Новости купец кто такой

Первостатейный купец, именитый. Купчиной зовут также, для отлики, приказчика в отъезде, поверенного для закупок, от купца. это предприниматель, занимающийся куплей-продажей товаров, обладающий специальными правами и привилегиями в торговле. В средневековом обществе купцы объединяются в торговые гильдии (подобно тому, как объединяются в цеха ремесленники).

Кто такие купцы определение. Значение слова купец

Купец — это и главный информатор в те далекие времена «Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо? Петровские реформы коснулись всех Этот вид деятельности был уважаем, купечество являлось важным сословием во все времена. О коммерческой предприимчивости русских слагались легенды. Старинные купеческие дома часто приходили на помощь государству. Богатейшие Строгановы открывали новые земли, строили заводы, возводили храмы. В некоторых исторических исследованиях говорится о том, что Петр I разгромил купечество, в результате чего погибли многие виды русских ремесел, любимых и поддерживаемых купцами. Царь провел реформы, в результате чего старая форма купеческих объединений «сотни» была упразднена, а на смену им пришли гильдии. Хорошо это было или плохо, но купечество не погибло. Богатые и добрые Купечество развивалось и набирало силу, лучшие представители этого сословия дослуживались до присвоения им дворянства за особые заслуги перед отечеством.

Например, Руковишниковы. Московская династия основала дворянский род, а Иван Васильевич 1843—1901 дослужился до тайного советника. Новгородская династия, основателем которой был оборотистый крестьянин, уже в третьем поколении стала принадлежать высшему сословию. Девизом этой семьи были слова «жертвую и попечительствую».

То есть человек, который приносит на территорию, где сам же и проживает, новые возможности и новые смыслы. Купечество — это не про не про косоворотку и картуз, хотя внешняя сторона тоже интересна, а про то, чтобы ассоциировать себя с городом и вкладываться в его развитие. Вот и Никита оказался таким человеком, который через краеведение узнал про местный старинный рецепт мыла на козьем молоке, решил сам сделать такое мыло, наладил производство, стал интересоваться историей купечества, сделал карту города для туристов с неочевидными секретами и сейчас участвует в формировании активного городского сообщества неравнодушных людей.

Дети, достигшие совершеннолетия, могли получить свидетельство на своё имя. Все вписанные в купеческое свидетельство имели право заниматься торговыми делами. Данная система с различными изменениями просуществовала до 1890-х гг.. Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях. Купцы могли быть награждены почетным гражданством и чинами коммерц- и мануфактур-советника. Чины коммерц- и мануфактур-советника были введены в 1800 г.

Они соответствовали к XIII классу табеля о рангах. Получить их могли только купцы, пробывшие "беспорочно" не менее 12 лет подряд в первой гильдии. Получение такого статского чина давало купцам привилегии, близкие к дворянским. Иллюстрация: Кустодиев Б. Купчиха за чаем. Это было раннефеодальное государство, отличавшееся большим количеством городов иностранцы называли Русь страной «Гордарики» , выгодным геополитическим положением.

Деловая жизнь на Руси, как и в других государствах эпохи раннего средневековья, развивалась в основном в форме торговли, но не столько внутренней, сколько внешней, благодаря выгодному географическому положению страны. В качестве торговцев выступали князья и дружинники. Собрав дань мехами, воском, медом, они отправлялись в Византию и другие страны, где обменивали привезенный товар на вина, шелк, оружие и т. Наиболее образно описал их арабский географ и путешественник Ибн Русте, свидетельствующий, что «вооружены они были прекрасно: на боку - стальной меч, в руках - копье. Одеты они очень хорошо», так как занимаются торговлей. Упоминает он и золотые обручи гривны , шаровары в 100 локтей материи и мечи, пояса, в которые завязываются деньги.

Нередко торговля сочеталась с грабежом и военными нападениями. Грабили в чужих и русских землях, захватывали рабов и меха, грабили и по пути на юг. Это было одной из отличительных черт деловой жизни эпохи раннего средневековья, когда сохранялись и действовали традиции прошлого, когда князь «став государем, как кониг, он как варяг, не переставал еще быть вооруженным купцом». Лишь в Х в. Среди предпосылок, вызвавших появление купцов, следует выделить накопление в руках феодализирующейся знати значительных излишков продукции сельского хозяйства и лесных промыслов, потребность в их сбыте, а также возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг прежних племенных центров, ставших основными пунктами обмена товаров. Из какой же среды происходили первые русские купцы?

Это были, в первую очередь, воины-дружинники представители «младшей дружины», отроки, которые не вошли в формирующийся класс феодалов , ремесленники, княжеские и боярские слуги, то есть те люди, которые были связаны с феодальной знатью и которые отличались предприимчивостью, инициативой, смелостью, решительностью. В далекие путешествия купцы всегда отправлялись целыми отрядами. Военный лагерь-стоянка купцов назывался «товаром». Слово «товарищ» в то время означало «принадлежащий к одному лагерю, к одному отряду». Такой вооруженный отряд, отправляясь в далекий путь, приносил жертвы богу грозы и оружия - Перуну. И на всем дальнейшем пути купцы не забывали своих воинственных богов, клялись их именами при заключении договоров, жертвовали им животных, возили с собой их изображения.

Их возникновение диктовалось общими коммерческими интересами купечества, трудностями дальней торговли, усиленным вниманием феодальной знати к торговому капиталу. По данным источников и литературы, одними из первых на Руси создали свою корпоративную организацию в 1134-1135 гг. Корпорация имела церковь Иоанна Предтечи на Опоках и называлась «Иванское сто». Во главе Иванского купечества стояли пять старост, в число которых входил и тысяцкий. Старостат ведал всеми торговыми и гостиными делами и торговым судом; посадник и бояре не имели права вступать в дела гильдии. Стать полноправным членом Иванского купеческого товарищества мог лишь тот, кто был в состоянии внести в храмовую казну, то есть в фонд корпорации, пошлину в размере 50 гривен серебра 10 кг , а также преподнести новгородскому тысяцкому рулон дорогого «ипрского сукна», привезенного из Фландрии.

Вступивший в корпорацию становился полноправным, пошлым, как тогда говорили от слова «пошло» , то есть потомственным купцом пошлое купечество передавалось от отца к сыну. Иванская община имела свою пристань на берегу Волхова, за право причаливать к которой взималась пошлина. Иванский купеческий староста был видным лицом в Новгороде. Реальные масштабы деятельности «Иванского сто» были достаточно широки. Есть предположения, что корпорация осуществляла руководящие функции в отношении всего новгородского купечества, вершила торговое судопроизводство, обеспечивала сбор пошлин. От имени всего новгородского купечества старосты «Иванского сто» участвовали в переговорах с иностранными купцами.

Помимо Иванского, в Новгороде существовали и другие купеческие организации: Заморские купцы, Югоршина, Низовские купцы. Каждая группа купечества имела храм, который, как правило, закладывался правителем организации. Подобные организации купечества были и в других русских городах - Киеве, Полоцке, но источники и литература не позволяют в должной мере проиллюстрировать их деятельность. По этим же причинам трудно провести сравнительный анализ между купеческими гильдиями Запада и купеческими объединениями Киевской Руси.

Простой и дешёвый «деревенский» товар был чуть ниже «городского» по качеству, но отличался яркостью красок. В дальнейшем преуспевающий фабрикант обзавелся просторным домом в Москве, на Ордынке. А когда стал купцом 1-й гильдии, Иван Никифорович построил себе в 1885 г. Дом сохранился, он расположен по адресу: улица Казакова, 23 до революции — Гороховская улица. Переселившись на жительство в столицу, И. Дёмин завел там небольшую вязальную фабрику близ Яузы.

Владелицей фабрики числилась его жена Мария Терентьевна Солдатенкова-Дёмина. К слову, очень интересной, но совершенно скрытой от нас страницей являются взаимоотношения зятя и шурина — Ивана Никифоровича Дёмина и знаменитого Козьмы Терентьевича Солдатенкова 1818-1901 гг. Важно отметить и то, что оба они были приверженцами старой церковной веры, вели достаточно спокойный образ жизни и принимали активное участие в жизни старообрядческого центра на Рогожском кладбище в Москве. Важно добавить и то, что старообрядчество в те времена считалось самым активным предпринимательским слоем русского общества. При этом, как свидетельствует размещенная на соответствующих сайтах информация, главной функцией Рогожской общины старообрядцев многие десятилетия была благотворительность. На территории Рогожского кладбища в ХIХ веке строились дома призрения для инвалидов и престарелых. На земле общины имелись приют для душевнобольных женщин, сиротский дом. Кроме богоугодных заведений строятся жилые дома, палаты для церковного причта, для певчих. В отдельном доме размещалось церковное училище. На территории Рогожской слободы располагалось 5 женских монастырей, имелось и поддерживалось в должном порядке находящееся там кладбище инокинь и послушниц.

Наверняка активно и плодотворно занимался благотворительностью в тот период и преуспевающий фабрикант И. Думаю, наверняка имеются документы о практической деятельности главного действующего лица этого исследования в качестве одного из директоров отделения тюремного комитета Бронницкого уезда. Но, к сожалению, автор этих строк ими не располагает. Не удалось обнаружить в сети и портретного снимка И. Дёмина есть только групповые — семейные. Хочется надеяться на то, что наши активные краеведы и историки когда-нибудь попытаются найти все это в столичных архивах. Ведь принимая во внимание ответственную и деятельную натуру главного героя этой статьи, вполне можно предположить, что мера его участия в решении ведомственных хозяйственных вопросов была достаточно весомой. Важно и то, что период деятельности Ивана Никифоровича в нашем уезде на каком-то отрезке совпал с тем временем, когда председателем Бронницкой земской управы являлся Александр Александрович Пушкин — уездный предводитель дворянства, внук великого русского поэта. Он всегда умел находить общий язык с попечителями уездных учреждений, активно поддерживал любые добрые начинания, сам был инициатором многих полезных дел. Да и своих соратников умел на это сподвигнуть.

По неточным данным, И. Дёмин умер от тяжелой болезни в июне 1895 года примерно в возрасте 66 лет. Похоронен он на подмосковном Ильинском кладбище семейный участок захоронения. Надгробный памятник ему в своём первоначальном виде до наших дней, к сожалению, не сохранился. В советское время то место сильно пострадало: было изрыто, а значительное число памятников исчезло. Только в конце 80-х годах прошлого века уцелевшее надгробье купца было найдено и восстановлено. Уместно добавить, что о фабрикантах Дёминых среди старожилов тех мест, где они развивали текстильное производство, сохранилась в целом неплохая память. Рассказывали, что и сам Иван Никифорович и его сыновья были гораздо человечнее и добрее других тамошних фабрикантов. В Садки нанимались работать выходцы даже из дальних деревень, для которых гораздо ближе были предприятия, расположенные в деревнях Лопатино и Барановская. С благодарностью вспоминали многие старые фабричные служащие, рабочие, работницы и их дети Дёминские добрые дела — ощутимую помощь семьям погорельцев, строительство школы, больницы, устройство бесплатной бани и еще многое другое.

Вместе с тем, следует сказать, что герой нашей статьи все же был человеком своего времени.

Меценаты – купцы и промышленники

Если бы не успех состоятельных купцов, живущих по принципу «Богатство обязывает», в России не было бы таких богатых коллекций, галерей, переданных в дар народу, не оказывалась бы помощь артистам, художникам, не организовывались бы научные экспедиции. Известные купеческие династии Промышленники и предприниматели справедливо считались на Руси самыми изобретательными, обеспеченными людьми. Из их среды вышли щедрые благотворители, подлинные ценители талантов. Среди многочисленных династий выделяются громкие фамилии, до сих пор знакомые потомкам. О щедрых пожертвованиях основателя рода Мамонтовых можно только догадываться. На его могиле в городе Звенигороде, по инициативе жителей, поставлен памятник. Его потомки, унаследовавшие состояние отца, продолжили традиции.

Наиболее известен общественности Савва Мамонтов, открывший миру Шаляпина, Мусоргского. Не менее известны Рябушинские, отличавшиеся дисциплиной в банковских и семейных делах.

Реакция Казенной палаты оказалась неожиданной: "Одного этого доноса недостаточно для обвинения Салекова, и нужны для этого письменные свидетельства на протоколе тех лиц, которым он продавал чай, и показание самого обвиняемого о причине, по которой он решился производить продажу без права на торговлю"5.

Кроме того, в протоколе отсутствовала важная для Казенной палаты информация: место составления протокола, где, кем и когда обнаружено нарушение, место жительства обвиняемого, показания, замечания и возражения его и свидетелей, отсутствовала информация об отказе Салекова подписать протокол. Несмотря на то что в письме городского головы в Казенную палату есть все требуемые сведения, неправильное оформление протокола привело к тому, что "через такие упущения Казенная палата не находит себя вправе обвинить Салекова и подвергнуть его штрафу"6. Дума должна была вернуть Салекову чай, "с тем, что ежели он полагает производить в Красноярске торговлю, то взял бы на это установленное торговое свидетельство"7.

Эта история показывает, как важна была именно правильная формальная фиксация нарушения, а не просто факт его обнаружения. Данный случай был не первым и не последним, а жалобы Казенной палаты на неправильное составление протоколов или журналов проверки появлялись регулярно. Обойти закон прибыли ради Надзор над торговлей был слабым: в 1881 г.

В Ачинском округе местный надзор обнаружил три случая нарушений, чиновники же составили 38 актов8. Огромная разница в цифрах свидетельствует о том, что на местах не предъявляли жестких требований к торговцам. Свою роль играл личный фактор - входившие в торговые депутации торговцы смотрели сквозь пальцы на нарушения из-за хороших отношений с нарушителем.

Но была еще одна пострадавшая сторона - честные постоянные торговцы. Так, ачинские торговцы хлебом жаловались, что они платят за места на площади, выбирают торговые документы, но появились конкуренты без документов, занимающие места бесплатно9. Взятие торгового свидетельства более низкого разряда было распространенной тактикой.

Формально торговец имел необходимый документ на право торговли, но платил за него гораздо меньше. В Минусинске в 1900 г. В результате "складывалась ситуация, что и мелкий торговец, и крупный, получавший солидную прибыль - более 100 тысяч рублей в год, содержали свои предприятия по однородным свидетельствам второго разряда"10.

Действительно, по данным статистических обзоров Енисейской губернии за первое десятилетие XX в. Подобные явления отмечались и в других городах Енисейской губернии. В 1894 г.

Гадалов не прогадал Некоторые торговцы при своем заведении имели несколько складов: дома, в гостином дворе, на вышке чердаке , кто-то устраивал четвертый склад раскладывали товар перед лавкой: бочки с рыбой, дуги, рогожи, железный товар 13, но билеты на них не брали и денег не платили.

Купцы первой гильдии могли вести заграничную торговлю, владеть морскими судами, и имели право свободного передвижения по стране — так называемую «паспортную льготу». Купцы второй гильдии могли владеть речными судами. Кроме того, купцы первой и второй гильдии могли владеть фабриками и заводами, освобождались от телесных наказаний и от рекрутской повинности. Купцы третьей гильдии могли вести мелочную торговлю, содержать трактиры и постоялые дворы, заниматься ремеслом. Для поощрения купцов было введено Почётное гражданство. К 1824 году для купцов первой гильдии ежегодный сбор достиг 3,212 рублей, второй гильдии — 1,345 рублей, третьей гильдии — 438 рублей.

Увеличивались и минимальные размеры объявляемого капитала: с 10,000 до 16,000 рублей в 1794 году для пребывания в высшей гильдии, и до 50,000 в 1807. Для пребывания во второй гильдии, эта сумма выросла с 1,000 до 5,000 в 1785, 8,000 в 1810 и 20,000 в 1812, а для третьей гильдии с 500 до 1,000 в 1785, 2,000 в 1810 и 8,000 в 1812. После каждого повышения гильдейских сборов численность купечества снижалась, однако через несколько лет начинался приток новых купцов. Кроме повышения гильдейских сборов на численность купечества влияли другие причины, например, сужение круга родственников, которым дозволялось состоять в одном общем капитале. При неспособности внести гильдейский сбор, купцам предписывалось переходить в мещанство. Многие мещане вели торговлю, не объявляя своих капиталов, и не уплачивая гильдевых сборов, что и стало причиной реформы 1824 года. Гильдейские пошлины были уменьшены в 1,4-2 раза, налогообложение купцов первой и второй гильдий вернулось к уровню 1812 года, составив соответственно 2,200 и 880 рублей, а третьей гильдии — к уровню 1807—1810 в 100—150 рублей.

Налогообложение других торгующих сословий было увеличено. Начался прирост купечества, в основном, за счёт третьей гильдии, в которую вступали мещане и крестьяне. Реформа министра финансов Канкрина 1824 года первоначально выделила отдельную категорию «торгующие мещане», но в 1826 году эта категория была упразднена. Количество купцов выросло с 107,300 в 1782 году до 124,800 в 1812, затем упало до низшей отметки в 67,300 в 1820, и выросло до 136,400 в 1840. После небольшого падения в следующем десятилетии, оно снова выросло до 180,300 в 1854, а к октябрьской революции 1917 года купечество выросло до 600 тысяч человек. Значительную часть первой гильдии, начиная с конца 1850-х, составляли состоятельные евреи, поскольку на них, после 10-летнего стажа, не распространялся запрет на пребывание вне черты оседлости, в то время как купцам христианского вероисповедания, не занятым в заграничной торговле, пребывание в высшей гильдии не сулило особых преимуществ. К началу XX века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства.

Купечество стало основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной буржуазии. В 1709 году всем торгующим, и занимающимся промыслами, было предписано приписываться к городским посадам. В 1722 году была образована сословная группа «торгующих крестьян». Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьян просуществовала до Жалованной грамоты городам 1785 года.

Став приказчиками, бывшие затюканные хозяевами мальчики могли вымещать злость на младших, а еще в отсутствии покупателей устраивать от скуки розыгрыши, часто злые.

Подпоить человека и заставить делать глупости, привесить бумажку на спину с оскорбительным текстом и т. В этом плане картина художника Прянишникова написана со знанием дела. Бальмонт, выросшая в купеческой семье, описывает купеческий быт с большей симпатией. Крестьянских детей отдавали сызмальства в обувную мастерскую. Но так как земля не кормила крестьянина, ничего другого там нельзя было делать. Поэтому все, что было в таких деревнях живого, предприимчивого, добивавшегося благосостояния, уходило в город, в столицу, где каждый находил себе дело по вкусу и по способностям.

Большинство занималось в городах торговлей. Разбогатев, купцы выписывали своих жен и детей, остававшихся в деревне до поры до времени. Моих двух дедушек привезли совсем маленькими в начале девятнадцатого столетия, в 1808 году, в Москву, где их отцы уже успешно вели торговлю. Это дело продолжалось больше ста лет, до 1918 года, до революции. Когда Королевы переселились в Москву, они долго жили одним патриархальным многочисленным семейством, во главе которого стоял сначала отец, а потом старший брат Михаил Леонтьевич — наш дедушка. С течением времени Королевы купили обширную усадьбу на Зацепе в Лужницкой улице…, жили они одним общим хозяйством, и строй жизни был строгий: отец являлся вершителем судьбы не только своих детей, но и внучат.

Крестьяне, они и в городском купеческом звании сохранили сельский родовой быт. Но этот быт отходил в прошлое… Это тот момент его, который увековечил в своем творчестве Островский. В его пьесах из замоскворецкого быта мы видим уже полное вырождение этого быта, одни его формы, лишенные живого содержания. Тут патриархальная власть старшего заменяется деспотизмом, грубым произволом сильного над слабым. Но Островский как художник брал образцы яркие, типы людей выдающихся, характерных для этого отживающего строя. Внизу длинное сараеобразное помещение, где в ящиках и связках лежали груды всякой обуви: мужские грубые сапоги, женские полусапожки с резинками по бокам… Во втором этаже, куда поднимались по широкой чугунной лестнице, было такое же, только немного более светлое, помещение с прилавками и полками, на которых лежала обувь более тонких сортов в картонных коробках.

Оттуда дверь в контору, где за конторками на высоких табуретах сидели бухгалтер и конторщики и не отрываясь строчили что-то в огромных гроссбухах. За конторкой находился закуток дедушки, где он принимал посетителей и вел все деловые переговоры». В обоих воспоминаниях речь шла о московских купцах, специализировавшихся на продаже одежды и обуви, живших и работавших примерно в одно и то же время, может, даже на одной улице. Кустодиев "Купец" 1920 Еще с начала 19 века купцы неофициально делились на «бородатых» «серых» и «безбородых». Первые чаще всего занимались торговлей внутри страны, часто розничной, вторые имели связи и за рубежом, часто торговали оптом и в целом считались более «продвинутыми». Очевидно, что влияло на образ мыслей не наличие или отсутствие бороды.

Просто первые в основном были разбогатевшими крестьянами и сохраняли сельские привычки, а вторые — чаще всего уже потомственные купцы, имевшие возможность получить образование и расширить кругозор. Вистенгоф в книге «Очерки московской жизни» 1842 оставил довольно колоритное описание купцов: «Московское купечество составляет особенный класс людей в городе. Образование его в последнее время, приметным образом, продвинулось вперед; но оно еще остается совершенно неподвижным между раскольниками, которых в Москве, со включением мещан, считается около 12,000 человек. Три рода купцов в Москве: один носит бороду, другой ее бреет, а третий только подстригает. Высшая степень образования в купце подразумевается тогда, когда он бреет бороду; низшая, когда он ее носит, да еще занимается ею и гордится, оказывая явное негодование обритым; подстригающие составляют переход от последних к первым. Само собою разумеется, что часто борода бывает так умна и знает так хорошо коммерческие обороты, что проведет десять обритых подбородков.

Купцы, носящие бороду, ходят обыкновенно, в так называемом, русском; но некоторые из них, решившись одеться по немецкому, все еще ни как не могут расстаться с бородою. Эти люди представляют разительную бесхарактерность в своей одежде, на пример: они при густой, окладистой бороде, носят на курчавой голове, маленькую с козырьком фуражку, короткий, двубортный сюртук и длинные сапоги сверх исподнего платья. На это одеяние, в непогоду, надевается с большим воротником синяя шинель, иногда маленькая альмавива или самый коротенький плащ. Теперь, большая часть купцов разрешает своим детям уничтожение бороды. Между купеческими детьми есть и такие, которые уничтожив ее, или не дав разрастись на себе Русской купеческой бороде, имеют уже поползновение к отражению коротенькой бороды иностранной, называя ее алажен-франсе.

Статьи по предмету Коммерческое право

Разные подходы повлияли на масштаб бизнеса — «Купец» в лучшие времена открыл 40 магазинов, у «Монетки» в 2023 году их будет больше двух тысяч. Местные купцы в Кузнецке начали появляться тоже с XVIII века. [Франц:] Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком. Те, кто начал заниматься бизнесом в конце первой половины XIX века, были людьми старого закала, которые получали только домашнее образование. Кто такие купцы определение. Значение слова Купец на это купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Кто такой купец - 81 фото

Кто такие купцы определение. Кто такие купцы определение. Того, кто занимался торговлей с другими городами и странами, называли гостем. Первое упоминание о купцах относится к Х в., в ХII в. в Древней Руси уже появились купеческие корпорации. Одним из тех, кто успешно вёл торговлю мехами, был петербургский купец Василий Муравьёв: 90 тысяч годового дохода – это немалые деньги. Те, кто начал заниматься бизнесом в конце первой половины XIX века, были людьми старого закала, которые получали только домашнее образование.

Значение слова «Купец»

Кто такие купцы, когда они появились в России? При получении документов на торговлю купец сам определял, к какой гильдии себя отнести. В 2013 году «Купец» в «Гринвиче» был закрыт, на его месте появилась «Гипербола». До 1775 года тех, кто был приписан к третьей гильдии можно считать купцами лишь номинально. Те, кто начал заниматься бизнесом в конце первой половины XIX века, были людьми старого закала, которые получали только домашнее образование.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий