Отмечать Новый год 1 января по примеру европейских христианских государств начали по указу Петра I в 1700 году. Большинство россиян сейчас широко отмечают Новый год, а Рождество всерьез празднуют лишь религиозные люди. К этому времени относят возникновение традиции отмечать Новый год с шампанским. Как праздновали Новый год 1 сентября? Ранее новый год праздновали 1 сентября, которое было установлено в 1492 году Иваном III.
Почему Новый год отмечали в сентябре
Несмотря на перенос нового года с 1 сентября на 1 января Петром I, Церковь до сего дня празднует новолетие (новый год). Рассказываем историю значения Нового года: от славянских племен до Петра I. Однако после Петра, хотя новый год и стали отсчитывать с 1 января, но отмечать перестали. Согласно тексту указа Петра, 1 января положено поздравлять друг друга с Новым годом и устраивать пиротехнические забавы. Обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился в России при Петре I. До этого, с принятия христианства в 988 году, его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. В канун так называемого старого Нового года «Ъ» поздравляет всех, кто намерен отмечать его с 13 на 14 января.
Четыре времени Нового года: когда же он все-таки наступает?
В преддверии наступления нового, 2017-ого года редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории новогоднего праздника в России. В канун Нового года Петр I сам зажёг на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Она возникла чуть более 300 лет тому назад, когда по указу Петра I Новый год стали отмечать в ночь на 1 января, а не как обычно в сентябре.
История Нового года в России. Досье
Традицию праздновать Новый год с 1 января, как известно, ввел Петр I. До него Русь встречала каждый следующий год, отчитывая от Сотворения мира. Получается, что Новый год 1 января мы отмечаем исключительно благодаря прихоти Петра. Обычай отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января появился при Петре I.
Почему раньше 1 сентября отмечали Новый год
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года. Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же. Только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней Остальные ответы С марта или с сентября. Так как, по мнению народностей Древней Руси, именно этот день являлся своеобразной «точкой отсчета» возрождения природы после «зимней спячки». В этот же день праздновали Новый год и, к примеру, древние римляне вплоть до введения Юлием Цезарем юлианского календаря. В 1492 году Великий Князь Иоанн Васильевич III утвердил постановление Московского собора считать за начало года день 1 сентября, то есть согласно греческому календарю.
Приказ веселиться и ставить ели Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год — 20 декабря 1699 года — царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января. Предписания Петра Великого на этом не заканчивались.
По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Правда, после смерти государя о елках скоро позабыли, и нарядное дерево стало символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века. Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов.
С укреплением церкви праздник перенесли на 1 сентября как дань византийской традиции. Поделиться: Официальный календарь воссозданного единого русского государства насчитывал в основном церковные праздники: Крещение 6 января по старому стилю , Сретение — 2 февраля, Благовещение — 25 марта и т. Одним из главных элементов празднования тогдашнего Нового года было «Действо нового лета или многолетнего здравия», отмечавшееся на Соборной площади, в самом сердце столицы. На уклад простых людей эти изменения, впрочем, никак не повлияли: они все так же продолжали ориентироваться на весенний календарь, связанный с природными циклами. Так, начался постепенный процесс совмещения языческих обрядов с христианскими догматами. С приходом нового календаря появился новый способ празднования этого события, причем преимущественно среди представителей высшего сословия. Во время празднеств проходили торжественные мероприятия в Кремле, в которых принимали участие царь и митрополит, вместе с остальной знатью. Постепенно торжества становились все более пышными, что отражалось на нарядах гостей, которые были подчеркнуто богатыми, с преобладанием золотого оттенка. Сама церемония начиналась с того, что царь прикладывался к священным иконам и к тексту Писания, а после этого митрополит читал молитву о здоровье помазанника. Традиционный ритуал обязательно заканчивался словами «дал Бог, жив». После поклона все шли к столу. Новогодняя дореволюционная открытка. Для торжеств оформляли особым образом Красное крыльцо. Вот как описывают очевидцы сами торжественные празднества: «В девятом часу утра прислан был от царя пристав с дьяком и переводчиком, и царским экипажем, проводить нас к месту, где должно было совершиться торжественное празднование Нового года». В 1598 году 1 сентября в Новолетие Борис Годунов взошел на престол Московского царства.
Реальная история кулинарии начинается примерно со времен Ивана Грозного. Вот с них и начнем. С пробуждением природы При Иоанне Васильевиче русские люди праздновали Новый год не в середине зимы, а в самом начале весны — в марте. Традиция эта пошла еще с языческих времен, когда календарь праздников соответствовал календарю сельскохозяйственному. Поэтому Новый год отмечали, когда природа начинала пробуждаться от зимней спячки — в 20-х числах марта, на весеннее равноденствие. В это время праздновали Масленицу, которая и была по смыслу Новым годом. В застольных традициях это отразилось перечнем блюд. Поминальное кушанье На самом деле, празднуя Масленицу, провожали зиму поминальным кушаньем — как и умерших, блинами, — рассказывает историк русской кухни Евгений Пивоваров. Но праздник длился несколько дней. Поэтому проводив и помянув прошлый год, начинали праздновать рождение нового — к блинам добавляли начинки, а затем на стол вместо блинов выставляли пироги и караваи — сладкие и сытные, символизировавшие жизнь. Такой порядок отмечания Нового года сохранялся вплоть до Петра I, поменявшего все указом о новой дате празднования. Не пустые, а с начинкой Традиционный стол Ивана Грозного и на колядки, и в мартовском новогодье был тот же, что и у остальных царей из рода Романовых вплоть до Петра. А исходные продукты — как у любой русской семьи: зимние запасы соленья, сушенья, вяленья да добыча — от рыбалки и охоты.
Рождество в прежние века
- Маскарады, семга и ледяные горки
- Новый год круглый год
- Новый год и Советская власть
- От Петра I до наших дней. Как отмечали Новый год в России в разные эпохи
- Историк рассказал, почему в России отмечают два Новых года
- Почему Новый год отмечали в сентябре - Парламентская газета
Сколько раз на Руси и в России менялась дата наступления Нового года?
Новый год — один из календарных российских праздников, отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января каждого года. В канун так называемого старого Нового года «Ъ» поздравляет всех, кто намерен отмечать его с 13 на 14 января. Новый год — один из календарных российских праздников, отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января каждого года.
Как праздновали Новый Год в России до Петра I
Почему раньше 1 сентября отмечали Новый год | До петровского указа Новый год отмечали 1 сентября. |
Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому | К этому времени относят возникновение традиции отмечать Новый год с шампанским. |
История Нового года в России: как и когда начали отмечать праздник | 528 лет назад, в 1492 году, в России впервые отпраздновали Новый год в сентябре. До этого праздник отмечали 1 марта, а перенесён он был Иваном III. |
Почему русский народ встречал Новый год в разные месяцы
С давних пор в честь праздника устраивали иллюминацию. Во дворце еще краше. В ограде дворца — три ряда ниш, в каждой — горящая лампа. Окна и двери также украшены горящими огнями, многочисленными разноцветными большими и маленькими бумажными фонарями различной формы, которые висели также на ветвях деревьев и на столбах». Здесь тоже приняты традиционные обливания — для этого вдоль улиц специально выставляются сосуды, наполненные прохладной водой, куда добавляют сок лимона и цветы жасмина. Выпускать на волю здесь предпочитают кого-нибудь покрупнее птиц и рыб — например, корову или другое животное. Бирманцы до 1989 года Мьянма называлась Бирмой проводят спортивные состязания, карнавальные шествия, театральные действа — словом, веселятся от души. На Бали праздник носит название Сака и тоже связан с очищением. Помимо мытья волос, здесь принято всем миром купаться в море.
Особое развлечение — петушиные бои, которые устраивают повсеместно. К ним готовятся загодя, ведь бойцовую птицу еще нужно воспитать. Кровь поверженных петухов в этот период считается жертвенной, а погибшая птица становится блюдом на праздничном столе. Новогоднее лето Новый год может быть даже летом, как это было, например, у древних майя — они отмечали этот праздник в июле, встречая месяц под названием «поп». Как и положено новогоднему периоду, он был связан с обновлением, поэтому все надевали новую одежду, уничтожали старые циновки и посуду. Кроме того, конечно же, приносили жертвы богам и пировали. Судя по некоторым дошедшим до нас данным, мужчины были при этом склонны к неумеренным возлияниям, так что разводить их по домам приходилось женщинам. Некоторые мужчины под шумок ухитрялись отправиться домой с незнакомой девушкой или чужой женой.
По некоторым данным, копты — потомки древних египтян, проживающие в Египте, Джибути и Нигере, — отмечают Новый год по александрийскому календарю, 29 или 30 августа. Их предки связывали его с разливом Нила, который приходится на конец лета — начало осени. Впрочем, праздник этот неофициальный, государственный же наступает, как и в большинстве стран, 1 января. Новогодняя осень И снова копты — на этот раз христианская община. Это первый день месяца тота — первого в коптском календаре.
Женщины должны были примерить наряды заграничных модниц. Празднества продолжались и последующие дни, закончившись 6 января крестным ходом на Иордань. Все это очень напоминает то, как мы празднуем Новый год и сегодня. Но есть, конечно же, и различия.
Рождество, сиречь Новый год Главное из них заключается в том, что Петр I не довел до конца преобразования календаря, то есть не заменил юлианский календарь григорианским. Спустя двести с лишним лет назад эту работу доделали большевики, хотя и новая реформа календаря, и введение современного правописания вынашивались еще Временным правительством. В результате мы имеем такое труднопонимаемое иностранцами понятие и праздник, как старый Новый год. И Рождество, отмечаемое 7 января. В старой России, жившей по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года. В общем, в нашем сегодняшнем праздновании Нового года слились старые — и новогодние, и рождественские — традиции. Елка называлась рождественской начиная с XIX века, в больших городах перед Рождеством открывались елочные базары. По традиции елочку наряжали втайне от детей, обычно после рождественской всенощной службы. Сладости и фрукты, бумажные игрушки в виде карет, животных, ангелочков — таким было убранство рождественской красавицы в то время.
Часто украшениями служили позолоченные грецкие орехи. С конца XIX века стали выпускать и привычную для нас мишуру. Ее изготовлением занимались на фабрике по производству канители промышленников Алексеевых. Интересно, что Алексеев — это настоящая фамилия режиссера Станиславского, который сам несколько лет работал на отцовской фабрике и даже был ее директором и лишь затем увлекся театром. Рождественскую елку венчала Вифлеемская звезда, в советское время замененная красной. К слову, елка одно время была под запретом новой атеистической власти. Для ребятишек ее устраивали чуть ли не подпольно. Но вскоре, будучи не в силах бороться с устоявшейся в народе традицией, вожди пошли на попятную. И подобно тому, как церковь приспособила под свои нужды многие языческие отголоски ту же Масленицу , коммунистическая религия сделала елку «своей».
Однако мы забежали вперед. Итак, вновь старая Россия. Рождественское утро было особенно радостным. Дети, проснувшись, бежали к наряженной елке и находили там приготовленные для них подарки. Родителей же малыши радовали поздравительными стихами, которые разучивали заранее, и сувенирами, изготовленными своими руками вот она, сила традиции! На Рождество было принято устраивать специальные детские праздники. Делалось это уже на второй или третий день праздника. Детям готовили костюмы, поэтому детский вечер напоминал маскарад. Маскарады были излюбленным рождественским развлечением и у взрослых.
Примерно с середины XIX века костюмированные балы стали непременным атрибутом праздника, а каждая аристократическая семья считала своим долгом устроить рождественский маскарад у себя дома, на который созывался весь высший свет. Кроме широких гуляний распространены были и частные визиты в праздничные дни. Мужчины в обязательном порядке должны были посещать родственников и знакомых. Встречи были короткими: гость заходил в дом, поздравлял и дарил подарки, а в ответ получал угощение от хозяев. В конце XIX века начали выпускать рождественские открытки, которые стали пользоваться невероятной популярностью. Их дарили друг другу, стараясь найти наиболее красочные и необычные экземпляры. Вообще рождественское время было особенно радостным и веселым. Устраивались театрализованные представления, катки, ледяные горки, катания на лошадях. Различные забавы, а особливо маскарады устраивались все время Святок — праздничной недели от Рождества до Крещения, и многие любители светских развлечений проводили в маскарадных гуляниях все рождественские дни.
Важнейшее место в рождественских гуляниях занимали колядки. Сакральный смысл этой традиции заключался в прославлении родившегося Христа. Ряженые колядующие пели песни и заходили в дома, где их ждали хозяева с угощениями... Расскажем подробнее об этом интереснейшем явлении старой русской жизни.
В эпоху Сасанидов праздник, впрочем, уже стал официальным и приобрел элитарные черты — празднование длилось пять дней и было раздельным : в первые дни полагалось праздновать простым людям и знати, затем наступала очередь жрецов, лишь в самом конце — царской семьи. Так же, как в христианство на Руси оказались потом «встроены» языческие праздники, так и Навруз остался важным элементом «народного ислама», несмотря на свою языческую природу. Технически, год у мусульман начинается 3 октября, в первый день месяца мухаррам, когда пророк Мухаммед бежал в Мекку из Медины. Но как таковых торжеств в этот день нет в некоторых мусульманских странах, как, например, в Брунее, Сомали и Таджикистане , публичное празднование Нового года по христианскому или китайскому обычаю вообще запрещено. Возможен был и альтернативный подход — кельты, например, вели отсчет нового года не с начала аграрного сезона, а с его окончания. В Самайн, пик которого приходится в ночь на 1 ноября, отмечался праздник сбора урожая; главным ритуальным действием было разжигание священного огня — во всех светильниках огонь следовало погасить и символически зажечь снова, причем нужно было дождаться, пока сначала это сделают в королевском дворце. Что-то от этого обычая есть в нашей традиции ждать удара часов именно на кремлевской башне. Самайн Фото: V. David-Martin Как и во многих других культурах, Самайн был еще и днем мертвых, днем, когда в мир людей пробирались духи из потустороннего мира — дни праздника не принадлежали ни старому году, ни новому, они как бы выпадали из цикла времени, и поэтому граница между мирами приоткрывалась. В итоге получился хорошо нам знакомый аттракцион под названием Хеллоуин — христианское название, демоническое содержание, ну, а от сельскохозяйственного значения остались только тыквы со свечкой внутри. Иудеи тоже имеют собственный взгляд на календарь. Идею Нового года евреи переняли у вавилонян, но использовали при этом не весенний, а осенний праздник, приуроченный к концу сезона, Реш Шаттим, позднее трансформировавшийся в Рош а-Шану. Отмечается он в первый день месяца Тишрей Ташриту в Вавилоне , то есть примерно в сентябре, дата непостоянна. Праздник Рош а-Шана с течением веков наполнился множеством сложных религиозных смыслов, а также уникальных обычаев, таких как ташлих — выворачивание карманов в реку, море или колодец, что символизирует очищение от грехов. Вакханалия на века У каждого народа существовали свои божества, в честь которых с наступлением весны устраивались ритуалы и празднества — у славян, к примеру, Новым годом была Масленица на границе зимы и весны , связанная в первую очередь с Велесом, а также Мокошью; ее основные ритуалы сохранились в общих чертах и сейчас. Древние греки отмечали праздник пробуждения природы, Антестерии, в середине одноименного месяца антестериона, примерно в середине февраля, когда подрезалась виноградная лоза. Это был один из дионисийских праздников, так называемые Старые Дионисии существовали также и малые или сельские Дионисии, отмечавшиеся по окончании сезона сбора винограда , одновременно служивший и днем поминовения усопших. Если у вавилонян царь в Новый год символически вступал в брак с богиней плодородия, то у греков за Диониса «выходила замуж» супруга архонта. Праздник длился три дня, в первый из которых дома украшались цветами и вскрывались бочки с вином предыдущего года. Граждане устраивали в честь Диониса карнавальные шествия, театральные представления и, конечно, обильные возлияния, в том числе соревнования по скорости и количеству выпитого; традиционным подарком служили кувшины для вина. Вакханалия перед изваянием Пана Фото: Никола Пуссен, около 1634-1635. Затем, в IV в. В эти дни бурно расцветал театр, проводились спортивные состязания; чтобы все могли принять участие в веселье, узников выпускали на поруки, а должников не трогали. С марта же начинался отсчет первого известного нам римского календаря; он был назван в честь бога Марса, который, с одной стороны, считался отцом основателя города Ромула, а с другой, первоначально был богом земледелия, а уж после — войны. Но по смыслу, главным земледельческим праздником у римлян были скорее Сатурналии, совпадавшие с зимним солнцестоянием, то есть отмечавшиеся в конце декабря по случаю не начала, а окончания аграрного сезона. В эти дни граждане позволяли себе вакханалию и карнавальные шествия, обменивались подарками, а рабы на время становились равны хозяевам. Именно Сатурналии впоследствии оказали большое влияние на европейские традиции новогодних празднований. С течением времени календарь оказался невероятно запутан, что создавало проблемы для государственных дел, и Юлий Цезарь, как известно, был вынужден провести тотальную реформу с участием египетских астрономов. Так Новый год переместился на 1 января — в этот день приносили присягу консулы то есть «бюрократический» Новый год уже начинался здесь , к тому же на него в 45 году до н. Январь назвали в честь двуликого Януса, символизировавшего взгляд в прошлое и одновременно в будущее.
Поэтому православное Рождество стали отмечать не 25 декабря по юлианскому календарю , а 7 января. В первые советские годы традиция рождественских и новогодних праздников сохранялась. Для детей государственных и партийных деятелей елки проводили в Большом Кремлевском Дворце. Однако в середине 1920-х гг. Тогда же появились предложения перенести встречу Нового года с 1 января на 7 ноября День Октябрьской революции. Этого делать не стали, но официальные новогодние торжества были отменены как "буржуазные" и "поповские пережитки". Возрождение праздника в советские годы 28 декабря 1935 г. В ней автор предложил положить конец "неправильному осуждению елки": "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку... Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею". На следующий день в "Правде" было опубликовано постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева о проведении 1 января комсомольцами и пионерами елок в школах, детских клубах и детских домах - "весело и без занудства". Его речь была посвящена событиям на фронтах Великой Отечественной войны. В том же году в Колонном зале Дома Союзов была организована елка для детей и молодежи. На празднике присутствовал главный новогодний персонаж - Дед Мороз в исполнении артиста эстрады Михаила Гаркави , спустя год вместе с ним елку вела Снегурочка. В новогоднюю ночь 1944 г. С 1954 г. С 1962 г. На первую кремлевскую елку были отобраны лучшие школьники и студенты страны. Трансляция велась по радио, а в газетах были опубликованы подробные репортажи. С тех пор праздник в Кремле стали называть "главной елкой страны".
Николай Стариков
- Начало и празднование Нового года в России
- Историк рассказал, почему в России отмечают два Новых года
- История Нового года в России и мире, когда начали отмечать
- Как стали праздновать Новый год после реформы Петра I
- Почему раньше 1 сентября отмечали Новый год
- История Нового года. Каким он был до Петра I? | Информационное агентство «Би-порт»
От Петра I до наших дней. Как отмечали Новый год в России в разные эпохи
Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Пётр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летосчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».
Следует отметить, что новое летосчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова. Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Пётр Алексеевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова». Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В Петровском указе писалось: «... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.
В присутствии царя и знатных особ проводилась праздничная церковная служба, возглавляемая Патриархом. Нищим и убогим раздавалась щедрая милостыня, а обиженные и недовольные получали возможность подать государю прошение со своей жалобой. Как стали праздновать Новый год после реформы Петра I 20 декабря 1699 г. Вместо византийской Пётр I ввёл систему отсчёта от Рождества Христова, по юлианскому календарю, о чём было сказано в указе 1699 года. Высочайшим повелением предписывалось отныне начинать год с 1 января. Кроме того, тяготеющий к европейским традициям царь-реформатор распорядился отмечать новогодний праздник как можно пышнее, чтоб не отстать от заграницы. Первый год нового столетия встречался с присущим Петру размахом — звонили колокола, палили большие пушки на площади и маленькие — в частных владениях, небо расцвечивали невиданные фейерверки, зажигались смоляные бочки, народные гуляния длились неделю. Дома знатных людей и государственные учреждения по фасаду должно было щедро украсить сосновыми и можжевеловыми ветвями. Гражданам с небольшим доходом достаточно было одной-двух зелёных веточек над воротами.
Впоследствии праздничной новогодней зеленью была «назначена» ель. Красивую традицию наряжать зелёное деревце и делать друг другу подарки самодержец позаимствовал в Немецкой слободе, где был частым гостем. С лёгкой руки Петра I праздник утратил церковное начало и превратился в светский. Однако православный люд рассудил по-своему: сделал новогоднюю ёлку рождественской и стал украшать её соответственно — Вифлеемской звездой, ангелочками и прочей христианской атрибутикой. Какой петровский обычай возродили большевики В 1935 году Новый год вернули — по инициативе партийного деятеля Павла Постышева. Во-первых, Россия перешла на григорианский календарь, вследствие чего изменилась дата начала нового года.
В первую очередь, с осенним равноденствием - с одним из важнейшим астрономическим явлением года, когда день становится равен ночи. После осеннего равноденствия световой день начитает таять и сокращаться вплоть до зимнего солнцестояния. Но почему все-таки наши предки праздновали начало нового годового цикла именно осенью? Ведь ключевых точек в году четыре — осеннее и весеннее равноденствие, а также летнее и зимнее солнцестояние.
Сегодня многие считают, что начало года нужно отмечать на Коляду, поскольку в это время возрождается само Солнце. Есть и сторонники празднования нового года на весеннее равноденствие. В это время Земля освобождается от снега, начинается весенний сев, возрождается природа. Да вот и римляне, к примеру, начинали год с весны. Логика в этих рассуждениях, конечно, есть. Но давайте вспомним несколько важных моментов. Во-первых, в календаре наших предков день начинался не утром, а с вечера. Отголосок этого мы можем наблюдать в русском крестьянстве, где церковный день также начинается с вечера. И только у католиков в этом плане всё соответствует современности. Смотря по этой логике на годовой цикл, можно сказать, что осень — это вечер года, с которого он и должен начинаться.
Во-вторых, осеннее равноденствие занимало особое место в годовом цикле, оно считалось жреческим. Если весной начинался новый земледельческий цикл, требующий усиленной физической работы, то осеннее равноденствие — это начало нового духовного цикла, цикла познания. Тут на первый план выходит умственная и духовная работа. Недаром ведь и сегодня новый учебный год в школах и ВУЗах начинается именно осенью. Неудивительно, что в древнем, гораздо более духовном обществе точка начала познавательной активности имело наиболее весомое значение для выбора начала года.
После Крещения Руси приход нового года отмечали 1 марта, что было связано с началом полевых работ, а позже — 1 сентября, когда начинался сбор урожая. Праздновать Новый год 1 января в России начали только в 1699 года. По этому указу полагалось в знак веселья палить из пушек и зажигать «огненные» потехи.
Елки, как новогодняя традиция, также появились в России благодаря новогоднему указу Петра I. В нем было сказано: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». После смерти Петра I о елках начали забывать. Еловая традиция вновь возродилась благодаря супруге Николая I Александре Федоровне. Теперь елка была уже в первую очередь связана с Рождеством.
От Рождества к «пролетарскому» Новому году
История Нового года: как отмечали праздник наши предки / Сергей Васильев | Обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился в России при Петре I. До этого, с принятия христианства в 988 году, его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. |
Когда отмечали Новый год на Руси до Петра 1? | Наши предки изначально отмечали его 1 марта, потом 1 сентября и только после решения Петра 1 Новый год был перенесен на 1 января. |
Почему раньше 1 сентября отмечали Новый год | Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. |
Новый год в Государстве Российском
- Когда Новый год стали отмечать 1 января?
- Новый год, старые времена | ГАРАНТ.РУ
- Почему в Древней Руси праздновали Новый год 1 марта?
- История Нового года
- О том, когда и как появился праздник с таким противоречивым названием, Metro рассказал эксперт
От Петра I до наших дней. Как отмечали Новый год в России в разные эпохи
И правда, уже через 3 года ей поступало больше заказов из России, чем из Франции. Рождественская елка в Александровском дворце Царского Села, 1908 Первая в Петербурге публичная новогодняя елка появилась при Николае I. Если до этого дом украшали, как правило, ветками, не только хвойными, но и березовыми, и вишневыми, то в середине XIX в. В это же время в праздничном меню лидировали семга, икра и сыры.
В 1918 г. С тех пор Рождество празднуют 7 января 25 декабря по старому стилю , а Новый год приходится на самую строгую неделю поста. Именно тогда возникла традиция отмечать Старый Новый год по старому Юлианскому календарю.
В 1919 г. С Юбилейной ёлкой вас поздравляю.
Почему в Древней Руси праздновали Новый год 1 марта? В Древней Руси Новый год праздновали 1 марта. Почему именно в этот день? Первая гипотеза состоит в том, что это произошло просто потому, что сельскохозяйственный год начинается в марте. Другое предположение состоит в том, что дохристианские русские приняли 1 марта, как первый день Нового года из старого римского календаря, в котором было десять месяцев, из которых март был первым.
Когда русские приняли христианство в 988 году, первый день Нового года остался прежним — Киевская Русь стала использовать византийский календарь. Византийская империя, которая привела русскую землю к христианству, использовала календарь, созданный в Константинополе ныне Стамбул в 353 году. Этот календарь начался с сотворения мира — согласно Септуагинте старейшему известному греческому переводу еврейской Библии , это произошло примерно за 5508 лет до рождения Иисуса Христа. Примерно с VII века празднование византийского Нового года начиналось 1 марта, что было очень удобно для русских. Ее первым годом был 6496 год по византийскому календарю. Однако в том же году Византийская империя перенесла начало года на 1 сентября. Почему русский Новый год перенесен на 1 сентября?
В повседневной жизни новогодний праздник отмечали в марте.
Они чувствовали себя уязвимыми и не понимали, как правильно отмечать праздник. Люди думали, что шумные гуляния и костры по ночам призывают нечистую силу. Но славяне все-таки нашли разумный способ празднования Нового года. Люди собирались днем в кругу семьи и молились за урожай, за тех, кто в дороге, и за счастье, которое посетит дом. В канун Нового года было принято выкидывать разбитую посуду, мыть зеркала и приступать к готовке праздничных блюд. Новогодний стол считался символом благополучия и богатства на весь предстоящий год.
Обычно пекли хлеба и пироги, готовили различные мясные блюда и варили кисель. Эзотерик рассказала, что в центр новогоднего стола ставили блюда из свинины, часто это была туша приготовленная на вертеле. Его называли коляда — отчасти потому, что этим мясом позже угощали ряженых, что приходили в первые дни нового года. Хельга упомянула, что в день праздника 31 декабря все заканчивали работу. В новогодние дни нельзя было нагружать себя работой, иначе год будет трудоемким и тяжелым. На Новый год надевали новую одежду, чтобы привлечь в дом благополучие. Новый год отмечали бурно и весело, пробуя множество вкусных блюд и распевая песни.
А на следующее утро шли колядовать, наряжаясь чертями или другой нечистой силой.
То есть, он был буквально вклинен, инкорпорирован в эту святочную обрядовую систему. Как всегда у нас это всё делается совершенно внезапно. Но при этом, что очень важно подчеркнуть для наших с вами дальнейших рассуждений, Пётр оставил юлианский календарь.
Собственно, с этого момента в России появилось исчисление времени от Рождества Христова и празднование Нового года первого января, но при этом остался старый юлианский стиль, отставший от григорианского стиля на 13 дней. Пётр I Алексеевич Что интересного было в петровских календарных реформах. То, что он впервые попытался донести до своих подданных мысль, что время наступления нового года нужно каким-то образом маркировать разными атрибутами. И, естественно, атрибутом который единственный содержится в его указе от 20 декабря 1699 года было то, что богатые люди должны ставить перед дверями своих домов еловые, сосновые или можжевеловые деревца, а люди небогатые хотя бы по еловой веточке прикреплять к крышам или стенам своих домов.
Нужно обратить внимание, что, то, что предлагал сделать Пётр, в общем, не имело никакого отношения к новогодней или рождественской ёлке, которая сформировалась позже, в XIX веке, потому что для него ёлка была не украшением пространства внутри дома, а скорее украшением улиц города. Особого значения для формирования святочного и новогоднего обряда этот указ Петра не имел, потому что вскоре после смерти Петра это установление было благополучно забыто. Но оставило свой след достаточно надолго в довольно специфической сфере, потому что обычай устанавливать еловые деревца сохранился не около жилых домов, а этим стали маркировать пространство около кабаков. Питейные заведения стали украшаться ёлками, или ёлки устанавливались на крышах этих заведений.
Поэтому в XVIII веке и в XIX веке, когда эта традиция сохранялась существовало огромное количество эвфемизмов, связанных с кабаками и с желанием выпить, в которых присутствовала ёлка. Кабаки могли называться «Иван Ёлкович» или «Под ёлкой». Или «Пойдём, сходим под ёлку», что означало приглашение выпить. Огромное количество всяких фразеологизмов было связано с тем, что ёлка внезапно закрепилась именно за кабаками.
Интервьюер: Тогда было бы очень интересно узнать, как в итоге начала формироваться новогодняя традиция в более праздничном виде, как люди к этому пришли. Елена Евгеньевна: Хорошо. Здесь нужно говорить о том, что в послепетровскую эпоху вот эта календарная праздничная традиция, в том числе и празднование Нового года и рождественского периода, существует на двух уровнях. Это старый, крестьянский уровень, где, как я уже говорила раньше, Новый год оказался вплетён, внедрён в святочный период и стал промежуточной датой между Рождеством и Крещением.
И дворянская традиция, которая уже стала опираться на другие, европейские нормы празднования рождественского периода: с балами, с фейерверками, ряженьем, с карнавалами — со всеми этими элементами. Обычай ставить ёлку в качестве важного центрального атрибута Рождества — это, прежде всего, немецкий обычай. Он довольно древний, хотя не безумно древний: как считают некоторые исследователи, он возник в немецких землях примерно в XV-XVI веках. И многие связывают его с деятельностью Мартина Лютера, который по одной из легенд якобы однажды, накануне Рождества, шёл по заснеженному лесу и увидел, как сквозь еловые ветви сверкают яркие зимние звёзды.
Он увидел в этом символ Вифлеемской звезды, которая воссияла во время рождения младенца Христа. Тогда он решил срубить эту ёлку и принести её в дом как знак свершившегося события Рождества Христова. Мы не знаем, насколько правдива эта легенда, но, во всяком случае, для немецкой рождественской обрядности ёлка достаточно рано, примерно в средние века, становится непременным атрибутом рождественской обрядности. И вокруг неё в немецкой культуре начинает формироваться идеология Рождества и рождественских событий.