Крикалёв, Сергей Константинович — Сергей Константинович Крикалёв Космонавт Страна: СССР, Россия Экспедиции: Союз ТМ-7 Союз ТМ-12 STS-60 STS-88 Союз ТМ-31 Союз ТМА-6 Время в космосе: 803 сут 9 ч 39 мин Дата рождения: 27 августа 1958(1958-08-27) (54 года). Среди них оказался и Сергей Крикалев.
Сергей Крикалёв – легенда мировой космонавтики
Правила жизни Сергея Крикалева | Биография космонавта Крикалёва Сергея Константиновича: детство и юность, первый полет и российско-американский, личная жизнь после космоса. |
КРИКАЛЁВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Каждый день мы связывались со специалистами Центра управления полетами и вели не только служебные разговоры – нам передавали и новости. |
Домен припаркован в Timeweb | 23 мая 2007 года Сергей Крикалев был избран почетным гражданином Санкт-Петербурга вместе с дирижером Валерием Гергиевым. |
Сергей Крикалев — самый знаменитый после Гагарина российский космонавт, которого «забыли» в космосе | это вопрос и забота не локального, а федерального уровня. |
Сергей Крикалёв — биография космонавта | Биографии известных людей | КРИКАЛЁВ Сергей Константинович. |
Крикалёв, Сергей Константинович
Техника становится лучше, появляется больше умения, желания сделать хорошую фотографию — и, в общем, действительно есть некоторые снимки, получившиеся неплохо. Наиболее яркий пример, наверное, когда первый шаттл англ. Слышали, что когда шаттл разбился, было два года перерыва? Я тогда находился на станции вместе со своим партнёром. И проблема гибели людей, разрушения вот этого корабля была в том, что, как они предполагали, у них было нарушено защитное покрытие. Поэтому у первого шаттла, который прилетел после перерыва, задача была такая — они должны были перевернуться к нам «брюхом», чтобы мы аккуратно сделали фотографии. Причём, на самом деле, мы даже придумали это сами, потому что они пытались сделать какую-то систему, чтобы с помощью манипулятора, удлинителя, сфотографировать своё «брюхо».
И у них из-за этого переносились пуски, они не могли сделать нормальную систему — всё ведь надо проверить, сертифицировать... И мы сказали: «Слушайте, ребята, мы фотографируем так, что видны мелкие детали на Земле, вот такой оптикой. Вы свой корабль к нам переверните, и мы сфотографируем вам «брюхо». Каждую плитку будет видно». Они говорят: «Хорошая идея! Поэтому технология была следующая: подлетев, они, делали как-бы толчок этот толчок они могли хорошо просчитать , и шаттл просто делал кувырок.
Этот кувырок занимал около двух минут, и при этом совершенно точно за это время он не мог к нам приблизиться. Все остальные системы стабилизации были выключены, ничто не могло привести к тому, что он с нами столкнётся. Но это накладывало на нас ограничения: время, которое они будут находиться к нам «брюхом», составляло 90 секунд. И за эти 90 секунд нам нужно было сделать порядка 120 фотографий. То есть, это как, знаете, скоростная стрельба по движущейся цели. Нужно было аккуратно покрыть снимками всё «брюхо» шаттла.
И, понимая, что повтора не будет, мы работали вдвоём с партнёром: он делал фотографии более широким углом, а я узконаправленным — таких фотографий нужно было сделать больше, они более детальные. И у нас рядом лежала на всякий случай ещё одна камера — вдруг заест фотоаппарат или еще что-то случится. Так вот, когда шаттл начал делать кувырок под нами, я вдруг понял, что это уникальный вид: космический корабль, который находится очень близко, стоящий «на попа», носом на нас направленный! Причём я увидел, что, когда он поворачивался, мы подлетали к Женевскому озеру. Там есть несколько фотографий на предварительной фазе и несколько на фоне этого озера. У нас оставалось всего 30 секунд, но это была настолько необычная картина, что я сделал несколько снимков, и потом они ходили по всем журналам на первых обложках, потому что, действительно, — уникальные фотографии.
То есть, среди профессиональной деятельности, которой мы занимаемся исключительно с технической точки зрения, всегда есть какая-то возможность, для того чтобы сделать что-то необычное, что-то красивое, что-то привлекающее наше внимание с точки зрения уже, скорее, художественной. Есть ли у Вас что-то такое вне Вашей профессии дающее равновесие? Потому что она требует очень разнообразной деятельности и умения переключаться. Потом тебя отвлекает необходимость на что-то третье, и ты должен одновременно делать сразу несколько дел или переключаться с задачи на задачу, например, с медико-биологической на физическую, потом на техническую — нужно исправить какой-то насос, и потом вернуться к первоначальной задаче. Некоторых это раздражает. А я считаю, что мне, наоборот, повезло, потому что это интересно.
Интересно, что стоит не одна монотонная задача, а требуется очень много разнообразных навыков. Нужно уметь что-то делать руками, нужно уметь работать головой, нужно уметь программировать, нужно уметь фотографировать. Также нужно устанавливать человеческий контакт и со своими партнёрами, и с людьми, которые со мной работают на другом канале системы связи. И, разбираясь во всех этих вещах, ты начинаешь чувствовать себя комфортно. Поэтому я считаю, что мне повезло, что у меня такая профессия, которая к тому же реализовала все мои детские желания — полетать в космосе, посмотреть Землю сверху. Поэтому у меня нет такого разделения на труд, который мне не нравится, но который я делаю ради куска хлеба, и на какую-то отдушину вне профессии.
Отдушина как раз в том и состоит, что моя профессия совпадает с тем, что мне нравится делать. Пребывание на Земле — это тоже часть профессии. Ведь космонавты живут, в основном, на Земле. Это у меня получилось шесть полётов, а у многих космонавтов — два полёта за всю жизнь. И даже, если это полёты полугодовые, — всё равно, это лишь маленькая частичка жизни. Для того чтобы космонавт полетел в космос, он готовится несколько лет.
Даже когда он имеет опыт полёта, для того чтобы вернуться в этот цикл, он снова работает на Земле. Он работает с инструкторами, с учёными. И, опять повторяю, некоторых, может быть, это раздражает, но я считаю, что мне очень повезло, что мы работаем и с физиками, и с медиками, и с техниками, и с материаловедами. Очень разнообразные стороны. Для себя я всегда узнаю очень много нового и не стесняюсь задавать вопросы.
С сентября 1975 г. Одновременно с учебой Крикалев с ноября 1977 по май 1980 гг. По окончании института в феврале 1981 г. С мая по август Крикалев работал авиатехником 4-го разряда по эксплуатации и ремонту самолетов и двигателей в Ленинградском городском аэроклубе ДОСААФ. В сентябре 1981 г.
В 1985 г. В 1983 г. Крикалев прошел медобследование и был допущен к спецподготовке. После окончания ОКП в 1986 г. В 1986-1988 гг. Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 23 сек. В мае 1990 г.
В центре управления полётами также есть свой коллектив, который иногда работает сутками. Если где-то и возникают трения я не скажу даже — конфликты, скорее, трения , то в основном они по поводу работы. Редко кто-то кому-то на ногу наступит, потому что в космосе, в невесомости, сложно это сделать. Иногда один считает, что лучше делать так, а другой так... Но, если люди нормальные и соображающие, они быстро понимают, что, — да, может быть, у моего партнера какое-то другое мнение, но, если мы будем долго спорить, в конце концов, мы работу не сделаем совсем. Поэтому, рано или поздно, мы всегда находим общий язык. Единственное могу сказать, что нормальный космонавт приходит в профессию по призванию. И в монастырь люди тоже идут по зову сердца. Такого нет, чтобы кто-то написал тебе предписание, и ты, как солдат пошёл выполнять задание, которое тебе не нравится. Люди приходят в монастырь, наверное, во-первых — самостоятельно, во-вторых — и там, и там это непростая деятельность, потому что во многом и жизнь на станции, и жизнь в монастыре — должна быть самодостаточной. То есть, люди должны уметь организовать свой быт, свой труд так, чтобы обеспечивать себя, обеспечивать своих друзей, своих партнёров по команде, своего соседа по келье, и организовать труд таким образом, чтобы он был максимально эффективным. Поэтому, наверное, общее найти можно. Полететь не просто в космос, а высадиться на другую планету или на другое небесное тело и посмотреть на Землю с большей дистанции. С точки зрения достижимости, Луна находится к нам ближе других. Но, к сожалению, это дело пока ещё не реализовано. Поэтому оно остаётся мечтой. Я слышал про Валаам, ещё будучи школьником. Потом с набором жизненного опыта, я узнавал о нем больше. Я узнавал, что есть монастырь, узнавал историю Валаама. Во многих случаях история, культура, религия, — всё очень переплетено. Валаам — это часть истории России. Да, с одной стороны, может быть, какие-то традиции здесь старомодны, но, с другой, без этих основ, от которых можно отталкиваться, мы не будем двигаться дальше. Поэтому тем, кто здесь живёт, кто сохраняет историю, кто обустраивает это место, — надо сказать большое спасибо за непростой труд. Причём вы это делаете не только для себя, вы это делаете и для других. Поэтому, я считаю, совершенно правильным то, что сюда, на Валаам, приезжают туристы. Кто-то приезжает просто из любопытства, у кого-то есть внутренняя потребность здесь побывать, посмотреть, послушать, помолиться, приобщиться к святыням, просто послушать природу, в конце концов. У каждого есть какие-то свои взгляды. Кто-то больше делает акцент на христианстве, а кто-то, может быть, на той уникальной природе, которая есть на Валааме. Это всё является нашим богатством, и мы должны делать так, чтобы людей, которые разделяют наши ценности, становилось больше. Пусть всё это распространяется как круги на воде. В чём отличие этого вида спорта от других, где возраст в 35 лет уже считается критическим? Человек тренируется, чтобы больше поднять, быстрее пробежать... Игровые виды спорта более сложные. Высший пилотаж — очень технически сложный вид спорта, требующий от человека не только воспринимать перегрузки, но и продолжать соображать на этих перегрузках. Здесь гораздо более важна не физиология, а голова, опыт, хладнокровие, может быть. Это приходит с годами, поэтому ребята выступают на чемпионатах мира или Европы по высшему пилотажу в более зрелом возрасте. То есть, в ограниченном пространстве ты должен чётко выполнять какие-то маневры, несмотря на то, что тебя «плющит» перегрузка, из-за быстрых вращений сбивается вестибулярный аппарат. Мы соревнуемся в том, кто лучше может видеть пространство, чётко действовать, пространственно представлять, где находится самолет, где находится граница, какая будет следующая фигура пилотажа. Как говорят, грамотный горнолыжник — не тот, кто входит хорошо в поворот, и даже не тот, кто видит следующие ворота, — а тот, кто просчитывает на 5-7 ворот вперёд. В молодости я входил в сборную Ленинграда по высшему пилотажу, выполнил норматив мастера спорта, был в сборной России и кандидатом в сборную СССР. Но когда я начал заниматься космонавтикой, у меня было все меньше и меньше времени и возможностей заниматься спортом профессионально. И уже после третьего моего космического полета меня снова пригласили в сборную, потому что появилась новая матчасть, новые летательные средства — пилотажный планер. И бывшие, и действующие члены сборной собрались вместе для того, чтобы выступить на чемпионате мира. И, в общем, у нас неплохо получилось, основываясь на базе, которая была получена за много лет до этого. Если можно, расскажите какой-то интересный случай из космоса. Каждый день что-то бывает... Может быть, в следующий раз специально для этого приедем. Соберёте братию, мы расскажем, как мы летаем.
Через 7 дней она вернулась на Землю, а остальные члены команды приступили к обслуживанию борта и проведению экспериментов. Вернуться на Землю Крикалев должен был в октябре 1991 года, но еще летом согласился быть бортинженером в составе новой экспедиции, командиром которой стал Волков. Поэтому закончить полет он смог только в марте следующего года. Запомнилась эта экспедиция прежде всего тем, что участники улетели из СССР, а прилетели уже в Россию. В полете Сергей Константинович провел более 311 суток, за что был награжден орденом Героя России. Осенью 1992 года поступило сообщение, что руководство НАСА выбирает одного российского космонавта для полета в космос в составе американской команды. Из России было два кандидата - Крикалев и Титов. В итоге Сергей Константинович в апреле 1993 года стал частью экспедиции. Третий полет В начале февраля 1994 года отправился в космос в составе команды STS-60 на американском шаттле. Это стал первый совместный полет российского и американских пилотов. Участники занимались различными экспериментами, в чем оказал неоценимую помощь и Сергей Крикалев. Сергей Константинович продолжил работу в России, но часто посещал центр полетов в Хьюстоне. Четвертый полет Сергею Крикалеву посчастливилось попасть в состав первой команды МКС, в 1998 году он выполнял обязанности специалиста полетов. Первым ступил на Международную космическую станцию. Обеспечивал ее обслуживание, а 16 декабря 1998 года вернулся на Землю. До осени 2000 года продолжал обучение в качестве бортинженера. Крикалев отправился в космос с Байконура в качестве бортинженера, но во Флориде приземлился уже специалистом полета. В космосе он пробыл более 140 суток.
Сергей Крикалёв – легенда мировой космонавтики
В результате Крикалев должен был остаться на станции на неопределенный срок, несмотря на риск для здоровья. Последствия влияния на организм длительного пребывания в космосе даже сегодня плохо изучены. Однако известно, что в таком случае повышается вероятность заболевания раком, может произойти атрофия мышц, потеря костной ткани, могут возникнуть проблемы с иммунной системой. Крикалев знал об опасностях и позже поделился своим впечатлением со СМИ. Происходил государственный переворот, или, как его еще называют в истории, августовский путч.
Горбачев в то время находился в отпуске. По радио людям передали о добровольной отставке Горбачева по состоянию здоровья, но многие граждане вышли на улицы, чтобы выразить протест против такого хода событий. Через пару дней после начала путча судьба СССР была решена. Постепенно друг за другом страны выходили из состава Советского Союза и объявляли о своей независимости.
Поскольку политическая нестабильность привела к экономическому краху, Крикалев задумался о будущем своей семьи в новом государстве, ведь у него тогда была 9 месячная дочь, а космонавт в то время получал мизерную зарплату. Единственным человеком, имевшим опыт космических полетов, был украинский специалист. Чем больше проходило времени, тем больше становился дефицит денежных средств.
Крикалева в экипаж шаттла STS-88 , который первым начнет сборку станции. Подготовку в составе экипажа Крикалев начал в сентябре 1998 г. Этот полет 4-16. Крикалева четвертым и вторым на американском шаттле. Общий налет Крикалева в космических полетах с учетом STS-88 составил 483 сут 09 час 37 мин 33 сек, и он занимает шестое место в мире по суммарной длительности космических полетов уступает только Валерию Полякову, Анатолию Соловьеву, Мусе Манарову, Александру Викторенко и Сергею Авдееву и второе место среди действующих космонавтов.
Сергей Крикалев увлекается спортом. Он имеет I разряд по плаванью, является кандидатом в мастера спорта по многоборью получил по результатам выступлений на первенстве Ленинграда в 1989 г. В 1980-81 гг. В 1982 г. Сергей Крикалев женат на Терехиной Елене Юрьевне 1956 г. В их семье растет дочь Ольга 1990 г.
Мы с ним сделали еще один выход, по результатам одного полёта у меня оказалось семь выходов в космос и рекордное на тот момент время общего пребывания за пределами станции. А когда я возвращался на Землю, весной 1992 года, Советский Союз уже перестал существовать.
Но к моему скафандру намертво был пришит советский флаг. Два флага советских тогда оставались: один в космосе, который мы закрепили на станции «Мир», и второй — у меня на скафандре. Но в истории Вы останетесь первым Героем России: это звание Вы получили за тот грандиозный полет. Космонавт Сергей Крикалёв и астронавт Джеймс Ньюман на МКС — Да, тогда только-только образовалось Российское космического агентство, и на уровне президентов, а потом на уровне агентств было принято решение провести обменный полет. Российско-американская программа у нас уже была, это «Союз — Аполлон», но тогда каждый летел на своём корабле. А это был первый такой обменный полет, когда русский летел на шаттле, а потом американец летел на нашем «Союзе» на станцию «Мир». Я был назначен основным членом экипажа, Володя Титов — моим дублером. И вот весной я только вернулся из экспедиции, а осенью мы были уже в Хьюстоне и начали подготовку. У нас за плечами был хороший опыт полётов в космос.
У меня 15 месяцев, у Володи тоже больше года. Как потом выяснилось, на тот момент суммарное время полёта всего отряда было меньше, чем у каждого из нас персонально. Для нас всё было новым, и новым для американцев, потому что ни мы, ни они досконально технику друг друга не знали. У американцев так же, как и у нас международные партнеры были только «гостями», профессиональных космонавтов среди них не было. Но очередная перезагрузка в международной политике… и вот Вы — первый русский в составе экипажа американского шаттла «Discovery». И не какой-то «турист» — работаете с ними на равных… — Да, нам пришлось тогда в ускоренном порядке изучать, как устроен шаттл. И давалось нам это довольно легко. Я понял, что многие технические решения, которые держались в секрете, были общими, многие принципы были похожи. Очень приятно было видеть в этой среде профессионалов.
Я с удовольствием обнаружил, что с ребятами американскими у нас тоже между собой много общего. И мы сумели найти общий язык. Для нас всегда образцом была дружба американского генерала Томаса Стаффорда и советского, потом российского генерала Алексея Леонова. И пусть эта дружба будет примером политикам, как выстраивать отношения. В результате этого полета мы не только приобрели опыт и новые знания, мы поняли, как строить программы в будущем. Результатом этого полёта стала программа «Мир — Шаттл», а в итоге это все переросло в Международную космическую станцию. Этот полет на самом деле можно назвать легендарным. К модулю, который был запущен с Байконура, мы прилетели на шаттле, который запускался с мыса Канаверал. Мы должны были состыковать первые два модуля, открыть люки, сделать первые работы по обслуживанию.
Наверное, для меня это самый важный и самый сложный из технических экспериментов, которые мы когда-либо выполняли. Мы даже не пытались ничего унифицировать. На МКС стыковались модули, которые делались в разных странах. Причем впервые состыковка происходила в космосе. Потом надо было настроить работу станции. Представьте: часть системы управления — на американском сегменте, часть — на нашем. Электрическое напряжение разное, ну и так далее. Это была нетривиальная задача, и мы до сих продолжаем строительство станции, мы ищем наиболее грамотные пути её использования, и всё это нам пригодится в будущих программах за пределами низкой околоземной орбиты. Вы считаете правильным шагом его ликвидацию или всё-таки надо было дать ему шанс остаться на орбите?
И хорошо, что мы их вовремя успели обнаружить, потому что конструкторы свои знания об этих проблемах заложили в модули МКС. С 2000 года «Мир» перевели в беспилотный режим. И в какой-то момент было принято решение, что станция прекратит существование и будет затоплена. Сергей Крикалев на МКС — И я скажу: у всех — и у меня, и у моих коллег — было такое тяжёлое ощущение потери, потому что для нас она была не просто местом работы, 15 лет она была местом нашей жизни. Во время моего пятого полёта мы с Юрой Гидзенко имели шанс взглянуть на неё последний раз. Мы попросили Землю посчитать орбиту МКС и сказать, когда мы будем пролетать рядом. И Земля дала нам одну такую точку.
Крикалёв прекрасно знает, что такое корпоративная этика. И уж если он высказывает свое отношение к проблеме, не совпадающее с мнением руководства, это не нарушение корпоративной этики.
Это профи пытается достучаться до верхов, и умеет делать это вполне осторожно. Сегодня у нас самое важное из всех направлений в космонавтике — это кино. А Сергей Константинович никогда не соглашался с идеями, вредными для нашей отрасли. Ведь для него космонавтика это всё, он в неё всю жизнь вложил. И несмотря на все несомненные заслуги, памятником себе не стал. Хуже всего, что у нас сегодня в отрасли огромное количество непрофессионалов, которые точно знают, что делать с отраслью. Королев рвал его чертежи, отбирал пропуск, но через день спрашивал: «А где Феоктистов? Он делал ставку на людей, на которых мог опереться. И поэтому при нём мы побеждали».
Люди, которые внесли наибольший вклад в нашу космонавтику, — энтузиасты, положившие на нее всю жизнь. Сегодня же мы говорим об управляющих, тасуем кадры на предприятиях. При том, что космические программы весьма сложны и протяжёны, за последние годы в «Роскосмосе» сменили друг друга Коптев, Перминов, Поповкин, Остапенко, Комаров, Рогозин.
Герои Отечества: Сергей Константинович Крикалёв
Крикалёв Сергей Константинович | Сергей Константинович Крикалёв — советский и российский авиационный спортсмен и космонавт, с октября 2005 до июня 2015 года — рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов. |
Крикалёв, Сергей Константинович — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Сергей Крикалёв пробыл в космосе вдвое дольше, чем планировалось и считается последним гражданином СССР. |
Крикалёв Сергей Константинович | по состоянию на 11 октября 2005). |
Сергей Крикалев - биография, новости, личная жизнь
История Сергея Крикалева: что произошло с советским космонавтом, которого «забыли» на орбите | по состоянию на 11 октября 2005). |
Сергей Крикалёв – легенда мировой космонавтики | Вместе с командиром шаттла Робертом Кабаной Сергей Крикалёв впервые открыл люк в МКС. |
Узник космоса - последний гражданин СССР Сергей Крикалев | Вместе с командиром шаттла Робертом Кабаной Сергей Крикалев впервые открыл люк в МКС. |
Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина. Официальный Web-сайт | Сергей Крикалев активно участвует в общественной жизни и делится опытом с подростками. |
Престижный ВУЗ - О Сергее Крикалёве - СПбГУП | Указом Президента Российской Федерации № 387 от 11 апреля 1992 года «за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальной станции «Мир», лётчику-космонавту СССР Крикалёву Сергею Константиновичу присвоено звание. |
Последний Герой: за что уволен из «Роскосмоса» Сергей Крикалёв
- Правила жизни Сергея Крикалева
- Международный экологический фонд «Чистые моря»
- Читайте также:
- У вас отключен JavaScript.
- Правила жизни Сергея Крикалева
- Сергей Крикалев - биография и семья
Крикалёв Сергей Константинович
3 февраля 1994 года состоялся первый полет российского космонавта на американском космическом корабле – Самые лучшие и интересные новости по теме: Космическая одиссея, космонавт крикалев, космос на развлекательном портале Сергей Крикалев сегодня — Путин назначил Крикалева своим спецпредставителем по вопросам в области космоса. Сергей Крикалев научился прислушиваться к своим интуитивным ощущениям и доверять звездам, которые указывают ему путь в далекие пространства. Санкт-Петербург) в семье служащего. Сергей Крикалёв пробыл в космосе вдвое дольше, чем планировалось и считается последним гражданином СССР.
Сергей Крикалев: «В то время происходили многие изменения на Земле»
- Сообщить об ошибке в тексте
- Жизнь и необычные приключения космонавта Сергея Крикалева
- Последний Герой: за что уволен из «Роскосмоса» Сергей Крикалёв
- Крикалёв Сергей Константинович
- Сергей Крикалев - биография и семья
«Последний космонавт СССР»
Сергей Крикалев. по состоянию на 11 октября 2005). Сергей Константинович Крикалёв родился 27 августа 1958 года в Ленинграде.
Герой: Крикалев Сергей Константинович
Сергей Константинович Крикалёв — Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации. исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам. / Фотография Сергей Крикалев (photo Sergey Krikalev). Сергей Крикалёв надевает тренировочный скафандр (30 июня 2004). Каждый день мы связывались со специалистами Центра управления полетами и вели не только служебные разговоры – нам передавали и новости. Кроме этого, Сергей Константинович является обладателем одновременно двух званий – Героя СССР и Героя России, причем таким могут похвастаться всего 4 гражданина Российской Федерации (кроме космонавта Крикалёва).
Последний Герой: за что уволен из «Роскосмоса» Сергей Крикалёв
Я занимался плаванием. Первый полёт Сергея Крикалёва состоялся в 1988 году в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и космической станции «Мир». В состав экипажа четвёртой экспедиции на станцию вошли командир корабля Александр Волков и первый космонавт Франции Жан-Лу Кретьен. Мои родители узнали о том, что я — космонавт, буквально за полгода до полёта. Это сейчас ребята еще не успевают попасть в отряд, а все СМИ уже трубят, что «вот они, будущие космонавты». А тогда это было не принято. Мы, наверное, были одними из первых, чьи имена огласили заранее. О космонавтах, которые были до нас, люди узнавали уже после старта. Обычно это объяснялось секретностью, но я думаю, что здесь подходит одна мудрая русская пословица: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».
Фото Альберта Пушкарёва из фондов Музея космонавтики. Второй космический полёт Крикалёва вошёл в историю. Он отправился на орбиту на корабле «Союз ТМ-12» 18 мая 1991 года в составе международного экипажа с командиром Анатолием Арцебарским и британской астронавткой Хелен Шарман. Плановое возвращение Сергея Крикалёва с «Мира» на Землю должно было состояться через пять месяцев, но было отложено ещё на полгода и Сергей Константинович продолжил работу в качестве бортинженера в составе нового экипажа станции. Длительность полёта составила 311 суток: пока Крикалёв был в космосе, прекратил существовать Советский Союз: возвращался он уже в Российскую Федерацию. Всего за два своих первых полёта Сергей Крикалёв провёл в космосе больше года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 часов 29 минут. Мне часто задают один и тот же вопрос: вот вы в 1991 году улетели из Советского Союза, а прилетели в Россию. На самом-то деле тогда я улетел из Москвы — и прилетел в Москву.
Она никуда не делась. Санкт-Петербург никуда не делся. Встречали те же люди, которые провожали. Даже тогда внутри профессии ничего не изменилось. Кто и что там наверху — для нас дело второе. Но люди, которые делают своё дело, работают дольше, чем любой президент и любое правительство. Сергей Крикалёв и Александр Волков на борту орбитальной станции «Мир», февраль 1992 года.
Крикалев вложил много усилий и времени в обучение, и эта дополнительная квалификация открыла для него новые возможности в будущих проектах и экспедициях. Спустя год он получил должность вице-президента компании «Энергия», а в 2009 году освободился от обязанностей инструктора и испытателя. Крикалев занимал эту должность до 2014 года. После этого он стал первым заместителем генерального директора ЦНИИ машиностроения и исполнительным директором Роскосмоса по пилотируемым программам. Этот переход на новую должность подразумевал более широкий спектр обязанностей и большую ответственность. Сейчас, на своей новой должности, Крикалев продолжает работать над развитием пилотируемого космического исследования и осуществляет руководство важными программами в этой области. С началом лета 2021 года произошло значительное изменение в карьере бывшего космонавта Сергея Крикалева. Он был назначен советником главы госкорпорации, занимающейся разработкой и производством космической техники. Таким образом, Крикалев расширил свою область деятельности и внес вклад в развитие отечественной космонавтики. Однако, несмотря на свое новое положение, в управленческой сфере у Сергея Константиновича появились сложности. Вскоре стало известно, что он был уволен с должности исполнительного директора с причиной, связанной с нарушением корпоративной этики. Это стало серьезным обстоятельством, которое повлияло на его дальнейшую карьеру и имидж. Тем не менее, несмотря на этот инцидент, Сергей Крикалев продолжает оставаться известной и уважаемой фигурой в космической индустрии. Он остается официальным лицом, дающим комментарии и интервью относительно развития отечественной и международной космонавтики. Благодаря своему опыту и знаниям в этой области, он продолжает предоставлять информацию СМИ и освещать планы, касающиеся космических исследований и технологий. Сергей Константинович Крикалев — российский космонавт, имеющий значительный опыт полетов в космос. Его первый полет состоялся в 2000 году, когда он присоединился к команде экспедиции на МКС и провел на орбите 140 суток. После этого последовали еще несколько полетов, включая его шестой полет в статусе командира в 2005 году. Во время этого полета Сергей Константинович провел 4 часа в открытом космосе, что сделало его мировым рекордсменом с восьмым таким опытом. Однако, в 2021 году, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин объявил о переводе Крикалева на другую должность. Согласно Рогозину, это является нормальной практикой для структуры, так как космонавты периодически меняют свои роли и обязанности. Новым назначенным на место Крикалева был экс-советник Рогозина Александр Блошенко.
Многие космонавты, и я в том числе, проводили съемку на орбите. Снимали на широкоформатные камеры Imax. Они дают картинку с большим полем зрения и хорошим разрешением. На основе этих материалов специалисты монтируют отличные документальные и научно-популярные фильмы. Это как-то отражается на совместной работе на МКС? Мы проводим эксперименты, в том числе совместные, поддерживаем работу станции. Согласно плану полета, на МКС отправляются и наши, и американские экипажи. Идет работа по программе «перекрестных полетов», американцы это называют «интегрированный экипаж». Это когда из нашего экипажа один человек доставляется на станцию американским кораблем, а один из американцев летит на нашем. Это делается для того, чтобы повысить надежность работы на случай нештатных ситуаций, минимизировать последствия, если вдруг один из кораблей не сможет прилететь к станции. Центры управления полетами находятся в Москве и в Хьюстоне, поэтому совместная работа продолжается. Вы помните, что самое активное сотрудничество по программе «Союз» — «Аполлон» было в самый разгар холодной войны, и, с моей точки зрения, политические разногласия не должны подниматься до уровня ученых и инженеров. У нас есть общие цели, общие задачи, и мы их успешно достигаем. А если появляются трудности по пилотируемым программам, мы их решаем и работаем в одном направлении. Мы обсуждаем проект создания новой российской орбитальной станции. Ведь сколько бы мы ни летали на МКС, надо думать о том, что будет дальше. Мы разработали несколько разных сценариев. И продолжаем их обсуждать. Он должен был вернуться на Землю через пять месяцев, но согласился продлить срок службы. На Землю Крикалев прилетел в марте 1992 года, уже в Российскую Федерацию. Он пробыл на орбитальной станции почти год — 311 дней. По итогам полета о нем сняли фильм «Забытый в космосе». Всего Сергей Крикалев провел в космосе 803 суток 9 часов 39 минут 9 секунд. Космонавт по сей день занимается пилотажным спортом и является мастером спорта по пилотажу международного класса. Увлекается горными лыжами, любительским радио, фотографией, подводным плаванием, виндсерфингом, теннисом. Отправился в свой первый космический полет 26 ноября 1988 года. В 1995—1996 годах работал в Центре управления полетами. Всего в карьере космонавта — 6 полетов и 8 выходов в открытый космос.
Продолжительность полёта составила 311 суток 20 ч 00 мин 34 с. Стал последним космонавтом, получившим за полёт автомобиль «Волга» в подарок [4] [5]. За два первых полёта провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос. В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов второй — Владимир Титов , направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 года С. Крикалёв был объявлен основным кандидатом. Третий полёт[ править править код ] Участвовал в полёте STS-60 — первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле Discovery. В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 года корабль Discovery совершил посадку в космическом центре имени Кеннеди штат Флорида. Таким образом, С. Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле. Продолжительность полёта составила 8 сут. В одном видеоинтервью Крикалёву задали вопрос: тяжело ли ему было в этом полёте — непривычная обстановка, совершенно другая техника, коллеги все иностранцы, чужой язык… Ответ был неожиданным: «Так ведь и им было непросто! Он периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне , чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. Четвёртый полёт[ править править код ] Был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 года побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Индевор c 4 по 15 декабря 1998 года в качестве специалиста полёта-4 STS-88.