Ежедневный ёмкий обзор мировых, российских и региональных новостей экономики. Что происходит в экономике? Экономика Кризис-2024 карточки Что случилось с российской экономикой, почему всё дорожает и как быть со сбережениями? О рисках перехода России на «мобилизационную экономику», связанную с резким увеличением роли государственного регулирования, экономисты и ученые предупреждали еще в прошлом году.
Сергей Никифоров о будущем российской экономики: «Как раньше уже не будет. Опыт 90-х не поможет»
Самые важные новости экономики России и мира. Президент России считает, что, если конфликт на Украине затянется, он получит преимущества, так как западным демократиям труднее сохранять свою приверженность избранному российская экономика не так сильна, как кажется некоторым наблюдателям. РИА Новости выбрало 10 главных ожидаемых событий в экономике в 2024 году, которые будут иметь важные последствия как для развития страны в целом, так и для каждого человека. Они проглядели новые источники роста экономики России, которая даже при заградительных ключевых ставках продирается вперед, к новым рубежам производительности. Свежие события по теме Экономика: Ряд регионов в России нуждаются в объединении, заявила Матвиенко, Канада разрешила использовать российский титан при производстве самолетов. Все новости Политика Экономика Общество Ситуация в Белгороде В мире Криминал Технологии Здоровье Культура Спорт Однако Погода.
Эксперты рассказали, как российская экономика будет расти дальше
И то, что еще год назад называли нецелесообразным и бессмысленным, начали представлять как единственный правильный путь. При этом с ущемлением конституционных прав россияне столкнулись уже сегодня. Так, например, в ряде регионов страны власти уже ограничили гарантированную гражданам 31-й статьей Конституции РФ свободу собраний. О том, чем грозит россиянам повсеместный выбор мобилизационной экономической модели, подробно рассказали авторы канала kommersantrf. Те, кто готов перестроиться со стиралок на снаряды, заработают денег, но есть проблема — это только для рынка», — отмечают аналитики.
По их мнению, перестройки схемы работы в системе госкапитала не будет, как не будет пользы от увеличения числа выпущенных снарядов, никак не участвующих в системе рыночных отношений. Переход на мобилизационную экономику может привести к обнищанию миллионов россиян. Фото: 1MI При этом мобилизационная экономика неминуемо разгонит инфляцию, что заставит государство выделять из бюджета все большие средства на «костыли», но не для возрождения экономики и реализации сбалансированной социальной политики, а «напрямую в карманы тысяч людей». Подобная система уже была отчасти опробована во время пандемии ковида, однако выданные напрямую гражданам «вертолетные деньги» развитию экономики не помогли: люди кинулись их тратить, увеличивая спрос и, соответственно, инфляцию.
Таким образом, полагают аналитики, переход России на рельсы мобилизационной экономики чреват огромными рисками — прежде всего, для наименее обеспеченных граждан страны.
Иностранные компании, биржи, которыми сейчас пользуются и граждане России в том числе, они и так не осуществляют деятельность на территории Российской Федерации, потому что они здесь не регистрируются в качестве филиалов, не создают представительств и так далее. Даже если этот закон вступит в силу в очень строгой редакции, и российским юрлицам запретят заниматься любой деятельностью, связанной с обменом, куплей-продажей криптовалют и так далее, то на Binance, OKX и, компании, которые не являются российскими, это и так никак не повлияет». На днях стало известно, что Финразведка, Центробанк и несколько крупных банков тестируют сервис «Знай своего криптоклиента». Он позволит соотносить трансакции различных видов между банковскими счетами и в цифровой валюте. Россияне сейчас не могут покупать криптовалюту напрямую на бирже. Так что для этого используют P2P-площадки. И процесс предполагает перевод денег между физлицами с карты на карту. Именно в таких операциях власти и хотят разобраться.
Схожесть в том, что как и тогда, основной продукт — это углеводороды. Постигнет ли эта же участь еще какие-то товары? Это означает, что инвестиции в сложные психологические процессы производство, сельское хозяйство на свободном рынке становятся бессмысленными. Соответственно, это приводит к тому, что рынок не дополучает средств на текущее обновление и развитие парка. А это в свою очередь приведет к тому, что все будет неизбежно разваливаться. Это как ткань, которая изнашивается и потом случайно рвется допустим, если зацепил за гвоздь. Но причина не в гвозде, а в том, что она изначально была изношена. Хроническое недоинвестирование в будущем, конечно, будет приводить к тому, что возникнут множество недофинансированных отраслей. Как это будет проявляться? Сейчас мы видим, что потихоньку изнашивается рынок лайнеров, та же ситуация с продуктами птицеводства… — Говорят, что с начала нового года будет повышение налога на добавленную стоимость НДС. Так ли это? К примеру, мы с вами видим, что в проект на 2024 год заложено увеличение штрафов как источника пополнения бюджета. Мне кажется, дальнейшее увеличение НДС будет вредить экономике. Получается, налоговая база тоже вырастет, это ведь тоже поступления в бюджет… А значит, можно будет и НДС поднять?
Польские власти объяснили раскручивающуюся инфляцию влиянием России Варшава стала лидером Европы по росту цен. Экономисты связывают раскручивание инфляции в Польше с провальным экономическим курсом, непомерными амбициями, действиями центробанка страны. Однако политики винят в сложившейся ситуации Россию.
Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году
Вот что такое введение эмбарго — увеличение дисконта на стоимость российской нефти, это главное. Могу только цитировать нашего вице-премьера Александра Новака , который говорил, что они ориентируются на то, что объемы добычи нефти в 2023 г. Но дело не в объемах, а в цене. Европа была основным потребителем нефтепродуктов, а перевозить нефтепродукты не то же самое, что сырую нефть — ее гигантскими танкерами гнать дешевле. Вероятно, есть возможность некоторого маневра, о котором мы пока не знаем: будут на меньшую мощность работать НПЗ, а большая доля будет продаваться в виде сырой нефти. В какой мере это реализуется, никто толком сейчас это не скажет. Как изменилась российская внешняя торговля Очень интересная статистика по экспорту-импорту: в 2022 г. Коллеги-макроэкономисты говорят, что в 2023-м этот баланс сократится вдвое, потому что стоимость экспорта, скорее всего, не будет расти, а стоимость импорта растет. Большая тройка нашей внешней торговли — Китай, Белоруссия и Турция. Второе место занимает Белоруссия, а третье — Турция.
Экспорт из Турции в Россию рос покруче, чем из Китая. Сейчас это мощнейший хаб, через который везется все. Туда же входит и параллельный импорт, но как он считается? Но если в 2021 г. Гораздо успешнее идет параллельный импорт потребительских товаров, а по всему остальному: технике, оборудованию, комплектующим — это сложнее. Произошел тектонический сдвиг. Какие страны нам теперь формируют внешнюю торговлю? Китай, Белоруссия, Турция, Казахстан, немного Армения. Теперь это основные хабы, через которые доставляется то, что мы потребляем.
Мир перестраивается: свято место пусто не бывает: если люди готовы платить и ждать, бизнес подстраивается мгновенно. Количество логистических фирм в России растет как на дрожжах, и они затыкают эти дыры. Есть платежеспособный спрос — будет и предложение. Прямого запрета на ввоз автомобилей, кроме люксовых, нет, но и их можно ввезти, оформив на Турцию или Казахстан. Цепочка из двух-трех посредников, и следы затерялись. Экономика такая: ты ее в дверь, а она в окно. Читайте также: «Очень страшно не будет. Работа будет, карьера будет, деньги будут» — Алена Владимирская Доходы россиян упали: кто стал зарабатывать больше По официальным данным Росстата — отношусь к ним сдержанно, но под ними есть определенная база — за три квартала 2022 г.
Наибольшее подорожание отмечается в таких категориях, как топливо и продукты. При этом нацбанк страны на баннере, висевшем над его штаб-квартирой, уверял, что самый быстрый рост цен за четверть века произошел из-за российской СВО на Украине и пандемии. А по словам премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, стоимость товаров сейчас определяется только действиями и решениями одного человека — Владимира Путина.
Подобный отток рабочей силы критически усложняет задачи импортозамещения, которое практически исчезло из официальной риторики, уступив место уголовному наказанию за невыполнение оборонного заказа. Падение зарплат сократит доходы населения, и, если верить кривой Филлипса , замедлит рост цен. Бегство людей из страны также очевидным образом сократит и текущий спрос. Разворачивающийся кризис на рынке труда означает, что процесс примитивизации российской экономики будет лишь набирать обороты, а качество человеческого капитала падать опережающими темпами. Впрочем, и сам процесс импортозамещения во многом предполагает замену более прогрессивных технологических процессов на устаревшие отечественные. В случае отмены санкций такая «импортозамещённая» промышленность не выдержит конкуренции с иностранным производителем, что вызовет новый всплеск напряжённости на рынке труда и в экономике в целом. Эффекты экономии при массовом производстве товаров на крупный рынок, позволяющие задействовать передовые трудо- и энергосберегающие технологии. В России, в отличие от ряда западных стран, показатели безработицы не очень чувствительны к экономической ситуации. Ответом на который стали серьёзные ограничения на движение капитала со стороны ЦБ. Английский экономист Уильям Филлипс 1914 — 1975 предполагал, что существует обратная связь между безработицей и уровнем зарплат; позже экономисты распространили эту логику на общий уровень цен. Когда безработица падает ниже определённого уровня, высокая занятость провоцируют рост цен. Таким образом предлагалось регулировать уровень инфляции через уровень безработицы и наоборот. Позже кривая Филлипса подвергалась серьёзной критике. В настоящее время экономистами обычно признаётся определённая зависимость между ситуацией на рынке труда и инфляцией, однако попытки вывести строгую и неизменную функцию такого рода окончились неудачей. Что делать? Вводные замечания. Первоначальные действия Правительства были направлены на сокращение вмешательства государственного сектора и предоставление мнимой свободы бизнесу. Отчасти это совпало с реальностью — реальные частные инвестиции, с учётом сезонности, упали заметно меньше ожидаемого, что привело к оптимистичному пересмотру годовых темпов падения экономики. В сторону повышения регулярно пересматривались и планы по бюджетным расходам. С точки зрения некоторых консервативных экономистов, государство и правда ограничено в денежных средствах и потому вынуждено оптимизировать расходы в период кризиса. Мы уверены, что этот тезис попросту неверен для современной российской экономики и её финансовой системы. Предлагаемые нами меры основаны на следующих принципах: Деньги есть. Необходимо осознавать разницу между реальными и финансовыми ресурсами. Заявления вроде «денег нет, но вы держитесь» заведомо ложны в монетарно суверенной стране. У Российской Федерации всегда есть доступ к бесконечному запасу рублей — мы их печатаем. Фискальная политика ограничена лишь доступностью реальных ресурсов: работоспособного населения, накопленного реального капитала и инфраструктуры. При наличии незанятых реальных ресурсов что для капиталистической экономики является правилом, а отнюдь не исключением государство имеет возможность «покупать» такие ресурсы — создавать рабочие места и поддерживать производство государственными заказами. Курс на процветание. Стабильность должна быть приятным последствием, а не приоритетом здоровой экономической политики. Приоритетами должны стать благополучие населения, сбалансированное с экологической точки зрения использование природных ресурсов и обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого. Придерживаясь прежнего курса на стабильность, страна рискует оказаться на новой, существенно более низкой и пологой траектории долгосрочного роста. Не только экономика. Экономические меры по природе своей ограничены. Данный текст не претендует на звание политической программы — перед вами скорее набор механизмов, доступных заинтересованным политическим силам. Прогрессивные преобразования в экономике невозможны без сопутствующих преобразований в обществе и политике. Авторский коллектив с сожалением признаёт, что неограниченные финансовые ресурсы бесполезны в отсутствие функционирующего политического аппарата, активных граждан и видения будущего, которое мы стремимся создать. Не Zаменим. Представленные ниже меры не помогут преодолеть последствия санкций: такого железного занавеса не выдержала бы ни одна страна. Риторика полного и оперативного импортозамещения изначально являлась скорее оптимистичной бравадой, чем руководством к действию, а сейчас и вовсе осталась в прошлом. Наша задача в том, чтобы избежать худшего при текущих ограничениях, а также способствовать скорейшему восстановлению после окончания военного конфликта. Терять больше нечего. Мы не утверждаем, что знаем, как выглядит идеальная экономика. Однако сегодняшняя ситуация требует радикальных экспериментов и нестандартных подходов; кризисы стирают грань между теорией и практикой. Заимствуя фразу у иностранных коллег, нам остаётся лишь переходить реку, нащупывая камни. Данный текст стремится дать представление о некоторых инструментах, доступных в рамках подобного подхода. При желании Страна, которая выпускает собственную валюту, собирает налоги в собственной валюте и не обязуется обменивать свою валюту на товары или другие валюты по фиксированному курсу обладает монетарным суверенитетом. Греция и остальные страны Еврозоны не являются монетарно суверенными, так как не контролируют выпуск евро, в то время как Иордания и Ирак отказались от монетарного суверенитета в пользу привязки своей валюты к доллару США. Французские колонии в Западной Африке обрели де-юре суверенитет в процессе деколонизации, однако остались монетарными колониями: восемь стран продолжают пользоваться франком КФА, чей выпуск контролируется казначейством Франции. Подробнее Дэн Сяопин 1904 — 1997 , сменивший экономический курс Китая, сравнивал реформы с переходом реки вброд по шатким камням. Государственный аппарат полагался на экспериментальные проверки, поощрял смелые разработки и, нарабатывая опыт, масштабировал удачные открытия. Далеко не все предприниматели ощутили на себе обещанное снижение административного давления. Растущие военные расходы отчасти выполняют эту задачу, не допуская слишком большого спада ВВП. Основные идеи 1. Требование сбалансированности бюджета — это нонсенс. Чтобы расти и инвестировать, коммерческие компании занимают деньги на финансовых рынках. Наращивание долга может создать для них риски, но в той мере, в какой долговое финансирование «оправдано и разумно», оно не вызывает возражений. Точно так же ни у кого не вызывает возражений потребительское и ипотечное кредитование домохозяйств. Та же логика полностью применима для государства. Дефицитное финансирование — это норма растущей экономики. Кредит — драйвер роста. Даже если вы придерживаетесь очень консервативных взглядов, стоит иметь в виду, что у любого субъекта в экономике есть текущие и капитальные расходы, первые в норме финансируются из текущих поступлений, вторые — через долг. Это укладывается в рамки ответственного финансового поведения и справедливо как для частного, так и для государственного сектора. Дефицит бюджета — это не страшно. Вопрос в том, как он используется. Контрциклическая бюджетная политика. Госсектор имеет существенное отличие от частного — у него по крайней мере по умолчанию нет цели извлекать прибыль. Это означает, что государство может проявлять хозяйственную активность там, где частный сектор видит убытки или низкие доходы. К сожалению, далеко не всегда высокие прибыли или их отсутствие служат симптомом общественной полезности или бесполезности той или иной деятельности. В контексте макроэкономики это связано в первую очередь с периодическими спадами и подъёмами деловой активности. Бизнес-циклы — неизменный спутник капиталистической экономики, не говоря уже о возникающих время от времени крахах и кризисах. Это стабилизирует экономический рост и способствует долгосрочному развитию. В России же, несмотря на наличие определённых механизмов такой контрциклической политики, фактически действовала проциклическая фискальная политика из-за совмещения принципов бюджетной сбалансированности и бюджетного правила см. Сопутствовать новым фискальным подходам должно и изменение налоговой политики. Прогрессивная шкала налогообложения — это не только вопрос социальной справедливости, но и эффективной контрциклической политики особенно в части корпоративных налогов. Таким образом, они и станут определять экономический рост, служить «якорем» в контрциклической политике и будут корректироваться вниз или вверх с учётом инфляционного давления по итогам трёхлетних бюджетных периодов. Денежно-кредитная политика как поддержка фискальной. Контрциклическая фискальная политика должна сопровождаться мягкой денежно-кредитной политикой. Последняя должна быть направлена на управление обменным курсом колебания цен на мировом рынке и валютного курса — основной источник инфляции в экономике и контроль движения капитала для стабилизации платёжного баланса. Финансовые рынки с характерными для них быстрыми движениями капитала часто являются источником дестабилизации в экономике. Контроль капитала и общественный контроль над финансовым сектором не являются чем-то из ряда вон выходящим — они были нормой в развитом мире в середине XX века и сейчас постепенно получают второе дыхание. Гарантированная занятость и реформа рынка труда. Российский рынок труда весьма отсталый на фоне западных экономик. Стабильно низкие показатели безработицы создают обманчиво оптимистичное впечатление. На деле это симптом серьёзных институциональных проблем: подстройка к экономическим спадам у предприятий идёт не столько через увольнения, сколько через сокращение премий в зарплате, и наоборот. Это создаёт почву для непотизма и низовой коррупции и затрудняет развитие механизмов эффективной конкуренции. Способ решения проблемы лежит в повышении социальной защищённости наиболее уязвимых групп трудящихся, поощрении независимых профсоюзов и реформе трудовых отношений в целом. Экономика — это не только проценты. Идеи о том, что главный ориентир и цель развития это формальные метрики экономического роста или капитализации биржевого рынка, кажутся нам вредным пережитком неолиберальной эпохи. Сейчас во многих развитых странах, ведущих международных организациях вроде ООН, широко обсуждается понятие устойчивого развития. Полагается, что итогом государственной деятельности должно стать устранение хотя бы части экологических угроз и проблем, борьба с голодом, неравенством и отсутствием доступа к социальным благам, реализация проектов социальной направленности. Мы можем лишь согласиться и подчеркнуть важность социальной составляющей. Как показывает российский опыт, в отсутствии функционирующих политических институтов, активного гражданского общества, гуманизации системы управления, едва ли можно говорить о чём-то устойчивом и долгосрочном. Технократический подход, жертвующий благополучием, солидарностью и равенством в угоду впечатляющей статистике — верный путь к общественной катастрофе. Ниже мы подробнее остановимся на некоторых из упомянутых макроэкономических предложений. Добавим, что это лишь несколько элементов, пусть и довольно важных, из набора необходимых реформ. Неолиберализм — неформальное название совокупности экономических мер и практик, получивших распространение в середине 1970-х годов. Руководящим принципом выступала дерегуляция, поощрение рыночной конкуренции, "ответственная бюджетная политика" и ослабление позиций профсоюзов. Что делать сейчас 0. Остановить войну. Отказ от приоритета денежно-кредитной политики перед фискальной. Низкая и стабильная ставка улучшает инвестиционный климат и позволяет предприятиям расширять горизонт планирования, а необходимую подстройку экономики возможно осуществлять прямыми фискальными, административными и отраслевыми мерами. Высокие ставки призваны удерживать в стране капитал, тем самым поддерживая курс рубля. Если ставки по рублёвым счетам существенно превышают ставки по валютным, население будет держать сбережения внутри страны. Иностранные инвесторы, заинтересованные высокой доходностью, станут выкупать обязательства в рублях, поддерживая валютный курс. В условиях закрытого счёта капитала высокие ставки бесполезны. Население не может вывести сбережения в валюту, иностранные инвесторы не могут продать рублёвые облигации, а отечественные компании не могут уйти в зарубежные активы. Неоправданно высокие ставки могут спровоцировать кризис ликвидности для местного бизнеса, усугубляя экономическую депрессию. Расширить трансферты беднейшим слоям населения. До начала военных действий в необходимых товарах, в том числе продовольственных, отказывал себе практически каждый второй россиянин. Каждый четвёртый ребёнок жил за чертой бедности, следующей беднейшей группой были пенсионеры. В таких условиях большая часть социальных пособий тратится на коммунальные услуги, медикаменты и продукты российского производства. Повышение пособий и пенсий не повлечёт кратного инфляционного давления: местные предприятия, прежде всего пищевые, способны нарастить предложение в ответ на стабильно повышенный спрос. Увеличение пособий — более эффективная мера для борьбы с инфляцией чем заморозка цен. Заморозка цен по природе регрессивна: она расширяет покупательную способность всего населения в условиях неравномерного падения доходов. Увеличение пособий стабилизирует внутренний рынок сбыта в период потери значимой части экспортных рынков.
RT вёл трансляцию. По мнению политологов, угрожающая риторика США свидетельствует о том, что Вашингтон не в состоянии значимо повлиять на сотрудничество КНР и РФ, но хочет осложнить отношения между странами и ослабить взаимодействие любыми доступными способами. Об этом заявил заместитель министра финансов России Иван Чебесков. Как отметили в ЦБ, инфляционное давление в стране постепенно ослабевает, но всё ещё остаётся высоким.
Ключевая ставка
- Новости: экономика России в 2022 — все самое главное | Стр 1 из 408
- Новости экономики — последние экономические новости России и мира на РЕН ТВ
- Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян
- Апокалипсис отменяется: российская экономика избежала краха
Что происходит с российской экономикой?
Единый реестр иностранных агентов: «Евразийская антимонопольная ассоциация»; Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»; Региональная общественная правозащитная организация «Союз «Женщины Дона»; Автономная некоммерческая научноисследовательская организация «Центр социальной политики и гендерных исследований»; Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС»; Некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив»; Калининградская региональная общественная организация «Экозащита! Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д.
А это в свою очередь приведет к тому, что все будет неизбежно разваливаться. Это как ткань, которая изнашивается и потом случайно рвется допустим, если зацепил за гвоздь. Но причина не в гвозде, а в том, что она изначально была изношена. Хроническое недоинвестирование в будущем, конечно, будет приводить к тому, что возникнут множество недофинансированных отраслей. Как это будет проявляться?
Сейчас мы видим, что потихоньку изнашивается рынок лайнеров, та же ситуация с продуктами птицеводства… — Говорят, что с начала нового года будет повышение налога на добавленную стоимость НДС. Так ли это? К примеру, мы с вами видим, что в проект на 2024 год заложено увеличение штрафов как источника пополнения бюджета. Мне кажется, дальнейшее увеличение НДС будет вредить экономике. Получается, налоговая база тоже вырастет, это ведь тоже поступления в бюджет… А значит, можно будет и НДС поднять? И бюджета тоже. Формально, НДС — это не налог на бизнес, а налог на покупателя. То есть фактически все равно обидно. Получается, если повысят минимальную зарплату, люди будут больше зарабатывать.
В периоды высоких сырьевых цен государственные расходы росли вместе с нефтегазовыми доходами казны, поддерживая экономический рост. При падении цены на нефть страдали и государственные доходы. В такие годы принцип балансировки бюджета требовал урезания расходов, несмотря на сопутствующую экономическую нестабильность. В отсутствие других факторов роста российская экономика всё больше походила на хвост глобальной нефтяной собаки. Для преодоления этой динамики было принято решение отвязать государственные расходы от сырьевых доходов. С 2004 года потолок государственных расходов задавался бюджетным правилом.
Новая бюджетная политика обосновалась в Вообразилии: вне зависимости от реальных цен на нефть казна обязалась тратить не больше, чем собрала бы в налогах, если бы нефть стоила 20 долларов за баррель. К 2007 году мировые цены на нефть выросли до 80 долларов, но базовая цена отсечения была поднята лишь до 27 долларов. Предполагалось, что Фонд обеспечит государству подушку безопасности в случае кризиса. В 2008 году подушка безопасности в 200 миллиардов долларов себя оправдала: половина средств была потрачена на восстановление экономики и Россия сравнительно быстро вернулась на траекторию роста. После финансового кризиса бюджетное правило было скорректировано с более высокой ценой отсечения, но Стабилизационный Фонд продолжал расти. Государство продолжало копить на чёрный день.
Приоритизируя бюджетную дисциплину, Россия накапливала финансовые ресурсы за счёт трат реальных ресурсов. Труд россиян и природные богатства страны обменивались на валютную выручку, в то время как сокращение производительных рабочих мест и стагнация промышленности игнорировались во имя бюджетного профицита. Баланс бюджета означает, что расходы примерно равны доходам. Цена, разделяющая экспортные доходы на «базовые» и «сверхдоходы». В рамках действовавших правил бюджет мог называться сбалансированным, но фактически профицитные валютные доходы изымались в резервы. События восьмилетней давности доказали несостоятельность такого подхода.
Посткрымский период нашей экономической истории характеризовался обнищанием и мучительным застоем. Модель роста, основанная на стабильности, привела к противоположным результатам. Сто миллиардов долларов, потраченные из Фонда Национального Благосостояния, оказались бессильны перед лицом геополитического кризиса и обвала сырьевых рынков. Следуя бюджетному правилу, государство сокращало темп роста расходов, в то время как реальные доходы россиян падали на протяжении восьми лет. Бюджетная политика посткрымского периода переняла все худшие практики предыдущих пятнадцати лет. Цена отсечения, заложенная в бюджетное правило, была опущена со ста до семидесяти долларов за баррель и ниже — с каждого проданного барреля в экономику поступало ещё меньше средств.
Темпы государственных расходов замедлились, зарплаты росли медленнее цен, сокращался спрос, исчезали рабочие места. Кейнсианские рецепты были забыты. Государство усугубляло кризис. Несмотря на заявленную цель, бюджетное правило не стабилизировало государственные расходы, а поддерживало их процикличность. Хоть нефтегазовые доходы и отсекались по воображаемой цене, не-нефтегазовые налоги собирались в полном объёме. В периоды высоких цен на нефть рос и не-сырьевой сектор экономики, а вместе с ним государственные доходы.
Бюджетное правило обязывало государство вливать полученные средства в уже растущую экономику — ведь бюджет должен был оставаться сбалансированным. При этом бюджетная политика не рассматривала собственных инфляционных эффектов, управление инфляцией было переложено на денежно-кредитную политику. Банк России, в докрымский период управлявший курсом рубля с помощью накопленных средств, отказался от политики валютного коридора и сосредоточился на таргетировании инфляции. До 2014 года стабильный рубль улучшал инвестиционный климат и облегчал жизнь потребителям, но защита курса от геополитического кризиса оказалась слишком дорогой с точки зрения финансовых ресурсов. Резервный фонд больше не стабилизировал даже курс рубля. Он стал неприкосновенной копилкой в 200 миллиардов долларов.
Триада стабильности — сбалансированный бюджет, низкий государственный долг и таргетирование инфляции — ставила своей целью накопление финансовых ресурсов за счёт драматического снижения темпов роста реальной экономики. Отдельно отметим, что именно период экономического застоя внёс наибольший вклад в ослабление геополитического положения России, её амбиций регионального лидерства. Политика воздействия на реальные переменные — занятость и спрос — посредством финансовых инструментов. Инструменты денежно-кредитной политики включают изменение ключевой ставки, нормативы резервирования банковского сектора и управление денежным предложением в экономике. Денежно-кредитную политику также называют монетарной политикой. Резервные фонды за это время несколько раз делились и заново объединялись Валютный коридор появился в 1995 году, когда Центральный Банк привязал рубль к курсу доллара, определив границы его колебания.
До начала крымского кризиса ЦБ обязывался держать курс в диапазоне 36 — 43 рубля за доллар. Как сейчас Экономическая история знает мало шоков подобных тому, который переживает Россия. Беспрецедентные санкции и добровольный уход частных иностранных компаний делают технически невозможным сохранение прежней отраслевой структуры экономики. Накопленные десятилетиями финансовые ресурсы оказались до смешного бесполезными: часть накопленных средств была арестована «недружественными странами» , а возможности использования оставшейся валюты сокращаются день ото дня. Теория международных отношений часто классифицирует санкции как альтернативу насилию. В данном случае массовые санкции безоговорочно стали формой насилия над населением России.
Исчерпывающее описание их эффектов вышло бы за пределы данного текста, они слишком объёмны и разнообразны. Однако вполне уместен вопрос о том, насколько традиционные рецепты стабилизационной политики способны защитить российскую экономику от подобного удара. Не говоря уже о возможностях послевоенного восстановления. Запрет на импорт наукоёмкой продукции и техническое сопровождение. Многие из подсанкционных товаров — в частности, высокотехнологичные средства производства — представляют собой продукты штучного выпуска, изготавливаемые под конкретные инвестиционные проекты. Выпуск таких товаров не подлежит стандартизации и индивидуален в зависимости от условий дальнейшей эксплуатации.
Их предложение на рынке контролируется небольшим числом транснациональных компаний. Это касается в том числе и оборудования для добычи минеральных ресурсов. Российские компании будут вынуждены полагаться на вторичный рынок и оборудование, пересобранное в дружественных странах. Результатом станут рост издержек, падение производительности предприятий и снижение конкурентоспособности российских предприятий на мировых рынках. А также в случае Ирака, Ирана, Кубы и ряда других стран. В том случае, если им будет позволено хотя бы частично на них вернуться.
Импортозамещение высокотехнологичных областей невозможно без финансовых издержек. Инновации требуют вложений в основной капитал, что предполагает заёмное финансирование и долгие периоды окупаемости. Согласно триаде стабильности, инновационное развитие не требует особых усилий — частный бизнес проявит инициативу, почувствовав под ногами достаточно надёжную почву. Но в текущей ситуации это едва ли сработает. В самом начале весны Правительство заявило, что ответом на ограничения станет развитие импорта из дружественных стран и локальное импортозамещение. Как показали последние полгода, оба направления действий всё больше походят на тупиковые.
Запрет на экспорт российской продукции. В силу своей технологической ограниченности Россия практически не поставляет наукоёмкую продукцию и потребительские товары в недружественные страны. Европейская энергозависимость временно защищает сырьевой экспорт, составляющий половину товарного потока. Не ясно, будут ли этим потери как-то компенсированы в будущем. Бюджетная политика здесь не единственный, но полностью доступный для контроля фактор. Торговое партнёрство с дружественными странами осложняется опасением вторичных санкций.
Отечественные программы замещения рискуют быть сорванными из-за массового отъезда значительного числа квалифицированных специалистов. Сокращение экспорта рискует повысить безработицу и сократить доходы населения. Эффективность экономики упадёт в силу узости рынка сбыта и невозможности реализовать эффекты масштаба. Резкое ухудшение финансовых балансов отечественных компаний приведёт к нарастанию рисков в банковском секторе, что в свою очередь негативно повлияет на благосостояние населения. Ради сохранения ответственной фискальной политики триада стабильности требует сокращения или заморозки государственных расходов в том числе сокращения социальных расходов в период кризиса. Наибольшее, что допускается — временный транзитный период, с выходом на заданные параметры нормализации к середине 2020-х годов.
Перестройка логистических цепочек. Далеко не все подсанкционные товары и средства производства окончательно исчезли с российского рынка, но доступный импорт значительно подорожал. Необходимость перевозить грузы через «третьи страны» увеличила затраты на транспорт, а риски санкций существенно увеличили сроки поставок и порой сделали невозможным страхование грузов. Каждое новое обострение ведёт к росту цен и ухудшению условий со стороны частных поставщиков. Подобный шок спровоцирует очередной этап роста цен. Ограничения на стороне предложения будут сохраняться как долгоиграющий проинфляционный фактор, а неоднородные всплески с ярко выраженной отраслевой спецификой могут серьёзно дестабилизировать экономику.
Триада стабильности рекомендует реагировать на всплеск инфляции в первую очередь повышением ключевой ставки. В условиях дефицита товаров, простоя производств и организационного хаоса текущая экономическая политика предлагает усложнять доступ к кредиту, компенсируя это набором льготных кредитных программ и списанием выплат отдельным категориям мобилизованных граждан. Безработица и дефицит кадров Иностранные компании, годами пользовавшиеся относительно дешёвой, но при этом образованной рабочей силой в России, уходят с рынка, забирая с собой сотни тысяч рабочих мест и сложившуюся управленческую культуру. Местные предприятия постепенно сокращают и переводят на неполную рабочую неделю многих сотрудников, хотя по традиции это не приводит к резким скачкам занятости. За несколько первых месяцев ведения боевых действий Россию покинули десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, часть из них вернулась летом. Запущенная мобилизация привела к моментальному отъезду уже сотен тысяч высокопроизводительных работников.
Подобный отток рабочей силы критически усложняет задачи импортозамещения, которое практически исчезло из официальной риторики, уступив место уголовному наказанию за невыполнение оборонного заказа. Падение зарплат сократит доходы населения, и, если верить кривой Филлипса , замедлит рост цен. Бегство людей из страны также очевидным образом сократит и текущий спрос. Разворачивающийся кризис на рынке труда означает, что процесс примитивизации российской экономики будет лишь набирать обороты, а качество человеческого капитала падать опережающими темпами. Впрочем, и сам процесс импортозамещения во многом предполагает замену более прогрессивных технологических процессов на устаревшие отечественные. В случае отмены санкций такая «импортозамещённая» промышленность не выдержит конкуренции с иностранным производителем, что вызовет новый всплеск напряжённости на рынке труда и в экономике в целом.
Эффекты экономии при массовом производстве товаров на крупный рынок, позволяющие задействовать передовые трудо- и энергосберегающие технологии. В России, в отличие от ряда западных стран, показатели безработицы не очень чувствительны к экономической ситуации. Ответом на который стали серьёзные ограничения на движение капитала со стороны ЦБ. Английский экономист Уильям Филлипс 1914 — 1975 предполагал, что существует обратная связь между безработицей и уровнем зарплат; позже экономисты распространили эту логику на общий уровень цен. Когда безработица падает ниже определённого уровня, высокая занятость провоцируют рост цен. Таким образом предлагалось регулировать уровень инфляции через уровень безработицы и наоборот.
Позже кривая Филлипса подвергалась серьёзной критике. В настоящее время экономистами обычно признаётся определённая зависимость между ситуацией на рынке труда и инфляцией, однако попытки вывести строгую и неизменную функцию такого рода окончились неудачей. Что делать? Вводные замечания. Первоначальные действия Правительства были направлены на сокращение вмешательства государственного сектора и предоставление мнимой свободы бизнесу. Отчасти это совпало с реальностью — реальные частные инвестиции, с учётом сезонности, упали заметно меньше ожидаемого, что привело к оптимистичному пересмотру годовых темпов падения экономики.
В сторону повышения регулярно пересматривались и планы по бюджетным расходам. С точки зрения некоторых консервативных экономистов, государство и правда ограничено в денежных средствах и потому вынуждено оптимизировать расходы в период кризиса. Мы уверены, что этот тезис попросту неверен для современной российской экономики и её финансовой системы. Предлагаемые нами меры основаны на следующих принципах: Деньги есть. Необходимо осознавать разницу между реальными и финансовыми ресурсами. Заявления вроде «денег нет, но вы держитесь» заведомо ложны в монетарно суверенной стране.
У Российской Федерации всегда есть доступ к бесконечному запасу рублей — мы их печатаем.
Уровень оптимизма населения на рекордных максимумах. Важно, чтобы эта тенденция не развернулась обратно», — отметил он.
Эксперты рассказали, как российская экономика будет расти дальше
Рост ВВП страны на шесть процентов, превысивший прогнозы правительства и ЦБ, случился благодаря оборонно-промышленному комплексу. Такое мнение в разговоре с NEWS. Военный комплекс, помимо прочего, передает заказы на основные отрасли промышленности, рассказал он. Речь идет о черном и цветном металлах, текстиле, резине и стекле.
Когда, например, «Лукойл» делал первую «умную» скважину в 1995 году, они полностью сделали информационную обвязку скважины и компьютерное моделирование оперативного управления. Они получили очень большой эффект. Буквально на одной скважине его можно было посчитать. А теперь это уже очень сложно посчитать.
Я думаю, что это очень большой и очень позитивный вклад. Ну и если 20 лет назад вас спрашивали, какие вы знаете компании, вы говорили «Газпром». А теперь говорят «Яндекс» и «Сбер». Причем «Сбер» не в том смысле, что это банк — да, это и банк тоже.
Но это одна из самых айтишных компаний, наряду с «Яндексом», а может и еще «айтишнее». Это успех? Март, апрель… Много ли вы ездили? А сейчас люди немного смирились с новой реальностью, страна немного выдохнула и пытается вернуться к нормальной жизни.
Поэтому, естественно, пассажирские перевозки выросли. При этом нужно понимать, что пассажирские перевозки можно считать в человеко-километрах, а можно считать в рублях. И как только вы начинаете считать в рублях, вы сразу приукрашиваете реальную картину, потому что инфляция всегда занижает рост цен. И это не только у нас в стране.
У нас эта проблема частично решена, потому что большинство покупок отслеживается онлайн, хотя есть и теневая сфера. Однако я признаю, что даже с учетом всех приукрашиваний статистика этого года пока лучше, чем год назад. Потому что она посчитана пока еще до девальвации. А статистика по году будет хуже, чем статистика первых семи-восьми месяцев.
Плюс к этому у нас сейчас топливный кризис. Проблема с осенне-полевыми работами. На новых территориях все в порядке с осенне-полевыми работами. На них солярки хватает.
А у всех остальных реально не хватает. Если даже нашего тишайшего министра сельского хозяйства довели до того, что он практически благим матом кричит о возможности срыва осенних работ, то понятно, что это уже ненормально. Потому что при всей зависимости от импорта, мы довольно много производим своего. Но тем не менее, это правильно.
Во-первых, нужно прекратить отток капиталов, ограничить обналичку, чтобы можно было в день менять на человека, скажем, среднюю месячную зарплату, а не миллион долларов, принудительно вернуть капиталы в Россию из офшоров, потому что у нас огромная часть бизнеса все еще зарегистрирована в офшорных зонах, по сути, контролируется западными спецслужбами. Дальше — провести налоговую и таможенную революцию, потому что у нас все налоговое и таможенное регулирование ориентировано на закрепление колониального положения России, на то, чтобы мы экспортировали сырье и покупали, если нам позволят, товары его переработки. Ограничить произвол монополий. Это по минимуму.
А каков критерий, когда развитие экономики и промышленности, вроде бы позитивный процесс, превращается в негативный перегрев, с которым надо бороться?
Проблема здесь скорее не экономическая уже, а и политическая, и социальная, и моральная. А вот эти вопросы на третий год [боевых действий] станут гораздо более серьезными, чем чисто экономический момент», — полагает собеседник RTVI. На вопрос о том, как он пришел к этой цифре, эксперт ответил, что «это все из абсолютно официальных источников». По словам экономиста, до 24 февраля в случае гибели человека на службе выплачивалась компенсация в 3 млн рублей, однако президент России Владимир Путин «очень быстро повысил [сумму] и дополнительно добавил к ним 5 млн». По его оценке, руководство страны создало систему, в которой человек 35 лет из среднего российского региона — не самого бедного, но и не самого богатого, — уходя на фронт и погибая там через восемь месяцев, обеспечивает своей семье и близким доход, полностью соответствующий его средней зарплате от момента ухода в армию до пенсии. Бюджет они не подорвут, а спрос в ряде регионов они повысят», — подчеркнул экономист. Кроме того, чем беднее регион, тем больше людей готовы отправиться в зону военной операции, отметил эксперт. По словам экономиста, европейцы в прошлом году «наказали сами себя, заплатив гигантские суммы за газ и нефть», которые они «фактически положили в карман российского правительства». Потому что если товар нужен всем, то кому-то его продадут.
Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М.
Новости экономики и финансов
Свежие события по теме Экономика: Ряд регионов в России нуждаются в объединении, заявила Матвиенко, Канада разрешила использовать российский титан при производстве самолетов. По его словам, у правительства РФ сегодня простой выбор: сокращение ВВП во втором полугодии ради попытки сохранить годовой дефицит бюджета в пределах 3 трлн руб. или поддержание текущих темпов восстановления экономики. Увидел хорошую новость – Росстат констатировал снижение уровня бедности в России в третьем квартале до 10,2%. Постойте, ну если ситуация с доходами улучшается, то почему же закредитованность населения и, главное, просроченные платежи растут как не в себя? — Если вы хотите готовиться к войне, хотите милитаризации экономики, то там та же проблема, что у России: нужен переток ресурсов из гражданских отраслей в военные, надо просадить гражданское потребление. Последние финансовые и экономические новости в России за сегодня. Почему Россия свернула не туда и что с этим делать.
Полгода под тысячами санкций: что происходит в российской экономике
Президент России считает, что, если конфликт на Украине затянется, он получит преимущества, так как западным демократиям труднее сохранять свою приверженность избранному российская экономика не так сильна, как кажется некоторым наблюдателям. Самые главные новости экономики в мире и в России. 24 часа в сутки мнения экспертов, финансистов по вопросам политики, общественной жизни, экономики, финансов и недвижимости. Но произошло это за счет того, что внутри экономики, бизнеса, внутри людей нашлись силы, которые позволили сделать то, что сделано», — сказал он. те, кто с печатной продукцией не работал, ввели ее, а кто начал сокращать ассортимент - восстановили его, рассказал РИА Новости статс-секретарь - замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов. Плохие новости в том, что в 90-е доверие в обществе росло, Россия была на эмоциональном подъеме, мы открывались миру.
Новости экономика
Импорт в России нужно вытеснять за счет рыночной конкуренции, а не с помощью административных мер. Такую задачу поставил президент РФ Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам. При этом был увеличен срок зачисления денег на свои счета с 90 до 120 дней. Специальные условия будут действовать с 1 по 31 мая 2024 года, говорится в сообщении на сайте банка.
Кроме того, он назвал «возвращение в страну пессимистов» основным KPI для российской экономики. Помощник президента РФ Максим Орешкин уточнил, что «почти половина тех, кто осенью уехал, уже вернулись». Уровень оптимизма населения на рекордных максимумах.
Идеи о том, что главный ориентир и цель развития это формальные метрики экономического роста или капитализации биржевого рынка, кажутся нам вредным пережитком неолиберальной эпохи. Сейчас во многих развитых странах, ведущих международных организациях вроде ООН, широко обсуждается понятие устойчивого развития. Полагается, что итогом государственной деятельности должно стать устранение хотя бы части экологических угроз и проблем, борьба с голодом, неравенством и отсутствием доступа к социальным благам, реализация проектов социальной направленности. Мы можем лишь согласиться и подчеркнуть важность социальной составляющей. Как показывает российский опыт, в отсутствии функционирующих политических институтов, активного гражданского общества, гуманизации системы управления, едва ли можно говорить о чём-то устойчивом и долгосрочном.
Технократический подход, жертвующий благополучием, солидарностью и равенством в угоду впечатляющей статистике — верный путь к общественной катастрофе. Ниже мы подробнее остановимся на некоторых из упомянутых макроэкономических предложений. Добавим, что это лишь несколько элементов, пусть и довольно важных, из набора необходимых реформ. Неолиберализм — неформальное название совокупности экономических мер и практик, получивших распространение в середине 1970-х годов. Руководящим принципом выступала дерегуляция, поощрение рыночной конкуренции, "ответственная бюджетная политика" и ослабление позиций профсоюзов.
Что делать сейчас 0. Остановить войну. Отказ от приоритета денежно-кредитной политики перед фискальной. Низкая и стабильная ставка улучшает инвестиционный климат и позволяет предприятиям расширять горизонт планирования, а необходимую подстройку экономики возможно осуществлять прямыми фискальными, административными и отраслевыми мерами. Высокие ставки призваны удерживать в стране капитал, тем самым поддерживая курс рубля.
Если ставки по рублёвым счетам существенно превышают ставки по валютным, население будет держать сбережения внутри страны. Иностранные инвесторы, заинтересованные высокой доходностью, станут выкупать обязательства в рублях, поддерживая валютный курс. В условиях закрытого счёта капитала высокие ставки бесполезны. Население не может вывести сбережения в валюту, иностранные инвесторы не могут продать рублёвые облигации, а отечественные компании не могут уйти в зарубежные активы. Неоправданно высокие ставки могут спровоцировать кризис ликвидности для местного бизнеса, усугубляя экономическую депрессию.
Расширить трансферты беднейшим слоям населения. До начала военных действий в необходимых товарах, в том числе продовольственных, отказывал себе практически каждый второй россиянин. Каждый четвёртый ребёнок жил за чертой бедности, следующей беднейшей группой были пенсионеры. В таких условиях большая часть социальных пособий тратится на коммунальные услуги, медикаменты и продукты российского производства. Повышение пособий и пенсий не повлечёт кратного инфляционного давления: местные предприятия, прежде всего пищевые, способны нарастить предложение в ответ на стабильно повышенный спрос.
Увеличение пособий — более эффективная мера для борьбы с инфляцией чем заморозка цен. Заморозка цен по природе регрессивна: она расширяет покупательную способность всего населения в условиях неравномерного падения доходов. Увеличение пособий стабилизирует внутренний рынок сбыта в период потери значимой части экспортных рынков. Устойчивый рост внутреннего рынка создаст рабочие места, повысит выпуск и снизит колебания цен. Необходимо также пересмотреть критерии осуществления платежей: значительно упростить процедуру получения пособия по безработице, увеличить его максимальный размер и длительность получения выплат.
Параллельно следует поэтапно увеличивать минимальный размер оплаты труда, наряду с внедрением комплексной программы гарантированной занятости. Гарантировать общественные работы. Массовая безработица привела бы к гуманитарной катастрофе. Высадка деревьев, очистка водоёмов и реставрация зданий не заменят сотни тысяч потерянных рабочих мест, но могут смягчить удар в краткосрочном периоде. Гарантируя временную и достойно оплачиваемую работу каждому желающему, муниципальные власти могут предотвратить маргинализацию безработного населения, улучшить городскую среду для всех граждан и наладить цепочки взаимопомощи.
Критично важна реализация программы именно на муниципальном, а не федеральном уровне. Локальные потребности сложно предсказать из Москвы, а значит, эффективные задачи для трудящихся могут быть созданы только на местном уровне. Федеральному Правительству достаточно объявить гарантию на общественные работы и предоставить местным правительствам неограниченную кредитную линию на реализацию программы. Это создаст пол для зарплат в частном секторе, сохранит уровень потребления и позволит избежать снижения уровня участия в рабочей силе. Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением.
Также это будет незаменимой мерой для ресоциализации вернувшихся с фронта граждан , имеющих высокий риск уйти в нелегальный сектор. Выступить посредником в торговле товарами первой необходимости. Муниципалитеты могут брать на себя функции «создателей рынка» — торговых посредников, соединяющих производителей с покупателями. В отличие от коммерческих посредников, государственная организация не будет стремиться к максимизации прибыли. Традиционные создатели рынка зарабатывают на колебаниях цен и потому деятельность по своей природе предполагает элемент рыночной спекуляции.
В отсутствие коммерческих мотивов, государственная структура могла бы сыграть стабилизирующую функцию на рынке. Особенно перспективным нам кажется использование такого подхода на рынке продовольствия. Одним из вариантов реализации могла бы стать государственная биржа для оборота основных сельскохозяйственных товаров. Биржа стала бы одним из покупателей сельскохозяйственной продукции и её продавцом для перерабатывающей промышленности. С помощью такого механизма государство могло бы сдерживать рост цен уже на этапе поставок сырья для предприятий переработки.
Помимо благоприятного эффекта на динамику цен, это заодно бы сгладило «инфляционные ожидания» потребителей, тем самым, в случае успеха, ликвидировав один из поводов для проведения агрессивной кредитно-денежной политики. Другим направлением может стать организация типовых магазинов во владении муниципалитетов, которые обеспечивали бы рынок сбыта для продукции малых и средних фермерских хозяйств. Поставщики смогут управлять процессом ценообразования в реальном времени, полагаясь на электронную платформу мониторинга потребительского спроса, с учётом фиксированной относительной наценки на издержки содержания магазина. Такие магазины могли бы стать хорошей альтернативой крупным сетям, прибыль которых в настоящее время частично оседает за рубежом, и поддержать малые фермерские хозяйства, которые часто испытывают трудности с доступом к розничным сетям. Объявить налоговые каникулы.
В период массового шока и технологического перехода значительное давление переживают не только доходы, но и сбережения частного сектора. Приостановление налоговых выплат а не только временный перенос последующим частичным или полным списанием поможет смягчить эти эффекты. В первую очередь предлагаемая мера должна распространяться на малодоходные группы и субъектов малого и среднего предпринимательства. На данный момент значительная часть уплаченных предпринимателями налогов пополняет местные, а не федеральные бюджеты. В отличие от Федерального Правительства, региональные власти не имеют права выпускать валюту и потому ограничены в своих расходах.
С введением налоговых каникул центру необходимо предоставить беспроцентные и бессрочные бюджетные кредиты, замещающие выпадающие доходы. Высвобождение налоговых средств частично компенсируется за счёт расширения налоговой базы в других сферах, в частности внутреннего НДС. Сокращение обязательных платежей для предпринимателей положительно скажется на динамике сбережений и поможет восстановить капитализацию отечественного фондового рынка. Помочь выжить бизнесу. Судя по риторике представителей власти, преодоление наиболее разрушительных эффектов текущего кризиса связывается в первую очередь с потенциалом российского предпринимательского сообщества.
Частному бизнесу действительно доступно множество инструментов, позволяющих оперативно реагировать на изменения рыночной среды и перераспределять ресурсы в наиболее востребованных направлениях. Однако переживаемый санкционно-военный шок сильно отличается от обычных периодических спадов капиталистической экономики. В данной ситуации множество компаний может быть поставлено на грань разорения совершенно независимо от рациональности ранее принятых ими решений. Приняв на себя часть экономических потерь, государство стимулирует будущую предпринимательскую деятельность, не повышая риск недобросовестного поведения. Меры поддержки должны опираться как на успешный антиковидный опыт других стран, так и на опыт восстановления после мирового финансового кризиса.
Необходим запуск масштабной программы экономического возрождения: возвращение покинувших границы страны специалистов, восстановление потребительского спроса, недопущение наиболее негативных социальных сценариев. Также на этот период необходимо увеличить государственные закупки в сферах, наиболее страдающих от вынужденных перемен. Закупки должны быть направлены на оказание материальной помощи в натуральном виде, вовлечение бизнеса в программы государственной занятости и профессиональной переподготовки, формирование товарных запасов для управления ценами и общее содействие программам импортозамещения. Авторы не находят необходимым экономически обосновывать прекращение военных действий. Следует полагать, что даже в случае скорейшего мирного завершения конфликта многочисленные торговые ограничения сохранятся на долгие годы.
Невозможно точно оценить длительность восстановления, но разумно мыслить в рамках ближайших 3-5 лет. Существенный профицит региональных бюджетов в первом полугодии был вызван растущими поступлениями от добычи нефти, газа и угля. Начиная уже с конца третьего квартала можно ожидать заметное снижение доходов. Многие великие экономисты XX-го века, включая Кейнса, выступали за максимальное снижение безработицы, в том числе, из социально-политических соображений. Опыт мировых войн наглядно показал, чем опасна жёсткая экономия средств при наличии больших масс бедняков с недавним боевым опытом.
Ликвидность подразумевает способность расплатиться по текущим счетам, в том числе с помощью заёмных средств. Не путать с платёжеспособностью — способностью расплатиться по счетам включая кредитные обязательства , полагаясь на собственную прибыль. Создатель рынка англ. Агенты, не ожидающие негативных последствий, более склонны к рисковому и легкомысленному поведению. Например, финансовый сектор США только нарастил аппетит к экзотическим финансовым инструментам после кризиса 2008 года — на Уолл Стрит хорошо запомнили, что, в случае чего, государство выручит.
Что делать завтра Предлагаемые ниже меры не претендуют на то чтобы стать исчерпывающим списком всех необходимых преобразований. Скорее, это некоторые стержневые направления, которым, мы считаем, должно следовать любое успешное восстановление экономики. Трудно оценить общую стоимость всех инициатив, но ясно, что речь идёт о десятках триллионов рублей в течение многих не менее пяти лет. Это станет самым масштабным и дорогим проектом в истории постсоветской России, от реализации которого зависит наше общее будущее, личное благополучие, научно-технический прогресс и следующее из этого международное влияние. Отказ от Бюджетного правила.
Как даёт понять современная денежная теория , государству не нужно собирать налоги, чтобы тратить деньги на нужды общества. Траты и налогообложение — два независимых процесса. Законодательная привязка государственных расходов к ежегодным доходам схожа с решением играть в теннис, завязав правую руку за спиной: правило произвольно и противоречит заявленной цели. В условиях незадействованности реальных ресурсов или, проще говоря, безработицы и простоя предприятий государство может наращивать расходы без значительных инфляционных рисков. Бюджетные дефициты создадут финансовые ресурсы облигации и наличность , которые мобилизуют реальные ресурсы и позволят экономике приблизиться к полной занятости.
Бедной стране с открытым счётом капитала бывает тяжело поддерживать бюджетные дефициты: западные инвесторы предпочитают бюджетную дисциплину, а противоречие «Вашингтонскому консенсусу» — оригинальной триаде стабильности — ведёт к оттоку иностранного капитала и обвалу курса. Перед Россией сегодня такой проблемы не стоит. Фактически бюджетное правило было приостановлено в текущем году, но поэтапное возвращение к нему предполагается уже начиная со следующего, 2023-го года. Монетарное финансирование. У государства есть три источника финансирования расходов.
Первый — очевидный — налоги. Ежегодно в пользу консолидированного бюджета собирается около 50 триллионов рублей, в том числе порядка 5 триллионов подоходного налога. Второй метод финансирования государственного дефицита — выпуск государственных облигаций на сумму дефицита. Преимущества этого метода в том, что, занимая у частного сектора, государство предоставляет сберегательные инструменты физическим и юридическим лицам. Сбережения на счетах могут испариться в случае банкротства банка ; сбережения в ОФЗ пропадут лишь в случае намеренного дефолта государства.
Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции. С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1. Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х. Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте.
Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития. Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого. В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга. В народе его называют «печатаньем денег».
При явном усилении позиций ОПК такие отрасли, как, например, автомобилестроение, переживают трудные времена. Это достаточно высокий уровень роста, учитывая, что многие ведущие страны столкнулись в последние годы со хроническим снижением производительности. Банкирос рекомендует! Худшее, надо полагать, уже позади, и основные риски отечественная экономика уже испытала в 2022 году», — сообщил Смирнов. Он считает, что подобные или более сильные шоки, как в 2022 году, теперь маловероятны.
Так как нынешние пакеты санкций уже по большому счету исчерпаны.