Первый полёт Сергея Крикалёва состоялся в 1988 году в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и космической станции «Мир». Президент России Владимир Путин назначил своим спецпредставителем по вопросам международного сотрудничества в области космоса исполнительного директора «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергея Крикалева.
Жизнь и необычные приключения космонавта Сергея Крикалева
В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 19 мая 1991 с командиром Анатолием Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции. По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера со следующим экипажем который должен был прибыть в октябре , так как следующие два полёта были объединены в один. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992. За два первых полёта Крикалёв провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос. В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60.
В апреле 1993 он был объявлен основным кандидатом. Крикалёв участвовал в полёте STS-60 — первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле.
И хорошо организовано взаимодействие NASA с учебными заведениями. Создана, я бы сказал, система, помогающая астронавтам NASA общаться со школьниками, студентами, с работниками космической отрасли. Для поддержания и развития такой системы много усилий прилагает государство.
Коллеги в США и других странах, надо отдать должное, с большим уважением относятся к полету Гагарина. Все понимают, что это был короткий полет - только один виток, но он был первый. Американцы так же, как и мы, отмечают день 12 апреля. А в год 50-летия полета Юрия Гагарина этот день стал не только нашим национальным праздником, но и Всемирным днем полета человека в космос: Организация Объединенных Наций придала этому международный статус. Знаю, что много американских астронавтов и работников отрасли используют эту дату для популяризации пилотируемой космонавтики.
А если говорить о том, что можно извлечь из многолетнего взаимодействия наших стран в космической деятельности, из сотрудничества на профессиональном и личном, человеческом уровнях, то это, конечно, готовность помочь в трудной ситуации, оказать, когда требуется, поддержку - организационную и техническую. В основе этого - общее понимание, что такие сложные, большие программы способны не разъединять, а объединять людей разных национальностей, с разными взглядами, но делающих нужное и важное дело. Космонавтика в этом смысле очень показательна и дает множество примеров... Сергей Крикалев: Безусловно. Вспомнить хотя бы советско-американскую программу "Союз" - "Аполлон".
Работа в сложных, часто стрессовых условиях, чем является каждый космический полет, людей очень сближает. И ведет к росту доверия: ты полагаешься на партнеров, партнеры полагаются на тебя. Это пример того, как нужно сотрудничать в сложных делах. В доме, где родился Юрий Гагарин, гостям разрешают присесть в красном углу под образами. Фото: Александр Емельяненков В феврале вы своеобразно прокомментировали две подряд нештатные ситуации на МКС: "Считайте, что снаряды дважды попали в одну воронку".
С прибытием нового корабля на замену поврежденного метеороидом "Союза МС-22" ситуация нормализовалась? Будет ли традиционное приветствие с орбиты участникам Гагаринских чтений? Сергей Крикалев: Приветствие будет. И в остальном ситуация рабочая. Но нельзя даже на минуту забывать: мы имеем дело с очень сложной техникой в агрессивной среде.
А в том, что касается взаимной помощи, много примеров того, как мы поддерживали программу NASA, когда они не могли летать из-за аварий с многоразовыми кораблями. После гибели шаттла "Колумбия" программа МКС была перестроена, и основная задача по доставке экипажей на Международную космическую станцию легла на российскую сторону. А когда у нас случались проблемы с доставкой грузов, американцы всегда предлагали разместить на их корабле то, что срочно требовалось на станции. И все ради того, чтобы общая программа продвигалась вперед. Точно так же в недавней ситуации, когда на нашем "Союзе" была повреждена система охлаждения, мы вместе искали оптимальные пути страховки космонавтов, пока запасной корабль на смену поврежденному по ускоренной схеме готовили к отправке.
Многое в таком деле держится на личных контактах. Советско-американская программа "Союз" - "Аполлон", о которой вы упомянули, навсегда связана с именами Алексея Леонова, командира нашего корабля, и Томаса Стаффорда, старшего на "Аполлоне". А вы - первый из российских космонавтов, кто полетел на американском челноке...
Решение о продлении работы Сергея Крикалева на ЭО-10 было принято уже во время его полета. Во время полета совершил семь выходов в открытый космос: 24. Продолжительность полета составила 311 сут.
С 5 ноября 1992 по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота. С 3 по 11 февраля 1994 года в качестве специалиста полета-4 шаттла Discovery STS-60. Продолжительность полета составила 8 сут. С апреля 1994 по январь 1995 года проходил подготовку в Центре им. Джонсона в качестве дублера Владимира Титова , назначенного специалиста полета-4 в экипаж шаттла Discovery по программе STS-63.
Прошел подготовку для работы в выходном скафандре по программе сборки МКС. С мая 1995 года исполнял обязанности заместителя руководителя полетом ОК «Мир». После разгерметизации модуля «Спектр» входил в состав аварийной комиссии. Старт первой экспедиции был первоначально запланирован на май 1998 года.
С апреля 2014 года - представитель города Севастополя в Москве и Санкт-Петербурге. Майор запаса, космонавт 1-го класса 7. Награждён советским орденом Ленина 27. Почётный гражданин Санкт-Петербурга 23. Живёт в городе Королёв Московской области.
Сергей Крикалёв – легенда мировой космонавтики
Во время этого полета Сергей Константинович провел 4 часа в открытом космосе, что сделало его мировым рекордсменом с восьмым таким опытом. Однако, в 2021 году, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин объявил о переводе Крикалева на другую должность. Согласно Рогозину, это является нормальной практикой для структуры, так как космонавты периодически меняют свои роли и обязанности. Новым назначенным на место Крикалева был экс-советник Рогозина Александр Блошенко. Герой России Сергей Крикалев Однако, вскоре после этого решение было пересмотрено, и Сергей Константинович был восстановлен на прежней должности. Это свидетельствует о значимости и ценности его опыта и заслуг в космической отрасли. За свою карьеру он провел на орбите впечатляющие 803 дня, что подтверждает его выдающиеся достижения и вклад в исследование космоса.
По словам исполнительного директора госкорпорации по пилотируемым программам Сергея Крикалева, осенью был оглашен наиболее актуальный проект, который вызвал большой интерес. Важными препятствиями на пути к заключению соглашения стали не только технические, но и документальные вопросы, решение которых требовало согласования на уровне правительства. Это позволило сделать проект еще более перспективным и уникальным в масштабах международного сотрудничества. В результате, стороны смогли найти компромиссные решения и продолжить сотрудничество в области космических исследований. Начало новой эры в космических отношениях между Россией и Соединенными Штатами оказало положительное влияние на развитие глобальной астронавтики. Личная жизнь Семейная жизнь Сергея Крикалева и Елены Терехиной имеет связь с их профессиональной деятельностью, ведь будущая супруга космонавта работала в РКК «Энергия».
Именно там они и познакомились, их совместная жизнь началась совсем скоро после этого знакомства. В 1990 году в семье Крикалевых появилась долгожданная дочь Ольга, принесшая невероятную радость и счастье. Сергей Крикалев с семьей Однако, помимо радости от семейной жизни, Сергей Константинович не забыл о своих увлечениях и интересах. По-прежнему он остается активным и энергичным человеком, отдавая предпочтение физическим нагрузкам. Большую часть своего свободного времени он посвящает высшему пилотажу, где достиг выдающихся результатов. Его усилия были вознаграждены, и в 1997 году Сергей стал чемпионом мира в этой спортивной дисциплине.
Все эти события сказались на жизни Сергея Крикалева и стали неотъемлемой частью его биографии. Он остается примером того, как комбинировать успешную семейную жизнь с достижениями в профессиональной сфере и сохранять активный образ жизни. Крикалев продолжает вдохновлять и впечатлять своими достижениями, став воплощением современного героя, сбалансированно развивающегося во всех сферах жизни.
Каждый день мы связывались со специалистами Центра управления полетами и вели не только служебные разговоры — нам передавали и новости. Было скорее так: люди на Земле беспокоились о нас, а мы, наверное, еще больше беспокоились о них.
Такая стандартная уже схема. Руководитель полета Валерий Рюмин предложил мне остаться еще на одну экспедицию — так было бы проще для всех. Я сказал, что должен оценить, хватит ли у меня сил. Спросил, сколько есть времени на принятие решения — день, два? А Валерий Рюмин говорит: «Через 3 часа давай еще раз свяжемся и определимся».
Как можно понять, хватит вам сил или нет? Ведь я тем самым брал риск на себя, это была моя ответственность. Ту ситуацию можно сравнить с беговой дистанцией: словно ты бежишь пять километров, пробежал уже три, думаешь, что тебе осталось меньше половины. И тут говорят: «Теперь бежим не пять километров, а десять». Вот в этот момент ты вынужден резко изменить темп своего движения… — И психологически перестроиться… — Да, перестроиться психологически и тактически.
Чтобы добраться до конца дистанции, мне в тот момент пришлось переосмыслить необходимость соблюдения режима, начать немного больше времени тратить на восстановление, чтобы хватило сил добраться до финиша. Я получал об этом обрывочную информацию. Кстати, часть таких сведений дошла до меня от радиолюбительницы из Австралии благодаря любительскому радио, которое было на станции. Во время одного из эфиров я познакомился со школьной учительницей информатики из Австралии. Мы с ней устраивали уроки из космоса: она собирала детей в своей радиорубке, а мы отвечали на их вопросы на ломаном английском языке.
Однажды она спрашивает: «Сергей, а как ты себя чувствуешь? У нас здесь пишут в СМИ, что ты стал узником и настолько ослаб, что у тебя уже сил не хватит вернуться на Землю». Я тогда отшутился: «Вы вообще в Австралии живете по отношению ко всем остальным вверх ногами, вот у вас и новости такие же». Например, на МКС Международная космическая станция.
Взял на себя этот риск и справился с ним. Вы замечали? Тайна последнего полета Гагарина: почему погиб первый советский космонавт — Эту тему обсуждают до сих пор. Я узнал об этом, когда работал в Центре управления полетами. Однажды кто-то из космонавтов пожаловался на пересоленную пищу. Это серьезная ситуация, и к разбирательству привлекли специалистов. Тщательная проверка показала, что технологии приготовления были соблюдены полностью, и никаких нарушений не обнаружили. Тогда специалисты взяли контрольные образцы пищи, провели дегустацию, дополнительный химический анализ. Поскольку никаких отклонений выявлено не было, специалисты пришли к выводу, что это похоже на изменение вкуса у человека. Честно сказать, я в полете особых изменений вкуса пищи не почувствовал. Но полагаю, что ученые собирают статистику и со временем сделают выводы об этих явлениях. Когда я прилетел на станцию первый раз, то ничего особенного не заметил. Во время второго полета я обратил внимание на запах дезинфицирующих салфеток, которые мы использовали тогда на станции. Но есть еще один необычный запах. Он появляется в тот момент, когда прилетает космический аппарат и ты открываешь люк, который экспонировался в космосе, есть характерный запах — это очень похоже на запах перегретого металла. Может, так пахнут химические компоненты, которые оседают на этом люке в процессе полета. Но мне это напоминает запах из детства. Знаете, если ударить два камня друг о друга, чтобы появились искры. Вот этот специфический запах. Мы его условно назвали «запах космоса», потому что мы его чувствуем, когда возвращаемся после выхода в открытый космос, в шлюзовом отсеке. Я знаю, что в свободное от работы время вы занимаетесь высшим пилотажем. Я начал заниматься пилотажем, будучи студентом. Принимал участие в соревнованиях и по окончании института выполнил норматив мастера спорта по высшему пилотажу, а через несколько лет и норматив мастера спорта международного класса. Сейчас, к сожалению, возможности заниматься пилотажем на соревновательном уровне нет, но я не бросаю свое дело, авиация — это часть моей жизни. Это сложный в пилотировании самолет, но красиво смотрится в воздухе. Сейчас на соревнованиях выступают на Су-26 и его модификациях Су-29 и Су-31, с моей точки зрения, классные самолеты. Не представляя свою жизнь без полетов, не так давно я обратил внимание на самолеты-амфибии. Это небольшие, «штучные» модели, в которых может разместиться от двух до шести человек.
За мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полета на орбитальной станции «Мир» Сергею Крикалеву присвоили звание Героя Российской Федерации. Символично, что это произошло 11 апреля — накануне Дня космонавтики. Бортинженеру вручили «Золотую Звезду» — высшую награду, которую может получить россиянин за заслуги перед государством и народом. Звезда была под номером 1 — так советский космонавт фактически стал первым живым Героем новой страны. Сергей Крикалев не считает, что полет в космос — это подвиг, по его мнению, это сложная и ответственная работа. Просто иногда в процессе выполнения этой работы приходится делать что-то такое, что не является обычной рутиной. На самом деле, чтобы достичь того результата, которого мы достигаем в процессе космического полета, требуются героические усилия на очень длительном промежутке времени. Это не какая-то сиюминутная, спонтанная активность, которая приводит тебя к героическому поступку. Подготовка и осуществление полета сами по себе являются героическим поступком», — подчеркивает космонавт. Герой России убежден, что пилотируемая космонавтика — сродни фундаментальной науке: в этой сфере научный результат значительно важнее финансового. Выбирать профессию стоит исходя из собственных склонностей и психологических особенностей. И, кстати, все они могут иметь отношение и к космонавтике: космическая медицина, связь, биотехнологии. Многие отрасли науки близки к космонавтике, и при желании можно найти себя в любой из этих отраслей. Я призываю молодых людей в первую очередь определить, что им интересно, потому что, если тебе нравится медицина, а тебя заставляют заниматься радиотехникой, вряд ли ты будешь хорошим радиотехником — и наоборот», — советует Сергей Крикалев. Космонавтика — наука первопроходцев, и зачастую значимый результат в ней можно получить только путем проб и ошибок, иногда дорогостоящих.
Сергей Крикалев
Сегодня Сергей Крикалев работает первым заместителем генерального директора ФГУП «Центрального научно-исследовательского института машиностроения» по пилотируемым программам и является самым знаменитым в мире, после Юрия Алексеевича Гагарина. Кроме этого, Сергей Константинович является обладателем одновременно двух званий – Героя СССР и Героя России, причем таким могут похвастаться всего 4 гражданина Российской Федерации (кроме космонавта Крикалёва). Сергей Крикалёв в выпуске ток-шоу "Мой герой" рассказал, как попадают в отряд космонавтов и какой медицинский тест отсеивает самое большое число кандидатов, почему терпение – это главное качество для космонавта. Сергей Крикалёв в выпуске ток-шоу "Мой герой" рассказал, как попадают в отряд космонавтов и какой медицинский тест отсеивает самое большое число кандидатов. Сергей Крикалев ныне занимает особое место в российской околокосмической сфере. Сергей Крикалёв.
КРИКАЛЁВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
Об этом и о других знаковых событиях в СССР например, о том, что в декабре 1991-го Горбачев сложил свои полномочия как советский президент космонавт узнавал от «землян». Почему так вышло? Некоторые СМИ писали, что на возвращение советского космонавта домой у «внезапно обнищавшего» Советского Союза не нашлось денег или что его просто «забыли в космосе». Конечно же, это не так.
Когда после распада СССР «Байконур» отошел Казахстану, руководитель бывшей союзной республики и новоиспеченного самостоятельного государства Нурсултан Назарбаев потребовал, чтобы в космос обязательно отправили гражданина его страны. Чтобы не портить политические отношения и еще по ряду причин, к полету спешно подготовили казаха Токтара Аубакирова — отличного летчика-испытателя, но, увы, не имевшего «космической» практики. Вторым по программе летел космонавт из Австрии Франц Фибек тоже не опытный в космических полетах , а третьим — командир корабля, летчик-космонавт Александр Волков.
Вернуть Сергея на Землю планировалось 2 октября 1991 года. Поскольку двое из них — Аубакиров и Фибек — опыта космических полетов не имели, через неделю их вернули обратно, а Волков, с которым Крикалёв, кстати, уже был в космосе во время своего первого полёта, остался на орбите. Вместо него на Землю с иностранцами возвратился Арцебарский, а вот для Крикалёва попросту не нашлось свободного места.
Сергей Крикалёв и Александр Волков. Сергей остался на «Мире» на неопределенное время, серьезно рискуя здоровьем. И тут даже такой уверенный и невозмутимый космонавт, как он, засомневался, справится ли.
Позже он признавался СМИ, что не был уверен в том, хватит ли у него сил выжить до завершения программы. Что же касается финансов, то они стали причиной отсрочки лишь отчасти.
Иду по собственной фирме — иногда вообще не узнают. Если бы в моем детстве кто-то из моих родственников был космонавтом, я бы думал: ого! Моя дочь — она в школе учится — относится к этому как к само собой разумеющемуся. Люблю в лес с друзьями на велосипеде поехать, покупаться. Друзья у меня — один программистом работает, другой в частной фирме снабженцем. Одноклассник один работает на таможне, другой — шофером.
Прилетаю — отчитываюсь, и сразу к ним бегу. В церковь не хожу, не молюсь. Едешь иногда в метро, человек тебя узнает, скажет «здрасьте». Спросит, каково это: из одного иллюминатора видеть Аральское море, а из другого Черное? В принципе ожидаемые вопросы, но мне интересно рассказывать, потому что переживаешь все это снова. Про перегрузки мне на одном медосмотре старшие товарищи объяснили. Ложишься, говорят, на плоскую поверхность, потом один человек встает тебе на грудь, другой встает тебе ногами на живот.
Поэтому мы заранее притираемся. По себе могу сказать, что привык жить всегда в открытой среде: в школе, в институте занимался спортом, всегда имел много друзей, всегда был в компании. И я раньше думал, что, наверное, будет трудно долгое время находиться в замкнутом пространстве.
Но всё оказалось не так страшно. То есть, для себя самого я опасался, что там можно впасть в какое-то в уныние. Первый раз летишь — не знаешь, ведь, что будет. Всё оказалось не так страшно и не так плохо, потому что всё время на станции занято работой. И если ты работаешь, стараешься делать свою работу хорошо, то в общем-то, это «съедает» всё время, унывать некогда. В центре управления полётами также есть свой коллектив, который иногда работает сутками. Если где-то и возникают трения я не скажу даже — конфликты, скорее, трения , то в основном они по поводу работы. Редко кто-то кому-то на ногу наступит, потому что в космосе, в невесомости, сложно это сделать. Иногда один считает, что лучше делать так, а другой так... Но, если люди нормальные и соображающие, они быстро понимают, что, — да, может быть, у моего партнера какое-то другое мнение, но, если мы будем долго спорить, в конце концов, мы работу не сделаем совсем.
Поэтому, рано или поздно, мы всегда находим общий язык. Единственное могу сказать, что нормальный космонавт приходит в профессию по призванию. И в монастырь люди тоже идут по зову сердца. Такого нет, чтобы кто-то написал тебе предписание, и ты, как солдат пошёл выполнять задание, которое тебе не нравится. Люди приходят в монастырь, наверное, во-первых — самостоятельно, во-вторых — и там, и там это непростая деятельность, потому что во многом и жизнь на станции, и жизнь в монастыре — должна быть самодостаточной. То есть, люди должны уметь организовать свой быт, свой труд так, чтобы обеспечивать себя, обеспечивать своих друзей, своих партнёров по команде, своего соседа по келье, и организовать труд таким образом, чтобы он был максимально эффективным. Поэтому, наверное, общее найти можно. Полететь не просто в космос, а высадиться на другую планету или на другое небесное тело и посмотреть на Землю с большей дистанции. С точки зрения достижимости, Луна находится к нам ближе других. Но, к сожалению, это дело пока ещё не реализовано.
Поэтому оно остаётся мечтой. Я слышал про Валаам, ещё будучи школьником. Потом с набором жизненного опыта, я узнавал о нем больше. Я узнавал, что есть монастырь, узнавал историю Валаама. Во многих случаях история, культура, религия, — всё очень переплетено. Валаам — это часть истории России. Да, с одной стороны, может быть, какие-то традиции здесь старомодны, но, с другой, без этих основ, от которых можно отталкиваться, мы не будем двигаться дальше. Поэтому тем, кто здесь живёт, кто сохраняет историю, кто обустраивает это место, — надо сказать большое спасибо за непростой труд. Причём вы это делаете не только для себя, вы это делаете и для других. Поэтому, я считаю, совершенно правильным то, что сюда, на Валаам, приезжают туристы.
Кто-то приезжает просто из любопытства, у кого-то есть внутренняя потребность здесь побывать, посмотреть, послушать, помолиться, приобщиться к святыням, просто послушать природу, в конце концов. У каждого есть какие-то свои взгляды. Кто-то больше делает акцент на христианстве, а кто-то, может быть, на той уникальной природе, которая есть на Валааме. Это всё является нашим богатством, и мы должны делать так, чтобы людей, которые разделяют наши ценности, становилось больше. Пусть всё это распространяется как круги на воде. В чём отличие этого вида спорта от других, где возраст в 35 лет уже считается критическим? Человек тренируется, чтобы больше поднять, быстрее пробежать... Игровые виды спорта более сложные. Высший пилотаж — очень технически сложный вид спорта, требующий от человека не только воспринимать перегрузки, но и продолжать соображать на этих перегрузках. Здесь гораздо более важна не физиология, а голова, опыт, хладнокровие, может быть.
Это приходит с годами, поэтому ребята выступают на чемпионатах мира или Европы по высшему пилотажу в более зрелом возрасте. То есть, в ограниченном пространстве ты должен чётко выполнять какие-то маневры, несмотря на то, что тебя «плющит» перегрузка, из-за быстрых вращений сбивается вестибулярный аппарат. Мы соревнуемся в том, кто лучше может видеть пространство, чётко действовать, пространственно представлять, где находится самолет, где находится граница, какая будет следующая фигура пилотажа. Как говорят, грамотный горнолыжник — не тот, кто входит хорошо в поворот, и даже не тот, кто видит следующие ворота, — а тот, кто просчитывает на 5-7 ворот вперёд. В молодости я входил в сборную Ленинграда по высшему пилотажу, выполнил норматив мастера спорта, был в сборной России и кандидатом в сборную СССР.
Наше же государство обозначило такие приоритеты, что теперь дети хотят быть менеджерами и рекламщиками.
В 1991 и 1992 годах я проработал в космосе две смены, 300 дней. Была какая-то ошибка в программе. Улетел из одной страны, а вернулся в другую: внизу, пока мы летали, был путч, референдум, распад Союза. Меня тогда называли «последний гражданин СССР». Я даже не помню, когда последний раз в кино был. Мы падаем в Казахстане в тех местах, где жителей нету.
Если при приземлении на чей-то огород упасть, то можно в этом огороде приличную яму вырыть. Скучаю в космосе по домашней еде. Скучаю по лету, по такому хорошему солнышку, которое не печет. В этот раз не повезло: улетал после длинной зимы, только-только снег начал таять. Прилетел — опять темно, опять снег.
Сергей Крикалёв — биография космонавта
Я занимался плаванием. Первый полёт Сергея Крикалёва состоялся в 1988 году в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и космической станции «Мир». В состав экипажа четвёртой экспедиции на станцию вошли командир корабля Александр Волков и первый космонавт Франции Жан-Лу Кретьен. Мои родители узнали о том, что я — космонавт, буквально за полгода до полёта. Это сейчас ребята еще не успевают попасть в отряд, а все СМИ уже трубят, что «вот они, будущие космонавты». А тогда это было не принято. Мы, наверное, были одними из первых, чьи имена огласили заранее. О космонавтах, которые были до нас, люди узнавали уже после старта. Обычно это объяснялось секретностью, но я думаю, что здесь подходит одна мудрая русская пословица: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».
Фото Альберта Пушкарёва из фондов Музея космонавтики. Второй космический полёт Крикалёва вошёл в историю. Он отправился на орбиту на корабле «Союз ТМ-12» 18 мая 1991 года в составе международного экипажа с командиром Анатолием Арцебарским и британской астронавткой Хелен Шарман. Плановое возвращение Сергея Крикалёва с «Мира» на Землю должно было состояться через пять месяцев, но было отложено ещё на полгода и Сергей Константинович продолжил работу в качестве бортинженера в составе нового экипажа станции. Длительность полёта составила 311 суток: пока Крикалёв был в космосе, прекратил существовать Советский Союз: возвращался он уже в Российскую Федерацию. Всего за два своих первых полёта Сергей Крикалёв провёл в космосе больше года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 часов 29 минут. Мне часто задают один и тот же вопрос: вот вы в 1991 году улетели из Советского Союза, а прилетели в Россию. На самом-то деле тогда я улетел из Москвы — и прилетел в Москву.
Она никуда не делась. Санкт-Петербург никуда не делся. Встречали те же люди, которые провожали. Даже тогда внутри профессии ничего не изменилось. Кто и что там наверху — для нас дело второе. Но люди, которые делают своё дело, работают дольше, чем любой президент и любое правительство. Сергей Крикалёв и Александр Волков на борту орбитальной станции «Мир», февраль 1992 года.
И у них из-за этого переносились пуски, они не могли сделать нормальную систему — всё ведь надо проверить, сертифицировать... И мы сказали: «Слушайте, ребята, мы фотографируем так, что видны мелкие детали на Земле, вот такой оптикой. Вы свой корабль к нам переверните, и мы сфотографируем вам «брюхо».
Каждую плитку будет видно». Они говорят: «Хорошая идея! Поэтому технология была следующая: подлетев, они, делали как-бы толчок этот толчок они могли хорошо просчитать , и шаттл просто делал кувырок. Этот кувырок занимал около двух минут, и при этом совершенно точно за это время он не мог к нам приблизиться. Все остальные системы стабилизации были выключены, ничто не могло привести к тому, что он с нами столкнётся. Но это накладывало на нас ограничения: время, которое они будут находиться к нам «брюхом», составляло 90 секунд. И за эти 90 секунд нам нужно было сделать порядка 120 фотографий. То есть, это как, знаете, скоростная стрельба по движущейся цели. Нужно было аккуратно покрыть снимками всё «брюхо» шаттла. И, понимая, что повтора не будет, мы работали вдвоём с партнёром: он делал фотографии более широким углом, а я узконаправленным — таких фотографий нужно было сделать больше, они более детальные.
И у нас рядом лежала на всякий случай ещё одна камера — вдруг заест фотоаппарат или еще что-то случится. Так вот, когда шаттл начал делать кувырок под нами, я вдруг понял, что это уникальный вид: космический корабль, который находится очень близко, стоящий «на попа», носом на нас направленный! Причём я увидел, что, когда он поворачивался, мы подлетали к Женевскому озеру. Там есть несколько фотографий на предварительной фазе и несколько на фоне этого озера. У нас оставалось всего 30 секунд, но это была настолько необычная картина, что я сделал несколько снимков, и потом они ходили по всем журналам на первых обложках, потому что, действительно, — уникальные фотографии. То есть, среди профессиональной деятельности, которой мы занимаемся исключительно с технической точки зрения, всегда есть какая-то возможность, для того чтобы сделать что-то необычное, что-то красивое, что-то привлекающее наше внимание с точки зрения уже, скорее, художественной. Есть ли у Вас что-то такое вне Вашей профессии дающее равновесие? Потому что она требует очень разнообразной деятельности и умения переключаться. Потом тебя отвлекает необходимость на что-то третье, и ты должен одновременно делать сразу несколько дел или переключаться с задачи на задачу, например, с медико-биологической на физическую, потом на техническую — нужно исправить какой-то насос, и потом вернуться к первоначальной задаче. Некоторых это раздражает.
А я считаю, что мне, наоборот, повезло, потому что это интересно. Интересно, что стоит не одна монотонная задача, а требуется очень много разнообразных навыков. Нужно уметь что-то делать руками, нужно уметь работать головой, нужно уметь программировать, нужно уметь фотографировать. Также нужно устанавливать человеческий контакт и со своими партнёрами, и с людьми, которые со мной работают на другом канале системы связи. И, разбираясь во всех этих вещах, ты начинаешь чувствовать себя комфортно. Поэтому я считаю, что мне повезло, что у меня такая профессия, которая к тому же реализовала все мои детские желания — полетать в космосе, посмотреть Землю сверху. Поэтому у меня нет такого разделения на труд, который мне не нравится, но который я делаю ради куска хлеба, и на какую-то отдушину вне профессии. Отдушина как раз в том и состоит, что моя профессия совпадает с тем, что мне нравится делать. Пребывание на Земле — это тоже часть профессии. Ведь космонавты живут, в основном, на Земле.
Это у меня получилось шесть полётов, а у многих космонавтов — два полёта за всю жизнь. И даже, если это полёты полугодовые, — всё равно, это лишь маленькая частичка жизни. Для того чтобы космонавт полетел в космос, он готовится несколько лет. Даже когда он имеет опыт полёта, для того чтобы вернуться в этот цикл, он снова работает на Земле. Он работает с инструкторами, с учёными. И, опять повторяю, некоторых, может быть, это раздражает, но я считаю, что мне очень повезло, что мы работаем и с физиками, и с медиками, и с техниками, и с материаловедами. Очень разнообразные стороны. Для себя я всегда узнаю очень много нового и не стесняюсь задавать вопросы. Мне интересно общаться с людьми, которые являются подкованными специалистами в какой-то конкретной области. Чему-то я учусь, что-то мне просто интересно.
Это может быть даже то, что мне и не пригодится для дальнейшей деятельности, а просто как саморазвитие. Поэтому общение с людьми на Земле — это часть нашей жизни и часть профессии. Тут несколько аспектов. Первый и, наверное, самый важный — это отбор. То есть отбирают нормальных, психически здоровых людей.
Осенью того же года его пригласили в экспедицию. В 1986-го Сергей Константинович прошел курс по специальности «космонавт-испытатель». Последующие 2 года он провел в работе над проектом «Буран», а в 1988-м вошел в состав команды «Союз ТМ-7». Началось обучение навыкам бортинженера для дебюта в космосе. Полет состоялся осенью 1988-го. В задачи Сергея Константиновича входили эксперименты и устранение неполадок на борту. Фото Крикалева появились в газетах. Уже в 1990-м он начал подготовку на станцию «Мир», куда отправился в 1991-м. Возвращение домой назначали на осень 1991-го, но летом Сергей Константинович принял на себя обязанности бортинженера в рамках следующей экспедиции. Полет завершился уже весной. По мотивам этого события снят фильм «Забытый в космосе». Экспедиция длилась 311 суток, а Крикалеву вручили орден Героя России. В 1992-м NASA вело отбор российских специалистов для участия в собственной программе. Сергея Константиновича пригласили присоединиться к команде. В 1994-м он стал членом экспедиции STS-60. Это был первый совместный проект американцев и россиян. В 1998-м Крикалев выступил специалистом полетов в первой команде МКС и в течение нескольких месяцев обеспечивал обслуживание космической станции.
Сергей Крикалёв работает на МКС. Май 2005 года. Крикалёв участвовал в полёте STS-60 — первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле Discovery. В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди штат Флорида. Таким образом Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле. Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне , чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. Крикалёв был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Индевор. В октябре 2000 года в составе первого экипажа длительной экспедиции Сергей Крикалёв совместно с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом начал постоянные пилотируемые полёты на МКС. В этом полёте космонавты встречали на орбите 21 век.
Сергей Константинович
- "Забытый на орбите" космонавт Сергей Крикалёв и его навык выживать в изоляции
- Сергей Крикалев биография. Российский космонавт
- Разместите свой сайт в Timeweb
- Международный экологический фонд «Чистые моря»
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- КРИКАЛЁВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
"Забытый на орбите" космонавт Сергей Крикалёв и его навык выживать в изоляции
В октябре 2000 в составе первого экипажа длительной экспедиции Сергей Крикалёв совместно с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом начал постоянные пилотируемые полёты на МКС. Космонавты Сергей Крикалев и начальник экипажа Анатолий Арцебарский в течение пяти месяцев выполняли поставленные задачи: проводили научные эксперименты, выходили в космос. Сергей Крикалев начал подготовку в качестве командира основного экипажа 11-й экспедиции на МКС вместе с Джоном Филлипсом. История полета на станцию «Мир» Сергея Крикалева, который улетел из СССР, а вернулся в Российскую Федерацию, биография космонавта.
Руководство фонда
- РКК "ЭНЕРГИЯ" - МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
- Жизнь и необычные приключения космонавта Сергея Крикалева
- Жизнь и события
- Руководство фонда
Сергей Крикалёв - последний гражданин СССР, которого забыли в космосе
Перед своим вторым полетом в мае 1991 года, советский космонавт Сергей Крикалев и подумать не мог, что события на Земле сделают его «космическим долгожителем». Смотрите онлайн видео «Сергей Крикалев». Легенды космоса на канале «ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА» в хорошем качестве, опубликованное 26 июня 2023 года в 15:35, длительностью 00:23:59 на видеохостинге RUTUBE. В 1985 году Сергей Крикалев присоединился к 191-му отделу в качестве старшего инженера и принял участие в восстановительных работах на орбитальной станции «Салют-7». Вместе с командиром шаттла Робертом Кабаной Сергей Крикалёв впервые открыл люк в МКС. Первый полёт Сергея Крикалёва состоялся в 1988 году в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и космической станции «Мир».
Космонавт Сергей Константинович Крикалёв, биография
Сергей Крикалев сегодня — Путин назначил Крикалева своим спецпредставителем по вопросам в области космоса. Сейчас Сергей Крикалев является официальным лицом, дающим комментарии и интервью относительно развития отечественной и международной космонавтики. В 1994 году Сергей Крикалев стал первым россиянином, который участвовал в первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле Discovery. исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам.
"Забытый на орбите" космонавт Сергей Крикалёв и его навык выживать в изоляции
Указом Президента Российской Федерации № 387 от 11 апреля 1992 года «за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальной станции «Мир», лётчику-космонавту СССР Крикалёву Сергею Константиновичу присвоено звание. 803 дня в общей сложности. Сергей Крикалёв надевает тренировочный скафандр (30 июня 2004). Сергей Крикалев родился в Ленинграде 27 августа 1958 года. Герой Советского Союза и Первый Герой России Сергей Крикалёв – единственный в мире космонавт, который совершил шесть полетов в космос. Исполнительный директор "Роскосмоса" по пилотируемым программам Сергей Крикалев перешел на должность советника главы госкорпорации, его направление перейдет к исполнительному директору "Роскосмоса" по науке Александру Блошенко.