Главная» Новости» Социология кем работать зарплата. Подробнее расскажем, кто такой социолог, чем он занимается и где можно учиться.
Профессия «cоциолог»
Исследовательские, маркетинговые агентства: Социологи могут работать на агентства, специализирующиеся на проведении исследований общественного мнения, маркетинговых исследований, опросов. Образовательные организации: Социологи могут работать в школах, образовательных учреждениях, разрабатывая учебные программы, материалы по социологии. Это лишь некоторые примеры мест, где могут работать социологи. Их навыки и знания области анализа общественных процессов, взаимодействий востребованы в разных сферах деятельности. Качества, необходимые для работы Социологом Социология — это наука, изучающая общество, социальные явления. Для успешной работы в этой области необходимо обладать определенными качествами: Аналитические способности: Социолог должен быть способен анализировать сложные социальные явления, процессы, разбираться в больших объемах данных, находить закономерности.
Наблюдательность: Социолог должен быть внимателен к деталям, уметь наблюдать за соц. Эмпатия: Социолог должен иметь способность понимать, воспринимать чувства и эмоции других людей, чтобы лучше понять их поведение, мотивы. Критическое мышление: Социолог должен быть способен анализировать информацию, исследования, критически оценивать их достоверность, применимость. Коммуникативные навыки: Социолог должен уметь эффективно общаться с людьми, проводить интервью, опросы, представлять свои исследования, результаты. Статистические знания: Социолог должен иметь базовые знания в области статистики, уметь работать с данными, чтобы проводить качественные, количественные исследования.
Толерантность: Социолог должен быть открытым к различным мнениям, культурам, уметь уважать, понимать разнообразие в обществе. Эти качества помогают социологу успешно исследовать, анализировать социальные явления, а также принимать важные решения на основе полученных данных. Они являются основой для работы в этой области, помогают социологу вносить вклад в развитие общества. Какие профессии можно сравнить с Социологом?
Переменная не является измеряемым феноменом и не поддаётся прямому наблюдению [158]. Высказываются опасения, что количественные методы уже не так популярны среди начинающих учёных, которые боятся чисел и статистики и считают социологию гуманитарной дисциплиной [159].
Качественные и количественные исследования постепенно сближаются: опросы интерпретируют позиции и мнения, в качественных исследованиях используются программные пакеты например, SPSS для работы с большим количеством данных; некоторые количественные исследования используют полуструктурированные интервью [159] [120]. Развитие человеческих общностей[ править править код ] Наиболее распространёнными в истории человечества были общества охотников-собирателей ; примерно 20 тысяч лет назад люди начали разводить скот и заниматься земледелием, позднее возникли скотоводческие и аграрные земледельческие общества [160]. Несколько тысяч лет назад начали развиваться первые цивилизации, в которых появились крупные города, использовалась письменность , процветали науки и искусства; большую часть этих цивилизаций называют империями , поскольку они расширялись через завоевания. Неиндустриальные, или традиционные общества существовали до XIX века и исчезли с индустриализацией [161]. Развитие человеческих общностей является предметом дискуссий [162]. Идея развития предполагала конечную цель позитивное общество Конта или коммунизм Маркса , внутреннюю обусловленность процесса и различные этапы, а также моральные представления о прогрессе как движении по пути улучшений, освобождения или самореализации [163].
На развитие общества влияют окружающая среда, политическая организация и культурные аспекты [164]. Первые цивилизации возникали в плодородных регионах, в дальнейшем большее значение приобретает тип политической организации, хотя прямой связи между политическим и экономическим устройствами нет. Среди культурных факторов — религия, системы коммуникации и роль личности в истории общества. Как отмечает Гидденс, главный критерий социальных изменений — различия в социальных институтах [165]. Маркс придерживался материалистического понимания истории : социальные изменения определялись развитием производства, экономики, а не ценностями или убеждениями. История человечества представляла собой историю борьбы классов и последовательной смены способов производства [37].
Вебер, полемизируя с экономическим детерминизмом, выдвинул на первый план религиозные идеи [166]. Развитие общества часто понималось как возрастание структурной и функциональной дифференциации [163] , как эволюция от простого к сложному, от однородного к гетерогенному [167]. Структурализм отрицал социологические теории социальных изменений и развития, считая исторические объяснения идеологическими конструкциями [93]. Современная социология акцентирует роль человеческих действий в социальных изменениях, отказываясь от детерминизма и фатализма [168]. Конвейерная линия Генри Форда фото 1913 года Эпоха модерна , или современности, согласно Гидденсу и Ф. Саттону, датируется с середины XVIII века до середины 1980-х годов [169] и включает радикальные экономические, политические и культурные изменения [170] : рационализацию, секуляризацию , демократизацию, индустриализацию, возникновение капитализма, урбанизацию и урбанизм, эмансипацию, индивидуализацию, подъём науки [171] [172].
Среди социологов нет согласия по объяснению этих изменений и значимости тех или иных факторов [173]. Классики подчёркивали разрыв с традиционным обществом: переход от механической к органической солидарности Дюркгейм , от феодализма к капитализму Маркс , процесс рационализации Вебер [162]. Промышленная революция в Англии в конце XVIII — начале XIX века, затем — в других странах Европы и Северной Америки заменила человеческий и животный труд машинным с использованием «неживых» источников энергии электричество, пар и др. В XIX веке в ходе интенсивной урбанизации люди переселялись из сельской местности в города для работы на крупных предприятиях [174] [175] , на основе технологического прогресса и использования природных ресурсов возникло индустриальное общество [176]. Формальная рациональность [К 6] связывалась с ориентацией индивида актора на средства и цели. Рационализация включала развитие науки, техники и бюрократии.
Вебер считал рационализацию всё большего числа социальных сфер и институтов всемирно-историческим процессом, без которого невозможно понять современное общество, но не связывал её с прогрессом, допуская возможность « железной клетки »: повторяемость и предсказуемость действий ведёт к утрате индивидуальности, свободы и смысла. Идеи Вебера развивались многими социологами, хотя его оценки неоднократно оспаривались [178] [179] [180] [181] [182]. Рационализация трактовалась как увеличение самоконтроля и управления миром, расширение «процесса цивилизации» Элиас ; как движение в сторону тотального контроля и одномерности человека , господства обезличенной объективности Г. Маркузе [183]. Хабермас, признавая негативные последствия рационализации утрата смысла , усматривал в рациональной коммуникации возможности для эмансипации достижение консенсуса в дискуссии через аргументацию как основа демократии [184] [185]. Фуко критиковал экспансию рациональности в социальных науках, которую связывал с возрастанием техник власти и формированием субъекта «субъективация» [186].
Позднее подвергались сомнению как наличие формальной рациональности в организациях сетевого типа, так и идея расколдовывания, поскольку религия в начале XXI века переживала возрождение [187]. Современные общества основаны на разделении труда , с растущим количеством профессий и специализации. По Дюркгейму, индивидуализм становится коллективной ценностью и создаётся новый тип социальной интеграции на основе расширения экономической взаимозависимости [188] [189] [190]. Процесс дифференциации затрагивает труд, социальные группы, сети коммуникаций, нормы, роли и статусы, стратификацию и др. Его ответ был функционалистским, разделение труда обеспечивало интеграцию [190]. Парсонс возвёл социальную интеграцию в ранг абсолютного морального критерия, этой задаче подчинялась дифференциация.
Бурдьё связывал дифференциацию различных социальных полей [fr] с трудностями адаптации индивидов и эмпирически исследовал множественные конфликты в центре современного общества [191]. Идея дифференциации через автономию социальных подсистем доведена до предела у Лумана: невозможность моральной интеграции современного общества оставляет место только для контингентности [192]. Вебера Экономическую систему, возникшую на Западе и основанную на рыночном обмене и производстве прибыли, часто называют капитализмом. Капитализм характеризуется распространением товарного производства, монетизацией экономических отношений и экспансией экономики в остальные области социальной жизни. Хотя элементы капитализма существовали и ранее например, в торговле , становление капиталистических отношений относят к XVI—XVII векам [193]. У социологов нет единого мнения о капитализме, наиболее влиятельным подходом остаётся теория Маркса, который выделял капитал любой актив и наёмный труд, отмечая роль первоначального накопления , последующую эксплуатацию, неравенство, прямой конфликт между господствующим классом буржуазией , владеющим средствами производства , и пролетариатом [194] [195].
Для Маркса буржуазное общество завершало развитие человеческих обществ перед приходом коммунизма; он считал, что революция трудящихся заложит основы более гуманной системы производства, удовлетворяющей потребности всех. Большинство социологов полагают, что Маркс недооценил адаптивность капитализма, его прогноз о революции и крахе капитализма не реализовался; в этой связи Р. Дарендорф 1959 отметил распыление класса буржуазии, повышение уровня жизни, рост количества и влияния рабочих организаций, расширение правовой защиты. Ряд социологов считает, что анализ Маркса сохраняет актуальность [195] [200]. Развитие капитализма включало семейный капитализм в XIX веке, управленческий капитализм, капитализм всеобщего благосостояния в XX веке; в основе современного институционального капитализма — взаимное владение акциями в корпорациях. В начале XXI века капитализм существовал в подавляющем большинстве стран мира [195].
Современные дебаты о капитализме отмечены влиянием двух противоположных подходов, Ф. Хайека и К. Поланьи , которые представляли рыночный идея свободного рынка и социальный либерализм тезисы Поланьи о двойном движении и укоренённости [en] экономики в социальной жизни [201]. Модерн характеризуется колоссальным ростом богатства в некоторых странах и большим равенством во многих областях социальной жизни [204]. Многие учёные [К 7] считали чертами общества модерна динамизм, постоянные изменения образов мира и представлений об индивиде, восприятия пространства и времени; ускорение ритма жизни, часто связанное с жизнью в большом городе; раскол субъекта и фрагментированность человеческого существования; множественность точек зрения и неуправляемых ситуаций [205]. Консьюмеризм стал возможным ввиду доступности кредитов, с 1960-х годов констатируется зависимость общества от консьюмеризма.
Консьюмеризм, а не работа, в большей степени конструирует идентичность, даёт ощущение свободы выбора, не столько в использовании потребительских товаров , сколько в ожидании, поисках и желании [206] [207]. Ряд авторов отмечали переход от «парадигмы производства» к «парадигме потребления», от массового производства к гибким, менее стандартизированным моделям от фордизма к постфордизму , этот подход оспаривался [208] [209].
Консьюмеризм, а не работа, в большей степени конструирует идентичность, даёт ощущение свободы выбора, не столько в использовании потребительских товаров , сколько в ожидании, поисках и желании [206] [207]. Ряд авторов отмечали переход от «парадигмы производства» к «парадигме потребления», от массового производства к гибким, менее стандартизированным моделям от фордизма к постфордизму , этот подход оспаривался [208] [209]. Возможно, эти изменения преувеличены, поскольку создание технологий зависит от промышленного производства [210] [211]. Часть авторов считает, что во второй половине XX века [203] или с 1970 годов [212] произошёл переход от общества модерна к постмодерну, который отражает больший плюрализм и разнообразие [212] , относительность знания: культурные изменения подорвали процесс рационализации и институты модерна [213] , веру в науку и уважение к авторитетам [214]. Другие черты — ослабление национальных государств и экономик, риск, неопределённость, вторжение консьюмеризма и популярной культуры в повседневность и т. Эти же характеристики приписывают и модерну [215] , поэтому понятия можно рассматривать как взаимодополнительные [216] , например, в рамках позднего модерна [en] [К 9] , «незавершённого проекта» модерна Хабермас , «текучей» современности Бауман [218] , «множественных модернов» Ш. Эйзенштадт и т.
Теория рефлексивной модернизации [en] Гидденс, У. Бек отмечает рефлексивность современной социальной жизни [219] : людям приходится размышлять о себе и своей жизни в условиях незащищённости [77] [220]. Бек писал о переходе от классовых конфликтов индустриального общества к «мировому обществу риска ». Общество постоянно взаимодействует с угрозами и опасностями, которыми сопровождаются модернизация, применение науки и технологий: загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, распространение ядерного оружия. В повседневной жизни риск и неопределённость порождаются краткосрочной и нерегулярной занятостью, непрочностью семьи и брака и др. Латур отрицал различия между традиционным обществом, модерном и постмодерном [223]. Развивающиеся страны, копирующие политическое устройство западных обществ, сформировались во многом вследствие контактов с ними, что разрушило их собственный традиционный уклад [224]. В середине XX века, в условиях деколонизации и опасности распространения коммунизма, у которого была аналогичная линеарная модель, доминировала теория модернизации У. Ростоу и др.
В 1960-е годы И. Валлерстайн и А. Франк теории мир-системы и зависимого развития указали на эксплуатацию «развитым» центром ядро «отсталой» периферии. Позднее в этих подходах, как и у классиков, были раскритикованы экономоцентризм, значение национальных государств, линеарность и европоцентризм , акцентировалась не эксплуатация, а маргинализация периферии. Современные критические исследования развития critical development studies в большей степени представляют собой культурную критику развития как единообразия, но игнорируют вопросы международного неравенства в контексте глобального капитализма [226] [227]. Во второй половине XX века производство переносится из развитых стран в развивающиеся с дешёвой рабочей силой, констатируется глобальное экономическое разделение труда между государствами, хотя критики отмечают снижение квалификации и деградацию труда [228] [189]. Разные темпы роста привели к максимальному в истории разрыву: по данным ООН 1999 , средний доход в пяти самых богатых стран в 74 раза превышает доход в пяти самых бедных, в развивающихся обществах распространена нищета в которой живут около 1,2 млрд человек , перенаселённость, трудности с образованием и здравоохранением [229]. Неомарксисты полагают, что относительно бедные страны сохраняют зависимость от развитых стран, которые присваивают их ресурсы и дешёвую рабочую силу [230]. Индустриальное общество обеспечивает нужды свыше 7 млрд человек на планете [232].
С конца XX века обсуждалась глобализация — становление глобального общества через преодоление географической разобщённости, тесные связи между сообществами. Глобализации способствовали деколонизация, создание транснациональных социальных пространств, появление новых форм космополитизма , позволяющих конструировать множественные идентичности. Выделяются экономическая глобализация, связанная с развитием международной торговли, культурная и политическая; глобальные и локальные элементы смешиваются в глокализации. Экономический подход представлен, например, концепцией мир-системы; культурный подход изучает массмедиа сетевое общество М. Кастельса , медиаландшафт А. Аппадураи ; социально-политический подход рассматривает пространство и время глобального капитализма Гидденс, Д. Харви [233] [234] [235]. Последние десятилетия были отмечены такими явлениями, как интернет, социальные медиа и цифровая революция ; «текучий гендер» и усложнение семьи; мультикультурализм , новые потоки миграции и всемирная тенденция к урбанизации; финансовые кризисы и глобальные экологические проблемы, созданные человеком; терроризм, политические волнения и изменение природы вооружённого конфликта; низкий уровень рождаемости, быстрое старение, депопуляция в развитых странах; изменения в жизненном пути [en] : возросшие ожидания, вариативность временных рамок в таких областях, как образование, семья и занятость [236] [10]. Социальные структуры и социальные действия[ править править код ] Одни авторы считают, что действия акторов ограничивают социальные структуры, которые упорядочивают социальную жизнь, например, классовая система или семья.
Другие исходят из первичности социальных акторов индивидов и их осознанных действий. Одни социологи изучают социальную структуру, рассматривают феномены на макроуровне, на большом масштабе, и исключают из исследования действия индивида. Другие изучают действия, индивидуальные поступки на микроуровне [237] [238] [93] [65]. Структуры, системы, институты[ править править код ] В социальную структуру, как правило, включают институты и социальные отношения например, взаимозависимость, этот подход восходит к Зиммелю [239] ; некоторые социологи не признают понятия «социальная структура», считая её сконструированной фикцией [240]. По Дюркгейму, коллективные представления структурируют ожидания и формируют институты, которые, в свою очередь, нормативно обуславливают ожидания людей относительно друг друга [К 10] и определяют отношения и причинные связи между людьми и их действиями. Эти социальные отношения образуют «институциональные структуры» — части общества со специальными социальными функциями [244]. Обращение к понятию системы было связано с задачей рассмотрения социального целого с исключением индивидуальных действий. Два подхода, которые часто комбинируются, пришли в социологию из физики и биологии. Парето и Л.
Уорд описывали социальные системы в терминах сил, энергии и равновесия; Конт, Спенсер и другие рассматривали физиологию «социальных организмов» и их «функциональных» органов; потоки и метаболизм окружающей среды; эволюцию или развитие от одного структурного состояния к другому. Дюркгейм вывел из функциональных взаимосвязей социальную солидарность и интеграцию [245]. Парсонс объединил идеи Парето и Дюркгейма: социальные системы отвечали на вызовы окружающей среды для целей равновесия и интеграции, адаптацию обеспечивали потоки информации в подсистемах [246]. Социальная система определялась как совокупность акторов и их культурно обусловленных взаимодействий в определённых средах [247]. Этот подход сочетался с кибернетикой и общей теорией систем и связывался с идеей, что системы в общем случае открыты как биологические системы , но в состоянии равновесия могут считаться закрытыми. Социальная структура понималась как способ описания повторяющихся и устойчивых моделей социального поведения и элементов социальной системы [249]. Толкотт Парсонс Парсонс синтезировал идеи Вебера и Ф. Тённиса и включил в «типовые переменные» все измерения действия: мотивы, роли и ценности. Эти переменные, помогавшие индивиду разрешать «дилеммы выбора», отличали модели современного общества от традиционных культур; констатировался переход от оценок личных качеств к критерию эффективности и успеха, от импульсивных мотивов к прагматическим, от общих суждений к специализированным и др.
Функциям соответствовали поведенческая, личностная, социальная и культурная системы [252] [253] и четыре подсистемы; задача экономики — труд, производство и распределение адаптация , политика задействует акторов и ресурсы для достижения общих целей , фидуциарная система школа, семья передаёт нормы латентность , социетальное сообщество например, право координирует элементы общества интеграция [254]. К примеру, экономические феномены рассматривались Парсонс, Н. Смелзер в рамках процессов адаптации и взаимодействия экономики со средой и другими подсистемами. Так, труд как ценность формируется в фидуциарной системе и входит в экономическую систему через обмен, где регулируется институтом трудового договора [255]. Институты определяют социальные роли и порождают социальные практики, через которые осуществляется социальная деятельность. Институты занимают центральное место в социальной структуре; институтами являются частная собственность , договор, демократия, свобода слова , гражданство, семья, брак, образование, материнство, патриархат.
Социологические опросы актуальны в разных областях: от маркетинга до избирательных кампаний. Именно эти специалисты рассказывают человеку, какие среднестатистические настроения существуют в обществе накануне выборов и какую марку масла предпочитают жители Москвы или других городов. Социология: направления специализации Что же изучают на факультете социологии в институтах? Это зависит от специализации, которую выберет студент.
Их довольно много. Среди основных можно назвать следующие: Прикладная информатика в социологии.
Социология
Главная» Новости» Социология кем работать зарплата. Спрашивают не только социологи – кто угодно начинает спрашивать, часто неквалифицированно, с огромными ошибками и нарушениями методологии. Но каждый, кто желает связать профессию с социологией должен помнить, что человек, занимающийся анкетами – интервьюер. Социолог: описание, обязанности и требования, зарплата и преимущества работы по профессии Социолог и где научиться. Спрашивают не только социологи – кто угодно начинает спрашивать, часто неквалифицированно, с огромными ошибками и нарушениями методологии. Надеемся, эта статья помогла вам лучше понять, кто такие социологи и стоит ли выбирать этот профиль для себя.
«Социолог – профессия XXI века». ПрофКом
Социолог занимается исследованием явлений, происходящих в обществе. Социология возникла на Западе в контексте социальных изменений XVIII—XIX веков, её основы заложили Маркс, Дюркгейм и Вебер. Декан факультета социологии Олеся Юрьевна Кольцова оценивает перспективы профессии социолога и подсказывает самое перспективное направление исследований для тех, кто хочет преуспеть в ней.
Кто такой социолог
Занимается этим наука социология, а у людей, выполняющих эти обязанности, профессия называется «социолог». Социолог — специалист, получивший профильное высшее образование. социология что за профессия Кафедры социологии обычно входят в систему гуманитарного знания. Кто такой социолог, чем он занимается, как стать социологом Зарплата 2022.
Как стать социологом?
миниатюра Кто такой социолог. Социолог – в чем специфика деятельности? Социология изучает законы, в соответствии с которыми формируется общество, исследует его структуру, ищет принципы формирования отдельных социальных групп и отношений между ними, пытается находить закономерности в массовых явлениях. Профессия социолога связана со сбором, обработкой и анализом информации об общественных процессах, с выявлением определённых закономерностей общественной жизни. Главная» Новости» Социолог средняя зарплата. Кто такой социолог – обзор профессии. Социолог – это специалист, который занимается анализом общества, опирается на факты, явления и статистику, работает с отдельными группами социума и взаимодействиями между представителей разных групп. Специалисты в области социологии делятся на два типа: ученые-социолог и прикладные социологи.
Профессия социолог
Социолог кто это такой, чем занимается, особенности профессии | миниатюра Кто такой социолог. Социолог – в чем специфика деятельности? |
Профессия «социолог»: кто это такой, чем занимается, где может работать, где получить специальность | Образование - 14 апреля 2023 - Новости Челябинска - |
Социолог - это какой специалист? Профессия социолог. Известные социологи | Каждую осень свой праздник отмечают те, кто занимаются исследованием общественного мнения и изучают пути развития общества. |
Социолог кто это, особенности профессии, что он делает - Работа в России | Социолог — специалист, получивший профильное высшее образование. социология что за профессия Кафедры социологии обычно входят в систему гуманитарного знания. |
Цифровое общество требует новых методов управления. В России растет спрос на социологов
Социолог; Он изучает общество и социальное поведение, исследуя процессы, разрабатываемые отдельными людьми, культурами, организациями и социальными институтами. Кто такие социологи, какими их видит общество и как люди относятся к опросам общественного мнения – об этом и многом другом говорили участники просветительского марафона “Вселенная мнений”. Кто такие социологи, какими их видит общество и как люди относятся к опросам общественного мнения – об этом и многом другом говорили участники просветительского марафона “Вселенная мнений”. Социолог Виктор Вахштайн рассказывает, откуда берутся социологи, чему и как их учат и зачем они нам нужны. Главная» Новости» Социолог профессия чем занимается зарплата.
Кто эти любопытные социологи?
Открытый вопрос. Данные о жизни людей, проблемы и потребности людей 4 «Анализ ситуации в регионах»; «благодаря социологам мы можем узнать уровень социального положения людей»; «выявляет нужды народа»; «исследуют жизнь простого народа»; «исследуют проблемы людей»; «проблемы всякие выявляют»; «социологи должны выявлять… желания социальных слоев»; «социологические опросы позволяют узнать жизнь глубинки»; «так как социологи проводят различные опросы, изучают проблемы населения»; «узнает о жизни народа». Власти учитывают данные социологов в своей работе, при принятии решений 3 «В государстве мнение людей учитывают при принятии решений»; «власть прислушивается к мнению народа»; «затем принимаются меры по улучшению состояния общества, страны»; «идет информация, по ее данным для руководства страны, опросы подтверждаются и учитываются при принятии решений»; «из-за их работы повышают потом пенсии»; «корректировка действия политиков»; «мнения народа учитываются»; «учитывается общественное мнение в разных отраслях и в экономическом развитии». Социологи дают властям информацию, полезную для государственного управления 3 «Дает возможность принимать обоснованные решения»; «делает подсказки, как ликвидировать проблемы в той или иной отрасли»; «должны к ним прислушиваться»; «можно скорректировать госбюджет в соответствии с общественными нуждами»; «на основе исследований может быть получено принятие более взвешенных решений»; «политики должны прислушиваться к мнению и менять жизнь»; «помогает выбрать правильное решение»; «помогает принять решение с учетом общественного мнения». Изучение общества, расширение знаний о нем 2 «Анализируется социальная жизнь»; «изучает общественную жизнь»; «надо знать, чем живет общество»; «надо знать, что происходит в обществе»; «новое узнают о состоянии общества»; «они выясняют слабые места жизни общества»; «опросы показывают, что происходит в обществе». Информирование властей об общественном мнении, жизни людей 2 «Власть узнает мнение народа о себе»; «для руководства важно знать, как разные слои общества реагируют на важные события»; «доводит до власти сведения о жизни населения»; «доводят общественное мнение до власти»; «должны в правительстве знать, что думают люди о разных проблемах»; «доносит до правительства мнение населения»; «доносит мнение большинства»; «мнение рядовых людей становится известным властям»; «так обеспечивается связь с народом»; «это делается изучение мнения людей по заказу правительства».
Информирование людей, общества «Информацию выдают достоверную»; «доступ к информации»; «информативный характер»; «информацию выдают».
Путина с участниками 10 Всероссийского молодежного форума «Селигер — 2014» «Изучать и анализировать общество — это побольше, чем читать ему мораль». Винсент Ван Гог «Фактов не существует — есть только интерпретации». Фридрих Ницше Что такое «социология» Анисья Хохлова, к. Так чем же в реальности занимаются социологи и какова специфика их профессии? Самое общее определение гласит, что социология — это наука об обществе. Общество же понимается не просто как механическая сумма не взаимодействующих друг с другом людей, но как форма объединения людей, предполагающая существование у них общих интересов и ценностей. Более того, общество определяет и отражает наш жизненный опыт — особенно опыт общения с окружающими людьми. Общество проявляется в том, какие решения мы принимаем и какие выборы делаем, в наших действиях и нашем бездействии, в правилах, регулирующих наше поведение в школе и дома, на работе и на отдыхе.
Мы говорим языком общества, когда обсуждаем теракты во Франции и полученную на экзамене двойку, когда спорим с друзьями или признаемся в любви. Мы, разумеется, живем в обществе, но одновременно общество живет в нас в виде представлений о том, как устроена повседневность, что такое справедливое общественное устройство, как относиться к неравенствам. Оно живет в нашем сознании в виде ожиданий о том, как будут вести себя окружающие родители, друзья, преподаватели, прохожие на улице и соседи по отелю на отдыхе и в виде наших собственных предполагаемых реакций на их поведение. Одних социологов интересуют общие закономерности формирования и изменения человеческих обществ. Они считают, что в фокусе внимания социологии должен находиться социальный порядок, организующий и координирующий жизнь всех членов общества без исключения. Другие социологи, напротив, исходят из того, что каждый член общества уникален, и задаются вопросом о том, как, несмотря на глубокие личностные различия, люди все же способны понимать друг друга. В своих исследованиях они концентрируются на том, какие смыслы люди приписывают социальному миру, в котором живут: как интерпретируют действия окружающих и собственное поведение, и как, подчиняясь социальному порядку или сопротивляясь ему, они служат воспроизводству этого порядка или его изменению. Что объединяет и тех, и других социологов, так это чувствительность к социальным изменениям. Социологи первыми реагируют на общественные потрясения и кризисы: именно они указывают на новые глобальные риски и задумываются о последствиях масштабных миграций; анализируют межэтнические конфликты и пытаются предугадать последствия политических реформ.
При этом они руководствуются двумя основными принципами. Во-первых, говоря языком выдающегося американского социолога Питера Бергера, они стремятся обнаружить общее в частном. Например, они хорошо осознают, что в положении конкретного жителя Зауралья, живущего от зарплаты к зарплате и не способного позволить себе не только отпуск за границей, но и мясо к обеду, скорее всего, виноваты не только нерадивость и лень этого россиянина, но и общая структура социальных неравенств, сложившаяся в обществе. Возможно, причиной бедности этого жителя, как и тысяч других, стала бедность семьи, в которой он родился, а отсюда — ограниченный доступ к высококачественному образованию, необходимость рано выйти на рынок труда, низкая квалификация и скромные доходы. Во-вторых, как замечает Джон Масионис, социологи учатся искать необычное в банальном. Так, они верят, что научный интерес может представлять любая форма поведения людей и групп: от вооруженных межнациональных конфликтов до мирного хозяйствования пенсионера на дачном участке, от судьбоносного решения старшеклассника, куда поступать после окончания школы, до того, какие качества мы приписываем «настоящим мужчинам» и «настоящим женщинам». Ведь в каждой рутине, в каждой привычке, в каждой «само собой разумеющейся» реакции собеседника кроются следы социальной структуры, учащей нас, как должно поступать, думать и чувствовать. Социология богата теоретической рефлексией, но одновременно она является принципиально эмпирической наукой. Учиться социологическому анализу исключительно по книгам, не взаимодействуя с людьми, — все равно что слыть музыкальным критиком, никогда не прослушав ни одной симфонии.
При этом репертуар методов, доступных социологам, очень широк. Помимо опросов общественного мнения, которые в первую очередь ассоциируются у населения с социологическими исследованиями, ученые используют возможности глубинных интервью, предполагающих свободную доверительную беседу с представителями тех или иных категорий людей; включенного наблюдения, при котором исследователи стремятся максимально включиться в интересующую их группу, посмотреть на нее «изнутри»; визуальных методов, связанных со сбором и анализом фото- и видеоматериалов; количественного и качественного анализа текстов от публикаций СМИ до дневниковых записей; от писем до пабликов в социальных сетях и мн.
Именно таким образом возникают научные революции.
И объектом нашего непосредственного интереса является то, каким образом происходят эти революции, что делают те люди, которые являются инициаторами этих революций и которые являются пионерами новых парадигм. За эту мысль зацепились многие социологи. В рамках этой программы развернулся так называемый тезис о симметрии.
Важная трансформация, которая произошла в этот момент, — это пересмотр взгляда на историю науки. Прежде считалось, что история науки представляет собой череду непрерывных побед. Может быть, даже как череда ошибок.
Именно в рамках этой волны исследований возникли так называемые полевые исследования науки. Проводя там по полгода, по году или по два, они выясняли, как реально производится наука, как она возникает из множества ошибок, непониманий и несогласованностей и как эта ткань обычной, «нормальной науки» возникает под руками обычных, нормальных ученых, а вовсе не героев. Иными словами, у нас есть некоторое единое общество, которое делегировало лицам, принимающим решения, власть управлять государством, власть вести его куда-то , определять направление его развития.
Иногда он может указать на то, что они действуют неправильно, что их действия не приведут к желаемым целям. Это предпосылка о том, что общество действительно едино: если уж оно делегировало власть тем, кто принимает решения, то они теперь действительно могут действовать от лица всего общества. В самом деле, разве мы не видим, что вокруг нас происходят довольно серьезные конфликты?
Для одних закон действует, а для других не действует. В социальной теории мысль, утверждающая, что никакого единого общества нет и в любой социальной среде неизбежно существует некоторый конфликт, связана с марксистским направлением. И способы подавления вовсе не всегда связаны с прямым насилием, чаще всего они являются идеологическими.
В социологию понятие идеологии попало не сразу, однако когда попало — наделало там очень много шума. Более интересная вещь — тотальная идеология. Тотальная идеология — это целое стройное мировоззрение, в рамках которого его носитель не отдает себе отчета в том, что его слова и убеждения являются продуктом идеологии.
Это ставит под угрозу возможность любого объективного познания. Именно с этой проблемой столкнулся Карл Мангейм. Одно из них состоит в том, что раз каждый из противоборствующих социальных классов является носителем определенной идеологии, то понять, какова же реальность, мы сможем, только если воссоздадим мировоззрение всех этих классов, иными словами, если мы сможем скомбинировать все существующие перспективы.
Каждый класс смотрит на личную реальность со своей точки зрения, и каждый обладает своим ограниченным взглядом. Если мы сможем реконструировать все эти взгляды и каким-то образом их скомпоновать, то получим картинку того, как устроено общество в настоящий момент. Второе решение, которое предложил Мангейм, даже более известно.
Есть категория людей, которая не вовлечена в классовую борьбу, потому что у нее нет особого интереса в этой борьбе, она никак не выиграет и не проиграет от любого исхода. На нее не давит жизненная необходимость, и она способна тратить время на самообразование, у нее разнообразный досуг. Эта теория стала очень популярной.
Сегодня мы нередко можем слышать, как интеллигенцию упрекают в том, что она недостаточно ясно, недостаточно сильно, недостаточно эмоционально выражает чаяния той или иной категории людей или даже чаяния всего народа в целом. Но в некотором смысле в этом и есть функция интеллигенции. Но сама функция интеллигенции предполагает как раз готовность к несогласию с доминирующими позициями, готовность оказаться выше конфликта и сиюминутных страстей.
Далеко не все теории познания в социологии разделяют эту точку зрения, в которой реальным субъектом познания является интеллигенция.
В различных маркетинговых отделах на любом уважающем себя предприятии. Социология и ее родители До 18 века именно философия считалась «наукой наук» и занимала ведущее место. Однако постепенно от нее начали ответвляться экономика, историография, правоведенье. А на рубеже 18-19 веков возникла наука об обществе, которая и была названа социологией. Отдельно хочется рассказать о том, какие люди, известные социологи, развивали данную область знания еще до того, как она была выделена в отдельную науку: Огюст Конт.
Его еще называют «отцом социологии». Он рассматривал общество как некий двойственный организм, одна часть которого является продолжением биологического ряда. Другая же являлась чем-то новым, общественно-человеческим термин О. Обязательно нужно несколько слов сказать и о таком французском ученом, как Эмиль Дюркгейм. В своих трудах он описал множественные методы исследования, которыми социология пользуется и сегодня. Герберт Спенсер являлся последователем Огюста Конта и далее развивал теории эволюции относительно человеческого общества.
Стоит сказать, что на его мнение и труды сильно повлияла теория Чарльза Дарвина. Томас Гоббс, английский исследователь, впервые создал договорную теорию происхождения государства. В противовес ему шла теория французского ученого Ж. Руссо, который говорил о том, что государство является следствием именно неравенства в обществе. Иные известные социологи, которые развивали данную науку еще до ее появления: Дж. Локк, А.
Смит, Ф. Тённис, Ч. Ламброзо и т.