Новости операция искра 1943

Главная» Новости» Следствием операции искра проведенной красной армией в январе 1943 г стал прорыв блокады. В первой половине февраля 1943 года планировалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе поселка Мга и очистить Кировскую железную дорогу. Подготовка наступательной операции под кодовым названием "Искра" по прорыву блокады велась задолго до ее начала.

Покупка билета

Одновременно с началом наступления 55-й армии 8-я армия начала наступление на Мгу из района южнее Вороново. На участке фронта от Гонтовой Липки до района Погостья советским войскам противостояли части 1-й, 223-й, 69-й пехотных и 285-й охранной дивизий [50]. После трёх дней боёв первый эшелон 8-й армии 256-я, 265-я, 286-я, 374-я и 378-я стрелковые дивизии при поддержке 35-го, 25-го, 33-го и 50-го танковых полков прорвал немецкую оборону на участке Вороново — Лодва шириной 8 километров и продвинулся вперёд до 2—5 километров. Подвижной группе в составе полка 64-й гвардейской стрелковой дивизии и танкового батальона 122-й танковой бригады удалось обойти с севера мощный узел обороны Карбусель и перерезать железную дорогу Мга — Кириши восточнее станции Турышкино. Однако командование немецкой 18-й армии сумело перебросить 21-ю, 121-ю пехотные дивизии, 2 полка 11-й пехотной дивизии, которые сумели остановить продвижение 8-й армии. Ввод в бой 1 апреля 14-й стрелковой дивизии и 1-й стрелковой бригады для поддержки успеха 64-й дивизии результата не принёс [53]. Таким образом, и вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника закончилась провалом.

Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь. В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов. Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия.

Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией. В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта. Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию. Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55]. В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага.

Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации. Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой. Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта.

В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки.

Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами.

Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2.

В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва.

В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55]. Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55].

Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью. За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55]. Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55].

При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск. Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить.

В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой , но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область.

Однако операция «Полярная Звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы.

Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года. А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны. Об упорстве немцев говорит хотя бы тот факт, что в один из первых дней сражения они израсходовали около 2000 тонн снарядов. И это при том, что полосу нашего наступления можно обойти сегодня всего за 6-7 часов. Но «Искра» прожгла наконец стальное кольцо блокады. На этом месте сейчас проходит Мурманская трасса.

А вторая — в Пятом рабочем поселке, где теперь установлен в честь этого всем известный памятный знак. Хотя неизвестно, кто был его автором». Об ожесточенности же сражения красноречивее всего свидетельствуют данные потерь. С 12 по 30 января наши войска потеряли около 100 000 человек, из которых 40 000 убитыми. Немцы — около 20 000 ранеными, убитыми, пропавшими без вести и попавшими в плен.

Несмотря на мощную артиллерийскую обработку, ожившие немецкие окопы встречают советских солдат шквальным пулеметно-артиллерийским огнем. Тринадцатого и четырнадцатого января командование обоих фронтов вводит свежие части вторых эшелонов.

С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где бушуют тяжелейшие бои. Зона прорыва понемногу расширяется. Бойцы лыжной бригады 2-й ударной армии обходят немцев по льду Ладожского озера и атакуют их с тыла у населенного пункта Липка. Рвущиеся навстречу друг другу войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяет лишь пара километров. Гитлеровцы лихорадочно перебрасывают с юга еще две дивизии — пехотную и эсэсовскую с говорящим названием «Полицай». Они с колес ввязываются в битву, но остановить стремительно смыкающиеся клещи двух советских ударных группировок уже не могут.

Несмотря на то, что город оставался во вражеской осаде еще целый год, с прорывом блокады значительно улучшилось снабжение северной столицы.

Обстановка на всём Ленинградском фронте так же значительно изменилась — немецкая группа армий «Север» окончательно утратила стратегическую инициативу. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К.

Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы»

На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. После этого последовали пятидневные ожесточённые бои. Немцы упорно сопротивлялись, дрались за каждый клок земли. Образовав общий фронт и закрепившись на новых рубежах, войска 67-й и 2-й ударной армий продолжили наступление на Синявинские высоты. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось.

Войска Симоняка и Борщева смогли успешно форсировать Неву и продвинуться на глубину до 3 километров. На флангах 67-й армии обстановка складывалась менее благоприятно. В ходе первого дня операции продвижение фронта не превысило 2 километров. Наибольшего результата достигли части 327-й стрелковой дивизии полковник H.

Бойцы Полякова после упорного боя овладели сильно укрепленным узлом сопротивления — рощей Круглая. Романовский ввел в бой дивизии второго эшелона. Однако к коренному перелому это не привело. Немецкие войска, усиленные спешно переброшенными резервами, продолжали прочно удерживать опорные пункты. Войска 67-й армии в ходе второго дня операции имели незначительное продвижение. Советские войска продолжали медленно продвигаться навстречу друг другу. Вечером того же дня частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады Ленинградского фронта был освобождён Шлиссельбург. В этот же день войска 128-й стрелковой дивизии Волховского фронта взяли Липки. Таким образом, к вечеру 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а все южное побережье Ладожского озера очищено от немецких войск.

Подборка предваряет его поздравление с 80-летием прорыва блокады. Она предвещала большую Ленинградскую Победу, которая наступит годом позже", - написал губернатор. Подборка опубликованных фотографий была подготовлена совместно с Архивным комитетом.

Одна из главных артиллерийских "рабочих лошадок" Красной Армии — пушка-гаубица "МЛ-20". В противостоянии с аналогичными по калибру немецкими орудиями наши орудия обладали преимуществом — били на 4-5 километров дальше. В конце 1942 года советское командование готовит операцию по прорыву блокады. Она называется "Искра". Наступление назначено на 1 января 1943 года, но погода вносит свои коррективы — лед на Неве не встал, и пехота не может атаковать противоположный немецкий берег. Тянутся томительные дни ожидания. Силы у оставшихся в живых ленинградцев на исходе — их уже меньше миллиона.

Зачем немцы поливали водой берега Невы?

Операция Искра звено в цепи катастроф Вермахта январь 1943. Алексей Исаев. Истрия СССР. Лекции.

Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. Операции было присвоено кодовое наименование «Искра» и назначена дата готовности к ней — 1 января 1943 года. Операция «Искра» стала последним ударом по планам вермахта соединиться с финскими частями. Советские войска прорвали блокаду Ленинграда в результате операции «Искра».

«Январский гром» после «Искры»: как Ленинград освобождали от блокады

Это помогло — немцы чувствовали неладное, но до последнего не знали, когда и куда именно ударят русские. Усиленные для прорыва 2-я ударная армия генерал-лейтенанта Романовского Волховский фронт и 67-я армия генерал-майора Духанова Ленинградский фронт были готовы к бою еще 1 января 1943-го, но в планы военных вмешалась погода. Из-за оттепели раскисли торфяные болота, а на Неве, через которую предстояло переправляться, подтаял лед. Операцию пришлось отложить на две недели. Сталин так беспокоился за успех предстоящего наступления, что срочно отозвал с Воронежского фронта и отправил под Ленинград генерала армии Георгия Жукова, поручив ему координировать операцию. Тот проинспектировал части и пришел к выводу, что танков, пушек и боеприпасов на направлении главного удара все же недостаточно. Кроме того, он выявил ряд недочетов в тактике. С одобрения Сталина запасы снарядов пополнили, технику между подразделениями перераспределили более грамотно.

В Великую Отечественную войну в Зимнем дворце все подвалы были приспособлены под бомбоубежища? А в 12 помещениях дворца до 1942 года постоянно проживали около 2000 жителей блокадного Ленинграда? Здесь же укрывали некоторые музейные коллекции Эрмитажа, также культурные ценности из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда, которые не успели эвакуировать. Зимний дворец сильно пострадал от бомбежек, как его не берегли. Но благодаря золотым рукам советских мастеров он остался таким, каким был. Утро 12 января. На участках прорыва загрохотали первые залпы советской артиллерии.

Позиции немцев почти два с половиной часа методично утюжат из сотен сухопутных и корабельных стволов, по штабам и опорным пунктам массированно работает авиация. Немецкие траншеи накрывают волны разрывов тяжелых снарядов. Практически одновременно с завершением артподготовки в атаку под прикрытием огневого вала поднимается пехота обеих ударных групп. Наступающие изнутри блокадного кольца стрелковые дивизии с ходу форсируют Неву по льду и вгрызаются в боевые порядки вермахта. Несмотря на мощную артиллерийскую обработку, ожившие немецкие окопы встречают советских солдат шквальным пулеметно-артиллерийским огнем. Тяжелых и средних танков у наступающих нет — их не выдержал бы тонкий лед, поэтому приходится довольствоваться поддержкой легких Т-60, БТ-5, Т-26 и бронеавтомобилями. Они, словно картонные, вспыхивают под ударами бронебойных снарядов противотанковых пушек гитлеровцев.

Вскоре наступление 67-й армии захлебывается, к концу дня удается вклиниться в оборону противника всего на три километра. Темпы прорыва снижают непроходимые торфяники и минные поля. Не легче обстановка и с внешней стороны кольца, в полосе атаки 2-й ударной, идущей с востока. На левом фланге наступают части 8-й армии. Немцы яростно сопротивляются. Увязшие в боях стрелковые дивизии за день захватили три траншеи и пробились на пару-тройку километров к западу. Вскоре бойцы 327-й стрелковой овладели особо укрепленным опорным пунктом гитлеровцев — рощей «Круглая».

Она исчерпала все свои боевые возможности, потеряв в ходе боев убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 41 тыс. Сбросить немцев, окопавшихся на Синявинских высотах, и ликвидировать угрозу нового прорыва к южному побережью Ладожского озера можно было путём нанесения встречных ударов по флангам мгинско-синявинской группировки. В связи с этим, Волховскому фронту комфронта-генерал армии Мерецков К. Ставилась также задача: перерезать шоссе и железную дорогу в районе Любани.

История трагически повторялась: годом раньше, - зимой 1942 г. Ленинградскому фронту комфронта - генерал-полковник Говоров Л. Войскам фронта предстояло наступать из района Колпина вдоль Октябрьской железной дороги, с поворотом в дальнейшем на Мгу. Одновременно с этим, Ставка обязывала командующих фронтами, не дожидаясь подготовки фланговых ударов, продолжать борьбу за Синявинские высоты, уничтожая окопавшегося там противника.

Главная задача войск заключалась в том, чтобы в ходе наступления окружить и уничтожить Синявино-Мгинско-Шапкинскую группировку и выйти на линию: Ульяновка — Тосно — Любань. Они атаковали позиции, занимаемые здесь частями 4-й охранной дивизии СС и испанской 250-й дивизии.

Штейрер остался один. Хотел было бежать тоже, да понял, что начальство расстреляет его за невыполнение приказа. Тогда вернулся, сел за стол и стал дожидаться нашего появления, чтобы сдаться в плен...

Вид у него был жалкий, и, охотно выбалтывая нам все немецкие тайны, он поминутно спрашивал: «А отвечая вам на этот вопрос, я не нарушу своей чести офицера? Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами.

Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Образовав общий фронт и закрепившись на новых рубежах, войска 67-й и 2-й ударной армий продолжили наступление на Синявинские высоты. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда.

Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург. Только героическим трудом Ленметростроя и военных инженеров под руководством И. Зубкова удалось за 17 суток проложить под огнем противника дорогу.

Одновременно при этом снимали с пути мины свыше 2 тыс. Новая дорога постоянно находилась под угрозой, её называли коридором смерти. В первые два месяца работы дороги стало ясно, что немцы не прощают ни единой ошибки, артиллерийским огнем им удалось взорвать два наших состава с боеприпасами, направлявшихся в город. Но положение города заметно улучшилось, снабжение пошло.

Когда мы говорим, что Ленинград обеспечивал себя сам, то, конечно, лукавим. Город прочно зависел от поставок извне, нуждался в боеприпасах крупных калибров, бронетехнике, танках. В результате вся вторая половина 1943 года и начало 1944 года — это фактически попытка развить успех операции «Искра» и максимально обезопасить созданный коридор, для чего требовалось отодвинуть немецкие позиции. Операция «Искра», на мой взгляд, только часть той большой военной истории северо-запада, которую нам еще только предстоит рассказать.

Если сейчас встать на Синявинские высоты и взглянуть на то место, где была «Дорога Победы», даже невоенному человеку станет ясно, что она наблюдаема и простреливаема. Проще говоря, наши войска были как на ладони. Это создавало гигантские трудности. Вдобавок через Неву пришлось построить два моста: низководный временный и высоководный.

Противнику удалось в первый же день накрыть артиллерией один из мостов и повредить его. Ситуация была неприятной, все висело если не на волоске, то на тонкой веревочке. Однако после поражения немцев на Курской дуге положение на фронте под Ленинградом начало улучшаться. Давайте остановимся на этом чуть подробнее?

Как «прорывали» блокаду Ленинграда: Операция «Искра»

Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя». Операции было присвоено кодовое наименование «Искра» и назначена дата готовности к ней — 1 января 1943 года. Стратегическая наступательная Операция "Искра" в 1943. 75 лет назад, 18 января 1943 года, в ходе операции "Искра" была прорвана блокада Ленинграда.

Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда

18 января 1943 года в ходе операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. ударил «Январский гром». 12 января 1943 года в ходе операции «Искра» начался прорыв блокады Ленинграда. В первой половине февраля 1943 года планировалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе поселка Мга и очистить Кировскую железную дорогу. К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. Расстоновка сил под Ленинградом, январь 1943.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий