агнатическое и когнатическое родство в римском праве. § 43. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей. Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны.
Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
Прежде чем приступить к изучению агнатического родства в семейном праве Древнего Рима, следует дать определение понятиям, служащим основой и для римской семьи, и для агнатического и когнатического видов родства. Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Реферат на тему «Римская семья. Римский брак»
Агнатское и когнатское родство. Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства и продукты производства. С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домо-владыка paterfamilias. Правовые черты римской семьи: 1 власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства.
Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая. Родство определяется по линиям — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и неполнородными: consanguinei и uterini единоутробными. Римляне различали и свойства. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей- ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей.
Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; патриархальная семья familia сменила консорциум; когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию.
С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.
Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения е жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу. Брак sine manu не менял юридического положения жены.
Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги видимо, в случае, если она- persona sui iuris или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении.
За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях. Независимо от формы брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданное dos и брачные дары dos propter nuptias. Термином приданное обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой и поступало в собственность мужа. По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим. Примерно за 2 века до н. В классический период приданое получает специальную регламентацию.
Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передаче приданого, который должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа- жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и т. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого. Это был строгий иск, и муж возвращал приданое безусловно и в полном объеме. Если специального соглашения не было, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давался жене, но не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю на содержание оставшихся при нем детей и прочие нужды. При Юстиниане привила о возврате приданого были упрощены через объединение двух ранее названных исков. Теперь независимо от того, было ли заключено соответствующее соглашение, жена и ее наследники получают теперь иск о возвращении приданого, по которому приданое передается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек. Брачные дары представляли собой как бы «приданое наоборот», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых.
Сначала это дарение совершалось до брака т. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, и оно стало называться donatio propter nuptias. По размеру это имущество соответствовало приданому. В течение брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене. В договоре нередко предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества в случае смерти мужа. Patria potestas. На наш взгляд, начать эту главу следует с рассмотрения вопроса о взаимоотношениях между матерью и детьми. Эти отношения глубоко различны в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными.
Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку. Теперь перейдем к рассмотрению взаимоотношений отца и детей. Эти отношения были построены иначе, чем отношения матери и детей: для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas. По определению Гая «под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины». Эта власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной для этого являлись распад прежней крестьянской семьи и развитие ремесел: сыновья все более ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельно положение в уже постоянной армии и государственном аппарате. Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного совета.
В конце республики и в начале периода империи был введен ряд ограничений прав paterfamilias на личность детей. Подвластный сын имеет и libertas, и civitas; в области публичного права он стоит наряду с отцом, может занимать публичные должности. Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом возраст значения не имеет, и даже когда он уже состоит в браке и имеет детей. Важно подчеркнуть, что власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям. Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли «под властью» особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Под отцовскую власть дети попадали тремя путями: Через рождение в законном браке Через усыновление Через узаконение В Риме действовало правило, согласно которому всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное. Следует подчеркнуть, что отцом ребенка, рожденного в браке, считается муж.
Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой. Определение брака, данное Модестином, однако, не соответствовало действительному положению вещей.
Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа. Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей sine manu — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа cum manu. Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей.
Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах. Таким образом, можно выделить три формы брака: 1. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам. Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна auctoritas tutoris. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи. Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.
Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак.
Поиск по сайту
- Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.
- Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
- Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
- Ассоциация победителей олимпиад | Качественное образование
Браки в Древнем Риме
- Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
- Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима
- Агнатское и когнатское родство
- Римская семья. Агнатское и когнатское родство
Римское право
К остальным агнатам относились те, кто когда-то был или мог стать членом данного консорциума, возглавляемого pater familias. Приведенная градация имела правовое значение, в первую очередь, при решении вопросов наследственного права или при назначении попечителей и опекунов [1, с. С течение времени, однако, агнатическая связь стала признаваться все менее значимой, и приоритет в римском семейном праве был отдан связи когнатической - то есть кровно-родственной, означавшей непосредственное или косвенное происхождение от одного и того же предка. Степень кровно-родственной связи определялась по совсем иным критериям, чем агнатическая связь. В этой сфере римляне вновь были первыми, кто разработал учение о линиях и степенях родства, широко применяющееся и в настоящее время [4, с. Родство подразделялось, во-первых, на две линии - по отцовской и по материнской линии; далее различались лица, происходящие в непрерывной последовательности одно от другого дед-отец-внук-правнук , и лица, происходящие от общего предка, но не одно от другого братья и сестры, дяди и тети, племянники и племянницы и т. Первая группа родственников называлась родственниками по прямой, а вторая - по боковой линии родства. При этом родственники по прямой линии родства могли быть восходящими от сына к отцу и деду и, напротив, нисходящими от отца к сыну и внуку.
Кроме того, различались родственники полнородные germani и неполнородные, которые, в свою очередь, подразделялись на единокровных, то есть рожденных разными женщинами от одного отца consanguinei , и единоутробных, то есть рожденных одной матерью от разных отцов uterine. При характеристике родственного статуса важное значение имело также, был ли ребенок рожден от законного брака своих родителей legitimi , или же он был внебрачным bastard, vulgo concepti. Решающее значение в наследственных отношениях играла так называемая степень родства, определявшая уровень близости наследников к умершему родственнику. Данный критерий широко применяется во многих современных правовых системах, в том числе и в Российской Федерации. Так, в Гражданском кодексе предусмотрено, что «степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого» абз. Представления о брачно-семейном союзе древних римлян, как и взгляды относительно других сфер общественных отношений, не были неизменными, поэтому на протяжении римской истории последовательно сменяли друг друга три формы вида римской семьи: 1 консорциум; 2 патриархальная семья агнатов и 3 когнатическая семья. Консорциум consortium.
В период становления Рима римская семья мало чем отличалась от таких же союзов, образовавшихся у других племен и народов. После распада рода отдельные его представители объединялись в союзы, основанные на совместном проживании и совместном труде, вследствие чего возникали некие семейные общины, возглавляемые старейшиной, которому все беспрекословно подчинялись. Сведений, которые могли бы охарактеризовать особенности консорциума, почти не сохранилось, и он остался в римской истории только как основа, фундамент для становления и развития будущих римских семейных союзов [2, с. Патриархальная агнатическая семья образовалась в тот период, когда развитие производительных сил сделало возможным существование производственных групп союзов меньших, чем консорциум. Новые семьи были замкнутыми хозяйственными объединениями, целью которых было совместное проживание и совместный труд для обеспечения существования, сохранения и продолжения семьи [3, с. Под властью старейшины patria potestas , которого стали называть домовладыка, находились не только его жена и родичи сыновья, внуки, невестки , но и все остальные члены общности, даже не состоявшие с ним в кровном родстве его агнаты , а также принадлежавшие им рабы, домашние животные и рабочий скот. При этом римский гражданин считался pater familias даже в том случае, если у него было ни жены, ни детей, ни внуков.
Сюда входят все вообще агнаты, то есть лица, которые стояли бы под общею отеческой властью, если бы общий домовладыка был еще жив. Наконец, наиболее широкий родственный союз, покоящийся на том же основании, составляет familia gentilicia, то есть члены одного и того же рода - gens, - объединенные предполагаемым происхождением от общего для всех прародителя. В древнем Римском праве юридическое значение имеет исключительно этот агнатский родственный союз. С течением времени, однако, изменившиеся условия жизни и воззрения общества стали выдвигать вперед иного рода семейный союз, основанный на кровном происхождении одних лиц от других, то есть когнатскую семью.
Разница между этими двумя семейными союзами очевидна: союз кровных родственников отчасти шире союза, основанного на подчинении общей домашней власти: сюда входят и родственники по женской линии и эмансипированные; отчасти же он уже: сюда не должны входить, строго говоря, лица усыновленные и uxor in manu. Однако в классическом праве мы встречаем правило, что всякий агнат, пока он таков, ео ipsо есть и когнат. Когнатская семья в конце развития римского права во многих отношениях получает преобладание в юридической области над агнатской; в вопросах о законном наследовании и о призвании к опеке в основу положено расширенное, как указано только что, понятие когнатства Nоv 118. Кроме того, есть ряд иных отношений семейного права, которые во время классиков и особенно Юстиниана определяются принципом когнатства, но не агнатства алименты.
В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное когнатическое родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении. Соответственно члены римской семьи делились на подчиненных persona aliena juris и главу семьи paterfamilias , осуществлявшего власть над ними. Главный признак правового положения paterfamilias - независимость от чьей-либо власти в семейном порядке persona sui lurjs , т. Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т.
Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободившись от patria potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки - под власть своих отцов, над вдовой теперь -- persona sui juris учреждалась опека сыновей.
На patria potestas основывалась римская семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья -- это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, вес они -- агнаты главы семьи; Агнатами являлись не только кровные родственники сын, дочь, внуки , но некровные жена подвластного сына или усыновленный. Причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь paterfamilias, выйдя замуж, становилась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались.
Социальные процессы, следовавшие за развитием экономических отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имущественных прав подвластных, привели в конечном счете к вытеснению агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана Римское право.
В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи.
В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место. Термином familia семья обозначалась совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния. Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей patria potestas pater familiae — специфический институт римского семейного права.
Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.
Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками.
Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.
Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство.
Результат поиска
АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян.
Ассоциация победителей олимпиад
Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. § 43. агнатическое и когнатическое родство. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).