«Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне». А во фразеологических словарях выражение «первый блин комом» трактуется однозначно: «Имеется в виду, что результаты первой самостоятельной работы или дела, как правило, оказываются несовершенными. о происхождении выражения "первый блин комом".
Блин комАм и прочие языческие странности
Многие из вас удивятся, но всем известная поговорка «первый блин комом» вовсе не означает неудачную выпечку. Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Сегодня это Один из самых ярких п. «Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне». комом, так часто мы говорим, когда не получается у нас первый блин. В это время лучшим оправданием неудавшимся блинам станет поговорка: «Первый блин комом».
Значение и происхождение поговорки «Первый блин комом»
Например, устойчивое сочетание «первый блин комом». Департамент транспорта. Проверить комом ли первый блин, можно записавшись на праздник "Масленица широкая", который пройдет 16-17 марта в музее-заповеднике "Старина Сибирская". о происхождении выражения "первый блин комом". Например, всем известная поговорка "первый блин комом" происхождение может иметь вовсе не то, о котором мы думаем.
История блина, который докатился «комам» (или все же «комом»?) из печки в эвфемизмы
комом, а первая книга из серии - самая лучшая? Таким образом, первый блин предназначался усопшим, был своего рода данью предкам, обеспечивающей связь с загробным миром. Первый блин комом Работу выполнила ученица 7а класса МОУ «СОШ р.п. Духовницкое» Богачева Екатерина Руководитель Ольховатская Н.П. Отсюда и пошла народная поговорка «первый блин – комам», которая со временем приобрела другое правописание и смысл и стала означать неудачу первого начинания.
Почему первый блин комом,? Легенду знаете?
Он был посвящен пробуждению медведей, которые почитались как прародители людей. Первые выпеченные хозяйкой блины, относились к берлоге медведей, которые как раз просыпались от зимней спячки и были жутко голодными. Та присказка, что дошла до нас является лишь частью пословицы, причём искажённой, а полностью она звучит так: «Первый блин комам, блин второй - знакомым, третий блин - дальней родне, а четвертый - мне». Учредители: Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан; Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Издательский дом «Республика Башкортостан». Газета зарегистрирована в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан.
Возможно, с сожалением уходит от нас Морена-Зима, но такова её доля — покинуть мир людей по весне, потерять свою власть, чтобы вернуть её к следующей зиме. Масленица у славян — праздник, начинающийся с поминок Помните славянский Велесов День, праздник Бога Мудрости и Чародейства, который был 11 февраля? Теперь вспомните, почему отмечают сороковой день со дня смерти. Сорок — это одно из трех известных славянам чисел, имеющих сакральный смысл. Славяне помнили, что Душа достигает Нави, Обители Мёртвых, за сорок дней после смерти. Так вот, ровно через сорок дней от 11 февраля, именно, в день весеннего Равноденствия или сразу после него, 22 марта, Велес, Властитель Трёх Миров, отмечает символические поминки по Морене, которая ушла в Навь до следующих холодов.
Вот что такое сжигание чучела Морены-Мары. Это древний огненный обряд, который был принят у славян в отношении умерших. Вот что такое праздник Масленицы. Знали вы об этом, когда поджигали соломенную куколку? Ведь такое знание придает смысл всему действию. Иначе же сакральное действие превращается в простую «гулянку»!
Если понимать подоплеку этого обряда, тогда даже становится понятно, почему праздник Масленицы называется Комоедицей. Совсем не потому, что «первый блин комом». Потому, что Великий Велес, обладая способностью к оборотничеству, чаще всего любил приходить на праздники в виде медведя, то есть «кома». Первый блин отдавали медведю, и пословица приобретает сакральный смысл только в первоначальном виде: «первый блин кому медведю ». Вот и называется праздник Комоедица. Блины, вообще-то, всегда были блюдом, которое ели на поминках, это ритуальное поминальное угощение у славян.
Справедливости ради надо сказать, отношение к тайне смерти, которое исторически показывали славяне, было удивительно светлым. Похожим на то, во что сейчас верят буддисты. То есть считалось, что Душа, очистившись в Нави, возвращается в Явь для нового круга совершенствования.
