подробная информация, 12+. Мариинка представляет первую оперу Родиона Щедрина, увидевшую свет в 1961 году. И вот теперь выяснилось, что в этом ряду подмен была и опера Щедрина «Не только любовь». Выбор оперы Щедрина «Не только любовь» отражает – сознательно или нет – возвращение в культурный обиход сочинений, образов, настроений советского строя. Долгожданная мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Левша» по одноименной повести Николая Лескова состоялась на новой сцене Мариинского театра, в.
Опера Не только любовь
В рамках гастрольного тура труппа Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» 7 ноября представит в Казани лирическую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Родион Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в 2014 году стала значительным событием, сам композитор назвал ее лучшей постановкой своего произведения. Композитор (автор материала): Щедрин, Родион Константинович.
Колхозная любовь: о постановке оперы Щедрина в МАМТ
Для режиссера Юрия Александрова в этом спектакле, конечно, главное — именно любовь. Спектакль привлекает свободным вокалом, «открытостью» драматической игры и обилием танцев. В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм. А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен».
То ли по полю развеять, то ли в землю закопать?..
Считается изменушка, когда изменит девушка... Не похвалят, что чужого жениха к рукам прибрала". И нарисовавшегося в радужных мыслях о легкой любовной победе Владимира 20-летнего лоботряса в деревне, где "мужиков-то нет": "Какой я мужик? Я - Володя!
Тут надо заметить, что постановочная команда Евгения Писарева сработала великолепно: тонко и впечатляюще без ярлыков и штампов, не впадая в наше "светлое прошлое" или абстрактный "футуризм", оставляя все же каждому герою а с ними и публике шанс обрести чистое чувство и надежду на светлое будущее. И жаль, что эту историю "высокого напряжения" человеческих чувств, которая длится, по сути, меньше двух часов, разрывает на части антракт. Как во всяком коллективном деле, в сложении исполнительских составов имеет значение множество самых разных и не только художественных факторов. От этого, конечно, и результат получается неодинаковым.
Щедрин — один из самых крупных и известных советских композиторов второй половины ХХ века. Владея острым современным музыкальным языком, он создал произведения, доступные широким кругам слушателей. Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой.
Для режиссера Юрия Александрова в этом спектакле, конечно, главное — именно любовь. Спектакль привлекает свободным вокалом, «открытостью» драматической игры и обилием танцев.
В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм. А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен».
Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман
Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко | T. Масловская в статье «Частушка в опере Щедрина стороной тему собственно любви и большой страсти. |
«Не только любовь». Опера Родиона Щедрина | Александр Филюрин. Ежедневные заметки | Родион Щедрин «НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ» Лирическая опера в двух действиях 16+. |
Родион Щедрин -- лирическая опера "Не только любовь"
Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в 2014 году стала значительным событием, сам композитор назвал ее лучшей постановкой своего произведения. T. Масловская в статье «Частушка в опере Щедрина стороной тему собственно любви и большой страсти. Особое внимание уделяется выявлению роли жанра народной частушки в опере Р.К. Щедрина «Не только любовь», его влиянии на образную сторону произведения, осуществляется попытка осмыслить потенциал жанра в раскрытии идейного содержания оперы. Дело было в колхозе Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке дирижера Феликса Коробова, режиссера Евгения Писарева, художников. попытку прописать у себя оперу Щедрина «Не только любовь».
Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман
Долгожданная мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Левша» по одноименной повести Николая Лескова состоялась на новой сцене Мариинского театра, в. В МАМТе опера «Не только любовь» была впервые поставлена в 1981 году (режиссёр — Ольга Иванова, дирижёр — Владимир Кожухарь). Даже на сцене Мариинского театра, собравшего всего оперного Щедрина, «Не только любовь» поставили последней, словно смущаясь ее лирико-производственной игривости в изящной песенно-частушечной форме на грани водевиля и психодрамы. Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина, посвященная супруге и музе, великой балерине Майе Плисецкой, стала знаковым событием. легендарной балерине Майе Плисецкой. Родион Щедрин Самую первую оперу Щедрина – «Не только любовь» (1961) – в Мариинском поставили последней.
Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина
Сам композитор отметил, что это лучшая постановка его произведения. Для режиссера Юрия Александрова в этом спектакле, конечно, главное — именно любовь. Спектакль привлекает свободным вокалом, «открытостью» драматической игры и обилием танцев. В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм.
Щедрин присутствовал на премьере и вспоминал о разочаровывающем спектакле 1961 года, где постановка получилась провальной, потому что создатели боялись элементов эротики. Однако в этой постановке страха не было, и все получилось, как надо. Щедрин считал, что спектакль продемонстрировал глубокую любовь и признательность к людям и времени, изображенным на сцене.
И тех, кто полагает его лишь материалом для блестящей поэтизации автором того, что поэтизировать нельзя. Причем то, что «нельзя» — это позиция писателя! Само противостояние уже стало фоном для высказывания режиссеров, художников — как на дизайне многочисленных изданий книг, которые мелькают здесь. Отношения между полами возникли вне морали, но моралью регламентируются. Русскому зрителю вообще полагалось бы объяснять, чем Гумберт Гумберт лучше Свидригайлова.
Вернее — чем Свидригайлов хуже. И если слов недостаточно, может быть, поможет музыка.
И переворачивает мир Варвары Васильевны — председателя колхоза.
Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». Москвич, консерваторец, он испытал настоящий культурный шок, когда провел какое-то время в деревне: наслушался частушек, узнал не понаслышке глубинный народ.
Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко
Опера «Не только любовь» — произведение новаторское, оно во многом отходит от привычных оперных канонов. В нем мастерски обрисованы картины и образы советского колхоза. Склад и характер музыки в опере Щедрина нов и самобытен. При первом «взгляде» музыка очень проста. Но при близком рассмотрении зритель может увидеть всё богатство чувств и музыкальных красок, заложенных в ней. Герои и их образы выглядят очень естественно.
Щедрин сочинил эту оперу в 1961 году. Для него это был дебют в оперном жанре — и дебют амбициозный. В основу либретто, созданного Василием Катаняном, легли рассказы и повести Сергея Антонова — в числе прочих, «Тётя Луша», «Дело было в Пенькове» и «Поддубенские частушки». Последний текст подсказал композитору формат: ключевая роль в музыкальном строе отведена именно частушке. Получилось образцовое произведение «Новой фольклорной волны» — своеобразного эквивалента «деревенской прозы» в академической музыке тех лет. Сценическая судьба оперы с самого начала не задалась: её не приняла ни публика, ни подавно официальная критика.
В образе председателя колхоза Варвары Васильевны воплощается мысль о пути человека к счастью, а портрет Володи Гаврилова весь построен на контрастах. Он ветреный, задиристый парень, напевающий заводные мотивы, у которого в глубине души спрятаны самые нежные чувства. В опере Александрова всё гармонично и очень музыкально. Персонажи живописны и пластически индивидуальны. Такую яркую и подвижную оперу псковичи приняли с большой теплотой. Текст — Мария Яковлева.
Трудно будет представить себе Лолиту в исполнении пышной примадонны 45 лет. Или Гумберта, имеющего внутренние психологические барьеры. Постановка сложна технически. Поворотный круг почти все время в движении, сложен спектакль и для певцов вокальными партиями. Поэтому первые два спектакля поют те, кто делал это на премьере в Праге. Непростой он и для слуха — музыка небогата контрастами и в основном транслирует общее угнетенное состояние героев. Можно пожелать успеха этой новой работе Мариинского театра с надеждой на то, что есть еще много людей, которых интересует серьезное искусство XXI века.
Наши проекты
- Полюбил бы, коли захотела | Музыкальная жизнь
- "Не только любовь" вернулась в Москву / Культура / Независимая газета
- поиск по сайту
- Комментарии
Опера Р. Щедрина «Левша». Первая премьера на новой сцене Мариинки
Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина | подробная информация, 12+. Мариинка представляет первую оперу Родиона Щедрина, увидевшую свет в 1961 году. |
Играем с начала | Статьи | Премьера | Думается, что каждому зрителю новое воплощение оперы «Не только любовь» запомнилось по-своему, но уж точно никого не оставила равнодушным. |
Спектакль «Не только любовь» в Санктъ-Петербургъ Опера | «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. |
«Не только любовь». Опера Родиона Щедрина | Александр Филюрин. Ежедневные заметки | Режиссеру возрождённой оперы удалось по-новому прочесть ее либретто, поставив тонкий и пронзительный спектакль, не только демонстрирующий раннее творчество Родиона Щедрина, но ставший яркой иллюстрацией того времени, когда «деревья были большими». |
Спасибо за обращение
- «Не только любовь». Опера Родиона Щедрина | Александр Филюрин. Ежедневные заметки
- Добро пожаловать!
- Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером
- ВОРКНЕТ - новостной народный сервис №1
Впервые в Мариинском театре будет исполнена опера Родиона Щедрина "Не только любовь"
Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось. Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972. Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта.
Первая работа композитора в оперном жанре.
Действие оперы происходит в советской колхозной деревне после Великой Отечественной войны. Так же, как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки.
Конечно, сюжет этой оперы особенно требователен к певцам — как к типажам оных, так и к их раскованному артистизму. Трудно будет представить себе Лолиту в исполнении пышной примадонны 45 лет. Или Гумберта, имеющего внутренние психологические барьеры.
Постановка сложна технически. Поворотный круг почти все время в движении, сложен спектакль и для певцов вокальными партиями. Поэтому первые два спектакля поют те, кто делал это на премьере в Праге. Непростой он и для слуха — музыка небогата контрастами и в основном транслирует общее угнетенное состояние героев.
Образу посчастливилось не рассыпаться и в сложном финале с перипетией чувств.
Пел Владислав, соответствуя своему образу: академическим голосом старался как бы подражать фольклорному звукоизвлечению и, самое главное, при этом не опустился до плохой эстрады. Самый «живой» момент спектакля — «художественная самодеятельность» во второй картине. Масштабная хоровая сцена строится по сюитному принципу: череда быстрых танцев в том числе знаменитой кадрили сменяется частушками про любовь с рефреном: «А мы частушек много знаем, знаем тыщи полторы-ы-ы, а мы их сами сочиняем, сами композиторы-ы-ы». К сожалению, ярким действо не стало, исполнение артистов хора выглядело несколько стеснительным, лишь только вышеупомянутая разведёнка Катерина своим шармом вытягивала ситуацию. Потрясающе звучал оркестр под управлением Максима Валькова, музыкальный план во многих случаях был на высоте.
Одна из сложностей в партитуре заключается в необходимости подражать народным инструментам. Музыканты мастерски справились с этой и многими другими задачами, играли собранно, подчеркивали детали, сохраняли нужный баланс. К наиболее удачным моментам режиссёрской работы относится проработка центрального символа, которым являлся дождь, искусно сымитированный Щедриным трёхголосной двойной фугой. С дождя начинается действие: он мешает полевым работам и способствует безделью колхозных мужиков. Совсем в иной трактовке дождь предстаёт в финальной сцене: Варвара, оставшись одна, с восторгом подставляет руки дождю, веря, что тот смоет с неё боль и горе.
Опере «Не только любовь» уже пятьдесят пять лет. Но вот что получается: все предыдущие версии были далеки от совершенства, и даже постановку сегодняшнего дня назвать абсолютной удачей нельзя. Несмотря на одобрение автора… С первого взгляда, незамысловатый сюжет настолько гениально утончён и углублён музыкой Родиона Щедрина , что найти единственно верное решение крайне трудно.
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером
И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь». Кстати, именно ее колхозники из оперы Щедрина смотрели на широком экране, роняя слезы в финальной сцене объяснения в любви. Даже на сцене Мариинского театра, собравшего всего оперного Щедрина, «Не только любовь» поставили последней, словно смущаясь ее лирико-производственной игривости в изящной песенно-частушечной форме на грани водевиля и психодрамы. Был на премьере ранее не известной мне оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", написанной в 1961 году (его первая опера).
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ
Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина, посвященная супруге и музе, великой балерине Майе Плисецкой, стала знаковым событием. Как вспоминал сам Щедрин о своей ранней опере «Не только любовь», написанной в 1961 году и посвященной Майе Плисецкой, постановка вызвала сильное раздражение начальства по культуре. Эта первая опера Щедрина, сочиненная им в 1961 году, стала музыкальным отображением «деревенской прозы» – целого явления в советском искусстве.
Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»
Воскресенск и даёте согласие на обработку пользовательских данных. Подробнее Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия политики в отношении обработки персональных данных в Администрации г. Воскресенск и даёте согласие на обработку пользовательских данных файлов cookie , в том числе с использованием систем аналитики «Яндекс.
До последнего момента композитор приезжал в театр вместе с Майей Михайловной Плисецкой, которая, к счастью, успела побывать на премьерах «Анны Карениной», «Конька-Горбунка», оперы «Левша», написанной к открытию в 2013 году Мариинского-2, приезжала и на концерты мужа. На премьере оперы «Не только любовь», которую Родион Щедрин посвятил в 1961 году своей обожаемой Маюше, как он нежно ее называл, Майе Михайловне уже не суждено было побывать. Преамбулой к опере «Не только любовь» стал концерт, состоявший из фрагментов из «Конька-Горбунка», Concerto dolce для альта и струнного оркестра с арфой, концерта для оркестра «Озорные частушки» и Второго фортепианного концерта, насыщенного какой-то бешеной энергией. Валерий Гергиев, разумеется, один из тех, у кого есть ключи к этой музыке, кто чувствует себя в ней как рыба в воде, однако всякий раз находя новые берега и внутренние течения. Премьера трехактной оперы «Не только любовь» оказалась дорогим подарком юбиляру. Режиссер-дебютант постановки Александр Кузин, впервые столкнувшийся с оперным жанром, превосходно справился с материалом, сочетающим лирику, комедию и драму. При поддержке художника-постановщика Александра Орлова и художника по костюмам Ирины Чередниковой он мастерски освоил непростое пространство Концертного зала, в котором как будто совсем исчезли неудобные для постановок параметры. Придумав три березы от пола до потолка, он словно бы поставил зрителей в большой хоровод, придав залу форму круговой арены.
Грамотный световик Александр Сиваев умело высветил нужные ракурсы больших и малых сцен.
Неприметный сюжет из колхозной жизни — герои переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен. Но в далеком 1961 году произведение не приняли и даже освистали в Большом театре, назвав бездарным, как когда-то в Петербурге отвергли «Силу судьбы» Верди, в Париже не поняли и подняли на смех постановку «Весны священной» Стравинского, которую осуществил гениальный Вацлав Нижинский. Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене. Вот что сам режиссер-постановщик говорит о спектакле: «Тема любви вечна и актуальна всегда, независимо от того, разворачивается ли она в привычных романтических декорациях или в советском колхозе. Мы вместе с художником Вячеславом Окуневым постарались уйти от привычной сельской бутафории, сделать так, чтобы помимо унылого колхозного пейзажа показать еще прелесть и красоту простой жизни. В опере «Не только любовь», конечно, главное — любовь, но, в то же время, я делаю акцент и на «не только».
Считается, что постановочная судьба оперы неудачна именно из-за либретто. Ничего не выходило. Первый делал Тышлер художник. Ничего не вышло. Дирижер был Светланов. И ничего не получалось. Плохое либретто». Кстати с тех пор, сочиняя музыку на сюжеты кого бы то ни было из великих, Щедрин либретто пишет сам. Картина дня.