Несколько дней назад семья Антипиных, разбирая накопившийся в гараже хлам, обнаружила советский диапроектор "Экран". Диапроекторы в СССР выпускались как простые, позволяющие просматривать сменяемые вручную слайды, так и автоматические, слайды в которые заряжались в специальные кассеты. Диапроектор СССР Этюд-2с. Диапроектор в СССР был во многих советских семьях. В диапроектор вставляли пленку и просматривали диафильмы. диапроектор, а свое второе имя он получил от народа.
СТУДИЯ «ДИАФИЛЬМ» ПОКАЗЫВАЕТ...
Предыстория: Два миллиона за советскую мечту: Кто охотятся на элитные ретромобили Диапроектор для большинства людей, родившихся в СССР, ассоциируется с детскими диафильмами. Родители вывешивали на стену белую простыню, зашторивали окна, включали фонарь проектора, и детская комната превращалась в волшебную страну. Диафильмы были популярны. Здесь все просто: диафильм вставлялся сюда, вращалась ручка для наведения на фокус.
Ракши творчество которого известно зрителям по фильмам «Дерсу Узала», «Восхождение» и др. О творчестве русских, советских художников рассказывают серии диапозитивов «Виктор Васнецов», «И. Крамской», «Н. Ге», «В.
Перов», «Н. Ярошенко», «А. Венецианов», «Мартирос Сарьян», «И. Айвазовский», «И. Репин», «И. Левитан», «К. Петров-Водкин», «П.
Диафильмы-монографии посвящены жизни и творчеству известных зарубежных мастеров — Веронезе, Гойе, Домье, Рембрандту, Пикассо. Серии диапозитивов знакомят с работами Веласкеса, Эль Греко, Матисса. Специальная серия диафильмов приглашает зрителя побывать в городах-музеях — Флоренции, Венеции, Багдаде, Риме, а также в Версале, Лучшие музеи мира представляют свои собрания в лентах: «Бостонский музей изящных искусств», «Собрание графики Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина», «Русская портретная графика начала ХХ в. Ежегодно студия выпускает по одному диафильму из цикла «По художественным выставкам страны». В 1982 году в эту ленту включены произведения, экспонировавшиеся на выставке «50 лет МОСХ». Увлекательное путешествие в мир скульптуры и архитектуры смогут совершить слушатели народных университетов вместе с авторами диафильмов «Русская скульптура из собрания Русского музея в Ленинграде», «Медный всадник» , Скульптура Ленинграда» , «Скульптура Микеланджело», «Русские зодчие», «Итальянская скульптура эпохи Возрождения», «Архитектурные ансамбли К.
Росси», «Новгород Великий», «Псков». Большой интерес представляют серии диапозитивов с брошюрой: «Лениниана скульптора Андреева», «Портретное творчество В. Коллекция фарфора», «Псковский кремль», «Кремль.
Реджио и от батарей 4 больших и от сети работает.
Мы покупали года 4 назад, около 6 тыс стоил аппарат. А недавно сломался - скорей всего контакт где-то отошёл.
Иногда родители соглашались выступать в роли «озвучки», но чаще всего предоставляли это делать детям, но так как все хотели смотреть, а читать наоборот — не хотелось никому, приходилось с помощью считалок или вытягиванием жребия распределять роли чтецов и только после этого начиналось долгожданное экранное шоу. Кстати говоря, существовали некоторые диафильмы, к которым в комплекте шла и «озвучка» в виде грампластинки или записи на магнитофонной катушке, но такие диафильмы были редкостью и обычно озвучивались теми, кто их смотрел.
Первый был портативным проекционным аппаратом с довольно сложной конструкцией: корпус с массивным основанием, на котором располагались все остальные части прибора — понижающий трансформатор, выключатель, осветительная камера с проекционной системой, фильмовая рамка и протяжный механизм. Питание такого фильмоскопа осуществлялось как от сети причем, как на 127 В, так и на 220 В , так и от аккумулятора. Весил такой прибор 2,6 кг, а при транспортировке укладывался в специальный футляр. ФКГ-49 И если фильмоскоп ФКГ-49 давал довольно мощный световой поток и потому его требовалось устанавливать на расстоянии 7-10 м от экрана, то Ф-49 был более скромным.
Его световой поток был в 2 раза меньше, и потому расстояние до экрана сокращалось — 3-5 м. Правда, питание этого прибора тоже осуществлялось как от сети, так и аккумуляторов. Ну а в более позднее время эти громоздкие модели потихоньку были заменены более современными — теми, которые и запомнились большинству детей, рожденных в 70-80-е гг.
Винтаж: Диапроектор "Свет" - СССР, выпуск 1976 г., исправен
В нижней части корпуса закреплён трансформатор, которые снизу закрываются металлической крышкой. Диафильмы смотрели поздно вечером, изображение проецировали на белую стену или натягивали простыню. Несмотря на доступность, фильмоскопы были не во всякой семье. Диафильмы показывали также на «продленке» в младших классах и в детских садах.
Цена диапроектора составляла 30 рублей в комплектации с такой кассетой и одинарным адаптером для слайдов. Диапроектор фильмоскоп — «Свет ДМ-4». Это тоже безтрансформаторная модель. В ней также используется кинопроекционная лампа 220В 100Вт. Улучшенная модель проектора, но в основном только в области дизайна. Стоила уже 35 рублей. Действительно, диапроектор приятно взять в руки, корпус кажется дорогим, открывается легко и плавно, объектив также выглядит более солидно, но имеет те же технические характеристики, что и у предыдущих моделей. Диапроектор фильмоскоп — «Свитязь-М». Диафильм сам сматывается в специальный контейнер с пружинками, который потом снимается с адаптера для извлечения диафильма. Слайды показываются вручную с помощью толкателя, кассета диамагазин при этом перемещается автоматически. Есть переключатель перемещения диамагазина вперед-назад. Пульта ДУ не предусмотрено. Фокусировка осуществляется вращением ручки. Стоил аппарат 80 руб. Диапроектор фильмоскоп — «Сказка». Фильмоскоп «Сказка» выпускался в г. Отличительной особенностью этой модели является отсутствие съемного адаптера для диафильмов. В нем пленка заряжается непосредственно в фильмоскоп. Его часто расхваливают на форумах. Действительно, заряжать фильмоскоп очень просто, лишь бы пленка не перекосилась. Однако, в этом фильмоскопе очень непросто провести юстировку лампы, так как направляющие для объектива снимаются вместе с пластмассовым корпусом. Его цена становила 14 рублей 50 коп. Диапроектор фильмоскоп — «Спутник». Это тоже безтрансформаторная модель фильмоскопа. Диапроектор фильмоскоп — «Спутник-2». Диапроектор фильмоскоп — «Ф-3». Корпус металлический, габариты небольшие. Фокусное расстояние объектива 62,4 мм. Стоимость этого фильмоскопа составляла — 8 рублей. Диапроектор фильмоскоп — «Ф-7». Корпус пластмассовый, выполнен в форме пушки. Фокусное расстояние объектива 62. Стоимость аппарата составляла 10 рублей. Кстати, у меня был именно такой фильмоскоп, зеленого цвета. У соседа был тоже такой же, только синего цвета. Диапроектор фильмоскоп — «Ф-9». Корпус пластмассовый. Фокусное расстояние объектива 65 мм. Стоимость аппарата составляла — 10 рублей. Диапроектор фильмоскоп — «Ф-49». Данный фильмоскоп выпускался в г. Работал от сети 220 В. Прост в использовании. Корпус металлический, габариты маленькие, цена на него была невысокая. Диапроектор фильмоскоп — «Ф-64». Диапроектор фильмоскоп — «Ф-68». Эта модель исполнена в металлическом корпусе, и производилась на Загорском заводе школьного приборостроения. Она имеет весьма удобную зарядку диафильмов — в адаптере для диафильмов есть направляющие до зацепления с резиновыми валиками привода. Фокусное расстояние объектива 77 мм, стекло с просветлением, относительное отверстие 1:4,8. Стандартно используется лампа А6 21, однако ее лучше заменить на К6-30-1, что вполне допустимо. Также выпускались разные модификации этого фильмоскопа: разные по размеру уменьшенная модель , без выключателя спереди, разные по внешнему виду корпуса. Диапроектор стоил всего 10 руб. Диапроектор фильмоскоп — «Ф75-1М». Эта модель выпускалась в Загорске ныне Сергиев Посад. Главное отличие от всех предыдущих — его универсальность. Диапроектор позволяет просматривать как диафильмы, так и слайды. Кроме того, корпус аппарата металлический, жесткий. Качество изготовления выше всяких похвал, все части хорошо подогнаны, объектив в оправе сидит жестко. Диафильмы демонстрируются ровно, ручка прокрутки диафильма двухсторонняя, очень удобная и не разбалтывается. Слайдовый адаптер рассчитан на два слайда: во время демонстрации одного кадра вы имеете возможность вставить в него следующий слайд. Прекрасно работает с картонными слайдовыми рамками. К его недостатку можно отнести лишь протяжку пленки под днищем аппарата. Стоил 13 рублей.
Диафильмы выпускаются на 35 мм кинопленке и обычно представляют собой последовательность из 20 — 60 изображений, сопровождающихся титрами. Коротко о диапроекторах Для просмотра диафильмов используются специальный тип диапроектора — фильмоскоп. В наше время купить фильмоскоп можно недорого на сайте интернет-магазина «Диапроекторы и диафильмы» — diaprojektor. Современные диапроекторы отличаются от своих предшественников повышенной безопасностью в использовании. Лампы в фильмоскопах заменены на светодиоды, а тяжелый металлический корпус — на легкий и красочный пластиковый. Поэтому дети могут самостоятельно использовать диапроектор Regio даже без присмотра взрослых.
У родителей сохранился старый советский с коробкой диафильмов, его и используем, если не хочется 10ку за новый современный отдавать, советских проекторов достаточно на Авито смотрела было, когда у нашего лампа перегорела, но муж быстро нашел ей замену. У нас китайский regio, он со старыми пшёнками дружит у меня плёнки из детства сохранились, а проектор не дожил. Реджио и от батарей 4 больших и от сети работает.
Диапроектор (фильмоскоп) Ф-49. 1950-е годы, СССР
Оплатить товар можно сразу после оформления заказа.
Для лекционной же работы они были положительно незаменимыми, являясь идеальной формой наглядной агитации. Кадр из советского агитационного диафильма Поскольку диафильмы — это демонстрация неподвижных картинок, многие художники считают, что их изготовление является частью изобразительного искусства. Хотя именно в Советском Союзе освоили выпуск впервые в мире диафильмов по мотивам популярных кинофильмов, представляющих собой краткий дайджест сюжета и популярных сцен. Первым фильмом, «переложенным» в диафильм, стал «Броненосец «Потёмкин». Для создания картинок к диафильмам приглашались самые именитые советские художники и карикатуристы — Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А.
Брей и другие. Не стоит забывать, что для диафильма каждый кадр рисовался отдельно, по сути, художнику предстояло «уложить» сюжет произведения в 30-40 оригинальных картинок. Можно сказать, что для советского народа диафильмы заменили комиксы — поскольку такого явления, как комикс, в советской культуре не существовало. Благодаря этому они получили невиданное распространение. На протяжении нескольких десятилетий именно Советский Союз был лидером по производству оригинальных диафильмов — художественных и учебных. В год в стране выпускалось 100-200, а впоследствии — до 400 оригинальных диафильмов. И до сих пор существуют многочисленные клубы коллекционеров, собирающих старые диафильмы. В основном, конечно, советские, поскольку «несоветских» попросту не существует. В то же время в странах Западной Европы и в Америке диафильмы не стали таким серьезным социокультурным явлением, как в нашей стране. Прежде всего потому, что там существовали и другие домашние экранные развлечения — например, просмотр фильмов на кинопроекторе.
У нас же массовые кинопроекторы для бытовых нужд почти не выпускались, да и большинству они были не по карману. А производство диафильмов поддерживалось государством и всячески популяризовалось. При многих библиотеках существовали свои клубы любителей диафильмов, которые собирались на просмотры новых выпусков, а также обменивались по почте с такими же энтузиастами, собирали коллекционные издания первых серий диафильмов. Для многих людей они стали отличным способом скрасить время, благо диафильмы не требовали серьезных расходов. Было еще одно отличие. Если западные диафильмы обычно снабжались грампластинкой или компакт-кассетой со звуковым сопровождением, лишь небольшое количество советских диафильмов выпускалось с дополнительной фонограммой. Кроме виниловых пластинок в СССР, фонограмма поставлялась на магнитофонных катушках. С началом Великой Отечественной войны студию «Диафильм» эвакуировали в Новосибирск, где на ее базе была создана киностудия по производству военно-учебных и инструктивных фильмов и диапозитивов — «Воентехфильм». Отсюда идет еще одна сфера применения диафильмов — выпускались особые диафильмы для спецслужб и разведшкол, которые наглядно демонстрировали те или иные аспекты будущей службы. После войны государство приняло решение расширить производство диафильмов и аппаратуры для их просмотра.
Основную площадку по выпуску аппаратуры решено было создавать в Ленинграде. Производственные площади комбината, прежде использовавшиеся для изготовления школьных наглядных пособий, заняли новые станки, на которых стали выпускать первые модели советских диапроекторов. Спустя несколько лет комбинат был преобразован в Ленинградский завод учебно-наглядных пособий при Государственном комитете СССР по профтехобразованию, а еще позже, в 1969 году, стал называтьcя Ленинградским опытным электротехническим заводом. Именно здесь разрабатывались и производились основные и самые популярные модели советских диапроекторов. Это слайд-шоу требует JavaScript. Диапроекторов в СССР выпускалось довольно много. Диапроекторы продавались в каждом магазине бытовой техники, и даже в магазинах детских товаров. Для каждого школьника лучшим подарком к окончанию учебного года считался диапроектор с набором диафильмов. Этому есть простое объяснение.
Начиная с проекторов серии «ФД-2» изменился формфактор корпуса. Если раньше проекторы называли «танчиками», так как они имели ярко выраженный объектив, похожий на пушку, то более современные варианты стали более прямоугольными. Появилось множество внешне похожих модификаций. Фильмоскоп «Знайка» оформлен в пластиковый корпус. Аппарат «ФД-3» Все они относятся к простому классу, как и фильмоскоп «Ф-68». Аппарат «Ф-68» Небольшой фильмоскоп «ФМД-1» имеет очень простую конструкцию и разное оформление передней панели. В зависимости от изображенных на ней персонажей он получал второе, «народное» название. У нас в коллекции представлен «Чиполлино». Они выходили в трех вариантах корпуса. До 1979 года форма корпуса была немного закругленной. Модификация из нашей коллекции, со складным корпусом прямоугольной формы — второй выпуск, с 1979 по 1983 годы. Третий вариант корпуса был прямоугольный и не раскладывался. Аппарат «Экран» Также к простому классу относится и кадропроектор «Этюд», который может комплектоваться приспособлением для просмотра диафильмов.
Конструктивно диапроектор состоит из расположенных в корпусе лампы накаливания специальной лампы или от кинопроектора с рефлектором в виде параболического зеркала , линзового конденсора , устройства для смены диапозитивов или перемотки диафильма и проекционного объектива. Питание диапроектора фильмоскопа от сети 220 В. В детских фильмоскопах стоял понижающий трансформатор и применялись лампы накаливания на 6 или 12 В от мотоциклов или автомобилей. Смена диапозитивов может производиться вручную, по команде с пульта дистанционного управления или автоматически по программе. Для размещения диапозитивов и их смены при демонстрации применяются специальные прямоугольные ящичные и кольцевые барабанные диамагазины. Дорогостоящие модели диапроекторов имели устройство синхронизации с магнитофоном — показ диафильмов сопровождался звуковым сопровождением, записанным на магнитную ленту , дополнительно записывался сигнал, по которому производилась автоматическая смена диафильма.
📸 Дополнительные видео
- Советские диафильмы и сегодня пользуются спросом. Рассказываем, где их купить и как посмотреть
- Обзор лучших диапроекторов с их плюсами и минусами
- Информация о товаре
- Диапроектор Этюд 1969 год СССР Полный комплект в коробке с паспортом
Фильмоскоп времен СССР: видеомагнитофон нашего детства
При работе с проектором не применяйте чрезмерных усилий, оберегайте его от пыли, не касайтесь оптики. При покупке диапроектора проверяйте его работоспособность.
Посадочное место под рамку вращается. Это очень удобно при просмотре фотоплёнки, на которой имеются горизонтальные и вертикальные кадры.
Их положение можно менять, не снимая рамку с диапроектор. Благодаря стоватной лампе К220-100 и трехлинзовому объективу Триплет изображение очень яркое и четкое. Так же есть теплофильтр, который предотвращает выгорание и выцветание диафильмов.
В засыпанном пеплом и лавой Везувия Геркулануме был найден прототип камеры-обскуры. В могилах Древнего Рима археологи обнаружили оптические линзы. С оптикой в какой-то мере были знакомы и народы еще более далеких времен. В Египте, за тысячи лет до нашей эры, во время пышных празднеств в честь богини Изиды на дымах и облаках от курений, на стенах храмов возникали видения «таинственных духов». С началом христианства многое из наследия предшествующих языческих культур забывается. Надолго угасает и интерес к познаниям древних в области оптической техники.
Понадобились века, чтобы оптическая проекция вновь привлекла внимание. Великий художник, скульптор, теоретик искусства, анатом, механик, Леонардо да Винчи много занимался и оптикой. Его нередко называют отцом фотографии. Им же были разработаны и принципы волшебного фонаря. В 1589 году неаполитанский физик Жан-Батист делла Порта выпускает книгу — «Об оптическом преломлении лучей». Эта книга спустя 250 лет стала одним из отправных пунктов для замечательного открытия — фотографии, но прежде она положила начало первому волшебному фонарю. Аппарат «Избач» Для общественного показа нужны устройства с более мощными источниками света.
Корпус прямоугольный, металлический с лакокрасочным покрытием. Переднее обрамление пластмассовое, окрашенное под цвет металла. Элементы усилителя размещены на трех печатных платах.
Шасси усилителя металлическое. К нему крепятся платы, силовой трансформатор, конденсаторы фильтра питания. Цена — 185 рублей. Диафильмы можно смотреть как стандартные с размером кадра 18х24, так и широкоформатные 24х36. Слайды вставляются в рамку сверху по одному. При этом просмотренный слайд выпадает снизу. Так же на диапроекторе Спутник можно просматривать фото негативы, позитивную фотопленку и даже использовать аппарат в качестве увеличителя для получения больших фотографий. Прижимной винт на рамке служит для ее надежного крепления на аппарате. В диапроекторе используется трехлинзовый объектив, благодаря которым изображение яркое и четкое по всей поверхности. Цена — 30 рублей.
На всех серийных аппаратах семейства «Кварц» за исключением «Кварц-8XL» устанавливался пружинный привод. В съемной рукоятке находится отсек для светофильтров. Стекло, металл, пластик. При глажении изделие протягивается между вращающимся валиком и прижатым к нему нагретым башмаком утюгом гладильной машины. Использование данного устройства почти полностью снимает физическую нагрузку с человека, повышает производительность по сравнению с обычным процессом глажки. Длинна вала — 61 см. Диаметр — 15 см. Кассетный магнитофон «Тоника 310 стерео» 1976 г. Относился к аппаратам третьего класса, предназначался для воспроизведения и записи музыки на аудиокассетах. В комплект входили две небольшие колонки.
В модели имеется отключаемая система шумоподавления и стрелочный индикатор уровня записи. Питался от бытовой электросети и батареек. Габариты магнитофона - 360х210х100 мм. Масса - 4,5 кг. Фотоаппарат «Зенит-TTL» 1978-1985 гг. Был прогрессивной моделью, собравшей множество новинок в одном корпусе. Наиболее важной из них был TTL-экспонометр. Он получил рулетку обратной перемотки и невращающуюся головку выдержек, позволившую реализовать полуавтоматическое управление экспозицией. На западном рынке аппарат оказался конкурентоспособным за счет очень низкой стоимости по сравнению с аналогами. На заводе КМЗ было всего выпущено больше 2,6 миллионов аппаратов.
Розничная цена в 1980 году с объективом «Гелиос-44М» составляла 240 рублей, а в 1983 году была снижена до 210 рублей. Скороварка «Минутка» 1968-1993 гг. Это нехитрое устройство, позволяло сварить нужные продукты в три-четыре раза быстрее, чем в обыкновенной кастрюле. Свекла в ней варилась всего 30 минут, картофель и морковь — 5, традиционно долгие в приготовлении баранина и говядина становились мягкими всего за 15. Секрет в том, что благодаря очень плотно закрывающейся крышке, внутри создавалось избыточное давление, которое и сокращало процесс. Мужчины нередко превращали их в самогонные аппараты. Алюминий, пластик. Кинокамера «Киев-16С-3» 1966-1971 гг. Тем не менее, аппараты под этой маркой поступали продажу и были доступны кинолюбителям. От прародителей отличается конструкцией кассеты и привода, наличием встроенного калькулятора для определения экспозиции.
Комплектуется приставной рукояткой пистолетного типа. Масса - около 2 кг. Кинокамера «Красногорск-3» 1971-1993 гг. Модель стала самой массовой из одноименной серии, и наиболее совершенной из советских узкопленочных аппаратов. Некоторые телестудии даже использовали ее для съемки репортажей вместо профессиональных. Был предназначен для стандартной плешки шириной 16-мм, которая наматывалась на пластмассовые бобины длиной 30 метров. Пружинный привод обеспечивал протяжку пяти метров за один завод. Камера могла крепиться к штативу, так же в комплекте шла пистолетная рукоятка с плечевым упором. После переделки под формат «Супер-16» и замены некоторых узлов до сих пор используется некоторыми кинодокументалистами. Диапроектор «Ф-49» 1960-е годы, СССР Диапроектор-фильмоскоп предназначался для проекции диафильмов со стандартным размером кадра 18х24 мм.
В нем использовался однолинзовый объектив, который, впрочем, обеспечивал приемлемое качество изображения. Значительно реже встречался более продвинутый двухлинзовый объектив-перископ. Аппарат был очень прост в использовании, а благодаря металлическому корпусу очень надежен. За характерный внешний вид получил прозвище «танчик».
Какие бывают проекторы
- Поиск на Барахолке
- Диапроектор — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Эту фотографию можно купить в следующих форматах:
- Пин на доске Made in USSR
Диафильмы родом из СССР
Неслучайно первый советский диапроектор назывался «Избач» – так именовалась должность руководителя «красной избы» или «избы-читальни». В СССР были очень популярны диапроекторы и фильмоскопы. [0+] Диапроектор Этюд 2с ссср НОВЫЙ и цена барахолка распродажа луганск baraholka rasprodaga luganskСкачать. Популярный в СССР вид детского досуга обсудили подписчики группы «Рожденный в СССР» социальной сети «ВКонтакте» под постом с фотографиями диапроектора. ОАО «Рогачевский завод «Диапроектор» входит в состав БелОМО, являющегося признанным лидером оптического приборостроения. Диапроектор СССР ДМ4М, рамки для слайдов.
Ошибка на сайте
- Похожие новости:
- Самое популярное за месяц 😍
- Диапроектор — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Ретро на «Добро ЕСТЬ!»
Диапроектор, диафильмы
В качестве одного из первых диапроекторов в СССР можно назвать аппарат, именовавшийся "ИЗБАЧ". Обзор Ретро техника советской эпохи фильмоскопы и диапроекторы. Закат эпохи бытовых диапроекторов начался в СССР только в конце 80-х годов — с появлением видеомагнитофонов. Как менялась цена Диапроектор Дм-2 Свет отличное качество СССР рабоч. Ребята делятся на команды из режиссеров, художников, сценаристов и операторов и создают на прозрачных пленках собственные работы, которые потом можно посмотреть через диапроектор. ТОП-7 лучших диапроекторов для диафильмов: как выбрать, сколько стоит, отзывы.
Диапроектор «Свет»
Едва ли можно вычеркнуть из памяти советских детей воспоминания о цветной сказке, оживающей в луче света на белой простыне. На сайтах с продажей бывших в употреблении товаров можно найти рабочие аппараты фильмоскопов и диапроекторов времен СССР. Диапроектор проектор диафильмов Знайка СССР. Большинство диапроекторов предназначалось для демонстрации диапозитивов в специальных рамках размером 50×50 мм. Лучшие диапроекторы: детальный обзор, параметры, характеристики, стоимость, достоинства и недостатки. Неслучайно первый советский диапроектор назывался «Избач» – так именовалась должность руководителя «красной избы» или «избы-читальни».
Гаджеты прошлого. Диапроектор
В основном, конечно, советские, поскольку «несоветских» попросту не существует. В то же время в странах Западной Европы и в Америке диафильмы не стали таким серьезным социокультурным явлением, как в нашей стране. Прежде всего потому, что там существовали и другие домашние экранные развлечения — например, просмотр фильмов на кинопроекторе. У нас же массовые кинопроекторы для бытовых нужд почти не выпускались, да и большинству они были не по карману. А производство диафильмов поддерживалось государством и всячески популяризовалось. При многих библиотеках существовали свои клубы любителей диафильмов, которые собирались на просмотры новых выпусков, а также обменивались по почте с такими же энтузиастами, собирали коллекционные издания первых серий диафильмов. Для многих людей они стали отличным способом скрасить время, благо диафильмы не требовали серьезных расходов. Было еще одно отличие. Если западные диафильмы обычно снабжались грампластинкой или компакт-кассетой со звуковым сопровождением, лишь небольшое количество советских диафильмов выпускалось с дополнительной фонограммой. Кроме виниловых пластинок в СССР, фонограмма поставлялась на магнитофонных катушках. С началом Великой Отечественной войны студию «Диафильм» эвакуировали в Новосибирск, где на ее базе была создана киностудия по производству военно-учебных и инструктивных фильмов и диапозитивов — «Воентехфильм».
Отсюда идет еще одна сфера применения диафильмов — выпускались особые диафильмы для спецслужб и разведшкол, которые наглядно демонстрировали те или иные аспекты будущей службы. После войны государство приняло решение расширить производство диафильмов и аппаратуры для их просмотра. Основную площадку по выпуску аппаратуры решено было создавать в Ленинграде. Производственные площади комбината, прежде использовавшиеся для изготовления школьных наглядных пособий, заняли новые станки, на которых стали выпускать первые модели советских диапроекторов. Спустя несколько лет комбинат был преобразован в Ленинградский завод учебно-наглядных пособий при Государственном комитете СССР по профтехобразованию, а еще позже, в 1969 году, стал называтьcя Ленинградским опытным электротехническим заводом. Именно здесь разрабатывались и производились основные и самые популярные модели советских диапроекторов. Это слайд-шоу требует JavaScript. Диапроекторов в СССР выпускалось довольно много. Диапроекторы продавались в каждом магазине бытовой техники, и даже в магазинах детских товаров. Для каждого школьника лучшим подарком к окончанию учебного года считался диапроектор с набором диафильмов.
Этому есть простое объяснение. Телевизор тогда имелся не в каждой советской семье, а диапроектор для слайдов стоил от 5 до 10 рублей, и был вполне доступен. Существовали и самые «ходовые» — например, диапроектор «Этюд», который выпускался на Харьковском машиностроительном заводе, имел подстройку объектива на резкость, рамку для просмотра слайдов и даже специальный кожух, позволявший лампе не перегреваться. Дети обожали смотреть диафильмы. В дом, где имелся проектор, приглашали в гости соседских малышей. Потом выключали свет и начинался просмотр. За один «сеанс» можно было посмотреть три-четыре диафильма, потом делали перерыв, пока аппарат не остынет только самые дорогие модели диапроекторов имели систему охлаждения лампы. Часто дети срисовывали картинки, проецируемые через диапроектор фильмоскоп на бумагу. Советские диапроекторы дарили гражданам ни с чем несравнимое ощущение сопричастности к волшебству: затемненное помещение, сноп света и возникающие на импровизированном экране яркие картинки, словно ожившие сны, или фантазии. Диапроекторы и диафильмы — неотъемлемая часть культурного досуга советских граждан.
Это увлечение оставило свой след и в отечественной литературе и кинематографе. Например, известный советский фильм «Сто дней после детства» начинается со сцены, где дети в пионерском лагере на открытом воздухе смотрят диафильм: «Митя Лопухин сидел от Володи неподалеку. Молча глядел на чуть колеблющуюся тряпицу, на девушку, которая в соседстве живых деревьев вдруг тоже стала казаться живой. Она улыбалась. Джоконда улыбалась, и казалось, что она их слышит, отчего становилось немного не по себе. Ксения Львовна сидела среди ребят и тоже почему-то улыбалась. Пятый эпизод сериала «Оттепель» начинается с того, что герои смотрят диафильм «Гуси-лебеди».
Диафильмы были распространены повсеместно, и стоили как пачка мороженого. В организациях также имелись диафильмы по гражданской обороне и с агитационными материалами, встречались и учебные диафильмы. Каждый диафильм состоял из 30-50 кадров-картинок. Диапроектор с диафильмами были для тысяч советских граждан волшебным фонарем, вокруг которого собиралась вся семья. А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования, типа «волшебный фонарь» устройство для проекции изображений. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества. В 1930 г. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам. В 1934 г. Маршаку , «Девочка-ревушка» по А.
Цена в 1990 году - 8 руб. Фокусировка объектива и смена кадров автоматизированы и осуществляются при помощи клавиш на корпусе прибора или дистанционно - с пульта управления. Лампа К220-300-2 или К127-300-2, охлаждение принудительное, вентиляторное. Световой поток 310 лм у модели "Кругозор-2" - 400 лм. Емкость диамагазина 36 кадров у модели "Кругозор-2" - 50 кадров , предусмотрен обратный ход магазина. При смене диапозитива свет перекрывается заслонкой. У модели "Кругозор-2" имелся встроенный просветный экран и автоматическая подфокусировка объектива. У этой модели имелась возможность бескабельного дистанционного управления. Пределы увеличений - от 7 крат до 75. Масса 6 кг. Диапроектор "Лектор 600" предназначен для статической проекции цветных и черно-белых диафильмов с форматом кадра 18х24 мм на 35-миллиметровой перфорированной кинопленке и диапозитивов в рамках 50х50 мм. Формат кадра диафильма - 18 х 24мм; формат диапозитивов, мм - 24 х 36, 18 х 24; максимальная длина диафильма, м - 1,65. Количество диапозитивов в диамагазине, шт - 36. Подфокусировка объектива производится вращением ручки на приборе, либо от дистанционного пульта. Пределы увеличения, крат - от 18 до 80. Смена кадра диафильма от дистанционного пульта управления в прямом и обратном направлениях ; от магнитофона в прямом направлении ; от руки в прямом и обратном направлениях. Смена диапозитивов от руки при помощи приставки для показа диапозитивов. Источник света - проекционная лампа КГМ 30-300-2, световой поток, лм, не менее 600. Габаритные размеры диапроектора, мм 312х245х129. Масса диапроектора, кг. Пределы увеличения от 4 до 10 крат при расстоянии до экрана соответственно от 1,8 до 4 м. Источник света - лампа накаливания КГМ 220-800-1. Потребляемая мощность 850 вт. Масса, не более - 12 кг. Диапроектор имел дистанционное управление, применение пленок с горизонтальным и вертикальным расположением кадров, демонстрацию диафильмов без затемнения аудитории,. Размеры кадрового окна - 18х24; 24х36 мм. Увеличение прибора - 32,6-108 крат. Длина диафильма, м.
Островский», «А. Толстой», «А. В разделе «литература» имеются диафильмы и серии диапозитивов со звуковым сопровождением. В диафильме «Строка, оборванная пулей» ведется рассказ о советских поэтах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, звучат их стихи. Пушкина в Ленинграде , последних днях его жизни. Диафильмы и диапозитивы о6 изобразительном искусстве знакомят зрителя с его лучшими отечественными и зарубежными образцами. В числе работ о советских художниках — «Андрей Васнецов» о художнике-монументалисте, лауреате премии Ленинского комсомола, заслуженном художнике РСФСР ; «Художник Виктор Попков», «Искусство, шагнувшее на улицы» о творчестве ереванских художников, отдающих свой талант родному городу , «Земля русская» серия картин народного художник СССР С. Герасимова , «Ю. Лучшие живописные работы советского художника Ю. Ракши творчество которого известно зрителям по фильмам «Дерсу Узала», «Восхождение» и др. О творчестве русских, советских художников рассказывают серии диапозитивов «Виктор Васнецов», «И. Крамской», «Н. Ге», «В. Перов», «Н. Ярошенко», «А. Венецианов», «Мартирос Сарьян», «И. Айвазовский», «И. Репин», «И. Левитан», «К. Петров-Водкин», «П. Диафильмы-монографии посвящены жизни и творчеству известных зарубежных мастеров — Веронезе, Гойе, Домье, Рембрандту, Пикассо.