Новости переносное жилище некоторых народов севера

это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример.

Устройство яранги: жизнь и секс в яранге

Речь идёт о чуме, с виду напоминающем шатёр в форме конуса Собирают его только женщины, весь процесс может занимать у них всего лишь час. Такой скорости удаётся достичь не только за счёт техники, но и за счёт небольшого веса шестов и шкур в разобранном виде. Позади чума обыкновенно держат священные нарты, куда кладут фигурки идолов, оберегающих семью.

Представляет собой лёгкий прямоугольный ящик из строганых драночек, обтянутый выделанными оленьими шкурами, пол которого покрыт лахтажьей кожей. На потолок накладывают сухой травы. Передняя стенка представляет собою свободно спускающуюся завесу — чоугрын, приподнимая которую, вползают в иоронгу. Число иоронг обычно 3—4 зависит от количества брачных пар или родителей и детей. Все пологи привязываются с помощью шестов к горизонтальной жерди у задней стенки жилища.

Иоронга освещается и отапливается одним или несколькими — в зависимости от размера — жирниками чук.

Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода. Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении.

Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать. Заготовка дров Утварь. В качестве мебели в яранге используются маленькие столики и маленькие же табуреточки. Яранга - это мир минимализма. Из мебели в яранге можно увидеть также шкафчики и полочки для хранения продуктов и посуды. С появлением европейской цивилизации на Чукотке, особенно в советский период , в жизни оленеводов появились такие понятия как керогаз, примус, абешка генератор , которые несколько упростили некоторые стороны жизни. Готовка пищи, особенно выпечки теперь производится не на костре, а на примусах или керогазах. В некоторых оленеводческих хозяйствах, зимой в ярангах устанавливают печки, которые топятся углём. Без всего этого разумеется можно жить, но если оно есть почему бы не пользоваться?

Послеобеденное время Вечерний досуг В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом. Размеры селения определялись промысловыми возможностями того или иного района. К приходу русских чукчи жили в полуземлянках. Круглый каркас жилища делали из челюстей и рёбер кита. Отсюда её название валхаран - "дом из челюстей кита" [Левин Н. Покрывали каркас дёрном и засыпали сверху землёй. Жилище имело два выхода: длинный коридор, которым пользовались только зимой, так как летом его заливало водой, и круглое отверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнее время.

В центре жилья помещался большой жирник, горевший целые сутки. По всем четырём сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар, и на них сооружали по числу семей пологи обычного типа [Головнев А. Покрышками служили шкура оленей и шкура моржа, которые перетягивались кожаными ремнями, обмотанными вокруг камней, чтобы свирепствующие на Чукотке ветры не разрушили и не опрокинули жилище. Основной формой поселений оленеводов были стойбища, состоящие из нескольких переносных жилищ шатрового типа - яранг. Они располагались в ряд, вытянутый с востока на запад. Первый в ряду с востока ставилась яранга главы кочевой общины. Чукотская яранга представляла собой большой шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части См. Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей, на верхние концы которых клались горизонтально перекладины, к ним привязывались наклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразную верхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которую опирались верхние жерди остова. Сверху каркас покрывали покрышками, сшитыми из оленьих шкур шерстью наружу, и обтягивали ремнями.

Пол устилали шкурами. Внутри яранги к одной из горизонтальных перекладин обычно у задней стенки с помощью дополнительных шестов привязывался меховой полог. Полог являлся специфической особенностью жилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов. По форме он напоминал ящик, перевернутый дном к верху. Обычно в яранге имелось не более четырех пологов. В нем могли поместиться несколько человек отдельные брачные пары. В полог проникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Здесь бывало так жарко, что сидели, раздевшись до пояса, а иногда донага. Для отопления и освещения полога служил жирник - каменная, глиняная или деревянная чашка с фитилем изо мха, плавающим в тюленьем жиру [Левин Н. При наличии древесного топлива в холодной части яранги разводили для варки пищи небольшой костер.

В яранге сидели на разостланных шкурах. В обиходе также были низкие трехногие стулья или древесные корни. Для этой же цели приспособляли оленьи рога, срезанные вместе с теменной костью. Они не казались, имеют огромное значение для развития всего мира во многих смыслах этого слова, так как они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на помощь в некоторых непредвиденных ситуациях. Именно такие на протяжении многих веков способны, во что бы то ни стало, сохранить свой язык, традиции и обычаи. И это касается не только , традиционных блюд и одежды, но и. Поэтому сегодня мы решили рассказать вам о национальных домах народов Севера — чумах, ярангах и иглу , которые до сих пор используются местными жителями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни. Чум — жилище северных оленеводов Чум представляет собой универсальное кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством — ненцев, хантов, коми и энцев. Любопытно, но вопреки часто встречающему мнению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ждет рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут — на самом деле их жилища называются ярангами. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча».

А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами. Что же касается чума, то по сути это , которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега.

Разведение костра Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья за исключением пойменных рощ в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно.

Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода. Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении. Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать.

Заготовка дров Утварь. В качестве мебели в яранге используются маленькие столики и маленькие же табуреточки. Яранга - это мир минимализма. Из мебели в яранге можно увидеть также шкафчики и полочки для хранения продуктов и посуды. С появлением европейской цивилизации на Чукотке, особенно в советский период, в жизни оленеводов появились такие понятия как керогаз, примус, абешка генератор , которые несколько упростили некоторые стороны жизни. Готовка пищи, особенно выпечки теперь производится не на костре, а на примусах или керогазах. В некоторых оленеводческих хозяйствах, зимой в ярангах устанавливают печки, которые топятся углём. Без всего этого разумеется можно жить, но если оно есть почему бы не пользоваться?

Послеобеденное время Керогаз Вечерний досуг В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба.

Яранги и дома коренных народов Камчатки

Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля". Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. Традиционное жилище коренных народов Севера видели все. Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время.

Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624

Жилище на Севере, 6 букв Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля".
Как устроен чум у ненцев Народы Севера называют традиционное жилище по-разному.
Жилище на Севере, 6 букв Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов.
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото) ЧУМ — ЧУМ — переносное жилище народов Севера России.
Яранги и дома коренных народов Камчатки Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров.

Переносное жилище некоторых народов Севера

это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. 13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен.

Чум — традиционное жилище ненцев

Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов (эским. Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки?

Чум: гениальность в простоте

Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. Ребята, скажите пожалуйста, какой праздник приближается? Правильно, День округа. Вот мы потихоньку и пришли к теме нашего занятия. Наше занятие посвящено этому празднику. Какие кочевые народы нашего округа вы знаете? Ханты, ненцы, коми - зыряне преподаватель показывает фотографии этих народов, иллюстрации книги «Древние традиции и ремесла». Что же объединяет эти кочевые народы? Правильно, чум. По коми-зырянски он называется «чом», по - ненецки - «мя», по-хантыйски «нюки хот». В русский язык слово перешло из коми языка.

Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума легко снег скатывается, поэтому зимой при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми - зырян, состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов и их длины зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место.

Так выглядит процесс сборки чума у ненцев. У ненецких семей раньше чум собирали и ставили женщины, но сейчас эта традиция уже канула в Лету. Жилье ставят вместе со всей семьей. Это если снега много», — рассказывает Марьям, молодая женщина из ямальского поселка Аксарка. В чуме, где она принимает гостей, порядка 40 шестов и 80 оленьих шкур. С помощью занавесов можно отделить себе комнату — «полог». Павел Кузьмичев Диаметр среднего чума в основании около 5—8 метров. Пол уложен деревянными досками, покрытыми оленьими шкурами. Центральную часть занимает очаг — печка-буржуйка, которая и отапливает помещение, и служит плитой для приготовления пищи. С одной стороны, как правило, располагается стол, за которым собираются семьи и гости. Павел Кузьмичев «Чум — это чистая природа, — говорит Марьям. Олени тоже наши, шкуры копим постепенно.

Она разжигала огонь, говорила с ним, гадала по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Костер разводили внутри чума на земле или на снегу. Строительство чума тоже было женской работой, отсюда народная присказка: «Неженатый ненец, даже имеющий достаточное количество оленей, но ни одной женщины в семье, не может кочевать, так как некому поставить чум». Чум прост в конструкции и хорошо приспособлен для кочевого образа жизни. Он быстро собирается и разбирается, не теряя в прочности и тепле. Форма конуса помогает ему быть устойчивым при ветрах и метелях, а снег не задерживается на нем и скатывается с крутой поверхности.

Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Стойбище Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма "Территория" Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник. Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом береста, шкуры и т. Устройство яранги значительно сложнее. Натягивание покрышки рэтэма на каркас яранги Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста как и при строительстве чума. Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур.

Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов

Раньше в качестве очага использовали кострище из легких камней. В современных чумах используют дровяные печи-буржуйки, которые устанавливают на плоский лист металла. Дождавшись таяния снега, хозяйки стелют пол из досок и ставят на него мебель. Для экономии свободного пространства и облегчения перекочевок ненцы имеют небольшой набор мебели — обязательно лишь присутствие маленьких столиков и ларя для вещей. Тем не менее в чумах богатых семей сегодня можно увидеть даже телевизор со спутниковой тарелкой. Чум изнутри. Схема Размер чума также зависит от уровня достатка семьи. Каркас жилья состоит из длинных тонких жердей. Чем их больше, тем чум просторнее и выше. Самые большие чумы могут состоять из 50 жердей, что позволяет им иметь обширный, более 8 метров, диаметр. Среднее количество жердей чаще всего составляет от 30 до 40.

Их количество влияет и на форму жилища — чем жердей меньше, тем более заостренным является треугольник чума. По остроте угла крыши можно было определить благосостояние семьи. Ненцы долгое время используют одни и те же жерди, срезая с них отсыревшие после длительного использования концы. Из-за этого чум с годами становится короче, и в какой-то момент жерди приходится обновлять. Первыми ставят два связанных друг с другом опорных шеста, между которыми образуется крестовина. В нее по кругу встраиваются остальные шесты. За очагом внутри чума устанавливают последний, священный шест — симзы. На нем размещаются родовые обереги, окуриваемые дымом очага. Место за симзы является священным, в него может заходить лишь глава семьи.

Посмотрим, как живут обитатели крайнего севера. Чум Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. Речь идет о хантах, жителях коми, энцах и ненцах. Что же такое чум? Представьте себе палатку в виде конуса, перенести которую с одного места на другое не составляет труда. Такая форма выбрана неслучайно, она позволят конструкции противостоять ветрам, снегопадам и метелям. К тому же, шкуры животных очень плотные, они немало весят и также помогают не отрываться чуму от земли. Конус еще и способствует тому, что снег скатывается вниз, а это очень нужная функция в условиях Севера. Шкуры оленей не всегда являются материалом для крыши палатки, летом их заменяют мешковиной или корой. В качестве двери выступает более грубая ткань, которой завешивается вход. Основание дома обычно присыпают снегом, дабы жилье не унесло первой же метелью или сильным ветром.

Далее предлагаем познакомиться с основами строительства и устройством этого традиционного жилища, которое оленеводы-чукчи продолжают строить и в наши дни. Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Стойбище Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма "Территория" Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник. Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом береста, шкуры и т. Устройство яранги значительно сложнее. Натягивание покрышки рэтэма на каркас яранги Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста как и при строительстве чума. Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи.

САРИ ср. Индийская одежда из куска материи, обертываемой вокруг тела и одним концом переброшенной через плечо. Воинское звание высшего командного состава военно-морского флота. Лицо, имеющее такое звание. Дневная бабочка семейства нимфалид. ЕСАУЛ м. Офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий чину ротмистра в кавалерии и капитану в пехоте в Российском государстве до 1917 г. Лицо, имевшее такой чин. ЛЕТА мн.

Переносное жилище народов Севера России

Переносной домик у народов Севера Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля".
Переносное жилище народов Севера России - сканворд | СловоПоиск.ру это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.).
Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство.
Устройство яранги: жизнь и секс в яранге Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв ответ констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример.

Переносное жилище некоторых народов Севера

Яранги и дома коренных народов Камчатки яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.
Переносное жилище у некоторых народностей северо-восточной Сибири, 6 букв, 6-я буква А, сканворд Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами.
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв ответ Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла.

Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624

Посуду хранили в ящичке. Иглу У канадских эскимосов зимнее жилище часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота около двух метров, диаметр — 3 или 4 метра. Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков. Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкурами.

В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур: Вопрос: Переносное жилище некоторых народов Севера. Слово из 6 букв Ответ: Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска.

Анастасия и Денис Теребихины, учитель и директор школы в Волочанке, пытаются возродить оленеводство в Авамской тундре. Шили по памяти, без клише. Шили нюки тетя и мать Анастасии, которые родились в долганском поселке Сындасско, где в молодости научились изготавливать чумы. Вспомнив технологии, они собираются начать изготовление настоящих, меховых нюков.

Несмотря на простоту своего устройства: конус из жердей, укрытый сшитыми из полотен бересты летом или оленьих шкур зимой нюков, тундровый чум является своего рода достижением кочевой жизни. Речь в данном случае идет не столько о его общеизвестных замечательных свойствах противостоять ветрам, снегам и дождям, хранить тепло зимой или прохладу летом , сколько о том, что он «соткан» из всего пространства кочевий. Без него кочевание невозможно, но и он невозможен без кочевания. Его меховое покрытие — два внутренних и два наружных нюка — сшито из 6—7 десятков шкур оленей, выпас которых предполагает ежегодные путешествия от края тайги до края арктических морей. Шесты для его остова числом до 4—5 десятков и нарты для его перевозки в количестве 5—10 изготовляются из стволов деревьев, которые можно отыскать только в полосе лесов. Топливо для очага собирается по всему пути каслания. Таким образом, кочующий чум «вырастает» в точке соприкосновения трех измерений: пространства земли, стада оленей и сообщества людей, каждое из которых, без преувеличения, обширно. Ненцы-кочевники считают чум эталоном мобильного уюта, вместе с тем он остается частью тундры: в верхнее дымовое отверстие-окно смотрят звезды и капает дождь, по хлопанью чумовых покрышек ощутима сила пурги, треск рогов снаружи оповещает о приходе оленей. В конструкции чума нет мелочей. Верхние концы шестов продевают в веревочную петлю и опираются на основные шесты. От количества и длины шестов зависит устойчивость и размер чума: чем больше шестов и шире расстояние между опорами, тем вместительнее жилище. В фольклоре ненцев чум бедняка рисуется «иглоподобным», чум богатого оленевода — в форме тупого конуса. Летний чум обычно меньше зимнего. Шест — сложный конструктивный элемент чума. Он изготавливается из тонкоствольной ели или сосны. Длина шеста от 5 и более. С концов он постепенно утолщается и к середине обретает овальную эллипсовидную форму сечения. При монтаже чума шест ставится ребром к нагрузке ветровой, весу нюков. Чумовые шесты служат несколько лет, и тундровики-оленеводы особенно их берегут. Подпись к фото в процессе На остов чума натягиваются нюки из оленьих шкур зимой и бересты или брезента летом. Вход нё зимнего чума прикрывается краем меховой покрышки, образуя откидную дверь, вход летнего чума — закрепленной на деревянном крюке навесной берестяной дверью. Многослойная конструкция позволяет поддерживать определенную температуру. Зимние и летние покрышки различаются. Покрышки для зимнего чума шьют из толстых зимних шкур оленя. Зимних покрышек четыре: две внутренних поднючье мехом во внутрь мюйко и две внешних мехом наружу ея. На один нюк расходуется не менее 15—20 оленьих шкур, на полный комплект четыре нюка — 60—80. Наружные верхние покрышки шьют из новых шкур, а в качестве поднючья обычно используются старые, вытертые нюки. Если поднючье шьют из новых шкур, то шерсть на них подстригают. Для летнего чума сегодня используют покрышки из брезента и грубого сукна, реже — выношенные зимние нюки в один слой. В старину покрышки для летнего чума делали из бересты. Такие покрышки не намокают от дождя и хорошо пропускают воздух, поэтому берестяной чум хорошо сохраняет прохладу. Маты и циновки предохраняют «постели» от намокания и намерзания снега. Сборка Существует особый порядок установки чума. Место для стойбища и чума выбирает мужчина, обозначая центр воткнутым в землю или снег хореем. Зимой подыскивают закрытое от ветра пространство, летом, наоборот, открытое и хорошо продуваемое. Площадка должна быть относительно ровной и иметь поблизости источник чистой воды, а также хорошие пастбища для выпаса оленей. Глава кочевья останавливает свой аргиш караван нарт на том месте, где предполагается ставить чум; его вход всегда ориентирован на восход юго-запад. Остальные аргиши выстраиваются по бокам от него, параллельно друг другу. Первым действием оказывается расстановка нарт вокруг площадки будущего чума. Затем мужчина расчищает площадку, после чего ведущая роль в сборке чума переходит к женщине. В дальнейшем мужчины лишь помогают, перетаскивая вещи или поддерживая шесты. Главным действующим лицом и «инженером» в установке чума выступает женщина женщина.

Пока все в чуме

Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов. традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов. Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Переносное жилище некоторых народов Севера». имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами.

Как устроено иглу – зимнее жилище эскимосов

Остов яранги очень прочен и способен выдержать сильнейший ветер. После установки каркаса натягивают покрышку из сшитых вместе оленьих шкур шерстью наружу. Несколько раз в год кочевники-оленеводы перевозили свой дом на новое место. Традиционно устанавливали и разбирали жилище женщины. Работа нелёгкая. Установка яранги. Фото А. Кинга Установка яранги. Кинга Вспоминает Лилия Аслапова — она родилась в яранге и в детстве кочевала с родителями — оленеводами: «Особенно тяжело зимой. Помню, как мы с мамой ставили юрту.

Я маленькая была, четыре или пять лет мне было, помогала маме юрту ставить. Накрывали мы с ней юрту вдвоём. Она мне говорит: «Держись руками и всем телом виси на шкуре-покрытии, подтягивай на себя. Вот мы с подушкой помогали маме натянуть шкуру-покрышку.

Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур.

Сотворившие великую историю державы Российской — историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй. О Крыме Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян — архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное — величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить.

Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях.

Форма конуса помогает ему быть устойчивым при ветрах и метелях, а снег не задерживается на нем и скатывается с крутой поверхности. На вершине чума есть дымовое отверстие, и тепло от очага, поднимаясь вверх, задерживается на наклонных стенах и по кругу опускается вниз. Кроме того, коническая форма — это символ власти, святости и особого достоинства человека. Чум для ненцев — это жилище, но не дом в общепринятом значении. Дом для северных кочевников не ограничивается стенами ночлега, а включает в себя всю обжитую территорию, по которой гонят оленье стадо на новое пастбище. Основные занятия ненцев — это оленеводство, охота и рыболовный промысел.

Раньше в качестве очага использовали кострище из легких камней. В современных чумах используют дровяные печи-буржуйки, которые устанавливают на плоский лист металла.

Дождавшись таяния снега, хозяйки стелют пол из досок и ставят на него мебель. Для экономии свободного пространства и облегчения перекочевок ненцы имеют небольшой набор мебели — обязательно лишь присутствие маленьких столиков и ларя для вещей. Тем не менее в чумах богатых семей сегодня можно увидеть даже телевизор со спутниковой тарелкой. Чум изнутри. Схема Размер чума также зависит от уровня достатка семьи. Каркас жилья состоит из длинных тонких жердей. Чем их больше, тем чум просторнее и выше. Самые большие чумы могут состоять из 50 жердей, что позволяет им иметь обширный, более 8 метров, диаметр. Среднее количество жердей чаще всего составляет от 30 до 40.

Их количество влияет и на форму жилища — чем жердей меньше, тем более заостренным является треугольник чума. По остроте угла крыши можно было определить благосостояние семьи. Ненцы долгое время используют одни и те же жерди, срезая с них отсыревшие после длительного использования концы. Из-за этого чум с годами становится короче, и в какой-то момент жерди приходится обновлять. Первыми ставят два связанных друг с другом опорных шеста, между которыми образуется крестовина. В нее по кругу встраиваются остальные шесты. За очагом внутри чума устанавливают последний, священный шест — симзы. На нем размещаются родовые обереги, окуриваемые дымом очага. Место за симзы является священным, в него может заходить лишь глава семьи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий