Дата создания Санкт-Петербургского государственного университета — 28 января (8 февраля) 1724 г. — закреплена в ныне действующем Уставе СПбГУ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г.4. Эксминистр и министр по школьникам (университет вроде как ближе к Фалькову) открывают памятник человеку с неоднозначной репутацией, причем с явной "фигой" ректору, который держится за высосанную из пальца идею, что СПбГУ был основан по указу Петра I в 1724 году. российское федеральное го сударственное учреждение высшее учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие.
Николай Кропачев: «Каждый шестой житель Петербурга связан с СПбГУ»
с 1991 года — Санкт-Петербургский государственный университет[15]. Статус Университета. 1819 г. - никогда не вызывала сомнения ни у его профессоров, ни у историков русской науки и просвещения в течение всего XIX и большей части XX века. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравил жителей города с 300-летием Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).
История в лицах
Историю Санкт-Петербургского государственного университета сегодня пишем все мы. Санкт-Петербургскому государственному университету исполнилось 300 лет. Санкт-Петербургский государственный университет. В 1819 году на основе Главного педагогического института был основан Петербургский университет.
Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова
Конечно, если СПбГУ переедет и начнет свою историю заново, там кто-то будет работать и учиться, университет как организация существовать не перестанет. Санкт-Петербургский университет сегодня – это крупный центр отечественной науки, образования и культуры с высоким международным авторитетом. Перед главным зданием Санкт‑Петербургского Государственного университета (СПбГУ) 24 ноября открыли памятник министру народного просвещения Российской империи — графу Сергею Уварову. 1819 г. - никогда не вызывала сомнения ни у его профессоров, ни у историков русской науки и просвещения в течение всего XIX и большей части XX века.
Ректор СПбГУ Кропачев: Как три века Университет остается востребованным в мире
Торговый комплекс был построен в середине XIX века и разобран в 1932 году. Летом прошлого года археологи нашли пять берестяных грамот XV века при раскопках на месте пивоваренного завода "Богемия" в Великом Новгороде. Четыре из них представляют собой перечни должников с указанием денежных сумм и местом их проживания. Лента новостей.
Козак , К. Чуйченко , А. Фурсенко , И.
Сечин , П. Дуров , Г. Греф , М. Пиотровский , Т. Черниговская , Б. Стругацкий , Ю. Рост , А.
Карпов и др. ARWU 2023 — 2-е место среди российских вузов и место в диапазоне 401—500 среди 2,5 тыс. Редакция наук об образовании Ректоры 1819—1930 : М. Балугьянский 1819—1821 , Е. Зябловский 1821—1825, исправляющий должность , А. Дегуров 1825—1836 , И. Шульгин 1836—1840 , П.
Плетнёв 1840—1861 , И. Срезневский 1861, исправляющий должность , А. Воскресенский 1861—1863, исправляющий должность; 1865—1867 , Э. Ленц 1863—1865 , К. Кесслер 1867—1873 , П. Редкин 1873—1876 , А. Бекетов 1876—1883 , И.
Андреевский 1883—1887 , М. Владиславлев 1887—1890 , И. Помяловский 1890, исправляющий должность , П. Никитин 1890—1897 , В. Сергеевич 1897—1899 , А. Гольмстен 1899—1903 , А. Жданов 1903—1905 , И.
Боргман 1905—1910 , Д. Гримм 1910—1911 , Э. Гримм 1911—1918 , А. Иванов 1918—1919 , С.
Они представляют собой срезанные слои почвы 40х20х10 см, уложенные травой вниз и скреплённые ивовыми кольями. По данным радиоуглеродного анализа, при строительстве использовались деревья возрастом порядка 200 лет. В изученных образцах были обнаружены следы злаков и сорных растений, которые произрастали на территории будущего города. Результаты изучения фрагментов указывают на то, что для этого места была характерна растительность заливных лугов и прибрежных ивняков. При этом окружающая территория была покрыта елово-березово-сосновыми лесами с примесью ольхи.
Академический университет прекратил своё существование. В соответствии с утверждённым императором Александром I 8 20 февраля 1819 г. Голицына на базе Главного педагогического института создан Санкт-Петербургский университет Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Санкт-Петербург, 1830. В 1824 г. Санкт-Петербургский университет в первое столетие... XXIX ; последующие общие уставы Императорских российских университетов утверждены в 1835, 1863, 1884 гг. Изначально включал 3 факультета: историко-филологический, философско-юридический и физико-математический. По Уставу 1835 г.
В 1850 г. В 1854 г. В 1835 г. Трезини , в 1834—1837 перестроено по проекту архитектора А. В конце 1860-х — 1890-х гг. Организованы ботанический сад 1864 и астрономическая обсерватория 1880. В 1894 г. В 1878 г. В начале 20 в. В июне 1918 г.
В 1920-х гг. В 1930 г. Тогда же на базе историко-лингвистического факультета создан Ленинградский историко-лингвистический институт с 1933 Ленинградский институт истории, философии, лингвистики , с 1937 факультеты института вновь в составе университета. В 1931 г. К 1941 г. В первые месяцы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. С 15 июля все преподаватели, сотрудники и студенты ЛГУ, не входившие в военные формирования университета и способные к труду, систематически направлялись на строительство оборонительных рубежей Ленинградский университет. Всего за время войны в военных действиях участвовали 2,5 тыс. В июне 1941 — июне 1944 гг. В 1950 г.
В 1956 г. К 1991 г. Редакция отечественной истории В феврале 1992 г. В 1993 г. С 2009 г.
Предложить новость
- В Петербурге торжественно отмечают 300-летие СПбГУ // Новости НТВ
- «Это будет небольшой, но особенный университет» - Ведомости
- В 2024 году Санкт-Петербургский государственный университет отметит 300-летие
- Санкт-Петербургский университет
- СПбГУ – первый университет страны
Санкт-Петербургский государственный университет
Сергеева, А. Градовского, экономиста И. Кауфмана и многих других занимают видное место в истории гуманитарных наук. Санкт-Петербургский университет сыграл важную роль в развитии отечественной общественно-политической мысли и культуры. Здесь учились представители утопического социализма М. Буташевич-Петрашевский, критик и мыслитель Д. Писарев, демократ, писатель и философ Н.
Чернышевский, известные политические деятели различной ориентации: П. Кропоткин, Д. Благоев, П. Столыпин, А. Керенский, П. В 1891 г.
В Университете получили образование писатели И. Тургенев, Г. Успенский, Л. Андреев, Д. Мамин-Сибиряк, В. Вересаев, Я.
Райнис, поэты А. Блок, Н. Гумилев, композиторы и музыканты М. Глинка, И. Стравинский, А. Глазунов, Е.
Мравинский, художники М. Врубель, Н. Рерих, А. Бенуа, И. Билибин, В. Поленов, Н.
Ге, И. Грабарь, Г. Верейский, театральные деятели С. Дягелев, А. Сумбатов-Южин, В. Качалов, А.
Брянцев и ряд других выдающихся представителей отечественной и мировой культуры. В 1916 г. Ученые Университета приветствовали Февральскую революцию, видя в ней залог прогресса науки и культуры, улучшения условий своей деятельности. Однако этим надеждам на перемены не суждено было сбыться: в условиях войны и надвигавшейся хозяйственной катастрофы Временному правительству было уже не до высшего образования. И к осени 1917 г. Неудивительно поэтому, что Октябрьскую революцию большинство научной интеллигенции, в том числе и ученые Университета, не поддержало.
Конфронтация с Советской властью имела своим следствием многочисленные необоснованные аресты университетских ученых по подозрению в антисоветской деятельности. Но самые большие потери Университет понес от голода и тяжелых условий жизни в Петрограде в годы гражданской войны. Значительная часть его сотрудников была вынуждена покинуть страну и оказалась в эмиграции. И все же Университет сумел благодаря своим замечательным ученым выстоять и сохранить высокое положение в научно-педагогической жизни общества. В условиях радикальной ломки старой высшей школы университетская профессура выступила против насаждения революционных методов обучения, смогла отстоять и традиционные методы обучения, подготовить себе достойную научную смену.
Глазенап, климотолог А. Воейков, химики Н. Меншуткин, Д. Большой вклад внесли университетские ученые в развитие гуманитарных наук. Восточный факультет стал крупнейшим в России центром ориенталистики. Труды выдающихся ученых-востоковедов С. Ольденбурга, Д. Хвольсона, П. Коковцева, Б. Тураева, В. Бартольда, Ф. Щербатского и других снискали Университету мировую славу. Исследования филологов А. Шахматова, Н. Марра, Н. Державина, С. Жебелева, историков С. Платонова, М. Ростовцева, философов В. Соловьева, А. Введенского, социолога М. Ковалевского, юристов В. Сергеева, А. Градовского, экономиста И. Кауфмана и многих других занимают видное место в истории гуманитарных наук. Санкт-Петербургский университет сыграл важную роль в развитии отечественной общественно-политической мысли и культуры. Здесь учились представители утопического социализма М. Буташевич-Петрашевский, критик и мыслитель Д. Писарев, демократ, писатель и философ Н. Чернышевский, известные политические деятели различной ориентации: П. Кропоткин, Д. Благоев, П. Столыпин, А. Керенский, П. В 1891 г. Памятная медаль «В память открытия С-Петербургского университета». Тургенев, Г. Успенский, Л. Андреев, Д.
На I курс зачислено 6015 студентов, из них 1063 — медалисты. По данным на 2004 год преподавательский состав насчитывал 4055 человек, из них 714 профессоров и 1240 доцентов. Праздник посвящения в студенты Программа праздника [5] : Обращение к первокурсникам, от лица ректора университета, а с недавних времён ещё и губернатора Санкт-Петербурга , также зачитываются обращения президента Российской Федерации и других знаменитых людей. Новые студенты приносят Торжественную клятву первокурсника. Торжественное зажжение Огня знаний. Историческое развитие структуры университета На момент реорганизации университет состоял из трёх отделений или факультетов: I.
Врубель, И. Грабарь, М. Добужинский, С. Дягилев; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин. На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века. Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность. Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И. Березин, знаток монгольских языков К. Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н. Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф. Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин. Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей. В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые. При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г. Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год. Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С. Кареев, И. Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий. Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня». Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней. При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу. Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны. Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г. Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером. В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты. Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент». А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям». Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья. Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г. Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета. Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства». Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями. Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение». В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться». Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века. До начала 1830-х гг. Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность». Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции. В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг. Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство. Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий. В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П. Годзянского в Правлении университета, за что виновному было определено 7-дневное заключение в карцер. Другой студент был наказан за ослушание и дерзкий ответ помощнику инспектора; третий — за курение папирос в кабинете для занятий. Двухдневным карцером закончилась для воспитанника историко-филологического факультета Н. Осипова карточная игра. Что касается проживания студентов, то до начала 1820-х гг. Расселение же своекоштных студентов, которые стали стремительно прибывать во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. Выбор квартиры определялся ее дешевизной, а дешевое жилье можно было найти в любом конце города, кроме центральной части. Некоторые студенты селились у родственников. Так или иначе, в Петербурге не сложилось подобия «Латинского квартала», как в Париже или малых университетских городах Германии. Живя по 10-12 человек в комнате, казеннокоштные студенты часто болели. Особенно плачевной была ситуация в первые годы существования Педагогического института, когда из-за большого набора студентов одновременно учились студенты старшего и младшего выпусков, почти 200 человек в университетских покоях создалась перенаселенность. Сырые и душные комнаты, отсутствие физической активности, усиленный режим занятий, все это объясняет небывалое количество болезней и даже смертей среди студентов Педагогического института. Только за 1804—1809 гг. Массовыми болезнями были чесотка и головная боль от топки печей, от занятий в душном помещении. Причинами смерти становились чахотка или брюшной тиф. Обычный недельный рапорт профессора, назначенного смотрителем студентов: «… Все благополучно, только студент Левицкий занемог и отправлен в Обуховскую градскую больницу, а студент Новицкий сегодня в 6 часу пополудни скончался в доме института». Однако условия в градской больнице были плохими: слишком мало Институт мог перечислять городу денег за лечение студентов, и они не раз просили Конференцию профессоров забрать их, чтобы умереть «в своих покоях». Эта удручающая картина не была чем-то уникальным: в то время, когда в Институте скученно жили и учились казенные студенты, их быт в основных чертах повторял обстановку кадетских корпусов и других закрытых учебных заведений, с той только разницей, что студенты были взрослее — от 18 до 23 лет. Поскольку смерть студента, как и его жизнь, является неотъемлемой страницей социальной истории университета, стоит обратить внимание на то, что ритуал похорон студента уже в начале XIX века отсылает не к военным, а к нарождающимся академическим традициям. На следующий день, 12 апреля, он был погребен на Смоленском кладбище. Похороны Потакинского были скромными, но после отпевания была устроена гражданская панихида, которая подчеркивала «ученый статус» покойного. Рапорт гласит: «Провожали тело его все студенты вместе с некоторыми профессорами, над гробом говорены были студентами Язвицким, Сфериным и Александровским на российском и греческом языках речи». Труд и досуг, болезнь и смерть, траур и праздник — эти структуры повседневности постепенно приобретали для университетского человека специфическое обличье и значение. Для студенческого быта очень важны по крайней мере, по воспоминаниям студентов всех времен формы проведения досуга, то есть времени, свободного от занятий. При избытке развлечений, существующих сегодня, трудно представить, в чем студенты лет 150 назад находили свои развлечения. Главная радость для казеннокоштного студента того времени а их было большинство — выйти за территорию университета. Сами увольнения в город по особому «билету» были возможны только в субботние и воскресные дни при условии хорошего поведения. Разумеется, это правило нарушалось на каждом шагу: журналы инспекторов пестрят описаниями самовольных отлучек. Некоторые описания весьма красноречивы. Так, в 1806 г. Петербургский полицмейстер Ф. Эртель распорядился выслать его из города, но по выяснении, что задержанный — студент и пользуется правом неподсудности обычной полиции, он был отдан в руки университетскому начальству. Соловьев, как говорит тот же источник, «от содержания его чрез целую неделю в уединенном покое на хлебе и воде хотя с начала на несколько времени и исправился было, но после опять настолько ослабел, что редкий стал проходить день, в который бы он не напивался до безобразия». Поскольку для науки от такого студента проку не было, Конференция профессоров, истощив все усилия, обратилась к попечителю с предложением удалить пьяницу, определив его в военную службу, что и было сделано. Места обычных студенческих «загулов» за оградой университета были более или менее постоянны. Это были самые дешевые трактиры, где студентов кормили и поили в долг. Таких заведений было достаточно в Загибенном переулке. Название переулка исчезло в 1860-х гг. Студенты 1830-х гг. Популярными ресторациями Васильевского острова были кухмистерская «Лондон» и заведение Гейде, оба на 7-й линии, ресторан Тиханова на набережной напротив Николаевского моста. В этих «точках» студентам наливали в долг. По положению, можно было довести долг до 10 руб. Много ли это? По таксе, это примерно десять «скверных обедов у Гейде», с пивом, но без вина. Вход в ресторации был платным, даже если студенты ничего не собирались заказывать, но в Загибенном переулке эти суммы были символическими. Своекоштные студенты из дворян могли себе позволить отобедать в приличных ресторанах в центре города, они ходили в театр, играли на Бирже, расположенной рядом с университетом. Конфликты студентов с окрестными жителями были тоже частью повседневности. На Васильевском острове много лет шла «маленькая война» студентов с местными немцами-мастеровыми. Мемуарист сообщает, как об обычном, повторяющемся событии, о том, что студенты ходили на 27-ю линию «кататься с ледовых гор одного из Шустерклубов», при этом «били немцев, сидя на их спинах, спускались с гор» и вообще производили на Васильевском острове всевозможные «шалости». Эти «забавы» повторяли модель «разгульного поведения» немецких буршей, державших в страхе маленькие города Германии. Вечером студенты отправлялись на Невский проспект «показать себя». В целом, их проделки того времени были мелким хулиганством, до уголовщины не доходило: студенты «то, идя пьяною ватагою по Николаевскому мосту, сбивали и бросали в Неву с прохожих шапки, то перевешивали вывески магазинов, то залезали в колодцы и пугали подъезжающих лошадей, неожиданно вскакивая и осаждая их за узду назад, то выходили на балконы плясать в костюме Адама, то забирались на чужие свадьбы, пользуясь тем, что на свадьбах обыкновенно гости со стороны жениха не знакомы с гостями со стороны невесты». Из немецких университетов в Дерптский, оттуда — в Петербургский вместе с переходящими студентами переносились обычаи студенческих дуэлей, пирушек, собратств. Это рождало поразительную картину, когда «корпоративные практики» существовали, и отдельные национальные «корпорации»-землячества немцев, поляков, русских в стенах университетов действовали, но студенческой корпорации как общности всех студентов университета — еще не было. Влиятельных корпораций в Петербургском университете в пору их расцвета было три: сначала образовалась из остзейских немцев корпорация Baltika, в пику ей из «продвинутых» русских студентов сложилась корпорация Ruthenia, потом образовалось сообщество студентов-поляков — Ogul общество. Корпорации имели своих лидеров, свои символы, свои цвета. Они, помимо инспекции и университетского суда, регулировали повседневную жизнь и даже нравственность своих членов. Студент, совершивший недостойный поступок, подлежал суду чести Ehregericht. Если проступок признавался извинительным, студент подвергался временному исключению из среды корпорантов: то есть он оставался в университете, но товарищи не имели права кланяться и говорить с ним в продолжение определенного времени, пока все случившееся не предавалось забвению. За более серьезные проступки против нравственности виновный подвергался вечной изоляции, то есть до окончания курса никто из членов корпорации с ним не общался. Наиболее пунктуальны в соблюдении обычаев были представители немецкой Балтики, члены русской корпорации лишь подражали им. Жизнь корпоранта была весьма насыщенной, даже если он не посещал лекций, а это, увы! Белов, будущий этнограф и беллетрист, едва поступив в университет в 1836 г. С утра он приходил в шинельную, служившую в то же время и курильней.
Навигация по записям
- Новости по теме
- История в лицах
- 500 образовательных программ
- Смотрите также
Когда и кем был основан СПБГУ, исторические подробности создания одного из старейших вузов России
Церемонией гашения марки праздник не ограничился. Вечером на Стрелке Васильевского острова зажглись факелы Ростральных колонн. Также в честь 300-летнего юбилея именем университета назвали малую планету, а в Петербурге выпустили юбилейную проездную карту «Подорожник». Картина дня.
После этого на протяжении своей истории университет сменил множество названий Названия Санкт-Петербургского университета.
С 1821 по 1914 год он назывался Императорский Санкт-Петербургский университет; 1914 год — февраль 1917 года — Императорский Петроградский университет; февраль 1917 года — июнь 1918 года — Петроградский университет; июнь 1918 года — октябрь 1919 года — Первый Петроградский университет; октябрь 1919 года — январь 1921 года — Петроградский университет; январь 1921 года — январь 1924 года — Петроградский государственный университет; январь 1924 года — апрель 1933 года — Ленинградский государственный университет; апрель 1933 года — октябрь 1937 года — Ленинградский государственный университет имени А. Бубнова; октябрь 1937 года — февраль 1944 года — Ленинградский государственный университет; февраль 1944 года — октябрь 1948 года — Ленинградский ордена Ленина государственный университет; октябрь 1948 года — 1969 года — Ленинградский ордена Ленина государственный университет имени А. Жданова; 1969 года — январь 1989 года — Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А. Жданова; январь 1989 года — 1991 года — Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет; с 1991 года по настоящее время — Санкт-Петербургский государственный университет.
Университетам присвоен особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества». Кроме того, оба университета получили право иметь свои собственные образовательные стандарты. Они опубликованы на сайте СПбГУ. Теперь ректора назначает Президент РФ.
Читайте также: Первый в России палеонтологический парк откроют под Петербургом 12 августа Также учёные изучили найденный при раскопках образец грунта с подошвы сапога. Так, в месте строительства, вероятно, существовала прибрежная тростниковая заросль: строитель прошел там, и ил прилип к подошве", — рассказала РИА Новости аспирант кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ Мария Федорова. Осенью 2019 года археологи обнаружили на пересечении набережной Фонтанки и Вознесенского проспекта остатки Владимирского пассажа Ново-Александровского рынка. Торговый комплекс был построен в середине XIX века и разобран в 1932 году. Летом прошлого года археологи нашли пять берестяных грамот XV века при раскопках на месте пивоваренного завода "Богемия" в Великом Новгороде.
Научный Корреспондент,. Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» «Атрибуция» 4.
История Санкт-Петербургского государственного университета
Наступивший 2024 год объявлен годом Санкт-Петербургского университета | Авторы идеи ссылаются на заслуги чиновника-патриота, который руководил просвещением при Николае I и придумал триаду «Православие, самодержавие, народность», ставшую основой государственной идеологии в то время. |
История санкт петербургского университета | Юбилейная медаль Санкт-Петербургского университета «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек!». |
История санкт петербургского университета
По словам Мединского, Уваров хотел, чтобы молодые люди «получали лучшее, мирового уровня образование, при этом оставались русскими и работали в России». Губернатор отметил, что установка памятника — это «дань уважения всем тем, кто формировал российское образование и просвещение». Он был первым просветителем нашей страны, который заложил основы образования и всегда стремился сделать Россию технологически передовой. Его дело продолжает наш президент. Он поставил задачу за пять лет подготовить один миллион квалифицированных рабочих кадров, преодолеть технологическую зависимость и снова стать передовой державой», — в какой-то момент вспомнил о главе государства Беглов.
Развитие СПбГУ — это непрерывный процесс, постоянное стремление к новым вершинам в науке и образовании. Университет продолжает модернизировать свою инфраструктуру, усиливать научные исследования и развивать сотрудничество с международными партнерами. СПбГУ гордится своими достижениями и стремится стать еще более востребованным и адаптированным к вызовам современного мира.
Первоначально он начал свою деятельность как «Академия наук и Санкт-Петербургский университет». Это был первый университет в России и один из старейших в Европе. Университет был создан по указу Петра Первого с целью подготовки специалистов в различных научных и гуманитарных областях.
В начале своей истории университет имел 3 факультета: физико-математический, философско-теологический и медицинский. Первые годы существования университета были связаны с многими трудностями и вызовами. Его первые здания были построены из дерева и находились на Васильевском острове.
В течение первых нескольких десятилетий университет стал развиваться и расти вместе с городом Санкт-Петербург. В этот период здесь обучались и работали многие выдающиеся ученые, включая Михаила Ломоносова и Ивана Сеченова. Университет активно сотрудничал с другими научными и образовательными учреждениями, как в России, так и за рубежом.
СПбГУ продолжает поддерживать свою репутацию ведущего университета не только в России, но и в мире. Он предлагает обширную программу обучения и предлагает множество возможностей для студентов и исследователей. Первые годы университета положили основу для его дальнейшего развития и успеха.
Важные этапы в истории СПбГУ 1. Основание Университета. В то время он назывался Санкт-Петербургская академия.
Переименование в университет. В 1819 году академия стала университетом.
В изученных образцах были обнаружены следы злаков и сорных растений, которые произрастали на территории будущего города. Результаты изучения фрагментов указывают на то, что для этого места была характерна растительность заливных лугов и прибрежных ивняков. При этом окружающая территория была покрыта елово-березово-сосновыми лесами с примесью ольхи. Читайте также: Первый в России палеонтологический парк откроют под Петербургом 12 августа Также учёные изучили найденный при раскопках образец грунта с подошвы сапога.
Так, в месте строительства, вероятно, существовала прибрежная тростниковая заросль: строитель прошел там, и ил прилип к подошве", — рассказала РИА Новости аспирант кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ Мария Федорова.
Научные открытия и достижения профессоров и выпускников университета, семь из которых — лауреаты Нобелевской премии, — в области физиологии и медицины И. Павлов 1904 и И. Мечников 1908 ; в области химии Н. Семёнов 1956 ; в области физики Л. Ландау 1962 и А. Прохоров 1964 ; в области экономики В. Леонтьев 1973 и Л. Контарович 1975 — вошли в историю мировой и отечественной науки и техники.
Из стен университета также вышло множество мировых знаменитостей в различных областях: известные учёные, педагоги, государственные и общественные деятели: К. Бестужев-Рюмин, А. Кони, П. Столыпин, Д. Менделеев, В. Вернадский, Д. Лихачёв и десятки других. Университет подарил миру известнейших деятелей искусства: И. Тургенева, П.
Брюллова, А. Блока, А.