорны», — получился одновременно философским и лирическим.

Окуная в атмосферу заката СССР, он передаёт эстетику советской эпохи и вызывает ностальгию. Нельзя не отметить прекрасную игру дуэта Евгений Ткачук Евгений — Серафима Крамер Татьяна и остальных членов актёрского ансамбля, включающего наряду с молодыми исполнителями и признанных мастеров: Татьяну Колганову, Юрия Гальцева, Юрия Кузнецова, Сергея Мигицко. И всё же во время просмотра несколько затянутой 155-минутной ленты в моей памяти настойчиво всплывали слова Леонида Борткевича, солиста легендарных «Песняров», неоднократно выступавшего на страницах «Правды» и в одном из интервью недоумевавшего, почему современные кинематографисты никак не могут оставить в покое классику. Вместо того чтобы безбожно эксплуатировать великие литературные произведения, пытаясь «по-новому» трактовать и осовременивать «Ромео и Джульетту», «Фауста», «Божественную комедию» или «Анну Каренину», считал замечательный певец и музыкант, лучше придумывать свои сюжеты и по ним снимать кино. С мнением артиста трудно не согласиться, хотя можно понять и любителей перекраивать классику, ведь сочинять вариации на тему неувядаемых шедевров, грубо говоря, паразитируя на них у «Митьков» это называлось «почесать хоботок», пристроившись к знаменитости , проще, нежели создавать собственную нетленку.

И «Евгений Телегин» — при всех его бесспорных художественных достоинствах, включая виртуозную операторскую работу, раскрывающую неповторимую красоту русской природы, — тому наглядный пример. Надо отметить: в этом году привлекательность конкурсных лент подогревается тем, что в них затрагиваются злободневные темы. У главной героини, 16-летней Ксюши Субботиной, на носу выпускной, а она, вынужденная сражаться за место под солнцем и дома, и в школе, пребывает в полном раздрае. Одноклассники издеваются над её пышными формами и нерешительностью, а мама требует вернуть в семью отца, уже полгода живущего с молодой пассией и, как потом выяснится, ждущей от него ребёнка. Девочка сочиняет песни и мечтает показать своё творчество на концерте, посвящённом последнему звонку, чтобы покорить сердце Дани Погуляева, по которому безответно сохнет уже три года.

Однако отбор на мероприятие ведёт школьная звезда Света Баранова — заклятый враг Ксюши и зачинщица её травли, отсеивающая всех, кто ей не по душе. После очередной порции насмешек героиня заводит собственный видеоблог, где под именем Жируха размещает дерзкие, провокационные ролики, превращаясь в королеву кринжа на подростковом сленге нечто жутко отвратительное, вызывающее сильный эмоциональный всплеск. Слава и популярность к десятикласснице, стремящейся язвительной самоиронией не только избавиться от своих комплексов, но и воодушевить таких же «отверженных» обществом собратьев по несчастью, приходит быстро: капризный успех, как известно, «выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой». Однако на определённом этапе Ксюша незаметно превращается из жертвы в агрессора, ведь первое страдание, говорил Лермонтов устами Печорина, даёт понятие об удовольствии мучить другого. Примечательно, что об издевательствах и травле со стороны одноклассников члены съёмочной группы фильма Кармаевой, значащегося в титрах «нежной историей любви», знают из личного опыта.

Так, с буллингом столкнулась исполнительница главной роли Римма Латышева, окончившая школу в 2019 году. Как рассказала актриса, выплеснув некогда пережитые боль и обиды на экран, она освободилась от негатива и «закрыла эту малоприятную тему».

Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного. В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты. Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги. В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины. Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер.

Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны. Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т. Главной задачей пропаганды было связать позицию такого рода персонажей с действиями наиболее агрессивных и непримиримых врагов, представить любую возможность самостоятельного рассуждения или взгляда как угрозу обществу и государству. Это открывало для пропаганды возможности всеобщей охоты на «сомневающихся» и «маловеров», «попутчиков» социалистического строительства, заставляя всех не просто демонстрировать, но и доказывать свою преданность и лояльность режиму [14]. Советские идеологи утверждали: «Формирование нового человека не только следствие, но и условие успешного строительства коммунизма ». Важную роль в пропаганде коммунистической идеологии они отводили литературе и искусству , печати , радио , телевидению , различным формам устной пропаганды; отмечался вклад в идеологическую работу советских культурно-просветительных учреждений. Приоритетное значение отводилось «непримиримой наступательной борьбе против буржуазной и ревизионистской идеологии».

Пропагандистская работа должна была воспитывать у советских людей преданность делу коммунизма, советский патриотизм , высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищескую взаимопомощь, честность, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни [15]. В середине 1950-х годов советский вариант образа внутреннего врага стал медленно уходить из общественного сознания, однако образ внешнего врага практически без изменений сохранился до середины 1980-х годов [16]. В условиях стагнации экономики в период застоя государственная пропаганда постепенно утратила эффективность. Такие насущные проблемы, как дефицит товаров , прирост в теневой экономике и неравномерное распределение благ не освещали в СМИ. На фоне растущего недовольства населения пропаганда социалистических подвигов выглядела неуместно и порождала анекдоты [17]. Транспаранты на брандмауэрах. Ленинград, набережная Обводного канала, 1984 год Инсталляция в Москве, в районе Парка Горького, 1984 год Антивоенный антиамериканский плакат в витрине центрального почтамта.

Москва, 1984 год Оценки[ править править код ] Некоторые историки считают, что главной целью советской пропаганды было создание нового человека — человека, следующего принципам коллективизма , добровольно подчиняющего свои интересы интересам общества и готового принести себя в жертву на благо общества, который придерживался бы материалистического и атеистического мировоззрения и имел своей высшей целью достижение лучшей, богатой и счастливой жизни для будущих поколений[ источник не указан 845 дней ]. Культуролог Даниил Дондурей отмечал: «Советская власть была дальновидна.

«В советское время информация скрывалась — в этом были плюсы»

Но в любом случае индивидуальность не считалась привлекательной, было желательно не выделяться из толпы. Существовали вообще постыдные вещи, к которым терпимо не относился никто, которые все считали даже подлыми. Таких можно привести несколько. Перепродавать иностранные вещи Такая деятельность считалась предпринимательской, преследовалась по закону. Фото: Pixabay Но люди вместе с тем все равно перепродавали что-то, зарабатывали на этом. Сама по себе такая торговля не являлась подлой.

Подлым и некрасивым было то, что на гражданах наживались, что на их желании что-то приобрести кто-то зарабатывал. Нередки были случаи, когда за иностранные вещи выдавались предметы советского производства. Такой обман не считался достойным поведением, тоже резко негативно воспринимался обществом. В настоящее время китайские вещи часто выдают за что-то качественное, продают их по высоким ценам.

Флагманами либеральной мысли стали «Новый мир» и «Литературная газета», где изредка можно было встретить произведения, двусмысленно обрисовывающие советскую реальность. Телевидение После освоения радио, люди задумались о приручении телевидения. Передачу изображения на расстояние без проводов готовили еще с 1924 года, но только 15 ноября 1934 г. А ежедневные трансляции из телецентра в Москве на Шаболовке начались с 5 октября 1938 г. Нет четкой даты и одного имени, стоящих напротив слова «телевидение», каждое новое открытие приближало нас к нынешним достижениям техники, создавая вопрос принадлежности данного изобретения.

Самый первый патент на современное электронное телевидение получил профессор Борис Розинг из технологического института Санкт-Петербурга, подав заявку 25 июля 1907 г. Серьезный прорыв совершает Владимир Зворыкин в 1923 г. Их было в эфире уже около 300. Рекордными темпами росло количество радиоточек: их было уже около 5 млн к началу Великой Отечественной войны. Именно они помогали правительству держать связь с народом на оккупированных территориях. Появление возможности радиозаписи в 1930 году существенно разнообразило репертуар передач и упростило работу над созданием полноценной сетки радиовещания. Итоги периода Новые технологии, используемые СМИ, сделали советскую пропаганду на порядок эффективнее. И вот, к концу 1930-х гг. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны.

Особенно большое значение журналистика стала приобретать в это время, потому что с каждым днем все очевиднее становилась возможность инвазии. В итоге случился прирост количества газет, к 1940 году их уже было девять тысяч, учитывая то, что переводных изданий было две с половиной тысячи. Радиовещание тоже не переводило дух — передачи теперь готовились и для зарубежных слушателей. А телевизионные центры были построены еще в Ленинграде и Киеве. Журналистика должна была проводить разоблачение коварных, бесчеловечных замыслов врага, поднимая боевой дух народа. А «Красная звезда» и «Красный флот» объединили величайших писателей: А. Толстого, И. Эренбурга, К. Симонова, Б.

С каждым годом росла роль партизанской и подпольной прессы — за четыре года количество подобных изданий приумножилось больше, чем в 13 раз. До октября 1948 г. Вместе с перестройкой системы СМИ для военных нужд шел процесс создания фронтовой корреспондентской сети. Отличные образцы публицистики принадлежат: А. Фадееву, В. Вишневскому, М. Шолохову, Б. Право иметь постоянных корреспондентов на фронте предоставлялось Совинформбюро, ТАСС, редакциям газет «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Комсомольская правда», Всесоюзному радиокомитету и тем республиканским и областным газетам, на территории которых проходили военные действия. Радио Конечно, главная роль в военной журналистике того периода принадлежала радио.

Голосом главного диктора страны, Юрия Левитана, с народом говорил сам И. Такой личный и прямой контакт с Москвой воодушевлял солдат и офицеров. Люди с оккупированных территорий искали в эти трансляциях надежду на скорое освобождение и находили ее. Итоги периода Война обогатила репертуар советских СМИ. Появились новые жанры: фельетоны, фронтовые письма, памфлеты, карикатуры. Военные репортажи стали неотъемлемой частью газет. Появились целые журналы, посвященные юмору и сатире: «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др. Так правительство поднимало боевой дух народа, высмеивая грозного противника. Особый успех имели специализированные издания для определенных военных подразделений.

Свои СМИ имели флот, авиация, пехота и т. Все это позволило развеять миф об устрашающей непобедимости фашисткой армии.

Редакция газеты первоначально располагалась в Мюнхене в апреле 1902 года редакция переехала в Лондон, через год — в Женеву , а первый номер «Искры» был набран и свёрстан в Лейпциге к 11 24 декабря 1900 года. В среднем «Искра» выходила тиражом около 8 тысяч экземпляров. С середины 1901 года газета издавалась раз в месяц, а с 1902 года — каждые две недели. В Россию газета доставлялась и распространялась нелегально.

Для того чтобы увеличить тираж «Искры», в России были организованы несколько подпольных типографий, перепечатывавших как отдельные статьи, так и целые номера газеты. Из-за раскола между Лениным и Плехановым в октябре 1905 года «Искра» прекратила своё существование. Большевики издавали газеты «Вперёд», «Пролетарий», в октябре 1905 года в Петербурге выходила первая легальная газета «Новая жизнь». А в 1912 году главным печатным органом большевиков стала «Правда». В январе 1912 года в Праге состоялась 6-я Всероссийская конференция РСДРП, на которой было решено издавать ежедневную газету для рабочих. Первый номер «Правды» вышел в Петербурге 22 апреля 5 мая 1912 года с 1922 года 5 мая отмечался как День печати.

Стоила газета 2 копейки, в номере описывались Ленские события расстрел рабочих на якутских приисках , освещалось рабочее движение в России и мире, были опубликованы телеграммы и письма с мест. Центральным органом РСДРП с 1908 по 1917 год была газета «Социал-демократ», издававшаяся за границей и распространявшаяся в России нелегально. Но фактически главной газетой большевиков была «Правда». Газета издавалась легально, хотя в период с 1912 года до начала Первой мировой войны правительство 8 раз закрывало издание. Однако газета продолжала выходить, только под другим названиями: в 1913 году — «Рабочая правда», «Северная правда», «Правда труда», «За правду», в 1914-м — «Пролетарская правда», «Путь правды», «Рабочий», «Трудовая правда». А несколькими днями ранее представители различных социалистических партий, рабочие, члены социал-демократической меньшевистской и трудовой фракций Государственной думы учредили Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

С названием особо не мудрствовали: на первой странице ровными прямыми буквами, без всяких изысков было отпечатано: «Известия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов». Хотя большевики и входили в состав Петросовета, но главенствующую роль в нём играли эсеры и меньшевики, так что «Известия» до поры до времени оставались меньшевистской газетой. После прихода к власти большевики попытались полностью подчинить себе прессу. В «Декрете о печати», вышедшем в тот же день, указывалось на необходимость подобных мероприятий против «контрреволюционных» газет.

В военные годы это обернулось для советского руководства своеобразным преимуществом, поскольку сделало возможной максимальную централизацию новостного вещания и пропаганды. На протяжении 1941—1945 гг. Это было связано как с его способностью наиболее оперативно доставлять последние новости даже в удалённые районы страны, так и с определённой демократизацией вещания: именно во время войны по радио стали достаточно регулярно передавать выступления простых советских граждан. В конце войны в распоряжении радиокорреспондентов появились трофейные немецкие магнитофоны, что заметно расширило их технические возможности. Эфирное радио использовалось для вещания на оккупированные территории и пропагандистских передач на немецком языке, адресованных солдатам противника. Необходимость наращивать эфирное вещание была в полной мере осознана уже в первые послевоенные годы, но его развитие ещё довольно долго сдерживал дефицит дешёвых бытовых радиоприёмников, которые появились в достаточном количестве только после смерти Сталина. Отмечалось также, что лица интеллектуальных профессий по-прежнему предпочитают радио набирающему популярность телевидению. Это свидетельствовало о радикальном изменении общественной функции радио, которое на заре советского широковещания воспринималось скорее как технология, объединяющая и унифицирующая население. Продолжала функционировать и система проводного вещания — в модифицированном виде, с новыми трёхканальными приёмниками вместо прежних одноканальных «тарелок»; многие слушатели старшего поколения продолжают пользоваться ими даже сегодня. Влияние последнего на аудиторию, по заключению автора, оставалось таким образом, весьма значительным и в эпоху «развитого социализма». Ввиду обширности изучаемого материала автор ограничила своё исследование рядом передач, выходивших по Первой программе Центрального телевидения. Тематически её монография, как и работа Ловелла, охватывает не только техническую и институциональную историю советского телевещания, но и содержание выходивших передач, которое, в свою очередь, анализируется в общем социально-политическом контексте того времени. Последний влиял на развитие советского ТВ в нескольких отношениях. Работникам телевидения это открывало достаточно широкие возможности для экспериментов, хотя и в определённых идеологических рамках, в т. С другой стороны, советское телевидение не было полностью изолировано от заграницы, в СССР активно заимствовались и переосмысливались иностранные форматы передач — главным образом восточноевропейские, которые, в свою очередь, нередко были заимствованы из Западной Европы. Понимание этого контекста позволяет глубже и отчётливее изучить своеобразие советского ТВ — по сравнению как с капиталистическими странами, так и с просоветской Восточной Европой. Хронологическими рамками исследования являются т. Не отказываясь от этого термина полностью, она относит его скорее к истории массового сознания, поскольку в политическом, экономическом, научно-техническом и культурном отношениях брежневский период был в действительности весьма насыщенным. История телевидения, где строгий цензурный контроль сочетался с поощрением творческих экспериментов, наглядно это подтверждает. Книга состоит из введения, семи тематических глав и эпилога. Эти идеи оказали немаловажное влияние на содержание и стилистику передач.

История русского одиночества: как родился и умер газетный дейтинг в СССР

Теперь же члены семей часто обедают врозь, когда кому удобно. В часы пик в вагонах метро или пригородных электричках трудно было встретить пассажиров без книжек. Однако неподдельный интерес к печатному слову не имел ничего общего с покупкой целых собраний сочинений для украшения интерьера. Кроме того, советские граждане записывались в библиотеки, куда увлеченные читатели ходили не реже двух раз в месяц. Мы жили в эпоху очередей, но о некоторых из них сейчас приятно вспомнить. В частности, это очереди в библиотеках. Люди действительно увлекались чтением. На некоторые книги записывались за месяц. Особым спросом пользовались научно-популярные, литературные, спортивные и детские издания.

Женщины читали журналы, к которым прилагались выкройки и схемы вязания. Рукодельницы шили по ним оригинальные наряды. Газеты после прочтения советские граждане собирали и сдавали их на переработку. За макулатуру можно было получить абонементы на приобретение дефицитных книг.

Это было важно, чтобы окружающие случайно не подумали, что пара жадничает. К слову, так было не всегда. Свадьбы получили подобный размах только после 1950-х, а до этого времени они считались совершенно обыкновенной, ничем не примечательной процедурой. Для регистрации не шили платье и не покупали костюм — в те годы приходили в чем придется. Обручальными кольцами тоже не обменивались. Все было сдержанно, и далеко не всегда гости были свидетелями торжества.

Свадебная индустрия зародилась лишь в 1960-е, превратив незатейливую регистрацию брака в по-настоящему пышное торжество. В советских магазинах достать красивую одежду было непросто, поэтому часто приходилось шить блузки и платья самостоятельно. Выбор обуви и сумок тоже был не велик: однотипность моделей расстраивала каждую советскую модницу. Именно поэтому те, кому посчастливилось дружить с фарцовщиками, не жалели средств на желанные обновки.

Выводы автора излагаются в заключительных разделах к главам. В межвоенный период радиовещание в СССР, как и в других странах, переживало время своего становления и поисков формы. Это касалось не только технической стороны вопроса построение радиосети, тем более на огромной территории Советского Союза, требовало колоссальных усилий и инвестиций , но и содержательной по вопросу о том, что и как передавать по радио, единого мнения тоже не было. К началу Отечественной войны в стране действовало около 5 млн. В военные годы это обернулось для советского руководства своеобразным преимуществом, поскольку сделало возможной максимальную централизацию новостного вещания и пропаганды. На протяжении 1941—1945 гг. Это было связано как с его способностью наиболее оперативно доставлять последние новости даже в удалённые районы страны, так и с определённой демократизацией вещания: именно во время войны по радио стали достаточно регулярно передавать выступления простых советских граждан. В конце войны в распоряжении радиокорреспондентов появились трофейные немецкие магнитофоны, что заметно расширило их технические возможности. Эфирное радио использовалось для вещания на оккупированные территории и пропагандистских передач на немецком языке, адресованных солдатам противника. Необходимость наращивать эфирное вещание была в полной мере осознана уже в первые послевоенные годы, но его развитие ещё довольно долго сдерживал дефицит дешёвых бытовых радиоприёмников, которые появились в достаточном количестве только после смерти Сталина. Отмечалось также, что лица интеллектуальных профессий по-прежнему предпочитают радио набирающему популярность телевидению. Это свидетельствовало о радикальном изменении общественной функции радио, которое на заре советского широковещания воспринималось скорее как технология, объединяющая и унифицирующая население. Продолжала функционировать и система проводного вещания — в модифицированном виде, с новыми трёхканальными приёмниками вместо прежних одноканальных «тарелок»; многие слушатели старшего поколения продолжают пользоваться ими даже сегодня. Влияние последнего на аудиторию, по заключению автора, оставалось таким образом, весьма значительным и в эпоху «развитого социализма». Ввиду обширности изучаемого материала автор ограничила своё исследование рядом передач, выходивших по Первой программе Центрального телевидения. Тематически её монография, как и работа Ловелла, охватывает не только техническую и институциональную историю советского телевещания, но и содержание выходивших передач, которое, в свою очередь, анализируется в общем социально-политическом контексте того времени. Последний влиял на развитие советского ТВ в нескольких отношениях. Работникам телевидения это открывало достаточно широкие возможности для экспериментов, хотя и в определённых идеологических рамках, в т. С другой стороны, советское телевидение не было полностью изолировано от заграницы, в СССР активно заимствовались и переосмысливались иностранные форматы передач — главным образом восточноевропейские, которые, в свою очередь, нередко были заимствованы из Западной Европы. Понимание этого контекста позволяет глубже и отчётливее изучить своеобразие советского ТВ — по сравнению как с капиталистическими странами, так и с просоветской Восточной Европой. Хронологическими рамками исследования являются т.

Рупором становятся фронтовые газеты. Здесь главную роль играло издание «Красная звезда» центральный печатный орган Наркомата обороны Союза ССР по военным делам , уже завоевавшее доверие и уважение. Появляется и сатирическая периодика журналы : «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др. Чеховский полиграфический комбинат Для печати многотиражных изданий возводились целые полиграфические комплексы. Такими были, к примеру, издательство «Правда» или Чеховский полиграфический комбинат. Во время Великой Отечественной войны советские газеты непрерывно транслировали новости с фронта, поддерживая боевой дух людей. Пресса стала печатать самые разнообразные статьи, отражающие многогранность и сложность советского общества. Многие из данных публикаций того времени не прошли бы цензуру чуть раньше или десятилетием позже. В начале 1970-х власть вновь ограничила свободу прессы, стремясь показывать и советским читателям, и западным странам лишь преимущества жизни Советского Союза. Но изредка запрет нарушался: в какой-нибудь из газет нет-нет, да и проскакивал неугодный текст. Виновных строго наказывали: от журналиста до главного редактора. Во второй половине 1980-х гг. Горбачёв говорил: «Мы стремимся к большей гласности. Люди должны знать и хорошее, и плохое, с тем, чтобы приумножать хорошее, а с плохим вести борьбу». Политика гласности, по его словам, должна была помочь выйти из экономического кризиса в стране, когда недостатки текущего положения начали открыто обсуждать. Полиграфический комбинат «Правда» 12 июня 1990 года был принят Закон о печати и других средствах массовой информации. Он утверждал свободу слова в СМИ - возможность высказывать любые убеждения и мнения. При этом журналист был обязан проверять информацию и писать достоверно, а если в статье появлялись тезисы, противоречащие его убеждениям, автор имел право не ставить под статьёй подпись. Кроме того, в законе введён термин «злоупотребление свободой слова»: журналист не имел права разглашать государственную или охраняемую законом тайну, призывать к свержению общественного строя то самое, что вменил Иешуа Понтий Пилат или жестокости. Также запрещалось вмешиваться в личную жизнь людей и посягать на их достоинство. Если бы Чарльз Милвертон решил опубликовать в советских газетах письма леди Евы события одного из рассказов о Шерлоке Холмсе , он бы нарушил именно этот закон. В 1990 году издавалось 8434 газеты, общий тираж которых составлял почти 50 миллиардов в год. Средство массовой информации для общесоюзной аудитории подлежало регистрации в органах государственного управления. Если оно предназначалось для республиканской или местной аудитории, его регистрировали соответствующие исполнительные и распорядительные органы. В заявлении указывались территория, название и язык издания, программные цели и задачи, периодичность выпуска, объём, источники финансирования. Какие газеты выпускали в СССР? Центральные или всесоюзные газеты охватывали важнейшие события всей страны. Это самые главные представители периодической печати. Среди центральных газет в различные годы советской власти значились такие издания как «Правда», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Беднота», «Литературная газета», «Безбожник», «Известия», «Говорит и показывает Москва», «Гудок», «Учительская газета», «Пионерская правда», «Труд». Также издавали республиканские газеты, областные, краевые, городские, районные, отраслевые. Не оставались в стороне большие предприятия и колхозы, выпускавшие собственные малотиражные издания. Однако любое издание отражало жизнь Советского Союза: общество и политика, обучение, промышленность, строительство, сельское хозяйство, спорт, искусство, вопросы молодёжи, пионеров и комсомольцев. Каждый мог найти периодику по своим интересам. Расскажем о некоторых из них подробнее. Здесь объясняли основы политики партии, её роль, актуальные задачи. Журналисты были уполномочены трактовать решения партии и распространять их среди народа. Кроме того, в ней публиковались критические статьи: публикации могли иметь серьёзные последствия для организаций, вплоть до административных и судебных. Дореволюционная «Правда» — пример публикаций, чьи авторы, несмотря на прессинг со стороны государства на тот момент Российской империи , стремились донести до читателя истинное положение вещей. Несмотря на серьёзное сопротивление государственного аппарата, «Правда» выдержала этот натиск и продолжала публиковать обличающие статьи. Её запрещали много раз, но газета неизменно появлялась под другими названиями: «Рабочая правда», «Путь правды», «За правду», «Северная правда», «Правда труда», «Пролетарская правда». Когда она приобрела статус главной газеты СССР, день выхода первого её выпуска 5 мая, по старому стилю - 22 апреля стал Днём советской печати. Он оставался профессиональным праздником для всех, кто был связан с прессой до 1991 года, когда ввели День российской печати 13 января по новому стилю, когда в 1703 году вышел первый номер газеты «Ведомости», основанной Петром I. На страницах «Правды» печатали актуальные статьи Ленина. С 1930 по 1950 годы газету курировал Сталин, который также стал автором ряда её статей. Что публиковали в «Правде»? Постановления органов власти, официальные речи государственных деятелей и прочую информацию государственной важности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий