1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров.
Травля Мейерхольда
А Всеволод Эмильевич Мейерхольд ко дню своего рождения — 28 января 1940 года — получил, наконец, копию своего обвинительного заключения. Всеволода Мейерхольда власть долгое время поощряла и приголубливала. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. 20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время. В 20-м году, режиссер Всеволод Мейерхольд к третьей годовщине Октября, поставил драму бельгийского поэта Верхарна “Зори”.
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда; родился 9 февраля (28 января по ст. ст.) 1874 в Пензе; расстрелян 2 февраля 1940 в Москве. Всеволод Мейерхольд: биография, творческий путь. Будущий режиссер-постановщик появился на свет в Пензе, в 1874-м году, девятого февраля, в многодетной немецкой лютеранской семье. Родился в обрусевшей немецкой семье владельца водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе). Всеволод Эмильевич Мейерхольд принадлежит к числу крупнейших деятелей советского театра. Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье. бессмысленной и беспощадной.
фотографии >>
- Гений биомеханики: Всеволод Мейерхольд
- Содержание
- 2 - 9 февраля Дни Памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда
- 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда: подробная биография режиссера
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Всеволод Мейерхольд пережил жену: после жестоких пыток в Бутырской тюрьме его обвинили в работе на японскую разведку. Всеволод Мейерхольд — первый исполнитель роли Треплева во мхатовской «Чайке», ставший театральным экспериментатором и главным режиссером Императорских театров. 9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального деятеля Всеволода Мейерхольда. Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье. Всеволод Эмильевич Мейерхольд — чем известен, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Всеволод Эмильевич Мейерхольд, великий авангардист, революционер искусства, заложивший основные принципы режиссерского театра, родился 10 февраля 1874 года, а умер 2 февраля 1940-го.
Всеволод Мейерхольд
Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье. 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики. В 20-м году, режиссер Всеволод Мейерхольд к третьей годовщине Октября, поставил драму бельгийского поэта Верхарна “Зори”.
Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
Всеволода Ивановича можно назвать универсальным актером. Он не считал оскорблением после Гамлета играть второстепенную роль в водевиле. Всеволод Мейерхольд - российский и советский режиссер. Фото: otzyv. После ухода от Немировича-Данченко Всеволод Мейерхольд пытался создать театр в провинции. На первых порах он частично копировал репертуар московского театра, но уже тогда у молодого режиссера начали формироваться свои взгляды на манеру исполнения актеров. В отличие от Станиславского, уделявшего внимание душевным переживаниям на сцене, Мейерхольд делал акцент на визуализации.
Он считал, что правильнее доносить смысл происходящего через четко отточенные движения. Позже его творческий почерк получил название «биомеханика». Режиссер-экспериментатор заставлял актеров часами стоять перед зеркалом, доводя мимику и жесты до автоматизма. Станиславский охарактеризовал новаторскую манеру режиссера так: «Это или так гениально, что не умещается в наших скромных головах, гениально до безумия, или бесполезное брожение усталой мысли». Одни из спектаклей В. Фото: cdn-s-static.
Такое радикальное видение театрального действа прекрасно вписалось в реалии «новой» России, сотрясавшейся от революции. Тогда приветствовалось все, что не вписывалось в рамки прежней буржуазной морали. Периодически Мейерхольд на пару с Маяковским ставил агитационные спектакли. Когда революционный пыл стал затухать, гротеск Мейерхольда уже не вписывался в социалистический реализм. Постановки режиссера-новатора стали раздражать новое правительство.
Технически идея провалилась, спектакль сыграли в помещении при свете факелов. Но суть в том, что Мейерхольд всегда хотел экспериментировать в творчестве и список его попыток можно продолжать и продолжать. На календаре был 1917 год. В страну нагрянула революция, а на улицах царила нищета, неразбериха, и Мейерхольд это видел.
Он первым заговорил о том, что спектакль не может существовать отдельно от времени и пространства, в котором он играется, отдельно от зрителей, которые этот спектакль смотрят. Тогда в Александринском театре Мейерхольд поставил «Маскарад» Лермонтова. Лучший художник его времени, Александр Головин , нарисовал невероятной яркости костюмы, броские, пестрые, помпезные. И, выходя из зала, зритель с бала Энгельгардтов попадал на бал смерти. Сцена из спектакля «Маскарад» Фото: журнал «Культурная столица» Революцию Мейерхольд встретил и принял. В разговоре с эмигрировавшим уже Михаилом Чеховым много позже он признавался, что всегда носил революцию в самом широком смысле этого слова в своем сердце и что он понимал, насколько сильно государство извратило красивую идею революции. Но он никогда не бросал своей родины. И своих идей. Каждый спектакль он ставил по-новому.
Когда брал новую пьесу, заклеивал все ремарки, пометки автора о возрасте и действиях героя, актер и Мейерхольд заново сочиняли сюжет. Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени. Залы бушевали, критика восхищалась и спорила, закулисье сплетничало о том, что он увел жену у Есенина и что этой бездарной актрисе он слишком сильно доверяет. Но все это его волновало мало. Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего — должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве.
Все обернулись. Мейерхольд с простертыми руками шел через фойе к шестнадцатилетнему подростку. Я вам звонил, но вы не берете трубку… «Затруднительно мне было брать трубку, — комментировал это Гердт полвека спустя, — у меня не было телефона». Но в тот вечер юному Зяме хватило сообразительности не опровергать классика. И еще долго, склонившись со своего гренадерского роста к скромным Зяминым размерам, чуть ли не заискивая, он жал руку подростку и на глазах у ошеломленной красавицы брал с него слово, что завтра же, с утра, увидит его у себя… Им надо о стольком поговорить! Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? Наутро шестнадцатилетний «король» первым делом побежал в дом к благодетелю. Им надо было о стольком поговорить! Длинного разговора, однако, не получилось. Размеры вчерашнего благодеяния были известны корифею, и выпрямившись во весь свой прекрасный рост, он — во всех смыслах свысока — сказал только одно слово: — Ну? Воспроизводя полвека спустя это царственное «Ну», Зиновий Ефимович Гердт становился вдруг на локоть выше и оказывался невероятно похожим на Мейерхольда…» Но слава, которая обрушилась на Мейерхольда, и статус Народного артиста РСФСР, полученный в 1923, не гарантировали ему ни стабильности, ни даже безопасности. В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла вторая жена Мейерхольда Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Само собой, критики единогласно закричали, что спектакль чрезмерно эстетсткий и простому советскому человеку там смотреть на на что. Смелая Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве… Через четыре года театр закрыли, но Станиславский пришел на помощь своему ученику-бунтарю и взял его в свой оперный театр. Однако, затишье было недолгим. Всего через полтора года Мейерхольда арестовали, в квартире провели обыск. Райх, протестовавшая против методов «работы» одного из агентов НКВД, была убита при неустановленных обстоятельствах, а 66-летнего Мейерхольда подвергли трехнедельным допросам, после чего приговорили к расстрелу. Чехов писал позднее в своих воспоминаниях: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах.
Карл Казимир Теодор Майерхольд родился в благополучной многодетной немецкой семье в Пензе в 1874 году. В 21 год он решил принять православие, сменив имя на Всеволода Эмильевича, Всеволодом он стал в честь любимого писателя Гаршина. Молодой человек поступил в Театрально-музыкальное училище при Московском филармоническом обществе, где занимался под руководством Владимира Немировича-Данченко. После окончания училища Всеволод стал частью труппы только что созданного МХТ. Там он прочно вошёл на сцену, выступив в пьесах Антона Чехова «Чайка» и «Три сестры», а также в комедиях Шекспира «Венецианский купец», «Двенадцатая ночь» и др. Однако конфликт со Станиславским не заставил долго ждать, и отчаянный Мейерхольд уехал в Херсон, прихватив с собой единомышленников. Мейерхольд выступал здесь в качестве и режиссёра, и антрепренёра, и актёра, сыграв десятки персонажей. В отзыве критики пишут: «Во многих отношениях сделаны были попытки порвать с реализмом современной сцены и смело принять условность как принцип театрального искусства. В движениях было больше пластики, чем подражания действительности, иные группы казались помпейскими фресками, воспроизведенными в живой картине. Декорации, мастерски написанные лучше сказать, созданные г. Судейкиным и г. Сапуновым, нисколько не считались с условиями реальности: комнаты были без потолка, колонны замка обвиты какими-то лианами». Театр много гастролирует в окрестных городах, но авангардизм редко отзывался провинциальной публике. Станиславский решается вернуть Мейерхольда в Москву, предложив ему в распоряжение Театр-студию на Поварской. Однако и в этот раз не сложилось. Всеволод Эмильевич принимает приглашение Веры Комиссаржевской возглавить её театр в Петербурге. В 1907 году он поставил «Балаганчик» по Александру Блоку, поэта, которым восхищался всю жизнь. Эта постановка считается одной из первых в жанре «театра условности». Однако и столичная публика не пришла в восторг от слишком авангардных опусов маэстро. И оттого-то впечатление наше слишком яркое, слишком пёстрое: смесь мрамора, воды и закатных красок. Можно построить дворец из мрамора и изо льда; но что вы скажете о дворце, где ледяные колонны поддерживают мраморный карниз? В результате низкой посещаемости спектаклей Комиссаржевская уволила Мейерхольда, что стало для него ударом. Однако он начал сотрудничество с Александринским театром, а в 1911 году дошёл и до Мариинского, где поставил оперу Глюка «Орфей и Эвридика». Примерно в тот же период Мейерхольд пробовал свои силы в кинопроизводстве, сняв ленты «Портрет Дориана Грея» 1915 и «Сильный человек» 1916. Мейерхольд и революция Октябрьская революция 1917 года полностью перевернула культурную жизнь. Настало время безудержного эксперимента. Новая музыка, новое искусство, театр становятся элементами пропаганды, внедряются в государственную политику. В этот период происходят по-настоящему авангардные эксперименты. Чего стоит одна только «Симфония гудков» 1922 А. Авраамова, когда музыка исполнялась… на заводских трубах в масштабах целого города.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд — биография режиссера
Сева и Зина. Роковая страсть Всеволода Мейерхольда | В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. |
2 - 9 февраля Дни Памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда | Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда до 1902 года тесно связана с деятельностью в Художественном театре. |
Рыцарь и Мученик театра: Всеволод Мейерхольд | В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. |
Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1874-1940 | Здесь впервые Мейерхольд называет себя автором оформления, а художник а выступает как реализатор его плана. |
Держала его мертвой хваткой
- Популярное
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич
- Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
- Содержание
Взяла детей — и приехала жить
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич - биография
- Новые публикации
- Библиография
- Популярное
149 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
Любовное помешательство Мейерхольда - Совсем Другой Город | Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28.01.1874-2.02.1940 г) родился в Пензе, в семье предпринимателя. |
МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич | 20 июня 1939 года в 9 часов утра в своей квартире на набережной Карповки в Ленинграде был арестован прославленный театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. |
Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1874-1940 | Кем был Мейерхольд — шарлатаном или гением, любителем дешевых сенсаций и сомнительных экспериментов или великим строителем нового театра, развязным выскочкой или вдохновенным и тонким художником? |
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
Биография Мейерхольд Всеволод Эмильевич в архиве мемориала ПомниПро. 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства.
Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
За три года режиссер поставил около 200 спектаклей. В 1905 году режиссер Константин Станиславский задумал открыть в Москве Театр-студию. Всеволод Мейерхольд написал ему, что мечтает стать режиссером: «Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!! Позже он написал в своей книге «Моя жизнь в искусстве»: «Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу». Главный режиссер Императорских театров Всеволод Мейерхольд вернулся в Херсон. Спустя год Вера Комиссаржевская пригласила его в свой драматический театр в Петербурге — в качестве главного режиссера. Она мечтала о театральных реформах и хотела создать «театр свободного актера, театр духа, в котором все внешнее зависит от внутреннего».
В первый же сезон Мейерхольд поставил 13 спектаклей. Для актеров он проводил «субботы» — встречи с авангардными писателями и художниками. На одной из встреч решено было поставить «Балаганчик» по драматическому произведению Александра Блока. Всеволод Мейерхольд поставил модернистский спектакль — «переплетение форм марионеточного театра с театром живых актеров». Суфлер по задумке влезал в свою будку уже во время действия, актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены за веревку. Декорации были предельно лаконичными, а в конце постановки они взвивались под потолок: на их место спускался традиционный колонный зал. По воспоминаниям современников, после премьеры в зале бушевали настоящие страсти. Одни зрители бешено аплодировали режиссеру, другие — освистывали его.
О спектакле вышло множество критических статей, а в залах театра Комиссаржевской был постоянный аншлаг. С 1907 года Всеволод Мейерхольд был главным режиссером Императорских театров — Александринского и Мариинского.
Райх стала женой Мейерхольда, и он усыновил ее детей от брака с Сергеем Есениным. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром либо лечился. Осенью 1928 года он просит разрешить театру годичное турне по Германии и Франции. У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз.
Началась травля Мейерхольда. Некоторое время его поддерживал Станиславский, но после его смерти Мейерхольд лишился этой поддержки. В 1939 году его арестовали по обвинению в том, что он был завербован для участия в антисоветской работе еще в 1922 году.
Биография[ ] Родился 28 января 9 февраля 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье владельца водочного завода Эмилия Федоровича Мейергольда и его жены Альвины Даниловны урожденной Неезе. В 1895 году окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В этом же году, по исполнении совершеннолетия 21 года , Мейерхольд принял православие и изменил собственное имя на Всеволод в честь своего любимого писателя В.
Широкие коридоры ГосТИМа и открытые сценические конструкции —лесенки, мостики, движущиеся круги, колеса, мельницы, оголенная, без занавеса, сцена — все это заставляло цепенеть от восторга и предвкушения чего-то необычайного. Театральную юность того поколения это волновало так же, как их отцов - воспетый много раз мемуаристами сладковатый запах газовых лампочек в Малом театре.
Имя Мейерхольда знали все, даже те, кто никогда не ходил в его театр. Само слово «Мейерхольд» при его жизни значило больше, чем имя просто человека, хотя этот человек реально существовал: ел, пил, спал, носил пиджак, раскланивался со сцены в неуютном, но ошеломляющим своими спектаклями театре, выступал на диспутах… Слава Мастера, как актера и режиссера, была велика, и в середине 1910-х годов Всеволод Мейерхольд становится Главным режиссером Императорских театров. В феврале 1917 года, в день падения самодержавия, на сцене Александринского театра в Петрограде идет премьера «Маскарада» М. Лермонтова в постановке Мейерхольда. Панихида по уходящей России. Опять февраль! Быть может, здесь и заключалась его ошибка, которую можно было бы назвать роковой ошибкой. В 1923 году Мейерхольд возглавил Государственные высшие театральные мастерские и именно поэтому стал Мастером, навсегда, бесповоротно и безоговорочно.
Виртуозность его режиссерских показов восхищала. Мейерхольд завораживал учеников своим воодушевлением и темпераментом, требуя от них «высшего пилотажа» в воплощении дерзких и оригинальных идей и исканий. Заметим, что именно тогда, в Мастерской Мейерхольда, возникло это понятие : синтетический актер. Мейерхольду сорок девять лет. Он - в расцвете своего таланта, успеха, популярности…А еще… в это время жизнь Мастера осветилась великим чувством огромной всепоглощающей любви к одной из его учениц, Зинаиде Николаевне Райх, которая была моложе его на двадцать лет. Любовь ворвалась в жизнь этих двоих людей как шторм и затопила обоих с нечеловеческой силой. И, может быть, эта любовь придала ему еще больше силы и неистовой творческой энергии. Жизнь, творчество, любовь Мейерхольда состояли из причудливых контрастов, связанных высокой лирикой, россыпью фантазий великолепного Доктора Дапертутто, создателя удивительных театральных «гофманиад».
Свечи, бокалы с тонким и легким вином, крутые сценические конструкции… Актеры верили Мастеру безоговорочно и бесстрашно слетали вниз головой по декорационным нагромождениям, наклонным кругам в его спектаклях, например в «Великодушном рогоносце» Кроммелинка. Мария Бабанова, в те годы ведущая актриса его театра вспоминала» Он был для меня непререкаемым авторитетом: прыгать- прыгала, съезжать — съезжала…Я никогда не задумывалась, что это больно или страшно. Надо и все! Когда еще было такое, чтобы режиссер посвящал постановку актрисе? Не просто актрисе, а любимой женщине… Бабанова тоже любила его как женщина, Мейерхольд не мог этого не видеть, но ее соседство с Райх оказалось нежелательным. Что же делать? У театра свои, часто жестокие, законы… И Бабанова ушла, но Мейрхольд навсегда остался ее единственной любовью, единственным режиссером на всю жизнь. Трагическая судьба, роковая любовь… А Мастер влюбился как мальчишка, как первый раз в жизни.
К этому времени он расстался со своей первой женой Оленькой Мунт, дочерью пензенского юриста. У Мейерхольда было три дочери. Одна прожила недолго, другая была репрессирована вместе с отцом, а третью, младшую дочь спасло только то, что в годы зверских сталинских расправ она была замужем за артистом Василием Меркурьевым, любимым артистом Сталина. Ко времени знакомства с Мейерхольдом Зинаида Райх тоже рассталась со своим первым мужем — поэтом Сергеем Есениным.