Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева. 23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина. 23 февраля для многих чеченцев и ингушей — черная дата в истории. Ровно 75 лет назад чеченцев и ингушей начали выселять из своих домов.
23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей
В этом году чеченцы и ингуши решили вместе собраться в Страсбурге в трагический для своих народов день 23 февраля. 23 февраля для многих чеченцев и ингушей — черная дата в истории. Ровно 75 лет назад чеченцев и ингушей начали выселять из своих домов. Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, для всех ингушей — день скорби, заявляет Всемирный конгресс ингушского народа (ВКИН) — международная организация, созданная в разгар митингов протеста в Магасе осенью 2018 года. Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Депортация чеченцев и ингушей (операция НКВД «Чечевица») с территории Чечено-Ингушской АССР в Казахстан и Киргизию произошла в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Ардахар) депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.
Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию
Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Во вторник 23 февраля в Париже перед российским посольством прошел митинг в память о жертвах сталинской депортации чеченцев и ингушей. «Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей.
23 февраля в Чечне и Ингушетии никогда не будет праздником
Смотрите видео на тему «23 Февраля Депортации Чеченцев Ингушей» в TikTok. Родителям и ученикам. Новости. Для обеспечения безопасности и общественного порядка в выходные дни (23-26 февраля) будут привлечены сотрудники МВД и МЧС, управлений ФСБ и войск национальной гвардии по Ингушетии.
Почему ингуши ополчились на чеченцев из-за границ внутри России?
Также более тысячи человек были госпитализированы. Один раз в день людям выдавали горячую пищу. Те, кто сумел взять с собой еду, готовили в пути", рассказывает Муса Ибрагимов. Однако взять с собой теплую одежду и запасы продуктов смогли не все. Чтобы хоть чем-то накормить детей, женщины разбавляли муку водой и поили их жидким тестом. Вы спросите: откуда мы брали воду? Конечно же, растапливали снег. Молодые парни во время остановок выпрыгивали с эшелонов и собирали снег. Бывало, что нам давали соленую воду, но лишь для того, чтобы хоть как-то успокоить детей", - вспоминает события 72-летней давности Совдат Н. В дороге не стало ее старшей сестры, и они остались одни с матерью. Через несколько дней от сильного стресса, холода и обезвоживания скончалась и мать.
Как больно, что ты осиротела", - рассказывает 90-летняя женщина. Молодые мужчины и женщины даже перед лицом смерти не забывали о традициях и уважении к старшим. Поезд останавливался редко, и возможности сходить в туалет, кроме как в вагоне со стариками и женщинами, не было. Многие умирали в пути от разрыва мочевого пузыря. А всех умирающих выбрасывали из вагонов. Единственное, что могли сделать родственники, это засыпать их снегом. Это было очень тяжело. Для чеченцев и мусульман оставить непохороненными тела своих близьких- это тяжкое воспоминание на всю жизнь", - говорит историк Муса Ибрагимов. Семья эксперта также была депортирована. Его старший брат, которому было шесть месяцев, умер во время пути.
В вагоне был старший человек из нашего рода, и он сказал: "Не показывайте солдатам, что ребенок умер. Я его возьму с собой, а когда нас привезут, то мы его похороним". И так они везли труп моего брата две недели", - рассказывает профессор Ибрагимов. Тяжелая доля выпала и 12-летней Таус Магомадовой. За три дня до выселения скончалась ее мать, вместе с которой они лечились в больнице. О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли.
Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца", - рассказывает "Газете. Ru" историю своей бабушки Асет Окуева. По прибытии в Казахстан 12-летняя Таус попала в детский дом Караганды. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей.
При попытке сопротивления или побега мужа или жену того, кто не подчинялся, должны были расстреливать. То есть было оказано еще и психологическое давление. Поэтому выселение прошло без массового сопротивления.
Потом следует понимать, что на дворе было 23 февраля, это горы Чечни, высота 2-3 тыс. Один из пунктов приказа гласил, что в случае невозможности транспортировки местного населения следует физически его уничтожать. То есть расстреливать. И это было самым удобным вариантом для солдат. В этот день тысячи чеченцев были расстреляны. В селении Хайбах — это было признано и советскими, и российскими историками — были заживо сожжены порядка 800 с лишним человек. Среди них: мужчины, которые были больны, нетранспортабельны, беременные женщины, старики, которые не могли сами передвигаться. И просто сожгли.
Целые ущелья были забиты трупами чеченцев, их сбрасывали туда, чтобы не возиться. Этот день был один из самых трагических. Вместо объявленных двух дней чеченцы добирались практически месяц до мест расселения. За это время погибли еще тысячи и тысячи людей. Их просто выбрасывали из вагонов. Мертвых не разрешали хоронить. И что потом стало с их трупами - никто не знает. Эту дорогу из Грозного в Казахстан по сегодняшний день чеченцы называют «дорогой смерти».
Люди гибли из-за голода и холода. Это были вагоны для скота. В них не было ни окон, ни туалетов, ни тепла. В каждом вагоне было около 45 человек. Еды не было, потому что люди сумели взять какие-то продукты всего на пару дней. На вторую неделю люди просто начали умирать с голода в дороге. Погиб почти каждый второй чеченец.
Митинг приурочен к 56 годовщине сталинской депортации чеченцев и ингушей. Этой же годовщине был посвящен многотысячный траурный митинг в столице Ингушетии Назрани, у мемориального комплекса жертвам политических репрессий. С утра в мечетях Ингушетии прошли молебны памяти, а в различных населенных пунктах Ингушетии - в том числе в местах размещения вынужденных переселенцев - состоялись ритуальные жертвоприношения, передает ИТАР-ТАСС. Как заявил в интервью "Интерфаксу" президент Ингушетии Руслан Аушев, "эта трагедия никогда не заживет в сердцах и душах ингушей и чеченцев".
Уличные акции в Чечне посвящены Дню защитника Отечества и признанию регионов Донбасса Позднее в этом же аккаунте опубликованы поздравление Руслана Алханова с Днем защитника Отечества, адресованное лично Рамзану Кадырову, а также видеоотчет о мероприятии, посвященном этому празднику. Отличившиеся бойцы были удостоены наград за высокие заслуги перед Отчизной. Меньшее, что мы можем сделать для будущих поколений, — помнить и чтить историю своего народа. Еще одна сегодняшняя публикация агентства посвящена флешмобу, организованному в связи с тем, что власти России признали Донецкую и Луганскую народные республики. Она проиллюстрирована фотографией, на которой около двух десятков молодых людей позируют с листками бумаги, на которых написан девиз флешмоба. Для каждого чеченца и чеченки, точно так же, как и для каждого ингуша и ингушки, 23 февраля день памяти трагедии наших народов. Какой бы режим не был во власти, мы должны помнить, что пережили наши бабушки и дедушки. На время траура вайнахи открывают ворота. Сегодня тот день, когда каждой вайнахской семье нужно открыть ворота.
Завтра 67-я годовщина со дня депортации чеченцев и ингушей
Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года | Европа | 78 лет назад, 23 февраля 1944 года, чеченцы и ингуши, подверглись репрессиям сталинского режима. |
В Назрани прошел траурный митинг, посвященный депортации ингушей и чеченцев | Вестник Кавказа | Депортация началась в 5.00 утра, 23 февраля 1944г. Сталин лично следил за ходом выселения чеченцев и ингушей. |
ЧЕЧНЯ. Почему чеченцы и ингуши не отмечают праздник 23 февраля? | «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. |
Праздник со слезами на глазах - геноцид чеченцев и ингушей 23 февраля
Моя семья и семья Тебоева Абазби были направлены в пос. Ермаковка, в колхоз им. Кагановича, что в 8 км от райцентра. Райцентром являлось село Урицкое, которое было расположено на берегу крупного озера. Ермаковка и разместили в однокомнатной избе, где в весенне-летний период устраивались детские ясли. Холодная и большая изба стала пристанищем для двух семей из 14 человек. Соседи-колхозники оказали нам помощь, отдав из своего запаса камыш для топки печи, и комната быстро обогрелась.
Камыш использовали все жители поселка, собирая его на берегу озера, где он обильно прорастал. Из воспоминаний Абдул-Гамида Тангиева «В целях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР в период Отечественной войны чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. За самовольной выезд побег из мест обязательного поселения этих выселенцев виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ. Определить меру наказания за эти преступления — лишение свободы на срок до 5 лет». Каждый месяц в определенную дату необходимо было явиться и расписаться.
Над некоторыми милиция осуществляла личный контроль. И местные очень хорошо доносили, кто на что способен. Доносительство было очень сильно развито. Семей пятнадцать ингушей, одна семья чеченская, две молдавские — их еще с 30-х годов выселили как кулаков, три семьи белорусы, украинцы и даже один курд. Много было немцев, семей десять. Они были в ужасном состоянии — война!
Местное население относилось к ним как к фашистам. В школе некоторые учителя меня называли бандитом, а немцев — фашистами. Мы почти привыкли к такому обращению и даже гордились этим. Значит, я нормальный. Если какого ингушонка или чечененка не называли бандитом, значит, он или сексот, или нехорошее что-то ». Из воспоминаний Иссы Кодзоева «В марте 1944 года выселены были со своих родных мест все чеченцы и ингуши, а Чечено-Ингушская автономная республика ликвидирована.
А то он бы и их выселил. Смех, оживление в зале. На вокзале. Жители села Юрт-Аух возвращаются на родину. Поехали туда, где читают письмо. Трудно передать, что это был за день.
Это был день, когда меня окунули в море радости, в море чего-то светлого. С сердца сняли гарь. Мы очень хвастали перед другими этой бумагой. Хрущева обожали. В каждом ингушском доме был его портрет. И сейчас старшие, когда бывают в Москве, обязательно посещают могилу Хрущева».
Из воспоминаний Иссы Кодзоева.
Депортированные были оторваны от своего традиционного образа жизни и с трудом приобщались к жизни в колхозах. Ближайшим последствием переселения чеченцев и ингушей стало значительное сокращение численности обоих депортированных народов в первые годы ссылки. Если переселенцы не находили себе работу в аграрном секторе, шансы их на выживание в ссылке оказывались небольшими. Данные о рождаемости и смертности среди чечено-ингушского контингента отсутствуют, однако известны показатели в целом по депортированным народам Северного Кавказа чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы. Всего с момента вселения и до 1 октября 1948 года в ссылке родилось 28 120 и умерло 146 892 северокавказца. Небольшое количество чеченцев имевших оружие и оказавших сопротивление, были расстреляны на месте.
В высокогорном селе Хайбах чекисты загнали в конюшню и подожгли более 700 человек, среди которых были женщины старики и дети.
То есть даже сами солдаты не подозревали о том, что происходит. И только за неделю, некоторые солдаты из чувства симпатии к семьям, в которых они жили уже два месяца, предупреждали хозяев: «Вас будут выселять.
Берите все, что вы можете». Но они даже не подозревали, что ничего нельзя будет брать с собой. Дело в том, что людям разрешили взять только еду и что-то из одежды.
То есть речь шла якобы о двух сутках переезда. Людей согнали рано утром, но не для того, чтобы объявить о депортации, а якобы, потому что Сталин должен был выступить со специальным обращением к советскому народу. Их всех собрали на центральной площади.
Мужчин и женщин разделили. При попытке сопротивления или побега мужа или жену того, кто не подчинялся, должны были расстреливать. То есть было оказано еще и психологическое давление.
Поэтому выселение прошло без массового сопротивления. Потом следует понимать, что на дворе было 23 февраля, это горы Чечни, высота 2-3 тыс. Один из пунктов приказа гласил, что в случае невозможности транспортировки местного населения следует физически его уничтожать.
То есть расстреливать. И это было самым удобным вариантом для солдат. В этот день тысячи чеченцев были расстреляны.
В селении Хайбах — это было признано и советскими, и российскими историками — были заживо сожжены порядка 800 с лишним человек. Среди них: мужчины, которые были больны, нетранспортабельны, беременные женщины, старики, которые не могли сами передвигаться. И просто сожгли.
Целые ущелья были забиты трупами чеченцев, их сбрасывали туда, чтобы не возиться. Этот день был один из самых трагических. Вместо объявленных двух дней чеченцы добирались практически месяц до мест расселения.
За это время погибли еще тысячи и тысячи людей. Их просто выбрасывали из вагонов. Мертвых не разрешали хоронить.
Всего с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых. За этот период Красная армия потеряла там более 3500 своих бойцов. Очередное вооруженное антисоветское восстание началось в январе 1940 года. Причины депортации Привыкшие к постоянным стычкам с военными и веками оттесняемые с плодородных земель в горы более сильным противником чеченцы зачастую организовывали бандформирования, совершавшие набеги на близлежащие станицы. Дополнительным поводом к силовой операции послужило массовое дезертирство. Заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Кобулов так писал в докладной записке Берии: «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. В октябре 1941 г.
В январе 1942 г. В марте 1942 г. В 1943 г. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. Операция «Чечевица» 23 февраля 1944 года в 2 часа ночи началась операция под кодовым названием «Чечевица», цель которой заключалась в этнической депортации — тотальном переселении жителей Чечено-Ингушской АССР. В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Когда набиралось определенное количество, солдаты брали их в кольцо.
После приходили за женщинами и детьми. На сборы давалось от 10 минут до 2 часов. Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия. Берия лично руководил этой операцией и ходом ее проведения был доволен.
Почему чеченцы и ингуши не отмечают праздник 23 февраля?
Праздник со слезами на глазах - геноцид чеченцев и ингушей 23 февраля: bitter_onion — LiveJournal | 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. |
История робкого протеста: кто отговаривал Сталина депортировать чеченцев и ингушей | 23 февраля 1944 года, 74 года назад, ингуши и чеченцы были высланы в заснеженные степи Средней Азии и Казахстана. |
ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ. 73 года со дня депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года
С имуществом тоже обманули. При депортации было сказано, что скот и зерно будут возвращены. Однако на новое место ничего не вернули, а работу новым поселенцам не подобрали. Народ сопротивлялся. Наркомат госбезопасности сообщил о «ряде безобразных фактов о нарушениях революционной законности, самовольных расстрелах чеченских старух, оставшихся после переселения, больных, увечных, не выдержавших». С противниками, не желающими двигаться, разговор был коротким. Задокументировано несколько инцидентов со стрельбой. Жертвами стали восьмилетний мальчик, «пять старух» и «до 60 человек больных и покалеченных». Операция не закончилась до 9 марта 1944 года, хотя советские власти хотели завершить ее как можно скорее.
Еды очень не хватало, и он научил меня держать "мертвые души". Карточки лишние тогда оставались, и по этим карточкам можно было получать хлеб, зерно, другие продукты. Мне выдали сапоги, китель, кожанную сумку для карточек. Однажды я шел среди дворов и увидел одну старушку, которая костылем ковырялась в пепле недавнего костра. Я ее спросил, что она делает, а она ответила, что "иногда среди углей рыбьи головы встречаются, а в ним мясо чуть чуть бывает, вот и ковыряю". Мне ее стало очень жаль. Оказывается, у них не было кормильца. Люди помогали им чем могли, но и сами не жирно жили. Я дал ей несколько карточек и рассказал куда надо идти и получить хлеб. За это меня могли расстрелять, или посадить. Но я об этом не думал. Да, я совершил тогда преступление, но большим преступление было то, что сделало государство с этой старушкой и мной, и тысячами других таких же. Семья этой старушки выжила. Она сама уже давно умерла, но с ее потомками мы до сих пор поддерживаем связь. Они в Ведено живут. В горечи и радости мы с ними всегда были вместе. Они не забыли то, что я сделал. Да это и не такой уж подвиг, но они всегда меня благодарят. Хотя подвиг был в том, что каждый из чеченцев тогда сделал. Рассказывает Дзияудин М. Берия собрали людей со всех окрестных хуторов и сёл. Офицер НКВД приказал тем, кто не может идти, зайти в помещение, там подготовлено место, завезено сено для утепления. Здесь собрались старики, женщины, дети, больные, а также здоровые люди, присматривающие за больными и престарелыми родственниками. Это происходило на моих глазах. Всех остальных жителей района через селение Ялхорой под конвоем отправили в с. Галашки и оттуда до ж. Примерно в промежутке с 10 до 11 часов, когда увели здоровую часть населения, ворота конюшни закрыли. Слышу команду: Огонь!... Вспыхнул огонь, охватив всю конюшню. Оказывается, заранее было подготовлено сено и облито керосином. Когда пламя поднялось над конюшней, люди, находившиеся внутри конюшни, с неестественными криками о помощи выбили ворота и рванулись к выходу…Тут же из автоматов и ручных пулемётов начали расстреливать выбегающих людей. Выход у конюшни был завален трупами". Рассказывает Селим А, 1902 г. Мой брат Алимходжаев Саламбек, 35 лет, работал учителем. Его застрелили, когда он шёл по дороге. Его жена ещё жива, зовут её Бесийла. Живёт она в Рошни-Чу по сей день. До сих пор она хранит косу своей сестры Пайлахи. Пайлаху вместе с её детьми расстреляли и сожгли в Хайбахе. Её труп опознали по одной несгоревшей косе. Газоева Иби застрелили конвоируя по лороге. Солдат ударил его прикладом и прикрикнул: «Быстрее шагай!
Сегодня тот день, когда каждой вайнахской семье нужно открыть ворота. Для этого не нужно получать разрешение, и никто вас не спросит, зачем вы открыли ворота. Примечательно, что сегодня на страницах руководителя правительства Чечни Муслима Хучиева, председателя парламента Чечни Магомеда Даудова и других чиновников и силовиков в Инстаграм опубликованы ролики и посты о депортации 1944 года. Из семей моих дедушек и бабушек по отцовской и материнской линиям в феврале 1944 года было выселено 29 человек. Живыми на родину после 1957 года вернулись только трое. Массовой поддержки немецких фашистов на Северном Кавказе не было , и версия советских властей о коллаборационизме, ставшем поводом для депортации чеченцев и ингушей, необоснованна, указали историки Павел Полян и Питер ван Хуис. Это привело к тому, что сейчас явно никого не преследуют за траурные мероприятия. Сам Кутаев, публично выступивший в 2014 году против запрета траурных мероприятий в годовщину депортации, оказался в тюрьме почти на четыре года. Депортации оправдывались советской властью мифами о массовом предательстве и дезертирстве их представителей.
Из Чечни тогда выслали почти полмиллиона человек. Каждый год, 23 февраля, шымкентские чеченцы собираются, чтобы почтить память погибших во время страшных репрессий: вайнахи читают дуа молитву за упокой душ погибших. Чеченцы в этот день говорят спасибо, выражают свою благодарность за то, что казахский народ, несмотря на тяжелое время, принял сотни чеченских и ингушских семей. Наш народ хотели стереть с лица земли, но не получилось у них. Казахский народ нас поддержал, не дал умереть. Спасибо огромное, спасибо всем, кто помогал нам. Мы никогда не забудем этого. В Казахстане я похоронила своего мужа, двоих детей, внуков даже. Никуда я не хочу уезжать», — говорит Есита Чинтиева. После сталинских репрессий Есита Чинтиева вышла замуж, работала в колхозе. После вышла замуж. В данное время живет в поселке Тасарык, Туркестанской области. В этот день чеченские семьи раздают садакъа милостыню нуждающимся. Даем поминальный обед. Это страшная трагедия, которая останется черным пятном у всех нас.
Всемирный конгресс ингушей: 23 февраля — позорная и мифологизированная дата
Участники мероприятия почтили память жертв депортации минутой молчания, помолились за тех, кто погиб во время выселения. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, выступая на траурном митинге, депортацию 1944 года "главной трагедией народа". Народ не бывает виноватым", - отметил глава Ингушетии. Он напомнил, что от сталинского режима пострадали не только репрессированные малые народы, но и миллионы русских.
Часть людей умерла в дороге, другие погибли уже в первые месяцы после доставки в Среднюю Азию и Казахстан. Так жили мои родители. И только после хрущевской оттепели в 1957 году ингуши и чеченцы смогли вернуться на родину", - напомнил Руслан Аушев.
Нуждающимся жителям и семьям чеченцев-аккинцев в Дагестане передали 30 тысяч мешков муки, сахара, риса, продуктовые наборы с куриным мясом, банки с медом, хлеб и другие продукты. В мечетях Чечни прошли коллективные намазы по жертвам депортации. Кроме того, память погибших почтили и в Новолакском районе Дагестана, где проживают чеченцы. Операция была названа "Чечевица": по мнению некоторых исследователей, из-за созвучия первых букв одного из депортируемых народов.
Эти люди, рискуя своей жизнью и не жалея своего здоровья, возвращали земляков домой, этим памятником мы решили увековечить их подвиг, отвагу и любовь к Родине".
В регионах Ингушетии в память о событии раздали продуктовые наборы, провели театрализованные постановки и выставки. Были организованы выезды в Казахстан и Киргизию для благоустройства старых ингушских кладбищ. В Чечне тоже прошла масштабная благотворительная акция, сообщил " Кавказский узел " издание признано в России иностранным агентом.
23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей
Конгресс ингушского народа просит депутатов парламента Ингушетии перенести празднование с 23 февраля на 15 января — день издания декрета Совнаркома о создании Красной Армии. EADaily напоминает, что в 2018 году глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров «из чувства уважения к жертвам депортации вайнахов» отменил в республике праздничные мероприятия в честь Дня защитника Отечества. По распоряжению Евкурова в мечетях Ингушетии 23 февраля должны были читать траурные молитвы. При этом за год до этого Евкуров как генерал в отставке и Герой России торжественно отпраздновал «мужской день» и призвал к этому остальных ингушей. Всемирный конгресс ингушского народа — организация зарубежного происхождения, в ядро которой входят антироссийски настроенные ингуши из иностранных диаспор — является флагманом протестного движения в республике.
Они получали статус спецпоселенцев. Всего из армии в 1944 году было уволено 6 488 солдат, 1 696 сержантов и 710 офицеров.
После окончания Второй мировой войны с военнослужащих из числа депортированных народностей сняли статус спецпоселенцев, но селиться в пределах своей исторической родины им было запрещено. Ингушская семья Газдиевых у тела умершей дочери. Казахстан, 1944 год Wikimedia Commons Депортации подверглись чеченцы и ингуши, проживавшие в Грузии, Осетии, Дагестане. Коснулась депортация и заключённых. Независимо от места заключения все заключённые чеченской и ингушской национальности переводились в колонии и тюрьмы на территории Казахстана и Средней Азии. От насильственного переселения освобождались чеченцы и ингуши, имевшие особые заслуги перед советской страной.
Но среди этой категории нашлись те, кто добровольно выехали в населённые пункты Казахстана и Киргизии. Примечательно, что чеченки, вышедшие замуж за представителей других народов СССР, не подлежали депортации, а вот русские женщины, связавшие свою судьбу с чеченским мужчиной, отправлялись с ними в далёкую Среднюю Азию. Можно было развестись и остаться дома, но дети от таких браков отправлялись на поселения с отцом. Таким образом, общее число депортированных чеченцев и ингушей за всё время проведения операции «Чечевица», составило более 650 тысяч человек. Советская власть потратила на насильственный вывоз вайнахов 150 миллионов рублей. Исторические последствия Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей После операции «Чечевица», Чечено-Ингушская республика была ликвидирована, а её территория разделена между Грузией, Северо-Осетинской АССР и Дагестаном.
В Казахской ССР было размещено 85 тысяч семей 411 тысяч человек. В Киргизии разместили 20 тысяч семей 86 тысяч человек. Депортация привела к значительному сокращению численности вайнахов. Многие депортированные, несмотря на оказанную помощь со стороны местного населения, так и не смогли адаптироваться в новых условиях, умирали от голода и болезней. Жители Казахстана, страдающие от голода в условиях войны, делились с переселенцами последним куском хлеба, давали кров оставшимся без крыши над головой.
Свои дома вынуждены были покинуть полмиллиона чел. Официальным поводом стало обвинение в пособничестве фашистским оккупантам, антисоветская деятельность и бандитизм. В ходе выселения погибли 100 тыс.
При попытке сопротивления или побега мужа или жену того, кто не подчинялся, должны были расстреливать. То есть было оказано еще и психологическое давление. Поэтому выселение прошло без массового сопротивления. Потом следует понимать, что на дворе было 23 февраля, это горы Чечни, высота 2-3 тыс. Один из пунктов приказа гласил, что в случае невозможности транспортировки местного населения следует физически его уничтожать. То есть расстреливать. И это было самым удобным вариантом для солдат. В этот день тысячи чеченцев были расстреляны. В селении Хайбах — это было признано и советскими, и российскими историками — были заживо сожжены порядка 800 с лишним человек. Среди них: мужчины, которые были больны, нетранспортабельны, беременные женщины, старики, которые не могли сами передвигаться. И просто сожгли. Целые ущелья были забиты трупами чеченцев, их сбрасывали туда, чтобы не возиться. Этот день был один из самых трагических. Вместо объявленных двух дней чеченцы добирались практически месяц до мест расселения. За это время погибли еще тысячи и тысячи людей. Их просто выбрасывали из вагонов. Мертвых не разрешали хоронить. И что потом стало с их трупами - никто не знает. Эту дорогу из Грозного в Казахстан по сегодняшний день чеченцы называют «дорогой смерти». Люди гибли из-за голода и холода. Это были вагоны для скота. В них не было ни окон, ни туалетов, ни тепла. В каждом вагоне было около 45 человек. Еды не было, потому что люди сумели взять какие-то продукты всего на пару дней. На вторую неделю люди просто начали умирать с голода в дороге. Погиб почти каждый второй чеченец.