Петербургское издание "Невские новости" в канун 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне подготовило проект "Воздушный купол блокадного Ленинграда". К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Аэростат над Невским. Петербург меняет свое убранство перед памятной датой
Аэростаты охраняли небо над блокадным Ленинградом, не давая ни малейшей возможности вражеским самолетам пикировать и ограждая горожан от прицельного бомбометания. Установка аэростатов в блокадном Ленинграде © Борис Кудояров / РИА Новости. Через несколько минут десятки аэростатов в разных концах Ленинграда поднялись в воздух. Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации.
НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ
Он предупреждал об артиллерийских обстрелах и воздушных налетах. Такт в 50 ударов в минуту означал, что можно не волноваться, все спокойно. Летом переправляли баржи, зимой по льду гнали машины. Везли продовольствие и корреспонденцию, из Ленинграда — эвакуируемых жителей. За время работы с сентября 1941-го по март 1943-го по "Дороге жизни" переправили более 1,6 миллиона тонн грузов и эвакуировали свыше 1,3 миллионов человек. Помимо всем известной трассы по Ладожскому озеру, была еще одна, через Финский залив, начиналась от Лисьего Носа до Кронштадта и Ораниенбаума и далее в сторону островов. Позже ее назвали "Малой дорогой жизни". Однако центральное отопление еще некоторое время продолжало работать: в жилых домах поддерживали температуру двенадцать градусов, в учреждениях — десять, на предприятиях — восемь градусов выше нуля. Зимой 1941-1942 года одним из главных врагов ленинградцев стал холод. Приходилось греться у печей и буржуек.
Печи эти, или как их тогда называли, печи-времянки быстро нагревались и легко отдавали тепло окружающему пространству. Однако быстро остывали, как только прогорали дрова. Топить буржуйку 24 часа в сутки мало кто мог себе позволить. Буржуйка стала причиной многих пожаров первой блокадной зимы. Учитывая этот печальный опыт, при подготовке ко второй зиме городские власти разработали правила противопожарной безопасности. Заветных киловатт едва хватало на работу ключевых предприятий. В ход пошла смекалка.
Ленинградские театры, музеи, радио, работавшие под артобстрелами и бомбежками, стали духовными символами жизни. Ленинградцы доказали: блокада не заставит город покориться! В четыре часа пополудни на Дворцовой площади пройдет акция "Небо над Ленинградом 2.
В городе закончился бензин, не было электричества, а аэростаты были нужны, как воздух. Выход нашел младший воентехник полка аэростатов, талантливый механик-самоучка Борис Шелищ. Он предложил использовать в качестве топлива загрязненный водород. Система и сейчас поражает своей гениальной простотой. Отработанный водород из аэростата через шланг подавался к впускному коллектору двигателя «Полуторки», а далее через технологический переходник непосредственно в цилиндры. Дозировка топливной смеси водорода и кислорода осуществлялась с помощью дроссельной заслонки и педали акселератора.
Ленинградские театры, музеи, радио, работавшие под артобстрелами и бомбежками, стали духовными символами жизни. Ленинградцы доказали: блокада не заставит город покориться! В четыре часа пополудни на Дворцовой площади пройдет акция "Небо над Ленинградом 2.
Миф 1. Сталин намеренно оставил Ленинград в блокаде
- Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | РИА Новости Медиабанк
- Аэростаты воздушного заграждения (39 фото)
- НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ
- Войти на сайт
- Аэростаты в блокадном ленинграде (57 фото) - фото - картинки и рисунки: скачать бесплатно
- Жюль Верн спешит на помощь
Голодная зима
- Блокада Ленинграда
- Войти на сайт
- Борьба за умы
- Новинки сайта
- Чтобы помнить... Блокадный Ленинград: sokura — LiveJournal
- Дирижабли противовоздушной обороны Ленинграда поднимутся в небо над Петербургом
В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ
Впереди было почти 900 дней жуткой изматывающей борьбы. Но тогда ленинградцы об этом ещё не подозревали. Первые дни блокады Ленинграда Регулярные обстрелы Ленинграда начались за несколько дней до начала блокады. Двенадцатого сентября немецкому командованию пришёл новый приказ Гитлера. Штурм города отменялся. Солдаты должны были укрепить свои существующие позиции, и приготовиться к обороне.
Блокадному кольцу следовало быть прочным и нерушимым. А город надо было постоянно поливать артиллерийским огнём. Обстрелы Ленинграда Первые дни блокады Ленинграда характеризовались очень разными настроениями жителей. Часто — диаметрально противоположными. Те, кто свято верил в существующий режим, считали, что Красная армия справится с германскими войсками.
А те, кто допускал сдачу Ленинграда, были уверены, что Гитлер хуже Сталина быть просто не может. Были даже такие, кто достаточно откровенно выражали надежду на то, что режим большевиков падёт. Правда, бдительные и сознательные коммунисты не позволили смельчакам совсем уж забыться, и каких-то массовых беспорядков на этой почве не было. Простые жители никак не могли знать, что в планы фашистской блокады совсем не входило освобождение мирных жителей от чего бы то ни было. Профессор университета Санкт-Петербурга, как историк, в интервью ТАСС объяснил: «Нацистское руководство, начиная с 21 августа 1941 года, достаточно чётко определило свои намерения в отношении Ленинграда.
Немцы намеревались сжимать как можно плотнее кольцо блокады, лишив город возможности снабжения. И далее враг рассчитывал на то, что город достаточно быстро капитулирует, не имея ресурсов для обеспечения многомиллионного населения». Да, немецкое руководство просчитало, что запас продовольствия истощится очень быстро. А значит, взвесив несоизмеримость потерь и страданий, если уж не советское правительство, так уж точно сами советские граждане прекратят бессмысленное сопротивление. Но они просчитались.
Просчитались так же, как с блицкригом. Просчитались так же, как с такими привычными «котлами», широко использованными немецкой армией во Второй мировой войне. Эта тактика также была рассчитана на то, что оказавшись в безвыходном положении и перенося страдания, человек теряет волю к борьбе. Но русские её не теряли. И эта аксиома очередной раз была доказана блокадным Ленинградом.
Не гениальными штабными офицерами. Не профессиональным умением полководцев. А простыми людьми. Которые не утратили воли к жизни. Которые продолжали бороться изо дня в день всё то время, сколько длилась блокада Ленинграда.
Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. После быстрого наступления фашисткой армии в Прибалтике, солдаты ожидали повторения европейского блицкрига. В то время операция Барбаросса ещё разыгрывалась, как по нотам. Конечно, и члены командования, и простые рядовые понимали, что Ленинград просто не сдастся. Об этом свидетельствовала история России.
Как раз поэтому — из-за упорного сопротивления в прошлом, Гитлер так настороженно относился к этому городу. Он очень хотел разрушить его ещё до захвата Москвы. На стороне Германии во Второй мировой войне выступала Финляндия. И именно их армия наступала на северном направлении. А у них ещё были свежи воспоминания о финской войне, в которой однажды Советский Союз уже потерпел поражение.
Поэтому в целом, ожидания наступающих бойцов были самыми радужными. Когда пришёл приказ начать блокаду, солдаты вермахта даже несколько приуныли. Длительное нахождение в холодных окопах очень отличалось от расквартировки в уютных французских домиках. Своё решение Гитлер мотивировал тем, что таким образом будут сэкономлены военные силы. Надо просто подождать пока в городе начнётся голод.
И помочь в этом, разрушая артиллерийским огнём продовольственные склады. Огонь следовало вести мощно, массированно и регулярно. Беречь город никто не собирался. Его участь была предрешена. Передвижение немецких солдат под блокадным Ленинградом В целом, такое положение не противоречило некой существующей военной этике.
Москва, 1941 год. Дети водят хоровод на фоне аэростатов заграждения. Мог ли аэростат атаковать самолёт? Конечно, нет: он не способен угнаться за быстрой и манёвренной крылатой машиной и тем более повредить её железную броню своими надувными боками.
Аэростаты выполняли ту же роль, какую на воде выполняют морские мины. Если с корабля затопленную мину заметить почти невозможно, то огромный аэростат пилот видит со значительного расстояния — и может легко облететь. Более того, зенитные орудия гораздо эффективнее! Даже многократно повреждённый и рухнувший аэростат заграждения долго не желал сдуваться.
Это так, безусловно. Но зенитных орудий почти всегда не хватало — особенно в городах, подверженных постоянным бомбёжкам. Кроме того, аэростаты заграждения представляли собой сильное оружие именно в сочетании с зенитками. Они поднимались чаще всего ночью, когда зенитные орудия «слепли».
Днём же, пока вражеский пилот пытался облететь или расстрелять аэростат, самолёт отслеживали и расстреливали из наземных орудий. Редкий снимок: британский аэростат заграждения времён Первой мировой войны. Собственно, сбить аэростат было не так и просто. Нижняя часть аэростата заполнялась простым воздухом — и попадания ему не вредили.
Обычный снаряд мог просто не сдетонировать и пройти насквозь, а огромный объём газа через маленькое отверстие выходил крайне медленно. Пробитый аэростат ещё долго парил над объектом, а когда опускался, его могли отремонтировать и снова отправить в небо. Именно поэтому для уничтожения аэростатов ещё во время Первой мировой войны разработали зажигательные снаряды: поджог небесного тюфяка был единственным гарантированным способом вывести его из строя, — но о способах антиаэростатной борьбы мы расскажем чуть позже. Сеть аэростатов заграждения над Лондоном.
Бомбардировщики — во время любого вооружённого конфликта — не бомбят что попало. Существуют методы ковровой бомбёжки города, но она применяется довольно редко ввиду серьёзного расхода боеприпасов и топлива. Да и город после подобного налёта довольно сложно использовать в собственных целях. Английский аэростат заграждения над палубой транспортного судна.
Поэтому имеются первоочередные, стратегически важные объекты, которые подлежат обязательному уничтожению: заводы, арсеналы, штабные и правительственные здания. Для точного бомбометания самолёты вынуждены опускаться довольно низко и пролетать непосредственно над объектом. Именно в подобных местах, прямо над крышами зданий, над мостами, над заводскими трубами и запускались аэростаты заграждения, не позволяя вражеским бомбардировщиками обрушить на объект шквал огня. Высота «зависания» аэростата рассчитывалась весьма точно.
Вражеский самолёт не мог подлететь под аэростат: при бомбометании с такой малой высоты машину бы просто накрыло взрывной волной от собственных бомб. А если самолёт сбрасывал бомбы сверху, они уничтожали аэростат он же поглощал и осколки , который мягко обрушивался на объект или рядом с ним. Даже когда аэростат висел на большой высоте высоко, лётчик не мог пролететь под ним: мешали тросы, удерживающие воздушного гиганта. Французский аэростат заграждения ожидает своей очереди подняться в небо.
Англичане начали использовать аэростаты заграждения ещё в Первую мировую войну. Те самые первые АЗ такое сокращение общепринято в военной литературе обычно скреплялись группами по три или более для лучшего сопротивления в случае столкновения с самолётом. Известно о них крайне мало.
Годунова - экипаж стратостата "СССР-1" 1933 г. Автору этих заметок до войны довелось учиться в Московском дирижаблестроительном институте имени К. В годы Великой Отечественной войны первый из них в звании полковника командовал дивизией аэростатов заграждения московской Армии войск ПВО, второй руководил коллективом, где разрабатывали аэростаты.
В войсках ПВО оказались и некоторые из нас, вчерашних студентов-дирижаблестроителей. Лично я защитил диплом 18 июня 1941 г. AЗ и АН Привычные аббревиатуры здесь означают совсем не то, что обычно, - не автомобильный завод и не Академию наук, а воинские подразделения аэростатов наблюдения АН и аэростатов заграждения A3 , действовавшие на фронтах Великой Отечественной войны. Воздухоплавательные отряды АН, приданные командующим артиллерией армий, работали прежде всего на артиллерию. На Ленинградском и Волховском фронтах действовал в этом качестве 1-й отдельный воздухоплавательный дивизион АН. Будучи студентом, я еще в 1939 г.
С офицерами этого дивизиона доводилось встречаться и в годы войны, и позже. Нужно сказать, что подъем воздухоплавателя в гондоле привязного аэростата - дело, очень не простое. Только дилетанты могли обозвать аэростат "пузырем" или "колбасой". Впрочем, термин "колбаса" в годы империалистической войны 1914-1918 года был почти узаконен: привязные аэростаты фирмы "Персеваль" действительно походили на толстую колбасу. Но и более совершенные аэростаты вызывали у воздухоплавателей отнюдь не гастрономические ощущения, особенно на первых порах. Чувство высотобоязни - гораздо большее, чем при полете на самолетах, и это закономерно.
Кресло пилота или пассажира в самолете жестко связано с самолетом. Беспокойство вызывают только эволюции самого самолета относительно Земли. На привязном аэростате гондола не имеет жесткой связи с корпусом аэростата, связь гибкая - это веревочный или тросовый такелаж. Поэтому гондола с воздухоплавателями под напором воздушных масс перемещается как вместе с аэростатом, так и относительно него. И по амплитуде, и по частоте качка бывает гораздо сильнее, чем на самолете. Были случаи, когда профессиональных летчиков, поднявшихся в воздух на привязном аэростате, укачивало до неработоспособного состояния.
Поэтому наблюдателей-воздухоплавателей тщательно подбирали и отбирали. Обязанности наблюдателя требовали смелости и ясной головы: вести разведку на территории противника, выявлять его огневые и другие средства, управлять артиллерийским огнем. И все это - при сильнейшей качке... Это не легко. Это доступно не каждому. А в военное время по воздухоплавателю еще и стреляют - с земли и с самолетов.
Истребители, атакуя, целят прежде всего в аэростат - его поджечь легче, цель большая... Работа аэростатчиков-наблюдателей в годы войны была не менее опасной, чем у военных летчиков. В тот же день осколками снаряда был перебит трос аэростата, на котором поднялся в воздух наблюдатель старший лейтенант Карчин. Он не покинул аэростат и сумел приземлить его на лед Ладожского озера... При этом лейтенанты А. Кузенок и С.
Перлович погибли еще в гондоле, а воздухоплаватель Б. Мамчич при спуске на парашюте был варварски расстрелян фашистским летчиком... Потерь было много, однако стойкость и мужество не покидали воздухоплавателей. Только во время прорыва блокады осенью и зимой 1942-1943 гг. Они обнаружили около ста батарей противника, не считая других целей... Высокая оценка деятельности воздухоплавательных дивизионов АН во время войны дана в воспоминаниях маршала Советского Союза Г.
А маршал К. Рокоссовский во время войны лично поднимался на аэростате для изучения с высоты наземной обстановки... Однако эти заметки будут в основном о "земных" аэростатчиках, об отрядах и частях AЗ, в которых автор провел почти всю войну. Филипповым, встречаться довелось в основном уже после войны. Однако я считал правильным объективности ради начать эти заметки именно с аэростатчиков-наблюдателей, ибо, кто знает, появятся ли еще где-то публикации воздухоплавателей времен Великой Отечественной войны... Ряды наши редеют, а литераторы не очень-то жалуют наш отнюдь не главный вид вооружения.
В первые же дни после 22 июня в городе были развернуты 328 постов AЗ, объединенных в три полка. Посты AЗ, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину - около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Тандем аэростатов заграждения и одиночный аэростат. Мины крепились под каждым аэростатом.
Каждый пост имел два одинаковых аэростата, которые в зависимости от обстановки поднимали в воздух поодиночке или тандемом см. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема - на 4-4,5 км. К тросам аэростаты крепили системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток. Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью. По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или навыходе из пике.
Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже. Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения. Посты AЗ вели и активную борьбу с бомбардировщиками. При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался. Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. На нашем фронте первое столкновение самолета противника с тросом аэростата было зарегистрировано под Колпино, где отряд лейтенанта С.
Мазурова защищал с воздуха знаменитый Ижорский завод. В трос врезался выходивший из боя на высоте около трех километров фашистский бомбардировщик. Внешне аэростаты заграждения напоминали дирижабли, основной материал - прорезиненная ткань. Полны состав поста - 12 человек: десять рядовых, моторист и командир. Они должны были подготовить площадку, развернуть оболочки аэростатов, заполнить и; водородом из баллонов или газгольдеров отрыть котлован для лебедки и землянку или подвал для себя, а также обеспечить связь, маскировку, текущий ремонт. А главное - боеготовность, постоянную боеготовность.
Вместе с ним мне пришлось воевать и позднее - в 11-м и 3-м полках AЗ, то есть там, куда нас обоих направлял приказ. В начале войны наши аэростаты прикрывали подступы к городу с северо-запада.
Ленинградцы доказали: блокада не заставит город покориться! В четыре часа пополудни на Дворцовой площади пройдет акция "Небо над Ленинградом 2. В небо поднимутся девять сотен белых шаров и копий аэростатов, а затем участники выстроятся в форме числа 900.
Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли
Это все равно что выливать бензин бочками. И вот тогда-то Шелища осенила мысль — вот оно, топливо будущего, о котором говорил инженер Сайрес Смит удивленному Пенкрофу. По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды нефти. Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным. Итак, 21 сентября 1941 г.
Шелищ на свой страх и риск подготовил эксперимент. Отметим, что предложение Шелища напоминало об идее Архимеда, спасшего родные Сиракузы от нашествия вражеской армады с помощью сконцентрированного солнечного света. Начальник тыла корпуса ПВО созвал совещание командиров и инженеров полков аэростатов заграждения, на котором решили опробовать установки в работе. Так, 27 октября 1941 г. Схема, предложенная изобретателем, была предельно проста. Отработанный водород из матерчатого газгольдера объемом 125 м2 по дюймовому шлангу подводился к всасывающему коллектору двигателя ГАЗ-АА через технологическую пробку.
Минуя карбюратор, газ поступал в рабочие цилиндры. Дозировка водорода и воздуха обеспечивалась дроссельной заслонкой или педалью акселератора. Моторист лебедки он же водитель грузовика управлял работой двигателя теми же способами, как и при использовании бензина. Несмотря на это, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и длительное время устойчиво работал. Не обошлось без происшествий.
И в тяжелые дни, когда в Ленинграде закончился бензин, Борис Шелищ предложил альтернативу — использовать приспособленные к работе с аэростатами лебедки от лифта, работающие от электричества. Идея была неплохая, однако на пути встала новая преграда: довольно скоро город остался и без электроэнергии. Младший лейтенант Борис Исаакович Шелищ. Дело в том, что для такой работы требовалась сила более десяти мужчин, но в условиях повсеместной мобилизации на фронт персонала на аэростатных постах осталось до 5 человек, и большинство из них были девушки. Но Шелищ не сдавался, пытаясь найти выход из практически отчаянной ситуации.
Находясь в увольнении у себя дома, инженер решил развлечь себя чтением. Выбор пал на роман «Таинственный остров» Жюля Верна. Разгадка проблемы с аэростатами была найдена в тот же момент — 11 глава произведения содержала спор главных героев, рассуждавших о том, какое топливо будут использовать в будущем. По мнению персонажа Сайреса Смита, который был инженером, после иссякания месторождений угля, мир перейдет на воду, точнее ее составляющие — кислород и водород. Роман Жюля Верна подсказал выход. Шелищ был хорошо знаком с историей гордости воздухоплавания Германии дирижабля «Гинденбург». Катастрофа, которая была вызвана именно возгоранием водорода, стала причиной гибели десятков человек и активно освещалась в советской прессе. Этот трагический случай инициировал свертывание опытов с опасным газом и положил конец эре дирижаблей. Печальная судьба самого известного дирижабля доказала опасность использования водорода. В качестве первого эксперимента механик соединил шлангом аэростат с трубой двигателя «полуторки» и пустил отработанный водород.
Задумка сработала — двигатель заработал сразу. Но дальше произошло непредвиденное — когда Шелищ попытался увеличить обороты, раздался взрыв. Механик отделался контузией, жертв не было. Первые эксперименты прошли с переменным успехом. Сразу после выздоровления он стал думать над решением возникшей проблемы.
Это событие вошло в историю как «Прорыв энергетической блокады». Памятник с таким названием открыли на территории мемориального комплекса «Разорванное кольцо» в Ленинградской области. Так компания «Россети Ленэнерго» отдала дань памяти энергетикам, инженерам и водолазам, спасшим десятки тысяч жителей города и обеспечившим в тяжелейшее время электричеством хлебозаводы, оборонные предприятия, больницы и госпитали. Подвиг ленинградских энергетиков долгое время был засекречен, но благодаря нашим совместным усилиям мы сможем сделать так, чтобы о нем помнили и знали не только наши современники, но и все будущие поколения», — подчеркнул генеральный директор ПАО «Росссети Ленэнерго» Игорь Кузьмин.
В 1942 г. Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Отработанные газы — обыкновенный пар — не загрязняли воздух. Позднее, на выставке автомобилей, работающих на заменителях бензина, эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л. Говорову, который одобрил идею ее создания. Стендовые испытания двигателя, проработавшего без остановки 200 ч, показали, что его износ оказался ниже норм, установленных при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не нашли вредных примесей, а в камерах сгорания — и следов нагара. Особому испытанию подвергалась надежность гидрозатвора, от которого зависела безопасность. За эту работу Б. Шелища в декабре 1941 г. А само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. Кстати, во время войны он даже ухитрился оформить а. И таким образом обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего. Сделал это автор, правда, только после прорыва Ленинградской блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г. Но еще долгие годы работали в колхозах и совхозах списанные двигатели, которые во время войны питались водородом. Борис Исаакович совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность.
Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли
Музей "Монумент героическим защитникам Ленинграда". Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации. Главная» Новости» 15 апреля 1942 года в блокадном ленинграде произошло важное событие заработал общественный транспорт. Блокада. Аэростат заграждение. Год: 1943.
Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны
Блокада Ленинграда аэростаты. Заградительный аэростат Ленинград. Дирижабль в блокаду Ленинграда. В блокадном Ленинграде гелий был одним из наиболее доступных и надежных ресурсов для наполнения аэростатов. Вот и после завершения оформления города к 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отправляется в Аргентину на очередные соревнования. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Аэростаты в блокадном Ленинграде. Дирижабль над Ленинградом в годы войны 1941.
Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде
Как была снята блокада Ленинграда — в материале Блокада Ленинграда аэростаты. Заградительный аэростат Ленинград. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. АЭРОСТАТ. Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух. 27 января 2024 исполняется 80 лет.