Литовский театральный режиссер Римас Туминас не является предателем России, а участникам СВО показали один из его потрясающих спектаклей, заявил в интервью НСН директор Государственного академического театра имени Вахтангова Кирилл Крок. Советский и литовский театральный режиссер, бывший художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас умер 6 марта 2024 в возрасте 72 лет. Театр Профессиональная биография Римаса Туминаса как режиссера началась еще в Литве. Одновременно с работой в России Туминас занимал должность главного режиссера Малого театра Вильнюса. Режиссер Римас Туминас на репетиции спектакля «Война и мир» в Вахтанговском театре в 2021 году.
В 72 года скончался экс-худрук Театра Вахтангова Римас Туминас
Таков известный театральный режиссёр Римас Туминас, которому недавно исполнилось 70 лет» — эти слова предваряют публикуемое здесь интервью в «Lietuvos rytas». 6 марта 2024 года после тяжелой продолжительной болезни ушел из жизни выдающийся театральный режиссер Римас Владимирович Туминас. Профессиональная биография Римаса Туминаса как режиссера началась еще в Литве. Годом ранее спектакль Туминаса «Генри и Эллен» репетировал Александр Домогаров, но режиссер остался недоволен работой артиста, и в итоге главная роль отошла Игорю Гордину.
Римасу Туминасу – 72: день рождения и гастроли в Париже
Главного режиссера Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса сняли с должности (рус.). Это был единственный случай в биографии Туминаса, когда он поставил решение о своей будущей постановке в зависимость от работы другого режиссера; этим единственным режиссером был Питер Брук. В возрасте 72 лет умер известный театральный режиссер Римас Туминас. Римас Туминас (фамилия режиссера произносится с ударением на первый слог) родился в литовском городе Кельме 20 января 1952 года. 6 марта в реанимации итальянской клиники после тяжелой болезни в возрасте 72 лет умер театральный режиссер Римас Туминас.
Худрук Театра имени Вахтангова, режиссер Римас Туминас. Досье
Инструменты — это те, кто связан с жизнью человека. Театральные средства, эффекты, экраны я всегда игнорировал. Отказавшись от всего, я заново открыл для себя человека, которого видел и Леонардо да Винчи. Я чувствовал, что иду по непривычному для себя пути.
Рисковать я не боялся. В это время, как я уже говорил, меня мучили страшные боли, голос почти пропал, я говорил в микрофон. Я лишился возможности кричать, а боль не давала выбегать на сцену и показывать актёрам.
Всё здесь переплелось. И Литва, и литовские полки, и Наполеон. Через этого человека, ставя его в ситуацию войны, понимаешь боль, несправедливость, презрение, которые ему нужно пережить.
Я увидел человека великим и уже не могу от него отказаться. Только могу найти то, что показало бы его ещё более великим, высоким, мудрым. Вы сейчас по-другому понимаете миссию актёра?
Смотрел не на то, что сделал я, а на то, что делают актёры. Я, пожалуй, впервые наблюдал воочию, как актёр-человек становится творцом и творит прямо здесь, без всяких вспомогательных средств, режиссёрских приспособлений. Статичность была моим коньком, моим Богом.
Но сейчас всё было приведено в движение — и история, и судьбы. Мне трудно рассказать об этом словами. Но я достиг того, что критики сейчас называют в рецензиях новым театральным действием, которое, по их словам, должно быть проанализировано.
Я совершил некое преступление в театре, и теперь неизвестно, что с ним делать. Но это случилось, с крахом и, может быть, с гордостью. И неважно, что это произошло в том спектакле, в Москве.
Главное, что я уже знаю, что делать дальше. Я понял, что нашёл путь, который назвал бы путём человека. Может быть, слишком поздно, но таков теперь мой путь.
Без метаний. В созданный вами Малый театр, который своими спектаклями вы превратили в Большой. Вы всё время говорили о возвращении в Литву, но так и не возвращались.
Поставить спектакль? Может быть, и неплохой, долговечный, интересный, о человеческой судьбе… Да, но всё же казалось — не то. И только сейчас я сформулировал настоящую причину возвращения в Вильнюс, в Малый театр.
Работать с другими театрами, если они согласятся. Делиться тем, что я сейчас понял. Раньше мне нечего было предложить театру.
Как сок вытекает из дерева, так и жизнь вытекает из нас. Вот почему нужно прощаться с достоинством, мудро», — говорили вы, когда вам было всего 40 лет. Что бы вы хотели создать за то время, которое ещё отведено вам для творчества?
Недаром режиссёры моего возраста начинают ставить оперы. Там музыка… Я уже ставил оперы в Большом театре. Впервые я почувствовал себя «вторым».
Потому что «первый» там дирижёр. Как мне приятно быть «вторым», с каким удовольствием я покорялся дирижёру! И подумал — почему люди в жизни так трудно подчиняются, сопротивляются?
Зависть, борьба, конфликты. Люди, как приятно служить! И если делаешь это честно, заслужишь доброе имя слуги.
Спектакль от А до Я сильно выматывает, пока ты рассказываешь зрителю историю. С возрастом это становится не просто физически тяжело. Ты чувствуешь, что всё вроде бы ясно, но продолжаешь мусолить эту историю, этот сюжет, мусолишь, мусолишь, снова и снова.
Кажется, надо бы спешить, а спешить не можешь, вдруг что-нибудь разрушишь. Это превращается в мучение, бессмысленность. Часовой продолжительности, прикоснуться ими к автору.
И часто эскизы бывают интереснее самого спектакля. Поэтому режиссёры с мировым именем и занимаются эскизами, раздумьями о театре, искусстве. Или преподают, открывают школу.
Ведь вы говорили: «Я здесь как враг». Мы заложники — и Востока, и Запада. И те и другие бряцают оружием.
И перед лицом этого безумия размышляешь о человеке — как его защитить. Может быть, возвысив человека, мы не пошлём его на эту войну? Может быть, мы научимся любить и уважать себя?
Эта нелепость привела меня к человеку. А не к поиску врагов. Ведь раньше, когда ставили спектакли, мы все были диссидентами.
Наше поколение постоянно боролось. А потом, когда врагов вроде бы не стало, мы стали искать врагов в своей среде. Чтобы чем-то питаться.
Вернулись к литовскому характеру, стали душить сосед соседа. Кто разрушает нашу гармонию? Те или эти?
И те, и эти. Просто нужно послать всё это как можно подальше от себя. Потому что всегда ведь — надо не надо, но найдут, тебя в чём-то заподозрят, обвинят, увидят то, чего нет и не было.
Истолкуют так, как им нужно. Не нужно обращать внимание, потому что они всё равно будут видеть так, как им хочется видеть. Давайте отстранимся от этого и найдём человека, давайте услышим его, пусть даже это сизифов труд.
Я и пытаюсь это сделать. Из Москвы в Вильнюс вы возвращаетесь с наградами и творческими победами, но тянете за собой российский шлейф.
Премия Золотая маска 2022 — в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» [39].
Больше 10 лет он мужественно боролся с тяжелой болезнью, продолжая творить. В театре «Балтийский дом» на фестивале «Монокль» минутой молчания почтили память выдающегося театрального режиссера. Именно на этой сцене Римас Туминас впервые открылся российскому зрителю в спектакле «Улыбнись нам, Господи». Мастер всегда повторял актерам, что играть надо по законам небес.
Буквально три дня назад в беседе с Сергеем Шубом он планировал гастроли своих новых работ, которые поставил в израильском театре «Гешер».
В течение десяти лет он боролся с раком легких. Туминас возглавлял знаменитый арбатский театр до 2022 года, и это было яркое время. Наш обозреватель Антон Залесский не раз беседовал с режиссером. Что говорил Римас Туминас о своей работе в Литве и России, чему научила его мама, каких женщин он по-настоящему любил, кого из известных русских героев считал неисправимым дураком и многое другое, — в материале «Мосленты». В 1990 году я создал Малый Вильнюсский театр, и первой постановкой был «Вишневый сад».
Замечу, что все литовцы знали русский язык и русских писателей. В 1939 году, когда русские вошли в прибалтийские страны, именно литовцы быстро начали учить русский язык, в отличие от латышей и эстонцев. Поняли, что русские пришли надолго. В 1991 году в Литве начались известные революционные события, и я хотел снять с репертуара «Вишневый сад». Думал, зачем раздражать людей? Но билеты на спектакль каждый раз раскупали.
Литовская публика продолжала идти на Чехова. Тогда я понял, что между идеологией и культурой — большая разница. Публику не обманешь. Я поставил все пьесы Чехова во многих странах мира. В его произведениях больше всего воздуха, кислорода. Тяжело больной писатель, драматург дал нам столько воздуха, что мы обязаны жить долго и счастливо.
В какой-то момент я подумал, сколько уже можно ставить Чехова? Есть же другие драматурги. Но каждый раз неизбежно возвращался именно к нему. Периодически возвращался к этому замыслу и натыкался на проблемы. Несмотря на то что у меня есть диплом режиссера телевидения, я так и не снял ни одного фильма. Зато я — большой поклонник хорошего кинематографа.
Про маму и самое важное для человека Моя мама — русская женщина Вероника или Вера — была очень добрым и мужественным человеком. Она воспитала нас с братом практически одна. Мама много работала, спала по три часа в сутки и никогда не жаловалась. Однажды она забыла меня, младенца в одеяльце, на огороде, и я пролежал там много часов. Мама умела ждать и терпеть. Со временем я понял, что терпение — это главное качество для человека.
А еще раньше осознал, что терпение — самое важное качество для режиссера. И я стал учиться быть терпеливым.
Всегда готовый удивлять. Римасу Туминасу — 70 лет
Римас Туминас родился 20 января 1952 в городе Кельме, Литва. Отец - литовец, мать - русская, из семьи старообрядцев. С 1970 по 1974 год учился в Литовской Консерватории. Совпало, что, учась на третьем курсе Вильнюсской консерватории, Римас впервые прочел пьесы Чехова. О Чехове в Литве тогда никто не говорил, его не ставили. И для него, молодого двадцатилетнего режиссера, Чехов действительно стал очень важным открытием: создалось ощущение, что он первый узнал имя гениального драматурга и вокруг это имя неизвестно никому. Римас был тогда богат и наполнен этим знанием. Параллельно его пригласили репетировать как актера в Молодежный театр.
И все, что делалось в театре и главное, как делалось, показалось ему таким неинтересным, серым, обыденным и бездарным по сравнению с новообретенным знанием. Он грезил мечтой ставить Чехова и хотел научиться этому. И тогда показалось единственно правильным решением поехать в Москву. Его первым спектаклем стал «Январь» болгарского драматурга Й.
Весь наш мир застрял в третьем акте трагедии Шекспира из-за тотального эгоизма. Шекспир уже давно написал пятый акт, но мы все еще делим земли, деньги, наследства.
Правда, шестого акта, гармоничного идеального мира Шекспир не написал. Но есть пятый акт, где можно жить нормально, без вражды и ненависти. Вышел на Рижском вокзале с чемоданчиком отца, увидел все это великолепие и влюбился, как мальчишка. На тот момент Вильнюс и театр мне надоели. Боялся, что не примут документы. К счастью, приняли.
После школы хотел быть летчиком, но что-то не так было с моими документами. Не взяли меня в летное училище. С тех пор страх быть отвергнутым поселился во мне. Тогда я не мог предположить, что буду жить на Арбате в своей квартире, что меня здесь будет знать, как говорится, каждая собака. Светлана Немоляева — о съемках в кино, любимом муже и шляпках Арбат прекрасен в любое время года. Арбат — праздник, который всегда с тобой.
На Арбате жил Пушкин. Когда я ставил спектакль «Онегин», обращался в его музей-квартиру. Люблю Москву за хорошее освящение, за огни большого города, за тепло. В Литве все экономят свет, тепло, воду, а в Москве — нет. Москва горит, светится, живет круглые сутки. Про собственный снобизм, Китай, Францию и Италию Люблю путешествовать, менять обстановку и вообще люблю все новое.
Несколько стран поразили мое воображение. Одна из них — Китай. Я ставил там «Фауста» Гете. Впервые я увидел Китай в 1988 году и тогда не понял уникальности этого древнего народа. Китайцы казались мне подражателями, а не творцами. В 2019-м я изменил свое отношение.
А тогда, в конце 80-х, я был снобом. Критиковать другую страну, не зная ни ее историю, ни ее культуру, — признак невежества и дурного вкуса. Мы все страдаем от плохого вкуса, потому что мало знаем, мало видим, мало читаем, мало думаем. Ленивы и не любопытны, как говорил Пушкин. И слишком воинственны.
Здесь он ставит: «Здесь не будет смерти» — пьеса написана Р. Туминасом в соавторстве с поэтом В. Кукуласом 1988 , «Вишнёвый сад» А. Чехова 1990 , «Галилей» Б. Брехта 1991 , «Улыбнись нам, Господи» Г. Кановича 1994 , «Маскарад» М. Лермонтова 1997 , «В ожидании Годо» С. Беккета 2002 , «Мадагаскар» М. Ивашкявичюса 2002 , «Три сестры» Чехова 2005 , «Мистрас» М. Ивашкявичуса 2010. Поначалу режиссёр работал с разными художниками — А. Капяжинскасом, И. Поповым, В. Идзелите, Р. Дауноравичене, но впоследствии, он отдал предпочтение художнику-соавтору Адомасу Яцовскису. Полноправным соавтором спектаклей Туминаса, безусловно, можно назвать и композитора Фаустаса Латенаса, до конца жизни которого, многие годы, хранил верность. Достоевского 2004 в Швеции; «Труффальдино, или Слуга двух господ» К.
Мой отец дошел до Берлина и вернулся домой в 1945 году. Он редко говорил о войне, но считал себя победителем. Война не покидала его до конца жизни, поселилась в нем навсегда», — процитировал Познер ранее сказанные слова Туминаса и спросил, считает ли он русских людей «оккупантами»? Мы говорим о моем отце и той жизни, той вере того времени. И не было оккупантов», — уверяет литовский режиссер. Нетрудно себе представить реакцию Литвы. Знаменитый соотечественник посмел посягнуть на святая святых, назвав доктрину « советской оккупации » выдуманным конструктом, которым в советские годы сами литовцы не пользовались — за такое нарушение главного национального табу современная Литва карает общественной травлей и несколькими годами тюрьмы. Перепуганный собственными словами постановщик сразу же принялся долго и многословно оправдываться. Я склоняю голову перед каждым, кто погиб: немцем, англичанином, французом, американцем. Люди были в настоящей мясорубке. Из-за раздела миров, осуществленного политиками во время оккупации, Литва испытала ужасные явления, а Латвия и Эстония сильно пострадали. Если бы было понято, что я думал и думаю по-другому, это больше не был бы я. Думаю, все мы признаем и понимаем, что были и оккупация, и Холокост.
Умер советский и литовский театральный режиссер Римас Туминас, бывший художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова. Биография Римаса Туминаса. Художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова, режиссер Римас Владимирович Туминас родился 20 января 1952 года в городе Кельме (Литва). РИА Новости, 20.01.2022. Руководитель Вахтанговского театра, один из известнейших литовских режиссёров Римас Туминас в Литве вызывает раздражение, а в публичном пространстве.
Туминас, Римас
Римас Туминас (фамилия режиссера произносится с ударением на первый слог) родился в литовском городе Кельме 20 января 1952 года. Режиссер Римас Туминас, получивший награду в номинации «Драма/работа режиссера» за спектакль «Евгений Онегин» театра им. Евг. Театр Профессиональная биография Римаса Туминаса как режиссера началась еще в Литве. Новости - Театр - Профессиональная биография Римаса Туминаса как режиссера началась еще в Литве. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Режиссера Туминаса лишили правительственной премии Режиссер Римас Туминас уходит из Театра имени. литовский театральный режиссер. В 1999 году он был удостоен Государственной премии России.
Биография Фильмография Обсуждение Фотографии Новости. Главного режиссера Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса сняли с должности (рус.). Покинувший Россию режиссер Римас Туминас взял неоплачиваемый отпуск и в данный момент находится с семьей в Литве. Советский и литовский режиссер и экс-руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас умер накануне в возрасте 72 лет в клинике в Италии. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Режиссера Туминаса лишили правительственной премии Режиссер Римас Туминас уходит из Театра имени.