Раньше - нигде и ничего. И в научной литературе такая версия поговорки не упоминается. А вот привычный нам вариант есть в старых сборниках - в частности, в «Пословицах русского народа» Владимира Даля. Однако, если вы возьмете любой словарь древнегреческого, вы не найдете там такой информации. Напомню, что Рыбаков был археологом, а не лингвистом, поэтому мог ошибиться. И, кстати, он ничего не писал о кормлении медведей блинами и о пословице», - продолжает лингвист.
Интересно об известном «Первый блин — комом» — так говорят, когда что-то не получается с первого раза, чтобы успокоить и подбодрить человека. Наши предки знали, что медведи чувствуют приход весны. Считалось, что лесному «хозяину», просыпающемуся первым после долгой зимы, нужно было принести дар.
«Первый блин комом». Бурмистров — о дебюте за «Металлург»
Масленица. Кому первый блин? - Хлебопечка.ру | белых первый блин оказался комом. |
Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы | Почему медведям первый блин? |
Почему на Масленицу пекут блины, сжигают чучело и приносят жертвы медведям | Blog Fiesta | Почему «первый блин комом»? |
ПЕРВЫЙ БЛИН - комАм | Первый блин — действительно, всегда выходит комом. |
Почему первый блин всегда комом: Развеян знаменитый миф о масленичных блинах и медведях
Был такой языческий праздник — Комоедица. Связанный с пробуждением природы и косолапого мишки. Отмечался он немного позже — в день весеннего равноденствия, 21 марта. Понятное дело, что христианство на Руси постепенно не просто вытесняло язычество, оно, как бы, нарастало сверху: храмы строили поверх капищ, праздники подводили один под другой. Вот так традиции Комоедицы слились с Масленичными. Пекли на Комоедицу и блины. И первый блин полагался комАм.
Кто такие комы? Про духов с подобным именем мне вообще ничего более-менее убедительного раскопать не удалось. С медведями — проще. Культ медведя достаточно тесно связан с культом предков и поминальными обрядами.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:.
Теоретический подход статьи задан теорией аргументации амстердамской школы [1] и неограйсовской прагматикой [2]. Статья является продолжением серии работ о роли интертекстуальных ссылок цитат в русском парламентском дискурсе [3]. Общие вопросы, сформулированные ранее, остаются актуальными и в данной работе.
В частности, ставится вопрос о том, что навело говорящего на выбор именно такой «обходной стратегии» включения чужого голоса: ожидаются ли от нее прагматические эффекты — такие, как агрессия по отношению к политическому противнику [4] , поддержка союзника, развлечение слушателей, ирония или сарказм, повышение собственного авторитета или престижа? Все эти прагматические субстратегии могут, разумеется, сочетаться. Чаще всего говорящий стремится с помощью подходящей цитаты усилить свою аргументацию в проходящих дебатах. С этой целью он будет, например, приводить чужое мнение, высказанное за или против обсуждаемого закона, постановления и так далее. Но он может также выбирать аналогичный аргумент, цитируя чужие слова, пресуппонирующие или имплицирующие подобную мысль. Однако тогда возникает вопрос, не чересчур ли рискованна такая стратегия, поскольку как раз аргументация per analogiam чревата различными неудачами [5] : ей можно противопоставить контраналогию, можно поставить под сомнение релевантность самой аналогии, указывая на несовпадающие признаки сравниваемых величин [6]. Если такую аналогию еще завуалировать под цитату, легко себе представить, что слушатель вообще растеряется, не будет способен идентифицировать аналогию и не расшифрует желаемого смысла. В таком случае выбранная «обходная стратегия» и вовсе не реализуется. Здесь, однако, многое зависит от типа цитат. Описанный риск возникает только при «свежих» цитатах, то есть таких, с которыми слушатель сталкивается впервые.
Среди всех интертекстуальных ссылок, обнаруживаемых в политическом дискурсе, существует огромное количество «несвежих» цитат — цитат, которые говорящий считает общеизвестными и поэтому не нуждающимися в дальнейшей интерпретации. Сюда относятся разного рода цитаты из художественных произведений литературы, фильмов, музыкальных сочинений , разных жанров СМИ, социальных сетей особенно мемы , вербального фольклора сказки, анекдоты, пословицы и поговорки , кроме того, слоганы, афоризмы и так далее [7]. Аналогии, включенные в такие цитаты, гораздо легче раскрываются, так как за данной цитатой уже зафиксирована однозначная интерпретация, которая теперь вкладывается в актуальный контекст. Никто не станет обсуждать, насколько аналогия мотивирована, например, какие признаки «блина» не совпадают с законопроектом или бюджетными расходами. Таким образом, декодирование желаемого смысла не требует цитирования полной версии: такие общеизвестные цитаты часто проходят всякие формальные искажения и переиначивания, иногда изменяющие оригинал до неузнаваемости [8]. Именно здесь лучше всего можно проиллюстрировать пригодность градационной концепции цитаты, постулирующей наличие целой шкалы — от дословной передачи до значительно измененной версии [9] , подпадающей уже под рубрику аллюзий. Кроме того, отпадает необходимость дополнительной информации, которая в случае свежих цитат обязательна [10] : идентификация автора-источника и даты высказывания. Не существенны, а часто даже неизвестны другие обстоятельства первого высказывания, такие, как контекст источника, место высказывания и так далее. На первый взгляд, ее семантическая структура отличается от структуры обычных пословиц, поскольку она как будто описывает единичное событие в прошлом, а не импликацию типа «если p, то q» [11]. Если же учесть вариант «Первый блин всегда комом», то все становится на свои места, появляется обобщение со скрытой условной семантикой типа «Когда печешь блины, то первый всегда выходит комом».
При этом слово «первый» порождает пресуппозицию того, что ожидается целая серия подобных продуктов, что и соответствует нашему практическому знанию о мире; пример 5 см. Конвенциональное метафорическое прочтение пословицы можно теперь сформулировать так: первая попытка всегда неудачна, но следующие попытки будут более успешны. Вторая часть уже не отражена на языковой поверхности оригинала, но подразумевается имплицитно. На фоне этих соображений можно теперь уточнить цель данной статьи, посвященной дискурсивному поведению этой общеупотребительной пословицы: какой вклад вносит употребление столь трафаретной цитаты в актуально происходящую аргументацию? Каковы аналогические соответствия, с чем сопоставляется первый блин, кто «печет» его? Планируется ли продолжение серии по аналогии с выпеканием очередных блинов, как это подсказывает пресуппозиция пословицы, и будут ли следующие результаты действительно удачнее первого? Как будет продемонстрировано, ни тот ни другой прогноз не оказываются верными для всех аналогов «блина». И наконец, какие практические выводы данная аналогия позволяет сделать для будущей политики? Первый пример иллюстрирует «каноническое» употребление пословицы. Представитель правительства обсуждает судьбу бюджетных субсидий для Крыма, которые в прошлом были недостаточно хорошо распланированы [12] : 1 «Такая работа проводится, хотя в прошлом году первый блин, что называется, был комом в силу недостаточно эффективного планирования бюджетных расходов, […] и мы были вынуждены 14,2 миллиарда рублей перенести на этот год, но в настоящее время утвержден детальный график» вице-премьер Дмитрий Козак, 17 февраля 2016 года.
Пословица представлена в полном виде и сопровождается метакоммуникативным маркером «что называется», указывающим на переносное значение. Объект сравнения аналогия идентифицируется точно «бюджетные расходы» , и открывается перспектива на продолжение серии «14,2 миллиарда рублей перенести на этот год». Таким образом, конвенциональное прочтение пословицы первая попытка всегда трудна, но дальнейшие попытки будут более успешны остается неизмененным. Наблюдается также метафорический бленд [13] источника и цели метафоры, поскольку в том же предложении неудача первого «блина» объясняется недостаточным планированием бюджетных расходов. Второй пример звучит уже менее оптимистично: 2 «Мы недавно слушали итоги исполнения бюджета в первом квартале. Я считаю, что, как говорят, первый блин комом, но будем надеяться, что в следующий раз более квалифицированно все это будет делаться» депутат Госдумы Николай Рыжков, 23 мая 1996 года. Как видно, и здесь мы имеем дело с серией планируемых событий, опять связанных с регулярным исполнением бюджета, но на этот раз выражается лишь надежда, что следующие события будут более успешными. Ввиду этого трудно определить статус второй импликатуры: следует ли считать ее «завешенной» или уже снятой? Как дополнительный аспект появляется теперь профессиональная квалификация «повара блинов», то есть Министерства финансов, которая ставится под сомнение. Картина снова меняется в следующем случае: 3 «Поэтому надо начать снова этап гласности.
Первый блин комом, значит, второй раз начнем, может быть, научимся быть по-настоящему свободной страной с точки зрения информации» руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский, 11 мая 2007 года. В этом примере первое событие сначала не мыслилось как периодическое, то есть как первый шаг целой серии подобных событий; следовательно, отпадает первая импликатура. Тем не менее оратор предлагает повторить эксперимент с гласностью и тем самым создает условия для употребления пословицы вместе с ее двумя импликатурами, причем вторая опять оценивается лишь как возможная «может быть». Одновременно оратор дает имплицитную отрицательную оценку опыту с горбачевской гласностью, сравнивая ее с первым блином. До свидания! На этот раз неудача первой попытки служит как мотивация для отказа от продолжения серии. Такого продолжения, то есть возвращения к социализму, потребовал один из предыдущих ораторов, депутат Коммунистической партии, ср. По теории релевантности здесь первая импликатура ожидание серии подобных событий становится предметом спора: она сохраняется по предложению депутата КПРФ, но категорически отвергается Жириновским. Другими словами, единственный компонент пословицы, который для актуального говорящего остается в силе, это отрицательная оценка исторического периода социализма в России. Юмористический эффект данного отрывка заключается в сравнении столь несравнимых вещей, как создание социалистического строя и выпечка блинов.
Попалось также одно употребление с отрицанием.
Выпекая угощение на Масленицу, люди говорили: «Первый блин — комам», то есть медведям. Со временем буква «а» заменилась на «о» и появилась фраза - «Первый блин — комом». Поговорка приобрела совершенно иной смысл.
Откуда название
- Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять
- Первый блин — комом — Википедия
- Почему на Масленицу пекут блины, сжигают чучело и приносят жертвы медведям
- История блинов на Руси
Откуда взялась фраза Первый блин комом?
Всю праздничную еду, которую наготовили в течение недели, нужно было обязательно доесть. Если же еда оставалась, ее раздавали нищим или сжигали, выбросить еду или дать ей пропасть считалось плохой приметой. На советский лад После 1917 года Масленицу перестали отмечать широко. В конце 1950-х годов праздник возродился, правда, под другим названием — «Проводы русской зимы». Проходил он только в выходной день в парках или в скверах. На улицах продавали блины с вареньем, со сгущенкой или с маслом, чай. Можно было скатиться с ледяной горки или поиграть в снежном городке, работали аттракционы, проводились конкурсы и концерты. А мужчины залезали на столб, облитый водой, чтобы забрать привязанный наверху приз.
В 1970-е-1980-е годы «Проводы русской зимы» стали проходить в школах и детских садах. Как на масленой неделе в потолок блины летели Восемь из десяти российских семей, по опросу ВЦИОМ, будут печь блины в масленичную неделю. На Масленицу всегда пекли очень много блинов. Считалось, что это к богатству и хорошему урожаю. Красивые, золотистые, аккуратные блины — год будет легким и удачным, пригоревшие и слипшиеся — к несчастному году. Блины бывают дрожжевые, бездрожжевые, с содой или без, на воде, молоке, кефире… Проще всего испечь бездрожжевые смешайте молоко, сахар, соль, яйца, муку, масло — и можно выпекать. Классическими считаются блины на опаре.
В Мордовии готовят пышные дрожжевые блины из пшеничной муки и пшенной крупы. Они называются пачат. Табани — удмуртские блины. Их делают из дрожжевого теста, запекают в печи или в духовке на сковороде. Молоко, яйца, соль, дрожжи, сахар и муку замешивают с вечера. В Татарстане пекут ажурные дрожжевые блины из манной крупы или ее смеси с пшеничной мукой. Они называются тэбикмэк.
Лауызганан — блины из Осетии. Их готовят раз в год, ко Дню поминовения всех усопших или «блинным поминкам». Эти блины готовят из муки, соли, дрожжей и воды. Едят их только свои, людей со стороны ими никогда не угощают.
Блин сопровождал человека на протяжении всей его жизни, от рождения, когда роженицу кормили лакомством, до ее смерти, когда умерших поминали блинами. Но в первую очередь блины были и остаются обязательным ритуальным угощением во время празднования проводов зимы на Масленицу, которая символизирует солнце. В старину каждая хозяйка бережно хранила собственный рецепт приготовления, который передавался из поколения в поколение. Поначалу блины были безвкусными, но после того, как человеку удалось открыть для себя первые дрожжи, лакомство стали выпекать на основе различных натуральных заквасок, используя особую технологию приготовления теста. Муку брали самую разную — пшеничную, гречневую, перловую, гороховую, пшенную. Пекли лакомство в чугунных сковородках, которые предварительно прокаливали и смазывали маслом.
Хорошо знать! По старинной русской традиции блины следует есть руками, не пользуясь во время трапезы столовыми приборами. Масленичная неделя по дням Всю неделю они пекут и едят блины. Верующие, собирающиеся на пост, едят только блины с нежирной начинкой. С понедельника по четверг празднуют узкую Масленицу, с четверга по воскресенье — широкую. Первый день — встреча. В понедельник все устроили для праздника: залили ледяные горки, поставили качели, сделали соломенную куклу — Масленицу, с песнями погуляли по хуторам. Блины в этот день по обыкновению пекли и раздавали бедным соседям и родственникам в память о погибших. Второй день Масленицы — «Веселье». День сватовства невест, чтобы сыграть свадьбу после Великого поста.
Считалось, что если сватать невесту на Масленицу, то свадьба будет только на Красной Горке. Невесты угощали потенциальных женихов блинами. Подали блины с разными начинками. Среда — «Гурман». Зятья ходят в гости к теще на блины. Матери жен стараются угодить мужу дочери. В четверг — начинается «Широкий пост». Празднества в самом разгаре. Обычный праздник, захват заснеженных городов, конкурсы, фокусы, тройки и шумные вечеринки. И блины, конечно.
Тещины вечера в пятницу. Мать жены наносит ответный визит зятю. Здесь муж дочери должен показать всю свою любовь к ней и расположение. Правда, блины печет его жена. Муж — жених свекрови. Блинчики подают с сытной начинкой, например, с рыбной икрой. Субботняя Масленица — «Золовкины посиделки». Теперь невестка принимает у себя невестку и других родственников мужа. Их нужно не только сытно накормить блинами, но и сделать подарки. Воскресенье называется Масленицей «Провиденье».
Он Прощеное воскресенье. В этот день Великого поста принято просить прощения и самому прощать других. По языческому обычаю в воскресенье на большой площади сжигали образ Масленицы. Вот и закончилась зима. Почему такое название Самая распространенная версия такова: на Масленицу пытались подсластить, то есть подмаслить весну. Именно поэтому праздник получил название «Фастенавн». По другой версии, имя появилось после принятия христианства. Нельзя есть мясо, но можно есть молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Отсюда и название, связанное с масляными блинами.
Мазало символизировало достаток, изобилие, сытые времена, богатый урожай, поэтому Масленицу принято отмечать широко и хлебосольно. Почему праздник весны называется Масленицей? История выражения Так на самом деле звучит привычное для нас выражение «Первый блин комом». Истоки оно берёт ещё с тех времен, когда наши предки-славяне отмечали проводы зимы в честь покровителя скотоводства — бога Велеса. Олицетворением Велеса на земле считался медведь, которого называли комом. С приходом весны медведи пробуждались после зимней спячки. Тогда женщины пекли лепёшки и относили их хозяину леса — кому медведю , чтобы задобрить его. Так и появилось выражение «Первый блин — комам». Почему «первый блин — комАм»?
Символом Масленицы и главным праздничным угощением считается блин. Это тоже неспроста. Издревле славяне большое значение уделяли почитанию солнца как бога. С приходом первых тёплых дней люди радовались тому, что солнце набирает силу. Поэтому изначально пекли круглые лепёшки, похожие на солнце, а затем им на смену пришли блины. Блин символизировал свет и тепло, которые приносит солнце. Считалось, что, поев блинов, люди получают солнечную живительную энергию. Почему на Масленицу пекут блины? В славянской традиции праздничная неделя делится на две части: узкую Масленицу — с понедельника по среду, и широкую — с четверга по воскресенье.
Это было очень забавным действием и называлось оно комоедицей, от слов ком медведь и едица есть еду. В дальнейшем слово комоедица превратилось в слово комедия. Кстати, ни Даль, ни Ушаков об этом не пишет. Так, что целиком и полностью не стоит доверять Далю и Ушакову. В остальных строках говорится о том, для кого пекутся блины, а "во первых строках...
«Первый блин комом». Бурмистров — о дебюте за «Металлург»
После него наступает Великий пост, до которого от начала торжеств ровно 56 дней. Тем веселее и с большим воодушевлением отмечается этот семидневный отрезок. Почему так называется? Празднование Масленицы на Руси Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели. Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица. Но впрочем оно не всегда было таковым. Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя.
Как раньше называлась Масленица? Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство — источник здоровья и силы. Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить. Масленица — языческий или православный праздник?
Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов. Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее. Обычно этот момент выпадал на 20-21 марта, и бог Ярило, символизирующий Солнце, начинал растапливать сугробы. Но после Крещения Руси какое-то время церковь не принимала эти обряды, хотя и не запрещала их. Православная церковь изначально не включила ее в святцы, но поскольку в Библии есть упоминание Сырной недели и Прощеного воскресенья, впоследствии они органично вошли в недельное празднование. Масленицу приурочили к Великому посту, перенеся примерно на две недели назад.
Так этот праздник стал православным, сохранив и языческие черты. Когда начали отмечать масленицу?
Но я только был рад, что меня сегодня поставили. Надо вспомнить, набрать игровой ритм», — цитирует Бурмистрова сайт КХЛ. Напомним, Бурмистров был выведен из состава «Ак Барса» и не играл почти месяц из-за конфликта с экс главным тренером казанцев Олегом Знарком. Клуб и игрок приняли решение о расторжении контракта по соглашению сторон и объявили об этом 23 декабря. В этот же день стало известно, что хоккеист подписал контракт с «Металлургом». Материалы по теме.
В иконографии - символ укротившей себя плоти. Медведица, вылизывающая медвежонка и тем самым якобы придающая ему окончательную форму, служит символом искусства, которое формирует и гарантирует костную природу. Почему медведям первый блин? У многих народов , в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам по—древнеславянски комы — медведи. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. Дальше пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм. Но несмотря на то, что орфография теперь уже совпадала, и ком стал комом, до нашей современной трактовки пословицы все еще далеко. Первый блин, который выпекали на Масляной неделе Комоедица впоследствии переименована церковью в Масленицу , отдавали за упокой души. И этот блин должен был вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В наше время никто мишек не задабривает, да и про христианский обычай тоже, думаю, вспоминают нечасто. А поговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания. При приближении к Солнцу комета образует кому и иногда хвост из газа и пыли.
Объяснение такое: исконное название Масленицы, у которой языческие корни, — Комоедица. В давние времена наши предки почитали медведей как прародителей, вот и придумали весной что-то вроде блиноприношения устраивать - в честь пробуждения косолапых. Хозяйки пекли блины и относили к берлоге.
Первый блин комом
Первый блин комом Просмотров 132 Выражение «Первый блин — комом» — это русская пословица, которая означает, что первая попытка в чем-либо может неудачно закончиться. Выражение используется, чтобы сказать о том, что первый опыт может быть не слишком удачным, но что это не является концом мира и что в следующий раз все получится лучше. Происхождение этой пословицы неизвестно, но существует несколько версий. Одна из версий связана с традиционным русским блюдом — блинами.
Согласно этой версии, первый блин, который выпекают на сковородке, часто получается неудачным — он может быть слишком жестким, сгореть или прилипнуть к сковороде. Поэтому первый блин часто говорят «комом» — то есть «как ком». Другая версия связана с печеньем.
Блины были особенно важным блюдом в русской кухне, и часто использовались в обрядовых целях. На похоронах и поминальных обрядах первый блин рвали руками и раскладывали у окон, чтобы паром напитать душу умершего и обеспечить ему благополучный переход в загробный мир. Также первый блин угощали на Масленицу — народный религиозный праздник, который отмечался накануне Великого поста. В этот день первый блин, считавшийся символом солнца и начала нового цикла жизни, кладут на окно в кровле дома или относят на могилу усопшего предка. Возможно, есть и другие версии происхождения этой пословицы, но точно известно только то, что она существует с давних времен и до сих пор широко используется в русской речи. В любом случае, пословица «Первый блин — комом» напоминает о том, что ошибки — это не конец, и что каждый опыт — это возможность для улучшения и развития. Оцените статью.
Каждый день получил свое название. Понедельник — «Встреча». В этот день мастерили чучело Масленицы из соломы и с веселыми песнями возили на санях по деревне — для знакомства. Вторник — «Заигрыш». День отмечен смотринами невест. В Масленицу считалось важным посвататься, чтобы на Красную горку после Великого поста сыграть свадьбу. Молодежь начинала гулять, кататься с горок — праздник набирал обороты. Среда — «Лакомка».
В этот день пекли блины, накрывали столы. Особенно важным был в этот день приход зятя к теще. Она встречала его блинами и должна была оказать всяческие знаки внимания почетному гостю. Четверг — «Разгуляй». Это самая середина масленичной недели, когда гуляли уже «по полной»: с кулачными боями и конскими бегами, со взятием снежной крепости и веселыми пирушками, с ритуальными кострами и развеселыми песнями. В пятницу проходили «Тещины вечера». Теперь уже теща приходила к зятю в гости, а он вместе с ее дочерью, своей женой, принимал ее со всей любезностью. В субботу — «Золовкины посиделки» - молодые невестки принимали родных, дарили золовкам подарки и угощали блинами.
Воскресенье называли по-разному: и «Целовальник», и «Проводы», и «Прощеное Воскресенье». Люди, знакомые и незнакомые, просили друг у друга прощения, троекратно друг другу кланялись и целовались в знак примирения.
Блинчики с сахаром и вареньем, с творогом, с фруктовой массой, блинчики под бешамелем, караваи из блинчиков с яблоками и кремом, а также с печенкой или мясным фаршем, блины голландские и английские, блины с лимоном и другие. Способы употребления блинов тоже существуют разные. Наиболее широко распространен обычай есть готовые блины с жирными, острыми или сладкими добавками, макая их в масло, сметану, мед либо заворачивая в них соленую рыбу, икру и другую готовую начинку. Усложнить рецепт блинов можно за счет введения в них припеков в момент выпечки. Классическими припеками служат крутые яйца, творог, сушеные снетки, которые насыпают на сковороду и заливают тестом. Кулинарной сноровки требуют блинчатые пироги - несколько блинов, наслоенных стопкой один на другой и переложенных между собой различной начинкой, чаще всего из мясного фарша, жареного с луком, рублеными крутыми яйцами. Магия ритуалов В масленичные дни магический смысл имеет каждое действие.
Самое же важное во время праздника - активность, энергичные действия. Сидеть на месте в Масленицу старинный обычай не велит ни в коем случае. Эпитеты, которыми награждали Масленицу в народе, - честная Масленица, широкая Масленица и другие, напоминают о том, что веселиться на этой неделе не менее важно, чем обильно поесть, причем важно было, чтобы в этот процесс была вовлечена вся община. Это связано с древними верованиями о том, что если всем вместе не проводить зиму, как положено, то весна и лето не наступят в должные сроки. Поэтому издавна в деревнях с осуждением относились к тем, кто уклонялся от всеобщего веселья, не пек блинов и не праздновал Масленицу. Их могли даже заподозрить в колдовстве. Маски и сжигание чучела Это кажется тем более странным и абсурдным при более глубоком исследовании традиций карнавала. Масленица, как и другие праздники, воспринималась как время контакта с нечистой силой. Чтобы визуализировать представителей иного мира, люди рядились в разные личины.
Наряжались не только в маски разнообразной нечисти, но и в шкуры животных, а также в костюмы других народов. Его делали из соломы, наряжали в старые тряпки, которые брали с каждого двора, и затем сжигали на возвышенном месте. Проезд Масленицы через деревню сопровождался пением песен, подчас фривольного содержания, объяснявших, почему ее необходимо сжечь. Особое внимание на Масленицу уделялось молодым парам, поженившимся за последний год - их чествовали всей деревней. Их катали с горок или на лошадях с колокольчиком. Во многих деревнях в масленичные дни чествовали повитух и навещали крестников. Масленица на Руси была также временем смотрин. Тех парней и девушек, кто в течение года поддерживал романтические отношения, но так и не завершил их браком, на Масленой неделе наказывали - например, привязывали к ногам колодки особенно распространено это было на юге страны и в украинских областях. Этим община показывала, что брак и воспроизводство - это не только личное дело отдельного человека, а вопрос выживаемости самой общины.
Кулачные бои Важнейший магический подтекст несут в себе масленичные кулачные бои, драки и ристалища. Также практиковался бой стена на стену, а реже всего допускался бой сцеплялка-свалка... Сцеплялка-свалка обыкновенно происходила благодаря старикам, которые подзадоривали молодых рассказами и обещаниями также биться; молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и составляли предвестников сцеплялки.