История конспекты для подготовки к ЕГЭ. Конспекты по истории России материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему. Теория с таблицами и схемами для подготовки к ЕГЭ по истории и шпаргалки к экзамену. В задания единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории включат вопросы, посвященные российской военной спецоперации (СВО) на Украине. Данный раздел содержит теоретический материал из курса для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории.
Егэ история конспекты по всем темам
Министерство просвещения РФ устанавливает минимальные проходные баллы на ЕГЭ по истории для поступления в вуз. Единый государственный экзамен по истории школьники традиционно считают сложным: на нем проверяется знание большого количества дат, фактов, имен исторических деятелей. задание №19 из ЕГЭ 2024. Та самая фраза из фильма связана с подготовкой. Теория с таблицами и схемами для подготовки к ЕГЭ по истории и шпаргалки к экзамену. * * * В истории России едва ли можно найти время, равное по своему значению преобразованиям первой четверти XVIII в. С деятельностью Петра I историки связывают новый период русской истории.
Теория ЕГЭ-2024: История
If you have Telegram, you can view and join ПРО100 ЕГЭ История right away. Интерфакс: Единый госэкзамен (ЕГЭ) по истории будет приниматься на основе материалов нового государственного учебника в следующем году, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Рособрнадзора. Данный раздел содержит теоретический материал из курса для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории.
Все о Великой Отечественной войне для ЕГЭ по истории
Историческая карта в ЕГЭ: методика молниеносной подготовки. ШАГ #149-150: Как сдать ЕГЭ/ОГЭ по истории? История ЕГЭ Теория. E-mail. Теоретические материалы и статьи для подготовки к ЕГЭ-2024 по Истории с подробным объяснением тем и тестами для закрепления материала на сайте умной подготовки к ЕГЭ онлайн NeoFamily. * * * В истории России едва ли можно найти время, равное по своему значению преобразованиям первой четверти XVIII в. С деятельностью Петра I историки связывают новый период русской истории.
Конспекты по истории (школа, ЕГЭ и университет)
По мнению экспертов, заучивать все даты необязательно. На сайте ФИПИ можно найти рекомендации с указанием ключевых дат, терминов и исторических деятелей, которые надо знать, посоветовали они. Что касается заданий, связанных с культурой, чтобы лучше к ним подготовиться, нужно систематизировать информацию, сделать таблицы, найти иллюстрации, выстроить ассоциативные ряды, которые помогут запоминать те или иные факты, — рекомендовала Александра Фокина. Эксперты рассказали, что вопросы, связанные со специальной военной операцией, могут встретиться в заданиях с 1 по 6 в первой части КИМ. Во второй части их не будет, уточнили они.
Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние а могут повстречаться фрагменты и Х века совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 11, 13—14, 17. Таблицы на сопоставление Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 1, 3, 5, 7.
Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом. В прошлом году в ЕГЭ по истории включили задание 4, которое проверяет знание региональной истории России. В нашей истории множество поворотных событий проходили далеко от столичных городов, и, к сожалению, многие одиннадцатиклассники не в курсе этого.
Установление причинно-следственных связей Во второй части экзамена есть задание, которое проверяет умение выпускников выстраивать причинно-следственные связи исторических событий и процессов. Даны исходные любого события, а выпускнику необходимо указать три причины или последствия данного события. Здесь уже важны аналитические способности, умение видеть историю как единый процесс, а не набор хаотичных фактов. И не забудьте, что с 2023 года в нем присутствуют штрафные баллы, а значит написать побольше «для подстраховки» уже может грозить потерей баллов.
Задание на терминологию С 2022 года исторические понятия и термины также поменяли свою дислокацию в экзамене, переехав во вторую часть. Теперь от выпускников требуется дать развернутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия. На этом сюрпризы не кончаются. К определению необходимо добавить связный факт, который бы конкретизировал то есть уточнял, помещал в контекст данное понятие применительно к истории России.
Для работы с терминами обязательно ведите исторический словарик при подготовке.
Не забывайте подкреплять теорию решением онлайн-тестов портала Cknow. При возникновении трудностей самостоятельной подготовки обращайтесь за помощью репетиторов.
Они проведут с вами онлайн-занятия, проверят задания 2 части контрольных измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ, опишут недостатки решений и подскажут, на что обратить особое внимание. Своим упорным трудом и работой над ошибками вы добьетесь высоких результатов.
Русский утопический социализм; Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны. Реформы 1860—1870-х гг. Роль государства в экономической жизни страны; Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С. Витте; Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков; Восточный вопрос во внешней политике Российской империи.
Россия в системе военно-политических союзов; Русско-японская война; Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX — начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования; Революция 1905—1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения; Реформы П. Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России Россия в Первой мировой войне.
Влияние войны на российское общество; Революция 1917 г. Временное правительство и Советы; Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание; Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны; Переход к новой экономической политике. СССР в 1922—1991 гг.
Егэ история конспекты по всем темам
ЕГЭ по истории | #учисьсомной #школьныеконспекты В этом видео мой голос является лишь приятным сопровождение, а музыка главным компонентом хехе Просто помни, что ты солнышко и не забудешь меня поддержать 오래가자~ Для з Смотрите видео онлайн «Конспекты по. |
Все о Великой Отечественной войне для ЕГЭ по истории | Интерфакс: Единый госэкзамен (ЕГЭ) по истории будет приниматься на основе материалов нового государственного учебника в следующем году, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Рособрнадзора. |
история россии конспекты для егэ | Дзен | тор помогает подготовиться к ЕГЭ по всем предметам: пройти тестирование и проверить ответы. |
ЕГЭ по Истории
Вопросы ЕГЭ история России. Чек лист по обществознанию. Чек лист ЕГЭ Обществознание. Художники передвижники таблица. Таблица по истории. Русская культура 19 века та. Таблица по историе Росси. Этапы гражданской войны 1918-1922. Этапы гражданской войны в России ЕГЭ. Основные даты гражданской войны.
Хронология событий гражданской войны. Учебники по истории для подготовки к ЕГЭ. Учебник по истории ЕГЭ. ЕГЭ по истории книжка. Опорные конспекты по истории России 6 класс. Опорные конспекты по истории древнего мира. Опорный конспект по истории России 18 век. Таблицы по истории для подготовки к ЕГЭ. История таблицы для ЕГЭ.
Таблицы по истории России. Самые важные даты в истории Руси. Исторические даты по истории. Самые важные даты по истории. События зарубежных стран. Кодификатор ЕГЭ история зарубежных стран. События истории зарубежных стран. Кодификатор ЕГЭ по истории. Войны истории России для ЕГЭ.
История России войны таблица. Исторические даты. Шпаргалка ОГЭ по истории войны. Опорный конспект урока по биологии 11 класс. Опорный конспект пример по биологии 8 класс. Опорная схема биология. Ментальная карта нуклеиновые кислоты. Нклинлве кислоты схема. Нуклеиновые кислоты опорная схема.
Реализация наследственной информации задачи по биологии 10 класс. Лайфхаки для студентов. Как пишется конспект. Полезные лайфхаки для студентов. Полезные советы для учебы. Восстание Пугачева Мем. Теория ЕГЭ история 2022. Первая мировая война 1914-1918 причины итоги. Россия в первой мировой войне 1914-1918 кратко таблица.
Ход военных действий первой мировой войны 1918. Таблица Россия в первой мировой войне причины. Опорные конспекты Шаталова по истории России. Опорный конспект по истории 9 класс. Опорный конспект по истории 7 класс. История в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ. История России в схемах. Схемы для подготовки к ЕГЭ по истории.
В РФ подготовили новый учебник по истории с разделом про СВО для 11 классовЧитать подробнее Ранее на сайте Федерального института педагогических измерений ФИПИ появились проекты демонстрационного экзамена по истории в 2024 году. В нем будут содержаться вопросы о событиях и персоналиях специальной военной операции СВО.
В РФ подготовили новый учебник по истории с разделом про СВО для 11 классовЧитать подробнее Ранее на сайте Федерального института педагогических измерений ФИПИ появились проекты демонстрационного экзамена по истории в 2024 году. В нем будут содержаться вопросы о событиях и персоналиях специальной военной операции СВО.
Он перед вами.
Изучение представленных ниже теоретических материалов по истории обогатит ваш багаж знаний. С ним вы смело пойдете на экзамен. Не забывайте подкреплять теорию решением онлайн-тестов портала Cknow.
Курс для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по истории онлайн
Краткий курс ЕГЭ по истории: события, даты в сжатой форме. Экспресс подготовка | История Кодификатор ЕГЭ элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ЕГЭ по ИСТОРИИ РОССИИ в 11 классе. |
ЕГЭ по истории в 2023 году: сложные задания и главные лайфхаки для подготовки | Единый государственный экзамен по истории школьники традиционно считают сложным: на нем проверяется знание большого количества дат, фактов, имен исторических деятелей. |
Сайт М. В. Ефимовой - ЕГЭ/ОГЭ по истории | Безумно благодарна и рекомендую ребятам, которые сдают ЕГЭ по истории обратить внимание на smitup, это того стоит. |
Конспекты по истории егэ | Ниже мы собрали список тем, которые чаще всего встречаются на ЕГЭ по истории. |
История Кодификатор ЕГЭ 2024. Материалы для подготовки | Такая вот история | Аля Виноградова история ЕГЭ. ЕГЭ,ОГЭ Конспекты по химии прошлого года и не только Искать по поиску нужную темкуУдачи Аналогичные каналы: LINK LINK канал с моей подготовкой @Geta696 по поводу рекламы. |
ЕГЭ по истории: вопросы об СВО могут встретиться в заданиях с 1 по 6 в первой части
Дополнительно для изучения теории мы можем посоветовать учебное пособие под редакцией Г. Орлова «История России» и учебник под редакцией Л. Кацвы «История России с древнейших времен до XX века». Отлично подойдет сборник под редакцией Г.
Рекомендация здесь только одна — при подготовке к экзамену постоянно использовать исторические атласы и контурные карты — они могут быть как в печатном, так и в электронном виде. Определение подлинности исторического источника, исторической карты Существуют определенные приемы, которые позволяют правильно атрибутировать определять, оценивать исторический источник — вне зависимости от того, идет ли речь о письменном источнике, изображении или исторической карте. Необходимо найти так называемые маркеры — определенные элементы, которые могут соответствовать только одной исторической эпохе. Для письменного источника это географические названия, фамилии, названия государственных органов власти, термины.
Например, если в тексте упоминаются дворяне, то это означает, что документ написан не ранее 1175 года именно тогда дворяне впервые появляются в письменных источниках. А указание на существование Избранной рады может относиться только к краткому с исторической точки зрения периоду 1549—1560 годов, когда действовало собрание приближенных Ивана Грозного. Точно так же упоминание села Молоди напрямую указывает на 1572 год, Бородино — на 1812 год, а Прохоровка Прохоровское поле — на события 1943 года. Точно так же проводится атрибуция исторической карты. Первое, на что нужно обратить внимание, — очертания границ. Необходимо установить, какие города входят в состав изображенного государства, а какие — не входят. К примеру, если территория государства с центром в Москве очень невелика и занимает маленькую часть Восточно-Европейской равнины, то речь идет об эпохе возвышения Москвы.
Если в состав этого государства входит Новгород — то это как минимум эпоха Ивана III; если Смоленск, Псков и Рязань — как минимум время правления Василия III; если же в составе этого государства мы видим Казань и Астрахань — речь идет о времени правления Ивана Грозного или еще более поздних эпохах. Работая с изображениями в заданиях 15 и 16, тоже нужно проводить их атрибуцию Если речь идет о марке, плакате или афише, то на изображении представлена словесная информация; это может быть лозунг, название или год выпуска. Допустим, если марка содержит надпись «600-летие Куликовской битвы», то несложно догадаться, что она выпущена в 1980 году. Такие изображения обычно многослойны, в них присутствует несколько исторических пластов. У марок, которые используются для составления заданий, всегда есть год выпуска, тема событие или процесс, которому она посвящена и сюжет конкретный образ, который использован при создании марки. Например, существует серия марок, посвященных одной теме, — 850-летию Москвы, а вот сюжеты у них разные. На третьей марке, допустим, изображен памятник Юрию Долгорукому, и тут нужно знать не только время его жизни XII век , но и время создания этого памятника — он был заложен на тогдашней Советской площади к 800-летию Москвы, в 1947 году.
Архитектурные сооружения можно определять по особенностям стиля. Выделите время и разберитесь, чем барокко отличается от классицизма или модерна, и вам станет ясно, что собор Василия Блаженного и храм Спаса на Крови, которые так часто путают выпускники, — это совершенно разные сооружения, отличающиеся друг от друга и пропорциями, и декором, и даже цветовым решением. При составлении заданий используются фотографии сооружений, занимающих особое место в истории русской культуры, знать которые, в принципе, должен каждый человек, а не только сдающий ЕГЭ. Почитайте про историю этих зданий, про события, свидетелем которых они стали, и архитектурные памятники в вашем сознании приобретут собственное лицо, так что их невозможно будет перепутать на экзамене. Задания по истории культуры С выполнением заданий по истории культуры часто возникают проблемы. Действительно, нужно знать основные архитектурные сооружения, памятники скульптуры, литературные произведения. Лучше всего, на мой взгляд, сделать в компьютере своеобразную «базу данных», в которой будет собрана информация о наиболее значимых произведениях культуры каждой конкретной эпохи, и время от времени просматривать ее.
Тогда сформируется своеобразное художественное представление об эпохе, и вы, например, почти автоматически будете связывать здания, построенные в шатровом стиле, с событиями XVI—XVII веков. Прочитайте литературные произведения, которые чаще всего попадаются на ЕГЭ; тогда их содержание и авторов можно будет быстрее запомнить. Задание на причинно-следственные связи При выполнении задания 18 потребуется указать три причины или следствия заданного события. Если они носят очевидный характер, достаточно указать само событие-причину или событие-следствие, а не прописывать всю причинно-следственную связь.
Получается, что Уложенная комиссия была созвана накануне, в 1767 году.
А в следующем, 1769 году Екатерина II ввела бумажные деньги — ассигнации, и тоже под предлогом военной необходимости в казне не хватало серебра. В свою очередь, окончание войны можно связать с восстанием Пугачева, которое начинается в 1773 году, когда война еще идет Пугачев участвовал в войне, но по болезни решил просить о выходе в отставку , а заканчивается в 1775 году — уже после подписания Кючук-Кайнарджийского мира. Так к одной выученной дате сами собой добавляются еще три. Как ни странно, но даты в истории — не главное Чтобы человек понимал связь между событиями и соотносил конкретные действия с эпохами. Бывают случаи, когда для правильного ответа на экзаменационные вопросы знание точных дат вообще не нужно.
Например, задание на установление правильной хронологической последовательности событий можно выполнить, имея представления только о веках, когда эти события происходили. Факты из истории культуры чаще всего связываются либо также с веком, либо с правителем, при котором было построено то или иное здание например, Успенский собор в Москве — при Иване III, и этого знания будет достаточно или написано то или иное литературное произведение радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву» — при Екатерине II. Конкретные даты нужно знать при выполнении заданий по истории ХХ века, но и здесь зачастую можно обойтись десятилетиями или соотнесением фактов с конкретными темами НЭП, индустриализация, коллективизация, «оттепель». Как готовиться к экзамену по истории При подготовке стоит вооружиться сразу несколькими источниками — учебником, хрестоматией при выполнении заданий 13—14 нужно будет атрибутировать исторические тексты и ответить на вопросы по ним , атласами, а если вы оцениваете свое знание географии как слабое — еще и контурными картами. Важно сопоставлять материал учебника с данными хрестоматий и атласов.
И, разумеется, лучше сверить список дат, имен и терминов, которые вы собираетесь учить, с Историко-культурным стандартом. Не стоит бояться экзамена. Можно добавить уверенности в своих знаниях, если регулярно решать задания открытого банка заданий ЕГЭ. Стоит очень внимательно изучить материалы на сайте ФИПИ. Это не только демоверсия, спецификация и кодификатор, но и методические рекомендации, в которых описано, как лучше готовиться к экзамену, и по каким правилам проверяются задания с развернутым ответом.
Еще советую поработать с навигатором самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Чем лучше вы будете знать, какие требования предъявляются к выпускникам, тем более высоким будет ваш результат. Найдите и прочитайте интересную книжку по истории — пусть даже художественную, — чтобы не забывать, что история — это не только даты и термины, но и живые образы прошлого нашей с вами страны. Для полномерной подготовки к экзамену проведены вебинары по особенностям ЕГЭ 2023 года. Ознакомиться с материалами вебинаров можно на сайтах Московского центра качества образования , Регионального центра обработки информации , в социальной сети «ВКонтакте» и на сервисе Rutube.
Оценить свой уровень подготовки и выявить темы для повторения помогут независимые диагностики в формате ЕГЭ, которые выпускники могут пройти в Центре независимой диагностики ЦНД на базе Московского центра качества образования. Независимые диагностики проходят по заданиям, полностью соответствующим спецификации и содержанию КИМ 2023 года, что позволит участникам полностью окунуться в процесс сдачи экзамена. В Москве прошли единые городские контрольные работы Выпускники, планирующие сдавать экзамен по истории в 2023 году, приняли в них участие и уже смогли ознакомиться с результатами. Проанализировав свои баллы, можно уже сейчас скорректировать план подготовки, повторить нужные темы и обратить внимание на задания, которые вызвали затруднения. С 1 февраля столичные одиннадцатиклассники начали интенсивнее готовиться к ЕГЭ в школах — на профильных практикумах, в группах вместе с учениками со схожим уровнем знаний.
На занятиях они разбирают экзаменационные задания и без оценок и контрольных отрабатывают темы, которые вызывают вопросы. При этом количество уроков осталось прежним, поскольку освоение школьной программы по части непрофильных предметов закончилось до 1 февраля и практикумы заняли их место в расписании. Помимо практикумов по предметам, выбранным учениками для сдачи ЕГЭ, остались дисциплины, необходимые для развития личности и поддержания здоровья: математика, история, обществознание, литература и физкультура.
ЕГЭ 2011. Пономарёв, Г. Словарь терминов и понятий по истории 2. В нем представлены основные термины и понятия школьного курса Отечественной и Всеобщей истории.
В ЕГЭ по истории включат задания об СВО после поставки соответствующих учебников в школы
Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу субъекту персональных данных далее — «Персональные данные» , для целей оказания услуг с использованием Сайта. Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт. Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие операцию или совокупность действий операций , совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение обновление, изменение , извлечение, использование, передачу распространение, предоставление, доступ , блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных. Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности. Контролирующие и обрабатывающие лица Пользователи соглашаются с тем, что: Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике. С какой целью собираются эти данные Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме. Сбор Персональных данных При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации.
Как сообщали в январе в пресс-службе министерства, планируется, что массово он будет использоваться в школах с 2024-2025 года. Кравцов пояснял, что в новом учебнике будут раскрыты причины начала СВО. В нем планируется объединить в один курс всеобщую историю и историю России, которой в учебнике будет отведена ключевая роль.
В нем предполагается анализ двух фрагментов исторических текстов и приведение информации в контексте этих документов. Знания по истории Великой Отечественной войны потребуются и при выполнении других заданий, которые входят в программу ЕГЭ. Еще одна новация — задание 20, на сравнения двух исторических объектов. При его решении необходимо сформулировать тезис и привести два обоснования этого тезиса, использовав при их построении исторические факты. Основная трудность связана с тем, что многие участники экзамена приводят не оценочный тезис, а просто исторический факт, по сути, начинают сравнивать, не объясняя, какие именно черты или стороны исторических объектов они анализируют.
Понятно, что отличалась, но чем именно? Я рекомендую при выполнении задания 20 пользоваться оценочными конструкциями с использованием слов «более» или «менее». Например, оценивая реформы Петра I и Екатерины II, можно написать, что реформы Екатерины носили более либеральный характер по сравнению с Петровскими. Дальше — привести в качестве доказательств то, что Петр I ввел обязательную службу для дворян, а Екатерина II подтвердила Манифест о вольности дворянства в Жалованной грамоте дворянству. Оба эти документа расширяли объем прав дворянства, вводили для них свободу предпринимательства, снимали многие ограничения, в том числе на выезд за границу. Какие-то действия например, реформы были более успешными, какие-то действия — более радикальными. Конечно, использование таких словесных конструкций не обязательно, но в процессе подготовки можно научиться их употреблять и на их основе построить собственный ответ. Главное — приводить исторические факты.
Большие трудности всегда возникают при выполнении заданий по исторической карте в 2023 году это задания 9—12 Основная проблема — неверная работа с картой при выполнении задания 9, когда участник экзамена соотносит представленное изображение с другой исторической эпохой например, карту событий Ливонской войны принимает за карту событий Северной войны , а значит, и ответы на другие вопросы задания 10—12 , скорее всего, окажутся неправильными. Рекомендация здесь только одна — при подготовке к экзамену постоянно использовать исторические атласы и контурные карты — они могут быть как в печатном, так и в электронном виде. Определение подлинности исторического источника, исторической карты Существуют определенные приемы, которые позволяют правильно атрибутировать определять, оценивать исторический источник — вне зависимости от того, идет ли речь о письменном источнике, изображении или исторической карте. Необходимо найти так называемые маркеры — определенные элементы, которые могут соответствовать только одной исторической эпохе. Для письменного источника это географические названия, фамилии, названия государственных органов власти, термины. Например, если в тексте упоминаются дворяне, то это означает, что документ написан не ранее 1175 года именно тогда дворяне впервые появляются в письменных источниках. А указание на существование Избранной рады может относиться только к краткому с исторической точки зрения периоду 1549—1560 годов, когда действовало собрание приближенных Ивана Грозного. Точно так же упоминание села Молоди напрямую указывает на 1572 год, Бородино — на 1812 год, а Прохоровка Прохоровское поле — на события 1943 года.
Точно так же проводится атрибуция исторической карты. Первое, на что нужно обратить внимание, — очертания границ. Необходимо установить, какие города входят в состав изображенного государства, а какие — не входят. К примеру, если территория государства с центром в Москве очень невелика и занимает маленькую часть Восточно-Европейской равнины, то речь идет об эпохе возвышения Москвы. Если в состав этого государства входит Новгород — то это как минимум эпоха Ивана III; если Смоленск, Псков и Рязань — как минимум время правления Василия III; если же в составе этого государства мы видим Казань и Астрахань — речь идет о времени правления Ивана Грозного или еще более поздних эпохах. Работая с изображениями в заданиях 15 и 16, тоже нужно проводить их атрибуцию Если речь идет о марке, плакате или афише, то на изображении представлена словесная информация; это может быть лозунг, название или год выпуска. Допустим, если марка содержит надпись «600-летие Куликовской битвы», то несложно догадаться, что она выпущена в 1980 году. Такие изображения обычно многослойны, в них присутствует несколько исторических пластов.
Избегая военных конфликтов, способствовал ослаблению военного противостояния в разрешении споров между русскими князьями. Продолжал политику своего отца по объединению русских земель. Первым из московских князей возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей. В Куликовской битве 1380 г.
В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое главенство в русских землях. При нем был построен первый каменный Кремль в Москве 1367 г. Был первым русским князем, передавшим власть в великом Владимирском княжестве по наследству своему сыну без санкции Орды. Канонизирован Русской Православной церковью.
Василий I Дмитриевич 1371—1425 — великий князь московский 1389—1425. Сын Дмитрия Донского. При нем продолжалось объединение русских земель. В период его княжения росло феодальное землевладение.
Был женат на дочери великого князя литовского Ви-товта Софье. При Василии I Русь испытала два татарских нашествия — в 1395 г. Тимура , в 1408 г. В феодальной междоусобной борьбе 1433—1453 гг.
Противниками Василия II выступала коалиция удельных князей во главе с его дядей — галицким князем Юрием Дмитриевичем. В ходе войны, осложненной одновременной борьбой с Казанским ханством, великокняжеский престол несколько раз переходил к галицким князьям. В 1446 г. Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть Ярославских земель и Печерского края.
Великий князь владимирский с 1462 и московский. Государь всея Руси с 1478. Присоединил к Московскому княжеству Ярославское, Ростовское княжества, Новгородскую республику, Тверское княжество, ряд других территорий. Произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига 1480.
Вел активные и успешные боевые действия против Великого княжества Литовского, Ливонского ордена, Казанского ханства. Направил военные отряды в Западную Сибирь. В период его правления в основном сложилась территория Русского централизованного государства, сформировался централизованный аппарат власти; приказы. Судебник 1497 г.
Получило развитие поместное землевладение и сильно возросло политическое значение дворянства, шла активная борьба с сепаратизмом удельных князей и боярских родов. Вырос международный авторитет Русского государства, были установлены дипломатические связи с многими западноевропейскими странами. Вторично был женат на Софье Палеолог — племяннице последнего византийского «императора, что дало основание официально объявить Россию так теперь стало называться Русское государство «третьим Римбм». Был инициатором полной реконструкции московского Кремля, строительства Ивангорода, сооружения каменных крепостей в Коломне, Туле.
Первым из московских государей активно привлекал для этого иностранных специалистов. Первым из русских правителей получил официальный титул «Государь всея Руси». Василия III называют «последним собирателем земли русской»: при нем были присоединены последние полусамостоятельные русские земли — Псков, Волоцкий удел, Рязанское, Новгород-Северское княжества. В ходе русско-литовской войны в начале XVI в.
В своей внутренней политике Василий III опирался на церковь, поддерживавшую его в политической борьбе с феодальной оппозицией. В правление Василия III росло поместное дворянское землевладение, принимались меры по ограничению привилегий княже-ско-боярской аристократии. В княжение Василия Ш произошло обострение отношений с Крымским ханством и Казанью, положено начало связям России с Францией, Индией и др. Василий III выступил сторонником «опоры на собственные силы» и традиции в развитии отечественной культуры.
Поощрял идеологическое обоснование положения Москвы как «третьего Рима», для чего активно опирался на сочинение Иосифа Волоцкого «Сказания о князьях Владимирских». При нем заметно упрочилось международное положение Московского государства. Василий III в договоре 1514 г. Название, возможно, объясняется тем, что среди еретиков многие прошли постриг.
Стригольники считали, что для священства не обязательно быть рукоположенным в сан. Их ересь перекликалась с идеями ранних протестантов. Жидовствующие — название сторонников новгородско-москов-ской ереси, обвиненных в приверженности к иудаизму. Отрицали авторитет церкви, церковные обряды, многие догматы православия.
Иван III в борьбе с боярством и богатством церкви использовал учение для укрепления самодержавия, а затем подверг гонениям. Свое название получили как последователи Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоколамского монастыря. Экономической основой влияния иосифлян являлось крупное монастырское землевладение. Вначале иосифляне блокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель.
На церковном соборе 1503 г. Однако необходимость поддержки со стороны церкви вынудила Ивана III пойти на уступки иосифлянам. С этого времени они стали проповедовать теорию божественного происхождения царской власти. Иосифлянин Филофей сформулировал теорию «Москва — третий Рим», сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия.
Иосифляне приняли активное участие в учреждении опричнины. Во второй половине XVI в.
Какие темы нужно знать на ЕГЭ-2024 по истории
В презентации понятно и доступно для учащихся раскрыты вопросы кодификатора "Народы и древнейшие государства на территории России". Теоретический материал дополнен тестовыми заданиями Пономарёв М. ЕГЭ 2011. Пономарёв, Г.
Сбор Персональных данных При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации.
Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные: «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть; Электронный адрес; Номер телефона; Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях в т. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные. Как эти данные используются На сайте используются куки Cookies и данные о посетителях сервисов Яндекс Метрика и других.
При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом. Как эти данные защищаются Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности.
Для письменного источника это географические названия, фамилии, названия государственных органов власти, термины. Например, если в тексте упоминаются дворяне, то это означает, что документ написан не ранее 1175 года именно тогда дворяне впервые появляются в письменных источниках. А указание на существование Избранной рады может относиться только к краткому с исторической точки зрения периоду 1549—1560 годов, когда действовало собрание приближенных Ивана Грозного.
Точно так же упоминание села Молоди напрямую указывает на 1572 год, Бородино — на 1812 год, а Прохоровка Прохоровское поле — на события 1943 года. Точно так же проводится атрибуция исторической карты. Первое, на что нужно обратить внимание, — очертания границ.
Необходимо установить, какие города входят в состав изображенного государства, а какие — не входят. К примеру, если территория государства с центром в Москве очень невелика и занимает маленькую часть Восточно-Европейской равнины, то речь идет об эпохе возвышения Москвы. Если в состав этого государства входит Новгород — то это как минимум эпоха Ивана III; если Смоленск, Псков и Рязань — как минимум время правления Василия III; если же в составе этого государства мы видим Казань и Астрахань — речь идет о времени правления Ивана Грозного или еще более поздних эпохах.
Работая с изображениями в заданиях 15 и 16, тоже нужно проводить их атрибуцию Если речь идет о марке, плакате или афише, то на изображении представлена словесная информация; это может быть лозунг, название или год выпуска. Допустим, если марка содержит надпись «600-летие Куликовской битвы», то несложно догадаться, что она выпущена в 1980 году. Такие изображения обычно многослойны, в них присутствует несколько исторических пластов.
У марок, которые используются для составления заданий, всегда есть год выпуска, тема событие или процесс, которому она посвящена и сюжет конкретный образ, который использован при создании марки. Например, существует серия марок, посвященных одной теме, — 850-летию Москвы, а вот сюжеты у них разные. На третьей марке, допустим, изображен памятник Юрию Долгорукому, и тут нужно знать не только время его жизни XII век , но и время создания этого памятника — он был заложен на тогдашней Советской площади к 800-летию Москвы, в 1947 году.
Архитектурные сооружения можно определять по особенностям стиля. Выделите время и разберитесь, чем барокко отличается от классицизма или модерна, и вам станет ясно, что собор Василия Блаженного и храм Спаса на Крови, которые так часто путают выпускники, — это совершенно разные сооружения, отличающиеся друг от друга и пропорциями, и декором, и даже цветовым решением. При составлении заданий используются фотографии сооружений, занимающих особое место в истории русской культуры, знать которые, в принципе, должен каждый человек, а не только сдающий ЕГЭ.
Почитайте про историю этих зданий, про события, свидетелем которых они стали, и архитектурные памятники в вашем сознании приобретут собственное лицо, так что их невозможно будет перепутать на экзамене. Задания по истории культуры С выполнением заданий по истории культуры часто возникают проблемы. Действительно, нужно знать основные архитектурные сооружения, памятники скульптуры, литературные произведения.
Лучше всего, на мой взгляд, сделать в компьютере своеобразную «базу данных», в которой будет собрана информация о наиболее значимых произведениях культуры каждой конкретной эпохи, и время от времени просматривать ее. Тогда сформируется своеобразное художественное представление об эпохе, и вы, например, почти автоматически будете связывать здания, построенные в шатровом стиле, с событиями XVI—XVII веков. Прочитайте литературные произведения, которые чаще всего попадаются на ЕГЭ; тогда их содержание и авторов можно будет быстрее запомнить.
Задание на причинно-следственные связи При выполнении задания 18 потребуется указать три причины или следствия заданного события. Если они носят очевидный характер, достаточно указать само событие-причину или событие-следствие, а не прописывать всю причинно-следственную связь. Например, практически в любом учебнике можно прочитать, что опричнина и Ливонская война были предпосылками причинами Смуты.
Важно, что при выполнении и проверке этого задания в качестве причин можно указывать как непосредственно причины, так и предпосылки, и даже поводы. Заграничный поход русской армии нельзя считать причиной восстания декабристов Но он создал условия для возникновения движения декабристов, то есть был предпосылкой восстания на Сенатской площади, и такой ответ участнику экзамена засчитают.
Заграничный поход русской армии нельзя считать причиной восстания декабристов Но он создал условия для возникновения движения декабристов, то есть был предпосылкой восстания на Сенатской площади, и такой ответ участнику экзамена засчитают. Убийство Франца-Фердинанда было поводом для начала Первой мировой войны, и в случае выполнения задания про причины Первой мировой это событие также будет засчитано.
Бывает, что причинно-следственная связь неочевидна и нуждается в пояснениях, и тогда лучше привести всю логическую цепочку. Учитывайте, что между событием-причиной и событием-следствием может пройти значительное время, и тогда уж точно потребуется объяснить механизм воздействия. Так, Куликовская битва внушила русским уверенность в возможности победы над татаро-монголами, стимулировала объединение русских земель вокруг Москвы и тем самым создала условия для окончательного освобождения от ига в результате Стояния на Угре. Так будет выглядеть полная правильная причинно-следственная связь между событиями 1380 и 1480 года.
Работа с историческими терминами Задание 19 предполагает, что участники экзамена приведут определение заданного исторического понятия. Основной вопрос — где именно можно ознакомиться со списком таких понятий. Советуем обратиться к Историко-культурному стандарту , на основе которого разрабатывается ЕГЭ по истории. Он содержит все основные факты, списки исторических деятелей и терминов, проверка знания которых входит в задачи Единого государственного экзамена.
Каждый термин имеет уникальные признаки, которые необходимо указать в определении. Помните, что у понятий существует хронологическая «привязка» — есть момент, когда они возникают например, титул «царь» применительно к русским правителям — в 1547 году , и момент, когда они выходят из употребления названия сословий и всех государственных органов Российской империи перестали быть исторически актуальными в 1917 году, когда Россия была провозглашена республикой, а все сословия отменены. Они используются только в двух заданиях — достаточно несложном задании 2, где нужно установить хронологическую последовательность событий, и задании 21. В последнем необходимо привести аргументы в подтверждение заданной точки зрения, причем один из них должен быть построен на материале всеобщей истории.
Там перечислены основные события всеобщей истории, знание которых проверяется на экзамене. В отличие от событий истории России, знать точные даты здесь не обязательно, достаточно привязки факта к десятилетию или даже веку. Нужно иметь общее представление о том, что происходило в рамках этих событий, к истории какой страны они относятся, кто был их инициатором, какими причинами они вызывались и каковы были их последствия. Требования к записи ответа здесь не очень жесткие: необходимо использовать исторические факты и объяснить, как именно они подтверждают изложенную в задании точку зрения.
Даты и хронология Успешность подготовки к экзамену зависит не только от количества потраченного времени, но и от того, как именно человек изучает предмет. Если воспринимать историю только как бессвязный список дат, имен и терминов — ничего хорошего не выйдет. Так историю учить долго и скучно. Помните, что история как наука в первую очередь предполагает историю как рассказ.
События очень часто напрямую связаны друг с другом, и если запомнить эту связь, то учить что-то специально уже не нужно. Например, мы знаем, что при Екатерине II Россия провела две войны с Османской империей, и первая из этих войн шла с 1768 по 1774 год. Когда война началась, Екатерина II распустила созванную незадолго до этого Уложенную комиссию под предлогом того, что ее участникам необходимо ехать к месту службы. Получается, что Уложенная комиссия была созвана накануне, в 1767 году.
А в следующем, 1769 году Екатерина II ввела бумажные деньги — ассигнации, и тоже под предлогом военной необходимости в казне не хватало серебра. В свою очередь, окончание войны можно связать с восстанием Пугачева, которое начинается в 1773 году, когда война еще идет Пугачев участвовал в войне, но по болезни решил просить о выходе в отставку , а заканчивается в 1775 году — уже после подписания Кючук-Кайнарджийского мира. Так к одной выученной дате сами собой добавляются еще три.