Губернатор Московской области Андрей Воробьев побывал в историко-художественном музее «Новый Иерусалим» в Истре, где сейчас проходит выставка «Под знаком Рубенса. В рамках программы участники в музее «Новый Иерусалим» погрузятся в разработку музейного путеводителя, аудиогида и квеста для выставки. фото, отзывы, полный список мероприятий с возможностью покупки билета на Яндекс Афише. Добро пожаловать на канал Музей «Новый Иерусалим» (25682301) на RUTUBE. Главная» Новости» Новоиерусалимский музейно выставочный афиша.
1 день в Истре: достопримечательности и храмы Нового Иерусалима, как добраться и что посмотреть
Поездка в музей «Новый Иерусалим» с экскурсией по Ново-Иерусалимскому монастырю. Музей «Новый Иерусалим» совместно с Фондом развития и содействия творческой молодежи Ларисы Рудаковой приглашает к участию в конкурсе вокального мастерства участников от 7 до 32 лет. Музейно-выставочный комплекс Новый Иерусалим Свыше ста полотен русских художников представят в музее "Новый Иерусалим". это один из старейших и крупнейших государственных музеев Подмосковья. Главная» Новости» Музей новый иерусалим официальный сайт афиша.
В подмосковном «Новом Иерусалиме» можно увидеть картины Ильи Репина и его прославленных учеников
Официальный канал Государственного исторического музея, Красная площадь, д. 1 Официальный сайт Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Музей «Государственный историко-художественный музей Новый Иерусалим» по адресу Московская область, Истра, Ново-Иерусалимская набережная, 1, показать телефоны. 9 декабря в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» открывается выставка «Под знаком Рубенса.
ПЕРВАЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА «ПРИДУМАНО И СДЕЛАНО В РОССИИ» ОТКРЫЛАСЬ В МУЗЕЕ «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ»
Музей «Новый Иерусалим, один из старейших в Московской области, входит в число крупнейших музеев страны. Официальный канал Государственного исторического музея, Красная площадь, д. 1 С Музеем русского лубка и наивного искусства его связывает многолетняя творческая дружба. Музей «Новый Иерусалим» в Истре Новоиерусалимский музейно выставочный комплекс афиша. фото, отзывы, полный список мероприятий с возможностью покупки билета на Яндекс Афише.
1 день в Истре: достопримечательности и храмы Нового Иерусалима, как добраться и что посмотреть
Не добавляйте ботов в беседу 6. Не давайте ссылок на контент, включающий сомнительные файлы В случае нарушения этих правил администрация группы может временно или навсегда исключить подписчика из группы, а сообщения, не соответствующие правилам, будут удалены без предупреждения автора.
Фото: Ксения Самарина Здание углублено на шесть метров, над землёй стены возвышаются всего лишь на полтора метра. Иконостас украшен чеканкой и позолотой, создан из медных пластин, на которых написаны иконы. Возле алтаря находится кресло «седалище» святой царицы Елены. Она была матерью императора Константина, который признал христианство официальной религией Римской империи. В таком кресле царица сидела во время поисков Животворящего Креста Господня. Крест был найден на глубине шести метров под землёй, чем и объясняется расположение храма. Из первоначального подбора звонницы уцелело три колокола.
Один сейчас находится в музее, второй поместили на колокольню. Третий — самый большой из них — весит 100 пудов 1638 килограммов и установлен на всеобщее обозрение невдалеке от собора. Работы по воссозданию звонницы, безжалостно уничтоженной во время Второй мировой войны, велись по чертежам, эскизам и архивным фото. Практически в первозданном виде воссоздан первоначальный облик красивой, с изразцовыми рядами колокольни. Семиярусная колокольня Стены и башни Обитель окружают величественные белоснежные крепостные стены. Сверху на стенах имеется широкий проход, по которому путешественники прогуливаются и любуются видами монастырских построек и красотой окружающей природы. С внешней стороны установлено ограждение с окошками, благодаря чему здесь комфортно гулять даже в ветреную погоду. Восемь башен, встроенных в стены, гармонируют с другими сооружениями и создают единый стилевой ансамбль. Оно носит название «отходная пустынь».
Это личная обитель патриарха Никона. На первом этаже располагались хозяйственные постройки, выше — помещения для слуг. На третьем уровне расположена церковь Богоявления, её украшают изразцовые пояски и окна с многоцветными наличниками. Четвёртый уровень прячется за балюстрадой. Над ним поднимается многогранная глава со шлемовидным куполом. Это маленький храм, освящённый в честь святых Петра и Павла. Рядом с куполом под двускатной кровлей построено небольшое помещение. Это особая келья патриарха Никона, которую называли «безмолвной». Помещение крайне тесное, поместиться может только один человек.
Использовалось для уединения и отрешения от мирских забот. Несмотря на всё своё величие и властолюбие, Никон был по натуре аскетичным человеком и часто посещал это место затвора. Фото: сайт «Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь» Рядом со скитом в реке оборудована купель, где на праздник Богоявления освящают воду. Крещенские обычаи соблюдаются в наше время так же, как и во времена патриарха Никона. Силоамская купель Это название выбрал сам патриарх Никон.
Как сообщили создатели нового музея, его основная задача - познакомить посетителей с бытом русских паломников конца XIX - начала XX века, отправлявшихся в далекий путь в Иерусалим к христианским святыням. В экспозиции представлены документы из архива ИППО, подлинные предметы быта паломников, книги, оригинальные фотографии тех времен. Помимо выставочного пространства на здании Сергиевского подворья открыта памятная табличка.
Такого рода памятные знаки и таблицы устанавливаются по согласованию на некоторых исторических объектах. Присутствие России на Святой земле Основание в 1882 году Императорского палестинского православного общества не было отправной точкой в истории присутствия России на Святой земле, подчеркнул российский посол. По словам Викторова, эта традиция уходит в глубь столетий. Первое упоминание о русском посольстве, направленном на Ближний Восток, относится к 1001 году, когда великий святой князь Владимир направил посольство сюда, и потом, через века, русские государи, цари, императоры уделяли внимание этому региону в разной степени, по мере возможности, но внимание было всегда".
Основан в 1656 году святейшим патриархом Никоном Прием лиц, пострадавших от сект, отпавших от Православия и желающих вернуться в лоно Православной Церкви Дорогие друзья, братья и сестры! Для тех людей, кто пострадал от сект или иных лжеучений, в Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном монастыре организован прием лиц, пострадавших от сект, отпавших от Православия и желающих вернуться в лоно Православной Церкви.
Музей «Новый Иерусалим» презентовал свои проекты
Музей "Новый Иерусалим" — LiveJournal | Официальный канал Государственного исторического музея, Красная площадь, д. 1 |
Новый иерусалим афиша | Музейно-выставочный комплекс Новый Иерусалим Свыше ста полотен русских художников представят в музее "Новый Иерусалим". |
Новый иерусалим афиша | Музей «Новый Иерусалим» и Воскресенский Ново-Иерусалимский монастыре в Истре московской области. |
Музей Новый Иерусалим
Выставочный комплекс Новый Иерусалим в Истре В 1935 году музей Новый Иерусалим получил новое название и коллекцию экспонатов от Московского областного краеведческого музея, который был ликвидирован. Основу его коллекции составляли предметы монастыря: здесь были представлены вещи из храмов, ризницы, а также артефакты, найденные в результате археологических раскопок на северо-западе Подмосковья. Кроме того, коллекция постоянно пополнялась, и после национализации подмосковных усадеб, в музей стали привозить предметы искусства, которые раньше хранились в дворянских домах. Картины из усадеб Чернышевых и Гончаровых в Яропольце, из усадьбы Толстых в Рождествено заняли свое место в богатой художественной коллекции Новоиерусалимского музея. Здесь же оказались предметы из Саввино-Сторожевского монастыря и Лужецкого Богородицкого Ферапонтова монастыря, который находится под Можайском. Комплекс Новый Иерусалим К началу Великой Отечественной войны музей Новый Иерусалим представлял из себя огромный запасник предметов искусства и истории, расположившихся в 42 залах. К сожалению, все это богатство было никак не готово к тому, что в ноябре-декабре 1941 года Истра будет захвачена немецкими войсками, а в зданиях музея разместится госпиталь для раненных солдат вермахта. Несмотря на отсутствие плана эвакуации, работникам удалось спрятать часть экспонатов в тайниках на территории монастыря, а часть вывезти в Алма-Ату, но, конечно же, это была капля в море. Для того, чтобы демонтировать выставку полностью и вывезти ее в безопасное место не было ни временных, ни людских ресурсов.
Современная стена музея и исторические «осколки» барельефов При отступлении немцы взорвали монастырь, в результате была уничтожена колокольня, обрушена ротонда собора, сожжены Трапезные палаты, и частично обрушены крепостные стены. Экспонаты, которые не успели упаковать с собой отступающие германцы, были уничтожены в результате пожаров и взрывов. То, что удалось спасти, уже в 1944 году начали возвращать обратно в музей Новый Иерусалим, а к концу 40-х годов началось масштабное восстановление. К концу 1950-х годов Московский областной краеведческий музей Новый Иерусалим вновь вернулся в Истру. В семидесятых музей начал расширяться и появился отдел деревянного зодчества, открывшийся на парковой территории, где можно было увидеть деревянные строения XIX века.
Она отметила, что новая экспозиция будет исторической, но с историко-художественными и краеведческими элементами. Реклама «Она представляет посетителям Новый Иерусалим во всех его ипостасях: как монастырь, паломнический и музейный объект, крупный религиозный, художественный, градообразующий, ремесленный и научный центр, памятник архитектуры и реставрации», — рассказала Каклюгина. Зрителям покажут предметы, поступившие в фонд музея в 1920-х годах из Воскресенского Ново-Иерусалимского и Валдайского Иверского монастырей. Также посетителям будет доступна видеозона.
Апр 16, 2024 история , москва , музей , музей современного искусства , путешествия , россия , туризм Музей «Новый Иерусалим» в Истре — самый крупный музей в Московской области Сегодня хотим рассказать о самом крупном в Московской области историко-художественном музее, находящемся в воистину необычном здании, созданном по «зеленой» технологии, — об Истринском музее «Новый Иерусалим». Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» — историко-художественный музей в городе Истре, крупнейший музей Московской области. Музей располагается в необычном современном здании, которое содержит более 10 000 кв. Музей «Новый Иерусалим» в Истре в Московской области открылся в 1920 году, в нынешнем здании он располгается с 2014 года.
Источник: njerusalem. Выставка отражает тему работы художника с пространством на примере произведений знаковых художников XX—XXI веков, включая таких мастеров, как Давид Бурлюк, Филипп Малявин, Петр Кончаловский, и многих других. В общей сложности зрители увидят более 80 работ из коллекции музея «Новый Иерусалим».
Актуальные выставки
- Музейно-выставочный комплекс “Новый Иерусалим” в Подмосковье
- JavaScript is Disabled in your browser. Please Enable the JavaScript to continue.
- В Музее-заповеднике «Новый Иерусалим» открылась выставка «Илья Репин и его ученики»,
- Музейно-выставочный комплекс “Новый Иерусалим” в Подмосковье
Портал правительства Москвы
Источник: njerusalem. Выставка отражает тему работы художника с пространством на примере произведений знаковых художников XX—XXI веков, включая таких мастеров, как Давид Бурлюк, Филипп Малявин, Петр Кончаловский, и многих других. В общей сложности зрители увидят более 80 работ из коллекции музея «Новый Иерусалим».
Мы приглашаем вас отправиться на старинном челне по рекам и озерам Подмосковья, почувствовать себя в роли птицы или животного и совершить открытия в мире микроорганизмов. Живопись, музыка, литература и театр — ключевые темы раздела «Культура».
Отдельная интерактивная зона представляет необычные и удивительные факты о писателях и поэтах, которые жили или бывали в усадьбах Московской губернии. Мультимедийный «Граммофон» подскажет, как отличить один музыкальный жанр от другого, а следующий интерактивный экспонат поможет создать письмо другу в стилистике XVIII—XIX веков. Отправимся в прошлое и погрузимся в атмосферу будней и праздников русской деревни, познакомимся с крестьянским и купеческим бытом.
Проехать четыре остановки до остановки «Новоиерусалимский монастырь». Далее до музея пешком 10—15 минут. Остановка расположена прямо напротив монастыря — вы не заблудитесь. Если вы хотите попасть в музей, то на перекрёстке перед монастырем сверните направо. Весь путь от Москвы займёт около двух часов. Они отправляются каждые 20—30 минут. Без учёта пробок дорога займёт порядка одного часа. Далее нужно будет добраться от автостанции Истра до конечной точки пути. Вся дорога без учёта пробок займёт около полутора часов. Первый автобус из Москвы в Истру уходит в 6:45, последний — в 22:10. Полное расписание автобусов до Истры Советы туристам 1. В выходные и праздники в музей «Новый Иерусалим» посетителей пускают по сеансам — в 10:15, 13:00 и 16:00. Чтобы точно попасть внутрь, лучше заранее купить билеты онлайн. Стоимость единого билета в будни — 800 рублей, в выходные и праздники — 900 рублей. Есть льготы для школьников, студентов и пенсионеров.
Проект будет сопровождать обширная просветительская программа: лекции, тематические экскурсии, образовательные занятия, мастер-классы и другие мероприятия. Русский музей отправил на выставку в Истре тринадцать произведений. Драгомировой» 1889 , «На академической даче» 1898. Выставка представит уникальную возможность увидеть рядом два портрета Софьи Драгомировой, написанных учителем Репиным и его учеником Валентином Серовым в ходе одной постановки. Серов — один из любимых учеников Репина, художественные способности которого Илья Ефимович разглядел очень рано: «Всё с величайшей любовью и невероятной усидчивостью переписывал мальчик Серов, доводя до полной прелести свои маленькие холсты масляными красками». На выставке можно увидеть две работы Серова: «Екатерина II на соколиной охоте» 1902 и «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава? События 9 января 1905 года Серов наблюдал из окна Академии, и, по утверждению Репина, с той поры его характер круто переменился.
Музей «Новый Иерусалим»
Читать далее В музее «Новый Иерусалим» пройдут встречи с мастерами Федоскинской фабрики 27 декабря, 2021 20:17 В праздничные дни 6, 7, 8 января в музее «Новый Иерусалим» состоятся встречи с мастерами Федоскинской фабрики «В стиле народного промысла Федоскино». Читать далее Зрители фестиваля «Лето.
Музей» зрители смогут не только насладиться выступлениями звезд классической сцены, но и по билетам на концерты бесплатно посетить выставки Читать далее.
Мы приглашаем вас отправиться на старинном челне по рекам и озерам Подмосковья, почувствовать себя в роли птицы или животного и совершить открытия в мире микроорганизмов. Живопись, музыка, литература и театр — ключевые темы раздела «Культура». Отдельная интерактивная зона представляет необычные и удивительные факты о писателях и поэтах, которые жили или бывали в усадьбах Московской губернии. Мультимедийный «Граммофон» подскажет, как отличить один музыкальный жанр от другого, а следующий интерактивный экспонат поможет создать письмо другу в стилистике XVIII—XIX веков.
Отправимся в прошлое и погрузимся в атмосферу будней и праздников русской деревни, познакомимся с крестьянским и купеческим бытом.
Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра. Братский корпус и северная часть крепостной стены Боевой ход в крепостных стенах Протяженность ограды — около 1000 метров, а высота — 9 метров. Крепостные стены и Сионская башня В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима. Гефсиманская башня Дамасская башня и пушки Некрополь расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон. Константино-Еленинская церковь Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем. Главки Воскресенского собора В трёх приделах можно увидеть иконостасы, созданные ещё при патриархе Никоне. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.
Река Истра Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы. В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы. Строительство Новоиерусалимского монастыря проходило в два этапа: первоначально, в 1658—1666 годах здание было построено до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Шатёр и семи ярусная колокольня Воскресенского собора Для неё было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Колокол Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы. Царские врата в «Темничной» церкви в Воскресенском соборе После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.
Новоиерусалимский монастырь
Присмотревшись, ее можно разглядеть и сегодня невооруженным глазом. Да и качество исполнения не вызывает сомнений в руке мастера: прекрасная охотница Аталанта - молодая, изящная, на лбу - игривые, выбившиеся из прически пряди. На макросъемке специалисты открыли, что работу Йорданс тщательно переделывал - вместо мужеподобной воительницы создал красавицу, закрасив выступающую шейную мышцу и часть плеча, вероятно, написанные учениками. Установить авторство картины из Нижегородского государственного художественного музея "Христос и Самаритянка" пока невозможно. Популярный сюжет - Христос просит у самаритянки Фотины воды. Но та отвечает, что "иудеи с самаритянами не сообщаются". На что Спаситель изрекает, что если бы она знала, кто перед ней, сама попросила бы у него воды. На картине нет авторской подписи, но стилистические аналогии с работой "Христос - садовник", подписанной J. Junior могут свидетельствовать о том, что это произведение тоже принадлежит кисти Якоба Йорданса Младшего - рано умершего сына выдающегося художника, который после обучения в отцовской мастерской переселился в Данию, где следы его потерялись. Выдающееся камерное полотно раннего Снейдерса в России прежде не выставлялось. В нем уже проявились качества, которые будут отличать мастера в будущем, - радостное восприятие земных благ, открытость миру, желание пробудить у смотрящего на полотно разнообразные вкусовые и обонятельные ощущения.
Почти во всех залах за тобой по пятам следуют бабушки-смотрители - такое ощущение, что идешь под конвоем или тебя подозревают, что ты сейчас эти все картины украдешь или нарисуешь на каждой слово из трех букв. Лично нам было очень некомфортно, и хотелось поскорее оттуда сбежать. Огромный холл Новоиерусалимского музея с ужасной навигацией и неработающими лифтами Экспозиций в момент нашего визита было открыто несколько, но так как мы не являемся особыми ценителями искусства, а точнее, не очень в нем разбираемся, то нам больше всего понравилась та часть, которая посвящена Великой Отечественной войне, и мы как раз были в музее после майских праздников. Выставка в музее Новый Иерусалим Экспозиция, посвященная войне Понравилась нам и та часть выставки, которая была посвящена древнерусским иконам. Музей Новый Иерусалим В целом ходить по музею можно долго, особенно, если ты интересуешься живописью. Картины в Новоиерусалимском музее Что касается инфраструктуры музея, то она только начинает создаваться, но уже есть кафе, столовая, детская комната, магазин сувениров. Музейный комплекс Новый Иерусалим Есть в музее и смотровая площадка на крыше, с которой открывается отличный вид на Вознесенский Новоиерусалимский монастырь, парковку и окрестности.
Монастырь Новый Иерусалим с крыши музея Музей Новый Иерусалим - гигантское здание, на строительство которого потратили огромные деньги из бюджета, но почему-то до ума так и не довели. Если уж строить подобные музеи, то нужно делать им и соответствующую рекламу, иначе зачем все это? Создается впечатление, что задача, которая ставилась - «освоить» деньги с максимальным размахом, а не для того, чтобы привлечь людей в музей и окупить вложения. Музей - это не современные здания, а история и экспонаты, и к сожалению, желания вернуться сюда у нас не возникло. С нашей стороны будет несправедливо только ругать Новый Иерусалим и не отметить положительных моментов, но, к сожалению, их не очень много, и с музейной деятельностью они не связаны. Больше всего нам понравилось кафе и девушка-продавец в сувенирном магазине, которая очень быстро сориентировалась, подслушав наш диалог, и предложила книгу об истории Подмосковья, от которой мы не смогли отказаться - очень уж интересная оказалась. А вы уже были в обновленном музее Новый Иерусалим?
Купель на реке Истре или на Иордане Кстати, место, где вы сейчас находитесь Никон назвал Гефсиманским садом. Сейчас сад выглядит довольно скромно, но, говорят, в ближайшее время его собираются облагородить. Впереди вы увидите небольшую немного несуразную постройку — украшенный изразцами скит. В этом месте патриарх Никон удалялся для размышлений и бесед со Всевышним. Скит был построен в 1657 году примерно в 500 метрах от входа в обитель.
Странное архитектурное решение связано с тем, что под одной крышей зодчий постарался объединить церковь, келью патриарха, помещения для приемов и хозяйственные комнаты. На крыше устроено гульбище, выложенное могильными плитами с неизвестного кладбища. Видимо, они должны были напоминать патриарху о бренности бытия. К сожалению, внутреннее убранство пустыни не сохранилось. Во былые времена скит находился как бы на острове между излучиной реки и специально вырытым каналом.
Но сейчас от канала остался только ров. Скит патриарха Никона в Истре В данный момент посетителей в скит не пускают. Более того, его с непонятной целью огородили жутким металлическим забором, который очень портит вид и явно не соответствует задаче восстановить исторический облик этих мест. От скита идите правее, и тропинка сама выведет вас к Музею деревянного зодчества. В нем собраны деревянные постройки из разных мест: копия часовни из села Сокольники, ветряная мельница из Тверской области, крестьянская изба.
Музей деревянного зодчества в Истре Посмотрев на экспонаты, идите к монастырю. С этой стороны, со стороны скита, находится второй, неглавный вход в монастырь. Вход в Ново-Иерусалимский монастырь со стороны скита Конечно, при посещении православных монастырей обычно рекомендуют одеваться пристойно. Однако в этой обители никто не требует от женщин юбок и платков. Войдя через ворота со стороны скита, вы попадаете во двор обители.
На неспешный осмотр всего монастыря всех мест, куда разрешен доступ мирянам вам потребуется пара часов. Внутренний двор Ново-Иерусалимского монастыря На монастырском дворе множество построек. Эта обитель всегда была богатой. Изначально много средств на строительство любимого детища выделял патриарх Никон. Хотя царем в те времена был Алексей Михайлович, фактически на Руси установилось двоевластие.
Патриарх принимал важнейшие решения, в том числе и по поводу государственного бюджета. Монастырь быстро стал популярен, и в него потекли деньги паломников. В конце жизни основатель попал в опалу и уже не мог распоряжаться государственной казной, однако богомольцы об обители не забыли, да и российские цари в последующие века цари регулярно щедро жертвовали большие суммы. Постройки в стиле барокко в Новоиерусалимском монастыре зимой Неудивительно, что скоро и село Воскресенское стало богатым и процветающим, а в 1781 году превратилось в город Воскресенск. В XIX веке ключевую роль в истории монастыря и города сыграло строительство железнодорожной ветки от Москвы.
В 1919-м году монастырь Новый Иерусалим постигла судьба многих церквей и обителей — он был закрыт. Однако ему повезло в том, что его не заселили случайными людьми и не разрушили, а открыли в нем музей. Новые власти не смирились и с «церковным» названием города, поэтому в 30-х годах Воскресенск стал Истрой — по имени реки. Воскресенский храм, колокольня и надвратная церковь Входа Господня в Новоиерусалимском монастыре В обители в первую очередь зайдите в главный — Воскресенский собор. Это самый большой храм, он стоит в центре монастырской территории.
Он был построен в 1658 году. Изразцовые наличники Воскресенского храма Чтобы сходство с храмом на Святой Земле было как более точным, один из келарей Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Арсений Суханов едет в Палестину и делает там обмеры собора, а иерусалимский патриарх Паисий дарит Никону деревянную модель храма Гроба Господня. Воскресенский храм зимой Внутри собора построена кувуклия — копия часовни в иерусалимском храме Гроба Господня, копия пещеры, куда отнесли тело Иисуса после снятия с креста и где в Великую Субботу на Страстной седмице к верующим сходит Благодатный Огонь. При входе в нее лежит камень, который, по преданию, ангел отворил в день воскресения.
Суворова [61]. XVIII век. Разрушение Воскресенского собора. Восстановительные работы править Новоиерусалимский монастырь, коллаж 1898 года. В начале века плоские кровли-гульбища Воскресенского собора сменили на скатные, убрав парапет-ограждение. По версии исследователей, «шатёр, будучи сильно армирован связями, в первые мгновения катастрофы сползал на запад как единое целое, и рухнул всей массой на двухъярусную галерею, окружавшую ротонду» [62]. В 1726 году пожар в соборе уничтожил кровли и деревянные части окон. Ремонтными работами в 1731—1747 годах занимался Иван Мичурин. Свой проект по восстановлению собора в том виде, в каком он был до разрушения, с сохранением старых фундаментов и стен ротонды, архитектор направил в Синод в 1745 году чертежи утрачены, до наших дней дошла лишь смета [63]. Позднее появились проекты восстановления других архитекторов, обследовавших собор: А. Евлашева и Д. Под руководством Мичурина к 1736 году были восстановлены два нижних яруса ротонды, создан и установлен керамический фриз второго яруса, подобный фризу второго яруса крестовой части. Однако полным ходом исследования и работы пошли после того, как императрица Елизавета Петровна выделила на них деньги 1749 [64]. В своём проекте Б. Растрелли 1756 также предусматривал возведение шатра из кирпича, сомнения в прочности конструкции задержали его выполнение. Архимандрит Амвросий , ссылаясь на то, что купол палестинского прообраза Воскресенского храма выполнен из дерева, предложил построить деревянный шатёр. По второму проекту Растрелли сохранялись уцелевшие конструкции ротонды и возводился шатёр из дерева, конструкция которого была разработана инженером В. Проект был реализован под руководством К. Бланка к 1759 году. Собор получил ротонду, выполненную в стиле европейского барокко. С фасада при восстановительных работах были сняты керамические пояса, их место заняли белокаменные карнизы [65]. В новом третьем ярусе ротонды было устроено пятнадцать окон, в шатре — шестьдесят окон-люкарн в три ряда. Наиболее сильное впечатление производил интерьер собора, залитый светом, украшенный резьбой и лепниной. Хоры ротонды и пространства между окнами были заполнены картинами на библейские сюжеты из художественной мастерской будущего настоятеля монастыря Никона Зертис-Каменского [66]. Керамические иконостасы были покрыты масляной краской, а частями — позолотой [47]. В результате восстановительных работ 1750-х годов собор приобрёл тот вид, в котором просуществовал до декабря 1941 года. При ремонтных работах, проводившихся в XIX веке, существенных изменений в его облик внесено не было. Послевоенная реставрация. В 1942—1943 годах в мастерской «Академпроекта» под руководством А. Щусева на базе обмеров Ф. Рихтера был создан первый эскизный проект реставрации собора. В 1944—1947 годах выпускники Московского архитектурного института Н. Любимова, И.