Другими словами, социология «дает голос», возможность «быть услышанными» тем, кто обычно остается за бортом внимания и общественных дискуссий.
Вы точно человек?
Социолог в итоге может выявить причину негативного явления в обществе и разработать план по улучшению ситуации. Социологи востребованы в торговых и маркетинговых компаниях, политике, аналитике. Работа социолога оплачивается не всегда одинаково. Уровень заработанной платы, этого специалиста, зависит исключительно от той сферы, в которой он работает.
Такая модель широко распространена на Западе. В России социологи нередко сами осуществляют сбор данных, хотя все большее число научных организаций социологического профиля отдает проведение полевых исследований на аутсорсинг. Водораздел между социологами и поллстерами заключается в глубине погружения в проблему. Социолог использует свои научные знания для объяснения картины мира, а результатом его работы становятся научные статьи и монографии.
Поллстер конкретную задачу по проведению полевого этапа, на выходе представив данные и аналитический отчет по ним. Безусловно, социолог может быть хорошим поллстером, равно как и поллстер может быть хорошим социологом.
Петровский колледж. За год учебы колледж попросит 44 000 рублей. Продолжительность учебы в этих ССУЗах составляет два года и десять месяцев для поступивших после одиннадцатого класса и три года и десять месяцев для тех, кто окончил девять классов школы. Все перечисленные образовательные организации за исключением Колледжа экономики, страхового дела и информационных технологий и Гуманитарного техникума экономики и права финансируются из государственного бюджета, поэтому в них есть возможность учиться бесплатно. Курсы и тренинги Это — образовательные учреждения Москвы, проводящие социологические курсы и тренинги. Цена — 3 900, срок один месяц. Образовательный центр «Каменный город».
Стоимость — 4 150, длительность — шесть недель. Стоимость — 31 900, продолжительность — полгода. Курсы по повышению квалификации при Высшей школе экономики. Срок — два месяца, стоимость — 16 500 рублей. Курсы при Институте социологии РАН. Цена — 24 000, время — три недели. А это — аналогичные учреждения Санкт-Петербурга. Тренинги при факультете социологии СПБгУ. Стоимость — 18 000, срок — две недели.
Курсы «Европейского университета в Санкт-Петербурге». Цена — 17 800, продолжительность — две недели. Учебный центр «Erickson». Стоимость — 12 000, длительность — одна неделя.
В своих исследованиях они концентрируются на том, какие смыслы люди приписывают социальному миру, в котором живут: как интерпретируют действия окружающих и собственное поведение, и как, подчиняясь социальному порядку или сопротивляясь ему, они служат воспроизводству этого порядка или его изменению. Что объединяет и тех, и других социологов, так это чувствительность к социальным изменениям. Социологи первыми реагируют на общественные потрясения и кризисы: именно они указывают на новые глобальные риски и задумываются о последствиях масштабных миграций; анализируют межэтнические конфликты и пытаются предугадать последствия политических реформ. При этом они руководствуются двумя основными принципами.
Во-первых, говоря языком выдающегося американского социолога Питера Бергера, они стремятся обнаружить общее в частном. Например, они хорошо осознают, что в положении конкретного жителя Зауралья, живущего от зарплаты к зарплате и не способного позволить себе не только отпуск за границей, но и мясо к обеду, скорее всего, виноваты не только нерадивость и лень этого россиянина, но и общая структура социальных неравенств, сложившаяся в обществе. Возможно, причиной бедности этого жителя, как и тысяч других, стала бедность семьи, в которой он родился, а отсюда — ограниченный доступ к высококачественному образованию, необходимость рано выйти на рынок труда, низкая квалификация и скромные доходы. Во-вторых, как замечает Джон Масионис, социологи учатся искать необычное в банальном. Так, они верят, что научный интерес может представлять любая форма поведения людей и групп: от вооруженных межнациональных конфликтов до мирного хозяйствования пенсионера на дачном участке, от судьбоносного решения старшеклассника, куда поступать после окончания школы, до того, какие качества мы приписываем «настоящим мужчинам» и «настоящим женщинам». Ведь в каждой рутине, в каждой привычке, в каждой «само собой разумеющейся» реакции собеседника кроются следы социальной структуры, учащей нас, как должно поступать, думать и чувствовать. Социология богата теоретической рефлексией, но одновременно она является принципиально эмпирической наукой. Учиться социологическому анализу исключительно по книгам, не взаимодействуя с людьми, — все равно что слыть музыкальным критиком, никогда не прослушав ни одной симфонии.
При этом репертуар методов, доступных социологам, очень широк. Помимо опросов общественного мнения, которые в первую очередь ассоциируются у населения с социологическими исследованиями, ученые используют возможности глубинных интервью, предполагающих свободную доверительную беседу с представителями тех или иных категорий людей; включенного наблюдения, при котором исследователи стремятся максимально включиться в интересующую их группу, посмотреть на нее «изнутри»; визуальных методов, связанных со сбором и анализом фото- и видеоматериалов; количественного и качественного анализа текстов от публикаций СМИ до дневниковых записей; от писем до пабликов в социальных сетях и мн. Разнообразны и возможности трудоустройства профессиональных социологов. Они могут выбрать академическую карьеру, а могут — предпочесть работу в государственных организациях и частных компаниях, правительственных структурах или НКО. В любом случае им пригодятся такие неотъемлемые от профессии социолога качества и навыки, как чувствительность к изменениям в поведении и мнениях людей, способность налаживать диалог с представителями различных социальных классов и субкультур, готовность при необходимости становиться их «рупором», донося их потребности и беды до властей и социальных служб, умение собирать и анализировать информацию с применением различных методов и техник, вовремя прогнозировать конфликты и бороться с назревшими социальными проблемами. Социолог — это отличная профессия для творческого и неравнодушного человека, с живым интересом относящегося к уникальным жизненным опытам людей, умеющего прислушиваться к мнению окружающих, готового путешествовать из одного социального мира в другой и не боящегося трудностей полевой работы. Энтони Гидденс, Социология, «Введение в социологию» «Книга написана с верой в то, что социология призвана играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимать центральное место среди социальных наук. Изучая социологию, мы поднимаемся над нашей собственной интерпретацией мира, чтобы взглянуть на социальные воздействия, формирующие наши жизни.
При этом социология не отвергает и не умаляет значение индивидуального опыта. Наоборот, мы учимся лучше понимать самих себя и других людей, тем самым, развивая в себе способность восприятия космоса социальной деятельности, в которую мы вовлечены». Из аннотации Олимпиады школьников СПбГУ по профилю «Социология» Социология — инструмент для эффективной деятельности и поведения в современной жизни; позволяет анализировать и понимать, как устроен окружающий социальный мир, чтобы действовать в нем максимально результативно. Социологический взгляд на мир отличается от обычных представлений. Это, прежде всего, — способность замечать общее в частном. Социологическое мышление возникает тогда, когда мы начинаем понимать, как общие категории влияют на нашу частную жизнь, «видеть необычное в банальном». Такой подход можно назвать социологическим воображением — умением абстрагироваться от своего опыта повседневной жизни. О социологии и современном обществе Сергей Савин, к.
Кто такой социолог
В этой статье подробно расскажем социолог кто это такой, что за профессия, чем он занимается и какую социальную роль он играет. Социолог — специалист, получивший профильное высшее образование. социология что за профессия Кафедры социологии обычно входят в систему гуманитарного знания. миниатюра Кто такой социолог. Социолог – в чем специфика деятельности? Профессия социолог, кто такой социолог.
Описание профессии
- Ответы : Что это за профессия такая социолог? Кем работать?
- Что изучает социология?
- Вы точно человек?
- Что такое социология?
Профессия социолог, кто такой социолог
Социология находится на стыке точных и гуманитарных наук. Сначала социологи получают данные, потом их подсчитывают с помощью математических методов. Кто такой социолог и что он делает. Несмотря на то что социология, как сложная, комплексная наука о проблемах социума, начала своё существование больше столетия назад, профессия «социолог» появилась относительно недавно. Кто такой социолог и чем он занимается, кем может работать. Социология – научная отрасль, изучающая систему функционирования общества, взаимоотношения людей в социуме. Социолог — это тот, кто изучает общество и социальное поведение, исследуя группы, культуры, организации, общества и социальные движения, которые люди развивают.
Как стать социологом?
Российский государственный университет имени А. В этому ВУЗе два семестра обучения стоять 75 000 рублей. Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. За двенадцать месяцев учебы здесь абитуриент заплатит 259 000 рублей. Высшая школа экономики. Цена одного года обучения равна 350 000 рублей. А этот список содержит санкт-петербургские ВУЗы, имеющие социологический факультет.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Цена двух семестров учебы в этом университете равна 158 000 рублей. Санкт-Петербургский государственный университет. Стоимость года обучения составляет 195 500 рублей. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Цена за двенадцатимесячное обучение равняется 162 700 рублей.
Российский государственный педагогический университет имени А. Цена года образовательной программы в университете составляет 124 000 рублей. Государственный университет имени А. Стоимость года учебы — 118 000 рублей. Обучение во всех перечисленных высших учебных заведениях продлится четыре года для бакалавров и шесть лет для магистров. Поскольку все указанные ВУЗы государственные, в каждом из них, помимо платного обучения, есть возможность получить профессию на безвозмездной основе, поступив на бюджетное отделение.
За год учебы придется отдать 60 000 рублей.
Основные статьи: Количественные методы исследований и Качественные методы исследований Количественные и качественные методы связываются с разными подходами к исследованию. Первые исходят из позитивизма и ориентированы на сбор эмпирических данных и измерение количественных характеристик социальных феноменов [116] [117] [118] ; вторые пытаются реконструировать мышление индивида и принятие им решений [118]. Выборки количественных исследований, как правило, намного превосходят выборки качественных исследований [119]. В XIX веке количественные методы связывалось с ожиданиями точных и надёжных измерений, возможностью сравнительного и исторического анализа. В своём известном исследовании Дюркгейм задействовал официальную статистику, чтобы измерить уровень самоубийств [118].
Позитивисты расширяли применение количественных методов, чтобы отразить сложность социального мира, постпозитивисты признавали субъективизм наблюдателей, но сохраняли представление об объективной внешней реальности [120]. Качественные методы первоначально дополняли количественные и стали утверждаться с 1970 годов [121]. Количественные методы позволяют получить данные, числа или проценты для общего вывода о данных; например, о достоверности, а не случайности, различия между группами в рамках выборки [119]. Методы исследования подразделяются в зависимости целей и стратегий: валидность измерений точность в измерении того, что измеряется [122] , обобщения и выявление причинности [120]. Используются дедуктивная и индуктивная стратегии, а также более ограниченная стратегия описания; стратегии могут смешиваться, большинство количественных исследований включает элементы описания, а дедуктивная стратегия — индукцию [123]. При валидном измерении данные, собранные по определённой процедуре, отражают эмпирический статус переменной в рассматриваемом феномене [120].
Переменная — это понятие, чьё значение изменчиво и которое поддаётся сравнению, например, цена, социальный класс, возраст, уровень доходов или преступности [124] [125]. Измерения позволяют делать обобщения о людях, группах и т. Независимые переменные вызывают изменение и воздействует на зависимые переменные, которые изменяются [122] [130]. Причинно-следственная связь подразумевает, что одна ситуация или событие переменные вызывает другое. Она предполагает ряд условий: корреляцию, независимую переменную, которая предшествует зависимой, и отсутствие данных о третьей корреляции [131] [132] [133]. К примеру, подготовка к экзамену влечёт хорошие оценки [122].
Статистика самоубийств во Франции из работы Дюркгейма Ложная корреляция — обманчивая, хотя и явная связь между переменными [128] ; Дюркгейм увидел корреляцию между количеством самоубийств и временем года [129]. Пример ложной корреляции — правонарушения среди молодёжи в основном происходят в густо населённых районах, однако перенаселённость независимая переменная не является причиной преступности и является ложной корреляцией; причина — бедность [128]. Чтобы выявить ложную корреляцию и причинность, требуется оставить какие-либо переменные неизменными и посмотреть воздействие других процедура контроля переменных [134] [128]. В примере с молодёжной преступностью контроль переменной уровня доходов элиминирует корреляцию, поскольку в ходе исследований выясняется, что обе переменные — преступность и плотность населения — зависят от бедности [135]. Любую корреляцию например, в человеческом действии [136] можно объяснить через множество причин, и многие корреляции не имеют причинных связей, которые трудно выявить. Учёные обычно отталкиваются от предыдущих работ, но нет гарантий, что учтены все причины, всегда остаются сомнения [137] [136].
К примеру, хорошее образование может приводить к высокому доходу, однако причиной может быть и высшее образование родителей — в этом случае собственное высшее образование не имеет значения [123] [129]. Человеческие действия непредсказуемы; их можно приписать лишь тем или иным категориям людей [82]. Ситуацию с конкретной причинной связью невозможно полностью воспроизвести [133]. Опросы состоят из анкет-опросников, процедуры анкетирования выборки более крупной совокупности [124]. Анкетирование проводится самим учёным либо рассылается по электронной почте. Группа опрашиваемых лиц — совокупность — достигает нескольких тысяч.
Набор вопросов закрытого типа предполагает ограниченный набор ответов да, нет, не знаю , открытый тип вопросов предусматривает ответ в формулировке респондента, без стандартизации, может включать встречные вопросы [138]. Пилотные обследования помогают наметить проблемы [139] , правильно сформулировать вопросы, хотя не меняют принципиально сам опрос. Когнитивное интервью уточняет, какие смыслы добавляют респонденты, и проясняет их [140]. Для возможности обобщения выборка должна быть случайной и репрезентативной [139] [141]. Метод опросов критикуют за поверхностность и искусственность результатов, неполноту данных, поскольку люди по тем или иным причинам не участвуют, а также ограниченность большинства ответов. Подвергается сомнению, что люди говорят о своих настоящих воззрениях [142].
Случайная выборка может оказаться неполной; статистические выводы могут неверно интерпретироваться или использоваться, они неприменимы к обобщению за пределами совокупности, что, однако, часто делается [144]. Описательная статистика позволяет узнать, например, долю рабочего класса в обществе, процент женщин, занятых наёмных трудом, количество согласных с реальностью глобального потепления и т. Средняя величина считается как среднее арифметическое , как мода и как медиана , учитывается стандартное отклонение [145] [146]. Методы включают дискриминантный анализ [119] , факторный анализ , многомерное масштабирование и кластерный анализ [147]. В 1960-70-е годы в рамках «спора о позитивизме» некоторые социологи пытались увязать статистические данные и причинность, вывести из них законы, построить дедуктивные связи [К 5]. Мертон считал теорию совокупностью выводимых друг из друга утверждений и обосновывал более высокий уровень обобщений, но переход к ней от статистических корреляций показать не удалось [149].
Область применения экспериментов в социологии небольшая, поскольку люди изменяют своё поведение в лабораторных условиях эффект Готорна , хотя иногда к этому методу обращаются. В известном эксперименте Ф. Зимбардо была создана псевдотюрьма, в которой участники-студенты выполняли функции охранников и заключённых: учёные констатировали быстрые и значительные изменения и пришли к выводу, что на поведение влияет обстановка тюрьмы, а не личные качества [150] [151]. Британские студенты-социологи, 1950-е годы К качественным методам относятся фокус-группы , этнографическое , включённое и личное наблюдение, полуструктурированные и неструктурированные опросы, биографическое исследование включая биографию самого учёного [152] , устные истории и истории жизни, анализ нарративов, приземлённая теория [153]. Эти методы позволяют понять, как люди проживают и воспринимают социальную жизнь. Качественные методы используются в изучении бездомности, домашнего насилия , детских переживаний и т.
В полевом исследовании учёный месяцами или годами наблюдает изучаемую группу или общину. Социолог выстраивает доверительные отношения с членами общины, участвует в повседневной жизни, берёт интервью. Взгляд «изнутри» позволяет глубоко проникнуть в небольшие области социальной жизни, однако такое исследование ограничено, не позволяет обобщать, требует доверия со стороны изучаемых людей, в нём отсутствует дистанция [154] [155]. Приземлённая теория переворачивает дедуктивный метод: накопление данных записи интервью предшествует формированию теорий и понятий [153]. Сторонники качественных и количественных исследований время от времени критикуют друг друга, однако большинство учёных обращаются к смешанным методам, приоритет зависит от конкретной ситуации [156]. Количественные методы играют меньшую роль, чем в первой половине XX века, ввиду проблем с установлением причинности, неоднородностью изучаемых объектов и др.
Переменная не является измеряемым феноменом и не поддаётся прямому наблюдению [158]. Высказываются опасения, что количественные методы уже не так популярны среди начинающих учёных, которые боятся чисел и статистики и считают социологию гуманитарной дисциплиной [159]. Качественные и количественные исследования постепенно сближаются: опросы интерпретируют позиции и мнения, в качественных исследованиях используются программные пакеты например, SPSS для работы с большим количеством данных; некоторые количественные исследования используют полуструктурированные интервью [159] [120]. Развитие человеческих общностей[ править править код ] Наиболее распространёнными в истории человечества были общества охотников-собирателей ; примерно 20 тысяч лет назад люди начали разводить скот и заниматься земледелием, позднее возникли скотоводческие и аграрные земледельческие общества [160]. Несколько тысяч лет назад начали развиваться первые цивилизации, в которых появились крупные города, использовалась письменность , процветали науки и искусства; большую часть этих цивилизаций называют империями , поскольку они расширялись через завоевания.
Именно таким образом возникают научные революции. И объектом нашего непосредственного интереса является то, каким образом происходят эти революции, что делают те люди, которые являются инициаторами этих революций и которые являются пионерами новых парадигм. За эту мысль зацепились многие социологи.
В рамках этой программы развернулся так называемый тезис о симметрии. Важная трансформация, которая произошла в этот момент, — это пересмотр взгляда на историю науки. Прежде считалось, что история науки представляет собой череду непрерывных побед. Может быть, даже как череда ошибок. Именно в рамках этой волны исследований возникли так называемые полевые исследования науки. Проводя там по полгода, по году или по два, они выясняли, как реально производится наука, как она возникает из множества ошибок, непониманий и несогласованностей и как эта ткань обычной, «нормальной науки» возникает под руками обычных, нормальных ученых, а вовсе не героев. Иными словами, у нас есть некоторое единое общество, которое делегировало лицам, принимающим решения, власть управлять государством, власть вести его куда-то , определять направление его развития. Иногда он может указать на то, что они действуют неправильно, что их действия не приведут к желаемым целям.
Это предпосылка о том, что общество действительно едино: если уж оно делегировало власть тем, кто принимает решения, то они теперь действительно могут действовать от лица всего общества. В самом деле, разве мы не видим, что вокруг нас происходят довольно серьезные конфликты? Для одних закон действует, а для других не действует. В социальной теории мысль, утверждающая, что никакого единого общества нет и в любой социальной среде неизбежно существует некоторый конфликт, связана с марксистским направлением. И способы подавления вовсе не всегда связаны с прямым насилием, чаще всего они являются идеологическими. В социологию понятие идеологии попало не сразу, однако когда попало — наделало там очень много шума. Более интересная вещь — тотальная идеология. Тотальная идеология — это целое стройное мировоззрение, в рамках которого его носитель не отдает себе отчета в том, что его слова и убеждения являются продуктом идеологии.
Это ставит под угрозу возможность любого объективного познания. Именно с этой проблемой столкнулся Карл Мангейм. Одно из них состоит в том, что раз каждый из противоборствующих социальных классов является носителем определенной идеологии, то понять, какова же реальность, мы сможем, только если воссоздадим мировоззрение всех этих классов, иными словами, если мы сможем скомбинировать все существующие перспективы. Каждый класс смотрит на личную реальность со своей точки зрения, и каждый обладает своим ограниченным взглядом. Если мы сможем реконструировать все эти взгляды и каким-то образом их скомпоновать, то получим картинку того, как устроено общество в настоящий момент. Второе решение, которое предложил Мангейм, даже более известно. Есть категория людей, которая не вовлечена в классовую борьбу, потому что у нее нет особого интереса в этой борьбе, она никак не выиграет и не проиграет от любого исхода. На нее не давит жизненная необходимость, и она способна тратить время на самообразование, у нее разнообразный досуг.
Эта теория стала очень популярной. Сегодня мы нередко можем слышать, как интеллигенцию упрекают в том, что она недостаточно ясно, недостаточно сильно, недостаточно эмоционально выражает чаяния той или иной категории людей или даже чаяния всего народа в целом. Но в некотором смысле в этом и есть функция интеллигенции. Но сама функция интеллигенции предполагает как раз готовность к несогласию с доминирующими позициями, готовность оказаться выше конфликта и сиюминутных страстей. Далеко не все теории познания в социологии разделяют эту точку зрения, в которой реальным субъектом познания является интеллигенция.
А для Конта социология была царицей наук, которая изучает самый сложный предмет и поэтому хронологически возникает последней. Но на самом деле в этом разделении религии и науки есть довольно спорные элементы. Если обобщать множество теорий, которые пытались объяснить прогресс в познании мира, то, как правило, мы получаем следующую схему. И, воздействуя на эти начала «магическим» образом, он может менять мир вокруг себя. И обычно считается, что их число со временем должно уменьшаться. В этой схеме, которой руководствовался в том числе и Конт, наука и религия противопоставлены друг другу именно по этому познавательному основанию. Но разве религия — это только способ познания мира? Как быть с этими элементами религиозного опыта, если мы концентрируемся только на познавательной стороне религии? Одну из наиболее интересных и влиятельных идей по этому поводу высказал французский социолог Эмиль Дюркгейм в начале XX века. С точки зрения Дюркгейма, самое главное, что мы можем сказать про все элементы религии, состоит в том, что религия упорядочивает нашу жизнь, она вносит в нее некоторую стройность. Это верно как в отношении символического элемента, так и в отношении эмоционального, и в отношении познавательного элемента тоже. Раз она вносит стройность и порядок, то этот порядок противостоит некоторому хаосу. Поэтому самое важное, что делает религия, — учит нас различать. И самое важное различение связано с выделением сакральных вещей. Первое, что она учит делать, — это отделять вещи сакральные от вещей профанных, от всего, чему не присваивается возвышенное значение. Если посмотреть на любую религию, то она в своем основании действительно имеет выделение некоторых сакральных вещей. Мы не можем просто так употреблять в разговоре слова, которые являются священными, даже переходить к темам, которые являются священными. Если подумать об этом определении религии и попытаться развить его, то выяснится, что разделение на сакральные и профанные вещи, это базовое религиозное разделение, актуально не только для тех обществ или тех людей, которых мы привыкли называть религиозными. На самом деле это разделение характерно абсолютно для всех нас. И мы все принимаем в нем некоторое участие, независимо от того, считаем мы себя людьми религиозными или нет. Например, есть ряд вещей, которые мы никогда не будем есть, хотя знаем, что они, в принципе, могли бы быть съедобными, и на свете существуют люди, которые готовы их есть. Наконец, самый очевидный опыт — мы все участвуем в праздниках. Праздники обозначают воспроизводство сакрального в нашей жизни. Расшифровка Казалось бы, социология ничего не может сказать о происхождении нашего знания. Социология способна объяснять, откуда берется наше мнение, наше представление, почему люди верят в те, а не другие вещи, — но разве может социология что-то сказать по поводу того, что мы надежно знаем? Мы познаем окружающий мир опытным путем, ставим над ним какие-то эксперименты и в дальнейшем совершенствуем понимание того, как мир вокруг нас устроен. Кажется, социологии нет здесь никакого места. Давайте подумаем, как устроена такая модель знания. Во-первых, она является кумулятивной, то есть знание понемногу накапливается. Мы знали когда-то гораздо меньше, потом знаем все больше и больше и понимаем, что в дальнейшем будем знать еще больше. На вопрос, каким образом устроено это познание, всегда отвечала философия науки. Важной поворотной точкой в середине XX века стала идея австрийского философа Карла Поппера о том, что верификационизм — это очень неудачная модель объяснения того, каким образом мы познаем, и на самом деле через верификацию невозможно ничего познать.
Кому и зачем нужна социология в России
По данным следствия, сотрудники полиции истязали задержанного, добиваясь признания в краже мобильного телефона. В результате судебного разбирательства восемь сотрудников отдела полиции «Дальний» были признаны виновными и наказаны лишением свободы на срок от 2 до 14 лет. У всех, кто узнавал о происшедшем, возникал вопрос: как это стало возможным? Почему сотрудники полиции совершали запредельные садистские действия? Здравый смысл часто способствует индивидуализации причин и факторов человеческого поведения. Нам нередко свойственно объяснять поступки других людей их личными чертами. Социология же настаивает на рассмотрении наряду с индивидуальными чертами целого ряда других факторов — ситуативных, организационных, системных. Ключевой социологический вопрос в данном случае заключается в том, какие системные черты российской и татарстанской полиции сделали возможным происшедшее. Отсутствие внешнего и внутреннего контроля, давление руководства с целью обеспечить раскрываемость, необходимость демонстрировать выигрышную отчетность, назначение на должности по принципам лояльности и наличия связей, а не компетентности, вертикальные коррупционные связи и ощущение безнаказанности, наличие соответствующих образцов действий? К сожалению, гораздо больше внимания после гибели Сергея Назарова уделялось не этим вопросам, на которых настаивали социологи и правозащитники Казанский правозащитный центр и ассоциация «Агора» , а наказанию конкретных полицейских, непосредственно виновных в смерти задержанного.
Один из штрихов данной ситуации: министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров после своей отставки в апреле 2012 года был назначен сначала заместителем премьер-министра Республики Татарстан, а впоследствии руководителем аппарата президента Татарстана, а министр внутренних дел России Рашид Нургалиев с мая 2012 года работает заместителем секретаря Совета безопасности России. Социологи подчеркивают, что действия людей в гораздо большей степени определяются социальными факторами — распространенными моделями поведения, ролевыми ожиданиями, ориентацией на референтные группы, подчинением власти и т. Однако это не означает, что конкретные участники — чиновники, полицейские, военные, судьи, рядовые граждане — не несут ответственности за свои действия или их отсутствие. Выбор, как поступить, есть всегда, и доминирующие образцы поведения создаются именно в результате множества такого рода выборов. В этом заключается еще одно важное социологическое положение: социальная реальность не есть нечто жесткое и предзаданное, она постоянно конструируется самими людьми. Мы сами создаем мир, в котором живем, и в наших силах его изменить. Что касается взаимоотношений с властями, то у социологии они всегда складываются сложно. Социальным наукам свойственен значительный критический потенциал; социологические методы позволяют выявлять несвободу, эксплуатацию, дискриминацию, подавление и исключение целых групп, делая слышимыми их голоса, а также неэффективность и коррумпированность властных структур.
Традиционно в обязанности социолога входит составление программ, проведение социологических исследований, их грамотная интерпретация и анализ, разработка рекомендаций по совершенствованию тех или иных процессов, консультирование по социальным вопросам.
Кому подходит профессия Социология подходит любознательным, пытливым людям, способным воспринимать любую информацию критически. Было бы ошибкой относить эту науку к числу сугубо гуманитарных. Студенты-социологи осваивают математические методы, изучают статистику, алгебру, теорию чисел. Вместе с тем они проходят философию, логику, историю, изучают как минимум один иностранный язык. Зарплаты и перспективы Заработок социолога зависит от той сферы, где он работает.
А вот то, как человек взаимодействует с окружающим его социумом, представляет для этой науки интерес. Человек зависит от общества. А общество состоит из большого количества отдельно взятых людей. Каждый из них в отдельности не является объектом изучения для социологии.
А вот совокупность связей, отношений и взаимодействий между ними — это социальная реальность, и именно её изучает данная наука. Каждый конкретный социальный объект имеет собственное множество уникальных связей и отношений, организованных определенным образом и образующих некую социальную систему. Социология как наука существует уже более полутора веков. Всё это время объектом её изучения оставалось человеческое общество, а вот предмет изучения непрерывно менялся. Изначально это способствовало окончательному отделению социологии от философии и превращению её в самостоятельную науку. На данный момент основным предметом исследования для неё являются взаимодействия социальных групп между собой и взаимодействие личностей с социальными группами. Отличия социологии от других наук Существует достаточно много научных дисциплин, изучающих общество и взаимоотношения внутри него: экономика, политика, юриспруденция и прочие. Но социология — это единственная наука, изучающая общество как единую и неделимую систему. Другие же науки концентрируются на конкретных процессах и явлениях, представляющих для них интерес, в отрыве от остальных аспектов социального взаимодействия.
Кроме того, социология отличается от других наук своими методами изучения. Она рассматривает общество и происходящие в нём процессы через призму потребностей , интересов, ценностей и иных установок, руководящих людьми. Такой подход позволяет не просто анализировать определенные явления, но и строить объясняющие их модели, повышающие точность дальнейшего прогнозирования и дающие возможность целенаправленно управлять социальными процессами. История появления и развития социологии Как было отмечено выше, основоположником данной науки является французский философ Огюст Конт. В 1842 году он опубликовал работу «Курс позитивной философии», в которой обосновал необходимость существования социологии. Эту необходимость подтверждали события, происходившие в то время. Европа была охвачена войнами, социальными конфликтами и революциями, которые вспыхивали хаотично и практически всегда неожиданно. Становление науки происходило во второй половине 19 века. В 20 веке происходило бурное развитие новой науки.
Многие социологические концепции, предложенные на рубеже 18 и 19 веков, остаются актуальными и сегодня.
Позитивисты расширяли применение количественных методов, чтобы отразить сложность социального мира, постпозитивисты признавали субъективизм наблюдателей, но сохраняли представление об объективной внешней реальности [120]. Качественные методы первоначально дополняли количественные и стали утверждаться с 1970 годов [121]. Количественные методы позволяют получить данные, числа или проценты для общего вывода о данных; например, о достоверности, а не случайности, различия между группами в рамках выборки [119]. Методы исследования подразделяются в зависимости целей и стратегий: валидность измерений точность в измерении того, что измеряется [122] , обобщения и выявление причинности [120]. Используются дедуктивная и индуктивная стратегии, а также более ограниченная стратегия описания; стратегии могут смешиваться, большинство количественных исследований включает элементы описания, а дедуктивная стратегия — индукцию [123]. При валидном измерении данные, собранные по определённой процедуре, отражают эмпирический статус переменной в рассматриваемом феномене [120].
Переменная — это понятие, чьё значение изменчиво и которое поддаётся сравнению, например, цена, социальный класс, возраст, уровень доходов или преступности [124] [125]. Измерения позволяют делать обобщения о людях, группах и т. Независимые переменные вызывают изменение и воздействует на зависимые переменные, которые изменяются [122] [130]. Причинно-следственная связь подразумевает, что одна ситуация или событие переменные вызывает другое. Она предполагает ряд условий: корреляцию, независимую переменную, которая предшествует зависимой, и отсутствие данных о третьей корреляции [131] [132] [133]. К примеру, подготовка к экзамену влечёт хорошие оценки [122]. Статистика самоубийств во Франции из работы Дюркгейма Ложная корреляция — обманчивая, хотя и явная связь между переменными [128] ; Дюркгейм увидел корреляцию между количеством самоубийств и временем года [129].
Пример ложной корреляции — правонарушения среди молодёжи в основном происходят в густо населённых районах, однако перенаселённость независимая переменная не является причиной преступности и является ложной корреляцией; причина — бедность [128]. Чтобы выявить ложную корреляцию и причинность, требуется оставить какие-либо переменные неизменными и посмотреть воздействие других процедура контроля переменных [134] [128]. В примере с молодёжной преступностью контроль переменной уровня доходов элиминирует корреляцию, поскольку в ходе исследований выясняется, что обе переменные — преступность и плотность населения — зависят от бедности [135]. Любую корреляцию например, в человеческом действии [136] можно объяснить через множество причин, и многие корреляции не имеют причинных связей, которые трудно выявить. Учёные обычно отталкиваются от предыдущих работ, но нет гарантий, что учтены все причины, всегда остаются сомнения [137] [136]. К примеру, хорошее образование может приводить к высокому доходу, однако причиной может быть и высшее образование родителей — в этом случае собственное высшее образование не имеет значения [123] [129]. Человеческие действия непредсказуемы; их можно приписать лишь тем или иным категориям людей [82].
Ситуацию с конкретной причинной связью невозможно полностью воспроизвести [133]. Опросы состоят из анкет-опросников, процедуры анкетирования выборки более крупной совокупности [124]. Анкетирование проводится самим учёным либо рассылается по электронной почте. Группа опрашиваемых лиц — совокупность — достигает нескольких тысяч. Набор вопросов закрытого типа предполагает ограниченный набор ответов да, нет, не знаю , открытый тип вопросов предусматривает ответ в формулировке респондента, без стандартизации, может включать встречные вопросы [138]. Пилотные обследования помогают наметить проблемы [139] , правильно сформулировать вопросы, хотя не меняют принципиально сам опрос. Когнитивное интервью уточняет, какие смыслы добавляют респонденты, и проясняет их [140].
Для возможности обобщения выборка должна быть случайной и репрезентативной [139] [141]. Метод опросов критикуют за поверхностность и искусственность результатов, неполноту данных, поскольку люди по тем или иным причинам не участвуют, а также ограниченность большинства ответов. Подвергается сомнению, что люди говорят о своих настоящих воззрениях [142]. Случайная выборка может оказаться неполной; статистические выводы могут неверно интерпретироваться или использоваться, они неприменимы к обобщению за пределами совокупности, что, однако, часто делается [144]. Описательная статистика позволяет узнать, например, долю рабочего класса в обществе, процент женщин, занятых наёмных трудом, количество согласных с реальностью глобального потепления и т. Средняя величина считается как среднее арифметическое , как мода и как медиана , учитывается стандартное отклонение [145] [146]. Методы включают дискриминантный анализ [119] , факторный анализ , многомерное масштабирование и кластерный анализ [147].
В 1960-70-е годы в рамках «спора о позитивизме» некоторые социологи пытались увязать статистические данные и причинность, вывести из них законы, построить дедуктивные связи [К 5]. Мертон считал теорию совокупностью выводимых друг из друга утверждений и обосновывал более высокий уровень обобщений, но переход к ней от статистических корреляций показать не удалось [149]. Область применения экспериментов в социологии небольшая, поскольку люди изменяют своё поведение в лабораторных условиях эффект Готорна , хотя иногда к этому методу обращаются. В известном эксперименте Ф. Зимбардо была создана псевдотюрьма, в которой участники-студенты выполняли функции охранников и заключённых: учёные констатировали быстрые и значительные изменения и пришли к выводу, что на поведение влияет обстановка тюрьмы, а не личные качества [150] [151]. Британские студенты-социологи, 1950-е годы К качественным методам относятся фокус-группы , этнографическое , включённое и личное наблюдение, полуструктурированные и неструктурированные опросы, биографическое исследование включая биографию самого учёного [152] , устные истории и истории жизни, анализ нарративов, приземлённая теория [153]. Эти методы позволяют понять, как люди проживают и воспринимают социальную жизнь.
Качественные методы используются в изучении бездомности, домашнего насилия , детских переживаний и т. В полевом исследовании учёный месяцами или годами наблюдает изучаемую группу или общину. Социолог выстраивает доверительные отношения с членами общины, участвует в повседневной жизни, берёт интервью. Взгляд «изнутри» позволяет глубоко проникнуть в небольшие области социальной жизни, однако такое исследование ограничено, не позволяет обобщать, требует доверия со стороны изучаемых людей, в нём отсутствует дистанция [154] [155]. Приземлённая теория переворачивает дедуктивный метод: накопление данных записи интервью предшествует формированию теорий и понятий [153]. Сторонники качественных и количественных исследований время от времени критикуют друг друга, однако большинство учёных обращаются к смешанным методам, приоритет зависит от конкретной ситуации [156]. Количественные методы играют меньшую роль, чем в первой половине XX века, ввиду проблем с установлением причинности, неоднородностью изучаемых объектов и др.
Переменная не является измеряемым феноменом и не поддаётся прямому наблюдению [158]. Высказываются опасения, что количественные методы уже не так популярны среди начинающих учёных, которые боятся чисел и статистики и считают социологию гуманитарной дисциплиной [159]. Качественные и количественные исследования постепенно сближаются: опросы интерпретируют позиции и мнения, в качественных исследованиях используются программные пакеты например, SPSS для работы с большим количеством данных; некоторые количественные исследования используют полуструктурированные интервью [159] [120]. Развитие человеческих общностей[ править править код ] Наиболее распространёнными в истории человечества были общества охотников-собирателей ; примерно 20 тысяч лет назад люди начали разводить скот и заниматься земледелием, позднее возникли скотоводческие и аграрные земледельческие общества [160]. Несколько тысяч лет назад начали развиваться первые цивилизации, в которых появились крупные города, использовалась письменность , процветали науки и искусства; большую часть этих цивилизаций называют империями , поскольку они расширялись через завоевания. Неиндустриальные, или традиционные общества существовали до XIX века и исчезли с индустриализацией [161]. Развитие человеческих общностей является предметом дискуссий [162].
Идея развития предполагала конечную цель позитивное общество Конта или коммунизм Маркса , внутреннюю обусловленность процесса и различные этапы, а также моральные представления о прогрессе как движении по пути улучшений, освобождения или самореализации [163]. На развитие общества влияют окружающая среда, политическая организация и культурные аспекты [164]. Первые цивилизации возникали в плодородных регионах, в дальнейшем большее значение приобретает тип политической организации, хотя прямой связи между политическим и экономическим устройствами нет.
Что такое социология: понятие, предмет изучения, методы
Кто такой социолог и чем занимается? | Профессия социолог, кто такой социолог. |
Как стать социологом? – Блог Redsale | Социолог специализируется в области экономической социологии, социологии права, социологии международных отношений и др. |
Социолог кто это такой и чем занимается. Особенности профессии. Качества специалиста | С 1994 года День социолога регулярно отмечается на факультетах социологии ведущих российских ВУЗов, в том числе и в Санкт-Петербургском университете, где зарождалась российская академическая социология. |
Кто такой социолог? — Video | Кто такой социолог? Социолог – квалифицированный специалист, профессионально анализирующий, оценивающий и описывающий явления и проблемы, которые происходят как в обществе в целом, так и в отдельных группах. |
Профессия Социолог: где учиться, зарплата, плюсы и минусы | Социолог — специалист, получивший профильное высшее образование. социология что за профессия Кафедры социологии обычно входят в систему гуманитарного знания. |
Где работать
- Профессия Социолог: где учиться, зарплата, плюсы и минусы
- Кто такой социолог и чем он занимается?
- Где учат на социолога
- Профессия Социолог
Социология и свобода
- Что такое социология: понятие, предмет изучения, методы
- Где учиться и на каких специальностях
- Как правильно учить билеты для экзамена по истории Беларуси?
- Кто такой социолог?
- Вы точно человек?
Обзор профессии социолога
Этот термин произошел от двух греческих слов: socio общий и logos слово , что можно трактовать как слово об общем. Кстати, официальной датой возникновения науки об обществе считается 27 апреля 1839 года — день, когда Конт впервые использовал новое слово "социология". Дальнейшим развитием науки, и как следствие, появлением профессии социолог, общество обязано Эмилю Дюркгейму. Именно этот французский ученый описал множество социологических методов исследования, которые и по сей день являются основополагающими принципами классической социологии. Основные должностные обязанности современного социолога, который работает на предприятии, включают в себя: проведение внутри рабочего коллектива социологических исследований и, на основе на полученных данных, внедрение мероприятий, нацеленных на то, чтобы потребности сотрудников — материальные и духовные — были максимально удовлетворены. Это должно способствовать повышению производительности труда работников, а в результате и эффективности производства; проведение социологических исследований от этапа их разработки до анализа полученной информации и на основе полученных данных прорабатывать рекомендации относительно того, как можно оптимизировать организацию труда; участие в проектировании программ, направленных на социальное и экономическое развитие организации; участие в обсуждениях повышения зарплаты сотрудников, а также в работах по улучшению систем, направленных на стимулирование трудовой деятельности персонала обеспечение жильем и санаторно-курортным отдыхом, улучшение питания и так далее ; совместные работы с психологом по определению социальных проблем на предприятии и поиск способов их решения; при необходимости предоставление методических рекомендаций сотрудникам, которые помогут решить социальные вопросы. В коммерческих организациях социологи проводят маркетинговые исследования, "раскручивают" продукцию, продвигают товары и услуги компании-работодателя.
В консалтинговых компаниях, центрах аналитики и ряде государственных учреждений задача специалиста по социологии состоит в том, чтобы исследовать и анализировать мнение граждан по поводу проблем экономического, политического или социального характера, а также узнавать, что думают избиратели о кандидатах во время выборов на ту или иную должность. Какими личностными качествами должен обладать социолог По роду деятельности социологу приходится анализировать большое количество информации. Поэтому очень важно чтобы он умел длительное время концентрировать внимание исключительно на своей работе и при этом мог замечать детали на фоне общей картины. Нужно также, чтобы он имел способность оценивать данные, выделять закономерности и частные случаи. Для этого, помимо прочего, ему необходимо обладать такими личностными качествами как дисциплинированность и усидчивость.
Образовательный центр «Каменный город». Стоимость — 4 150, длительность — шесть недель. Стоимость — 31 900, продолжительность — полгода. Курсы по повышению квалификации при Высшей школе экономики. Срок — два месяца, стоимость — 16 500 рублей.
Курсы при Институте социологии РАН. Цена — 24 000, время — три недели. А это — аналогичные учреждения Санкт-Петербурга. Тренинги при факультете социологии СПБгУ. Стоимость — 18 000, срок — две недели. Курсы «Европейского университета в Санкт-Петербурге». Цена — 17 800, продолжительность — две недели. Учебный центр «Erickson». Стоимость — 12 000, длительность — одна неделя. Курсы при Санкт-Петербургском государственном экономическом университете.
Стоимость — 26 000, продолжительность — четыре недели. Стоимость — 7 700, срок — две недели. Социолог — интересная профессия, требующая внимательности и проявления творческого подхода. Специалист с опытом, работающий в этой сфере, имеет достаточно хороший доход. Основной минус профессии в том, что за пределами столицы она не востребована, и найти работу по специальности социологу будет очень сложно.
Науке об обществе Конт изначально дал название социальная физика. И лишь спустя время ее стали называть социологией. Этот термин произошел от двух греческих слов: socio общий и logos слово , что можно трактовать как слово об общем. Кстати, официальной датой возникновения науки об обществе считается 27 апреля 1839 года — день, когда Конт впервые использовал новое слово "социология". Дальнейшим развитием науки, и как следствие, появлением профессии социолог, общество обязано Эмилю Дюркгейму.
Именно этот французский ученый описал множество социологических методов исследования, которые и по сей день являются основополагающими принципами классической социологии. Основные должностные обязанности современного социолога, который работает на предприятии, включают в себя: проведение внутри рабочего коллектива социологических исследований и, на основе на полученных данных, внедрение мероприятий, нацеленных на то, чтобы потребности сотрудников — материальные и духовные — были максимально удовлетворены. Это должно способствовать повышению производительности труда работников, а в результате и эффективности производства; проведение социологических исследований от этапа их разработки до анализа полученной информации и на основе полученных данных прорабатывать рекомендации относительно того, как можно оптимизировать организацию труда; участие в проектировании программ, направленных на социальное и экономическое развитие организации; участие в обсуждениях повышения зарплаты сотрудников, а также в работах по улучшению систем, направленных на стимулирование трудовой деятельности персонала обеспечение жильем и санаторно-курортным отдыхом, улучшение питания и так далее ; совместные работы с психологом по определению социальных проблем на предприятии и поиск способов их решения; при необходимости предоставление методических рекомендаций сотрудникам, которые помогут решить социальные вопросы. В коммерческих организациях социологи проводят маркетинговые исследования, "раскручивают" продукцию, продвигают товары и услуги компании-работодателя. В консалтинговых компаниях, центрах аналитики и ряде государственных учреждений задача специалиста по социологии состоит в том, чтобы исследовать и анализировать мнение граждан по поводу проблем экономического, политического или социального характера, а также узнавать, что думают избиратели о кандидатах во время выборов на ту или иную должность. Какими личностными качествами должен обладать социолог По роду деятельности социологу приходится анализировать большое количество информации. Поэтому очень важно чтобы он умел длительное время концентрировать внимание исключительно на своей работе и при этом мог замечать детали на фоне общей картины.
Социолог может отметить конкретные проблемы, которые должны быть подвергнуты социальному исследованию, определить целевую аудиторию проблем и наметить план, в каком месте, каких людей и с какой целью ему предстоит опросить. Подведение итогов собранной информации написание статей, например. Организация мероприятий по решению социально-важных проблем характерно для социолога из НКО.
Осведомление населения. Благодаря работам социологов у людей если возможность получить объективные данные о том, что думает большинство по тому или иному мнению, поэтому нам так интересно изучать социологические данные. На сайте Институт социологии ФНИСЦ РАН вы могли бы познакомиться с актуальными исследованиями на 2022 год и получить примерное представление, какими проектами порой занимаются социологи. История профессии Социология — это довольно новая наука. Особый вклад в развитие социологии снесли французские, немецкие и английские ученые-философы. Так, основателем социологии как науки считается французский философ Огюст Конт. Он же дал и название науке в 1839 году, соединив слово socius лат. Он положил начало теории позитивизма, которой и обосновал необходимость выделения социологии в отдельную науку. Позже их труды стали классикой. Особую популярность социологические исследования получили в начале-середине XX века, во время острых социальных и политических событий — первой мировой войны, февральской и октябрьской революции для Российской Империи и др.
Социолог - чем занимается специалист, описание и зарплата
Социолог; Он исследует общество и социальное поведение, исследуя процессы, разработанные отдельными людьми, культурами, организациями и социальными институтами. Социолог занимается исследованием явлений, происходящих в обществе. В этот раз мы решили узнать, кто такие социологи, кем они становятся после окончания университета и куда идут работать. Честно скажу, никогда не задумывалась о том, кто такие социологи. Кто такой социолог – обзор профессии. Социолог – это специалист, который занимается анализом общества, опирается на факты, явления и статистику, работает с отдельными группами социума и взаимодействиями между представителей разных групп.
14 ноября - День социолога. История профессии и особенности праздника. Кто такой социолог?
Подобная специфика деятельности присуща социологам, но это далеко не все характеристики, благодаря которым можно сформировать полноценное представление. Енот, переходящий шоссейную дорогу Я учусь в университете на четвёртом курсе именно на направлении социологии. До недавнего времени моё мнение о моей профессии претерпевало постоянные изменения. Я не побоюсь даже выразиться следующим образом: меня штормило из стороны в сторону, и в какой-то момент, по большей — на начальных этапах обучения, я не понимала, что вообще происходит. Но, пожалуй, начну историю с самого начала.
Моё поступление в университет пришлось на 2020 год, то самое время, когда у нас в стране свирепствовал коронавирус. Нам сдвинули сдачу ЕГЭ почти на полтора месяца. Как следствие — время на выбор направления и вуза заметно сократилось. Помню, как после получения результатов по экзаменам я судорожно думала, на какой факультет у меня больше всего шансов пройти на бюджет.
Оговорюсь, что социология изначально не входила в перечень возможных вариантов. Но волею судеб 1 сентября я сидела в аудитории и знакомилась со своими одногруппниками — социологами. Поступая на социологический факультет, я столкнулась с рядом общественных и внутренних противоречий. Когда твоё окружение не в состоянии однозначно сформулировать, кто же такой социолог и какова его миссия в обществе, в глубине души начинают закрадываться сомнения, а правильный ли выбор ты совершил?
Может быть, стоило пойти учиться на психолога или стать педагогом? Ведь все четко осознают, что это за профессии, и никто не сомневается, что их наличие необходимо для социума. Подобные сомнения терзали меня до момента, когда в учебном плане моего направления стали появляться профильные предметы.
Это социологи, которые работают с конкретными задачами от заказчиков, например в маркетинге. Они используют знание социальных законов для того, что решить важные задачи, которые ставит само общество. В данном направлении социологи занимаются наукой, находят новые закономерности, занимаются теоретическими исследованиями взаимоотношений внутри общества и т. Необходимые профессиональные качества Для современного социолога важно обладать следующими качествами и умениями: Уверенное пользование ПК и такими программами, как Excel, MSQL, Google-таблицы и т. Это поможет оптимизировать Аналитическое мышление, благодаря которому будет проще систематизировать большие объемы информации. Социологи не только собирают информацию, но и формулируют на ее основе определенные выводы, поэтому так важно уметь подбирать нужные слова.
Владение социологическим воображением. Это термин, введенный Ч. Он означает умение социолога абстрагироваться от личного опыта и посмотреть на общественную проблему с точки зрения социума, общества в целом. Необходимые личные качества Для социолога важно быть: Усидчивым. Много времени может уходить на рутинный поиск информации, составление графиков, таблиц и т. В какой бы области социолог ни работал, вся завязано на людях и обществе, поэтому данный специалист должен понимать, в каком состоянии общество находится, в чем оно сейчас нуждается, в чем нуждается целевая аудитория магазина, если социолог работает на конкретный бизнес и т. Для сбора информации нередко используют такой инструмент, как общественный опрос, где социолог может общаться с гражданами в живую.
Задачи и обязанности Социолога в подробностях В чем суть профессии Социолог Социологи исследуют социальное поведение посредством эмпирических и теоретических исследований, определяя предпосылки, процессы и последствия сосуществования людей. Социологи принимают активное участие, например, в исследованиях рынка и общественных мнений, в области редакционной политики, в сфере связей с общественностью или в области науки и образования. Социологи от исследований рынка и общественного мнения до общественных отношений В исследованиях рынка и общественного мнения социологи исследуют, как люди живут, думают и потребляют: они исследуют рыночный потенциал новых продуктов или оценивают инструменты и машины с точки зрения управляемости, безопасности и производительности. Социологи заранее готовят тесты или опросные листы, определяют порядок сбора данных и статистической обработки. Они назначают интервьюеров, оценивают результаты и готовят отчеты по проведенным исследованиям. В издательствах социологи ищут авторов, исправляют и редактируют рукописи. Они пишут, например, специализированные статьи или социальные отчеты для издательств, телевидения, радио или других средств массовой информации или для анализа того, будут ли достигнуты соответствующие целевые группы и каким образом потребители получат информацию и развлекательные материалы.
Этот вывод сделали специалисты с помощью социального эксперимента под названием «Скрипач в метро». В 2007 году известный в мире музыкант Джошуа Белл на протяжении 45 минут в метро играл шесть сложных произведений на старинной скрипке Страдивари. За это время около него прошло около тысячи человек, ненадолго остановились и послушали всего шесть человек, а 20 оставили музыканту деньги, не сбавив шаг. Больше всего внимания Беллу уделяли дети, они останавливались послушать, но родители в спешке вели их за собой. Всего скрипач смог заработать в метро 32 доллара, при этом средняя стоимость билета на концерт с выступлением Белла тогда составляла за одного человека 100 долларов. Термин «социология» ввёл Огюст Конт. Учёный называл эту науку также социальной физикой. Он считал, что социология должна строиться по образцу естественных наук. Позже Конт признал: социальными процессами управляют социальные связи. Социологи опираются на теорему самоисполняющихся пророчеств. В число задач социологов входит прогнозирование путей развития общества.