ОДКБ – это своеобразная замена Организации Варшавского договора (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи), которая распалась 1 июля 1991 года. Главным испытанием для ОДКБ стала прошлогодняя карабахская война – Организация ее, по сути, проигнорировала. Совет безопасности Армении принял решение обратиться в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) за помощью в связи с обострением ситуации на границе.
ОДКБ: расшифровка, кто входит, где базы
Аббревиатура ОДКБ расшифровывается как "Организация Договора о коллективной безопасности". ОДКБ появилась в 2002 году. что это? История, задача, структура» на канале «Секреты Творческой Мастерской» в хорошем качестве и бесплатно. Совет безопасности Армении принял решение обратиться в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) за помощью в связи с обострением ситуации на границе. ОДКБ – что это за международный союз? Организация договора коллективной безопасности (именно так звучит расшифровка ОДКБ) – это международная организация, которая создана. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности.
Для чего Белоруссия активизирует свою деятельность в ОДКБ?
Как активизация сотрудничества Еревана с Вашингтоном скажется на отношениях с Москвой Кроме того, государствам-партнерам запрещено размещать на своей территории военные базы третьих стран и вступать с ними в союзы без согласия остальных участников, а также разворачивать военные действия против партнеров. Высшим политическим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности, в который входят президенты стран-партнеров. Высший координирующий орган — секретариат во главе с генеральным секретарем. С 2020 года этот пост занимает представитель Белоруссии Станислав Зась. Военный ресурс В систему коллективной безопасности ОДКБ входят силы оперативного реагирования около 18 тыс. Все эти структуры включены в состав единых войск организации — Коллективных сил. Регулярно проводятся совместные военные учения. Вместо этого его участники согласовывают свои действия ради коллективной безопасности и при необходимости предоставляют одному из партнеров военную или миротворческую помощь, а также политические консультации и посредничество самого высокого уровня.
Об этом журналистам рассказал пресс-секретарь В. Путина, Д. Но еще до объявления режима контртеррористической операции Рамзан Кадыров резко осудил глав государств, входящих в ОКДБ. Президент Чеченской Республики сказал, что от такого содружества России вообще нет никакой пользы. Однако РФ, несмотря ни на что, старается помогать всем. Подведя итоги и отталкиваясь от первого успеха первой миротворческий миссии, можно сказать, что ОКДБ — работающий механизм. Организация была создана не зря, действительно обеспечивает безопасность и стабильность. Агрессия, с которой столкнулся Казахстан, дала понять, что важно и дальше стараться наращивать мощность военного потенциала ОДКБ Вам также может понравиться В общественном сознании служба военным моряком традиционно 2. Несмотря на то, что Вторая мировая война уже давно 21. В мире насчитывается много международных организаций 8 С 2019 года в России начал действовать закон, изменивший 12. Несмотря на то что Россия — континентальная держава 2357 Командные должности на уровне батальона в стандартной 743.
Датой основания считается 15 мая 1992г, когда в Ташкенте Ташкентский пакт был подписан Договор о коллективной безопасности между первыми странами участниками РФ, Казахстаном, Арменией, Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном. Уже в 1993г к ним присоединились такие страны, как Белоруссия, Азербайджан и Грузия. На данное время 2015г Узбекистан, Азербайджан и Грузия вышли из состава организации.
В частности, Лукашенко предложил сразу несколько основных направлений, которые так или иначе связаны с национальными интересами его страны. Во-первых, это «урегулирование кризисных ситуаций и недопущение дальнейшей дестабилизации в зоне ответственности ОДКБ». В данном случае важно не только то, что данная инициатива должна «повысить уровень взаимного доверия через совместные действия», но и то, что она позволит организации превратиться в реальный инструмент военной и иной помощи ее участникам. Неслучайно в данном контексте Минск планирует добиваться как «совершенствования нормативно-правовой базы организации и национальных правовых актов», так и «упрощения процедуры транзита контингентов с вооружением и военной техникой через территории государств-членов». Кроме того, белорусская сторона планирует интенсифицировать сотрудничество внутри организации за счет увеличения совместной работы по самым различным вопросам, которые затрагивают и интересы республики. Так, Лукашенко планирует организовать различные мероприятия с приглашением представителей «других заинтересованных стран и специализированных международных организаций». Главными вопросами должны стать борьба с дезинформацией и киберугрозой, противодействие наркоугрозе, а также защита критической инфраструктуры, включая ядерные объекты, и биологическая безопасность. Во-вторых, повышение роли ОДКБ на международной арене через «развитие сотрудничества с международными организациями и третьими странами». Для этого Минск планирует организовать в 2023 году «международную конференцию высокого уровня по проблематике евразийской безопасности с приглашением высших должностных лиц секретариатов ООН, ШОС, СНГ и других международных организаций». Примечательно то, что в Белоруссии прекрасно понимают отношение к ОДКБ со стороны Запада, а потому рассчитывают реализовать свои планы, используя других глобальных игроков, в первую очередь Китай. Для этого Минск планирует инициировать «Стратегический диалог ОДКБ — КНР», в рамках которого пройдут встречи представителей министерств иностранных дел, обороны и аппаратов советов безопасности государств. В-третьих, планируется «повышение готовности компонентов войск ОДКБ к выполнению задач по предназначению, а также укрепление военно-технического сотрудничества государств-членов». Это полностью коррелируется и с позицией России, так как Владимир Путин в Ереване согласился с необходимостью оснащения миротворческих сил организации «современными вооружениями, военной и специальной техникой и спецсредствами». Об этом заявил и Лукашенко, предложив в 2023 году в Белоруссии провести «ряд совместных учений с органами управления и формированиями сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ», а также продолжить развитие кооперации в выпуске перспективной военной продукции. Данная инициатива белорусской стороны вполне объяснима — Белоруссия находится на границе со странами НАТО и нуждается в усилении своего оборонного потенциала любыми способами. Демонстрация же того факта, что ОДКБ является не просто организацией на бумаге, а реальной силой с современным вооружением, вполне может сыграть свою роль в пресечении планов Запада по организации вторжения в республику. В-четвертых, с учетом современных тенденций Минск планирует «сделать акцент на наращивании институционального потенциала ОДКБ в информационно-аналитической сфере».
Что такое ОДКБ: чью безопасность она обеспечивает и каким образом?
В 59 образовательных учреждениях военнослужащие обучаются по 827 специальностям. Всего за годы сотрудничества в военных учебных заведениях государств Организации прошли совместное обучение около 24 тысяч военнослужащих. За 20 лет Объединенный штаб ОДКБ сложился в работоспособный и эффективно действующий организм, способный решать на межгосударственном уровне широкий круг задач, оперативно готовить военно-политическому руководству согласованные предложения и проекты решений. Говоря о 20-й годовщине, генерал-полковник Анатолий Сидоров отметил, что «в современных условиях нарастания вызовов и угроз коллективной безопасности и в отдаленном будущем Объединенный штаб, как важнейший элемент системы коллективной безопасности ОДКБ, приложит все усилия для обеспечения готовности Организации адекватно и эффективно реагировать на возможные кризисные ситуации, продолжит успешно решать задачи по развитию Войск Коллективных сил ОДКБ и обеспечению суверенитета и территориальной целостности государств — членов Организации».
Материалы официального сайта ОДКБ.
Годом позже к ним присоединились Грузия, Азербайджан и Белоруссия. ДКБ — классический военный альянс, предполагающий совместную защиту территории от внешней угрозы, но при этом с далеко идущими планами развития, включая объединение вооруженных сил стран-участниц. Однако в 1990-е гг. Первая Карабахская война между Арменией и Азербайджаном 1992-1994 гг.
Как организация получила вторую жизнь В 1999 году от продления договора отказались Узбекистан, Азербайджан и Грузия — уровень конфликтности стран-участниц снизился, а географический центр переместился в Центральную Азию, крайне неустойчивый регион, страдающий от вспышек исламского фундаментализма. В это время к власти в России пришел Владимир Путин, страна стала претендовать на значимую роль в мировой политике, и ДКБ выступил потенциальным каналом для расширения ее влияния. Запрос центральноазиатских республик на военную помощь и амбиции Москвы ситуативно совпали и привели к реформе ДКБ. В 2003 году альянс трансформировался в полноценную международную организацию — ОДКБ, де-факто региональный блок без заявки на статус глобального игрока. Это, конечно, отличало альянс от Организации Варшавского договора. При юридическом равенстве стран-участниц ОДКБ воспринималась в качестве силового инструмента в руках России — и эта проблема еще проявит себя в будущем.
В Ростовской области хирурги спасли ребенка, которому разрезало часть лица бензопилой. Об этом рассказали в региональном минздраве. Об этом сообщает армянский новостной портал Panorama.
Они условились продолжать и развивать партнерство.
Структура управления: Совет коллективной безопасности СКБ. Высший орган Организации, в состав которого входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач; Совет министров иностранных дел СМИД. Консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики; Совет министров обороны СМО.
Значения аббревиатуры ОДКБ
Какая расшифровка одкб? | Аббревиатура ОДКБ, которая в свете последних событий звучит довольно часто, это сокращенное обозначение названия «Организация Договора о коллективной безопасности». |
ОДКБ – что это? Как расшифровывается? Какие страны входят? | Начать следует с того, что ОДКБ возникла в период, когда после распада СССР на территории, которую он занимал, появился своеобразный «вакуум безопасности». |
ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности)
Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил. Саммит ОДКБ в сентябре 2008 5 сентября на саммите Организации договора о коллективной безопасности была принята декларация, в которой, в частности, была высказана глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». В декларации также содержится поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам».
Ни повоевать, ни расшириться Нельзя сказать, что страны-участницы не пытались как-то улучшить имидж ОДКБ и закрепить его субъектность делами. В 2017 году в России обсуждалась идея, что Организация должна бороться с угрозами не только у своих границ, но и на дальних подступах — например, в Сирии. Москва просила союзников отправить туда свой контингент, но откликнулась только Армения. Правда, в боях армянские военные не участвовали, ограничившись операциями по разминированию. Когда на переговорах по Донбассу зашел разговор о возможном введении миротворцев, то возникло ожидаемое предположение, что это должны быть представители ОДКБ. Замгенсека Валерий Семериков даже не исключил, что это может произойти, если будет политическое решение в верхах. Но с тех пор донбасское урегулирование зашло в тупик, и о таком оптимистичном сценарии уже не вспоминают.
Наконец, в рамках ОДКБ пытались создать единый список террористических организаций. Но и эта идея оказалась нереализуемой. Например, в Армении вообще нет собственного списка террористических организаций, а Таджикистан включает туда, например, оппозиционную Партию исламского возрождения, которая до 2015 года заседала в парламенте республики, после чего ее обвинили в организации едва ли не всех терактов в истории страны. Казахстан и Кыргызстан тоже оказались бы перед неприятным выбором. Сейчас они, чтобы не обижать турецких партнеров, признают Рабочую партию Курдистана террористической организацией, а Москва идти на такие уступки Анкаре не собирается. В итоге у ОДКБ не получается проявить себя почти ни в чем, кроме военных учений, устраиваемых в пику аналогичным маневрам НАТО, и «обсуждения военно-политической обстановки» за круглым столом. Но проблема в том, что лаборатории, которые вызывают беспокойство Москвы, есть в том числе в Армении и Казахстане, которые входят в Организацию.
Говорить о возможности оживить ОДКБ с помощью расширения тоже не приходится.
С 2020 года этот пост занимает представитель Белоруссии Станислав Зась. Военный ресурс В систему коллективной безопасности ОДКБ входят силы оперативного реагирования около 18 тыс. Все эти структуры включены в состав единых войск организации — Коллективных сил. Регулярно проводятся совместные военные учения. Вместо этого его участники согласовывают свои действия ради коллективной безопасности и при необходимости предоставляют одному из партнеров военную или миротворческую помощь, а также политические консультации и посредничество самого высокого уровня. Об этом в июне 2022 года заявлял глава МИД Сергей Лавров, подчеркнув, что ОДКБ будет развиваться в зависимости от потребностей и должна быть фактором, обеспечивающим баланс в Евроатлантике. Говоря о возможных угрозах со стороны альянса, Зась отметил, что ОДКБ обладает достаточным количеством средств для ответа на вызовы со стороны НАТО, а потому необходимости увеличивать ее силовой блок нет.
Уроки практики Четвертая статья Договора гласит: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии, то это будет рассматриваться как нападение на все страны организации».
В нынешнем году запланировано специальное учение с совместном формированием РХБ защиты и медицинского обеспечения «Барьер-2023». С 2017 года высшей формой совместной подготовки в формате ОДКБ является совместное оперативно-стратегическое учение «Боевое братство», которое поводится в одном или нескольких регионах коллективной безопасности одновременно и включает комплекс совместных мероприятий, взаимоувязанных по целям, задачам, месту, времени в единой военно-политической и военно-стратегической обстановке. При подготовке и в ходе учений совместно с оборонными ведомствами организуется и проводится большой объем исследовательской работы по наиболее актуальным проблемным вопросам развития военной составляющей Организации с привлечением соответствующих специалистов базовых учебно-методических и научно-исследовательских организаций, в том числе по организации разведки, противовоздушной обороны, применения авиационной компоненты, и другим вопросам.
На сегодняшний день по инициативам Объединенного штаба решениями органов ОДКБ статус базовых учебно-методических организаций придан 11 военным учебным заведениям, осуществляющим подготовку по специальностям: общевойсковым, противовоздушной обороны, ракетных войск и артиллерии, войсковой противовоздушной обороны, связи, материально-технического обеспечения, информационной безопасности, радиоэлектронной борьбы, подготовки персонала Миротворческих сил ОДКБ, медицинским и фармацевтическим специальностям, а также подготовки кадров, отвечающих за обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государств — членов Организации, а статус базовых научно-исследовательских организаций — 7 профильным научным и учебным организациям. В 2022 году система пополнилась базовой организацией по разминированию — Международным противоминным центром Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенной для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области разминирования для государств — членов ОДКБ, а также для выполнения задач разминирования в зоне ответственности ОДКБ, в том числе в составе сводных международных подразделений. В 59 образовательных учреждениях военнослужащие обучаются по 827 специальностям.
Расшифровка аббревиатуры ОДКБ и какие страны входят в состав, отличия от НАТО
В Ростове спасли четырехлетнюю девочку, которая проглотила 56 магнитных шариков, сообщает пресс-служба Областной детской клинической больницы. Ребенок проглотил детскую игрушку и позже сказал об этом маме. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что на ОДКБ нельзя положиться и у него нет ответа на вопрос армянского общества, зачем в такой ситуации оставаться в организации. В Ростовской области хирурги спасли ребенка, которому разрезало часть лица бензопилой.
Также у ОДКБ есть генеральный секретарь, секретариат, объединённый штаб и центр кризисного реагирования. Генсек ОДКБ ротируется — эту должность по очереди занимают представители разных стран-участников. К ним относятся контингент национальных вооружённых сил, различные группировки и военные системы. Группировки подразделяются на коллективные силы оперативного реагирования около 20 000 человек , миротворческие силы порядка 3600 человек , коллективные авиационные силы и различные региональные группы точная численность неизвестна. В структуру ОДКБ также входят: Совет министров иностранных дел — для сотрудничества в области внешней политики; Совет министров обороны — для сотрудничества в области военной политики, военно-технического сотрудничества и военного строительства; Комитет секретарей советов безопасности — для сотрудничества в области обеспечения национальной безопасности членов организации; Парламентская ассамблея — для межпарламентского сотрудничества; Постоянный совет ОДКБ по вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами ОДКБ в период между сессиями Совета коллективной безопасности.
Согласно договору, государства-участники не могут размещать на своей территории военные базы третьих стран без разрешения остальных членов, вступать в союзы с третьими странами и участвовать в военных действиях против партнёров. Иногда документ называют «Ташкентским пактом» или «Ташкентским договором». В 1993 году к Договору присоединились Грузия, Белоруссия и Азербайджан.
Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств — членов для реализации этих целей. Сессии СКБ проводятся поочередно в государствах — членах по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения. Совет состоит из постоянных и полномочных представителей, назначаемых государствами - членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами. Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Местом нахождения Секретариата является Москва.
Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных региональных группировок войск сил и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой. Местом нахождения Объединённого штаба является Москва. Высшим административным должностным лицом Организации является Генеральный секретарь. Для решения задач, стоящих перед ОДКБ, могут создаваться на постоянной или временной основе вспомогательные органы и рабочие группы, функционирующие по отдельным направлениям деятельности. В 2016 году на октябрьской сессии Совета коллективной безопасности в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, раскрывающая концепцию дальнейшего укрепления совокупного потенциала ОДКБ с целью её превращения в один из эффективных инструментов международной политики, обеспечивающих мир и безопасность в обширном евразийском регионе в тесном взаимодействии и диалоге со всеми партнерами, разделяющими цели и принципы нашей Организации. Для парирования существующих и вновь возникающих вызовов и угроз безопасности государств — членов в рамках ОДКБ создана действенная системы коллективной безопасности, основанная на трех дополняющих друг друга областях приложения коллективных усилий: политическое, военное сотрудничество и сотрудничество в сфере противодействия вызовам и угрозам. Политическое сотрудничество В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Сформирован механизм внешнеполитической координации. Его нормативной основой является принятое 19 ноября 2003 года Положение о порядке функционирования механизма координации внешнеполитической деятельности государств - членов ОДКБ. С 2011 года в Организации активно действует механизм Коллективных указаний представителям государств — членов ОДКБ при международных организациях, предусматривающих формирование общих подходов по актуальным проблемам международной политики безопасности.
В соответствии с Перечнем тем совместных заявлений, утверждаемым СМИД ОДКБ на ежегодной основе, продолжается практика выступлений на различных международных форумах с совместными заявлениями государств-членов Организации. Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира. Расширяется сотрудничество с третьими странами. В рамках этого сотрудничества осуществляется согласование подходов к решению таких важных и представляющих взаимный интерес тем, как противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному распространению наркотиков, обеспечение пограничной безопасности. Важной сферой деятельности ОДКБ является кризисное реагирование. В октябре 2016 года в Ереване СКБ ОДКБ принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, на который будут возложены задачи по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению принятия уставными органами ОДКБ соответствующих решений в целях кризисного реагирования.
Кто-то хотел объединяться в коалицию, кто-то начал стремиться к европейским ценностям. Заигрывание с лидерами Запада очень часто приводило не только к отдалению друг от друга стран-соседей, но и к эскалации в их отношениях. Совершенно очевидно, что коллективному западу не выгодно, чтобы республики бывшего СССР вновь объединились. Принцип «разделяй и властвуй», действует с незапамятных времен. Однако, исторические корни, знание русского языка, общность культур и традиций в бывших социалистических республиках оказывают влияние на социальную, политическую, культурную жизнь стран до сих пор. Как пример одного из тесных сотрудничеств стран на постсоветском пространстве стоит отметить коллективный договор по безопасности. Он предусматривает не только оказание помощи, в том числе и военной в случае угрозы безопасности стран-подписантов. Это может быть угроза целостности страны в связи с переворотами и восстаниями, природными стихиями и катаклизмами. Его основной задачей было сохранить взаимодействие армий новообразованных независимых государств на постсоветском пространстве. В 1993 году к коллективному договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. В настоящее время ГУАМ не является действующей и реально работающей структурой, несмотря на то, что формального решения об ее роспуске не принималось, а расположенный в Киеве Секретариат ГУАМ регулярно выпускает пресс-релизы на русском языке о своей работе. Документы о создании ОДКБ были ратифицированы всеми странами-участницами и 18 сентября 2003 года вступили в силу. В их задачи входит противодействие военной агрессии, спецоперации по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Практически все республики столкнулись с ростом преступности и угрозой международного терроризма и религиозного экстремизма. Одна из самых накаленных ситуаций складывалась в Таджикистане, гражданская война в котором грозила отразиться на соседних странах. Важную роль в достижении примирения в республике сыграл ОДКБ, что неоднократно было отмечено руководством Таджикистана. Опасное развитие событий в Афганистане также послужили причиной задействования возможности ОДКБ осенью 1996 года и летом 1998 года, чтобы предотвратить попытки дестабилизации обстановки в этом регионе экстремистами. Нейтрализация угрозы, которая была создана действиями группировок международных террористов в районах Центральной Азии и на юге Киргизии в 1999 и 2000 годах, произошла благодаря мерам, оперативно предпринятым государствами-участниками ДКБ. Свежим примером оперативной работы ОДКБ стала стабилизация ситуации в Казахстане после подавления беспорядков, начавшихся в январе 2022 года на фоне двукратного роста цен на сжиженный газ.
Вы точно человек?
Постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. Постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. Что такое Организация Договора о коллективной безопасности или ОДКБ? Какую пользу она приносит участникам? Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ для стабилизации обстановки в странах-партнерах в случае ЧП. Система коллективной безопасности ОДКБ (военная составляющая).
Расшифровка что такое ОДКБ и какие страны входят в это объединение
ОДКБ — это Организация Договора о. Государства входящие в состав ОДКБ. собой ОДКБ, какие страны входят в его состав, что означает расшифровка слова? Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ), в состав которого входят главы государств-членов. Благодаря действиям специалистов ОДКБ удалось организовать поиски зачинщиков беспорядков, действия которых курировались из Афганистана и наладить борьбу с наркомафией. Совет коллективной безопасности (СКБ) является высшим органом Организации и состоит из глав государств – членов. ОДКБ будет расширяться, обрастая новыми странами-участниками. У России появится свой военно-политический полюс.
Два десятилетия в едином боевом строю
В 2016 году на октябрьской сессии Совета коллективной безопасности в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, раскрывающая концепцию дальнейшего укрепления совокупного потенциала ОДКБ с целью её превращения в один из эффективных инструментов международной политики, обеспечивающих мир и безопасность в обширном евразийском регионе в тесном взаимодействии и диалоге со всеми партнерами, разделяющими цели и принципы нашей Организации. Для парирования существующих и вновь возникающих вызовов и угроз безопасности государств — членов в рамках ОДКБ создана действенная системы коллективной безопасности, основанная на трех дополняющих друг друга областях приложения коллективных усилий: политическое, военное сотрудничество и сотрудничество в сфере противодействия вызовам и угрозам. Политическое сотрудничество В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Сформирован механизм внешнеполитической координации. Его нормативной основой является принятое 19 ноября 2003 года Положение о порядке функционирования механизма координации внешнеполитической деятельности государств - членов ОДКБ. С 2011 года в Организации активно действует механизм Коллективных указаний представителям государств — членов ОДКБ при международных организациях, предусматривающих формирование общих подходов по актуальным проблемам международной политики безопасности. В соответствии с Перечнем тем совместных заявлений, утверждаемым СМИД ОДКБ на ежегодной основе, продолжается практика выступлений на различных международных форумах с совместными заявлениями государств-членов Организации. Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира. Расширяется сотрудничество с третьими странами.
В рамках этого сотрудничества осуществляется согласование подходов к решению таких важных и представляющих взаимный интерес тем, как противодействие международному терроризму и экстремизму, незаконному распространению наркотиков, обеспечение пограничной безопасности. Важной сферой деятельности ОДКБ является кризисное реагирование. В октябре 2016 года в Ереване СКБ ОДКБ принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, на который будут возложены задачи по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению принятия уставными органами ОДКБ соответствующих решений в целях кризисного реагирования. Военное строительство Цель военного сотрудничества — обеспечить коллективную и национальную безопасность государств — членов Организации путем поддержания в рамках необходимой достаточности и готовности оборонного потенциала каждого государства — члена, сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ к выполнению задач по предназначению в соответствии со статьями 4 и 6 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и своевременного реагирования на возможные вызовы и угрозы национальной и коллективной безопасности государств — членов ОДКБ. Основу военного потенциала ОДКБ составляют созданные Коллективные силы оперативного реагирования, региональные объединенные группировки войск сил , Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные совместные военные системы и объекты военной инфраструктуры. В рамках реализации Основных направлений развития военного сотрудничества государств — членов ОДКБ на период до 2020 года планомерно совершенствуются созданные на двусторонней основе российско-белорусская и российско-армянская группировки войск сил , которые развернуты соответственно в Восточноевропейском и Кавказском регионах коллективной безопасности. В рамках совершенствования управления силами и средствами системы коллективной безопасности в ходе ежегодных деловых игр, совместных учений и тренировок осваиваются и практически реализуются требования Решения СКБ ОДКБ «Об организации управления Войсками Коллективными силами ОДКБ» от 15 сентября 2015 года. Подготовка Войск Коллективных сил Организации к выполнению поставленных задач осуществляется в соответствии с ежегодными планами совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.
Начиная с 2004 года, в соответствии с этими планами с формированиями сил и средств системы коллективной безопасности на территории государств — членов ОДКБ проведено более 30 учений различного масштаба с уже ставшими известными названиями: «Рубеж», «Взаимодействие», «Нерушимое братство», «Гром», «Кобальт» и ряд других. Для участия в этих учениях в качестве наблюдателей и участников регулярно приглашаются представители зарубежных стран и международных организаций. Для участия в миротворческих операциях созданы на постоянной основе Миротворческие силы ОДКБ численностью около 3000 военнослужащих вооруженных сил и порядка 600 представителей органов внутренних дел государств — членов. Осуществляется налаживание международного сотрудничества в области миротворчества. Деятельность Объединенного штаба сосредоточена на решении практических задач, связанных с формированием, функционированием и применением Войск Коллективных сил ; подготовкой и проведением совместно с министерствами обороны генеральными штабами вооруженных сил государств — членов совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, военно-техническим сотрудничеством; координацией совместной подготовки кадров и специалистов для вооруженных сил государств — членов; организацией функционирования Центра кризисного реагирования ОДКБ и взаимодействия его с уполномоченными национальными органами. Одной из приоритетных областей военного строительства в рамках Организации является военно-техническое сотрудничество, регулируемое специальным Соглашением 2000 года.
Секретариат ОДКБ выполняет функции постоянного рабочего органа. Редактировать Ввод миротворческих сил ОДКБ в Казахстан в январе 2022 года 2 января 2022 года жители городов Жанаозен и Актау в Мангистауской области массово вышли на улицы с призывом снизить цены на топливо.
В последующие дни протесты охватили весь Казахстан. В целях стабилизации ситуации власти объявили о снижении цены на сжиженный газ в Мангистауской области, но должного эффекта это решение не достигло. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев трижды 5, 6 и 7 января выступил с обращениями к нации в которых призвал население к соблюдению законов и порядка. Кроме того, он подчеркнул, что власти будут жестко реагировать на все проявления правового вандализма.
С целью осуществления скоординированной деятельности в области снижения спроса на наркотики, профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркозависимых лиц в государствах — членах Организации Договора о коллективной безопасности с 2013 года на системной основе действует Координационное совещание главных наркологов государств-членов Организации. Реагирование на чрезвычайные ситуации Ответственность за координацию совместных действий государств — членов в области чрезвычайного реагирования возложена на созданный в 2007 году Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств — членов ОДКБ КСЧС ОДКБ. В соответствии с утвержденным СКБ ОДКБ в 2014 году Планом мероприятий по реализации Основных направлений развития системы коллективного реагирования государств — членов ОДКБ на чрезвычайные ситуации в рамках Организации проводится работа по созданию Гуманитарных центров в регионах коллективной безопасности; продолжается разработка правовой базы для обеспечения размещения государственных материальных резервов на территории государств — членов ОДКБ; завершено формирование единого информационно-программного пространства для обмена оперативной информацией и координации совместных действий государств — членов; продолжается работа по координации деятельности международных организаций с целью использования их потенциала при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Противодействие незаконной миграции и торговле людьми. Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции «Нелегал», направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран. За это время в ходе проведения операции «Нелегал» были пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. Только в 2016 году выявлены сомнительные финансовые операции на сумму около 1,5 млрд. Безопасность информационного пространства В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых «комплексных» или «гибридных» технологиях. В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств — членов Организации началось с 2006 года. За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств — членов Организации в этой сфере. В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности. Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств — членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере. На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции ПРОКСИ от полного названия «противодействие криминалу в сфере информации». Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств — членов Организации. Всего в ходе операции ПРОКСИ с 2009 года было выявлено около 80 тысяч информационных ресурсов, имеющих значение для оценки угроз коллективной безопасности. Деятельность свыше 32 тысяч из них приостановлена или заблокирована. При этом выявлено около 60 тысяч фактов, свидетельствующих о возможном совершении преступлений. По итогам проверок полученных материалов возбуждено более 15 тысяч уголовных дел. В декабре 2014 года Советом коллективной безопасности ОДКБ было принято Решение о создании Консультационного координационного центра Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам реагирования на компьютерные инциденты ККЦ. В рамках ее деятельности в настоящее время завершается актуализация перечня наиболее важных объектов национальной информационной инфраструктуры, обеспечение безопасности которых требует совместного мониторинга. Налажен процесс обмена информацией о кибератаках. Важной задачей ОДКБ является подготовка и переподготовка специалистов по всем направлениям ее деятельности. Кроме того, в учебных заведениях высшего профессионального образования Российской Федерации по различным гражданским специальностям ежегодно обучается порядка 200 представителей государств — членов Организации.
Подобные различия не раз становились препятствием не только для развития организации, но и принятия оперативных решений, необходимых для поддержания безопасности внутри ОДКБ. Можно, например, вспомнить о том, что Киргизия трижды в 1999, 2010 и 2021 годах обращалась за помощью к партнерам и каждый раз получала отказ. Единственным случаем, когда в ОДКБ согласовали миротворческую миссию, стал кризис в Казахстане в начале текущего года. Тогда после обращения Касым-Жомарта Токаева о помощи в борьбе с террористическими бандами решение о направлении миротворческих сил ОДКБ было принято практически моментально, а в Казахстан оперативно прибыла группировка из более чем 2 тыс. Несмотря на то, что в текущем году это была уже пятая встреча лидеров стран организации, она снова показала, что национальные интересы преобладают над общими. Так, лидер Армении Никол Пашинян говорил о конфликте его страны с Азербайджаном, не только критикуя своих партнеров за нерешительность, но и напоминая, что внутри ОДКБ нет взаимопонимания, о чем свидетельствует недавний конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном. Неудовлетворенность Пашиняна в конечном счете вылилась даже в то, что он отказался подписывать проекты декларации Совета коллективной безопасности и документа о совместных мерах по оказанию помощи Армении, так как в них не была отражена агрессия Азербайджана и не содержалось требование к Баку вывести войска с занятой им части армянской территории. В свою очередь, Владимир Путин старался смягчить звучавшую в Ереване негативную риторику, напоминая всем о глобальных проблемах и необходимости иметь «согласованные позиции по политическим и военно-стратегическим вопросам, актуальным проблемам региональной безопасности и международной повестки». Он снова вспомнил об угрозе терроризма и экстремизма, транснациональной преступности, нелегальной миграции, наркотиков, а также о «чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Кроме того, Путин, в отличие от остальных участников, сделал особый упор на идеологическую составляющую ОДКБ, выразив озабоченность «распространением экстремистской идеологии в странах Центральной Азии», а также напомнив о необходимости сохранения «памяти об общей истории наших государств, о том, что наши народы вместе победили в Великой Отечественной войне». Представители же республик Центральной Азии снова говорили о проблеме Афганистана, а лидер Казахстана, как и прежде, был крайне сдержан и обошелся на открытой для прессы части саммита лишь общими фразами. Иллюстрация: БелТА Особое место во время проведения саммита заняло выступление президента Белоруссии Александра Лукашенко, которое в очередной раз продемонстрировало, что Минск все еще возлагает на ОДКБ большие надежды, хотя и крайне неудовлетворен тем, как сейчас обстоят дела в организации. Стоит напомнить, что белорусский лидер и прежде критиковал своих партнеров за нерасторопность. Еще в 2010 году он недоумевал, задаваясь вопросом о том, «что это за организация, если в одной из наших стран льется кровь, происходит государственный переворот и… тишина? Эта позиция Лукашенко остается практически неизменной и сегодня, о чем говорят его последние заявления и стремление коренным образом изменить ситуацию в ОДКБ. Белорусский лидер говорил много, отмечая проблемы как частного порядка, так и общие для всех участников организации. И здесь заявления Лукашенко были схожи с тем, о чем говорил его российский коллега.