Биография Сергея Крикалева. Советский и российский космонавт, Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации Сергей Константинович Крикалев родился 27 августа 1958 года в Ленинграде РИА Новости, 27.08.2023. Сергей Константинович Крикалёв — советский и российский авиационный спортсмен и космонавт, с октября 2005 до июня 2015 года — рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов. В 1985 году Сергей Крикалев присоединился к 191-му отделу в качестве старшего инженера и принял участие в восстановительных работах на орбитальной станции «Салют-7». Сергей Крикалев женат на Терехиной Елене Юрьевне (1956 г.р.), которая работает инженером в РКК “Энергия”.
Крикалёв Сергей Константинович
/ Фотография Сергей Крикалев (photo Sergey Krikalev). Сергей Крикалев родился в 1958 году в Ленинграде. Космонавт Сергей Крикалев наблюдал за распадом своей страны из космоса. КРИКАЛЁВ Сергей Константинович (р. 27.8.1958, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), лётчик-космонавт СССР (1989), космонавт 1-го класса (1992), Герой Советского Союза (1989), Герой РФ (1992), мастер спорта международного класса по высшему пилотажу (1986). Кроме того, Сергей Крикалев — обладатель двух мировых рекордов: по самому долгому разовому пребыванию в космосе и по самому долгому суммарному пребыванию в космосе. Сергей Крикалев ныне занимает особое место в российской околокосмической сфере.
Международный экологический фонд «Чистые моря»
/ Фотография Сергей Крикалев (photo Sergey Krikalev). Сергею Крикалеву было присвоено звание Героя Советского Союза (звезда № 11595) за выполненный полет, который длился 151 сутки, 11 часов, 8 минут и 24 секунды. 18 мая 1991 года Сергей Крикалев отправился на станцию «Мир» в составе 9-й экспедиции. Указом Президента Российской Федерации № 387 от 11 апреля 1992 года «за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальной станции «Мир», лётчику-космонавту СССР Крикалёву Сергею Константиновичу присвоено звание. Крикалёв, Сергей Константинович — Сергей Константинович Крикалёв Космонавт Страна: СССР, Россия Экспедиции: Союз ТМ-7 Союз ТМ-12 STS-60 STS-88 Союз ТМ-31 Союз ТМА-6 Время в космосе: 803 сут 9 ч 39 мин Дата рождения: 27 августа 1958(1958-08-27) (54 года).
Крикалёв Сергей Константинович
Серге́й Константи́нович Крикалёв — советский и российский авиационный спортсмен и космонавт, лётчик-космонавт СССР. Сергей Крикалев сегодня — Путин назначил Крикалева своим спецпредставителем по вопросам в области космоса. Сергей Крикалёв был вынужден остаться на орбитальной станции в ожидании следующей миссии. Сергей Крикалёв, Герой СССР и России, лётчик-космонавт и исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос», не единожды бывал в.
Герой: Крикалев Сергей Константинович
С ноября 1985 по октябрь 1986 года проходил общекосмическую подготовку. С ноября 1986 года по март 1988 года проходил подготовку по программе "Буран". Калери , отстраненного от подготовки по состоянию здоровья. Волковым и Жан-Лу Кретьеном Франция. Прошел подготовку в качестве первого испытателя средства передвижения космонавта СПК и готовился к работе с модулем «Квант-2», но программа полета была изменена. Первый космический полёт С. Крикалёв совершил с 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера корабля "Союз ТМ-7" и орбитального комплекса "Мир" по программе 4-й основной экспедиции ЭО-4 и советско-французской программе "Арагац". Стартовал совместно с командиром корабля А.
В ходе полёта произошла частичная замена экипажа орбитального комплекса "Мир"-"Союз ТМ". После возвращения предыдущего экипажа на Землю, космонавты А. Волков , В. Поляков и С. Крикалёв продолжили работу на борту ОС "Мир". Выполнив программу полёта, они подготовили станцию к функционированию в беспилотном режиме и совершили посадку 27 апреля 1989 года. Продолжительность первого космического полёта С.
Крикалёва составила 151 сутки 11 часов 08 минут 24 секунды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года за успешное осуществление 151-дневного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе "Мир" и проявленные при этом мужество и героизм Крикалёву Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". С июня по 17 ноября 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля "Союз ТМ-11" по программе ЭО-8 и по советско-японской программе на ОК "Мир", вместе с А. Арцебарским и Рёко Кикути Япония. Второй космический полёт С. Крикалёв и А. Арцебарский остались на ОС "Мир".
В июле 1991 года С. После того, как 10 октября 1991 года экспедиция посещения в составе бортинженера Т.
В основе этого - общее понимание, что такие сложные, большие программы способны не разъединять, а объединять людей разных национальностей, с разными взглядами, но делающих нужное и важное дело. Космонавтика в этом смысле очень показательна и дает множество примеров... Сергей Крикалев: Безусловно. Вспомнить хотя бы советско-американскую программу "Союз" - "Аполлон". Работа в сложных, часто стрессовых условиях, чем является каждый космический полет, людей очень сближает.
И ведет к росту доверия: ты полагаешься на партнеров, партнеры полагаются на тебя. Это пример того, как нужно сотрудничать в сложных делах. В доме, где родился Юрий Гагарин, гостям разрешают присесть в красном углу под образами. Фото: Александр Емельяненков В феврале вы своеобразно прокомментировали две подряд нештатные ситуации на МКС: "Считайте, что снаряды дважды попали в одну воронку". С прибытием нового корабля на замену поврежденного метеороидом "Союза МС-22" ситуация нормализовалась? Будет ли традиционное приветствие с орбиты участникам Гагаринских чтений? Сергей Крикалев: Приветствие будет.
И в остальном ситуация рабочая. Но нельзя даже на минуту забывать: мы имеем дело с очень сложной техникой в агрессивной среде. А в том, что касается взаимной помощи, много примеров того, как мы поддерживали программу NASA, когда они не могли летать из-за аварий с многоразовыми кораблями. После гибели шаттла "Колумбия" программа МКС была перестроена, и основная задача по доставке экипажей на Международную космическую станцию легла на российскую сторону. А когда у нас случались проблемы с доставкой грузов, американцы всегда предлагали разместить на их корабле то, что срочно требовалось на станции. И все ради того, чтобы общая программа продвигалась вперед. Точно так же в недавней ситуации, когда на нашем "Союзе" была повреждена система охлаждения, мы вместе искали оптимальные пути страховки космонавтов, пока запасной корабль на смену поврежденному по ускоренной схеме готовили к отправке.
Многое в таком деле держится на личных контактах. Советско-американская программа "Союз" - "Аполлон", о которой вы упомянули, навсегда связана с именами Алексея Леонова, командира нашего корабля, и Томаса Стаффорда, старшего на "Аполлоне". А вы - первый из российских космонавтов, кто полетел на американском челноке... Сергей Крикалев: Да, это 1994 год, шаттл "Дискавери". Прошло почти 20 лет после стыковки "Союз" - "Аполлон", началось новое сближение программ - я полетел на шаттле, а Норман Тагард - на нашем "Союзе", он первым из американцев побывал на станции "Мир". В 1995 и 1997 годах на шаттлах "Дискавери" и "Атлантис" два полета совершил Володя Титов. И вы абсолютно правильно говорите, что личные отношения между людьми очень сильно влияют на развитие подобных программ и нашего сотрудничества в целом.
Для нас всегда были и остаются примером отношения между Алексеем Леоновым и Томасом Стаффордом. Люди в возрасте, многое в своей жизни повидавшие, они до последних дней оставались на связи, очень трогательно, по-дружески относились друг к другу. Осенью этого года будет 25 лет, как вы в одном экипаже с американцами на шаттле "Индевор" в первый раз полетели на МКС. Собираетесь это как-то отметить, поздравить друг друга? Сергей Крикалев: Поздравим - наверняка.
В 1981 году окончил Ленинградский механический институт. Работал в конструкторском бюро.
Принимал участие в создании новых образцов космической техники. С 1977 года занимался самолётным спортом. В 1980-1981 годах входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу. С 1982 года занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе имени В. Чкалова в Москве.
Следующие несколько лет космонавт Крикалев проходил подготовку к следующим полетам шаттлов в американском центре Джонсона. С мая 1995-го года Сергей Константинович выполнял задачи зама руководителя полетом станции «Мир». С 1996-го года проходит подготовку на роль бортового инженера первой экспедиции на МКС. Четвертый полет 4-го декабря 1998-го года специалист полета-4 Сергей Крикалев стартует на борту шаттла Endeavour STS-88 на орбиту Земли.
Перед экипажем стояла задача по доставке и монтажу американского модуля «Юнити». Модуль был пристыкован к российскому модулю МКС «Заря». Установка модуля производилась также при помощи роботизированной руки «Канадарм», расположенной на шаттле «Endeavour». После окончания своего четвертого космического полета, Сергей Константинович продолжил подготовку к полету на МКС в составе первой основной экспедиции. В состав экипажа вошел командир Юрий Гидзенко, бортовой инженер Сергей Крикалев и американский второй бортовой инженер Уильям Шеперд. Космонавты разгрузили и установили большое количество научного и технического оборудования. Задача команды состояла в сборке оборудования первой необходимости, а также настройке внутренней компьютерной сети. Данный экипаж был первым, которому предстояло длительное пребывание на МКС. Пробыв на станции более четырех месяцев, экипаж возвратился домой.
Следующие пять лет космонавт Крикалев готовится к очередному посещению МКС, сперва на шаттле, а после приостановки полетов всех шаттлов, на корабле «Союз ТМА-6».
История Сергея Крикалева: что произошло с советским космонавтом, которого «забыли» на орбите
Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 корабль Discovery совершил посадку в Космическом Центре имени Кеннеди штат Флорида. Таким образом Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле. Он периодически направлялся в командировки в Космический Центр имени Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. Крикалёв был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Endeavor. В октябре 2000 в составе первого экипажа длительной экспедиции Сергей Крикалёв совместно с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом начал постоянные пилотируемые полёты на МКС. Увлечения Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио Х75М1К.
Кандидат в мастера спорта по многоборью. Мастер спорта СССР по высшему пилотажу. Чемпион СССР в командном зачете 1986. Чемпион Европы в командном зачете 1996. Чемпион мира в командном зачёте 1997.
В общем сложности космонавт Крикалев провел на орбите Земли 311 суток. Получил почетное звание Герой РФ. В сентябре 1992-го года Сергей Крикалев был принят в американский экипаж шаттла Discovery STS-60, в качестве первого российского космонавта на шаттле. Выполнял должность специалиста Mission Specialist. Шаттл пробыл на орбите почти 8 суток. За это время было проведено множество экспериментов, в числе которых: имитация малоразмерных космических объектов для их обнаружения при помощи радаров программа ОДЕРАКС , эксперименты в условиях микрогравитации в модуле Спейсхаб, выращивание пленок из полупроводникового материала в условиях вакуума при помощи спутника WCF.
Во время большинства экспериментов Сергей Крикалев управлял дистанционным манипулятором, который, например, отделял спутник WCF от шаттла. Следующие несколько лет космонавт Крикалев проходил подготовку к следующим полетам шаттлов в американском центре Джонсона. С мая 1995-го года Сергей Константинович выполнял задачи зама руководителя полетом станции «Мир». С 1996-го года проходит подготовку на роль бортового инженера первой экспедиции на МКС. Четвертый полет 4-го декабря 1998-го года специалист полета-4 Сергей Крикалев стартует на борту шаттла Endeavour STS-88 на орбиту Земли. Перед экипажем стояла задача по доставке и монтажу американского модуля «Юнити».
Модуль был пристыкован к российскому модулю МКС «Заря». Установка модуля производилась также при помощи роботизированной руки «Канадарм», расположенной на шаттле «Endeavour».
А когда я поступил в институт, то увлекся летным делом. Но с третьего класса там ввели вторую смену, и это стало мешать моим занятиям спортом. Я перешел в 77-ю специализированную химическую школу, которую и окончил. Например, я думал о том, чтобы пойти учиться в летное училище. Но решил сначала получить инженерное образование.
Не сразу определился с институтом, потому что, листая справочники для поступающих в вузы, не обратил внимания на специальность «проектирование и производство летательных аппаратов». Уже позже выяснилось, что под летательными аппаратами имелись в виду ракеты. В этот момент полетел в космос первый ленинградский космонавт, выпускник Военмеха Георгий Михайлович Гречко. И мои сомнения в выборе института и специальности отпали. Когда я окончил институт с отличием, у меня было право выбора распределения. В итоге по окончании дипломного проекта я уехал работать в подмосковный город Калининград сейчас — Королев. Тогда на предприятии было немало молодежи, и многие подавали заявления в отряд инженеров-испытателей так называли на предприятии будущих космонавтов.
Дальше шел достаточно сложный период отбора: сначала медицинские комиссии, потом экзамены на профессиональные знания, после чего самых-самых принимали кандидатами в отряд космонавтов. Перед этим были достаточно сложные экзамены. В 1986 году, закончив общекосмическую подготовку, я сразу попал в экипаж. Так как я был мастером спорта по высшему пилотажу, мне предложили принять участие в новой программе космического корабля «Буран», и почти два года я проходил подготовку в составе экипажа. И в ноябре 1988 года я отправился в свой первый космический полет — это была четвертая длительная экспедиция на орбитальную станцию ОС «Мир». Мы улетели домой, и после реабилитации я был назначен в экипаж с Анатолием Арцебарским в девятую экспедицию на ОС «Мир». Так и произошло с Хелен Шарман — космонавтом из Великобритании.
Она вместе с нами готовилась и стартовала, мы отработали неделю, а затем восьмая экспедиция, улетая, забрала ее с собой на Землю. Надо сказать, что до этого по такому же сценарию летали японский и французский космонавты, а затем и другие международные партнеры.
В экспедиции он провел 140 суток. Шестой полет, который состоялся спустя 5 лет, Сергей Константинович вел уже в статусе командира. Он вышел в открытый космос на 4 часа. Это был восьмой опыт Крикалева, сделавший его рекордсменом по миру. За карьеру космонавт провел на орбите 803 дня. Спустя год он получил пост вице-президента компании «Энергия», а в 2009-м был освобожден от обязанностей инструктора и испытателя. Эта деятельность сменилась задачами, актуальными для должности начальника «НИИ Центра подготовки космонавтов им.
Юрия Гагарина». Крикалев занимал пост до 2014 года, после чего стал первым замом генерального директора «ЦНИИ Машиностроения» и исполнительным директором «Роскосмоса» по пилотируемым проектам. Сергей Крикалев тогда является официальным лицом, дающим комментарии и интервью относительно развития отечественной и международной космонавтики. Он предоставляет информацию СМИ, освещая планы в этой области. Личная жизнь Сергей Крикалев состоит в браке. Его жену зовут Елена Терехина. Личная жизнь пары оказалась связана с работой, так как будущая супруга космонавта работала в РКК «Энергия». В 1990-м в семье родилась дочь Ольга. Больше детей Крикалевы не планировали.
Как и в молодости, Сергей Константинович отдает предпочтение физической нагрузке, поэтому занимается плаванием, виндсерфингом, теннисом и горными лыжами.
О Сергее Константиновиче Крикалеве
Смотрите онлайн видео «Сергей Крикалев». Легенды космоса на канале «ТЕЛЕКАНАЛ ЗВЕЗДА» в хорошем качестве, опубликованное 26 июня 2023 года в 15:35, длительностью 00:23:59 на видеохостинге RUTUBE. Сергей Крикалев родился в Ленинграде 27 августа 1958 года. В период с 1988 по 2005 г. Сергей Крикалёв совершил шесть космических полётов общей продолжительностью 803 дня. Сергей Крикалёв в выпуске ток-шоу "Мой герой" рассказал, как попадают в отряд космонавтов и какой медицинский тест отсеивает самое большое число кандидатов. / Фотография Сергей Крикалев (photo Sergey Krikalev).
Сергей Крикалёв – легенда мировой космонавтики
Он учит нас, что космос - это не только горизонтальное пространство, но и глубины нашей души, в которых мы должны обрести гармонию и счастье. Сергей Крикалев научился прислушиваться к своим интуитивным ощущениям и доверять звездам, которые указывают ему путь в далекие пространства. Он научился быть в гармонии с самим собой, ведь только тогда можно сделать следующий шаг в покорении неведомого и открыть новые горизонты в своей личной жизни.
Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям установки для перемещения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции.
Космические полёты «Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Крикалёва и французского астронавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции.
В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1990 году Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир».
В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 19 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире».
За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции. По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем который должен был прибыть в октябре , так как следующие два полёта были объединены в один. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года.
За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции. Перед своим вторым полетом в мае 1991 года Сергей Крикалев и подумать не мог, что события на Земле сделают его «космическим долгожителем». Экипаж космической экспедиции успешно выполнил все полетные задания и собирался возвращаться домой. Но августовские события внесли свои коррективы в план полета. Развал Советского Союза потянул за собой цепочку разрушительных для нашей страны перемен. Значительно сократились бюджеты космических программ, при этом обязательства перед другими странами никуда не делись.
По программе международного сотрудничества в космос должны были отправиться космонавты из Австрии и Казахстана. Планировалось, что они будут лететь в составе разных экипажей, но на запуск двух космических кораблей в тот момент не было денег. Полеты решено было объединить, и на орбиту отправился один космический корабль, в котором не досталось всем места для возвращения на Землю. Крикалеву пришлось остаться на орбитальной станции «Мир» до прилета следующего космического корабля.
За два первых полёта Крикалёв провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос. В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов.
Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года он был объявлен основным кандидатом. Сергей Крикалёв работает на МКС. Май 2005 года. Крикалёв участвовал в полёте STS-60 — первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле Discovery. В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли.
Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди штат Флорида. Таким образом Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле.
Сергей Крикалев - Sergei Krikalev
Кроме того, Сергей Крикалев — обладатель двух мировых рекордов: по самому долгому разовому пребыванию в космосе и по самому долгому суммарному пребыванию в космосе. Вместе с командиром шаттла Робертом Кабаной Сергей Крикалёв впервые открыл люк в МКС. Президент России Владимир Путин назначил своим спецпредставителем по вопросам международного сотрудничества в области космоса исполнительного директора «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергея Крикалева. 23 мая 2007 года Сергей Крикалев был избран почетным гражданином Санкт-Петербурга вместе с дирижером Валерием Гергиевым.
Сергей Крикалёв — биография космонавта
Причём первый из них он установил при очень интересных обстоятельствах: полетел в космос ещё в Советском Союзе в мае 1991 года, а возвратился почти через год уже в Россию — итого 311 суток на станции «Мир»… Эта новость вызвала мягко говоря шок у экспертов. Так, технический аналитик Вадим Лукашевич пишет: «Из «Роскосмоса» уволен последний! Один из самых опытных наших космонавтов, многократно летавший в космос как на наших «Союзах», так и на американском шаттле. Уволен за критику «одного из решений Роскосмоса» — то есть за критическое высказывание на недавнем наблюдательном совете Роскосмоса, где положено только молча наблюдать или вслух выражать телячий восторг эпохально-переломным решениям Роскосмоса и его главы. Крикалев уволен «в связи с началом подготовки эскизного проекта по новой отечественной орбитальной станции Российская орбитальная служебная станция, РОСС », — читаем между строк — полагаю, он сказал вслух то, о чем думают все — станция в предложенном виде не нужна, неэффективна и для неё нет задач, которые нельзя было бы решить автоматами проще и дешевле.
Для РОСС нет задач, оправдывающих её создание. Вся РОСС высосана из пальца, и в случае её реализации она станет многолетним материальным символом нашего позора на фоне лунных космических программ США, Европы и Китая, не более того. РОСС — это бессмысленная демонстрация выражения «Никогда не останавливайся на достигнутом — позорься до конца! В этом случае Сергея Крикалёва сняли с должности за попытку остановить этот балаган.
На пост снятого космонавта-ветерана назначен любимец Рогозина, его консультант по науке ещё со времен работы в правительстве Александр Блошенко. Тот самый Блошенко, который в своём выступлении по ослепительным грядущим перспективам недавно использовал мою иллюстрацию «Клипера» 15-летней давности…» Коллега Крикалёва, космонавт Фёдор Юрчихин в интервью «Новой Газете» недоумевает: «Подобные кадровые решения убеждают меня, что космонавтика в России не нужна. Сергея Константиновича Крикалёва знаю много лет — профессионал высшей категории, никогда не боялся брать на себя ответственность. Он очень давно в отрасли, и высоты, которых достиг как космонавт и руководитель, многим не снились.
Крикалёв прекрасно знает, что такое корпоративная этика.
В 1981 году окончил Ленинградский механический институт. Работал в конструкторском бюро. Принимал участие в создании новых образцов космической техники.
С 1977 года занимался самолётным спортом. В 1980-1981 годах входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу. С 1982 года занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе имени В. Чкалова в Москве.
Для нас всегда образцом была дружба американского генерала Томаса Стаффорда и советского, потом российского генерала Алексея Леонова. И пусть эта дружба будет примером политикам, как выстраивать отношения. В результате этого полета мы не только приобрели опыт и новые знания, мы поняли, как строить программы в будущем. Результатом этого полёта стала программа «Мир — Шаттл», а в итоге это все переросло в Международную космическую станцию. Этот полет на самом деле можно назвать легендарным. К модулю, который был запущен с Байконура, мы прилетели на шаттле, который запускался с мыса Канаверал. Мы должны были состыковать первые два модуля, открыть люки, сделать первые работы по обслуживанию. Наверное, для меня это самый важный и самый сложный из технических экспериментов, которые мы когда-либо выполняли. Мы даже не пытались ничего унифицировать. На МКС стыковались модули, которые делались в разных странах.
Причем впервые состыковка происходила в космосе. Потом надо было настроить работу станции. Представьте: часть системы управления — на американском сегменте, часть — на нашем. Электрическое напряжение разное, ну и так далее. Это была нетривиальная задача, и мы до сих продолжаем строительство станции, мы ищем наиболее грамотные пути её использования, и всё это нам пригодится в будущих программах за пределами низкой околоземной орбиты. Вы считаете правильным шагом его ликвидацию или всё-таки надо было дать ему шанс остаться на орбите? И хорошо, что мы их вовремя успели обнаружить, потому что конструкторы свои знания об этих проблемах заложили в модули МКС. С 2000 года «Мир» перевели в беспилотный режим. И в какой-то момент было принято решение, что станция прекратит существование и будет затоплена. Сергей Крикалев на МКС — И я скажу: у всех — и у меня, и у моих коллег — было такое тяжёлое ощущение потери, потому что для нас она была не просто местом работы, 15 лет она была местом нашей жизни.
Во время моего пятого полёта мы с Юрой Гидзенко имели шанс взглянуть на неё последний раз. Мы попросили Землю посчитать орбиту МКС и сказать, когда мы будем пролетать рядом. И Земля дала нам одну такую точку. Но скорости космические огромные, мы шли на пересекающуюся орбиту, там скорость больше, чем у пули. Тем не менее мы смотрели в два разных иллюминатора и на фоне чёрного космоса Юра Гидзенко её увидел. У меня две-три секунды было, чтобы от одного иллюминатора прыгнуть к другому, но я не успел. Она скрылась из поля зрения. Говорят, в ЦУПе плакали. И даже объявили минуту молчания. Но Вы ведь приземлились во Флориде.
Как там восприняли это событие? Нас пригласила российская региональная группа управления в Хьюстоне. Мы наблюдали, как давался тормозной импульс, который вводил станцию в атмосферу, как она сгорела в плотных слоях атмосферы и прекратила своё существование. Это были поминки. Кто-то вспомнил традиции лётчиков времен войны, когда ставили стопку водки, клали кусок хлеба для тех, кто не вернулся с боевого задания. Вся русская делегация собралась и поминала станцию, это было тяжёлым моментом. Вы открыли постоянные, длительные полеты на МКС. То есть буквально запустили станцию в работу? Для того, чтобы она потом на протяжении многих лет оставалась постоянно обитаемой. Да, это была тоже интересная, ответственная работа.
На этот раз Вы впервые стали командиром экипажа и установили на тот момент мировой рекорд по общей продолжительности пребывания в космосе — 803 дня. Это два года и два с половиной месяца. Сначала меня поздравил центр управления полётами в Хьюстоне, потом — сотрудник Управления полётами в Москве. И каждый следующий день я бил уже свой рекорд. И меня продолжали поздравлять.
Правительство продавало все, что могло, в том числе и места на станцию "МИР". Япония купила место за 12 миллионов долларов, Австрия за 7 миллионов. Хотели продать и станцию, пока она еще была в рабочем состоянии. Все члены экипажа вернулись домой, кроме Сергея Крикалева. Его смогли заменить, когда его место выкупила Германия под своего бортинженера за 24 миллиона долларов Появился тот самый заголовок - "Забытый в космосе", облетевший множество СМИ.
Бывают предложения, от которых не отказываются. Бывают люди, которые сами осознают свою ответственность. Несмотря на то, что в стране действительно был финансовый кризис и вернуть двух космонавтов было делом слишком затратным, Крикалёв и Волков вполне могли вернуться домой: на станции находилась капсула, которую можно было использовать для возвращения на Землю. Но, если бы они покинули «Мир» раньше времени, станция бы опустела. Её некому стало бы обслуживать. В своих интервью Сергей Крикалёв говорил, что понимал, какой риск для его здоровья означает продолжение полёта. Он знал, что его знания и опыт бортинженера - незаменимы. Только представьте себе чувства человека, которому говорят, что его возвращение на Землю откладывается на неопределённый срок! Тут самолет на час в воздухе задержат - уже с ума сходишь, а 311 суток в невесомости - каково?
Особенности личной жизни выдающегося космонавта Сергея Крикалева: тайны и откровения
Сергей Константинович помимо космических имеет также и спортивные достижения. Долгое время занимался самолетным спортом. На Первых Всемирных воздушных играх в Турции состоял в сборной России команде России по высшему пилотажу на планерах. Занял первое место в командном зачете, а также стал серебряным призером в личном зачете. На Вторых Всемирных воздушных играх в Испании являлся главным тренером российской сборной. Крикалеву присвоено звание «Заслуженный мастер спорта Российской Федерации». Премьер-министр Японии Синдзо Абэ 7 ноября 2019 года наградил Сергея Крикалева одной из самых высоких наград страны: Орденом Восходящего солнца на шейной ленте со звездой. Церемония награждения состоялась в императорском дворце в Токио.
Крикалев 9 июня 2021 года освобожден с должности исполнительного директора по пилотируемым космическим программам и назначен на должность советника генерального директора Роскосмоса Дмитрия Рогозина. Герой Советского Союза 27 апреля 1989 года. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 5 апреля 2002 года - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции. Орден Почета 15 апреля 1998 года - за успешное участие и достижение высоких спортивных результатов в Первых Всемирных воздушных играх. Орден Дружбы народов 25 марта 1992 года - за успешное осуществление космического полета на орбитальной станции «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм. Орден Ленина 1989. Орден Восходящего солнца II степени 7.
Медаль «За заслуги в освоении космоса» 12 апреля 2011 года - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.
Там есть несколько фотографий на предварительной фазе и несколько на фоне этого озера. У нас оставалось всего 30 секунд, но это была настолько необычная картина, что я сделал несколько снимков, и потом они ходили по всем журналам на первых обложках, потому что, действительно, — уникальные фотографии.
То есть, среди профессиональной деятельности, которой мы занимаемся исключительно с технической точки зрения, всегда есть какая-то возможность, для того чтобы сделать что-то необычное, что-то красивое, что-то привлекающее наше внимание с точки зрения уже, скорее, художественной. Есть ли у Вас что-то такое вне Вашей профессии дающее равновесие? Потому что она требует очень разнообразной деятельности и умения переключаться.
Потом тебя отвлекает необходимость на что-то третье, и ты должен одновременно делать сразу несколько дел или переключаться с задачи на задачу, например, с медико-биологической на физическую, потом на техническую — нужно исправить какой-то насос, и потом вернуться к первоначальной задаче. Некоторых это раздражает. А я считаю, что мне, наоборот, повезло, потому что это интересно.
Интересно, что стоит не одна монотонная задача, а требуется очень много разнообразных навыков. Нужно уметь что-то делать руками, нужно уметь работать головой, нужно уметь программировать, нужно уметь фотографировать. Также нужно устанавливать человеческий контакт и со своими партнёрами, и с людьми, которые со мной работают на другом канале системы связи.
И, разбираясь во всех этих вещах, ты начинаешь чувствовать себя комфортно. Поэтому я считаю, что мне повезло, что у меня такая профессия, которая к тому же реализовала все мои детские желания — полетать в космосе, посмотреть Землю сверху. Поэтому у меня нет такого разделения на труд, который мне не нравится, но который я делаю ради куска хлеба, и на какую-то отдушину вне профессии.
Отдушина как раз в том и состоит, что моя профессия совпадает с тем, что мне нравится делать. Пребывание на Земле — это тоже часть профессии. Ведь космонавты живут, в основном, на Земле.
Это у меня получилось шесть полётов, а у многих космонавтов — два полёта за всю жизнь. И даже, если это полёты полугодовые, — всё равно, это лишь маленькая частичка жизни. Для того чтобы космонавт полетел в космос, он готовится несколько лет.
Даже когда он имеет опыт полёта, для того чтобы вернуться в этот цикл, он снова работает на Земле. Он работает с инструкторами, с учёными. И, опять повторяю, некоторых, может быть, это раздражает, но я считаю, что мне очень повезло, что мы работаем и с физиками, и с медиками, и с техниками, и с материаловедами.
Очень разнообразные стороны. Для себя я всегда узнаю очень много нового и не стесняюсь задавать вопросы. Мне интересно общаться с людьми, которые являются подкованными специалистами в какой-то конкретной области.
Чему-то я учусь, что-то мне просто интересно. Это может быть даже то, что мне и не пригодится для дальнейшей деятельности, а просто как саморазвитие. Поэтому общение с людьми на Земле — это часть нашей жизни и часть профессии.
Тут несколько аспектов. Первый и, наверное, самый важный — это отбор. То есть отбирают нормальных, психически здоровых людей.
Второе: когда ты готовишься многие месяцы, иногда годы, — кроме технической, есть и психологическая подготовка тоже. Проигрываешь в голове разные сценарии работы, разные сценарии полёта, что придётся делать, если ситуация будет критической. Особенно на финальной части подготовки готовишься вместе с человеком, с которым полетишь.
Александров и С. Крикалёв в паломничестве на Валааме, май 2006 года В первой части мы готовимся в составе групп — группа общекосмической подготовки, группа подготовки по изучению корабля «Салют». А на конечном этапе ты готовишься уже со своим экипажем.
Поэтому мы заранее притираемся. По себе могу сказать, что привык жить всегда в открытой среде: в школе, в институте занимался спортом, всегда имел много друзей, всегда был в компании. И я раньше думал, что, наверное, будет трудно долгое время находиться в замкнутом пространстве.
Но всё оказалось не так страшно. То есть, для себя самого я опасался, что там можно впасть в какое-то в уныние. Первый раз летишь — не знаешь, ведь, что будет.
Всё оказалось не так страшно и не так плохо, потому что всё время на станции занято работой. И если ты работаешь, стараешься делать свою работу хорошо, то в общем-то, это «съедает» всё время, унывать некогда. В центре управления полётами также есть свой коллектив, который иногда работает сутками.
Если где-то и возникают трения я не скажу даже — конфликты, скорее, трения , то в основном они по поводу работы.
К концу 1980-х он уже был мастером спорта по высшему пилотажу и членом сборной СССР. Ведь мы могли умереть. Сергей Крикалев сохранял уверенность и покой и даже шутил. Помимо того, что на борту станции пахло горелой помойкой и жареным мясом , там еще скрывались микроорганизмы, которые постоянно выводили из строя важнейшие приборы. В любой момент мог случиться пожар. Однако, для Сергея Крикалева все это не имело значения. Большинство космонавтов коротали время за чтением книг, а Крикалев глядел в иллюминатор на Землю. Космонавты должны были находиться пять месяцев на орбите, осуществить шесть выходов в открытый космос, провести научные эксперименты и ряд работ по обслуживанию станции.
Но даже свысока у Крикалева не было возможности увидеть, что происходило на его родине. К лету 1991 года политика генерального секретаря СССР Михаила Горбачева привела к развалу коммунистической страны и появлению новых независимых государств. Одной из таких стран стал Казахстан, где находился космодром Байконур. Точно было неизвестно, когда следующий корабль отправится к станции.
С 1977 года занимался самолетным спортом в местном аэроклубе. Через четыре года окончил с отличием Балтийский государственный технический университет по специальности «Проектирование и производство летательных аппаратов». Занимался разработкой инструкций для космонавтов. Решением государственной межведомственной комиссией 2 сентября 1985 года Крикалев отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия». В течении следующего года проходил общекосмическую подготовку. Далее, два года проходил подготовку по программе «Буран». Выполнив программу полета подготовили станцию к функционированию в беспилотном режиме и совершили посадку 27 апреля 1989 года. Продолжительность космического полета составила 151 сутки 11 часов 08 минут 24 секунды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года за успешное осуществление космического полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» и проявленные мужество и героизм Крикалеву Сергею Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1990 году Крикалев готовился к своему второму полету как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир». В декабре 1990 Крикалев начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 запущен 18 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалевым и британской женщиной-космонавтом Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на «Мире». За лето осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции. По плану возвращение Крикалева должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалев согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем, который должен прибыть в октябре. Этот полет интересен тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию: во время их полета Советский Союз прекратил существование.