Я не успел пройти игру: на обзор «Смуту» выдали примерно за 30 часов до эмбарго. 4 апреля состоялся релиз русской RPG-игры — «Смута».
Клим Жуков об игре «Смута»: «Ни в одной игре в мире такого еще не было»
У «Смуты» были все шансы стать хорошей исторической игрой, но сжатые сроки, завышенные амбиции и неадекватные управленцы загубили потенциал и 500 миллионов в придачу. А есть такой обзор, как у канала Булджать — с мемчиками и шутейками, но в то же время взвешенный, подробный, информативный и рассказывающий со знанием дела и пониманием индустрийных процессов о самой обсуждаемой российской игре года — "Смуте". «Я не успел пройти игру: на обзор „Смуту” выдали примерно за 30 часов до эмбарго. Разработчики российской компьютерной игры «Смута» представили первый тизер.
«Тут нет геймплея». Что говорят об игре «Смута»
Можно попробовать постелсить Фото: Cyberia Nova Вот и получается, что «Смута» — это лишённый драматизма симулятор ходьбы, в котором неинтересно передвигаться, а всё остальное тут пришито белыми нитками. В подобных случаях могут спасти разве что увлекательная история, проникновенные персонажи и цепкие диалоги. Этого тут, к сожалению, тоже нет. Про другие элементы игры, включая прокачку и смену «нарядов», нечего рассказать. Они что есть, что их нет. Ещё «Смута» очень растянута — с учётом того, что бои и стелс вообще не меняются по мере прохождения а надоедают они почти сразу , продолжительность в несколько раз короче пошла бы только на пользу. Пейзажи получились удивительно завораживающими: дома, ландшафт, церквушки, рынки, поля, леса. Выглядит очень атмосферно и действительно на уровне западных релизов, что, безусловно, впечатляет. Жаль, что сам мир стерильный — с ним нельзя взаимодействовать, только наблюдать.
Возможно, Cyberia Nova удалось настолько удачно использовать технологии из-за сжатых сроков разработки — к моменту старта производства 2021-2022 движок уже был выпущен. Водица восстанавливает здоровье Фото: Cyberia Nova Такие рекордные сроки разработки, кстати, объясняют многое — в том числе сырые и будто бы наскоро собранные механики. Игры схожих масштабов обычно создают куда дольше, с большими командами и затратами бюджета. Тогда как «Смуту» будто бы изо всех сил пытались выпустить как можно скорее. Возможно, дело в контракте с «Институтом развития интернета», который частично финансировал разработку игры и якобы требовал выпуск в срок.
Бюджеты ведущих игровых проектов измеряются десятками, а то и сотнями миллионов долларов. А время разработки занимает пять-шесть лет. Уже упомянутый «Atomic Heart» обошёлся, по разным оценкам, от 30 до 100 миллионов. Разрабатывали его с 2017 по 2023 год в настоящем производственном аду — по 16 часов в день. Поэтому ожидать, что в таких условиях «Смута» смогла бы стать прорывом десятилетия, — мягко говоря, крайне самонадеянно.
Кадр из видео Игра официально вышла, стали видны её ключевые проблемы. Во-первых, сырость — много ошибок: проваливающиеся здания, графические сбои, банальные вылеты на рабочий стол. Впрочем, уже через 3 дня после выпуска, 7 апреля, разработчики заявили о выходе обновления: патч исправляет ошибки в разных заданиях, чинит разные технические огрехи. Во-вторых, пока игре недостаёт интересных заданий. Сейчас ключевое — прибежать из точки А в точку Б, послушать диалог и бежать дальше, чтобы прослушать очередной разговор. При этом по пути можно поразмахивать саблей и пострелять из кремниевых ружей. Зато чего не отнять у игры, так это потрясающей визуальной части. Художники и дизайнеры поработали на славу.
То есть Юрий иногда просто не попадает по ним саблей. С другим оружием ситуация получше, оно хитбоксы волков обычно задевает. Но это не меняет общей картины: сражения в «Смуте» крайне неприятные. Никакой физики боя, кривые хитбоксы, вес оружия не чувствуется. Анимации получения урона иногда попросту не проигрываются, из-за чего кажется, будто оружие не бьёт, а проваливается в модельку врага. Про баланс тоже никто не думал. В один момент Юрий сталкивается со своим двойником, и к нему запросто можно прийти с маленьким количеством жизней. А двойник при этом очень сильный — нападает первым и убивает с трёх ударов. Что делать? Понижать сложность, вероятно. Или выключать игру — так тоже можно. К ужасным боям я, положим, был готов — спасибо промороликам. Но, как оказалось, это лишь вершина айсберга. Такое же плохое качество у игры буквально во всём. Но оно абсолютно не интерактивное, как будто по музею бродишь. Свернул хоть немного с тропы — застрял в геометрии намертво, так что придётся загружать сохранение. А чтобы жизнь мёдом не казалась, разработчики расставили чекпоинты как попало. Иногда игра сохраняется несколько раз в течение пяти минут, а иногда — только после череды квестов. Застрять в декорациях здесь плёвое дело Про оптимизацию говорить и нечего. В первой локации, Нижнем Новгороде, ещё ничего: там основная и городская локации загружаются отдельно. А вот уже в Ярославле кадровая частота проседает — видимо, из-за того, что город здесь является частью основной локации и всегда загружен в память со всеми домами и жителями. Иначе сложно объяснить такое резкое падение производительности. Помните хитрую механику из третьего «Ведьмака», когда Плотва появлялась и исчезала так, чтобы игрок не мог этого заметить? В «Смуте» лошадь просто пропадает, и всё, прямо у вас на глазах. Действительно, зачем стараться и что-то изобретать? Всё очень плохо «Смуту» можно было бы использовать для того, чтобы поднять себе настроение и посмеяться, но не получается. Она попросту очень скучная и скудная по своей структуре. Все задания в игре — это «добеги из пункта А в пункт Б и поболтай с человеком» или «одолей волну врагов». Причём зачастую один персонаж отправляет Юрия к другому будто бы потому, что ему попросту лень идти самому. Бывает так, что идти минуты две. Причём занимается герой зачастую какой-то ерундой: специи доставить казакам на пир, торговца найти, бумаги отнести. Под Москвой я три часа не шучу бегал из лагеря в лагерь, как гонец. И ладно бы это было удобно реализовано, так нет же: в игре огромное количество невидимых стен. Она вся из них состоит. Порой дерево обойти невозможно из-за стены. Изредка ещё случаются стелс-миссии, но они настолько смешные, что воспринимать их серьёзно не получается. Враги не видят Юрия прямо у себя перед носом: убил одного прямо перед вторым, подождал, пока тот отвернётся, — убил и его.
Некоторые миссии принуждают к скрытному прохождению, и в них вы полагаетесь лишь на удачу. Понять, видит героя враг или нет, можно по специальному маркеру вверху экрана. Выяснить, как маркер работает, — уже другая задача. Еще одна неотполированная механика связана с образами Милославского. По сути, это классы главного героя с разным набором оружия и одежды. Скажем, к Юрию-ратнику и Юрию-стрельцу стражники должны относиться по-разному. Однако об этом я знаю лишь из поста самих разработчиков , а в игре не заметил никакой разницы. Также в игре есть даже недоделанные квесты — буквально.
Разработчики "Смуты" анонсировали улучшение игры и рассказали о планах на год:
Игроку остается смотреть, как говорящие головы несколько минут обмениваются в общем-то бессмысленными репликами. Да, периодически игра дает выбрать вариант ответа, но, во-первых, их всегда максимум два, во-вторых, они совершенно ни на что не влияют — просто чуть поменяется пара фраз, но в итоге разговор все равно приведет к одному итогу. Диалоги, кстати, озвучены, и в случае «Смуты» это минус, потому что актеры играют так невыразительно, что слушать их скучно. Все семь часов я занимался тем, что приходил к одному персонажу, слушал с ним диалог, шел к другому персонажу, слушал диалог и с ним, шел к третьему, и так до бесконечности. Никаких других вызовов, кроме «сходи и поговори», игра не предлагает, а если и предлагает, то зря : например, в «Смуте» есть квест, где Милославскому нужно подкрадываться к холопам и подслушивать их разговоры. На бумаге предполагается, что это будет шпионская миссия, где надо действовать осторожно, чтобы тебя не обнаружили, но на деле это просто вариация, опять же, «сходи и поговори» с той лишь разницей, что теперь к спикеру протагонист подползает на корточках.
Вокруг этого ассортимента можно было бы собрать занимательные сражения, но на деле ничего из вышеперечисленного не нужно — просто берите саблю и закликивайте врагов до смерти. Можете даже не блокировать ответные атаки — у Милославского очень много здоровья, а враги наносят так мало урона, что даже специально проиграть не выйдет. Боев в игре, к счастью, не так много — пара обучающих драк в начале и потом еще три-четыре мимолетных сражения по сюжету. Суммарно они занимают не больше 15 минут геймплея из упомянутых 7! Есть и ролевая система: князь периодически прокачивается, получая новые уровни, и открывает местные бонусы — обереги.
Они дают положительные баффы к характеристикам Милославского, но на деле никакой прогрессии не ощущается — кажется, механика вовсе не работает и присутствует только для галочки. В «Смуте» скучно исследовать мир Ладно, может, хоть побочные квесты есть прикольные? Неприкольных побочных квестов тоже нет. Побочных квестов вообще нет.
В каком-то смысле она опередила своё время, выйдя намного раньше, чем стоило бы. Увы, единственное достоинство — приятный визуал на топовых компьютерах.
Но перед нами не интерактивный музей, а игра. С этим статусом «Смута» не справляется. По части исторического контента у меня претензий нет, но как развлечение эта игра, к сожалению, не работает. Здесь плохо почти всё. После очередного унылого поручения "Развести по-тихому грамотки в три разных лагеря в разных концах карты без фаст-тревела" я окончательно задушился и дропнул это унылое приключение.
Вот только все это комплексно не работает. Не думал, что когда-то придется писать о регистрации попаданий по противнику относительно одиночной игры, но в "Смуте" эта проблема прослеживается слишком явно. У оппонентов в дуэлях совершенно неясно, как и где расположены хит-боксы. Сабля Милославского проходит сквозь тела разбойников, но урона им не наносит. Они же в свою очередь "затыкивают" главного героя с завидной регулярностью и точностью.
Поединки с дикими животными - это совсем караул. В одной из миссий необходимо, к примеру, аннигилировать стаю волков, но протагонист просто не попадал по шерстяным мешкам. Благо, что они забаговали, в результате чего получилось перестрелять их издалека. Ни у одной команды мира пока не получилось приблизиться к тому уровню глубины проработки боевых механик, что каждый раз переизобретает и выдает FromSoftware. Почти "кровавик" Фото: Скриншот "Смуты" В относительно недавней Palworld , слепленной на коленке кучкой энтузиастов, была абсолютно дженерик-ванильная боевка, ничем не примечательная, но зато понятная, функциональная и удобная. Надо было просто сделать не хуже, но этого не получилось. Зато лечится наш герой, испив водицы, каждый раз приговаривая "студёная" или "хорошааа". В свете всего остального воспринимается это не иначе как оммаж к "Русам против ящеров". Визуал, звук и актерские работы На этапе выпуска демо-версии интернет захлестнула волна восторженных воплей по поводу качества графики, проработки моделей и других аспектов графической и художественной составляющей. Фото: Скриншот "Смуты" Я эти хвалебные оды разделить не могу.
Картинка хорошая. Только и всего. На пятом Unreal Engine надо было бы хорошо постараться, чтобы сильно напортачить The Day Before передает привет. В статике "Смута" выглядит приемлемо. Но вот в движении с анимациями происходит беда. Ни у кого не было в этом плане ожиданий на уровне Red Dead Redemption 2, но можно же было научить боярина Милославского взбираться на пригорочек, чтобы не делать огромный крюк в объезд до конечной точки маршрута? Нарисовать анимацию зажигания факела? Убрать повсюду торчащие невидимые стены? Не повторять ошибки с мимикой за Mass Effect: Andromeda?
Еще один позитивный момент игры — графика. Выполненная на Unreal Engine 5 , «Смута» выдает вполне технологичную картинку , способную порадовать хорошей детализацией, неплохой анимацией, замечательным освещением, реализованным на базе технологии Lumen. Туманные болота сравнимы по атмосферности с «Ведьмаком», а Новгород выглядит ничуть не хуже Новиграда. Жаль только, что предметы все прибиты к полу, NPC выполняют одни и те же действия, а путь протагониста ограничен невидимыми стенами. Юрий почему-то не умеет прыгать, поэтому препятствие высотой по колено становится непреодолимой преградой — придется искать, как ее обойти. А исследовать красивые локации неинтересно, так как активностей в полуоткрытом мире «Смуты» минимум — лишь колодцы, где можно восполнить здоровье, сороки, что приводят к тайникам с камнями и оберегами, да квестовые триггеры. Конечно, нет предела совершенству и можно было отполировать игру лучше, но видали мы игры и с худшей оптимизацией от куда более именитых студий. Увы, сеттинг и графика — единственные вещи, за которые можно похвалить тайтл. В остальном его можно только критиковать. В первую очередь, за боевую систему. Разработчики говорили, что стремятся к реалистичности боевки, и это заметно по тому, как тяжело двигается персонаж и насколько по-разному ощущается каждый из нескольких видов оружия. Но, несмотря на это, сражения в «Смуте» просто отвратительны. Хитбоксы настроены непойми как, поэтому удар Юрия, явно пришедшийся по противнику, может не достичь цели, тогда как вражеская атака может задеть героя, хоть тот и не находится в ее радиусе. Огнестрельное оружие часто стреляет куда угодно, только не в оппонента, на котором зафиксирована камера , что, в сочетании с очень долгой подготовкой выстрела, лишает смысла его использование. О тактике боя здесь можно забыть. Конечно, тут есть комбо и кое-какие приемы, вроде уклонения, пинка ногой и блокирования ударов, однако проблемы с хитбоксами не дают возможности адекватно рассчитывать свои действия. После уклонения от атаки приходится ждать, когда эта «способность» восстановится, поэтому бесконечно уворачиваться от врагов не получается. А противники явно ничего не слышали о благородстве, наваливаясь на героя и оглушая его с каждым ударом. Сражаясь один на один, еще можно как-то делать сражения красивыми, но битва против трех-четырех оппонентов, один из которых стреляет с безопасного расстояния, а остальные одновременно бьют в ближнем бою — почти гарантированный путь к поражению.
Обзор игры "Смута": Боярин, который не смог
По словам Белова, он выйдет буквально со дня на день — в тот же период ожидается выпуск дневника разработки, посвящённого поддержке игры. В дальнейшем обновления хотят выпускать раз в две недели — параллельно ведётся работа над исправлениями боевой системы, стелса, диалогов разнообразят анимации, доработают реплики и системы прогресса в частности, артефактов. Следующие обновления учебного приложения «Смутное время» перенесут игроков в Нижний Новгород, Ярославль и некую четвёртую локацию В «Смуте» появятся новые взаимодействия с миром например, опция погладить кота , NPC начнут вести между собой «более осмысленные» разговоры, повысится разнообразие лиц прохожих, а побочных заданий «во многих местах» станет больше.
Причин тому немало, но назовем главную: это российская патриотическая игра, бюджет на которую выделило государство. На "Смуту" написано немало рецензий и снято обзоров в ютубе. Среди них есть и занятные, но с перекосом в сторону шуточек; есть такие, где авторы идут в крайности — "раз госденьги, то ничего хорошего не могло выйти по умолчанию".
Суммарно кол-во ресурсов остается неизменным. Пока получить их можно только в качестве наград от Администрации. Базовая вещь должна быть изготовлена в кузне, а не куплена в магазине об этом есть соответсвующая запись в информации о предмете. Любое побоище начинается с таймаутом в 3 минуты.
По истечению 3 минут, таймаут автоматически переключается на 1 минуту. Лимит действует на весь аккаунт, не более 3000 дт. Одновременное производство предметов и копка ресурсов между собой не пересекается. Штрафа в этом случае не будет.
Изначальное время лечения 45 минут было 1 час.
В рамках прямого эфира, Андрей Белов почти час общался со зрителями и ответил на наиболее интересующие вопросы. Так стало известно, что работа над продолжением «серии продуктов о Смутном времени» уже ведется. Идет ли речь о прямом продолжении игры, продюсер «Смуты» не уточнил. Подписаться на iGuides в Telegram , чтобы узнать обо всем первым Также Белов рассказал, что на подходе четвертый патч для исторической игры.
Питч-документ раскрыл детали и подробности российской экшен-RPG «Смута»
Крафт комплекта состоит из меньшего кол-ва этапов, но и опыта на выходе будет меньше. Суммарно кол-во ресурсов остается неизменным. Пока получить их можно только в качестве наград от Администрации. Базовая вещь должна быть изготовлена в кузне, а не куплена в магазине об этом есть соответсвующая запись в информации о предмете. Любое побоище начинается с таймаутом в 3 минуты. По истечению 3 минут, таймаут автоматически переключается на 1 минуту. Лимит действует на весь аккаунт, не более 3000 дт. Одновременное производство предметов и копка ресурсов между собой не пересекается. Штрафа в этом случае не будет.
Комментаторы жалуются на ужасную оптимизацию и критические ошибки, повторяющиеся модели персонажей, унылую боевую систему, плохие лицевые анимации, озвучку и скучный сюжет. Из хорошего отмечают атмосферу и красивую художественную реализацию. Однако пока одни хвалили художников из команды Cyberia Nova, вторые указывали на то, что ассеты в игре якобы покупались на сторонних площадках.
Что стоит знать перед прохождением Сюжет игры и персонажи Сюжет «Смуты» основан на книге «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», которую написал Михаил Загоскин. Главный герой Юрий Милославский окажется в центре событий Смутного времени — реального периода российский истории, который сопровождался несколькими войнами, стихийными бедствиями и другими напастями. Игроки последуют за Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым, чтобы отбить Москву у засевшего в Кремле польского гарнизона. В сюжете практически нет вымышленных эпизодов, ведь в первую очередь «Смута» ориентирована на историческую достоверность и соответствие первоисточнику. Однако в ходе прохождения можно будет по-разному решать проблемы: где-то реально договориться с потенциальными противниками и разойтись с миром, в ином случае придется вступить в ожесточенное сражение. Среди антагонистов будет, например, атаман донских казаков Иван Заруцкий. А еще в ход событий попытается вмешаться, как выразились разработчики, «отребье без роду и племени» — захватчики Руси. Мир игры и боевая система Одним из главных источников вдохновения для авторов «Смуты» стал ролевой экшен Ghost of Tsushima, однако открытого мира в отечественной игре нет. Вместо него игроки будут двигаться в сюжетной кампании по главам: в них можно встретить дополнительные задания, сюжетные заставки, диалоги с разными героями и сражения. Некоторые локации оказались достаточно большими, и, внимательно их осмотрев, можно отыскать сокровища. На них укажет сорока, по своей механике напоминающая лисицу из Ghost of Tsushima. В боях Юрий будет одинок, и сражаться придется даже с несколькими врагами одновременно.
Сложность можно изменить при прохождении. Изображение: Smuta Боевые механики Боевые механики строятся на стрельбе и ближнем бое. У героя ограничено количество выстрелов на один бой, а перезарядка автоматическая. В драке герой может атаковать, парировать, уворачиваться, проводить комбо и пинать противника. Также можно искать клады с оружием и расходными материалами. А вот возможности рыбачить, охотиться и торговать в игре не будет. Также там нет компаньонов, помогающих в боях, — только сюжетные союзники. Этот роман вышел в 1829 году и считается одним из самых популярных массовых произведений XIX века. По словам разработчиков игры «Смута», они сохранили общую канву книги и даже расширили сюжетную линию. Студия существует с 2015 года и прежде называлась Cyberia Limited. Изначально работала на аутсорсинге для более крупных студий вроде Wargaming Inc. В мае 2022 года стало известно , что студия получила грант на разработку патриотической игры «Смута» по роману Михаила Загоскина. По словам гендиректора компании Алексея Копцева, к тому моменту студия работала над «Смутой» более двух лет. Через месяц после анонса компания провела ребрендинг и сменила название с Cyberia Limited на Cyberia Nova. Сейчас в ней работают более 40 человек, команда в полном составе находится в России. Во главе разработки — Алексей Копцов и Сергей Русских, который занимает пост художественного директора студии.
Обзор «Смуты» — игры, будто сделанной по принципу «И та-а-ак сойдёт»
3DNews Новости Software Боевик Продюсер «Смуты» раскрыл, что добавят в. Кадр из российский игры "Смута" Фото: Скрин с трейлера игры. "Проблемы "Смуты" не технические, а концептуальные — это абсолютно линейная игра с минимумом интерактивности, слабым сюжетом и примитивными диалогами, которые пытаются маскировать свою примитивность утомительной стилизацией языка под старину.
Питч-документ раскрыл детали и подробности российской экшен-RPG «Смута»
Идет ли речь о прямом продолжении игры, продюсер «Смуты» не уточнил. Одним из главных источников вдохновения для авторов «Смуты» стал ролевой экшен Ghost of Tsushima, однако открытого мира в отечественной игре нет. "Проблемы "Смуты" не технические, а концептуальные — это абсолютно линейная игра с минимумом интерактивности, слабым сюжетом и примитивными диалогами, которые пытаются маскировать свою примитивность утомительной стилизацией языка под старину. Некоторых позитивно настроенных наблюдателей «Смута» возвращала во времена, когда любая игра, просто заработавшая на компьютере с гроб размером — уже хорошая.
«Тут нет геймплея». Что говорят об игре «Смута»
В других играх квесты «принеси-подай» хотя бы оправдывают геймплей, но в «Смуте» они лишены смысла. отзывы игроков, обзоры критиков, дата выхода, подробное описание, рейтинг, трейлер, оценки пользователей и платформы. Во-первых, «Смута» – вполне неплохая АА-игра, которой не хватило полировки и на которую возлагали слишком большие надежды. В Сеть слили почти 15 гигабайт файлов компьютерной игры "Смута". Презентация новой российской компьютерной игры "Смута" прошла в Нижнем Новгороде. После новости о том, что АНО «Институт развития интернета» выделил новосибирской студии Cyberia Limited 260 миллионов рублей на разработку экшен-RPG о периоде Смутного времени в России, в сети появился питч-документ проекта под названием «Смута» от 2020 года.
Игроки поделились своими впечатлениями от российского экшена «Смута»
«Смута» сделана с особым цинизмом и явно не для того, чтобы в нее играли — это больше презентация, чем игра. "Проблемы "Смуты" не технические, а концептуальные — это абсолютно линейная игра с минимумом интерактивности, слабым сюжетом и примитивными диалогами, которые пытаются маскировать свою примитивность утомительной стилизацией языка под старину. Презентация исторической видеоигры «Смута» состоялась в четверг, 4 апреля, в закрытом формате в Нижегородском кремле. «Смута» сделана с особым цинизмом и явно не для того, чтобы в нее играли — это больше презентация, чем игра.