Верховный суд Болгарии постановил, что монумент «Алеша» – это памятник Второй мировой войны и сносу он не подлежит. В качестве модели для «Алёши» скульптор В. Радославов использовал фотографию советского фронтового разведчика, участника освобождения Болгарии Алексея Ивановича Скурлатова. В Болгарии депутаты муниципального совета Пловдива предложили демонтировать памятник советскому солдату-освободителю "Алеша", сообщает РИА Новости.
Страсти по «Алёше», или Как памятник стал личным врагом
Алеша остался стоять на своем месте исключительно благодаря жителям города – они круглосуточно дежурили у памятника, русские ветераны, живущие в Болгарии, пообещали сжечь себя в случае уничтожения Алеши. В Болгарии не прекращается борьба с памятниками советской эпохи. После начала спецоперации на Украине радикальны разрисовала антироссийскими лозунгами монумент русскому солдату Алёше в Бургасе. В качестве модели для «Алёши» скульптор В. Радославов использовал фотографию советского фронтового разведчика, участника освобождения Болгарии Алексея Ивановича Скурлатова.
Скульптура России. 20 век. Из истории создания памятника. Памятник «Алёша» в Болгарии.
Самым известным памятником советским войскам в Болгарии является скульптура «Алеша» в Пловдиве. Зачем «Алёше» хранить такую Болгарию, в которой министр призывает вымарать упоминания о помощи России из учебников истории? Памятнику «Алеша» посвятили трогательную песню, которая стала широко известной и в Советском Союзе, и в Болгарии. Они прототипу памятника «Алеша» в Болгарии приходили со всего СССР и стран соцлагеря. В 1962 году композитор Эдуард Колмановский побывал в Болгарии, в том числе и в городе Пловдив у памятника «Алёша».
«Стоит над горою Алёша»: в Болгарии почтили память советских воинов
Памятник советскому солдату-освободителю "Алеша" в Пловдиве является одним из самых известных (в Болгарии примерно 400 памятников, посвященных нашим соотечественникам). В Болгарии депутаты муниципального совета Пловдива предложили демонтировать памятник советскому солдату-освободителю "Алеша", сообщает РИА Новости. История «Алеши» В 1948 году, как раз тогда, когда в памяти жителей Болгарии еще были свежи воспоминания о войне.
Демонтаж памятника «Алёша» в Болгарии: почему так получилось?
Имя, как и внешность, одиннадцатиметровому солдату из железобетона с пистолетом-пулемётом ППШ подарил натурщик, рядовой красноармеец Алексей Скурлатов, с образа которого конгломерат скульпторов и ваял символ советской Болгарии и города Пловдив. В настоящее время «Алёша» стоит на том же месте, пусть и в более запущенном, но более или менее достойном состоянии. Это касается и всего мемориального комплекса на холме Бунарджик. И это по-своему удивительно, если учесть, что после падения коммунистического режима памятник пытались демонтировать трижды. В первый раз в 1989 году как символ по мнению радикальных националистов советской оккупации Болгарии. Но тогда народные патрули жителей Пловдива и угрозы ветеранов партизанского движения совершить публичное самосожжение отменили планы местной администрации. После этого попытки демонтировать «Алёшу» производились дважды — в 1993 и 1996 годах, — пока Верховный суд страны не постановил, что исторический монумент памяти Второй мировой войны трогать ни в коем случае нельзя.
А Россия может разве что поцокать языком — пишет пользователь с ником tsyrvulan. А кто их вообще строил? На купленной земле или взятом в аренду на советские деньги участке? Я из Пловдива и считаю, что у нас тут пора взорвать «Алёшу».
Этот памятник воспитывает покорность, возвышаясь над всеми нами — написал Lazarus. Вообще-то, Болгария уже давно не вассал России.
В 1982 году Алексей Скурлатов поехал в Болгарию — на площади Пловдива собралось огромное количество людей, советского героя песней про Алёшу встретил хор, а администрация города присвоила Скурлатову звание почётного гражданина. Скверна национализма Прошли годы, и политические взгляды болгарского руководства изменились. Для начала власти Пловдива отказались от городского гимна, а также попытались снести «Алёшу». Пловдивские «демократы» заявляли, что монумент является символом «советской оккупации». Тогда скульптуру смогли отстоять местные жители. Они подключили к протестам общественность и ветеранов. Некоторые из них даже пригрозили самосожжением в случае, если попытки снести памятник не прекратятся. Точку в противостоянии властей Пловдива и болгарского общества поставил в 1996 году Верховный суд Болгарии.
Он запретил трогать монумент, поскольку тот является памятником Второй мировой войны.
Этот памятник был установлен в Пловдиве, на холме Бунарджик переводится с болгарского как «холм освободителей» , по народному почину в 1957 г. Интересен факт о том, что монумент получил свое имя с легкой руки Методи Витанова — участника болгарского Сопротивления, в 1944 г. Когда в 1948 г. Так Алексей Иванович Скурлатов стал прообразом Алеши.
Сам Алексей Иванович — из Алтайского края. Боевое крещение получил в декабре 1941 г. Участвовал и в сражении под Ржевом. Дважды был ранен настолько тяжело, что его мать оба раза получала похоронки. Но алтайские парни так просто не сдаются — и, подлечившись, Алексей Иванович возвращался в строй.
Бил врага и на Курской дуге. В 1944 г.
Содержание
- История памятника
- Содержание
- Страсти по «Алёше», или Как памятник стал личным врагом
- Обманул смерть
Памятник 'Алёша' в Пловдиве
Позднее Юрий Луковский, однополчанин Алексея Скурлатова, рассказал журналистам о приятеле: «В мае сорок пятого, когда праздновали победу, Скурлатов посадил себе на плечи двух болгар — и давай с ними выплясывать! При этом, казалось, он ещё и третьего может поднять! В 1944 году он работал на телефонной станции — там они со Скурлатовым и познакомились. По мнению дипломата, несмотря на то что... О том, что именно он стал прототипом знаменитой статуи и героем песни, сам Скурлатов узнал лишь в 1974 году, когда Методи Витанов решил найти своего боевого товарища и отправил в журнал «Огонёк» обращение к бывшим связистам военных лет с просьбой помочь отыскать настоящего Алёшу. Алексей Иванович тогда работал слесарем в селе Овчинниково Алтайского края. Он прочитал заметку в журнале и узнал себя.
В 1982 году Алексей Скурлатов поехал в Болгарию — на площади Пловдива собралось огромное количество людей, советского героя песней про Алёшу встретил хор, а администрация города присвоила Скурлатову звание почётного гражданина. Скверна национализма Прошли годы, и политические взгляды болгарского руководства изменились.
Мы собрались, чтобы четко заявить о своем мнении», — сказал один из жителей Пловдива. По его мнению, «это замена памяти». В Пловдив для участия в акции протеста прибыли известные оппозиционные политики, бывшие депутаты парламента — Георгий Свиленский, Кристиан Вигенин и Майя Манолова. Памятники не должны убираться, можно осмыслить их значение, то, что они выражают», — сказал Вигенин видный представитель Болгарской социалистической партии, в 2013 году министр иностранных дел. В её словах содержался прямой намёк на недавний демонтаж памятника Красной Армии в центре Софии, который предварительно разрезали на части. Несмотря на напряженность в обществе, авторы предложения не собираются его отменять.
Был создан Общественный инициативный комитет, который объявил конкурс проектов для создания монумента. Когда пришло время, была выбрана скульптурная группа «Красный богатырь». Она состояла из трех элементов. Ее макет в настоящем размере установили на Бунарджик, но потом увидели, что композиция теряется на фоне неба. Так было принято решение оставить только одиночную фигуру воина. С этого дня и до сих пор к «Алеше» приходят отпраздновать свой выпускной или свадьбу. Посмотреть памятник приезжали советские космонавты, в том числе Юрий Гагарин. Считается, что каждый из них посадил ель рядом с монументов. Так появилась Аллея космонавтов. Кто прототип «Алеши»? Официально монумент посвящен неизвестному русскому солдату, но в народе его и многие другие военные постаменты в Болгарии называют Алешей. Во время этой операции он подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым. Когда началось создание памятника, Методи отдал архитектору фотографию своего друга Алеши и мастер работал по этому изображению. Правда ли, что памятник хотели снести?
В 1941 году шел он через деревню Крюково, штурмовал Ржев. Песня "У деревни Крюково погибает взвод" и одно из самых щемящих стихов войны "Я убит подо Ржевом" могли быть про него. Хотя в его биографии тоже есть драматичные сюжеты. В 1942 году Скурлатовым в деревню Налобиху пришла похоронка. А тут письмо от него: "Маманя, я живой! Вторая похоронка пришла в его дом после боя под Ленинградом. Скурлатова разорвавшимся снарядом засыпало землей так, что видны были лишь голова и рука. Пролежал в этой "могиле", наверное, сутки. А потом пробегавшая мимо медсестра увидела вдруг, что глаза у солдатика моргают! Так что строчки "Жди меня - и я вернусь всем смертям назло" - тоже про него. Он плясал с двумя болгарами на плечах. К тому времени из-за тяжелого ранения Алексея Ивановича из артиллерийской разведки перевели в связисты, и работой он занимался вполне штатской - тянул телефонную линию Пловдив - София. Днем - работа, зато вечерами почти мирная жизнь. Словом, никаких предпосылок для того, чтобы стать прототипом всемирно известного памятника. В мае сорок пятого, когда мы праздновали победу, Скурлатов посадил себе на плечи двух болгар и давай с ними выплясывать! При этом казалось, что он еще и третьего может поднять! Выбрали место: гора Бунарджик, которую называют еще холм Освободителей, - здесь 130 лет назад был воздвигнут монумент в честь русских солдат царя Александра II, освобождавших Болгарию от турок в войну 1877-1878 годов. Об этой войне недавно поведал фильм "Турецкий гамбит". Почему болгарский Алеша - вылитый Скурлатов в молодости, сейчас уже точно никто не вспомнит. Может, скульптор видел, как Алексей катает на себе болгар, да говорят, что и рисовал кто-то русского богатыря. В общем, 17-метровая статуя оказалась похожа на Алексея Ивановича так сильно, что его болгарский друг Методи Витанов однажды написал на постаменте: "Альоша". Написано было мелом, а из души не стерлось - с тех пор каменного воина никто иначе не зовет. И эту историю в Болгарии знает каждый. Методи Витанов в годы войны был бойцом болгарского Сопротивления, а в 1944 году работал в Пловдиве на телефонной станции. Там и познакомился со Скурлатовым. Витанов, к сожалению, уже умер. Но в Болгарии остались его воспоминания: "Алеша был рослый, плечистый, с русым чубом, чистыми синими глазами, весельчак". Герой и памятник Подарки и поздравления на свое 85-летие Алексей Иванович Скурлатов все еще получает.
История памятника
- Памятник Алеше в Болгарии – описание, история, фото, как добраться
- Сегодняшняя Болгария снова — в «европейском строю» - «Солдат Алёша над Пловдивом вознесён»
- Алеша долго не знал, что ему поставили памятник…
- Памятник Алеше в Болгарии, Пловдив
- Памятник «Алёша»
- История "Алёши" | Пикабу
Памятник 'Алёша' в Пловдиве
В ближайшее время мэрия города посчитает, во сколько обойдется проведение референдума и демонтаж монумента. Вопрос о судьбе "Алеши" из повестки парламентской сессии депутаты Болгарии исключили, но окончательную точку в нем не поставили. Вот уже неделю, как на родине известного алтайского фронтовика, в селе Налобиха, за новостями из Болгарии следят куда пристальнее, чем за остальными. Сообщение о том, что власти европейской республики намерены демонтировать знаменитый памятник Алеше, снос которого в прежние годы запретил суд Болгарии, вызвало у людей негодование. Мягко говоря, неприятные чувства испытала и дочь алтайского фронтовика Алексея Скурлатова. Журналисты в доме Нелли Куйруковой сейчас частые гости. Никому не отказывает, в надежде на то, что с помощью СМИ удастся и в четвертый раз отстоять гранитного Алешу — памятник советскому воину-освободителю.
Российские законодатели выразили уверенность в том, что «жители не только Пловдива, но и Болгарии в целом, как это уже было ранее, возвысят свои голоса в защиту памятника «Алёша», отстоят его и сохранят святыню для братских народов России и Болгарии в память о подвигах героев Великой Победы над фашизмом». Постановление «О заявлении Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации «В связи с инициативой демонтировать памятник советскому солдату-освободителю «Алёша» в городе Пловдив Болгария » оперативно разослано во все парламенты мира. Это бой за душу человека Николай Бурляев, народный артист РФ , основоположник движения «Культурный фронт России», депутат Госдумы, в своем комментарии для «Советской России» отметил: — Памятник Алёше в Болгарии — это символ Победы не только России, Советского Союза, но и братьев наших тогда по оружию, которыми считали себя Америка и Великобритания. Мы тогда вместе одолевали фашизм и поставили памятник Алёше, русскому солдату, который освобождал Болгарию в очередной раз. Те, кто поднимает сейчас вопрос о сносе «Алёши», это, если прямо говорить, пособники фашизма.
Значит, остались те, кто предавал в прошлой войне освободителей Европы — Красную армию, героев наших, рядовых и генералов, которые жертвовали жизнью во имя спасения болгарского народа от гитлеровцев. И сейчас потомки предателей подняли голову и решили идти их путем, перечеркнуть дружеские отношения с Россией, примкнуть к Западу, которому они не нужны. Это предательство является олицетворением возрождения фашизма, в чем мы убеждаемся по нашей истории с родной Украиной. Мы видим, как этот процесс поддерживают во многих западных странах те, кто желает репрессий против России, кто вводит санкции против нашей страны. Это бой.
Бой за душу человека идет всюду. И в Болгарии в том числе. Но там много разных людей. Я знаю истинных патриотов Болгарии, которые потрясены фактом политического вандализма, они протестуют против демонтажа памятника Алёше, любимого болгарами. В Болгарии есть нормальные здоровые люди, патриоты славянского мира.
Поэтому я, как и все депутаты, поддержал обращение Госдумы к парламентам всего мира о недопустимости этого акта вандализма. Как говорил Достоевский, дьявол с богом борется, и поле битвы — сердце человека. Дьявол с богом борется сейчас. А Россия борется не только за русский мир, она борется за все человечество. К сожалению, руководство многих стран заражено сегодня вирусом и нацизма, и фашизма.
Но у меня есть уверенность в том, что победа будет за божьим промыслом, мы отстоим человека, мир, нашу Россию. И обязательно… я так думаю, прислушается мэрия Пловдива к Госдуме, к своим патриотам и не допустит акта вандализма.
Следующая попытка была сделана в 1993 году, но памятник снова отстояли десятки общественных организаций Болгарии. Третья попытка снести памятник была в 1996 году. Окончательную точку поставил в 1996 г. Верховный суд Болгарии, постановивший, что монумент является памятником Второй мировой войны и не может быть разрушен. В 1966 году поэт К. Ваншенкин и композитор Э.
В итоге на «Холме Освободителей» Бунарджик установили одиннадцатиметровую статую солдата с пистолетом-пулеметом — всемирно известный памятник «Алёша». Прообразом воина был участвовавший в освобождении Болгарии рядовой 3-го Украинского фронта Алексей Скуратов. Памятник поставили на шестиметровый каменный постамент, украшенный барельефами «Советская армия бьет врага» и «Народ встречает советских воинов».
Памяти памятника: почему в Болгарии сносят монумент воинам советской армии
Главой комитета был назначен начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. Общеболгарский конкурс проектов памятника был объявлен в 1949 году. В нем приняли участие десять творческих коллективов. Комиссия остановила свой выбор на проекте «Красный богатырь», который был создан коллективом во главе с Василом Радославовом. При возведении макета на месте появились некоторые недостатки в образе монумента. В частности, памятник должен был состоять из трех элементов, но из-за того, что они сливались на фоне неба, композиция теряла красоту. Именно поэтому оставили только воина и в 1950 году этот вариант утвердили. Прообразом монумента стал рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта Алексей Скурлатов. В Пловдиве он подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым. Впоследствии, тот передал фотографию солдата Василу Родославову.
В момент контратаки пехоты и танков противника Скурлатов из своего личного оружия уничтожил двух немецких солдат. Будучи раненым, отказался уйти с поля боя, а продолжал еще интенсивнее вести огонь по врагу». После фронта, вернувшись в родные края, он работал бригадиром МТС, комбайнером, слесарем-наладчиком, старшим инженером, мастером моторного участка. В 1983 году вышел на пенсию, но еще долгое время работал слесарем на Овчинниковском ремзаводе. Заслуженная боевая награда — второй орден Красной Звезды — нашла героя в год его юбилея. Торжественное событие произошло в музее Солдата Великой Войны. В числе его участников были не только ветеран и его гости, но и юные жители села — экскурсоводы музея и курсанты военно-патриотического клуба «Ирбис». Следует отметить, что и Губернатор Александр Карлин, и курсанты военно-патриотических клубов Алтайского края открытый хлебосольный дом Алексея Ивановича Скурлатова посещали часто — вспоминали его военное прошлое, советовались о том, что нужно сделать, чтобы жизнь в нашем крае стала комфортнее.
Одна группа представила проект «Победа», другая презентовала комиссии «Красного Богатыря». Именно идея русского богатыря пришлась всем по вкусу. Тогда памятник русскому солдату начали создавать по второму макету, автором которого был Васил Радославов. Живой прообраз памятника Скурлатов Алексей Иванович, который служил в 10 отделении лыжного батальона на Украинском фронте. Он прошел всю войну и встретил победу. Его родным и близким два раза приходили похоронки уведомление о гибели. Его завалило однажды обломками зданий и землей. Все были уверены, что Алексей погиб под обвалом. Но потом кто-то из солдат заметил, что у Скурлатова дрожат веки. Его вытащили и сразу же отправили в госпиталь. Как говорил сам Алексей, стих «Жди меня, и я вернусь» был написан как будто про него самого. Алексей в 1944 году восстанавливал под Пловдивом связь. Его фронтовым другом был телефонист Витанов. Война закончилась, пути друзей разошлись, но у Витанова на память осталась фотокарточка Алексея. Ее он отдал скульптору проекта, когда узнал о том, что в городе будут устанавливать памятник.
Война закончилась, пути друзей разошлись, но у Витанова на память осталась фотокарточка Алексея. Ее он отдал скульптору проекта, когда узнал о том, что в городе будут устанавливать памятник. По фотографии Скурлатова создавалось лицо «Алеши». Общий облик скульптуры соответствует одежде фронтовиков Советской армии. Антисоветская пропаганда в Пловдиве «Алешу» за историю его существования пытались несколько раз снести. В 1989 году группа активистов собирала подписи в пользу сноса памятника, но жители города пригрозили властям самосожжением, если скульптура будет демонтирована. Спустя 4 года мэр Пловдива вновь попытался организовать мероприятие по демонтажу монумента, и снова жители городка вступились за памятник. В 1996 году местный суд постановил снести «Алешу», но Верховный суд страны отклонил данное решение, так как памятник был признан важным историческим сооружением, напоминавшим людям о Второй мировой. Композиторы Ваншенкин и Колмановский создали песню, посвященную «Алеше», которая долгое время являлась гимном Пловдива. Затем поэт-песенник Рождественский посвятил «Алеше» свои стихи. В 2007 году в честь памятника провели торжественную церемонию, так как исполнилось 50 лет с момента его возведения.
Болгарии русский солдат
Они должны быть отправлены туда же, куда ушла Красная армия — в небытие! Против памятников русско-турецкой войны я ничего не имею — пусть стоят, они никому не мешают. Но памятники советской оккупации надо убрать. Пусть Путин увезет их в Россию — отдадим их бесплатно — предложил Lope de Vega. Монументы российско-турецкой войны для жителей Болгарии священны, их никто не трогает. А советские памятники ненавидят только фашисты!
Беспамятным ревизионистам истории и русофобам, увы, многое удалось: в Восточной Европе разрушены или демонтированы уже десятки памятников советским воинам-освободителям.
Активизирована кампания по расчеловечиванию образа Советского Союза, России. Так было не всегда. На том же холме находится памятник российскому императору Александру II — Александру-Освободителю, как его часто называют в Болгарии. Как гласит городская легенда, в 1945 г. И когда возникла идея создания памятника советскому воину-освободителю, у горожан в памяти возник образ атлетичного и жизнерадостного «руснака», запечатлённого на фотоснимках. Символически монумент был заложен в 1948 г.
Поскольку инициатива создания памятника исходила от местных жителей, Общественный комитет строительства объявил конкурс проектов. Победил макет монумента «Красный богатырь», который создали скульптор Васил Радославов и его коллектив — Н. Марангозов, А. Занков, И. Цветанов, И. Топалов, Б.
Марков, Г. Алексей Скурлатов 1922—2013 К «Алёше» ведёт гранитная стоступенчатая лестница. Почти двенадцатиметровая статуя на шестиметровом постаменте, видная из любой точки города, смотрит на восток. В руках советского солдата — опущенный автомат. Монумент изготовлен из железобетона, имеет гранитную и сиенитную облицовку и украшен барельефами с надписями «Советская Армия бьёт врага» и «Народ встречает советских воинов».
Местные жители выступили против этой идеи.
Они заявляют, что монумент является символом города, а его место — на холме Бунарджик. Это недопустимо. Мы собрались, чтобы четко заявить о своем мнении», — сказал один из жителей Пловдива. По его мнению, «это замена памяти». В Пловдив для участия в акции протеста прибыли известные оппозиционные политики, бывшие депутаты парламента — Георгий Свиленский, Кристиан Вигенин и Майя Манолова.
В связи с этим был создан Общегородской инициативный комитет по строительству монумента. В его состав вошли художники, преподаватели, писатели, архитекторы и общественные деятели. Главой комитета был назначен начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков.
Общеболгарский конкурс проектов памятника был объявлен в 1949 году. В нем приняли участие десять творческих коллективов. Комиссия остановила свой выбор на проекте «Красный богатырь», который был создан коллективом во главе с Василом Радославовом. При возведении макета на месте появились некоторые недостатки в образе монумента. В частности, памятник должен был состоять из трех элементов, но из-за того, что они сливались на фоне неба, композиция теряла красоту. Именно поэтому оставили только воина и в 1950 году этот вариант утвердили. Прообразом монумента стал рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта Алексей Скурлатов.