Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Святославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. Началась осада Доростола, вокруг которого византийцы выкопали глубокий ров и насыпали высокий вал, в котором были устроены ворота. Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 (971) годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола. Более 30 тыс. человек эвакуируют из районов, которым угрожает огонь, разбушевавшийся в лесных массивах на греческом острове Родос. Об этом в субботу, 22 июля, сообщил глава. Осада Доростола затянулась до июля 971 года. Ни император Цимисхий, ни Святослав не смогли добиться быстро победы.
Война с Цимискием. [Русско-Византийская война за Болгарию. Часть 3: Осада Доростола] / Князь...
Пока византийцы колебались в оказании прямой военной помощи болгарам, их постоянному врагу, восточная часть Болгарии покорилась Святославу. Не вполне ясно, на каких условиях произошло подчинение болгар. С одной стороны, болгары в следующем году бились вместе с русами против византийцев, а новый болгарский царь Борис II ставался в своей столице Преславе. С другой стороны, Лев Диакон сообщает о терроре Святослава в Болгарии: «Говорят, что с бою взяв Филиппополь, он со свойственной ему бесчеловечной свирепостью посадил на кол двадцать тысяч оставшихся в городе жителей и тем самым смирил и [обуздал] всякое сопротивление и обеспечил покорность. Русская летопись доносит отголоски балканской войны: «И пошел Святослав к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты. Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.
В год 6476 968. Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце…» Пока русские воевали на Дунае, печенеги осадили Киев, и Святослав с дружиной срочно на конях вернулся на Русь. Отбросив печенегов, Святослав хотел было вернуться в Переяславец, но его удержала мать, княгиня Ольга. После смерти в июле 969 года Ольги, фактически правившей на Руси, Святославу пришлось обустраивать управление землями. В течение 970 года он расставил сыновей с воеводами по уделам и в 971 году, согласно хронологии летописи, отправился опять в полюбившийся ему Переяславец, который взял от болгар приступом. После этого Святослав повёл войско на греков.
Летописный Переяславец на Дунае точно не идентифицирован. Существуют две основные версии и другие, менее распространённые. По первой — русский летописец назвал так Преслав Великий, столицу Болгарского царства. Ошибочная локализация Преслава Великого на Дунае могла быть добавлена как региональный признак, отличающий Переяславец от Переяславля на Руси. По второй версии — Переяславцем летописец называл Преслав Малый, торговый речной порт, находившийся примерно посередине между Доростолом и устьем Дуная. На угрозы Цимисхия Святослав дал такой ответ в литературной обработке Льва Диакона : «Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну — мы сами разобьем вскоре свои шатры у ворот Византия и возведем вокруг города крепкие заслоны, а если он выйдет к нам, если решится противостоять такой беде, мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих, а мужи крови, которые оружием побеждают врага.
Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами. Удачная кампания в Сирии позволила перебросить корпус под командованием патрикия Петра с Востока. Общее командование войсками, направленными против Святослава, было поручено родственнику императора Варда Склиру. В области, занятые русскими, были посланы разведчики для сбора информации о намерениях противника. Весной 970 года войско варваров, разделённое на 3 части, вторглось в пределы византийской Фракии. О настроениях в Константинополе в тот период хорошо свидетельствует фрагмент из эпитафии императора Никифора Фоки, написанной митрополитом Иоанном.
Фрагмент из эпитафии Печально зрелище! Восстань же ныне, царь! Пехоту собери, стрелков и всадников, И войско все свое фаланги и полки, Ибо идет оружье русское на нас, К убийству жадно рвутся скифов племена. Твой град — добыча всех племен, которых в страх Когда то повергал один лишь образ твой, Что был начертан у ворот Византия. По сообщению Скилицы русы действовали совместно с болгарами, а их союзники венгры и печенеги выступали отдельно. Численность варваров Диакон исчисляет в более 30 тыс.
Войско Святослава дошло до Аркадиополя в 120 км от Константинополя , где произошло генеральное сражение. Варда Склир отправил навстречу варварам «скифы» у византийских авторов небольшой отряд Иоанна Алакаса, остальные силы скрытно разместил в засаде, разбив на две части. Отряд Алакаса наткнулся на печенегов и увлёк их в отступлении за собой, наводя на засаду. План византийцев удался, печенеги оказались в полном окружении и, по словам Скилицы, были почти все перебиты. Затем в тот же день произошло упорное сражение с остальным войском Святослава, результат которого определила гибель одного из вождей «скифов». Варда Склир лично разрубил его до пояса, после чего «скифы» обратились в бегство.
Лев Диакон сообщает итог сражения: «Говорят, что в этой битве было убито пятьдесят пять ромеев, много было ранено и еще больше пало коней, а скифов погибло более двадцати тысяч. Согласно Диакону скифы и дальше «совершали внезапные набеги, беспощадно разоряли и опустошали Македонию, причиняя тем самым ромеям огромный вред.
Десятки тысяч беженцев направлялись в Дейр-эз-Зор, но большинство из них погибали во время утомительного марша по пустыне. Если взглянуть на демографические характеристики населения Сирии, то можно заметить один факт: подавляющее большинство сирийцев проживают на западе страны, на побережье и в агломерации больших городов — Дамаска, Алеппо, Хомса и других. Центральные районы Сирии представляют собой бесплодную пустыню с редкими оазисами вроде Пальмиры. Часть населения Сирии также проживает вдоль реки Евфрат. Крупнейшие города этого региона — Ракка и Дейр-эз-Зор. Основное население — бедуины и оседлые земледельцы, как правило, малообразованные и не интересующиеся мировой политикой.
Постепенно они переросли в столкновения с войсками и силами безопасности. Город погрузился в анархию. А после того, как многие местные бедуинские племена выступили против правительства Асада, армейские части в городе оказались частично отрезанными от поставок боеприпасов и подкреплений. Движущиеся из Хомса через Пальмиру войска могли попасть в город по одной-единственной трассе М-7. На марше через пустыню конвои попадали под обстрелы террористов. К началу 2013 года боевики заняли все населенные пункты на восточном берегу Евфрата и часть самого Дейр-эз-Зора. Городские кварталы превратились в линию фронта. Бок о бок с «оппозицией» и «умеренными повстанцами» в боях участвовали боевики из Ирака.
Отряды «оппозиции» или влились в ее ряды, или были уничтожены. В апреле террористы взяли под контроль трассу М-7. Город оказался в окружении. Блокада До сих пор точно неизвестно, сколько именно человек находилось в городе к началу блокады. Оценки правительства Сирии и международных организаций расходятся. Однако в любом случае речь идет о сотнях тысяч человек. В Дейр-эз-Зоре скопились беженцы из соседних городов. Сюда же отступили армейские части и гарнизоны из соседних городов.
В условиях окружения, численного превосходства со стороны противника, ограниченных запасов еды, воды, медикаментов город, как многим тогда казалось, был обречен. Однако его защитники полагали иначе. Основу гарнизона Дейр-эз-Зора составили части 104-й бригады Республиканской гвардии Сирии, 17-й резервной дивизии, 137-й артиллерийской бригады и отряды местного ополчения. Они держали под контролем городские районы и стратегически важную авиабазу сирийских ВВС — последнюю связь с «большой землей». Они же превратили их в неприступную крепость, которую боевикам так и не удалось взять. Ряд западных изданий писали, что битву за Дейр-эз-Зор нельзя называть в полной степени блокадой. Мол, в город прибывали подкрепления и гуманитарные грузы, а значит, сотни тысяч людей не жили под угрозой голодной смерти. Поэтому мировое сообщество предпочло «не заметить» блокады города.
На протяжении трех лет существовал только один способ доставки в город гуманитарных грузов и подкреплений — по воздуху. Однако из-за того, что взлетно-посадочная полоса авиабазы Дейр-эз-Зор находилась практически на линии фронта, на аэродроме нельзя было посадить большой транспортный самолет — грузы сбрасывались с воздуха.
При этом пострадали православные святыни, из-под завалов достали Касперовскую икону Божией Матери, которая считается покровительницей города. Спасо-Преображенский кафедральный собор Храм находится на Соборной площади Одессы. Был заложен в 1794 году. Освящен 25 мая 1808 года архиепископом Екатеринославским Платоном Любарским.
В 1837 году стал кафедральным. После реконструкции 1903 года собор стал одним из крупнейших храмов Российской империи и вмещал до 9 тысяч человек. В марте 1932 года был закрыт, а в мае 1936 — взорван.
Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом , телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу. Среди тел оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин, вероятно, болгарских жительниц Доростола [19]. На собранном 21 июля Святославом военном совете коменте мнения разделились — часть предлагала в тёмную ночь на ладьях прорываться из города, другая часть советовала начать мирные переговоры. Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница русского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. И так с храбростью предков наших и с тою мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою» [20] Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Четвёртый бой 22 июля [ править править код ] Утром [21] 22 июля [22] русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Бой начался с атаки русами византийских позиций [23]. В упорном бою к полудню византийцы начали отступать под напором русов. Тогда Цимисхий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Это позволило передохнуть уставшим византийцам. Они перешли в атаку, но были отбиты русами. Клавдий Лебедев. Святослав встречается с Цимисхием Тогда Цимисхий разделил своё войско на две части. Один отряд, под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра, вступив в бой, начал отступать, заманивая дружину русов на открытую равнину в стороне от города. В это время второй отряд под командованием Варды Склира атаковал русов с тыла. Начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза русов. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. Потери[ править править код ] Лев Диакон сообщает, что у русов в этом бою было 15 тысяч убитых, византийцы взяли 20 тысяч щитов и множество мечей, византийцы же имели якобы только 350 человек убитыми и «множество раненых». Есть сомнения, что эти данные верны. Император охотно принял это предложение. На берегу Дуная состоялось свидание Святослава с Цимисхием. Святослав обязался не воевать с Византией и помогать ей при нападении на неё извне, а Цимисхий должен был беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать на дорогу по две меры хлеба каждому воину. Лев Диакон сообщает, что получивших хлеб было 22 тысяч человек. После этого рать Святослава ушла на Русь , о чём болгары, недовольные заключением мира, сообщили печенегам. Византия послала посольство к печенегам, которое, по Иоанну Скилице, должно было способствовать свободному проходу Святослава на Русь. По пути в Киев князь Святослав был убит печенегами. В Летописи довольно подробно описаны данные события: Святослав I, приняв дары, стал совещаться со своей дружиной, говоря так: «Если мы не заключим мир с цесарем и он узнает, как мало нас осталось, то, придут снова, обступят они нас в городе. А Киевская земля далеко и печенеги с нами враги — то кто нам поможет? Заключим же мир с цесарю, потому что он же согласился нам на дань, — и этого пусть будет довольно нам.
Доростол: возрождение фаланги
Вооруженные силы РФ нанесли ракетный удар в районе Одессы. Представители местной администрации сообщили, что пострадал крупнейший в городе православный храм. Постепенно, день за днем, греки с помощью стенобитных и камнеметных машин разрушали стены и валы. Оборона Доростола стала ключевым событием русско-византийской войны 970-971 гг. После ее завершения был подписан мирный договор, восстановивший статус-кво. Часть 3: Осада Доростола]. Император осадил его [Князя Святослава в Доростоле]. Началась осада Доростола, длившаяся 65 дней.
Откройте свой Мир!
Город, который не сдался | Обескураженный неприступностью Доростола и осадой столицы, Иоанн Цимисхий простился с мечтами о победе и пошел на перемирие. |
Новости мира: В Греции сообщили об эвакуации более 30 тыс. человек с острова Родос | После трехмесячной осады Доростола и, особенно после последней битвы, он ее потерял. |
Город, который не сдался
То, что русы не были готовы к войне, видно и из того, какой голод они испытывали в период осады Доростола. Осада длилась три месяца, положение русских войск было тяжелым — продовольствия не хватало, многие воины были ранены. Лев Диакон отмечал высочайший боевой дух войска Святослава на протяжении всей осады Доростола. Обескураженный неприступностью Доростола и осадой столицы, Иоанн Цимисхий простился с мечтами о победе и пошел на перемирие.
Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие
Войско Святослава дошло до Аркадиополя в 120 км от Константинополя , где произошло генеральное сражение. Варда Склир отправил навстречу варварам «скифы» у византийских авторов небольшой отряд Иоанна Алакаса, остальные силы скрытно разместил в засаде, разбив на две части. Отряд Алакаса наткнулся на печенегов и увлёк их в отступлении за собой, наводя на засаду. План византийцев удался, печенеги оказались в полном окружении и, по словам Скилицы, были почти все перебиты.
Затем в тот же день произошло упорное сражение с остальным войском Святослава, результат которого определила гибель одного из вождей «скифов». Варда Склир лично разрубил его до пояса, после чего «скифы» обратились в бегство. Лев Диакон сообщает итог сражения: «Говорят, что в этой битве было убито пятьдесят пять ромеев, много было ранено и еще больше пало коней, а скифов погибло более двадцати тысяч.
Согласно Диакону скифы и дальше «совершали внезапные набеги, беспощадно разоряли и опустошали Македонию, причиняя тем самым ромеям огромный вред. Повесть временных лет Летопись излагает поход Святослава в форме героической былины, не упоминая о поражении русов в каком-либо из сражений. Тем не менее некоторые детали повествования указывают на реальность летописных сведений, которые по политическим соображениям могли замалчиваться в византийских официальных документах.
Вначале византийцы предложили дань Святославу по числу воинов. Князь, хотя располагал 10 тыс. Греки отказались выплачивать, вместо этого выставив войско в 100 тысяч.
Когда армии сошлись, Святослав, чтобы ободрить своих воинов, обратился к ним со знаменитыми словами: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет.
Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь. Когда Святослав был уже недалеко от столицы, византийский император согласился на дань, которую киевский князь взял и на погибших. После этого Святослав вернулся в Переяславец.
Апрель 971 года. К ноябрю 970 года мятеж Варда Фоки в Малой Азии был подавлен. Войско Варда Склира переправилось обратно в Македонию и Фракию, где расположилось на зимних квартирах.
Подготавливая поход на Святослава, Иоанн Цимисхий приказал свезти много хлеба и прочих припасов в Адрианополь совр. Эдирне , а также снарядить флот из 300 кораблей. В апреле 971 года Цимисхий лично возглавил поход в Болгарию.
Флот блокировал Дунай, сухопутное войско около 10 апреля беспрепятственно перевалило через горные проходы и вышло к болгарской столице Преславу. Лев Диакон называет силы Цимисхия в 15 тыс. Скилица сообщает, что Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс.
Несмотря на фактор неожиданности, русы «тавроскифы» успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков. Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость.
Скилица оценивает общую численность русов в 8500 воинов, а Лев Диакон в такое же число оценивает их потери в этом бою. На следующий день к грекам подтянули осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. По археологическим раскопкам высота стен крепости составляла около 3.
Вскоре византийцы ворвались в город, а русы отступили в царский дворец с оградой. Был захвачен болгарский царь Борис, которого император Цимисхий принял с подобающим почётом. Потеряв при штурме царского дворца до 150 воинов, греки подожгли его, выкуривая засевших там русов числом до 7—8 тыс.
Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и почти всех перекололи. Однако воевода Сфенкел с немногим числом воинов сумел уйти к Святославу.
Русы сражались храбро и отчаянно. Они давно приобрели славу победителей над всеми соседственными народами и почитали величайшим несчастьем быть побежденными и лишиться этой славы. Греки тоже страшились быть побежденными. Они до сих пор побеждали всех своих неприятелей, а теперь настал День, когда они могли лишиться приобретенной славы… Русы, испуская яростные крики, бросались на греков. Уже пало весьма много воинов с обеих сторон, а победа все еще оставалась сомнительной». Византийский историк напрасно писал так туманно: победы греков просто не было. В сумерках князь Святослав увел своих воинов в город.
Императору пришлось перейти к осаде. Утром 24 апреля он приказал строить напротив Доростола укрепленный лагерь, готовить осадные машины. Военная хроника последующих дней вместила боль драматических событий, чем иные недели или даже месяцы войны. Катафракты атаковали их, но успеха не имел. После равного боя противники разъехались. В этот день по Дунаю поднялся к Доростолу большой византийский флот, но русы сумели спасти свои легкие лад перенесли их к крепостным стенам под защиту лучников 26 апреля произошел второй большой бой. Русы снова в шли в пешем строю, и снова была равная битва. Они да не ушли вечером в город, а простояли на равнине всю ночь и утро, и катафракты не решились идти в бой. Только к полудню 27 апреля, когда император выступил со все своими силами, русские воины неторопливо свернули свой стан и ушли в Доростол, оставив грекам лишь догорающие костры.
Закрыть Как отключить рекламу? Многочисленные баллисты и катапульты [9] были поставлены возле византийского лагеря, мастера возились вокруг них, приводя в боевое состояние. Император хотел завтра же придвинуть осадную технику к стенам Доростола и начать обстрел.
Обращение России — великое историческое событие.
Оно имеет как местное - русское, так и общеславянское и всемирно-историческое значение. Существует обширная литература по обращению России. Некоторые западные авторы настаивают на том, что христианство было распространено на Руси нормандскими варягами после того, как они стали князьями киевских и новгородских славян; одни из этих варягов исповедовали западное христианство, другие - восточное христианство. Большинство русских, некоторые болгарские, греческие и другие авторы утверждают, что Киевская Русь приняла христианство от Византии, а греческие миссионеры крестили князя Владимира и русский народ.
Такого мнения, не отрицая участия Византии, придерживается и д-р Альберт Раух в своем докладе, прочитанном в июле 1986 г. В 1913 году русский ученый Михаил Дмитриевич Приселков высказал мнение, что Киевская Русь приняла христианство и церковную иерархию из Охридской Болгарии. Эту точку зрения поддерживает и немецкий ученый Ганс Кох; Недалеко от него и профессор Валерий Погорелов. При объективной оценке все эти мнения содержат «зерна истины»!
Потому что если под обращением Киевской Руси понимать не только крещение киевского князя Владимира и окружающих его людей в 988 году, но и обращение многочисленной славянской массы - что тоже является капитальным историческим фактом, то надо учитывать что к этим массам не только десятилетиями, но даже и полутора веками ранее посылались миссионеры из Рима, из Константинополя, из Болгарии и из разных других мест и привлекали для своей проповеди многие души из местного населения. Справедливость требует от нас признания: 1 что проповедники восточного христианства, однако, добились гораздо более значительных результатов, чем проповедники западного христианства; 2 что участие Византии в этом процессе преувеличено, а болгар преуменьшено, недооценено или даже вовсе умалчивается большинством авторов. Утверждение, что Киевская Русь и князь Владимир были крещены византийцами-греками, да еще и категорично выраженное, мы находим в отечественных русских источниках - в русских летописях. И в этой статье - в первой части я приведу краткие сведения о наиболее важных из этих источников и о критическом отношении к ним ученых, так как это важно для выяснения реального участия византийцев и болгар в деле обращения Киевской Руси, а во второй его части приведу другие очень важные факты, говорящие если не о большей, то хотя бы о равной доле болгар с византийцами в обращении братского русского народа!
Первый древнейший и важнейший по истории России источник известен под названием «Повестка временных лет» и приписывается монаху Печерского монастыря Нестору. Считается, что ее написал монах Нестор в 1112-1113 годах. Оригинал этого письменного мемориала до нас не дошел: у нас есть только его копии. Древнейшая ее копия, а вместе с тем и редакция, сделана монахом Лаврентием во второй половине XIV века 1377 год и называется «Лаврентьевской летописью».
Следующая относится к началу 15 века и называется «Ипатская хроника». Есть и более поздние: Радзивиловская, Троицкая, Новгородская летописи и так далее. В начале дошедших до нас рукописей Повести времен находится Повесть об испытаниях веры. В этой «Повести...
После этого князь рассылает своих послов к разным народам, чтобы на месте познакомиться с разными верами. Первыми всегда ставятся болгары, затем германцы, после них хазары и, наконец, греки. Ведущую роль в повести играет присланный греками философ по имени Кирилл, который в пространной речи разъясняет веру греков, а напоследок показывает ему картину Страшного суда, объясняя ему, кто стоит на справа и кто слева. Все это произошло в 986 и 987 годах.
Владимир выбрал лучшую из всех предложенных ему вер - греческую. В 988 году князь Владимир напал на Корсунь Херсон - греческий город на Азове и захватил его. Византийцы просили у Владимира мира, и он просил императора Василия II убийцу болгар отдать ему в жены свою сестру Анну. Император согласился при условии, что князь Владимир примет христианство.
Тем временем князь Владимир заболел в Корсуни глазной болезнью и обещал креститься. Как только он крестился, случилось чудо: он выздоровел и с приставленными к нему многими греческими священниками вернулся в Киев, где приказал крестить всех своих подданных. Греческие священники совершали крещение в реке Почайне сегодня Днестр. Еще Василий Никитич Татищев - один из первых русских историков 1686-1750 выразил сомнение в том, что "Басня об испытании вер" в "Повести временных лет" не сочинена монахом Нестором.
Согласно Татищеву, монах Нестор был подделан и вставлен автором, находящимся под сильным греческим влиянием. Так думали и Август Людвиг Шлетцер 1735-1808 , П. Новоструев, барон Розенкампф, Измаил Иванович Срезневский и другие. Михаил Петрович Погодин видит в Повести "много странного и невероятного"...
Но чьего авторства является упомянутая «Повесть»? Само его содержание говорит нам, кто он такой. Болгарский автор справедливо отмечает, что две идеи пронизывают всю переработанную и интерполированную грекофильской или непосредственно греческой рукой «Повесть времен»: а для оправдания господства варягов над русскими славянами, и б для оправдания духовного господства византийцев над Русью. Аналогичного мнения, хотя и в несколько ином варианте, придерживается и академик Дмитрий Лихачев.
Профессор Валерий Погорелов находит, что в Киевской Руси шла постоянная борьба между славянским и греческим духовенством. И обращение князя Владимира и его подданных упомянутым ранее образом является поистине «апофеозом греко-христианской византийской политики». Собственно говоря, Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что эта Повесть «есть чисто греческий вымысел», а автор ее «…не русский, а грек, то есть один из многих греков, живших на Руси в домонгольский период». Но профессор Евгений Голубинский не заметил в этой греческой беллетристике другого, а именно болгарофобии греческого автора и интерполятора "Повести временных лет"!
Это справедливо отмечает наблюдательный болгарский автор Всеволод Николаев в своей работе «Участие славяно-болгарского фактора в преобразовании Киевской Руси» С. Действительно, в большинстве списков «Повести о времени» заметна странная тенденция — смешение дунайских болгар с волжскими болгарами. В Лаврентьевской летописи читаем: «Я пришел от Скуфа, сказал Козар, рекомии Булгары и пришли по Дунаю и жители словенской биши». Четкой классификации дунайских и волжских болгар не производится.
Так и в тексте под 858, 898, 902, 915, 941, 942, 967, 971, 985 и так далее годами. Почему эту тенденцию подтолкнули?
XIV в.
Император осадил его [Князя Святослава в Доростоле]. В то же самое время подоспел и флот Греческий, который пресек свободное плавание Россиян по Дунаю. Великодушная Святославова бодрость возрастала с опасностями.
Он заключил в оковы многих Болгаров, которые хотели изменить ему; окопал стены глубоким рвом, беспрестанными вылазками тревожил стан Греков. Россияне пишут Византийские Историки оказывали чудесное остервенение и, думая, что убитый неприятелем должен служить ему рабом в аде, вонзали себе мечи в сердце, когда уже не могли спастися: ибо хотели тем сохранить вольность свою в будущей жизни. Самые жены их ополчались и, как древние Амазонки, мужествовали в кровопролитных сечах.
Малейший успех давал им новую силу. Однажды в счастливой вылазке, приняв Магистра Иоанна, свойственника Цимискиева, за самого Императора, они с радостными кликами изрубили сего знатного сановника и с великим торжеством выставили голову его на башне.
Регистрация на сайте
Сам император сидел на лошади под развернутыми знаменами и, потрясая копьем, громкими возгласами подбадривал своих воинов. Постепенно, шаг за шагом, русы были оттеснены к городской стене и укрылись за укреплениями. Иоанн Цимисхий с военачальниками. Рисунок конца XIX века. Иоанн дал войску короткий отдых прямо на поле битвы, а с рассветом разбил лагерь на холме посреди равнины. Осаду Доростола он не начинал, дожидаясь прихода флота. Ромейские лучники и пращники весь день перестреливались с русами, засевшими на стенах и башнях. К вечеру русы, сев на коней, предприняли вылазку, но, не имея опыта ведения кавалерийского боя, были быстро загнаны ромейской конницей обратно в город. Тем временем к Доростолу подошли «огненосные триеры», надежно заперев Дунайскую горловину.
Дабы уберечь свои челны от «оляднего огня», русы подвели их к самой городской стене. Войско Святослава оказалось в ловушке. О том, чтобы отогнать византийский флот, русы и не помышляли, памятуя о 941 г. Спастись они могли, только отбросив от города войско Цимисхия. Поэтому на следующий день Святослав снова вывел своих воинов в поле. Но ромеи выдержали яростный натиск русов и вынудили их отступить. Началась осада Доростола, длившаяся 65 дней. Город был полностью блокирован.
Ромеи перекопали рвами все дороги, везде была выставлена стража. К Иоанну почти ежедневно подходили подкрепления. Русы не были готовы к длительной осаде. Запасы продовольствия в Доростоле скоро истощились, и русам приходилось устраивать вылазки, чтобы добыть себе пищу. Скилица сообщает, что одну из таких вылазок в двадцатых числах июля возглавил сам Святослав. Темной ночью, под проливным дождем, две тысячи русов сели в ладьи и отплыли из города. Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой. Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если русские ладьи еще раз покажутся на Дунае.
Осадные машины ромеев каждый день забрасывали город грудами камней. Мощные стены Доростола толщиной до 4,7 метра без особого ущерба выдерживали удары метательных снарядов. Но находившиеся на стенах русы терпели от них жестокий урон. Святослав решил уничтожить осадную технику врага. Эти машины охранял родственник императора, магистр Иоанн Куркуас. На бегу конь оступился в яму и сбросил магистра. Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения — они были покрыты немалым слоем золота — и подумали, что это сам император. Русы собирались было поджечь осадные машины, но подоспевшие ромеи отстояли их.
Ромеи также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу». Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Как только Икмор погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали».
Великодушная Святославова бодрость возрастала с опасностями. Он заключил в оковы многих Болгаров, которые хотели изменить ему; окопал стены глубоким рвом, беспрестанными вылазками тревожил стан Греков. Россияне пишут Византийские Историки оказывали чудесное остервенение и, думая, что убитый неприятелем должен служить ему рабом в аде, вонзали себе мечи в сердце, когда уже не могли спастися: ибо хотели тем сохранить вольность свою в будущей жизни. Самые жены их ополчались и, как древние Амазонки, мужествовали в кровопролитных сечах.
Ну а когда говорят «не комильфо», в зависимости от ситуации хотят сказать, что такое поведение, манеры или поступки не приняты в приличном обществе. Шарашкина контора Фраза «шарашкина контора» или шарага возникла в живой разговорной речи как символ ненадежного и подозрительного предприятия или организации, с которой не стоит связываться. А истоки этого выражения в тюремном жаргоне СССР. Слово «шарашка» произошло из диалектного «шарань» — шваль, голытьба, жулье. Условия содержания работников мало чем отличались от тюремных, да и за невыполнение плана грозило не лишение премии,а новый срок или расстрел. Через шарашки прошли многие выдающиеся советские учёные и конструкторы. Основным направлением ОТБ была разработка военной и специальной используемой спецслужбами техники. Множество новых моделей военной техники и вооружений в СССР были созданы заключёнными шарашек. Пролетарий А знаете ли вы, что слово «пролетарий» происходит от латинского «производить на свет потомство» или proles?
Ряд западных изданий писали, что битву за Дейр-эз-Зор нельзя называть в полной степени блокадой. Мол, в город прибывали подкрепления и гуманитарные грузы, а значит, сотни тысяч людей не жили под угрозой голодной смерти. Поэтому мировое сообщество предпочло «не заметить» блокады города. На протяжении трех лет существовал только один способ доставки в город гуманитарных грузов и подкреплений — по воздуху. Однако из-за того, что взлетно-посадочная полоса авиабазы Дейр-эз-Зор находилась практически на линии фронта, на аэродроме нельзя было посадить большой транспортный самолет — грузы сбрасывались с воздуха. Подкрепления удавалось перебросить только при помощи транспортных вертолетов по извилистому маршруту. Борт с войсками вылетал из Дамаска на авиабазу Камышлы вблизи турецкой границы. Здесь бойцы пересаживались на вертолеты Ми-8 и летели сотни километров над оккупированной боевиками территорией. Несколько вертолетов были сбиты огнем с земли на маршруте или над самым городом. Однако защитники Дейр-эз-Зора сражались так, как будто все происходящее было в порядке вещей. Главным героем как медийным, так и военным битвы за город стал командующий 104-й бригадой генерал Иссам Захреддин, в российских соцсетях получивший прозвище Дед. Не из-за возраста, а благодаря окладистой полуседой бороде. В Сети есть масса видео, снятых как сирийскими солдатами, так и боевиками. На них запечатлен генерал Захреддин во главе своих войск, на самом передке. Неоднократно он получал ранения, сам выносил раненых бойцов с поля боя. Однако несомненный факт: везде, где бы он ни оказался, войска удерживали занимаемые позиции и наносили превосходящим силам противника тяжелый урон. Во время затишья в боях за Дейр-эз-Зор отряды под командованием генерала Захреддина даже перебрасывались на другие участки фронта, где оказывали в первую очередь моральную поддержку. Этот пример — наглядное подтверждение того, какую роль играет личность командира. Впрочем, надо отдать должное и личному составу подразделений, оборонявших город, а особенно военным летчикам. Пилоты стареньких МиГ-21, находившихся в предаварийном состоянии, совершали по нескольку вылетов в сутки. Взлетали, сбрасывали бомбы в паре километров от аэродрома и садились за новыми боеприпасами. Летчики постоянно несли потери, поскольку боевики были щедро снабжены переносными зенитными ракетными комплексами, крупнокалиберными пулеметами и другим вооружением. Каждый вылет мог стать для офицеров последним. Во время одного удачного прорыва к авиабазе Дейр-эз-Зора террористы сожгли из гранатометов два легких учебно-боевых самолета L-39. Однако, несмотря на высокий риск быть сбитым и изношенную технику, пилоты продолжали регулярно взлетать с авиабазы и наносить удары по противнику. Как правило, личный состав ВВС Сирии набирался из числа представителей мусульманского течения алавитов — единоверцев президента страны Башара Асада. Для террористов алавиты — вероотступники, достойные только смерти. Когда остальные кадровые части предпочитали отступить, персонал авиабаз всегда оставался на позициях. Продержаться до прорыва блокады удалось только авиабазе Квейрес. Многолетний опыт городских боев многому научил защитников города. Они взяли на вооружение приемы противника: подкопы, ложные отступления, создание подземных укрытий для военной техники и личного состава. Еще одна характерная уловка — многие бойцы внедрялись в отряды террористов и годами «воевали» на их стороне, передавая своим ценнейшую информацию.
Битва под Доростолом в 971 г.
Русско-византийская война 970—971 годов - Энциклопедия России | Рассказ о сражении русских с византийцами в 971 у города Доростол. |
"…Победить и остаться в живых, либо умереть со славой": оборона Доростола в 971 году | Затем византийцы окружили Доростол. Осада продолжалась в течение трех месяцев, сопровождаясь периодическими битвами, в которых стороны несли серьезные потери. |
Битва под Доростолом в 971 г. | Лев Диакон отмечал высочайший боевой дух войска Святослава на протяжении всей осады Доростола. |
«Очень плохой знак». В главный храм Одессы попала ракета | Святослав оказался в осаде в городе Доростол современная Силистра в Болгарии. |
Telegram: Contact @slavtraditions | Битва при Доростоле (971 г.) В 968-971 годах киевский князь Святослав как союзник Византии совершил серию походов на Балканы, против Болгарии. |
Осада Доростола.
- Сражение у Доростола
- Комментариев нет
- 100 великих битв Средневековой Руси
- Комментарии
Доростольский мир
Оборона Доростола | Затем византийцы окружили Доростол. Осада продолжалась в течение трех месяцев, сопровождаясь периодическими битвами, в которых стороны несли серьезные потери. |
Осада крепости и массовые сражения в релизном трейлере Lost Eidolons - Shazoo | ОСАДА ДОРОСТОЛА. |
Оборона Доростола. | Дмитрий Панкратов | Рассказ о сражении русских с византийцами в 971 у города Доростол. |
Город, который не сдался
А на обратном пути князя Святослава убили печенеги. Есть версия, что это Цимисхий заплатил им за это, но это натяжка. Византийцам это было уже не надо и есть свидетельства, что наоборот - император отправил людей к печенегам с просьбой пропустить Святослава. Хотя никто ничего достоверно не знает и уже не узнает. Вот так встретились, пообщались, подрались и разошлись два великих правителя и полководца. Он подчинил княжество вятичей. В 964г. Пройдя через окско-волжские леса,землю вятичей,Святослав обрушился на Волжскую Булгарию.
Разгромив её Святослав подошёл к Хазарии. Удар был стремительным. Огнём и мечом прошёл Святослав по Хазарии. Цель была достигнута. Святослав захватил огромные территории от окских лесов до Северного Кавказа. Византийская Империя при этом хранила молчание:действовал русско-византийский договор. Но теперь,когда Русь начала оказывать давление на византийские владения в Крыму,в Константинополе забеспокоились.
Святослав разработал план вторжения в Подунавье. Святослав заручился нейтралитетом Византии во время похода на Дунай. В 967г. Святослав разбил войско болгарского Царя. Болгария уступила Руси нижнее течение Дуная с крепостью Переяславец. Святослав переносит сюда свою резиденцию. Появление Святослава на Дунае и поражение Болгарии встревожило Византию.
Подкупив печенегов,Византия организовала их поход на Киев. Святослав отогнав печенегов в 969г. Он посадил своих сыновей в русских княжествах. В Византии пришёл к власти талантливый полководец и государственный деятель,Император Иоанн 925-976 Цимисхий. Византия потребовала ухода Руси из Подунавья. Святослав за оставление здешних городов запросил выкуп. Византия отказалась.
Иоанн Цимисхий для борьбы со Святославом создал отряд "бессмертных". Святослав привлек к противоборству с Византией венгров,печенегов. Широкие военные действия разгорелись в Фракии и Македонии. Первый этап войны Русь выиграла.
Первые автобусы с сотнями туристов уже прибыли в Линдос, около 15 тыс. По словам вице-мэра Родоса Константиноса Тараслиаса, которые приводит греческий телеканал Mega TV , сильный ветер вызывает значительные трудности в тушении лесных пожаров. Остров сегодня принимает в общей сложности более 200 тыс. В районах, где горит, их около 8 тыс. Также он подчеркнул, что на данный момент ввиду ситуации на острове нет ни одной зафиксированной человеческой смерти. Также сообщается, что врачи «скорой» оказали первую помощь более чем 60 жителям и туристам, у которых были проблемы с дыханием.
У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою» [20] Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Четвёртый бой 22 июля [ править править код ] Утром [21] 22 июля [22] русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Бой начался с атаки русами византийских позиций [23]. В упорном бою к полудню византийцы начали отступать под напором русов. Тогда Цимисхий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Это позволило передохнуть уставшим византийцам. Они перешли в атаку, но были отбиты русами. Клавдий Лебедев. Святослав встречается с Цимисхием Тогда Цимисхий разделил своё войско на две части. Один отряд, под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра, вступив в бой, начал отступать, заманивая дружину русов на открытую равнину в стороне от города. В это время второй отряд под командованием Варды Склира атаковал русов с тыла. Начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза русов. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. Потери[ править править код ] Лев Диакон сообщает, что у русов в этом бою было 15 тысяч убитых, византийцы взяли 20 тысяч щитов и множество мечей, византийцы же имели якобы только 350 человек убитыми и «множество раненых». Есть сомнения, что эти данные верны. Император охотно принял это предложение. На берегу Дуная состоялось свидание Святослава с Цимисхием. Святослав обязался не воевать с Византией и помогать ей при нападении на неё извне, а Цимисхий должен был беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать на дорогу по две меры хлеба каждому воину. Лев Диакон сообщает, что получивших хлеб было 22 тысяч человек. После этого рать Святослава ушла на Русь , о чём болгары, недовольные заключением мира, сообщили печенегам. Византия послала посольство к печенегам, которое, по Иоанну Скилице, должно было способствовать свободному проходу Святослава на Русь. По пути в Киев князь Святослав был убит печенегами. В Летописи довольно подробно описаны данные события: Святослав I, приняв дары, стал совещаться со своей дружиной, говоря так: «Если мы не заключим мир с цесарем и он узнает, как мало нас осталось, то, придут снова, обступят они нас в городе. А Киевская земля далеко и печенеги с нами враги — то кто нам поможет? Заключим же мир с цесарю, потому что он же согласился нам на дань, — и этого пусть будет довольно нам. Если он перестанет нам сдавать дань, то снова, собравши воинов больше даже чем было у нас сначала, придем к Цесареграду». Речь Святослава была по душе дружине, и они послали лучших мужей к цесарю. Придя к императорскому владению, они на второй день были приняты Иоанном I Цимисхием. Он сказал: «Пусть говорят послы русов». Тогда послы сказали: "Так говорит князь наш: «Хочу я иметь истинную дружбу с цесарем греческим на все грядущие времена».
Интересно, что русские и византийские летописи освещают битву по-разному. Византийцы оценивали, что Святослав выставил около 30000 воинов против 10000 византийцев под предводительством Варды Склира, и, несмотря на это, доблестные римляне одержали победу, наголову разгромив русское воинство. Согласно Льву Диакону, византийцы окружили противника и одержали полную победу, потеряв всего 55 человек убитыми против 20 тысяч у Святослава. Численность войска Святослава русская летопись определяет в 10-20 тыс. Святослав заключил с Цимисхием мирный договор, положивший конец войне, получил дань на своих воинов, включая убитых, и прекратил наступление на Константинополь. Текст, приведённый в «Повести временных лет» под 6479 971 годом, считается полным текстом русско-византийского мирного договора, заключённого в июле 971 года после осады Доростола. Мертвые сраму неймут По свидетельству летописей именно с этими словами князь Святослав обратился к своим воинам перед битвой с византийцами при Аркадиополе в 970 г. Что такое «не комильфо» Не комильфо — это выражение порой можно услышать в нашей речи, особенно из уст молодежи. Что же оно означает?
Русско-византийская война 970—971 годов
Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, Святослав смог прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. В ролике показали осаду крепости, массовые сражения армий и процесс тренировки воинов. Оборона Доростола — сражения в апреле-июле 971 года между войском Святослава, князя Киевского, и армией Византийской империи у крепости Доростол. Оборона Доростола стала ключевым событием русско-византийской войны 970-971 гг. После ее завершения был подписан мирный договор, восстановивший статус-кво.
Битва при Доростоле - кратко
В течение последующих трёх месяцев русы не выходили из города, а византийцы с помощью стенобитных и метательных орудий разрушали крепостные стены и убивали его защитников. Святослав, понимая, что если все они перейдут на сторону Цимисхия, то дела его кончатся плохо, был вынужден начать репрессии - он казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян», остальных же заключил в темницу. Иоанн Цимисхий не был заинтересован в длительной осаде, и так уже в его отсутствие в Константинополе случилась неудачная попытка переворота. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: Видя, что ситуация ухудшается, 19 июля Святослав организовал большую вылазку с целью уничтожения осадных и стенобитных машин противника. Этот успех воодушевил Святослава. Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом, телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу.
Среди тел, оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин, вероятно, болгарских жительниц Доростола. Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница российского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою». Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Утром 22 июля русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении.
Тогда Цимихсий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать переговоры. На берегу реки Истр состоялось свидание Святослава с Цимисхием. После этого рать Святослава ушла в Русь.
С учетом того, что версия данной истории писалась потом христианскими летописцами, которые даже будучи на Руси становились в идеологическом обосновании на сторону Византии, стоит отметить такую версию последнего времени, что выплата фактической дани Святославу Цимисхием после сражения могла свидетельствовать о том, что Святослав по крайней мере, если не победил, то уж точно не проиграл это сражение. А Цимисхий был готов платить, лишь бы добиться того, чего не смог добиться силой. Можно предположить, что византийцы уже имели договоренности с печенегами и, что более вероятно, имели договоренности в Киеве, где на тот момент, уже вышедшая из-под влияния Святослава верхушка знати попала под влияние византийцев-христиан. Учитывая этот факт, Цимисхию, как представителю Византии было уже не столь важно как уничтожить или победить Святослава, а просто убедить его покинуть Доростол. В этом плане даже фактическое поражение византийцев могло служить поводом к заключению мира, который бы больше сподвиг Святослава вернуться в Киев.
Эта пословица нередко срабатывает и в военном деле. Один из самых ярких примеров связан с походом в Болгарию русского князя Святослава в 971 году. В битве у Доростола русичи успешно вернули из небытия тактическую находку древних греков — пешую фалангу копейщиков. Противники Святослава, византийцы, имели численное превосходство и сильную кавалерию, но сокрушить тактику, изобретенную за полторы тысячи лет до Доростола, так и не смогли. Русский князь Святослав годы правления: 945-972 вошёл в историю как незаурядный воин и полководец.
Именно его походы уничтожили Хазарский каганат — сильное государство на Каспии, которое постоянно угрожало южным и восточным границам Киевской Руси. В 967 году князь, желая расширить границы своих владений интерес заключался в первую очередь в контроле над торговыми путями , начинает первый поход в Болгарию. Поход, поддержанный кочевниками-печенегами при нейтралитете Византии во главе с императором Никифором Фокой есть версия, что именно византийцы хотели ослабить Болгарию руками Святослава , был успешен. Святослав даже намеревался перенести столицу в захваченный им город Переяславец, о чем, как повествует русская «Повесть временных лет», прямо заявил своей матери, княгине Ольге: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Походы Святослава в Болгарию.
Кружком выделен район военных действий с Византией в 971 году — от Переяславца до Доростола. Однако дальнейшие события полностью перевернули эти планы. Сначала бывшие союзники, печенеги, которым вряд ли пришлись по душе экспансионистские намерения Святослава, воспользовались тем, что Киев остался без защиты, и попытались взять русскую столицу. Набег был отражен, но Святослав вынужден был возвращаться с войском на Русь, чтобы обезопасить Киев. Там его тоже ждал не самый теплый приём — киевляне винили князя в том, что он бросил их на растерзание степнякам.
В самой Византии тем временем произошел государственный переворот: Никифора Фоку свергли и убили, а трон занял Иоанн Цимисхий — талантливый военачальник, фаворит жены погибшего императора Феофано. Вернувшись на Дунай, Святослав обнаружил, что ситуация резко изменилась не в его пользу. В ответ русский князь с 30-тысячной армией, в которую, кстати, входили союзники-венгры и оставшиеся лояльными к русичам печенежские племена, в 970 году вторгся в пределы Византии. Князь двинулся к Адрианополю, где встретился с армией ромеев. Победу в сражении каждая из сторон впоследствии приписала себе, поэтому можно только констатировать, что противники понесли серьёзные потери и это заставило их пойти на перемирие.
Киевский князь Святослав Игоревич. Иллюстрация по описаниям современников в частности, византийского историка Льва Диакона. Передышка оказалась недолгой. Уже весной 971 года византийцы, пользуясь тем, что Святослав не занял горные проходы через Балканы и не оставил заслона на Дунае, вновь привели свои войска в Болгарию. Ромеи довольно быстро убедили местное население, что жить под рукой богатой и культурной империи — гораздо лучше, чем подчиняться завоевателю из Руси.
Святослав со своим войском остался один на враждебной территории против сильной армии Цимисхия. Византийцам удалось взять Переяславец, а основные силы русских во главе с князем были заперты в осаде в крепости Доростол. Со стратегической точки зрения ситуация для Святослава стала почти безнадёжной. Единственное, на что он мог рассчитывать — тот факт, что Цимисхий совсем недавно занял престол, и его положение в империи пока еще было довольно шатким. Русичам нужно было не только организовать упорную затяжную оборону, но и как следует потрепать войска императора, чтобы вызвать тихий ропот за его спиной.
Кроме того, успешное полевое сражение давало шанс прорвать кольцо осады. Правда, для этого требовалась решительная победа: в посте о деяниях другого русского князя, Олега, я уже упоминал, что русское войско, ходившее в дальние походы на ладьях, было из-за особенностей этих кораблей исключительно пешим. В целом князь, надо отдать ему должное, неплохо разобрался в ситуации, что и позволило в итоге спасти армию. Осада Доростола длилась три месяца, с 23 апреля по 22 июля, причем русское войско регулярно устраивало вылазки. Но прорвать осаду не удавалось — проблема заключалась в том, что как только русская пехота отходила от стен, она сразу оказывалась под угрозой окружения.
Последняя и решающая битва началась утром 22 июля: русский князь вывел из крепости почти все доступные ему силы — около 20 тысяч человек. Войска Цимисхия насчитывали в два с лишним раза больше, кроме того, византийцы располагали сильной кавалерией. Битва при Доростоле. Схема сражения. Чтобы компенсировать неравенство сил, русский князь применил против «греков» греческий же тактический приём.
Византийский писатель и историк Лев Диакон, современник этих событий, пишет, что русичи выстроились, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Читатель, знакомый с предыдущими заметками блога, наверняка сразу поймет, о чем речь: это же знаменитая греческая и македонская фаланга, изобретенная за полторы тысячи лет до Доростола! Замечу, что Святослав не только позаимствовал этот приём фактически у собственных противников, но и усовершенствовал его. Русская фаланга строилась в две линии: первая, из десяти рядов, наносила таранный удар, а вторая охраняла традиционно самые уязвимые места построения — фланги и тыл: по первому приказу воины разворачивались и отражали удар противника. Но всё-таки полностью изжить недостатки фаланги — некоторую неповоротливость и уязвимость при обходных маневрах врага — Святослав не смог, и сражение под Доростолом это подтвердило.
Первоначально успех сопутствовал русичам. Даже Лев Диакон признает, что мощнейший удар фаланги заметно потеснил византийскую пехоту. Если бы не личное вмешательство Цимисхия, который с отрядом всадников приостановил отступление, Святослав мог бы даже рассчитывать на победу. Но окончательно опрокинуть «греков» не удалось, к тому же, наступавшие русские войска отдалились от крепости. Византийцы немедленно воспользовались этим: их кавалерия совершила быстрый обходной маневр и окружила русичей.
Эпизод сражения при Доростоле: русская фаланга против византийской кавалерии. Современная иллюстрация. Настал черед Святославу демонстрировать умение управлять войсками на поле боя. Здесь пригодилось то самое усовершенствование фаланги, которое придумал русский князь. Вторая линия фалангитов задержала атаку конницы и позволила русичам перестроиться на круговую оборону.
Кольцо окружения с тыла было довольно слабым, поэтому Святослав логично решил нанести удар в сторону крепости. Русское войско прорвало ряды противника и отошло обратно в Доростол. Битва закончилась вничью. Лев Диакон пишет, что в битве пало примерно 15 тысяч русичей и всего около 300 византийцев. Цифры более чем сомнительные: при таком разгроме Святославу оставалось только сдаться на милость победителя!
Однако ни о какой капитуляции речи не шло: русский князь предложил переговоры о мире, и Цимисхий принял его предложение. Последний факт косвенно указывает на то, что воинство византийского императора тоже было изрядно потрепано, иначе что мешало ему добить войска Святослава и взять крепость?
Греки штурмуют Преслав. Из осадных орудий показан камнемёт. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы.
В апреле 971 года император Иоанн Цимисхий лично возглавил поход в Болгарию против не предпринявшего оборонительных мер Святослава. Одновременно с этим 300 судов византийского флота , вооружённые греческим огнём , направились в устье Дуная , чтобы отрезать русам путь к отступлению и помешать подходу подкреплений с левого берега реки [8]. Недостаток сил у Святослава и внезапность нападения византийцев привели к тому, что он не успел принять необходимые меры предосторожности. Он не занял балканские перевалы , оставил открытым устье Дуная, разделил своё войско, но даже таким образом не смог выделить достаточно сил для прикрытия Преслава. Так главные силы русов находились в Доростоле, а отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе там же находился и болгарский царь Борис II.
Бой у Преслава[ править править код ] На рассвете 13 апреля [7] византийское войско, построившись «густыми рядами», начало подходить к Преславу. Русы успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков. Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость. На следующий день к грекам подошли осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава.
Греки подожгли его, выкуривая засевших там русов. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и в упорной битве практически всех уничтожили. Однако, небольшой части войска под командованием воеводы Сфенкела удалось уйти к Доростолу где находился Святослав с основными силами. После празднования Пасхи 17 апреля Иоанн Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов, «которые отложились от русов и пристали к римлянам». Силы сторон[ править править код ] Лев Диакон утверждает [9] , что при переходе Балкан Цимисхий имел 15 тысяч гоплитов и 13 тысяч всадников, кроме того отборный отряд «бессмертных» и большой обоз с прочим войском, а у Святослава в походе в Болгарию было 60 тысяч человек.
По его мнению под Доростолом у русов по-прежнему было 60 тысяч воинов. По сообщению [10] Скилицы Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. По мнению Н. Шефова [11] при Доростоле византийские войска составляли 40—45 тысяч человек, в том числе 15 тысяч конницы, а войска Святослава — около 20 тысяч человек. Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этому времени покинули Святослава [8] и не успевали прийти к нему на помощь [3].
Это подтверждает сообщение Скилицы о том, что Святослав в Доростоле не надеялся «ни на какую помощь», что «собственная их страна находилась очень далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им» [10] и повесть временных лет : «А Руска земля далеча, а печенези с нами ратьни, а кто ны поможеть? Они уничтожили этот отряд, но и сами погибли. Русы ожидали основные силы византийцев на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены» см. Боевой порядок византийского войска состоял из двух линий: в первой линии в центре стояла пехота, а по флангам конные латники, составлявшие два крыла; во второй линии построились непрерывно стреляющие лучники и пращники. В упорном бою русы отразили 12 атак византийцев.
Вечером Цимихсий, собрав всю свою конницу, бросил её против истощенных русов, что вынудило их укрыться за стенами Доростола. Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг.
Эту точку зрения поддерживает и немецкий ученый Ганс Кох; Недалеко от него и профессор Валерий Погорелов.
При объективной оценке все эти мнения содержат «зерна истины»! Потому что если под обращением Киевской Руси понимать не только крещение киевского князя Владимира и окружающих его людей в 988 году, но и обращение многочисленной славянской массы - что тоже является капитальным историческим фактом, то надо учитывать что к этим массам не только десятилетиями, но даже и полутора веками ранее посылались миссионеры из Рима, из Константинополя, из Болгарии и из разных других мест и привлекали для своей проповеди многие души из местного населения. Справедливость требует от нас признания: 1 что проповедники восточного христианства, однако, добились гораздо более значительных результатов, чем проповедники западного христианства; 2 что участие Византии в этом процессе преувеличено, а болгар преуменьшено, недооценено или даже вовсе умалчивается большинством авторов.
Утверждение, что Киевская Русь и князь Владимир были крещены византийцами-греками, да еще и категорично выраженное, мы находим в отечественных русских источниках - в русских летописях. И в этой статье - в первой части я приведу краткие сведения о наиболее важных из этих источников и о критическом отношении к ним ученых, так как это важно для выяснения реального участия византийцев и болгар в деле обращения Киевской Руси, а во второй его части приведу другие очень важные факты, говорящие если не о большей, то хотя бы о равной доле болгар с византийцами в обращении братского русского народа! Первый древнейший и важнейший по истории России источник известен под названием «Повестка временных лет» и приписывается монаху Печерского монастыря Нестору.
Считается, что ее написал монах Нестор в 1112-1113 годах. Оригинал этого письменного мемориала до нас не дошел: у нас есть только его копии. Древнейшая ее копия, а вместе с тем и редакция, сделана монахом Лаврентием во второй половине XIV века 1377 год и называется «Лаврентьевской летописью».
Следующая относится к началу 15 века и называется «Ипатская хроника». Есть и более поздние: Радзивиловская, Троицкая, Новгородская летописи и так далее. В начале дошедших до нас рукописей Повести времен находится Повесть об испытаниях веры.
В этой «Повести... После этого князь рассылает своих послов к разным народам, чтобы на месте познакомиться с разными верами. Первыми всегда ставятся болгары, затем германцы, после них хазары и, наконец, греки.
Ведущую роль в повести играет присланный греками философ по имени Кирилл, который в пространной речи разъясняет веру греков, а напоследок показывает ему картину Страшного суда, объясняя ему, кто стоит на справа и кто слева. Все это произошло в 986 и 987 годах. Владимир выбрал лучшую из всех предложенных ему вер - греческую.
В 988 году князь Владимир напал на Корсунь Херсон - греческий город на Азове и захватил его. Византийцы просили у Владимира мира, и он просил императора Василия II убийцу болгар отдать ему в жены свою сестру Анну. Император согласился при условии, что князь Владимир примет христианство.
Тем временем князь Владимир заболел в Корсуни глазной болезнью и обещал креститься. Как только он крестился, случилось чудо: он выздоровел и с приставленными к нему многими греческими священниками вернулся в Киев, где приказал крестить всех своих подданных. Греческие священники совершали крещение в реке Почайне сегодня Днестр.
Еще Василий Никитич Татищев - один из первых русских историков 1686-1750 выразил сомнение в том, что "Басня об испытании вер" в "Повести временных лет" не сочинена монахом Нестором. Согласно Татищеву, монах Нестор был подделан и вставлен автором, находящимся под сильным греческим влиянием. Так думали и Август Людвиг Шлетцер 1735-1808 , П.
Новоструев, барон Розенкампф, Измаил Иванович Срезневский и другие. Михаил Петрович Погодин видит в Повести "много странного и невероятного"... Но чьего авторства является упомянутая «Повесть»?
Само его содержание говорит нам, кто он такой. Болгарский автор справедливо отмечает, что две идеи пронизывают всю переработанную и интерполированную грекофильской или непосредственно греческой рукой «Повесть времен»: а для оправдания господства варягов над русскими славянами, и б для оправдания духовного господства византийцев над Русью. Аналогичного мнения, хотя и в несколько ином варианте, придерживается и академик Дмитрий Лихачев.
Профессор Валерий Погорелов находит, что в Киевской Руси шла постоянная борьба между славянским и греческим духовенством. И обращение князя Владимира и его подданных упомянутым ранее образом является поистине «апофеозом греко-христианской византийской политики». Собственно говоря, Евгений Евсигнеевич Голубинский считает, что эта Повесть «есть чисто греческий вымысел», а автор ее «…не русский, а грек, то есть один из многих греков, живших на Руси в домонгольский период».
Но профессор Евгений Голубинский не заметил в этой греческой беллетристике другого, а именно болгарофобии греческого автора и интерполятора "Повести временных лет"! Это справедливо отмечает наблюдательный болгарский автор Всеволод Николаев в своей работе «Участие славяно-болгарского фактора в преобразовании Киевской Руси» С. Действительно, в большинстве списков «Повести о времени» заметна странная тенденция — смешение дунайских болгар с волжскими болгарами.
В Лаврентьевской летописи читаем: «Я пришел от Скуфа, сказал Козар, рекомии Булгары и пришли по Дунаю и жители словенской биши». Четкой классификации дунайских и волжских болгар не производится. Так и в тексте под 858, 898, 902, 915, 941, 942, 967, 971, 985 и так далее годами.
Почему эту тенденцию подтолкнули? Чтобы обмануть читателей и слушателей «Повест временных лет», что болгары вообще исповедуют ненавистную, нечестивую веру: надо было вычеркнуть из сознания киевских русских людей, имевших не мало контактов с болгарскими славянами , всякая мысль о независимом славянском государстве типа дунайских болгар, о независимой от Византии славянской церкви, типа Преслава или Охрида, а также забыть и упомянуть о том, что христианство пришло в Киевскую Русь от некогда живых отношений между болгарами и русские, и много священнослужителей, и большая литература! Это единственное объяснение той необузданной удочки, с которой византийский интерполятор бросается на болгар в своем произведении.
А если к этому добавить, что именно в этот период царь Симеон подверг Византию в лице ее императора и патриарха величайшему унижению и беспокойству, то традиционная византийская ненависть к болгарам станет несколько яснее, дойдя до того, что император Никифор Фока 963-969 называл гонцов царя Петра по Льву Диакону "посланцами беднейшего и грязнейшего скифского народа", а самого Петра называл "кожекусом, одетым в овечью шкуру"! Не буду описывать оскорбительного отношения Иоанна Цимишия к болгарскому царю Борису II, поведения Василия Болгароубийцы по отношению к воинам Самуила, или даже не напоминать Феофилакту высказывания Охридского о болгарах, что они «вонючие жабы», "обезглавленные трупы... На эту болгарофобию обратили внимание и русские историки Федор Иванович Успенский, Викентий Васильевич Макушев и другие.
По словам интерполятора, у болгар такие гнусные и отвратительные обычаи, что даже князь Владимир, выслушав болгарских миссионеров, с отвращением плюнул: болгары представлены как почитатели «Бомиты» или «Бафомета», то есть божества- идол сатаны! Но этот термин «Бафомет» был неизвестен в 10, 11 и 12 веках и прославился инквизиционными процессами Запада против тамплиеров в 13 и 14 веках.
Благосклонно приняв их, император послал занять крепости, а также отправил войско, необходимое для их охраны. Когда наступил вечер, все ворота города открылись, и росы, будучи в большем, нежели прежде, числе, напали на ромеев, которые не ожидали этого ввиду приближения ночи. И казалось, что вначале они имели перевес, однако немного спустя ромеи взяли верх.
Но когда был убит геройски сражавшийся Сфангел, эта потеря связала и ослабила их натиск. Тем не менее, в течение всей ночи и на следующий день до самого полудня они продолжали сильное сопротивление. Когда затем посланные императором силы отрезали варварам дорогу в город, росы, узнав об этом, ударились в бегство. Находя путь к городу перехваченным, они разбегались по равнине, где их настигали и умерщвляли. С наступлением ночи Свендослав окружил стену города глубоким рвом, чтобы нелегко было при наступлении ромеям приблизиться к городской стене.
Укрепив таким способом город, он решил смело выдержать осаду. Вылазки из Доростола Когда же многие воины стали страдать от ран и надвигался голод, ибо необходимые запасы истощились, а извне ничего нельзя было подвезти из-за ромеев, Свендослав, дождавшись глубокой и безлунной ночи, когда с неба лил сильный дождь и падал страшный град, а молнии и гром повергали всех в ужас, сел с двумя тысячами мужей в челны-однодеревки [и отправился] за продовольствием. Собрав где кто мог зернового хлеба, пшена и прочих жизненных припасов, они двинулись по реке на однодеревках в Доростол. Во время обратного плавания они увидели на берегу реки многих обозных слуг, которые поили и пасли лошадей либо пришли за дровами. Сойдя со своих судов и пройдя бесшумно через лес, [варвары] неожиданно напали на них, многих перебили, а прочих принудили рассеяться по соседним зарослям.
Усевшись снова в ладьи, они с попутным ветром понеслись к Доростолу. Великий гнев охватил императора, когда он узнал об этом, и он сурово обвинял начальников флота за то, что они не знали об отплытии варваров из Доростола; он угрожал им даже смертью, если нечто подобное повторится еще раз, и после того оба берега реки тщательно охранялись. Целых шестьдесят пять дней вел император осаду, и так как ежедневно происходившие стычки были бесплодны, он решил попытаться взять город блокадой и голодом. Ввиду этого он велел перекопать рвами все дороги, везде была поставлена стража, и никто не мог в поисках продовольствия выйти из города; [сам же император] стал выжидать. Так обстояло дело с Доростолом...
Внутри города скифов терзал голод, снаружи они терпели урон от стенобитных орудий, особенно в том месте, где охрану нес магистр Иоанн, сын Романа Куркуаса; находившийся там камнемет причинял им немалый вред. Выделив самых отважных воинов, имевших тяжелое вооружение, и смешав их с легковооруженными, [скифы] посылают их против указанного орудия, чтобы они постарались его уничтожить. Дознавшись об этом, Куркуас во главе сильнейших своих воинов поспешил на защиту [орудий]. Оказавшись посреди скифов, он упал вместе с конем, который был ранен копьем, и погиб, изрубленный на части. Подоспевшие ромеи напали на росов, отстояли орудия в целости и оттеснили скифов в город.
Наступил июль месяц, и в двадцатый его день росы в большом числе вышли из города, напали на ромеев и стали сражаться. Ободрял их и побуждал к битве некий знаменитый среди скифов муж, по имени Икмор, который после гибели Сфангела пользовался у них наивеличайшим почетом и был уважаем всеми за одну свою доблесть, а не за знатность единокровных сородичей или в силу благорасположения. Видя, как он мужественно сражается, ободряет и воодушевляет других и приводит в замешательство ряды ромеев, Анемас, один из императорских телохранителей, сын царя критян Курупа, не смущаясь ростом этого мужа и не боясь его силы, воспламенил свое сердце яростью, заставил своего коня [несколько раз] прыгнуть в разные стороны, извлек висевший у бедра клинок, бешено устремился на скифа и, ударив его мечом в левое плечо повыше ключицы, перерубил шею, так что отрубленная голова вместе с правой рукой упала на землю. И когда скиф свалился, Анемас невредимым вернулся в свой стан. Из-за этого подвига поднялся сильный шум, ибо ромеи радостно кричали по случаю победы, скифы же вопили нечто непонятное и утратили свое воодушевление.
Ромеи усилили свой натиск, и те, обратившись в бегство, бесславно удалились в город. Немало было в этот день убитых — одни были растоптаны в тесноте, других же настигая перекололи ромеи. Если бы не наступление ночи, то и сам Свендослав не избежал бы плена. Спасшись от опасности и находясь за стенами, [скифы] подняли великий плач из-за смерти Икмора. Снимая доспехи с убитых варваров, ромеи находили между ними мертвых женщин в мужской одежде, которые сражались вместе с мужчинами против ромеев.
Итак, война шла неудачно для варваров, а на помощь им не приходилось надеяться. Одноплеменники были далеко, соседние народы из числа варварских, боясь ромеев, отказывали им в поддержке; у них не хватало продовольствия, а подвезти его было невозможно, поскольку ромейский флот тщательно охранял берега реки. К ромеям же каждый день притекали, как из неисчерпаемого источника, всевозможные блага и постоянно присоединялись конные и пешие силы. Не могли варвары и удалиться, сев в свои челны, ибо выходы, как мы уже сказали, тщательно охранялись. Совет в стане росов Когда они собрали совещание, то одни советовали тайно удалиться ночью, другие — вернуться домой, попросив у ромеев мира и залогов верности, ибо нет другого пути к возвращению.
Некоторые советовали предпринять и другие меры соответственно обстоятельствам, и все сходились на том, что следует окончить войну. Свендослав же убедил их решиться на еще одну битву с ромеями и — либо, отлично сражаясь, победить врагов, либо, будучи побежденными, предпочесть постыдной и позорной жизни славную и блаженную смерть. Ибо как возможно было бы им существовать, найдя спасение в бегстве, если их легко станут презирать соседние народы, которым они прежде внушали страх? Совет Свендослава пришелся им по нраву, и все согласились встретить общими силами крайнюю опасность для их жизни. Генеральное сражение На рассвете следующего дня варвары поголовно выступили из города.
Чтобы никому не было возможности спастись бегством в город, они заперли за собою ворота и бросились на ромеев. Завязалось ожесточенное сражение. Варвары бились отважно, и ромеи в тяжелых доспехах, изнуряемые жаждой и сожигаемые солнцем был как раз самый полдень , стали поддаваться [натиску]. Узнав об этом, император прискакал на помощь со своими воинами и принял на себя главный удар, а утомленному солнцем и жаждой воинству приказал доставить мехи, наполненные вином и водой. Воспользовавшись ими, избавясь от жажды и зноя и собравшись с силами, они стремительно и неистово бросились на скифов: те, однако, достойно их приняли.
Пока император не заметил, что место битвы очень тесно, она продолжалась с равным успехом. Но он понял, что по этой причине скифы теснят ромеев и мешают им совершать деяния, достойные их силы, и вот стратитам было приказано отойти назад на равнину, отодвинувшись подальше от города и делая при этом вид, будто они убегают, но на деле не бежать сломя голову, а отходить спокойно и понемногу; когда же преследователи будут отвлечены на большое расстояние от города, [им надлежит,] неожиданно натянув поводья, повернуть лошадей и напасть на врага. Приказание было исполнено, и росы, считая отступление ромеев настоящим бегством, с военным кличем устремились за ними, подбадривая друг друга. Но когда ромеи достигли назначенного места, они повернулись и отважно ринулись на врагов. Там завязалась жестокая битва, и случилось, что стратиг Феодор из Мисфии, конь которого был сражен пикой, упал на землю.