Институт лингвистики РГГУ — научное и образовательное учреждение в структуре Российского государственного гуманитарного университета. Состоит из Факультета теоретической и прикладной лингвистики (декан И. А. Шаронов). Институт лингвистики Российского государственного гуманитарного университета. Институт лингвистики РГГУ: сайт для абитуриентов. Информация о специальности Лингвистика в Российский государственный гуманитарный университет: количество бюджетных мест, срок и стоимость обучения, экзамены. Конкурс переводов Института лингвистики РГГУ. Среди лингвистических докладов, например: Исаев И.И., н., директор Института лингвистики РГГУ.
Цикл лекций «Компьютерная лингвистика» в Лектории Политехнического музея
5 декабря в Российском государственном гуманитарном университете проведено заседание ученого совета, на котором была представлена Дорожная карта цифрового развития РГГУ на. Исаев был директором Института лингвистики РГГУ с 2016 по 2022 год, в университете являлся членом ученого совета РГГУ. Директор Института лингвистики РГГУ, кандидат филологических наук Игорь Исаев рассказал о преимуществах обучения на онлайн-курсах. Филолог Игорь Исаев сообщил о своём уходе с должности директора Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Российский государственный гуманитарный университет считается одним из лучших вузов в области социальных и гуманитарных наук. 24 марта 2023 года в РГГУ состоялась международная научная конференция «Лингвистика и методика в преподавании русского языка иностранным студентам».
Директор московского института лингвистики РГГУ, диалектолог Игорь Исаев - о владимирском диалекте
Институт лингвистики РГГУ — научное и образовательное учреждение в структуре Российского государственного гуманитарного университета. Состоит из Факультета теоретической и прикладной лингвистики (декан И. А. Шаронов). Лингвистика — не обычная гуманитарная наука: в ней нужно уметь считать и создавать строгие алгоритмы, в том числе для того, чтобы решать прикладные задачи компьютерной лингвистики. Сейчас Институт лингвистики включает Факультет теоретической и прикладной лингвистики и Отделение интеллектуальных систем в гуманитарной сфере.
Кафедра зарубежной истории на Всероссийской конференции в РГГУ
Знаки, знаковые системы, коммуникация. Тома 1-2. Буторина, Е. Буторина, С. Муравьева ред. Современный русский язык. Учебное пособие для вузов. Глазков, Е. Глазкова, Т.
Институт также объединяет семь кафедр и два учебно-научных центра. Кроме основных лингвистических дисциплин, особое внимание уделяется преподаванию иностранных языков: восточных и западных, современных и древних. Учебная программа предусматривает обязательное изучение двух иностранных языков. В качестве первого и второго преподается около 20 иностранных языков, среди них: английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, португальский, нидерландский, норвежский, шведский, польский, чешский, японский, китайский, арабский, турецкий, хинди, индонезийский. Студенты изучают кроме того такие древние языки, как старославянский, древнерусский, латынь, готский, древнегреческий, санскрит, бунго, вэнь-янь, классический арабский, а также знакомятся с теоретической грамматикой экзотических, малых или редко изучаемых языков — болгарского, литовского, адыгейского, даргинского, алюторского и других.
На завершившемся вчера в Риге крупном шахматном турнире Grand Swiss третье место занял международный гроссмейстер Григорий Опарин Григорий Опарин. До последнего тура он сохранял шансы на попадание в двойку лучших, что давало пропуск в турнир претендентов, победитель которого сыграет матч на первенство мира это уже просто космос. В итоге до второго места не хватило нескольких пунктов дополнительного коэффициента, но место в серии турниров «Гран-при» теперь Опарину гарантировано. Это очень крупный успех, а ведь до начала Grand Swiss Григорий занимал по рейтингу только 39-е место среди всех участников. Почему мы все это сообщаем? Да потому что Гриша Опарин — это выпускник Института лингвистики.
Многие из нас прекрасно помнят его как студента, причем студента «настоящего», а не просто как спортсмена, случайно забредшего за дипломом. Хотя уже тогда Гриша был сильным профессиональным шахматистом, он всерьез учился, сдавал зачеты и экзамены, написал сильную выпускную работу. С радостью следим за его успехами! Будем надеяться, что скоро встретимся еще! Но два дня - и до очередного заседания Открытого семинара ИЛ! Не то чтобы мы были рады такому совпадению, но давайте считать, что это семинар скрасит временное расставание, а не карантин испортит семинар.
Так что в 18:30 встречаемся в зуме на докладе Евгении Андреевны Христофоровой "Синтаксическая сложность в жестовых языках". Жестовые языки продолжают бороться за этот статус до сих пор. Долгие годы они считались неполноценными системами, в которых отсутствует языковая регулярность и сложность. Однако многочисленные современные исследования убедительно демонстрируют, что в действительности жестовые языки обладают полноценной языковой структурой на всех уровнях: от фонетики до синтаксиса и дискурса. О синтаксической сложности жестовых языков и пойдет речь в данном докладе. После общего введения в жестовую лингвистику и синтаксис жестовых языков я расскажу о последних находках в области сложных синтаксических конструкций.
Основное внимание будет уделено относительным придаточным и сентенциальным актантам разных типов в русском жестовом языке. Сравнивая общую картину синтаксической сложности в РЖЯ с другими жестовыми и звучащими языками, я покажу что сложные конструкции в жестовых языках, хоть и безусловно обладают определенными особенностями свойственными визуальной модальности, тем не менее никак не уступают звучащим языкам в плане структурной сложности. Все было нервно и на флажке, дыхание пандемии никуда не делось, но конференция состоялась. Это были тяжелые и увлекательные два дня - и мы даже не успели ничего толком пофотографировать. Спасибо всем участникам и гостям, низкий поклон секретарю СКИЛа Катерине Будзинской и всем добровольным помощникам в организации. Без вас ничего бы не было, а с вами все получилось!
Теперь немного выдохнем и начнем выкладывать записи выступлений на ютуб-канал Института лингвистики. Ждите обновлений - и до встречи на СКИЛ-2022! Мы понимаем, что конференция приходится на непростое время: к печалям, связанным с вирусом, присоединяются тревога и неопределенность с надвигающимся локдауном. Лучше бы, конечно, все это было уже позади, но увы. Поэтому еще раз напоминаем, что: 1 СКИЛ пройдет 23-24 октября завтра-послезавтра! Там же можно открыть гугл-документ с информацией о проходе в РГГУ и со ссылкой на зум.
Слюсарь пройдет дистанционно, вторая лекция Я. Бухарова - очно. И, поскольку мы еще не выкладывали ее в соцсети, ниже вы найдете аннотацию к лекции Я. Бухарова "Языковые картины болезней: чем [еще] могут быть полезны друг другу психологи и лингвисты". Особое внимание предполагается уделить позиционированию этого предмета исследований в структуре психологического и лингвистического знания, а также тому, каких теоретико-методологических оснований такой предмет требует в рамках обеих названных научных отраслей". Ждем всех на СКИЛе - и будьте осторожны!
К сожалению, по не зависящим от Натальи Анатольевны причинам, доклад состоится не в смешанном, а исключительно в дистанционном формате. Обратите, пожалуйста, на это внимание: если вы вдруг собирались на СКИЛ только ради выступления Натальи Анатольевны, вы можете ограничиться подключением к зуму. Разумеется, мы по-прежнему ждем всех во время остальных сессий конференции! СКИЛ — уже в субботу. И в субботу же, сразу после первой утренней сессии, нас ждет первая пленарная лекция конференции. Аннотация доклада: «Экспериментальные исследования грамматики, как правило, обращают внимание только на грамматические признаки той или иной словоформы, но не на то, «на что она похожа»: используется ли ее аффикс при кодировании различных наборов признаков и насколько часто.
