В 25 лет Достоевский опубликовал свой первый роман "Бедные люди", и на него обратили внимание. Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале
Федор Достоевский
Федор Достоевский в молодости. Достоевский организовал литературный кружок в училище, робко пробовал писать свои первые работы, но кардинально поменять судьбу так и не решился. Завершив обучение в 1843 г., Достоевский получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. Фотографии Федора Михайловича Достоевского в молодости Знаменитости в молодости на Достоевский — единственный в российской истории человек, который смог проделать путь из каторжан в национальные гении. Правда ли, что Достоевский написал один из лучших своих романов за 26 дней и был помилован за 10 минут до расстрела?
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Оно было отведено под благотворительное учреждение — лечебницу для неимущих. Улицу, ведущую мимо ограды этой усадьбы, назвали Божедомкой. Именно здесь будущий художник большого города рано присмотрелся к его низам. Этот серенький люд привлек его сочувственное внимание и вошел в его творчество одним из главных объектов изображения. Достоевские происходили из старинного литовского рода, представители которого с XVI века упоминаются в различных документах Юго-Западной Руси. Многие из них достигли видных степеней и стали известны как члены главного трибунала, маршалки, судьи, хорунжие, епископы. Властные, пылкие и неукротимые в своих страстях и вожделениях, они не раз упоминаются в книгах стародавних судных дел, изданных Виленской археографической комиссией. Так, в конце XVI века некая Мария Стефановна Достоевская обвинялась в убийстве своего мужа Станислава Карловича при помощи наемника Яна Тура, в покушении на убийство своего пасынка Кристофа Карловича и в составлении подложного завещания для овладения их имуществом. Эта леди Макбет Пинского повета была приговорена к смертной казни, временно отсроченной королем. В середине XVII века воин литовской дружины Филипп Достоевский обвинялся сыновьями старосты Речицкого в разграблении их имущества и нанесении побоев принадлежавшим им крестьянам. Но одновременно хроника рода называет в его рядах и видных исторических деятелей.
К XVIII веку род Достоевских, не принявший католичества, был вытеснен из рядов западного дворянства, обеднел и захудал. Дед писателя уже нес скромную службу протоиерея в глухом городке Подольской губернии Брацлаве. Один из его сыновей, Лев Андреевич, был священником на селе, из шести дочерей три стали провинциальными попадьями, а три другие — женами мелких украинских служащих. Только младший сын брацлавского пастыря Михаил отец писателя построил свою жизнь необычно и самовольно. Еще не достигнув совершеннолетия, он бросает Каменец-Подольскую семинарию и бежит из отчего дома. Безвестный попович поступает в Московскую медико-хирургическую академию, работает в госпиталях и становится, наконец, врачом столичной бедноты. Но этой гуманной профессии мало соответствовал характер Михаила Андреевича, неуживчивый и ожесточенный жизненной борьбой. Это был, по свидетельству близких, человек чрезвычайно раздражительный, крайне вспыльчивый и заносчивый. Он представлял собой тип упорного и неутомимого работника, угрюмо исполняющего свой жизненный долг, нетерпимо требовательного ко всем окружающим. Вспышки его гнева были ужасны.
При всем этом он отличался крайней скупостью и страдал тяжелой формой алкоголизма. Характер отца и созданная им невыносимая атмосфера в доме глубоко омрачили детство и отрочество Достоевского. С четырехлетнего возраста мальчик уже ощущал этот деспотический гнев главы семейства. Сохранившийся портрет Михаила Андреевича изображает довольно правильное холодное лицо с тонкими сжатыми губами и строгим взглядом под мефистофельски очерченными бровями. Высокий, шитый золотом воротник гражданского мундира, крепко застегнутый и плотно облегающий шею, завершает впечатление холодной и недружелюбной замкнутости.
Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой, пьеса с успехом шла в театрах Петербурга и Москвы, переводы поэмы Гёте «Райнике-Лис» и трагедий Шиллера неоднократно переиздавались. Достоевский издавал журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864. Именно в письме к брату Михаилу в 1839 году сформулировал шестнадцатилетний юноша Достоевский свое жизненное и писательское кредо: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Достоевский хотел носить траур по Пушкину Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич Пушкин. Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть, конечно, только то, что попадалось им в руки, так как полного собрания сочинений Пушкина тогда еще не было. Надо припомнить, что Пушкин тогда был еще современник. Об нем, как о современном поэте, мало говорилось еще с кафедры; произведения его еще не заучивались наизусть по требованию преподавателей. Авторитетность Пушкина как поэта была тогда менее авторитетности Жуковского даже между преподавателями словесности; она была менее и во мнении наших родителей, что вызывало неоднократные горячие протесты со стороны обоих братьев». Братьям Достоевским не пришлось встретиться с Пушкиным — в Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после гибели поэта. Можно не сомневаться, что если бы обстоятельства сложились иначе, свои первые опыты молодые литераторы принесли бы на оценку Пушкину, как это делали в ту пору многие начинающие сочинители. Портрет А. Кипренский Тогда же, в 1837 году, смерть поэта стала для них потрясением.
Достоевский, — чуть с ума не сошли, услышав об этой смерти и о всех подробностях ее». Чтобы оценить всю меру их горя, нужно вспомнить тот факт, что известие о смерти Пушкина пришло в дом Достоевских, когда семья переживала один из самых трагических моментов — только-только, в возрасте 37 лет, скончалась после чахотки Мария Федоровна, любимая мать и душа дома. Михаил Андреевич и дети были охвачены горем, и тем не менее «Федор в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину». А позже, в июне 1837, по дороге в Петербург, вместо того чтобы думать о вступительных экзаменах, братья мечтали о том, чтобы «тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть ту комнату, в которой он испустил дух». Пушкин в течение всей жизни оставался живым собеседником Достоевского. К его наследию, его личности и биографии Достоевский обращался во все времена. Нет ни одного произведения Достоевского, в котором бы так или иначе не присутствовал Пушкин — цитатой, образом, упоминанием имени или изданием. Уже в «Бедных людях» герои Достоевского читают Пушкина. Замечателен комментарий Вареньки Доброселовой при посылке Макару Девушкину «Повестей Белкина», он носит несомненный автобиографический характер и отсылает нас к годам детства Достоевского: «Два года тому назад мы читали эти повести вместе с матушкой, и теперь мне так грустно было их перечитывать».
Но через год оставил службу и целиком посвятил себя литературной деятельности. Его первое произведение «Бедные люди» произвело огромное впечатление на Н. Некрасова и В. Белинского, который ввел его в свой кружок. Деятельность В 1849 г.
Достоевский был арестован по политической статье за участие в кружке М. Петрашевского и заключен в Петропавловскую крепость. Ему грозила смертная казнь, которую заменили на четыре года каторги. По окончании срока в 1854 г. Выйдя в отставку и поселившись в Петербурге, вместе с братом литератором Михаилом начал издавать журнал «Время», который имел большой успех.
Подобно этому труду пророка, вышеперечисленные романы писателя, ставшие вершиной психологической прозы, казалось, также не могли быть созданы простым человеком. Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен и народов», составленном в 2002 году Норвежским книжным клубом совместно с Норвежским институтом им. Детство и семья Будущий писатель-философ появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец-литовец, Михаил Андреевич, служил военным врачом, был человеком «нервным и раздражительно-самолюбивым».
В его роду было много психически нездоровых людей. Принадлежал он к духовному сословию, приходился сыном униатскому священнику. В 1828 его произвели в дворянское достоинство. Федор Достоевский в детстве Мать-украинка, Мария Федоровна, происходила из слоев московского купечества, была натурой религиозного склада, возила детей а их было семеро на богомолье.
В семье соблюдались старинные традиции воспитания в духе безусловного повиновения. Самые теплые воспоминания о детстве у писателя были связаны с их имением в Тульской губернии, где они проводили летние месяцы обычно без отца. Азбуке Федора и других детей учила мать, отец преподавал им латынь, но мальчику уже тогда особенно нравились уроки словесности. С 13 лет будущий литературный гений проходил трехлетнее обучение в пансионе Карла Чермака, где учительствовали лучшие профессоры Москвы.
В 1837 году, лишившись матери, юноша по решению отца отправился в Северную столицу, где поступил в военно-инженерное училище. Именно городу на Неве и его жителям он посвятил впоследствии целый ряд своих шедевральных произведений. По инициативе Федора в училище был образован литературный кружок. В 1839 году скончался его отец — был убит артелью крестьян, которым спьяну нагрубил.
Это известие потрясло 18-летнего сына и пагубным образом сказалось на его психическом здоровье — спровоцировало нервный припадок, предвестник будущей эпилепсии. Хотя, по мнению ряда исследователей, также стало толчком к размышлениям на тему «что такое преступление». Федор Достоевский на службе По окончании курса в 1843 году, молодой специалист в области военной инженерии был откомандирован на службу в чертежную Инженерного департамента Военного министерства. Однако через год, посчитав это занятие неинтересным, он вышел в отставку и решил посвятить себя писательскому труду.
Проба пера Первой литературной работой начинающего литератора, страстного поклонника Оноре де Бальзака, был перевод его романа «Евгения Гранде», опубликованный в журнале «Репертуар и пантеон». А спустя год, в 1845, он представил на суд публики свой дебютный труд «Бедные люди». Он был напечатан в альманахе «Петербургский сборник» Николая Некрасова, назвавшего автора «новым Гоголем», и высоко оценен законодателями литературной моды тех лет, включая Виссариона Белинского, провозгласившего его «талантом самобытным и громадным». Автор сократил некоторые длинные диалоги, описания и размышления героев своей повести.
Но позже новаторство, исключительность и углубленный психологизм данного и последующих его произведений «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и пр. Каторга В 1847 году в поисках нового жизненного и литературного опыта писатель начал посещать кружок Петрашевского, объединявший приверженцев идей французского утопического социализма; сблизился с радикально настроенным Николаем Спешневым ставшим позже прототипом ключевого персонажа Ставрогина в его романе «Бесы» ; участвовал в создании тайной типографии с целью печати запрещенных книг, воззваний к крестьянам.
Ни сифилиса, ни кондрашки
- Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве.
- Достоевский Федор Михайлович — краткая биография, жизнь и творчество | Узнай Москву
- Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве.
- Десять портретов Достоевского
30 октября 1821 года. Рождение
- Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
- Юность Достоевского
- Федор Достоевский (11 ноября 1821 - 9 февраля 1881) , русский писатель и мыслитель
- Достоевский п и н - 82 фото
Нищий, педофил, шизофреник и поэт? Вот что стоит знать о Достоевском!
За свою короткую непростую жизнь писатель сумел создать великолепное творческое наследие и повлиять на творчество других литераторов, среди которых были и лауреаты Нобелевской премии. Происхождение и ранние годы Дом, в котором родился Достоевский в Москве Ф. Достоевский появился на свет 11 ноября по старому стилю 30 октября 1821 года в Российской империи Москва. Ранние годы будущего писателя прошли в большой семье дворянского происхождения. Многие исследователи утверждают, что среди предков Достоевского были такие личности, как татарин Аслан—Челеби-мурзы и его сын по прозвищу Широкий Рот, от которого пошел род Ртищевых.
Особого внимания заслуживает боярин Данила Ртищев, который получил за службу государю имение «Достоев». Федор родился вторым из семи детей. Отец — Михаил Андреевич Достоевский, лекарь в больнице для малоимущих людей. Ее не стало, когда Федору было 16 лет.
О своей семье потом писатель вспоминал так, что происходил он «из семейства русского и благочестивого». С детства дети были приучены к молитве. В доме соблюдались патриархальные обычаи: весь распорядок дня соотносился с работой отца в больнице. С особой теплотой маленький Достоевский относился к своей няне Алене Фроловне, которая выходила всех детей семейства, привила им любовь к народному творчеству.
Образование Родители Федора стремились дать хорошее образование своим детям. Учили их читать с раннего возраста.
Спустя год его произвели в унтер-офицеры, затем — в прапорщики, вернули потомственное дворянство, а также право печататься. Федор Достоевский В 1859 году, уже в чине подпоручика, Федор Михайлович написал Александру II прошение об отставке, приложив медицинскую справку с констатацией наличия у него хронического недуга — эпилепсии, и был уволен с военной службы по болезни. Так спустя 10 лет он получил возможность вернуться в Петербург и в литературу. Развитие писательской деятельности После возвращения в город на Неве литератор выразил свои впечатления о каторге и жизни заключенных преступников в повести «Записки из Мертвого дома».
Для современников она стала настоящим откровением. Федор Достоевский и Иван Тургенев В тот же период вышла его повесть «Дядюшкин сон», роман «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья». В 1860-х он также издавал журналы «Время» и «Эпоха», где пропагандировал идею «почвенничества», родственную течению славянофильства. Там он увлекся игрой в рулетку, снова и снова испытывая судьбу. В 1866 все пережитое из-за этого пагубного пристрастия он перенес на страницы романа «Игрок». Писатель Федор Достоевский Годом ранее, будучи в немецком Висбадене для поправки здоровья, он начал работу над романом «Преступление и наказание», где нашел отражение весь сложный путь его внутренних соображений и изысканий.
За ним последовали еще четыре величайших творения писателя-мыслителя: «Идиот» 1868-69 , «Бесы» 1871-72 , «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1879-80 , названные позже «великим пятикнижием». В 1873 он взял на себя редакторство журнала «Гражданин», где стал печатать «Дневник писателя», воплотив в жизнь свою давнишнюю идею непосредственного общения с читателями и обсуждения с ними различных злободневных тем. Достоевский В 1877 Достоевского избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Спустя два года он стал почетным членом Международной литературной ассоциации. В 1880 на церемонии открытия памятника Пушкину в Москве он произнес знаменитую, вызвавшую всеобщий восторг, речь, высказав свои заветные мысли о литературе и, в целом, о жизни. Личная жизнь Федора Достоевского В молодости писатель слыл сластолюбцем и постоянным посетителем борделей.
Ходили слухи, что проститутки не соглашались встречаться с ним повторно из-за извращенности его желаний. Тургенев его якобы именовал «русским Де Садом», а Софья Ковалевская записала в дневнике, что он изнасиловал десятилетнюю девочку. Они познакомились, когда Федор прибыл в Семипалатинск. Женщина уже была замужем за горьким пьяницей и воспитывала сына Павла. После смерти ее супруга писатель сделал ей предложение, которое она приняла только после произведения Достоевского в офицеры и возвращения потомственного дворянства. Они поженились в феврале 1857, но брак не был счастливым.
В первую же брачную ночь у Федора случился эпилептический припадок, отвернувший от него жену навсегда. В начале 1860-х у писателя были сложные романтические отношения с юной младше его на 20 лет Аполлинарией Сусловой. Он стал первым ее мужчиной. После смерти Исаевой от чахотки в 1864 году литератор предлагал ей выйти за него, но девушка к тому времени уже завела роман с новым любовником.
Символично, что самые удачные прижизненные изображения не считая знаменитого портрета кисти В. Перова из собрания Третьяковской галереи — это первое и последнее эпох двух его триумфов: времени литературного дебюта, едва ли не самого эффектного, блистательного и романтического из всех литературных дебютов XIX в. Уже в первом изображении писателя — рисунке его товарища по Инженерному училищу К. Трутовского 1847 О взаимоотношениях Достоевского и Трутовского см. В гостях у Достоевского. Удивительное лицо, напоминающее в одно и то же время мечтателя из «Белых ночей» и героя «Записок из подполья», князя Мышкина и Ивана Карамазова...
Вдобавок сохранились воспоминания художника с описанием наружности молодого Достоевского: «В то время Федор Михайлович был очень худощав; цвет лица был у него какой-то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий. Во всем училище не было воспитанника, который бы так мало подходил к военной выправке, как Ф. Движения его были какие-то угловатые и вместе с тем порывистые. Мундир сидел неловко, а ранец, кивер, ружье — все это на нем казалось какими-то веригами, которые временно он обязан был носить и которые его тяготили. За год до создания портрета в «Петербургском сборнике» была опубликована первая повесть Достоевского «Бедные люди», сразу удостоенная великой чести, восторженной похвалы самого Белинского. Публикации предшествовала настоящая романтическая история, вполне в духе Достоевского — внезапный ночной визит к нему Некрасова и Григоровича с выражением восторга по поводу только что прочитанной повести, а потом и «самая восхитительная минута» — встреча с Белинским, вспоминая о которой, он на каторге «укреплялся духом» об этом подробно рассказано в «Дневнике писателя, 1877». Такое победоносное вступление в литературу не только повлияло на самоощущение Достоевского, но и внешне изменило его жизнь. Он знакомится с кругом Белинского, становится вхож в литературные кружки и салоны, в частности в дом Панаевых — один из центров культурной жизни Петербурга, где начинающий автор впервые читал «Бедных людей». Описание внешнего облика Достоевского, оставленное Авдотьей Панаевой, вполне соответствует впечатлению от портрета: «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. При всей своей мнительности Достоевский, ошеломленный неожиданным успехом, совершенно потерял чувство реальности, и хлестаковские интонации то и дело слышны в его письмах.
Тем чувствительнее после недолгого триумфа было отрезвление — охлаждение к нему Белинского, вызванное «Двойником» и другими повестями. Как замечает Д. Григорович, «неожиданность перехода от поклонения и возвышения автора «Бедных людей» чуть ли не на степень гения к безнадежному отрицанию в нем литературного дарования могла сокрушить и не такого впечатлительного и самолюбивого человека, каким был Достоевский. Он стал избегать лиц из кружка Белинского, замкнулся весь в себя еще больше прежнего и сделался раздражительным до последней степени» Там же. С этого времени наметилась трещина во взаимоотношениях Достоевского с Тургеневым, в которого он в начале знакомства «едва ль не влюбился». Тот сочинил на него вместе с Некрасовым ядовитую эпиграмму «Витязь горестной фигуры», глубоко уязвившую самолюбивого и мнительного начинающего литератора. Много лет спустя эта трещина превратилась в пропасть после исторической ссоры писателей в Баден-Бадене, поводом к чему послужил роман Тургенева «Дым», и Достоевский наконец отомстил за давнюю обиду. Он написал «донесение потомству», сделав эту ссору достоянием третьих лиц, а в 1871 г. В начале 1847 г. Достоевский расходится с Белинским, а с весны открывается новая и роковая страница в его жизни стоившая ему четырехлетней сибирской каторги и последующей ссылки — он начинает посещать пятницы Петрашевского.
Иконографическая традиция, интерпретирующая Достоевского как «страдальца и страстотерпца», была заложена еще при жизни писателя. Начало свое она ведет с портрета Перова, впервые запечатлевшего в его чертах выражение скорби и страдания, которое не улавливается в большинстве фотографий. По мнению И. Крамского, это «не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще» И.
Его отец Михаил Андреевич, потомок униатского священника, был штаб-лекарем Мариинской больницы для бедных, мать Мария Федоровна — дочь купца третьей гильдии.
Фото: wikipedia В семье бытовал патриархальный уклад, дети у Михаила Андреевича и Марии Федоровны Достоевских было 7 детей воспитывались в послушании и набожности. По воскресеньям и церковным праздникам родители водили детей на службу в больничный храм, летом выезжали с ними в паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Вместе с тем это была дружная, радушная и гостеприимная семья, отнюдь не чуждая светской жизни. Не случайно великий писатель вспоминал свое детство как лучшую пору в жизни. Маленьким Достоевским читали на ночь сказки народов мира, на семейных вечерах — произведения Карамзина, Державина, Пушкина.
На Пасху всей семьей ходили смотреть на балаганы с «паяцами, клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». В летнюю пору ездили на прогулку в Марьину рощу. В гостях у Достоевских охотно бывали родственники, сослуживцы Михаила Андреевича, друзья семьи. Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского 1847.
Фото: wikipedia Хотя родители будущего писателя не были состоятельными людьми, но образование детям дали хорошее. Федор и его старший брат Михаил окончили один из лучших частных московских пансионов и мечтали стать писателями. Розыгрыши в Telegram! У нас в Telegram постоянно проходят розыгрыши билетов на самые интересные события в Москве — концерты, спектакли, фестивали, шоу и многое другое. Подписывайтесь и получайте бесплатные пригласительные!
Принять участие Первые романы Достоевского: реакция критиков По настоянию отца Федор после окончания пансиона поступил в Инженерное училище в Санкт-Петербурге, но обучением тяготился, занимался литературными переводами. Начал работать над собственными драмами и романом «Бедные люди», который закончил в 1845 году, уже прослужив год полевым инженерам-подпоручиком, и выйдя в отставку в чине поручика. Достоевский Фёдор Михайлович. Фото: globallookpress Его первый роман был благосклонно встречен известными литераторами, Достоевского радушно приняли в кружке Белинского. Однако следующее произведение молодого писателя «Двойник» разочаровало великого литературного критика и его коллег.
Федор Михайлович разорвал отношения с членами кружка. Но слава уже шагала впереди молодого писателя, благодаря ей он легко сошелся с новыми знакомыми, не менее выдающимися литераторами: критиком и поэтом братьями Майковыми, писателями Гончаровым и Григоровичем, поэтом Плещеевым и другими. Среди них Достоевский обрел подлинных друзей, которые помогли ему пережить душевную травму после обрушившегося на него шквала критики за роман «Двойник» и глубочайшего разочарования в Белинском и его единомышленниках. Достоевский под арестом на гауптвахте, здание которой располагалось на Сенной площади. Фото: wikipedia Как Достоевский избежал смертной казни А в 1847 году он увлекся воззрениями русского мыслителя и общественного деятеля, социалиста Михаила Петрашевского.
Участие в его кружке чуть было не стоило Достоевскому жизни. В апреле 1849 года писателя вместе с другими петрашевцами арестовали за «вольнодумство» и заключили в Петропавловскую крепость. Повести Александра Грина «Алые паруса» 100 лет: почему прототип Ассоль получила 10 лет лагерей и умерла в нищете Повести Алые паруса Александра Грина в 2022 году исполнилось 100 лет.
Фото Достоевского
На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь. Эти господа уж и не сознают, как любить меня, влюблены в меня все до одного. Мои долги на прежней точке. Если хотите статью о Маркизе де Саде, то обязательно пишите в комментарии.
Я бы над этим поработал. Фёдор Михайлович был приговорен к смертной казни. Достоевского приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев.
Молодого Фёдора обвиняли в том, что он распространял копии письма Белинского к Гоголю, где критик, как указано в материалах уголовного дела, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законах и властях». Достоевский также оказался виноват в том, что не донес о собрании, где другой петрашевец, Николай Григорьев, читал свое сочинение «Солдатская беседа» с рекомендациями, как свергнуть царя. Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять.
По процедуре к столбам их выводили по трое. Уже было готово императорское помилование и решение заменить казнь на другие виды наказания, но петрашевцам об этом не сообщали. Власти решили разыграть маленький спектакль и как будто действительно провести расстрел.
Достоевский работал по ночам. Ночью он делал наброски для будущих произведений, ложился на рассвете и спал до 11 утра. Когда Анна Григорьевна возвращалась домой, писатель начинал диктовать ей текст, а она очень быстро записывала его с помощью специальных значков.
Так спустя 10 лет он получил возможность вернуться в Петербург и в литературу. Особенно многочисленными были делегации петербургских студентов, которые с молитвами и слезами пришли проводить в последний путь своего любимого писателя. Прибыли также высокопоставленные лица. Литераторы, собратья Достоевского по перу, составили из себя комитет распорядителей похорон во главе с Дмитрием Григоровичем, который принял на себя все похоронные хлопоты, освободив от них безутешную Анну Григорьевну. Весь Кузнечный переулок и Владимирская площадь наполнялась людьми. Наконец Достоевского вынесли из квартиры в дубовом гробу, обвитом гирляндами-цепями из еловых ветвей.
Издатель и типограф Михаил Александров, занимающийся текстами Достоевского, сохранил воспоминание об этом моменте: «Вперед! На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы». Похороны Достоевского. Художник В. Порфирьев, 1881 Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков. То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича.
Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Развитие писательской деятельности После возвращения в город на Неве литератор выразил свои впечатления о каторге и жизни заключенных преступников в повести «Записки из Мертвого дома». Для современников она стала настоящим откровением. Федор Достоевский и Иван Тургенев В тот же период вышла его повесть «Дядюшкин сон», роман «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья».
В 1860-х он также издавал журналы «Время» и «Эпоха», где пропагандировал идею «почвенничества», родственную течению славянофильства. Там он увлекся игрой в рулетку, снова и снова испытывая судьбу. В 1866 все пережитое из-за этого пагубного пристрастия он перенес на страницы романа «Игрок». Писатель Федор Достоевский Годом ранее, будучи в немецком Висбадене для поправки здоровья, он начал работу над романом «Преступление и наказание», где нашел отражение весь сложный путь его внутренних соображений и изысканий. За ним последовали еще четыре величайших творения писателя-мыслителя: «Идиот» 1868-69 , «Бесы» 1871-72 , «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1879-80 , названные позже «великим пятикнижием». В 1873 он взял на себя редакторство журнала «Гражданин», где стал печатать «Дневник писателя», воплотив в жизнь свою давнишнюю идею непосредственного общения с читателями и обсуждения с ними различных злободневных тем.
Достоевский В 1877 Достоевского избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Спустя два года он стал почетным членом Международной литературной ассоциации. В 1880 на церемонии открытия памятника Пушкину в Москве он произнес знаменитую, вызвавшую всеобщий восторг, речь, высказав свои заветные мысли о литературе и, в целом, о жизни. Достоевский с раннего детства видел страдающих людей Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя. Больница была основана вдовствующей императрицей Марией Федоровной в 1803 году и стала не только одним из первых бесплатных медицинских учреждений России, но и зримым воплощением идей христианского сострадания, милосердия, бескорыстной помощи ближнему, равно как и воспринятым от европейского Просвещения идей гуманизма и уважения к человеческому достоинству. В больнице бесплатную врачебную помощь могли получить представители всех сословий кроме крепостных вне зависимости от их имущественного состояния.
Мариинская больница литография 1820-х гг. Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невозможно было утаить от чуткого и наблюдательного ребенка, каким был Федор Достоевский, мир, который ежедневно, в течении пятнадцати лет, открывался из выходивших в больничный двор окон квартиры, который, без сомнения, возникал в разговорах родителей и домочадцев, соседей. Это был мир людей страждущих, ищущих помощи и поддержки, надеющихся и обреченных. Можно только представить, сколько лиц и судеб повидал в своем детстве Достоевский. Мир московской Мариинской больницы для бедных стал для него настоящим жизненным университетом. Его совсем из ряда выдающаяся доброта известна всем близко знавшим его», — писал о Достоевском его друг А.
Неподдельный демократизм Достоевского и его душевная отзывчивость к людям — воспитывались здесь. И неслучайно первое слово, которое услышал русский читатель от Достоевского, было слово «бедные» в названии романа «Бедные люди» — слово из наименования Мариинской больницы. Личная жизнь Федора Достоевского В молодости писатель слыл сластолюбцем и постоянным посетителем борделей.
Вы мне возвратили Федора Михайловича: он живой, он спит, он заснул счастливый». Боброва, 1881 и 1883, и офорт М.
Рундальцова, 1904. Поразительно, какое богатство нюансов удается извлечь художникам из этой обыкновенной, ничем не замечательной наружности. Их такое же множество, какое сам писатель извлекал из человеческого характера. Еще удивительнее, что портреты, которые восходят к одному и тому же образцу работе Перова или двум-трем фотографиям и точно его воспроизводят, так сильно различаются и настроением, и внутренним смыслом. Все вместе они словно приводят в движение первоначальный образ.
В отзывах о Достоевском, как и о его внешности, мало расхождений, и они позволяют составить отчетливое представление о его психологическом облике. Некоторые из них счастливым образом совпадают с той или иной художественной трактовкой, раскрывая или дополняя ее. Вот три наиболее яркие оценки, весьма различные, но и не противоречащие друг другу. Особенно впечатляет бесценное свидетельство современницы — писательницы В. Тимофеевой О.
Починковской , наблюдавшей Достоевского в минуты творческого одушевления: «Да, вот оно, это настоящее лицо Достоевского, каким я его представляла себе, читая его романы!.. Как бы озаренное властной думой, оживленно-бледное и совсем молодое, с проникновенным взглядом глубоких потемневших глаз, с выразительно замкнутым очертанием тонких губ, — оно дышало торжеством своей умственной силы, горделивым сознанием своей власти... Это было не доброе и не злое лицо. Оно как-то в одно и то же время и привлекало к себе и отталкивало, запугивало и пленяло... И я бессознательно, не отрываясь, смотрела на это лицо, как будто передо мной внезапно открылась «живая картина» с загадочным содержанием, когда жадно торопишься уловить ее смысл, зная, что еще один миг, и вся эта редкая красота исчезнет, как вспыхнувшая зарница.
Такого лица я больше никогда не видала у Достоевского. Но в эти мгновения лицо его больше сказало мне о нем, чем все его статьи и романы. Это было лицо великого человека, историческое лицо. Я ощутила тогда всем моим существом, что это был человек необычайной духовной силы, неизмеримой глубины и величия, действительно гений, которому не надо слов, чтобы видеть и знать. Он все угадывал и все понимал каким-то особым чутьем» В.
Тимофеева О. Год работы с знаменитым писателем. Совершенно в ином роде — физиогномическое описание Георга Брандеса в письме к Ницше 1888 , одновременно нелицеприятное и комплиментарное: «Взгляните на лицо Достоевского, наполовину лицо русского крестьянина, наполовину — физиономия преступника, плоский нос, пронзительный взгляд маленьких глаз под нервно подрагивающими веками, этот высокий, рельефно очерченный лоб, выразительный рот, который говорит о безмерных муках, неизбывной скорби, о болезненных страстях, о беспредельном сострадании и ярой зависти. Гений-эпилептик, одна уже внешность которого говорит о приливах кротости, заполнявших его душу, о приступах граничащей с безумием проницательности, озарявшей его голову; наконец, о честолюбии, о величии стремлений и о недоброжелательстве, порождающем мелочность души» Ф. Новые материалы и исследования.
И наконец, знаменитое высказывание Дм. Мережковского: «Самый необычайный из всех, "человек из подполья", с губами, искривленными как будто вечною судорогою злости, с глазами, полными любви новой, еще неведомой миру, "Иоанновой", с тяжелым взором эпилептика, бывший петрашевец и каторжник, будущая противоестественная помесь реакционера с террористом, полубесноватый, полусвятой, Федор Михайлович Достоевский» Д. Грядущий Хам.
И «замерещилась другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... И ему «глубоко разорвала сердце вся их история». Его же по-моему хотели казнить, а в последний момент помиловали Похожие вопросы.
Хронология жизни и творчества
Александр Ризенкампф, военврач, ботаник, сосед поручика Фёдора Достоевского по первой петербургской квартире: «В молодости он был довольно кругленький, полненький блондин, щёки бледные, с веснушками, цвет лица болезненный, землистый. В 25 лет Достоевский опубликовал свой первый роман "Бедные люди", и на него обратили внимание. значительная личность не только в русской, но и мировой литературе. Федор Достоевский в юности.
Ф.М. Достоевский в молодости (с фотографии)
В молодости Федора Михайловича приговорили к казни за посещение «вольнодумного» кружка Петрашевского. Достоевский п и н. Достоевский фёдор Михайлович в молодости. Презентац ядосоевский ф.м. Врангель, местный прокурор, видел, как развиваются отношения этой пары, отмечал, что со стороны Исаевой было больше жалости «к несчастному, забитому судьбой человеку», тогда как Достоевский «влюбился со всем пылом молодости». январе 1845 года Достоевский пережил важное событие, которое позднее сам назвал «видением на Неве». Фото достоевский в молодости фото Знаменитости в молодости на КОМПАНИЯ. О проекте. Новости.
Ф.М. Достоевский в молодости (с фотографии)
Потом Федор начал работу над повестью «Двойник», и по мере написания читал отрывки этого произведения на заседаниях литературного кружка Белинского. Все слушали с нескрываемым интересом, но когда он наконец-то закончил работу, то сильно разочаровал публику. Ему сделали замечание, что его герой какой-то вялый и скучный, сюжет растянут до неимоверной длины, и отбивает всякую охоту читать. Достоевский начал переписывать повесть, избавился от ненужных описаний, второстепенных эпизодов, растянутых диалогов и размышлений героев — от всего, что мешало сосредоточиться на сюжете. В 1847-м Достоевского увлекли идеи социализма. Он стал постоянным участником кружка Петрашевского, где активно шло обсуждение судебной реформы, свободы книгоиздательства, отмены крепостного права. На одном из заседаний кружка Достоевский познакомил публику с письмом Белинского к Николаю Гоголю, которое считалось запрещенным. За это в апреле 1849-го он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, в которой пробыл восемь месяцев. Решением суда он был признан главным преступником, потому что не донес на Белинского и распространял текст запрещенного письма, в котором автор подрывал устои церкви и правительства. Он получил высшую меру наказания — расстрел, но буквально перед самой казнью вышел указ императора о смягчении приговора петрашевцам.
Вместо расстрела Достоевский отправился в Омск на четыре года, отбывать каторгу, после которой служил рядовым в Семипалатинске. В 1856-м, после коронации Александра II , Федора амнистировали. Великое пятикнижие Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома». Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте. Современники писателя по-разному оценили его произведение. Для одних повесть стала откровением, другие ее просто не признали. Жанр этой повести не определили и до наших дней. Одни говорят, что ее вполне можно признать мемуарами, потому, что там слишком много воспоминаний Достоевского, другие считают, что присутствие вымышленного персонажа и не соблюдение точности исторических фактов не дает ей право называться автобиографической. Достоевский не прекращает работу ни на один день, и вскоре представил на суд читателей свое новое детище — роман «Униженные и оскорбленные».
Затем издал рассказ под названием «Скверный анекдот», повесть «Записки из подполья» и очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях».
Около 1865 года. Гравюра Генриха Зигфрида. Фотография Уильяма Инглэнда 8 июня 1862 года.
Достоевский за границей Достоевский впервые выезжает за пределы Российской империи. Как и многие русские, писатель хотел познакомиться с жизнью Западной Европы. Противоречивые, далеко не восторженные впечатления от современной жизни Западной Европы отразились в публицистических «Зимних заметках о летних впечатлениях». Впрочем, многие наблюдения Достоевского окажутся и вполне благожелательными: достаточно вспомнить описания Швейцарии в романе «Идиот».
Во время этого путешествия Достоевский встретится с политическим эмигрантом Александром Герценом, личностью и творчеством которого позже будет интересоваться. Наконец, именно во время европейской поездки Достоевский увлёкся игрой на рулетке. Психологическая сторона этого увлечения изображена в романе «Игрок». Писатель вернулся из своего европейского путешествия к зиме, однако позже неоднократно будет посещать европейские страны.
Аполлинария Суслова 1863 год. Достоевский и Суслова Август — сентябрь 1863-го — самый напряжённый период в любовных отношениях Достоевского с Аполлинарией Сусловой: они несколько раз встретились в европейских городах от Парижа до Рима. Возлюбленная Достоевского, с которой он познакомился в начале 1860-х, была намного младше его и сильно отличалась по политическим взглядам. По словам современницы, Суслова — «девушка с обстриженными волосами, в костюме, издали похожем на мужской, девушка, везде являющаяся одна, посещающая прежде университет, пишущая, одним словом эмансипированная».
Она занималась литературой и опубликовала несколько повестей, в том числе одну — в журнале «Время»; позже вышла замуж за Василия Розанова, в будущем знаменитого писателя. Роман Достоевского и Сусловой был болезненным: Суслова параллельно переживала несчастную влюблённость в другого, Достоевский был женат. Считается, что оба участника описали эту любовную историю в своих произведениях: Достоевский — в романе «Игрок», а Суслова — в повести «Чужая и свой». Мария Достоевская 15 апреля 1864 года.
Через год Достоевский напишет своему другу, дипломату Александру Врангелю: …Она любила меня беспредельно, я любил её тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо. Как ни странно это, а это было так. Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла — я хоть мучился, видя весь год , как она умирает, хоть и ценил и мучительно чувствовал, что я хороню с нею, — но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни, когда её засыпали землёю.
И вот уж год, а чувство всё то же, не уменьшается... Бросился я, схоронив её, в Петербург, к брату, — он один у меня оставался, но через три месяца умер и он, прохворав всего месяц и слегка, так что кризис, перешедший в смерть, случился почти неожиданно, в три дня. Смерть брата Скончался Михаил Михайлович Достоевский. Фёдору Михайловичу пришлось принять на себя заботы о вдове и детях брата, а также выплатить его внушительные долги.
Наконец, на Достоевского пали все хлопоты по изданию журнала «Эпоха». В журнале Достоевский поместил некролог брату, где писал: Михаил Михайлович был человек настойчивый и энергический. Он принадлежал к разряду людей деловых, разряду весьма между нами немногочисленному, к разряду людей, не только умеющих замыслить и начать дело, но и умеющих довести его до конца, несмотря на препятствия. К несчастию, характер покойного был в высшей степени восприимчивый и впечатлительный.
При этой восприимчивости впечатлений он мало доверял их другим, хранил их в глубине себя, мало высказывался, особенно в несчастьях и неудачах. Когда он страдал, то страдал один и не обременял других своею экспансивностью. Только удачу, радость любил он делить добродушно с своими домашними и близкими; в такие минуты он не мог и не хотел быть один. Николай Страхов вспоминал трагикомическую подробность: «...
В публике, не слишком внимательной к именам, произошла путаница, и многие считали тогда умершим Фёдора Михайловича, то есть знаменитого Достоевского. Поэтому Фёдор Михайлович должен был употреблять даже особые старания, всячески давая знать, что он, известный писатель, жив, а умер его брат». Летом 1865-го журнал «Эпоха» был закрыт по причине финансовых трудностей: писатель погряз в долгах, а журнал выгод не приносил. Зарабатывавший на жизнь литературой, Достоевский вынужден был долго печататься в других изданиях.
Впрочем, писатель всё же хотел открыть свой журнал — позже это желание сбудется, когда начнёт выходить «Дневник писателя». Фёдор Достоевский. Начало 1860-х годов. Фотография Ивана Гоха 1 июля 1865 года.
В кабале у издателя Отчаянно нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с книгоиздателем Фёдором Стелловским. Это один из самых печальных в истории русской литературы примеров эксплуатации писателя. Стелловский получал право напечатать сочинения Достоевского в трёх томах, а сам писатель обязался сочинить для этого издания ещё один роман этим романом станет «Игрок». Достоевский будет вспоминать об этом эпизоде:...
Принудил меня Стелловский силою… грозясь засадить меня в тюрьму, так что уж и помощник квартального приходил ко мне для исполнения. Но я с помощником квартального тогда подружился, и он мне много тогда способствовал разными сведениями, которые потом пригодились для «Преступления и наказания». Контракт этот ужасен... Михаил Катков Журнал «Русский вестник» с публикацией второй части романа «Преступление и наказание».
Иллюстрация Дементия Шмаринова к роману «Преступление и наказание». Это был первый, но не последний роман Достоевского, напечатанный в журнале Михаила Каткова, — наверное, самого влиятельного в России издателя. Катков был сторонником сильной государственной власти, резко критиковал либералов и «нигилистов» и не останавливался ни перед чем включая конфликт с цензурным ведомством , отстаивая свои взгляды. Позже Достоевский отдал Каткову также роман «Идиот» , а с «Бесами» случился конфликт: Катков отказался печатать главу романа, где описывается изнасилование девочки, — и Достоевский был вынужден исключить её из романа сейчас эта глава печатается в приложении к «Бесам».
Следующий свой роман «Подросток» Достоевский напечатал в конкурирующих «Отечественных записках» Некрасова и Салтыкова-Щедрина, однако «Братья Карамазовы» вновь вышли у Каткова. Несмотря на читательский успех, большинство критиков не считало, что «Преступление и наказание» и вышедшие годом ранее «Записки из подполья» представляют новый шаг в творчестве Достоевского.
Проблема отцов и детей, преступления и наказания, вины и ответственности встретила Достоевского на пороге сознательной жизни. Это была его физиологическая и душевная рана. И только в самом конце жизни, в «Братьях Карамазовых», он освободился от нее, превратив ее в создание искусства. Достоевский свободно распоряжается материалом жизни. Но «идея» отца Карамазова, несомненно, внушена образом отца Достоевского.
Дочь писателя, Любовь Федоровна, пишет в своих воспоминаниях: «Мне всегда казалось, что Достоевский, создавая тип старика Карамазова, думал о своем отце». В отеческом доме, под почтенными формами строго налаженной жизни, мальчик рано стал замечать ложь и неблагополучие. Все романы Достоевского в глубоком смысле автобиографичны. И, конечно, в рукописи «Подростка» он пишет о своей семье: «Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьей, с детства оскорбленные неблагообразием отцов своих, отцов и среды своей», а главное — уже с детства начинающие понимать «всю беспорядочность и случайность основ всей их жизни, отсутствие установленных форм и родового предания». Семья штаб-лекаря Достоевского, захудалого дворянина и мелкого помещика, вполне подходит под формулу «случайное семейство». Стареющий Достоевский живет в воспоминаниях детства: чтобы освежить их, он посещает давно уже проданное имение отца. Вспоминает о дурочке Аграфене, которая весь год ходила в одной рубахе, ночевала на кладбище и рассказывала всем о своем умершем ребенке.
В этом — косвенное подтверждение связи между Федором Павловичем Карамазовым и отцом Достоевского. Он сохранил память о толстой няне Алене Фроловне, которая его, трехлетнего ребенка, учила молиться: «Всё упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим». Чинные прогулки летом в Марьиной роще с назидательными беседами отца и ежегодные паломничества в Троицко-Сергиевскую лавру были большими событиями в жизни ребенка. На мальчика производили сильное впечатление церковная архитектура, стройное пение хора и толпы богомольцев. Впоследствии он вспоминал, что видел исцеление кликуш: «Меня, ребенка, очень это удивляло и поражало». Азбуке учила его мать по «Священной истории Ветхого и Нового Завета» с картинками. Потом стал приходить учитель-дьякон, который прекрасно рассказывал «из Писания».
Достоевские нигде не бывали и гостей не принимали; братья жили без сверстников, почти без соприкосновения с внешним миром. Два-три раза их водили в театр. Достоевский запомнил представление «Жако, или Бразильская обезьяна» и позже игру Мочалова в «Разбойниках» Шиллера. С этого времени — ему было тогда 10 лет — начинается страстное его увлечение Шиллером. Федор и Михаил, оторванные от жизни, рано погружаются в «мечтательство»; стихи Державина, Жуковского, Пушкина, повести Карамзина и романы Вальтер Скотта открывают перед ними волшебный мир вымысла. Они бредят чувствительными героями и средневековыми рыцарями. Михаил тайком пишет стихи, а Федор грезит «Веверлеем» и «Квентин Дорвардом».
Его воображение наполнено картинами Венеции, Константинополя, сказочного Востока. Пушкина братья знают наизусть. После смерти поэта Федор говорил: «Ежели бы у нас не было семейного траура их мать скончалась в 1837 г. Начитанность мальчика Достоевского огромна: «Юрий Милославский», «Ледяной дом», «Семейство Холмских», сказки казака Луганского, романы Нарежного и Вельтмана, и особенно история Карамзина и его повести — мальчик всё читал и всё запомнил. У него была не простая любознательность, а настоящая страсть к литературе. В набросках к ненаписанному роману «Житие великого грешника» писатель отмечает: «Подробный психологический анализ, как действуют на ребенка произведения писателей. Он ужасно много читает Вальтер Скотт и пр.
Он сильно развит и много кое-чего знает. Гоголя знает и Пушкина. Всю Библию знал. Непременно о том, как действовало на него Евангелие. Согласен с Евангелием. О Суворове. Арабские сказки.
Запись эта несомненно автобиографична. Для юноши Достоевского литературные впечатления важнее жизненных. Знакомство с В. Скоттом или Шиллером более определили его душевный строй, чем влияние природы или обстановка семейной жизни. Он по натуре своей человек внутренний, отвлеченный. Внутреннее всегда преобладало в нем над внешним. Напряженность душевной жизни грозила нарушением равновесия и подготовляла трагедию мечтателя, тщетно стремящегося к «живой жизни».
Проблема «человека из подполья» восходит к «абстрактной», книжной юности писателя. В 1833 г. Быт этого любопытного заведения изображен писателем в «Подростке». Через год мальчики перешли в патриархальный привилегированный пансион Леонтия Ивановича Чермака, в котором преподавали лучшие профессора Москвы; учителем русской словесности был известный ученый Давыдов. У Федора не было товарищей; он не умел сходиться со своими сверстниками. Каждую субботу больничная карета отвозила братьев домой, где их ожидали любимые книги. Мать умирала от чахотки.
В 1837 г. Михаил Андреевич решает переехать с младшими детьми в деревню, а старших, Михаила и Федора, поместить в Инженерное училище в Петербурге. В мае 1837 г. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминает об этом путешествии. Брат писал стихи, каждый день стихотворения по три, и даже дорогой, а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни. Тогда, всего два месяца перед тем, скончался Пушкин, и мы, дорогой, сговаривались с братом, приехав в Петербург, тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть ту комнату, в которой он испустил дух». Венецианский роман был грубо оборван столкновением с русской действительностью: на станции в Тверской губернии Достоевский встретил фельдъегеря, «плотного и сильного детину с багровым лицом», который методически бил ямщика здоровенным кулаком по затылку.
Я никогда не мог забыть фельдъегеря и многое позорное и жестокое в русском народе как-то поневоле и долго потом наклонен был объяснять уж, конечно, слишком односторонне... Достоевский вспомнит о фельдъегере, создавая образ мучительства в сне Раскольникова кляча, умирающая под ударами Миколки. Федор выдержал экзамен и в январе 1838 г. Михаил не был принят по состоянию здоровья и отправился в Ревель, в инженерную команду. Между братьями начинается живая переписка. Годы учения в Инженерном замке бедны событиями. Юноша тоскливо тянет лямку лекций, экзаменов, лагерных учений; с трудом подчиняется суровой муштре, зубрит ненавистную математику.
В мрачном замке, в котором был убит Павел I, хранятся традиции выправки, молодечества и выслуги перед начальством. Но существует и «тайный дух»: два воспитанника, музыкант Чихачев и Игнатий Брянчанинов, окончив офицерские курсы, поселились послушниками в Сергиевской пустыни. Среди воспитанников училища были «брянчаниновцы». Возможно, что эта мистическая струя коснулась и юного Достоевского. Романтический период жизни писателя ознаменован литературными увлечениями и пламенным культом дружбы. В Петербурге он знакомится с Иваном Николаевичем Шидловским, молодым чиновником Министерства финансов и поэтом. Шидловский пишет туманно-мистические стихи, страдает от возвышенной любви, вдохновенно говорит о Царствии Божием и сладостно мечтает о самоубийстве.
Он разочарован: даже любимая женщина не может вдохновить его на великие создания, даже она «не сорвет аккордов с цевницы его, зачарованной благоуханием цветка нечаянного». В душе его звучат стихи Шиллера и Новалиса, веют бесплотные тени поэзии Жуковского, откликаются натурфилософские идеи Шеллинга. Он верит, что «человек есть средство к проявлению великого в человечестве, что тело, глиняный кувшин, рано или поздно разобьется». Достоевский в исступлении восторга пишет о Шидловском брату. В его письмах литературный стиль романтизма доведен почти до пародии. Юноша не только глядит на всё глазами своего друга, но буквально чувствует его чувствами. Здесь впервые проявляется способность писателя к творческому перевоплощению.
В 1840 г. Он иссох; щеки впали; влажные глаза его были сухи и пламенны; духовная красота его лица возвысилась с упадком физической. Он страдал! Передо мной было прекрасное, возвышенное созданье, правильный очерк человека, который представили нам и Шекспир и Шиллер; но он уже готов был тогда пасть в мрачную манию характеров байроновских. О какая откровенная, чистая душа! У меня льются теперь слезы, как вспомню прошедшее!
Резкие выражения, в которых Достоевский сформулировал эту идею, смущают исследователей, и споры о его отношении к евреям до сих пор продолжаются.
Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф. Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина. Ранние статьи Л. Lewiston, 2000.. А в Российской империи это было негласной нормой. Впрочем, Достоевский не любил и другие народы, например поляков.
Однозначно Достоевский относился с любовью только к «русскому народу-богоносцу» Мысль о русском народе-богоносце принадлежит Ивану Шатову, герою романа Достоевского «Бесы». Аналогичные мысли о специфической цивилизационной роли русского народа озвучивал и князь Мышкин в «Идиоте».. Как возникли фразы «Тварь ли я дрожащая или право имею», «Красота спасет мир» и другие выражения писателя Легенда 9. Достоевский был приговорен к смертной казни, но его помиловали на эшафоте Вердикт: это правда. Обряд казни на Семеновском плацу. Рисунок Бориса Покровского. Главу этого объединения Михаила Буташевича-Петрашевского обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства» В кружке были люди разных политических взглядов, но многие были социалистами-утопистами.
Сборник материалов. Доклад генерал-аудиториата. Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять. Власти решили разыграть маленький спектакль и как будто действительно провести расстрел. Достоевский после вспоминал, что был в списке шестым. В сериале Владимира Хотиненко «Достоевский» допущена неточность: писателя вместе с Буташевичем-Петрашевским и еще одним членом кружка первыми выводят на расстрел и надевают мешок на голову, будто они главные преступники и заговорщики. А в реальности Достоевский наблюдал за казнью со стороны, просто зная, что он следующий.
Другие осужденные вспоминали, что в этот день он вел себя очень восторженно — впечатлений от ожидания казни ему хватило на всю жизнь. А вот Николай Григорьев, который на самом деле был в первой тройке и ждал выстрелов с мешком на голове, сошел с ума. Легенда 10. Достоевского ненавидели другие писатели Вердикт: это полуправда. Карикатура Николая Степанова. Это был вымысел, но он казался правдоподобным. У всех насмешек был общий сюжет: Достоевский считает себя лучше остальных писателей и требует к себе особого отношения.
Зародившаяся тогда вражда с Тургеневым сохранилась на долгие годы, хотя их экономическим отношениям это как будто не мешало: Тургенев печатался у Достоевского в журнале в 1860-е годы, а Достоевский позже брал у него деньги в долг. Чтобы не поссориться с Достоевским, можно было с ним не знакомиться и только читать его статьи и романы.