Новости пароход челюскин история

В первой ноте речь идет о пароходе «Челюскин». После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах. 13 февраля 1934 года во льдах Северного ледовитого океана был раздавлен советский пароход Челюскин.

90 лет катастрофе "Челюскина": как полярники выживали во льдах

Об истории спасения экипажа «Челюскина» расскажем 17 февраля в 15:00. Пароход, названный в честь Семёна Челюскина, открывшего в 1742 году самый северный мыс Евразии, был последним словом техники. История спасения «Челюскина» Политика, Челюскин, СССР, Спасение, Дата, История, Длиннопост. 13 апреля 1934 года закончилась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин», за которой следила вся страна. путешественника С.И. Спустя несколько недель "Лену" переименовали в "Челюскин", и именно этот толком не испытанный во льдах пароход назначили в сверхдальний арктический переход от Мурманска до порта приписки Владивосток. «Челю́скин» — советский пароход, построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (B&W, Copenhagen) по заказу внешнеторговых организаций СССР.

Челюскин и пижма все точки над i

Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства, бесполезные, впрочем, ввиду величины течи. Через два часа всё было кончено. За эти два часа организованно, без паники выгружены на лёд давно подготовленные аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолёт и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился в воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения. Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он придавлен бревном и увлечён в воду.

Начальник экспедиции Шмидт. Через 2 дня после крушения судна в Москве была организована специальная комиссия под руководством Валериана Куйбышева.

Анатолий Ляпидевский и др. Николай Каманин.

А перед нами таких вопросов не стояло. Мы знали, что ни одного аэродрома нет, горючего нет, никаких средств навигации нет и даже карты, точно отражающей обстановку местности, тоже не было". Василий Молоков. В первый раз я взял двух человек, потому что непонятно было, поднимется опять машина или не поднимется.

Дальше я брал по четыре человека. Когда аэродром стало ломать, то стал возить по шесть человек". Сигизмунд Леваневский. Без дела ему всегда было скучно.

Он услышал по радио сообщение о гибели "Челюскина" и тотчас же побежал на почтамт и телеграфировал о том, что готов лететь на помощь челюскинцам. А на следующий день получил правительственную "молнию": "Немедленно выезжайте в Москву". Чтобы понять, с какой оперативностью работала в те дни правительственная комиссия, достаточно сказать, что решение отправить с Аляски на Чукотку два закупленных в Америке самолёта было принято через три дня после кораблекрушения в Чукотском море... Воздушные корабли были одинаковые, и чтобы не спутать их, на крыльях кроме советских опознавательных знаков сделали надписи: "СЛ" — Сигизмунд Леваневский и "МС" — Маврикий Слепнёв.

Машины были выкрашены в ярко-красный цвет, а надписи вывели огромными чёрными буквами. Таким образом, в первый и в последний раз советским пилотам довелось летать на самолётах своего имени". Маврикий Слепнёв. Там было много народу — накурено, чай пьют.

Оказалось, что Валериан Владимирович собрал различных специалистов, которые могли бы дать советы, каким образом нужно организовывать спасение челюскинцев. Тут были дирижаблисты, лётчики, моряки, полярники, охотоведы, специалисты по езде на собаках. Решили, что будет использоваться главным образом авиация. Но нужно помнить, что в то время последний бензин был на Камчатке.

А до Чукотки ещё две тысячи километров, и тогда самолёты летали хорошо если километров на 500, а не на какие-то там десятки тысяч по дальности". Михаил Водопьянов. Более пяти тысяч километров я за свою жизнь пролетел — так не волновался, как эти 150 километров до лагеря. Я до боли в глазах смотрел на горизонт, искал чёрный дым — и, наконец, увидел.

Чёрный дым поднимается ввысь, вот он. Сделал круг над лагерем. Среди огромных ледяных нагромождений приютились маленькие закопчённые трёх-четырёхместные палатки. Ко мне подбежали челюскинцы, окружили меня — я уж приготовил свои объятия, думал, целоваться они будут со мной.

И вдруг один задаёт вопрос: "Товарищ Водопьянов, скажите, правда, что у вас золотая челюсть? Я говорю: "Просто он вас разыграл — челюсть как челюсть, вот, смотрите сами". Ну, пошутили, погрузил я четверых, полетел… А 13 апреля все челюскинцы были спасены — вырвали из ледяного плена 104 жизни". Иван Доронин.

Доронин решил лететь.

К слову сказать, появилось тогда еще одно правительственное постановление: для увековечивания подвига первых Героев Советского Союза воздвигнуть в столице обелиск. Однако с исполнением такого указания Кремля вышла заминка. Монумент в итоге так и не соорудили, а на месте, которое под него было зарезервировано в середине 1930-х, позднее появилась громада памятника Петру I. Встреча арктических героев в Москве. Фото: pastvu. Власти поощряли такую идеологически правильную кампанию. Повсеместно проводились митинги, вечера, посвященные челюскинской эпопее. Ее участники особенно летчики были нарасхват: их приглашали выступить перед публикой, избирали в почетные президиумы собраний… Впрочем, нашлись у полярных кумиров и «оппоненты» — сотрудники «органов».

Судя по всему, проведенное чекистами по горячим следам расследование не обнаружило в ситуации с гибелью «Челюскина» какого-либо заведомого вредительства. Однако у бдительных товарищей с Лубянки, как говорится, осадочек остался. Поэтому, когда несколько лет спустя в СССР наступило время «большого террора», уберечься от репрессий удалось далеко не всем еще недавним героям-челюскинцам. Например, известно, что в январе 1938-го Военная коллегия приговорила к расстрелу «за участие в контрреволюционной организации» двоих бывших участников экспедиции, занявших к тому времени руководящие должности в Главном управлении Севморпути. Один из них — Илья Баевский, который в экспедиции был заместителем О. О другом будет сказано ниже. В челюскинской эпопее имелся и еще весьма примечательный персонаж, однако на протяжении долгих десятилетий он оставался в тени. Речь идет о заведующем факторией Севморпути в поселке Ванкарем Георгии Кривдуне. Про него с теплотой вспоминали многие вывезенные со льдины челюскинцы.

Ведь их непростой путь на Большую землю проходил как раз через это заполярное поселение. А Кривдун сумел организовать там максимально удобные бытовые условия для людей, только что чудом спасенных из ледяных арктических объятий. Именно Георгий Терентьевич хлопотал, чтобы разместить эвакуируемых, накормить их, защитить от холода, помочь с отправкой на следующий пункт эвакуационной цепочки. Фамилию Кривдуна можно обнаружить в уже упомянутой выше «парадной» книге «Как мы спасали челюскинцев»: «…перебрались в Ванкарем. Заведующий факторией коммунист т. Кривдун, старейший работник на Чукотке, очень помог нам в дальнейшей работе…» На самом деле все обстояло с точностью до наоборот. Георгий был сыном казака из селения, расположенного неподалеку от Владикавказа. В 1930-м во время проведения кампании по раскулачиванию и расказачиванию, проводимой в стране, зажиточного жителя терской станицы Терентия Кривдуна вместе с семьей отправили в ссылку за Урал — в суровые северные края. Через некоторое время старший сын Терентия там выбился в люди — получил должность заведующего ванкаремской факторией.

Каких-то значимых наград за свое участие в эвакуации челюскинцев Георгий Терентьевич от властей не получил. Зато два с небольшим года спустя «старейшего работника» «отблагодарили» по-другому. К тому времени Кривдун сменил место работы — он заведовал факторией на мысе Шмидта. Там его в октябре 1936-го и «повязали» нагрянувшие чекисты. Арестованному «заполярному казаку» вменили «участие в контрреволюционной организации» и отправили в лагерь. Дальнейшая судьба этого человека неизвестна. Бурлаков: «Увы, пресловутая «гулаговская» тема довольно плотно «прилепилась» к истории с «Челюскиным». В начале 2000-х вдруг всплыла сенсация: мол, в кильватер знаменитому пароходу шло еще одно судно — «Пижма», которое везло 2000 зэков для чукотских оловянных рудников. С подачи некоего «историка» утверждалось, что вскоре после гибели головного корабля «Пижма» также затонула, утащив на дно своих подневольных пассажиров...

Доводилось слышать и о том, что якобы на самом «Челюскине» везли партию заключенных. Все это выдумки. Однако, как удалось выяснить уже в наше время, среди челюскинцев было несколько человек, которые до отправки в знаменитый арктический рейс подвергались репрессиям. В их числе заместитель Шмидта по политической части Алексей Бобров — фактически второе лицо в экспедиции. После эвакуации со льдины заболевшего Отто Юльевича именно Боброву Москва поручила быть начальником лагеря челюскинцев. Так вот, оказывается, Алексея Николаевича в январе 1931 года арестовали, предъявив обвинение по пресловутой 58-й статье. Он провел в тюрьме 14 с лишним месяцев, но затем был освобожден и некоторое время спустя направлен на «Челюскин». Впрочем, судьба улыбалась ему недолго. Осенью 1937-го Бобров, работавший тогда в Управлении Севморпути, был вновь арестован «за участие в террористической организации», а 3 января «кремлевские товарищи» подписали очередной «расстрельный список», в котором среди других значилась фамилия Боброва».

Дотошные исследователи смогли раскопать сведения и еще об одном челюскинце с «зэковской» биографией. Дмитрий Березин, числившийся плотником в бригаде строителей, плывших на пароходе, оказался... Еще осенью 1932-го крестьянин из глухой новгородской деревушки был арестован по обвинению в саботаже и участии в контрреволюционной группировке. Дмитрия Ильича приговорили к 10 годам лагерей.

Дли полной гарантии и успешности поддержания судна будут проведены шесть 200-тонных жестких понтонов, которые по своей конструкции и крепости вполне поддержат пароход на поверхности воды во время буксировки в порт-убежище, если заделка пробоин на месте подъема будет невозможна. Заделку пробоин, люков и отверстий предполагается провести путем замораживания способ, примененный при подъеме затонувших германских кораблей. Для буксировки парохода до Владивостока заделка пробоин будет проведена путем заварки, с накладной жестких стальных пластырей и подводной бетонировки.

Подъем «Челюскина» будет проведен в 1936 году. Наиболее удачное время для подъема июль август, так как район гибели «Челюскина» в это время свободен ото льдов и Чукотское море свободно ото льдов от Берингова пролива до меридиана Колючинской губы и до 70 градусов северной широты. Вес «Челюскина» 2550 тонн. Подъем его будет сопряжен с исключительным напряжением и трудностями. Основана в 1923 году приказом по ГПУ от 2. Отдельная Дальневосточная партия ЭПРОН осуществила сложный подъем парохода «Сишан» водоизмещение 1200 т , ледокола «Богатырь», спасла транспорт «Сталинград» водоизмещение 3500 т. Арестован 21 августа 1937 г.

Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?

Лишь два года спустя еще одна группа исследователей сообщила сенсационную новость о нахождении «Челюскина». После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах. Эпопея «Челюскина» Летом 1932 г. пароход «Александр Сибиряков» впервые за одну навигацию прошел Северным морским путем. 13 февраля 1934 года во льдах Северного ледовитого океана был раздавлен советский пароход Челюскин.

Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине

Не повезло только одному человеку — завхоз Борис Могилевич, который в последние минуты находился на судне. Он замешкался, на него упали бочки и мужчина затонул вместе с пароходом, пишет РИА Новости. Судно во льдах. СС0 Паники во время эвакуации с судна не было, говорится в книге "100 знаменитых катастроф".

Челюскинцы успели выгрузить на льдину практически все, что могло понадобиться для зимовки — продовольствие, одежду, горючее, палатки, спальные мешки, научную аппаратуру, говорится в книге "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко. Экипаж обустроил на льдине лагерь, изучал суровые условия Арктики, слушал лекции по математике, космологии, сочинял стихи и даже выпускал стенгазету. Спасение экипажа парохода "Челюскин" Цитата из книги "100 знаменитых катастроф" Валентины Скляренко: "Лагерь Шмидта верил, что Родина не оставит их в беде, и их надежды оправдались.

К организации спасательной операции на Большой земле приступили уже на следующий день. Была создана правительственная комиссия по спасению челюскинцев, о действиях которой постоянно сообщалось в печати. Многие специалисты не верили в возможность спасения.

Центральным, но отнюдь не самым масштабным. А самой масштабной операцией, проведенной в навигацию 1933 года, стала Первая Ленская экспедиция, цель которой была проводка каравана грузовых судов из Архангельска в устье реки Лены через Карское море, пролив Вилькицкого и море Лаптевых, а затем обратно — в Архангельск. В состав грузового каравана вошли пароходы «Володарский», «Правда» и «Товарищ Сталин». В задачу экспедиции входила также проводка речного буксира и лихтера с Оби в устье Лены. Задача проводки экспедиции возлагалась на ледокол «Красин». Руководителем экспедиции был назначен Борис Лавров, начальником проводки — капитан Михаил Сорокин. Архив фотокорреспондента "Правды" С. Нероты, притока р. У правого берега устья - суда Нижне-Ленской экспедиции на пути в бухту Тикси. Ленская экспедиция 1933 г.

Известно, что ни одно из судов Ленского каравана не имело ледового класса. Экспедиция вышла из Архангельска 8 августа, 12 сентября прибыла в бухту Тикси. Однако дойти до Архангельска ему не удалось, суда попали в тяжелые льды и встали на зимовку у островов Комсомольской Правды. Эта экспедиция началась еще в 1932 году, но тяжелые ледовые условия в Восточном секторе не позволили ей выполнить поставленные задачи и она встала на зимовку. В ее состав сначала входили шесть грузовых пароходов из них три — серии «Анадырь»: «Анадырь», «Сучан» и «Север» и одна шхуна. Эти суда проектировались и строились для дальневосточных грузовых линий и не являлись судами ледового класса. Проводку каравана СВЭ осуществлял ледорез «Литке». В навигацию 1933 года авиаобеспечение морских операций в Восточном секторе Арктики осуществляла группа Красинского. Таким образом, видно, что трасса СМП в навигацию 1933 года на всем своем протяжении представляла собой оживленную судоходную магистраль, на которой работали десятки судов и тысячи людей. Обратим внимание и на активную роль полярной авиации в навигацию 1933 года, значительно более существенную, чем в навигацию 1932 года.

Что представлял собой сам пароход? Это судно, построенное в Дании на верфи «Бурмейстер и Вайн» по заказу Наркомвода, должно было использоваться на трассе Владивосток — устье Лены, то есть для Восточных Ленских экспедиций. Судно имело ряд конструктивных особенностей, характерных для судна ледового класса, а именно: специальной конструкции форштевень, усиление корпуса в районе ватерлинии и ряд других. Тем не менее, как это отмечается во многих серьезных публикациях, это был обычный пароход, не соответствующий характеристикам ледокольного парохода. Об этом указывается в известном отчете комиссии, производившей осмотр судна 5 июля 1933 года в Ленинграде.

Удивительное совпадение: О. Шмидт появился на свет буквально за несколько месяцев до трагической гибели другого великого уроженца белорусской земли, крупнейшего исследователя Сибири и Заполярья Ивана Дементьевича Черского. И теперь поселки городского типа, названные именами этих самоотверженных людей, расположены неподалеку друг от друга, практически — на одной широте: поселок Черский на крайнем северо-востоке Якутии, почти в самом устье Колымы, и поселок Мыс Шмидта на Чукотке, на берегу «Студеного моря», как наши далекие предки называли Северный Ледовитый океан. Впрочем, вряд ли можно в полной мере назвать это простым совпадением. Ведь О.

Шмидт, безусловно, был учеником и продолжателем дела Ивана Черского, который мечтал о том, чтобы преодолевать Северный Морской путь — от Мурманска до Владивостока — за одну короткую полярную навигацию. Именно этому была посвящена жизнь и деятельность Отто Юльевича Шмидта. Как исследователь труднодоступных для человека районов Отто Шмидт впервые прославился в 1928-м, во время первой в истории советско-германской экспедиции на Памир. Целью экспедиции было изучение и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира. И тогда альпинисты, в числе которых был О. Шмидт, достигли существенных результатов. И Шмидту доверили более серьезные, ответственные задачи. В 1929-1934 годах он руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин». И на судне «Георгий Седов» вместе с его капитаном Владимиром Ивановичем Ворониным, ровесником и другом Отто Юльевича, цель полярной экспедиции под командованием Шмидта была «почти» достигнута. Но… Льды не пустили корабль дальше архипелага Северная Земля.

Так советские полярники впервые столкнулись с неумолимой силой арктической природы. Но Шмидт и его товарищи открыли новые острова, новые земли и нанесли их на карту, водрузив над ледяными просторами флаг своей страны. На ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» Шмидт вплотную приблизился к осуществлению своей мечты. И снова — вместе с капитаном В. Впервые в истории за одну летнюю арктическую навигацию корабль прошел путь от Белого Архангельск до Берингова моря. Осталась небольшая неудовлетворенность результатом, ведь вышедший из строя и потерявший свой собственный ход, начавший дрейфовать еще в Чукотском море «Сибиряков» конец пути проделал на буксире от Берингова пролива до Петропавловска-Камчатского. Надо было заканчивать начатое, окончательно «торить дорогу» советским кораблям по Севморпути. Для этого уже в 1933 году была организована экспедиция под командованием академика Шмидта и капитана Воронина на куда более крупном и мощном судне — «Челюскине». Такие мистические предчувствия тревожили некоторых из «посвященных» задолго до отплытия судна из Мурманска во Владивосток по Северному морскому пути. Ныне почему-то мало кто вспоминает о том человеке, в честь которого был назван знаменитый пароход «Челюскин».

А вот его капитан В. Воронин и начальник полярной экспедиции О. Шмидт в 1933-34 годах хорошо знали и частенько вспоминали загадочную судьбу Семена Ивановича Челюскина — реального человека, ставшего пароходом. Судьбу, которая обошлась с ним до крайности несправедливо и жестоко. Моряки, особенно — полярные, народ суеверный. А что поделать - в таких нечеловеческих условиях поневоле будешь придавать значение всякой чертовщине, мистике… И потому, когда пароход под названием «Лена», сошедший со стапелей датской верфи в Копенгагене, внезапно был переименован в «Челюскин», знающие люди переглядывались, а кое-кто и крестился украдкой.

Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости.

Обратите внимание:

  • Пароход «Челюскин» начало
  • Пароход «Челюскин» начало
  • Уникальная миссия
  • Читайте также
  • Журнал Международная жизнь - Эпопея парохода «Челюскин»

В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин»

13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. "Челюскин" должен был повторить подвиг "Александра Сибирякова", впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Баренцова моря в Тихий океан. С 1933 году ходил на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути.

Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин"

Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин" За операцией по спасению 104 членов экипажа советского парохода "Челюскин", затонувшего в Чукотском море, следил весь мир.
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? 13 февраля пароход «Челюскин» под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина был раздавлен льдами и затонул в Беринговом проливе.
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине Лишь два года спустя еще одна группа исследователей сообщила сенсационную новость о нахождении «Челюскина».
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта? Эпопея «Челюскина» Летом 1932 г. пароход «Александр Сибиряков» впервые за одну навигацию прошел Северным морским путем.

Трагедия «Челюскина»

Оставшихся продуктов хватало на два с половиной месяца. В пяти километрах от лагеря челюскинцы расчистили небольшую площадку для приема самолетов. Лагерь экспедиции О. Шмидта на льдах Арктики Железные люди В Москве создали правительственную комиссию, для эвакуации выделили 17 самолетов. К операции по спасению привлекли лучших полярных летчиков. Стоит отметить, что даже с воздуха обнаружить лагерь было непросто. Густые туманы и сильные снегопады снижали видимость до минимума. Кроме того, ледовое поле дрейфовало и постоянно меняло местоположение. При этом была высока вероятность разрушения льдины. Летчики действовали в тяжелейших условиях.

Низкая температура воздуха — минус 30-40 градусов по Цельсию. Сильные северные ветра, пурга, неровная поверхность для посадки, многочисленные полыньи, куда могла угодить машина. Местность была еще плохо изучена, не хватало навигационных карт. Метеостанций, которые помогали с предсказанием погоды, было всего две. Экспедиция по спасению экипажа парохода «Челюскин»Первый самолет добрался до лагеря 5 марта. Летчики мастерски посадили на лед тяжелый АНТ-4.

Новому члену экипажа отвели специальное место в стенгазете к приближающемуся празднику — Международному юношескому дню. Федор Решетников нарисовал смешного карапуза с соской во рту, а Зинаида Рыцк под рисунком аккуратно написала "Обязательства Карины": "Обязуюсь, кроме слова "мама", больше никаких матерных слов не употреблять…", "обязуюсь до шестнадцати лет и дальше не употреблять никаких крепких напитков, кроме молока…". В надежде на удачу С первыми льдинами "Челюскин" встретился в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. Помог ледокол "Красин", и к 1 сентября пароход достиг мыса Челюскин. В Чукотском море помочь не смог никто — 23 сентября "Челюскин" оказался полностью заблокированным льдинами и начал дрейфовать. Дрейф корабля вместе с экипажем продолжался почти пять месяцев. До чистого моря оставалось полтораста миль, но удача отвернулась от корабля — начался дрейф в обратном северо-западном направлении. Здесь погиб самый известный американский полярный летчик Эйельсон, который был зафрахтован известным торговцем мехами Свенсоном. В 1931 году при сильном сжатии здесь утонула советская шхуна "Чукотка". К концу ноября 1933 года Владимиру Воронину и Отто Шмидту стало ясно, что полярной зимовки экипажу не избежать и нужно проводить эвакуацию людей на материк. Отто Юльевич Шмидт на борту "Челюскина" во время арктической экспедиции. Но полярный день уменьшился до полутора часов в сутки и у Ляпидевского и Конкина не было никаких шансов поднять машины в воздух. Эвакуация всего необходимого на льдину проводилась заблаговременно по ночам. Командой эвакуаторов руководил Отто Шмидт. Из заранее выгруженных кирпичей и досок строительная бригада построила временные бараки. Последними на бортике корабля оставались капитан Владимир Воронин и завхоз Борис Могилевич. Со льдины им все кричали: "Прыгайте". Когда Воронин спрыгнул с корабля, рядом с ним упало скатившееся с палубы бревно. А Могилевич стоял на борту, сжимая в зубах давно потухшую трубку.

Эвакуацию организовали с помощью авиации. Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии.

Но продолжительная суровая зима в тех широтах и короткое полярное лето обусловливают тяжелую ледовую обстановку, в изучение которой следовало внести свой вклад снаряженной экспедиции. Руководителем экспедиции был назначен полярный исследователь ученый Отто Юльевич Шмидт. Он в 1929 и 1930 гг. До Берингова пролива все шло по плану. Ежедневно проводились наблюдения за перемещением льдов, атмосферные наблюдения, другие исследования. С большой землей поддерживалась устойчивая свяэь. В Беринговом проливе пароход был затерт льдами и вынесен в Чукотское море. Усилия экипажа спасти пароход на плаву не увенчались успехом, раздавленный льдами 13 февраля он затонул. Участники экспедиции высадились на лед. Опытные полярники, они оборудовали ледовый лагерь со сносными условиями обитания и в ожидании помощи продолжали исследования.

Что еще почитать

  • 13 февраля 1934 года участники экспедиции Отто Шмидта высадились на лед
  • Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
  • Комментарии
  • В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин»
  • Подвиг Челюскинцев | | Газета Гудок

Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"

Самолет Ляпидевского вылетал на поиски экспедиции 28 раз и только на 29-й ее нашел. Он вывез на "большую землю" женщин и детей. Следующие самолеты из-за погодных условий смогли прилететь только через месяц. Последнюю группу сняли со льдины и доставили на материк 13 апреля 1934 года. Челюскинцы провели на льдине ровно два месяца. Их первыми в истории страны удостоили звания Героя Советского Союза. Участников похода "Челюскина" за мужество и отвагу, проявленные во льдах Северного Ледовитого океана, наградили орденами Красной Звезды. Привет из прошлого Из-за того, что "Челюскин" ушел ко дну практически на краю света, комплексных исследований корабля ни разу не было. Но в 2020 году сразу две экспедиции обследовали пароход.

Обе они оказались успешными и расширили знания ученых об этом судне. Первая состоялась в августе: водолазы погрузились к "Челюскину" и даже смогли провести съемку и получить первые достоверные кадры. Сильным подспорьем стала 3D-модель затонувшего судна, созданная специалистами компании "Фертоинг" на основе акустической съемки, которая не только позволила сориентироваться на борту, но и давала представление о примерных разрушениях корпуса. На модели хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для аквалангистов. С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трехмерную акустическую съемку "Челюскина". Затем удалось произвести видеосъемку с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин-350". Исследователи получили четкое изображение носа и средней части судна, прямоугольных иллюминаторов.

Название корабля на носу и корме не сохранилось. Однако специалисты опознали объект как пароход "Челюскин". Кто искал "Челюскин" Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году.

По словам исследователей, видеокадры позволяют идентифицировать «Челюскин», хорошо просматриваются прямоугольные иллюминаторы. Название парохода, нанесённое на носу судна, почти за 90 лет нахождения в воде стёрлось.

В спешном порядке на Чукотку отправились лучшие советские летчики. Варианты использования собачьих упряжек или пешего перехода были отметены практически сразу. На своих ногах по торосистому льду полярники могли в день пройти расстояние в 10 километров. При подобном переходе штурмана Валериана Альбанова на Землю Франца-Иосифа, случившемся в 1914 году, из его команды в четырнадцать человек выжило только двое. Спасение экипажа ледокола «Челюскин» стало уникальной операцией хотя бы потому, что никакой арктической авиации еще не существовало не только в СССР, но и ни в одной другой стране мира. Среди первых летчиков, приступивших к поискам Шмидта и его людей, оказался пилот Анатолий Ляпидевский. Перед тем как наконец найти челюскинцев, авиатор совершил 28 провалившихся попыток обнаружить необходимое место. Только в 29 раз, 5 марта 1934 года, Ляпидевский заметил внизу сначала гидросамолет, а затем и людей около него. Теперь, когда было обнаружено место, где затонул ледокол «Челюскин», эвакуация пошла полным ходом. АНТ-4 Ляпидевского взял на борт всех женщин и детей 12 человек и переправил их в ближайшее поселение. Однако вслед за первым успехом последовала первая неудача. Сломался двигатель спасательного самолета, после чего операция застопорилась. Использование авиации на этом, впрочем, не ограничивалось. На север отправились дирижабли. Также к челюскинцам пытался пробиться ледокол «Красин» и вспомогательные вездеходы. Тем не менее именно самолеты внесли основной вклад в благополучный исход полярной эпопеи. Все два месяца жизни во льдах обитатели лагеря занимались тем, что готовили для искавшей их авиации аэродромы. Каждый день мужчины посменно расчищали взлетные полосы, не теряя надежды на возвращение домой. Продолжение спасательной операции Вызволение челюскинцев из ледяного плена возобновилось 7 апреля. Теперь в операции участвовали сразу несколько знаменитых летчиков. Михаил Водопьянов позже примет участие в отправке полярников на первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1», а Николай Каманин станет начальником первой команды советских космонавтов. Еще один пилот, Сигизмунд Леваневский, сам потерпел аварию — его также разыскали и выручили. Ледокол «Челюскин», история которого была полна подобными историями, достойными толстого романа или дорогой киноэкранизации, стал одним из главных символов своего времени. Это название начало ассоциироваться с несгибаемым духом и мужеством тех, кто помог людям вернуться домой. Застрявший в полярных льдах экипаж переправлялся в Ванкарем — небольшое чукотское стойбище, ставшее центром всей спасательной операции. Интересно, что несколько человек с корабля, использовав уцелевший гидросамолет, добрались до заветной цели самостоятельно. Последним затерянную стоянку покинул капитан погибшего судна Владимир Воронин. Заключительные дни операции проходили во все более нервозной обстановке — ледовое поле постепенно разрушалось. На следующий день после спасения Воронина мощный шторм уничтожил временный лагерь. Возвращение домой В дни спасательной операции экипаж и сам ледокол «Челюскин», фото которого попало во все советские и многие мировые газеты, оказались в центре внимания миллионов людей. Ликование по поводу благополучного исхода полярной драмы было общенациональным. Восторг обычных людей легко объясним: ничего похожего в истории мировой авиации и мореплавания еще не случалось. Принявшие участие в эвакуации челюскинцев летчики стали первым Героями Советского Союза.

Чувствую режущую боль в лице. Стащил перчатку, приложил к лицу. А тут ещё хлопает левый мотор. Нет, надо возвращаться, иначе — гроб. Начинаю планировать, перчатку уносит на ропаки. Стиснул зубы от страшной боли, стараюсь удержать штурвал, посадить машину. Посадил, подруливаю. Бортмеханик хватает из фюзеляжа снег, трёт мне лицо. Подбегает врач Леонтьев, говорит, заикаясь: "Ай-ай-ай. Ты же отморозил нос, щёки". На другой день сижу с перевязанной физиономией. Кожа горит, кровоточит... Будто кто-то насмехается надо мной! Выть хотелось от злости. Душа горела". Анатолий Ляпидевский и др. Николай Каманин. А перед нами таких вопросов не стояло. Мы знали, что ни одного аэродрома нет, горючего нет, никаких средств навигации нет и даже карты, точно отражающей обстановку местности, тоже не было". Василий Молоков. В первый раз я взял двух человек, потому что непонятно было, поднимется опять машина или не поднимется. Дальше я брал по четыре человека. Когда аэродром стало ломать, то стал возить по шесть человек". Сигизмунд Леваневский. Без дела ему всегда было скучно. Он услышал по радио сообщение о гибели "Челюскина" и тотчас же побежал на почтамт и телеграфировал о том, что готов лететь на помощь челюскинцам. А на следующий день получил правительственную "молнию": "Немедленно выезжайте в Москву". Чтобы понять, с какой оперативностью работала в те дни правительственная комиссия, достаточно сказать, что решение отправить с Аляски на Чукотку два закупленных в Америке самолёта было принято через три дня после кораблекрушения в Чукотском море... Воздушные корабли были одинаковые, и чтобы не спутать их, на крыльях кроме советских опознавательных знаков сделали надписи: "СЛ" — Сигизмунд Леваневский и "МС" — Маврикий Слепнёв. Машины были выкрашены в ярко-красный цвет, а надписи вывели огромными чёрными буквами. Таким образом, в первый и в последний раз советским пилотам довелось летать на самолётах своего имени". Маврикий Слепнёв. Там было много народу — накурено, чай пьют. Оказалось, что Валериан Владимирович собрал различных специалистов, которые могли бы дать советы, каким образом нужно организовывать спасение челюскинцев. Тут были дирижаблисты, лётчики, моряки, полярники, охотоведы, специалисты по езде на собаках.

Спасение челюскинцев: подвиг во льдах

Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»? 13 февраля 1934 года во льдах Северного ледовитого океана был раздавлен советский пароход Челюскин.
Экспедиция в Арктике провела видеосъемку затонувшего парохода "Челюскин" 13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению членов экспедиции на пароходе «Челюскин», переживших тяжелую зимовку на арктическом льду.
Челюскин и пижма все точки над i 13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению членов экспедиции на пароходе «Челюскин», переживших тяжелую зимовку на арктическом льду.

Трагедия и подвиг парохода «Челюскин»

Ледокол "Челюскин": история и судьба "Челюскин" шел ко дну два часа: в левом борту образовалась трещина шириной в метр и длиной в 30 метров.
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах Именно во время экспериментов на Севморпути и произошла одна из самых драматических историй: катастрофа парохода "Челюскин" и спасение его экипажа.
ДЕНЬ В ИСТОРИИ. | После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах.
Челюскин-70 - Официальный сайт подводной археологической экспедиции Однако история экспедиции "Челюскина" продолжает привлекать к себе внимание.
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах Там он и познакомился с человеком, который поведал ему подлинную историю об исторической экспедиции "Челюскина".

Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин»

Вот уже несколько месяцев вмерзший в лед «Челюскин» хаотично дрейфовал в Чукотском море. За это время участники экспедиции привыкли и к ледяному ветру, и к беспросветной полярной ночи. Но в 15 часов 30 минут внезапно случилось то, что подвесило на волосок жизни всех находившихся на борту. Раздался жуткий скрежет и треск. Сдвинувшийся лед пропорол левый борт судна от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода. Гигантская пробоина растянулась почти на 30 метров — при общей длине корпуса 94,5 метров. За эти часы организованно, без единого проявления паники, выгружены на лед давно подготовленный аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет, радио. Выгрузка продолжалась до тех пор, пока нос судна не погрузился в воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения.

Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он был придавлен бревном и увлечен в воду Отто Шмидтначальник экспедиции Едва только удалось поставить антенну и наладить связь с Большой землей, радист экспедиции Эрнст Кренкель сообщил о трагедии. Тут же была создана правительственная комиссия и началась спасательная операция, ставшая одной из самых выдающихся страниц в истории освоения Арктики. Протяженность советского арктического побережья составила 22 600 километров А общая площадь полярного сектора СССР к северу от полярного круга — 9,3 миллиона квадратных километров, или 44 процента от всей площади Арктики. Принадлежность СССР выше указанных территорий в то время официально не оспаривалась ни одной из стран. Но одно дело — объявить о владении, и совсем другое — начать осваивать и использовать гигантские заполярные территории, о которых имелось лишь весьма смутное представление. И здесь главной задачей стала прокладка Северного морского пути, который связал бы внутренними водами Европейский Север страны с ее Дальним Востоком. Для этого были нужны точные карты, метеорологические станции, надежные суда ледокольного класса и стабильная радиосвязь. А чтобы все это работало, требовались научные знания об особенностях абсолютно неизученного и труднодоступного региона.

Воронин впервые удалось пройти из Архангельска до Петропавловска-Камчатского за одну навигацию. То есть впервые обойтись без зимовки в Арктике. В 100 милях от Берингова пролива «Сибиряков» потерял гребной винт и заключительную часть пути шел под черными самодельными парусами, сшитыми из брезента, которым покрывали угольные бункеры. Тем не менее во льду «парусник» не застрял, вышел на чистую воду и добрался до Камчатки. Опыт «Сибирякова» был оценен положительно, и в декабре 1932 года при Совете народных комиссаров Союза ССР было создано Главное управление Северного морского пути, которое возглавил О. Это был крупный корабль водоизмещением 7,5 тысячи тонн со специальным ледовым креплением для навигации в Арктике. Формально он считался торговым судном ледокольного типа, но для самостоятельного хождения в тяжелых льдах предназначен не был. Более того, ледовых испытаний «Челюскин» не прошел, а его поход по Севморпути как раз и должен был стать испытанием на профпригодность для пароходов подобного типа. Вскоре после приемки судна на нем был обнаружен ряд дефектов, поэтому на пути из Ленинграда в Мурманск пароход вынужден был зайти в Данию для их устранения.

В результате не были выдержаны оптимальные сроки начала экспедиции. Вместо запланированного 12 июля «Челюскин» вышел из Мурманска лишь 2 августа. На борту находилось 112 человек. Капитаном был назначен Владимир Воронин, руководил экспедицией Отто Шмидт. Капитан считал, что судно непригодно к решению поставленной задачи редкие и недостаточно крепкие шпангоуты, слишком широкий нос, плохая маневренность, особенно при заднем ходе.

Пароход получил несколько внушительных вмятин. Но в Восточно-Сибирском море челюскинцев ожидали куда более серьезные испытания. Сильные снегопады и туман не позволяли проводить ледовую разведку с воздуха.

Пролив Лонга, разделяющий материк и остров Врангеля, оказался закрыт непроходимым ледовым полем. Поэтому Шмидт принял решение двигаться вдоль берега до Берингова пролива и уже оттуда повернуть на север к острову. Льдины толщиной около шести метров пытались подрывать аммоналом. Однако это не принесло результатов, и пароход вместе с толщей льда дрейфовал к Берингову проливу. Там ветер и течения погнали льды вместе с вмерзшим в них «Челюскиным» на север. Пароход дрейфовал более пяти месяцев, пока 13 февраля 1934-го льды не раздавили корпус. Шмидт предвидел катастрофу. Заметив, что на судно надвигается ледяной вал, он распорядился выгрузить аварийный запас продовольствия и горючего.

Ледяные торосы пробили корпус «Челюскина» в нескольких местах, на бортах образовались огромные дыры. Прочный корпус парохода лопнул, как яичная скорлупа. Судно стремительно погружалось под воду. Однако люди успели эвакуироваться. На лед выбрались все, за исключением завхоза Бориса Могилевича, которого придавил и утянул на дно сместившийся на палубе груз.

А имена первых героев-летчиков наизусть знала вся страна. Это была красивая история, и это был, безусловно, настоящий героизм. И тем не менее спокойный анализ ситуации провоцирует появление вопросов: до конца ли продуманным и подготовленным был рейс, насколько квалифицированы были его руководители, можно ли было избежать вынужденного героизма, который потом столько лет вдохновлял романтичных юношей?.. В конце 50-х, почти полвека назад, меня, студента-дипломника, направили для завершения образования и обретения заветных синих «корочек» в Институт физики металлов Академии наук СССР. Там я попал под начало заведующего лабораторией Ибрагима Гафуровича Факидова. Первое, что меня удивило, - вместо привычного, переснятого из журнала портрета Эйнштейна на стене висела фотография Отто Юльевича Шмидта. И что было еще интереснее, на полке стеллажа стояла модель парохода. Вместе со Шмидтом мерз на льдине. Как-то один эксперимент затянулся, и мы остались в лаборатории вдвоем. Шеф благожелательно улыбнулся, откинулся на спинку кресла и начал свой рассказ: «…Первая более или менее реалистическая попытка пройти за одну навигацию из Архангельска во Владивосток была предпринята годом раньше - в 1932-м, но фактически закончилась неудачей. Все списали на возраст судна, на необычно тяжелые льды. Ерунда это все. И пароход был неплохой, и пока он дрейфовал в ледяном поле, мимо спокойно проходили суда дальневосточников. Они, кстати, с самого начала доказывали, что Северный морской путь надо осваивать с востока. Но Шмидт сумел в очередной раз убедить Сталина, и экспедиция 1933 года снова началась из Мурманска. Капитаном назначили Воронина, капитана, безусловно, опытного, но самого сложного — Восточного сектора Арктики он совершенно не знал. С тем мы и отплыли. В успехе никто не сомневался. С нами были пассажиры. Одна дама, отправившаяся в рискованное путешествие в «интересном» положении, родила, когда мы плыли Карским морем. Имя девочке выбирали недолго. Единогласно решили назвать Кариной. Во-первых, так звали древнегреческую поэтессу, во-вторых, в память о Карском море. Пока шли до Таймыра, забот не знали. В Восточно-Сибирском море пришлось лед расталкивать. А в Чукотском море он нас крепко зажал. Плавание сменилось дрейфом. Пароход таскало вместе с льдом то на север, то на юг. Но бодрости мы не теряли. Ведь с нами был сам Отто Юльевич.

Тогда он забрал всех детей и женщин, которых на льдах было 12 человек. Операция по спасению продлилась ещё более месяца. Людей вывозили в ближайшее чукотское поселение Ванкарем. Большинство членов экспедиции были спасены с 7 по 13 апреля. Советские воздушные асы совершили невероятное: они не только добрались до лагеря челюскинцев, но и за 24 рейса спасли с дрейфующей льдины 102 человека! Ледовое поле разрушалось, а 9 апреля серьёзно пострадала взлётная полоса. Но лётчики продолжали летать! Последними ледовый лагерь покинули капитан «Челюскина» Воронин и радист Кренкель. Через сутки мощный шторм полностью разрушил лагерь. Спасение в полярных условиях такого количества людей не имело аналогов. Первыми награждёнными стали командиры экипажей самолетов, вывозивших челюскинцев — 7 человек, среди которых были знаменитые Николай Каманин и Михаил Водопьянов. Это единственная полярная экспедиция в истории, по итогам которой возникло новое высшее государственное звание. Семён Челюскин, в честь кого был назван корабль, исследователь, путешественник, капитан 3 ранга, первооткрыватель самых северных рубежей Евразии, не изведал прижизненной славы. Доживал свои дни в скромном имении, вспоминал о снежной пустыне, о море… Оценить его подвиг смог лишь летописец русского флота Александр Соколов: «Челюскин, бесспорно, венец наших моряков».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий