В Москве на 97-м году жизни скончался писатель-фронтовик Юрий Бондарев, автор книг «Горячий снег», «Батальоны просят огня» и многих других.
Последний писатель-фронтовик. Не стало Юрия Бондарева
Юрий Васильевич Бондарев, автор знаменитых произведений, входивших в школьные программы, являет собой пример жизненного и творческого долголетия. Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске. Юрий Бондарев снова стал курсантом, на этот раз Чкаловского артиллерийского зенитного к этому моменту у него оставалось прежнее, фронтовое: гвардии старший сержант. Фото: РИА Новости. На 97-м году жизни в Москве скончался русский советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев.
Писателя Юрия Бондарева похоронили на Троекуровском кладбище
Боевой офицер Юрий Бондарев, как никто другой из писателей конца ХХ века чувствовал красоту и силу художественного слова. Выдающийся писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев ушел на 97-м году жизни. Юрий Бондарев участвовал в боях под Сталинградом, форсировал Днепр и освобождал Киев, был несколько раз ранен. Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область). Юрий Бондарев умер в возрасте 96 лет в Москве. Юрий Бондарев был прям, чист, честен, скромен, независим, всю жизнь боролся с тем, что считал духовным злом, написала глава Комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская на своей странице в Facebook в связи с кончиной писателя.
Скончался Юрий Бондарев
На 97-м году жизни в Москве скончался русский советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. Хорошо ли мы представляем себе, что именно собрались перестраивать? Фото: РИА Новости. На 97-м году жизни в Москве скончался русский советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. Я давно уже решил предложить мыслящему аспиранту научную тему для дипломной работы – «Юрий Бондарев – публицист».
Писатель Юрий Бондарев: «Всё простить невозможно. И, наверное, не нужно»
Сочетание таланта и патриотизма всегда отличали Юрия Васильевича, это было его жизненное и литературное кредо. Поскольку талант без четкой гражданской позиции, вне морали и нравственности, — опасен и разрушителен. Своими замечательными книгами Юрий Васильевич вошел в число лучших отечественных писателей, а снятые по его произведениям художественные фильмы любимы миллионами зрителей разных возрастов, в России, ближнем и дальнем зарубежье. Среди них — «Тишина», «Горячий снег» и «Батальоны просят огня». Верность своим принципам Юрий Васильевич подтверждал делами.
Горбачёва, Юрий Васильевич сравнил «перестройку» с самолетом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. Ельцина, поскольку, как им было сказано, «это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны». И как общественный деятель, и как глава Союза писателей России, Юрий Васильевич заложил основы той России, которая пробивает себе дорогу через завалы «лихих девяностых», преодолевая последствия разграбления страны и либеральных реформ. В годы смутного времени Юрий Васильевич не терял веры в будущее России, был убежден в том, что даже в очень страшной трагедии есть место надежде.
Юрий Бондарев награжден высшими государственными наградами и творческими премиями, но самыми дорогими для него, капитана-артиллериста, были две медали «За отвагу» и медаль «За оборону Сталинграда», которыми отмечен его воинский подвиг в годы Великой Отечественной войны. Светлая память о Юрии Васильевиче Бондареве навсегда останется в наших сердцах! А его великое творческое наследие будет продолжать созидать и укреплять нашу замечательную Родину — Россию, служа фундаментом для последующих поколений. Почетный президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», член Общественной палаты Российской Федерации полковник Гончаров Сергей Алексеевич.
Первый вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Березовец Владимир Васильевич. Вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», шеф-редактор газеты «Спецназ России» полковник Репин Александр Георгиевич. Я вспоминаю сейчас его воинское звание — капитан. Капитан Юрий Бондарев.
Звание, имеющееся во всех армиях мира. Звание, уже предполагающее боевой опыт, но - опыт ещё первой, поднимающейся в атаку, шеренги… Он был капитан-артиллерист, ни разу не спрятавшийся в бомбоубежище.
А героям не сострадаешь — проживаешь с ними ад, изо всех сил пытаясь ему противостоять. Роман, не знающий передышек и лирических отступлений, будто у автора от постоянного напряжения перехвачено дыхание. В 1972 году по мотивам романа был создан одноименный фильм. Есть фильмы, о которых не хочется говорить, что ты их просто видел. События, происходящие в этих фильмах, захватывают, закручивают в столь крутой жизненный водоворот, что будто вдруг исчезает экран, и ты сам становишься участником событий. К таким относится «Горячий снег». Роман «Тишина» состоит из трех частей, в название которых Ю.
Бондарев выносит даты: 1945, 1949, 1953. Эти годы выбраны автором не случайно, поскольку ими обозначено не только реальное время действия в произведении, но и важные моменты в истории страны: 1945-й — год Победы в Великой Отечественной войне, 1949-й — время массовых арестов и новой волны репрессий, 1953-й — год смерти Сталина. С этими событиями теснейшим образом оказываются связаны судьбы недавно вернувшихся с войны главных героев романа. Автор погружает героев в сложные ситуации, ставя перед выбором: заключить сделку с совестью, подстроиться под требования современной системы или остаться верным себе и своим убеждениям. Роман «Берег» Юрия Бондарева был написан в 1975 году. Это роман-послесловие к войне, роман-эпилог. Вот один из отзывов: «Помню, как не любила в школе литературу о войне. Вся она сливалась в одни и те же сражения, наступления и контратаки. Пока однажды в качестве внеклассного чтения нам не задали прочитать «Берег».
Из всего класса роман прочитала только я, и сама была от этого в шоке, так как я не то, что оторваться не могла от книги, но и запомнила ее на всю жизнь. Что же так поразило меня, 16-летнюю девчонку, в этой книге? Конечно же, любовь! Среди всех ужасов той страшной войны, невзирая на постоянное присутствие смерти, между двумя врагами, немецкой девушкой и советским офицером, зарождается настоящая любовь. Чувство это они пронесут через всю войну. Война же это чувство и искалечит. Эта книга не похожа ни на один роман Бондарева, да и вообще она выделяется среди всех работ на эту тему. О войне я прочитала если не все, то очень многое, но «Берег» по-прежнему считаю наилучшим». Проблему выбора, который встает перед человеком всю жизнь, писатель поднимает на страницах романа «Выбор».
По словам героя романа Ильи Рамзина: «Вся жизнь — бесконечный выбор. Каждый день - от выбора утром каши и галстука до выбора целого вечера. Все совершается после выбора: любовь, война, убийство». Однако именно военное время ставит человека перед необходимостью выбора в экстремальных ситуациях, когда с наибольшей силой и полнотой раскрываются его духовные возможности.
Думая о нем, я неизбежно вспоминаю своего деда — Валентина Николаевича Беседина.
Они были похожи даже внешне — выправкой, статью, взглядом прежде всего. Детство и Юрия Бондарева, и Валентина Беседина связано с рекой. И там — рыбалка, ночные посиделки и разговоры у костра. Здоровое детство здорового советского ребенка; близость к природе, близость к подлинному. Позднее, когда Юре было семь лет, семья Бондаревых перебралась в Москву.
Отец его был народным следователем — как вспоминал Юрий Васильевич, человеком бесстрашным, всегда готовым вступить в бой со злом, с несправедливостью. Таким оказался личный пример, который всегда первостепенен. Детство Юрия Васильевич прошло в Замоскворечье. И он сохранил немало теплых воспоминаний об этом чудесном месте. Как люди выходили во двор и ночевали под летним звездным небом, помня, что только оно и еще моральный закон внутри вечны.
Как разводили голубей — голубятен в Замоскворечье настроили великое множество. Правильное московское детство. Но потом началась война — навалилась, наползла кровавой колошматиной. Мой дед ушел добровольцем на фронт в 17 лет — и сразу же попал в Сталинград, был ранен. Юрий Васильевич оказался там не сразу, в 1942 году.
Сначала же, 18-летним пацаном, он рыл окопы под Смоленском. В Сталинграде же Бондарев командовал минометным расчетом. Хотя ведь, в сущности, пацан — всего-то 19 лет! Получил ранение, контузию, обморожение, но выжил — и прошел всю войну. Удостоен двух медалей «За отвагу».
Правду войны Юрий Бондарев отразил в своей прозе. Ее, как я уже сказал, называли лейтенантской. Там, в бою, Бондарев ничего не записывал, но память сохранила все. Его называли жестким реалистом.
Одно имя Бондарева очень много значило для людей», — уверен Иванов. По его словам, к сожалению, сегодня мало пишут такой мужской прозы «со стержнем», какая была у Юрия Бондарева. И всем сразу понятно, что это за награда, за что ее можно вручать. Человек, который многое сделал для того, чтобы из нашей памяти не исчезали события Великой Отечественной войны. Юрий Васильевич писал правдиво и по-настоящему. Его проза была непарадной и потому любимой многими.
Именно благодаря Юрию Бондареву грандиозная, монументальная эпопея «Освобождение» получила человеческое измерение. Именно его герои с передовой позволяли понять боль войны и в то же время увидеть отвагу советского солдата. Он участник Сталинградской битвы и форсирования Днепра — знал, о ком и о чем он пишет.
Волгоград или Сталинград?
- Последний писатель-фронтовик. Не стало Юрия Бондарева
- Ушел из жизни писатель Юрий Бондарев » ГТРК Волгоград-ТРВ
- Юрий Бондарев - сценарист - биография - советские сценаристы - Кино-Театр.Ру
- Лента новостей
- Похожие материалы
- Просветительский онлайн-проект «Они прошли по той войне. Писатели-фронтовики»: Юрий Бондарев
Жизнь и непростая судьба русского писателя Юрия Бондарева
Одним из основных направлений художественного поиска Бондарева является анализ духовного мира рядовых участников войны, истоков их мужества, особенностей фронтового братства. Мы видим, как характеры героев постепенно раскрываются, эволюционируют. Бондарев так определял понятие героизма на войне: «Мне кажется, героизм — это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя.
В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты — быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе.
Но он определил победу в минувшей войне». Бондаревым уже автором ранних произведений о войне, была сформулирована концепция «тихого героизма», которая также восходила к истокам православно-христианской соборности. Она является противоположностью по отношению к героизму, основанному на собственной гордыне, мечте о славе, личном величии.
Как подчеркивал сам писатель, истоки такого героизма связаны с особенностями русского национального характера. В нынешнем году страна празднует столетие лейтенантской прозы. Потому что в этом году исполняется 100 лет со дня рождения писателям, участникам Великой Отечественной войны: Юрию Бондареву, Борису Васильеву, Владимиру Богомолову, Василю Быкову, Виктору Астафьеву… Вера православная на фронте Размышляя уже в наши дни о том, почему он остался жив на войне, пройдя с артиллерийским расчётом через сталинградские степи, Курскую дугу, форсирование Днепра, через бои в Карпатах, Польше и Чехословакии, Юрий Бондарев обмолвился: «Видимо, Господь хранил.
Вера — она ведь глубоко в душе» «Я видел, как неверующие солдаты начинали молиться» книга «Мгновения, 2008. Были случаи, когда, что называется, смотрел смерти в глаза. Однажды снаряд прямо-таки ввинтился в бруствер прямо передо мной, но почему-то не взорвался.
В голове промелькнуло: "Господи, спаси и сохрани! А ещё как-то угодил под шрапнель. Мой вещмешок разнесло в клочья, а спину задело только по касательной.
Значит, Бог и на этот раз помиловал. Вообще-то, говорить долго о войне я не могу. Тяжко…» — говорил Юрий Васильевич в интервью другу, писателю Александру Арцибашеву.
В интервью писателю Сергею Шаргунову 2019 г. Я крещён, читаю Библию», а его супруга Валентина добавила «Мы отмечаем все церковные праздники». На войне складывается особое товарищество, братство, возникают сложные взаимосвязи между бойцами, не ограничивающиеся только служебными отношениями.
Это почти родственное сплочение, духовное единство. Подчеркнём, что речь здесь идёт именно о соборном целом, о таком единении людей, в котором личность не обособляется, но и не сливается с ним до неразличимости, а пребывает в родственном, питаемом любовью единстве со всеми, в братском служении ближнему, в которых наиболее полно раскрывает себя. Эти отношения, это соборное начало в народе, по мнению писателя, и явились залогом нашей Победы в Великой Отечественной войне.
Война оставила глубокий след в жизни Юрия Васильевича и стала одним из главных лейтмотивов его творчества. За свою жизнь он написал несколько романов, в том числе «Батальоны просят огня», «Тишина», «Горячий снег», «Бермудский треугольник» и другие. Некоторые произведения автора были экранизированы.
Бондаревым Уважаемый читатель! Старшим поколениям имя выдающегося русского прозаика Ю. Бондарева 1924 — 2020 хорошо известно по целому ряду глубоких нравственно — философских романов, повестей, рассказов, киносценариев, публицистических статей, тесно связанных с немеркнущей памятью Великой Отечественной войны, непосредственным участником которой он был. Молодому поколению соотечественников, думаю, не лишне напомнить более подробные сведения о классике советской литературы, плодотворно творившем в области методологии социалистического реализма, особенно то, что касается его личной жизни и широкой общественной деятельности. Были у нас и личные встречи в его большой московской квартире на Кутузовском проспекте в Москве, и на загородной даче, где он проводил большую часть времени, создавая широко известные произведения в прозе и киносценарии по романам «Горячий снег», «Тишина», «Берег», «Выбор», «Искушение». Особую заслуженную популярность и мировую славу принес писателю киносценарий к телеэпопее «Освобождение», посвящённой героическим защитникам нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. Как убеждают его письма, Юрий Васильевич был весьма доброжелательным ко мне, тогда ещё малоопытному критику и публицисту, вдумчивым и весьма дружелюбным наставником по отношению к начинающим писателям, глубоко уважительным к единомышленникам, но довольно жёстким и категорически нетерпимым к всевозможным ненавистникам нашего Отечества… По его признанию, писатель старался всегда отвечать на многочисленные письма, которые шли к нему в огромном количестве со всех концов страны, что, безусловно, отнимало у него много времени. При этом Ю. Бондарев не только не ограничивался формально учтивыми ответами, как часто делают именитые художники слова по отношению к начинающим авторам, но отвечал обстоятельно, чутко прислушивался к замечаниям и пожеланием в адрес его многожанрового творчества, никогда не обижался на доброжелательную критику в свой адрес или недопонимание всей глубины его глубоких нравственно-философских повествований со стороны массового читателя, активно помогал тем, кто обращался к нему как весьма авторитетной в стране личности с различными обращениями и просьбами, порой далёкими от литературы и искусства. Тем приятней мне сознавать, что Ю. Бондарев неизменно чётко и аккуратно, я бы сказал, по-отечески отвечал на мои, порой многословные и недостаточно «причёсанные» письма… …Прошли годы, и я убедился, что многие тревожные, пророческие мысли и высказывания писателя как в его романистике и острой газетно-журнальной публицистике, так и в частных письмах сбылись, сохранили свою животрепещущую актуальность, а мне очень помогли в плане формирования собственного национально — патриотического сознания, особенно сейчас, когда против России жестоко ополчился весь так называемый коллективный Запад, и наше Отечество пришло время решительно спасать от опасного распада и полного уничтожения врагами. Не могу не выразить своего полного удовлетворения тем, что переписка с писателем у меня полностью сохранилась и, надеюсь, будет интересной и полезной всем читателям и почитателям его выдающегося таланта. Получил Ваше письмо с газетой, посвящённой памяти В. Должен сказать, что номер газеты сделан с большой любовью к писателю — без общих фраз, без чересчур официальных слов. В общем — достойно и добро. Как-нибудь выберусь всё-таки к Вам в Калинин. Когда Бог весть. Всяческого Вам добра и удач! Бондарев, 27. Глубокоуважаемый Юрий Васильевич! С огромным интересом и волнением читаю ваш новый роман «Непротивление» в журнале «Молодая гвардия». Попутно делаю заметки, намереваюсь подготовить рецензию, если, конечно, достанет ума понять глубокую философскую основу этого произведения. Не вышел ли роман отдельным изданием? Если вышел, то где, в каком издательстве? Были ли на него литературно-критические отклики? Мне на глаза пока не попадались. В «Непротивлении» великолепно выстроена сюжетная интрига, блистательно выписаны характеры Александра Ушакова, Кирюшкина, Логачева, а также тыловых крыс, сумевших избежать призыва на фронт. Столь же впечатляет новый, остродраматический подход к изображению послевоенной жизни столицы, героического фронтового поколения, к которому принадлежите и Вы, Юрий Васильевич. В определённом смысле, полагаю, «Непротивление» это и «автобиографический» роман. Желаю Вам от всей души успеха в окончании этой глубокой художественно — философской работы, ибо, думаю, Вы ещё будете продолжать роман — вплоть до наших напряжённых и непредсказуемых дней. Общественное непротивление, всеобщая социальная пассивность, замордованность простого народа от либеральных, псевдодемократических СМИ и всевозможных политических болтунов приведут, в конце концов, к развалу и гибели страны и всеобщей трагедии… Всего Вам самого доброго! С Новым годом! Сердечно — Владимир Юдин. Тверь, 7. Глубокоуважаемый Владимир Александрович! Очень печально! Роман я свой «Непротивление». Писать роман сугубо исторический — смысла нет в немыслимое наше время. Я знаю Вас, теоретика и внимательного читателя, поэтому Ваше мнение будет мне интересно. Здоровья Вам и удач! Чистосердечно — Ю. Дорогой Юрий Васильевич! Сердечно благодарю Вас за тёплое, благожелательное письмо и ценные советы и замечания, связанные с моим осмыслением нравственно — философской основы «Непротивления». Направляю Вам для ознакомления первый, ещё сырой вариант статьи о романе. Прошу, по возможности, ознакомиться и дать общую оценку. Размышляю, куда её предложить. В журнале «Молодая гвардия», где роман напечатан, вряд ли возьмут. В «Советской России» читал рецензию Г. Орехановой, в газете «Завтра» - тоже был отзыв. Остаётся газета «Правда» если они ещё не подготовили свой материал или «Литературная Россия». Всего Вам самого доброго! Крепкого здоровья и благополучия. Дорогой Владимир Александрович! Вот какие замечания у меня по Вашей хорошей и умной статье речь идёт о моей статье о романе Ю. Бондарева «Непротивление». Василенко в своей статье был совершенно не прав, когда утверждал, что я вместе со своим поколением медленно, но последовательно отторгал космополитическую, интернационалистскую оболочку и возвращался таким образом к «всеобъемлющей полноте жизни русского человека»… Что касается всего поколения — вопрос архисложный, что касается меня, то я никогда не мыслил идеями приспособления. Для этого достаточно быть знакомым с моими работами разных лет. Мне посчастливилось не лгать. Прочитал Вашу статью и задумался: статья велика по объёму и не совсем газетная. Действительно — где её печатать? Пожалуй, она не для «Правды», не говоря уже о демпрессе или о так называемых независимых. Чем дышат «толстые» журналы — Вам хорошо известно. Не уверен — решится ли «Молодая гвардия» напечатать вторую статью. Остаётся «Наш современник». Крепко жму Вам руку! С искренним уважением, Ю. Сердечно Вас благодарю за письмо! Рад, что в целом Вы одобрили мою статью о «Непротивлении», дали ценные советы. Хотя сам я, признаться, не очень доволен своей работой: пока нет должной аналитической глубины проникновения в философию романа и его чрезвычайно животрепещущую актуальность применительно к нашим суровым дням… Ведь в романе много остро звучащей символики, смысловая многозначность, легко ассоциируемая с нашим тревожным, трагическим для всей страны временем. Считаю необходимым вывести ваше романное мышление из классических традиций русского романа. Вряд ли преувеличу, если скажу, что даже на фоне вашей очень яркой и впечатляющей фронтовой, так называемой «лейтенантской» прозы, умело выстроенной на базе Вашего колоссального боевого опыта, «Непротивление» особенно утончённо психологично, социально и нравственно многоаспектно. Иначе сказать, я рассматриваю этот роман не просто вашим неким очередным творческим успехом, но принципиально новым и высоким уровнем литературно -художественного постижения послевоенной эпохи. А как изумительно Вами выписана Нинель!.. Казалось бы, эпизодический образ, но какой яркий, волнующий и прекрасный характер русской женщины!.. В нём органично совместились лучшие духовные и нравственно - психологические черты подлинно русских женщин - от Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Бунина, Блока, Шолохова до наших дней. От всей души желаю Вам крепкого здоровья и творческого вдохновения! О судьбе своей статьи я Вам сообщу. С глубоким уважением, Владимир Юдин. Тверь, 18 марта 1996 г. Внимательно прочитал последний текст Вашей статьи и никаких замечаний у меня не возникло по существу её содержания: статья, как говорится, готова. В Вашей статье есть очень точные и тонкие наблюдения этим обладает не каждый теоретик литературы — вся часть о матери, об отношении Александра к матери — для меня это важнейшая часть романа. Из современной прозы если её можно назвать литературой начисто выпали естественные человеческие отношения, и она, проза, стала изображать лишь скелет действия; не литература, не жизнь людская, а запах серы из сточных канав — вот её малоароматический запах, который с наслаждением вдыхают дебилы… Спасибо за умный разбор романа. Одно пожелание: статья длинновата в первой части, может быть, за счёт цитат. Посмотрите, что удобно сократить. К сожалению, пока не смогу приехать в Тверь — много всяческих забот. Но всё-таки в жизни всегда бывает «вдруг»… Крепко жму руку! Ваш Юрий Бондарев 23. Свою статью о «Непротивлении» я предложил «Нашему современнику», но ответа из редакции пока не получал. Роман, изданный «Библиотекой журнала «Молодая гвардия», появился на прилавках наших тверских киосков и пользуется большим спросом — я интересовался у киоскёров. Меня это очень радует! Радует и то, что, несмотря на суровое время, интерес к подлинной литературе у массового читателя не пропал. Посылаю Вам газету «Литературная Тверь» с моей статьёй о «Непротивлении» в сокращённом варианте и статью о бедственном положении науки и образования в современной России. Журнал «Наш современник», куда послал статью о романе, по-прежнему не отвечает, видимо думает, как поступить — печатать или воздержаться. Дозвониться до отдела критики, которым руководит Сергей Куняев, пока невозможно, никак не застать его на месте. Желаю Вам, Юрий Васильевич, всего самого доброго, крепкого здоровья и успехов! Прочитал Вашу статью «Бьют тревогу учёные России» - нужная, деловая и вместе чрезвычайно горькая статья честного учёного и писателя, болеющего за судьбу России. Ведь безграмотная Россия — это страна рабов. И тут вспоминается и политика англичан в колониях, и Даллес, и Бжезинский, занимавшиеся «омертвлением» русской культуры… Вы пишете, что, возможно, надо бы мне напомнить Куняеву главному редактору журнала «Наш современник». Я вышел из редколлегии журнала 2 года назад. С искренним уважением, Юрий Бондарев. Посмотрите мою статью «Куда идёшь, Россия» в «Советской России» за 14 июня. Она близка Вашим мыслям. Сердечно благодарю Вас за письмо и высокую оценку моей статьи о судьбе нынешних учёных, науки, творческой интеллигенции в целом в России. Ранее предлагал её и в «Правду», и в «Советскую Россию» - нигде не стали печатать. Ваши искромётные статьи в «Советской России», в т. Неизменно восхищаюсь вашим острым, высокогражданственным пером пламенного публициста — патриота. Далеко не каждый нынче решится на столь смелую, принципиальную, бескомпромиссную позицию по отношению к прозападно — космополитическим узурпаторам несчастной России!.. Тем сильнее Ваше доброе, вдохновляющее влияние на честных русских сограждан. Не нахожу слов от возмущения поведением Виктора Астафьева: ведь фронтовик же, подлинно русский талант — и вот так легко поддакивает отъявленным либералам — русофобам… Неужто не понимает, откуда ветер дует?.. Понимает, конечно, но творит нечто несуразное, обвиняя всех и вся в трагедии Великой Отечественной войны, в «лишних» жертвах с советской стороны и «напрасно» пролитой крови, и пр. Из «Нашего современника» до сих пор нет ни слова относительно моей статьи о «Непротивлении». Посылаю тверскую областную газету с небольшой моей рецензией на книгу воспоминаний о Валентине Пикуле, написанной его супругой Антониной Ильиничной. Знаю, что к исторической романистике Валентина Савича Вы относитесь доброжелательно, в отличие от замшелых русоненавистников, навешивающих ему тьму грязных, оскорбительных ярлыков. Мне довелось видеть фото, на котором Вы с Валентином Савичем за дружеской беседой. Всего Вам наилучшего! Сердечно, Владимир Юдин. По Вашему отзыву на дипломную работу Орловой я понял, что Вы одинаково серьёзно относитесь к литературе и к своим ученикам. В наше растрёпанное время это качество не так уж часто встречается в среде теоретиков, махнувших на нашу «прагматическую молодёжь» рукой. Если разрешите, позволю одно замечание. Всё-таки я написал тетралогию: «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение». Роман этот наиболее резок в смысле социальном и философском. Интересно, почему он выпал из поля зрения Натальи Орловой? Не поймите, ради Бога, моё замечание за упрёк. В Москве у нас идут дожди, я же сижу на даче под пасмурным небом и пишу «Мгновения», где присутствует нечто иррациональное, как в нашей сверхфантастической жизни. Прекрасно Вами сказано: «В. Пикуль — буян в литературе»! В самом деле — ведь с Пикуля началось нечто новое, свежее, непривычное в исторической литературе. Он кое-что поломал и кое-что смело построил.
Именно Юрий Васильевич, будучи депутатом Совета Национальностей ВС СССР 11-го созыва, по-лейтенантски использовал эту высокую трибуну для того, чтобы выразить протест против преступного проекта поворота Северных рек. Именно он на XIX Всесоюзной партийной конференции сравнил горбачёвскую перестройку с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. И в 90-х, когда власть отдала страну, спасенную его поколением от фашистов, на разграблении разного рода мародерам, именно Юрий Васильевич отказался принять из рук тогдашнего президента государственную награду и тем показал, что можно потерять все, но — не свое человеческое лицо. А уже в нынешнем веке, едва Путин вернул российский Крым России и тем самым вызвал протесты со стороны штатных представителей пятой колонны, именно 90-летний Юрий Бондарев поставил первым свою подпись под письмом творческой интеллигенции, возвращение Крыма поддержавшей. Мы гордимся тем, что в самые суровые для нашей писательской организации времена, когда многие наши коллеги по Союзу писателей СССР стали создавать обслуживающие новую власть "параллельные союзы", наш Союз писателей России назывался бондаревским. И когда в 1991 году прибыли к нам на Комсомольский проспект, 13 "национальные гвардейцы" латиноамериканского образца с "мандатом", предоставляющим им право наш писательский Союз разогнать, то бывший лейтенант Бондарев возглавил наши знаменитые писательские баррикады. При этом мы отдаем себе отчет в том, что в отличие от своего антипода Солженицына, который всегда был под защитой "мировой прогрессивной общественности", Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий Юрий Васильевич Бондарев всегда оставался наедине лишь со своею отважной совестью.
Комментарии
- «Смерть все время была рядом»
- Памяти писателя-фронтовика Юрия Бондарева — Союз писателей России
- Умер Юрий Бондарев — последний советский классик - Дарья ЕФРЕМОВА
- Скончался писатель Юрий Бондарев
- Юрий Бондарев: «Мы мыслили несколько иначе»
Памяти писателя-фронтовика Юрия Бондарева
Писатели-лауреаты Юрий Бондарев (справа) и Валентин Распутин беседуют в Свердловском зале Кремля на вручении Государственной премии 1977 года деятелям литературы и искусства. По сообщению информационного агентства «ИТАР-ТАСС» 29 марта на 97-ом году ушел из жизни Юрий Васильевич Бондарев, советский и российский писатель, общественный деятель и ветеран Великой Отечественной войны. Эту печальную новость подтвердила его супруга. Свой первый бой лейтенант, известный писатель Юрий Бондарев принял на Сталинградском фронте, переломном этапе Второй мировой войны. То есть, как ни терзался, на похороны Юрия Бондарева я так и не смог попасть. Ведь, кроме того, Юрий Васильевич Бондарев стал в определённом смысле символом непоколебимой гражданской позиции, что колоссально подняло его авторитет в глазах большей части российского общества. Председатель ГД также отметил, что Юрий Бондарев отстаивал свою гражданскую позицию и был эталоном нравственности для многих поколений читателей.
Горячий век Юрия Бондарева
В 1942 году Юрий Васильевич воевал под Сталинградом в составе 98-ой стрелковой дивизии. Он был ранен в боях под Котельниково и после демобилизации из армии стал писателем. Для нашего города писатель-фронтовик сделал многое. И в 2004 году Юрию Бондареву было присвоено звание "Почетный гражданин города — героя Волгограда".
Также ему принадлежат многочисленных звания, ордена и медали, включая две медали «За отвагу» и медаль «За оборону Сталинграда».
На мой взгляд, лучшее произведение Бондарева - роман "Горячий снег" - написан о Сталинградской битве. Он лично в ней участвовал, он знал, что там было на самом деле. В 1957-м в журнале "Молодая гвардия" появилась повесть Бондарева "Батальоны просят огня". Это была главная после прорывной книги Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" повесть о войне. Ее все обсуждали. Бондарев стал одним из отцов-основателей великой, не боюсь этого слова, "лейтенантской прозы", которая является одной из самых главных страниц русской прозы ХХ века.
За шестьдесят лет работы в литературе Бондарев написал романы: "Тишина", "Двое", "Горячий снег", "Берег", "Выбор", "Игра", "Искушение", "Непротивление", "Бермудский треугольник" повести: "Батальоны просят огня" , "Последние залпы" , "Родственники"; сборник рассказов "Поздним вечером"; циклы миниатюр "Мгновения"; книги статей "Поиск истины", "Взгляд в биографию", "Хранители ценностей". Я помню, как книги Бондарева зачитывались до дыр в библиотеках, за ними стояли очереди, купить их было не так-то просто. По мотивам "Батальонов... Но главной темой Юрия Бондарева, осмелюсь утверждать, была не война, а человеческая порядочность. Не говорить пошлости, лучше промолчать. Молодому офицеру не "тыкать" пожилому солдату.
Автор как раз выявляет мои эстетические позиции в отношении восприятия Бога.
Но, прочитав сам роман, убедился в том, что книга гораздо лучше. Когда говорят, что книга лучше, имеют в виду, что она богаче по содержанию, объемнее, она более пространственна. Зато кино мгновенно действует на восприятие зрителя, дает запоминающиеся очевидные образы. Я не соглашаюсь, когда говорят, что любая экранизация хуже книги. Киноэпопея «Освобождение» — О Великой Отечественной войне снят выдающийся фильм — киноэпопея «Освобождение». Считаете ли вы себя одним из главных создателей этого киношедевра?
Я для Вас приготовлю своё второе собрание сочинений 6 томов или третье 9 томов , если подберу все тома. Работаю над «Мгновениями», изредка печатаю их. Обдумываю роман, но конструкция его пока ещё не ясна, в некоем туманце, ибо настроение для обдумывания то и дело перебивается. Здоровья Вам и всяческих удач в Новом, 97 году, если он для всех нас будет поистине «Новым»! Сердечно тронут Вашим новогодним поздравлением! Примите и мои самые добрые пожелания в здоровье, неиссякаемого Вам творческого огня! Очень признателен Вам за добрые советы, пожелания — они мне чрезвычайно полезны и дороги! Ректор Московского обл. Я всё ещё ломаю голову: «брать» Москву или «не брать»?.. Сдерживают мой порыв бытовые неудобства: житьё в общежитии, вне семьи — далеко не мёд, а реальной возможности приобрести свою квартиру в столице нет. Ездить почти ежедневно из Твери на электричке — тоже мало радости: билет на скором поезде дорогой, а электрички малопригодны стёкла разбиты, в вагонах царит лютая стужа, скамьи изуродованы бомжами, которые спасаются от холода в вагонах… , вдобавок электрички стали выбиваться из графика, опаздывают… Дочь моя учится в Тверском университете, жена работает учительницей в гимназии, то есть более-менее устроены и не хотят менять относительно налаженный быт. Что касается профессорской зарплаты, то она в столице, благодаря лужковской надбавке, немноим больше, чем в Твери, - что-то в размере полутора миллионов рублей, не решает даже самых насущных житейских проблем. С некоторых пор я перестал покупать даже необходимые для работы книги — иначе не хватит на хлеб насущный… Поверьте, нисколько не преувеличиваю. Идёт целенаправленный погром науки и вузов России из-за недофинансирования. В ближайшем будущем грозят перевести периферийные вузы на свои, местные бюджеты — это будет окончательный сильнейший удар по университетам страны… К житейским трудностям мне не привыкать: я с детства приучен их преодолевать собственным упорством и целеустремлённостью. Но что делать одному в вузовской системе, где всем и вся заправляют псевдодемократические «общечеловеки», где навязаны пресловутая Болонская методология и пышным цветом распустилась дикая русофобия?! Бросаться безоглядно в драку, как это жертвенно делают прекрасные герои романа «Непротивление», и бесследно сгореть?.. По-моему, нынче нужны в стране какие-то иные, результативные способы активного противодействия оголтелым русоненавистникам. Между тем, патриотические ряды очень разрознены, растеряны, вижу, как даже единоверцы порой морально подавлены и нетерпимы друг к другу, часто раздавлены обстоятельствами, иные приспособились, стали «непротивленцами», конформистами. В Твери у меня есть небольшой круг крепких, порядочных друзей патриотического образа мысли. В Москве же придётся всё осваивать с чистого листа. Начинать это в 50 лет — уже не просто. Вот Вам мой крик души, дорогой Юрий Васильевич, тормозящий окончательное принятие моего решения. Впрочем, есть ещё месяц всё обдумать и сказать себе «да» или «нет». Очень польщён Вашим намерением преподнести мне своё собрание сочинений! Непременно позвоню Вам в очередной приезд в Москву. Не попадала Вам в руки новая книга критика Вл. Бондаренко «Реальная литература». Двадцать лучших писателей России» М. Вот вам образчик того самого конформизма, о котором я писал выше. В книге есть неплохая глава о вашем творчестве, но… в соседстве, с одной стороны, с К. Воробьёвым, а с другой — с Солженицыным. Явная эклектика персон налицо. Но это ещё не всё. Критик злоупотребляет определениями типа: «литературные генералы», «вальяжные», «пресыщенные властью писатели», причём явно не по адресу. Наше время Бондаренко справедливо резко бичует, но называет его почему-то «бесцензурным». Вряд ли оно такое на самом деле: нынче цензура денежного мешка похлеще старой, советской. Стоит только заикнуться публично о нестерпимой русской боли, о трагедии Отечества — сверхбдительные «демократы» тут же затыкают тебе рот, шельмуют «русофилом»,«фашистом», «антисемитом» и пр. Сделал Бондаренко и некоторый анализ вашего романа «Непротивление», но, как мне показалось, философской основы его не раскрыл, пошёл лишь по социальному срезу романа. Журнал выбивается из сил: прозаики не стали направлять свои произведения из-за невозможности редакции выплачивать авторам хоть какие-то скудные гонорары, плохая подписка — удручённые острыми материальными недостатками люди теряют интерес к периодике, к чтению… Может, предложите что-то из своих произведений? Сердечно, ваш Владимир Юдин. Ваша статья о Шолохове хороша — есть ещё на Руси, как говорится, поборники художества. Что касается всех ваших сомнений относительно переезда в Москву, то они весомы и разумны. С одной стороны, было бы прекрасно присутствие в Москве умного и прогрессивного учёного, с другой стороны — устраивать новый быт в современных условиях в нашей обезумелой стране — дело чудовищной трудности, хотя Вы и говорите, что «к житейским трудностям Вам не привыкать». Но всё-таки у Вас — маленькая, но семья. Однако Вы сами понимаете, что в судьбоносных вещах — ничьи советы слушать нельзя. Тем не менее — семья это тыл, который не предаст. Я прочно верю в это. Интересно, прочитали ли Вы мою статью в «Советской России» от 9 января «В России всегда были несогласномыслящие»? В Вашей статье есть одна неточность: Вы поставили меня в ряд «почвенников», в то время как о деревне я ничего не писал. Впрочем, это не имеет никакого значения — тематические определения. Разрешите искренне пожелать Вам всяческого добра! Юрий Бондарев, 20 янв. Душевно тронут Вашим вниманием, теплотой и высокой оценкой моей статьи в газете «Литературная Кубань». Вы, очевидно, читали в «Советской России» 25. Вашу статью в «Советской России» я, конечно же, прочитал: смелая, убедительная, тревожная относительно непредсказуемой судьбы нашего Отечества. Я давно уже решил предложить мыслящему аспиранту научную тему для дипломной работы — «Юрий Бондарев — публицист». Принимаю Ваше замечание насчёт неверного причисления мной вашего имени к «почвенникам». Однако под этим термином я понимаю истинно русское, патриотичное, а потому и «почвенническое» направление в нашей современной литературе, не ограничивая этот термин тематической принадлежностью к так называемой «деревенской» прозе, как полагают иные критики. Впрочем, Вы правы: тематические определения очень условны и не играют никакой существенной роли в понимании смысла того или иного произведения. Главное — мировоззрение автора, его отношение к судьбе народа… В своём письме, Юрий Васильевич, Вы тонко заметили: «Семья — это тыл, который не предаст». Нынче, в эпоху смуты, повального ренегатства только и остаётся опираться на свой надёжный тыл — родную кровь. К слову, странно, что в современной литературе почему-то нет до сих пор романа или повести с названием «Семья» условно, конечно. Семьи-то, конечно, есть, но большинство неудачных, нетвёрдых, в них бурлят драмы, страдания, измены, раздоры… Видимо, причина в острой социальной нестабильности, в отсутствии личных и общественных перспектив. Уже писал Вам, Юрий Васильевич, что письма ваши нередко приходят в «потревоженном» виде: так и вижу чей-то любопытный нос. Думаю, пусть, мол, просвещаются — но всё же как-то противно… От души желаю Вам крепкого здоровья и творческого огня! Наконец-то мне прислали 2-й номер «Молодой гвардии» - и я прочитал Вашу статью. Но… ведь эту статью я уже читал в рукописи, которую Вы мне показывали раньше. Поэтому Вы знаете моё отношение к ней. Умная, хорошо написанная работа, что совсем редко встречаешь в нашей задушенной литературной критике. Её, критики, в общем-то, нет — она стала политизированной рекламой, в упаковке ложных восторгов, пошлых преувеличений и «демократического» слюнтяйства. Написал страничку по поводу «Литературной Кубани» и вот задаю себе вопрос: кому её посылать? Газет от Бакалдина Известный кубанский поэт и редактор краевой газеты «Литературная Кубань». Завтра буду в Москве и зайду на почту. Так как у меня нет точного адреса Кондратенко В то время губернатора Краснодарского края. Немного замучен приездом гостей и родственников в связи с днём рождения — надо было встречать и, так сказать, позволять себе, а это уже моём возрасте утомительно. Крепко жму руку. Ваш Юрий Бондарев. Спасибо Вам большое за письмо и лестную оценку моей статьи! Свой возможный ответ В. Бакалдину, пожалуйста, адресуйте в редакцию «Лит. Кубани» или ему на дом: 350000, г. Краснодар, ул. Чапаева, 83, кв. Сердечно благодарю Вас за присланную мне рекомендацию в члены-корреспонденты Петровской академии наук и искусств! Это меня ко многому обязывает и прежде всего — активно работать в избранном национально-патриотическом ключе, столь необходимом особенно сегодня, в пору всеобщего раздрая и смуты. Всего самого доброго! Владимир Юдин, 25 марта 1997 г. Во-первых, поздравляю Вас со званием члена-корреспондента Петровской академии, что учёному это почётное звание не помешает. Во-вторых, просмотрел прессу, которую Вы прислали — получил серьёзную информацию, после чего стало грустно на душе. Мне давно ясно, что тёмные силы нацеленно разваливают науку вместе с литературой, до этого предельно изгадив кинематограф и театр, то есть великую русскую культуру постепенно подводят под приговор высшей меры наказания. Что касается Солженицына, то он настолько выказал себя в разрушении и клевете на русский народ, что сейчас его влияние на не-демократическую интеллигенцию и на читающую публику — ничтожно. Крепко жму Вашу руку! Юрий Бондарев, 10 июня 98 г. Горячо поздравляю Вас — фронтовика, ветерана Великой Отечественной войны с самым светлым праздником — Днём Победы! Крепкого Вам здоровья и благополучия! Лукашенко награду, носящую имя великого Шолохова. Заслуженно и очень справедливо! Примите от меня мою книгу статей «Венок памяти», в которой есть глава «В тылу как на войне, или украденная победа», посвящённая вашему замечательному роману «Непротивление». Сердечно благодарю Вас за рекомендацию меня в члены-корреспонденты Петровской академии наук и искусств! На днях я получил сообщение из Петербурга о моём единогласном избрании. Сердечно, Владимир Юдин, 16. Интервью речь идёт о моём интервью с Ю. Бондаревым опубликовано в двух хороших газетах — в «Патриоте» и «Литературной Кубани» - эти газеты с публикациями мне прислали, кроме того мне звонил Ларионов и прислал письмо с очень хорошим отзывом В. Интервью оказалось ко времени. Спасибо за доброе отношение к моей работе! С искренним уважением, ваш Юрий Бондарев. Глубоко и сердечно поздравляю Вас с наступающим юбилеем! Крепчайшего Вам здоровья и благополучия! Послал свою статью о вашем творчестве в «Советскую Россию». Всего наилучшего, Вл. Юдин, Дорогой Владимир Александрович! Спасибо за «Литературную Кубань» и за Вашу статью о «Непротивлении». Юбилей, несмотря на всяческое моё сопротивление и просьбы «не угнетать меня», измотал меня предостаточно и, конечно, оторвал от работы, перевёл, что называется в другую плоскость. Сейчас - сижу на даче, вхожу в прежний ритм, что всегда даётся с трудом. К сожалению, этот номер достать будет мне трудновато. Попробуйте — в городской библиотеке. Интервью получил и прочитал с большим интересом — как чужое, то есть материал изменился по форме, а форма так или иначе правит содержанием. Было несколько писательских и не только писательских звонков — были сказаны хвалебные слова. Спасибо, крепко жму руку! Спасибо за тёплое письмо! Очень рад, что интервью в «Советской России» Вы одобрили. Мне тоже были в целом приятные, доброжелательные звонки. Ваш сильный, мужественный голос в защиту Правды произвёл сильнейшее впечатление, впрочем, как всегда, когда Вы выступаете в печати — и как художник слова, и как публицист. Посылаю Вам нашу областную газету «Тверская жизнь» с перепечаткой того же интервью, с некоторыми сокращениями, обусловленными форматом газетного издания. Желаю Вам крепкого здоровья и благополучия! Простите великодушно — не мог сразу ответить на Ваше письмо — справлялся с «камушками» и общался с врачами. Вы просите, чтобы я прислал статьи для Вашего своеобразного интервью.
«Мне посчастливилось не лгать…»
По его словам, к сожалению, сегодня мало пишут такой мужской прозы «со стержнем», какая была у Юрия Бондарева. И всем сразу понятно, что это за награда, за что ее можно вручать. Человек, который многое сделал для того, чтобы из нашей памяти не исчезали события Великой Отечественной войны. Юрий Васильевич писал правдиво и по-настоящему. Его проза была непарадной и потому любимой многими. Именно благодаря Юрию Бондареву грандиозная, монументальная эпопея «Освобождение» получила человеческое измерение. Именно его герои с передовой позволяли понять боль войны и в то же время увидеть отвагу советского солдата. Он участник Сталинградской битвы и форсирования Днепра — знал, о ком и о чем он пишет. Писал о своих товарищах, писал о том, что прочувствовал и пережил.
Нет смысла говорить о его творчестве, и о том, какое значение имеют его книги и фильмы, достаточно упомянуть, что он автор десяти романов, автор сценариев 11 фильмов, плюс сценарий знаменитого «Освобождения», написанный в соавторстве, не говоря уже о повестях, рассказах, и замечательных «Мгновениях»… Можно добавить, что он был одним из самых переводимых на другие языки советских писателей. Но Юрий Васильевич интересен и другим. Своими выступлениями на съездах писателей и других значимых форумах. Он не был блестящим оратором, более того, был немногословен, одним словом, не златоуст. Как правило, выступал, что называется, по бумажке — просто зачитывал свой текст. Но эти выступления всегда слушали, затаив дыхание, даже его коллеги-писатели, в том числе и те, кто его терпеть не мог.
С 1971 года — первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации. В 1990-1994 гг. Ельцина Орден «Знак Почёта» 28 октября 1967 года две медали «За отвагу» 14 октября 1943 года, 21 июня 1944 года Медаль «За оборону Сталинграда» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Жукова в области литературы и искусства 23 апреля 2014 года — за серию книг, раскрывающих величие народного подвига в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, героизм и мужество защитников Отечества Золотая медаль имени А.
Густо алая стена падала с неба нескончаемо, размывая весь поселок в разъятую бурлящую котловину». Эти строки написаны в 1995 году, году 50-летия Победы и апогея бойни в Чечне… «Уныние — великий грех. Нам не хватает оптимизма…» Рубеж тысячелетий стал для России роковым. Читая пронизанные ностальгической поэзией страницы романов Бондарева о счастливой юности в Замоскворечье 30-х годов, невольно думаешь — быть может, то предвоенное поколение было последним, кому была доступна казавшаяся неиссякаемой радость восприятия жизни, безудержная полнота сил и таланта… Наиболее откровенным и доверительным было общение Бондарева с известным писателем Александром Николаевичем Арцибашевым, автором замечательных книг, статей, очерков о деревне, о русском крестьянстве. В 2013 году меня познакомили с этим тонким, благородным человеком, он публиковался в интернет-газете «Столетие». К 90-летию Бондарева я просил его написать статью, поскольку узнал, что он постоянно бывает в Ватутинках, более того, записывает беседы с классиком, которых уже набирается целый том. Жаль, что он пока не издан, в мае 2014-го Арцибашев умер после операции на сердце... Приведу несколько ключевых мыслей Бондарева из тех записей Арцибашева, опубликованных в «Столетии» 14 марта 2014 года под названием «Уныние — великий грех. Нам не хватает оптимизма…». Во время войны мне не раз доводилось сталкиваться с бандеровцами. Помню, перед Карпатами наша артиллерийская колонна продвигалась по глубокому логу. С обеих сторон — горы, заросшие лесом, а над головами — бездонная небесная синь. И вдруг из-за деревьев — шквальный огонь. Застонали первые раненые. Мы развернули орудия и ударили по сопкам фугасными и осколочными снарядами. Сравняли всё с землёй. После я послал туда своих бойцов — прочесать местность. Никого в живых не нашли... А ещё одна стычка с самостийцами произошла у Каменец-Подольского. Немецкие части выходили тогда из окружения. Наша батарея выдвинулась из города к реке. Поджидали, когда подойдут танки. Вижу, от ближайших домов спускаются трое хлопцев в чёрных куртках. Подошли ближе. Обыкновенные ребята. Но что-то в выражении их глаз насторожило меня, — вроде чего-то высматривали. Постояли и ушли. А спустя полчаса батарея подверглась обстрелу из прибрежных кустов. Оказалось, там засели бандеровцы. Ну, конечно, открыли ответный огонь. Затем пошли в наступление наши танки... Еще несколько штрихов о войне: «Лейтенанта получил уже после окончания военного училища в Оренбурге. В сорок четвертом году Сталин приказал снять с фронта молодых солдат и направить на учебу. Думали о подготовке новых офицерских кадров. Год проучился. Предлагали поехать на Дальний Восток, но я отказался. Хотелось домой. К тому же давали о себе знать ранение и контузия. Выжил на войне чудом. Были случаи, когда, что называется, смотрел смерти в глаза. Однажды снаряд прямо-таки ввинтился в бруствер прямо передо мной, но почему-то не взорвался. А еще как-то угодил под шрапнель. Мой вещмешок разнесло в клочья, а спину задело только по касательной. Значит, Бог и на этот раз помиловал. Вообще-то, говорить долго о войне я не могу. Тяжко… — Остался ли кто-то живой из ваших фронтовых друзей? Последний умер не так давно…». Или вот еще умозаключения. Более точного объяснения, к примеру, русофобии читать не приходилось; «Почему русских нигде не любят? Он задумался. Чуть помедлив, сказал: — Этот вопрос мы обсуждали еще с покойным отцом. Главное — зависть. Огромная страна. Несметные природные богатства. Православная вера. Великая культура. Русские выиграли не одну войну, первыми полетели в космос. А какие у нас красивые женщины! Неслучайно нашими писателями создано столько чистых и возвышенных женских образов. Так же, как и в живописи, музыке. Но нельзя умалчивать и о темных сторонах русской жизни: рознях князей, предательствах бояр, дворцовых заговорах, крепостном праве, произволе помещиков, повальном пьянстве, гражданской войне, расказачивании, раскулачивании, государственном перевороте 1991 года, расстреле Верховного Совета…Есть над чем задуматься…». О значении России в мировой истории писатель говорил: «Русский народ за многие века претерпел столько бед и страданий, что диву даёшься: как выдюжил? Нигде нет такого числа подвижников и святых. Неслучайно во всём мире смотрят на Россию с надеждой и верой в справедливость и добро. За свою долгую жизнь я побывал во многих странах, встречался с государственными деятелями, писателями, учёными, студентами, крестьянами, рабочими. И всегда ощущал неподдельный интерес к нашей стране». Сам он сказал нам с Павлом Кривцовым тогда, 21 год назад, уже у калитки, завершая разговор, о том, что многое от нас скрыто «за семью печатями»… Но есть в понимании русской идеи Юрием Бондаревым то, что безусловно и вечно. Это семья, без которой нам не выжить. Глава из новой книги Алексея Тимофеева «Как русские научились воевать. Откровенный разговор писателя-историка с героями Великой Отечественной готовится к печати в издательстве «Вече».