это право абсолютно любого гражданина избирать. Принципами избирательного права в РФ также являются всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия в выборах, свобода выборов для граждан. Что же касается активного избирательного права, то многие граждане традиционно не спешат его реализовывать.
Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, быть депутатами иных законодательных представительных органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации далее также - государственные должности , должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных представительных органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.
На информационном ресурсе сайте utyug.
С учетом этого срок на обращение в суд может отсчитываться либо до первого дня голосования, либо до дня голосования, и в этом случае день голосования первый день голосования в указанный срок не включается. Закон об основных гарантиях избирательных прав содержит правила исчисления сроков, принятия решений и совершения действий, связанных с назначением выборов, референдума, организацией и проведением избирательной кампании, кампании референдума, которые не применяются при исчислении процессуальных сроков, в том числе сроков на обращение, установленных в отношении разных видов требований о защите избирательных прав статья 111, пункт 5 статьи 31, статья 78 Федерального закона N 67-ФЗ, статьи 92, 93 и 240 КАС РФ. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда часть 8 статьи 240 КАС РФ. По общему правилу административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах. Решение избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть оспорено в тот же срок со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума части 1 и 3 статьи 240 КАС РФ.
Законом также предусматриваются сокращенные сроки обращения в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме. Например, в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума соответствующего решения может быть подано административное исковое заявление об отмене решения: - избирательной комиссии о регистрации кандидата списка кандидатов ; - избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, в том числе об оспаривании решения об исключении кандидата из списка кандидатов; - избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным многомандатным избирательным округам, об отказе в этом заверении; - избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования. В случаях предварительного обжалования решений об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, об исключении кандидата из списка кандидатов в соответствующую комиссию административное исковое заявление может быть подано в суд в течение пяти дней со дня принятия этой комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения пункт 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 4 статьи 240 КАС РФ. Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано не позднее чем за восемь дней до дня голосования до первого дня голосования. С учетом этого, если день первый день голосования установлен десятого числа месяца, то последним днем подачи такого административного искового заявления будет первое число данного месяца часть 5 статьи 240 КАС РФ. При установлении факта пропуска сроков, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 10 статьи 240 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска в предварительном судебном заседании или в судебном заседании с указанием в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.
Возможность восстановления иных сроков обращения в суд должна обсуждаться судом, в том числе по своей инициативе пункт 7 статьи 6, статья 95 КАС РФ. Исходя из положений части 2 статьи 92 КАС РФ сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле о защите избирательных прав, исчисляются в календарных днях. С учетом этого административный иск, апелляционные частная жалоба, представление по названным выше делам считаются поданными в срок при условии их поступления в соответствующий суд не позднее последнего календарного дня его истечения, независимо от того, выпадает он на выходной или нерабочий день, а также вне зависимости от времени подачи документов через организацию почтовой связи. Следует также иметь в виду, что при подаче документов в электронной форме дата и время их поступления в информационную систему суда по общему правилу фиксируется по московскому времени, что должно приниматься во внимание при рассмотрении вопроса о соблюдении административным истцом срока для обращения в суд, исчисляемого с учетом часовой зоны нахождения соответствующего суда. Меры предварительной защиты 39. Часть 5 статьи 243 КАС РФ устанавливает закрытый перечень мер предварительной защиты, принимаемых при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав, которые суд не вправе применять в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума.
Такими мерами являются: наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие; приостановление деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума; запрет избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума. Иные меры предварительной защиты, если это не противоречит природе спорных правоотношений, могут применяться судом с учетом особенностей конкретного дела о защите избирательных прав статья 85 КАС РФ. Например, суд может в качестве мер предварительной защиты наложить запрет на распространение печатных, а равно аудиовизуальных и иных агитационных материалов в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет" , допускающих злоупотребление свободой массовой информации, побуждающих к экстремистской деятельности. Суд также вправе наложить арест на соответствующие печатные материалы. При этом меры предварительной защиты, которые суд вправе применять при рассмотрении дел о защите избирательных прав, не должны приводить к нарушению прав и свобод избирателей, участников референдума. Порядок и сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав 40.
Если иное не предусмотрено КАС РФ, в период избирательной кампании, кампании референдума начиная со дня официального опубликования публикации решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов либо со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией, организующей выборы, референдум отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, рассмотрение судами административных дел о защите избирательных прав осуществляется в сокращенные сроки подпункты 19 и 34 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, статья 241 КАС РФ. Административное исковое заявление о защите избирательных прав, поступившее в суд в указанный период до дня голосования первого дня голосования, при проведении голосования в течение нескольких дней подряд , должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования первому дню голосования. Административные исковые заявления, поступившие в день, предшествующий дню голосования первому дню голосования , в день голосования в дни голосования или в день, следующий за днем голосования последним днем голосования , рассматриваются немедленно, то есть в день поступления административного иска, с выполнением необходимых процессуальных действий по подготовке дела к судебному разбирательству. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, указанное заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи часть 1 статьи 241 КАС РФ. Истечение сроков рассмотрения административного дела о защите избирательных прав, предусмотренных частями 1-6 статьи 241 КАС РФ, не является основанием для прекращения производства по делу в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций. Административное исковое заявление об ошибках и о неточностях в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования, - немедленно.
В случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд указанное административное исковое заявление должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего первому дню голосования, а заявление, поступившее в дни голосования, - немедленно часть 2 статьи 241 КАС РФ. В период избирательной кампании, кампании референдума судам надлежит организовать свою работу в том числе в выходные и нерабочие дни таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение административных исковых заявлений пункт 11 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав. В связи с этим в период избирательной кампании, кампании референдума суд рассматривает дела о защите избирательных прав в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня указанное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено часть 7 статьи 241 КАС РФ. Административный истец до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу дела о защите избирательных прав в суде первой инстанции, вправе изменить дополнить основания административного иска о защите избирательных прав, в том числе после истечения сроков, установленных частью 4 статьи 240 Кодекса. В таких случаях суд вправе решить вопрос об истребовании доказательств для проверки дополнительных оснований, приведенных административным истцом, с учетом временных рамок избирательного или референдумного процесса и необходимости оперативного разрешения дела. Извещение лиц, участвующих в деле о защите избирательных прав 44.
В целях своевременного рассмотрения административных дел о защите избирательных прав суды вправе извещать лиц, участвующих в деле, с их согласия о дате, времени и месте рассмотрения дела путем отправки СМС-сообщений, направления судебных извещений по электронной почте, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг при условии, что участник судебного процесса не ходатайствовал о направлении ему таких извещений на бумажном носителе, либо посредством системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия части 1, 11 статьи 96 КАС РФ. Следует иметь в виду, что согласие лица, участвующего в деле, на получение судебных извещений указанными способами может быть выражено как путем оформления расписки, так и посредством указания номера мобильного телефона, адреса электронной почты в тексте административного искового заявления, апелляционной частной жалобы или представления, кассационной жалобы или представления, путем подтверждения согласия на соответствующее извещение в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг. Административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания предварительного судебного заседания лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если ими не было заявлено ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в связи с отсутствием технической возможности части 8, 10 статьи 96 КАС РФ. Указанные выше и иные лица, наделенные публичными полномочиями, могут извещаться судом также посредством системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, если ими не было заявлено ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" в связи с отсутствием технической возможности части 11, 10 статьи 96, часть 6 статьи 99 КАС РФ. Лица, участвующие в деле, извещенные о его рассмотрении по изложенным выше правилам, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств часть 9 статьи 96 КАС РФ. О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, в частности, путем направления копии административного искового заявления либо копии определения о принятии его к производству суда часть 1 статьи 243 КАС РФ.
Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум, которые привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованного лица статья 47, часть 4 статьи 243 КАС РФ. Рассмотрение дела о защите избирательных прав 47. Дела о защите избирательных прав рассматриваются судьей единолично, кроме административных дел о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, которые рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей пункт 11 части 1 статьи 20, часть 2 статьи 243 КАС РФ. Следует иметь в виду, что дела о защите избирательных прав не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного письменного производства часть 6 статьи 243, часть 2 статьи 291 КАС РФ. Дела данной категории рассматриваются судом с участием административного истца, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица и прокурора части 3 и 4 статьи 243 КАС РФ. При решении вопроса о круге лиц, участвующих в деле, в том числе о привлечении заинтересованных лиц, надлежит исходить из того, чьи права могут быть затронуты судебным решением по рассматриваемому делу о защите избирательных прав.
По административному делу об оспаривании зарегистрированным кандидатом решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата по тому же избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением, данное избирательное объединение привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Суд вправе привлечь к участию в административном деле о защите избирательных прав ЦИК России для дачи заключения, за исключением случаев участия ЦИК России в административном деле в качестве административного истца, административного ответчика или заинтересованного лица часть 7 статьи 243 КАС РФ. При этом суд не связан содержанием заключения ЦИК России и в ходе рассмотрения дела самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению, устанавливает права и обязанности сторон пункт 14 статьи 21 Федерального закона N 67-ФЗ. При необходимости ознакомления с материалами административного дела лица, участвующего в деле, продолжительность и порядок такого ознакомления определяются судом с учетом срока рассмотрения дела и временных рамок избирательного или референдумного процесса. В случае, когда лицо принимает участие в деле по видео-конференц-связи, в целях оперативного рассмотрения дела и недопущения злоупотреблений правами со стороны участников судебного разбирательства, а также с учетом реальной возможности указанных лиц и их представителей прибыть в здание суда для ознакомления с материалами дела суд вправе огласить материалы в необходимом объеме в судебном заседании с занесением соответствующих сведений в протокол при наличии ходатайства об ознакомлении с материалами дела часть 4 статьи 2, статьи 142, 1421, 164, пункт 13 части 3 статьи 205 КАС РФ. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе на основании решения суда, если он нарушает законодательство Российской Федерации о выборах и референдуме.
При рассмотрении административного искового заявления о немедленном отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе суд обязан оценить характер и степень допущенного им нарушения и его последствий для нормального осуществления возложенных на участковую комиссию полномочий. В случае принятия судом решения об отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе такое лицо не должно допускаться к участию в деятельности комиссии. В частности, данное лицо не вправе выступать на заседании комиссии, знакомиться с документами и материалами, голосовать и требовать проведения голосования по вопросам, относящимся к компетенции комиссии. При рассмотрении административного иска избирательной комиссии об удалении наблюдателя необходимо устанавливать, обусловлены ли действия комиссии злоупотреблением со стороны наблюдателя своими правами или нарушением им установленных законом запретов например, проведение агитации среди избирателей, роспись за избирателя в получении бюллетеня, в том числе по его просьбе , создавали ли его действия препятствия в законной деятельности комиссии подпункт 42 статьи 2, пункты 9, 10 статьи 30, пункт 12 статьи 64, пункт 10 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ. Доказательства и доказывание 53. Наделяя кандидата правом оспорить решение избирательной комиссии о регистрации решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в том числе в части вывода о недействительности и или недостоверности подписей избирателей, Закон об основных гарантиях избирательных прав не исключает участия в соответствующих процессуальных отношениях избирателей.
С учетом этого суд вправе рассмотреть вопрос о вызове избирателей и иных лиц в качестве свидетелей, их допросе, совершении иных процессуальных действий, связанных с исследованием и оценкой доказательств, включая разрешение ходатайств и назначение судебных экспертиз, в том числе почерковедческих статьи 69, 77 КАС РФ. При проверке данных об избирателях, участниках референдума, указанных в подписном листе, в суд представляются паспорта избирателей, участников референдума в оригинале или в форме надлежаще заверенной копии на бумажном носителе. Копии паспортов избирателей, участников референдума, не соответствующие указанным требованиям, признаются судом недопустимыми доказательствами пункт 11 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав, части 1 и 3 статьи 59, часть 2 статьи 61, часть 2 статьи 70 КАС РФ. Отдельные вопросы материального права Выдвижение кандидата. Основания для отказа в регистрации кандидата 55. Необходимым условием для выдвижения кандидата в том числе в составе списка кандидатов является уведомление избирательной комиссии о согласии баллотироваться путем подачи одновременно соответствующего заявления в письменной форме и документов в установленном законом порядке и установленные сроки.
Эти заявление и документы кандидат кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов обязан представить лично и заверить лично статья 32, пункты 2, 22, 3, 31 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ. Представление и заверение указанных документов иными лицами в частности, секретарем избирательной комиссии являются нарушением законодательства о выборах и референдумах и влекут отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если иное не установлено законом подпункт "в1" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Так, кандидат, являющийся инвалидом и в связи с этим не имеющий возможности самостоятельно написать, заполнить или заверить документы, предусмотренные законом, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, полномочия которого должны быть нотариально удостоверены пункты 2 и 3 статьи 4, статья 32, пункты 2, 22, 3, 31, 51 статьи 33, подпункт "в1" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ. Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копии паспорта отдельных страниц паспорта, определенных ЦИК России или документа, заменяющего паспорт гражданина, копий документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности роде занятий , а также о том, что кандидат является депутатом, заверенных соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копий соответствующих документов пункты 1, 2, 22, 31 статьи 33, подпункт "в" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Документы о выдвижении находящегося под домашним арестом гражданина в качестве кандидата на выборах могут быть представлены в избирательную комиссию его защитником по уголовному делу, имеющим статус адвоката, на основании документов, подтверждающих полномочия защитника, а также иными лицами - на основании нотариально удостоверенной доверенности; вместе с документами о выдвижении гражданина в качестве кандидата на выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления в соответствующую избирательную комиссию должна быть представлена копия постановления суда об избрании в отношении его меры пресечения в виде домашнего ареста. Подпись гражданина на заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и копия паспорта, если закон требует ее представления, должны быть заверены нотариально пункты 2, 22, 3, 31 и 5 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Избирательная комиссия должна равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и извещать кандидатов о выявленных недостатках. С учетом этого суд, рассматривающий дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов в связи с представлением ими в избирательную комиссию документов для уведомления об их выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, должен учесть факт неизвещения несвоевременного извещения избирательной комиссией кандидата, избирательного объединения об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не были известны или не могли быть известны кандидату, избирательному объединению пункт 11 статьи 38, пункт 1 статьи 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав, статьи 77, 84 КАС РФ.
В назначенный день к избирателю приедут члены УИК с переносным ящиком для голосования.
Процедура аналогична стандартной, просто проводится вне помещения участка непосредственно по месту пребывания гражданина. Электронное голосование Электронное или online-голосование подразумевает отдачу голоса с использованием выделенных для этого технических средств, в том числе через Интернет. Это позволяет сделать процесс голосования более доступным и удобным для значительной части населения.
Однако в России электронное голосование пока применяется только на выборах отдельных уровней и не получило повсеместного распространения. Среди опасений - возможные кибератаки и другие нарушения безопасности. Голосование россиян за рубежом Российские граждане, находящиеся за пределами страны в день выборов, также имеют возможность реализовать свое активное избирательное право.
Для этого за рубежом организуются специальные избирательные участки. Их количество и места расположения определяются исходя из численности россиян в конкретном государстве. Как правило, это посольства, консульства или официальные представительства РФ за рубежом.
Наблюдение за выборами Активное избирательное право включает не только сам процесс голосования, но и возможность осуществлять общественный контроль на всех этапах избирательной кампании. Любой гражданин может стать наблюдателем на своем или любом другом участке, подав соответствующее заявление в избирком.
Вы точно человек?
Те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, могли проголосовать на mos. Онлайн-голосование было доступно с 08:00 15 марта до 19:59 17 марта. Какое техническое решение легло в основу голосования онлайн? За основу взято программное обеспечение портала mos. В системе электронного голосования реализована однозначная идентификация пользователя на входе в систему, а также обеспечены полная тайна и анонимность голосования при входе в защищенную область электронного бюллетеня и прозрачность всех действий для наблюдателя. Анонимность избирателя гарантировал прокси-сервер, который генерировал уникальные ссылки на бюллетень, формируемые случайным образом. Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. Голос шифровался в анонимной зоне на компьютере избирателя и далее путешествовал по всей цепочке блокчейна в зашифрованном виде до конца голосования. Как были защищены голоса избирателей в системе электронных выборов? Тайна голосования обеспечивалась системой шифрования. Перед началом голосования генерировалась уникальная пара ключей: ключ-шифратор и ключ-дешифратор.
С помощью первого ключа для каждого избирателя на его устройстве или на электронном терминале формировался уникальный ключ шифрования голоса. Его невозможно было повторить, так как в него закладывались случайные параметры конкретного устройства и действий пользователя в момент работы с бюллетенем. Все зашифрованные голоса хранились в блокчейне. Расшифровать голоса можно было только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания разделялся на несколько частей и находился на хранении у представителей разных организаций. Собрать ключ можно было только по окончании голосования. Это публичная процедура. В течение голосования компьютер, на котором были сгенерированы эти ключи, хранился в защищенном кейсе без права доступа. Собранный ключ-дешифратор опубликован в блокчейне по окончании голосования. Таким образом, есть возможность убедиться, что все голоса расшифрованы единственным возможным способом. Есть ли техническая возможность соединить отданный голос с персональными данными избирателя?
Нет, соединить отданный голос с персональными данными избирателя невозможно. Безопасность и анонимность голосования обеспечивает специальный прокси-сервер анонимайзер. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже системный администратор не имеет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешиваются, ссылки на бюллетени назначаются с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Такие же правила действуют и для электронных терминалов.
Проведение выборов Президента РФ регулируется ст. Право избирать главу государства, то есть реализовать свое активное избирательное право, может любой гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Пассивное избирательное право право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ограничивается рядом дополнительных условий, установленных Конституцией, Федеральными законами и законами субъектов Федерации: Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, имеющий гражданство России и проживающий в ней не менее 10 лет; при выборах в депутаты Государственной Думы и главы местного самоуправления минимальный возраст кандидата, установленный Федеральным законом, — 21 год и др. Эти ограничения являются временными, после отмены решения суда о признании недееспособным или отбытия срока наказания гражданин вправе избирать и быть избранным в полном объеме. Равное избирательное право: каждый избиратель имеет один голос, и все голоса имеют равный вес. Прямое избирательное право: избиратели голосуют «за» или «против» кандидатов списка кандидатов непосредственно. Тайное голосование: обязательное условие демократической системы выборов. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь контроля за волеизъявлением. Добровольность заключается в том, что гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах.
В документе высшая инстанция указывает, что по общему правилу суд не вправе отказать в принятии административного иска о нарушении избирательных прав, права на участие в референдуме граждан РФ. СоцсетиДобавить в блогПереслать эту новостьДобавить в закладки RSS каналы Добавить в блог Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.
Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
Совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни. Жизнедеятельность соц. Остальные ответы ходить и выбирать.
В этом случае активным избирательным правом обладают все граждане РФ независимо от их места жительства и пребывания, в том числе находящиеся и проживающие за пределами территории РФ. При проведении выборов в органы местного самоуправления допускается возможность предоставления активного избирательного права иностранным гражданам , постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования , на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом п. Например, Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации , от 13 октября 1995 г.
В соответствии с Конституцией РФ граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, лишены возможности реализации активного избирательного права ч. Активное избирательное право при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления включает в себя следующие правомочия: избирать кандидатов , списки кандидатов на выборные должности ; участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; участвовать в предвыборной агитации ; осуществлять наблюдение за выборами; совершать иные избирательные действия, предусмотренные избирательным законодательством осуществлять добровольные пожертвования в избирательные фонды, входить в состав избирательных комиссий [ст. Реализация активного избирательного права может осуществляться в различных формах. Традиционно основной формой осуществления активного избирательного права является личное голосование избирателя в день голосования в помещении соответствующего избирательного участка, где избиратель зарегистрирован по месту жительства и включён в список избирателей, посредством заполнения избирательного бюллетеня и опускания его в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчёта голосов в случае его использования. Также в избирательном законодательстве большинства государств мира предусматриваются различные дополнительные субсидиарные формы реализации активного избирательного права.
Они призваны обеспечить возможность голосования для избирателей, которые по уважительным причинам не могут лично присутствовать в день проведения выборов в помещении для голосования. В РФ применяются следующие дополнительные формы реализации активного избирательного права: голосование до дня голосования на выборах досрочное голосование , в том числе голосование по почте ; вне пределов избирательного участка голосование по открепительным удостоверениям ; вне помещения для голосования надомное голосование. Начиная с 2019—2020 гг. Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения п. Многодневное голосование может осуществляться по решению избирательной комиссии, организующей выборы.
То же самое происходило и на избирательных участках. Проверить статус учетной записи можно было в личном кабинете на mos. Как сохранялась анонимность голосования? Безопасность и анонимность голосования обеспечивал специальный прокси-сервер анонимайзер. Это можно сравнить с поездкой в метро — система идентифицирует пассажира, проходящего через турникет, но никак не может предугадать его дальнейший маршрут. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже у системного администратора нет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешивались, ссылки на бюллетени назначались с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее. Голосовать онлайн можно было с любого устройства?
Со смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с доступом в интернет было необходимо устойчивое соединение. У сотрудников центра госуслуг «Мои документы» есть мои данные — они могли проголосовать онлайн за меня? Для участия в голосовании необходимо было получить СМС или звонок только на ваш телефон. Кроме того, для голосования были нужны логин и пароль вашего личного кабинета на mos. На избирательных участках работали наблюдатели. Как они контролируют голосование, которое проходит онлайн? На электронном голосовании наблюдателем мог стать каждый. Например, можно было скачивать все зашифрованные транзакции через ноду наблюдателя, наблюдать за ними через специальный сервис в интернете, а также записывать проверочные транзакции в блокчейне.
Все транзакции связаны между собой определенным образом, и, когда в блокчейн попадала проверочная транзакция, это было похоже на появление дополнительного замка между звеньями цепи. С 2023 года аналогичным образом можно контролировать и голоса, отданные на участках с помощью терминалов. Какие риски остаются в системе электронного голосования? Система электронного голосования выдержала все публичные тестирования, нагрузку более двух миллионов голосующих во время выборов в Государственную Думу в 2021 году, попытки компрометации и вмешательства, ни одна из которых не удалась. Безопасность и конфиденциальность системы обеспечивают технические средства: блокчейн, анонимайзер и ключи шифрования. Те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, могли проголосовать на mos. Онлайн-голосование было доступно с 08:00 15 марта до 19:59 17 марта. Какое техническое решение легло в основу голосования онлайн?
За основу взято программное обеспечение портала mos. В системе электронного голосования реализована однозначная идентификация пользователя на входе в систему, а также обеспечены полная тайна и анонимность голосования при входе в защищенную область электронного бюллетеня и прозрачность всех действий для наблюдателя.
На общем избирательном участке книга списка избирателей, содержащая сведения об избирателях, представленные командиром воинской части, в том числе руководителем военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, а на избирательном участке, образованном в пределах расположения воинской части, - весь список избирателей помещаются в отдельный мешок или коробку, которые затем опечатываются и передаются участковой избирательной комиссией на хранение командиру соответствующей воинской части по акту приложение N 14 к Инструкции по составлению списков избирателей. Список избирателей книга списка избирателей хранится у командира воинской части, руководителя военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов, после чего уничтожается по акту, который передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Реализация военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов пассивного избирательного права 5. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов имеют право быть избранными депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок выдвижения установлен статьями 40 и 41 Федерального закона N 20-ФЗ, согласно которым граждане могут быть выдвинуты политической партией в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам либо в порядке самовыдвижения. Руководитель государственного органа или его подразделения, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации окружной избирательной комиссией кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу и до дня официального опубликования общих результатов дополнительных выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время в течение указанного срока.
Указанное освобождение оформляется соответствующим приказом распоряжением , заверенная копия соответствующего приказа распоряжения представляется кандидатом, зарегистрированным по одномандатному избирательному округу, в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем через пять дней со дня регистрации. В период сбора подписей избирателей и после регистрации кандидата на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, являющихся кандидатами, распространяются все права, обязанности, ограничения, связанные с должностным или со служебным положением, гарантии деятельности кандидатов, предусмотренные статьями 52-54 Федерального закона N 20-ФЗ. Военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов, зарегистрированный в качестве кандидата, не может быть по инициативе командира воинской части, администрации образовательной организации уволен со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую службу должность , в том числе на службу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу, военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Период участия зарегистрированного кандидата в дополнительных выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва засчитывается в срок стаж службы трудовой стаж. Военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации имеют право либо на увольнение с военной службы, службы в правоохранительных органах, либо на приостановление такой службы с начала срока полномочий в качестве депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на весь срок этих полномочий. В течение срока полномочий депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вправе уволиться с военной службы, службы в правоохранительных органах по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. После прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов предоставляется ранее занимаемая должность или с их согласия другая равноценная должность по прежнему либо иному месту службы. Период осуществления полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в календарном исчислении засчитывается указанным лицам в стаж федеральной государственной службы, общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания классного чина , доплату за выслугу лет процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания , дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, в том числе кандидат из числа военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов, вправе назначить до 20 доверенных лиц. Порядок назначения и полномочия доверенных лиц определяются статьей 55 Федерального закона N 20-ФЗ. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов также могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица из числа военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию копии приказа распоряжения об освобождении его от исполнения должностных служебных обязанностей в том числе на период отпуска. На период осуществления полномочий доверенного лица командир воинской части организации, учреждения или руководитель соответствующего подразделения правоохранительных органов обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск. Избирательные комиссии, командиры воинских частей, руководители правоохранительных органов обеспечивают выполнение требований части 10 статьи 71 Федерального закона N 20-ФЗ и пункта 6 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которым воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата 6. Сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата осуществляется по месту жительства и в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены федеральным законом.
Не допускается участие в сборе подписей избирателей командования воинских частей, военных организаций и учреждений, руководителей подразделений правоохранительных органов. Запрещается в процессе сбора подписей избирателей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей избирателей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат и при оказании благотворительной помощи. Реализация права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на получение информации о выборах 7.
Об избирательных правах граждан
Права и свободы военнослужащих определяются также федеральными законами «О статусе военнослужащих», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О пожарной безопасности», Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и иными нормативными актами. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих во взаимодействии с органами военного управления, командованием соединений, воинских частей и иных воинских формирований федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, органов военного управления, командование воинских частей, иных воинских формирований оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий. Образование избирательных участков В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона, избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. Перечень избирательных участков и их границы могут уточняться в порядке, предусмотренном для их образования, в случае если по данным регистрации учета избирателей число избирателей на участке превысит три тысячи сто, а также если границы избирательных участков пересекают границы избирательных округов. Перечень избирательных участков и их границы могут быть уточнены в указанном порядке в связи с изменением границ, преобразованием, упразднением муниципальных образований, уменьшением до пятидесяти и менее числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка. Избирательные участки на территории воинских частей могут образовываться командирами воинских частей по согласованию с соответствующей избирательной комиссией в случаях, а также в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации. Командир воинской части или лицо, его замещающее, может выступить с инициативой по образованию таких участков.
Списки избирательных участков с указанием их границ если избирательный участок образован на части территории населенного пункта либо перечня населенных пунктов если избирательный участок образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов , номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения — главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста восемнадцати лет. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. На выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы активное избирательное право предоставляется гражданам Российской Федерации, проживающим или находящимся за пределами территории Российской Федерации, за исключением лиц, определенных частью 3 статьи 4 настоящего Кодекса.
Порядок реализации активного избирательного права гражданина Российской Федерации, проживающего или находящегося за пределами территории Российской Федерации, устанавливается статьями 33, 102, 126, 145 настоящего Кодекса.
На общем избирательном участке книга списка избирателей, содержащая сведения об избирателях, представленные командиром воинской части, в том числе руководителем военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, а на избирательном участке, образованном в пределах расположения воинской части, - весь список избирателей помещаются в отдельный мешок или коробку, которые затем опечатываются и передаются участковой избирательной комиссией на хранение командиру соответствующей воинской части по акту приложение N 14 к Инструкции по составлению списков избирателей. Список избирателей книга списка избирателей хранится у командира воинской части, руководителя военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов, после чего уничтожается по акту, который передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Реализация военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов пассивного избирательного права 5. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов имеют право быть избранными депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок выдвижения установлен статьями 40 и 41 Федерального закона N 20-ФЗ, согласно которым граждане могут быть выдвинуты политической партией в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам либо в порядке самовыдвижения.
Руководитель государственного органа или его подразделения, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации окружной избирательной комиссией кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу и до дня официального опубликования общих результатов дополнительных выборов депутатов Государственной Думы восьмого созыва обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время в течение указанного срока. Указанное освобождение оформляется соответствующим приказом распоряжением , заверенная копия соответствующего приказа распоряжения представляется кандидатом, зарегистрированным по одномандатному избирательному округу, в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем через пять дней со дня регистрации. В период сбора подписей избирателей и после регистрации кандидата на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, являющихся кандидатами, распространяются все права, обязанности, ограничения, связанные с должностным или со служебным положением, гарантии деятельности кандидатов, предусмотренные статьями 52-54 Федерального закона N 20-ФЗ. Военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов, зарегистрированный в качестве кандидата, не может быть по инициативе командира воинской части, администрации образовательной организации уволен со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую службу должность , в том числе на службу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу, военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Период участия зарегистрированного кандидата в дополнительных выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва засчитывается в срок стаж службы трудовой стаж. Военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации имеют право либо на увольнение с военной службы, службы в правоохранительных органах, либо на приостановление такой службы с начала срока полномочий в качестве депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на весь срок этих полномочий.
В течение срока полномочий депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вправе уволиться с военной службы, службы в правоохранительных органах по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. После прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов предоставляется ранее занимаемая должность или с их согласия другая равноценная должность по прежнему либо иному месту службы. Период осуществления полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в календарном исчислении засчитывается указанным лицам в стаж федеральной государственной службы, общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания классного чина , доплату за выслугу лет процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания , дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, в том числе кандидат из числа военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов, вправе назначить до 20 доверенных лиц. Порядок назначения и полномочия доверенных лиц определяются статьей 55 Федерального закона N 20-ФЗ. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов также могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица.
Регистрация доверенного лица из числа военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию копии приказа распоряжения об освобождении его от исполнения должностных служебных обязанностей в том числе на период отпуска. На период осуществления полномочий доверенного лица командир воинской части организации, учреждения или руководитель соответствующего подразделения правоохранительных органов обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск. Избирательные комиссии, командиры воинских частей, руководители правоохранительных органов обеспечивают выполнение требований части 10 статьи 71 Федерального закона N 20-ФЗ и пункта 6 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которым воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата 6. Сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата осуществляется по месту жительства и в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены федеральным законом. Не допускается участие в сборе подписей избирателей командования воинских частей, военных организаций и учреждений, руководителей подразделений правоохранительных органов.
Запрещается в процессе сбора подписей избирателей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей избирателей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат и при оказании благотворительной помощи. Реализация права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов на получение информации о выборах 7.
Одновременно в участковую комиссию передаются личные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания.
А уже в день голосования члены участковой избирательной комиссии приезжают в данные учреждения и избиратели осуществляют свое активное избирательное право, приняв участие в голосовании. У таких избирателей есть два варианта: 1 Могут подать за 45 — 5 дней до дня голосования заявление о включении в список избирателей по месту нахождения на любом избирательном участке, какой они укажут в заявлении и проголосовать на этом избирательном участке. Ачит, ул.
Ленина,3, Районный ДК.
Тема 1. Законодательство о выборах в Российской Федерации
Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство подданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: а осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и или особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; а.
Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а", "а. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а.
Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" далее - решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации. Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и или форм деятельности в том числе отдельных мероприятий , в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и или выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи тем целям и или формам деятельности в том числе отдельным мероприятиям соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической. Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
В этих условиях чтобы исполнить требования закона о выборах, надо вначале исполнить требования закона о политических партиях, что весьма сложно и трудоемко. Однако никто не станет спорить, что количество участвующих в выборах кандидатов, если ему искусственно не мешает закон, отражает настроение в обществе и его потребности. Если большинство интересов граждан учитывается ведущими партиями, то и общее число партий невелико, если же плюрализм интересов широк и общество разбито на множество групп по своим отраслевым, этническим, конфессиональным, идеологическим и иным признакам, то число списков естественно увеличивается. Да, кому-то может не нравиться, что кандидатом стал тот или иной человек, но наличие равных политических прав это — условие демократии. Единственный механизм, стимулирующий власть работать эффективно, то есть работать в интересах населения — это конкуренция. Убеждена, что в нынешних российских условиях необходимо восстановить смешанную избирательную систему, сочетающую территориальные и партийные интересы. Выборы только по спискам в современной России превращаются в референдум среди отобранных кандидатов. Нет абстрактного государства, а есть лишь интересы конкретных граждан, которые имеют право использовать и используют любые ограничительные нормы закона как элемент удовлетворения своих интересов и потребностей.
Излишнее ужесточение законодательства, включение в него заведомо невыполнимых норм вынуждают кандидатов, партии, прессу искать пути обхода закона, поощряют развитие коррупции, затягивают в стране формирование должного для цивилизованных стран уровня политической культуры. Необходимо называть вещи своими именами и приучать общество жить открыто, не прибегая постоянно к искусственному обхождению закона. На самом деле многие российские регионы либо находятся на грани качественного изменения отношения населения к выборам, либо уже перешли ее, не смотря на популистские обещания и фиктивные программы, а на личности тех, кто избирается и практический личный опыт их деятельности на территории. А это говорит о том, что несмотря на все де-факто возникает и начинает все сильнее осознавать себя то, что называется гражданским обществом. Жизнь не станет проще от того, что кому-то так хочется. Все годы проведения в России того, что принято называть «демократическими выборами» а именно свободные конкурентные многопартийными выборы стали главным политическим отличием системы власти новой демократической России от однопартийного режима советской власти в СССР в России идет перманентная, не прекращающаяся избирательная реформа. Причем процесс реформирования избирательного законодательства как правило инициируется представителями исполнительной власти и имеет очевидной целью упрочить ее положение и сохранить власть в руках господствующей группировки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 3 февраля 2019; проверки требует 1 правка. Сегодня во многих странах мира активным избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане, независимо от рода занятий, социального положения, образования и др. В некоторых государствах имеются ограничения активного избирательного права например, возрастной ценз : в Греции — 20 лет, в Малайзии , Боливии и других — 21 год; образовательный ценз — в Таиланде , Кувейте ; ценз оседлости — в Эстонии , Ботсване.
Также — право каждого избирателя на сохранение в тайне его волеизъявления. Частая форма голосования на многих уровнях выборов. В России наиболее масштабными применениями тайного голосования являются референдумы, президентские выборы и выборы депутатов государственной думы. Избирательная система система голосования, система выборов — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков. Прямые выборы — избирательная система, при которой избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. В отличие от косвенных многостепенных выборов, прямые выборы — наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия. Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического правительственного кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей. Для информации о британской театральной постановке 2015 года, см. Голосование спектакль. Подробнее: Голосование Двухпалатный парламент Бикамеризм, Бикамерализм или Двухпалатная система — структура парламента а иногда и других представительных органов , при которой он состоит из двух палат. Непрямые выборы косвенные выборы, многостепенные выборы, многоступенчатые выборы — избирательная система, при которой воля избирателя опосредуется специальными лицами — выборщиками или специальными органами. В более широком значении употребляется как синоним избирательного корпуса страны. Например, в большинстве стран квалифицированное большинство необходимо для принятия конституции или внесения в неё изменений. Преодоление вето, как правило, также требует квалифицированного большинства. Неприкосновенность личности — принцип, согласно которому человек не может быть произвольно лишён свободы. Статья 9 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию». Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять... В политике мандат означает полномочия, предоставленные избирательным округом лицу или группе лиц на то, чтобы действовать от его имени. Равенство перед законом , равноправие — важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений. Нарушение этого принципа называется дискриминацией. Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную... Законопроект — документ c текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум. Однопалатный парламент однопалатная парламентская система — функционирование одной парламентской палаты в государстве. Таким образом, однопалатный парламент, или однопалатное законодательное собрание — это законодательный орган, состоящий из одной палаты. Зачастую страны, в которых функционируют однопалатные законодательные органы, являются небольшими однородными унитарными государствами, для которых необходимость в верхней или второй палате отсутствует. Рейтинговое голосование также альтернативное голосование — система выборов, используемая, для того что избрать одного победителя из двух и более представленных. Это одна из систем преференциального голосования, в которой избиратели располагают кандидатов в порядке предпочтения, а не просто голосуют за одного кандидата. Избирательный ценз — устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения, или осуществления гражданином избирательного права. В конституционной практике различных государств используются следующие виды избирательного ценза: возрастной, гражданства, имущественный, образовательный, оседлости, половой, расовый, служебный, языковой. Имущественный, расовый, половой цензы всегда носят дискриминационный характер и несовместимы с современными демократическими принципами избирательного... Обнародование закона, или промульгация от лат.
Разместите свой сайт в Timeweb
- Коротко о выборах
- Избирательное право граждан. пассивное и активное избирательное право — Информио
- Путин призвал партии выдвигать ветеранов СВО на выборах всех уровней
- Что такое активное избирательное право
Избирательные права военнослужащих.
Избиратель —гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. Электронное предварительное голосование с использованием ЭПГ-4 – это процедура, при которой правом голосовать за кандидатов предварительного голосования обладают граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на выборах. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. «Активное избирательное право. Активное избирательное право делает человека гражданином. Право избирать и быть избранным провозглашено в Конституции Российской Федерации и регламентируется федеральными законами. Закрепляется избирательное право на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, право голосовать на референдуме субъекта РФ граждан России, зарегистрированных по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа.
Тема 1. Законодательство о выборах в Российской Федерации
Предварительное голосование | Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
Активное избирательное право: кому положено и как им воспользоваться | Воспользоваться своим активным избирательным правом может избиратель, достигший на последний день голосования (10 сентября 2023 года) возраста 18 лет и включенный в список избирателей на избирательном участке № 4714 или № 4715. |
Россиян призывают реализовать активное избирательное право | Граммарнаци | Дзен | Реализации активного избирательного права инвалидов было посвящено заседание рабочей группы по взаимодействию Областной избирательной комиссии с общественными организациями инвалидов, которое прошло в стенах Избирательной комиссии Ивановской. |
Воспользуйся своим активным избирательным правом! | Одним из условий реализации активного избирательного права на региональных и местных выборах является наличие у избирателя регистрации по месту жительства («прописки») на территории избирательного округа, в котором проводятся выборы. |
Активное избирательное право: кому положено и как им воспользоваться
Закон не ограничивает активное избирательное право и право на участие в референдуме находящихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, если в отношении их отсутствует вступивший в законную силу обвинительный приговор, отмечает Верховный суд (ВС) РФ. это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, которая реализуется через активное и пассивное избирательное право. Новости высших судебных органов РФ. В РФ активное избирательное право принадлежит всем гражданам РФ, достигшим 18-летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также лиц, содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Активное избирательное право гражданина России связано с проживанием (пребыванием) гражданина на определенной территории.
Россиян призывают реализовать активное избирательное право
Чем отличается активное избирательное право от пассивного: путешествуем по странам мира и знакомимся с особенностями возрастного ценза для избирательного права. избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. В РФ активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть. Президент России Владимир Путин 29 мая подписал законопроект, который вносит поправки в избирательное законодательство и позволяет провести выборы на территориях, где введено военное положение.
Скорректированы положения избирательного права в РФ
от 27.09.2002 № 119-ФЗ (изм.) 2 - от 23.06.2003 № 83-ФЗ (изм.)(не готова) 3 - от 04.07.2003 № 97-ФЗ (изм.)(не готова) 4 - от 04.07.2003 № 102-ФЗ (изм.)(не готова) 5 - от 07.06.2004 № 46-ФЗ (изм.)(не готова) 6 - от 12.08.2004 №. Электронное предварительное голосование с использованием ЭПГ-4 – это процедура, при которой правом голосовать за кандидатов предварительного голосования обладают граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на выборах. Что же касается активного избирательного права, то многие граждане традиционно не спешат его реализовывать. право граждан избирать в выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах. Закрепляется избирательное право на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, право голосовать на референдуме субъекта РФ граждан России, зарегистрированных по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа.