Новости когда прорвали блокаду

Первые попытки прорыва блокады были предприняты осенью 1941 года, с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. Традиционно считается, что осенью 41-го года было две попытки прорыва блокады - в сентябре и октябре, - говорит Вячеслав Мосунов. 76 лет назад Советские войска сняли блокаду Ленинграда. Благодаря прорыву блокады смогли увеличить подачу электроэнергии в Ленинград, также наладили поставки хлеба и другого продовольствия.

Первая искра победы: как Красная армия прорвала блокаду Ленинграда

Ровно 80 лет назад 18 января была прорвана блокада Ленинграда. в материале РИА освобождения от блокады ЛенинградаВ январе отмечается День полного освобождения. Приезд Жукова и принятые им меры укрепили оборону города, но прорвать блокаду не удалось. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. Так начиналась операция «Искра», пятая попытка прорыва блокады Ленинграда. Прорыв блокады не изменил их временный характер, поэтому снятием блокады признано восстановление советского контроля над Октябрьской железной дорогой.

2. Попытки прорыва блокады

Отопления и водоснабжения в домах не было. Люди делали проруби в Неве и совершали настоящие подвиги, добираясь до воды. Единственным спасением была печь «буржуйка», с помощью которой можно было отопить жилье. Жгли, что только могли: мебель, книги паркет, ненужные вещи. Они выстояли и не сдались.

Согласно официальным данным за время блокады в городе погибло 642 тысячи ленинградцев. Тем не менее, город выстоял. А произошло это благодаря тому, что люди придерживались определенных правил выживания. Конечно в коллективе выживать было проще.

В какой-то момент проблемой становилось самостоятельно встать, самостоятельно одеться и т. Во многом это заслуга бойцов ПВО и добровольцев, дежуривших на крышах домов. Однако, свою роль сыграла и подготовленность ленинградцев, которые знали, как следует действовать во время воздушной тревоги, где находится ближайшее бомбоубежище, а также о том, какой путь является безопасным. До сих пор на некоторых улицах Санкт-Петербурга можно увидеть таблички с надписями: «Граждане!

При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна! Благодаря тому, что жители Северной столицы придерживались упомянутых правил, людские потери от бомбардировок оказались минимальными. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг. Конечно, отмирание прежних ритуалов и обычаев было обусловлено традицией наносить визиты не с пустыми руками.

Понятно, что тогда ленинградцам дарить было нечего: самим бы выжить. Литератор А. Тарасенков в своих воспоминаниях описывает своего друга, который сначала делился хлебом, а потом, наоборот, начал уносить кусочки для своей супруги. Во время подобных визитов становилось не по себе не только гостям, но и хозяевам, которым нечего было предложить друзьям и родственникам.

Одна из жительниц осажденного города, слова которой приведены в сборнике «Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда», вспоминала, что у них в семье был установлен строгий порядок: один кусочек хлеба на завтрак и на ужин и два — на обед. Съедать сразу все взрослые детям попросту запрещали. В качестве доказательства эффективности такого метода женщина рассказывает про мать и трех детей, проживавших в соседней квартире.

Но сведения о времени и месте проведения операции до последнего момента оставались для гитлеровского командования загадкой. Жукова ознакомили с положением дел в ударных армиях, по его приказу устранились последние обнаруженные недоработки. В ночь на 11 января 1943 года войска заняли исходные позиции. Масштабы сражений и перелом фронта Захваченные после прорыва трофеи. На кону у Красной армии стоял не только крупнейший советский город, но и честь всего фронта.

Нельзя было сдаваться и немцам. После сложнейших атак и неимоверных потерь в полночь 18 января радиодиктор объявил, что военная блокада прорвана. Ленинградские улицы и проспекты накрыло всеобщее ликование. Не сдерживая эмоций, ленинградцы неустанно благодарили военных за прорыв блокады. Конечно, достигнутый результат в общевоенных масштабах выглядел достаточно скромно, ведь ширина образованного коридора составляла от силы 11 км.

Основная суть заключалась в символическом значении прорыва. Улучшилось и материально-техническое снабжение города. Оперативно были проложены новая железнодорожная линия, автомагистраль и несколько переправ через Неву. Уже 7 февраля Финляндский вокзал встретил первый поезд с так называемой «Большой Земли». В Ленинграде стали действовать общегосударственные нормы продовольственного снабжения, что резко улучшило жизнь ленинградцев и положение войск по Ленинградскому фронту.

С добрым утром, земляки, говорили мы друг другу… А на Невских берегах, только что освобождённых от врага, уже начиналась жизнь — наша, советская. Николай Тихонов писал тогда, что на пристани освобождённого Шлиссельбурга уже снуют моряки, железнодорожники осматривают пути… На противоположном берегу, где раньше нельзя было показаться человеку, открыто дымят паровозы и двигаются поезда. Первый день после прорыва блокады. Победный день, которого мы ждали.

Город Ленина получил прямую связь с Большой землей. Предстоит построить железную дорогу протяженностью 30 километров», — вспоминал в одной из радиопередач Матвей Фролов. В 1941 году последний поезд пришёл в Ленинград 27 августа. Враг перерезал Октябрьскую железную дорогу, вышел на ближние подступы и на долгие 17 месяцев город полностью оказался блокирован.

Единственной ниточкой, связывавшей Ленинград с Большой землей — по воде и по льду, — была ладожская Дорога жизни. После прорыва блокады 18 января 1943 года, как говорил Фролов, «появилось окошко», а значит можно было «по земле, по нашей советской земле организовать сообщение со всей страной». Практически сразу же на отнятую у врага землю пришли строители, железнодорожники, тысячи жителей осаждённого города. В кратчайший срок — дорог каждый день — нужно было в прорубленном коридоре построить железнодорожную ветку длиной 33 км от станции Поляны до Шлиссельбурга.

Местность в основном была болотистая, всё, что на тот момент там было, — лишь полуразрушенная узкоколейка, по которой когда-то доставляли торф. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, которые необходимо было обезвредить. Восемь километров пути находились в прифронтовой зоне, как говорится, «под носом» у противника, работать приходилось под артиллерийским и минометным огнём. Несмотря ни на что, люди трудились сутками напролёт, в пургу и мороз, среди льда и стылой воды, «впрягаясь» в сани из металлических листов, возили грунт и камни, рубили и перетаскивали огромные брёвна, и на засыпанное болото, которое было для строителей, как они говорили, «дороже рыхлого чернозема», ложились ниточки рельс будущей железной дороги.

Огромные трудности стояли и перед теми, кто воздвигал железнодорожный мост через Неву. Чтобы проложить свайно-ледовую переправу длиной 1300 м, необходимо было забить более 2,5 тысячи свай при очень большой скорости течения и шестиметровой глубине Невы в этом месте. Сейчас это кажется невероятным, но дорога была сдана уже 5 февраля, на несколько дней раньше намеченного срока. На портале Президентской библиотеки можно прослушать интервью Матвея Фролова с Вольдемаром Матвеевичем Виролайненом, возглавлявшим Волховстроевский железнодорожный узел.

Именно под его руководством велись работы по подготовке к отправлению первого поезда в блокадный Ленинград.

Но соединиться с войсками армий им не удалось. Пантелеев, бывший тогда командиром Ленинградской военно-морской базы. Высадка производилась отдельными частями, да еще вблизи фронта противника.

Совершенно очевидно, что если бы мы одновременно высадили в ближайший тыл врага сразу почти 2 тыс. Конечно, и в этом случае высадку следовало начинать лишь после обозначившегося успешного начала наступления 42-й и 8-й армий». Встречными ударами 54-й, 55-й армий и Невской оперативной группы намечалось уничтожить шлиссельбургско-синявинскую группировку противника и восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной. Ленинградским фронтом в это время командовал генерал И.

Федюнинский, а с 26 октября — генерал М. Но 16 октября 1941 г. Цель наступления немцев состояла в том, чтобы перерезать сухопутные коммуникации, подводящие к Ладожскому оз. Свирь и тем самым полностью блокировать Ленинград.

Бои развивались неблагоприятно для советских войск. События под Ленинградом все время находились под пристальным вниманием Ставки Верховного Главнокомандования, но прорыв немцами обороны 4-й и 52-й армий вызвал у нее особую тревогу за судьбу Ленинграда. Сталин неоднократно связывался с командованием Ленинградского фронта и не только выяснял обстановку, но и давал довольно конкретные указания, как надо действовать. Василевский по прямому проводу передал И.

Федюнинскому: «Верховный Главнокомандующий приказал мне передать вам следующее: противник наступлением от Чудово через Волхов на Будогощь и Тихвин стремится сорвать вашу операцию. Поэтому необходимо принять все меры к быстрейшему соединению с Хозиным с тем, чтобы немедленно вслед за этим прочно обеспечить себя с юга. Выбросить четыре-пять дивизий с танками на р. Волхов и далее на Тихвин и тем обезопасить себя с востока и окончательно закрепить за собой свободу сообщений для того, чтобы обеспечить быстрый успех прорыва.

Необходимо взять с других участков все, что возможно, и, прежде всего, сосредоточить здесь большую часть всей артиллерии фронта, РС». Федюнинский доложил, какие меры принимаются для усиления войск на восточном берегу р. Волхов, и сказал, что «приказ Главнокомандующего мне ясен. Будем принимать все меры к тому, чтобы как можно быстрее связаться с Хозиным».

Василевский по прямому проводу передал Военному совету Ленинградского фронта новое, очень тревожное указание Сталина: «Судя по вашим медлительным действиям, можно прийти к выводу, что вы еще не осознали критического положения, в котором находятся войска Ленфронта. Если вы в течение нескольких ближайших дней не прорвете фронта и не восстановите прочной связи с 54-й армией, которая вас связывает с тылом страны, все ваши войска будут взяты в плен. Восстановление этой связи необходимо не только для того, чтобы снабжать войска Ленфронта, но и, особенно, для того, чтобы дать выход войскам Ленфронта для отхода на восток — для избежания плена в случае, если необходимость заставит сдать Ленинград. Имейте в виду, что Москва находится в критическом положении, и она не в состоянии помочь вам новыми силами.

Либо вы в эти два-три дня прорвете фронт и дадите возможность вашим войскам отойти на восток в случае невозможности удержать Ленинград, либо вы попадете в плен. Мы требуем от вас решительных и быстрых действий. Сосредоточьте дивизий восемь или десять и прорвитесь на восток. Это необходимо и на тот случай, если Ленинград будет удержан, и на случай сдачи Ленинграда.

Для нас армия важней…». Василевский в разговоре по прямому проводу с командующим 54-й армией М. Василевский передал И. Федюнинскому и А.

Кузнецову новое указание И. Только в этом он видит единственное спасение Ленинграда и, прежде всего, армии Ленфронта. Он категорически требует усилить восточную группу войск, предназначенную для прорыва, до максимума и сосредоточить здесь не менее 10 или даже 12 стрелковых дивизий за счет других участков фронта, прежде всего за счет 8-й армии. Он также требует подготовить для переброски вслед за 191 сд водой и воздухом еще одну сд и быстро организовать ее переброску в район Тихвина.

Все это он приказывает принять немедленно к исполнению, так как время не ждет. Через несколько дней прорыв может оказаться неосуществимым». Сталин по прямому проводу сказал А. Жданову и М.

Хозину он теперь стал командующим Ленинградским фронтом : «Нас очень тревожит ваша медлительность в деле проведения известной вам операции. Вам дан срок в несколько дней. Если в течение нескольких дней не прорветесь на восток, вы загубите Ленинградский фронт и население Ленинграда. Нам говорят, что после артиллерийской подготовки пехота не решается идти вперед.

Но вы должны знать, что пехота без танков не пойдет. После артиллерийской подготовки нужно пустить танки, и только после танков и за ними нужно пустить пехоту, дав артиллерии задачу бить по противнику километра на 3—4 к востоку от линии фронта впереди наших танков. Чтобы танки и пехота могли продвигаться свободнее, а противник не мог подвести свежие силы, и вообще, по мере продвижения наших танков и пехоты огонь надо переносить дальше на восток. Без такой организации наступления у вас ничего не выйдет.

Понятно, авиация и PC должны делать свое дело… Надо выбирать между пленом, с одной стороны, и тем, чтобы пожертвовать несколькими дивизиями. Повторяю, пожертвовать и пробить себе дорогу на восток, чтобы спасти ваш фронт и Ленинград. Как только пробьете дорогу, железная дорога будет. Без танков пехота не пойдет.

Примите меры к переброске танков КВ на левый берег. Если танки слишком тяжелы, пусть облегчат их броню тонн на 10—20. Если есть другие танки поменьше весом — переправьте. Если 55-я армия может ударить с юга на север в тыл противнику, стоящему у Невы, пусть ударит.

Повторяю, времени осталось мало, сидеть и ждать у моря погоды неразумно. Заставьте артиллерию работать ночью по площадям. Выберите площадь в один-два километра и сосредоточьте весь огонь артиллерии и РСов. Повторяю, времени осталось у вас очень мало, скоро без хлеба останетесь.

Попробуйте из разных дивизий выделить группы охотников, наиболее смелых людей, составить один или два сводных полка. Объясните великое значение того подвига, который требуется от них, чтобы пробить дорогу. Возможно, что эти сводные полки смелых людей потянут за собой и остальную пехоту… Если не согласны или если есть какие сомнения, скажите прямо. Вы плохо расходуете ваши силы.

Если у вас такие хорошие дивизии на фронте, то тем печальнее, что вы их неправильно использовали. Не может пехотная дивизия с ее винтовками и пулеметами справиться с укрепленными районами противника. Надо сначала уничтожить укрепрайоны артиллерией, минометами, пустить после этого в ход танки, и только вслед за танками пехотная дивизия может показать себя как настоящая сила. Без танков пехота беспомощна перед лицом укрепленных районов противника».

Разговор прерывался в связи с тем, что Сталину стало известно о занятии противником Тихвина. Выясняем положение. Если будет возможно, соединимся с вами по проводу. Этот провод идет через Тихвин… Ждите у аппарата».

После перерыва Сталин сказал: «Для ликвидации противника мы перебросили в район Тихвина Мерецкова с некоторыми войсковыми частями из 7-й армии. Направляем туда 113 же танки и одну полнокровную дивизию. Думаю, что 54-я армия могла бы ограничиться выдвижением одной своей дивизии для заслона своего тыла. Как видите, противник хочет создать вторую линию окружения против Ленинграда и вовсе прервать связь Ленинграда со страной.

Медлить дальше опасно. Торопитесь создать большую группу частей, сосредоточить на большом участке всю силу огня артиллерии, авиации, 120 мм минометов, PC и пробить дорогу на восток, пока не поздно. А тихвинскую группу противника, я думаю, мы ликвидируем своими силами». Теперь противник имеет возможность связываться с внешним миром только воздушным путем или по радиосредствам.

Во всяком случае дальнейшая доставка предметов снабжения в больших объемах уже больше невозможна. Тихвин взят спустя два месяца после падения Шлиссельбурга.

Оборона Ленинграда

Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. За шесть дней советские бойцы уничтожили две немецкие дивизии, нанесли урон еще пяти. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны.

Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады.

О дорогая, дальняя, ты слышишь? Разорвано проклятое кольцо! Ты сжала руки, ты глубоко дышишь, в сияющих слезах твое лицо. Мы тоже плачем, тоже плачем, мама, и не стыдимся слез своих: теплей в сердцах у нас, бесслезных и упрямых, не плакавших в прошедшем феврале. Да будут слезы эти как молитва. А на врагов — расплавленным свинцом пускай падут они в минуты битвы за всё, за всех, задушенных кольцом. За девочек, по-старчески печальных, у булочных стоявших, у дверей, за трупы их в пикейных одеяльцах, за страшное молчанье матерей... Прорыв блокады Ленинграда, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года. Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли.

С февраля по апрель части Волховского и Ленинградского фронтов пытались развить успех и продолжали атаковать мгинско-синявинскую группировку вермахта. Но продвинуться дальше не удалось. И всё-таки после «Искры» положение дел под Ленинградом изменилось. Восстановилась сухопутная связь осажденного города со страной. Восстановилось дыхание Ленинграда, укрепилась вера в Победу. К весне 1943 года сломить ее было уже невозможно. А главное — в город пошло продовольствие, и тысячи людей смогли избежать голодной смерти. На следующий день после прорыва блокады, 19 января 1943 года, в освобожденном Шлиссельбурге началось строительство новой железнодорожной трассы, которую назовут Дорогой Победы. Из них 8 км — по прифронтовым районам. Приказ был строг: дорогу нужно было построить за три недели.

Это и в мирное время немыслимо, а зимой, в прифронтовых условиях от строителей требовались нечеловеческие усилия. А они не просто успели, но на три дня перевыполнили план. Хватило 17 суток. Поезд направляется в освобожденный город Шлиссельбург, 1944 год. Железнодорожники совершили настоящий подвиг. Из-за налетов и обстрелов в те дни эшелоны шли по Дороге Победы только в ночное время, но через несколько недель удалось наладить и дневное движение. На станции Волховстрой есть памятник — на пьедестале там установлен паровоз ЭУ 708-64, тот самый, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли. Не только профессиональные зодчие, но и десятки офицеров из действующей армии присылали на этот конкурс свои эскизы. В те дни о прорыве блокады ежедневно рапортовало не только Совинформбюро, но и Лондонское радио. Приведем слова, по которым можно судить о тогдашнем отношении союзников к сражавшейся России: Слово «Ленинград» сейчас на устах у всех.

Какой замечательный успех!

Начало блокады До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера. После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение города на Неве стало критическим. И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли.

Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру. Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор. Организация обороны Уже 1 июля 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по обороне, которую возглавил партийный деятель А. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде. Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, в результате бомбёжек сгорели продовольственные склады, в том числе крупнейшие — Бадаевские. Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г.

Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось. Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны.

Из-за этого хлеб был черствым и горьким на вкус, но выбирать не приходилось. Продовольствие могли привозить в осажденный город лишь одним путем — через Ладожское озеро. Как только появился первый лед, машины направлялись в Ленинград. Большинство из них не доезжали до города, поскольку проваливались под лед или попадали под фашистский обстрел. Чтобы как-то подбодрить жителей, не прекращалось радиовещание. Оно передавало новости или же звук обычного метронома. Это был символ надежды, вечно бьющегося сердца непокоренного города. Голод - не единственная трудность, подстерегавшая ленинградцев. Сильные морозы еще больше ужесточили условия их существования. Отопления и водоснабжения в домах не было. Люди делали проруби в Неве и совершали настоящие подвиги, добираясь до воды. Единственным спасением была печь «буржуйка», с помощью которой можно было отопить жилье. Жгли, что только могли: мебель, книги паркет, ненужные вещи. Они выстояли и не сдались. Согласно официальным данным за время блокады в городе погибло 642 тысячи ленинградцев. Тем не менее, город выстоял. А произошло это благодаря тому, что люди придерживались определенных правил выживания. Конечно в коллективе выживать было проще. В какой-то момент проблемой становилось самостоятельно встать, самостоятельно одеться и т. Во многом это заслуга бойцов ПВО и добровольцев, дежуривших на крышах домов. Однако, свою роль сыграла и подготовленность ленинградцев, которые знали, как следует действовать во время воздушной тревоги, где находится ближайшее бомбоубежище, а также о том, какой путь является безопасным. До сих пор на некоторых улицах Санкт-Петербурга можно увидеть таблички с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна! Благодаря тому, что жители Северной столицы придерживались упомянутых правил, людские потери от бомбардировок оказались минимальными. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг.

Шестидневная битва

  • Пятая попытка
  • Кто виноват в блокаде Ленинграда
  • 18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
  • Прорыв блокады: 79 лет подвигу
  • Они первыми прорвали блокаду Ленинграда

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

Романовского и Ф. Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия. Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады Ленинграда. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали.

Именно тогда, в 2015 году, Валерий Шагин решил узнать, как погиб его дед - политрук Павел Иванович Шагин. Единственный документ, который хранился в семье более 70 лет - это извещение о гибели политрука Шагина в районе деревни Липки. Никаких документов, писем, ни одной фотокарточки не сохранилось. Вот с этой единственной зацепки - названия деревни и начались поиски. Валерий Шагин - не профессиональный историк, сам себя он называет независимым исследователем.

Возможно, именно благодаря этой независимости ему удалось собрать и сплотить целую команду заинтересованных людей - историков, краеведов, поисковиков. Идея - узнать больше про деда - постепенно превратилась в целый проект, который захватил многих. Одна личная история открыла дорогу для изучения целого военного эпизода, практически неизвестной попытки прорыва блокады. В нем участвовало множество людей. Так, политрук Павел Шагин «вывел» за собой из небытия целый полк - 1-й Особый отдельный лыжный полк моряков Краснознаменного Балтийского флота, почти тысячу человек, многие из которых считались пропавшими без вести, либо родные не знали, где и как они погибли.

Для историка Вячеслава Мосунова, который много работал с немецкими и советскими документами, эта книга стала еще одной работой, посвященной битве за Ленинград. А Валерий Шагин осуществил свою мечту: увидел фотографию деда, познакомился с его личным делом и смог узнать о его судьбе и славном боевом пути. Помочь им 54-я армия не могла, потому что вела бои у Волхова и Войбокалово. Командование Ленинградским фронтом, используя тот факт, что Ладожское озеро уже покрылось льдом, решило помочь наступающим с невских берегов дивизиям отвлекающим ударом с севера, атакуя «бутылочное горло» со льда Ладоги по всему побережью - от Шлиссельбурга до деревни Липки. Эту операцию решили провести силами 80-й стрелковой дивизии и 1-го Отдельного лыжного полка моряков Краснознаменного Балтийского флота.

На ладожском льду "Здорово, клешники! Среди них были моряки из экипажей погибших в том числе и в Таллинском прорыве кораблей, зенитчики, матросы береговой службы. Морские сухопутные части называли морской пехотой, хотя к настоящей морской пехоте они имели весьма отдаленное отношение, у них не было специальной подготовки, вооружения, просто части, сформированные из моряков и переданные на сухопутный фронт. В Краснознаменном Балтийском флоте первые стрелковые бригады из моряков формируют в июле 1941 года. До замыкания кольца блокады был создан ряд бригад, которые активно участвовали в боях к северу и к югу от Ленинграда.

Всего было передано на сухопутный фронт до нескольких десятков тысяч человек.

В Доме кино представят документальный фильм «Приравнены к хлебу» Важной задачей сопротивления было выдавить противников с выступа шириной 12—16 км, который упирался в Ладожское озеро и замыкал звено блокады. Согласно изначальному плану полководцев, наступление было запланировано на 1 января 1943 года. Единственное, что помешало осуществлению задачи в тот день, — оттепель. В итоге наступление пришлось отложить, российская артиллерия ударила по немецким позициям в ночь на 12 января. Сражения операции «Искра» продолжались восемь дней. Тогда же был освобожден город Шлиссельбург, который стоит у истоков Невы. Под контроль перешло южное побережье Ладоги.

Бойцы 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и 372-1 стрелковой дивизией Волховского фронта встретились вблизи рабочего поселка 18 января в 9 часов 30 минут. Так войска получили стратегическое преимущество над гитлеровцами, для которых уже не было возможности объединить силы с Финляндией. В кольце осады образовалось окно, в результате чего были восстановлены сухопутные коммуникации с осажденным Ленинградом.

Их отделял 15-километровый коридор шлиссельбургско-синявинского выступа между городом Мга и Ладожским озером , замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. Наступление поддерживали часть сил Балтийского флота, а также авиация дальнего действия. В тот же день был полностью освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. Сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена. Несмотря на то что в ходе операции «Искра» противник был отброшен от южного побережья Ладожского озера на 10-12 километров, Ленинград по-прежнему оставался прифронтовым городом. Через образовавшийся коридор в течение 17 суток были проложены железная дорога и автомобильная трасса, подвергавшиеся постоянным обстрелам германской артиллерии.

Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско-новгородской операции, проведенной советскими войсками 14 января — 1 марта 1944 года.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

Эту железнодорожную линию назвали «Дорогой Победы». Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска. Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений.

Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады Ленинграда. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город был украшен флагами.

Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте.

Сталин отвечает, что нужно сражаться. Вот несколько цитат из донесений и отчётов НКВД: взяты из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» : »…Пропадаем ни за что, голодаем и мёрзнем. Сам Сталин в своём докладе указал, что у нас нет танков и самолётов. Разве победим? Токарь одного из номерных заводов».

Всё большее количество людей начало осознавать, что худшее впереди, что рассчитывать на облегчение положения не приходится». Эту записку пишут сотни рабочих, чтобы дали хлеба, а иначе мы сделаем забастовку, поднимемся все, тогда узнаете, как морить рабочих голодом». Из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» Так что «пораженческие» настроения действительно были в Ленинграде. Другое дело, что сдача города вряд ли бы спасла сотни тысяч людей. Во-первых, нужно понимать, что война на Восточном фронте велась совсем по другим правилам, чем на Западном — поэтому некорректно сравнивать сдачу Парижа и сдачу Ленинграда. Немецкая армия и гражданская администрация совсем не делала приоритетной задачу выживания советских граждан на оккупированных территориях — это становится ясно и из дневниковых записей людей, которые остались под оккупацией дневники, опубликованные в сборнике под редакцией Олега Будницкого «Свершилось! Немцы пришли». Население Варшавы сократилось за годы войны с 1 300 000 человек до примерно 400 тысяч человек в 1945 году.

Население Киева за время оккупации сократилось с 800 тысяч человек до 180 тысяч. В Витебске количество жителей упало со 160 тысяч до 100 тысяч человек. Приведённые примеры показательны: можно представить, что было бы с населением трёхмиллионного города в случае сдачи, и тем более понять, что бы ждало 200-тысячную еврейскую общину города — зная о Бабьем Яре и о Варшавском гетто. В-третьих, в первый год войны немецкой армии не хватало тёплых вещей и иногда провизии даже для собственных солдат. Жителям оккупированного города не стоило бы ждать какой-то сентиментальности и помощи — скорее наоборот. Население было бы ограблено, а его тяготы и нужды нисколько не волновали оккупантов. В итоге, не стоит думать, что сдача города врагу каким-то образом могла бы сыграть позитивную роль для ленинградцев. Фельдмаршал Финляндии Маннергейм любил Ленинград и потому приказал не стрелять по городу Этот миф повторяется в разных видах — от того, что финская армия не переходила старой границы, которая была между СССР и Финляндией до Зимней войны 1939—1940 года, до рассказов о том, что Маннергейм так любил город, что не допускал даже мысли о серьёзной атаке на город.

В тот момент у 18-й армии, входившей в группу «Север», еще были резервы, чтобы периодически выводить войска с фронта в тыл на отдых. Немецкое командование поступало достаточно смело, снимая силы с относительно спокойных участков и перебрасывая их на наиболее опасные. За счет этого, в общем-то, немцы и держались... Что же касается Невского пятачка, то, на мой взгляд, уже к концу 1941 года он в стратегическом отношении был тупиком. Он был невелик, и развернуть там достаточное количество сил для прорыва было невозможно. Наступать с него можно было лишь в ограниченном количестве направлений из-за конфигурации плацдарма, а также такого мощного узла немецкой обороны, как железобетонные руины здания 8-й ГРЭС, которые возвышалась над пятачком с его левого фланга.

Это тоже одна из попыток прорыва блокады? Первоначально там очень удачно было выбрано место для удара - стык двух немецких корпусов. Гипотетически существовала возможность выйти к Октябрьской железной дороге - это давало шанс отрезать немецкие войска и лишить их линии снабжения. Сами немцы оценивали свою ситуацию как критическую. Вообще с боями под Погостьем связано много мифов. В первую очередь об их бесполезности.

Это совершенно не так! На мой взгляд, начало этих боев спасло Ленинград. Благодаря нашему натиску немцы приняли решение отходить от Волхова, дабы их ударный клин не оказался в окружении. Нам это дало возможность обеспечить нормальное функционирование Дороги жизни через Волховстрой. Ведь ко второй половине декабря 1941 года в Ленинграде оставалось продовольствия на четыре дня... Еще одна важная вещь.

Операция 54-й армии у Погостья предотвратила немецкую попытку прервать Дорогу жизни - эту задачу в 20-х числах декабря 1941 года поставило командование вермахта. Было предложено три варианта операции, предусматривавших захват или западного, или восточного побережья Ладожского озера. Однако все силы, которые могли быть выделены для этой операции, противник был вынужден бросить под Погостье. Мы зачастую смотрим на те бои глазами фронтовика Николая Никулина, автора известных «Воспоминаний о войне». На мой взгляд, там все представлено в очень черных тонах. Вот лишь одна цитата: «Снег стоял выше пояса, убитые не падали, застревали в сугробах.

Трупы засыпало свежим снежком, а на другой день была новая атака, новые трупы, и за зиму образовались наслоения мертвецов, которые только весною обнажились от снега - скрюченные, перекореженные, разорванные, раздавленные тела. Целые штабеля». Жуткая картина! Однако, как свидетельствуют документы, в том числе и немецкие, под Погостьем вовсе не происходило «избиение красноармейцев». Особенно когда на поле боя появлялись советские тяжелые танки, немцам приходилось очень туго, и они держались из последних сил. А в марте 1942 года вражеская оборона была прорвана там окончательно - когда ввели в бой 4-й гвардейский стрелковый корпус Ленинградского фронта Николая Гагена, сформированный в феврале 1942 года это стало его боевым крещением.

Немцы отошли на оборонительные позиции у реки Тигоды, которые готовили в течение трех месяцев. И в результате образовался выступ, существовавший до конца боев под Ленинградом в январе 1944 года. Складывается впечатление, что длительное время наше командование методом проб и ошибок нащупывало место прорыва. И решило все-таки действовать в самом узком месте немецкой обороны - «бутылочном горле» у Ладоги. Там, где всего 14 километров отделяли блокадное кольцо от Большой земли... Траншеи, блиндажи, деревоземляные огневые точки, мощная артиллерийская группировка.

Плюс Рабочие городки, которые были превращены противником практически в узлы обороны... Кстати, еще в декабре 1941 года командир одного из корпусов вермахта предлагал отвести войска из «бутылочного горла» на Синявинские высоты. Он считал, что полной блокады Ленинграда и так нет, поскольку город снабжается по Ладоге. Но ему указали, что он не прав, что выгоднее держать полностью весь фронт вдоль берега Невы и части Ладоги. Первые наметки плана, который лег в основу операции «Искра», появились еще весной 1942 года. Предложение исходило от Военного совета Ленфронта.

Заслуга Леонида Говорова, возглавившего фронт в июне 1942-го, в том, что к январю 1943 года он собрал боеспособные соединения и удачно бросил их в бой на узком участке. Почему он не сделал этого раньше? Летом 1942 года подобное наступление было бы просто невозможно. Надо было элементарно подкормить бойцов, получить с Большой земли боеприпасы. Ленинградская промышленность делала снаряды относительно небольшого калибра, до 76 мм. Запаса не было - это, кстати, одна из причин того, что в Синявинской операции осени 1942 года Ленинградский фронт выполнял всего лишь вспомогательную функцию.

81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году

А Волховского фронта, прорвав кольцо вражеской блокады г. Ленинграда, создали коридор шириной 8-9 км между Ладожским озером и линией фронта. Операция по прорыву блокады Ленинграда под названием «Искра» началась 12 января 1943 года. Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. «18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда.

Прорыв блокады: 79 лет подвигу

27 января 2024. Длившаяся почти 500 дней и ночей полная блокада Ленинграда была прорвана. Назад к списку новостей.

Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год

Повторяю, пожертвовать и пробить себе дорогу на восток, чтобы спасти ваш фронт и Ленинград. Как только пробьете дорогу, железная дорога будет. Без танков пехота не пойдет. Примите меры к переброске танков КВ на левый берег. Если танки слишком тяжелы, пусть облегчат их броню тонн на 10—20. Если есть другие танки поменьше весом — переправьте. Если 55-я армия может ударить с юга на север в тыл противнику, стоящему у Невы, пусть ударит.

Повторяю, времени осталось мало, сидеть и ждать у моря погоды неразумно. Заставьте артиллерию работать ночью по площадям. Выберите площадь в один-два километра и сосредоточьте весь огонь артиллерии и РСов. Повторяю, времени осталось у вас очень мало, скоро без хлеба останетесь. Попробуйте из разных дивизий выделить группы охотников, наиболее смелых людей, составить один или два сводных полка. Объясните великое значение того подвига, который требуется от них, чтобы пробить дорогу.

Возможно, что эти сводные полки смелых людей потянут за собой и остальную пехоту… Если не согласны или если есть какие сомнения, скажите прямо. Вы плохо расходуете ваши силы. Если у вас такие хорошие дивизии на фронте, то тем печальнее, что вы их неправильно использовали. Не может пехотная дивизия с ее винтовками и пулеметами справиться с укрепленными районами противника. Надо сначала уничтожить укрепрайоны артиллерией, минометами, пустить после этого в ход танки, и только вслед за танками пехотная дивизия может показать себя как настоящая сила. Без танков пехота беспомощна перед лицом укрепленных районов противника».

Разговор прерывался в связи с тем, что Сталину стало известно о занятии противником Тихвина. Выясняем положение. Если будет возможно, соединимся с вами по проводу. Этот провод идет через Тихвин… Ждите у аппарата». После перерыва Сталин сказал: «Для ликвидации противника мы перебросили в район Тихвина Мерецкова с некоторыми войсковыми частями из 7-й армии. Направляем туда 113 же танки и одну полнокровную дивизию.

Думаю, что 54-я армия могла бы ограничиться выдвижением одной своей дивизии для заслона своего тыла. Как видите, противник хочет создать вторую линию окружения против Ленинграда и вовсе прервать связь Ленинграда со страной. Медлить дальше опасно. Торопитесь создать большую группу частей, сосредоточить на большом участке всю силу огня артиллерии, авиации, 120 мм минометов, PC и пробить дорогу на восток, пока не поздно. А тихвинскую группу противника, я думаю, мы ликвидируем своими силами». Теперь противник имеет возможность связываться с внешним миром только воздушным путем или по радиосредствам.

Во всяком случае дальнейшая доставка предметов снабжения в больших объемах уже больше невозможна. Тихвин взят спустя два месяца после падения Шлиссельбурга. Это значит, что после достигнутого окружения по суше теперь последует блокада всех его средств доставки и через Ладожское озеро». Военный совет Ленинградского фронта, как предлагал Сталин, сформировал ударные добровольческие полки из лучших, наиболее мужественных воинов фронта, задача которых состояла в том, чтобы, встав в первые ряды наступающих дивизий, первыми пробить брешь в кольце вражеских орд, окружающих Ленинград, и обеспечить наступление других войск фронта. Помните, что с вами весь Ленинград, вся наша страна, наш любимый Сталин. Пусть это сознание умножит ваши силы для нанесения беспощадного удара врагу, вдохновляет вас на великий подвиг».

В целом следует сказать об обстановке под Ленинградом то, что противник не имеет возможности улучшить свое снабжение, кроме как сделать это воздушным путем. Но этого недостаточно. Впрочем, он может еще ослабить кронштадтский район путем вывоза оттуда в Ленинград скота и продуктов. Кроме того, доставка в город возможна из незанятого нами района между финским фронтом на Свири и нашими позициями. Но и этого едва ли хватит, чтобы организовать бесперебойный подвоз запасов». Через три дня 24 ноября в дневниковых заметках Лееба записано: «Следует учитывать то, что противник после того, как замерзло Ладожское озеро, может доставлять любое количество подкреплений».

А еще раньше, в осеннюю навигацию 1941 г. Мерецкова командующим 4-й армии, усилила свои войска на Тихвинском направлении, и они в середине ноября остановили наступление противника и сами перешли в контрнаступление. Волхов, на рубеж, с которого они в октябре начали свое наступление. И хотя завершить операцию по прорыву блокады не удалось, контрнаступление под Тихвином сорвало план гитлеровского командования замкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда и полностью изолировать город. Это была великая победа советских войск, спасшая ленинградцев и их защитников от нависшей над ними страшной опасности. По словам бывшего гитлеровского генерала Дитмара, отступление немецких войск от Тихвина «явилось началом первого сильного кризиса, охватившего всю немецкую Восточную армию.

Как и на всем Восточном фронте, наступательные возможности северного крыла немецких войск иссякли. Мечты о быстрой победе рассеялись, как дым». Только безвозвратные потери составили 40 667 человек. Волхов, Ставка приняла решение образовать Волховский фронт во главе с генералом К. Третья попытка прорыва блокады Ленинграда была предпринята в январе 1942 г. Войска Ленинградского, Волховского и правого крыла Северо-Западного фронтов при содействии Балтийского флота должны были разгромить группу армий «Север» и снять блокаду Ленинграда.

Решающая роль отводилась Волховскому фронту. Сталин, придавая большое значение предстоящим действиям, 29 декабря 1941 г. Мерецкову: «Уважаемый Кирилл Афанасьевич! Дело, которое поручено Вам, является историческим делом. Освобождение Ленинграда, сами понимаете, великое дело. Я бы хотел, чтобы предстоящее наступление Волховского фронта не разменивалось на мелкие стычки, а вылилось бы в единый мощный удар по врагу.

Я не сомневаюсь, что Вы постараетесь превратить это наступление именно в единый и общий удар по врагу, опрокидывающий все расчеты немецких захватчиков. Жму руку и желаю Вам успеха. Однако этого не получилось. Практическое осуществление намеченного Ставкой плана деблокады Ленинграда нашло свое выражение в проведении войсками Волховского фронта и 54-й армии Ленинградского фронта Любанской наступательной операции с 7 января по 30 апреля 1942 г. Однако, как признавал К. Мерецков, «к назначенному сроку фронт не был готов к наступлению».

В 59-й армии прибыли и успели развернуться только пять дивизий, остальные три находились в пути. Во 2-й ударной армии исходные для наступления позиции заняли только немногим более половины соединений, не прибыла армейская артиллерия, не сосредоточилась авиация, не были накоплены боеприпасы, продовольствие и горючее. Фронт, по существу, не имел своего тыла. Но Мерецков приказал начать наступление 7 января. Он это сделал, даже несмотря на предложение Сталина отложить наступление, если 2-я ударная армия к нему не готова. Но наступление успеха не имело.

Советские части, встреченные сильным минометным и пулеметным огнем противника, отошли в исходное положение. Мерецков вынужден был признать, что «боевые действия показали неудовлетворительную подготовку войск и штабов. Командиры и штабы теряли управление, взаимодействие отсутствовало, атака началась неодновременно и неорганизованно». Продвинувшись на 4—5 км, они под нажимом противника отошли в исходное положение. И 10 января командование Волховского фронта с разрешения Ставки приостановило наступление. Судя по переговорам по прямому проводу Сталина с Мерецковым, Запорожцем и Мехлисом 10 января, наступление предполагалось возобновить на следующий день, 11 января.

У вас так и вышло. Поспешили с наступлением, не подготовив его, и насмешили людей. Если помните, я вам предлагал отложить наступление, если ударная армия Соколова 2-я ударная армия. Вы отказались отложить, а теперь пожинаете плоды своей поспешности». Мерецков предложил наступление 2-й ударной, 4-й и 59-й армий начать 12 января, а 52-й армии — 13 января. Сталин согласился с этим предложением, но заметил: «Обдумайте хорошенько, может быть, отложить еще на день, то есть на 13, с тем, чтобы все армии выступили вместе с 52-й армией.

Наиболее жестокие бои были на флангах прорыва. Даже после того, как немецкие группы оказались там в окружении, они продолжали вести бой. Германское командование стало спешно посылать к месту прорыва резервы, стремясь заделать брешь и восстановить кольцо окружения. Но на этот раз им это не удалось. Коридор, шириной в 8 километров был отвоёван и удержан. Всего за 17 дней по нему были проложены автомобильная и железная дороги. Снятие блокады Ленинграда Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году имел очень большое значение. Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска. Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений. План следующей военной операции был разработан, как и предыдущий, Говоровым.

Он представил его в Ставку Верховного главнокомандующего в сентябре 1943 года. Получив одобрение, Говоров приступил к подготовке. Как и в случае с прошлой операцией, он стремился проработать всё до мелочей, чтобы добиться цели, понеся наименьшие потери. Операция началась 14 января 1944 года. Её конечным итогом должно было стать полное снятие блокады Ленинграда. По всем правилам военного дела, начало вновь положила мощная артиллерийская подготовка. После этого с Ораниенбаумского плацдарма двинулась 2-я армия. Одновременно с этим, с Пулковских высот выступила 42-я армия. В этот раз им удалось прорвать оборону. Двигаясь, друг к другу навстречу, группировки этих армий в жарких боях вклинились глубоко во вражескую оборону.

Они наголову разбили петергофско-стрельнинскую немецкую группировку. Блокадникам 27 января 1944 года удалось отбросить вражескую группировку на 100 километров от города. Страшная осада была, наконец, снята. Великому городу, выстоявшему в великом испытании, это было позволено. Двадцать седьмого января в ознаменование дня прорыва блокады Ленинграда, 324 орудия в городе дали четыре залпа. Салют в честь снятия блокады Ленинграда 27 января Прошло уже несколько десятилетий. Люди, лично видевшие блокадный Ленинград состарились. Много из них уже умерло. Но вклад защитников Ленинграда не забыт. Великая Отечественная война богата трагическими и героическими событиями.

Но день освобождения Ленинграда вспоминают и сегодня. Из семи отчаянных попыток прорыва, за каждую из которых тысячи бойцов заплатили своими жизнями, результативными оказались лишь две.

После двухнедельного наступления советские войска отбросили фашистов от города, освободив Красное Село, Пушкин, Ропшу, Ульяновку, Гатчину и Павловск. Показать больше.

Авиация Ленинградского и Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота, несмотря на низкую облачность, наносила непрерывные удары по скоплениям войск противника. В полосе наступления 67-й армии наибольшего успеха добилась 136-я стрелковая дивизия генерала Н. Симоняка , наступавшая в районе Марьино. Ее части, преодолев по льду Неву, захватили первые траншеи противника и стали продвигаться в глубь его обороны.

Успешно действовала и 268-я стрелковая дивизия полковника С. Борщева , которая также вышла на левый берег Невы и выбила противника из 2-го Городка. Однако на правом фланге 67-й армии противнику удалось плотным артиллерийско-минометным огнем остановить 45-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Сложная обстановка сложилась на левом фланге армии, где наступала 86-я стрелковая дивизия. Один из ее полков преодолел Неву, а два других залегли под огнем противника на льду реки. К исходу дня войска 67-й армии сумели вклиниться в оборону противника на глубину до 3 км. Котик, Н. Кутузов, В. Селезнев, Л.

Кабачек, Ю. Гариков, К. Молтенинов, Ф. Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда пятой за 1,5 года попытке прорыва блокады — операции «Искра». Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл. На Волховском фронте продвижение частей 2-й ударной армии было медленным и неравномерным. Одновременно в наступление перешли и правофланговые соединения 8-й армии. Части 327-й стрелковой дивизии после упорного боя овладели сильно укрепленным узлом сопротивления — рощей Круглая. Противник, стремясь не допустить прорыва обороны, принял меры по ее усилению.

В район севернее Синявино 13 января были переброшены части 61, 69 и 5-й пехотных дивизий. В районе Московской Дубровки вражеское командование провело несколько контратак с целью пробиться к Неве и отрезать наступающую группировку 67-й армии. В полосе 2-й ударной армии генерал Романовский утром 13 января ввел из второго эшелона в сражение 18-ю и 71-ю стрелковые дивизии и 98-ю танковую бригаду. Наиболее тяжелые бои развернулись в районе Шлиссельбурга, где наступали части 86-й стрелковой дивизии полковника В. Трубачева и подразделения 34-й отдельной лыжной бригады подполковника Я. Эта бригада сумела занять восточную часть города, выйти к Старо-Ладожскому каналу и отрезать противнику пути отхода из Шлиссельбурга. К исходу дня 14 января войска Волховского и Ленинградского фронтов находились всего в двух километрах друг от друга. Части противника, оборонявшие Липки и Шлиссельбург, оказались, по существу, изолированными от своих сил, находившихся в районах 1-го и 2-го Городков, Синявина и в лесу юго-восточнее от него. По решению командующего 2-й ударной армией генерала Романовского были приняты меры по расширению прорыва в сторону флангов.

К его окраине к исходу дня вышла 18-я стрелковая дивизия, поддержанная 16-й танковой бригадой. Противник, пытаясь не допустить соединения частей 67-й и 2-й ударной армий, спешно перебросил с юга 21-ю пехотную дивизию и дивизию СС «Полицай», которые с ходу вступили в бой. Однако остановить советские войска врагу не удалось. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й отдельной лыжной бригады был освобождён Шлиссельбург и очищено от врага всё южное побережье Ладожского озера. Жуков, — с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! В 3-х т. Встреча войск Ленинградского и Волховского фронтов у Ропши 18 января Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги южнее Ладожского озера.

Всего за 19 суток от станции Поляна Октябрьской железной дороги до Шлиссельбурга была проложена железнодорожная ветка протяженностью 33 км. В районе города в условиях постоянных налетов авиации противника железнодорожные войска и специальные формирования наркомата путей сообщения развернули сооружение временного железнодорожного моста длиной в 845 м. Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. В город усилилась подача электроэнергии, появилась вода, были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов. Тем временем ударные группировки Волховского и Ленинградского фронтов продолжили наступление. Левый фланг и центр оперативного построения 2-й ударной армии был повернут на юго-запад — на Синявинские высоты, а части правого фланга совместно с войсками 67-й армии Ленинградского фронта продолжали добивать врага в Рабочих Поселках и на побережье Ладожского озера. Нева и Кировской железной дороги. По предварительным расчетам, операция начнется 26 января. К этому времени предполагаем закончить с противником в районе Синявино и выйти на р.

Подробный план действий мною будет Вам доложен по прибытии в Москву.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий