Первая попытка секвестровать Путиловский завод окончилась безрезультатно не только из-за отсутствия лиц, готовых взяться за управление гигантским предприятием, но и в связи с недопустимостью даже непродолжительного снижения выпуска военной продукции. Кировский завод (с 1868 до 1922 года — «Путиловский завод») был основан в апреле 1801 года как чугунолитейное предприятие, выполнявшее заказы по производству артиллерийских боеприпасов.
Завод в начале своей работы
После поражения России в Крымской кампании 1853-56 гг. Производились орудия только в Германии - это были знаменитые пушки Круппа. Но в уральском Златоусте выпускник Горного института подполковник Павел Матвеевич Обухов создает превосходную сталь, которая по своим качествам превосходила крупповскую и была пригодна для отливки орудийных стволов. Кроме того, по расчетам, пушки из обуховской стали должны были обходиться казне в шестнадцать рублей за пуд , а крупповские в сорок пять, не считая расходов на перевозку. Чтобы из этой стали делать корабельные пушки, необходимо было специальное оборудование, которое в России не производилось. Обухов и Н. Путилов В 1864 г. На основе собственной технологии он начал выпускать снаряды из быстроохлажденного чугуна сначала на Самсоньевском, а позже на Невском заводе. В начале января 1868 г. Этот завод и стали впоследствии называть Путиловским. Он стал основным делом жизни предпринимателя.
В 1867 году Николаевская железная дорога между Петербургом и Москвой оказалась на грани полной остановки. Рельсы, привезенные в свое время из-за границы, свое отслужили, навигация закончилась, уральские заводы изготавливали продукцию дорогую и низкого качества. Между тем Россию охватила лихорадка железнодорожного строительства, дело это считалось стратегически важным, пользовалось поддержкой государства. Путилов явился к министру путей сообщения Мельникову: "Дайте мне маломальский железоделательный завод в долг, и я завалю Россию русскими рельсами, причем из русских материалов. И, конечно, русская рабочая сила. Дешево, быстро и надежно". Любимцу Константина отказать было невозможно. Завод получил право в счет будущих поставок монопольно использовать отслужившие свой срок железнодорожные рельсы. Путилову выдали огромный кредит и передали заброшенный заводик на берегу Финского залива, пустить его требовалось за месяц. Дешево, быстро и надежно" В 1870 г.
Рельсы, изготовленные им, оказались дешевле и лучше по качеству, чем иностранные. Вскоре школа получила статус технического училища. Она же начала создавать школьную библиотеку. Традиция опекунства сохранилась и при новых попечителях. Одновременно Путилов продолжал заниматься расширением производственных мощностей, наращивал выпуск продукции, увеличивал ассортимент. В 1870 г. Тогда же приступили к закладке каменной механической мастерской для производства собственных паровозов. Она была запущена в эксплуатацию через четыре года. Чтобы не зависеть от поставщиков.
Эти исторические события потом были названы, как «Февральская революция в Петрограде». Начавшаяся национализация Путиловского завода в конце декабря 1917 года была завершена 09. Основанием для такого неожиданного шага послужило постановление, тогда ещё первого появившегося Временного правительства рабочих и крестьян, поскольку акционерное общество всех предприятий Путилова оказались в должниках у правительства молодой революционной республики России. Данное правительственное постановление по странному стечению обстоятельств было подписано И. В последующем времени на территории революционной республики началась гражданская война, на её фронтах воевали рабочие Путиловского завода, их общее количество составило 10 тысяч человек. С наступлением 1922 года предприятие вновь переименовыли и оно стало называться «Красным Путиловцем». Спустя два года после окончания лихолетья гражданской войны, заводчане вывели на испытательный полигон первое детище советской республики — трактор. Его марка называлась, «Фордзоном-Путиловецем». По завершению испытаний, данная тракторная модификация была запущена в серийное производство. За семнадцать лет советского производства на предприятии были построены двести тысяч тракторных единиц, включая и трактора марки «Универсал», выпускаемых с 1934 года. В этом же году, после убийства С. Кирова, завод снова переименовывается. С этого советского времени, предприятие стало называться «Кировским». Великая Отечественная война Переезд части завода на Урал Начавшаяся Великая Отечественная война заставила заводчан перепрофилировать своё предприятие и перейти на выпуск продукции для нужд фронта. Часть рабочих и специалистов уходит на фронт, другая часть вместе с основными заводскими мощностями отправляются в уральский город Челябинск. По прибытию на место, на основе шести передислоцированных предприятий создали, тогда ещё никому неизвестный завод «Танкоград», на котором сразу же после сборки цехов приступили к выпуску различных видов боеприпасов, броневых машин, САУ и ставшими именитыми — танки войны: Т-34. Предприятие по-прежнему считалось «Кировским», только теперь уже на челябинской земле, напрямую подчинялось Наркомату Советского Союза, постановление было утверждено 06. Переоборудование завода на военную промышленность Другая часть заводской мощности осталась в родных стенах Путиловского завода, продолжая поставлять фронту тяжёлые танки КВ, осуществляя текущий ремонт броневой и таковой техники, но уже в тяжелейших условиях полной блокады родного города Ленинграда. К этому необходимо добавить, что бомбёжки и обстрелы заводской территории, практически, за всё блокадное время не прекращались. На цеха предприятия было сброшено семьсот семьдесят авиационных бомб, четыре тысячи шестьсот восемьдесят снарядов разорвались на заводской территории. Более двух тысяч пятисот заводских работников умерли голодной смертью, семьсот восемьдесят восемь путиловцев были ранены, сто тридцать девять человек на предприятии было убито. Возвращение к мирной жизни В 1948 году ранее эвакуированная заводская часть мощностей возвращается в родной город Ленинград, продолжая трудится на благо отечества с не меньшим упорством, чем в период войны. Из ворот предприятия стала выходить мирная продукция, появились гусеничные трактора модификации «КТ-12», выпускавшиеся в течение трёх лет. Большая заслуга путиловцев состоит ещё в том, что они быстро перепрофилировали мощности своих цехов, переходя на выпуск необходимой продукции. В 1957 году в заводских стенах создали первую в мире турбину, которая была установлена, опять-таки, на первом в мире атомном ледоколе «Ленине». Через четыре года первый советский газовый турбоход «Парижская коммуна» оснащается новым детищем путиловцев — газотурбинной установкой, модификации «ГТУ-20». В середине шестидесятых годов в серийном производстве появилась, ныне именитая, тракторная модификация «Кировца».
Как ни пытался представитель Министерства финансов убедить Комиссию по перевооружению полевой артиллерии, что нельзя оставить в 1903 г. Путиловский завод без заказа на лафеты потом все равно придется заказывать, но обойдется это дороже, как всякое восстановление прерванного дела , Комиссия нашла цены, запрошенные Путиловским заводом, чрезмерными и предпочла завод Л. Считая рыночный характер военного производства тем самым доказанным, Грант после этого уже не добавляет новых аргументов. Можно было бы восхититься, как второстепенный вроде бы материал 100 лафетов на год - малозначительный, по масштабам российской артиллерии, заказ раскрывает исследователю существенные явления, - если бы не недоразумения с источником. Действительно, Военный совет решил заключить контракты с заводом Нобеля и другими, отказав Путиловскому. Но постановления Военного совета получали силу только после утверждения военным министром, а он не дал согласия. Мне кажется, надо еще попытаться, чтобы Путиловский завод сбавил цены" 10. Таким образом, обнаруживается не разногласие между ведомствами и не неопределенность с заказами для завода, а твердое признание государственным аппаратом необходимости поддерживать заказами важное для армии направление деятельности Путиловского общества. В данном случае недостоверность данных, полученных Грантом, результат торопливого, невнимательного изучения архивного дела. Из-за той же торопливости не удалось ему ознакомиться с протоколами правления стр. По словам Гранта, в 1994г. Выход из положения указала ему его чисто американская предприимчивость. Располагая юбилейной историей фирмы 1902г. Эти источники, по сути своей, просто обязаны свидетельствовать о блестящем состоянии предприятия и изображать деятельность его руководящих органов в наилучшем виде. Задача еще упрощается, если отбросить те данные, которые накоплены в историографии, но не укладываются в схему, а саму эту историографию объявить просто не существующей. То и дело Грант повторяет, что история российского предпринимательства terra incognita, чистая доска; ее еще только нужно начинать создавать - ведь "до настоящего беспрецедентного исследования [Гранта] ни одна живая душа не изучала детально ни одну российскую корпорацию" с. У предшественников Гранта отчеты и балансы вызывали настороженность. Баланс Путиловского общества за 1913 г. Гиндин в специальной статье о балансах как виде источников демонстрировал как пример фальсификации, позволившей выдать убыточное предприятие за процветающее. Критикуя Гиндина за то, что тот положился в данном случае на "Историю Путиловского завода" 1939 года издания, где источник сведений не был указан, а имя главного бухгалтера названо неправильно, Грант отрицает факт фальсификации баланса и восстанавливает репутацию источников этого типа. Вообще-то Гиндин и не писал о "сплошной фальсификации" балансов. Но и в той книге, на которую он ссылался, все же были воспроизведены не выдумки, а данные ревизии, проведенной Министерством финансов в 1916 году. Она показала, что убытки, постепенно накапливавшиеся с 1905г. Выявлен был и опровергаемый Грантом эпизод 1913 г. В предвоенные годы предприятие терзал кризис, вызванный просчетом его руководителей: они затратили огромные средства на сооружение верфи, но не сумели добиться ни морских заказов, достаточных, чтобы оправдать затраты, ни новых вложений от французских партнеров. Сдержанность французов отчасти объяснялась осложнением военно-политической обстановки. Но еще больше влияло как раз понимание тонкостей баланса Путиловского общества. Прежде чем решить вопрос о вложении денег, французские финансисты, преодолев сопротивление правления, произвели обследование предприятия и составили свой, реальный баланс на 31 декабря 1912г. В этом докладе раскрыта картина административного и технического развала, тривиального мошенничества те же проделки с амортизационными статьями баланса, с оценкой земли, построек и оборудования, качества денежных активов и пр. Ежегодно "процветающее" предприятие теряло 2-4 млн руб. Почти год спустя А. Фурнье, представитель фирмы Шнейдер, прислал в Париж пространное донесение о результатах нового обследования. Одной из причин оказалось неумение администрации устранить раздоры между руководителями Путиловского и Невского заводов из-за ассигнований на расширение и переоборудование. Главный же вывод оставался в силе: "абсолютно бездарное управление", которое требовалось изменить решительно и глубоко; следовало бы также избавиться от акций Невского завода и от Путиловской верфи. Эти данные, выявленные в архивах Банка Парижского союза и фирмы Шнейдер, приведены в статьях "историков бизнеса на Западе" Р. Жиро и К. Бода 13. Обе статьи Гранту известны, но о результатах обследований он молчит, что и облегчает ему победу над "Историей Путиловского завода" и трудом Гиндина. Направленность избирательного подхода к материалам очевидна: что бы ни содержали источники, Грант склонен гнуть свою линию, изображая прожженных махинаторов, присосавшихся к казне и морочивших "публику", - дальновидными и независимыми стратегами бизнеса; удивительно ли, что терпимость власти к махинациям, нарушениям законов Грант рассматривает как признак зрелых условий для сосуществования бизнеса и самодержавия с. Из источников Грант извлекает потребный ему результат: в официальном отчете правления собранию акционеров в 1910г. Директора объясняли успех тем, что, помимо артиллерийских заказов, "усиливается работа Путиловского завода на рынок". Предприятие настолько приспособилось к работе на рынок, что умеет длительно держаться, даже не получая платежей по казенным заказам. Оно "выживало несмотря на артиллерийские заказы, а не благодаря им", - заключает Грант. Более того, он считает, что именно артиллерийские контракты привели предприятие к "хронической нехватке оборотных средств из-за свойственного военному ведомству порядка расчетов с поставщиками" окончательный расчет- после полной приемки с. Отчеты за 1911-1914гг. Опять "парадокс" какой-то: "для общей успешности действия Общества доля государственных заказов не играла доминирующей роли", а в то же время "для финансового благополучия она имела стержневое значение" с. Автор настолько старательно воспроизводит в качестве святой истины официальные заявления правления, что не замечает, когда оно, запутавшись, проговаривается, подсказывая разрешение "парадокса". Напоминая о своих прошлых заслугах перед государством, правление ссылалось на отвергнутое правительством в 1909 г. Грант принимает это как должное и, стало быть, тоже полагает, что добиться гарантированных огромных заказов на крупные орудия ведь не 100 легких лафетов на год! Деликатные упоминания с. По Гранту, оно, создав своему поставщику такие проблемы, само же вынуждено было в дальнейшем их расхлебывать, взяв в конце концов Путиловское предприятие под свое управление в 1916 году. Еще при первых крупных заказах на пушки 1902-1903 гг. ГАУ заставило Путиловский завод сбавить цену, оно тем самым "вынудило компанию компенсировать" упущенное - путем снижения заработной платы рабочих якобы ввиду совершенствования техники. Последствием были "драматические перемены": забастовки, длительное расстройство производства, срыв контрактов, а главное, "макро"-политические события 1905 года. Кто виноват? Чья стратегия? Заявление правления об убыточности принятых от ГАУ условий с. Никто и нич- стр. Так же и дело с морскими заказами в тупик загнало правительство: ведь "в конце концов Путиловское общество потому потратилось так основательно на расширение судостроительного отдела, что правительство предпочло воссоздание флота более широкому переоснащению армии" с. Кто же мог знать, сооружая верфь для постройки гигантов-дредноутов, что получение в 1912г. Кто виноват, что, развертывая судостроение, правление не только не облегчало положение Общества, но еще больше подрывало его устойчивость? Курсив Гранта. Что-то здесь не вписывается в схему: или с предсказуемостью при царском режиме что-то было не так, или дальновидность руководителей крупного бизнеса оставляла желать лучшего. Насколько "напролом" идет по намеченному пути автор, показывает то, какими способами пересматривает он роль банков. Историки всерьез еще "не пытались анализировать, кто принимал решения" в военно-промышленном бизнесе с. Стратегия акционерного общества определялась его правлением или, скорее, самими акционерами; во всяком случае правление Общества было главным актером в собственной драме, утверждает Грант; "как и повсюду в Европе", банки, владевшие акциями, не имели возможности распоряжаться в делах предприятия с. В доказательство приведен пример действительно важного решения, принятого собранием акционеров Путиловского общества в мае 1912г. Невский завод, для чего выпустить дополнительные путиловские акции на те же 6 млн рублей плюс три миллиона - на переоборудование. В жизни акционерного общества крупное увеличение основного капитала с 16 до 25 млн рублей - важная веха. Официальные сообщения о количестве акций, предъявленных к регистрации перед собранием, о количестве акций, принадлежавших каждому из явившихся, о распределении голосов - не всегда бывают надежны. Со знанием дела известный ученый- кораблестроитель А. Крылов, сам возглавлявший в течение нескольких лет крупное предприятие, описывал обычную практику, свидетелем которой ему довелось быть. Банк желал обойти запреты в уставе, ограничивавшие скопление голосов у крупнейших акционеров; приближалось общее собрание акционеров, и было замечено, "что один из банков расписал акции на своих артельщиков, мелких служащих, по 15 акций на каждого, и таким образом получил бы на общем собрании гораздо больше голосов, чем то число [голосов], на которое он имел право не прибегая к этой полумошеннической, но законной уловке. Имея абсолютное большинство голосов, банк провел бы нужные ему решения и завладел бы обществом". В описанном Крыловым случае дело дошло до Николая II предприятие было полугосударственное , и только когда царь повелел министру финансов "сказать "цыц" председателю правления банка П. Банк, манипулируя большим количеством акций Путиловского общества, "в значительной части ему не принадлежащих, и являясь главным из его кредиторов, поставил во главе его правления своего представителя [А. Путилова], который и руководит финансированием", давая банку хорошо заработать на кредитовании постепенно разоряющегося завода 17. Грант, представляя ограничительные уставные нормы как непреодолимый барьер, уверяет, что суждения историков о руководящей роли банков стр. По его подсчету, Русско-Азиатский банк, лично Путилов не тот ли самый "П. Но как же быть, ведь известно, что в 1912г. Если считать "чистой доской" и нулем протокол этого совещания и другие исключительно важные документы, опубликованные в 1959г. Бовыкиным 18 , то можно доказать все что угодно. Как ни проявились в последующие десятилетия личные качества этого советского историка, какое участие ни принимал он в удушении творческой свободы коллег 19 , игнорировать действительно серьезные материалы, выявленные и опубликованные им, не следовало бы. В свете этих документов бессмысленно отрицать главенствующее значение французских финансистов в решениях о Путиловском и Невском заводах. Другое дело, что самим возникновением идеи о приобретении Невского завода банкиры были обязаны правительству, Государственному банку, которому этот завод принадлежал с 1899 г. Государственный банк давно мучился вопросом, как сбыть с рук Невский завод, слишком мало загружаемый заказами и отягощающий казну. Как объяснял министр финансов В. Коковцов в Думе 18 января 1910 г. Согласно сведениям, добытым германским консульством, правительство, зная острую нужду Путиловского общества в морских заказах для своей создаваемой огромной верфи, навязало ему приобретение Невского завода, поставив это условием выдачи заказов Путиловской верфи 21. Но Грант и об этой стороне "драмы" умалчивает, удовлетворяясь видом раскрашенных декораций. В дальнейшем выяснилось, что из средств Общества, зачисленных на баланс в качестве дохода от реализации акций в 1912г. Следующая, не менее важная веха в истории Путиловского общества приходится на первую половину 1914г. Это событие Грант вообще никак не оценивает. Сама нужда в притоке капитала была связана с продолжавшимся финансовым кризисом предприятия, причем близились сроки крупных платежей по векселям. Стратегия здесь заключалась в том, что требовался заем в 20 млн руб. Произошел известный скандал: огласка "германской угрозы", буря в антантовской печати и "общественном мнении". Центральным действующим лицом в этом скандале оказался глава Русско- Азиатского банка, Путилов, таким "ловким" способом подключивший военно- политические рычаги для давления на скаредных французских финансистов. Но решение вопроса зависело не от Путилова, не от правления Путиловского общества и не от собрания его акционеров.
Так, к Первой мировой войне Путиловский завод стал центром машиностроительного производства в России, выпуская паровозы, артиллерийское вооружение, суда и турбины. Традиции, прошедшие через годы Завод сумел сохранить и преумножить традиции отечественного машиностроения, став после революции Кировским заводом. Именно на нём зародилось и развивалось турбоэнергомашиностроение, изготовление мощных тракторов, было организовано серийное производство тяжёлых танков с газотурбинными двигателями. Весьма активны рабочие завода были во времена революций. Они участвовали в волнениях 1905 — 07, 1917 годов, воевали на фронтах Гражданской войны, ехали во времена коллективизации в колхозы. В первые годы после революции на заводе изготавливалось оборудование для электростанций, и производились трактора. Там же были изготовлены металлоконструкции для шлюзов канала «Москва — Волга», проходческие щиты для метрополитена, танки и другая продукция.
Кировский (Путиловский) завод: история, продукция
Некоторые факты Путиловского завода, который в 1868 году был приобретен известным российским инженером и предпринимателем Николаем Ивановичем Путиловым. воплощение российского "крупного бизнеса", лицо целого хозяйственного уклада. Николай Путилов приобрел Путиловский завод в 1868 году. Ленин выступает перед пролетариатом Путиловского завода.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Петербургский тракторный завод | Русская мечта
- ВСЯ ПРАВДА О САМОМ ЗНАМЕНИТОМ ПРЕДПРИЯТИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И НЕ ТОЛЬКО
- Бери завод, пошли домой
- Прогулка по местам Путилова - вокруг Кировского завода
- Какую продукцию выпускали выпускал Путиловский завод в XIX веке? Ответы пользователей
Чем славился Путиловский завод
В XIX веке крупные фабрики и заводы Москвы и Петербурга выпускали разнообразную продукцию, отражая широкий спектр промышленных отраслей. В 19 веке Путиловский завод стал одним из ведущих предприятий Российской империи. Кроме Путиловского завода (так раньше назывался Кировский завод), он был инициатором таких проектов как железная дорога, морской порт и морской канал, которые обеспечили процветание торговли в столице Российской империи.
Кировский завод - как много в этом слове или окончательный диагноз петербургской промышленности
В 19 веке Путиловский завод стал одним из ведущих предприятий Российской империи. В 19 веке Путиловский завод стал одним из ведущих предприятий Российской империи и важным центром машиностроения. Особое совещание попыталось произвести секвестр Общества Путиловских заводов, но в ходе голосования предприятие осталось самостоятельным[10]. Ленин выступает перед пролетариатом Путиловского завода. какую продукцию выпускал Путиловский завод в XIX веке?
От «Волхова» до «Урагана». История Путиловской верфи и ее кораблей
В 1880 году рельс было изготовлено до 12 миллионов пудов и окончание каждого миллиона сопровождалось торжественным и многолюдным обедом. В 1874 году на заводе начинает образовываться вагоностроительное дело, а в 1881 году началось изготовление цистерн. В начале второй половине 19 века на императорских яхтах служил механиком британский подданный Макферсон. Во время Крымской войны он обзавелся собственной мастерской на Васильевском острове, в которой исполнял разные мелкие частные заказы.
Владельцу сахарного завода Карру потребовалось построить подъемный кран, заказ на который получил Макферсон. Между Карром и Макферсоном установились хорошие отношения, и в мае 1856 года они образовали частный прокатно-литейный, механический и судостроительный завод, который стал работать преимущественно по заказам морского министерства. Они приобрели на Васильевском острове, в Чекушах, по набережной Большой Невы и по Кожевенной линии участок земли.
Существовавший на участке каменный дом был расширен и в нем устроены мастерские. Постройка самих судов вначале только малого размера производилась на открытом воздухе и полуоткрытых сараях на берегу Невы, и только три года спустя был построен деревянный эллинг и одновременно с ним построена железопрокатная мастерская для прокатки железа для судов и котлов, а рядом большая кузница, слесарная и разбивочные плазы. В части прилегающей к Кожевенной линии, устроены два полукаменных дома для заводской конторы и квартиры служащих.
Кроме завода Макферсона в Петербурге был еще только один удовлетворительно оборудованный судостроительный завод фирмы Берд. Поэтому морское министерство поддержало предложение Макферсона и Карра продать завод новой английской компании, но уже как Балтийский судостроительный завод. В июне 1861 года русский инженер П.
Обухов начал в России сталепушечное дело. Первые опыты проводились на Урале, там был открыт первый завод. В мае 1862 года военное министерство решило построить возле Петербурга завод, на котором сосредоточить изготовление орудий по способу, изобретенному Обуховым.
Следует отметить, что на момент своего появления танк Т-28 был сильнейшим средним танком в мире. Трактор «Универсал» Трактор Универсал Производство трактора «Универсал» проходило на Путиловском заводе с 1934 по 1940 годы. Это был первый советский трактор, который СССР начал экспортировать за границу. Опытная модель была успешно испытана во время советско-финской войны, после чего началось массовое производство КВ-1 в период с 1940 по 1942 годы. Этот танк стал первым в длинном ряде моделей бронетанковой техники семейства КВ. За успешную работу создатель машины Ж. Котин в 1948 году был удостоен Сталинской премии. Первый трактор вышел в поле в 1962 году, массовое производство «Кировцев» началось двумя годами позднее в 1964 году. В сравнении с другими тракторами того периода легендарный К-700 позволял выполнять в три раза больший объем сельскохозяйственных работ за то же время. Лишь в 2002 году был прекращен выпуск тракторов «Кировец» семисотой и семьсот первой серии.
Судостроительные заводы Петербурга в XIX веке тесно кооперировали с другими машиностроительными и металлургическими предприятиями города. Ижорский и Обуховский заводы, Нобеля и Металлический, Барановского и «Старый Лесснер» изготовляли броню, артиллерию, торпеды, паровые машины и многое другое. О вкладе петербургского машиностроения свидетельствует тот факт, что из 38 линейных кораблей российского флота эскадренных броненосцев и линкоров 23 построено в Петербурге, а еще четыре начаты, но не закончены из-за событий 1917 г. Петербургские верфи — прародители российского броненосного и крейсерского флота.
Третья веха эволюции петербургской индустрии в XIX веке — становление электротехнической промышленности. Началась эта отрасль с Главных телеграфных мастерских фирмы «Сименс и Гальске», основанной в 1853 г. Четыре брата Сименс и механик Гальске, начав с «Главной телеграфной мастерской по ремонту электротехнических приборов, телеграфных и железнодорожных сигнальных аппаратов», через несколько лет основали «Торговый дом «Сименс и Гальске». Индустриальная система вступила в качественно новую стадию — паровая машина получила мощного конкурента — электрический двигатель.
Это была вторая технологическая революция, суть которой в отличие от промышленного переворота и состоит в электрификации экономики. Производство, передача и прием электричества ускорили радикальные обновления, и не только самой энергетической базы, но и технологии. Петербург со временем стал признанным лидером энергомашиностроения. Первая государственная электрическая станция основана в 1866 г.
Эриксон основал телефонную фабрику в советское время «Красная Заря». Фирма «Сименс-Гальске» играла ключевую роль в формировании петербургской электротехнической промышленности. Были в городе и другие предприятия, ставшие затем довольно крупными в области энерго- и машиностроения: «Русское общество «Всеобщая компания электричества», «Русское общество «Соединенные кабельные заводы», «Шуккерт и Ко», «Дюфлон, Константинович и Ко», Общество аккумуляторных заводов «Тюдор». С 1898 г.
Подлинный расцвет и небывалый динамизм городская электротехническая промышленность проявила уже в ХХ веке. Однако следует помнить и о так называемом слаботочном направлении, прежде всего телефонных и телеграфных предприятиях. Помимо фабрики Эриксона в 1895 г. Гейслер и Ко», имеющая американские корни.
Слаботочная электротехническая промышленность Петербурга послужила основой становления приборостроения и радиоэлектроники. По опубликованным данным к середине 60-х годов в Петербурге насчитывалось около 200 крупных промышленных предприятий и 3258 ремесленных мастерских, в 1894 г. Промышленность Петербурга — это не только машиностроение, хотя именно оно и определило в XIX веке основной хозяйственный профиль экономики города. И здесь необходимо вспомнить станкостроение — основу машиностроения.
Пальмы первенства по праву принадлежат заводу «Феникс» первоначально Дж. Начав с производства деталей для машин, затем перейдя к сборке импортных механизмов, машиностроительный завод «Феникс» наладил собственное производство. В 1896 г. Струка шлифовальные станки , завод И.
Семенова, завод Н. Машиностроительные заводы Петербурга в XIX в. Нередко предприятия, созданные как частные, затем переходили в казну. Так, например, «Балтийский завод», основанный как частный купцом М.
Карром и инженером М. Макферсоном в 1856 г. Семянниковым и В. Полетиной, до 1912 г.
Казна выкупала заводы прежде всего оборонного профиля, производящие вооружение и военную технику. Ряд предприятий на протяжении всей истории до конца 1917 г. Таким образом, многообразие форм собственности имело место в промышленности Петербурга, хотя пропорции между казенными, частными и акционерными предприятиями менялись. Формирование легкой промышленности, как уже отмечалось, началось спустя 90 лет со дня основания города.
Хотя в названиях многих предприятий данной отрасли использовалось слово «мануфактуры», по своей сути это были фабрики и в подавляющем большинстве частные. На каждом из перечисленных предприятий работало 300—1200 человек. В текстильной промышленности рыночные отношения с учетом найма работников купли-продажи рабочей силы были более рельефны, нежели в судостроении и на других казенных заводах, где все начиналось на иной основе.
Штат работников превысил 12,4 тыс. На созданных при заводе стапелях были заложены первые военные корабли: сначала миноносцы, а затем - крейсеры и эсминцы. Среди уникальных изделий того времени - самый быстроходный миноносец "Новик", скорострельная полевая пушка, первое в мире зенитное орудие системы Лендера, плавучий 100-тонный кран, несущий трудовую вахту и в настоящие дни. На новый стратегический уровень в рамках проекта "Русский Крупп" вывел Путиловский завод однофамилец знаменитого владельца - А. Путилов, включенный в состав правления в 1910 году и вложивший в предприятие более 30 млн руб.
Ежемесячное производство артиллерийских орудий было увеличено более чем в пять раз. По многим производимым позициям завод был монополистом, что гарантировало владельцам гигантские прибыли. Однако захлестнувшее страну революционное движение внесло свои коррективы. Советский период Путиловский завод в Петрограде накануне революции 1917 года имел в штате около 35 тыс. Именно массовое выступление его коллектива послужило началом февральского переворота. К концу года предприятие было национализировано и в последующем переименовано в "Красный путиловец", а в 1934 году ему было присвоено имя С.
Продукция путиловского завода в 19 веке - 88 фото
ВСЯ ПРАВДА О САМОМ ЗНАМЕНИТОМ ПРЕДПРИЯТИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И НЕ ТОЛЬКО | В 1900 году Путиловский завод занял первое место по объёму производства среди российских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии. |
Путиловский завод в 19 веке: что выпускалось - | Ищете ответ на вопрос: Какую продукцию выпускали выпускал Путиловский завод в XIX веке? |
Вернём историческое название Путиловскому заводу! | Необразованный дурачок и сектант РКМП, в советских учебниках были фотографии и Путиловского завода, и Балтийского завода с его самым известным изделием — крейсером "Аврора", и Луганского паровозостроительного. |
Какую продукцию выпускал путиловский завод в 19 | Николай Путилов приобрел Путиловский завод в 1868 году. |
Рассмотрим воронение стали
- Материалы рубрики
- Смотрите также
- Стратегия процветания крупного бизнеса (к истории Путиловского общества)
- Прогулка по местам Путилова — основателя Кировского завода
Продукция Путиловского завода в 19 веке
- Развитие и производство
- История Путиловского завода
- Основание завода
- Путиловский завод
- От «Волхова» до «Урагана». История Путиловской верфи и ее кораблей
Сто лет назад коммунисты отдали фабрики рабочим: что из этого вышло
Путиловский завод в наши дни продукция | 04. До 1922 года завод назывался "Путиловский", а после переименован в "Красный путиловец". |
СПРАВКА - Кировский завод в Санкт-Петербурге | Новости 3 апреля 2021 г. | 04. До 1922 года завод назывался "Путиловский", а после переименован в "Красный путиловец". |
Два века Путиловского завода | В 1872 году Путиловский завод принял участие Политехнической выставки проходившей в Москве. |
П.Н Столпянский — заводы Петербурга в 19 веке
Ответил 1 человек на вопрос: Что выпускали Путиловский завод и Трёхгорная мануфактура в XIX веке? В 1872 году Путиловский завод принял участие Политехнической выставки проходившей в Москве. Как оказалось, в доме № 5 в конце XIX века находилось правление акционерного общества Путиловских заводов. воплощение российского "крупного бизнеса", лицо целого хозяйственного уклада. Путиловский завод Трёхгорная мануфактура Какую продукцию эти предприятия выпускают в наши дни? Путиловский завод — один из старейших и крупнейших машиностроительных и металлургических заводов в России.
Кировский завод - как много в этом слове или окончательный диагноз петербургской промышленности
Император огромной страны Николай I, любивший сравнения с Петром Великим, вдруг почувствовал себя абсолютно беспомощным. Николай I Только что пришлось затопить Черноморский флот у входа в Севастопольскую бухту. Балтийский флот неприятель загнал в Маркизову лужу. Возникла реальная угроза захвата союзниками не только Кронштадта, но и столицы Российской империи. Необходимо было как-то организовать оборону.
Путилов Николай Иванович В этих условиях чиновник морского ведомства Николай Путилов обратился к начальству с предложением в спешном порядке создать флотилию канонерок, способных действовать в условиях мелководья Маркизовой лужи Финский залив. Пять месяцев рапорт ходил по инстанциям, пока, наконец, не попал на стол командующего флотом великого князя Константина Николаевича. Тот счел предложение дельным, вызывает к себе Путилова и назначает его уполномоченным по экстренному сооружению новой канонерской флотилии и корветов. Великий князь Константин Николаевич 30 ноября 1854 года Путилов получил «Высочайшее повеление Государя Императора» и приступил к делу.
Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и спросил: «Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет — вот тебе мои личные двести тысяч». Путилов взял на себя этот невозможный заказ с выполнением его в назначенный срок — к маю месяцу 1855 года.
Без контракта, без залога, без правительственного контроля над производством всех работ. Эти небывалые условия только показывают, в каком же трудном положении оказалось морское министерство, если оно согласилось на них. Но выхода у начальства не было.
С началом войны германский конкурент лишился своих возможностей и парижская фирма превратилась в монопольного поставщика, которого Путиловский завод не мог обойти, делая какой-либо заказ за границей. По условиям того же контракта фирма лишь за свое согласие оказывать техническую помощь получала от Общества вознаграждение в 100 тыс. Против расторжения контракта Палеолог заявлял протесты царским министрам86. Военное ведомство, несмотря на оказываемое давление, категорически отказывалось его восстановить.
Тогда Министерство иностранных дел, «затрудняясь ответить отказом на повторные по сему предмету представления французского правительства», которое «с крайнею настойчивостью домогается» возобновления контракта, перенесло спор в Совет министров. На его заседании А. Нератов, временно управлявший Министерством иностранных дел, доказывал, что правительственному правлению завода дано право отказываться от договоров только с отечественными фирмами, контракты же «с предприятиями иностранных, тем более союзных, держав» нельзя расторгать «по одностороннему распоряжению русского правительства». Остальные министры, наоборот, считали, что закон 12 января 1916 г. И все же, «идя навстречу» союзнику, Совет министров, как гласит его журнал от 16 ноября 1916 г. Казалось бы, Совет министров «решил восстановить прежний договор о фактически не существовавшем техническом сотрудничестве»87. Но в том же журнале далее следовало пояснение, что восстановить договор предполагается «...
Условием «восстановления с одновременной заменой» выдвигалось согласие фирмы дать «подписку», что она добровольно отказывается «от ежегодного вознаграждения в 100 000 руб. Тем самым контракт 1913 г. Несмотря на некоторые уступки французскому компаньону, правительственные органы руководили предприятием не так, как этого требовали непосредственные интересы международных объединений монополистов. Такие действия, как разрушение Путиловской группы, не были изолированным эпизодом. Одновременно в мае 1916 г. В данном и других подобных случаях проявились те тенденции в политике самодержавия, которые и раньше вызывали недовольство, протесты и противодействие монополий91. История с Путиловским заводом показала, что правительство начало переходить от мер сдерживания, запрета, осторожного давления к разрушительным действиям против крупнейших монополистических структур.
Пока тянулись тяжбы между старыми и новыми хозяевами, положение на заводе быстро изменялось в соответствии с общим нарастанием рабочего движения в Петрограде и в стране в целом. Репрессии при подавлении февральской стачки 1916 г. К началу 1917 г. Однако, вопреки расчетам властей, в лице солдат рабочее движение получило новый резерв. В политической забастовке 9 января 1917 г. Их полагалось вернуть в войска и предать военно-полевому суду. Но теперь такая «распорядительность», видимо, показалась властям чреватой последствиями.
Маниковский предписал директору Путиловского завода Дубницкому наложить на виновных дисциплинарное взыскание. По заводам артиллерийского ведомства объявили приказ о поведении «нижних чинов» на Путиловском заводе, гласивший, что «на первый раз» таким взысканием дело и кончится, в случае же повторения виновных будут судить. Запугивание военно-полевым судом, впрочем, начинало терять действенность, и Маниковский прибег к демагогии и лести. Сообщив в том же приказе, что часть бастовавших солдат оправдывалась боязнью «угроз» со стороны рабочих «требовавших от нижних чинов прекращения работ» , «популярный генерал» объявлял: «Отговорке этой не верю, так как, во-первых, русский солдат, да еще побывавший в боях, видавший в глаза смерть, не может бояться подобных угроз, а во-вторых, не допускаю мысли, чтобы рабочие, в переживаемую родиной страдную пору, могли оказать насилие над солдатами, честно исполняющими долг присяги»93. Но попытки натравить друг на друга рабочих и солдат не имели успеха. А через 16 дней на заводе началась новая забастовка, которая, подобно январской стачке путиловцев в 1905 г. Авангардная роль путиловских рабочих в феврале 1917 г.
Несмотря на локаут, «фильтрацию», постоянные аресты активистов и другие репрессии, путиловцы вновь бросили вызов царизму... В последние часы старого режима, 27-28 февраля, Дубницкого и ряд других служащих ГАУ постигла трагическая судьба. Шли грабежи, была ограблена малая касса завода. Дубницкий «созывал служащих, посылал главного механика в Государственную думу, — описывала происшедшее его вдова, — но ему не удалось туда доехать. Тогда он позвонил генералу Маниковскому». Между тем шайка, ограбившая накануне малую кассу, приехала снова — грабить большую. Охрана кассы была уже поставлена.
Тогда грабители потребовали мужа, они не разрешили мужу даже проститься со мной и ребенком; увезя, они мучили, издевались над обоими генералами и убивали; не удовлетворились этим, а бросили тела в Обводной канал». Грабители выдавали себя за революционных активистов: «убийцы повели обоих генералов якобы в Государственную думу»94. Лехович, видимо, прикрывая нераспорядительность, проявленную в те дни в его ведомстве, не обеспечившем охрану и порядок на заводе, докладывал военному министру через Маниковского 14 и 24 марта 1917 г. Но главарь шайки, по прозвищу Ванька Бык, похваляясь своим разбойничьим подвигом, показывал рабочим добычу — снятые с генерала сапоги95. Вопросы истории. Московского военно-промышленного комитета. Политический кризис 1915г.
Показания 31. Мои мемуары. Рукопись 1934 года. Экономическое положение... Борьба с кризисом вооружения русской армии в 1915-1916 гг. Экономическое положение. Бумаги А.
Переписка 5-12 августа 1915 г. Николай II — Марии Федоровне, 1. Обыск 18 февраля 1907 г. Князь А. Гагарин, первый директор Санкт-Петербургского политехнического института. Еще в 1898 г. Первый директор Санкт-Петербургского политехнического института князь А.
Крылов — выдающийся кораблестроитель, математик и педагог. Русский империализм. Законопроект, внесенный на рассмотрение Совета министров не позднее 30 октября 1915 г. Поливанов — Барку, 22. Крушение империи. Эту версию воспроизвел А. Хауманн, отмечая, что источники такую версию не подтверждают, в то же время считает ее в принципе правдоподобной, учитывая возможную роль влиятельного дельца И.
Kapitalismus im zaristischen Staat 1906-1917. Konigstein, 1980. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны. Из истории экономической политики. В действительности против пересмотра голосовали и Куломзин, и представитель Министерства путей сообщения, и начальники главных управлений Военного министерства никаких специальных «представителей министров» в Особом совещании не было. Указ, соч. Paris; La Haye, 1976.
Закон 16 января 1916 г. Изложение мнения меньшинства Наблюдательной комиссии в ее журнале от 9-10 ноября 1915 г. В официально опубликованном объявлении о секвестре, разумеется, утверждалось, что интересы акционеров «вполне обеспечиваются высочайше утвержденным 12 января этого года законом» Путиловец в трех революциях. Kapitalismus im zaristischen Staat. Меллер в качестве директора завода за 1915 г. Балансы акционерных предприятий. Большевики во главе рабочего движения России в годы первой мировой войны.
Запись П. Кривошеин Путиловец в трех революциях. Упомянутые Милюковым листовки Петербургского комитета большевиков были обращены к путиловцам см. Противоположный смысл видел в изъятии завода из рук частных владельцев С. Тюльпанов: «Крупнейшие заводы и тресты типа Путиловского и др. Бонвеча убедила аргументация К. Kriegsallianz und Wirtschaftsinteressen.
Diisseldorf, 1973. Отчет сотрудника охранки, работавшего в контрразведывательном отделении. Изложение его опубликовано в виде воспоминаний. История Путиловского завода. Протокол правления ОПЗ от 22 февраля 1916 г. Полиция занялась расследованием «провокационного» поведения Федорова Путиловец в трех революциях. Доклад Маниковского военному министру через его помощника Фролова, 3.
Вместо Дроздова директором Путиловского завода был назначен генерал А. Дубницкий, переведенный с Ижевского завода. Крылов — Маниковскому, 19. Кроме А. Кузнецова, в числе учредителей Товарищества состояли Н. Рябушинский, Н. Гучков, С.
Смирнов, А. Коншин, Н. Морозовы, Рабенек и другие представители московского «делового мира». Товарищество предполагало завладеть также орудийным заводом, строившимся в Царицыне, и перевести туда соответствующие цехи Путиловского. Журнал совещания от 29. Примерно в половине из них речь шла о найме прежней администрацией служащих и доверенных лиц. Меллеру все же удалось получить предусмотренное контрактом «дополнительное вознаграждение» за 1915 г.
Общество Продвагон почти до конца своего существования не теряло надежды восстановить договор и, продлевая в январе 1918 г.
Мы решили вспомнить о некоторых значимых фактах из жизни этого завода. Инициативный предприниматель История завода началась с его основания в 1801 году на базе Кронштадтского чугунолитейного завода, переведенного тогда в Петербург. Преимущественным направлением производства являлся выпуск различных изделий по государственным военным заказам.
В 1854 году, когда разворачивались трагические события обороны Севастополя, а корабли британского флота угрожали столице Российской империи, чиновник морского ведомства, инженер и предприниматель Николай Путилов выступил с инициативой оперативного создания флотилии канонерок. А в 1868 году он выкупил означенный завод и превратил его в первоклассное металлургическое предприятие, уступавшее по объемам производства лишь нескольким заводам в Англии и Германии.
Следующие 40 лет стали для предприятия периодом борьбы за выживание. После смены нескольких владельцев, терпевших постоянные убытки, завод был заложен в Государственном заемном банке и доведен до банкротства. В состоянии полной разрухи в 1868 году предприятие досталось известному российскому инженеру и предпринимателю Николаю Путилову 1820-1880.
Причиной, побудившей Путилова приобрести старый чугунолитейный завод, стало развертывание в стране железнодорожного строительства. Россия закупала в большом количестве рельсы, главным образом в Англии, Бельгии и Германии. Путилов раньше других российских предпринимателей понял, что выпуск этого вида продукции становится главным в металлургии, стратегически важным для государства. При этом он делал ставку на местные материалы. Талантливый менеджер и технолог в кратчайшие сроки наладил производство, организовал обучение рабочих, разработал уникальный метод переработки пришедших в негодность импортных рельсов и стал основным поставщиком ведомства железных дорог.
На Всероссийской промышленной выставке 1870 года Николай Путилов получил право ставить на своих изделиях клеймо с изображением государственного герба, что ценилось выше золотой медали. За 12 лет ведения дел Путиловым на предприятии значительно увеличился объем выпускаемой продукции и расширился ассортимент, здесь начали выплавлять качественную сталь и строить железнодорожные вагоны. Были заложены основы многоотраслевого производства и высокого профессионального мастерства. При заводе открылись школа, библиотека, больница, аптека, столовая, разбит парк и построен театр. К концу XIX века Путиловский завод превратился в крупнейшее металлургическое и машиностроительное предприятие России, насчитывавшее 12 тысяч работников и развивавшее четыре вида производства: металлургию, вагоно- и паровозостроение, изготовление артиллерийских орудий и судостроение.
Путиловцы активно участвовали в рабочем движении начала XX века, играли важную роль в революционной борьбе и событиях 1905-1907 и 1917 годов. На фронтах Гражданской войны в рядах Красной армии сражались более 10 тысяч рабочих предприятия. В советский период завод производил технику и промышленное оборудование, не имевшее аналогов в мире. В 1924 году предприятие приступило к выпуску первых отечественных тракторов Ф-П "Фордзон-Путиловец" и стало называться "Красный путиловец". Всего до Великой Отечественной войны с конвейера сошли около 200 тысяч тракторов.