Тургеневская девушка в современном мире Характеристики Тургеневская девушка Современная девушка Происхождение (социальный класс) Преимущественно дворянского происхождения Разный, не являются частью одного сообщества Детские годы Дома в семье. Текст научной работы на тему «Тургеневские девушки: социально-педагогические манипуляции loci communibus произведений И. С. Тургенева в советской и постсоветской культуре». понятие, которое используется для номинации особого типа женских персонажей. «Тургеневские девушки» — это уникальное явление не только русской культуры (от века XIX до века XXI), но и русской науки и критики, способное вобрать в себя образы, порой очень сильно отличающиеся друг от друга.
Кто такая Тургеневская барышня?
Кто такая «Тургеневская девушка». определение, описание и характеристика образов. Лиза Калитина, Елена Стахова и Марьяна Синецкая - были полной противоположностью этому представлению.
Какой должна быть тургеневская девушка? Инфографика
Вдовин так ответил мне на этот вопрос: «Тургеневские девушки — это скорее ярлык и шаблон, который поздняя критика и советское литературоведение изобрели для упрощенного описания всех романов Тургенева. Но в этом шаблоне есть доля правды: исследования поэтики романов Тургенева показало, что писатель тяготеет к определенному психотипу женской героини — сильной, поэтичной, естественной натуры, возросшей на национальной почве и наделенной огромными задатками. Девушки Тургенева, как правило, страстно влюбляются, но их любви часто не суждено быть счастливой. Хрустальный стержень Культуролог Князева, которая ведет семинары на факультете журналистики МГУ «моя профессиональная среда обитания — девушки от 18-ти до 23 лет» , так описывает современных девушек.
По ее наблюдениям, почти всех сегодня можно назвать «тургеневскими девушками». Свои убеждения, свою жизненную философию эти девушки уже сформировали и готовы отстаивать, удивляя своих матерей и преподавателей: «У каждой из них будто хрустальный стержень внутри. Конечно, из-за резкого поколенческого разрыва у них часто бывают конфликты со старшим поколением.
Поэтому я часто выступаю в роли конфидента, помогающего им донести свою позицию до родителей, которым кажется, что такая высокая идеализация едва ли совместима с реальностью, с бытовой стороной жизни». Князева подчеркивает, что девушки неплохо справляются с решением практических вопросов своей жизни. Они образованны, владеют несколькими иностранными языками, а препятствия в виде географических границ их не останавливают: сайты фондов, чаты, социальные сети, форумы всего мира помогают им найти, кто, где и когда открывает набор на стипендии, объявляет open call, принимает заявки на гранты.
Князева продолжает: «Они ждут настоящей любви, ищут глубоких знаний и выше всего ставят собственную самореализацию. Уйти из семьи, уехать из страны, поменять вуз или сферу интересов не составляет для них серьезного труда». Здесь к месту вспомнить Тургенева: «Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною своею жизнию, но жизнию одинокою.
Ее душа и разгоралась, и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял ее, никто не удерживал, а она рвалась и томилась. Она иногда самой себя не понимала, даже боялась самой себя. Все, что окружало ее, казалось ей не то бессмысленным, не то непонятным.
Недавно социологи Шанталь Курильски-Ожвэн и Ольга Здравомыслова, много лет занимающиеся сравнительными исследованиями представлений о праве, опубликовали результаты интервьюирования московских и парижских старшеклассниц [8]. Речь шла о восприятии ими своей принадлежности к социальным общностям — семье, группам сверстников и друзей, обществу и государству, — а также о представлениях девушек о свободе, правах, ответственности. Исследование показало, что парижанки и москвички во многом схожи.
Однако первые гораздо критичнее в отношении семьи и государства, более свободно и развернуто рассуждают о равенстве и правах, об ответственности власти перед гражданами и гражданской солидарности. У московских старшеклассниц явно меньше опыта рассуждений на подобные темы, однако и для них имеют высокую значимость такие ценности, как свобода выбора, независимость, равенство, уважение прав и достоинства личности. В юных москвичках с гаджетами, читающих Тургенева, можно заметить черты сходства с его героинями и одновременно то, что сближает их со сверстницами из Франции и других стран современного мира: они независимы, активны, имеют собственное мнение, которое готовы открыто высказывать.
Они все более «видимы» в нашем обществе, не боятся изменений, хотят в них участвовать и, кажется, обладают достаточным потенциалом сил, чтобы не изменить своим юношеским идеалам. Отец Елены Стаховой в романе «Накануне» рассуждал: «Не находите ли вы, что пора ей наконец ступить твердою стопою на стезю… выйти замуж, я хочу сказать. Все эти умствования и филантропии хороши, но до известной степени, до известных лет.
Пора ей покинуть свои туманы, выйти из общества разных артистов, школяров и каких-то черногорцев и сделаться, как все». Сегодня русское общество, как и у Тургенева, опять «накануне».
Иван Крамской. Портрет Софьи Николаевны Крамской, 1863 год Как пишет Белинский, «почти везде у Тургенева в любви инициатива принадлежит женщине; её боль сильнее и кровь горячее, её чувства искренне, преданнее, нежели у образованных молодых людей».
Асю окрыляет чувство любви, ей нужно что-то делать с этим чувством. Поэтому она активно показывает свою заинтересованность в новом знакомом, которую тот с легкостью считывает. Но объект её воздыхания, Н. Они расстаются и больше никогда не видятся — это трагедия для обоих, но мужчину чувства нагоняют гораздо позже, когда он понял, что упустил свой шанс на любовь.
Внешность не важна Тургенев фокусируется на внутреннем мире персонажей, для него не так важна их внешность. Например, Асю он описывает через её поступки — нередко странные, слишком порывистые для других, но важные для понимания характера героини. Также он пользуется выделением инаковости девушек. Например, рассказывая про Наталью Ласунскоую из «Рудина», он пишет: «Наталья Алексеевна с первого взгляда могла не понравиться.
Она ещё не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато». Валентин Серов. В ней рассказчик находит «что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных». Марианна из «Нови» описывается так: «В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой»...
Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего её существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным». Мы видим неконвенционально привлекательную женщину — в ней нет привычной красоты, но её характер и внутреннюю бурю эмоций невозможно не заметить.
Она прекрасна не только своей внешностью, но и своей душевной красотой. Елена Столыпина любила и уважала своего мужа, была готова жертвовать своим счастьем ради блага других людей. Тургенев создавал этот образ, чтобы показать, что настоящая красота и состоятельность женщины заключается не в богатстве, а в благородстве души. Он призывал общество обращать больше внимания на моральные качества людей, а не на их имущество или социальный статус. Итак, тургеневская девушка — это символ идеала, который всегда будет актуален.
В статье «Русский человек на рандеву» он довольно точно и жестоко указал Тургеневу и всем на то, что русский мужчина по определению слаб. Это так не только в «Рудине» и «Отцах и детях», это везде так — и не только у Тургенева.
Вспомните «Грозу», где единственной носительницей света является женщина, и Добролюбов пишет , что самый сильный протест вырывается из самой слабой груди. Русская женщина выглядит сильно по отношению к мужчине потому, что она, по пушкинскому определению , может «для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи». Она абсолютно выключена из социальной иерархии и свободна, может себе все позволить. Но эта свобода граничит с безответственностью и произволом, потому Писарев и задается вопросом: ну какая же эта Катерина луч света, когда она совершает поступки один абсурднее другого? Вызывает ли сильная тургеневская женщина хоть какую-то авторскую симпатию? Полозова не зря носит змеиную фамилию, и не зря у нее короткие толстые пальцы, которыми она вцепляется в шевелюру Санина. Зинаида из «Первой любви» — опасная истеричка. Клара Милич похищает у человека душу и выступает грозной силой, почти загробной, а по отношению к Елене в «Накануне» автор ощущает некоторую чужеродность. Все тургеневские женщины вызывают у автора чувство как минимум двойственное, а в «Вешних водах» и прямо испуг. Я не хочу сказать, что всякая женщина для Тургенева зло, такого отношения к женщине у него все же нет.
У него женщина — источник прекрасного и страшного, поэтому знаменита тургеневская фраза , которая исчерпывающе описывает гендерные различия: «Мужчина может… сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиною; а женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка». Зачем Герасим утопил Муму и для чего Тургеневу готика Многие говорят, что Герасим утопил Муму, потому что не мог ослушаться барыни. Помилуйте, он же все равно ослушался: он ушел. Но чтобы уйти, ему надо было сначала утопить Муму. А что такое Муму? В системе ценностей Тургенева писатель — всегда охотник. Писатель — охотник, а кто собака? Душа человека. Поэтому, чтобы стать свободным и уйти от барыни, человек должен утопить Муму. В тургеневской системе символов эта контрадикция души и поступка очень отчетлива.
По большому счету Тургенев — первый русский символист, это именно он начал готовить символизм к рождению на русской почве. Пара к «Муму» — это блистательный рассказ «Собака», в нем есть самая страшная и самая готическая сцена в русской литературе. Вообще, готическое мироощущение — это представление о мире, лежащем во зле. Но Тургенев — человек с удивительно здоровой душой и крепкой психикой, поэтому таинственное и страшное у него — синоним поэтического. Они связаны, потому что тайна есть предмет поэзии. Тургенева волнует тайна.
Определение понятия «Тургеневская девушка»
- «Тургеневской девушки» никогда не было в России
- Тургеневская девушка: возраст и значение термина
- 7 женщин писателя Тургенева, которые были для него источником вдохновения
- Почему «тургеневская девушка» — это особый типаж?
Постоянные читатели
- XVII Международная конференция студентов-филологов
- Образ «тургеневских девушек»: описание, характеристика и анализ
- Каких девушек называют тургеневскими? Какими качествами такая девушка обладает?
- Определение понятия «Тургеневская девушка»
- Кто такие тургеневские девушки какими качествами они должны обладать кратко
- То ли женщина, то ли виденье: как эволюционировал литературный тип «тургеневской барышни»
Какой должна быть тургеневская девушка? Инфографика
Под «тургеневскими барышнями» и «тургеневскими девушками» ошибочно подразумеваются типично «романтические» героини. «Тургеневская» девушка – это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Тургеневская девушка часто бывает сильнее слабовольного героя-мужчины. Тургеневская девушка — собирательный образ, литературный стереотип многих описанных автором персонажей женского пола. «Тургеневская девушка» — это собирательный образ, включающий в себя несколько типов женских персонажей И. С. Тургенева. Образ тургеневской девушки в повести «Ася» — этот образ «тургеневской девушки» безупречен, предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.
Тургеневская девушка: что значит это выражение в литературе и жизни
Это — верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни». Возможно, возникнув единожды вне терминологического поля, дефиниция «тургеневская девушка» прочно обосновывается в трудах литературоведов и наделяется объясняющей функцией по отношению к различным героиням и явлениям жизни. Это не имя собственное, перешедшее в разряд имени нарицательного; это и не определение, проникнувшее за границы текста из самого текста подобно «обломовщине».
Мне кажется, что понятие «тургеневская девушка» ныне неуместно; таких девушек сейчас нет. Сегодня большая редкость встретить хотя бы искреннюю женщину, не говоря уже о ее независимости и силе воли.
Но «тургеневская девушка» - это собирательный образ, можно сказать идеальный. Честно сказать, я сомневаюсь точно ответить на вопрос: «Существуют ли сейчас «тургеневские девушки? И знакомство с ней будет для меня огромной честью и этот день я запомню навсегда. Существуют ли сейчас тургеневские девушки Тургенев И.
Толстой говорил о героинях Тургенева: «Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это — верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни». Возможно, возникнув единожды вне терминологического поля, дефиниция «тургеневская девушка» прочно обосновывается в трудах литературоведов и наделяется объясняющей функцией по отношению к различным героиням и явлениям жизни.
Героини Тургенева даже по меркам того времени не считались классическими красавицами. А иногда описывались как откровенные дурнушки. Литературные критики всегда подчеркивали, что, описывая своих героинь, Тургенев сознательно делал их явными интровертами с не всегда идеальными чертами лица. В первую очередь писатель делал акцент на глубоком, но страстном характере женщин — на хорошем образовании, интеллектуальной увлеченности и умении беззаветно любить.
XVII Международная конференция студентов-филологов
Тургеневская девушка, или тургеневская барышня, — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный тип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких созданных им женских персонажей в романах и повестях 1850-х. «Тургеневская девушка» — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких описанных им женских персонажей из произведений 1850-х — 1880-х годов. Могу только сказать, что я не тургеневская девушка и не стремилась. Можно иметь твердые моральные принципы, любить русскую классику и не быть таким бесхребетным, на мой взгляд, созданием.