Председатель Центризбиркома России Элла Памфилова заявила, что досрочное голосование на выборах в сентябре будет организовано с 11 по 12 сентября, а 13 сентября пройдет основной день голосования."Досрочное голосование будет проводиться в течение двух дней. досрочное голосование (не ранее чем за 15 дней до дня голосования) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ следующих избирателей. По закону досрочное голосование должно длится не менее 4 часов в день, в связи с этим ТИКи будут работать в будни в период с 16 до 20 часов, а в выходные с 10 до 14 часов.
При досрочном голосовании есть лазейки для подтасовок
Каждому пакету будут присваивать индивидуальный номер. Кроме того, пакеты запечатают так, что вскрыть их без видимых повреждений будет нельзя. Все пакеты, собранные за два дня, будут храниться в сейфах избирательных комиссий или других оборудованных для этого местах. Вскрыть их можно будет только после окончания голосования 13 сентября, сверив при этом номера пакетов и убедившись в их целостности.
То есть партии, кандидаты направляют своих наблюдателей непосредственно без посредников. Мы считаем, что это принципиально важно. Наблюдение - это непременное условие», - уточнила Элла Памфилова. Документ также определяет, что досрочное голосование в соответствии с порядком проводится с использованием переносных ящиков для голосования, которые нумеруются.
В случае, если избиратель, от которого поступило заявление обращение о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после того, как к нему были направлены члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении комиссии избирательный бюллетень, пока не возвратятся члены участковой избирательной комиссии, организующие голосование вне помещения для голосования по заявлению обращению этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. По окончании голосования вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования участковой избирательной комиссией составляется акт, в котором указываются число избирательных бюллетеней, выданных членам участковой избирательной комиссии, проводившим голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования, число письменных заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, число выданных избирателям и возвращенных неиспользованных, испорченных избирателями избирательных бюллетеней, а также сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и о наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. Проведение голосования вне помещения для голосования одним членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, нарушение положений пункта 12 настоящей статьи, предоставление возможности голосовать избирателям, не включенным в реестр, указанный в пункте 2 настоящей статьи, влекут признание избирательных бюллетеней в соответствующем переносном ящике для голосования недействительными.
Статья 68. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, как правило, составляется на одном листе. Если протокол составлен более чем на одном листе, каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии. Протокол участковой избирательной комиссии должен содержать: а номер экземпляра; б название выборов, дату голосования; в слово "Протокол"; г наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка; д строки протокола: строка 1. Число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования; строка 2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка 3. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; строка 4. Число погашенных избирательных бюллетеней; строка 5.
Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; строка 6. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; строка 7. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 8. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 9. Число действительных избирательных бюллетеней; строка 10. Общее число недействительных избирательных бюллетеней; строка 11. Число избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 14 статьи 69 настоящего Федерального закона если число избирательных бюллетеней, обнаруженных в переносном ящике для голосования, превышает число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, либо число соответствующих отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно ; строка 12. Число недействительных избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 13. Число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией; строка 14. Число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования; строка 15.
Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке; строка 16. Число неиспользованных открепительных удостоверений в случае проведения повторного голосования - число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений ; строка 17. Число погашенных в соответствии с пунктом 6 статьи 65 настоящего Федерального закона отрывных талонов открепительных удостоверений в случае проведения повторного голосования - число открепительных удостоверений, погашенных в соответствии с пунктом 6 статьи 65 настоящего Федерального закона ; е перечень жалоб заявлений , актов и иных документов, прилагаемых к протоколу; ж фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии и их подписи; з дата и время часы и минуты подписания протокола если протокол составлен более чем на одном листе, - на каждом листе протокола ; и печать избирательной комиссии если протокол составлен более чем на одном листе, - на каждом листе протокола. В строку 18 и последующие строки протокола об итогах голосования вносятся: фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов в алфавитном порядке, а при совпадении указанных сведений - иные сведения о зарегистрированных кандидатах; число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Числа, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 69. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения всех членов участковой избирательной комиссии и лиц, присутствующих в соответствии с настоящим Федеральным законом при подсчете голосов. После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах и от строки "Против всех кандидатов" , а затем оглашают и заносят в строку 4 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. После этого члены участковой избирательной комиссии оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений и заносят его в строку 16 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Отрывные талоны открепительных удостоверений, а в случае проведения повторного голосования - открепительные удостоверения, погашенные в соответствии с пунктом 6 статьи 65 настоящего Федерального закона, подсчитываются, их число оглашается и заносится в строку 17 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. С погашенными избирательными бюллетенями, отрывными талонами и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные международные наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы: а число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования; б число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией. Оглашаются и заносятся в строки 13, 14 и 15 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы следующие данные: а число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией; б число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке; в число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке.
Затем оглашаются и заносятся в строки 3, 5 и 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы следующие данные: а число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; б число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; в число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с пунктами 2-9 статьи 66 настоящего Федерального закона. После этого председателем или секретарем участковой избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов избирателей. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а также лица, указанные в пункте 5 статьи 21 настоящего Федерального закона. Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится в помещении для голосования на местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии, за исключением председателя заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов избирателей пользоваться письменными принадлежностями. При этом все присутствующие должны иметь возможность наблюдать за действиями членов участковой избирательной комиссии. При непосредственном подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Указанные избирательные бюллетени при непосредственном подсчете голосов избирателей не учитываются.
В первую очередь проводится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала - с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, затем - с избирательными бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей пломб на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов избирателей лицам. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и заносится в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней вносится в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы и не учитывается при непосредственном подсчете голосов избирателей. Эти избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. В случае нарушения при проведении голосования вне помещения для голосования пункта 15 статьи 67 настоящего Федерального закона об этом составляется акт, а избирательные бюллетени, признанные недействительными, упаковываются отдельно и опечатываются. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей пломб на них. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени.
При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим.
Порядок досрочного голосования строго определен законом ст. Для того чтобы контролировать досрочное голосование, надо тщательно прочитать статью закона о досрочном голосовании.
Вкратце этот порядок таков. Досрочное голосование производится в сроки, устанавливаемые законом о конкретных выборах сначала в комиссиях, непосредственно вышестоящих по отношению к участковым комиссиям. Голосующий досрочно избиратель заполняет в комиссии заявление, получает избирательный бюллетень, заполняет его и упаковывает в конверт.
На месте склейки конверта он ставит свою подпись чтобы труднее было незаметно вскрыть. Кроме того, избиратель ставит свою подпись в ведомости выдачи бюллетеней. Досрочное голосование должно проводиться в присутствии двух членов комиссии с правом решающего голоса, которые также должны поставить свою подпись на конверте с бюллетенем.
Понятно, что сидящий в помещении администрации секретарь комиссии, часто являющийся еще и сотрудником администрации, не может в полной мере гарантировать неизменность содержимого конвертов. Конверты с бюллетенями передаются в соответствующие участковые избирательные комиссии за четыре дня до дня голосования.
Вести Чувашия
Согласно ч. 5 ст. 45 ЖК РФ оно должно содержать. В 2024 году досрочное голосование на выборах президента России будет проводиться с 25 февраля по 14 марта. Избиратель, участник референдума, голосующие досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. При досрочном голосовании вопросы вызывает сохранность бюллетеней избирателей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Центризбирком объяснил, как изменились правила досрочного голосования
Срок проведения досрочного голосования по внесению поправок в Конституцию РФ будет увеличен с трех до семи дней, заявила председатель Центризбиркома Элла Памфилова. досрочное голосование (не ранее чем за 15 дней до дня голосования) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ следующих избирателей. Избирательная комиссия Свердловской области записала учебный курс для членов участковых избирательных комиссий и резерва составов № 3. Часть 3. Доср. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Досрочное голосование — процесс, при котором избиратели могут проголосовать в течение одного или нескольких установленных дней до выборов.
Что должно быть обеспечено при досрочном голосовании
Досрочное голосование на выборах президента России началось в труднодоступных и отдалённых населённых пунктах. Дайте досрочную победу Путину, а деньги сэкономленные на голосование отправьте на восстановление стадиона в Белгороде. Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Досрочное голосование на муниципальных выборах
Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечивать сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. досрочное голосование (не ранее чем за 15 дней до дня голосования) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ следующих избирателей. 2. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Порядок о досрочном голосовании будет применяться на довыборах депутатов Госдумы, выборах высших должностных лиц субъектов РФ. При проведении досрочного голосования в помещении, голосование может проводиться с использованием стационарного ящика для голосования.
Комментарии к законам
- ЦИК пояснил порядок учета данных досрочного голосования по Конституции РФ при его переносе - ТАСС
- О выборной трёхдневке и электронном голосовании. Мнение юриста
- ЦИК пояснил порядок учета данных досрочного голосования по Конституции РФ при его переносе - ТАСС
- Зачем бюджетников направляют голосовать досрочно | Пикабу
- В ЦИК рассказали, когда при досрочном голосовании запрещена агитация - Политика
- Памятка наблюдателям и членам УИК с совещательным голосом | Контент-платформа
При досрочном голосовании есть лазейки для подтасовок
Она отметила, что в порядке досрочного голосования предусмотрена возможность проведения такого голосования в помещениях с 8 до 20 часов 11 и 12 сентября. Она пояснила, что в период досрочного голосования официального запрета на агитацию не установлено. 5. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии. В организацию досрочного голосования, отмененного, но возвращенного решением Конституционного суда, внесены существенные изменения. Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Досрочное голосование
Нужно доносить до людей: если у вас есть возможность проголосовать раньше до 1 июля , то сделайте это. Необходимо объяснять, что это делается в соображениях безопасности. В ЦИКе рассказали, что количество граждан, принявших участие в голосовании, будет оглашаться ежедневно, начиная с 25 июня. Число проголосовавших с момента голосования будет объявляться каждый день в разрезе регионов. Время сбора информации и отчета по явке будет установлено позже, вероятнее всего, это будет утро следующего дня.
Территориальная комиссия избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия составляет список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума. Если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии, указанный список не составляется, а все необходимые сведения и отметки вносятся в список избирателей, участников референдума. Избиратель, участник референдума, голосующий досрочно, подаёт в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования.
В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства. Член соответствующей комиссии проставляет в заявлении избирателя, участника референдума дату и время досрочного голосования этого избирателя, участника референдума.
Какие риски остаются в системе электронного голосования? Система электронного голосования выдержала все публичные тестирования, нагрузку более двух миллионов голосующих во время выборов в Государственную Думу в 2021 году, попытки компрометации и вмешательства, ни одна из которых не удалась. Безопасность и конфиденциальность системы обеспечивают технические средства: блокчейн, анонимайзер и ключи шифрования. Те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, могли проголосовать на mos. Онлайн-голосование было доступно с 08:00 15 марта до 19:59 17 марта. Какое техническое решение легло в основу голосования онлайн? За основу взято программное обеспечение портала mos.
В системе электронного голосования реализована однозначная идентификация пользователя на входе в систему, а также обеспечены полная тайна и анонимность голосования при входе в защищенную область электронного бюллетеня и прозрачность всех действий для наблюдателя. Анонимность избирателя гарантировал прокси-сервер, который генерировал уникальные ссылки на бюллетень, формируемые случайным образом. Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. Голос шифровался в анонимной зоне на компьютере избирателя и далее путешествовал по всей цепочке блокчейна в зашифрованном виде до конца голосования. Как были защищены голоса избирателей в системе электронных выборов? Тайна голосования обеспечивалась системой шифрования. Перед началом голосования генерировалась уникальная пара ключей: ключ-шифратор и ключ-дешифратор. С помощью первого ключа для каждого избирателя на его устройстве или на электронном терминале формировался уникальный ключ шифрования голоса. Его невозможно было повторить, так как в него закладывались случайные параметры конкретного устройства и действий пользователя в момент работы с бюллетенем.
Все зашифрованные голоса хранились в блокчейне. Расшифровать голоса можно было только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания разделялся на несколько частей и находился на хранении у представителей разных организаций. Собрать ключ можно было только по окончании голосования. Это публичная процедура. В течение голосования компьютер, на котором были сгенерированы эти ключи, хранился в защищенном кейсе без права доступа. Собранный ключ-дешифратор опубликован в блокчейне по окончании голосования. Таким образом, есть возможность убедиться, что все голоса расшифрованы единственным возможным способом. Есть ли техническая возможность соединить отданный голос с персональными данными избирателя? Нет, соединить отданный голос с персональными данными избирателя невозможно.
Безопасность и анонимность голосования обеспечивает специальный прокси-сервер анонимайзер.
С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе в получении бюллетеня.
Член комиссии, выдавший бюллетень бюллетени избирателю, участнику референдума, также расписывается в соответствующей графе списка досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. Для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума, вкладывается избирателем, участником референдума вне места для тайного голосования в такой конверт, который заклеивается.
На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей по их желанию. Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии. Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии — до момента передачи конвертов с бюллетенями в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии — до дня голосования.
Территориальная комиссия избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, либо не позднее чем в день, предшествующий дню начала досрочного голосования в помещении участковой комиссии если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии не ранее чем за три дня до дня голосования , передает в каждую нижестоящую участковую комиссию соответствующие список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщенными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума. Непосредственно после получения списка досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума участковой комиссией в списке избирателей, участников референдума напротив фамилий избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, делается отметка «Проголосовал досрочно». Список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщенными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании приобщается к списку избирателей, участников референдума.