25 лет назад скончался один из величайших режиссеров в истории мирового кинематографа Федерико Феллини. Все о фильме Федерико Феллини «8 с половиной». Большие пространства замка дают нам возможность попытаться восстановить мир Федерико Феллини с помощью новых технологий. Великого Федерико Феллини любили в России: он часто приезжал сюда, был дружен с русскими кинематографистами, прежде всего с Никитой Михалковым, а фильмы итальянца «8 с половиной» и «Интервью» удостоены главного приза ММКФ (в 1963 и 1987 годах). Режиссер Федерико Феллини во время съемок фильма "Маменькины сынки".
Феллини — навсегда!
Великого Федерико Феллини любили в России: он часто приезжал сюда, был дружен с русскими кинематографистами, прежде всего с Никитой Михалковым, а фильмы итальянца «8 с половиной» и «Интервью» удостоены главного приза ММКФ (в 1963 и 1987 годах). Рассказываю о великом режиссёре, о котором поётся в песне Galibri & Mavik — Федерико Феллини. Федерико Феллини ушел из жизни 31 октября 1993 года в Риме. Федерико Феллини (Federico Fellini, 20.01.1920 – 31.10.1993) – выдающийся итальянский кинорежиссер, обладатель большого числа наград: Оскар, Золотая пальмовая ветвь, Золотой Глобус, Золотой лев Венецианского фестиваля и. | 11488 подписчиков. Первые фильмы Федерико Феллини "Белый шейх" (1952) и "Маменькины сынки" (1953) отчасти следуют неореалистической традиции, но уже в них проявляются несвойственные неореализму качества, которые в дальнейшем станут в творчестве режиссёра характерными.
«Вымысел — единственная реальность»: 100 лет со дня рождения Федерико Феллини
Как эволюционировало творчество Федерико Феллини, от «Дороги» до «Восьми с половиной», и как итальянский auteur отказался от неореализма ради чего-то более свободного и фантастического. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Федерико Феллини можно посмотреть на Иви. В шестидесятые годы Федерико Феллини стал больше, чем режиссером.
Федерико Феллини: как начать смотреть его фильмы
Федерико Феллини является признанным классиком и новатором мирового кинематографа, его имя вот уже более полувека символизирует неповторимый стиль и высокий профессионализм. Федерико Феллини и его жена Джульетта Мазина (главная героиня фильма) получили мировую известность. В Италии, России и вообще во всем мире поклонники отмечают 100-летие одного из величайших режиссеров в истории — Федерико Феллини. ФЕЛЛИНИ, ФЕДЕРИКО (Fellini, Federico) (1920–1993) – итальянский кинорежиссер, сценарист, один из крупнейших новаторов в области киноязыка.
Федерико Феллини: «Если во время съемок сцены я не являюсь центром их жизни, фильм не состоится»
Внезапное самоубийство его друга Штайнера, пришедшего к мысли о бессмысленности их жизни, приводит Марчелло к катарсису. Или его иллюзии? После премьеры «Сладкая жизнь» не вызывала у кинообозревателей и зрителей ничего, кроме потока жесточайшей критики, но последующая реакция настоящей итальянской элиты, про которую и снимался этот фильм, переубедили общество — картину признали одним из самых главных творений Феллини. Можно ли выйти из душевного ступора, вернуться к созиданию и рассказать что-то новое себе и другим? В духе Феллини, главный герой фильма приходит к реалистичному выводу, который не похож на «счастливый конец», но так близок к прозе жизни. Фильм — парафраз виртуозности и поэтичности творческого процесса режиссера: кризис, поиск, каверзы воображения, тупики, интеллектуальный климат, неразрывный поток субъективного и объективного. И, конечно, обилие женщин, окружающих героя, его иллюзорный гарем, в котором все без исключения любят его, хотя идиллия перемежается с бунтом, подавлять который приходится с помощью хлыста. Produzioni Поздняя картина Феллини в некотором смысле автобиографична.
Ее действие происходит в маленьком итальянском городе, за основу которого был взят родной режиссеру Римини. Фильм состоит из отдельных эпизодов, не связанных общей сюжетной линией. Одни истории комичны, другие заставляют углубиться в собственные размышления о вечных вопросах.
Не сам факт, это было довольно ожидаемо.
Скорее размышление над этим, попытка понять глубокий смысл того, что произошло и почему это произошло. Чего хотели добиться те, кто его убил? Что произошло со всеми нами, живущими в этой стране? Почему нас довели до такого состояния?
Напротив, между ними не было прямой связи, или, по крайней мере, я этого не осознавал. Я почувствовал эту связь многим позже, когда фильм был закончен, вернее, когда уже начались его показы. Не то чтобы я с самого начала не вкладывал в фильм те смыслы, которые в нём есть, но я не понимал, почему в определенный момент мне стало необходимо немедленно его сделать. Позднее я понял: это было убийство Моро.
Но я хочу сказать тебе одну вещь: наибольшее количество усилий мне приходится прикладывать не к придумыванию сюжета, к поиску спонсора, подбору актёров, съемке сцены за сценой, монтажу. Наибольшее количество усилий требуется для удерживания внимания всех моих людей на мне, их глаз, их мыслей, их жестов, интонаций их голосов, чтобы всё было сосредоточено на мне. Если во время съёмок сцены я не являюсь центром их жизни, фильм не состоится. Должен быть постоянный перенос на меня.
Но я должен бороться за него минуту за минутой. Если я ослабляю хватку, если напряжение уменьшается, я сразу это замечаю. Берегись: это всё равно, что быть укротителем в клетке со львами: если ты не будешь смотреть им в глаза, они могут тебя проглотить. Сейчас оно такое же, как и раньше, или что-то изменилось?
Тебе стало проще заставлять людей восхищаться… — Ах, мой дорогой, перенос работает гораздо меньше, чем раньше, потому что они больше не проецируются на меня и не воспринимают мои проекции на них. Всё изменилось. Знаешь, в прежние времена, когда мне нужно было научить актера плакать, целовать руку, я изображал эти ситуации естественным образом. Я бросался на землю, плакал, и они были тут, наблюдали за мной, не пропуская ни единого движения, ни единой остроты.
Теперь, когда мне приходится изображать пантомиму, мне немного стыдно. Я чувствую на себе критикующий взгляд, взгляд статиста, водителя. Они думают: «Ну посмотрите на него, что он творит…» Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни на съемках фильма «Город женщин» 1979. Источник: iodonna.
Они невнимательны. Они смотрят на часы, чтобы убедиться, что утверждённое профсоюзом время истекло, периодически бросают взгляд в сторону выходной двери театра. Когда ты играешь, ты живёшь, ты живёшь страстно, ты влюбляешься, ты страдаешь, ты предаёшь, ты убиваешь себя, ты убиваешь себя здесь. Представь себе, что у человека есть время проверить составленное профсоюзом расписание.
И они в действительности это делают. То же самое происходит и в фильме о женщинах, который я сейчас снимаю. Профессор мифологии — кажется, я уже говорил тебе об этом — видит женщин как архетипы олимпийских богинь, но в действительности ничего подобного нет. Женщина на протяжении веков была такой, какой мы, мужчины, хотели ее видеть.
Мы её изобрели. Вспомни о стихах, которые были написаны, о мечтаниях, о письмах, о дневниках... Представь себе все девичьи дневники и поставь их друг на дружку; как высоко могла бы дотянуться эта груда? До Луны и даже ещё дальше.
И в этом заключается суть проблемы. Мы создавали свои собственные проекции женщины, давали ей роль, определяли её место. Хранительница очага, или красавица и развратница, или целомудренная сестра, или волевая амазонка, или проститутка. Мы, всегда мы, только мы.
И она соглашалась. Она была довольна нашими проекциями, она их принимала. Безусловно, очень часто роль, которую мы ей отводили, совсем ей не подходила, но находилось лекарство: она находила другого мужчину, который видел её по-другому и создавал ей характер, порой противоположный предыдущему. Вспомни о Бовари.
Зачастую она играла с разными мужчинами одновременно в двух амплуа, трех или пяти, да сколько угодно. Понимаешь, о чём я? Источник: кадр из фильма Теперь же маэстро ушёл от темы, и я не собираюсь его останавливать. Я не согласен: говорю ему, что такое же исследование можно провести и для мужчины, а не только для женщины.
Но маэстро возражает: — Конечно, но о чём это говорит? О переплетении проекций, только и всего. Я и не утверждал, что женщина — это просто мягкий воск для оттиска. Всё, что я хочу сказать, так это то, что обычно первоначальная проекция, на которой зарождаются отношения, всегда принадлежит мужчине, который их запускает.
Такова известная мужская инициатива, очищенная от вульгарной наглости. Инициатива назначения роли женщине. После этого проекции рикошетят и переплетаются друг с другом, и на мужчину также оказывается влияние. Об этом твой фильм?
Тему декаданса усилила «барочная» лента «Джульетта и духи» 1965. В фильме «Рим» 1972 воспевается вечный город и народные корни его культуры. Начиная с фильма-воспоминания «Амаркорд» 1973; премия «Давид ди Донателло», 1974; премия «Оскар», 1975 Феллини сотрудничал с Т.
Совершенным воплощением «барочной» стилистики режиссёра стала картина «Казанова Феллини» 1976, переосмысление мемуаров знаменитого авантюриста 18 в. В 1980 г. Костюмированной аллегорией на тему судеб Европы предстал фильм «И корабль идёт…» 1983.
Кадр из фильма «Джинджер и Фред». В 1987 г.
В 1938 году Феллини приехал в Рим. Жил недалеко от вокзала, в меблированных комнатах, соседствуя с торговцами-китайцами, ворами и проститутками. За свою худобу Федерико получил прозвище «Ганди». В это время он зарабатывал на жизнь рисунками для газет и журналов, писал тексты для варьете, рекламы и небольших радиопостановок.
С 1938 по 1942 год Феллини публикуется в именитом юмористическом журнале «Марк Аврелий», известном своим антифашизмом. Около семисот его произведений увидели свет, прежде чем ему предложили писать сценарии. Военные годы Чтобы уклониться от службы в армии, Федерико приходилось симулировать болезни. В 1943 году на одном римском радио звучали забавные передачи о жизни влюблённых — Чико и Полины, написанные Федерико Феллини. Вскоре ему предложили показать эти истории на экране, и Феллини взял на себя постановку. Одной из исполнительниц была очаровательная Джульетта Мазина.
Она и стала единственной женой Федерико Феллини. Он называл её своим главным источником вдохновения. Через несколько недель после свадьбы Джульетта забеременела, но из-за случайного падения у неё случился выкидыш. В марте 1945 года у Феллини родился сын, который был назван в честь отца. Но маленький Федерико был очень слабым и через две недели после рождения умер. Больше детей у семьи Феллини не было.
Творческие годы Когда в Рим вошли союзные войска, Феллини со своим другом торговали в небольшой лавочке шаржами на победителей. Однажды к ним зашёл Роберто Росселлини. Он собирался снять короткометражку о доне Морозини — римском священнике, расстрелянном немцами. Феллини расширил тему и вместе с Серджо Амидеи и Роберто Росселлини написал сценарий к фильму « Рим — открытый город ». Успех был грандиозный. Фильм положил начало неореализму.
Федерико стал известным сценаристом. Феллини написал ещё несколько сценариев, например, к фильму Роберто Росселлини « Пайза ». Также Феллини снимается в 1948 году у Росселлини в ленте «Любовь». В 1950 году Федерико ставит свой первый фильм вместе с Альберто Латтуада под названием « Огни варьете ». Феллини написал сценарий для нового фильма « Белый шейх » 1952 , режиссёром которого должен был стать Антониони , но тот отказался снимать по такому сценарию.
Клоун Федерико
Премьер-министр Армении отбыл в Нью-Йорк | Федерико Феллини, при всей своей уникальности, не смог избежать общей судьбы. |
Кто такой Федерико Феллини, что принесло ему успех | Какой Смысл | Федерико Феллини и его жена Джульетта Мазина (главная героиня фильма) получили мировую известность. |
«Сладкая жизнь» Федерико Феллини
Но когда я уже отснял последнюю сцену, когда разобрал съемочную площадку, моя связь обрывается. Остается продукт, но он уже принадлежит продюсеру и аудитории. Для меня это было бы все равно, что увидеть мертвое существо. А ты нет? Я защищаю себя через воспроизведение воспоминаний. У меня есть набор навязчивых воспоминаний; они следуют за мной повсюду, всегда, они застряли в моей голове, перед моими глазами, они входят в мои фильмы. Поэтому я мало забочусь о сохранении предметов, мест и людей; мой способ защиты от смерти — это память. Непрерывный «recherche» поиск фр. Он недоверчиво смотрит на меня. Это описание твоего чувства, которое ты испытываешь, когда собираешь площадку и когда разрушаешь её, твое отвращение к просмотру твоего же фильма после того, как он отделился от тебя, что это ещё как не попытка преодолеть черту, жить и терять себя в творческом моменте? Ты понимаешь, что тебе нравится эта игра в зеркало.
Ты большая кокетка, Федерико, и у тебя комплекс всемогущества. Он, кажется, немного встревожен тем, что его каким-то образом раскусили, но в то же время польщен; как будто между нами сейчас установилось совсем другое понимание, общение стало более интимным. Вечером того же дня, за ужином в тихой римской траттории. Первоначальная неловкость возвращается, напряжение, возникшее несколькими часами ранее, спадает. Жарко, официанты спрашивают нас, «готовы ли мы сделать заказ? Он спрашивает меня о моей работе, хочет знать, как создаётся газета. Я объясняю ему, как примерно всё работает. Ведь мы ничего не создаем. И потом, вы можете сразу увидеть результат своей работы, а у меня на это уходят месяцы. Режиссёр, — бормочет он, — кто такой режиссёр?
Он такой, как я? Впрочем, никто не должен знать это лучше, чем тот, кто создал «Репетицию оркестра». Как тебе пришла в голову идея этого фильма? Источник: кадр из фильма Теперь он снова загорается, и в глазах вспыхивают яркие огоньки. У меня была целая гора записей, потому что меня всегда поражало наблюдение за репетицией оркестра. Их я посмотрел множество, и почти всегда это было связано с моей работой. Это невероятно и каждый раз похоже на какое-то чудо. Оркестранты приходят рассеянными, каждый думает о своих делах, и музыка никого не волнует, или, по крайней мере, так кажется со стороны. Один чихает, двое других спорят друг с другом, ещё один чешет себе шею. Все они достают свои инструменты, болтая и пыхтя.
И вдруг наступает волшебный момент. Когда он входит, поднимается на трибуну и взмахивает палочкой. Все взгляды устремляются на него, воцаряется абсолютная тишина, все как будто затаивают дыхание в ожидании атаки. Он поднимает руки и... Одним словом, чудо. Это прекращается, как только репетиция заканчивается, и все возвращается на круги своя. Волшебный момент прошел. Но ты понимаешь это только после того, как он сходит с помоста и тот порядок, то воодушевление, единение, которых он достиг, разрушаются. Но не реализовывал. У меня были другие проекты.
Не было необходимости в спешке, вот. Я не чувствовал необходимости в спешке. В ней не было потребности. Когда это произошло? Теперь он смотрит на меня так, как будто чистосердечно исповедался до глубины души и посвятил меня в самую сокровенную область своего творчества. Повторяет: — Да, когда я узнал, что убили Моро. Это произвело на меня огромное впечатление. Не сам факт, это было довольно ожидаемо. Скорее размышление над этим, попытка понять глубокий смысл того, что произошло и почему это произошло. Чего хотели добиться те, кто его убил?
Что произошло со всеми нами, живущими в этой стране? Почему нас довели до такого состояния? Напротив, между ними не было прямой связи, или, по крайней мере, я этого не осознавал. Я почувствовал эту связь многим позже, когда фильм был закончен, вернее, когда уже начались его показы. Не то чтобы я с самого начала не вкладывал в фильм те смыслы, которые в нём есть, но я не понимал, почему в определенный момент мне стало необходимо немедленно его сделать. Позднее я понял: это было убийство Моро.
В 1954-м появилась знаменитая «Дорога», тогда же к Феллини пришла и настоящая слава. Его попробовали обвинить в измене демократическим идеалам неореализма: дескать, вместо того, чтобы освещать борьбу трудящихся за свои права, он занялся никому не нужным богоискательством, выводя на первый план странных персонажей, уж очень далеких от простого народа.
Свое вдохновение режиссер черпал в столь любимом им Риме. Он восхищался античностью, любовался пугающими его пропорциями, уворачивался от носильщиков, проституток, сутенеров и вездесущих туристов. То «Золотая пальмовая ветвь», то «Оскар». Едва ли не каждый его фильм порождал шлейф влияний и целых направлений.
В эпизоде массового ужина в ресторане под открытым небом важно не то, что на дворе 1939-й и в стране правят фашисты, — важна толпа, дорвавшаяся до жратвы. Здесь сколько людей, столько и манер поведения, столько типажей. Одноликость разноликих, духовное и физическое сродство совершенно разных, но равно колоритных людей и составляет по мысли Феллини историческую целостность Рима и — шире — человеческого общежития как такового. Иной вариант той же идеи дан в фильме-параболе «Репетиция оркестра»: некая невидимая съемочная группа снимает репетицию оркестра, музыканты которого с воодушевлением описывают свои инструменты; дирижера они не любят и при первой же возможности поднимают бунт; но когда неведомая сила разрушает здание, где проходят репетиции, и музыканты остаются без какой-либо поддержки, им требуется лидер — тот самый дирижер. Иносказание у Феллини и абстрактно, и конкретно одновременно. Идея достаточно обща — распадающееся общество в поисках лидера.
Но эта отвлеченность достигается через конкретные, бытовые и физиономические подробности. Перед нами музыканты, обычные, но, как всегда у Феллини, колоритные люди, у каждого свой смысл жизни, зависимый от инструмента. И режиссер ведет зрителя по дороге с двусторонним движением — от инструмента к судьбе и от судьбы к инструменту. Все они откровенно компрометируют общество, в котором существуют, но любопытно то, что общество не возражает. Более того, оно радо их видеть — телепередача с этими персонажами пользуется популярностью. Особенность фильма в том, что эта бескрайняя сцена с ее поистине удивительными персонажами, кривляющимися, лгущими и дурачащими друг друга и зрителя, показана как телевизионное закулисье, как то, чего телезрители обычно не видят, как мнимое, фальшивое пространство мира, его, как сейчас говорят, фейковая копия. Реальная жизнь остается за стенами телестудии. К известному тезису Шекспира «Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры» из «Как вам это понравится» Феллини словно добавляет эпитет «телевизионный». Это — телевизионный театр. Все, кто появляется в объективах телекамер, становятся участниками шоу, лжеактерами на сцене жизни, ибо в обыденной, нетелевизионной реальности их просто нет, они — порождение телеэкрана и СМИ.
Но таковыми неизбежно оказываются и те, кто смотрит это шоу. Зрители становятся частью всей этой шумной, сверкающей отраженным светом и абсолютно пустотелой псевдокультуры. Это — их культура, они ее породили не с неба же она свалилась!
Работать в кино он начал, сочиняя комические трюки для фильмов, постепенно переходя к написанию сценариев. В 1943 году он написал цикл о жизни влюбленных Чика и Полины, который, впоследствии, ему предложили отснять на пленку. На этих съемках он и познакомился со своей женой Джульетой Мазиной. В то время, когда Вторая Мироваябыла на исходе и в Рим вошли войска союзников, Феллини познакомился с Роберто Росселини, совместно с ним он написал свой первый сценарий к фильму «Рим - открытый город», который произвел фурор и стал своего рода началом неореализма. С этого момента начался долгий путь к известности и славе Федерико Феллини. Первым фильмом, в котором Федерико являлся одновременно и сценаристом, и режиссером стал «Огни варьете» 1950. Затем появились на экране такие фильмы, как: «Белый шейх» 1952 , «Маменькины сынки» 1953 - за эту картину Феллини получил «Серебряного льва» и был номинирован на «Оскар» за оригинальный сценарий, «Любовь в городе» 1953.
Нейросеть задействовали в создании фильма о Федерико Феллини
Семь апостолов: На кого повлиял Федерико Феллини | ФЕЛЛИНИ, ФЕДЕРИКО (Fellini, Federico) (1920–1993) – итальянский кинорежиссер, сценарист, один из крупнейших новаторов в области киноязыка. |
10 фактов о Федерико Феллини | Семья Феллини часто меняла место жительства, но одним из главных адресов оставался дом номер 9 по Via Cesare Clementini, именно с ним связана история первой любви Федерико к Бьянкини. |
Клоун Федерико | Режиссер Федерико Феллини во время съемок фильма "Маменькины сынки". |
«Вымысел — единственная реальность»: 100 лет со дня рождения Федерико Феллини
Успех был грандиозный. Фильм положил начало неореализму. Федерико стал известным сценаристом. Феллини написал ещё несколько сценариев, например, к фильму Роберто Росселлини « Пайза ». Также Феллини снимается в 1948 году у Росселлини в ленте «Любовь». В 1950 году Федерико ставит свой первый фильм вместе с Альберто Латтуада под названием « Огни варьете ». Феллини написал сценарий для нового фильма « Белый шейх » 1952 , режиссёром которого должен был стать Антониони , но тот отказался снимать по такому сценарию. Поэтому Феллини снял фильм сам.
Успеха этот фильм не имел, но следующие два — « Маменькины сынки » и « Любовь в городе » оба — 1953 года были приняты публикой и критиками теплее. Основная статья: Дорога фильм, 1954 Ещё в 1949 году Федерико Феллини написал сценарий к фильму « Дорога », но никак не мог найти средства для съёмок. Наконец, когда продюсеры были найдены ими оказались в будущем всемирно известные Дино Де Лаурентис и Карло Понти , Феллини начинает работу, с конца 1953 года до весны 1954 года , причём большую часть времени он снимал на природе. После работы над этим фильмом у Федерико Феллини случился психический надлом, который сам режиссёр позже называл «Чернобыль души».
В 1937 году переехал во Флоренцию, где учился на репортера, подрабатывая карикатуристом. В 1938-м приехал в Рим, где зарабатывал на жизнь рисунками для газет и журналов, писал тексты для варьете, рекламы и небольших радиопостановок. Несколько лет публиковался в именитом юмористическом журнале «Марк Аврелий», известном своим антифашизмом. В 1950 году Феллини поставил свой первый фильм вместе с Альберто Латтуада под названием «Огни варьете», где у него впервые снялась его жена Джульетта Мазина.
Полноценным дебютом режиссера стала картина «Белый шейх», а его следующая лента «Маменькины сынки» получила «Серебряного льва» в Венеции и номинировалась на «Оскар» за лучший сценарий. В 1954-м году на экраны выходит фильм «Дорога», ознаменовавший переход в творчестве автора от реализма в сторону символической притчи, что было негативно воспринято последователями течения «итальянского неореализма».
Недалеко - площадь Кавур с фонтаном "Шишка", ставшим одним из символов города благодаря хрестоматийным кадрам с павлином, распускающим хвост на краю фонтана, утопающего в белом снегу. За мостом Тиберия начинается другой Римини - район Сан-Джулиано. Это "мотогонщик из "Амаркорда", портрет знойной "женщины-мечты" - Градиски, сцены из "Сладкой жизни". В Римини режиссер родился и был похоронен на Монументальном кладбище в 1993 году. Помимо Римини в Италии запланированы несколько масштабных выставок, приуроченных к столетию Феллини. Одна из них появится в вечном городе, осколки образов которого из "Белого шейха", "Сладкой жизни", "Ночей Кабирии", "Рима", "Джинджера и Фреда" складываются в мозаичное и многозначное полотно: черно-белое, цветное, полное звуков и отражений.
Экспозиция "Ирония, издевательство и столетие" "Ironico, beffardo e centenario" откроется 28 февраля в салоне Vanvitelliano в "Biblioteca Angelica" Рима - это выставка фотографий, запечатлевших Феллини во время съемок. Это коллекция оригинальных материалов, предметов и документов, которые воссоздают вселенную режиссера. Триест также посвятит часть своего года празднованию гения Федерико Феллини: с выставкой "La dolce vita e 8,5. Fotografie di scena". Она представит "два основных художественных события" в творчестве Феллини через 120 кадров, которые не только рассказывают о событиях за кулисами двух великих шедевров, но и о воздействии картин на современников. Черно-белая лента 1952 года отреставрирована в формате 4К. Ее покажут на итальянском языке с субтитрами. Арт" при поддержке итальянского Института культуры.
Ванда выдумала свой идеал из киногероя комиксов "Белый шейх" и попала на съемки как один из персонажей. Это игра на грани реальности и иллюзии обернется банальной попыткой соблазнения, крушением мечты, разочарованием и почти отчаянием. За падением в духе раннего Феллини смысл будет обретен в обычной человеческой жизни, в любви к ближнему, нелепому и искреннему. С самого начала Рота понимал двойственную эстетику Феллини - сочетание радости и меланхолии. Его первая работа подтверждает это: карнавальные фанфары переходят в сентиментальную мелодию. Мазина в "Шейхе" играет в эпизоде ту самую будущую Кабирию.
Поработав соавтором сценария и ассистентом режиссёра ещё на нескольких фильмах Росселлини и других неореалистов Альберто Латтуады и Пьетро Джерми и сняв вместе с Латтуадой фильм "Огни варьете" 1950 , Феллини приступает к самостоятельной режиссерской деятельности. Первые фильмы Федерико Феллини "Белый шейх" 1952 и "Маменькины сынки" 1953 отчасти следуют неореалистической традиции, но уже в них проявляются несвойственные неореализму качества, которые в дальнейшем станут в творчестве режиссёра характерными: перенос внимания с социально-типологических качеств персонажа на индивидуальные черты его личности как правило, карикатурно заостренные ; замена социальной критики существующих порядков и мечтаний о лучшей жизни приятием этого мира как целого, наконец, сосредоточенность на отдельных ярких жизненных деталях в ущерб линейному повествованию. В "Белом шейхе" впервые обозначился интерес режиссёра к цирку и карнавализации как возможности, надев маску, показать свое настоящее лицо, возможности слиться всем вместе — многие последующие фильмы Феллини заканчиваются карнавалом, объединяющим героев или примиряющим их с жизнью. Третий фильм режиссёра "Дорога" 1954 принёс ему и исполнительнице главной роли Джульетте Мазине мировую известность и приз «Оскар» Феллини — единственный режиссёр, четырежды удостоенный «Оскара» за лучший иноязычный фильм, не считая «Оскара» за творчество в целом 1993 , но в Италии он подвергся достаточно резкой критике за окончательный разрыв с канонами неореализма.
По выражению одного из крупнейших теоретиков кино Андре Базена, мир Феллини — «это драматургия поставленного под вопрос спасения души», у Феллини, как и у Достоевского, «события всегда служат совершенно случайными инструментами для поисков души». В следующих двух фильмах — в "Мошенничестве" 1955 и в "Ночах Кабирии" 1957 повествовательная основа разрабатывается подробно и последовательно, а социальные и материальные проблемы выходят на один из первых планов. Не менее известен, чем финальная улыбка Кабирии, первый кадр следующей картины Феллини "Сладкая жизнь" 1960 , обогатившей общемировой сленг выражениями «папарацци» и собственно «дольче вита» «сладкая жизнь». Фильм начинается с появления вертолета, к которому подвешена статуя Христа. В этом парадоксальном сочетании в значительной мере раскрывается одна из основных идей картины — несоответствие традиционных представлений и символов современным реалиям, которые используют их для своих собственных целей, значительно отличающихся от первоначальных. Феллини впервые раскрыл одну из важнейших проблем наших дней, на полтора десятилетия опередив её осмысление в философской литературе. Эта техника, получившая в киноведении название «поток сознания», была предсказана Сергеем Эйзенштейном в начале 1930 и частично разработана Ингмаром Бергманом в фильме Земляничная поляна Smultronstallet, 1957. Разнообразие возможностей применения техники потока сознания в кино продемонстрировало, что киноязык по своей широте и гибкости не уступает языку словесному: до тех пор такими способностями в показе внутреннего мира человека обладала только литература. По мнению историка кино Джеральда Маста, основной тематической оппозицией фильмов Феллини, начиная по крайней мере со Сладкой жизни, является противопоставление чувственного и духовного. Наиболее чётко это видно в фильме "Джульетта и духи" 1965 , героиня которого тщетно пытается свести воедино свои подсознательные устремления, призраки своего детства и католического воспитания и нормы буржуазного общества — как мораль, так и способы её нарушения.
Начиная с этой картины, Феллини все фильмы снимает в цвете. В отличие от большинства других крупнейших режиссёров, он не пользуется какой-либо определенной цветовой гаммой, и, работая со всем разнообразием существующих цветов и фактур, создаёт яркий полуфантастический мир, связанный не столько с окружающей нас действительностью, сколько с детским и мифологическим сознанием. В этом аспекте Феллини является уникальным режиссёром. Полудокументальные "Клоуны" 1970 открывают серию картин, главным образом посвященных осмыслению детских и юношеских воспоминаний — то есть воссозданию мира детства. В двух других фильмах такого рода — "Риме" 1972 и "Амаркорде" 1973 — в силу того, что детство и молодость поколения режиссёра пришлись на эпоху зарождения и развития итальянского фашизма, также осмысливаются исторические процессы и их влияние на общество и личность.
«Сладкая жизнь» Федерико Феллини
Федерико Феллини — великий бунтовщик без идеала | самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и Факты. |
93 года назад родился выдающийся кинорежиссер Федерико Феллини | Режиссер Федерико Феллини Феллини понравилась новая работа, поэтому он написал еще один сценарий для Росселлини к фильму «Пайза». |
Феллини — навсегда! | Сегодня сто лет со дня рождения Федерико Феллини. |
Кто такой Федерико Феллини? ?
Сюжет романа был сильно изменен режиссером. Однако, как и в первоисточнике, действие разворачивается в эпоху правления Нерона вокруг красивого юноши Энколпия, ищущего своего молодого любовника, сбежавшего с их общим другом, пошляком и развратником Аскилтом. Фильм является частично документальным, частично художественным. Феллини со съемочной группой путешествует по Европе, посещая цирки Парижа, Рима, Мюнхена, и берет интервью у знаменитых клоунов прошлого, ныне забытых. Вместо ответа он снял "Рим Феллини" 1972. Фильм проникнут светлым чувством праздника, феерии, волшебной сказки, в которой переплетены собственные воспоминания режиссера, впечатления от прочитанных книг и увиденных спектаклей. Актеры, которые изображают хиппи, ждут его указаний. Фильм рассказывает истории о Римини, городе его детства.
Фильм "Амаркорд" стал фильмом открытия фестиваля.
Но с Феллини все было иначе. Великого маэстро отпевали в римской церкви, которая стала последним творением Микеланджело. Тысячи людей пришли на Площадь республики, а траурный кортеж растянулся от Рима до Римини, где он был похоронен. Режиссер сам попросил похоронить себя на родине. А о своем любимом городе написал следующее: «С удивлением я обнаружил, что Рим не принадлежал мне ни одной минуты. Более того, он показался мне еще более неуловимым и недоступным, чем раньше.
Буквально оно означает реализм. И что реально в наше время в том неореализме, который показывают на киноэкранах? И всё же Федерико Феллини, чьё столетие сейчас отмечается по всему миру, был взращён так называемым неореалистическим движением. Так же, как Висконти, Росселлини и Де Сика. Федерико Феллини Теперь взглянем на результат. Но настоящим реализмом стала бы камера, движущаяся по асфальту. Реализм неореалистов был евангельским криком противников ухищрений, производящих собственные ухищрения в знак восстания. Некоторые марксистские критики того времени писали об этом. В чём?
А Росселлини наполнял энергией выразительной актёрской игры Анны Маньяни свой «Рим, открытый город» сценарий которого был написан в соавторстве с Феллини , сотворив вместо сдержанной военной хроники незабываемо напряжённую документальную мелодраму. Трудно не увидеть здесь рифму с тем, как одарённые американские актёры вроде Брандо, Де Ниро и Пачино начинали свою карьеру ровно, лишь с редкими проблесками экспрессии, но затем стали своевольными, изменчивыми комедиантами.
К этому времени Феллини успел поработать журналистом, автором рассказов и сценаристом. Некоторые из его дебютных работ получили признание за рубежом. В нём роль журналиста, праздно проводящего время в элитных кругах, сыграл Марчелло Мастроянни. Режиссёр вспоминал, что в картине отразилось и его увлечение психотерапией.