В докладе я расскажу о различных случаях, когда внутрипарадигматический и межпарадигматический синкретизм аффиксов и их прототипичность влияют на обработку. Материалом послужат, прежде всего, исследования на материале русского языка, которые мы с соавторами проводим в последние годы». Аудитория 100а во внутреннем дворе 6-го корпуса , начало — в 12:30.
Первый такой набор был осуществлен в 1963 г.
Алпатов как теоретик, другие его сокурсники как преподаватели японского в вузах. Среди выпускников второго набора, кроме В. Подлесской, немногие продолжили работать с японским профессионально. Но в этом выпуске наиболее замечательной фигурой был С.
Традиция преподавания японского языка поддерживается и в РГГУ. Результатом сотрудничества лингвистов трех поколений -В. Алпатова, В. Подлесской и П.
Аркадьева - является двухтомная теоретическая грамматика японского языка [Алпатов, Аркадьев, Подлесская 2008]. Дегтярева, защитившая кандидатскую диссертацию под руководством В. Среди докладов мемуарной тематики надо отметить также выступление с презентацией О. В нем прослеживается история лингвистических экспедиций, начало которым было положено в 1967 г.
Вспоминались и более поздние экспедиции уже от РГГУ - к вепсам, крымским татарам, кетская экспедиция 1993 г. Барулин, Е. Хелимский и С. К этим воспоминаниям подключился и А.
Барулин, назвав студентов, участвовавших в экспедициях. По результатам экспедиций издавались труды, сборники материалов, научные статьи, словари. Как отметила Казакевич, лингвистические экспедиции - это была идея Звегинцева как дань уважения американской этнолингвистике, изучавшей языки коренных народов Америки, наш ответ на вызовы времени. Перед лингвистами стояли задачи описания языков, находящихся под угрозой исчезновения.
В РГГУ эта традиция продолжилась в хакасских и адыгейских экспедициях 2002-2016 гг. Сейчас эту традицию поддерживают сибирские экспедиции самой О. Казакевич, а также диалектологические экспедиции И. Исаева, занимающиеся сбором и паспортизацией материалов по диалектной фонетике.
Об этом подробно рассказал и сам И. Исаев с презентацией слайдов рабочих моментов экспедиций. К сожалению, современное состояние дел не позволяет обеспечить достаточно продолжительные выезды «в поля», однако даже пара недель полевой работы дает студентам неоценимый опыт практического исследования, общения с информантами, обработки материалов на базе современных технологий. В результате этой практики пишутся курсовые и защищаются дипломные работы.
В выступлении Е. Щербаковой прозвучали воспоминания о Юрии Семеновиче Мартемьянове, но с неожиданной стороны - как о переводчике. Имя Юрия Семеновича как автора одной из оригинальнейших синтаксических теорий и теории связности текста не раз упоминалось на конференции, а о его работе переводчика не так известно. Между тем Юрий Семенович сотрудничал с рядом издательств Иностранная литература, Художественная литература, Прогресс, Радуга, Ладомир и др.
В его переводах изданы более десятка книг, среди них сборник материалов о творчестве Боттичелли 1962 , сборники «Французская новелла ХХ века: 1900-1939» 1973 , а также ряд переводов в сборнике «Французская новелла ХХ века: 1970-1995» 1999 , «Михаил Строгов» Жюля Верна 1976 , «Улица Каталин» М. Сабо 1978 , «Пятая печать» Ф. Шанты 1980 и др. И, конечно, он делал переводы научных статей, особенно по следам русско-французского лингвистического семинара в 1994-1996 гг.
В 1979-1980 гг. Мартемьянов учился на курсах японского языка, чтобы иметь возможность опробовать свою порождающую модель языка и на японском. Тореза, где работали и выпускники ОСиПЛа; там же и преподавал. В 1993 г.
Были на заседании и доклады, представляющие собственно лингвистические исследования в русле традиций ОСиПЛа: это доклады Г. Крейдлина, Е. Соколовой, Т. Крейдлин в докладе «Об одном новом типе словаря: структура и методология» рассказал о проекте словаря, в котором могли бы быть совмещены не только толкования лексем поля соматических объектов, но и семиотическая информация о жестах, с ними связанных.
В качестве иллюстрации возможностей такого описания Крейдлин рассмотрел проект статьи «Зуб», основанный на признаковом подходе и предполагающий включение разнообразной прагматической информации, касающейся предмета описания. Доклад Е. Соколовой с интригующим названием «Облако в штанах и глагольная многозначность» был посвящен грамматической семантике. Основная цель исследования - моделирование семантического единства слова, которая в глаголах определяется видовой парой.
Образ «облака в штанах» появляется как графическое представление аморфной многозначности глагола и двух его видовых ипостасей. Заключительным был доклад Т. Скулачевой соавтор А. Ко-стюк «Зачем нужен стих: лингвистические различия стиха и прозы».
Автор поделилась результатами серии многолетних экспериментов, посвященных исследованию природы восприятия стихотворного текста и его отличия от восприятия прозаического текста. Различие способов обработки информации в стихе и прозе, как считает автор, может быть подтверждено реакциями на намеренные логические ошибки в тексте, которые легче распознаются в прозаическом тексте, чем в поэтическом. Многие результаты подобных исследований на материале разных языков были доложены на Гас-паровских чтениях и защищены в магистерских выпускных работах под руководством Т. Скулачевой; тема продолжает исследоваться.
Многие докладчики-осипловцы пришли в РГГУ, но и те, кто выступал онлайн, имели возможность общаться в перерывах и дискуссиях. Это были не только воспоминания о прошлом, но и дань памяти нашим Учителям, и взгляд по прошествии нескольких десятилетий на то теоретическое и методическое наследие, которое оставил нам ОСиПЛ. Теоретическая грамматика японского языка: В 2 кн. Звегинцев 1973 - Звегинцев В.
Язык и лингвистическая теория. Звегинцев 1976 - Звегинцев В. Предложение и его отношение к языку и речи.
Цикл лекций «Компьютерная лингвистика» в Лектории Политехнического музея
Но вы сможете развиваться и в смежных областях: преподавании языков, переводе, журналистике, информационных технологиях. Как понять, будет ли вам интересно на направлении «Фундаментальная и прикладная лингвистика»? Власьевский пер. Ломоносова сентябрь , в Традиционной олимпиаде по лингвистике отборочный тур в декабре или в Пригласительной олимпиаде по лингвистике март : для этого не нужны никакие специальные знания, даже иностранных языков; порешайте лингвистические задачи на портале «Элементы» и почитайте послесловия к ним; попробуйте пройти какой-нибудь из курсов по лингвистике для школьников на платформе Сириус. Курсы фонетика и графика , морфология , семантика , компьютерная лингвистика , лингвистическая антропология ; примите участие в программе по лингвистике Образовательного центра «Сириус» отбор в апреле, программа в октябре или в Летней лингвистической школе отбор в мае, Школа в июле ; почитайте научно-популярные книги о лингвистике или посмотрите короткие видеолекции например, портала ПостНаука. Если что-нибудь из перечисленного выше вас заинтересовало — скорее всего, направление «Фундаментальная и прикладная лингвистика» для вас! А ещё посмотрите интервью с нашими выпускниками и выступления наших преподавателей в СМИ и с лекциями.
Данное мероприятие было приурочено к Международному дню писателя, Международному дню театра, поэтому говорили о театре и о том, какой путь проходит пьеса или литературное произведение, чтобы стать спектаклем. В конце встречи состоялась автограф-сессия автора и студентов МГЛУ пригласили во Владимир на театральную премьеру.
Из направлений традиционно предпочтение отдают медицине, инженерным специальностям, IT. Также выбирают экономику, финансы, естественные науки. После завершения обучения студенты имеют возможность приступить к научной деятельности или найти интересную работу.
Начинаем в 18:45, номер аудитории сообщим чуть позже. Всё остальное тоже как обычно: параллельное вещание в зуме для тех, кто по каким-то причинам не сможет прийти очно , видеозапись на ютуб-канале, кому нужен пропуск — пишите на на skil.
Российский государственный гуманитарный университет
выпускники российских и зарубежных вузов гуманитарных и негуманитарных специально (РГГУ, МГУ, МГЛУ, МФТИ, СПбГУ и др.), чтобы продолжить образование и улучшить карьер. Анонсы лингвистических мероприятий и новости мира лингвистики. В последние 25 лет изменились условия и границы матерной лексики, об этом «Радио 1» рассказала доцент Института лингвистики РГГУ Татьяна Базжина. Студенческая конференция Института лингвистики РГГУ 2023 года. 24 марта 2023 года в РГГУ состоялась международная научная конференция «Лингвистика и методика в преподавании русского языка иностранным студентам». ВУЗ «РГГУ, институт лингвистики» по адресу Москва, Миусская площадь, 6, стр. 3, метро Новослободская, +7 495 250 65 60.
Институт лингвистики Российского государственного гуманитарного университета
Рабочий язык конференции: русский. Проезд и проживание участников конференции осуществляются за счет направляющей организации. Последний срок подачи заявки: 26 февраля 2024 г.
А самая интересная практика — это летние лингвистические экспедиции, во время которых мы изучаем диалекты русского языка и другие языки России. Первые иностранные языки набора 2023 года: китайский, арабский или французский на выбор студента: чем больше баллов ЕГЭ, тем больше шансов попасть на предпочитаемый язык Вторые иностранные языки набора 2023 года: определятся в конце 1-го курса на выбор студента один из трёх предложенных европейских языков, но не английский Кем вы станете, окончив ФиПЛ: Выпускники ФиПЛ — это прежде всего потенциальные научные работники, компьютерные лингвисты и аналитики языковых данных.
Академические институты, филологические факультеты, компании-разработчики лингвистических программных продуктов — вот наши главные работодатели. Но вы сможете развиваться и в смежных областях: преподавании языков, переводе, журналистике, информационных технологиях. Как понять, будет ли вам интересно на направлении «Фундаментальная и прикладная лингвистика»? Власьевский пер.
Ломоносова сентябрь , в Традиционной олимпиаде по лингвистике отборочный тур в декабре или в Пригласительной олимпиаде по лингвистике март : для этого не нужны никакие специальные знания, даже иностранных языков; порешайте лингвистические задачи на портале «Элементы» и почитайте послесловия к ним; попробуйте пройти какой-нибудь из курсов по лингвистике для школьников на платформе Сириус.
Заместитель директора по работе со студентами Анна Сергеевна Комарова, каб. Заместитель директора по учебной работе Роман Николаевич Златинский, каб.
У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Заместитель директора по научной работе Вера Исааковна Подлесская, каб. Кафедра восточных языков Мария Борисовна Рукодельникова, каб.
Кафедра древних языков Николаевич Златинский, каб.
Владеть, но при этом понимать, в каких условиях можно его использовать, а в каких нет. Человек говорит так, как говорит его окружение. Гораздо большая проблема, когда люди не ругаются матом, а разговаривают на нём. Это показатель нехватки слов», — сказала эксперт. По её мнению, гораздо больший процент подростков использует мат в своей лексике.
В РГГУ и МФТИ открыты кафедры «Компьютерной лингвистики»
Институт лингвистики в Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ): бюджетные и коммерческие места, проходной балл ЕГЭ, стоимость обучения. Просмотр и загрузка Институт лингвистики РГГУ(@il_rggu) профиля в Instagram, постов, фотографий, видео и видео без входа в систему. На фото в центре – руководитель УНЦ лингвистической типологии Института лингвистики Ирина Михайловна Горбунова.