Материал, на котором писали древние египтяне, очень разнообразен. Особенность египетского письма состояла в том, что гласные при письме не обозначались. Если рассматривать первые следы иероглифического письма в Древнем Египте, то можно увидеть рисуночный способ их написания. В Египте папирус стал популярным материалом для письма из-за простоты использования и долговечности.
Письменность Древнего Египта
Ведь египетское письмо было родоначальником древнейшего алфавита в Африке. Иероглифическое письмо древнего Египта. Египетское письмо древний Египет. Виды письма в древнем Египте. Древним египтянам папирус служил универсальным материалом для самых различных целей, он шел в пищу, служил строительным материалом, из него изготовляли одежду, обувь, циновки, лекарства и многое другое. Кроме монументального письма на архитектурных памятниках у древних египтян довольно рано возникла также своего рода скоропись. ИсторияИстория древнего мираДревний египет. Древним египтянам папирус служил универсальным материалом для самых различных целей, он шел в пищу, служил строительным материалом, из него изготовляли одежду, обувь, циновки, лекарства и многое другое.
Египетское письмо
В поисках более удобных материалов для письма древние египтяне обратили внимание на болотное растение, которое в большом количестве росло в дельте реки Нил и называлось папи´рус (Cyperus papyrus). Древняя технология изготовления материала, заменявшего египетским жрецам и чиновникам бумагу, на протяжении многих веков пребывала в забвении. Считается, что папирус, как материал для письма, изобретен в эпоху Среднего царства, «поскольку более древние свитки чрезвычайно редки» ([125], стр. 51). Поскольку иероглифическое письмо было настолько сложным, древние египтяне разработали другие виды письма, которые были более удобными.
Глава 11 Египетские иероглифы
одна из древнейших в мире. Как материал для письма папирус был изобретён в Древнем Египте примерно в начале 3-го тыс. до н. э. Он также получил широкое распространение в других странах Средиземноморья. ЕГИПЕТСКОЕ ПИСЬМО, название письменности, фиксировавшей язык древних египтян. Таким образом, древние египтяне накопили обширные знания в медицине, математике, астрономии, создали иероглифическое письмо и научились изготавливать папирус. Материалом для письма в Древнем Египте служил папирус (по своим качествам и внешнему виду он походил на бумагу).
Древнеегипетская письменность
От этого зависела его судьба в загробном царстве. Заупокойные тексты начертаны на стенах гробниц, саркофагах, амулетах и папирусах и тоже являлись своего рода гидами по загробному миру. В Древнем Египте был популярен особый вид текстов — поучения , с помощью которых молодые люди обучались азам социальных отношений, грамотному поведению в самых различных житейских актах: от поведения за столом до подбора лексики при подготовке к значимым диалогам. Рекомендации поучений сильно различались в зависимости от статуса собеседника и его положения на сложной египетской иерархической лестнице. Так, в обнаруженном папирусе Присса XII династии содержатся поучения благородного Кагемни об основах нравственного поведения. Особое место в ряду сохранившихся памятников письменности принадлежит сказкам. Их содержание разнообразно, а лексика очень богата. Истории появления сказок различны, как и пути хождения в народе.
Сказка, возникнув в доме, где были дети, передавалась устно от одного поколения другому, и, следуя законам развития жизни, отражала своими дополнениями современную каждому рассказчику обстановку в государстве. Есть сказки — они же религиозные сказания или легенды, есть повествования о победоносных походах, битвах и сменах династий фараонов, о дальних путешествиях. Нам известны те, что были записаны и сохранились, тогда как очевидно, что многие просто не фиксировались письменным образом. Язык сказок книжный, прозаический, не отражающий в полной мере присущего жанру напевного характера изложения и непосредственности сюжетных линий. Но зато в такой форме сказки пришлись ко двору и служили развлечением фараонов с их высоким окружением. Неудивительно, что до нас не дошли такие тексты сказок, где бы высмеивались правители или образ жизни жрецов, а народный юмор представал бы во всём великолепии своей остроты. Хотя такие, вероятнее всего, имелись во множестве.
Их отчасти пересказал в своём труде Геродот. Около 400 г н. В 1799 году, при сооружении форта Сен-Жюльен близ порта Розетта, на западном рукаве дельты Нила, офицер армии Наполеона Бушар обнаружил базальтовый камень с текстом на разных языках и тремя видами письма: иероглифическом, демотическим и древнегреческим. Камень получил имя «Розетский». Демотическое письмо расшифровали довольно быстро, тогда как иероглифы процесс затрудняли. В 1808 г. Знающий отлично латынь, греческий, древнееврейский, арабский и коптский языки, он сумел прочесть на камне имя «Птолемей» на греческом, после распознал эквивалент греческим буквам уже среди иероглифов.
Так, постепенно, сверяясь с другими источниками, был впервые расшифрован артефакт с начертанными иероглифами. И оказалось, что на камне начертан указ мемфисских жрецов 196 г. Ключ к прочтению был найден. Так в календаре появилась новая дата рождения науки Египтологии. Теперь ведущие музеи мира имеют любопытные коллекции памятников древнеегипетской письменности мирового значения. А имена востоковедов, египтологов, среди которых — наши соотечественники В. Голенищев, Б.
Тураев и др. Литература: Грант Н. Древний Египет и Древняя Греция. От пирамид до первой демократии. Древний Египет за 30 секунд. Под ред. Древний Египет.
Староегипетский ранний язык — язык жителей Древнего Египта, одна из стадий египетского языка. Основное распространение — Додинастический период и период Раннего царства ок. Финикийский язык — язык финикийцев, использовался во II—I тысячелетии до н.
Принадлежит к ханаанской подгруппе семитских языков. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение Cyperus papyrus , принадлежащее семейству Осоковые. Использовался в Египте по меньшей мере с III тысячелетия до н.
Был в употреблении до XII века, вплоть до вытеснения бумагой. На бумагу... Ханаанские языки также ханаанейские — подсемья семитских языков, на которых говорили народы древнего Ханаана — евреи, финикийцы, амореи, моавитяне, эдумейцы и карфагеняне.
Все эти языки перестали быть разговорными в начале нашей эры когда умер пунический — неизвестно. Древнееврейский язык непрерывно оставался литературным и литургическим языком среди евреев и самаритян. Древнесемитская религия — политеистическая религия семитских народов древнего Ближнего Востока и Северо-Восточной Африки: древние евреи, финикийцы, а также множество малых родственных народов, таких как эдомитяне, моавитяне и аммонитяне.
Являлся изолятом, но существуют гипотезы о родстве с дравидскими или афразийскими языками. Первоначально записывался оригинальной письменностью, впоследствии — клинописью. Считается, что вымер к IV веку до н.
Создан на основе западногреческого алфавита. Греко-армянский Армяно-греческий папирус — найденный в Египте в конце XIX века папирус, содержащий греческий текст армянскими буквами. Датируется между V и VII веками.
Древнейший сохранившийся манускрипт и единственный папирус, написанный армянским письмом, вследствие чего иногда называется просто «Армянским папирусом». Рамессиды — историческая эпоха Древнего Египта в период Нового царства, отмеченная большим числом правителей с именем Рамсес. Кхароштхи — письменность, по-видимому, произошедшая от арамейского алфавита.
Правда, у некоторых античных писателей можно найти и весьма ценные наблюдения. Так, Плутарх , считая в целом египетское письмо символическим, сообщает, что египтяне имели алфавит из 25 знаков. Геродот, путешествовавший по Египту в середине V в. Климент Александрийский насчитывал три вида письма: 1. Первая известная попытка дешифровки египетских надписей принадлежит арабским историкам в X—XI веках. Частичного успеха добился Ибн Вахшия благодаря знанию коптского языка. Европейские ученые в XVI—XVII веках, опираясь на неточные и неясные высказывания античных авторов, повторяли их ошибки и поэтому не смогли правильно подойти к делу дешифровки египетских надписей. Далее Томас Юнг установил наличие фонетических знаков в египетской письменности, правильно определил значение ряда иероглифов и разобрал несколько имён.
Последняя иероглифическая надпись датируется 394 г. До греко-римского господства число и форма иероглифов оставались неизменными.
С 332 г. Для развившегося из него коптского языка во 2 в. Оно предназначалось первоначально для перевода библейских текстов с греческого на коптский. В 11-12 вв. Но он сохранился как культовый язык в общинах коптов-христиан. Употребление иероглифов в критском, протосинайском, протопалестинском, лувийском письме вряд ли связано непосредственно с влиянием египетского письма. Египетское письмо во всех его разновидностях иероглифика, иератика и демотика отражало жизнь египтян и фиксировало все основные этапы развития древнеегипетского языка на протяжении трёх тысячелетий. Со временем оно было забыто самими египтянами. Опыты по расшифровке египетской письменности первоначально были эпизодическими 4 в. Ключ к дешифровке дал найденный в 1799 г.
Розеттский камень с тремя идентичными текстами иероглифическим, демотическим и греческим. Выдающийся вклад в дешифровку системы египетского языка внёс, будучи ещё в юношеском возрасте, Жан Франсуа Шампольон, создавший египтологию как науку в 20-х гг.
Папирус - свиток длиною в пять тысячелетий
Является последней ступенью развития египетского языка, охватывающей примерно две тысячи лет. Использует собственный алфавит на основе греческой системы письма. После завоевания Египта арабами VII в. Третий переходный период в истории Древнего Египта 1075—664 до н. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги элементы алфавитного и силлабического письма , так и морфемы, целые слова и понятия идеограммы. В это время в Египте сформировалось централизованное сильное государство, наблюдался экономический, военно-политический и культурный расцвет страны. Около 2000 г. Записывался клинописью, которую шумеры и изобрели. Представлен в первую очередь религиозной, хозяйственной и юридической литературой.
Был открыт и... Это период борьбы за восстановление независимости Египта, тяжелых войн и иноземных вторжений, окончившийся завоеванием страны Персидской империей и затем Александром Македонским. Протоэламиты — принятый в науке термин для обозначения цивилизации народностей, предположительно на юге Месопотамии, позднее расселившихся и распространивших своё влияние на территории современного юго-западного Ирана, создавших предпосылки для становления эламской цивилизации. Aegyptus , самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период относится к финалу доисторического периода, краткий обзор которого также приводится... Саркофаг царя Ахирама — базальтовая гробница царя Библа Ахирама, известного только по надписи с этой гробницы. Староегипетский ранний язык — язык жителей Древнего Египта, одна из стадий египетского языка. Основное распространение — Додинастический период и период Раннего царства ок.
Финикийский язык — язык финикийцев, использовался во II—I тысячелетии до н. Принадлежит к ханаанской подгруппе семитских языков. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение Cyperus papyrus , принадлежащее семейству Осоковые. Использовался в Египте по меньшей мере с III тысячелетия до н.
Некоторые мальчики учились на писцов. Им приходилось учить больше семисот иероглифов. Для обозначения чисел тоже были свои иероглифы. Поделиться с друзьями Научный консультант редакции сайта «Как и Почему». Издание «Как и Почему» kipmu. Оцените автора 1 оценка, среднее 1 из 5 Подписаться.
Исторически он использовался не только как материал для письма, но и для изготовления обуви, тканей и даже лодок. Thor Heyerdahl однажды переплыл Атлантику на лодке, сделанной из папируса. Во время пика своего использования папирус рос на больших полях, отведенных специально под его выращивание. Люди, владевшие этой землей, воспринимались как состоятельные и зарабатывали деньги, сдавая участки в аренду. В Египте сохранились древние манускрипты, на которых рассказывалось, что жительница Александрии обладала одной из самых больших ферм, сдавала ее арендаторам, которые платили ей ренту, а также приносили в дополнение пучки урожая. Папирусы в современности Удивительно, но огромное количество папирусов сохранилось до наших дней, несмотря на их хрупкий внешний вид. Сухой и жаркий климат, скорее всего, способствовал их сохранению.
Исследователям также повезло, что древние египтяне помещали их в гробницы, так как это обеспечивало идеальные условия для сохранения свитков. Папирус Ани — это известный документ древнеегипетского периода, возникший примерно в 1200-ом г до н. Он стал знаменитым благодаря не только своему содержанию, но и иллюстрациям. Подобные варианты текста с сопутствующими визуальными изображениями впервые изобрели в 15 веке до н. Папирус Ани состоит из гимнов и религиозных писаний, призванных помочь усопшим в путешествии по загробному миру и обеспечить их безопасность. Эти сопроводительные тексты были начертаны не только на папирусе, но и на стенах и потолках гробниц. В древнеегипетские времена эти письмена называли «Изречениями выхода в день», а «Книгой мертвых» их стали величать, когда их начали находить рядом с мумиями. Папирус Эдвина Смита — самый старый и значимый медицинский документ, сохранившийся до наших дней.
Свиток был найден археологом по имени Edwin Smith, в честь которого в итоге и была названа запись. Эксперты предполагают, что свиток был создан около тысяча пятисотого года до нашей эры.
Но все же, пользоваться ими было неудобно. Во-первых, они тяжелые. Во-вторых, трудны в производстве. Во-вторых, легко могут разбиться. Вавилоняне использовали глиняные таблички, подобные шумерским изделиям. Ими изобретена клинопись — способ написания на мягкой глине специальной палочкой.
Поскольку писать было трудно, получались изображения, созданные из элементов, похожих на клинья. Отсюда название технологии письма. После того как египтяне изобрели папирус это что за предмет узнало большинство населения. Новый писчий материал устранял все проблемы, которые существовали ранее. Новый способ хранения информации был действительно революционным. Рисунки на папирусе сохранились и до наших дней Теперь можно было ронять папирус, писать на нем практически в любое время, не опасаться разбить. В этом смысле революционность изобретения писчего материала сравнима с тем, как в наше время меняются разные способы хранения информации для компьютеров. Каждый раз смена носителя означает изменение самих основополагающих принципов взаимодействия с материалом и даже между людьми.
Например, в эпоху, когда еще не существовало интернета в его сегодняшнем понимании принято было обмениваться дисками друг с другом, на которых записана полезная информация. Существовала целая культура, построенная вокруг этого явления. Сегодня она ушла за ненадобностью, зато на смену пришли новые формы общения между людьми. Примерно такую же революцию создал папирус что это такое узнал каждый, кто видел новый писчий материал. Как делали папирус Папирус — это водное растение, которое растет в стоячих водах Нила. Подробнее о том, что представляет из себя растение папирус это Википедия обязательно расскажет. Скажем только, что растение — тоже одушевленный организм. Поэтому указанный вопрос имеет право на существование.
Египтяне знали, что такое папирус, если под ним подразумевается растение. Но имя человека, который изобрел папирус утонуло в веках. Зато известна технология создания писчего материала: Взять растение, после чего вырезать из сердцевины длинные пластинки. Работа требовала высочайшего внимания со стороны мастера, умения справляться с необычными задачами. Хотя все растения похожи друг на друга, в то же время нет того папируса, который идеально повторяет черты другого. Уложить пластины на специальной доске. Обязательно надо выложить одинаковыми рядами. Сверху положить такие же пластины, выложенные перпендикулярно первому ряду.
Выложить под специальный пресс получившиеся мокрые листы, после чего следует просушить под солнцем. Скрепление получившихся полос соком растения. Интересные факты Читатель уже знает, где появился папирус. Но не знает насколько сложно было ей пользоваться: Толщина конечного изделия была меньше сотой доли сантиметра. Писать сложно, а сам папирус мог в любой момент рассыпаться от неосторожного движения. Египтяне придумали способ бороться с описанным недостатком — свиток, специальная длинная лента из одинаковых листов, которая скручивалась в рулон. Сегодня большинство людей и не представляет, как выглядит папирус, когда его не скручивают в свиток. Писали палочкой из тростника.
Инструмент похож на тот, что использовался для клинописи, но наносить иероглифы таким образом оказалось гораздо проще. Секрет производства папируса держался в секрете на протяжении нескольких тысячелетий. Материал использовался для хранения самых важных секретов: отчетов о путешествиях, познании в математике и астрономии, медицине, стихов поэтов. Лишь в первом тысячелетии нашей эры папирус распространился по миру. Длина свитка была теоретически ограничена, но на практике человечество так и не столкнулось с проблемой невозможности записать нужные сведения на свиток. Например, в 1855 году в Фивах был найден свиток длиной целых 4 метра! Ныне он хранится в Британском музее города Лондон. Папирус что это такое в истории Древнего Египта Папирус как технология Несмотря на то, что пальма первенства в открытии писчего материала принадлежит древним египтянам, и несмотря на то, что они зорко следили за сохранностью технологии производства, вечно тайна сохраняться не могла.
Более двух тысячелетий не была известна технология создания папируса. Но позже она распространилась по всей Ойкумене — известному на тот момент миру. Параллели можно провести с днем сегодняшним. Несмотря на появление новых технологий и охрану научных секретов, изобретения все равно становятся достоянием масс. Разница лишь в скорости движения истории. Тогда она шла очень медленно, жителям могло казаться, что ничего не меняется. Но жизнь постоянно менялась, накапливая количественные изменения, которые потом переходили в качественные скачки.
Доклад на тему Письменность древних египтян 4, 5 класс сообщение
Особенности египетского письма: Древние египтяне научились пиктографическому письму у шумеров и смешали его с идеографическим. системы письма в Древнем Египте В Древнем Египте использовали сразу три системы письма: помимо известных всем иероглифов применялись также иератическое и демотическое письма. и ведь в древнем египте были не только иероглифы самая древняя часть письменности но еще и и эротическое письмо это иероглифы потерявшие четкость очертаний а было ещё письмо демотическое это иероглифы которые совсем совсем перестали походить на рисунке разгадать. В Древнем Египте ежегодно изготавливалось до одного миллиона свитков в год. одна из древнейших в мире. Иератическое письмо — одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на египетском языке. Древнее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий.
«Тайная мудрость Египта. Письменность древних Египтян»
Полировальные лопатки использовались писцами для шлифовки поверхности свежеизготовленного папируса. Школьные упражнения нередко записывались на выброшенных осколках камня или глины. Эти осколки известны как остраконы. Юные писцы переписывали упражнения на остраконе, а затем отдавали их на проверку учителю. В Египте было обнаружено множество образцов исправленных упражнений. Сидящие на коленях писцы ведут учет размера урожая зерновых. Земледелец после этого должен был отдать часть зерна фараону в качестве подати, или налога. Многие писцы состояли при правительстве и переписывали отчеты, налоги, приказы и законы. Они были чем-то вроде государственных служащих.
Этот письменный прибор писца датируется примерно 3000 г. Он состоит из тростниковых перьев и чернильницы. Чернила делали из древесного угля или сажи, смешанных с водой. Писцы носили с собой дробилку для того, чтобы сначала измельчать красители. Нередко на письменном приборе гравировалось имя писца и имя его работодателя или фараона. В Древнем Египте кисточки и перья делались из тростника. Куски чернил смешивались с водой на специальной палитре. Черные чернила изготавливались из древесного угля, а красные чернила делались из охры составной части железа.
То и другое смешивали с камедью. Работа писца нередко означала, что ему приходилось отправляться в деловые путешествия, чтобы фиксировать официальные документы.
Одна часть записей на плите была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по-древнегречески.
И в греческом, и в иероглифическом тексте имена правителей были обведены в овальные рамки, это и стало ключом к разгадке. Жан-Франсуа Шампальон доказал, что египетское письмо состоит из трех видов знаков: знаков, которые определяют понятия; знаков, которые обозначают согласные звуки, и значков-определителей, которые помогали прочесть слова, в которых были одинаковые согласные, например «дом» и «Дима». Шампальон выступил с докладом о своем научном открытии, эта дата стала официальным началом развития науки египтологии.
Жан-Франсуа Шампальон Источник Рис. Розеттский камень Источник Для записей в Египте использовали разные материалы: каменные плитки, черепки битой посуды остраки , кожу, дощечки, покрытые гипсом, но самым популярным материалом был папирус, который изготавливали из папируса — тростника, росшего по берегам Нила. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски.
Затем эти полоски выкладывали на ровной поверхности одну рядом с другой, сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Получившуюся кладку придавливали прессом, волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.
Для хранения папирус сворачивали в трубочку — свиток. Писали на папирусе тростниковыми кисточками, используя краски черного и красного цвета рис. Египетский папирус Источник Учиться в Древнем Египте могли только представители знати.
Девочки получали домашнее образование, а мальчиков в 6-7-летнем возрасте отдавали в школу. Строгие учителя учили детей письму и счету. Занимались они и астрономией, определяя движение небесных светил.
Научными знаниями в Древнем Египте владели жрецы, тщательно охранявшие свои тайны и секреты. Мы можем лишь догадываться об уровне научных знаний древних египтян. Египетские жрецы умели точно предсказывать дату начала разлива Нила по расположению небесных светил.
Для измерения времени они употребляли водяные часы, делали сложные математические расчеты для возведения пирамид, знали секреты бальзамирования.
Но в 1799 году в городе Розетте, рядом с Александрией, был найден камень больше метра высотой. На нём были высечены надписи на трёх языках, один из которых, древнегреческий, был хорошо изучен. Предположив, что три надписи означают одно и то же, египтологи получили ключ к расшифровке древнеегипетских текстов, несмотря на то, что люди забыли этот язык много веков назад.
Главная догадка принадлежит востоковеду Жану-Франсуа Шампольону. Он сопоставил все накопленные к тому времени сведения и тексты и в 1822 году сумел прочесть имена царей, которые обводились картушем. Это было великое открытие, без которого было невозможно исследование древнеегипетской культуры. В древнеегипетском письме используются знаки разных типов.
Некоторые означают понятие — это иероглиф-слово. Есть отдельные символы для слогов и согласных звуков. Труднее всего было расшифровать вспомогательные знаки. Они не произносились, а указывали на значение иероглифов, рядом с которыми стояли.
Их рисунки и тексты встречаются на стенах пирамид и гробниц. Тексты древних египтян долгое время никто не мог разгадать. Но в конце 18 века, был найдет камень в Розетте. На ней написаны 3 одинаковых текста на разных языках древних египтян.
Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса отбивали молотком и выглаживали. Затем получившиеся листы папируса приклеивали один к другому; передний из них назывался протоколон. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках а в более позднее время — соединялись в книги лат. Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой лат. Папирус - царское растение. В Древнем Египте папирус считался царским растением со времени Птолемеев — с начала 3 в. Как материал для письма папирус был изобретён в Древнем Египте примерно в начале 3-го тыс.
Как писали в Древнем Египте
ЕГИПЕТСКОЕ ПИСЬМО, название письменности, фиксировавшей язык древних египтян. В поисках более удобных материалов для письма древние египтяне обратили внимание на болотное растение, которое в большом количестве росло в дельте реки Нил и называлось папи´рус (Cyperus papyrus). Древний Египет известен до сих пор не только знаменитыми пирамидами, но и рукописью. Долгое время египтяне наносили письмо на глиняные таблички. Иератическое письмо — одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на египетском языке. Древнее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий. Папирус был в употреблении в качестве материала для письма в Египте уже с начала третьего тысячелетия до н.э.
12.3. Египетское письмо
Именно поэтому под египетским мы понимаем язык, на котором разговаривало население Египта до III в. Он относится к группе семитохамитских языков. Египетский язык обслуживала самая древняя система письма, существовавшая в трех различных вариантах: иероглифическом, иератическом и демотическом. Демотическое письмо эпохи Птолемеев. Папирус Эберса. Около XVI в. Они взяты из Библии, где упоминаются потомки сыновей Ноя — Сима Сема , Хама и Иафета, которые считались родоначальниками всех народов. После перечисления потомков Сима в Писании сказано: «Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их». Главный прорыв в расшифровке иероглифического письма, в составлении его правил сделал Жан-Франсуа Шампольон-младший 1790-1832 — талантливый ученый-полиглот, который еще в детстве решил восстановить всю хронологию исторических событий «от Адама до Шампольона». Виды письма Иероглифическая письменность возникла около 3400 г.
Иероглифический текст обычно писали справа налево, иногда наоборот — в виде горизонтальной строки, но существует и начертание в виде столбцов. Текст наносили без пробелов и знаков препинания. Строчку следовало начинать читать с той стороны, в какую смотрит изображение человека, животного либо птицы. Все иероглифы делились на фонограммы и идеограммы. Фрагмент стелы с надписью египетскими иероглифами, посвященной Рамзесу II. Около 1279-1213 гг. Один иероглиф мог определять от одного до трех согласных звуков. Идеограммы обозначали понятия. Среди идеограмм были логограммы и детерминативы.
Логограммы в виде рисунка указывали конкретные понятия, а детерминативы сами по себе ничего не обозначали, но уточняли значение слова, начертанного звуками. Все слова при написании состояли из согласных, гласные опускались. Общее число иероглифов в эпоху царств составляло около 800, а в период греко-римского правления превышало 6000. Иероглифы использовались в основном для надписей в гробницах и храмах, к IV в. Долгие годы египетский язык оставался немым, но в 1799 г. Обнаружили базальтовую плиту, покрытую тремя письменами различного вида. Верхняя часть была заполнена иероглифами, потом демотическим текстом, а в конце — греческим. Плита получила название Розеттский камень. Именно эта находка сделала возможным расшифровать и понять то, что было написано на многочисленных памятниках периода Древнего Египта.
Иератическое письмо возникло одновременно с иероглифическим как вариант скорописания. При нанесении знаков кисточкой на папирус или кожу начертания иероглифов скруглялись, упрощались, что позволяло быстро записывать необходимые сведения. Начертание шло строго справа налево. В конце Древнего царства образовалось два вида иератического письма. Книжная иератика использовалась для написания религиозных и литературных текстов, а курсивная помогала осуществлять переписку и ведение документов. В VII в. Именно поэтому греки называли его «священное письмо». Стела с иератической надписью, в которой описывается дарение надела земли храму. Метрополитен-музей, Нью-Йорк США Демотическое письмо стало применяться для записи текстов на поздних стадиях египетского языка.
По сравнению с иератическим оно имело меньшее количество символов, было ориентировано на запись слов алфавитными знаками, в нем прослеживались попытки передачи гласных на письме. Брачный контракт, написанный демотическим письмом. Метрополитен-музей, Нью-Йорк США Для лучшего понимания Жан-Франсуа Шампольон-младший стал записывать демотическим алфавитом собственные дневники, которые после его смерти один французский академик выдал за древние рукописи II в. Бог письменности Изобретателем и покровителем письменности в Древнем Египте считался бог Тот. Существовала даже молитва писцов, в которой они обращались за помощью к этому божеству: «Приди ко мне, Тот, ибис прекрасный, бог, любящий Гермополь, писец писем эннеады богов, великий в [городе] Уну. Приди ко мне и дай мне советы, сделай [так], чтобы искусен был я в должности твоей. Прекраснее должность твоя, чем любая [другая] должность, [ибо] возвеличивает [человека] она: найденный искусным в ней становится вельможей». Материалы для письма Для письма в Древнем Египте использовали различные материалы: камень, дерево и, конечно, папирус.
Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных. Поэтому после слова, написанного звуковыми знаками, ставился определитель - знак, поясняющий читающему общее значение слова. На нем приведены две строчки, которые следует читать справа налево фотография и передача той же надписи «стандартными иероглифами» : Рассмотрим разъяснение данной надписи. Верхняя строчка: Здесь три одноконсонантных знака: d d - глагол «говорить»,. Таким образом, вся группа читается:d d. Эти знаки читаются: jnk nb qd «Я — владыка характера», то есть «я обладаю крепким характером». В 1799г. На нем были сделаны записи в трех системах письма: иероглифической, демотической и на греческом языке. Этот камень, названный Розеттским, оказался одной из наиболее важных находок для египтологов, поскольку он содержал ключ к пониманию иероглифическую письма. Сопоставляя греческий и иероглифический тексты, француз по имени Ж. Шампольон сумел в конце концов разгадать тайну иероглифов. Это произошло в 1822г. Последовавший затем перевод письменных документов дал нам огромное количество информации о Древнем Египте. Мифы, легенды, сказки — все это с трепетом и уважением передается из поколения в поколение. И одной из таких тайн всегда считались письменность и знания древних египтян. Современному человеку невдомек, как при тех примитивных технологиях, которыми владели древние общества, египтяне смогли добиться таких значительных успехов в области анатомии и архитектуры. Все наслышаны о чудесах египетских пирамид и о мумиях фараонов Египта. Но мало кто задумывается, что кроме этих диковинок, Древний Египет подарил человеческой цивилизации самый главный подарок — письменность. Масштабы знаний, накопленных человечеством за многовековую историю существования, колоссальны. Мы владеем практически всеми технологиями, которые позволяют обществу динамично развиваться и преодолевать цивилизационные трудности. А началось все с того, что древние люди нашли способ передавать накопленное знание из поколения в поколение, запечатлевая его на письме. Исключительно благодаря этому изобретению древних египтян современный человек достиг нынешних высот. Египтяне стремились зарисовать то, что хотели запомнить. Так возникли знаки-рисунки. Со временем рисунки стали изображать не только отдельные слова солнце, дом, быка и т. Египетская письменность представляла собой набор знаков, передающих звуки произносимых слов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов иероглифическое письмо. В египетском языке было более 700 иероглифов. Время возникновения Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. Как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Глава 2. Виды египетского письма Иероглифическая письменность. Она представляет собой расположенные в определенном порядке картинки, которые снабжены знаками-инструкциями, указывающими на то, как нужно читать представленную группу иероглифов. Иероглифами оформлялись боковые части египетских табличек, на которых изображались сцены из мифов и давались пояснения о запечатленных событиях. Позже иероглифами покрывались стены египетских строений, их архитектурные части и даже посуда. Иероглифическое письмо стало базой для развития многих направлений в архитектуре и живописи. Иератическое письмо. Чиновники и жрецы со временем научились сокращать громоздкие иероглифы до курсивных форм, которые уже чем-то напоминали современную письменность. Таким письмом составлялись государственные бумаги и велись летописи. Украшать храмы этим видом письма запрещалось, так как оно не имело сакрального смысла, а годилось только для бытовой жизни. Вид письма, который возник в самую последнюю очередь, когда египтяне уже умели не только считать, а и производили сложные вычисления, пользуясь замысловатыми египетскими формулами. Демотическое письмо развилось благодаря вхождению в повседневный обиход египтян иератической письменности. Знаки письма приобретали более упрощенные очертания. Демотикой было удобно пользоваться для быстрого записывания больших текстов и для написания литературных произведений.
Однако более примечательными, возможно, являются пессимистические поэмы, одну из которых, восхваляющую смерть, можно считать величайшим из сохранившихся примеров египетской лирической поэзии. Смерть в разуме моем сегодня, Словно [время], когда больной обретает здоровье, Как вставание вновь после болезни. Смерть в разуме моем сегодня, Словно благоухание мирры, Как сидение в убежище в ветреный день. Смерть в разуме моем сегодня, Словно аромат цветов лотоса, Как пребывание на краю зарослей. Смерть в разуме моем сегодня, Словно отступление ливня, Как [время], когда мужчины возвращаются домой с войны. Смерть в разуме моем сегодня, Словно прояснение неба, Как [время], когда человек неожиданно постигает то, чего не понимал. Смерть в разуме моем сегодня, Словно стремление человека к дому его, Когда он провел много лет в плену. Египтяне очень любили афористичные стихи. Многочисленные сборники дидактических изречений, похожих на те, что встречаются в Библии, особенно в Книге притчей или апокрифической Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, предлагают всевозможные правила мудрого поведения и хорошего воспитания. Одним из самых интересных является «Поучение для жизни и наставление для преуспевания», которое начальник зерна Аменемопе, сын Канахта, составил для своего сына, чтобы «правильно вести его по дорогам жизни». Многие его изречения очень похожи на строки из Книги притчей, и, кажется, напрашивается вывод, что между этими двумя произведениями существовало некое словесное родство. Для подтверждения этого сходства достаточно единственного примера. С дидактическими сочинениями тесно связан другой примечательный вид египетской литературы, в котором излагаются размышления и жалобы на бедствия, царящие в мире, и зло, творимое людьми. Автор часто высказывает пессимистическую точку зрения относительно шансов на будущее исправление этого положения. Однако иногда он пророчески предсказывает более приятное будущее на земле или в загробном мире после смерти, которая в конце концов придет, чтобы освободить человечество от бремени страданий. Все эти виды поэзии отличаются от обычной повествовательной прозы выбором языка. В большинстве из них также господствует особая стихотворная форма, сопровождаемая определенным ритмом, и тот самый параллелизм членов, который является характерной чертой еврейской поэзии. Мысль, высказываемая в одной строфе, повторяется во второй, часто в несколько расширенной и приукрашенной форме, и, возможно, также в третьей. Эту характерную особенность египетской поэзии хорошо показывает древнее восхваление царя: Хвалы тебе, кто защищает землю и расширяет ее границы, Кто побеждает чужие страны своей короной и обнимает Обе Земли руками своими; Кто убивает врагов своих без единого удара топора и выпускает стрелу, не натягивая [тетивы] лука. Мощь его поразила кочевников в стране, и страх перед ним уничтожил Девять Луков. Египтяне славятся и своей наукой. То, что открыли дошедшие до нас их научные труды, во многом опровергает древних авторов панегириков. Египтяне обладали высокоразвитой способностью к наблюдению. Их понимание явлений внешнего мира часто было верным, в результате опыта они приобрели значительные эмпирические знания. Однако, в отличие от греков, они редко преуспевали в приведении отдельных наблюдений в однородную систему в соответствии с постоянной точкой зрения. Возможно, наибольших успехов египтяне добились в области астрономии, ибо уже в ранний период начали наблюдать за звездами и объединять определенные звезды в созвездия, каждое из которых имело свое название. Чтобы разобраться в огромном множестве небесных тел, египтяне разделили небесный экватор на тридцать шесть частей, именуемых деканами. В те времена положение звезд в каждом часу ночи в течение года записывалось в особых таблицах с интервалом в десять дней. Собрания таких таблиц представлены на потолках некоторых царских гробниц Нового царства, чтобы умерший правитель с их помощью мог определить как часы в небе, так и точку солнцестояния в году. Другие звездные таблицы указывали ему путь по небу и служили календарем. Одну из самых ранних и лучших таблиц деканов, датируемую серединой Восемнадцатой династии, недавно обнаружили на потолке гробницы Сененмута в Дейр-эль-Бахри. В северной части неба показаны созвездие Большой Медведицы, изображенное в виде головы быка, и околополярные звезды, а в южной половине видны Орион и женская фигура Сотис звезда Сириус. Кроме того, здесь есть список деканов, двенадцать древних ежемесячных праздников, каждый из которых представлен в виде круга, разделенного на двадцать четыре часа, процессия небесных тел северного неба и, наконец, изображение «Поля тростника» — небесного района, где умерший был вынужден трудиться. Среди множества астрономических наблюдений, которые вели египтяне, одно имело особое практическое значение. Уже в далекой древности было совершено открытие, что день, когда для египетского земледельца начинался новый год и ежегодный разлив Нила, примерно соответствовал дню, когда на рассвете на восточном горизонте впервые после двух с половиной месяцев отсутствия появлялась ярчайшая из неподвижных звезд — Сириус, известная египтянам как Сотис Сопдет. Промежуток между двумя такими гелиакическими восходами звезды Сотис составлял триста шестьдесят пять дней с четвертью. Приняв это событие за обозначение начала года, египтяне получили астрономический год, который практически совпадал с солнечным. Разумеется, в древние времена в повседневной жизни этот год не применялся; население, занимавшееся земледелием, пользовалось календарным годом, состоящим из двенадцати месяцев по тридцать дней в каждом и дополнительного периода из пяти дней, чтобы избежать слишком большого расхождения с истинным солнечным годом. Однако, поскольку этот год был на четверть суток короче, чем астрономический год Сотис, то по прошествии каждых четырех лет день начала года по гражданскому или народному календарю наступал на день раньше, чем день нового года, связанный с Сотис, в древности выпадавший на 19 июля. Только через 1460 «гражданских» лет оба дня начала года снова можно было отмечать в один день. И все же, несмотря на это неудобство, только во времена господства Римской империи, после введения христианства, год Сотис заменил в Египте гражданский год. В Риме он был введен Юлием Цезарем в 45 году до н. Ежегодный разлив Нила, с повторяющейся регулярностью изменявший или стиравший границы между земельными участками, заставил египтян уже в ранней древности заняться межеванием и обрести точное знание, как считать. Несомненно, их способы подсчета были несколько громоздкими. Если мы заглянем в два математических «трактата», дошедшие до нас от конца Среднего царства и гиксосского периода, то удивимся, каким неудобным способом решались простейшие арифметические и геометрические задачи. И тем не менее египтяне уже в глубокой древности научились проводить некоторые очень сложные геометрические вычисления, открытие которых приписывают грекам. Геродот не ошибался, когда считал Египет родиной геометрии. В этой связи следует признать, что египетские «справочники» по данному предмету были посвящены решению исключительно практических задач и что египтяне никогда не предпринимали попыток рассматривать математику как науку.
Чем писали Древние египтяне использовали кисточки для письма на папирусе. Делали ее из стебля болотного растения каламус. Знания древних египтян Они обладали знаниями в различных областях, но особенно развиты были: Астрономия: благодаря наблюдениям за звездами египетские жрецы смогли определить продолжительность года. Кроме того, они умели предсказывать солнечные и лунные затмения, составляли карты звездного неба. Математика и геометрия: древние египтяне умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях. Знания геометрии использовались для строительства пирамид и других грандиозных сооружений. Медицина: одним из величайших достижений египетской медицины было открытие кровообращения и понимание важности сердца в этом процессе. Врачи в Древнем Египте специализировались в разных областях. Кто-то занимался лечением желудка, кто-то — глаз, кто-то — зубов и так далее. В Древнем Египте был достигнут значительный уровень хирургии, о чем свидетельствуют найденные археологами хирургические инструменты в гробницах. Самыми образованными людьми в Древнем Египте были жрецы. Каждый храм имел свою библиотеку, где хранились и переписывались свитки. Древнеегипетская школа В древнеегипетских школах могли учиться только мальчики, а девочкам в основном предоставлялось домашнее образование.
Материалы и принадлежности для письма
Позже появились более простые способы письма. Появление папируса, изготовленного из сердцевины растений, помогло распространению письменности. Иероглифы стали проще, развивалась скоропись — иератическое письмо. В VII в.
Первые результаты в изучении иероглифов получил Ибн Вахшия, учёный, живший в царстве Набатея на северо-западе Аравийского полуострова около тысячи лет назад. Позже научные и технические знания средневекового арабского мира были утрачены, и многое пришлось открывать заново. Для западных историков иероглифы долго были труднейшей загадкой.
Но в 1799 году в городе Розетте, рядом с Александрией, был найден камень больше метра высотой. На нём были высечены надписи на трёх языках, один из которых, древнегреческий, был хорошо изучен. Предположив, что три надписи означают одно и то же, египтологи получили ключ к расшифровке древнеегипетских текстов, несмотря на то, что люди забыли этот язык много веков назад.
Главная догадка принадлежит востоковеду Жану-Франсуа Шампольону. Он сопоставил все накопленные к тому времени сведения и тексты и в 1822 году сумел прочесть имена царей, которые обводились картушем. Это было великое открытие, без которого было невозможно исследование древнеегипетской культуры.
В древнеегипетском письме используются знаки разных типов. Некоторые означают понятие — это иероглиф-слово.
Тростник был как заговоренный. К поискам энтузиаста научные учреждения не проявляли ни малейшего интереса.
Эксперименты он проводил на собственные деньги , а когда его скромное состояние истаяло, в ход пошли сбережения жены и брата. Надо отдать должное домашним: сами не зная почему, они верили в успех дела. Кто знает, сколько опытов было проведено под крышей двухэтажного домика-поплавка, сколько ночей недоспали его хозяева! Наконец, ответ был найден, и оказался он на удивление прост - никакого клея.
Полоски отмачиваются в нескольких сменах нильской воды, после каждой смены осторожно отбиваются молотком, потом отправляются под пресс. Оказалось, что, несмотря на долгое "купание", в полосках остается клейкий сахарный сок, который и скрепляет намертво части папируса. Теперь его можно жать, мять, рвать, бросать в воду - он останется целехоньким, податливым и гибким. И никакие чернила, туши, краски не расползутся на нем.
Папирус — сувенир из Египта А потом за дело взялись жена и дочь Хасана, обнаружившие в себе талант художника: они тщательно воспроизводили древние рисунки, не позволяя вольной фантазии отступать от классического оригинала. Новинка из глубины веков имела оглушительный успех. Туристы охотились за папирусом как за самым ценным сувениром. Еще бы: о нем так много слышали, и почти никто не держал в руках.
К слову сказать, на "папирусный бум" мгновенно откликнулись ремесленники торговцы. Они заполонили доходным товаром сотни лавчонок, назойливо суют его туристам, благоразумно умалчивая, что чаще всего предлагают и не папирус вовсе, а "банановую" подделку, которая, как уверяют специалисты, некачественна и недолговечна. Будете покупать папирус - смотрите, чтобы был он слегка желтоватый, с редкими коричневыми точечками и прожилками. Это - настоящий.
Признали работу энтузиаста и чиновники, еще вчера отмахивавшиеся от его докучливых забот. Папирус получил "официальный статус". На нем стали печатать дипломы египетских научных учреждений, приглашения на наиболее важные и престижные приемы, самые изысканные визитные карточки. А домик на Ниле превратился в Институт папируса.
Почти такой же открыли для туристов - там мы и увидели, как рождается древний писчий материал, и там же услышали множество историй о писцах и рисовальщиках. Безграничным было уважение египтян к тем, кто умел писать; высоко, как никакая другая, ценилась на берегах Нила профессия писца. Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными". Умение писать почиталось как дар Тога - бога мудрости, счета и письма, и, прежде чем сесть за работу, полагалось совершить возлияние в его честь.
Их наносили на папирус ситником — палочкой из болотного растения. Греки называли его «каламос», а арабы — «калям». Чернила для письма делали из охры и сажи.
Прижимали 5. Высушивали В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу. Папирус — ломкий материал, его нельзя складывать так, как складывают листы бумаги в современной книге. Поэтому его листы склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки свитки. Запись в тетрадь: папирус — материал для письма в Древнем Египте В. Школа готовила писцов и жрецов Сейчас школа — это отдельное, самостоятельное учреждение. А в Египте школы открывались при храмах.
Вопрос к учащимся: кто выступал в роли учителей? Вопрос к учащимся: сколько лет сейчас продолжается обучение в школе? В Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 15 лет. В древнеегипетской школе пол устлан циновками: на них сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель.