Новости надежда константиновна крупская причина смерти

Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование. Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой». Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня. От чего на самом деле умерла Надежда Константиновна Крупская мы, скорее всего, не узнаем никогда. После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе.

6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР

Загадка смерти Надежды Константиновны Крупской. В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел. Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой». 22 июля 1898 года состоялась свадьба Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской.

Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?

Одиночество и вера Как вспоминала сама Крупская, ее «религиозность» продолжалась до двадцати с небольшим лет. Ее причину Надежда Константиновна видела не в «мистике», а в одиночестве. У нее было достаточно подруг, но разговаривать с ними на сокровенные темы она не могла. Говорила, что «не умеет выразить переживания так, чтобы они были понятны другим». Крупская писала, что Бог, по тогдашним ее понятиям, «должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Она вспоминала, как любила часами смотреть на лампадку перед иконами.

Впрочем, марксизм оказался намного проще для ее понимания, к тому же он лишил ее одиночества. Борьбе с детским одиночеством Крупская отдаст немало сил, настаивая на том, что необходимо налаживать «коллективную работу детей», которая позволит им осознать себя частью единого целого. Она разработает конкретную методику для учителей по сплочению коллектива, члены которого смогут «идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни». Молодожены Надежда и Владимир познакомились на одном из вечеров петербургских марксистов, устроенном у инженера Классона. Что покорило недавнюю гимназистку, увлеченную революционными идеями, в будущем вожде мирового пролетариата: острый ум, красноречие, задатки лидера?

Вероятно, все сразу. По воспоминаниям революционера Глеба Кржижановского, «Владимир Ильич мог найти красивее женщину… но умнее, чем Надежда Константиновка, преданнее делу, чем она, у нас не было…» Они обвенчались во время ссылки в Шушенском. В этом забытом Богом местечке они проведут, пожалуй, самые счастливые мгновения своей жизни. Много позже Крупская напишет, что ссылку скрашивало то, что они были молодоженами: «То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…» Сладости и споры Тот факт, что Надежда Константиновна не была идеальной хозяйкой, пожалуй, уже не вызывает сомнения. Долгое время вести хозяйство ей помогала мать — Елизавета Васильевна.

Ознакомиться с произведениями философов можно было только избранным в спецфондах библиотек. Опале были подвергнуты детские сказки, чье содержание «не было коммунистическим». Были названы 97 писателей, чьи произведения представляли собой «буржуазную муть». Не устроила новую власть даже сказка С. Аксакова «Аленький цветочек». Вдова 21 января 1924 года умер Ленин.

Надежда Константиновна продолжала активно участвовать в политике. Стала членом Центрального Комитета большевиков. Главным направлением деятельности стало написание многочисленных работ о покойном муже. На 14 съезде партии вдова Ленина выступила с критикой Сталина. Придя к власти, Иосиф Виссарионович припомнил этот момент в биографии вдовы Ильича Постепенно круг обязанностей Крупской стал сужаться, появились препятствия в публикации воспоминаний о вожде. Под предлогом заботы о здоровье ее обязывали отдыхать и, главное, как можно меньше писать воспоминаний.

В них Ленин выглядел простым человеком, а не иконой, которую рисовала официальная пропаганда. Утонченным издевательством стали часы обязательного посещения Мавзолея. Вдову вне зависимости от ее желания обязывали проводить часть времени возле трупа Ульянова. Надежда Константиновна разговаривала с мумией. Иногда плакала, иногда смеялась. Крупская устроила небольшое застолье со старыми друзьями в подмосковном Архангельске.

В 7 вечера ей стало плохо. Скорая помощь приехала через 3,5 часа. Утром 27 февраля Надежды Крупской не стало. Гуляет версия, что смерть вдовы Ульянова была подстроена. Причиной послужило желание выступить с острой критикой Сталина на мартовском 18-м съезде ВКП б. Так ли это?

Вряд ли мы когда-то узнаем правду. Интересные факты из жизни Крупской Отправляясь к мужу за границу после Уфимской ссылки, Крупская не сразу нашла законспирированного Ленина. Сначала были неудачные поиски в Праге и только потом встреча в Мюнхене. Во время нахождения за границей супруга Ульянова зашифровала около 20 тыс. Семейная жизнь не была безоблачной. Практически открыто Ленин встречался с любовницей Инессой Арманд.

После смерти Арманд Крупская взяла под опеку ее детей. Крупская имела патологию щитовидной железы - «Базедову болезнь» Частые вопросы о жизни Крупской Почему у Крупской и Ульянова не было детей?

Ее доставили в госпиталь, но спасти уже не смогли. В окружении Надежды Константиновны заподорили отравление.

Ходили слухи, что яд якобы был в торте, который прислал в подарок Иосиф Сталин.

Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом.

Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции.

Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью.

Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний.

Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем.

Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно.

Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского».

Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим».

Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса.

После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства.

Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке.

Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение.

Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное.

Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным.

Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее.

Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

Сначала ее отстранили от пропаганды, потом от борьбы с неграмотностью, потом от управления школами и составления школьных программ. Крупская, «я переключилась на другую работу, на библиотечное дело; организационно к вопросу школы я никакого отношения не имею». Внешне ей оказывались знаки уважения, но внутри аппарата ее систематически компрометировали, унижали, а в рядах комсомола о ней распространялись самые нелепые и грубые сплетни. Но она продолжала писать воспоминания, сборники высказываний Ленина, при этом старалась представить своего супруга, каким он был в жизни, нормальным, талантливым человеком, совершавшим порой и ошибки, с присущими ему достоинствами и недостатками.

В это время образ Ленина в литературе канонизировался, он обожествлялся, а рядом с ним постоянно присутствовал его ближайший ученик и соратник Сталин - гений того же масштаба. Известен конфликт Крупской с «Союзом безбожников» в 1929 г. Руководители этой организации предлагали превратить школу в один из центров антирелигиозной борьбы.

Но руководство Наркомпроса, в частности Крупская и Луначарский, считали вполне нормальной сложившуюся ситуацию, когда школа оставалась фактически нейтральной. Они были против радикальных методов борьбы с религией, против того, чтобы с верующих детей срывали кресты и насмехались над ними. Но идеи «Союза безбожников» перекликались с «генеральной линией» Сталина, поэтому и Крупская, и Луначарский оказались в меньшинстве.

Во второй половине 1929 г. Луначарским, была вынуждена подать в отставку. Новый нарком А.

Бубнов встретил Крупскую холодно. Ленина Н. Крупская и подвергла критике методы сталинской коллективизации, заявив, что эта коллективизация не имеет ничего общего с ленинским кооперативным планом.

Крупская обвиняла ЦК партии в незнании настроений крестьянства и в отказе советоваться с народом. Когда Крупская еще произносила свою речь, руководители райкома дали знать об этом Кагановичу, и он немедленно выехал на конференцию. Поднявшись на трибуну после Крупской, Каганович подверг ее речь грубому разносу.

Отвергая ее критику по существу, он заявил также, что она как член ЦК не имела права выносить свои критические замечания на трибуну районной партийной конференции. Подкорректированная Крупская приветствовала коллективизацию: «Эта перестройка на социалистических началах сельского хозяйства — это настоящая подлинная аграрная революция». Она клеймила выброшенного за пределы страны Троцкого, который «никогда не понимал крестьянского вопроса», она предлагала в деле коллективизации мощнее использовать все механизмы партийного аппарата: «борьба с кулаком заключается в том, чтобы на идеологическом фронте не оставалось никакого следа кулацкого влияния».

И вновь Крупская в первых рядах, в 1931 г. В своей речи на XVII съезде партии в январе 1934 г. Крупская произносила имя Сталина в унисон со всеми другими ораторами: «Вот на XVI съезде товарищ Сталин заострил вопрос о всеобщем обучении.

Конечно, это вопрос громадной важности, это сознавала партия с самого начала…». В 1935 г. В конце 1930-х Крупская пыталась заступиться за Бухарина, Троцкого, Зиновьева, Каменева, протестовала против гонений на детей «врагов народа».

Все это вызывало неудовольствие Сталина, он даже угрожал ей «представить в будущих учебниках женою Ленина не ее, а старую большевичку Е. Да-да, — добавил Сталин, — партия все может». В этой ремарке иногда менялись имена: вместо Стасовой подставляли то Инессу Арманд, то Фотиеву.

Сталин постоянно включал Крупскую и Анну Ильиничну в партийные комиссии, решавшие судьбы бывших вождей партии. Женщины в лучшем случае не являлись на заседания этих комиссий или голосовали, как все, то есть за предложение тов. Крупская голосовала за предание суду Н.

Бухарина, за исключение из партии Л. Троцкого, Г. Зиновьева, Л.

Каменева и своих ближайших друзей и соратников по партии. Последние годы ее жизни она находилась в определенной изоляции, - ее переселили в санаторий старых большевиков «Архангельское». На фасаде дома мемориальная доска с надписью: «Видный деятель Коммунистической партии, сестра В.

Ленина Анна Ильинична Ульянова-Елизарова жила в этом доме с 1919 по 1935 годы». После смерти Ленина Анна Ильинична была до 1932 г. По поручению ЦК партии она собирала документы по истории семьи Ульяновых.

Полученные в конце лета 1924 г. По формулярным послужным спискам удалось проследить служебный путь А. Получение дворянского звания подтвердили и копии документов Дворянского депутатского собрания Казанской губернии, где поселилась семья Бланков после выхода Александра Дмитриевича в отставку.

Из Казани же были получены документы об И. Во время поездки в Ленинград осенью 1924 г. Анна Ильинична ознакомилась с подлинниками обнаруженных документов, из которых следовало, что ее дед, Александр Бланк, принял святое крещение в 1820 г.

Она надеялась получить у Сталина согласие на публикацию этой информации. Но в последние годы я, слыша, что антисемитизм у нас проявляется опять сильнее, прихожу к убеждению, что вряд ли правильно скрывать от масс этот факт, который, вследствие уважения, которым пользуется среди них Владимир Ильичи, может сослужить большую службу в борьбе с антисемитизмом, а повредить, по-моему, ничего не может… Мне думается, что так взглянул бы и Владимир Ильич. У нас ведь не может быть никакой причины скрывать этот факт, а он является лишним подтверждением данных об исключительных способностях семитического племени, что разделялось всегда Ильичем, и о выгоде для потомства смешения племен.

Ильич высоко ставил всегда евреев. Очень жалею, что факт нашего происхождения, предполагавшийся мною и раньше, не был известен при его жизни. Оригинал письма от 1932 г.

Сталин запретил открывать тайну о происхождении великого учителя, а Анну Ильиничну уволили по его указанию из института. Через полтора года, 12 июня 1937 г. Она тяжело переживала смерть старшей сестры, старалась забыться, много работала, совсем не бывала дома, заботилась о Крупской.

Вера Дридзо, секретарь Крупской, рассказала, что Мария Ильинична почти всегда покупала для Надежды Константиновне носильные вещи, заказывала билеты в театры, неизменно интересовалась ее здоровьем, направляла к ней врачей. Съезд избрал М. Елена Дмитриевна Стасова впоследствии рассказывала о последних часах жизни младшей сестры Ленина: «Вспоминаю нашу последнюю встречу с ней.

Мы втроем — Мария Ильинична, Надежда Константиновна и я — участвовали в 1937 году на конференции Московской партийной организации. Марии Ильиничне нужно было уйти с заседания для выполнения какой-то срочной работы. Она, всегда заботливо относившаяся к Надежде Константиновне, попросила меня проводить ее до дому, так как Надежда Константиновна плохо видела.

Придя в свой кабинет, Мария Ильинична почувствовала страшную головную боль, вызвавшую обморочное состояние. Припадок прошел, но скоро повторился. Это было кровоизлияние в мозг, от которого Мария Ильинична и скончалась».

Первый приступ у нее начался 7 июня, прибыли врачи, им удалось добиться временного улучшения состояния, Мария пришла в себя. Но вскоре начался второй приступ, после которого она впала в глубокое бессознательное состояние, деятельность сердца слабела с каждой минутой, и 12 июня она умерла. Все дни болезни Марии Ильиничны рядом была Надежда Константиновна, и ей пришлось сообщить горестную весть Дмитрию Ильичу, который был в это время в санатории: «Дорогой, родной Дмитрий Ильич!

Умерла наша Маняша. Не звонила Вам потому, что было очень уж тяжело, да и врачи, по обыкновению, говорили по-разному... Теперь надо составить ее биографию, собрать все воспоминания, составить сборник.

Без вас этого нельзя сделать, Вы лучше всех, ближе всех ее знаете. Глубокая партийка, она отдавала себя всю работе, всю без остатка. Надо сохранить для истории ее образ, ее облик.

Надя бегала по урокам в любую погоду, а погоды в Петербурге чаще всего скверные — ветер с финского залива, дождь, лужи под ногами. Из-за плохой одежды, плохой обуви — постоянные простуды. Надя каждую осень болела тяжелейшей ангиной, да и в остальное время у неё было воспалено горло и припухали желёзки. Позже её мать не раз говорила, что все последующие хвори Нади — следствие юношеских простуд. И была абсолютно права.

Базедова болезнь, так изуродовавшая Надежду Константиновну, относится к аутоимунным заболеваниям. Учёные считают, что она чаще всего возникает при врождённом дефекте системы иммунитета. Но вместе с тем к причинам, способным вызвать базедову болезнь, относят не только наследственную предрасположенность, но и хронические очаги инфекции в организме. Особенно часто способствуют возникновению диффузного токсического зоба хронические? Так что болезнь, настигшая Надежду Константиновну в зрелости, стала следствием простуд, перенесённых Наденькой Крупской в юности.

Антибиотиков в конце 19-го века не существовало, и полностью избавиться от затаившейся в организме инфекции было невозможно. Надя всё время носила в себе эту бомбу... В распухших желёзках. В простуженных во время тюремного заключения придатках, которые у неё постоянно болели. Бомба взорвалась в 1913 году, когда Надежда Константиновна заболела базедовой болезнью в острой форме.

Надя и в девические годы была вяловатой, быстро утомлялась, тяжело переносила обычные женские недомогания. Но несмотря на все болезни, зарабатывала на жизнь себе и матери, да и гимназию окончила с золотой медалью «за успехи по всем предметам отличные». В 1890 году, будучи слушательницей Высших женских курсов, Наденька Крупская вступила в марксистский кружок. Партийное прозвище у Крупской было «Минога»: что-то рыбье находили товарищи в её внешности и особенно в поведении: в спокойном темпераменте, в невозмутимости и холодности, в мягкой пластике движений. На самом деле у неё уже тогда не хватало сил ни на что...

Кроме, разве что, бурных дискуссий! В 1894 году Надежда познакомилась с Владимиром Ульяновым, уже известным, опытным революционером по прозвищу «Старик». Острый ум, магнетическое обаяние, блестящее остроумие. Владимир Ульянов производил неизгладимое впечатление на революционных барышень. Надя поняла: вот тот человек, которого она ждала, человек, который подарит ей настоящую, осмысленную, интересную жизнь, человек, за которым можно пойти на край света.

И она пошла. Поженились Ульянов и Крупская скорее по-товарищески, чем по пылкому влечению, но супругами стали очень счастливыми. Владимир Ильич постарался обеспечить удобный быт, нанял Надежде Константиновне помощницу по хозяйству, ибо сама Крупская в хозяйственном отношении была совершенно беспомощна. Надежда Крупская действительно стала для Владимира Ульянова достойной спутницей в его нелёгкой жизни.

Занималась организационными и теоретическими вопросами создания системы коммунистического воспитания и пропаганды среди детей и юношества. С ноября 1917 г. Участвовала в разработке положения о единой трудовой школе РСФСР 1918 , согласно которому в основу советской школьной системы были положены принципы производственного обучения и воспитания учеников в духе марксизма. По словам Крупской, школа должна была не только обучать, но и "быть центром коммунистического воспитания".

В 1918 г. В 1919 г. В 1920-1929 гг. Главполитпросвет направлял агитационно-пропагандистскую работу в стране, ведал всеми библиотеками, клубами, школами для взрослых, советско-партийными школами, коммунистическими университетами и др. Под руководством Крупской в 1920-е гг. С 1921 г. Крупская возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета, была редактором нескольких педагогических журналов "На путях к новой школе" и др. Являлась одним из инициаторов создания пионерской организации.

В ноябре 1921 г. С 1924 г. В 1924-1927 гг.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Подписка Отписаться можно в любой момент. Всю свою жизнь она посвятила мужу, революции и построению нового общества. Судьба лишила ей простого человеческого счастья, болезнь забрала красоту, а муж, которому она оставалась верна всю жизнь, изменял ей. Но она не роптала и мужественно сносила все удары судьбы. Надежда Крупская родилась в Санкт-Петербурге 26 февраля 1869 года в обедневшей дворянской семье.

Она с золотой медалью окончила педагогический класс гимназии, поступила на Высшие женские курсы, где проучилась только год. Надежда Крупская с матерью. Отец Надежды был близок с участниками народовольческого движения, поэтому неслучайно девушка заразилась левыми идеями и попала в списки «неблагонадёжных». В 1883 году отец умер, и Наде пришлось содержать всю семью — она давала частные уроки и параллельно преподавала в воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой. В те годы и без того слабое здоровье Нади сильно пострадало, когда ей приходилось бегать по холодным и сырым улицам Питера от ученика к ученику.

Впоследствии это трагическим образом сказалось на её здоровье. Первая красавица партии Надежда Крупская - первая красавица партии. В 1890 году Надежда Крупская стала членом марксистского кружка, а через четыре года познакомилась со «Стариком» - такая партийная кличка была у энергичного молодого социалиста Владимира Ульянова. В него в то время влюблялись многие барышни. Не заметить блестящее чувство юмора, острый ум и великолепное ораторское мастерство Ульянова было просто невозможно, и революционно настроенные барышни просто не могли устоять под его обаянием.

И хотя позднее писали, что вдохновителя революции привлекала в Крупской только идейная близость, а не женская красота, которой просто не было, это было не так.

Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?

Старейший член «Союза за освобождение рабочих», в котором состояли и Ульянов с Крупской, Михаил Сильвин, так оценивал роль Надежды Константиновны: «Она поддерживала и возобновляла связи, была стержнем нашей организации». Ильич очень ценил доставляемую ею информацию. Когда он заболел, девушка ухаживала за ним. Ее подруги готовили, стирали, убирали для юного вождя, она же сидела у его кровати, читала вслух, рассказывала последние новости. Прошло три года.

Зря переживала мамаша. Получив от ворот поворот при сватовстве к подруге Надюши, тоже социалистке и учителке, Аполлинарии Якубовой, Владимир Ильич Ульянов в письме из тюрьмы попросил руки верного товарища Нади. Любопытно Крупская не просто писала педагогические проекты. Она с дотошностью участвовала в их реализации.

Саркис Нанушьян, известный московский архитектор, которому было поручено спроектировать типовые здания детских учреждений, вспоминал о том, что Надежда Константиновна специально несколько раз встречалась с ним, чтобы обсудить мельчайшие подробности планировки детских садов и школ. Володя Дело до свадьбы не успело дойти — Надю арестовали. Материалов на нее почти не было, но один из учеников-рабочих заложил всю команду. Крупская получила три года ссылки в Уфу.

Мать ходатайствовала о ее освобождении, в прошении писала: «Дочь моя вообще здоровья слабого, сильно нервна, страдает с детства катаром желудка и малокровием». Плачевное состояние организма осужденной подтвердил и тюремный врач, найдя его «крайне неудовлетворительным». Но последствий это не возымело. Ильич и Крупская направили ходатайство с просьбой отбывать ссылку вместе, в Шушенском.

Чтобы добыть деньги на дальнюю дорогу, Елизавета Васильевна продала участок рядом с могилой мужа на Новодевичьем кладбище. Внешность приехавшей невесты жених нашел «неудовлетворительной», о чем написал сестре. Мама Наденьки тоже переживала по поводу ее нездоровой «бледности». Девушка успокаивала: «Ну что ты, мама, я под стать северной природе, нет во мне ярких красок».

По настоянию тещи свадьбу сыграли не по революционным, а по церковным канонам 10 июля 1898 года. Факты Шушенское, как и Кокушкино, были родовыми имениями семьи Ульяновых. Ежегодный доход от них колебался в пределах 8 - 17 тысяч рублей. Раз в неделю для барина, будущего вождя революции, забивали одного барана овцу , одного взрослого кабана, птицу индюшек и кур — 3 - 5 штук.

Из воспоминаний Надежды Константиновны: «Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока всего не съест, как съест — покупали на неделю мяса, работница во дворе в корыте… рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, тоже на неделю… В общем, ссылка прошла неплохо… По-моему, он ужасно поздоровел, и вид у него блестящий… Одна здешняя обитательница полька говорит: «пан Ульянов всегда весел». Увлекается он страшно охотой, да и все тут вообще завзятые охотники». Ссыльному платили, по одним сведениям, 9 руб. В эти годы в Сибири баран стоил от 20 до 30 коп.

Жизнь в Шушенском Крупская вспоминала как один из самых счастливых периодов в своей жизни. Матери, взявшей на себя все домашние хлопоты и до смерти старательно их исполнявшей , наняли 15-летнюю помощницу по хозяйству. Средств, получаемых двумя ссыльными, и пенсии вдовы коллежского асессора, вполне хватало на безбедное существование: из столиц выписывали книги и любимую Володей минеральную воду которую он, между прочим, получал и в тюрьме. Наденька работала с утра — вела переписку с оставшимися на воле товарищами, читала газеты, готовила выдержки для статей мужа.

Редактировала его перевод «Теории и практики английского тредюнианизма» Сиднея и Беатрисы Вебб перевод заказной, от издателя, оплачиваемый. Днем много гуляли, Ильич приучал жену к гимнастике, катались на лодках, велосипедах, плавали. Ходили на охоту, по грибы и ягоды. С вечера и до глубокой ночи муж просиживал за рабочим столом.

Всю их совместную жизнь он относился к ней с той же теплотой, нежностью и заботой, как к внезапно умершей любимой сестре Ольге. Свидетельств этому сохранилось немало, особенно в переписке Ленина с родными. Родители Ильича и Крупской, придерживавшиеся народовольческих взглядов, были сторонниками одной и той же системы воспитания. Ничего удивительного в том, что их дети так быстро нашли общий язык и всю совместную жизнь понимали друг друга с полувзгляда-полуслова, нет.

Надежда очень дружила с матерью Ильича, до последних дней была лучшей подругой его сестры Марии. Оба они не были людьми без страстей. Есть свидетельства, что в юности Крупская принимала ухаживания члена своего революционного кружка рабочего Бабушкина, в ссылке увлекалась красавцем революционером Виктором Константиновичем Курнатовским. Но когда Ленину докладывали об этом, и даже сестра Анна писала по этому поводу возмущенное письмо, он отмахивался: «Не время, Аннушка, заниматься всякими сплетнями.

Перед нами сейчас стоят грандиозные задачи революционного характера, а ты ко мне с какими-то бабскими разговорами». Сам же Ильич однажды всерьез увлекся красавицей Инессой Арманд, дочерью французского оперного певца и женой очень богатого человека. Красавица, она была полной противоположностью Надежды Константиновны. Дело происходило в Ланжюмо, в школе для революционных рабочих.

Это был красивый, страстный роман. Крупская предложила Ленину развод.

Это скрывалось и в то время партийные деньги не должны были идти на личные нужды , и тем более в советские времена. Но вот отрывок из письма Ленина родным, посланного из Швейцарии в июле 1895 года: «... Жизнь здесь обойдется, по всем видимостям, очень дорого; лечение ещё дороже». Но Надежде Константиновне, видимо, ничто не могло помочь: родить желанного ребенка ей было не суждено.

В 1913 году базедова болезнь проявила себя во всей «красе», и стало уже не до попыток забеременеть. При базедовой болезни увеличивается щитовидная железа, повышается выработка гормонов, больному все время жарко, он потеет, но главное — эта болезнь жестоко уродует внешность. Достаточно только перечислить симптомы, чтобы понять, как страдала Надежда Константиновна, пока болезнь стремительно развивалась, проникая всё глубже в тело и захватывая всё новые участки. Симптом Брама. У больных базедовой болезнью во время смеха глаза остаются широко открытыми. Симптом Грефе.

Отставание верхнего века при взгляде вниз. Симптом Дальмеди. Связано с повышенным тонусом мышц лица. Симптом Дальримпля. Широкая глазная щель, лагофтальм, зависящий от повышения тонуса мышцы, поднимающей веко. Симптом Кохера.

При взгляде вверх виден участок склеры в виде белой полоски между верхним веком и верхним краем радужки вследствие неправильного, быстрого, толчкообразного движения века. Веки двигаются быстрее глазного яблока. Симптом Розенбаха. Дрожание век при их смыкании. Симптом Шарко-Мари. Дрожание рук.

Симптом Штельвага. Симптом Энрота. Отек век, особенно верхних. И это ещё далеко не все симптомы... Для Ленина отсутствие детей житейской трагедией не стало. Он продолжал любить Надежду, оставался нежным и заботливым супругом, и не смущали его ни постоянные недомогания жены, и ни ее изменившаяся внешность.

Крупская из-за болезни сделалась ещё более равнодушной к физической стороне любви, ещё более стыдливой: кожа у неё теперь всё время была влажной, тело — отёчным, рыхлым, и ей самой казалось, что мужу к ней неприятно прикасаться.

Пока же эти общие причины не устранены, женщины будут делать себе аборты, каким свирепым карам они ни рисковали бы подвергнуться... И Крупская занимается не только отменой наказания, но все силы бросает на устранение первопричин. Еще раз хотел написать о том, что сделала эта гениальная женщина.

В 1923 году из 133 млн человек населения — 111 миллионов — необразованная масса крестьян. Психология таких крестьян, тщательно изученная Крупской — «каждый сам за себя». Привет нынешнему населению краснодарского края. Цитата: «Исторические условия — крепостное право и потом экономическое и политическое засилье помещиков — сделали русского крестьянина еще вдобавок ко всему темным, суеверным, безграмотным, не знающим самых простых вещей.

Деревня — это вместе живущие, но внутренне ничем не объединенные мелкие производители.

Нравится Поход на молодежь 70 лет назад, 27 февраля 1939 года, в день своего 70-летия, скончалась Надежда Константиновна Крупская, чье имя связано с созданием советской атеистической системы образования. Ее педагогическое наследство не изжито до сих пор, и именно его пытаются преодолеть введением ОПК. Советская школа никогда не была «светской», напротив, она строилась как мощнейший очаг пропаганды коммунистической религии. Истоки Основы советской школы вырабатывались русской социал-демократией задолго до революции и во многом были связаны с личным жизненным опытом Н. Она родилась 26 февраля 1869 года в Петербурге в семье «потомственных революционеров»: ее дед Игнатий Крупский был сослан в Казанскую губернию под надзор полиции за участие в движении декабристов.

А отец Константин Игнатьевич, хотя и участвовал в подавлении польского восстания, тоже считался «неблагонадежным», так как поддерживал народников, читал Герцена, верил в науку и насмехался над религией. Мать же Елизавета Васильевна, напротив, была религиозна, хотя не соблюдала постов, не молилась дома и «по настроению» посещала церковь, но иногда брала с собой дочь, а у ее кроватки повесила семейный образок на голубой ленточке. Девочка росла вроде бы верующей. Однако еще ребенком она инстинктивно возненавидела всякую мистику, рассказы о чудесах, предчувствиях, знамениях и тому подобное, хотя почему-то с большим интересом слушала сказки о нечистой силе. Будущая патологическая ненависть Крупской к фантастическим сказкам зародилась именно в то время, и она вынесла из своего детства много педагогических уроков. Как и следовало ожидать, ее детская вера была надорвана в семье.

Отец, имевший на нее огромное влияние, однажды посмеялся над дочкой во время вечерней молитвы: «Будет тебе грехи замаливать-то, ложись уж спать! Тогда девочка оказала сопротивление: отец перестал быть для нее авторитетом в области религии, и она говорила с ним о чем угодно, только не о вере. И когда приятель, мальчик Боря, сын нигилистки княжны Долгорукой, предложил ей плюнуть на образ, поскольку «мама говорит, что Бога нет», Надежда запротестовала самым решительным образом: «Ну мало ли что мамы говорят! Она оставалась религиозной, по ее воспоминаниям, до двадцати с лишним лет, тогда как многие ее товарищи и сам супруг порвали с верой гораздо в более юном возрасте. Сама Крупская говорила, что, конечно, не «мистика» была причиной ее религиозности, а чувство одиночества. У нее было много подруг, но их общение не затрагивало личного, сокровенного, ибо она не умела выразить свои переживания так, чтобы они были понятны другим.

В одиночестве она и испытывала потребность в Боге: «Он, по тогдашним моим понятиям, должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом. Марксизм оказался проще и доступнее веры. Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина.

В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу.

И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять.

Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона.

Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин.

В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения.

В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».

Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан.

Надежда революции

Причина смерти не выяснена до сих пор, однако есть серьезные основания полагать, что ее отравили. 22 июля 1898 года состоялась свадьба Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской. После смерти Ленина жизнь Крупской сложилась в высшей степени трагически: она как бы расплачивалась за выпавшее ей на долю счастье. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. После смерти Ленина жизнь Крупской сложилась в высшей степени трагически: она как бы расплачивалась за выпавшее ей на долю счастье.

Крупская, Надежда Константиновна

Именно Надежда Крупская, не имея возможности по здоровью иметь собственных детей, посвятила всю свою жизнь созданию в советской России новой системы образования. Она много изучала то, как школьное дело организовано в европейских странах, много читала труды великих педагогов прошлого, делала выводы, а в 1915 году опубликовала труд «Народное образование и демократия». Став в 1917 году членом Государственной комиссии по просвещению, а после — председателем Главполитпросвета, Надежда Константиновна вплотную занялась формированием системы советского образования и просвещения. Все то, на чем базировалась система образования и воспитания в Советском Союзе, было сформулировано в свое время именно Крупской. Именно Надежда Константиновна утверждала, что «воспитание в школе не может осуществляться в отрыве от семьи», а также то, что не следует «ограничивать женщину только воспитанием детей», что нельзя «отрывать женщину от широкой общественной жизни». Крупская, 1890-е гг.

Фото: общественное достояние Именно желанием облегчить жизнь работающим матерям была продиктована инициатива Крупской по созданию по всей стране сети детских яслей, детских садов и площадок. По инициативе Крупской открывались ночные группы в детских садах, где женщины, работавшие в ночные смены, могли оставить детей. В парках и на бульварах начали строить детские площадки, в рабочих клубах открывались детские комнаты. Ничего подобного в дореволюционной России не было. Советское образование, созданное на основе трудов Крупской, не имело аналогов по эффективности нигде в мире Крупская ушла в тень после смерти Ленина, многие связывают это с тем, что Сталин не питал к Надежде Константиновне особой симпатии.

Но после смерти Сталина государство снова обратило внимание на труды Крупской по педагогике, на ее идеи, и эти идеи начали массово претворять в жизнь. В итоге именно благодаря Надежде Крупской сформировалось и успешно функционировало столько лет то самое советское образование, аналогов которому по эффективности не было нигде в мире.

Тайны и предания Запретного города» пишет, что «Минога» была еще и партийной кличкой Крупской. Нельзя не отметить что у Надежды Крупской был и ряд псевдонимов не имеющих отношения к «рыбной» тематике: Саблина, Ленина, Н. В одном из своих писем к брату Анна Ильинична Ульянова, не стесняясь в выражениях, писала о встрече с Крупской в Москве: «У нас сейчас гостит Надя. Она похожа на селедку». Анна Ильинична написала это письмо как раз в тот момент когда Надежда Константиновна отправлялась в ссылку к Ленину. Близкий друг Ленина, Глеб Кржижановский, вспоминал: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зина была красивая, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…». На счет своих внешних данных не заблуждалась и сама Надежда Крупская: «Я под стать русской природе, нет во мне ярких красок», — как-то обмолвилась она в разговоре с матерью.

Но не все так однозначно.

Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным.

Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда.

Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации.

Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети. Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других.

На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни. Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма». Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем.

И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды. Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив». Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей. Сталин прислал в подарок торт. На столе стояли пельмени и кисель. По легенде, кто-то из гостей, увидев кисель, удивился: «Словно поминки». Вечером Крупской стало плохо. Вызвали врача, который долго не ехал, а срочную операцию по поводу перитонита делать не стали.

К утру следующего дня Крупская скончалась.

К слову, Надежда Константиновна скончалась в 1939 году на следующий день после того, как отметила свое 70-летие. Якобы Сталин прислал ей к праздничному столу отравленный торт. Торт попробовала не только Крупская, но плохо стало лишь ей одной. Как бы то ни было, как пишет в своей книге «К суду истории. О Сталине и сталинизме» Рой Медведев, через сутки после внезапной кончины Надежды Константиновны на ее квартире и даче были снова проведены очередные обыски. Как утверждает Медведев, в результате этих обысков у уже покойной Крупской были изъяты архивы. Что содержалось в упомянутых архивах и что, вообще, искали у Крупской, Медведев не уточняет. Однако, по свидетельству гостей Надежды Константиновны, та во время празднования своего юбилея была решительно настроена, собираясь выступить на предстоявшем съезде партии с разоблачениями и осуждением репрессий. Кроме того, до сих пор историкам не дает покоя так называемое «Завещание Ленина» и сама смерть вождя.

Существует версия, что Ильич был убит. Сам Ленин, по всей видимости, нечто подобное допускал. По крайней мере, в книге Н.

Последний десерт: тайна смерти Надежды Крупской

Пока народ превозносил Ульянова, Надежда Константиновна пыталась его очеловечить. Но что касается Надежды Константиновны Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. Когда это не помогло, Надежду Константиновну госпитализировали в кремлёвскую больницу, но помочь ей медицина была бессильна – сказалось многолетнее разрушение внутренних органов, спровоцированное Базедовой болезнью. 9 марта 1800) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий