Вопросы священнику. Журнал «Фома» включен в перечень социально значимых изданий для проведения подписной кампании с 2016 года. Журнал «Фома» запустил акцию #молимсязаврачей. Вопросы священнику. Поэтому вполне закономерно, что в номере, посвященном обсуждению вопроса, какими должны быть церковные издания сегодня, мы помещаем интервью с главным редактором "Фомы".
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
За счет уменьшения числа тех, кто никогда в храме не был. То есть происходит дифференциация групп верующих. Если 20—25 лет назад была совсем небольшая доля воцерковленных и огромная доля православных, то сейчас наблюдается процесс самоидентификации не с точки зрения религии, а с точки зрения практик. Вероятно, происходит увеличение группы практикующих верующих, которые осознанно подходят к вопросам своей веры. Возможно, это приток молодых людей, прошедших религиозную социализацию. Но мы же понимаем, что волна тех, кто в 90-е обратился в лоно Церкви — это родители подростков. Мы видим тренд, но глубже, в причинах и самих практиках, никто не разбирался. Никто особенно не учитывает, например, фактор увеличения количества воскресных школ для детей при приходах.
По разным оценкам, их сегодня порядка 6—6,5 тысячи. В крупных городах открылись православные школы полного цикла. То есть в ответ на спрос возникло религиозное предложение. У нас был опрос, который пришелся на неделю после Пасхи в 2020 году. Это был период самоизоляции. Были вопросы и про опасения заразиться, и про переживания и чувства, и про изменение семейных отношений. Если вы сравните практикующих верующих и людей, которые никогда в храм не ходили, то среди первых окажется в два раза больше людей, которые знали кого-то , кто заразился коронавирусной инфекцией.
Можно предположить, что среди религиозных людей было больше заразившихся просто потому, что они в храм ходили, а там — высокая плотность людей. Но это может также показывать, что внутри приходов много людей, которые беспокоятся друг за друга, поэтому информация распространяется более интенсивно по сравнению с другими средами. Это проявление их коллективной жизни, они узнают новости друг о друге, интересуются, что у кого происходит. И я склоняюсь ко второму объяснению: что дело в активизации коллективной жизни приходов в период пандемии. Может быть, более высокая осведомленность о заболевании среди тех, кто посещал храмы, была связана с частотой заболевания батюшек? Эта информация была у всех на слуху? Николай Емельянов: Возможно.
В моем приходе все духовенство переболело. Поскольку духовенство — это, как правило, люди старших возрастов, они были подвержены повышенному риску. Некоторые священники отказались уходить на карантин, сказав, что они должны быть со своей паствой в кризисный период. Однако у меня есть интересное наблюдение. Основная исповедь происходит в субботу вечером. И все духовенство храма, где я служу а в нашем храме 25 священников , заболевало ровно через три дня — в среду или в четверг. Поэтому можно предположить, что вряд ли отцы кого-то заражали, в противном случае график был бы не такой четкий, через три-четыре дня после контакта.
Иван Павлюткин: Я склонен считать, что за практиками религиозности скрываются еще и сети солидарности людей. На приходском уровне те люди, которые просто приходили в храмы, но не знали друг друга, стали регулярно ходить на службы или причащаться, а также начали интересоваться тем, что происходит у других. Ведь в пандемию события были и трагичными, и радостными. И если бы прихода не существовало, этой активизации коллективной жизни не случилось бы. Другое соображение связано с отношениями в семье. Наш опрос показал, что среди практикующих верующих позитивные оценки семейных отношений несколько выше, чем у остальных. И, кроме того, они стали чаще задумываться о характере этих отношений, проявлять рефлексивность.
Отчасти это связано с практикой регулярной исповеди, которая подразумевает иное отношение к ситуации. И можно предположить, что именно этой рефлексивностью отношений на изоляции и отличались люди религиозные от нерелигиозных.
Таким образом, правда о ситуации становится известной и может быть рассмотрена. Люди, сообщающие о своих опасениях, например осведомители, действующие на основе своей совести, могут пролить свет правды на темные ситуации. В Иоанна, когда Иисус снова является ученикам, теперь уже с Фомой среди них, Иисус говорит непосредственно с Фомой. Он обращается к обеспокоенности, поднятой Фомой, предлагает ему доказательства Своего собственного воскресшего тела и призывает Фому не сомневаться, а верить. В ответ Фома заявляет: «Господь мой и Бог мой! Он больше не сомневался. Правда, Христос с любовью отчитывает Фому, но этот эпизод записан в Евангелии как ободрение для поколений верующих, которые придут после и не получат пользы от личного опыта Фомы. Иисус говорит Фоме: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» Иоанна 20:29.
Фома числится среди учеников в Деяниях 1:13, и в традиционных источниках говорится, что Фома был много путешествовавшим евангелистом, умершим мученической смертью в Индии. Поверив, получив ответ на свои сомнения, Фома продолжает демонстрировать свою твердую приверженность Христу и Евангелию. Получив ответы на свои вопросы и опасения, Фома говорит правду с убеждённостью и силой. Он настоящий апостол нашего времени.
В первые годы своего существования «Фома» издавался группой энтузиастов раз в три-четыре месяца, как чёрно-белый «самиздатовский» альманах тиражом 2-3 тысячи экземпляров [9] [4]. Первоначально у журнала не было специально подобранного круга авторов. В 1999 году Владимир Гурболиков так описывал работы редакции: «Мы, во-первых, пишем кое-что сами, плюс берём интервью. Наши друзья помогают делать для нас опросы.
Мы пытаемся собирать письма и свидетельства, посвящённые определённой теме, просматриваем выходящие газеты и журналы, и если находим то, что близко нам по духу — перепечатываем. Это очень человечные, искренние письма. Все они публикуются для того, чтобы читатели увидели и поняли, что нас волнует и радует, что тревожит» [25]. Как отмечал Владимир Легойда в 2006 году: «В те, начальные, времена у него было одно, но неоспоримое достоинство, мне кажется, — он был очень искренний и живой. Но, в принципе, больше в нём ничего особенного и не было. Тогда, кстати, каждый выпуск в большой мере зависел ещё и от поиска денег» [23]. В 1998 году в связи с наступившим кризисом «для более широкого доступа к читателю» стало выходить нерегулярное газетное приложение к журналу, которое выпускалась до 2004 года. Изменение формата[ править править код ] В 2003 году редакция подготовила специальный выпуск, посвящённый 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского , что стало новым опытом для редакции.
Данный специальный выпуск стал для редакции переломным [27] [28]. По словам Владимира Гурболикова: «Это был первый подобный опыт для нас. И он настолько обогатил и повлиял, что с этого момента в нашем кругу пошёл важнейший разговор. О том, что лучше мы в прежнем жанре черно-белого альманаха уже ничего не сделаем. По словам Владимира Легойды, такие изменения были продиктованы тем, что редакция журнала была заинтересована в людях, «которые находятся вне Церкви». Также Владимир Легойда считал, что «если журнал православный, то это не значит, что он должен выходить на плохой бумаге» [23].
И потом пишет хороший, глубокий материал. Думаю, дело в том, что в «Фому» идут работать особенные люди, которые изначально немного иначе смотрят на жизнь.
Это очень ценно, тем более сейчас так мало осталось по-настоящему серьезных изданий — многие скатываются до уровня бульварной прессы. Вопросы веры, о которых пишет «Фома», — очень тонкие. Журнал нашел правильный баланс — говорит о вере без капли агрессии и назидательного тона. Ничего не навязывает, а просто и по-доброму рассказывает о Христе. Сейчас в головах у людей такой раздрай, что тон «Фомы» — спокойный, уважительный, дружеский — это как глоток свежего воздуха.
Митрополит Волоколамский Иларион дал интервью журналу «Фома»
Чтобы полюбить Бога, нужно сначала полюбить хотя бы одного человека. Но прежде - полюбить себя см. В общем: закрой свои пустоты сам, а потом поделись с другими. На самом деле - всегда лучше посмотреть своими глазами и сделать собственные выводы. Каждому откликнется что-то своё!
Я — другу: "Ну и где этот замечательный человек? Мы с Володей встретились, друг на друга посмотрели и буквально сразу и поняли, что мы будем трудиться вместе… Вообще, я сейчас уже могу сказать по прошествии немалых лет, ведь больше 10 лет уже прошло, что это удивительная милость Божия, конечно. Очень тяжело найти единомышленника, это вообще большая редкость в жизни, а мы с ним сразу поняли, что мы сможем вместе работать. И Володя тут же начал меня всему учить, потому что на тот момент у него за плечами был уже опыт самиздатовской прессы. Кроме того, Володя к моменту нашей встречи работал уже в профсоюзной газете "Солидарность". Я принес ему все мои идеи, которые тогда были; он, конечно, поулыбался немножко, и мы вместе стали придумывать "Фому". И придумали.
Первое — когда мы с Володей встретились, потому что идея журнала тогда стала реальностью, ведь до этого у меня какие-то идеи только витали, да и он с аналогичными же идеями носился. А смысл был такой: мы воцерковляемся и есть неофитский порыв, желание что-то сделать. Это с одной стороны. С другой стороны, есть вопросы окружающих нас людей: для Володи — в газете, для меня — в институте. Ведь мы же не ушли никуда — ни в семинарию, ни из мира, и получается, что вокруг люди не думают так, как ты, поэтому и спрашивают: почему? И понимаешь, что это твои вчерашние вопросы или вопросы, похожие на твои, и тебе хочется им ответить. Вот это, собственно, и можно назвать первым рождением. Второе рождение — когда мы придумали и делали журнал.
В те, начальные, времена у него было одно, но неоспоримое достоинство, мне кажется,— он был очень искренний и живой. Но искренний не в том смысле, что мы не врали,— мы и сейчас не врем. Просто, понимаете, тогда создание журнала — это был не просто порыв, а это было все через страдания, на порыве много не сделаешь. Тогда "Фома" был передуман, выстрадан. Но, в принципе, больше в нем ничего особенного и не было. Когда нам сегодня говорят о "старом" "Фоме", так сказать, ностальгически, приятно слышать, что "старого" "Фому" кто-то помнит, но с другой стороны, возьмите какое-нибудь из первых изданий "Фомы", вот только именно сейчас возьмите, и новое, и посмотрите. И неужели вы скажете, что "старое" было лучше? Безусловно, есть обаяние "старого" "Фомы": когда выпускаешь, как мы долгое время выпускали, в год один-два номера в зависимости от настроения,— настроение, конечно, не в смысле капризов, а то, когда ты внутренне собираешься и живешь этим все время подготовки к выпуску,— то в таком случае, конечно, можно обдумывать и вынашивать эти тексты.
Тогда, кстати, каждый выпуск в большой мере зависел еще и от поиска денег. А в ежемесячном режиме так работать, естественно, невозможно. И в этом смысле, конечно, тот "Фома" отличался, но в целом он был беспомощнее, наивнее и… хуже. Если брать категории "лучше — хуже", то, разумеется, он был хуже, я убежден в том. И если бы я увидел, что мы сейчас делаем хуже, чем вначале, то каждый день с головной болью бы просыпался, с головной болью бы ложился. Второе рождение состоялось, когда мы придумали наконец название нашему "детищу". Хотя не мы, а… Мы долго мучились с выбором окончательного варианта названия, я хотел назвать "Преображение", пока не узнал, что так назывался журнал московских феминисток. Володя хотел назвать "Двери" или "Ковчег".
А получилось так, что название приснилось одной нашей сотруднице. Не хотелось бы ненужной мистики нагонять, с одной стороны, а с другой стороны, ну чего врать-то: человек увидел это название во сне, оно нерационально к нему пришло. Такая вот правда жизни. Сначала сомневались. Поначалу и Володе это название не совсем понравилось, и у меня вопросы были. Володя даже сообщил мне об этом, как о каком-то курьезе: "Ты стоишь или сидишь? Сядь, если стоишь — есть вариант названия". Как в кино… А один мой православный друг, которому я позвонил и рассказал об этом, чтобы спросить, что он думает о таком названии,— он филолог был, издатель… Вот, говорю, название такое, "Фома", сотруднице одной нашей приснилось.
И его реакция: "Женщине?! Это, мол, искушение, прелесть, в общем, все. Вот такие были порывы неофитские. Теперь самим смешно. Но очень важно понимать атмосферу того времени. Я сейчас говорю об этом и впервые понимаю, что приятель мой нормально отреагировал: именно таким тогда был срез православного общества. Мы, может, сами не осознаем, как за 10 лет колоссально изменилось все. А третье рождение произошло, когда один московский батюшка, наш "крестный", дал нам денег на издание.
Он сказал: "Если сможете — отдадите". Мы потом их вернули, естественно, потому что понимали, что батюшка их дает не оттого, что ему деньги некуда девать, а оттого, что он настолько в нас поверил, посчитал, что это действительно нужное дело. Ведь до этого мы год ходили с проектом, показывали всем первый номер, распечатанный на бумаге, все говорили: "О-о-о, как здорово, как здорово. А почему не издан? Мы говорим: "Денег нет". А вот батюшка дал денег, не олигарх, не бизнесмен какой-нибудь; оторвал, можно сказать, от прихода. Это, конечно, можно назвать подвигом, и как после этого не оправдать такого доверия? Вот это и стало третьим и последним рождением "Фомы".
А были ли Вам самому присущи те сомнения, помочь в преодолении которых призван Ваш журнал? У меня на этот счет есть любимая история: как-то я был на одной богословской конференции, где слушал интересный доклад о ступенях катехизации. Автор говорила, что есть начальная катехизация, последующие ее ступени и так далее — до полной катехизации. Я выступал после нее, не выдержал и сказал, что, на мой взгляд, полная катехизация заканчивается отпеванием, и никак не раньше. Конечно, когда говорят о "процессе воцерковления", о том, что человек "церковный" или "нецерковный", "воцерковленный" или "невоцерковленный", все, как правило, понимают, о чем речь. И все же давайте отдавать себе отчет, что процесс воцерковления — если под "воцерковлением" понимать врастание в живую жизнь Церкви, в жизнь во Христе — это процесс бесконечный, происходящий на протяжении всей жизни. Поэтому постижение церковной жизни изнутри помогало мне в работе, и наоборот. В разное время менялся журнал, менялись мы сами, отношение к текстам было разное.
Первые номера — это твоя боль, острота твоего мироощущения, состояние "человека без кожи"; это начало. Потом это в большей степени попытка системного ответа на вопросы, которые повторяются и вновь и вновь возникают. Потом — момент, когда тебе кажется, что ты "перерос" это, что в развитии издания происходит какая-то "остановка". Это, кстати, не очень хорошее чувство, но могу сказать, что сейчас этого ощущения нет: я с нарастающим интересом читаю собственный журнал, читаю его раза по три: как редактору мне приходится знакомиться с текстами на стадии подготовки, и потом, после выхода в свет, все равно еще смотрю. Появляются новые авторы, новое видение. Вот мы, например, можно сказать, открыли Максима Яковлева, писателя; сейчас у нас публикуется почти в каждом номере замечательный апологет Александр Ткаченко. Считаю, что Ткаченко по образности, по яркости мысли — один из самых интересных и глубоких апологетов в сегодняшней России. И нам самим все это очень интересно.
А цели наши не изменились. Христианское издание, как и любой христианин, должно свидетельствовать о Христе. У нас есть девиз, принятый в самом начале, это фраза протоиерея Валентина Свенцицкого: "Показать красоту Православия", которая и стала девизом "Фомы". Она все чаще и чаще звучит в православном мире, в православной жизни сегодня. Я считаю, что заслуга "Фомы" в этом, безусловно, есть, поскольку именно мы начали об этом говорить одними из первых, и хотя мы не единственные, конечно, но мы очень активно об этом говорили, то есть в этом была наша основная цель. Было и несколько табу, которые мы для себя установили также изначально. Первое — мы не пишем о других религиях; второе — мы ни с кем не спорим, мы вообще стараемся никого не ругать; третье — мы говорим "за" Христа, а не "против" кого-то. Эти "запреты" тоже были важной составляющей концепции "Фомы".
Ведь после 91-го года — я беру именно этот период, когда все начало активно развиваться,— миссионерство у нас очень часто понималось, да и сейчас еще нередко понимается, как борьба с сектами, как борьба "против". Мы же всегда были "за". Хочу сразу оговориться: мы не считаем, что не нужно ни с кем бороться, нет. Мы с уважением относимся к людям, которые ведут борьбу с сектами, разъяснительную работу проводят и так далее. Но сами этим мы никогда не занимались и, скорее всего, заниматься не будем, потому что это — другая миссия. Это то, что многие, к сожалению, не понимают. Говорят, допустим: "Мне не нравится "Фома", потому что там нет того-то и того-то". Ну а почему это обязательно должно быть в "Фоме"?
Каждый должен заниматься своим делом. Мы занимаемся позитивной апологетикой и миссионерством. И вот в то, что эта позитивная волна в Церкви сегодня существует, в то, что современные миссионеры понимают необходимость рассказа о Православии как о великой красоте, я считаю, что свою лепту мы внесли. Не секрет, что по-настоящему профессиональных православных журналистов в России еще до недавнего времени было очень немного. Как решается проблема кадров в Вашем издании? И я хотел бы с вашей помощью сказать всем нашим сотрудникам огромное спасибо. Не потому, что я не могу сейчас открыть дверь, выйти и сказать это, но потому, что людям будет приятно это услышать вот так — "сказанное вслух", на страницах прессы. Я всегда, когда видел или слышал, что тот или иной руководитель получает какую-то награду, где-то выступает от имени коллектива, то, грешным делом, думал: "Ну что ты выступаешь, народ-то работает, а ты тут щеки надуваешь", пока на своем опыте не начал понимать, что это такое.
Мы видим тренд, но глубже, в причинах и самих практиках, никто не разбирался. Никто особенно не учитывает, например, фактор увеличения количества воскресных школ для детей при приходах. По разным оценкам, их сегодня порядка 6—6,5 тысячи.
В крупных городах открылись православные школы полного цикла. То есть в ответ на спрос возникло религиозное предложение. У нас был опрос, который пришелся на неделю после Пасхи в 2020 году.
Это был период самоизоляции. Были вопросы и про опасения заразиться, и про переживания и чувства, и про изменение семейных отношений. Если вы сравните практикующих верующих и людей, которые никогда в храм не ходили, то среди первых окажется в два раза больше людей, которые знали кого-то , кто заразился коронавирусной инфекцией.
Можно предположить, что среди религиозных людей было больше заразившихся просто потому, что они в храм ходили, а там — высокая плотность людей. Но это может также показывать, что внутри приходов много людей, которые беспокоятся друг за друга, поэтому информация распространяется более интенсивно по сравнению с другими средами. Это проявление их коллективной жизни, они узнают новости друг о друге, интересуются, что у кого происходит.
И я склоняюсь ко второму объяснению: что дело в активизации коллективной жизни приходов в период пандемии. Может быть, более высокая осведомленность о заболевании среди тех, кто посещал храмы, была связана с частотой заболевания батюшек? Эта информация была у всех на слуху?
Николай Емельянов: Возможно. В моем приходе все духовенство переболело. Поскольку духовенство — это, как правило, люди старших возрастов, они были подвержены повышенному риску.
Некоторые священники отказались уходить на карантин, сказав, что они должны быть со своей паствой в кризисный период. Однако у меня есть интересное наблюдение. Основная исповедь происходит в субботу вечером.
И все духовенство храма, где я служу а в нашем храме 25 священников , заболевало ровно через три дня — в среду или в четверг. Поэтому можно предположить, что вряд ли отцы кого-то заражали, в противном случае график был бы не такой четкий, через три-четыре дня после контакта. Иван Павлюткин: Я склонен считать, что за практиками религиозности скрываются еще и сети солидарности людей.
На приходском уровне те люди, которые просто приходили в храмы, но не знали друг друга, стали регулярно ходить на службы или причащаться, а также начали интересоваться тем, что происходит у других. Ведь в пандемию события были и трагичными, и радостными. И если бы прихода не существовало, этой активизации коллективной жизни не случилось бы.
Другое соображение связано с отношениями в семье. Наш опрос показал, что среди практикующих верующих позитивные оценки семейных отношений несколько выше, чем у остальных. И, кроме того, они стали чаще задумываться о характере этих отношений, проявлять рефлексивность.
Отчасти это связано с практикой регулярной исповеди, которая подразумевает иное отношение к ситуации. И можно предположить, что именно этой рефлексивностью отношений на изоляции и отличались люди религиозные от нерелигиозных. Елена Пруцкова: Мы еще задавали вопрос о том, к кому человек может обратиться в кризисной ситуации.
И если сравнить ответы людей в 2011 году и 2020 году, то за этот период значительно уменьшилось число затруднившихся ответить. То есть если люди раньше не задумывались, сколько в их окружении людей, которых можно попросить о помощи, то пандемия, самоизоляция заставили их об этом задуматься. А если посмотреть сколько людей действительно оказывали помощь окружающим или даже просто проявляли участие, разговаривая с расстроенным, подавленным человеком, то окажется, что таких действительно больше среди людей религиозных.
Не кажется ли вам, что в результате пандемии активизировалось ядро приходов, а потенциальные верующие могли остановиться на пороге храма из-за эпидемиологических рисков? Елена Пруцкова: За последние 10 лет доля тех, кто никогда не посещал храм, снизилась, а доля тех, кто посещают регулярно, увеличилась.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie Митрополит Волоколамский Иларион дал интервью журн… Митрополит Волоколамский Иларион дал интервью журналу «Фома» Ни один другой доклад на X Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей, проходящей в эти дни в южнокорейском городе Пусан, не вызывал столько возбуждения, восхищения и возмущения у аудитории. Дело в том, что в своем выступлении председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион констатировал "целенаправленное разрушение традиционных представлений о браке и семье" в так называемых развитых странах. Религиозное понятие греха окончательно размывается в обществах, до недавнего времени осознававших себя как христианские". Реакция участников ассамблеи на эти слова была бурной. Одни уже во время доклада энергично трясли в воздухе голубыми карточками — так, согласно процедуре, выражается несогласие. Другие после выступления подходили к микрофону, выражали солидарность, а затем плотным кольцом обступили докладчика и горячо благодарили.
О целях и результатах по-своему провокационного доклада "Фоме" рассказал сам митрополит Иларион. Одно из слабых мест ВСЦ заключается в том, что расклад сил в христианском сообществе представлен здесь не вполне адекватно. Например, самая крупная христианская Церковь — Римско-Католическая, которая в нравственном плане стоит на достаточно консервативных позициях — здесь почти совсем не представлена. Очень громкий голос на ВСЦ всегда звучит со стороны протестантов Севера и Запада, но вот протестантские церкви Юга — в частности Африки и Ближнего Востока— представлены недостаточно. Дискуссия после моего выступления показала, что большинство членов Всемирного совета церквей, несмотря на преобладающую либеральную повестку дня, стоят на консервативных позициях в нравственных вопросах. Например, делегат от одной протестантской церкви Конго сказала, реагируя на мой доклад, что вся Африка разделяет нашу позицию по поводу семейной этики и недопустимости приравнивания однополых союзов к браку. А вся Африка — это немало, целый континент. Ближний Восток также поддерживает эту позицию. Митрополит из Египта говорил от лица Дохалкидонских Церквей — и они с нами согласны.
Поэтому, думаю, у нас достаточно широкая поддержка во Всемирном совете церквей. Нашу позицию по нравственным вопросам разделяют две трети не православных членов ВСЦ. Но все же нельзя забывать и о либеральных голосах — это прежде всего церкви Западной Европы и Скандинавии, а также часть американских церквей. Надо учитывать, что они являются главными донорами совета — оказывают ему основную финансовую поддержку. В этом плане у них здесь традиционно очень сильная позиция. Ведь западные "либеральные" церкви все равно не признают свою неправоту. Вы готовы идти с ними на компромисс? Но давайте вспомним евангельскую притчу о сеятеле. Когда мы бросаем семя, мы никогда не знаем, упадет ли оно на каменистую почву, или в терние, или птицы его поклюют, или оно упадет на плодородную почву.
В зале пленарных заседаний ВСЦ было около 2000 человек, и, думаю, среди них немало тех, чье сердце является как раз плодородной почвой. Они унесут сказанное в свои церкви, расскажут о том, что слышали. Вы сами видели, что многие подходили ко мне и благодарили за выступление поднятых голубых табличек несогласия во всем зале было и вправду всего пятнадцать-двадцать — прим. При этом несогласные будут всегда, и мы это знаем заранее.
чПКФЙ ОБ УБКФ
Ведь Господь не сказал: трудно бедному спасаться! Зачем же они вопрошают: кто же может спастись? О чём-нибудь думал и Пётр, задавая такой вопрос. На все эти вопросы можно ответить так: все люди хотят лучшего, большего, и вот это хотение большего и нужно считать сребролюбием, стремлением к богатству».
На эти и многие другие вопросы в гостях у Аллы Митрофановой ответит публицист, радио- и телеведущая,вице-президент Общероссийской общественной организации работников СМИ «МедиаСоюз» и авторкниги-романа«На реках Вавилонских» Елена Зелинская. Осенние депрессии: что делать и какие есть лекарства? Депрессии: осеннее время, дефицит позитивных новостей, дни все короче, мир все непонятней. Что со всем этим делать и какие есть лекарства? В гостях у Аллы Митрофановой и. Православный крест, его символика и значение Православный крест, его символика и значение Как выглядел Крест, на котором распяли Христа?
Основной миссией журнала является рассказ о православной вере и Церкви в жизни современного общества. В первую очередь «Фома» стремится познакомить с Православием людей далеких от Церкви и желающих поближе узнать о религии. На страницах издания регулярно появляются материалы об истории, психологии, общественных проблемах. В журнале публикуются известные светские журналисты и эксперты, его героями регулярно становятся различные общественные деятели, представители искусства, науки и спорта. Ряд из них поделились своим отношением к журналу «Фома». Мне близко то, что этот журнал говорит о вере, о Церкви, о людях и просто о нашей жизни. Возможно, не каждый согласится с его позицией, но прочесть это стоит. У нас в стране сейчас образовался довольно большой слой людей, которые, в принципе, интересуются Православием и готовы больше узнавать о Церкви.
На странице акции молимсязаврачей опубликованы тексты двух особых молитв, а также большой список с именами людей. Пользователи могут пополнять этот список, оставляя новые имена через форму обратной связи. И сегодня наши молитвы особенно нужны тем, кто находится на переднем крае борьбы с эпидемией, — говорит главный редактор журнала «Фома», Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и обществом и СМИ Владимир Легойда. Какой внести вклад? Сделать благотворительное пожертвование, стать волонтером — вариантов достаточно много, но доступны они не каждому.
Журнал «Фома»
Тем не менее задавать вопросы — это хорошо, и большая часть евангельских учений Иисуса возникла из вопросов, которые Ему задавали. Фома задавал вопросы и открывал новые возможности для разговора и диалога. Наша вера может выдержать вес вопросов и вызовов, и мы можем быть в ней уверены. Будьте готовы высказать свои сомнения и оговорки Скорее всего, многие другие люди чувствуют то же самое, но сдерживаются. Как Фома, будьте тем, кто выразит дискомфорт словами.
Таким образом, правда о ситуации становится известной и может быть рассмотрена. Люди, сообщающие о своих опасениях, например осведомители, действующие на основе своей совести, могут пролить свет правды на темные ситуации. В Иоанна, когда Иисус снова является ученикам, теперь уже с Фомой среди них, Иисус говорит непосредственно с Фомой. Он обращается к обеспокоенности, поднятой Фомой, предлагает ему доказательства Своего собственного воскресшего тела и призывает Фому не сомневаться, а верить.
В ответ Фома заявляет: «Господь мой и Бог мой! Он больше не сомневался. Правда, Христос с любовью отчитывает Фому, но этот эпизод записан в Евангелии как ободрение для поколений верующих, которые придут после и не получат пользы от личного опыта Фомы.
Не хотели бы Вы принять какое-то участие в этом деле? Очень хочу! Название для нового журнала появилось при следующих обстоятельствах: «Наивные лопухи, не очень понимающие, но очень уверенные, например, в том, что, прочитав журнал, человек сразу изменится, мы даже собирались заканчивать журнал огласительным словом — для тех, кто, перевернув последнюю страницу, решит окреститься. Потом нас долго отговаривали: нельзя делать журнал для сомневающихся, никто не хочет чувствовать себя сомневающимся…» [13]. Впоследствии Легойда так объяснил значение названия: «был образ упрямого Фомы в культуре и есть Евангельский Фома, который на самом деле намного более глубокий образ. Мы как раз хотели на этом играть, мы как бы обращаемся к Фоме неверующему на выходе из советского времени, а приходим к апостолу, который не может поверить, потому что он очень хочет поверить» [24]. Чёрно-белый альманах 1996—2003 [ править править код ] Первый номер был набран лично Легойдой и Гурболиковым; по воспоминаниям последнего: «Вывели страницы на принтере, а потом при помощи ксерокса и степлера превратили это в подобие журнального номера. По словам Владимира Легойды: «это всё было так непрофессионально, мы на коленке его делали, вырезали колонтитулы — это вверху такие штучки, называются колонтитулы — мы их вырезали, наклеивали, сделали макет и всем показывали. Это был 1995 год. И мы вот год ходили, как бы напоминали, ходоки, в общем. Кто-то делал ксерокс, читали» [24]. Я ответил, что нет благословения и средств. А дальше спросил, сколько нужно денег. Помню, что нужно было два миллиона в старых ценах. Он принёс тогда какие-то средства, пожертвования. Меня тут же остановили, дали нужную сумму денег» [10]. Благодаря этому удалось напечатать первый тираж в 999 экземпляров [22]. В первые годы своего существования «Фома» издавался группой энтузиастов раз в три-четыре месяца, как чёрно-белый «самиздатовский» альманах тиражом 2-3 тысячи экземпляров [9] [4].
А оказалось, что ее вместе с ними смотрят родители и бабушки, и даже, может быть, больше, чем дети. Вот в нашем случае, например, и это совершенно точно, одни из самых преданных читателей "Фомы" — это священнослужители, причем самые разные. Один батюшка недавно признался: "Вот иной раз уже не знаешь, что на проповеди сказать, а тут новый журнальчик пришел, и можешь прочитать…". И с нами охотно сотрудничают. Есть, конечно, и негативная реакция. Бывает конструктивная критика, когда люди делятся своим мнением, подсказывают, как можно было бы сделать что-то. Но таких критиков, к сожалению, очень немного. Чаще бывает по-другому: критика, которая не созидает, а разрушает. Наш друг, читатель и почитатель "Фомы", телеведущий Андрей Максимов как-то выступал у нас в передаче на "Спасе", и у него такая мысль прозвучала, что нельзя оскорблять или критиковать походя. Ну не имеет человек на это права. И вот очень часто мы встречаемся с критикой походя, причем именно в православной среде, это как раз больше всего беспокоит. Заметьте: "Фома" никогда ни о ком из наших коллег ничего плохого не говорил. Сейчас в России насчитывается порядка 847 православных изданий, и я могу по любому написать критическую книгу. Но зачем? Разве мне больше нечем заняться? Мы же не говорим, что "Фома" — журнал для всех и для каждого, что каждый православный и неправославный обязан читать и любить "Фому". Нет, мы этого не говорим. Вот недавно пришло мне по электронной почте письмо, каюсь, что не нашел времени ответить, попробую ответить с вашей помощью. Пишет девушка: "Я не хотела Вам писать, но мне друзья посоветовали все—таки написать. Почему я перестала читать журнал "Фома"? Когда вы опубликовали на обложке этого ужасного Гордона, то я читать "Фому" перестала, и читать не буду, потому что он много говорил в свое время гадостей про Церковь, про русских. Если он изменился, то путь публично покается, хотя бы через ваш журнал". Меня это поражает: почему же мы так не любим друг друга? Почему Гордон должен публично каяться? Откуда мы знаем, что в его душе происходит? В "Лествице", по-моему, преподобный Иоанн говорит: "Я знал одного брата, который согрешил явно, а покаялся тайно, а я его осудил". Это же азы христианского поведения, азы! Кстати, о Гордоне. Недавно у нас была в гостях матушка, организующая православный кинофестиваль. Она рассказала, как познакомилась с Гордоном, "чтобы обличить", но оказалось, что он, единственный из всех, к кому она обращалась, помог ей — реально и смиренно. Уходя от нас, матушка сказала: "Так что пусть никто мне ничего плохого про Гордона не говорит! Вот вам и плоды! Могу еще сказать, что если мы на обложке помещаем фотографию кого-то, ну, скажем, того же Александра Гордона, то это совсем не означает, что мы ставим его таким образом в некий иконный ряд — не ставим совершенно. Просто это значит, что данный человек в чем-то близок нам. А вот открыла бы эта девушка журнал и прочитала бы то, что говорит Гордон в беседе. Интервью с Гордоном называлось "В каждую телепередачу вносить запал христианской проповеди", вы только вдумайтесь: это же миссионерская бомба! Или еще, сделали мы сейчас интервью с Юлей Меньшовой, и кто-то говорит: мы совершенно по-другому на нее взглянули, прочитав то, что она говорит. А кто-то у нас на сайте начинает вспоминать: а вот, мол, она была там-то, а вот она в купальниках снималась… И эти слова свысока сказаны, с иронией. Как редко мы радуемся за других, поддерживая этим друг друга. Есть ведь и нормальная реакция, положительная. Вот глубоко мною уважаемый Владимир Алексеевич Андреев, художественный руководитель театра им. Ермоловой, известный актер, он говорит: "Когда я читаю "Фому", и мне попадаются рассказы о людях, которых я не ожидал там увидеть, то я думаю: "Ах, вот и ты, оказывается, об этом говоришь, и ты, оказывается, тоже… А я не знал…"". Человек радуется этому, понимаете: радуется! Конечно, я сознаю, что есть в жизни и лицемерие, и двойные стандарты. Это неправильно, но почему мы сразу стараемся увидеть в другом пятно, а не что-то светлое? Разве евангельские слова про бревно в своем глазу и сучок в глазу ближнего, слова "не суди да не судим будешь" — все это не для нас сказано? Мы что, думаем, что эти слова — для неофитов? А мы — продвинутые православные, можем уже и осудить? Но это даже не азы, это подступы к духовной жизни. Но не возникает ли у Вас порой ощущение, что и сам "Фома" хотя бы отчасти, в силу своей ориентированности на сомневающихся, отчасти и на молодежную аудиторию, действует в русле того же "Православия-лайт"? Это ни в коем случае не критика, а просто вопрос… — Я могу сказать совершенно откровенно: мы все время об этом думаем. Опасность такая есть, но она есть и для любого христианина, тем более для любого православного журналиста. Мы прекрасно понимаем, чего не должно быть. Православие — это круто! Это классно! И если вот это Православие, то я — тоже православный! Мы сознаем, что лейтмотивом журнала, который претендует на христианскую проповедь, должно быть понимание того, что христиане иные, что христианство противостоит миру как царству зла и соблазнов. Мы это сознаем, но проблема в другом. Помните слова апостола Павла? О чем это: "Для всех я стал всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" ср. Мы работаем именно в этом русле. Это, прежде всего, проблема языка: он должен быть и понятен, и интересен. Не завлекателен, но интересен. Если неинтересен, если ты не можешь связать двух слов или не можешь показать что-то, то зачем все это? У нас есть духовник, который читает тексты, с которым мы говорим. Пожалуй, ни один журнал не проходит такой цензуры, как "Фома". Мы единственное издание, которое на каждый номер получает письменную рецензию издательского совета Московской Патриархии — на каждый номер! Помимо этого, у нас есть глубоко уважаемые нами эксперты Православного Свято—Тихоновского гуманитарного университета, которые специально просматривают отдельные статьи на предмет богословской корректности и т. И все равно, возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что совершенно с вами согласен, опасность есть. Тут важно понимать, на мой взгляд, что любой миссионер… я боюсь говорить "имеет право на ошибку", но ему нужно оставить это "право". Миссионерство — всегда риск. Ну посмотрите, кто больше всех рискует, кто больше всех вызывает нареканий — Кураев. Сделайте столько, сколько он — человек здоровье потерял за последние 5 лет. Молиться нужно за отца Андрея, понимаете! Что касается "Фомы", то есть еще одна особенность: мы периодическое издание. Мы несколько раз объясняли священникам, которые были возмущены публикациями других священников обратите внимание! Я говорю: "Батюшка, ответьте на эту публикацию". Мы ведь не книгу издаем, в которой поставлена точка в вопросе, и все. Нет, любой материал "Фомы" может быть продолжен в следующем номере. Далеко не всегда соглашаются полемизировать. Но нам-то что делать в таких ситуациях? И потом, знаете, здесь есть еще такой момент… Если мы станем журналом, который будет успокаивать, а не пробуждать, то это будет настоящее "Православие-лайт". Но в то же время должны быть материалы, которые людей утешают. Утешение — это же глубоко христианское понятие. Просто кого-то нужно успокоить, а кого-то — пробудить. А наряду с этим должно быть и просто чтение. Я вообще, например, очень жалею, что у нас нет каких-нибудь несложных викторин. И может быть, даже странички православного юмора. А почему нет? Почему люди должны это читать где-то, где в этот юмор может попасть какая-то скабрезность, еще что-то? Главное, найти правильную тональность и форму — мы пока не нашли. Потом есть вопрос вкуса. Кому-то не нравится наш вкус. Но все-таки дурной вкус — это еще не грех, наверное. Хотя я не считаю, что у нас дурной вкус, честно говоря.
Право Друзья! В Телеграм вас стало очень много, и многие пришли из Instagram и Facebook. Мы знаем, что в этом мессенджере вам пока не уютно. И хотим помочь. Самое главное в Телеграм — в нем нет ленты, а за россыпью каналов трудно следить.
Завершился проект по выпуску бесплатной газеты «Фома в дороге»
Поэтому нет такой формулировки: делай так и так — и ты в дамках. Такого нет. Мы все разные, и тем не менее каждого из нас Господь знает как Свои пять пальцев. А мы своих-то пяти пальцев не знаем. Наука еще многого не может рассказать. А Бог знает все. Умирает человек, и приходят к нему архангелы, вызывают душу из тела, а человек этого не хочет. И тогда Архангел Михаил говорит Гавриилу или наоборот, не так важно : «Спроси у Господа, что делать, душа не хочет выходить из тела». А Господь говорит: «Аккуратней с этой душой.
Я сейчас пошлю к ней пророка Давида с гуслистами, и она выйдет». А мы зачастую как слон в посудной лавке. К сожалению. То есть где ты живешь и прописан, там и ходи в храм. Чтобы не ходить по церквям, а быть прихожанином того храма, который находится ближе всего к дому. Предполагалось, что так люди будут больше заботиться о том приходе, который находится рядом, но этого не произошло. Это тоже верность Церкви, то есть тому храму, который находится рядом? Люди предполагают, а Бог располагает.
Он дал человеку свободу и хочет, чтобы человек свободно подчинился Его воле. Здесь было предположение, но это ведь не Господь сказал через кого-то, что надо вот так. Это будет какое-то подавление свободы, хотя, конечно, так-то неплохо, ведь церкви для этого и строятся в шаговой доступности. В Москве сейчас проект: построить много храмов, чтобы людям было удобно. Но это хорошо для того, кто ходит в церковь и понимает это. А если человек еще делает первые шаги?.. Но идея хорошая. Просто хотелось бы, чтобы со стороны людей, для которых это делается, был такой ответ: «Да, это же для нас хорошо, нам не надо будет далеко ходить».
А с другой стороны, бывает, что человеку нужно куда-то уехать. Жил он где-то, грешил, все ему напоминает прошлую жизнь, и трудно каяться. Ему нужно уехать, поэтому этот храм не подходит. Но это все-таки бывает реже. В нормальных случаях: вышел из дома, вот тебе храм, пришел, помолился. Сегодня слышал, что на ранней литургии в лавре было 30 человек, а на поздней 10. То есть люди успевают перед работой прийти на службу помолиться, может быть, причаститься и поехать благословленными. В лавре было можно.
Вопрос от телезрителя Александра из Подмосковья: «Полезно ли нам, христианам, профессионально заниматься спортом? Сейчас очень популярны так называемые смешанные единоборства, бои без правил. Огорчительно, что из коммерческих соображений туда уже стали привлекать и женщин. Про бокс мы уже давно знаем и не обсуждаем это. Но позволительно ли нашим девочкам выступать в некоторых видах спорта, показываясь на публике практически неодетыми? Это и художественная гимнастика, синхронное плавание, балет. Это допустимо? Что такое профессиональный спорт?
Начиналось с физической культуры, чтобы человек был здоров. А чем закончилось? Профессиональный спортсмен в 30 лет уже инвалид, или в 40 лет болезнь Паркинсона, или еще что-нибудь. Футболист Пеле перед смертью ездил на инвалидной коляске. И таких случаев очень много. Смотришь современный футбол: там уже вошло в норму грубо нарушать правила, сбивать соперника. Это уже не спорт, а непонятно что. Насчет девушек, которые выступают под музыку: украшение девушки — стыдливость.
Сразу становится понятным, что там, где стыдливости нет, появляется соблазн, поэтому лучше себя прикрывать. Кто-то из святых сказал, что если бы Господь не сдерживал женщин, то никто из мужчин бы не спасся. Женщин сдерживает стыдливость. Если бы этого не было, то ни один мужчина не устоял бы перед этим соблазном. С другой стороны, нет такого человека, кого бы не соблазняли эти танцы под музыку. Может быть, только дети равнодушны, потому что они еще не испорчены, внутренний грех в них еще не разросся. Но со временем и их это тоже будет соблазнять. Балет, синхронное плавание, художественная гимнастика, фигурное катание — можно перечислять и перечислять.
Конечно, некоторые возразят мне: «Какой же тут соблазн? Я ничего не чувствую». Почему ты ничего не чувствуешь? Например, человек без определенного места жительства не чувствует, как от него пахнет. Он все время ходит с этим запахом. У него огрубело обоняние. Так и человек, который позволил себе перешагнуть одну черту, вторую, третью, четвертую, пятую, потом уже и не видит соблазна. Как бывает: дай человеку необходимое, он захочет лучшего; дай ему лучшего, он захочет изысканного; получит изысканное, захочет развращенного.
Так у человека меняется аппетит. Постоянно хочется чего-то, и остановки в этом нет. А как остановиться? Верностью Христу. Мы сейчас видим конфликт на Ближнем Востоке. Как можно это исправить? Только Христос может исправить. Только Христос.
Могут и люди, если они будут сосудом Святого Духа. Иначе человеческими усилиями невозможно. Невозможно примирить два народа, которые все время воинствуют.
Церковный колокольный звон оказывает благотворное влияние на сознание человека, выполняя свою основную задачу — размеряя наше с Вами время.
По звону всегда можно понять, какая служба идет в храме, какой момент богослужения, совершается ли, например, Великое освящение воды и так далее. Звон дает людям чувство времени: мы знаем, что, скажем, в 8 утра звонят к утренней службе, в 17 часов — к вечерней. Звонари чуть ли не с секундомером стоят, чтобы совершить звон точно. Человек, у которого есть определенный режим дня, ведет размеренный образ жизни, и это действительно оздоравливает, в противовес хаосу.
Колокольный звон во время эпидемий Раньше, в старину, во время эпидемий действительно звонили в колокола, но дело не в том, что кто-то провел исследования и доказал, что это противовирусное и антибактериальное средство. О вирусологии и микробиологии в те времена речь можно вести весьма условно. Смысл в том, что звон был той ниточкой, которая связывала людей с Церковью в ситуации, когда нельзя дойти до храма — нет сил или собираться вместе в ситуации эпидемии опасно. Распространяясь вокруг храма, звон свидетельствует о том, что звонарь, а значит, и священнослужитель, с благословения которого он звонит, не оставляет людей своим вниманием.
Если люди знают, что колокольный звон есть, и это не автоматика, а живой человек — звонарь — на колокольне, это значит, что город не вымер и в храме есть живая душа, которая на своем месте делает свое дело. А стало быть, завтра все будет хорошо. От этого понимания возникает внутреннее ощущение равновесия: мир не перевернулся, храм не опустел, я могу заняться своим здоровьем, состоянием и потихонечку-потихонечку, с молитвой, преодолеть наступившие испытания. Я бы сказал, что это, скорее, психосоматика: когда человек чувствует, что о нем заботятся, что он не один, не брошен, ему намного легче мобилизоваться и преодолеть испытания, в том числе и болезнь.
В гостях у Аллы Митрофановой — кандидат богословия, и. Откуда известно про этот праздник, если в Евангелиях ничего о нем не сказано? Какие личные вещи Богородицы, кроме пояса, уцелели до наших дней и где их можно увидеть? Можно ли быть христианином и не посещать храм? Можно ли быть христианином и при этом не посещать храм?
Что необходимо знать и понимать о Церкви, чтобы не стать жертвой нынешнего информационного потока?
Сейчас большая редкость — когда к тебе приходит образованный, интеллигентный человек, которому, действительно, интересно то, что ты делаешь, который пытается вникнуть в суть дела, всем сердцем погружается в то, что ему рассказывают. И потом пишет хороший, глубокий материал. Думаю, дело в том, что в «Фому» идут работать особенные люди, которые изначально немного иначе смотрят на жизнь. Это очень ценно, тем более сейчас так мало осталось по-настоящему серьезных изданий — многие скатываются до уровня бульварной прессы. Вопросы веры, о которых пишет «Фома», — очень тонкие. Журнал нашел правильный баланс — говорит о вере без капли агрессии и назидательного тона. Ничего не навязывает, а просто и по-доброму рассказывает о Христе.
Сейчас в головах у людей такой раздрай, что тон «Фомы» — спокойный, уважительный, дружеский — это как глоток свежего воздуха.
Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян
Журнал «Фома» запустил новую версию сайта | Вопросы веры, о которых пишет «Фома», — очень тонкие. |
Журнал ФОМА | Возможно, в этом заключается ответ на вопрос, почему же Фомы не было с другими учениками, когда Христос первый раз пришел к ним, в то место, где они были собраны. |
Журнал Фома | Новости журнала «Фома». Апостола Фому прозвали Неверующим по отрывку из Евангелия от Иоанна. |
Официальный блог журнала "Фома" — LiveJournal | Фома задавал вопросы и открывал новые возможности для разговора и диалога. |
Новости - Вера и Фома | Вопросы священнику. Тесты, викторины и игры. Помочь «Фоме». Телефон: (495) 369-56-35. Email: foma@ Новости. |
чПКФЙ ОБ УБКФ
канал - неофициальный. Обозреватели «Фомы» провели в редакции дискуссию на эту тему, обсудив обстоятельства и последствия происшествия. Журнал «Фома» (@) в TikTok (тикток) |921.4K лайк.65.2K «Фома» О вере современным языком Свежее те новое видео пользователя. Страница православного журнала для сомневающихся "Фома": разговор о христианстве, культуре, истории и человеческих отношениях. |.
«Фома» — журнал для отсомневавшихся?
Журнал «Фома» | Дзен | Новости Фома. Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. |
Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян | «Фома» — православный журнал для сомневающихся — был основан в 1996 году и прошёл путь от чёрно-белого альманаха до ежемесячного культурно-просветительского издания. |
Православный журнал "Фома" | на ход проекта СМБиз и работу ФОМ в целом, а. |
Журнал Фома | Фома испытывает ровно то, что испытал когда-то Нафанаил, для него не остается больше никаких вопросов. |
Беседы с батюшкой. Верность Церкви. Игумен Фома (Василенко). 9 ноября 2023
Смотрите видео канала Журнал «Фома» (23652186) на RUTUBE. канал - неофициальный. Вопросы священнику. Новости.
Вышел сентябрьский номер православного журнала «Фома»
Новости Новости журнала «Фома». частый вопрос моих друзей. Смотрите видео канала Журнал «Фома» (23652186) на RUTUBE. частый вопрос моих друзей. Новости Фома. Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. на ход проекта СМБиз и работу ФОМ в целом, а.
Журнал «Фома» призвал всех православных христиан принять участие в совместной молитве за врачей
Все новости об организации «Фома» на Будьте в курсе свежих новостей за день и неделю: 16 апреля 2023 года, в день Светлого Христова Воскресения, в широкий. Удостоверения. В центральных газетах эта новость была отображена с таким заголовком: «Святейший Патриарх угостил митрополита стопкой раки». Журнал «Фома» завершил проект по выпуску газеты «Фома в дороге», которая бесплатно распространялась преимущественно в часовнях при вокзалах в различных регионах России. канал - неофициальный. «Фома» — православный журнал для сомневающихся. Наша основная миссия — рассказ о православной вере и Церкви в жизни современного человека и общества.