Новости история иконы иверской божьей матери

Раба Божия, написав икону Иверской Божией Матери, принесла в дар Крестовоздвиженскому женскому монастырю.

Иверская икона Божией Матери – в чем помогает?

Икона Богородицы Иверская – одна из важнейших православных святынь. История создания списка с образа «Иверской» Божией Матери восходит к первым годам царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676). — Обновившийся образ Иверской иконы Божией Матери был предан нашему мужскому Михаило-Архангельскому монастырю в начале 1999 года. Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. Иверская икона Божией Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое заступничество весь человеческий род.

Иверская икона Божией Матери (Вратарница): в чем помогает, как правильно молиться, история образа

Почитание иконы Богоматерь Иверская охватило разные стороны русской культуры: церковную сферу, архитектуру, живопись, графику, литературу, быт. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Главная святыня Иверского женского монастыря – Иверская икона Божией Матери афонского письма — список с чудотворного образа Богоматери, написанного, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой. Иверская икона Пресвятой Богородицы. Описание иконы, история, значение Иверской иконы Божией Матери, о чем молиться, в чем помогает.

За что Иверскую икону Богородицы любили цари, нищие студенты и поэты

День Иверской иконы Божией Матери отмечается 26 октября. Икона Божией Матери «Иверская»: иконография, значение в православии, история происхождения, о чем просить, как правильно молиться и где расположить в доме. Иверская икона Божьей Матери, также известная как Вратарница или Привратница, является православной иконой, изображающей Деву Марию с Младенцем Христом. Празднование Иверской иконе «Портаитисcы» на Афоне совершается во второй день Светлой седмицы, моск. спискам иконы – 12(25) февр., принесению Иверской иконы Божией Матери в Москву в 1648 – 13(26) октября. По преданию, Иверская икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. Молитва Иверской иконы Божией Матери об успокоении души, от внезапной смерти, бед и напастей, скорби, болезни и зла.

«Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери

Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей, или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская [3]. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее была помещена в часовню, находящуюся у ворот монастыря, в которой она пребывает и сегодня [4]. В XVI веке икона была украшена чеканным серебряным окладом работы грузинских мастеров [5]. Оклад оставляет открытым только лики Богородицы и Богомладенца.

Оно не случайно, и связано как с обстоятельствами явления образа афонским монахам, так и с его последующими чудесами. Афон, монастырь Ивирон. Тогда в Россию часто приезжали монахи, священники и даже греческие иерархи, ища поддержки и помощи: ведь бывшие земли некогда славной Византийской империи были теперь захвачены мусульманами, христиане находились под гонениями. Именно тогда православная Россия становится надеждой греков, многие из которых приезжали сюда не только чтобы увидеть свободу, которой пользовалась здесь вера, но и — ради получения милостыни. Она часто имела критическое значение для сохранения того или иного храма, монастыря, обложенных непосильными поборами со стороны турецких властей. История появления списка Именно ради милостыни приехали в 1647 г. Здесь принял их настоятель Новоспасского монастыря, архимандрит Никон впоследствии он станет Патриархом. Монахи подробно рассказали ему о главной святыне обители, и о. Никон, удивленный тем, что в России о ней даже не знали, просил иноков как можно быстрее сделать копию святыни и прислать в Москву. Николая в Толмачах. Большая часть ученых и искусствоведов считают, что это и есть Московская копия На исполнение просьбы ушло около года. Впоследствии монахи Иверона подробно рассказали архимандриту и царю Алексею Михайловичу о том, как именно создавалась копия святыни. Этот день стал праздничным для всей Русской Церкви, остается таким и до наших дней. Описание Хотя афониты заверяли, что список работы Ямвлиха — точнейшая копия оригинала — «не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом», современные специалисты указывают, что отличия все же имеются: изображение Пречистой — погрудное, тогда как на Афонской иконе Она представлена по пояс; взгляд Богородицы устремлен на предстоящего пред иконой, тогда как на подлиннике Она смотрит на Сына; глава Христа на списке образа несколько запрокинута, Он обращен к Матери — тогда как на подлинной иконе Господь представлен сидящим прямо.

Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая. Кондак 3 Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея, яко село пространное показа всем, в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа. Икос 3 Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают: Радуйся, пославшая проповедницу Евангелия в землю Иверскую; радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову. Радуйся, Отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры. Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; радуйся, струю от него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая. Радуйся, Евфимия златословесная уста; радуйся, Торникия непобедимая крепосте. Радуйся, всех благочестивых укрепление; радуйся, иноков ограждение. Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; радуйся, вечный покой им уготовляющая. Кондак 4 Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к западу, возопи с веселием: Аллилуиа. Икос 4 Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимою силою свыше, возопиша Благодатней: Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; радуйся, столпе огненный, наставляяй сущия во тьме. Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, заре таинственнаго дне; радуйся, Звездо, являющая Солнце. Радуйся, Свет Неизреченный родившая; радуйся, еже како ни единаго же научившая. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение. Кондак 5 Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: «Иди с ликом иноков к берегу моря, сниде в пучину и приими икону Мою». Он же, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся, пояше: Аллилуиа. Икос 5 Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к Ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; радуйся, покров ю быти нам обещавшая. Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; радуйся, благое о ней промышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; радуйся, сирых нас защитнице. Радуйся, ограждение наше; радуйся, едина радосте наша. Кондак 6 Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: «Не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа». Икос 6 Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм во вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, хранительнице наша в настоящем веце; радуйся, предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая; радуйся, на путь добродетели наставляющая. Радуйся, дерзновение наша и надеждо; радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; радуйся, всему благому вход отверзающая. Кондак 7 Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопиша к Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новыя и безчисленныя чудеса показа Богомати, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачующи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, взбранная Воеводо, враги побеждающая; радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных целительнице; радуйся, всех скорбных утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промысляющи и спасающи нас; радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас. Кондак 8 Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.

Тогда образ хранился в доме богатой вдовы, проживавшей в Византии. Она долгое время прятала икону, но все же однажды иконоборцы пришли к ней. За большие деньги вдове удалось уговорить солдат не уничтожать образ сразу, а подождать до утра. Уже уходя, один из них со злости проткнул икону копьем, к удивлению всех из лика Богородицы потекла кровь. Эта отметина сохранилась до сих пор, а пораженный чудом солдат позже раскаялся, стал монахом и служил Богу всю оставшуюся жизнь. Женщина всю ночь молилась о спасении иконы и получила знак свыше — Господь велел ей опустить образ в Средиземное море, ведь именно так его можно будет сохранить. Несмотря на опасения, вдова все же исполнила сказанное ей и опустила образ в воду. Икона действительно не затерялась в волнах, более того, она плыла по морю вертикально, а не плашмя, а в небо от святого лика уходил яркий столб света. Спустя некоторое время свечение на море заметили монахи Иверского монастыря Иверон, грузинская обитель с горы Афон. Они долго пытались достать образ, но удалось это только отшельнику Гавриилу Святогорцу, который прошел к иконе Богородицы по водам. Изначально икона была помещена в храм, но на четвертый день сама переместилась на монастырские врата. Монахи несколько раз пытались вернуть ее в святую обитель, но на утро образ неизменно находили над вратами.

Где находится икона

  • История Иверской иконы Пресвятой Богородицы - Православный журнал «Фома»
  • Предыдущие выпуски
  • Содержание
  • Православный праздник

История Иверской иконы Пресвятой Богородицы

За большие деньги вдове удалось уговорить солдат не уничтожать образ сразу, а подождать до утра. Уже уходя, один из них со злости проткнул икону копьем, к удивлению всех из лика Богородицы потекла кровь. Эта отметина сохранилась до сих пор, а пораженный чудом солдат позже раскаялся, стал монахом и служил Богу всю оставшуюся жизнь. Женщина всю ночь молилась о спасении иконы и получила знак свыше — Господь велел ей опустить образ в Средиземное море, ведь именно так его можно будет сохранить. Несмотря на опасения, вдова все же исполнила сказанное ей и опустила образ в воду. Икона действительно не затерялась в волнах, более того, она плыла по морю вертикально, а не плашмя, а в небо от святого лика уходил яркий столб света. Спустя некоторое время свечение на море заметили монахи Иверского монастыря Иверон, грузинская обитель с горы Афон. Они долго пытались достать образ, но удалось это только отшельнику Гавриилу Святогорцу, который прошел к иконе Богородицы по водам. Изначально икона была помещена в храм, но на четвертый день сама переместилась на монастырские врата.

Монахи несколько раз пытались вернуть ее в святую обитель, но на утро образ неизменно находили над вратами. А позже сама Богородица явилась Гавриилу и наказала оставить икону на том месте, где она является. После этого образ стали называть также Вратарницей Портаитисса или Привратницей.

Вдова умоляла пришельцев оставить у нее икону до утра, даже заплатила им деньги.

Когда они ушли, она вместе с сыном опустила икону в море. Прошло двести лет. И однажды, это было во вторник Пасхальной недели, афонские монахи Иверской обители увидели в море огненный столп. Надо пояснить, почему на Горе Афон в Греции оказался Иверский монастырь.

Иверон по-гречески означает «грузинский». Древнее название Грузии — Иберия, в русской транскрипции — Иверия. Грузинский монастырь был основан в 860-880 годах от Рождества Христова, и строился он на средства грузинского иверского царского дома Багратионов, один из потомков которого был генералом русской армии и участвовал в Бородинском сражении 1812 года. В 1259 униаты полностью разрушили монастырь.

В 1285 году на монастырь напали латиняне, а в 1306 году подвергся страшному разорению от пиратов-каталонцев. Грузин в монастыре почти не осталось, поэтому константинопольский патриарх передал монастырь в Греческую Церковь. Так вот, в XI веке монахи увидели огненный столб до неба, который исходил из стоящей на воде иконы. Как бы они ни приближались к столпу, он от них удалялся.

Благочестивому иноку Гавриилу Святогорцу явилась во сне Пресвятая Богородица и велела ему не страшась идти по воде и взять из моря образ.

На следующий день икона Богородицы была обретена над воротами обители, а не в храме. Так повторялось несколько раз, пока Божия Матерь не открыла Святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что хочет быть Хранительницей иноков, а не хранимой ими. Празднование в честь иконы Божией Матери совершается 25 февраля по новому стилю в Иверском монастыре — братия в этот день с крестным ходом идет на берег моря, где старец Гавриил икону принял.

Богомладенца Божия Матерь держит на левой руке — правая рука протянута в молении к Спасителю, одновременно на Него указывая. Лик Спасителя, голова которого приподнята, немного повернут к Божией Матери, которая слегка склонила голову к Нему. Лики написаны в своеобразной манере — крупные, массивные черты, миндалевидные, широко раскрытые глаза. Выражение ликов сосредоточенное, а взгляд устремлен вперед.

Иверскую икону нельзя спутать ни с какой другой — ее главным отличием является кровоточащая рана на правой ланите Божией Матери, нанесенная, согласно преданию, иконоборцами. В начале XVI века грузинские мастера икону украсили чеканным окладом из серебра с позолотой. Оклад оставляет открытыми только лики Божией Матери и Богомладенца. Оклад, по-видимому, довольно точно воспроизводит иконографию древней иконы, но на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

Высота иконы составляет 137 сантиметров, а ширина — 87 сантиметров. Значение Иверского образа Иверская икона — один из самых удивительных образов по чудотворным проявлениям, выражающих самые разные действия Богородицы в земных пределах — Целительницы, Хранительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих как от человеческих пороков, так и природных катаклизмов.

Они вернули икону в алтарь, однако ночью образ снова вернулся к воротам.

Посчитав это знаком, иноки построили надвратный храм, где икона Иверской Божьей Матери и находится до сих пор. Первый список с иконы Богоматери Привратницы для Руси просил сделать будущий патриарх Никон, который в то время был еще архимандритом. Список был написан на освящённой кипарисовой доске красками, разведёнными на святой воде.

Он прибыл в Москву 13 октября 1648 года по старому стилю, что соответствует 26 октября по новому. Копия святой иконы была поставлена в часовне у Воскресенских ворот Москвы и стала одной из самых почитаемых московских святынь. Пресвятая Богородица является небесной покровительницей города, и её образ благословлял всех, кто входит в него.

Когда Никон вступил на патриарший престол, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери по подобию Афонского Иверского монастыря.

Виртуальная экскурсия

  • Примеры молитвенной помощи Божьей Матери в древние времена
  • Иверская икона Божией Матери — в чем помогает о чем молятся | Главные православные иконы
  • Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон -
  • Иверская икона Божией Матери — в чем помогает о чем молятся | Главные православные иконы
  • Примеры молитвенной помощи Божьей Матери в древние времена
  • День иконы Иверской Божьей Матери: от чего спасает и о чем просят в молитвах

О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери

Согласно церковному преданию, икона находилась у одной благочестивой вдовы. Во время гонений на христиан икону хотели уничтожить. Воин копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь. Чтобы сохранить святыню, вдова посулила императорским воинам деньги за то, что они до утра не тронут икону. Сама же вместе с сыном пошла к морю и опустила икону в воду. Через два века икона приплыла к Афону.

Новодевичий монастырь. Новодевичий монастырь начал возрождаться — впрочем, филиал музея по-прежнему присутствовал в его стенах.

Икону несколько раз разрешали вынести в храм для поклонения верующим — но большую часть времени она все же пребывала в хранилище музея. Парадокс, но особенно осложнился доступ к святыне после того, как в 2010 г. А 6 мая 2012 г. Уже на следующий день разрешение на передачу образа «в безвозмездное бессрочное пользование» было получено, и начался процесс оформления документов. Первый молебен перед вновь обретенной святыней в соборе Смоленской иконы Божией Матери этому образу посвящен монастырь возглавил Патриарх Кирилл. На нем вместе с другими верующими молился и Президент России, В. В мае 2012 года древнейший список Иверской иконы был передан Церкви и возвращен в Новодевичий монастырь Где находится святыня сегодня А после молебна святыню унесли в Успенский собор, который стал местом ее постоянного пребывания.

Дело в том, что Смоленский храм, где она находилась исторически — «летний», не отапливаемый, ради сохранности древней святыни решено было сделать местом ее пребывания «зимний» Успенский. Иверская икона Божией Матери в Успенском храме Новодевичьего монастыря. Другие дни празднования Кроме двух дней празднования, связанных со списком иконы 1648 г. Патриарх Никон основал монастырь в честь образа, историю которого он узнал от афонских монахов, еще будучи архимандритом. Святыня, вошедшая в жизнь православных России чуть более 300 лет назад, ныне — в полном смысле «русская».

Радуйся, Еюже невернии познают Творца; радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Икос 2 Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к Горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием: Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; радуйся, низложившая тамо идолов. Радуйся, насадившая тамо веру истинную; радуйся, неверие отгнавшая. Радуйся, в жребий Себе Гору сию избравшая; радуйся, благодать сему месту обещавшая. Радуйся, верным, живущим в ней, подательнице земных благ; радуйся, споручнице вечнаго их спасения. Радуйся, теплая ходатаице о живущих в жребии Твоем; радуйся, всех врагов их устрашение. Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая. Кондак 3 Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея, яко село пространное показа всем, в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа. Икос 3 Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают: Радуйся, пославшая проповедницу Евангелия в землю Иверскую; радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову. Радуйся, Отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры. Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; радуйся, струю от него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая. Радуйся, Евфимия златословесная уста; радуйся, Торникия непобедимая крепосте. Радуйся, всех благочестивых укрепление; радуйся, иноков ограждение. Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; радуйся, вечный покой им уготовляющая. Кондак 4 Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к западу, возопи с веселием: Аллилуиа. Икос 4 Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимою силою свыше, возопиша Благодатней: Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; радуйся, столпе огненный, наставляяй сущия во тьме. Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, заре таинственнаго дне; радуйся, Звездо, являющая Солнце. Радуйся, Свет Неизреченный родившая; радуйся, еже како ни единаго же научившая. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая. Радуйся, светлосте, во тьме светящая; радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение. Кондак 5 Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: «Иди с ликом иноков к берегу моря, сниде в пучину и приими икону Мою». Он же, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся, пояше: Аллилуиа. Икос 5 Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к Ней таковая: Радуйся, святую икону дати нам изволившая; радуйся, покров ю быти нам обещавшая. Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; радуйся, благое о ней промышление явившая. Радуйся, помощь наша в чуждей стране; радуйся, в странствии нашем утешение. Радуйся, Божие к нам благоволение; радуйся, наше к Богу дерзновение. Радуйся, слез наших избавление; радуйся, сирых нас защитнице. Радуйся, ограждение наше; радуйся, едина радосте наша. Кондак 6 Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: «Не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа». Икос 6 Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм во вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако: Радуйся, хранительнице наша в настоящем веце; радуйся, предстательнице наша в будущем. Радуйся, страху Божию нас научающая; радуйся, на путь добродетели наставляющая. Радуйся, дерзновение наша и надеждо; радуйся, упование наше и покров. Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; радуйся, всему благому вход отверзающая. Кондак 7 Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося.

Икона была утеряна почти на полтора века. Снова обрели икону в одиннадцатом веке близ берегов Афонского полуострова. В столпе света был виден святой лик Богородицы. Монахи пытались вытащить на берег из моря икону, но это у них так и не получилось. Тогда Богородица явилась во сне старцу Гавриилу и велела достать икону. Старец прошел по воде и достал икону на берег. Святой лик таким образом был доставлен в Иверскую обитель, где он находится по сей день.

Помощь телеканалу

  • История чудесного явления Иверской иконы Божьей Матери
  • Иверская Богоматерь. Что можно и чего нельзя 26 октября 2023 года?
  • Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон -
  • ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
  • Молитвословия

Почему Иверскую икону называют "Вратарницей" и в чем она помогает

До наших дней не сохранились древние рукописные сведения об обретении Иверской иконы. Есть несколько более поздних по написанию 16-17 век «Сказаний об иконе». В них есть некоторые разногласия по дате появления иконы на Святой горе. Также нет единого мнения, откуда на шее Пресвятой Богородицы в данном иконописном типе появилась кровь. По одной из версий, в правление византийского императора Феофила 9 век эта икона находилась в доме благочестивой вдовы близ города Никея Турция. Выполняя приказ императора-иконоборца по выявлению и уничтожению икон, к ней домой пришли воины. Но когда они пронзили этот образ копьем, в области шеи Пресвятой Девы Марии выступила кровь. Вдова вымолила у воинов икону и ночью пустила по морю. Икона чудесным образом сама поплыла на запад.

Иверская икона Божьей Матери Появление иконы на Афоне Через несколько лет афонские монахи увидели плывущую по морю икону в столпе света. Пресвятая Дева явилась монаху-отшельнику Гавриилу с повелением взять икону и отнести в Иверский монастырь. Братия монастыря вместе с преподобным Гавриилом пришли к берегу моря крестным ходом. Монах Гавриил пошел по воде как по суше, икона стала к нему приближаться. В том месте, где Гавриил вышел с иконой на берег, сейчас стоит часовня с колодцем пресной воды. Это одно из чудес Афонской горы — часовня стоит на песке в нескольких метрах от моря, а колодец имеет пресную питьевую воду. Обретенную икону монахи поставили в алтаре соборного храма Иверского монастыря. Однако икона дважды исчезала из него и появлялась над монастырскими воротами.

Через преподобного Гавриила Пресвятая Богородица сообщила монахам, что не Ее нужно охранять, а Она будет охранять монастырь от врагов. Тогда икона осталась над воротами монастыря, после чего получила свое второе название «Вратарница».

Укрепление греко-русских связей в конце XV - XVI веках вело к притоку из Греции, особенно с Афона, различных святынь и духовной литературы. Познакомившись с монахами-посланниками Иверского монастыря и узнав от них о чудотворной иконе, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх Московский, попросил прислать ему список образа. Через год, 13 октября 1648 года икону уже встречали в Москве. В сопроводительных грамотах иверский игумен Пахомий подробно описал процесс создания иконы монастырским иконописцем Ямвлихом: «Вернувшись в свою обитель я собрал 365 братьев и сотворили великий молебен от вечера и до утра, а утром святили воду со святыми мощами, и той святой водой омывали святую и чудотворную древнюю икону Богородицы, и собрали ту святую воду в большой сосуд и ею омывали новую икону, которую я изготовил из кипарисового дерева, и вновь собрали ту святую воду. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей.

И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона»[2]. По одной из версий после прибытия в Москву икона находилась в одной из церквей царского дворца. В 1654 — 1655 годах она сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, тогда находившийся под властью Речи Посполитой. По возвращении из победоносного похода она была вложена царем в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Другая версия гласит, что сначала икона пребывала на подворье Иверского монастыря, потом в монастыре Святителя Николая «Большая глава», и по возвращении из похода была помещена при Воскресенских вратах Китай-города. Так икона вновь стала исполнять служение вратарницы, только теперь уже града Москвы.

В конце XVIII века деревянная часовня была перестроена в камне, в 1929 году часовня вместе с воротами была разобрана. Список, выполненный в 1648 году не отличается от оригинала по размеру и основным чертам композиции. Но это и не точная копия: художник добавил изображения ангелов в углах средника и полуфигуры апостолов на полях. Некоторые детали изображения воспроизводят особенности грузинского оклада начала XVI века, которым украшен оригинал. Этот список Иверской хранится в собрании Государственного Исторического музея, в наше время он несколько раз в дни празднования передавался в Успенскую церковь Новодевичьего монастыря для поклонения верующих. Второй список с Иверской был выполнен на Афоне около 1655 года по просьбе Патриарха Никона для основанного им Валдайского Иверского монастыря. Икона была изготовлена по размерам афонской и «тем же образом», что и список 1648 года.

Патриарх приказал украсить новую икону сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней иконы. Встреча иконы в Валдайский монастыре состоялась 12 февраля 1656 года. В честь этого события на Руси установили второе празднование Иверской иконе. После 1917 года этот список исчез, в настоящее время его местонахождение неизвестно. Последняя четверть XVII в. С 1669 года в Иверской часовне находился список выполненный уже в Москве царскими иконописцами. Эта икона, получившая название «Московской» Иверской, была изъята из закрытой большевиками часовни.

Долгое время о местонахождении именно этого списка ничего не было известно. Однако недавно, благодаря усилиям историков и реставраторов, удалось установить, что список из Иверской часовни хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Через два века икона приплыла к Афону. Монахи грузинского Иверского монастыря несколько дней наблюдали в море высокий огненный столп, восходящий до неба. Наконец, они пришли к берегу и обнаружили святой образ, стоящий на воде. Образ был поставлен над монастырскими воротами.

Позднее иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители. Там чудотворная икона пребывает по сей день.

Осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13 26 сентября. Святыня Москвы Часовня Иверской Богоматери. Москва, 1910. Фото с сайта retromap. Архиепископ Арсений Жадановский вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи.

В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий. На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы. Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе.

Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». В советские годы Иверская часовня была разрушена. Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом. Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина Федченкова, впоследствии митрополита. Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье рю Петель, 5 , где перед ней читается акафист по средам.

Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий