Четвертая неделя Великого Поста посвящена Иоанну Лествечнику, автору «Лествицы» — наверное, самого авторитетного аскетического трактата Православия. В Великий пост верующие нередко читают Лествицу, чтобы укрепиться в вере. Некоторым людям трудно отказаться в пост от просмотра новостей или чтения фейсбука, что оправдывается необходимостью быть в курсе событий. В четвертую неделю Великого поста, вслед за поклонением честному и животворящему Кресту, Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, списателя Лествицы духовной. Итак, да будет утвержден один бок нашей лествицы на воздержании, которое есть пост в пище, другой же на покаянии, которое есть пост в злых делах.
Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника
Если до нее Церковь делала особый акцент на покаяние, очищение, то теперь Крест Христов стоит в самом центре христианской жизни. На Литургии мы слышали слова Господа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» Мк. Вспоминая эти слова Господа Иисуса Христа, Церковь вновь говорит всем верным, что путь следования за Спасителем есть путь сораспятия Ему. Но Великий Пост — это одновременно и период, в который церковное сознание особенно проникновенно и трепетно размышляет и над основополагающими вероучительными истинами Православия. И прежде всего над теми, которые говорят о возможности реального присутствия Божия в творении. Так в праздник Торжества Православия мы вспоминали о победе Отцов над иконоборческой ересью. Почитание иконы означает для нас тот непреложный факт, что через зримый рукотворный образ мы мистически, неизреченно соприкасаемся с Первообразом.
Значит, иконостас, видимый в храме, есть не перегородка отделяющая сакральное пространство от профанного, посвященных от непосвященных, а некое «окно», через которое люди могут реально видеть «святая святых», Царство Божие, явленное на земле. Точно так же во вторую Неделю Поста, в день памяти святителя Григория Паламы, Церковь вспоминает о победе учения этого святого о нетварных энергиях. Фаворский свет Преображения есть явление той реальности, которое присуще Богу в Его вечном бытии. Таким образом, для Церкви в период Великого Поста, то есть в то время, когда наиболее остро и ярко актуализируются в литургической памяти события нашего спасения особенно важны те аспекты богословия, которые прямо выражают истину, что Бог реально присутствует в жизни мира. Поэтому в четвертое Воскресение Поста мы празднуем память преподобного Иоанна Лествичника, создателя одной из наиболее известных книг в истории аскетической и богословской мысли — «Лествица». Образ лестницы, соединяющей тварный мир с горним, присутствует с древнейших времен. В книге Бытия мы находим рассказ о сне Иакова: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней… И убоялся, и сказал: как страшно сие место!
Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» Быт. Схожий образ мы видим в Евангелии от Иоанна, когда Господь говорит своим ученикам: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» Ин. Лествица Великого Поста Важно понимать, что книга преподобного Иоанна Лествичника не является умозрительным богословским трактатом. Это скорее некое практическое описание собственного опыта святого и сборник советов, которые он адресует своим братьям-монахам. Главная задача преподобного Иоанна состоит в том, чтобы показать, как возможно соединение человека с Богом.
Состоит из двух частей - Святой Четыредесятницы первые 6 недель и Страстной Седмицы последняя неделя - 6 дней. Каждая неделя Великого поста имеет свое название и символическое значение. Торжество Православия - 24 марта. В первое воскресенье Великого поста называется Торжество Православия в честь события, которое произошло в 843 году в Константинополе. Тогда царица Феодора собрала иерархов Церкви, одобрявших иконопочитание, и низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика. Так были воплощены решения VII Вселенского собора, который постановил почитать святые иконы. Этот праздник решили сделать ежегодным, чтобы напоминать людям об опасности впадения в ересь. Отмечают Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на такой день. Тексты чина Торжества Православия говорят о победе Церкви над ересями и провозглашают постановления семи Вселенских соборов. Святителя Григория Паламы - 31 марта. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, - один из величайших богословов и учителей Церкви. Его главный вклад - учение о непрестанной молитве, исихии молчания , нетварных энергиях и Фаворском свете. Святитель писал, что верующий человек способен с Божией помощью удалиться от греха настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом еще при жизни, увидеть нетварный фаворский свет, который был открыт апостолам на горе Преображения. Преображение - одно из важнейших событий евангельской истории праздник в честь него отмечается Церковью 19 августа. Во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. Ученики увидели, что с Ним беседуют пророки Моисей и Илья. Это поразило апостолов. Долгое время не только простой народ, но и ученики Христа считали Его прежде всего земным царем. На иконах праздника Христа обычно изображают в ореоле «фаворского света» - необычайного сияния, которое увидели апостолы. Пост - лучшее время для упражнений в воздержании и молитве, поэтому на второй неделе мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который учил, что внутреннее преображение доступно каждому из нас. Крестопоклонная - 7 апреля. Великий пост подходит к своей середине, и верующие начинают уставать от ограничений и напряженной духовной жизни. Чтобы ободрить их, Церковь предлагает вспомнить о цели постного подвига. Мы постимся, чтобы разделить с Христом Его страдания, а затем глубже прочувствовать радость Пасхи. В центре внимания в этот день - крест, главный христианский символ. На воскресной всенощной Животворящий Крест Господень выносится в центр храма и остается там до пятницы. Под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» верующие совершают перед крестом поклоны. Крест напоминает нам о страданиях Спасителя, укрепляет в намерении духовно трудиться в ожидании Пасхи. Митрополит Антоний Сурожский говорил об этом так: «Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно». Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля. Об событии Благовещения рассказывает Евангелие от Луки. Там говорится, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Бог послал архангела Гавриила в город Назарет к Деве Марии с вестью о том, что она родит Спасителя мира. Войдя к Марии, ангел произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Слова архангела - первая добра весть от Бога для человечества после грехопадения. Теперь связь человека и Бога, прерванная грехом Адама и Евы, восстановлена, а значит, начинается новая страница истории человеческого рода. Благовещение ежегодно отмечается 7 апреля - за девять месяцев до Рождества. Преподобного Иоанна Лествичника VI век - 14 апреля. Преподобный Иоанн - подвижник шестого века, который сорок лет провёл в подвиге молчания и молитвы.
Около 19-ти лет преподобный Иоанн провёл в строгом послушании своему духовнику, а когда его авва почил, преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Именно поэтому в своей «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». К такому покаянию призваны стремиться и все мы, что особо важно в дни Великого поста. Преподобному Иоанну была скорее свойственна умеренность во всём, чем строгий аскетизм. Сам о себе он говорил так: «Я не постился чрезмерно, и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся…, и Господь скоро спас меня». Всегда скрывавший свои подвиги от людей, преподобный Иоанн уединялся в пещере, но слава о его святой жизни распространилась далеко за пределы Синая. За его пламенную веру Господь щедро наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами глубокой мудрости, прозорливости и чудотворений. В возрасте около 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный Иоанн был избран игуменом Синайской обители. В период его игуменства настоятель Раифского монастыря, которого тоже звали Иоанн, от лица всех монахов своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…» Сначала преподобный Иоанн несколько смутился, но потом из послушания приступил к исполнению просьбы раифской братии.
Хотите перестать бояться? Начните любить Бога! Это не новая заповедь, не новый закон, это предложение Вечной жизни в союзе Бога и человека! Когда то в Раю человек сказал Богу - нет! Но разве Бог перестал любить человека? Разве отказался от него? Бог не отказывается и продолжает любить. Только вот сам человек, одичавший от своего богоборчества, не особо стремился принять Любовь Божию, избегая Его, а иногда и откровенно торгуясь с Ним! И вот, совсем еще юная девочка ответила Богу - да! Ответила Ему взаимной любовью! Ответила так, как наверное следовало бы ответить Адаму в Раю: « я раба Господня, и исполню любую Твою Волю! Но что значит быть избранным? Разве ее специально к этому готовили? Быть избранным, это значит хотеть и уметь принять Бога. Без оговорок, без оглядок на окружающих, просто полюбить в ответ. И она ответила Богу взаимной любовью.
Лествица Великого Поста
В «Лествице» духовный путь христианина представлен как постепенное восхождение по ступеням христианской жизни отсюда название: эти ступени образуют лествицу, как раньше называли на Руси лестницу. Аскетический подвиг отречения от мира, борьбы со страстями и очищения сердца венчает, по преподобному Иоанну, любовь как царица христианских добродетелей. Последнее, тридцатое, слово Лествицы преподобный Иоанн посвятил христианской любви. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Постясь, следует помнить: тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них объядением, пьянством и др. Исповедоваться только в Великий Пост — не очень хорошая традиция: о спасении нужно думать и за пределами Великого Поста. Великий пост подразумевает не только телесное воздержание, но воздержание от всего суетного, препятствующего реализации христианином своего высшего призвания и предназначения: от развлечений, излишних, второстепенных занятий, праздных разговоров. Пост и покаяние — это наша жертва Богу Пс. Свято-Троицкий Сканов женский монастырь, 442637, Пензенская область, Наровчатский район, с. Сканово, ул.
Покаяние есть купля смирения. Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного», - писал о смысле раскаяния преподобный Иоанн Синайский. О том, как победить отдельные пороки Раскаяние — это уже немало, но недостаточно. Принеся покаяние в совершённых грехах и молитвенно обратившись к Богу, мы только начали свой духовный путь. Из нашей души ещё никуда не делись проросшие там сорняки страстей. Склонность ко злу по-прежнему живёт там. И без окончательной победы над пороками мы рано или поздно впадём во грех опять. И нам опять придётся раскаиваться в нём… Преподобный Иоанн хорошо понимал, что из этого рабского круга христианину необходимо вырваться на свободу бесстрастия. Поэтому следующие девятнадцать глав своей «Лествицы» синайский игумен посвятил советам по преодолению отдельных страстей. Проходя эти ступени, верующий побеждает сквернословие, стяжательство, уныние и лень, гнев, похоть. Центральное место в этой борьбе занимает искоренение тщеславия — «корня всех грехов». Святой Иоанн так писал об этом пороке: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием.
Именно по этой лестнице добродетели призван пройти в своей жизни каждый христианин. В древности монахи не являлись каким-то особенным чином. Изначально, иноками были наиболее ревностные из мирян. Те, кто покидал шумные города и уходил в пустыни и горы, чтобы там молитвенно беседовать с Богом. Преподобный Иоанн Лествичник с 16-ти лет иночествовал в монастыре на горе Синай. Через послушание, молитву, размышление над словами Священного Писания и аскетические труды он достиг таких духовных высот, что к нему отовсюду стали обращаться за духовными советами другие монахи и миряне, а братия Синайской обители избрала его своим игуменом. Однажды, по просьбе игумена Раифского монастыря Иоанна, он написал свои советы инокам. Преподобный Иоанн Синайский систематизировал свой аскетический опыт, придав ему вид ступеней, постепенно ведущих душу к бесстрастию и обожению. Вот о «Лествице» писал он сам: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения» Подготовка души к борьбе со страстями Монах и мирянин, в сущности, «вылеплены из одной глины». Их человеческая природа не отличается ничем. Монаха борют те же страсти. Монах читает то же Евангелие. Да, монах придерживается целомудрия, а мирянин живёт в браке. Но оба они, пусть и разными путями, но приходят к одному и тому же — самоотречению и умению любить Бога и ближних.
Четвертая Неделя Великого Поста - Лествица духовного восхождения
В богослужении четвертой седмицы Великого поста Церковь рассказывает о высоком примере постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника. Вот почему «Лествица» и воспоминается нам среди поста, чтоб, если кто, уразумев уроки ее, найдет, что он блуждает еще вне ее, имел время прийти в себя и покаяться. В Неделю 4-ю Великого поста Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника.
"Лествицу" Иоанна Лествичника впервые экранизировали в России
В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок.
Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности? Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности.
Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал... Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению.
Спустя время был пострижен в иноки. Один из присутствовавших при постриге, старец Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19 лет инок Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти Мартирия Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место Фола, где провел 40 лет в полном безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды Иоанн велел Моисею принести в сад земли для грядок. Выполняя это послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Иоанн находился в это время в своей келье и отдыхал после продолжительной молитвы. Внезапно ему явился некий благообразный муж и, разбудив подвижника, сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?
Когда тот вернулся, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил, что его едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым он уснул. Но во сне ему представилось, будто Иоанн зовет его, и он вскочил и бросился бежать, а в это время на место, где он спал, упал камень. Преподобный Иоанн, великомученик Георгий и святитель Власий.
Он является автором «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека к Божественному Престолу. Вкусная символика В некоторые дни Великого поста в православных семьях и монастырских приютах выпекали печенье определенной формы: на Иоанна Лествичника из теста пекли лесенки, на праздник Благовещения готовилось печенье в форме жаворонков или голубей.
В середине поста, на Крестопоклонной неделе, из пресного теста делались небольшие крестики, которые украшались орехами и изюмом. Традиционно часть всего приготовленного раздавалась бедным. Пятая седмица 7 апреля — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Церковь вспоминает великое событие, послужившее началом спасения рода человеческого, славит Деву Марию и научает на Ее всесвятом примере слышанию и исполнению воли Божией. Пятая Неделя Великого поста — память преподобной Марии Египетской. В лице этой святой Церковь показывает верующим истинный пример раскаяния и милосердия Божия ко всем покаявшимся грешникам.
Шестая седмица 24 апреля. Вербное Воскресенье. Спаситель прибыл в Иерусалим за 6 дней до Пасхи, и многие из народа радостно приветствовали Его. Он въехал в город на осле, и люди, с пальмовыми ветвями в руках, восклицали: «Осанна в Вышних! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Сейчас в воспоминание этих событий в церквах принято освящать веточки верб, поэтому день называется также «Вербным Воскресеньем».
На этом святая Четыредесятница завершается и наступает время Страстной Седмицы — великих и страшных евангельских событий — спасительных страданий и Распятия Господа нашего Иисуса Христа. Страстная Седмица В последнюю самую строгую седмицу поста вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Его Крестные страдания, смерть нас ради человек и нашего ради спасения, погребение. По величию переживаемых в эти дни событий каждый день Страстной седмицы именуется Великим. И день за днем мы следуем за Господом: в Гефсиманию, на Голгофу, в жизнь вечную. В первые дни Страстной седмицы все христиане стараются исповедать свои согрешения и подготовиться ко Святому Причастию в Великий Четверток. Великий Понедельник.
В этот день мы вспоминаем, как Господь иссушил бесплодную смоковницу. Это чудо — символ уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения прародителей Адама и Евы являются все люди. Великий Вторник. Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, обличающего книжников и фарисеев, и приводят рассказанные Им притчи о талантах, о десяти девах, о Страшном Суде. Еще одна возможность задуматься и пересмотреть свою жизнь: как мы поступаем с врученными нам Господом талантами, полна ли наша душа елеем молитв и добродетелей, внимательны ли мы к своим ближним. Великая Среда.
Этот день мы вспоминаем, постясь по средам, в течение всего года.
Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности? Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал...
Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая.
Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника
Благодаря обряду поклонения Честному и Животворящему Кресту Господню в народе четвертая седмица Великого поста называлась Крестовой, Крестопоклонной. Воскресенье Крестопоклонное ещё именуют «Средокрестным», так как оно знаменует середину Святой Четыредесятницы. Среда четвертой седмицы считается половиной Великого поста. В среду, 22 марта, по благословению митрополита Челябинского и Миасского Алексия в 17 часов в Свято-Симеоновском кафедральном соборе будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров — особого великопостного богослужения, уникального по своей красоте и духовной насыщенности. В пятницу, 24 марта, в соборе также будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров, а после - молебен с акафистом святому праведному воину Феодору Ушакову. В 17 часов - великая панихида «парастас». Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, так же как на второй и третьей неделе установлены для поминовения усопших. Это великопостные родительские субботы.
На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей.
Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, — держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу». Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру. Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная.
Тропарь святому Иоанну Лествичнику Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси свтильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак святому Иоанну Лествичнику Плоды прсноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.
В начале долгого пути Лествичник напоминает главное — Любовь Божья не знает границ: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть лицеприятия у Бога». На последней тридцатой ступени «Лествицы» подвижник встречает эту Любовь: «Тогда Она Агапе сия Царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо моей души беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она.
Лествица же […] пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, на верху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник Мой говорит: Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих — любы». Итак, композиционный принцип Лествицы — «история любви к Богу». Лествичник пишет: «блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Однако он предупреждает: «Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных».
И еще серьезней: «Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким». Обратим внимание на слово «представления» — образы, иллюзии. В Любви Божьей можно жить, тогда можно и говорить о ней — а без этого даже речь о любви Божьей будет иллюзией, прелестью. Поэтому, наверное, нам надо замолчать — и послушать, что говорит Церковь.
Перед неделей Лествичника была Крестопоклонная , срединная неделя Великого Поста, напоминающая о главном в христианстве — Кресте. Мы поражены страстями, умираем. Но милосердный Господь спасет нас. Покаяние рождается от желания спастись, в надежде на спасение, а не в странном мазохистком наслаждении самоунижением.
Покаяние, надежда и спасение идут в одной связке.
Святитель Афанасий Великий ок. Святитель включил в него и Страстную Седмицу, поэтому пост, по его мнению, начинался за 6 недель до Пасхи. Также он исключил из общего счета дней субботу и воскресенье перед Пасхой, поэтому число дней поста равнялось сорока. Повсеместное принятие поста в христианской Церкви произошло в конце IV— начале V в. Тем не менее у людей из разных областей счет дней поста был неодинаков, различалась и сама традиция проведения поста. Если же мирянин, да будет отлучен».
В первых великопостных песнопениях все призываются очистить не только плоть, вкушая пищу растительного происхождения, но и душу, как от пищи, воздерживаясь от всякой страсти: не злословить, не обижаться, не осуждать… Почаще бывать в эти дни в храме и укрепляться в молитве. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Пост — это время сосредоточения, борьбы и освобождения от пороков и греховных привычек, стяжания легкости и простоты, способности к самопожертвованию и принятию Божественной благодати. Православные христиане в дни Великого поста следуют составленному святыми отцами уставу трапезы. Особой строгостью воздержания в пище отличаются первая, четвертая и последняя, Страстная, седмицы поста. Однако о мере своего воздержания нужно посоветоваться со священником и обязательно взять благословение на пост. Великий пост состоит из святой Четыредесятницы продолжительностью 40 дней и из Страстной седмицы.
Четыредесятница знаменует собой сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне, а Страстная седмица установлена как воспоминание последних дней жизни, страданий, Крестной смерти и погребения Спасителя. Каждая седмица имеет определенный смысл и символику. Великопостный устав жизни В будние великопостные дни в храмах служится литургия Преждеосвященных Даров — верующие Причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на Литургии святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого. Во время Великого поста на Руси и во всех православных странах жизнь людей кардинально менялась: прекращались развлечения и торговля мясом, закрывались лавки, театры и бани. В первые семь дней поста и в Страстную Седмицу отменялись занятия в учебных заведениях, временно не работали все государственные учреждения. Таким образом у верующих освобождалось время для усиленной молитвы и посещения богослужений. Верующие и в наши дни стараются взять хотя бы на дни Страстной седмицы отпуск, чтобы вместе с Господом восходить на духовную вершину года и всей своей жизни.
Первая седмица Великого поста 14—20 марта. Богослужения в течение первой седмицы отличаются длительностью, они сразу вводят нас в особое состояние бодрствования духа, настраивают на молитву, отрешают от суетных помышлений и дел. В пище постимся по мере возможности строго. В первые четыре дня в храмах по вечерам читается Покаянный канон святого Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя как худшего из людей, за что святые отцы, знавшие тайну умаления, называют его проповедующий сокрушение канон Великим. В пятый день поста в память чуда Феодора Тирона, не допустившего христианам оскверниться нечистой пищей, освящается коливо — особое кушанье из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой насытил когда-то всех христиан Константинополя. Первая Неделя Великого поста.
Из жизни подворья
- Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника
- Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника
- Навигация по записям
- Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника
Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника
На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного. В четвертую неделю Великого Поста вслед за поклонением Честному и Животворящему Кресту Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, описателя Лествицы духовной. Поэтому в четвертое Воскресение Поста мы празднуем память преподобного Иоанна Лествичника, создателя одной из наиболее известных книг в истории аскетической и богословской мысли – «Лествица». Четвертая неделя Великого Поста посвящена Иоанну Лествечнику, автору «Лествицы» — наверное, самого авторитетного аскетического трактата Православия.
Актуальная аналитика
- Объявления
- Лествица Великого поста - презентация онлайн
- Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника
- Четвертая Неделя Великого Поста - Лествица духовного восхождения
- ЛЕСТВИЦА☦ – Telegram
Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника
Именно во время Великого поста, когда каждый из нас стремится стать хоть немного светлее, хоть на крошечный шажок приблизиться к Богу, “Лествица” может стать настольной книгой для каждого христианина. Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле. Великий византийский философ и богослов, автор знаменитой "Лествицы".
Четвёртое воскресенье Великого поста
Обычай совершать в четвертую неделю Великого поста память прп. Иоанна, списателя «Лествицы», пришел в нашу Церковь вместе с Иеросалимским уставом в XIV веке. 14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, совершается память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. Итак, да будет утвержден один бок нашей лествицы на воздержании, которое есть пост в пище, другой же на покаянии, которое есть пост в злых делах.
О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста
Именно во время Великого поста, когда каждый из нас стремится стать хоть немного светлее, хоть на крошечный шажок приблизиться к Богу, “Лествица” может стать настольной книгой для каждого христианина. Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. “Лествица” — учебник для монашествующих; почему же память св. Иоанна полагается в Великий пост для всех вообще христиан? В воскресенье четвертой недели Великого поста пекут лесенки (лесеньки, лестницы, лествицы) – особое постное печенье. В богослужении четвертой седмицы Великого поста Церковь рассказывает о высоком примере постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника.