Новости институт этнологии и антропологии ран

доктор исторических наук, профессор Института стран Востока, академик РАЕН, эксперт РАН, член исполнительного совета Российской ассоциации историков Второй мировой войны, член Союза писателей России, председатель Научного Совета.

Институт этнологии и антропологии РАН возглавил экс-депутат Госдумы

Новым директором Института этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН) стал экс-депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Загребин. Об этом сообщил представитель пресс-службы Минобрнауки. Главный научный сотрудник Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, доцент Елизавета Валентиновна Веселовская прочла для учителей лекцию "Антропологическая реконструкция сегодня. Презентацию открыл директор Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Анатольевич Функ. кандидат исторических наук, научный сотрудник и руководитель редакционно-издательского отдела Института этнологии и антропологии РАН. Елена Данилко, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, зав. Центром визуальной антропологии. Институт этнологии и антропологии РАН. Профессор РАН представил в Саратове "Стратегию национальной политики РФ". Вчера в комитете общественных связей и национальной политики.

Отдел ББО при Институте этнологии и антропологии РАН

Доклад и. Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Подводя итоги, они отметили высокий уровень выступлений и глубину исследуемых вопросов. Это — одна из возможностей превратить наш конгресс в нон-стоп научную дискуссию. А саму Ассоциацию хотелось бы видеть центром компетенций, признанным экспертным сообществом, способным влиять и на реальную политику, и на научную политику в России.

Срок контракта Функа истекает 30 июля 2024 г. В 2005 г. В 2008 г.

В 2013 г.

Тула и доктор исторических наук Новикова Н. Институт этнологии и антропологии РАН г. Торушев Э.

Модераторы доктор этнологии Ph. D Беляева-Сачук В.

Сборник включает в себя статьи участников научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», которая проходила 14—18 ноября 2022 г.

Фотогалерея

  • Институт этнологии и антропологии РАН – Telegram
  • Институт этнологии и антропологии РАН | Сайт центра ноосферного здоровья
  • Материалы по теме
  • Этнографы ИАЭТ СО РАН приняли участие в XV Конгресс антропологов и этнологов России
  • Статьи обучающихся в Альманахе Конференции молодых ученых Института этнологии и антропологии РАН

Институт Этнологии и антропологии РАН

Институт этнологии и антропологии РАН - YouTube Полное интервью «БИЗНЕС Online» с директором Института этнологии и антропологии РАН читайте по ссылке. Напомним, согласно официальным результатам переписи, в России проживают 4,7 млн татар, это на 600 тыс. меньше, чем по данным 2010 года.
Институт этнологии и антропологии РАН Алексей Загребин возглавил Институт этнологии и антропологии РАН.
Новости института Директора Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН Дмитрия Функа уволили, несмотря на письмо сотрудников в его поддержку, вместо него назначен бывший депутат Госдумы Алексей Загребин, сообщает телеграм-канал Минобрнауки.
НОЦ «Большой Алтай» поздравляет Институт этнологии и антропологии РАН с юбилеем ТАСС/. Доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Загребин назначен исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии»

Минобрнауки освободило от должности директора Института этнологии и антропологии (ИЭА) Российской академии наук Дмитрия Функа, исполняющим обязанности назначен профессор РАН, бывший депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Загребин, сообщили RTVI два. Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй академии наук назначен прoфессoр РАН Алексей Загребин. Организаторы: Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт этнологии и антропологии РАН. Минобрнауки уволило директора Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН Александра Кудрявцева. С 24 января его обязанности исполняет Андрей Мисюрин. Научная библиотека ЮНЦ РАН. НМС казачества, этнографии и культуры Приазовья. Бывший руководитель Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, экс-депутат Госдумы РФ от Удмуртии Алексей Загребин стал и.о. директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

Институт этнологии и антропологии РАН возглавил экс-депутат Госдумы

Шпалерная, д. В этом году мероприятие было приурочено к знаменательной дате — 300-летию Российской академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета. Приветствия Конгрессу и пленарные доклады зачитали: Головнёв Андрей Владимирович — член-корреспондент РАН, профессор, директор Музея антропологии и этнографии им. История и современность» Смирнова Татьяна Борисовна — д. Достоевского «Современное состояние антропологического и этнологического образования в России» Дин Хун — вице-президент Китайской ассоциации этнологии «Академические связи между Китаем и Россией в развитии этнологии» Крадин Николай Николаевич — академик РАН, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН «Третья научная революция в археологии и перспективы изучения тунгусо-маньчжурской проблемы» Гренобль Ленора — главный научный сотрудник Международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Чикагский университет, Северо-Восточный университет им.

Сборник включает в себя статьи участников научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», которая проходила 14—18 ноября 2022 г.

Понятие «чистоты канона», скрепленного сакральным авторитетом, лежит в основе самоопределения любых религиозных институтов, а те из них, для которых традиционализм представляет особую ценность, связывают эту чистоту с необходимостью сохранять веру предков. Для них проблема поиска новых форм трансляции традиционных норм в современной динамичной действительности стоит в одном ряду с проблемой самосохранения группы как целостности. Следовательно, отсутствие такой возможности грозит для них размыванием идентичности и утратой самости. В этой связи чрезвычайно актуальными представляются вопросы, каковы механизмы такого самосохранения, в каких частных формах практиках они находят свое выражение и, наконец, способны ли они обеспечить сегодня стабильное существование подобных этноконфессио-нальных образований?

Следует оговориться, что под механизмами самосохранения в настоящей работе понимается совокупность уникальных состояний и процессов, взаимообусловленных и находящихся в определенном соподчинении, направленных на поддержание групповой целостности и равновесия между социальной системой и средой. Рассматриваемые в настоящей диссертационной работе аспекты особенностей самосохранения замкнутых религиозных сообществ как объект исследования представляют большой научный интерес уже в силу их новизны и малой изученности. Так, в общественном мнении и среди большей части ученых старообрядчество определяется только в качестве русского религиозного течения. Однако будучи одной из форм христианства оно не было исключительно русским явлением и имело достаточно широкое распространение у целого ряда финно-угорских и некоторых тюркских народов. На территории Урало-Поволжья более всего нерусских старообрядцев было среди мордвы и коми-пермяков, незначительное количество среди удмуртов и чувашей. Об этом свидетельствуют различные письменные источники, в частности, опубликованные материалы Всероссийской переписи 1897 г.

Подобные группы, обладающие культурной спецификой, существуют до сих пор и нуждаются во всестороннем исследовании. Проникновение старообрядчества в разные этнокультурные среды, несомненно, оказывало влияние на существование самой среды, преобразовывало ее и вносило новые элементы. В то же время оно модифицировалось само, выливаясь в другие формы в процессе адаптации к реальному окружению. Культурная специфика групп, принявших старообрядчество, во многом способствовала выделению новых подразделений внутри этносов в случае с этнографическими группами коми-пермяков - язьвинцами и зюздинцами. На сегодняшний день проблема самосохранения для таких групп, находящихся под угрозой русской ассимиляции, не может рассматриваться вне связи с вопросом об их конфессиональной принадлежности. Таким образом, рассмотрение старообрядчества как феномена, нацеленного на воспроизводство традиции именно в различных этнокультурных средах, позволяет решать сложные теоретические проблемы, связанные с взаимодействием, взаимопроникновением и сосуществованием этнических культур и выявить общие закономерности самосохранения традиционных обществ в условиях модернизирующейся действительности.

Цель исследования: выявление механизмов самосохранения русских и финно-угорских старообрядческих общин Урало-Поволжья, способов трансляции в них традиционных ценностей и практик в условиях современного динамичного контекста. Для повышения степени репрезентативности исследования изучались старообрядческие группы среди русских, мордвы, коми-пермяков язьвинцев и зюздинцев , прошедшие не одинаковый путь исторического развития и обладающие выраженной спецификой в рамках своих этнокультурных традиций. Хронологические рамки исследования в исторической части работы распространяются вглубь до конца XVII столетия, то есть времени появления старообрядчества в Волго-Уральском регионе, однако в целом охватывают период с середины XIX в. Территориальные рамки исследования включают две обширные географические зоны. Первая очерчивается естественными границами Южного Урала, включающими в себя территории современных Республики Башкортостан, Оренбургской и части Челябинской областей бывшие Оренбургская и Уфимская губернии. До недавнего времени этот регион был мало известен в старообрядческой историографии и включался лишь в единичные работы по истории и культуре всего российского старообрядчества.

Кроме того, Южный Урал, где в тесном контакте издавна сосуществуют народы восточнославянского, тюркского и финно-угорского происхождения, интересен для выявления исторического опыта адаптации старообрядцев в инокультурном и иноконфессиональном окружении. Более десяти лет мною собирался полевой и архивный материал о южноуральских старообрядцах - русских в основной массе и мордве. Усложнение научно-исследовательских задач и необходимость привлечения дополнительных материалов по нерусскому старообрядчеству повлекло за собой и расширение географических рамок исследования. Компактные группы старообрядцев коми-пермяков расселены на территории Среднего Урала и Приуралья - на севере Пермского края Красновишерский и Соликамский р-ны и востоке Кировской областей Афанасьевский р-н. Кроме того, привлекался материал по старообрядцам-чувашам, расселенным на территориях Республики Чувашия Шемуршинский р-н и Ульяновской области Вешкайем-ский р-н. Эти территории не были изолированы друг от друга и соединялись через сеть скитских центров как местного, так и всероссийского значения.

Теоретические подходы н методология исследования. Характерной особенностью развития отечественной этнологической науки на нынешнем, постсоветском этапе стал критический пересмотр ее теоретико-методологических основ, прежде всего теории этноса и природы этничности. Многочисленные дискуссии по этому поводу нашли отражение на страницах профессиональных изданий и авторских монографий1. Большая открытость в выражении российскими учеными собственных взглядов, и доступность неизвестных ранее зарубежных теоретических разработок привели, с одной стороны, к отсутствию общепринятой системы терминов и категорий и, связанным с этим, исследовательским сложностям, с другой - к признанию неоднозначности природы этнического феномена и невозможности рассмотрения ее в рамках только одной методологической модели. По замечанию Д. Функа, «каждый исследователь, выросший в буквальном смысле «в окружении» устоявшихся методов и методологий, и пытающийся найти свой путь, поневоле оказывается вне привычных научных парадигм, во всяком случае, вне какой-либо одной из них»2.

На сегодняшний день большинством исследователей признается необходимость разумной интеграции различных научных теорий и концепций и актуальность комплексных междисциплинарных методов. В этой связи, определив оптимальность для решения поставленной в моем исследовании проблемы адаптационного подхода, хочу оговориться, что он не имеет жестких непроницаемых рамок и допускает в зависимости от контекста привлечение других, в частности, символических и феноменологических трактовок понятий и явлений3. Философия этноса. Очерки теории и политики этничности в России. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии.

Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. Избранные статьи. Таллин, 1992. Том 1. Статьи по семиотике и типологии культуры; Бергер П. Социальное конструирование реальности.

Гуревич А. Категории средневековой культуры. Проблемы средневековой народной культуры. Новые перспективы в познании и изучении традиционной народной культуры теория и практика этнографических исследований. Киев, 1993. Характеризуя теоретические разработки, использованные в настоящей диссертации, остановимся на некоторых основных положениях адаптационного подхода и возможностях его приложения к исследованиям старообрядчества.

Главным для него является понимание культуры как динамичного адаптивного механизма, или способности приводить себя в соответствие с изменяющейся средой. Такое понимание, во-первых, послужило толчком для развития с 1970-х годов в отечественной и зарубежной этнологии новых направлений, в частности, этноэкологии, и введения в область научных исследований понятия «система жизнеобеспечения»1, во-вторых, стимулировало рассмотрение в рамках многих гуманитарных дисциплин проблем социокультурной и психологической адаптации различных этнических групп в условиях общественных трансформаций. Определялись оптимальные пути этого процесса, давались различные характеристики, проводились конкретно-социологические и этнопсихологические исследования2. Перечислить все имеющиеся на сегодняшний день научные работы, выполненные в таком ключе, уже не представляется возможным. Наиболее полный и подробный историографический обзор проблемы адаптации представлен в монографии Л. Для моего исследования наиболее важным является разработанное в рамках адаптационного подхода понимание традиции.

В отличие от ценностного восприятия традиции, часто используемого в социологии, как оппозиции модернизации и прогресса, в рассматриваемом подходе традиция определяется как способ воспроизводства культуры или «универсальный механизм, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно 1 Козлов В. Этническая экология: Теория и практика. Культура жизнеобеспечения и этнос: Опыт этнокультурного исследования на примере армянской сельской культуры. Ереван, 1983 и т. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России.

Социология адаптации: Вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск, 2005. Понимаемая таким образом традиция оказывается тесно связанной с механизмами самосохранения и проблемами социально-культурной адаптации. В отечественной гуманитарной науке впервые такой взгляд на традицию был сформулирован Э. Маркаряном и в целом разделялся л большинством ученых. В современной зарубежной науке на близких позициях находится С.

Эйзенштадт, выделивший в традиции консервативную и креативную составляющие4, и использовавший для объяснения противоречивости традиции теорию Э. Шилза о «центральной зоне» культуры, обладающей смыслополагающей и упорядочивающей функциями»5. В работе использовались также обозначенные Р. Крамми теоретические подходы к исследованию старообрядчества в контексте современных дискуссий о «народной религии» и рассмотрение старообрядчества как «текстовой общности», состоящей из множества взаимосвязанных субкультур, имеющих сложные синхронные и диахрон-ные связи6. Большое влияние на настоящее исследование оказали также труды известного исследователя Волго-Уральского региона и автора 1 Маркарян Э. Узловые проблемы теории культурной традиции И СЭ.

Маркаряна II СЭ. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. Tradition, Change and Modernity. New York, 1973. Историческая этнология. При определении специфики различных старообрядческих субконфессий исл, пользовались публикации П.

Методология исследования строилась на совокупности общенаучных методов. Использовался сравнительно-исторический метод с применением системного и кросс-культурного анализа при интерпретации материала. Мой подход также можно обозначить как типологический, так как я пыталась найти черты сходства и различия между подобными этноконфессиональными группами. И, наконец, применялся описательный метод, позволяющий полнее передать конкретику этнографического материала и реальный контекст. Сбор полевого материала осуществлялся на основе качественного подхода: включенное наблюдение и полуструктурированное интервью с путеводителем, в котором обозначались проблемно-тематические блоки беседы с участниками исследования3. Указанные блоки соответствовали выделенным задачам исследования.

Проведение опроса включало два этапа: 1 интервью с основными «ключевыми» информантами и 2 последующее дополнение полученных результатов по отдельным вопросам у вторичных информантов. При составлении вопросника частично использовались программы М. Громыко, C. Кузнецова, A. Буганова «Православие в русской народной культуре», а также Т. Листовой по родинной обрядности и И.

Кремлевой по похоронной обрядности 4, дополненные и адаптированные к старообрядческому материалу. Современная география религий. Религии современного мира. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.

Программа сбора материла по Другим способом сбора информации были фото- и видеосъемка, позволяющие во всей полноте фиксировать динамические процессы, вещные атрибуты культуры предметы культа и бытового обихода, одежду, интерьер жилых и богослужебных помещений. При проведении видеосъемок использовался разработанный Е. Александровым метод «созвучной камеры», который строится на доверительных отношениях между исследователем и носителями культуры, что позволяет им сохранять естественность поведения. Метод предполагает непрерывную съемку планов относительно большой протяженности, использование синхронного звука, сдержанный монтаж1. Начальным этапом осмысления любой научной проблемы служит обращение к уже существующему историографическому наследию. Оценки старообрядчества, этого широкого религиозного, социального, культурного явления, никогда не были однозначными.

В нем видели «причину бед и панацею от них; единственного хранителя православия и силу, его разрушающую; русейших из русских, спасителей национальных традиций культуры или их разрушителей; черносотенную опору империи или постоянных носителей русского народного бунта». За трехвековую историю раскола литература о нем выросла до огромной массы. В этой связи в настоящий историографический обзор я включила только ту ее часть, которая непосредственно использовалась или оказала определенное влияние на диссертацию, распределив ее по тематическим разделам. Александров Е. Сборник статей по визуальной антропологии, посвященный II фестивалю антропологических фильмов. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества.

Во второй -работы, посвященные нерусскому старообрядчеству. И, наконец, опубликованные исследования, в которых в той или иной степени поднимаются проблемы социально-культурной адаптации старообрядческих групп и механизмов их самосохранения. Первые работы о старообрядчестве были написаны представителями официальной православной церкви и русской исторической науки и преследовали исключительно обличительные и миссионерские цели. Их относят к синодальному направлению старообрядческой историографии, характерной чертой которого было вычленение раскола из общего исторического контекста и объяснение его причин лишь внутрицерковными проблемами. Наиболее известный труд такого плана принадлежит митрополиту Макарию Булгакову 1. В этом ряду можно перечислить работы А.

Журавлева, Е. Голубинского и многих других авторов2. Теория о неправильности старых русских обрядов впервые была объективно пересмотрена Н. В этой связи интересно сравнить синодальные работы с полемическими сочинениями самих старообрядцев, в которых даются собственные интерпретации приведших к расколу исторических событий. Прежде всего, это «История Выговской пустыни» И. Филиппова4, « Краткая история древлеправославной старообрядческой Церкви» Ф.

Мельникова5 и др. В трудах старообрядческих писателей И. Кириллова, В. Сенатова, В. Рябушинского нашли определение философско-религиозные основы русского староверия, тра 1 Булгаков Макарий. История русского раскола, известного под именем старообрядчества.

История русской церкви. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, собранные из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем, церкви Сошествия Святого Духа, что на Большой Охте. В 4-х частях. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2-х т. История Выговской старообрядческой пустыни.

Краткая история древлеправославной старообрядческой Церкви. Барнаул, 1999. С середины XIX в. Начало было положено А. Щаповым, который стал рассматривать старообрядчество исключительно как движение социального протеста. В таком ключе были написаны и работы С.

Мельгунова, А. Пругавина и др. Впоследствии подобные попытки не раз возобновлялись, сначала в первые революционные годы, затем - в советский период4. В XIX в. Костомаров видел в нем «явление умственного прогресса», а П. Милюков пытался выявить общие корни с другими религиозными течениями и христианским сектантством5.

В советский период, в соответствии с существовавшими идеологическими установками, старообрядчество рассматривалось либо с атеистических позиций, либо как форма антифеодального протеста6. Серьезные глубокие исследования появились в это время в среде рус 1 Кириллов И. Третий Рим очерк исторического развития идеи русского мессионизма. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Философия истории старообрядчества. Философские аспекты староверия.

Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. Казань, 1859. Старообрядцы и свобода совести исторический очерк. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в. Религиозные гонения. Религиозные отщепенцы очерки современного сектантства.

Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Раскол и сектантство в России доклад В. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. В 2-х ч. Калинин, 1971. Очерки по истории русской культуры.

Старообрядчество в прошлом и настоящем. Современное старообрядчество.

Согласно этой классификации все население земного шара можно подразделить на три панойкуменных краниотипа: тропиды, голарктиды, пацифиды.

Названия присвоены по зонам их происхождения и первоначального расселения: тропики, Арктика, Тихий океан. Заметим, что классификация А. Пестрякова не совпадает с основным расовым разделением человечества, ведь в основу положены совсем другие принципы.

Её выступление называлось «Искусство и безумие. Безумие в искусстве» и представляло собой интерактивное путешествие по разным эпохам и странам, знакомство с художниками и особенностями их психики и творчества. Разносторонняя расшифровка личности живописцев позволила слушателям более глубоко погрузиться в мир творчества выдающихся художников.

Достижение журналом столь высокого научного уровня оказалось под силу авторам, редколлегии, всем причастным к его успешному функционированию. Редакция журнала предоставляет читателям последние научные достижения в области исследований, касающихся Кавказа. В журнале публикуются статьи, основанные на археологических раскопках, анализе исторических документов, а также этнографических исследованиях, проведенных при активном участии ученых и специалистов в области кавказоведения.

Случаи идентификации». С докладами об участии в патриотическом проекте выступили сотрудники Центра и участники Поискового движения. Так, Е.

Веселовская рассказала о случаях идентификации бойцов на базе антропологической реконструкции. Останки на экспертизу в лабораторию передавали поисковые отряды, руководители которых принимали участие в семинаре. Морзунов поисковый отряд «Находка» , одним из ключевых проектов которого является «Поисковики — школам», рассказал, почему подрастающему поколению необходимо сохранять память о той Великой войне.

Все выступления и доклады были встречены с интересом и вниманием. Одинаково ли выбирают люди партнера по всему миру? Как формируются пары у масаев и жителей Египта, какого цвета кожи невесты «в цене» у жителей Африки?

Стоит ли стремиться к габаритам модели, если ты — житель лесов Амазонки? На что люди обращают больше внимания — симметрия черт лица, осиная талия, доброта, интеллект, чувство юмора — что нам важно и почему? Какого партнера мы ищем — похожего на нас или противоположного от нас по росту, интеллекту, социальной группе?

Эти и другие вопросы стали частью дискуссии в клубе Дарвиновского музея «Мы выбираем, нас выбирают» на выставке «Тайны пола». Бутовская, член-корреспондент РАН, д.

Летом в Петербурге состоится Конгресс антропологов и этнологов России

Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте этнологии и антропологии РАН по специальностям 07.00.07, 03.00.03, Ученого совета Института этнологии и антропологии РАН. Категория:Сотрудники Института российской истории РАН. РАН, институт этнологии и антропологии. Обзор. Фото.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий