О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Узнайте, какими будут направления к итоговому сочинению в 2023 году, как подобрать аргументы к темам и на какие литературные произведения можно опираться. В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения.
Итоговое сочинение — 2023: когда пройдет и как его будут оценивать
В основу аргументов легли самые популярные произведения, представлена их главная идея, позиции главных героев и тезисы, которые необходимо понимать по каждому произведению. Напомним, что в 2023 году направления отменили. Подробнее читайте здесь. Чтобы ознакомиться с аргументами, выберите интересующий РАЗДЕЛ ниже из списка: Аргументы «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека» Аргументы «Природа и культура в жизни человека» Несколько примеров по каждому разделу представлены ниже Аргументы «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» Больше аргументов и тем по разделу «Обломов», автор И. Размышления о счастье каждый человек кузнец — своего счастья В романе И. Гончарова «Обломов» описана судьба И.
Обломова, помещика, который действиям предпочитает размышления о них. Несмотря на комфортную и не обремененную заботами жизнь, Обломов не чувствует себя счастливым. Он постоянно пребывает в сомнении, страхе и волнении, которые отбирают у него последние силы. Но здесь же мы наблюдаем судьбу другого человека — друга главного героя Андрея Штольца. Тот является полной противоположностью Обломова.
Трудолюбивый и деятельный Штольц не только устраивает собственную жизнь, но и помогает незадачливому другу, который без его помощи пропал бы совсем. Андрей считает, что «человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу», а потому всю жизнь трудится, не покладая рук, являясь лучшим примером подражания для каждого из нас. Даже главный герой называет своего единственного сына в честь единственного друга, понимая его правоту перед жизнью и, в глубине души осознавая свою малодушность и трусость. Так можно ли сказать, что счастье зависит от места, где родился? Только для тех, кто верит, что хорошо там, где нас нет.
Честный и трудолюбивый человек, который рассчитывает на себя и чтит традиции своих предков, найдет счастье, где бы ни находился. В то же время, слабый и безвольный человек, склонный к порокам и пеняющий на судьбу, будет несчастен даже в самом изобильном краю. Размышления о добре и зле Носителем идеи безоговорочного добра является Иешуа Га-Ноцри, герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Бродячий философ был уверен в том, что все люди на земле рождаются добрыми, лишь жестокое отношение может сделать человека жестоким.
Он говорит так даже о тех, кто избил его, кто предал его, для него все люди добры, и предатель Иуда, и палач Крысолов. Булгаковский герой был готов пойти на самую жестокую казнь, но не отказаться от веры в человека и в его добро. Понтий Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким.
Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности — не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро. Размышления о приобретении жизненного опыта Зачем человеку развиваться? Зачем человеку развиваться? Ответ простой — чтобы не деградировать, как, например, Коробочка из данной поэмы.
Женщина была хозяйкой поместья, умела принимать гостей, но она остановилась в собственном развитии. В ходе беседы с Чичиковым героиня интересовалась только своими владениями и получением прибыли. Помещицу совершенно не беспокоил внешний мир, поэтому во многих серьезных вопросах она являлась «дубинноголовой». После предложения сделки Чичиковым, Коробочка всерьез решила, что мертвые души нынче ходовой товар, поэтому так боялась продешевить с ценой на них. Женщину интересовало лишь накопление материальных ценностей, и это привело героиню к деградации и невежеству.
Размышления об ошибках и их исправлении Что мы понимаем под самосовершенствованием? Что мы понимаем под самосовершенствованием? Для каждого этот процесс выглядит по-своему. Например, для героя романа изначально самосовершенствование заключалось в достижении превосходства над другими. По пути к своей цели Родион убил старуху-процентщицу.
После этой расправы Раскольников заболел, он страдал, и его грызли муки совести. Герой осознал, что совершил ужасную ошибку. Свой новый идеал парень нашел в православной вере. Он приступил к самосовершенствованию через искупление греха, любовь к ближнему. Родион начал изучать Библию.
Можно отметить, что совершенствовался Раскольников путем удовлетворения собственных духовных нужд. Свобода и её ограничения Ларра не связан никакими нравственными ограничениями, поэтому он убивает девушку лишь за то, что она ему отказала. Сын орла и земной женщины не видит своей вины. Он считает, что может делать все, на что способна его сила. Но соплеменники не разделили его взглядов на мир.
Они изгнали Ларру. Бог покарал его сильнее: он дал юноше бессмертие, чтобы тот понял, как тяжело находиться в изоляции. Через какое-то время Ларра и сам захотел смерти, потому что осознал тяжесть одиночества. К этому трагическому финалу его привела неограниченная свобода. Он делал все, что хотел, не спрашивая мнения других, поэтому остался один и разочаровался в себе.
Аргументы «Семья, общество, Отечество в жизни человека» Больше аргументов и тем по разделу «Отцы и дети», автор И. Размышления о споре поколений Ярким примером конфликта старого и нового поколения может служить роман И. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Базаров отрицает убеждения братьев Кирсановых, олицетворяющих в романе образ старого дворянского общества. Его презрение к истории «отцов» поражает, нигилистические взгляды полностью противоречат всем нравственным убеждениям старшего поколения.
Он отрицает даже такое фундаментальное понятие, как любовь. За такое пренебрежение Тургенев сам наказывает своего героя: смерть нахального и амбициозного Базарова нелепа и разрушительна для всех его идей, ведь на смертном одре он признает поражение своих убеждений, признаваясь в любви Одинцовой. На его примере мы видим, что новое может быть прекрасным, но быть сторонником новых идей не значит «растоптать» старые. Размышления о влиянии среды на человека В русской классической литературе есть герой, которому удалось сохранить себя, несмотря на общественное давление. Один из самых ярких и наглядных эпизодов встречается ещё в начале первого тома.
Это описание вечера в салоне мадам Анны Павловны Шерер.
Даю согласие на обработку данных и получение рассылок Приятного чтения! А на почте вас ждет полезный 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 2. Семья, род; семейные ценности и традиции Одна из центральных семей романа «Война и мир» — семья Ростовых.
Лев Николаевич Толстой наделяет Ростовых узнаваемыми русскими чертами характера. Ростовы добродушные, люди широкой души. Моральные ценности и помощь другим они ставят выше материальных ценностей. Семья Ростовых раскрывается перед читателями как семья высоких духовных ценностей, морали. Представители семейства — люди, готовые прийти на помощь в нужный момент.
Ростовы готовы принимать любовь и дарить ее в ответ, они щедры и гостеприимны. Дети рассказывают родителям обо всех своих переживаниях и проблемах, ведь те поддержат и подскажут, как поступить. После предательства Анатоля Курагина Наташа находит поддержку в семье. То же самое происходит с Николаем, проигравшимся в карты. Родители не давят на детей, не унижают их, не вгоняют в еще большее отчаяние.
Позднее сын проявит благородство в память об отце и возьмет на себя уплату всех долгов. Основа семьи Ростовых — взаимоуважение и любовь, и ценности этой семьи передаются от родителей к детям, помогая им вырасти достойными людьми. Человек и общество В комедии «Горе от ума» А. Грибоедов показывает конфликт между человеком и обществом. В этом произведении на примере Чацкого и фамусовского общества раскрывается противостояние.
Погрязшее в меркантильных интересах общество, пользующееся любыми средствами для достижения целей, не принимает благородного Чацкого, который остается верным своим высоким нравственным принципам. Александр Андреевич Чацкий, вернувшись из путешествий по загранице, с удивлением видит, что за время его отсутствия в Москве ничего не изменилось. По-прежнему все боятся мнения тех, кто стоит выше на социальной лестнице. В своих речах Чацкий презирает чинопочитание и лесть, моральное разложение московского дворянства, бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным. Он считает, что служить нужно Отечеству, а не чинам, верит в силу просвещения и духовное богатство русского народа.
Она с честью выдерживает жизненные испытания и становится толстовским идеалом жены и матери. На протяжении всего произведения писатель подчёркивает близость Наташи к русскому народу. Толстой восхищается героиней, когда она вкладывает всю душу в народный танец, будучи «графинечкой, воспитанной эмигранткой-француженкой». Наташа Ростова обладает необыкновенным обаянием, которое никого не оставляет равнодушным.
Даже несимпатичный автору Анатоль Курагин поддаётся её очарованию, и в этот момент Наташа впервые оступается, идёт на поводу у внезапно нахлынувших чувств. Но после этого случая героиня меняется, и князь Андрей перед смертью прощает её. В эпилоге Л. Толстой пишет, что Наташа Ростова всецело отдаёт себя семье и совсем не интересуется светским обществом.
Забота о муже и здоровье своих детей становится для неё смыслом жизни. Таким образом, мы видим эволюцию человека, который постепенно обретает желанное счастье. Булгаков «Мастер и Маргарита» «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — эта цитата из философской драмы И. Гёте «Фауст» является эпиграфом к роману М.
Булгакова «Мастер и Маргарита». Можно сказать, что именно она достаточно чётко определяет противоречивый характер Воланда. С одной стороны, булгаковский герой — воплощение нечистой силы. Он обличает человеческие пороки и наказывает людей за их грехи.
Каждый отступник получает по заслугам: взяточник Никанор Иванович попадает в психиатрическую клинику, лживый Варенуха становится вампиром, ленивый Стёпа Лиходеев «отправляется в путешествие», доносчик барон Майгель лишается жизни. Тем самым Воланд пытается восстановить справедливость. Он совершает и по-настоящему благородные поступки: помогает Маргарите и дарует мастеру покой. Таким образом, Воланд — это сочетание двух противоположностей, он сам служит прекрасным доказательством собственного тезиса: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла?
Семья, общество, Отечество в жизни человека 1. Тургенев «Отцы и дети» В романе И. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема конфликта поколений. Можно считать закономерным то, что «отцы» зачастую не понимают своих «детей», как будто их разделяет непреодолимая пропасть.
Базаров кажется семье Кирсановых странным молодым человеком, для которого нет ничего святого, потому что он отрицает любые принципы и идеалы. Герой-нигилист насмехается над Николаем Петровичем, который читает Пушкина и играет на виолончели. По натуре аристократ, Павел Петрович становится главным оппонентом Базарова в философских спорах. Однако взгляды нигилиста не выдерживают проверку реальностью, и в финале мы видим, что вечные ценности всё-таки побеждают рациональность и скептицизм.
Аркадий не идёт по стопам товарища, а становится прекрасным семьянином. Для Тургенева очень важна мысль о преобладании духовного над материальным. Кроме того, крепкая дружная семья для писателя — основа жизни, именно поэтому таким индивидуалистам, как Базаров, не находится места в обществе. Чехов «Вишнёвый сад» Лирическая комедия А.
Чехова «Вишнёвый сад» посвящена теме разрушения дворянских гнёзд. Второе действие пьесы предваряет подробная ремарка, содержащая важную антитезу. Прекрасный вишнёвый сад — символ юности и счастья — противопоставляется ряду телеграфных столбов. На смену дворянскому обществу приходит новое поколение купцов-приобретателей, представителем которого в произведении является Лопахин.
Необходимо знать, что произведения художественного творчества не могут являться источником примеров для написания сочинения. Экзаменующемуся необходимо уметь поддерживать баланс между утверждением и доказательствами. Учащийся должен уметь четко демонстрировать свои соображения, при помощи различный грамматических конструкций, речевых оборотов и при необходимости использовать термины и определения. Выпускник получает «Незачёт» в случае, если речевые ошибки и качество письма значительно препятствуют пониманию сути содержания работы. Вопросы и направления Каждый год Федеральный Институт Педагогических Измерений предоставляет направления итогового изложения, при учете чего учащиеся будут иметь возможность намного тщательнее настраиваться на написание работы, выбирая аргументы и произведения. Этого стоит ожидать и в этом учебном году. Предоставление направлений дает возможность учащимся проще организовать свою подготовку к написанию работы, зафиксировав свое внимание на более ясном и близком для их организации ума.
Аргументы для итогового сочинения
В русской классической литературе великодушие всегда противопоставлялось мести. Этому причина и христианские традиции и весь ее гуманистический пафос. А вот М. Горький в своих поисках правды и идеала заставил читателей взглянуть под новым углом на давно знакомые вещи. Своим рассказом "Макар Чудра" Горький попытался сломать много стереотипов, но в то же время в нем он сохранил и немало добрых традиций. Особенно романтизма. Любовь и свобода — важнейшие темы, во многом противопоставленные в рассказе. Но нас интересует тема мести. Здесь она показана как неизбежность: цыган обречен на то, чтобы отомстить убийце своей дочери, хотя восхищен его свободолюбивым поступком, его красотой. Месть как дань традиции. Человек как жертва этой же традиции.
Месть противна человеческой природе, но человек подчиняется порядку вещей. О великодушии тут нечего сказать. Искусство и ремесло А. Гамбринус 1907 Пожалуй, никто из русских писателей так полно не знал, не чувствовал, не видел жизнь во всех ее проявлениях, как А. Он до всего доходил сам, погружаясь на самое дно грязных притонов и поднимаясь выше облаков на невиданном творении человеческого гения аэроплане. И никто так не любил и не ценил жизнь, как он, знавший истинную цену каждой счастливой минуте. Счастливой по-своему для каждого. Любил Куприн и искусство, причем не разделяя его на элитарное и "развлечение для толпы". Искусство, по Куприну, не тот священный дар, которым нужно делиться осторожно, избирательно. Это то, что нужно всем: богатой даме и пьяному грузчику, барину и мужику, офицеру и извозчику.
Объемные произведения: «Преступление и наказание» Ф. Достоевский «Герой нашего времени» М. Лермонтов «Евгений Онегин» А. Пушкин «Мастер и Маргарита» М. Булгаков «451 градус по Фаренгейту» Р.
Работа является допуском к ЕГЭ. Вот всё, что вы должны знать о ней. Даты итогового сочинения Итоговое сочинение всегда пишут в первую среду декабря: 6 декабря 2023 года. Напомним, раньше вторая пересдача итогового сочинения в 11 классе выпадала на первую рабочую среду мая. Продолжительность итогового сочинения Продолжительность итогового сочинения — 3 часа 55 минут.
Изменения итогового сочинения Вторую пересдачу с мая перенесли на апрель: 10 апреля. В раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» был добавлен новый подраздел «Язык и языковая личность». Уточнили в связи с этим и комментарий к разделу. Критерии оценивания итогового сочинения в 11 классе в 2023 году не меняются. Что дает итоговое сочинение Итоговое сочинение в 11 классе дает допуск к ЕГЭ.
А еще во многих вузах за хорошо написанное сочинение вы сможете получить до 10 дополнительных баллов ЕГЭ. Если вузы учитывают сочинение, они обычно сами его проверяют.
С помощью этих произведений вы сможете аргументировать любую тему, которая будет представлена на экзамене. Первый раздел. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека Темы этого раздела связаны с вопросами, которые человек задает себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора, нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, добре и зле, о свободе и ответственности. Этот раздел позволяет задуматься о выборе жизненного пути, побуждает к самоанализу и осмыслению опыта других людей. Объемные произведения: «Преступление и наказание» Ф.
Итоговое сочинение — 2023: когда пройдет и как его будут оценивать
Островского «Гроза» не описывает перемены, а показывает, что произойдёт, если долго не будет изменений. Катерина, главная героиня пьесы, живёт со свекровью, которая постоянно терроризирует и её, и своего сына Тихона. Героине очень сложно жить в доме, где всё как будто из-под неволи. Кабаниха властолюбива, ей нужно беспрекословное подчинение, она ненавидит человеческие слабости, все её силы направлены на удержание и отстаивание домостроевского уклада, уродливо ею понятого. В основе семейных отношений Кабановых не любовь и забота, а стремление душу закабалить. Муж, хотя и любит Катерину, но слишком слаб и безволен, чтобы защитить от нападок матери.
Когда все в доме узнают о её грехе, она понимает, что не сможет жить дальше в семье, и совершает самоубийство: ей больше некуда пойти, она не может ничего сделать в этой ситуации. Это не только трагедия Катерины, это трагедия того времени, в котором не было движения общества к свободе, к правам человека. Невозможность расторгнуть брак, властолюбие, вовсе не приятные семейные традиции принесли горе не только главной героине, но и всей семье Кабановых. Роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир» «Война и мир» Льва Николаевича Толстого — великий роман-эпопея, который рассказывает о событиях начала девятнадцатого века: о наполеоновских войнах, об Отечественной войне, о жизни людей в эти неспокойные времена и о переменах в обществе.
И главные герои, и всё общество менялись на протяжении всего романа. Так в начале Андрей Болконский, узнав о бедственном положении русской армии, решает, что это «тот Тулон, который откроет ему первый путь к славе». Он стремится стать героем, для него слава становится важнее семьи. Время показывает главному герою, что есть вещи важнее славы, геройства, что война вовсе не добродеятель. После битвы под Аустерлицем и смерти жены Андрей Болконский опустошён, он не знает, куда двигаться дальше, но его разговор с Пьером Безуховым на пароме помогает ему вновь обрести смысл жизни и понять, что несмотря ни на что «надо любить, надо надеяться, надо верить».
Наталья Ростова, девушка из любящей семьи, где все заботятся друг о друге, росла мечтательницей, желала любви, была лёгкой и весёлой. Однако, увидев войну, смерть Болконского, главная героиня меняется, в конце романа она выходит замуж за Пьера и становится примерной женой и мамой. Так повлияли на героиню события 1812 года. Конечно, в ходе войны мир не мог остаться прежним. Французы проиграли в Отечественной войне, большое количество солдат замёрзли при возвращении в Париж.
И Кутузову, русскому полководцу, в конце войны стало жалко французов, он сказал, что им не было пощады и прощения, когда они напали на Россию, а теперь, когда враги проиграли, «и пожалеть их можно». А это значит, что и отношение к людям может меняться в зависимости от того, представляют они угрозу или нет.
Темы итогового сочинения Темы итогового сочинения каждый год берут из закрытого банка. Всего их порядка 1,5 тысяч. Однако структура банка тем для итогового сочинения в 11 классе открытая. Вот она: 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1. Внутренний мир человека и его личностные качества 1. Отношение человека к другому человеку окружению , нравственные идеалы и выбор между добром и злом 1.
Познание человеком самого себя 1. Свобода человека и ее ограничения 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 2. Семья, род; семейные ценности и традиции 2. Человек и общество 2.
Гелприн «Свеча горела», А. Что вы вкладываете в понятие «женственность»? Можно ли прожить жизнь, не совершая ошибок?
Когда человек становится личностью? Как вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»? От чего вы бы хотели предостеречь своих далёких потомков? Идеальная семейная пара: как Вы её себе представляете? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Что мешает взаимопониманию «отцов» и «детей»? Почему природа — вечный источник вдохновения для писателей? Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?
В чём проявляется любовь к жизни? Почему важно хранить верность семейным традициям? Что должно оставаться неизменным в любое время?
Маша остается верна Гринёву до самого конца произведения. Несмотря на все опасности, она защищает честь возлюбленного перед императрицей и добивается помилования. Солоухин «Мститель» В рассказе для детей «Мститель» Владимир Солоухин утверждает мысль о том, что месть вредит человеку, губит его, а прощение приносит облегчение. Главный герой рассказа вместе с другими детьми работал на благо общества, копая картошку. Это занятие доставляло детям удовольствие, ведь не было строгого надзора и требований, как на уроках.
Мальчики стали соревноваться, кто скорее выбросит мяч из земли. А когда главный герой наклонился, чтобы сделать свой мяч, он почувствовал предательский удар в спину. Он обернулся и увидел, что Витька, с которым они когда-то дружили, убегает. Герой обиделся, почитав такой поступок нежеджильным, ведд он прогистал Витю, а если бался с ним, тоцо что помериться силиоми. Мальчик решает отмстить предателю за обиду. Он долго думает, как он это сделает. В итоге он приглашает его в лес якобы для того, чтобы развести костер. Витя сомневался, стоит ли ему идти, скорее всего, подозревая, что бывший друг хочет ему отомстить.
Но герою удалось его переубедить. Они пошли в лес, и юный мститель хотел ударить обидчика в ухо, но тот отвлекся на общие мероприятия в лесу: выкопали нору, где жил шмель, запекли грибы на костре и поели куриных яиц. Потом они пошли купаться в реке. Проведя время счастливо, главный герой забыл о своей обиде и больше не мучился необходимостью отомстить обидчику. Они снова стали хорошими друзьями. Мальчик смог простить и почувствовал облегчение, отчасти потому, что в его душе не было склонности к мести, и он искусственно пытался заставить себя мстить. Герой не мог вести себя как предатель, потому что он был великодушным человеком. Повесть «Мститель» поднимает нравственную тему мести и великодушия, учит прощать обиды, ведь они не только вредят обидчикам, но и мучают самих мстителей.
Главный герой подает правильный пример того, как сохранить свое достоинство, не опускаясь до друга. С другой стороны, он также подал хороший пример великодушия, когда вместо того, чтобы отомстить, провел с ним много времени. Анализ романа Л. Толстого «Анна Каренина» Толстого слова Л. Эти слова не следует понимать буквально. Широта постановки проблемы национального и, более того, общечеловеческого масштаба — проблемы, далеко выходящей за рамки традиционного «семейного» романа, — обусловила всемирное признание, которое «Анна Каренина» получила вскоре после его выпуск. Именно в связи с «Анной Карениной», оцененной как «факт особого значения», Достоевский впервые заговорил о Толстом как о писателе, сказавшем «новое слово» в мировой литературе. Время его действия совпало со временем написания, в котором много прямых откликов на текущие события, от научных споров тех лет до войн на Балканах.
Примечательно, что в «Анне Карениной» действие не заканчивается даже после того, как основной конфликт вроде бы исчерпан: в последней части романа сюжет разворачивается дальше — уже после смерти Анны. Анна у Толстого — природная незаурядная, душвно рочатая, наделиная вивым нравственным чувсов. Любовь к Вронскому побудяет ее яснее, чем прежде, осознать себя как личность, обостряет ее критическое чувство по отношению к окружающему миру и к самой себе. И главная причина ее смерти — не столько лицемерие мирского окружения или препятствие к разводу, сколько разрушительное действие страсти на собственную душу, невозможность примирить свои чувства к Вронскому и привязанность к сыну, и более того — невозможность оказаться в мире, где «все неправильно, все ложь, все обмен, все зло». Критерием подлинной семьи для Толстого было взаимопонимание, душевное согласие супругов. Но брачный союз Анны с нелюбимой территорией, втрерннне чуждым ей сановником Карениным не мог бы стать составной частью семи. Семья не могла возникнуть из совместной жизни Анны с Вронским, который потерпел крах в своей военной и светской карьере, но был кровно связан с той общиной, которая его отвергла. И Толстой не осуждает Анну она остается для него «жалкой и невиновной» , но неизбежно ведет ее к трагической развязке.
Исследование неразрешимых проблем частной жизни людей из «вышего общества» позволяет автору с новой стороны проникнуть в социальные, нравственные, мировоззренческие проблемы эпохи. Радом с линии Анна в романе нережденно и без мейлишейтяжки на пралланной ей линии Левина. Внутренняя связь этих строк — не в общности судеб героев, а скорее в психологических ситуациях. Оба они — каждый по-своему — не могут, не хотят мириться с ложью и злом своего мира места трагедия Анны, отсюда драма Левина. Фет, один из первых читателей «Анны Карениной», обращаясь к литературным недоброжелателям Толстого, сказал: «И ей-богу все слышат, что этот роман есть строгий, нетленный суд над всей нашей жизнью». Это действительно так. Толстой на этот раз создает свой суд, сводя роль рассказчика к самому строгому минимуму. Здесь почти нет комментариев автора.
Нравственная оценка людей и событий полностью вытекает из самого действия, из взаимодействий и поступков персонажей. В «Анне Карениной» действие занимает немного времени, не более трех лет, и здесь по-новому выражается толстовское искусство воспитания человека. Одни и те же персонажи престают в разных жизнях, они судят друг о друге по-разному. Авторский и читательский приговор вы переносили в начинающийся счет, в эти выходные «за» и «против». Так строится противоречивый характер Карениной. Он не глуп и не зол, способен на порывы великодушия что особенно видно в сцене примирения с Вронским у постели больной Анны , он может даже вызвать жалость у читателя. Но по ходу действия все яснее вырисовываться сидящей Каренина к миру царской бурократии, скачать его желностно в фальшивой, призрачной жизни, в ловле наград и нов. Важная и новая особожанисть поэтики «Анна Карениной» — элементы симобилоски или алегории, представляющие характер лейтмотивов.
В романе возникают и повторяются мотивы, имеющие не только непосредственное сюжетное, но и символическое значение. Толстовская железная дорога почти как в известном стихотворении Некрасова — это своего рода символ того времени, которое развивается в пореформенной России, неся людям новые бедствия. Мысль о всеобщем торжестве несправедливости и зла, одна из последних мыслей, пронесшихся в голове Анны перед смертью, подобна тем печальным рассуждениям, которые долго не давали покоя второму главному герою романа Константину Левин. Левин, как и сам Толстой, видит, что нарождавшиеся буржуазные порядки не уничтожили вековую крестьянскую бедность, а принесли с собой новые формы социальной несправедливости. В этом — основа той растерянности, неуверенности, в которой находится Левин и в которой находился в те годы создатель «Анны Карениной». Среди толстовских правдолюбцев Левин наделен наиболее явными автобиографическими чертами. Толстой дал своему герою свою бескомпромиссную честность, свое отвращение к праздной варварской жизни, светским условностям, государственному лицемерию. Он подарил Левину свою органическую привязанность к земле, к русской природе, даже тягу к физическому крестьянскому труду.
Размышления и просьбы Левиной отражают многие искания Толстого. Левин мечтает о «бескровной революции», о новых отношениях помещика и крестьянина. Но мужики не хотят тех усовершенствованных методов управления, которые предлагает им хороший хозяин. И эта трудность коренится вовсе не в упрямстве или косности крестьянина, а в том, что, как ясно видит сам Левин, интересы помещика и интересы крестьян на самом деле «фатально» противостоят друг другу сила вещей. Вкладывая в историю жизни Левина немало собственного жизненного опыта, Толстой передает переживания и мысли своего героя в связи с событиями его личной жизни. Женитьба Левина на его горячей любовнице Кити, рождение ребенка, а с другой стороны — смерть брата, — все это побуждает Левина подвергнуть сомнению свое отношение к религии и церкви, напряженно задуматься о тайнах жизнь человека и цель его жизни. Чтение философских и богословских книг не дает желаемой ясности, но вносит в его сознание раздражающую путаницу и неуверенность. Просветление приходит внезапно.
Левин приходит — по примеру человека Фоканы, живущего «для души, по правде, по Богу», — к бесхитростной религиозной вере, основанной на «законе добра». Он убежден, что может, оставаясь еще хозяином, помещиком, вложить в свое повседневное существование «непререкаемое чувство добра», — таково требование Левина.
Банк аргументов
Декабрьское сочинение для 11 класса | Школьный портал → Аргументы для итогового сочинения 2023/2024. |
Готовимся к итоговому сочинению: всё, что следует знать будущему выпускнику | Подборка аргументов к трём разделам итогового сочинения. |
Аргументы для итогового сочинения 2022-2023. Аргументы к итоговому сочинению по всем направлениям. | Инфоурок › Литература ›Другие методич. материалы›Аргументы для итогового сочинения по направлениям 2023. Рабочий лист. |
Аргументы для итогового сочинения 2022 год 7 декабря | В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Полное собрание литературных аргументов. Подготовка к ЕГЭ и итоговому сочинению от автора (ISBN: 978-5-22-239433-5) по низкой цене. |
10 вариантов примерных комплектов тем итогового сочинения - По уши в ОГЭ и ЕГЭ! | Главная › Итоговое сочинение › Аргументы для итогового сочинения в 2024 году. |
Аргументы для итогового сочинения 2022 год 7 декабря
Итоговое сочинение 2022-2023 | Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения). |
Итоговое сочинение: вопросы и ответы | Аргументы к итоговому сочинению 2021-2022 по всем направлениям» Сочинения на разные темы. |
Аргументы к итоговому сочинению в 2025 году | Аргументы для итогового сочинения. Сочинение. Подборка аргументов к трём разделам итогового сочинения. Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека. |
Декабрьское сочинение для 11 класса | Банк аргументов для итогового сочинения 2024 — это сборник тем и проблем, которые могут быть использованы для написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку. |
Универсальные произведения для итогового сочинения | Аргументы для итогового сочинения 2024 Чтобы подтвердить выдвинутый тезис, нужно привести примеры, то есть привлечь литературный материал. |
Примеры вступлений с клише
- Итоговое сочинение в 2024 году: как писать для допуска к ЕГЭ, структура, аргументы, критерии
- Библиотека
- Описание и характеристики
- Банк аргументов для итогового сочинения
Как писать итоговое сочинение в 2024 году
Большие сборники аргументов из литературных произведений в формате PDFдля итогового декабрьского сочинения ЕГЭ 2021-2022 года по каждому направлению, которое пройдёт 1 декабря 2021 года у 11 класса. Итоговое сочинение аргументы 2024 — это новый формат экзамена по русскому языку и литературе, который будет проводиться впервые в 2024 году для выпускников 11 классов. Итоговое сочинение, которое ежегодно пишут все российские одиннадцатиклассники в середине учебного года, необходимо для допуска школьников к государственной итоговой аттестации. Существует две стратегии поиска аргументов к итоговому: читать более короткие произведения, подходящие только одному направлению, или же выбирать объемные тексты, в которых хватит примеров для каждого направления. Аргументы по направлению «Время перемен» для итогового сочинения 2020-2021. Большая подборка аргументов по каждому из направлений итогового сочинения для 11 класса в 2022-2023 учебном году.
Аргументы к итоговому сочинению по всем направлениям.
- База аргументов для итогового сочинения скачать
- Готовые аргументы для итогового сочинения 2022-2023 по всем направлениям
- Итоговое сочинение: вопросы и ответы
- Итоговое сочинение: как готовиться
- Аргументы к итоговому сочинению в 2025 году
Аргументы к итоговому сочинению в 2024 году
аргументы для итогового сочинения - 2018". Данный материал поможет учащимся быстро и эффективно подготовиться к написанию итогового сочинения - 2018. Название произведения: Все аргументы для итогового сочинения 2024 (шпоры на ЕГЭ). Аргументы для ИС можно бесплатно скачать и потом распечатать на принтере в любом формате. Аргументы к итоговому сочинению по направлению «Война и мир». Аргументы для итогового сочинения 2022/23. Несмотря на то, что темы заранее не известны, для вас подготовлен банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме.
Заярная, Заярная: Новые литературные аргументы. Подготовка к ЕГЭ и итоговому сочинению
Итоговое сочинение: примеры аргументов для сочинений по литературе. Аргументы для итогового сочинения в 2024 году. Ниже вы найдете несколько литературных аргументов по всем направлениям итогового сочинения 2023 года. Подборка аргументов для реальных тем итогового сочинения 7 декабря 2022 год. Реальные темы итогового сочинения по регионам. Разбираемся с экспертом по проверке итогового сочинения, как формулировать и описывать аргументы в Итоговом сочинении-2023. ЕГЭ Список произведений к направлениям итогового сочинения.
Аргументы для итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023
Страх парализует одних и заставляет действовать других. Ни бегство, ни борьба не гарантируют спасение жизни, однако мужественное поведение не только сохраняет честь, но и придает сил в бою, что увеличивает шансы выжить. Один из героев романа Л. Толстого Андрей Болконский шел на войну для с намерениями построить блестящую военную карьеру. Он оставил свою семью, чтобы получить славу в сражениях. Как горько было его разочарование, когда он понял, что проиграл в этой битве. То, что представлялось ему в мечтах как прекрасные батальные сцены, в жизни оказалось страшной бойней с кровью и человеческими страданиями. Осознание пришло к нему как прозрение, он понял, что война страшна, и она не несет в себе ничего, кроме боли. Это личное поражение на войне заставило его переоценить свою жизнь и признать, что семья, дружба и любовь намного важнее славы и признания. Невозможно одержать победу в войне в одиночку. Только сплотившись перед лицом общей беды и найдя в себе храбрость противостоять страху, можно победить.
В романе Л. Толстого «Война и мир» особенно остро ощущается чувство единства. Разные люди объединились в борьбе за жизнь и свободу. Храбрость каждого солдата, боевой дух армии и вера в собственные силы помогли русским победить французскую армию, посягнувшую на родную землю. Батальные сцены Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений особенно ярко показывают сплоченность людей. Побеждают в этой войне не карьеристы, которые хотят лишь чинов и наград, а обычные солдаты, крестьяне, ополченцы, ежеминутно совершающие подвиг. Скромный командир батареи Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, купец Ферапонтов, юный Петя Ростов, объединяющие в себе основные качества русского народа, сражались не потому что им приказали, они сражались по своей воле, защищали свой дом и своих близких, именно поэтому победили в войне. Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей.
Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля. Проблема сострадания, человечности, цена человеческой жизни Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам.
В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие. Проблема отношения к войне, бесчеловечность войны Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна.
Так, один из героев романа Л. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна. Каждый человек живет во множестве миров, так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, в обществе и т. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми.
Его любимым героям свойственно стремление обрести гармонию в общении с людьми. Все они в конечном итоге приходят к мысли о необходимости духовного единения людей Андрей Болконский, Пьер Безухов. Это важнейший критерий нравственной оценки личности. Наиболее непосредственно к духовному единению приходят люди из народа, так как именно народ, по Толстому, является носителем духовных ценностей. В духовном единении Толстой видел путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года — реальное историческое дело, где идеал духовного единения людей осуществился. Для Болконского, презирающего свет с его ничтожностью и извращенным нравственным миром «Эта жизнь не по мне», — скажет он в разговоре с Пьером , это выражено в стремлении воздействовать на ход событий личным деянием, подвигом. Для Пьера, перед которым после дуэли его собственная жизнь, как и жизнь всеобщая — современная и историческая, предстает в беспорядке и разрушении, как «завалившееся» здание, возможностью благоустройства становится идея самосовершенствования. Но умозрительные идеи «наполеоновская» у Болконского, масонская у Пьера не способны справиться с жизненным беспорядком, бессмысленной и неподвластной человеку стихией. Эти этапы закончатся крушением — разочарованием в масонстве для Пьера, Аустерлицкой катастрофой для князя Андрея.
Их путь к истине становится движением к другим людям, и обретается человеческое единение не путем мысли, а путем интуитивного познания и опытом жизни с людьми. В 1812 г. Для Пьера главными уроками жизни станет понимание «простоты и правды», которые он увидит в солдатах при Бородине, а потом видение той истинности общей народной жизни, которую он почувствует в Каратаева. Как и другие героини Толстого, Марья свои лучшие качества раскрывает, переживая любовь. Через общение с Николаем Марья преображается несмотря на внешнюю некрасивость, неоднократно подчеркиваемую Толстым, становится прекрасной. От сравнения с Соней Марья только выигрывает. Она более искренняя, более цельная, самостоятельная личность. Семейная жизнь Николая и Марьи обоим приносит счастье и покой, потому что супруги взаимно обогащают друг друга. Марья Болконская посвятила всю свою жизнь служению близким, в частности, своему отцу. Она терпела упреки в свой адрес, стойко переносила грубость отца.
Когда армия противников наступала, она не оставила больного отца, не изменила себе. Интересы своих близких она ставила выше, чем собственные. Проблема истинной, духовной красоты Элен — единственная «вполне красивая» женщина, описанная Толстым, однако это едва ли не самый непривлекательный образ в романе. В ее красоте нет возвышающего душу начала, она возбуждает «гадкое чувство». Элен исключительно беспринципна и эгоистична, во всех своих действиях она руководствуется исключительно собственными прихотями. В своей беспринципности она не останавливается ни перед чем история с вельможей и принцем. Элен противопоставляется Толстым княжне Марье — Марья, несмотря на свою некрасивость, богата внутренне, Элен — блестяща внешне, но духовно уродлива форма без содержания. Элен неразвита и вульгарна, ее суждения примитивны, однако она принимает законы, по которым живет светское общество, и оборачивает их в свою пользу. Элен «проверяется» войной 12-го года, обнаруживая при этом собственное ничтожество, — все ее мысли о новом браке при живом муже, для чего она даже переходит в католичество, в то время как весь народ объединяется против врага под знаменами православия. Смерть Элен закономерна.
Толстой даже не приводит истинной причины ее смерти, ограничиваясь скандальными слухами об этом, так как это для него не важно — Элен уже давно мертва духовно. Проблема семьи, роль воспитания На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху напр. Всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность именины Наташи, поведение Николая на войне, святки. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, под раненых, что означает фактическое разорение. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.
Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в период «дележа» наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера. Животное, безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью эпизод с мадемуазель Бурьен. Анатоль на редкость ординарен и неумен, что, впрочем, не заставляет его отказываться от своих претензий. Чем выше стоит человек на ступенях общественной лестницы, тем очевиднее предопределенность и неизбежность в его судьбе. Толстой приходит к выводу, что «царь есть раб истории». Современник Толстого историк Богданович прежде всего указывал на определяющую роль Александра Первого в победе над Наполеоном, а роль народа и Кутузова вообще сбрасывал со счета. Толстой же ставил своей задачей развенчать роль царей и показать роль народных масс и народного полководца Кутузова. Писателем отражены в романе моменты бездействия Кутузова.
Это объясняется тем, что и Кутузов не может по своей воле распоряжаться историческими событиями. Зато ему дано осознать действительный ход событий, в осуществлении которых он участвует. Кутузов не может понять всемирно-исторического смысла войны 12-го года, но он осознает значение этого события для своего народа, то есть он может быть сознательным проводником хода истории. Кутузов сам близок народу, он чувствует дух войска и может управлять этой великой силой главная задача Кутузова во время Бородинского сражения — поднять дух армии. Наполеон лишен понимания происходящих событий, он — пешка в руках истории. Образ Наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм. Себялюбец Наполеон действует, как слепец. Он не великий человек, он не может определить нравственный смысл события вследствие собственной ограниченности. С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны и ее сына устремлены к одной дели — устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошайничеством, ни применением грубой силы сцена с мозаиковым портфелем , ни интригами и проч.
Поначалу Борис пытается сопротивляться воле матери, но со временем понимает, что законы общества, в котором они живут, подчиняются только одному правилу — прав тот, у кого власть и деньги. Борис принимается «делать карьеру». Его не увлекает служба Отечеству, он предпочитает службу в тех местах, где можно с минимальной отдачей быстро продвинуться по служебной лестнице.
В этом произведении… Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению автор, название … В этом произведении… Речевые клише для тезисов Сегодня мы понимаем, что… основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении. Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении. Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … ответ на вопрос, заданный во вступлении. Клише для обращение к произведению Так, в лирическом стихотворении название поэт имя обращается к теме… Тема ….
Тема … раскрывается в произведении… автор, название. Проблема любви, дружбы, нравственности и т. Обращается к ней и … имя писателя в… название произведения. Идея единства природы человека и т. Вспомним героя повести, рассказа, пьесы … автор, название. Обратимся к роману… автор, название. Лирический герой стихотворения … автор, название тоже размышляет об этом. Интерпретация произведения или его фрагмента Автор повествует о….
Точно так же не думает он о чувствах и желаниях своей семьи. У этого персонажа нет собственных мечтаний, жизненных ценностей, нравственных установок.
Все, что он делает, должно подчеркнуть его богатство, статус, достаток. Отправляясь в путешествие, господин из Сан-Франциско продумывает подробный маршрут: «В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов … входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, — разумеется, уже на обратном пути…». Путешествие должно было принести ему и его семье множество удовольствий. Но никто из них не наслаждается ни плаванием на корабле, ни памятниками истории.
Но вера в лучшее в мужчине не угасла. Он приютил осиротевшего мальчишку, прикинувшись его родным отцом. Своим благородным поступком Соколов укрыл ребенка от невзгод и подарил ему шанс на счастливую жизнь. Аргументы и темы для раздела итогового сочинения «Семья, общество, Отечество в жизни человека» Пример темы экзамена: Почему возникают разногласия между представителями разных поколений? Аргумент, который будет раскрывать тему направления: «Отцы и дети» — роман, написанный И. Тургеневым еще в XIX веке. Несмотря на течение времени, произведение и по сей день остается актуальным. В романе поднимается важная проблема, с которой сталкиваются все люди, — старые устои становятся чужды новым поколениям. Евгений Базаров выступает за рационализм во всем: по его мнению, деятельность людей должна приносить только практическую пользу. Герой отрицает важность искусства, не умеет восхищаться явлениями природы, не может полностью окунуться в чувство любви. Противоположностью Евгения является Павел Петрович Кирсанов — представитель старшего поколения, активно вступающий в споры. Кирсанов привык к праздному образу жизни, он не может представить свое существование без прекрасного — без поэзии и музыки. Он поддерживает традиционные ценности народа и не понимает аргументов молодого нигилиста Евгения. Пример темы экзамена: В чем проявляется гражданская позиция человека? Аргумент, который будет раскрывать тему направления: Гражданская позиция — взгляды человека на жизнь государства и общества, его личное отношение к происходящим событиям, а также действия, направленные на изменение или сохранение установленных порядков. Пример гражданской позиции можно увидеть в произведении Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой, отец семейства, чтил историю своего государства, с уважением относился к Родине и считал защиту Отечества своим главным долгом. Своим детям он прививал высшие моральные ценности и чувство патриотизма. Его позицию перенял Остап — старший сын, погибший в бою. Младший же, Андрий, променял свое государство и перешел на вражескую сторону из-за любви к прекрасной полячке. Пример темы экзамена: Может ли человек существовать вне общества? Аргумент, который будет раскрывать тему направления: Люди — социальные существа, начинающие адаптацию к обществу с раннего детства. Окружение прививает им нормы, представления о добре и зле, учит взаимодействию с членами разных социальных групп. Если этого не происходит, люди вырастают отчужденными, не умеют дружить, любить и понимать чувства окружающих.